0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аварийная ситуация и ее ликвидация

Ликвидация чрезвычайной ситуации ( ЧС )

Ликвидация чрезвычайной ситуации – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Цели и задачи ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидацию чрезвычайной ситуации проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны чрезвычайной ситуации, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

Выполнение комплекса мероприятий при чрезвычайной ситуации, направленны на выполнение следующих задач:

  • прекращение или снижение до минимально возможного уровня воздействия вредных и опасных факторов, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, животных и окружающей среды;
  • спасение жизни и сохранение здоровья людей;
  • локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
  • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
  • приведение в пригодное к использованию состояние технических и материальных средств, зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения населения.

Мероприятия проводимые при ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации включает следующие основные мероприятия:

  • разведку с целью выявления вида чрезвычайной ситуации, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны чрезвычайной ситуации, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • принятие решения на проведение АСДНР;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • обеспечение процесса ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • жизнеобеспечение населения и сил ликвидации чрезвычайной ситуации.

Планирование, подготовку и осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации организуют соответствующие органы управления в территориальных и ведомственных подсистемах РСЧС и в их звеньях (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), органы управления ГОЧС). Планирование осуществляется заблаговременно на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на конкретной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, а также учета местных условий, особенностей и возможностей, влияющих на организацию защиты населения. Основным планирующим документом является План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, который служит руководящим документом по выполнению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в целях защиты населения осуществляются следующие мероприятия:

  • проверка готовности систем и средств оповещения, управления и связи;
  • приведение в готовность средств защиты; подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики;
  • проведение санитарных и противоэпидемических мер;
  • подготовка к эвакуации (переселению), а при необходимости проведение эвакуации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.

Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотренный соответствующими документами или назначенный органами исполнительной власти, к компетенции которых относится ликвидация возникшей чрезвычайной ситуации.

Этапы ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется в три этапа силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, сосредоточенными соответственно в первом, втором и третьем (резерве) эшелонах. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, по запросу органов управления, организующих ликвидацию чрезвычайной ситуации, могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти (подразделения Минобороны России, войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования) в соответствии с заблаговременно разработанными Планами взаимодействия, как правило, во втором или третьем эшелоне (резерве).

На первом этапе принимаются экстренные меры по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия возникшей чрезвычайной ситуации и подготовке к развертыванию (проведению) аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

К экстренным мерам защиты населения относятся:

  • оповещение об опасности;
  • использование средств защиты;
  • соблюдение режимов поведения;
  • эвакуация из районов, в которых существует опасность поражения людей;
  • применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.

Для предотвращения развития и (или) уменьшения последствий аварии (катастрофы, стихийного бедствия) аварийно-спасательными силами постоянной готовности (первый эшелон) проводится их локализация, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров. Устанавливается оцепление района аварии, катастрофы или стихийного бедствия, регулируется движение. Особое внимание уделяется предотвращению паники, информации населения об обстановке, указаниям и рекомендациям о порядке его поведения.

Основной задачей второго этапа является выполнение силами второго эшелона аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ. Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе мероприятий по защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Работы ведутся непрерывно с необходимой сменой личного состава и соблюдением техники безопасности.

На третьем этапе в основном решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения в районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, а также аварийно-восстановительные работы. На данном этапе к работам могут подключаться силы третьего эшелона (резерва). Жизнеобеспечение пострадавшего населения направлено на создание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зоне чрезвычайной ситуации и при эвакуации (временном отселении). В этих целях проводятся следующие мероприятия:

  • расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение его продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью и трудоустройством;
  • временное размещение населения, оставшегося без крова, в уцелевших сооружениях, палатках, юртах, вагонах-домиках, временно возводимых постройках, железнодорожных вагонах и др.;
  • обеспечение населения незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
  • обеспечение деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
  • организация учета и распределения материальной помощи;
  • проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
  • проведение работы среди населения по снижению последствий психологического воздействия чрезвычайной ситуации, ликвидации шоковых состояний.

При необходимости продолжается выполнение аварийно-восстановительных работ.

Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации достигается:

  • заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации;
  • оперативным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации, развертыванием системы управления;
  • принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и претворением его в жизнь;
  • непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации чрезвычайной ситуации, организацией взаимодействия участников ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований;
  • организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Источники: Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. –М., 1999; Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. –М., 1996; Организация и ведение гражданской защиты (выпуск №6). –Новогорск, 2003; ГОСТ Р 22.0.02-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения; ГОСТ Р 22.8.01-96 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования.

Порядок организации работ при ликвидации аварий.

4.1. Аварией является разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

4.2. Инцидентом является отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса.

4.3. Важным условием безаварийной работы является сохранение персоналом спокойствия при изменении режима или возникновении неполадок, дисциплинированное и сознательное выполнение указаний, инструкций и распоряжений старшего оперативного персонала, недопущения суеты, растерянности, вмешательства в работу посторонних лиц и нарушения единоначалия в смене.

4.4. При возникновении аварийной ситуации эксплуатационный персонал принимает меры к локализации и ликвидации создавшегося положения, обеспечив безопасность для людей и оборудования. При несрабатывании технологических защит оперативный персонал немедленно выполняет операции, предусмотренные данной защитой.

4.5. Все переключения в технологических схемах, в аварийных ситуациях, производятся оперативным персоналом в соответствии с инструкциями, при обязательном применении всех защитных средств.

4.6. Оперативный персонал контролирует работу автоматики, убедившись в её неправильных действиях, переходит на ручное управление. В работу защит оперативный персонал не вмешивается, и лишь при отказе действия защиты персонал выполняет её функции.

4.7. Распоряжения, отдаваемые оперативному персоналу, должны быть короткими и понятными. Отдающий и принимающий команду должны чётко представлять порядок производства всех намеченных операций и допустимость их выполнения по состоянию схемы и режиму оборудования. Полученная команда повторяется исполняющим её лицом. Исполнению подлежат только те распоряжения, которые получены от непосредственного руководителя, лично известного лицу, получающему распоряжение.

4.8. Все обстоятельства, время возникновения аварии НСКТЦ регистрирует в оперативном журнале, машинист ЦТЩУ котлами КТЦ в суточной ведомости.

4.9. Ликвидация аварии на У-ИТЭЦ осуществляется персоналом, находящимся в смене, под непосредственным руководством НСС. Ликвидацией аварии в КТЦ котельного отделения руководит НСКТЦ.

4.10. Персонал, находящийся на дежурстве, при возникновении аварийной ситуации и во время ликвидации аварии:

— составляет общее представление о том, что случилось, по показаниям приборов (сигнализации, телесигнализации) и по внешним признакам;

— оценивает её влияние на режим работы станции, КТЦ, при аварийной ситуации, которая может повлиять на режим работы оборудования станции, цеха, котельного отделения, сообщает по РПС о случившемся для оперативного принятия персоналом цеха (станции) мер по восстановлению режима работы оборудования;

— устраняет опасность для персонала и оборудования, вплоть до отключения последнего, если в этом появляется необходимость;

— не вмешивается в работу автоматических устройств, если это не предусмотрено инструкцией;

— обеспечивает нормальную работу основного оборудования, оставшегося в работе, а также механизмов собственных нужд электростанции;

— выясняет место, характер и объём повреждения и отключает повреждённое оборудование.

4.11. При ликвидации аварий обязательным является сохранение спокойствия, уверенности. Четкое знание персоналом цеха своих обязанностей по предупреждению аварий, обеспечивает согласованную работу персонала, быструю и правильную ликвидацию возникших аварий. Необходимо помнить, что ошибки в операциях, допущенные во время ликвидации аварии дежурным персоналом вследствие растерянности, могут привести к более тяжелым последствиям, чем сама авария.

4.12. О каждой операции по ликвидации аварии следует докладывать вышестоящему оперативному персоналу, не дожидаясь опроса. Руководство цеха и электростанции извещается о происшедшем и о принятых мерах после проведения тех операций, которые следует выполнить немедленно. В аварийной ситуации оперативный персонал обеспечивается первоочередной связью, а в случае необходимости по требованию прерываются остальные переговоры.

4.13. НСКТЦ, старший машинист по КО во время ликвидации аварии находятся, как правило, на своих рабочих местах (в кабинете, на групповых щитах управления) и принимают все меры, направленные на поддержание нормальной работы оборудования, не допуская развития аварии в КО КТЦ. НСКТЦ, покидая рабочее место, указывает своё местонахождение.

4.14. Во время ликвидации аварии персонал, непосредственно обслуживающий оборудование, остаётся на рабочих местах, принимая все предусмотренные инструкциями меры к сохранению оборудования в работе, а если это невозможно – к его отключению. Уходя, персонал сообщает о своём местонахождении вышестоящему оперативному персоналу. Оставлять рабочее место можно только:

— при явной опасности для жизни;

— для оказания первой помощи пострадавшему при несчастном случае;

— для принятия мер к сохранению целостности оборудования;

— по распоряжению лица, руководящего ликвидацией аварии.

4.15. Персонал смены, на оборудовании которого режим не был нарушен, усиливает контроль за работой оборудования, внимательно следит за распоряжениями руководителя ликвидацией аварии и должен быть готов к действиям в случае распространения аварии на его участок, а при отсутствии связи руководствуется указаниями производственной и должностной инструкции.

4.16. Персонал, не имеющий постоянного рабочего места (обходчики, резервный персонал и другие), при возникновении аварии немедленно поступают в распоряжение непосредственного руководителя, и, по его указанию, принимает участие в ликвидации аварии.

4.17. Приёмка и сдача смены во время ликвидации аварии не производятся; пришедший на смену оперативный персонал используется по усмотрению лица, руководящего ликвидацией аварии. При аварии, которая требует длительного времени для её ликвидации, допускается сдача смены по разрешению вышестоящего оперативного дежурного (НСС).

4.18. После ликвидации аварии лицо, руководившее ликвидацией аварии, обеспечивает сбор объяснительных записок, рапортов персонала, участвовавшего в ликвидации аварии, очевидцев аварии, составляет сообщение об аварии по установленной форме, организует разбор аварии с персоналом, участвовавшим в её ликвидации, и другими лицами, необходимыми для выяснения причин аварии и определения мер по восстановлению нормального положения на электростанции, в цехе, в котельном отделении.

4.19. При разборе должны быть отмечены неправильные действия персонала, даже если эти действия не привели к развитию аварии. Разбор действий персонала является одним из методов повышения его знаний, поэтому на разборе аварии должен участвовать персонал данной смены. В остальных сменах необходимо проработать неправильные действия персонала и причины, вызвавшие аварию или неполадки. По наиболее сложным из разбираемых аварий должны проводиться показательные противоаварийные тренировки с обязательным разбором после тренировки всех операций персонала с оценкой действий.

4.20. Оперативный персонал электростанции может самостоятельно выполнить работы по ликвидации аварии с последующим уведомлением вышестоящего оперативного персонала независимо от наличия или потери связи с НСКТЦ, (НСС). Потерей связи считается не только нарушение всех видов связи, но и невозможность в течение 2-3 минут связаться с вышестоящим оперативным персоналом из-за его занятости, плохой слышимости и перебоев в работе связи. Наряду с действиями по ликвидации аварии необходимо принять все меры к восстановлению связи.

4.21. Операции, которые оперативный персонал проводит самостоятельно при потере связи с НСС, НСКТЦ:

— аварийный останов котла персоналом при отклонении параметров до аварийных, если котёл не отключен действием защиты;

— ликвидация локальных аварийных ситуаций на отдельном оборудовании, отключение которого не нарушает режим работы оборудования станции, цеха.

4.22. Операции, которые самостоятельно производить оперативным персоналом не допускается при потере связи с НСС, НСКТЦ — ликвидировать аварийную ситуацию по тушению электрооборудования 6 кВ и более без получения подтверждения от НСКТЦ, НСС, (НСЭЦ) о разборке электросхемы на оборудовании.

4.23. Оперативный персонал независимо от присутствия лиц административно-технического персонала несет личную ответственность за ликвидацию аварии, единолично принимая решения и осуществляя мероприятия по восстановлению нормального режима.

4.24. Распоряжения руководителей электростанции, КТЦ, и других подразделений соответствующему оперативному персоналу по вопросам, входящим в компетенцию вышестоящего оперативного персонала (НСКТЦ, НСС) выполняются лишь по согласованию с последним.

4.25. Все оперативные переговоры по ликвидации аварии с момента её возникновения записываются на жесткий диск компьютера.

4.26. Начальники и специалисты, работники цехов, находящиеся на электростанции во время аварии, участвуют в её ликвидации, оказывая помощь оперативному персоналу, включая оценку ситуации и принятия оперативного решения.

4.27. Технический руководитель У-ИТЭЦ может отстранить от руководства ликвидацией аварии НСС, не справляющегося с ликвидацией аварии, приняв руководство ликвидацией аварии на себя или поручив его другому лицу. О замене необходимо поставить в известность диспетчера энергообъединения и подчинённый оперативный персонал.

4.28. Начальник цеха или его заместитель может отстранить от руководства ликвидацией аварии НСКТЦ, не справившегося с ликвидацией аварии, приняв руководство сменой на себя или поручив его другому лицу. О замене необходимо поставить в известность НСС и оперативный персонал смены.

4.29. Работник, принявший руководство ликвидацией аварии на себя, независимо от должности принимает все обязанности отстранённого от руководства работника и оперативно подчиняется вышестоящему руководителю.

4.30. Во время ликвидации аварии на ЦЩУ имеют право находиться лишь те лица, которые непосредственно участвуют в ликвидации аварии, и лица из числа руководящего административного персонала. Список последних утверждается техническим руководителем ТЭЦ и вывешивается при входе на щит.

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Аварийная ситуация и ее ликвидация

Аварийная ситуация представляет собой сочетание обстоятельств и условий, формирующих критическую, опасную обстановку. Причинами такого положения могут выступать отказы технического оборудования, экстремальные явления природы (землетрясения, удары молнии, обвалы, ураганы и прочие). Одним из распространенных обстоятельств выступает человеческий фактор. Вследствие него, например, часто возникают аварийные ситуации на дорогах. Для создания безопасной обстановки на предприятиях в соответствии с ФЗ №116 разработаны специальные методические указания по составлению инструкций поведения при ЧС. Далее рассмотрим основные положения, которые включает в себя план ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС).

Общие сведения

План ликвидации ЧС выступает в качестве одного из основных документов объекта, считающегося потенциально опасным. Наряду со схемами энергосбережения, поэтажными и ситуационными чертежами ПЛАС должен входить в состав документации по безопасности.

Обязанности организаций

Для защиты территории и населения от чрезвычайных ситуаций предприятия обязаны:

  1. Разрабатывать и реализовывать необходимые меры в области обеспечения безопасности персонала и подведомственных объектов социального и производственного назначения.
  2. Создать условия для формирования, подготовки и поддержания в состоянии готовности к использованию средств, с помощью которых осуществляются ликвидация аварийных ситуаций и их предупреждение, а также системы оповещения.
  3. Предоставлять по установленному порядку сведения по защите территорий и населения от аварийных ситуаций, оповещать сотрудников предприятия об их угрозе или возникновении.
  4. Формировать резервы материальных и финансовых ресурсов для устранения ЧП.

Промышленная безопасность: основные требования

ФЗ №116, ст. 10, предписывает следующее:

  1. Разрабатывать и реализовывать мероприятия, в соответствии с которыми осуществляются локализация и ликвидация аварийных ситуаций и их последствий на производственном объекте, считающемся опасным.
  2. Заключать договоры на обслуживание со спасательными службами или специальными формированиями, обеспечивающими безопасность объектов. В случаях, предусмотренных в законодательстве РФ, создавать собственные подразделения, в том числе нештатные, отвечающие за аварийно-спасательные работы.
  3. Обладать резервами материальных и финансовых средств для устранения последствий ЧП в соответствии с требованиями.
  4. Разрабатывать инструкции, предписывающие действия работников в аварийных ситуациях, проводить обучение, стажировку. По результатам инструктажа проводится проверка знаний.
  5. Создавать системы оповещения, наблюдения, связи и поддержки выполнения требования инструкций по безопасности при возникновении аварийной ситуации.

Цели составления ПЛАС

Для каждого объекта, считающегося взрывопожароопасным, руководство разрабатывает требования к поведению сотрудников в случае аварийной ситуации. В инструкции предусматриваются мероприятия по устранению ЧС и ее последствий с использованием технических систем и средств, имеющихся в распоряжении. Основными целями ПЛАС выступают:

  1. Прогнозирование вероятных сценариев, по которым может развиваться аварийная ситуация.
  2. Определение готовности предприятия к устранению катастрофы и ее последствий.
  3. Разработка инструкций, регламентирующих действия в аварийных ситуациях сотрудников и спасательных формирований на каждой стадии их развития.
  4. Определение достаточности мер, принятых для предупреждения ЧС на объекте.
  5. Разработка мероприятий, которые направлены на усиление противопожарной защиты и снижение масштаба последствий, которые влечет за собой аварийная ситуация.

Структура документа

ПЛАС должен включать следующие элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Перечень исполнителей.
  3. Оглавление.
  4. Характеристику опасных веществ, используемых в технологическом секторе.
  5. Исходные данные.
  6. Анализ произошедших ЧС на объектах, установление вероятных сценариев, по которым может развиваться аварийная ситуация на предприятии.
  7. Оценку объема опасного соединения, участвующего в ЧС.
  8. Расчет возможных зон поражающего действия.
  9. Ситуационную схему вероятных ЧП.
  10. Основные опасности, присутствующие в технологическом секторе.
  11. Список значимых факторов, оказывающих влияние на уровень риска.
  12. Оценку степени опасности технологического сектора.
  13. Предложения по принятию мер, направленных на снижение вероятности аварий.
  14. Раздел 1 «Технология и оснащение блока».
  15. Раздел 2 «Оценка опасности».
  16. Раздел 3 «Выводы и предложения».
  17. Раздел 4 «Перечень методических материалов и справочников».

Пересмотр и изменение положений

Не реже одного раза в 5 лет ПЛАС подлежит пересмотру. В случае изменения оснащения, технологии, метрологического обеспечения процессов и после аварий план должен быть уточнен. Внесенные корректировки необходимо изучить руководителям, производственному персоналу, специалистами, личным составам служб безопасности. После проведения обучения должны быть проверены знания.

Учебные занятия и тревоги

На протяжении года на установках, в отделениях и на участках в каждой смене должны проводиться тренировочные мероприятия по вероятным аварийным ситуациям, предусмотренным в оперативной части ПЛАС. График мероприятий утверждается техническим руководителем предприятия. Не реже раза в год по различным позициям должны проводиться учебные тревоги в разное время суток. Руководителем мероприятий для технологических секторов выступает начальник подразделения. Учебные тревоги для всего предприятия или комплекса объектов проводятся под контролем технического руководителя. Мероприятия с участием членов нештатных и специализированных спасательных служб, производственного персонала, медико-санитарной, пожарной и иных групп выполняются, когда их действия предусматриваются в оперативной части ПЛАС. Если результаты учебных тревог признаны неудовлетворительными, они проводятся повторно на протяжении 10 дней после того, как будут детально изучены допущенные ошибки. Графики мероприятий разрабатывают начальники подразделений и согласовывают их в производственном отделе и службе промышленной безопасности и охраны труда, аварийно-спасательными формированиями и прочими подразделениями в случае необходимости их привлечения. Утверждение документации осуществляет технический руководитель предприятия.

Проверка знаний

Она осуществляется квалификационной комиссией предприятия при допуске сотрудников, специалистов и начальников к самостоятельной работе, в ходе периодических проверок, а также в процессе учебно-тренировочных занятий. Внеочередной контроль выполняется при внесении корректировок в ПЛАС, переводе сотрудников на другую должность. Такие проверки проводятся также в случаях неквалифицированных действий работников во время учебных тревог, а также по предписанию территориальных отделений Госгортехнадзора.

Дополнительные сведения

Материальные и технические средства, предусмотренные ПЛАС, с помощью которых осуществляется работа по ликвидации аварий и спасению людей, не должны использоваться в иных целях. Ответственность за качественное и своевременное проведение учебных тревог и тренировочных занятий, а также оформление соответствующей документации лежит на техническом руководителе предприятия.

Оперативная часть ПЛАС: пример

Аварийная ситуация: утечка из трубопровода жидкого хлора в помещении склада.

Опознавательные знаки ЧС:

  1. Загазованность помещения – резкий запах хлора, зеленовато-желтый цвет воздуха.
  2. Активация аварийной вентиляции.
  3. Свист (шум), издаваемый хлором, вытекающим из трубопровода.
  4. Срабатывание звукового оповещения, расположенного у входа снаружи склада, свидетельствующее о превышении ПДК-вещества в помещении.
  5. Увеличение расхода и значительное снижение давления в контейнере.

Исполнители и схема их действий:

1. Первый сотрудник, который заметил аварию, предупреждает окриком остальной персонал, немедленно ставит в известность диспетчера организации (в первую очередь), начальника установки хлорирования (старшего в смене).

2. Диспетчером выполняется оповещение.

3. Начальник установки руководит действиями по устранению ЧС.

4. Производственный персонал – сотрудники нештатного спасательного формирования — по сигналу тревоги:

  • надевают средства защиты кожи и органов дыхания и принимают необходимые меры по эвакуации людей и оказанию помощи пострадавшим (выносят их на свежий воздух и так далее);
  • в составе группы (не меньше 2-х человек) проверяют отсутствие в помещении людей.

После завершения работ по эвакуации людей из загазованного помещения сотрудники спасательного формирования приступают к ликвидации аварии:

  • в случае отказа системы аварийного срабатывания вентиляции и нейтрализации хлорных выбросов насосы орошения включаются вручную, после чего активируется вентиляционная система;
  • отключается подача хлора к трубопроводу посредством перекрытия запорного вентиля на контейнере, продолжив хлорирование для удаления соединения из технологической системы;
  • определяется участок утечки вещества;
  • принимаются меры по устранению утечки (накладывается резиновый пластырь на место разрыва трубопровода и стягивается герметизирующим быстромонтируемым хомутом);
  • обезвреживается помещение склада посредством поглощения испаряющегося опасного соединения в системе санитарной очистки;
  • после того как будет устранена утечка и достигнута герметичности технологической системы, проводится опорожнение контейнера и обеззараживание воды или продувка азотом технологической системы.

5. В завершении осуществляется ремонт или замена неисправного участка трубопровода.

Нормативные документы

При составлении ПЛАС и прочих инструкций по безопасности следует руководствоваться:

  • ФЗ №116, ст. 10.
  • ФЗ №68, ст. 14.
  • Общими правилами взрывобезопасности на нефтеперерабатывающих, нефтехимических и химических предприятиях.
  • Методическими указаниями по составлению ПЛАС.
  • Приказом ФС №1005 по технологическому, экологическому и атомному надзору.

План ликвидации аварийных ситуаций.

План ликвидации аварийных ситуаций ПЛАС является обязательным документом при эксплуатации опасного производственного объекта. Разработка плана аварийных ситуаций ПЛАС на опасных производственных объектах, стоимость от 25000 рублей, срок от 7 дней.

Что из себя представляет план ликвидации аварийных ситуаций?

Опасные производственные объекты – это объекты повышенного внимания и контроля со стороны государства. Поэтому им немаловажно иметь в наличии всю документацию, законодательно регламентирующую деятельность таких предприятий и обеспечение на них безопасности.

В состав пакета документов ОПО, помимо всего прочего, входит также и план ликвидации аварийных ситуаций или сокращенно ПЛАС.
Сам по себе план – это документ, целью которого выступает разработка мероприятий и плана действий персонала объекта, направленных на снижение воздействия аварийной ситуации в начальный период ее возникновения, или полной ее ликвидации, разрабатываемый для обеспечения сохранности жизни и здоровья сотрудников и населения, безопасности используемого технического оборудования или помещений, а также безопасности окружающей природной обстановки. Разрабатывается и утверждается данный документ согласно РД 09-536-03.

Разработка плана ликвидации аварийных ситуаций входит в число обязательных требований, предъявляемых к опасным объектам для обеспечения производственной безопасности, а также обоснования его готовности к ликвидации непредвиденных аварийных ситуаций и снижению их последствий.

Также на объекте должны осуществлять мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций и исполнению разработанного плана. Важно обратить внимание на то, что документ на предприятии должен быть утвержден техническим руководителем.

Кому требуется разработка план ликвидации?

В обязательном порядке план разрабатывается объектами, относящимися к взрывоопасным, пожароопасным или химически опасным, и зарегистрированными в государственном реестре ОПО. Это регламентировано статьей 10 Закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г. Сюда можно отнести предприятия таких отраслей промышленности, как:

  • горная;
  • коксохимическая;
  • угольная;
  • нефтегазовая;
  • металлургическое производство;
  • системы газоснабжения;
  • объекты подземного строительства.

Также разработка ПЛАС производится согласно такому нормативному документу, как Постановление Правительства РФ № 730 от 26.08.2013. Кроме того, для каждой из отраслей промышленности предусмотрена своя инструкция, содержащая рекомендации по разработке плана.

Если несколько объектов отнесенных к ОПО и эксплуатируемых одной организацией территориально располагаются на одном участке, то для них разрешено разрабатывать единый ПЛАС.

Основные цели, которые преследует разработка ПЛАС.

Помимо вышеперечисленных целей, ПЛАС также разрабатывается и для:

  • анализа возможных сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на объекте;
  • выявления степени готовности ОПО и его персонала к ликвидации аварийных ситуаций;
  • заблаговременного планирования и определения действий аварийно-спасательных служб и персонала объекта на каждой из возможных стадий ЧС;
  • разработки мероприятий для уменьшения последствий аварий и повышения защиты от них;
  • анализа достаточности предлагаемых мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций на ОПО.

Срок действия, основания для его пересмотра.

Обычно ПЛАС на ОПО разрабатывается и пересматривается с периодичностью не менее одного раза в пять лет. Но, также его пересмотр требуется в таких ситуациях, как:

  • возникновения на объекте аварийной ситуации;
  • изменения технической оснащенности ОПО;
  • изменений в технологическом процессе,
  • смена метрологического обеспечения производственных процессов.

Содержание ПЛАС.

ПЛАС оформляется в виде отдельного документа, имеющего свое оглавление, и содержащего такие разделы, как:

  • титульный лист;
  • часть, характеризующая степень опасности ОПО и его технологических блоков, оборудования и т.п. – оперативная часть;
  • раздел, в котором приводятся рекомендуемые мероприятия и действия персонала и служб безопасности, разработанные для локализации и ликвидации возникшей аварийной ситуации;
  • дополнительно разработанная расчетно-пояснительная записка.

Содержание пояснительной записки к ПЛАС.

Для разработки пояснительной записки к ПЛАС, в первую очередь производится анализ деятельности ОПО, технологического процесса, технической документации, позволяющий охарактеризовать состояние аварийной опасности ОПО. На основании данного анализа в дальнейшем и составляется пояснительная записка к ПЛАС, которая оформляется отдельным от плана томом. В ее состав входят такие разделы, как:

  • титульный лист;
  • сведения об организации, разработавшей пояснительную записку;
  • оглавление;
  • принятые в основе разработке исходные данные;
  • описание технологии производства и ее аппаратного оформления;
  • сведения о проведенном анализе опасности каждого их технических блоков;
  • перечень последовавших выводов и предложений по снижению опасности;
  • перечень используемых в работе методических указаний и литературных источников.

Рекомендуется оформлять сам ПЛАС и пояснительную записку к нему в виде отдельных томов. Началом действия на предприятии ПЛАС считается получение положительного заключения экспертизы промбезопасности.

Кто может разработать ПЛАС?

Естественно, что такой серьезный документ требует серьезного подхода, анализа значительного объема документации, определения соответствия изучаемого объекта законодательным требованиям по части обеспечения промбезопасности. Также при составлении ПЛАС рассматривается развитие аварийных ситуаций, ранее имевших место на предприятии.

Сотрудникам ОПО не всегда удается объективно оценить ситуацию на производственном объекте. Поэтому рекомендуется для разработка ПЛАС и его пояснительной записки обращаться к услугам организаций, специализирующихся на составление документации для ОПО, имеющим значительный опыт работы в данной области и квалифицированных опытных сотрудников. В данном случае начальная стоимость разработки в среднем составляет 20-45 тысяч рублей, по срокам занимает от 1-2 недель.

Документация предприятия, необходимая для разработки ПЛАС.

Для разработки ПЛАС руководство предприятия предоставляет разработчику пакет определенных документов, в состав которых входят следующие данные:

  • юридические данные ОПО – наименование, перечень структурных подразделений ОПО и характеристика их функционального назначения, проектная мощность объекта, описание технологического процесса, проектная документация объекта, год ввода его в эксплуатацию;
  • сведения о мероприятиях, разработанных для предотвращения террористических угроз и стороннего вмешательства в деятельность ОПО;
  • данные о ранее имевших место на объекте авариях и ЧС, а также неполадках. Сведения предоставляются в хронологическом порядке и включают в себя описание вида аварии, даты, места происшествия, причин, масштаба аварии и причинённого ущерба.

Вышеперечисленную информацию можно получить из актов расследования, журналов регистрации, а также паспортов оборудования ОПО. Вся перечисленная документация должна находиться на самом предприятии, и ее сбор не требует обращения в сторонние организации;

  • при наличии предоставляется также ранее разработанный ПЛАС и сведения о всех изменениях в технологическом процессе, аппаратном и метрологическом обеспечении объекта, не отраженные в предыдущей версии плана;
  • данные об оснащении аварийно-спасательных служб;
  • сведения о наличии систем оповещения в случае возникновения аварийной ситуации и наличия технического обеспечения для ее устранения;
  • приказы о назначении ответственных лиц за промбезопасность и ликвидацию ЧС объекта.

Также для разработки могут потребоваться и прочие документы и сведения, регламентирующие промбезопасность объекта и его готовность к аварийным ситуациям, которые, как правило, также находятся внутри предприятия.

Ответственность за отсутствие.

За отсутствие на ОПО разработанного должным образом и согласованного ПЛАС может наступить административная ответственность согласно 9 главе КоАП. Например, по статье 9.1 ответственность может представлять для ОПО штраф в сумме от 200 до 300 тысяч рублей, и возникать в случае, когда авария стала следствием несоблюдения требований промбезопасноти объекта, в том числе и несоблюдения требований, содержащихся в ПЛАС.

Аварийные ситуации на предприятии: как обезопасить себя юридически и фактически

Статьи по теме

  • Какие примеры аварийных ситуаций на предприятии возможны.
  • Что делать, если авария уже произошла.
  • Как происходит ликвидация аварийных ситуаций на предприятии.
  • Какие обязанности налагает трудовое законодательство на работодателя.
  • Какую ответственность несет виновное в аварийной ситуации лицо.
  • Что такое план ликвидации аварии и зачем он нужен

Какие виды аварий существуют, как проводить профилактику, возможно ли избежать аварий на производстве, как действовать, если авария произошла, и кто понесет вину – разберем в этой статье.

Что такое аварийная ситуация на предприятии

Под аварией с точки зрения охраны труда понимают какое-либо повреждение станка, оборудования, самого здания или сооружения, на котором трудятся люди, нарушение производственного процесса любого экономического объекта, которое привело или могло привести к потере/повреждению имущества и поражению/гибели людей.

Причины аварий на производстве могут быть различными, чаще всего это человеческий фактор или стихийное природное бедствие.

Законодательство перечисляет также в качестве причин:

  • Дефекты, допущенные при проектировании или строительстве зданий и сооружений.
  • Ошибки монтажа технических систем.
  • Нарушение технологии производства и правил техники безопасности .
  • Несоблюдение работниками правил эксплуатации транспорта, оборудования, машин, механизмов.

Перечень возможных аварийных ситуаций на предприятии

Аварийная ситуация может возникнуть в любой компании, даже не связанной с производственным процессом, по ряду обстоятельств. Вот некоторые из них.

Пожар, возгорание

Подобные аварии считаются наиболее тяжелыми, ведь подобная ситуация грозит большим количеством человеческих жертв. Руководство предприятия должно обеспечить помещение средствами тушения огня, на производстве должна работать система оповещения, кнопки сигнализации, а персонал должен пройти инструктаж по противопожарной безопасности.

В случае пожара работники компании должны:

  • Немедленно прекратить рабочий процесс.
  • Дать сигнал тревоги по предприятию.
  • Сообщить в службу противопожарной безопасности.
  • Начать эвакуацию.
  • Попытаться локализовать возгорание имеющимися на предприятии средствами.

Руководство компании должно выделить должностное лицо, которое обязано встретить пожарную службу и проинформировать о масштабах возгорания.

Авария при работе с электричеством, выход из строя электрооборудования

Ситуация может быт связана с перепадом электрического напряжения, замыканием сети, разрывом или повреждением электрической магистрали. На предприятиях также должен проводиться инструктаж по взаимодействию с электрооборудованием.

Сотрудник, обнаруживший аварийную ситуацию, обязан отключить от сети оборудование и сиюминутно проинформировать коллег и руководство. Следующим действием является оповещение пожарной службы в случае необходимости и локализации возгорания с помощью огнетушителей.

Аварийная ситуация при погрузке и разгрузке

На любом производственном предприятии ежедневно проводятся разгрузочные и погрузочные работы, связанные с поднятием и перемещением тяжестей. Часто это крупногабаритная продукция, которую передвигают с помощью машин-погрузчиков и прочих механизмов. В связи с этим возможны ситуации, в которых персонал получает серьезные травмы из-за неисправности лестниц, погрузочных механизмов.

От руководства требуется предварительно проводить инструктаж и объяснять правила безопасности рабочим. В случае возникновения подобной аварийной ситуации от персонала требуется немедленно отключить оборудование/механизмы/машины, сообщить о происшествии руководству и вызвать бригаду скорой помощи или штатного медработника.

Аварийная ситуация при работе на высоте

Есть определенные категории работ, которые выполняются только на высоте. К ним относятся, в первую очередь, строительные, ремонтные, монтажные, клининговые службы. Закон относит к верхолазным работам любые, которые производятся на расстоянии свыше 5 метров от земли. Существует ряд инструкций и нормативных требований, регламентирующих подобную работу, работодатель должен отслеживать соответствие этим нормам на предприятии.

Перечислим также аварийные ситуации, которые случаются на предприятиях реже, но забывать о которых не стоит:

  • Аварии, связанные с выбросом газов/опасных веществ.
  • Обрушение здания.
  • Затопление и т.д.

Если есть такая возможность, аварийную ситуацию стоит сохранить в том виде, в каком она возникла. Это поможет комиссии, которая будет расследовать аварийную ситуацию на производстве, установить объективную картину происшествия и выявить виновных.

Что делать, если аварийная ситуация на предприятии уже произошла

Обязанности работодателя

Обязанности работодателя перед своим персоналом установлены в ст. 228 ТК РФ. К ним относятся:

  • Немедленная организация помощи пострадавшим и при необходимости доставка их в учреждение здравоохранения.
  • Немедленная организация первой медицинской помощи.
  • Принятие срочных мер по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других сотрудников.
  • При возможности сохранить до начала расследования аварии обстановку, какой она была на момент происшествия. В случае невозможности ее сохранения во имя безопасности других лиц – зафиксировать обстановку с помощью фотографий, составления схем и других подобных мероприятий.
  • Немедленно проинформировать органы и службы, определенные законом и другими нормативными актами для таких ситуаций.

Последствия для виновного в аварии лица

Последствия для ответственного лица будут зависеть от тяжести последствий самой аварии.

Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до 400 000 ₽. А в особо сложных ситуациях – лишением свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Если авария повлекла по неосторожности смерть человека, лишение свободы виновного может продлиться до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Законодатель разъясняет, что уголовная ответственность за аварийные ситуации наступает:

  • Для лиц, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда на определенном участке работ.
  • Для руководителей предприятий и организаций, их заместителей, главных инженеров, главных специалистов предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда или дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.

Однако если нарушение правил охраны труда допущено работником, не являвшимся лицом, указанным выше, но повлекло аварийную ситуацию, причинившую вред здоровью сотрудников или смерть, содеянное должно рассматриваться как преступление против личности независимо от того, имеет ли потерпевший отношение к данному производству или нет.

Охинский городской суд Сахалинской области в приговоре от 16.04.2015 по делу № 1–52/2015 осудил начальника участка общестроительных работ структурного подразделения ОАО «С» за то, что тот допустил причинение тяжкого вреда здоровью работника. Начальник участка руководил работами, достоверно зная о допускаемых работниками нарушениях Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения. В результате камнепада монтажник получил открытую тупую травму головы. Такие травмы по степени тяжести относятся к категории тяжких телесных повреждений. Таким образом, пренебрежение начальником участка требованиями охраны труда повлекло смерть монтажника, который скончался от полученных травм. Подсудимый был приговорен к одному году лишения свободы условно.

Существует ли профилактика аварийных ситуаций на предприятии

Полная гарантия отсутствия аварий на предприятии невозможна. Однако минимизировать риски руководитель может с помощью:

  • Наличия документации, четко регламентирующей границы ответственности работников .
  • Соответствия документации требованиям, предъявляемым к тому или иному виду деятельности.
  • Отлаженной кадровой работы по информированию работников о правилах техники безопасности (подписи, отчеты о регулярных инструктажах и пр.).

Как фото семей и документальный фильм свели число аварийных ситуаций к нулю

Читайте в электронном журнале «Генеральный Директор» историю о том, как рабочим особым образом напомнили, что дома их ждут живыми и здоровыми. И как это помогло ликвидировать несчастные случаи на производстве.

План ликвидации аварийных ситуаций на предприятии

Планы ликвидации аварийных ситуаций разрабатываются на предприятиях для того, чтобы персонал умел среагировать и вовремя приступить к ликвидации последствий аварий. Этот документ составляется с учетом ситуаций, характерных для конкретного экономического объекта.

Примерное содержание плана:

  • Вероятные сценарии возникновения и развития аварийных ситуаций на этом предприятии.
  • Силы и средства, которые понадобятся для локализации и ликвидации аварии, необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных служб, порядок взаимодействия данных сил и средств.
  • Состав и порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств для локализации и ликвидации аварии.
  • Первоочередные действия при получении сигнала об аварии.
  • Действия персонала по локализации и ликвидации аварийных ситуаций.
  • Мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения.
  • Материально-техническое обеспечение операций и мероприятий по локализации и ликвидации вероятных аварий.

План ликвидации аварийных ситуаций на предприятии утверждается генеральным директором или другим лицом, выполняющим функции исполнительного органа компании. Подобные планы должны быть согласованы в профессиональных аварийно-спасательных службах, с которыми заключен договор на обслуживание экономического объекта.

Вывод

Во избежание аварийных ситуаций на всех крупных предприятиях действуют собственные службы, отвечающие за промышленную безопасность. Например, противопожарная служба, газоспасательная служба, кроме того, проходят подготовку нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Обязательно каждое предприятие должно иметь план ликвидации аварийных ситуаций, а работники регулярно проходить инструктаж, участвовать в профилактических мероприятиях. Слаженность работы персонала и обеспечение промышленной безопасности предприятия существенно влияют на исход вероятной аварии.

Модели аварийных ситуаций и их ликвидация;

БЛАНК информированного согласияна проведение постконтактной профилактики ВИЧ-инфекции

Существуют следующие показания к АРВ профилактике:

— профессиональный контакт с инфицированным ВИЧ материалом;

— прочие контакты, связанные с риском инфицирования ВИЧ:

— единичный контакт с потенциально инфицированным ВИЧ материалом в предшествующие 72 часа;

-половой контакт с ВИЧ-инфицированным партнером или партнером из группы высокого риска.

Постконтактная профилактика АРВ препаратами не показана:

— если контактировавший инфицирован ВИЧ раньше (документальное подтверждение);

— контакт с ВИЧ носит хронический характер (в серодискордантных парах, которые редко используют презервативы;

— между ПИН, пользующихся одним шприцом).

— если контакт не угрожает заражением. Это бывает при попадании опасных биологических жидкостей на не поврежденную кожу, при половом контакте с использованием презерватива, при контакте с неопасными биологическими жидкостями, при контакте с биологическими жидкостями человека, кровь которого не содержит антител к ВИЧ.

Продолжительность ПКП – 4 недели.

Контакты, связанные с риском инфицирования ВИЧ, ВГВ и ВГС: повреждение кожи (укол иглой или порез острым инструментом); попадание биологических жидкостей на слизистые оболочки или поврежденную кожу; длительный (несколько минут и более) или обширный по площади контакт неповрежденной кожи с тканями, кровью и другими биологическими жидкостями.

Модель аварийной ситуации № 1: повреждение кожных покровов (порез, укол)

Вероятность заражения ВИЧ при проколе или порезе кожи инструментами, загрязнёнными ВИЧ-инфицированной кровью, составляет 0,3-0,5%. Вероятность заражения вирусом гепатита Ви С в данной аварийной ситуации составляет 6-30%.

1) немедленно снять перчатки или обнажить область раны

2) затем, если позволяет рана, тщательно вымыть руки под проточной водой руки с двукратным намыливанием

3) заклеить бактерицидным пластырем.

4) сообщить о случившейся аварийной ситуации и зарегистрировать в журнал.

Модель аварийной ситуации № 2: кровь попала на открытые части тела.

Вероятность заражения ВИЧ, ВГС и ВГВ при попадании инфицированной крови на неповреждённую кожу оценивается в 0,05% — 0, 15%.

1) или при первой возможности вымыть руки и загрязненные участки водой с мылом;

2) при попадании на слизистые оболочки — сразу промыть их под проточной водой;

3) мыть руки с мылом под проточной водой. Если проточной воды нет, использовать антисептический раствор для рук и чистые полотенца или антисептические салфетки, после чего при первой же возможности вымыть руки обычным образом.

Модель аварийной ситуации №3: кровь попала в глаза, на слизистую носа или полость рта.

Вероятность заражения ВИЧ, ВГС и ВГВ при попадании инфицированной крови на слизистые оболочки оценивается в 0,09% — 0,2%

1) если кровь попала в глаза, немедленно промыть их под проточной водой в течении 1-2 мин;

2) при попадании крови на слизистую носа следует немедленно промыть нос в течение 2 минут под проточной водой;

3) если кровь попала на слизистую ротовой полости следует немедленно прополоскать рот проточной водой в течение 2 минут.

Модель аварийной ситуации №4: кровь попала на халат или другую спецодежду

При попадании крови на халат:

1) спецодежда аккуратно снимается (свёртывается загрязнённой стороной внутрь);

2) укладывается в непромокаемый мешок;

3) немедленно доставляется в прачечную;

4) в прачечной проводится дезинфекция (согласно инструкции);

5) а затем только подвергается стирки;

6) кожу под загрязнённой одеждой обрабатывают, как указано в пункте «2» настоящей инструкции;

7) обувь дважды протирается дезинфицирующим раствором (руки при этом защищают перчатками, протирочную ветошь утилизируют после дезинфекции).

Модель аварийной ситуации № 5: кровь попала на оборудование, поверхности столов, пол

a) если капли крови попали на оборудование или поверхности мебели, следует немедленно их протереть салфеткой, смоченной в дезинфекционном растворе. Обработку повторить согласно инструкции к дезинфектанту. Салфетка утилизируется (класс Б);

b) при наличии большого количества крови и жидкостей, содержащих кровь на полу:

— смочить ветошь в дезинфицирующем растворе;

— собрать биожидкость в ёмкость;

— затем в ёмкость долить дез. раствор в соотношении 1:5. Экспозиция согласно инструкции к дезсредству;

— загрязнённый участок повторно обработать одноразовыми салфетками, смоченными в дезинфицирующем растворе;

— обработку повторить через 15 минут;

— если на полу оказались большие лужи крови:

— следует предусмотреть использование одноразовых водонепроницаемых чехлов для обуви, при угрозе разбрызгивания — очки и водонепроницаемый фартук;

— снимать загрязненные чехлы с обуви и фартук следует в перчатках.

— загрязнённый уборочный материал следует замочить в дезинфекционном растворе (концентрацию и время экспозиции — см. инструкцию по дезсредству);

— после чего утилизировать (мед.мусор).

Необходим постоянный контроль соблюдения правил инфекционной безопасности при проведении манипуляций, регистрация и мониторинг аварийных ситуаций по всей больнице.

Рекомендуется создавать запас комплектов антиретровирусных препаратов непосредственно в МО, либо на центральной подстанции скорой помощи, чтобы была возможность проводить при необходимости доставку в медицинские организации.

Необходимо предоставить медицинским работникам возможность немедленно проконсультироваться у специалистов центра СПИД или у врачей, ответственных за профилактику СПИД в медицинских организациях.

Региональные Центры по профилактике и борьбе со СПИД оказывают консультативную помощь медицинским учреждениям по вопросам ПКП, а также проводят ПКП в случаях контакта, не связанных с выполнением служебных обязанностей (половых контактах, лицам, подвергшимся сексуальному насилию при обращении за помощью).

Медицинские работники в случае аварийной ситуации обследуются экспресс тестом с последующим подтверждением в ИФА. В направлении образца на тестирование указывается код 107.1 Ф.№4 (медицинские работники, обследованные при аварийных ситуациях, независимо от того,назначена им или нет постконтактная профилактика (ПКП).

По коду107.2–обследуются прочие лица при аварийной ситуации, независимо от проведения ПКП.

В каждой МО должна быть разработана и утверждена система оповещения руководства медицинской организации и ответственного врача по ВИЧ/СПИД (алгоритм действий) с указанием Ф.И.О, телефонов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector