0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Благочестие что это в жизни человека

Благочестие, что это в жизни человека

Предлагаю поговорить о благочестие, но не только, как о понятии церкви, но, прежде всего, о значении этого слова не только в вере, но и в жизни. Посмотрел в Интернете и не увидел истинного объяснения этого слова, только общие поверхностные положения, вернее, состояния верующего, ничего общего с этим словом не имеющие.

Благо и честь, что это такое

Как видим, слово благочестие состоит из двух понятий – это благо и честь. Считаю, чтобы понять значение этого слова, необходимо определиться с обоими понятиями. Пока не буду вдаваться в церковные объяснения, попробую определить, что это значит в жизни каждого дня.

Благо – это то что в жизни воспринимается позитивно. Благо – это красота, счастье, любовь, дар судьбы.

Но и такое изъяснение поверхностное, понятие слова весьма разнообразно и глубоко. «Благодарю», говорит человек, когда что-либо получает, «благодать», говорит человек, когда пребывает в истоме. С психологической точки зрения, благо – это гармония, слияние с природой (с богом), с обстоятельствами, жизнью.

Остановлюсь немного на понятии – «слияние с богом». Что это значит? Но об этом ниже по ходу статьи, здесь обращаю внимание на слово – «СЛИЯНИЕ», не веры, не следование заповедям и законам, вернее, не только, но и, прежде всего, слияние с высшим.

Честь – это также очень разнообразное и глубокое понятие. Диапазоны осознанности от чести девицы (непорочности) до чести человека в жизни (береги честь смолоду), но и честь профессии, например, честь воина, политика, конкретного человека. Всё зависит от того, что имеется в виду.

Более того, есть ещё одна интерпретация этого понятия – это честность, что значит быть правдивым, ответственным за свои поступки… Честное слово, говорит человек в иных случаях. Это воспринимается, как клятва, которая нерушима и тот человек, кто нарушит честное слово, тат презираем, прежде всего.

Благочестие, что это

А теперь поговорим о благочестии. Сначала дадим определение с позиции необычной.

Благочестие – это честь, которая есть благо, как и благо есть честь. Вместе, благочестие, когда честь для человека – это благо, но и благо определяет высоту чести (человек живёт честно, получая от этого удовлетворение, то есть благо).

Вспомним понятие благочестия нравственно-духовное. Благочестивый – это человек, верящий в бога. Развернём это утверждение и скажем: живущий в боге, но бог и есть любовь. Благочестие – это человек, живущий в любви и считает это своей честью.

Благо – это честь, честь – это благо.

Ещё одна грань этого уникального слова. Разберу на примере. Мы говорим, получив весточку от кого-либо: – Это благая весть. То есть весть хорошая, радостная, ожидаемая.

А что будет с этой позиции означать слово благая честь? Как это можно изъяснить? Благочестивый человек – это высоконравственный, честный, справедливый, но и гордый этими прекрасными качествами. Честь человека заключается в творении блага независимо от обстоятельств, это для него образ жизни.

Но не будем утрировать и останавливаться в своих поисках, разберём ещё один смысл этого глубокого понятия. Возьмем такое слово, как благополучие. Здесь мы подразумеваем хорошую, устоявшуюся жизнь во всех смыслах и в материальном, в том числе. Благополучие – это человек имеющий всё необходимое для жизни.

Вернемся к понятию благочестие и попробуем дать определение, но не будем определять непреложность и законченность определения, а разберём со всех позиций.

Благочестивый человек – это человек, который честь считает благом.

Благочестие в литературе и в религии

В религии и любой вере благая весть – это весть бога (любая святая книга, заповеди, каноны). Исполняющий все законы божьи и наставления считается человеком благочестивым. Но, как я считаю, что исполнение законов божьих означает высокую нравственность, и главное, даже в библии благочестивый человек, скорее исключение, чем норма.

Благочестие – это высокая духовность, не показная вера в высшее, а понятие СОТВОРЦА высшего.

Почему я так смело утверждаю о сотворчестве (слияние) с высшим (богом)? Именно, слово честь дает мне такое право. Это слово довольно часто встречается в Новом завете и только поэтому толкование его предлагается искать там.

Благочестивый человек – это добродетельный человек, но любой верующий должен быть, по определению, добродетельным.

Благочестивый человек – это человек, который живёт не просто по канонам и заповедям, а подражает во всём Иисусу Христу (это из Нового завета). Здесь и благо (любовь, вера) и честь, ибо Сын божий (ответственность).

Ещё раз. Благочестивый – это человек, живущий в любви, вере и знании, но и ответственный за все свои поступки и, прежде всего, помыслы.

Чтобы раскрыть тему ещё подробнее приведу два примера благочестия. Это слово можно найти не только в библии, но и у Гомера, например, в его знаменитом произведении «Одиссея». Он назвал Одиссея благочестивым человеком.

Одиссей и благочестие? Это хитрый, смелый, умный, даже мудрый и благочестие? Это слово у Гомера означало не только высокую нравственность, но и его честь перед богами, то есть ответственность за свои поступки и помыслы, как правильные, так и ошибочные.

У Достоевского встречается такая фраза: «Семья его была русская и благочестивая», что может означать только одно, ответственная и высоконравственная. Добавлю, что не показная нравственность, как зачастую бывает в религии, а нравственность и ответственность, как образ жизни, которая и называется благочестием.

Разумеется, это понятие (благочестие) можно разбирать и далее, но я пока остановлюсь, ибо это особое мнение и воспринимается при первом прочтении с нотой противления и несогласия, но предлагаю, прежде, как судить, подумать и решить, обоснованные ли утверждения.

Так же предлагаю небольшой ролик на десерт.

Благочестие

Благоче́стие (калька с греч. εὐσέβεια ) — христианская добродетель, неоднократно упоминаемая в Библии. В более позднем, византийском, употреблении часто используется как синоним богословского значения «правоверие».

Под благочестием в христианстве понимается созидание себя сосудом Святого духа, обретение благодати.

Быт.6:8 Ной же обрел благодать пред очами Господа.
Быт.6:9 Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.

Честь — созидание себя сосудом достойному. Благочестие — Святому Духу.

Содержание

Значение греческого термина

В классическом греческом языке это слово употреблялось в значении «уважение, страх, преданность» по отношению к родителям или языческим божествам (1Тим.5:4, Деян.17:23). В Библии оно употребляется в значительно более узком смысле «богобоязненности». Соответственно, акцент при толковании этого слова в библейском контексте следует делать не на внешние действия или предписания, посредством которых человек якобы может заслужить благосклонность Бога, а на внутреннее состояние страха Божьего, постоянного осознания приоритета Божьей воли в жизни верующего, которым и определяются поступки христианина.

Благочестие в Новом Завете

  • Является непреложным требованием к епископу или пресвитеру (Тит.1:8).
  • Пусто и бесплодно, если не выражается в праведной жизни (Иак.1:26).
  • Является результатом действия Божьей благодати в верующих (Тит.2:11-12; 2Пет.1:3).
  • Является великим приобретением, единственной настоящей ценностью для человека (1Тим.6:6).
  • Не является гарантией плотского благополучия (1Тим.6:5).
  • Выражается в том, чтобы проявлять любовь и милость к страждущим и хранить себя неосквернённым от мира (Иак.1:27).

Практическое благочестие

Основа благочестия — чёткое, непорочное следование предписаниям Библии (прежде всего в Новом Завете) о характере христианина.

Опорные наставления по благочестивому ведению себя через жизнь можно извлечь из Нагорной проповеди Иисуса Христа и посланий апостолов различным Церквям и отдельным христианам.

Характер

В характере христианина должны преобладать:

  • Сдержанность при светлости души и пламенности духа
  • Послушливость доброму при целостности и хранении достоинства
  • Сердечная отзывчивость, внимание и активное участие в проблемах и бедах других людей (с целью помощи), альтруизм
  • Простота, искренность, честность
  • Смирение
  • Трудолюбие, добросовестность
  • Непротивление властям, пока требования властей не идут вразрез с волей Божьей
  • Прощение обидчиков (даже если не просит прощения)
  • Самокритичность
  • Снисходительность к недостаткам характеров других людей
  • Любовь к людям

Внешний вид

В христианстве внешний вид (одежда, причёска, украшения) может рассматриваться как выражение внутренних качеств христианина — характера, системы ценностей. Не устанавливая конкретных строгих требований к внешности (в отличие от ислама), христианство обращает внимание на принципы, соответственно которым христиане должны заботится о своём внешнем виде. К этим принципам относятся:

В согласии с этими принципами, во внешнем виде христианина желательны:

  • Скромность в одежде (не богатая одежда и не ультрамодная),
  • Отсутствие элементов, подчеркивающих высокий социальный статус или материальное богатство,
  • По возможности соответствие культурным традициям данной местности;
  • Одежда не должна быть вызывающей похотливые мысли и плотские желания у противоположного пола.

Между либеральными и консервативными христианами существуют определённые разногласия относительно некоторых вопросов, касающихся внешнего вида. По мнению христиан, придерживающихся консервативных взглядов в вопросах одежды, все части тела (кроме головы, рук, ступней) должны быть покрыты одеждой (чем меньше одежды, тем менее скромный вид). Поэтому для них неприемлемы мини-юбки, шорты, некоторые из них считают, что для женщин неприемлемо носить джинсы, брюки.

Достижение благочестия

По мнению христиан, собственными силами, полностью благочестивым, человек стать не может (из природной склонности человека ко греху). Однако, христианин должен прилагать максимум стараний для достижения благочестия.

Благочестивым человек может стать только с помощью Бога, искренне желая этого и прося Его об этом в молитве.

Проблемы, возникающие у благочестивых

Отношение других людей

В Новом Завете, открывается, что люди, желающие исполнить Волю Бога, будучи благочестивыми, обязательно встретят противников в лице неверующих людей, или людей, отрекшихся от силы благочестия.

На практике известно, что люди, живущие очень правильно и разумно, своими праведными делами «мешают жить», тем, кто живёт более свободно и не имеет такого стремления.

Склонность человека ко греху

Согласно христианским представлениям, человек (даже христианин) по своей природе грешен (следствие первородного греха), и в его жизни постоянно проявляются различные дурные качества. Благочестивый человек стремится избавиться от них, изживая их из своего характера и прося Бога об этом в молитве. К таким качествам, например, относятся:

  • сквернословие, злоречие, пустословие

Люди, названные в Библии благочестивыми

  • Симеон (Лк.2:25)
  • Корнилий (Деян.10:2)
  • Анания (Деян.22:12 — с оговоркой «благочестивый по закону»)

Греческий корень в именах

Корень греческого слова, переводимого на русский язык как «благочестие», присутствует в греческом имени Евсевий и произошедшем от него русском имени Евсей

Что такое Благочестие?

Простые и структурированные понятия взаимоотношений мужчина- женщина, чувства, эмоции, настоящая любовь, свойства характера

Что такое Благочестие?

Благочестие — это способ жизни, мысли, планы, слова и поступки человека направленные на добрые дела. Это способность личности иметь большой запас добрых дел, которые принесли реальную пользу людям.

И ни какое это не поповское слово! Благочестие – это счет Вашим добрым делам. Это одно из основных понятий, которые необходимо обязательно знать. Этот счет расходуется на собственные нужды человека. Чем больше добрых дел на счету, тем больше можно удовлетворить свои собственные потребности. Благочестивые поступки — это основа Вашей жизни!

К примеру, к человеку приходит материальное благополучие, финансовая независимость. Незримый Небесный банк, наделяет человека отменным здоровьем, финансирует семейное счастье, сопутствует Удаче — это и есть обоснованная благодарность этому человеку за Благостные дела.

Удачливость – это возможность получать какие-то блага за своё ранее накопленное Благочестие, проявленное Добро и Заботливость о людях. Фаворитами удачи становятся те, кто посеял ранее добро. Человек посеяв добро в одном месте, получает удачу в другом месте. Так действуют законы Мироздания, в частности закон Справедливости. Не зря люди говорят: «Делай добро и бросай его в воду». Добро делают бескорыстно, иначе это не добро, а коммерческая сделка.

Удача, бывает, находит человека не там, где он сотворил добро. Удача может проявиться в самых причудливых и неожиданных формах. Главное, что удача – это результат проявленной доброты, накопленного благочестия. Люди обычно воспринимают удачу, как разновидность халявы, как что-то само по себе свалившееся на голову.

В мире ничего случайного не бывает. Сначала отдайте свою энергию в людей Любовь, Доброту, Уважительность, Заботливость, копите средства на счету Благочестия, и, лишь потом, Вы можете рассчитывать на удачу.

Когда запас добрых дел на текущем счету заканчивается, жизнь не идет к человеку навстречу, для него наступает черная полоса, которая длится, пока он не пополнит счет благочестия.

Бывает, человек, находящийся под властью энергии Невежества, уже имеет большие запасы Благочестия прошлого, которые он накопил ранее, может быть, в прошлой жизни. Необходимо отметить, что остаток Благочестивого счета, переходит в следующую жизнь. Человек, умирая, не может забрать с собой в будущую жизнь деньги, материальные блага. Пришел голый и уходит голый. Но остаток на счету Благочестия – переходит из жизни в жизнь.

Человек, например, получает удачное рождение в хорошей семье, в благополучной стране. Поэтому запас Благочестия могут иметь совершенно разные люди. В прошлой жизни он был, как мать Тереза, а сейчас – грабитель банков, жадный олигарх, коррупционер.

Ограбил банк, и всё сошло с рук, ограбил еще несколько раз и опять сошло с рук. И у человека складывается иллюзия о своей Безнаказанности, неимоверном Везении, что он Заговоренный. И вот наконец, запас Благочестия кончился и человек попался на очередном Корыстном преступлении.

Преступники, постоянно, живут по принципу “украл – выпил – в тюрьму”. Период поразительного везения, может продолжаться довольно долго и зависит от запасов Благочестия этой или прошлой жизни.

А, бывает, и такой простой случай – «украл – в тюрьму». Запасов Благочестия нет, поэтому сразу в тюрьму. Словом, если Благочестия на счету не осталось, жизнь заставляет человека задуматься, как правильно жить, как выйти из личного кризиса. Встать на путь добра, человек вновь может рассчитывать на успех.

Встав на путь зла при нулевом счете Благочестия, он загоняет себя в «красное» сальдо, и жизнь его превращается в одно сплошное страдание.

Любой человек, всегда должен задавать себе вопросы: — Я хочу иметь дом, шикарную машину, яхту. А имею ли я на это право?

Оправдано и справедливо ли мое желание стать миллионером? Хочешь иметь много денег, позаботься о силе Благочестия и добрых дел. Если Благочестие, не пришло из прошлых жизней Вам по наследству, необходимо делать всё возможное в этой жизни.

Добрые дела никогда не уходят в пустоту. Твори Добро, и тогда твоя мечта стать миллионером может стать явью.

Как определить своё благочестие, перешедшее из прошлых жизней?

Если, к примеру, человек родился в бедной семье или в семье, где скандалы, пьянство и драки – обычное дело, значит, у него проблемы с запасами благочестия. Необходимо сконцентрироваться на Добре, совершать только Благочестивые поступки, то есть зарабатывать себе банк благочестия здесь и сейчас!

За счет каких добрых дел пополняется счет благочестия?

Прежде всего, за счет помощи другим людям и живым существам. Сострадательный человек не просто горестно вздыхает около страдальца, а старается ему оказать реальную, разумную помощь. Ваши проявленные качества, как Милосердие, Щедрость помогут. Помогая другим, мы становимся Благочестивыми и, тем самым, привлекаем успех и удачу в собственную жизнь.

Весомые поступления на текущий счет Благочестия идут за счет распространения истинных знаний, правдивой информации.

Благочестие увеличивается за счет помощи родителям, учителям и вообще старшим людям. Существенные поступления на счет благочестия идут за счет благотворительности, гостеприимства, чистоплотности.

Благочестивый человек живет так, как будто ежесекундно за ним наблюдает строгий инспектор морали. Прежде чем что-то сделать, Благочестивый человек автоматически думает — как поступить. Поэтому Благочестивый человек – это Порядочный человек.

Что такое порядочность? Это – способность следовать моральным нормам, требованиям законов Мироздания, это неспособность на Низкие поступки, на неэтичность к близким людям или соперникам в трудной для них ситуации. Порядочный человек – это тот, кто научился на Земле быть Богом.

Краткое правило для благочестивой жизни

Принуждай себя вставать рано и в определенное время. Без особенной причины не спи более семи часов. Как скоро пробудишься от сна, тотчас вознеси мысль свою к Богу и сделай на себе с благоговением крестное знамение, помышляя о Распятом Господе Иисусе Христе, Который для нашего спасения умер на кресте.

* * *
Немедленно встань с постели, оденься и не позволяй себе долго нежиться на мягкой постели и оставаться неодетым.

* * *
Одеваясь, помни, что ты находишься в присутствии Господа Бога и ангела хранителя, и вспоминай о падении Адама, который грехом лишил себя одежды невинности и смиренно проси у Господа Иисуса благодати облечься в Него и так мыслить, чувствовать, говорить и делать, как Он Сам и мыслил, и чувствовал, и говорил, и делал.

* * *
Потом немедленно начни молитвы утренние; преклонив колена, молись тихо, внимательно, благоговейно и с глубочайшим смирением, как должно пред взором Всемогущего; испрашивай у Него веры, надежды и любви и благословения к занятиям того дня; проси себе сил к благодушному принятию всего того, что Ему будет благоугодно в тот день послать или попустить, к перенесению всех тягостей, трудностей, бедствий, смущений, напастей, скорбей и болезней души и тела, с твердостью и спокойствием и с любовью к Иисусу Христу.

Приими твердое намерение все делать для Господа Бога, все принимать от Отеческих рук Его и особенную решимость делать именно такое-то доброе или избегать именно такого-то зла; приноси всего себя в живую жертву Богу, размышляй так: может быть, этот день есть последний день моей жизни,- и все так делай, как бы ты хотел делать, готовясь предстать теперь же на суд Божий.

* * *
Благодари Господа Бога за сохранение тебя в предшествующую ночь, и что ты еще жив и не умер во грехах. Сколько людей смерть в прошедшую ночь представила пред Страшное судилище Господа!

* * *
Также возблагодари Бога, что еще есть для тебя время благодати и милосердия и что есть еще время и средства для покаяния и приобретения Неба.

* * *
Каждое утро думай о себе, что только теперь начинаешь и хочешь быть христианином, а прошедшее время напрасно погибло.

* * *
Хотя четверть часа каждое утро посвящай на краткое размышление об истинах веры, особенно о непостижимом Таинстве воплощения Сына Божия, о втором пришествии Его, Страшном суде, муке и рае.

* * *
После молитвы и размышления, если позволяет время, почитай какую-нибудь книгу духовную, например, святителя Димитрия Ростовского “Алфавит Духовный” и святителя Тихона Задонского “Сокровище от мира собираемое”. И читай до тех пор, пока сердце твое придет в умиление. Довольно подумав об одном месте, читай далее и внимай тщательно тому, что Господь говорит твоему сердцу.

* * *
После сего займись делами твоими, и все занятия твои и дела твои да будут во славу Божию. Помни, что Бог везде видит тебя, зрит все действия, занятия, чувствования, помышления и желания твои и щедро воздает тебе за все добрые дела. Не начинай ни одного дела, не помолясь Господу Богу, ибо то, что мы делаем или говорим без молитвы, после оказывается или погрешительным, или вредным и обличает нас чрез дела неведомым для нас образом. Сам Господь сказал: без Меня не можете творити ничесоже.

* * *
Среди трудов твоих будь всегда весел и покоен, успех оных поручай благословению Господа и довольствуйся тем, что ты сделал свое дело.

* * *
Исполняй все тяжкое для тебя, как епитимью за грехи твои — в духе послушания и смирения; в продолжении трудов произноси краткие молитвы, особенно молитву Иисусову, и представляй себе Иисуса, Который в поте лица Своего ел хлеб Свой, трудясь с Иосифом.

* * *
Если твои труды совершаются успешно по желанию сердца твоего, то благодари Господа Бога; если же неуспешно, то помни, что и это Бог попускает, а Бог делает все хорошо.

* * *
Если же остается время пред обедом, то рассмотри, как ты исполнил то, на что решился поутру, или во время благочестивого чтения, или во время размышления.

* * *
Во время обеда представляй Отца Небесного, отверзающего руку Свою, чтобы напитать тебя; никогда не оставляй молитвы пред обедом и во время его представляй, что Иисус обедает с тобою; удели от своего стола и нищим. После стола считай себя как бы одним из тех, которых в числе пяти тысяч напитал чудесно Иисус Христос; и возблагодари Его от сердца и моли, чтобы Он не лишил тебя небесной пищи — Слова Своего и Святых Тела и Крови Христовых.

* * *
Если желаешь жизни мирной, то предай себя Богу. До тех пор ты не найдешь душевного мира, пока не успокоишься в Едином Боге, любя Его Единого. Всегда и во всем поминай Господа Бога и святую любовь Его к нам, грешным. Во всем старайся исполнять волю Божию и угождать только Единому Богу.

* * *
Не делай ничего против заповедей Божиих, не домогайся, не ищи ничего, кроме Бога, делай и терпи все для Бога.

* * *
Не заботься, о том, чтобы уважали и любили тебя люди мира сего, но о том, чтобы угодить Господу Богу, и чтобы совесть твоя не обличала тебя во грехах. Если же хочешь непрестанно помнить о Боге, то скорби и несчастия переноси, как справедливо тебя постигающие.

* * *
Бодрствуй тщательно над самим собой, над чувствами, помышлениями, движениями сердца и страстями; ничего не помышляй маловажным, когда дело идет о твоем спасении вечном. Во время памятования о Боге умножай молитвы твои, чтобы Господь помянул тебя тогда, когда забудешь о Нем. Во всем да будет учителем твоим Господь Иисус Христос, на Которого взирая оком ума своего, спрашивай самого себя чаще: что в этом случае помыслил бы, сказал и сделал Иисус Христос?

* * *
Приучись во всем, что ни видишь, представлять что-нибудь доброе.

* * *
Будь кроток, тих, смирен, молчи и терпи по примеру Иисуса. Он не возложит на тебя креста, которого ты не можешь понести; Он Сам поможет тебе нести крест. Не думай приобрести какую-либо добродетель без скорби и болезней души. Проси у Господа Бога благодати исполнять, как можно лучше, Его святейшие заповеди, хотя бы они казались тебе весьма трудными.

* * *
Исполнив какую-либо заповедь Божию, ожидай искушения, ибо любовь ко Христу испытывается через преодоление препятствий.

* * *
И на малое время не оставайся в праздности, а пребудь всегда в трудах и занятиях. Ибо нетрудящийся недостоин имени человека и непременно погибнет. Уединяйся по примеру Иисуса Христа, Который, удаляясь от прочих людей, молился Отцу Небесному.

* * *
Во время тягости душевной или охлаждения к молитве и ко всем благочестивым занятиям, не оставляй дел благочестия, — так и Господь Иисус Христос трижды молился, когда душа Его была прискорбна даже до смерти.

* * *
Делай все во имя Иисуса, и таким образом всякое дело твое будет делом благочестия.

* * *
Более слушай, нежели говори: во многоглаголании не спасешься от греха. Испрашивай для себя у Господа благодати благовременно и молчать, и говорить, и полагай хранение устам твоим, чтобы не согрешить языком, и заграждай слух, чтобы не услышать противного Господу Богу. Не любопытствуй о новостях: они развлекают дух; с охотою рассуждай о добрых предметах. Убегай даже самых малых грехов, ибо неудаляющийся от малых непременно впадет в большие и тяжкие.

* * *
Если хочешь, чтобы не тревожили тебя злые помыслы, то со смирением принимай уничижение души и скорбь телесную, не отчасти, но во всякое время, во всяком месте и во всяком деле.

* * *
Всякий помысл, удаляющий тебя от Господа, особенно скверный, плотской помысл, изгоняй из сердца как можно скорее, как сбрасываешь с одежды и одну искру, попавшую на нее. Когда приходит такой помысл, то молись крепко: “Господи, помилуй”, “Господи, помоги мне”, “Господи, не оставь меня, избавь от искушений” или иначе как. Но среди искушений не смущайся. Кто посылает случай к сражению, Тот даст и силы к победе. Будь спокоен духом, уповай на Бога; если Бог за тебя, то кто против тебя?

* * *
Испрашивай у Бога, чтобы Он отнял все, что питает твое самолюбие, хотя бы это лишение для тебя было самое горькое. Желай жить для Него Одного и умереть и всецело принадлежать Ему.

* * *
Когда потерпишь какое-либо бесчестие от людей, то разумей, что это послано от Бога к славе твоей, и, таким образом, в бесчестии будешь без печали и смущения, и в славе, когда она придет, будешь верен и избежишь осуждения.

* * *
Если имеешь пищу и одежду, то сим будь доволен по примеру Иисуса, нас ради обнищавшего.

* * *
Никогда не спорь и слишком много не защищай себя и не извиняй; ничего не говори против начальников или ближних без нужды или обязанности. Будь искренен и прост сердцем; с любовью принимай наставления, увещевания и обличения от других, хотя бы ты был и очень мудр.

* * *
Не будь ненавистником, завистливым, безмерно строгим в слове и делах. Чего не хочешь себе, того не делай другому, и чего себе от других желаешь, то прежде сам сделай другим.

* * *
Если кто посетит тебя, то возвысь сердце твое к Господу и моли Его даровать тебе дух кроткий, смиренный, собранный, будь ласков, скромен, осторожен, благоразумен, слеп и глух, смотря по обстоятельствам. Помышляй, что Иисус находится среди тех, с которыми ты находишься и беседуешь. Слова твои растворяй солью премудрости, твердо помни, что время кратко и что человек должен дать отчет во всяком бесполезном слове; разговору назначай определенную цель и старайся направлять его к спасению души. Когда же кому принесешь пользу словами твоими, то признай в этом благодать Божию.

* * *
Когда ты находишься наедине с собою, то испытай себя, не сделался ли ты менее добр, нежели как был прежде, не впал ли в какие грехи, которые прежде не делал? Если согрешишь, то немедленно проси прощения у Бога со смирением, сокрушением и упованием на Его благость и поспеши принесть покаяние пред отцом духовным; ибо всякий грех, оставленный без покаяния, есть грех к смерти, о котором, если и святой помолится за другого, не будет услышан. Притом, если не будешь сокрушаться о грехе, сделанном тобою, то опять в него скоро впадешь.

* * *
Старайся делать всякому добро, какое и когда только можешь, не думая о том, оценит ли или не оценит он его, будет ли или не будет тебе благодарен. И радуйся не тогда, когда сделаешь кому-либо добро, но когда без злопамятства перенесешь оскорбления от другого, особенно от облагодетельствованного тобой.

* * *
Если кто с одного слова не окажется послушным, того не побуждай чрез прение, сам воспользуйся благом, которое он потерял. Ибо незлобие принесет тебе великую пользу. Но когда вред одного распространяется на многих, то не терпи его, ищи пользы не своей, а многих. Общее благо важнее частного.

* * *
Во время ужина вспоминай о последней вечери Иисуса Христа, моля Его, чтобы Он удостоил тебя вечери небесной. Прежде, нежели ляжешь спать, испытай свою совесть, проси света к познанию грехов твоих, размышляй о них, проси прощения в них, обещая исправление, определив ясно точно, в чем именно и как ты думаешь исправить себя. Потом предай себя Богу, как будто тебе должно в сию ночь явиться пред Ним, поручай себя Божией Матери, Ангелу Хранителю, Святому, которого имя носишь. Представляй постель как бы гробом твоим и одеяло как бы саваном.

* * *
Сделав крестное знамение и облобызав крест, который на себе носишь, усни под защитою Пастыря Израилева, Иже храняй не воздремлет, ниже уснет.

* * *
Если не можешь спать или бодрствуешь во время ночи, то вспоминай слово: среди полунощи быстъ вопль: се Жених грядет, или вспоминай о той последней ночи, в которую Иисус молился Отцу до кровавого пота; молись за находящихся ночью в тяжких болезнях и смертном томлении, за страждущих и усопших, и моли Господа, да не покроет тебя вечная тьма.

* * *
Во время болезни, прежде всего, возложи упование твое на Бога и частым воспоминанием и размышлением о страдании и смерти Иисуса Христа занимай себя, чтобы более и более укреплялось твое сердце.

* * *
Непрестанно твори какие-либо молитвы, какие знаешь и можешь; проси у Господа прощения во грехах и терпения во время болезни. Всячески воздерживайся от ропота и раздражительности, так обыкновенных во время болезни. Если Господь Иисус Христос претерпел ради нашего спасения самые тяжкие страдания и болезни, а мы что сделали или потерпели ради нашего спасения?

* * *
Как можно чаще ходи в храм к Божественной службе, особенно старайся как можно чаще быть во время литургии.

* * *
Но воскресные и праздничные дни непременно посвящай делам благочестия; всегда, когда находишься в храме, представляй, что ты находишься в присутствии Бога, ангелов и всех святых, остальное время дня после литургии посвящая на благочестивое чтение и другие дела благочестия и любви.

* * *
День рождения твоего особенно посвящай делам благочестия.

* * *
Каждый год и каждый месяц делай строгое испытание своей совести.

* * *
Исповедуйся и приобщайся Святых Тайн как можно чаще. К приобщению Святых Тайн приступай всегда с истинным гладом и истинною жаждою души, с сокрушением сердца, с благоговением, смирением, верою, упованием, любовью.

* * *
Как можно чаще размышляй о страданиях и смерти Иисуса Христа, умоляя Его ризою заслуг Своих покрыть все грехи твои и принять тебя в Царство Свое.
Имя Иисуса всегда имей в устах и сердце.

* * *
Как можно чаще размышляй о великой любви Господа к тебе, чтобы и самому тебе возлюбить Его всем сердцем твоим, всею душою твоею и всеми силами твоими и таким образом будешь вести мирную жизнь на сей земле и блаженную на небе во веки веков.

* * *
Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с тобою.

Что такое «благочестивый»? Благочестивый — это.

Благочестивый — это скромный, кроткий, способный избежать соблазнов. Слово часто встречается в античной литературе. В Библии имеет довольно широкое значение. Что значит благочестивый?

Общая информация

Слово » благочестивый » — прилагательное, которое происходит от существительного » благочестие » . А оно, в свою очередь, от слов » благо » и » честь » . Каково значение слова » благочестивый » ? Для того чтобы ответить на этот вопрос, стоит попытаться подобрать к нему синонимы . А именно: верующий, религиозный, набожный, праведный, боголюбивый и так далее.

Человек благочестивый — это не тот, что регулярно посещает церковь, а тот, что живет в согласии со своей совестью. Слово, значение которого мы рассматриваем в этой статье, встречается довольно часто в Новом Завете. А потому толкование его принято искать именно там. Но прежде по традиции следует заглянуть в словарь Даля . Какое определение в этой книге дано?

В словаре Даля

Немного перефразируя толкование, которое дает Владимир Даль, можно сформулировать следующее определение: благочестивый — это тот, что почитает божественные истины. Это прилагательное и однокоренные к нему слова сегодня нечасто встречаются в повседневной речи. Услышать их можно прежде всего в церкви.

Благочестие

Понятие имеет в христианском учении довольно важное значение. Благочестивый — это человек, обладающий добродетелью, свойственной верующим людям. Но здесь стоит уточнить некоторые моменты. Благочестие может быть и искренним, и показным. Последнее предполагает выполнение всяческих церковных ритуалов, но несоответствие требованиям, которые перечислены в Евангелии . Благочестивый образ жизни — это не способность выстоять многочасовые церковные службы, а постоянная работа над собой, непрерывный анализ собственных поступков.

Одиссей

Гомер жил задолго до возникновения христианства. При этом в самом знаменитом его произведении — » Одиссее » — встречается слово » благочестивый » . Этот эпитет древнегреческий сказитель использовал по отношению к главному герою.

Впрочем, автор не поскупился на прилагательные. Одиссей у него и хитроумный, и многоумный , и мудроумный , и многострадальный, и наконец, благочестивый. Значения слов этих, конечно, неравнозначны. Называя героя, который большую часть жизни провел в путешествиях, хитроумным и многоумным , автор намекал на его сообразительность и ловкость. Говоря о благочестии Одиссея, — на его высокое почтение перед богами, которых, как известно, в Древней Греции было немало.

Что значит » благочестивый » ? Способный выполнять указания, данные свыше. А кем уже они даны ( Зевсом , Афродитой, Аполлоном или, быть может, Аллахом), не столь важно.

Изречения великих

Иоанн Златоуст говорил, что благочестие у грешников вызывает омерзение, при этом почему-то вспоминал притчу о свиньях, которые выказывали совершенное равнодушие к блеску и изяществу жемчуга. Вообще, известный богослов и проповедник много чего говорил об одной из важных христианских добродетелей. Все цитаты Златоуста, конечно, приводить не будем.

Но что о благочестии говорили люди, не имеющие непосредственного отношения к церкви? На подобную тему они рассуждали не очень часто, а если это и случалось, в их словах порой присутствовала некоторая доля иронии. Одна из сестер Бронте однажды сказала, что благочестие придает очарования, но этой добродетелью злоупотреблять не стоит. В одном из своих дневников Фёдор Достоевский (уже без всякой иронии) поведал, что семья его была русская и благочестивая. Вероятно, писатель имел в виду, что отец его не имел ничего общего с таким персонажем, как Карамазов-старший.

Благочестивая Марта

Так называется фильм, вышедший на экраны в 1980 году, и одноименное произведение испанского драматурга Тирсо де Молина . Кто такая Марта? Почему автор назвал ее благочестивой? Героиня этого произведения — девушка , которая всем видом своим демонстрировала стремление служить богу. Она довольно часто рассуждала о том, как хочет помогать людям, а в доказательство лечила нищих и даже собиралась открыть лазарет.

Марта регулярно посещала католическую церковь и имела обыкновение убеждать окружающих в том, что никогда не выйдет замуж. Потому как обязана хранить невинность. Но позже оказалось, что благочестие девушки это не что иное, как лицемерие. Злодейкой она, конечно, не была, но и до святости ей было довольно далеко. В общем, в пьесе Тирсо де Молина речь идет о показном благочестии.

Православное благочестие

Православный христианин по мере своего духовного роста понимает, что должен обладать многими христианскими качествами. Это и смирение, и милосердие, и забота о ближнем, и незлобие. Конечно, воспитать в себе такие высокие качества, порой, бывает очень трудно, но без них невозможно жить полноценной духовной жизнью. И в списке характеристик православного человека, несомненно, всегда попадается такое слово, как благочестие. Что же это такое? Какой он благочестивый человек?

Понятие благочестия

Происходит данное понятие из греческого языка, и уже из самого названия становится понятно, что речь идет о благой чести. В общем понимании можно сказать, что это постоянное, уверенное следование Заповедям Божиим и Церковным канонам. Благочестивый человек хорошо знает свою веру и старается выполнять все ее предписания для своего же блага на земле и после смерти.

Упоминание об этой благодетели мы видим и в Священном Писании, у апостола Петра. Он выстраивает такую цепочку духовного роста, где каждая следующая добродетель рождается из предыдущей: вера — добродетель — разумение — терпение — благочестие. Отсюда мы видим, что благочестие не только стоит на одной линии с важнейшими характеристиками христианского мировоззрения, но даже венчает их.

О других православных понятиях:

Внутренняя суть и смысл этого качества заключается в желании и стремлении следовать за Господом, исполняя Его Промысел о каждом человеке. А для этого у нас есть инструменты — это, прежде всего, Заповеди. Для их лучшего понимания и внедрения в жизнь мы имеем наследие от святых отцов, опыт Церкви. Получается, что благочестивый человек тот, кто идет по пути воцерковления и познания Бога.

Интересно! Эта добродетель имеет и внешнее проявление через манеру общения, облик человека, его речь, мимику и жесты. Благочестивый человек приятен, спокоен, сосредоточен, выглядит не вызывающе. Такие люди часто располагают к себе.

Венцом благочестия можно назвать состояние святости. Святость — это то состояние, к которому призван каждый человек. Христос, придя на землю и отдав свою жизнь за каждого из нас, даровал любому человеку спастись и стать святым. Конечно, святыми все не становятся, но у нас есть этот ориентир перед глазами, как пример правильно прожитой жизни. И благочестие в этом аспекте — путь достижения святости.

Реальное и формальное благочестие

Любая добродетель может быть настоящей, а может быть мнимой. К сожалению, лжи, лицемерия, обмана и предательств в мире очень много. Это все негативные качества, которые часто присущи людям, внешне вполне благочестивым. Очень трудно было бы обманывать, если бы внешность или поведение обманщика сразу бы его выдавали. Но нет, чаще всего лжецы — внешне просто идеальные люди, про которых и подумать сложно что-либо плохое.

Точно так же и с благочестием: даже в Церкви многие понимают его как исполнение внешних, формальных правил и норм. Принято считать, что благочестивая христианка всегда ходит в длинной юбке и платке, не пользуется косметикой, не красит ногти, а только постится, молится, и стоит на богослужениях. Конечно же, такой образ очень далек от реальной картины мира и совершенно не учитывает процессов, происходящих у человека в душе.

Если мы вспомним Священное Писание, то поймем, что Господь очень резко осудил внешнее наносное благочестие. Им в совершенстве овладели книжники и фарисеи, и нет в Библии более осуждаемых Христом грешников, нежели они. Прекрасный пример внешнего благочестия мы видим в притче о мытаре и фарисее: фарисей гордился тем, что он и постится, и в храм ходит, и жертвует долю своего дохода — казалось бы, святой жизни человек! Но при этом он жестоко осудил несчастного мытаря, который боялся и глаза поднять в храме от осознания собственной греховности и ничтожности перед Богом.

Еще один библейский пример — жены Марфа и Мария, историю которых можно слышать в евангельском чтении на любом Богородичном богослужении в храме. Придя в их дом, Господь начал проповедовать, и реакция женщин была очень разная: Марфа хлопотала по хозяйству, желая устроить достойный прием почетному гостю, а Мария забросила все бытовые дела и только лишь внимала Господу. И Христос сказал Марфе — Зачем ты печешься о суетном? А Мария выбрала праведный путь.

На этом примере хорошо видно, что такое внутреннее и внешнее благочестие. Когда все наши мысли сосредоточены только лишь на форме, на том, чтобы мы выглядели как православные христиане или просто как хорошие, достойные люди — это пустой формализм, осуждаемый Христом. Истина же кроется всегда внутри, в сути. И все же взаимосвязь сути и формы существует, но в нормальной иерархии духовных ценностей она имеет последовательность от внутреннего к внешнему.

Важно! Наполняя свою душу Христом, человек постепенно и внешне меняется. Только тогда его поведение, облик и правильные слова имеют смысл, когда они идут от избытка любви в душе. Когда же мы видим одну только форму, не наполненную сутью — это только раздражает.

В повседневной жизни это может выражаться в таких странных перекосах поведения некоторых людей, когда, к примеру, придя из храма домой, человек начинает скандалить с ближними. Или когда внешне очень набожный человек ведет себя так, что с ним совершенно невозможно общаться и находиться рядом: такой человек постоянно поучает, уличает другого в грехах, при этом сам выглядит исключительным праведником.

О Божьих заповедях:

Если бы мы могли заглянуть в души таких людей, мы бы не увидели там ничего, кроме злобы, зависти и ненависти к ближним. Поэтому перед тем, как надевать на себя маску христианского благочестия, надо хорошо подумать и задать себе вопрос: «А что при этом у меня внутри? А достоин ли я на самом деле такого облика?»

Почему форма заменяет суть

Почему же происходит так, что человек, который старается идти к Богу, ходит в храм, ставит свечи, выполняет молитвенное правило и совершает еще множество различных действий, превращается только лишь в пустую оболочку, не имеющую сути?

Дело в том, что внешнее и материальное намного проще понять и применять в жизни. Так, надеть длинную юбку и платок гораздо легче, чем не осуждать, не злословить, не завидовать. Вот и происходит подмена понятий там, где человек выбирает идти по более простому пути. Между тем в нашей Церкви нет строго догмата о внешности.

Очень часто можно встретить рассуждения о том, как неблагочестиво женщинам носить брюки. Действительно, в Библии сказано, что неприлично женщинам носить мужскую одежду, а мужчинам — женскую. Но разве там идет речь о брюках? Да и мужская одежда тех времен — длинные широкополые туники. Так почему тогда от современных мужчин не требуется ходить в чем-либо подобном?

Конечно, православный христианин не должен выглядеть пошло, вызывающе, вульгарно. Одеваясь в храм, необходимо думать и о том, чтобы своим видом не отвлекать других людей, не соблазнять их. Соблюдения этих правил уже будет вполне достаточно, чтобы внешне выглядеть благочестиво.

Но выглядеть благочестивым человеком и быть таковым — все же, разные вещи. Чтобы, помимо формы, благодетель обретала еще и суть, нужно много работать над собственной душой. Необходимо бороться с завистью, ленью, осуждением ближних.

Благочестие и смирение: в чем разница?

Безусловно, эти важнейшие добродетели идут рука об руку. Невозможно быть благочестивым, не имея смирения, и наоборот. Можно сказать, что православное благочестие — это более общее понятие, включающее в себя многие добродетели.

Смирение очень важно для духовной жизни православного человека. На практике оно проявляется тогда, когда, например, у нас есть возможность и повод отомстить человеку, и даже обидели нас действительно несправедливо, но мы этого не делаем. Не мстим, не множим зло вокруг нас. И не делаем это не потому, что боимся или не хотим создавать себе лишних хлопот, а из-за христианской любви к ближнему.

Быть смиренным означает «жить с миром». С миром в душе, на устах и в мыслях. Человек, сумевший стяжать в своей душе великую благодать смирения, обязательно станет благочестивым. В храме на богослужениях мы слышим такие слова: » да тихое и безмолвное житие проживем во всяком благочестии и чистоте». Это эталон христианской жизни — спокойное, мирное течение.

Парадоксально, но современный человек сам лишает себя такой благословенной жизни. Сверхсильное стремление к комфорту, постоянная погоня за деньгами и престижем, желание обогащения, престижа и прочее — когда эти стремления затмевают все и становятся центром и целью жизни, тогда человек забывает о Боге. А забыв о Нем, неизменно начинает страдать. Но свое страдание пытается утешить невозвращением к Господу, а достижением еще больших суетных мирских целей.

Как стать благочестивым человеком

Можно ли воспитать в себе благочестие, или это качество врожденное? Конечно, определенные наклонности у каждого человека свои. Кто-то действительно рождается с большими духовными дарами, а кто-то с меньшими. Но это совершенно не означает, что добродетели нельзя стяжать. Природные данные — это лишь повод понимать, куда стоит больше прикладывать своих усилий.

Благочестие можно в себе воспитать благодаря вниманию к своей внутренней духовной жизни. Человек, который искренне пытается отыскать свой путь к Богу, будет постепенно открывать для себя разные добродетели. Чтобы возвышаться в своей духовной жизни, нужно:

  • регулярно ходить в храм, воцерковляться, вести церковную жизнь;
  • приступать к Церковным Таинствам: исповеди, причастию и др.;
  • молиться, исполнять регулярное молитвенное правило;
  • читать Священное Писание, творения святых отцов.

Конечно, нужно понимать, что все эти действия ни в коем случае не могут быть механическими и машинальными. Нет никакого смысла молиться, если слова не вызывают никакого сердечного отклика. Простое вычитывание священных текстов не приносит никакой духовной пользы и не приведет к благочестивой жизни.

Самое главное в вопросе благочестия для православного христианина — сделать его настоящим, внутренним, а не показным. Никакое ношение длинных юбок и платков для женщин или бороды для мужчин не принесет плода, если при этом в сердце правит злоба, зависть и ложь. Проверить себя в этом не так сложно: достаточно задуматься, как мы общаемся и реагируем на наших ближних.

Поистине благочестивый человек никогда не бывает зачинщиком скандалов, он не начинает ссор и конфликтов. Такой человек не навязывает свое мнение, уважает взгляды и мнение других, даже если они отличаются от его собственного. Можно сказать, что христианское благочестие внешне выражается в воспитанности, вежливости и принятии других людей, хотя внутреннее наполнение намного более глубоко.

Напротив, благочестивый человек, даже попав в сложную или конфликтную ситуацию, всегда будет стараться как можно мягче из нее выйти. А если мы замечаем за собой, что, надев внешнюю благообразную маску, мы начинаем срываться на ближних, не уважаем чужого мнения и свободы выбора человека, а только лишь поучаем — до истинного благочестия нам очень далеко.

Чтобы не быть фарисеями, которых так обличал Христос, нам нужно все внимание и внутренние силы направлять не на окружающих нас людей, а на самих себя. Удивительно, но, исправляя себя и свою жизнь, человек начинает все меньше и меньше видеть недостатки других.

Внимание! Этот духовный закон работает всегда: сосредотачиваясь на своих грехах и недостатках, нам просто не хватает внимания замечать их в других. Это важнейшее и полезнейшее качество, помогающее встать на путь христианской жизни.

Но пока человек довольствуется только лишь внешней благообразной маской, за которой скрывает свои внутренние духовные неурядицы, да еще считает себя вправе поучать других — ни о каком истинном благочестии не может идти речь. Такие люди неизменно чувствуются: с ними неприятно общаться, не хочется делиться, рядом дискомфортно. При этом внешне человек может выглядеть как образ и подобие святости. Но это не есть христианское благочестие, а только лишь фарисейская маска, обличаемая Христом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector