0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Астафьев царь рыба краткое по главам

Краткое содержание «Царь-рыба» Астафьева

Сборник новелл о просторах великой сибирской реки, бескрайней тайге, голубизне и шири поднебесья, , которая в малой капле и цветке, что дерзко вышел навстречу холодным ветрам и ждет солнца. Рассказ о таких чудесах природы не может не увлечь всякого, кому не чужда красота родного края, кто ощущает себя частью природы и этой красоты, способен чувствовать радость и биение жизни даже в капле и цветке. Не стала исключением и я, возможно, потому, что природа края, описываемого в книге Астафьева, очень близка мне, так как там находится не только родина писателя, но и моя, оставшаяся в памяти самой близкой и прекрасной.

Сборник состоит из двенадцати новелл, каждая из которых по-своему отображает главную мысль Астафьева: единство человека и природы. В поставлено множество важных проблем: философских, нравственных, экологических и социальных. Так, например, в новелле автором была затронута важная философская проблема, которую Астафьев формулирует в рассуждениях о капле, замершей на . Капля у автора повествования — это отдельная человеческая жизнь. И продолжение существования каждой капли заключается в слиянии её с другими, в образовании потока-реки жизни. Чрезвычайно важны здесь и размышления рассказчика о детях, в которых продолжаются наши краткие радости и благотворные печали, наша жизнь. Астафьев утверждает, что жизнь человека не прекращается, не исчезает, а продолжается в наших детях и делах. Смерти нет, и в мире ничто не проходит бесследно — вот основная мысль, выраженная писателем в .

В книге есть новелла с таким же названием. Видимо, автор придает ей особое значение, поэтому мне хотелось бы подробнее остановиться именно на ней. Игнатьич — главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом. В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, главный герой новеллы сознает незаконность и неблаговидность своих поступков, боится , который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой. Астафьев очень ярко описывает её: рыба походила на , . Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних и , он с удивлением называет его .С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то показалось ему в ней, и позже герой новеллы понял, что .

Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: , а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. .Отбросив сомнения, .Образ топора в этом эпизоде вызывает ассоциацию с Раскольниковым. Но герой Достоевского поднял его на человека, а Игнатьич замахнулся на саму мать-природу. Герой новеллы думает, что ему все дозволено. Но Астафьев считает, что эта вседозволенность не может быть ничьим правом. С замиранием сердца следишь за поединком Игнатьича с таинственной рыбой. Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. , — пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осетр . Да он и знал это с самого начала их борьбы, но . Игнатьич и царь-рыба . Их обоих ждет смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. — молит Игнатьич. Жажда жизни толкает героя и да то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: . Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осетр жмется к нему потому, что их обоих ждет смерть. В этот момент человек начинает вспоминать свое детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжелым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: .

Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой — наказание за его дурные поступки. В этом и проявляется главная мысль новеллы и всей книги: человека ожидает расплата не только за варварское отношение к природе, но и за жестокость к людям. Истребляя в своей душе то, что природа закладывает изначально (доброту, порядочность, милосердие, честность, любовь), Игнатьич становится браконьером не только по отношению к природе, но и к самому себе. Человек — это неотъемлемая часть природы. Он должен жить с ней в согласии, иначе она будет мстить за свое унижение, . Это утверждает Астафьев в своей книге. Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: . После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле . Игнатьичу сразу становится легче: телу — оттого что рыба не висела на нем мертвым грузом, душе — оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни. Книга В. П. Астафьева нравится тем, что автор поднимает в своем произведении не только экологические, но и нравственные проблемы.

воспитывает чувство ответственности и заставляет задуматься каждого над словами автора о том, что за дурные поступки человека обязательно ждет возмездие. Читается этот сборник новелл с большим интересом, учит любить природу, воспитывать доброе отношение к человеку. Своеобразен язык произведения. Писатель охотно использует те слова, которые употребляют люди, живущие в его родных местах. Эта книга делает читателя добрее, умнее.

Царь-рыба

Игнатьич — главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом.

В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьём, опытом предков и собственным, обретённым за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознаёт незаконность и неблаговидность своих поступков, боится «сраму», который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой.

Рыба походила на «доисторического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе». Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «козявках» и «вьюнцах», он с удивлением называет его «загадкой природы». С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то «зловещее» показалось ему в ней, и позже понял, что «одному не совладать с этаким чудищем».

Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: «Делить осетра. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!» Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время «жадность он почёл азартом», а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. «А-а, была не была! — подумал главный герой новеллы. — Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не «всякому Якову».

Отбросив сомнения, «удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу. ». Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. «Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке», — пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осётр «не по руке ему». Да он и знал это с самого начала их борьбы, но «из-за этакой гады забылся в человеке человек». Игнатьич и царь-рыба «повязались одной долей». Их обоих ждёт смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. «Ну что тебе. Я брата жду, а ты кого?» — молит Игнатьич. Жажда жизни толкает героя и на то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: «Бра-ате-ельни-и-и-ик. »

Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осётр жмётся к нему потому, что их обоих ждёт смерть. В этот момент человек начинает вспоминать своё детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжёлым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество — не вяжитесь с царью-рыбой, попадётся коды — отпушшайте сразу».

Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой — наказание за его дурные поступки.

Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: «Прос-сти-итееее. её-еээээ. Гла-а-аша-а-а, прости-и-и». После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле «десятки смертельных уд». Игнатьичу сразу становится легче: телу — оттого что рыба не висела на нем мёртвым грузом, душе — оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.

Краткое содержание «Царь-рыба»

О произведении

Повесть «Царь-рыба» Астафьев написал в 1976 году. В ней автор раскрывает темы противостояния человека и природы, отношений индивида и общества. Произведение вошло в книгу Астафьева «Царь рыба», включающую эту и другие повести и рассказы писателя.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Царь рыбы» по главам. Пересказ подойдет для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Зиновий Игнатьич – рыбак, « сибиряк », работал на пилораме наладчиком пил и станков; был женат.

Царь-рыба – большой осетр, который попался Игнатьичу.

Командор – « грозный чеченец », « капитан », младший брат Игнатьича.

Краткое содержание

В поселке Чуш у реки Енисей жил рыбак Игнатьич. К младшему брату Командору и чушанцам он относился « с некой долей снисходительности и превосходства ». Игнатьич любил « поковыряться в технике », « дабы постигнуть ее существо », поэтому люди звали его « механиком ».

Игнатьич плавал на моторной лодке « дюральке », выкрашенной белой и голубой краской. Всегда выглядел аккуратно, пил « с умом ». Со всеми общался вежливо, помогал рыбакам чинить лодки. « Ловил Игнатьич рыбу лучше всех и больше всех, и это никем не оспаривалось, законным считалось ». Ему никто не завидовал, кроме « младшего Утробина », который был с « гнильцой самолюбия » и « всю жизнь чувствовал себя на запятках у старшего брата ». Братья давно « отурились друг от друга » и встречались только по крайней надобности или на реке. Командор вытеснил самолова брата с рыбного места на « Золотую каргу », однако и на этом месте у Игнатьича ловилась отборная стерлядь. Как-то среди реки Командор едва со злости не застрелил брата. Игнатьич в свою очередь вспомнил, как их мать жалела, что не задушила брата еще маленьким подушкой. Командор поклялся « очесливого братца и осадой, измором, нахрапом ли выжить его с реки или загнать в такой угол, где ерш – и тот не водится ».

Узнав о случае на реке, жена Командора заставила пойти попросить у Игнатьича извинения. Командор попытался оправдаться перед братом тем, что был пьян. Игнатьич напомнил, что за пьянство Командора могут снять с должности капитана. Эти слова сильно разозлили Командора.

« В студеный осенний морок вышел Игнатьич на Енисей, завис на самоловах ». Собирая пойманное, он почувствовал, на самолов попалась « крупная рыбина ». Игнатьич был браконьером, поэтому « больше смерти бойся рыбнадзора – подкрадется во тьме, сцапает – сраму наберешься, убытку не сочтешь, сопротивляться станешь – тюрьма тебе ». Борясь с рыбиной, Игнатьич напряженно следил за проплывающими мимо сначала грузовой самоходкой, а затем « грустным корабликом ».

По всем повадкам рыбы Игнатьич понял, что попался осетр. За кормой « взбурлило грузное тело рыбины ». « Что-то редкостное, первобытное было не только в величине рыбы, но и в формах ее тела на доисторического ящера походила рыбина ». Игнатьич удивлялся тому, что « на мормыше, на козявках и вьюнцах » вырос « этакий боровище ».

« Долгожданная, редкостная рыба вдруг показалась Игнатьичу зловещей ». Он осветил рыбину фонариком. « Из воды, из-под костяного панциря, защищающего широкий, покатый лоб рыбины, в человека всверливались маленькие глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью ». Осетр висел на шести крючках, Игнатьич добавил еще пять – рыба даже не дрогнула.

Игнатьич начал понимать, что ему одному не справиться « с этаким чудищей ». Но ему очень не хотелось делить с братом и, скорее всего, механиком свою добычу: « В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?! ».

« Все хапуги схожи нутром и мордой! ». « Чалдонская настырность, самолюбство, жадность » ломали, корежили, раздирали на части Игнатьича. Он не решался идти к берегу, но и упускать рыбу не хотел: « Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не всякому Якову ». Вспомнилось Игнатьичу, как дедушка рассказывал, что лучше отпустить Царь-рыбу, « перекреститься и жить дальше ». Но рыбак отбросил эти мысли и со всего маху ударил обухом топора рыбу в лоб, но удар прошелся вскользь. Неожиданно рыба резко « вертанулась », ударилась о лодку, река за бортом взорвалась и Игнатьича оглушило. Он хлебнул воды и начал тонуть. Рыбака тянуло за ногу в глубину, « рыба продолжала биться, садить в себя и в ловца самоловные уды ».

Игнатьич подплыл к лодке, но не смог забраться в нее, потому что « в ноги воткнулось еще несколько уд спутанного самолова ». « Очумелая рыба садила в себя крючок за крючком, и ловца не облетало ».

« Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне! » – слабо и без надежды взмолился Игнатьич. Зря не верил он ни в бога, ни в дедушкины рассказы. Рыба подплыла к лодке и уткнулась в бок мужчине. Ему показалось, что она начинает жевать его. « И рыба, и человек слабели, истекали кровью ». « Реки царь и всей природы царь – на одной ловушке ».

Игнатьич рванулся из воды, попробовал перевалиться в лодку, но рыба тут же попыталась укусить его за ногу. Мужчина обвис, он постепенно погружался в дрему. Он вспомнил, как видел утопленника, которого поедали рыбешки.

Игнатьич снова начал « дубасить рыбину по башке ». « Рыба отодвинулась, грузно взбурлила воду, потащив за собой ловца. Руки его скользили по борту лодки, пальцы разжимались ». Игнатьич начал уговаривать рыбу быстрее умереть, шепотом звать брата. Мужчина впал в забытье, « в ушах зазвенело, значит, совсем обескровел ». Игнатьич подумал о том, что умирает. Он задумался, не оборотень ли царь-рыба. « И из-за нее, из-за этакой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла! ». Игнатьич вспомнил свои школьные годы, как « сколь помнит себя, все в лодке ». Как его наметили в депутаты, но отвели, потому что « рыбачит втихую, хапает ». И в народную дружину не взяли. Как хулиганы « достали » его племянницу Тайку – « машиной об столб всмятку ».

Снова Игнатьичу вспомнился дед, который говорил, что если за душой у рыбака какой-то грех, то « не вяжитесь с царью-рыбой », а сразу отпускайте. Понял Игнатьич: « пробил крестный час, пришла пора отчитаться за грехи ».

В 42-м году в Чушь приехали трудармейцы, один из них загулял с Глашкой, возлюбленной Игнатьича, о ней пошли слухи. Игнатьич, узнав об этом, завел Глашку за поскотину и надругался над ней, сбросил в реку. « С той поры легла меж двумя человеками глухая, враждебная тайна ». Прошло время, он женился, Глашка вышла замуж. Но воспоминание о том надругательстве осталось. « Бесследно никакое злодейство не проходит, и то, что он сделал с Глахой, чем, торжествуя, хвастался, когда был молокососом, постепенно перешло в стыд, в муку ». Вот и пришла заслуженная кара – « Природа, она, брат, тоже женского рода ».

Уже не владея ртом, Игнатьич пытался просить у Глаши прощения. Силы его покидали, он уже приготовился к неминуемой смерти. Издалека послышался звук мотора. Волна от лодки качнула рыбу, и та « неожиданно вздыбила себя ». Рыба перевернулась на живот, начала бить хвостом и, « изорвав свое тело в клочья », снялась с самолова и уплыла.

Игнатьич сказал в след рыбе: « Поживи сколько можешь! Я про тебя никому не скажу! ». Ему сделалось легче. « Телу – оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нем сутунком, душе – от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения ».

Заключение

Повесть Виктора Петровича Астафьева «Царь-Рыба» была удостоена Государственной премии СССР в области литературы, переведена на десятки языков. Недалеко от Красноярска был возведен посвященный произведению памятник – в виде большого осетра, разрывающего рыбацкую сеть.

Советуем не останавливаться на кратком пересказе «Царь-Рыбы», а оценить повесть в полном варианте.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание Царь рыба Астафьев для читательского дневника

Год: 1976 Жанр: повесть

Главные герои: рыбак Игнатьич и огромный осетр

Игнатьич — главный герой повести. Его ценят в селе за его ум, добрые дела. Он один из богатых людей, все у него получается, все он умеет. Не откажет и в помощи, но односельчане не чувствуют в нем открытости. С братом тоже нет взаимопонимания.

В деревне он прославился как самый опытный и смекалистый рыбак с хорошо развитым чутьем. Но свой опыт не редко применяет во вред окружающей среде, поскольку занимается браконьерством. Уничтожая рыбу в большом количестве, нанося тем самым неисчерпаемый урон, он понимает, что так делать не следует, страшится позора, который последует за тем, когда все узнают, чем он занимается. Но он не способен остановиться, не способен с собой справиться, его губит чувство жадности, богатства. Что в последствии сыграет большое значение при знакомстве с царь-рыбой.

Осетр похож на древнего ящера, у нее нет ни век, ни ресниц, что-то пугающее таилось в ее глазах. Мужчина удивляется габаритам. Рыбина, выросшая на одних «козявках», и с изумлением величает осетра «загадкой природы». С первого же знакомства, он почувствовал что-то страшное в ней, что-то не опознанное в ней.

Он хочет позвать на помощь братишку с механиком, но тут же у него проявляется чувство жадности, чтобы делить рыбу, с которой икры будет с пару ведерок не меньше, на троих? И в этот же миг Игнатьичу становится стыдно за свои мысли. Но еще через не которое время жадность снова показала свой характер, появился уже азарт. Помимо жажды наживаться, появился еще повод, побудивший его сравниться силами загадочного создания. Помириться с ней силами, проявить свою смекалистость. Ведь такая рыба не каждому поддаться, вот в чем весь смысл вопроса.
Сбросив сомнения, он ловко машет топором прямо рыбе в лоб. Скоро, мужчина оказывается в воде. Скованный своими же удочками с крючками, которые впились в тело его и в тело осетра. «Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке», — отмечает писатель.

И только сейчас осознал рыбак, что большая рыба не под силам ему. Да, конечно, он понимал это сразу, до борьбы, но хотел показать себе, какой он сильный и умелый. Рыбак и осетр оказались в ловушке. У них у обоих печальный конец – гибель. Огромное желание жить двигает мужчину вырываться из крючков, от безысходности, даже разговаривает с рыбой, спрашивая, чего она ждет? Как будет спасаться? Он рассчитывает на брата, что прибежит к нему, спасет его, и сильно начинает молиться. Жажда жить толкает мужчину на то, чтобы побороть свою гордость, что есть сил звать на помощь брата.

Человек понимает, он — тонет. Осетр сильно прижимался к Игнатьевичу своим жирным и мягким брюхом. Рыбак ощутил суеверный страх от этой почти женской нежности прохладной рыбы. Мужчина осознал, рыба прижимается к нему потому, что их двоих ждет погибель. И тут же он стал вспоминать то, как он взрослел. Каким был маленьким, потом юным и сейчас, когда уже совсем стал взрослым. Помимо хороших воспоминаний, идут думы о том, что его невезения взаимосвязаны с браконьерством. До мужчины стало доходить, большой лов рыбы не даст спокойно ему жить. Игнатьич вспомнил своего дедушку, его наставления рыбакам, — если имеется грех за душой, поступок плохой, не связывайтесь с царь – рыбою, отпускайте тут же.

Наставления дедушки принуждают переосмыслить свои поступки. Что он сделал плохого, что он сделал, чтоб оказаться сейчас в подобной ситуации и осознал, на нем лежит большая вина. Он вспомнил невестку свою, и то, что надругался над чувствами ее. Здесь нет оправданий. И дошло до рыбака, встреча с осетром не случайна – наказание его проступки.

Обратившись к Господу, мужчина молит, чтоб помог распутаться с рыбой, чтоб отпустил ее на свободу, и спас их двоих. Извиняется и перед женщиной, которую оскорбил когда – то в своей жизни.

И тут, осетр распутывается от крюков и исчезает вдали, унося за собой смертельные уды. Рыбаку тут же делается проще: телу – свобода от тяжелой рыбы, душе – что природа его поняла и простила, дала еще одну возможность искупиться от проступков своих и начать жить заново.

Этот рассказ заставляет задуматься над тем, как мы живем, что творим. И что за каждый проступок обязательно наступит возмездие.

Читать краткое содержание Царь рыба. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

«Царь-рыба» — краткое содержание (пересказ)

Виктор Петрович Астафьев известен как автор произведений на военную тему. Но повесть «Царь-рыба», вышедшая из-под его пера и описывающая суровую деревенскую реальность, также не оставляет никого равнодушным. Вообще автор всегда отличался тем, что изображал окружающую действительность правдиво и честно, буквально в двух миллиметрах от цензурного ограничения. Такова и повесть, краткое содержание которой мы сегодня представим.

Для начала следует отметить, что «Царь-рыба» — центральное произведение сборника с одноименным названием. В его состав входит 12 произведений. Тематика всех – природа и человек в их тесной взаимосвязи. Есть и мелкие составляющие – в сборнике подняты философские, экологические, нравственные и социальные проблемы. В своей книге Астафьев придерживается такого мнения, что ничего не может исчезнуть, не оставив после себя следа.

А повесть он начинает с описания главного героя – Игнатьича. Что это за человек? Среди односельчан он пользуется заслуженным уважением. И причин этому несколько. Во-первых, он ловкий рыбак, во-вторых, всегда придет на помощь, если не делом, то простым и ладным советом, в-третьих, этого человека отличает светлый ум и смекалка.

Что касается материального положения Игнатьича, то он зажиточен. Ко всем хозяйственным делам подходит разумно, поэтому, наверное, все у него так ладно получается.

Но вот есть все же в характере Игнатьича и недостатки. При всем его бескорыстии и желании прийти на помощь любому и каждому, нет в основе его поступков искренности. И отношения с родным братом совершенно не складываются.

А вот во всем, что касается рыбной ловли, у Игнатьича отлично получается. И его всегда сопровождает удача. Хотя, что говорить, этому человеку не занимать умения, оно пришло вместе с богатым опытом. Да и чутье никогда не подводит. Печально лишь то, что Игнатьич вредит природе, занимаясь браконьерством, то есть все свои способности он направляет не на благо, а во вред.

Что же движет этим человеком? Ведь он прекрасно понимает незаконность своих деяний и боится попасться в руки рыбнадзора, ведь тогда о его поре узнают все в округе. Оказывается, объяснение таким поступкам есть. Всем виной пресловутая жадность. Игнатьич ловит много рыбы, намного больше, чем было бы необходимо ему одному. Им движет жадность наживы. Иметь как можно больше с улова любой ценой – вот цель этого человека. В конечном итоге это стремление и становится роковым при встрече Игнатьича с царь-рыбой.

Что же это за рыба такая интересная? Начнем с описания ее внешности. Всем своим видом она напоминала доисторического ящера. Глаза холодные и злые без век и без ресниц. Где-то далеко в их глубине скрывалась тайна, которая манила к себе. Но поражают не только глаза рыбы. Выросший, как выражается Игнатьич, на одних козявках осетр был небывалых размеров. Про такое явление обычно говорят, что это загадка природы. Игнатьич испытывает смешанные чувства при встрече с необыкновенной рыбой, но все же ее облик внушает ему опасения, опытный рыбак понимает, что не сможет совладать с чудищем.

Первая спасательная мысль, пришедшая в голову Игнатьичу, — позвать подмогу в лице брата и механика. Но опять верх над всеми чувствами взяла жадность. Рыбак не захотел делить такую добычу. В голове билось только одно: с этого осетра можно взять два ведра только лишь икры. Неужели же и ее тоже нужно будет поделить между всеми?

Игнатьич путается в своих чувствах и ощущениях, обычное проявление жалости он признает за азарт. Голос разума заглушается. Рыбак уже больше не может ни о чем думать.

Чтобы быть абсолютно правдивыми, нужно все-таки сказать, что не только нажива была причиной такого поведения Игнатьича. Свою роль сыграло и то, что этот человек не был заурядным рыбаком. Удаль и удачливость позволили попытать свои силы. Такое бывает раз в жизни. И это случилось не с кем-то, а с ним, с Игнатьичем. Так почему мы не попробовать сразиться с таинственным существом. Была — не была! Рыбак решился! И ударил топорищем в самый лоб огромной рыбины. Но не тут-то было.

В результате всех манипуляций Игнатьич очутился в воде, причем его опутали собственные же крючки. Но не его одного. А вместе с тем самым осетром. В какой опасной ловушке оказался незадачливый рыбак, подталкиваемый жаждой наживы! Теперь Игнатьич со всей ясностью понимает, что эта рыба ему не поддастся. Да, наверное, он понимал это с самого начала, но жадность затмила разум. Теперь же у человека и рыбы одна судьба. Их ожидает неминуемая гибель.

Игнатьич очень хочет жить. Он рвется, надеясь на спасение. Отчаяние завладевает рыбаком. Он даже пытается заговорить с рыбой, приведшей его к этому плачевному положению. Жажда жизни играет странную шутку с Игнатьичем: он лишается гордости. Во всю силу легких он пытается докричаться до брата, позвать его на помощь.

Предчувствие приближающейся гибели вселяет в главного героя ужас. Еще и рыба жмется к нему своим холодным боком. Игнатьич пребывает в настоящей панике. Он уже не надеется на избавление. И тут вдруг перед его мысленным взором начинают проплывать воспоминания: детские годы, юношество, зрелость. А потом в голове начинает биться одна-единственная мысль: это все из-за браконьерства. Он совершил много зла, его дурные поступки, а даже точнее проступки, привели его в ледяную воду. Совесть рыбака услужливо подсказывает ему и еще один грех: надругательство над чувствами невесты. Это все не имеет оправдания. И вот пришло наказание. Пора отвечать за совершенное.

И тут герой вспоминает о Боге и взывает к нему. Игнатьич просит развести их с рыбой, освободить его от нее, выпустить осетра на вольную волю. Кроме этого, рыбак просит прощения и у девушки Глаши, которой нанес такую обиду.

Слова Игнатьича услышаны. Его искреннее раскаяние вознаграждено. Рыба освобождается от держащих ее крючков и вырывается на свободу. И вот ее уже даже не видно в водной глади. Игнтьичу сразу становится легко и хорошо, не только в теле, но и в душе. Рыбак понимает ,что природа простила его, она дала ему еще один шанс.

Астафьев «Царь-рыба» Краткое содержание + анализ

В начале произведения описывается главный герой – Игнатьич. К людям он относился снисходительно, но однако всем помогал. Занимался Игнатьич рыбалкой, работал наладчиком пил и станков, но все называли его механиком, т.к. он любил покопаться в технике.

Когда он рыбачил и видел чужую сломанную лодку, он всегда помогал разобраться в неполадках другому. Покопавшись в моторе, Игнатьич говорил, что мотор не исправен либо чинил его. После этого, он доставал мыло и тряпицу, мыл руки. В качестве благодарности ничего не просил.

Что касается рыбалки, то в этом деле Игнатьичу не было равных: он ловил лучше всех, больше всех. Он всегда справлялся с ловлей один, и делится добычей ни с кем не приходилось.

И был у Игнатьича брат-завистник, тоже рыбак. Брат хотел вытеснить Игнатьича на безрыбье, но даже когда у него это и получилось, Игнатьич и там ловил рыбу, хоть меньше, но зато самую отборную. Злился на него брат-командор за это и за то, что он был во всем лучше его.

Как-то раз встретились два брата на реке, командор стал угрожать Игнатьичу ружьем. Младший был взбешен, но старшему удалось уйти. После этого, по деревне прокатилась новость об этом. Пришлось младшему извиняться.

Дальше идет описание одного из дней рыбалки. Игнатьич проверял самоловы, которые он ставил до этого. В двух из них – стерляди оказалось очень много. Затемно он подошел к третьему самолову. На нем помимо стерляди, была еще какая-то крупная рыба, а с крупной нужно действовать осторожно.

Несмотря на то, что Игнатьич был увлечен рыбалкой, он и про осторожность не завывал. Ему, как браконьеру, следовало бояться рыбнадзора, поэтому он все время держал ухо востро. Проехала какая-то лодка. Все встрепенулось в Игнатьиче, но на его счастье это был грузовой корабль, а за ним прогулочный. Чуть остановил Игнатьич свою работу, полюбовался на прогулочный корабль, но его отвлекла та самая большая рыбина.

Приглядевшись к рыбе, Игнатьич понимает, что эта рыба – осетр, и что она очень умаялась. Теперь только тянется ко дну, не дергается.

Удалось рассмотреть ему рыбу поближе и что-то первобытное показалось ему в ее облике.

Он пытается своими шуточками, снять с себя напряжение, но ему это не удается. Рыба вдруг кажется Игнатьичу зловещей, и он еще раз осмотрел рыбу и всадил в нее еще несколько крючков.

Но рыбак в нем говорит, что не совладать ему одному, нужно насадить крючков еще побольше да бросить рыбину в глубь, а потом звать братца на подмогу. Но при мысли о дележе, все разумное в нем замолкает. Он не хочет делить ни рыбы, ни ее икру. Его умом завладела жадность. Он на мгновенье задумывается: он не лучше своего младшего брата и других хапуг. Он вспоминает покойного Куклина, который говорил, что до поры до времени некоторым людям удается скрывать свою сущность, но чрезвычайные ситуации расставляют всех по местам.

Однако, он сам себя отвлекает от рассуждений, подзадоривает себя, принимая жадность за азарт. Но какая-то его часть все же призывала к разуму, он специально вслух приказал себе остановится, но это не помогло. Он рассчитывает, как бы ему оглушить рыбу.

Тут в его уме случайно промелькнула мысль, что царь-рыбу нельзя упускать, так как она не каждому попадается. И сам удивился этому открытию. Это царь-рыба.

Тут ему вспомнилось, что дед советовал отпускать царь-рыбу, если она попадется. Отпускать и дальше мечтать о ней. Но Игнатьич не послушался совета.
Он делает попытку перевалить рыбу в лодку, но внезапно не удержав равновесия падает в реку.

Он вместе с рыбой запутался в самоловах и думает уже, что это конец – рыба тянет его ко дну. Но он выплыл наружу и схватился руками за лодку.

Он молится о спасении, сожалеет о том, что взялся ловить царь-рыбу.

А рыба все жалась к нему. Они оба слабели. Игнатьич размышляет, почему скрестились их пути, думает, что их ждет одна и та же смерть.

И вдруг он понимает, что не хочет умирать.

Дальше идет размышление Игнатьича или самого автора об одной участи человека и зверя. Но чтобы были связаны человек и рыба – не бывало такого.

Тут он вспоминает опять старика Куклина, как он канул в воду и никто его не нашел, вспоминает утопленника, которого он случайно видел всплывшим на поверхность. И понимает, что не хочет он разделить их участь. Он бьет рыбу, руки его от этого слабеют, но он помогает удержаться за лодку себе подбородком.

Он просил рыбу смириться, ведь умерев, рыба поможет ему спастись. Он разговаривает рыбой так, как будто она его понимает. В отчаянии, он зовет младшего брата. Но в ответ тишина. Нет вокруг никого: только он и эта рыба.

Стало уже совсем поздно. Он видит, что вокруг все желтое и безголосое. Он понимает, что умирает и заставляет свое тело прийти в себя.

Он чувствует, что рыба жмется к небу, он сравнивает ее с женщиной. Он думает на рыбу, что она оборотень. Ему кажется, что она что-то вспоминает перед смертью, возможно свои грехи.

Но что она может вспоминать? Ведь не было в ее жизни ничего. И вдруг он проникся отвращением к этой рыбине.
Дальше цитирую: «И из-за нее, из-за такой гады забылся в человеке человек! Жадность его обуяла.»
Он вспоминает свою жизнь: детство, которого в общем-то и не было, т.к. он не учился, а постоянно думал о рыбалке; свои прежние должности и то, что его постоянно смещали с них, потому что его волновала только рыбалка, а на остальное он старался тратить как можно меньше времени. Вспомнил, как задавили его племянницу Тайку. Вспомнил заветы деда, тот советовал ему: «А ешли у вас, робяты, за душой што есь, тяжкий грех, срам какой, варначество – не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды — отпушшайте сразу. Отпушшайте, отпушшайте. Ненадежно дело варначье».

Игнатьич думает, за какой же это грех ему такое наказание? И понял, что это ему за то, что Глашку обидел. Он из-за ревности сделал со своей невестой такое, чему нет ни прощения, ни оправдания. Долго он мучился из-за этого случая, прислал письмо с фронта, извинялся лично, но она не смогла его простить. Этот случай с царь-рыбой ему расплата за тот гнусный поступок.

Он кричит, просит прощения у Глаши, хочет уже отпустить руки от лодки, но пальцы онемели и не слушаются его.
Через некоторое время, он слышит мотор лодки. От лодки проходит волна, рыбина оживляется из-за колебаний в воде, пытается уплыть с волной. Рыба рванулась и уплыла с множеством крючков в себе, а Игнатьич стал свободен. И телу, и душе стало легче. Телу от того, что его не тянет вниз рыба, а душе «от какого-то не постигнутого умом освобождения.»

Главная тема этого рассказа, несомненно, — браконьерство. Игнатьич, пример человека, который не знает в рыбалке чувство меры, занимается ею все свое время и не относится бережно к ресурсам природы.

А надо бы и задуматься над последствиями. Рано или поздно это небрежное отношение к природе нам «аукнется». И тогда взвоет волком человек и пожалеет о том, что приносил окружающему миру вред.

Но рассказ не только об этом, а еще и о связи человека и природы. Мы не отдельно от нее, мы тесно с ней связаны. Она начнет утопать, гибнуть, и мы вместе с нею. Человек же очень часто думает, что он — бог, что он — царь природы, но нет. Человек и природа равны. Не стоит забывать об этом.

Много еще и «дополнительных» идей, таких как
«все плохое, что мы сделали, вернется к нам обратно»
«нужно знать во всем меру»
«во многих людях таится скрытая сущность, которую они не показывают до поры до времени» и т.д. Как говорится, каждый из книги выносит свой урок.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector