0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Азбука веры вопросы священнику

Вопросы священнику

1 000 вопросов православному священнику

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Православный христианин, живущий в современном мире, постоянно сталкивается с различными ситуациями, в которых возникают вопросы разного характера, ответы на которые хочется услышать из уст священника.

И, наверное, самый сложный путь, путь семейной жизни, на котором возникает множество различных вопросов, заслуживающих отдельного внимания православных священников.

Не каждый человек имеет возможность подойти к священнику в храме, и задать ему тот или иной вопрос. Поэтому, мы создали большую рубрику «Вопросы священнику», которая вмещает в себя 1 000 вопросов, касающихся многих тем церковной, семейной и светской жизни.

Для удобства поиска нужного вопроса-ответа, рубрика поделена на 11 разделов:

Желаем Вам, дорогие братья и сестры, мира и радости, духовного возрастания и укрепления в христианских добродетелях!

Храни Вас Господи на всех путях Вашей жизни!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Здравствуйте. Как жить в этом мире, если по всюду происходят страшные мерзости с детками? Свои же родные убивают, издеваются, насилуют, сжигают своих детей! Страшно, я боюсь жить в этом мире! За что Бог даёт такую жестокость и зверство людям (нелюдям)? Мне страшно за будущее.

Здравствуйте, Ольга!
Зло появилось в мире из-за греха, который распространился и заразил всех нас, начиная от первых людей. Так и добро может заразить мир, если каждый будет стараться его распространять и преумножать. Прп. Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен и тысячи вокрег тебя спасутся».
Скорби и страдания попускает Господь, а Он Всезнающий и Всеведущий. Жить в унынии – только погибнуть. Начните с себя, просто переживать, что люди страдают, только погубит вашу душу. А если начнем с себя и будем по возможности проявлять любовь к ближнему, то уже ближайшее окружение непременно поменяется.
Зла много в мире, но и добра не мало, человек который живет, стараясь сделать добро ближнему, вокруг себя распространяет свет, и мир меняется.
С Богом!

Здравствуйте, мира Вам и Божьего Благословения!В этом году в день Вознесения погиб скоропостижно мой родной брат.После его гибели я заметила, что стала проживать его жизнь полностью. Окружение изменилось, цели в жизни изменились, один за другим стала исполнять желания своего брата. Даже привычный образ жизни и тот изменился, стала проживать его жизнь, питание тоже изменилось. Привычки и некоторые навыки которыми обладал брат передались мне. Я стала ближе к Богу, хотя раньше была атеисткой до смерти брата. Чтобы не пыталась изменить в характере своей жизни, ничего не получается. Всё бессмысленно, перестала жить своей жизнью и живу его жизнью.Может это покажется странным, но это так . Меня это очень пугает. Подскажите пожалуйста, как жить дальше? И почему это происходит со мной? Спасибо большое. Да Хранит Вас Господь Бог.Всего Вам самого наилучшего!

Здравствуйте, Анастасия!
Смерть близкого человека, не может пройти бесследно. Конечно, переживаешь, вспоминаешь, жалеешь. Но это надо оставить, ведь на все воля Божья.
В жизни человека постоянно случаются встряски, они были и будут. Но мы должны научиться не останавливаться, а это зависит от умения управлять своими мыслями. А не наоборот: мысли управляют нами. Все зависит от того, как мы смотрим на свои мысли. Надо отпустить прошлое. За брата молитесь, и не унывайте. У нас есть Бог. За Него надо держаться и на Него уповать.
С Богом!

Здравствуйте. У меня есть важный для меня вопрос: если человек, например, будучи мульманином, сказал хулу на Духа Святого, а потом примет крещение, то простится ли ему этот грех или нет?

Здравствуйте, Диана!
Как говорят святые отцы, нет греха непростительного, есть грех нераскаянный. Человек сознательно совершает хулу на Духа Святого, когда он не раскаивается и даже противится. Этот грех не прощается.
Петр отрекся от Христа, но он потом раскаялся в этом, и всю жизнь об этом плакал. Господь простил ему. Поэтому если человек раскаивается, то Господь его прощает.
С Богом!

Здравствуйте. У меня возник вопрос: можно ли девушке заниматься боевыми искусствами? Имеется ввиду в качестве самозащиты, а не обычного занятия, как в случае фитнесом. Не грех ли?

Здравствуйте, Диана!
Греха такого наверное нет. Но миллионы женщин живут ведь как-то, не занимаясь мужскими видами спорта. И хоть сейчас есть тенденция к равенству полов, но для христианки должно быть понимание, что мужчина – глава, а женщина – помощница.
Апостол Петр говорит, чтобы «мужи воздавали честь, яко немощнейшу сосуду женскому» (1 Пет. 3:7). Хоть в современном мире многое перевернуто с ног на голову, но христиане как живая рыба, должны течь против течения. Нежность и хрупкость делает женщину женщиной, и это надо ценить и возделывать в себе женственность.
А по поводу самозащиты: не надо ходить в опасных районах, и в позднее время. Также не одевайтесь вызывающе, чтобы не привлекать неблагонадежных мужчин.
Если все же считаете необходимым владеть некоторыми приемами самообороны, то думаю научиться этому, не превращая это в занятие всей своей жизни, можно. Но, опять же повторюсь, все в меру и зная о том, что будете полученные знания и умения использовать только во благо.
Читайте про себя псалом 90, когда чувствуете какую-то тревогу, находясь на улице, и уповать на заступничество Бога.
С Богом!

Собираюсь в поездку по Золотому кольцу России. Можно ли в поездку взять с собой домашнюю икону, как с ней входить в храм и что можно делать с ней храме и при богослужении?

Здравствуйте, Игорь!
Есть благочестивая традиция прикладывать к святыням или мощам святых угодников нательный крестик или иконку. Здесь не должно быть никаких предрассудков. Тут дело веры. Иконы и крестики уже освящены.
Ничего плохого нет, если Вы не будете относиться к «освященным на мощах» иконам как к оберегу или амулету. И понимать, что икона от этого не изменилась, она такая же святыня, как и была, «дополнительной благодати» в ней нет. Благодать – дар Божий, и мы её можем получить только по силе нашей веры.
Также надо относиться к иконам, святыням благоговейно, в дороге это трудно осуществить.
С Богом!

Здравствуйте! Почти 3 года молюсь акафистами по соглашению (проблем много), хожу в церковь,исповедаюсь, причащаюсь, а проблемы как были так и есть, а иной раз кажется ещё больше становится. Чувствую, что внутренне меняюсь слава богу, а ситуация не меняется. Я стараюсь отогнать мысли и настраивать себя, что всё будет хорошо ни впадать в уныние (на исповеди всегда каюсь в грехах уныние, отчаяния, нет смирения, терпения) но ничего не получается. Допускаются мысли, что бог не слышит меня. Читаю евангелие и неусыпаемой псалтырь, на какое то время становится вроде и легче, а потом опять это состояние. Кажется уже что руки опускаются, чем больше молюсь, хожу в храм тем больше проблем и неприятностейи такое ощущение, что это никогда не закончится. Подскажите пожалуйста, что я делаю ни так и как дальше быть? Заранее спасибо.

Здравствуйте, Надежда!
Молиться можно бесконечно и даже вроде бы не просто слова произносить, но молитва с отчаянием или ропотом на Бога или же вообще без упования на Бога, такую молитву Господь примет, но не выполнит.
Что мы ждем от Бога: только ли «дай»? Но Церковь учит нас, что сначала мы должны научиться Бога благодарить, за все. «Случилось ли хорошее? Благословляй Бога, и хорошее останется. Случилось ли плохое? Благословляй Бога, и плохое прекратится», — говорил Святитель Иоанн Златоуст. Может быть, надо пересмотреть с другой стороны: что Господь от нас ждет? что мы еще не сделали? может быть даже за то, что имеем, не умеем благодарить, а это ведь начало исправления.
Также Преподобный Исаак Сирин говорил: «Чем чаще ветер раскачивает дерево, тем глубже корни его врастают в землю; чем больше скорбей испытывает сердце, тем крепче оно держится за Бога и молитву». Выстройте между Богом и Вами правильную молитвенную связь, научитесь благодарить, чего всем нам конечно не хватает.
Крепитесь, не унывайте и трудитесь.
Божьей помощи, Вам!

Добрый день, батюшка! Пока мой молодой человек был в армии я предала его поцеловавшись с другим , после чего очень раскаивалась , молилась , чтобы Господь меня простил и о том, чтобы мой молодой человек не узнал о моем грехе . По происшествию полугода я узнала , что он тоже меня предал , общаясь и целуясь с другой . Можно ли считать , что это бумеранг от Господа нашего . Раньше мой молодой человек плакал , что я общаюсь с другим , теперь узнав об его предательстве плачу я

Здравствуйте, Анжелика!
Не все духовные законы мы, грешные, можем до конца осознать, уяснить все взаимосвязи. Но наши грехи всегда собирают за собой другие грехи, как ком снежный.
Возможно, его ошибка поможет Вам прочувствовать всю тяжесть своего греха и лучше понять своего друга, простить.
С Богом!

Имею много вопросов, ответы на которые православие, как мне кажется, не раскрывает. И эта ситуация мешает мне принять некоторые постулаты православия. Не знаю, можно ли задавать эти вопросы здесь. Например, непонятно, как человечество могло произойти от одной пары — Адама и Евы. Ведь браки между братьями и сестрами грех. Может быть, это наивный вопрос, но я нигде не видел разъяснения.

Здравствуйте, Сергий!
Надо понимать, что многое в православии основывается на вере. Самое главное – это вера. Поэтому, не имея в душе веру, мы, действительно, многое не сможем понять и принять.
Главное, на что нам указывает Священное Писание – это спасение души. И все, что не имеет отношения к делу личного спасения человека, не повлияет на то, спасется человек или нет, зная подробно ту или иную грань, или причину, или суть мироздания, не выделено, не подчеркивается и подробно не разбирается в учении Святой Церкви.
Во времена Адама и Евы не стоял вопрос о кровосмешении. Необходимо было продолжать человеческий род. Почему так устроил Господь? Мы не знаем. Мы лишь верим в премудрость и всемогущество Господа Бога!
С Богом!

Здравствуйте ! Прошу дать совет о молитве по соглашению. Читала, что в Болгаре их читают по определенным часам.

Ирина, здравствуйте!
Как нам известно, священника Владимира Головина, который возглявляет так называемую Молитву по соглашению с Болгаром, низвергли из священнического сана. Вот можете прочесть об этом статью по ссылке https://pravoslavie.ru/119361.html

Поэтому с Болгаром молитвы по соглашению читать Церковь не благословляет.
Храни Вас Господи!

Батюшка благословите меня, пожалуйста, читать акафист Спиридону Тримифунтскому (проблемы с финансами).

Здравствуйте, Владимир!
Молитесь Святителю Спиридону Тримифунтскому, испрашивая помощи в проблеме.
Помощи Божией, Вам!

Здравствуйте. У меня к вам вопрос: можно ли девушке носить толстовку, мокасины и кроссовки? Считается ли данный тип одежды для девушки грехом?

Диана, добрый вечер!
Да, Вы можете носить толстовку, мокасины и кроссовки. Почему бы и нет?
Храни Вас Бог!

У меня к Вам вопрос.

Добрый вечер, Диана!
Ответ на Ваш вопрос отправлен на Вашу личную почту.
Храни Вас Бог!

Грех ли разговаривать с незнакомцами? Например, если нужна помощь человеку, то он обращается на сайт со знающими ответ на вопрос людьми, чтобы разобраться с проблемой. Есть еще один вопрос: если это грех, то может ли такая ситуация считаться грехом в зависимости от возраста?

Здравствуйте, Диана!
С незнакомцами, если это необходимо и безопасно, не грех разговаривать.
Взрослые люди имеют некоторый опыт, поэтому способны оценить степень опасности знакомства с новым человеком, даже через сеть Интернет. А детям, или молодым людям я бы не советовал искать общения с неизвестными, совершенно незнакомыми людьми, это может быть очень опасно.
И если обратились к Вам или Вы обратились за помощью тоже не грех общаться, тем более если люди друг другу помогают в благом деле. Разумеется, общение должно быть культурным, тактичным, приятным для обеих сторон диалога.
С Богом!

раздел сайта Православие.Ru — 1115 вопросов священнику

раздел сайта Православие.Ru — 1115 вопросов священнику краткое содержание

1115 вопросов священнику читать онлайн бесплатно

Как Вы относитесь к мультфильмам про Телепузиков?

игумен Амвросий (Ермаков)

Простите, но я не только не смотрю мультфильмы (вышел из этого возраста:), но считаю, что старые мультфильмы для детей намного интереснее, полезнее, чем бездарные развлекательные зрелища с существами подозрительного происхождения.

Неужели Эзоп мог быть известен детям Галилеи?

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Сравнивая современных Ему иудеев, упорно противившихся истине, Спаситель уподобляет их капризным детям, которые все делают по упрямству. В словах Иисуса Христа заключена мысль: Я и Иоанн пришли противоположными путями, но ни Моего, ни его свидетельства Вы не приняли. Одного обвинили в том, что не соблюдает пост, а другого в том, что его соблюдает. У Эзопа в басне «Рыбак» говорится о ловце, который умел играть на дудке. Взял он дудку и невод, пошел к морю, встал на выступе скалы и начал играть на дудке, надеясь, что рыбы сами выйдут из воды на эти приманчивые звуки. Но этого не произошло. Тогда он взял сети, забросил в воду и вытащил много рыб. Когда он их извлек на берег, они стали прыгать. Глядя, как они бьются, он сказал: играл я вам — вы не плясали, перестал — пляшете». Евангельский рассказ и басня Эзопа, несмотря на определенное сходство, имеют смысловые различия. В первом явно выражен этический аспект. В басне же говорится о тех, кто невольно все делает невпопад.

Откуда появилась Чаша Грааля?

Иеромонах Иов (Гумеров)

Чаша Грааля (старофранц. Graal, лат. Gradalis) в западноевропейских средневековых легендах таинственный сосуд с кровью Иисуса Христа, которая была собрана св. Иосиф Аримафейский, совершимшим погребение снятого с Креста тела Спасителя мира. Источниками были некоторые апокрифы.

Древнейшая литературная обработка сказаний о Чаше Грааля в западноевропейских литературе принадлежит Кретьену де Труа, французскому писателю конца XII века (роман Персеваль). История этого сосуда, приобретшего чудодейственную силу, была подробно изложена другим французcким писателем начала XIII века Робертом де Бороном, на основании апокрифических рассказов. Произведение Роберта состоят из трех частей: Иосиф Аримафейский, Мерлин и Персеваль. В первой части рассказывается первоначальная история Чаши Грааля и повествуется о перенесении в ее Англию. Рассказывается и о поисках рыцарем Персевалем этого таинственного и чудесного сосуда. По смерти Персеваля Чаша Грааля возносится на небо. В произведении Роберта христианский апокриф соединяется с бретонским циклом сказаний о короле Артуре.

В средневековых рыцарских легендах Чаша Грааля — таинственный символ высшего духовного блага, ради которых совершаются бесстрашные подвиги.

В книге «Код да Винчи» тема Грааля — не больше, как детективная фантазия, за которой нетрудно увидеть болезненно навязчивый феминизм автора. «Грааль, — подхватил Лэнгдон, — есть символ потерянной богини. С появлением христианства старые языческие религии не умерли. И легенды о поисках рыцарями чаши Грааля на самом деле представляли собой истории о запрещенных поисках утраченного священного женского начала» (гл.58). Столь произвольная интерпретация становится возможной, потому что многочисленные читатели этого детектива (как в России, так и на Западе) оторваны не только от христианских корней, но и от классической культуры. Они не знают в этой области самого элементарного. Тема Священного Грааля профессионально исследована видными историками и филологами. Можно назвать некоторые капитальные работы: Дашкевич Н.П., Сказание о Святом Граале. — в его кн.: Из истории средневекового романтизма. К., 1877; Веселовский А.Н., Где сложилась легенда о Святом Граале? СПБ, 1900; Marx J., La legende arthurienne et le Graal, P., 1952; Markale J. Le Graal, Paris, 1982 и др.

Как оценить с христианских позиций основные идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

иеромонах Иов (Гумеров)

Произведение это было сначала задумано как «психологический отчет одного преступления». О первоначальном замысле можно судить по письму (сер. сентября 1865 г.) Ф. Достоевского к редактору «Русского вестника» М. Каткову, с которым он вел переговоры о публикации. Писатель собирался показать состояние мучительной борьбы в душе «идейного» убийцы после совершенного им преступления: «Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтоб хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое… Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить свое дело» (Полн. собр. соч. В 30-ти т. Л., 1985. Т. 28, кн. 2. С. 137). Записи, сделанные в черновой тетради, показывают, что писатель сначала хотел написать от лица главного героя исповедь, записанную вскоре после убийства. Ф. Достоевский глубоко проникает во внутренний мир человека и точно изображает то, что святые отцы постигали духовным опытом. Позже он писал в «Дневнике писателя» (1873 г.): «Я был в каторге и видал преступников, «решенных» преступников… Но, верно говорю, может, ни один из них не миновал долгого душевного страдания внутри себя, самого очищающего и укрепляющего. Я видал их одиноко задумчивых, я видал их в церкви молящихся перед исповедью; прислушивался к отдельным внезапным словам их, к их восклицаниям; помню их лица — о, поверьте, никто из них не считал себя правым в душе своей! Не хотел бы я, чтобы слова мои были приняты за жестокость. Но все-таки я осмелюсь высказать. Прямо скажу: строгим наказанием, острогом и каторгой вы, может быть, половину спасли бы из них. Облегчили бы их, а не отяготили. Самоочищение страданием легче — легче, говорю вам, чем та участь, которую вы делаете многим из них сплошным оправданием их на суде. Вы только вселяете в его душу цинизм, оставляете в нем соблазнительный вопрос и насмешку над вами же. Вы не верите? Над вами же, над судом вашим, над судом всей страны! Вы вливаете в их душу безверие в правду народную, в правду Божию; оставляете его смущенного». Святитель Григорий Богослов пишет о суде собственной совести: «Невозможно убежать от этого одного — от внутреннего в нас самих судилища, на которое одно взирая, можно идти прямым путем».

В ходе работы над произведением, по мере усложнения сюжета и расширения идейного плана, Ф. Достоевский осознает, что форма исповеди ограничивает его возможности: «Исповедью в иных пунктах будет не целомудренно и трудно себе представить, для чего написано. Но от автора. Нужно слишком много наивности и откровенности. Предположить нужно автора существом всеведущим и не погрешающим, выставляющим всем на вид одного из членов нового поколения».

Для религиозной оценки романа «Преступление и наказание» важно обратиться к черновым записям, сделанным к третьей (окончательной) редакции романа: «Православное воззрение, в чем есть Православие: нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания» (ПСС. Т. 7. С. 155).

Автор значительно усложняет сюжет, а идейный центр сдвигает: главной в романе становится идея воскресения духовно мертвого человека. Евангельское повествование о воскрешении Лазаря составляет духовный нерв всего произведения, его идейно-композиционный центр.

Из всего множества чудес, совершенных Господом во дни Его земной жизни, особую значимость имеет воскрешение Лазаря. Выходящий из гроба по голосу Спасителя Лазарь изображает будущее наше восстание из мертвых: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5: 25). Лазарь не только умер, но прошел «путь всей земли» (3 Цар. 2: 2). Он был положен во гроб, испытал тление. Мы пройдем этот путь, но будем воздвигнуты Тем, Кто имеет власть над жизнью и смертью. Но прежде восстания от телесной смерти человеку предстоит воскреснуть духовно. Сам писатель пережил это на каторге, которую он назвал Мертвым домом. В письме (январь — февраль 1854 г.) к Н.И. Фонвизиной, жене ссыльного декабриста, он говорит по выходе из острога: «Я скажу Вам про себя, что я — дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных. И однако же Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил в себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть».

Беседы с батюшкой, ответы на вопросы прихожан

По своей духовной немощи и мало опытности большинство из нас не умеет молиться, не знает, как и за что славословить Бога, какими словами и о чем должно и можно Его просить; еще не испытали на собственном опыте, что значит «преклонить колена сердца» пред Господом, не научились «устраняться суетного мира, ум на небеса преложив», и, говоря словами апостола Павла, еще не нашли и не ощутили Бога, «хотя Он и недалеко от каждого из нас» Этому мы можем научиться у тех, кто собственными страданиями стяжали благодать Святого Духа, вступили в непосредственное богообщение и передают нам свой опыт познания Бога.

На вопросы прихожан отвечает Иерей Георгий Боровиков, настоятель Дмитриевского прихода с. Яблоново Корочанского благочиния, Белгородской и Старооскольской Епархии. В рукоположении 4 года, до этого батюшка Георгий служил морским боевым офицером и Господь привел его своей милостью к архимандриту Ипполиту, настоятелю Свято-николаевского рыльского мужского монастыря в 2000 году. В паству многие люди не просто так попадают. Святые отцы научают, что в монашество стремиться почетно, а в священство надо только за послушание. Через это послушание о. Георгий и принял сан священника.

ВОПРОСЫ К БАТЮШКЕ ГЕОРГИЮ

Какие службы можно заказывать в храме?

служба, которая совершается в алтаре, подаются либо записки, либо список заносится в поминальную книгу. При службе вынимается частичка со служебной просфоры и опускается по окончании Божественной литургии в чашу с кровью Христа Бога нашего. Таким образом, Гоподь, прощает грехи тех, кого поминали;
Обедня – здесь для каждого имени вынимается частичка отдельной именной просфоры и тоже опускается в чашу по окончании литургии.

Молебны о здравии —

совершаются или до литургии или после. Молимся мы Господу Богу нашему и Богородице, святым угодникам божьим, просим их ходатайствовать перед Богом за наших близких живых.
Заупокойные службы совершаются как проскомидии и обедни, но еще совершаются панихида и лития – это отдельные службы, на которых мы поминаем наших умерших. Служатся они в конце службы или отдельно. Желательно на такой службе присутствовать родственникам, потому что души умерших, которых поминают, по упоминанию святых отцов, будут присутствовать.

это есть чин разлучения души от тела. Ангелы берут душу и относят ее к Богу. Но само отпевание не избавляет души от тяжести грехов. Освобождение от грехов есть покаяние, совершаемое перед Господом через исповедь священнику. Прощение упомянутых грехов Господь дает после разрешительной молитвы, которую прочитывает батюшка над исповедником. Забытые грехи, т.е. те грехи, которые не можем вспомнить, Господь прощает по совершению таинства Елеепомазывания или Соборования.

Прощение многих грехов душа человеческая получает при совершении проскомидии и обедни. В месте с этим и милостыня, розданная в поминание или во здравие имеет огромную силу. Но милостыня не такая, что дал у храма три копейки, а настоящая помощь, вещи, добрые дела, что-то нужное по-настоящему. При этом просим «помяни этого раба божьего». Человеку в ответ достаточно только сказать «Господи, упокой душу усопшего раба твоего (имя)». Это уже и есть поминание, совершение милости.

Каким образом душа карается за грехи?

Когда братия спрашивали у настоятеля рыльского монастыря батюшку Ипполита о мытарствах после смерти: «что же происходит на самом деле?», он улыбался и говорил: «отцы, мытарства у каждого свои». Есть канонически упоминания об ответе души за грехи свои, например 20 мытарств Феодоры, но это не значит, что у каждого они будут такими. Но то, что отвечать придется – это точно. Не очистив душу покаянием перед смертью, не причастившись и не пособоровавшись, мы весь груз грехов несем с собой к Богу. И Господь как судия взыскивает с нас то, что мы имеем недостойного.

А если смерть произошла внезапно, человек погиб в автокатастрофе?

— В православии всякое событие случайным не бывает. Фактор внезапности присущ, есть святые угодники, которые вымаливают душу у Бога тех, кто умер скоропостижно – великомученица Варвара, блаженная Ксения. К Богу мы обращаться должны не как в ларек, когда что-то случается. Православие сама по себе живая вера, подтверждение тому, что кто начинает Богу молиться, Бог устрояет ему все во благое, научает как молиться и через каких святых. Как молиться о живых, о мертвых. Кого как вымаливать. Результаты всех духовных трудов сказываются таким образом: когда благочестие в дом будет возвращаться, то и дети послушными будут, тогда Божье понимание в семье будет полным, желание ходить в храм наступит не по обязанности, а по велению сердца. К Богу тянуть будет, в роду все будет благодатно, благодать будет возвращаться. Пробелы богоборчества, неверия, будут стерты. Может Господь призовет кого-то из семьи в монашество, за род надо нести ответственность, чтобы спасти всех своих близких.

Получается, вера в Бога держится только на страхе кары за грехи?

— Мольба к Богу делится на три ступени: первая – самая низшая, как любит раб хозяина. А любит и угождает раб так, чтоб хозяин его не наказал.

Вторая ступень –– любовь наемника – за свой труд наемник ждет вознаграждения от Бога в виде даров, успехов, благополучия в жизни и спасение в жизни будущего века.

Самая высокая любовь – это любовь сыновья, когда душа любит Бога, не требуя и не ожидая от него ничего взамен совершенно, никакой благосклонности. Просто она рвется к Богу и в Боге соединяется всю свою жизнь. Святые угодники так любят Бога нашего. А Господь к такой душе приходит и претворяет все благое еще при жизни.

Что такое понятие веры? Какое значение играет вера в жизни человека?

— Само понятие веры, оно жизнеопределяющее для человека, потому что если человек живет без веры, он живет на уровне животного. Человек разумный задумывается – «Для чего я живу? Почему я живу? Как мне прожить? Что откуда всё произошло и как все заканчивается?». Мы все сейчас являемся, разумными, образованными, не только задаем себе эти вопросы, но и пытаемся найти на них ответы. Но без веры ответа никакого не будет, потому что Бог — творец всего сущего, и он открывается человеку ровно на столько, на сколько человек к нему идет. Чем сильнее человек Бога ищет, тем более Бог ему откроется. А когда человек почувствует в себе Бога, тогда и будет с радостью Бога в своей жизни исповедовать, по мере своего креста. Может совершать добрые дела во имя Бога нашего или помогать в храме будет. А может и в будущем православным сподвижником станет, монахом, как Господь покажет, как ему в жизни идти, какой у него крест.

Получается, мы живем, креста своего не зная?

— Мы наделены громаднейшей свободой и Бог человека к себе на аркане не тянет. То, что мы сподобились стать православными христианами – это заслуга наших предков, наших отцов, дедов, прадедов. Потому что они стяжали благодати духа святого, вымолили у Бога, чтоб мы родились православными. В большинстве случаев мы детей крестим еще во младенчестве и часто у неверующих возникает вопрос: «зачем? почему ребенку самому не избрать веру, когда вырастет?». Ответ здесь прост – мы являемся православным родом и живем на православной земле, которая православна 1025 лет. Потому Бог дал нам детей православных. Если бы ребенку суждено было быть иудеем, то он родился бы в Израиле, если буддистом, то в Китае. Но раз дети рождены в православной земле, то и крестим мы их в православие. Это Богом определяется, избранностью народа. Раньше избранным народом был еврейский, но по Новому Завету предав на распятие Христа-Бога, они от Бога отвернулись, потеряв свою избранность. Избранность перешла не просто на какую-то расу, а перешла на православных христиан. Когда Бога распинали на кресте, иудейский народ радовался. Бог сказал, что мира на этой земле не будет никогда, это проклятье действует поныне, они сами наложили его на себя. Как сказано в Писании: «глазами будете видеть и не увидите, ушами будете слышать и не услышите». То есть один человек может читать Библию и ничего в ней не понять, а другой по милости Божией будет Духом Святым знать все сущее… Это зависит от благодати рода, переданной по наследству от предков, называется благочестием. А благочестие рождает в человеке праведность или преподобность, если человек в монашеском постриге.

За подвиги, за благочестие открывается благодать духа. Господь дает силы на служение, ведь если почитать жития святых, какие скорби они несли, кажется что человеку это не под силу. Но это от любви к Господу. Такие люди особенные. Они с рождения носят в себе Бога. Это большая честь для всего рода – по своему благочестию семья заслуживает молитвенника, преподобного или праведного. Святые угодники вымаливают род до 14 колен назад и вперед, за их труды, за их святость.

Раньше на кладбищах ставили кресты, сейчас памятники, как правильно?

— Часто бывает, что светские имена отличаются от православных. И на памятнике пишут метрики светские, а по православному устроению кладбища, положено, чтоб на могилах кресты православные стояли. На кресте значится имя, записанное у Бога, а метрики пишут ниже. Это принято для того, чтоб усопшего поминали по-православному. Поминальные угощения оставляются на могиле не для мертвых, душа ничего не кушает, для того, чтобы малоимущий или нищий, взяв угощение, помянул усопшего: «упокой Господи душу раба или рабы твоей». Если креста на могиле нет, при поминании душа приходит в смущение.

Надо ли занавешивать зеркала, когда в доме покойник? кто-то говорит — предрассудки, кто-то боится, но мало кто знает, как правильно делать

Душа приходит в дом, когда ее поминают, отражения своего она не имеет и от этого может приходить в смущение. Канонически это нигде не прописано, но по старым поверьям, люди выполняют этот обряд. Хотя ровным счетом ничего страшного не произойдет, если его не выполнить.

Как поминать родственников, если не знаешь их имен, и были ли они крещенными?

Раньше на Руси брак для Бога считался только венчанный, остальное блуд. Поэтому если вы поминаете сродников в невенчанном браке, то отдельно надо поминать сродников мужа и жены. А если семья венчанная, то род поминается целиком. Можешь и не знать про своих предков, но Бог приоткроет, если молимся, просим, то непременно будет все открыто. Если сам не знаешь, через праведников откроется, духовника, которым Господь дает благодать Духа Святаго. Даже не зная, крещен ли сродник или нет, поминать его надо и за него молится, он все равно нашей крови, земля у нас православная.

Когда человек в храм приходит, вымаливает на четыре поколения вперед и три назад, даже если мы не знаем всех имен, заказываем службу «со сродниками». Наших умерших, мы можем вымаливать, понемногу, шаг за шагом. Есть такая молитва Чудового монастыря Архангелу Михаилу, который человек прочтет сию молитву, того дня не прикоснется к нему ни диавол, ни зол человек, ни лестию соблазнится сердце его. Если преставится от жития сего, то и ад душу его не примет. Очень важно эту молитву читать 19 сентября в день памяти святого Архангела Михаила и 21 ноября – Собор архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, также — всю страстную неделю Великого Поста. По преданию, в это время Архангел Михаил находится на берегу долины огненной, и опускает свое правое крыло в геену огненную и она гаснет. Называйте в эти в два дня усопших по именам, и Архангел Михаил выведет их души из ада. Это канонически не прописано, но вера наша живая. Это монастырское откровение вселяет огромную надежду на величайшее милосердие Господа Бога нашего.

Можно молиться своими словами?

— Молиться можно и своими словами, но лучше сначала писанными. Молитвы составлены святыми отцами, теми, которые сподобились милости божьей и стали святыми. И мы, начав молиться, зажгли в себе факел духа святаго, мы как православные имеем у себя в сердце дух святый. Богу надо молиться не душою, а духом святым, а для этого его надо зажечь. Грамоте тоже можно учиться по буковке выискивая из газет, но все это долго будет. А если учиться по букварю, это гораздо быстрей и проще. На самом деле мы все младенцы в Иисусе Христе и чтобы нам это понять дух молитвы, основы православия, надо опираться на святых отцов.

Почему и молишься и в храм ходишь, а все равно болеешь?

— В Евангелии сказано: «Скорбями и болезнями спасать будете души ваши». К болезням православие относится так – немощь от многих грехов может избавить. Господь дает силы нести свою немощь всю жизнь. Бывает, человек в Бога не верит до конца, но ездит по святым местам и Господь дает ему чудо исцеления для укрепления веры. Тело не лечить нельзя – это грех. То есть скорби и болезни даются не для того, чтобы мы мучились, а для того, чтобы к Богу приходили. Чтобы мы несли покаяние. И тогда мы понимаем, какой крест у нас в жизни есть. Ведь Бог креста, которого мы понести не можем не даст, все дается по мере наших сил. Так удивительно происходит, как говорится в Евангелии «духовных трудов». Кому на 20 , кому на 40, кому на 100. Только нужно эту меру подвигов духовных не только пронести, но и стяжать, преувеличивать их два раза. Не только иметь что есть, то и есть.

«Бог есть огнь, неугосаемый» Итак, если мы ощутим в сердцах своих хлад, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа, и Он пришед согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближнему. Где Бог, там нет зла. Все происходящее от Бога мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению. Бог являет нам Свое человеколюбие не только тогда, когда мы делаем добро, но и когда оскорбляем и прогневляем Его. Как долготерпеливо сносит Он наши беззакония! И когда наказывает, как благоутробно наказывает! Отцы написали, когда их спрашивали: ищи Господа, но не испытуй, где живет». Наставления преподобного Серафима Саровского. Надо нам в жизни жить так, чтобы мы стяжали прежде Царствие Божие. А все остальное нам приложится. Аминь.

Азбука веры вопросы священнику

Протоиерей Артемий Владимиров, иерей Павел Островский, протоиерей Игорь Фомин и другие

Ответ священника. Просто о главном

Все права защищены. Книга или любая ее часть не может быть скопирована, воспроизведена в электронной или механической форме, в виде фотокопии, записи в память ЭВМ, репродукции или каким-либо иным способом, а также использована в любой информационной системе без получения разрешения от издателя. Копирование, воспроизведение и иное использование книги или ее части без согласия издателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.

© Некоммерческая организация Фонд православного телевидения, 2019

© Оформление. ООО «Издательство „Эксмо“», 2019

Всегда буду помнить того, кто сделал меня счастливым, – одного священника.

Сначала это были общие компании, в которых на первый план выходило общение, а мобильные телефоны откладывались очень далеко. Мы говорили часами на разные темы. Зачем Бог создал Землю? Какая она, бесконечность? Почему мы умираем и что нас ждет потом? Если Бог есть, то почему в мире столько зла и несправедливости. Хватало же ему времени на меня.

Потом была Пасха – первая в моей жизни, наверное. Батюшка поставил меня впереди крестного хода и дал в руки особый фонарь, лишь годы спустя я пойму красивый смысл и значение данного мне в руки символа пламени веры. Света Христова, просвещающего всех.

А тогда я просто шел с этим светильником впереди крестного хода и думал о выборе: либо я следую за этим фонарем и тем, что приоткрывается мне в Церкви, либо живу, как жил прежде, – и совместить эти пути нельзя.

Потом было мое первое Причастие. Я тогда сам принял решение: сказал, что молиться не умею, что не исповедовался никогда, но хочу попробовать. Готовился к исповеди по книжке старца Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди», мне ее посоветовали. Старательно выписывал по ней на бумажку свои грехи. Пришел и зачитал их: и те, о которых стыдно сказать, и те, о которых говорить смешно, но в книжке был совет – все исповедовать. Прочитал. Потом меня причастили. Священник сказал: «Иди и больше не греши». Я пошел. И чувствую – не иду. Лечу. Это первое чувство от Причастия – легкость. Вдруг я физически ощутил, как всего прежнего больше нет, нет более тяжести прежних поступков. Это не психологические измышления, а физическая полная Истина, которую я прожил тогда очень ясно. Очень ясно почувствовал, что жизнь теперь начинается с чистого листа, что прежнего нет: впереди настоящее.

Все это выросло, казалось бы, просто из слов, которых не жалел тогда на меня тот батюшка в давних застольях.

Потом наступило лето. И вот, гуляя по пустой Москве выходного дня, я зашел вечером в небольшой храм, расположенный в центре города. Там было пусто, сумеречно, и внутри находились всего три человека: сторож, батюшка и мужчина, пришедший на Исповедь.

И я решил: поисповедуюсь тоже. Ждал долго, в пустынном храме было очень тихо. И вот настала моя очередь говорить со священником: это был длительный диалог, но самым главным было чувство, что он только меня и ждал здесь. Совсем стемнело, когда я уходил, снова наполненный какой-то радостью. Потому что это настоящая Радость – когда тебя касается Слово, когда Оно открывает что-то важное о тебе самом и о самом главном в твоей жизни.

В сербском языке слово «радость» – однокоренное со словом «встреча». Встреча со священником может стать огромной радостью в вашей жизни. Вот почему проект канала «Спас» – «Прямая линия. Ответ священника» стал так стремительно популярен: это каждый раз Встреча.

Здесь не звучат случайные вопросы: люди, дозваниваясь в прямой эфир через тысячи километров, говорят лишь о том, что действительно болит. И вдруг оказывается, что в наших болях мы все немного схожи. И тогда звучит диалог о самом главном для очень многих. О том, как устроить свою жизнь, найти вторую половину; что делать, если не выходит родить ребенка; как выстроить отношения в семье; как быть, когда в любовь вкралось предательство, а в жизнь – грех.

Как понимать Церковь, ее таинства, какой смысл в богослужениях, молитвах. Что такое суеверия и почему они иногда так покоряют людей? Как понимать Библию, жизнь святых.

Как узнать Бога и Его волю; как во всем, что с нами происходит, увидеть смысл. Как прожить победителем? И что по-настоящему надо побеждать? Об этом «Ответ священника».

Я много раз ловил себя на том, как действует слово священника. И пытался понять: откуда берется эта энергия, которая через самые простые слова может тебя пронзить? В храме эта энергия называется Благодатью. Ощутить ее в церкви не сложно – было бы хоть сколько-нибудь решимости. Благодать приходит через таинства Церкви. А священство – одно из них. И каким бы человеком ни был сам священник – эта энергия льется через него и способна преобразить любого. Способна все расставить по своим местам в нынешнем, все более запутанном мире и в сознании человека. Одним лишь Словом. Так понимаешь, почему «в начале было» именно Оно.

В этой книге собраны ответы из уст любимых зрителями канала «Спас» очень искренних батюшек: Артемия Владимирова, Андрея Ткачева, Павла Островского, Александра Волкова, Павла Гумерова, Игоря Фомина, Александра Абрамова, Григория Геронимуса, Павла Великанова, Дмитрия Смирнова, Михаила Зазвонова, Стахия Колотвина, Максима Обухова, Елевферия Колодезного, Александра Ильяшенко, Георгия Сергеева, Андрея Рахновского, Дмитрия Кувырталова, Максима Первозванского и многих-многих других.

Спасибо всей команде проекта: нашим замечательным ведущим – Веронике Иващенко, Инне Веденисовой, Наталье Москвитиной, Галине Теряевой, Екатерине Аркаловой, Серафиму Сашлиеву и всем причастным к этому почти ежедневному и такому нужному многим людям прямому эфиру.

Вы будете читать эту книгу и останавливаться, додумывать те мысли, что откроются здесь. Моя первая такая остановка произошла после фразы, упомянутой на первых страницах, – той самой, что я услышал после своего первого причастия: «Иди и больше не греши».

Пусть и в этом нам поможет эта книга.

Генеральный директор и генеральный продюсер телеканала «Спас»

Эта книга содержит ответы на наиболее распространенные вопросы, которые задают телезрители программы телеканала «Спас» «Прямая линия. Ответ священника». В прямой эфир звонят и пишут как люди воцерковленные, так и редко приходящие в храм или только становящиеся на путь веры, то есть находящиеся в поиске. Вопросы, которые задают мужчины, больше связаны с толкованием богословской терминологии – многие спрашивают о существовании Бога, о догмах, о канонах.

Женщины обычно интересуются, как им поступить в той или иной ситуации, как построить отношения с мужем, как правильно воспитать детей. Ответы, которые дают священнослужители, доступны для понимания человека, далекого от Церкви. В них рассказывается об основах духовной жизни христианина, развеиваются мифы, заблуждения, сомнения и суеверия, связанные с церковными обрядами и Таинствами.

Особенность этого проекта в том, что священнослужители отвечают на довольно личные вопросы, не видя глаз собеседника. Ведь люди, которые звонят, находятся не на Исповеди, а речь зачастую идет о частных ситуациях или очень личных проблемах. Телеканал «Спас» и программа «Ответ священника. Прямая линия» дают уникальную возможность любому человеку через опыт живого общения со священником преодолеть некоторые барьеры на пути к православной вере и получить ответы на разнообразные вопросы.

Мирская жизнь и православная вера

Работа и карьера

Как найти для себя истинно христианское призвание в будущем? Грешно ли строить карьеру? На эти вопросы отвечают иерей Георгий Сергеев и протоиерей Андрей Ткачев. Прежде всего, помолившись Богу попросив Его о помощи в этом непростом деле, необходимо занять по отношению к собственной жизненной ситуации активную позицию и определиться, что именно вы хотите поменять в своей жизни, как вы собираетесь это сделать, какие шаги предпримете в недалеком будущем. Наметьте, чем конкретно вы хотите заниматься, что для этого нужно, и вперед, с Божьей помощью.

Группа

ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ

Информация

Другое

Действия

14 533 записи Показать все записи

НО ВЕДЬ У НИХ ИКОНКИ СТОЯТ И МОЛИТВЫ ЧИТАЮТ.
И СНОВА О «БАБКАХ» И ЭКСТРАСЕНСАХ.

Самый лучший способ принести наибольший вред противнику – это диверсия. Когда враг, войдя в доверие, прикрываясь добрыми, союзническими намерениями, Показать полностью… через некоторое время наносит смертельный удар. Только тогда, когда нанесен страшный урон, мы понимаем, что этот враг есть враг, а не союзник. Так и дьявол, противник Бога и всего человечества, скрывается под благообразными образами, пытается успокоить нас, доказать, что его нет, что все мирно. Но стоит только потерять бдительность, беды не миновать.

Большинство «православных» магов прикрываются Церковью: в своих обрядах используют иконы, молитвы, советуют сходить в храм. Но Церковь почему-то осуждает любые занятия целительством и магией, считает такие дела смертным грехом, ведущим к вечной погибели. Те, кто ссылаются на Библию, забывают, что сама Библия осуждает их к смерти. «И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее». (Лев.20:6) «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». (Матф.7:22-23)

В Писании нигде не сказано о том, что чародеи могут быть добрыми и посланными от Бога. И наконец, многие церковные правила жестко осуждают любые занятия магией или еще чем-то в этом роде. «Не подобает освященным или причетникам быть волшебниками или обаятелями, или числогадателями, или астрологами, или делать так именуемые предохранилища, которые суть узы душ их. Носящих же оные повелели мы извергать из Церкви». (Лаодикийский собор.1:36) «Покаявшийся в волшебстве или в отравлении да проведет в покаянии время, положенное для убийцы, с распределением, сообразным тому, как сам себя обличил в каждом грехе». (Свт. Василий Великий) «Предавший себя волхвователям или неким подобным да будет под епитимиею столько же времени, сколько убийца». (72-е правило свт. Василия Великого) Здравомыслящий человек после таких слов, наверное, задумается над тем, кто же прав Церковь или экстрасенсы.

Ведь что происходит? Маги не только прикрываются Церковью, но иногда говорят от ее имени, в частности дают церковные советы. Приведем один пример. Приходит женщина в храм и говорит, что ей нужно поставить 20 свечек и чтобы батюшка 10 раз прочитал над ней молитву «Отче наш». Естественно, внимательный священник поймет по чьему совету требуются такие действия и еще более естественно, батюшка объяснит, что так делать нельзя. Свеча имеет свое значение, а молитва «Отче наш» — свое. Нельзя так количественно все распределять и тем более надеяться, что после, произойдет раздробление камней в почках. Так думать – богохульство. Церковь не магазин, куда приходят по потребности, а Бог не исполнитель желаний и потому серьезный грех Божье превращать в еще одну потребительскую часть рыночной экономики. Как показывает практика – большинство уходят недовольными и идут за следующими советами к магам. Но кому лучше знать о церковной свече или молитве? Кто больше может рассказать о Боге? Церковь или экстрасенсы? Порой сами целители не знают с чем связались. «Лечат» и думают, что их сила от Бога, что все действия благословлены Богом, что Церковь – союзник, а все те священники, которые их обличают, ничего не понимают и не знают. О вреде любой магии, целительстве, экстрасенсорике говорят не отдельные батюшки, а весь 2-х тысячелетний опыт жизни Церкви. Нет ни одного святого отца, который бы одобрительно относился к магам. Наоборот, существуют сотни письменных памятников, где святыми обличается и осуждается всякого рода магия.

И если мы в самом деле ищем Божью силу, то давайте икать ее там, где она на самом деле есть. Господь создал Церковь, в которой действует Дух Святой, которая «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины». (1Тим.3:15) И кроме этого Церковь вечна и непобедима. «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». (Мф.16.18) Из этого следует, что Церковь единая хранительница и благовестница Божиих откровений, не могущая заблуждаться и чего-то о духовной жизни не знать. В нашем мире нет иных источников Божьей силы как только Церковь.

Вопрос священнику

Задать вопрос священнику онлайн вы можете на этой странице. При написании текста соблюдайте правила орфографии и пунктуации, а также будьте тактичными в формулировке вопросов. Просим вас не обращаться в рубрику с вопросами бытового характера, решить которые вы можете сами. Подобные вопросы будут игнорироваться. Также просим прежде, чем задать вопрос, посмотреть ответы на интересующую вас тему в ранее задаваемых вопросах. Старайтесь быть рассудительными и самостоятельными, чтобы не загружать священника, а дать ему возможность ответить на более серьезные вопросы!

Ответы священника по темам:

Здравствуйте, батюшка. В поминальной молитве сказано: «Аще бо согреши, но не отступи от Тебе, Бога Тя верова, до последнего издыхания исповеда». Моя мама крещеная, но не исповедовалась и не причащалась. Службы не посещала. Как правильно за нее молиться?

Молиться за ее бессмертную душу. Как правильно? Как вы можете. Лично молиться. Если вы говорите о молитве церковной — закажите за нее сорокоуст, Псалтирь, обедню. Если вы говорите о вашей келейной, домашней молитве, то читайте за нее Псалтирь, читайте канон, акафист за единоумершего. Разные есть молитвенные правила. Молитесь внимательно, от души, с верой. Не смущайтесь, что ваша мама была не совсем церковным человеком. Именно поэтому ей особенно нужна ваша молитва. Наверное, надо сильнее молиться за вашу маму. Церковь молится за всех людей, за весь мир. Молиться можно не только за церковных людей, но и за всех крещеных, хотя и далеких от Церкви. За них надо еще больше молиться.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Здравствуйте, батюшка. Моему сыну 20 лет. По незнанию он не получил от меня материнское благословение, о чем я очень жалею теперь и переживаю. Можно ли провести этот обряд теперь и благословить его на дальнейшую жизнь? Как это можно сделать? Мы оба православные и крещеные. Благодарю.

Вы все время должны сына своего благословлять и молиться за него. На всякое доброе дело, на всякий труд. Даст Бог, будет семья — на семью. Ваше сердце, в котором живет любовь к вашему сыну, — это Божие благословение. Я думаю, что вы, конечно же, благословляли сына, и благословляете его, и молитесь за него, и вашей молитвой сын, дай Бог, будет порядочным, верующим, православным человеком.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Здравствуйте. На моем нательном крестике лик Спасителя обрел черты черепа (сам лик сильно затерся с годами ношения, и из-за этого получилось такое изображение). Меня это очень сильно пугает. К слову, последний год в жизни были страшные потрясения и стрессы. Подскажите, что мне делать? И как быть с этим крестиком? Он наводит страх на меня.

Я думаю, что крестик освящен, вы его носите, и он не влияет на вас плохо. То, что там немножко стерлось изображение лика Спасителя, не влияет на те скорби, которые, к сожалению, часто происходят в нашей жизни. Но если вас это смущает, если вы чувствуете, что теряете мир от этого, то приобретите другой крестик и решите проблему.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Слава Богу! Помогите мне, батюшка. Вот я встречаюсь с девушкой, она не очень-то ходит в церковь, а я без этого не могу. Сейчас поехали в Польшу на заработки. Когда садимся поесть, то я стараюсь всегда помолиться. А вчера она сказала мне, что не хочет так часто молиться. Я ей говорю, что мы не свиньи и должны попросить у Бога благословение на все, и на еду. Помогите мне, как мне на это реагировать?

Воспитывать свою девушку, если это будущая ваша жена. Правильно вы говорите, что надо молиться. Без Бога ничего не сделаешь и ничего не заработаешь в вашей Польше. Надо молиться. Так и объясните. Терпеливо, но настойчиво объясняйте, рассказывайте о своей жизни, о своей встрече с Богом, ведите ее в храм, пытайтесь ее воцерковить. Что же она поехала с вами на заработки? Надо быть терпеливым, настойчивым, убедительным, и, может быть, душа придет к Богу и станет христианкой.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Являются ли газлайтинг (психологические манипуляции, призванные выставить индивида «дефективным», ненормальным) и абьюзинг (психологическое насилие) грехами?

Это грехи, конечно, ужасные грехи, которые могут довести человека до безумия. Конечно, это грех.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Здравствуйте. Хотела бы узнать, как поступить с вещами: мама умерла, помянули на 40 дней. Можно ли забрать книги и стеллажи из ее комнаты (мама жила не с нами). Нужно ли освящать вещи эти? Спасибо.

Конечно, забирайте то, что вам нужно. Я не знаю, зачем вам освящать эти вещи. Если вы хотите освящать квартиру, пожалуйста, освящайте. То есть у вас какой-то страх есть, что мама умерла и что вы эти вещи забираете себе? Это нормально, мама жила, прожила свою жизнь, ушла в вечную жизнь, вы ее проводили. Часто вещи передаются из поколения в поколение. Уходят дедушки, родители, дети, внуки. Пользуйтесь тем, чем пользовалась ваша мама, и передавайте это своим детям, если это вещи хорошие и качественные.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Здравствуйте, батюшка. 17.10.19 у нас родился сыночек. Когда лучше и правильнее покрестить его? Перечитала много информации о том, что крестить ребенка можно, когда пройдет 40 дней. Это достоверная информация?

Ребенка можно и раньше крестить, и причащать его можно раньше. Но маме до сорока дней нельзя причащаться. На сороковой день читается молитва, и тогда мать может причащаться сама. Но крестить можно гораздо раньше. Когда родились мои дети, я крестил их на девятый день, чтобы причащать как можно чаще. Считаю, что, пока ребенок маленький, его нужно как можно чаще причащать. Это мое твердое убеждение, которое подтверждено самой жизнью. И вам этого тоже желаю.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Здравствуйте! Мне 24 года, живу в Киеве, хожу на богослужения в Киево-Печерскую лавру. Несколько лет назад начала просить святых, чтобы встретить человека, с кем бы хотелось прожить жизнь и родить детей. Человек встретился, но мне он не нравится вообще. Он меньше меня, ему 22 года. Ну это ладно, но он какой-то не такой, не такой, какого я хотела. Он в свою очередь говорит, что любит меня и очень ждет нашей следующей встречи (так как он живет в другом городе). Он имеет свое дело, не имеет вредных привычек, хочет чего-то большего от меня. А мне не нравится. Стоит ли мне ждать? Может, он мне понравится? Или же все сразу ему написать и расстаться?

Вообще-то, чтобы выходить замуж, нужно, чтобы человек немножко нравился. Может быть, не очень множко, но немножко. С другой стороны, можно сказать, что на безрыбье и рак рыба. Я же не знаю, чего вы хотите. В любом человеке есть хорошее и плохое. В любого человека можно влюбиться, в том числе, в вашего юношу. Надо подумать, сможете вы с ним жить или нет. Сможете ли вы выйти за него замуж, чтобы быть за мужем, или это будет чисто теоретически. Сейчас у вас, наверное, сомнения. Я думаю, вам стоит помолиться в лавре, пообщаться с вашим поклонником. Может быть, что-то вы в нем увидите хорошее, может быть, что-то вас внутри зацепит. Кто его знает, есть пословица: стерпится, слюбится. Но так опрометчиво создавать семью не надо, потому что потом будете жалеть. Надо все-таки почувствовать, что без этого человека вы жить не хотите, не можете, и тогда только выходить замуж. А так просто, потому что хочу замуж, выходить за любого человека? Попался такой человек — постарайтесь трезво к этому отнестись, пообщаться с ним и прийти к какому-то выводу, решению. Дай Бог вам не ошибиться.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Здравствуйте. Гуляя с ребенком в сквере, увидели интересный камень, и я ребенка с этим камнем сфотографировала. В кадр попало кладбище с храмом. Теперь мучаюсь вопросом, а не навредит ли такое фото ребенку? Может, стоит его срочно уничтожить?

Непонятно, как может фотография навредить ребенку. Если это красивый снимок с храмом, кладбищем, хороший пейзаж, фон, и ребенок на красивом камне — что у вас вызывает страх? Кладбище? Значит, вы суеверный человек. А суеверный человек блуждает во тьме. Я думаю, вам нужно прийти в храм и все-таки начинать воцерковляться. Потому что, если бы вы были воцерковленным человеком, то у вас бы таких вопросов не было. А так можно испугаться всего — и камня, и кладбища, и могилы, и вороны, и всего можно бояться. Человек суеверный всегда в страхе. А человек, который доверяет Богу, верный Богу, верующий, знает, что и волос с его головы не упадет без воли Божией. С суеверием вам нужно бороться и стараться как можно чаще приходить в храм, исповедовать свое суеверие и просить у Бога живой, здоровой, настоящей веры.

Отвечал протоиерей Андрей Лемешонок

Добрый день. 27.10.19 у меня в другом городе умерла родная бабушка. Я ездил к ней на похороны. 02.11.19 у меня день рождения, юбилей 30 лет. Могу ли я скромно отметить или это грех? Или нужно дождаться 40 дней? Подскажите, пожалуйста, как поступить?

Конечно, можете скромно отметить. И бабушка будет за вас молиться. Наверное, она была очень хорошим человеком. И ничего тут страшного нет. Кто-то уходит в вечность, кто-то рождается и входит в земную жизнь — все это нормально, все должно идти своим чередом. Я думаю, приглашайте друзей на свой юбилей, отметьте его и скажите доброе слово о вашей бабушке, ей будет это очень приятно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector