0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чехов антон павлович антоша чехонте

Чехов антон павлович антоша чехонте

Антон Павлович Чехов

Вечер. По улице идет пестрая толпа, состоящая из пьяных тулупов и кацавеек. Смех, говор и приплясыванье. Впереди толпы прыгает маленький солдатик в старой шинелишке и с шапкой набекрень.

Навстречу толпе идет «унтер».

— Ты отчего же мне чести не отдаешь? — набрасывается унтер на маленького солдатика. — А? Почему? Постой! Который ты это? Зачем?

— Миленький, да ведь мы ряженые! — говорит бабьим голосом солдатик, и толпа вместе с унтером закатывается громким смехом…

В ложе сидит красивая полная барыня; лета ее определить трудно, но она еще молода и долго еще будет молодой… Одета она роскошно. На белых руках ее по массивному браслету, на груди бриллиантовая брошь. Около нее лежит тысячная шубка. В коридоре ожидает ее лакей с галунами, а на улице пара вороных и сани с медвежьей полостью… Сытое красивое лицо и обстановка говорят: «Я счастлива и богата». Но не верьте, читатель!

«Я ряженая, — думает она. — Завтра или послезавтра барон сойдется с Nadine и снимет с меня всё это…»

За карточным столом сидит толстяк во фраке, с трехэтажным подбородком и белыми руками. Около его рук куча денег. Он проигрывает, но не унывает. Напротив, он улыбается. Ему ведь ничего не стоит проиграть тысячу, другую. В столовой несколько слуг приготовляют для него устриц, шампанское и фазанов. Он любит хорошо поужинать. После ужина он поедет в карете к ней. Она ждет его. Не правда ли, ему хорошо живется? Он счастлив! Но посмотрите, какая чепуха шевелится в его ожиревших мозгах!

«Я ряженый. Наедет ревизия, и все узнают, что я только ряженый. »

На суде адвокат защищает подсудимую… Это хорошенькая женщина с донельзя печальным лицом, невинная! Видит бог, что она невинна! Глаза адвоката горят, щеки его пылают, в голосе слышны слезы… Он страдает за подсудимую, и если ее обвинят, он умрет с горя. Публика слушает его, замирает от наслаждения и боится, чтоб он не кончил. «Он поэт», — шепчут слушатели. Но он только нарядился поэтом!

«Дай мне истец сотней больше, я упек бы ее! — думает он. — В роли обвинителя я был бы эффектней!»

По деревне идет пьяный мужичонка, поет и визжит на гармонике. На лице его пьяное умиление. Он хихикает и подплясывает. Ему весело живется, не правда ли? Нет, он ряженый.

«Жрать хочется», — думает он.

Молодой профессор-врач читает вступительную лекцию. Он уверяет, что нет больше счастия, как служить науке. «Наука всё! — говорит он, — она жизнь!» И ему верят… Но его назвали бы ряженым, если бы слышали, что он сказал своей жене после лекции. Он сказал ей:

— Теперь я, матушка, профессор. У профессора практика вдесятеро больше, чем у обыкновенного врача. Теперь я рассчитываю на двадцать пять тысяч в год.

Шесть подъездов, тысяча огней, толпа, жандармы, барышники. Это театр. Над его дверями, как в Эрмитаже у Лентовского, написано: «Сатира и мораль». Здесь платят большие деньги, пишут длинные рецензии, много аплодируют и редко шикают… Храм!

Но этот храм ряженый. Если вы снимете «Сатиру и мораль», то вам нетрудно будет прочесть: «Канкан и зубоскальство».

Не верьте этим иудам, хамелеонам! В наше время легче потерять веру, чем старую перчатку, — и я потерял!

Был вечер. Я ехал на конке. Мне, как лицу высокопоставленному, не подобает ездить на конке, но на этот раз я был в большой шубе и мог спрятаться в куний воротник. Да и дешевле, знаете… Несмотря на позднее и холодное время, вагон был битком набит. Меня никто не узнал. Куний воротник делал из меня incognito. Я ехал, дремал и рассматривал сих малых…

«Нет, это не он! — думал я, глядя на одного маленького человечка в заячьей шубенке. — Это не он! Нет, это он! Он!»

Думал я, верил и не верил своим глазам…

Человечек в заячьей шубенке ужасно походил на Ивана Капитоныча, одного из моих канцелярских… Иван Капитоныч — маленькое, пришибленное, приплюснутое создание, живущее для того только, чтобы поднимать уроненные платки и поздравлять с праздником. Он молод, но спина его согнута в дугу, колени вечно подогнуты, руки запачканы и по швам… Лицо его точно дверью прищемлено или мокрой тряпкой побито. Оно кисло и жалко; глядя на него, хочется петь «Лучинушку» и ныть. При виде меня он дрожит, бледнеет и краснеет, точно я съесть его хочу или зарезать, а когда я его распекаю, он зябнет и трясется всеми членами.

Приниженнее, молчаливее и ничтожнее его я не знаю никого другого. Даже и животных таких не знаю, которые были бы тише его…

Человечек в заячьей шубенке сильно напоминал мне этого Ивана Капитоныча: совсем он! Только человечек не был так согнут, как тот, не казался пришибленным, держал себя развязно и, что возмутительнее всего, говорил с соседом о политике. Его слушал весь вагон.

— Гамбетта помер! — говорил он, вертясь и махая руками. — Это Бисмарку на руку. Гамбетта ведь был себе на уме! Он воевал бы с немцем и взял бы контрибуцию, Иван Матвеич! Потому что это был гений. Он был француз, но у него была русская душа. Талант!

Ах ты, дрянь этакая!

Когда кондуктор подошел к нему с билетами, он оставил Бисмарка в покое.

— Отчего это у вас в вагоне так темно? — набросился он на кондуктора. — У вас свечей нет, что ли? Что это за беспорядки? Проучить вас некому! За границей вам задали бы! Не публика для вас, а вы для публики! Чёрт возьми! Не понимаю, чего это начальство смотрит!

Через минуту он требовал от нас, чтобы мы все подвинулись.

— Подвиньтесь! Вам говорят! Дайте мадаме место! Будьте повежливей! Кондуктор! Подите сюда, кондуктор! Вы деньги берете, дайте же место! Это подло!

— Здесь курить не велено! — крикнул ему кондуктор.

— Кто это не велел? Кто имеет право? Это посягательство на свободу! Я никому не позволю посягать на свою свободу! Я свободный человек!

Ах ты, тварь этакая! Я глядел на его рожицу и глазам не верил. Нет, это не он! Не может быть! Тот не знает таких слов, как «свобода» и «Гамбетта».

— Нечего сказать, хороши порядки! — сказал он, бросая папиросу. — Живи вот с этакими господами! Они помешаны на форме, на букве! Формалисты, филистеры! Душат!

Я не выдержал и захохотал. Услышав мой смех, он мельком взглянул на меня, и голос его дрогнул. Он узнал мой смех и, должно быть, узнал мою шубу. Спина его мгновенно согнулась, лицо моментально прокисло, голос замер, руки опустились по швам, ноги подогнулись. Моментально изменился! Я уже более не сомневался: это был Иван Капитоныч, мой канцелярский. Он сел и спрятал свой носик в заячьем меху.

Теперь я посмотрел на его лицо.

«Неужели, — подумал я, — эта пришибленная, приплюснутая фигурка умеет говорить такие слова, как „филистер“ и „свобода“? А? Неужели? Да, умеет. Это невероятно, но верно… Ах ты, дрянь этакая!»

Верь после этого жалким физиономиям этих хамелеонов!

Я уж больше не верю. Шабаш, не надуешь!

Было двенадцать часов ночи.

Митя Кулдаров, возбужденный, взъерошенный, влетел в квартиру своих родителей и быстро заходил по всем комнатам. Родители уже ложились спать. Сестра лежала в постели и дочитывала последнюю страничку романа. Братья-гимназисты спали.

— Откуда ты? — удивились родители. — Что с тобой?

— Ох, не спрашивайте! Я никак не ожидал! Нет, я никак не ожидал! Это… это даже невероятно!

Митя захохотал и сел в кресло, будучи не в силах держаться на ногах от счастья.

Антон Чехов и его странная семья.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это имя? Даже если кто-то не знаком с творчеством этого писателя, в голове крутится: юмор, чайка, пенсне, смешные рассказы. Чехова знают все, его творчество — символ иронии, глубокого смысла и юмора. То, как Антону Павловичу удалось войти в историю литературы, заставляет задуматься о том, что твой путь обязательно найдет тебя, пусть и не сразу, но найдет.

«В детстве у меня не было детства»

Маленький Антон жил непросто: он был одним из 6 детей, его отец был мелким купцом в Таганроге и держал лавку. Для того, чтобы обойтись без помощника, которому пришлось бы платить, Павел Егорович решил использовать в лавке «своих собственных людей», т.е. детишек. В том числе и Антона. Ему приходилось проводить в лавке всё своё время, часто в ущерб учебе. Уроки маленький Антоша делал там же, если оставалось хоть немного сил. Надо отметить, что такая работа подорвала здоровье Чехова, ведь, в лавке было холодно, дабы дольше сохранять продукты. К тому, что нужно работать всегда, Антон привык, но тяжело ему было смириться с одной прихотью своего отца. Дело в том, что Павлу Егоровичу уж очень нравилось церковное пение. Именно поэтому он заставлял своих детей петь в церкви. Антон это люто ненавидел. Все прихожане смотрели на него и его братьев как на маленьких ангелочков, умилялись, а дети чувствовали себя глубоко несчастными людьми, ведь, если что было не так, то отец мог и силу применить, да и радости от ежедневного стояния на службе и пения в хоре у детей не было абсолютно никакого. Павел Егорович растил сыновей, так сказать, в полном послушании.

И, видимо, вырастил. Когда отец разорился и задолжал кредиторам деньги, было принято очень странное решение: мать и отец уезжают в Москву. При этом Антон, будучи учеником 6 класса, остается не просто в подвешенном состоянии, без средств к существованию, без родителей и с младшим братом на руках, но и вынужден стать главным добытчиком. Он начинает подрабатывать репетиторством. А его родители теперь без перерыва только и раздают указания Антону в письмах: «вышли нам денег!», «высылай больше, в прошлом месяце ты выслал на несколько рублей меньше, так мать после этого горько рыдала!», «продай кастрюли и корыто», «продай сундук и блюдо» и т.д.

При этом родители не спрашивали, как живет их мальчик, не голодает ли, только требовали денег, давили на жалость, пускали в ход чувство вины. Как в этой ситуации Чехов сумел выжить, непонятно. Он продолжал учиться, репетиторствовал, продавал имущество, выпускал рукописную газету, писал юмористические рассказы, успевал ухаживать за девушками и даже посещать театр, в который влюбился по-настоящему. Кстати, если говорить о любвеобильности, то нужно упомянуть, что Чехов жил недалеко от борделя, там он и обрел свой первый опыт в 13 лет.

Когда настала пора определяться, кем становиться, какой профессией овладевать, Антон прислушался к совету отца. Павел Егорович предложил сыну стать врачом, ведь, по мнению отца этим можно быстро и неплохо заработать. Антон послушался и поступил в Московский университет (ныне первый мед им. И.М. Сеченова). Параллельно он продолжает писать, его небольшие рассказы публикуют, правда, никто не знает тогда Чехова по имени. Свои рассказы он подписывает как «человек без селезенки», «Антоша Чехонте», «брат моего брата», «Дон Антонио». Труд был каторжным, ночи напролет Чехов пишет свои рассказы, гонорары от которых улетучиваются моментально, благодаря огромной веренице нуждающихся родственников, повисших на шее Антона мёртвым грузом.

Даже старшие братья предпочитали не работать, а вести праздный образ жизни. Так, старший брат Николай, который был художником, перестал писать картины, начав злоупотреблять алкоголем. Так и жили: Антон учится и работает без сна и отдыха, а семья ждёт, когда он принесет деньги в дом. Позже ему предложат большие гонорары за его труды в крупнейшей газете «Новое время», но с одним условием — подписываться нужно своим именем. Это расстраивало Чехова, ведь, как он считал, его «женой» является медицина, а писательство — всего лишь «любовницей». Но нужда заставила Антона пойти на компромисс. Беспросветность происходящего была прервана письмом писателя Дмитрия Григоровича, который писал о невероятном таланте Чехова, просил его не размениваться на мелочи, а создать что-то стоящее. От этого признания его таланта у Чехова за спиной выросли крылья.

«Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не Отечеству!»

Чехов был очень видным парнем: высокий, статный, кареглазый. Можно сказать, что дамы за ним ухлёстывали, иногда даже не давали прохода. Но была у писателя одна серьезная привязанность. Лика Мизинова — одна из самых верных его поклонниц, к которой Антон относился как будто несерьезно. Их отношения были похожи на какую-то игру, они то приближались друг к другу, то отдалялись. В итоге, не добившись определенности от Чехова, Лика уехала в Париж с писателем Игнатием Потапенко, где забеременела, а потом т вовсе была оставлена своим кавалером. Лика просила помощи Антона Павловича, но он не откликнулся. Потом, незадолго до смерти Чехов напишет Лике: «Похоже, я Вас проглядел. «

Но в жизни Антона Павловича еще появится любовь — актриса МХТ Ольга Книппер. Постепенно она начинает играть всех главных героинь произведений Чехова. Спустя год у них начнется роман. Чехову тогда было под 40, а Ольге 29. Антон Павлович в то время жил в Крыму из-за проблем с лёгкими, но периодически приезжал к Ольге в Москву, а она к нему. И вот они решают пожениться. Это было тайное венчание. Но совместной жизни не получалось, ведь, они жили на 2 города. Ольга вела праздный образ жизни, после спектаклей были рестораны, кабаре. Чехов терпел. После четырех месяцев разлуки Ольга внезапно приезжает в Крым, гостит там, уезжает обратно. Потом до Чехова дойдет информация, что Ольге стало плохо за кулисами во время спектакля, начались резкие боли внизу живота. В больнице ей скажут, что она была на шестом месяце беременности, но сохранить ребенка не удалось. Конечно, Чехов понимал, что не мог быть отцом этого ребенка. Ольге требовалась реабилитация, она приехала к мужу, который заботливо ухаживал за ней, но был сдержанным в выражении чувств, старался избегать общения с женой. Как только актриса поправилась, она тут же укатила обратно «в Москву! Работать, работать и работать!» Их отношения формально продолжались, но они были уже очень далеки друг от друга.

«Чайку» Чехова поставили в Александринском театре в 1896 году. Автор присутствовал на спектакле. Успеха не было. Это был провал, актеры плохо выучили свои реплики, играли вяло и неуверенно, в зале ходили смех и разговоры. Для Антона Павловича это был крах. Он ушел из театра до окончания спектакля и бродил по городу несколько часов с мыслями, что больше никогда и никому не отдаст для постановки ни единого своего произведения. Но всего лишь спустя 1 год в Москве в МХТ «Чайка» будет греметь, успех будет невероятным! Та же участь будет постигать все спектакли по его произведениям. Однажды Немирович-Данченко скажет: «Антон, знаешь ли ты, что означает твое имя? Прибавляющий свет! Ты несешь свет, с тобой всё становится светлее!»

Еще больше историй на канале «Исторические заметки», добро пожаловать:

Семья Чеховых

Семья Чеховых. Таганрог, 1874 г. Сидят с лева направо: брат писателя Михаил, сестра Мария, Отец Павел Егорович, мать Евгения Яковлевна, жена дяди Митрофана Егоровича Людмила Павловна, их сын Георгий. Стоят: брат писателя Иван, Антон Павлович, старшие братья Николай и Александр, дядя Митрофан Егорович.

Жена писателя, родилась в г. Глазове в семье инженера. С 1898 в МХТ. Первая исполнительница ролей в пьесах А. П. Чехова (Маша, Раневская — «Три сестры», «Вишневый сад»), М. Горького (Настя — «На дне»). Государственная премия СССР (1943).

Первые ее встречи с Чеховым произошли на репетициях спектаклей МХТ- «Чайка» и «Царь Федор Иоаннович» (9, 11 и 14 сентября 1898 г.). Книппер в пьесе А. К. Толстого репетировала роль Ирины. Чехов писал после этих встреч: «Ирина, по-моему, великолепна; Голос, благородство, задушевность — так хорошо, что даже в горле чешется. лучше всех Ирина. Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину» (А.С. Суворину, 8 октября 1898 г.). О знакомстве с Чеховым она вспоминала впоследствии: «. с той встречи начал медленно затягиваться тонкий и сложный узел моей жизни» (Книппер-Чехова, ч. Ч, с. 47).

  • Письма А.П.Чехова и О.Л.Книппер-Чеховой
  • О.Л.Книппер-Чехова. О А.П.Чехове
  • О.Л.Книппер в Ялте и Гурзуфе

Отец — Павел Егорович Чехов

Чехов Павел Егорович (1825 — 1898 г.г.), родился в селе Ольховатке крепостным крестьянином. В детстве обучался грамоте в сельской школе, пению по нотам у дьячка и игре на скрипке у регента. В 1840 году учился сахароварению на ольховатском сахарном заводе Черткова.

В 1841 г. выкуплен отцом на волю в возрасте 16 лет и в том же году приписан к мещанам города Ростова. В 1842 г. гонял из Ольховатки гурты чертковских быков в Москву для продажи. В 1844 г. был определен отцом к таганрогскому купцу И.Е.Кобылину, у которого через год стал «заниматься торговлею по конторской части». В 1854 г. женился на Евгении Яковлевне Морозовой, имел шестерых детей: Александра, Николая, Антона, Ивана, Марию и Михаила.

Для ведения торговли вышел из мещанского сословия, и 21 июля 1858 г. утвержден в купеческом звании по третьей гильдии, а в 1859 г. — по второй гильдии, которую выплачивал в продолжение 16 лет. Занимался общественной деятельностью по городскому управлению. В 1866 г. утвержден членом торговой депутации. В 1870 г. получил формулярный список, в 1871 г. награжден медалью для ношения на шее.

В 1876 г. разорился в связи с общим упадком торговли в Таганроге, вызванным проведением железных дорог в Ростов. Непосредственным поводом для разорения послужила постройка собственного небольшого каменного дома, которая по вине недобросовестного подрядчика обошлась очень дорого. Бежал от долговой ямы в Москву, где полтора года бедствовал и лишь в 1877 г. поступил на постоянную службу конторщиком к купцу И.Е.Гаврилову, у которого проработал тринадцать с половиной лет.

С 1892 г. жил в Мелиховском имении А.П.Чехова, где присматривал за хозяйством, ухаживал за садом, вел дневник, прочитывал все газеты и давал потом справки А.П.Чехову о любых статьях. Умер после неудачной операции в Москве, где и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Мать — Евгения Яковлевна Чехова (урождённая Морозова)

Евгения Яковлевна Морозова (1835 — 1919 г.г.) — мать А.П.Чехова. Грамоте обучалась дома и недолго. Ей не было еще 12 лет, когда умер ее отец, и она вместе с матерью и сестрой переехала из Шуи в Таганрог. Здесь она была отдана в частный «институт благородных девиц мадам Куриловой», где обучалась манерам, хорошему тону и танцам.

Е.Я. сыграла значительную роль в формировании характеров своих детей. От нее Антон Павлович унаследовал мягкость и отзывчивость. Именно она поддерживала и укрепляла взгляды своего мужа, Павла Егоровича, на образование детей.

Разорение мужа и переезд всей семьи в Москву Е.Я. переживала исключительно тяжело, и лишь когда в семью вернулось благополучие, почувствовала себя спокойной. Как в Москве, так и в Мелихове и Ялте она руководила всем домашним хозяйством писателя.

Ее всегда отличали ласковость и гостеприимство. Однажды в Мелихове она сказала: «Мои дети любят меня каждый по-своему. И я стараюсь любить каждого из них так, как это нужно именно ему». Умерла она в Ялте, не дожив трех дней до 83-летнего возраста.

Чехов Александр Павлович (1855 — 1913 г.г.)

Старший брат Антона Чехова, литератор; в 1885 г. окончил курс таганрогской гимназии с серебряной медалью и в том же году переехал в Москву, где поступил в университет на физико-математический факультет, который окончил по обоим отделениям в 1882 г. Еще будучи студентом, начал сотрудничать в журналах и газетах под псевдонимами «Агафопод Единицын», «Алоэ», а позже «А.Седой». Руководил первыми литературными опытами А.П.Чехова.

В 1881 г. вступил в гражданский брак с А.И.Хрущевой-Сокольниковой, которую Тульская духовная консистория не развела с мужем и осудила на вечное безбрачие. От нее он имел двух сыновей: Николая и Антона.

С 1882 по 1886 г. служил по таможенному ведомству в Таганроге, Петербурге и Новороссийске. Эта служба отрицательно отразилась на нем, — он почти перестал творчески работать. В конце 1886 г. Антон Павлович устроил брата в Петербурге на постоянную работу в газету, что вновь вернуло Александра к творчеству.

В 1888 г. Ал.П. овдовел, а в следующем году обвенчался с гувернанткой своих детей — Н.А.Гольден, от которой родился сын Михаил, впоследствии известный артист (о нем информация ниже).

Чехов Николай Павлович (1858 — 1889 г.г.)

Брат А.П.Чехова, талантливый художник. Пройдя пять классов таганрогской гимназии, в 1875 г. переехал в Москву, где поступил в Школу живописи, ваяния и зодчества. С ранних студенческих лет выступал с журналах как рисовальщик и карикатурист. Иллюстрировал ряд произведений Чехова.

Вступил в гражданский брак с А.А.Ипатьевой-Гольден. Обладал чрезвычайно мягким характером, часто злоупотреблял алкоголем. Умер от чахотки в довольно молодом возрасте.

Чехов Иван Павлович (1861 — 1922 г.г.)

Брат А.П.Чехова, педагог. После отъезда семьи в Москву остался в Таганроге с братом Антоном и зарабатывал на жизнь переплетным ремеслом. Через год, оставив из-за тяжелого В Москве предполагал поступить в учительскую семинарию, но, выдержав экзамен на приходского учителя был в 1879 г. назначен в Воскресенск, Московской губернии.

В 1884 г. перевелся в Москву. Здесь он заведовал рядом народных школ, в которых учительствовал. Не получив высшего и даже законченного среднего образования, тяжело переживал это и всю жизнь занимался самообразованием. Характером обладал твердым и властным. В 1893 г. женился на С.В.Андреевой. Свадьба состоялась в Мелихове.


Мелихово. В тачке — Ф. П. Чехов и М. П. Чехов. Везет тачку В. А. Гиляровский.
Стоят слева — А. А. Долженко, Справа — И. П. Чехов.
Фотография И. И. Левитана, апрель 1892.

Чехова Мария Павловна (1863 — 1957 г.г.)

Сестра А.П.Чехова, педагог, художница. В 1872 г. поступила в Таганрогскую женскую гимназию. После переезда в Москву закончила среднее образование в московском филаретовском епархиальном женском училище и поступила на Высшие женские историко-литературные курсы Герье, где училась до 1887 г. До 1904 г. состояла преподавательницей истории и географии в частной женской гимназии Ржевской в Москве. В 90-х годах увлеклась живописью, училась в Строгановском училище, а потом в частной студии А.А.Хотяинцевой под руководством В.А.Серова и К.А.Коровина. После смерти А.П.Чехова посвятила себя сбору и изданию литературного и эпистолярного наследия брата. С 1922 г. была бессменным директором созданного ею Ялтинского дома-музея А.П.Чехова. Умерла в Ялте от инфаркта.

Чехов Михаил Павлович (1868 — 1936 г.г.)

Младший брат А.П.Чехова, писатель. После переезда семьи Чеховых в Москву, поступил на юридическое отделение Московского университета. Служил податным инспектором и затем начальником отдела ярославской казенной палаты.

Под влиянием творческой атмосферы чеховской семьи у М.П. рано пробудился интерес к литературе. В Москве он начал сотрудничать с детскими журналами, помещая в них очерки и рассказы под псевдонимом «М.Богемский». Был человеком разнообразно одаренным, хорошо играл на фортепьяно, рисовал. С начала 1900-х г. полностью посвятил себя литературе. Писал повести, рассказы, стихи, пьесы, театральные рецензии; переводил, занимался редакторской деятельностью. Автор мемуаров, в том числе книги «О Чехове», которая по праву считается чеховской энциклопедией.

Написал исследование: «О договорах Олега, Игоря и Святослава с греками», (М., 1888), а также несколько драматических произведений («Голубой бант», «Хоть ложись, да умирай», «За 20 минут до звонка» и другие). С 1903 г. состоит редактором-издателем журнала «Европейская Библиотека».

Деды, прадеды со стороны отца

Дед — Чехов Егор Михайлович (1799 — 1879 г.г.), крепостной крестьянин Чертковых. Сначала занимался хлебопашеством, затем был определен на хозяйский сахарный завод, где впоследствии стал приказчиком. Был женат на крестьянке Е.Е.Шимко, имел четверых детей: Михаила, Павла,Митрофана и Александру. Сам грамотный, отчетливо понимал разницу в положении грамотных и неграмотных, поэтому дал максимально возможное для крепостных людей образование всем трем своим сыновьям. Человек сильной воли и большой сметки, он упорным трудом скопил крупную по тем временам сумму — 875 рублей серебром — и в 1841г. выкупил себя и свою семью на волю. Став свободным, он в том же году пригнал из воронежских земель в Ростов косяк лошадей — битюгов для продажи. В Ростове приписался к мещанскому сословию.

В начале 50-х он купил в Таганроге маленький домик. Но горожанином так и не сделался и всю свою последующую жизнь прожил в селе, лишь наезжая в Таганрог.

Прадед — Чехов Михаил Емельянович (середина 18-го, нач. 19 в.в.). Являлся потомком выходцев из Московской Руси, крепостной крестьянин Евдокии Степановны Тевяшовой. Выйдя замуж за Дмитрия Васильевича Черткова, Е.С.Тевяшова принесла ему в приданое свои необъятные острогожские имения, в том числе село Ольховатку, в которой жил М.Е.Чехов. С этого времени Чеховы стали крепостными Чертковых. Михаил Емельянович имел пятерых сыновей: Ивана, Егора, Артема, Семена и Василия. Он был человеком непреклонной воли, детей воспитывал в исключительной строгости.

Деды, прадеды со стороны матери

Дед — Морозов Яков Герасимович (до 1802 — 1847), родился в деревне Фофаново. В юном возрасте выкуплен отцом на волю. Помогал отцу в офенстве и присматривал за торговлей в Моршанске. В 1820 г. женился на Кохмаковой Александре Ивановне (1804 — 1869), будущей бабушке Чехова. Имел троих детей: Ивана, Федосью, Евгению.

В начале 30-х годов 19 в. моршанская торговля Якова Герасимовича пошатнулась, и он перешел из купцов в мещанское сословие. В 1833 г. он совсем разорился и вскоре уехал на юг, где стал комиссионером градоначальника П.А.Папкова, имевшего близ Красного Кута в Донбассе суконную фабрику. Одновременно Я.Г. открыл в Ростове торговлю сушеной рыбой. Все эти годы Я.Г. периодически навещал свою семью, которая жила то в деревне Фофаново, то в Шуе. В 1835 г. родилась его младшая дочь Евгения, ставшая впоследствии матерью А.П.Чехова.

Прадед — Герасим Никитич (1764 — 1825), тоже крепостной, был офеней (торговцем вразнос и вразвоз). Женился на крепостной крестьянке Татьяне Леонтьевой, от которой имел пятерых детей: Алексея, Василия, Марию, Федора и Якова. Занимался торговлей.

Прапрадед: — Никита Морозов, крепостной крестьянин. Жил в середине 18 века в деревне Фофаново (сегодня — Ивановская обл.).

Чехов Михаил Александрович (1891 — 1955 г.г.)

Племянник А.П.Чехова, известный драматический артист, театральный педагог, режиссер. В 1907 г. поступил в театральную школу Петербургского Малого (Суворинского) театра, в 1912 г. приглашен К.С.Станиславским в Московский Художественный театр и зачислен в филиальное отделение. Через год в Первой студии МХТ стал работать под руководством Л.А.Сулержицкого и Е.Б. Вахтангова. В 1922 г. стал во главе Первой студии, которая в 1924 г. была преобразована в МХАТ-2. Еще в 1918 г. создал свою студию, где занимался исследованием актерской психотехники (находясь под сильным влиянием антропософских учений Штайнера и А.Белого). 1928 г. выехал за границу. Выступал на сценах европейских драматических; в Лондоне открыл свою свою студию. С 1939 г. жил в США, создал там свою актерскую школу, которая пользовалась огромной популярностью. Многие голливудские звезды прошли через школу Михаила Чехова и называли ее «кузницей театральных талантов». Написал книгу «О технике актера». Умер в Лос-Анджелесе, США.

Чехов Митрофан Егорович (1832-1894)

Дядя Чехова, родился в селе Ольховатке острогожского уезда Воронежской губернии крепостной крестьянин. Еще в детстве выкуплен на волю отцом. Младший сын Владимир, двоюродный брат А.П. Чехова. Он учился в духовной семинарии, собираясь быть священником, но потерял религиозные убеждения и после семинарии окончил зубоврачебную школу. Родился в 1874.

Биография Чехова

Антон Павлович Чехов является великим русским писателем и драматургом, чьи произведения вошли в мировую классику. Вот уже более века его пьесы ставятся в разных театрах мира.

Несмотря на свою недолгую жизнь (а прожил он всего 44 года), ему удалось написать множество рассказов и повестей, цитатами из которых мы пользуемся до сих пор.

Надо сказать, что Чехов наряду с Шекспиром и Диккенсом входит в тройку самых экранизируемых драматургов в мире. Именно поэтому его знают и любят во всех странах.

Перед тем, как начать описание его биографии, рекомендуем обратить внимание на интересные факты про Чехова, а также его лучшие высказывания и цитаты.

Краткая биография Чехова

Антон Чехов родился в Таганроге 17 января 1860 г. Глава семейства работал бакалейщиком, а мать была простой домохозяйкой, заботящейся о своей семье и хозяйстве.

Со временем у отца появились серьезные финансовые трудности, в результате чего он был вынужден бежать от кредиторов в Москву.

Учеба

В это время юный Антон учился в таганрогской гимназии, поэтому ему пришлось остаться дома, чтобы закончить учебу.

В это время ему приходилось много заниматься репетиторством, чтобы хоть как-то обеспечивать свое существование.

В годы учебы у Чехова сформировалось собственное видение окружающего мира. Он уделял много времени чтению книг и посещению спектаклей.

В 1879 году он окончил гимназию в Таганроге и переехал в Москву, где поступил на медицинский факультет Московского университета.

Начало творчества

Первый рассказ в своей биографии Чехов опубликовал в 1880 г., в журнале «Стрекоза». Его писательский талант был сразу очевиден, поэтому в скором времени он начал печататься и в других изданиях.

В период с 1883 по 1886 гг., из-под его пера выходят такие знаменитые произведения, как «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Пересолил» и другие. Интересен факт, что сначала он использовал псевдоним «Антоша Чехонте».

В 1886 г. петербургская газета «Новое время», предложила Чехову работу. Он согласился сотрудничать с этим изданием и сумел опубликовать свои сборники «Пестрые рассказы» и «Невинные речи». С этого времени писатель печатался уже под своим именем.

В 1887 г. в Москве состоялась первая премьера чеховской пьесы «Иванов». Это было большое событие в биографии Чехова, хотя спектакль был по-разному оценен публикой.

Однако постановка все-таки оказалась успешной и потом ее ставили в Санкт-Петербурге. В 1888 г. за сборник рассказов «В сумерках», Антона Чехова наградили половинной Пушкинской премией.

Значимые события биографии

Когда слава и признание пришли к молодому писателю, семейство Чеховых проживало в Харьковской губернии. Неожиданно для всех, умер один из братьев Чехова, вследствие чего он решил покинуть это место.

Ему даже хотелось уехать в Европу, однако этим планам не суждено было сбыться. В результате, он оказался в Одессе, где на тот момент гастролировал Малый театр.

Именно тогда писатель влюбляется в очаровательную молодую актрису. Однако пылкие чувства довольно быстро прошли. Разочаровавшись, он решает уехать в Ялту.

В конце 80-х годов, Чехов пишет повести «Степь», «Скучная история» и «Огни». Эти произведения отличались серьезностью, трагизмом и реалистичностью.

Они были написаны как раз в тот период биографии, когда он расторг сотрудничество с сатирическими журналами.

Поездка на Сахалин

Чехов был неутомимым путешественником, и в 1890 г. он отправляется на остров Сахалин. Надо сказать, что данная поездка была важнейшей в его биографии.

Тем не менее это было чрезвычайно трудное и тяжело отразившееся на его здоровье предприятие. Путешествие в 10 тыс. километров длилось 81 день, причем 4 тысячи километров совершались на лошадях, а не на поезде.

В результате Антону Чехову удалось собрать огромный материал, который потом лег в основу многих рассказов и повестей. Они были опубликованы в сборнике очерков «По Сибири» и книге «Остров Сахалин».

Палата №6

Два года спустя, в 1892 г., из-под пера Чехова выходит одна из самых знаменитых повестей – «Палата №6».

Это произведение моментально получило признание широких масс и приобрело огромную популярность.

Название «Палата №6» обрело нарицательную форму и используется до сих пор, когда речь идет о чем-то сумасшедшем и ненормальном.

Множество афоризмов и крылатых выражений из этой повести быстро вошли в народ.

Покупка усадьбы и оседлая жизнь

В 1892 г. Чехов приобрел усадьбу в Мелихово, где прожил более 7 лет. С тех пор там жили его родители и сестра Мария, ставшая в будущем преданной хранительницей его наследия.

Данная усадьба сыграла значимую роль в биографии и творчестве Чехова. На сегодняшний день там работает один из главных музеев его имени.

После покупки имения его жизнь преобразилась в лучшую сторону. Теперь он мог заниматься медициной, поскольку кроме литературной деятельности, он серьезно интересовался хирургией.

Профессия врача была для него не вынужденной, так как он находил большое удовольствие в лечении нуждающихся крестьян.

Во время пребывания в Мелихово, Антон Чехов отличился небывалой щедростью и человечностью.

Он построил несколько школ, колокольню, пожарный пункт, позаботился о том, чтобы на Лопасню была проложена дорога, а на железнодорожной станции появилось почтовое отделение.

Помимо этого, писатель высадил множество различных деревьев, а также на собственные сбережения открыл общественную библиотеку в городе Таганрог.

В Мелихово Чехов написал такие известные пьесы, как «Дядя Ваня» и «Чайка». К сожалению, участившиеся обострения туберкулеза, заставляли его все чаще покидать усадьбу и уезжать лечиться на юг.

В 1989 г. он всю зиму прожил в Ницце, а по возвращении в Россию решил приобрести для себя участок в Ялте. Уже в следующем году Чехов продал свое имение и окончательно обосновался в Крыму.

В это время он повстречал свою будущую супругу Ольгу Книппер, а вскоре написал и две известные пьесы: «Три сестры» и «Вишневый сад». Главные роли в них блестяще сыграла его жена.

Личная жизнь Чехова

В биографии Чехова, как и у Максима Горького, было множество женщин, причем некоторые из них знали о других пассиях писателя, но все равно не спешили с ним расставаться.

Лика Мизинова

В 1888 г., он увлекся подругой своей сестры Ликой Мизиновой, которой на тот момент было 19 лет. Девушка хотела стать законной женой драматурга, а он наоборот хотел оставаться независимым и свободным.

На протяжении 10 лет им удавалось сохранять отношения, избегая при этом разговоров о браке.

По иронии судьбы Чехов лично познакомил влюбленную в него Мизинову с неким Игнатием Потапенко. В результате она забеременела от Потапенко и родила ему дочь, которая в скором времени умерла.

Антон Павлович использовал Лику в качестве прототипа героини Нины Заречной из пьесы «Чайка». Очень скоро Мизинова порвала отношения с обоими мужчинами и вступила в брак с Александром Саниным.

Елена Шаврова

Еще одним увлечением писателя была юная Елена Шаврова. Она принесла ему рукопись собственного рассказа, и сразу же влюбилась. Однако она прекрасно понимала, что ей не удастся стать женой выдающегося драматурга, поэтому спустя 5 лет вышла замуж за другого мужчину.

Интересный факт из биографии: Чехов написал Елене около 70 любовных писем, – больше чем кому-либо из своих поклонниц. Он даже запечатлел образ возлюбленной в известном рассказе «Дама с собачкой».

Нина Корш

В 1989 г., Антон Павлович встретился со своей старой подругой Ниной Корш, которая была от него без ума еще в юности. Между ними закрутился бурный роман, в результате чего Нина забеременела и родила на свет девочку.

Чехов так никогда и не узнал о рождении этого ребенка, поскольку после встречи со своей будущей женой Книппер, он тут же разорвал всякие отношения с Ниной. Вскоре Корш уехала со своими родителями во Францию, вследствие чего и эта история любви закончилась.

Жена Чехова – Ольга Книппер

С Ольгой Книппер, главной женщиной в его биографии, Чехов познакомился в 1989 г. Ей достаточно быстро удалось покорить знаменитого и всеми любимого писателя, чего ранее не удавалось сделать никому.

Книппер была талантливой актрисой с привлекательной внешностью. У них с Чеховым никогда не было детей, хотя Ольга имела одну неудавшуюся беременность.

Справа — Чехов и Книппер, слева — его мать и сестра

Был ли этот брак счастливым – сказать достаточно сложно. После свадьбы Книппер продолжала играть в Московском Художественном театре, а Антон Чехов постоянно проживал в Крыму, борясь со своей болезнью.

Спустя годы его друзья утверждали, что жизнь Чехова могла бы быть гораздо длиннее и лучше, если бы не брак с Ольгой.

Хотя справедливости ради стоит заметить, что в последние годы биографии Чехова его жена отказалась от всех гастролей и оставалась рядом с болеющим мужем вплоть до его кончины.

Болезнь и смерть

Еще в 24-летнем возрасте, у Чехова появились признаки заболевания туберкулезом. У него держалась высокая температура, сопровождающаяся кровавым кашлем, однако сам больной думал, что у него совершенно другая болезнь.

На протяжении всей своей биографии писатель тщательно скрывал недуг от родственников и друзей, поскольку не хотел их беспокоить. В 1897 г., болезнь сильно обострилась, а из правого легкого начались периодические кровотечения.

Эти обстоятельства заставили Чехова серьезно обследоваться у известного профессора Остроумова. Его положили в больницу, но как только ему стало немного легче, он стал упрашивать врачей отпустить его домой.

Ему хотелось, не смотря ни на что, продолжать писательскую деятельность. Менее чем через год приступы кровавого кашля существенно участились, но он, как и ранее, скрывал это от близких.

Соответствующие болезненные переживания писатель запечатлел в героях своих рассказов. Больше всего это заметно в «Рассказе неизвестного человека».

Доктора прописывали Чехову посещение различных курортов, но состояние здоровья не позволяло ему это делать. Проживание в Крыму продлевало его жизнь до того момента, пока он оставался холостым.

По мнению Ивана Бунина, Ольга Книппер серьезно подрывала здоровье своего супруга непрерывными отъездами. Кроме этого, у нее были натянутые отношения с единственной сестрой мужа, из-за чего Чехов еще больше переживал.

2 июля 1904 года Антон Павлович Чехов умер. Это случилось в городе Баденвайлере. Официальной причиной смерти стал туберкулез. Биография великого русского писателя закончилась на 44 году жизни.

Биографические спектакли и кино

В 1991 г. Роберт Лонг и Дмитрий Френкель поставили музыкальный спектакль в Голландии по биографии Чехова.

В 2007 г. по заказу московского правительства была снята биографическая лента «Прощайте, доктор Чехов!», повествующая о жизни писателя и главных моментах его биографии.

В 2012 г. на экраны вышел кинофильм «Поклонница», в котором были показаны взаимоотношения драматурга с Лидией Авиловой. В этой ленте снимались О. Табаков и К. Пирогов.

В 2015 г. кинорежиссер из Франции Рене Фере снял картину «Антон Чехов 1890». В ней показана биография драматурга в период 1885- 1890 гг.

Антон Чехов

Биография

Антон Павлович Чехов – классик мировой литературы, писатель, драматург, врач по образованию, академик Императорской академии наук.

Антон Чехов появился на свет в Таганроге в январе 1860 года. Его отец был мелким бакалейщиком, который держал лавку колониальных товаров. У Антона было четыре брата и две сестры, одна из которых умерла в раннем возрасте. Мама Чехова была купеческой дочкой, тихой женщиной, живущей интересами семьи.

Антон Павлович Чехов

Антон Чехов учился в таганрогской гимназии, когда его отец сбежал от кредиторов в Москву. Будущий писатель остался в родном городе, чтобы окончить обучение. Он жил вместе с новыми владельцами родного дома, оплачивая свое пребывание в нем с помощью репетиторства.

Чехов сформировал свое видение мира, развил любовь к книгам и театру, пока был гимназистом. В те годы Антон Павлович написал несколько первых юмористических рассказов. Он с 13 лет обожал театр и даже принимал участие в постановке домашних спектаклей своих гимназических товарищей.

Творчество

Первое печатное произведение Антона Павловича появилось в 1880 году в журнале «Стрекоза». Начиная с этого времени Чехов постоянно сотрудничал с журналами «Будильник», «Зритель», «Мирской толк», «Свет и тени». В периодическом издании «Осколки» были впервые напечатаны многие юмористические чеховские рассказы. В 1883 году в вышеуказанном журнале было опубликовано произведение «Толстый и тонкий», в 1884 году – «Хамелеон», а в 1885 году – «Пересолил».

В 1886 году в периодическом издании «Петербургская газета» был опубликован рождественский рассказ «Ванька». Свои первые произведения писатель подписывал псевдонимом “Антоша Чехонте”.

Список псевдонимов А.П. Чехова

В 1886 году Антон Павлович получил письмо из Петербурга с предложением о работе. Его пригласили в газету «Новое время». В этот период времени писатель создал сборники «Пестрые рассказы» и «Невинные речи». Его произведения нашли популярность, и Чехов начал подписывать их настоящей фамилией.

Премьера первой пьесы Антона Павловича «Иванов» прошла в 1887 году в Москве. Сочинение начинающего драматурга поставили в театре Корша. Реакция публики была разнообразной, но постановка имела успех. В дальнейшем пьесу ставили в Петербурге, в несколько доработанном виде. В 1888 году Антона Павловича наградили половинной Пушкинской премией за сборник рассказов «В сумерках».

Антон Павлович Чехов

Лето 1888 и 1889 годов Чеховы провели в Харьковской губернии неподалеку от Сум. Смерть одного из братьев заставила писателя бежать из мест, где он жил с родственниками. Антон Павлович собирался в Европу, но судьба забросила его в Одессу, где гастролировал Малый театр. Писатель увлекся одной молодой актрисой, но симпатия быстро себя изжила. Почувствовав приступ апатии, Чехов отправился в Ялту.

К 1889 году писателем были написаны повести «Драма на охоте», «Степь», «Огни» и «Скучная история». Материал для этих произведений Чехов собирал в путешествиях. Интерес к посещению разных мест появился у автора в конце восьмидесятых годов, когда он прекратил сотрудничество с юмористическими журналами.

Антон Чехов в Ялте

Желание путешествовать побудило Чехова отправиться на Сахалин в 1890 году. Дорога на остров лежала через Сибирь, где писатель запасся материалом для своих будущих литературных проектов. Учитывая состояние здоровья чахоточного больного, поездка далась ему нелегко. Из путешествия Чехов привез сборник очерков «По Сибири» и книгу «Остров Сахалин».

Многим поклонникам творчества Чехова из всех его произведений особо запоминается повесть «Палата №6». Впервые она была опубликована в журнале «Русская мысль» в 1892 году. Название повести стало понятием нарицательным, им обозначают что-то ненормальное или сумасшедшее. Многие выражения из данной книги разошлись на цитаты.

В 1892 году писатель осуществил свою давнюю мечту и купил усадьбу в Мелихово. Туда он перевез родителей и сестру Марию, которая стала верной хранительницей брата. После приобретения имения жизнь Чехова преобразилась. У него снова появилась возможность заниматься медицинской практикой, ведь кроме литературы у Антона Павловича была еще одна страсть – хирургия.

Врач Антон Чехов у постели больного

В мелиховский период Чехов работал земским врачом, построил несколько школ, пожарный пункт для крестьян, колокольню. Писатель позаботился о прокладке шоссейной дороги на Лопасню и о появлении на железнодорожной станции почтового отделения. Кроме того, Чехов засеял прореженные лесные участки вязами, дубами, лиственницами и высадил более тысячи вишневых деревьев. В этот период Антон Павлович на свои средства также открыл в Таганроге общественную библиотеку.

В усадьбе были написаны многие известные произведения Чехова. Пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня» были родом из Мелихово. Обострение туберкулеза вынуждало писателя часто покидать имение, уезжая на юг. Зиму 1898 года драматург провел в Ницце, а после возвращения из Франции купил участок земли в Ялте. Летом 1899 года Чехов продал имение и окончательно перебрался в Крым.

Полное собрание сочинений Антона Павловича Чехова

В этот период своей жизни Антон Павлович познакомился с будущей женой. Июль 1900 года Ольга Книппер провела на даче у Чехова, что и определило ход их дальнейших отношений. В 1900 году драматург создал пьесу «Три сестры» в которой блистательно сыграла его супруга. Успех Ольги Книппер в качестве исполнительницы главной женской роли в чеховских пьесах повторился и во время постановки произведения «Вишневый сад» в 1903 году.

В 1904 году драматург умер. Пьеса «Вишневый сад» стала последней работой русского классика.

Спектакли и кино

Советский режиссер Сергей Юткевич в 1969 году снял фильм о создании пьесы «Чайка». Лента получила название «Сюжет для небольшого рассказа».

Роберт Лонг и Дмитрий Френкель, используя факты из биографии писателя, в 1991 году поставили в Нидерландах музыкальный спектакль «Чехов».

Биографическая драма «Прощайте, доктор Чехов!» о жизни драматурга была снята по заказу Правительства Москвы в 2007 году.

В 2012 году вышел фильм, рассказывающий об отношениях Антона Павловича и Лидии Авиловой. В картине под названием «Поклонница» снялись известные российские актеры Олег Табаков и Кирилл Пирагов.

В 2015 году французский режиссер Рене Фере по собственному сценарию снял ленту «Антон Чехов 1890». Роль русского драматурга исполнил молодой актер Николя Жиро. Сюжет фильма построен вокруг периода жизни писателя с 1885 по 1890 годы.

Личная жизнь

Личная жизнь писателя изобилует любовными историями. Отношения Чехова с его пассиями длились годами. Романы писателя не случались поочерёдно. Его женщины часто знали друг о друге, но не спешили разрывать связь с возлюбленным.

В 1888 году писатель увлекся Лидией Мизиновой. Девятнадцатилетняя девушка была подругой сестры Чехова. Лика Мизинова очень хотела быть женой писателя, а он хотел быть свободным и независимым. В качестве супруги девушка не была ему интересна. Это не мешало Чехову почти десять лет давать красавице надежду. Он наслаждался ее обществом, но избегал разговоров о замужестве и совместном хозяйство.

Антон Павлович Чехов и Лидия Мизинова

Первые несколько лет общения с Ликой Чехов высмеивал возможных соперников в ее присутствии, лишая потенциальных ухажеров шансов заполучить расположение юной барышни. Позднее Антон Павлович сам познакомил влюбленную в него Лику с ловеласом Игнатием Потапенко.

Мизинова вступила в связь с женатым поклонником, забеременела и родила дочь. Ребенок умер на первых годах жизни. Чехов использовал эти факты и сделал Мизинову прототипом Нины Заречной из «Чайки». После сложных и запутанных игр с Чеховым и Потапенко Лика нашла утешение в замужестве. В 1902 году она вышла замуж за театрального режиссера Александра Санина.

Антон Чехов и Елена Шаврова

В восьмидесятых годах девятнадцатого века Антон Павлович познакомился с Еленой Шавровой. Пятнадцатилетняя девушка принесла Чехову рукопись своего рассказа и влюбилась в писателя без памяти. Девица понимала, что шансов на взаимность было мало, и через пять лет после их встречи вышла замуж.

В 1897 года она приехала навестить родственников в Москву. Они с Чеховым встретились, и между ними случился роман. Влюбленные сбежали в Крым. В Ялте они провели вместе некоторое время, но расстались. Чехов написал Елене около семи десятков писем, больше чем любой из своих возлюбленных. Антон Павлович прописал образ Шавровой в рассказе «Дама с собачкой».

Антон Чехов и Нина Корш

В 1898 году на премьере пьесы «Чайка» встретил драматург свою давнюю знакомую Нину Корш. Она была влюблена в Чехова с двенадцати лет и не упустила шанса попробовать на писателе свои чары. Антон Павлович увлекся. Результатом этого увлечения стала беременность Нины. Считается, что у писателя нет прямых потомков, однако в 1900 году у него родилась дочь Татьяна. Чехов не знал о данном обстоятельстве, так как дал Нине отставку из-за романа с Ольгой Книппер. Корш не сказала писателю о беременности. После рождения дочери Нина с родителями уехала в Париж. Татьяна Антоновна стала врачом, пойдя по стопам отца.

Ольга Книппер оказалась той женщиной, которая смогла убедить Чехова жениться на ней. Они познакомились в 1898 году на одной из репетиций пьесы «Чайка». Ольга была красивой и обаятельной женщиной, актрисой. В 1901 году влюбленные обвенчались. Детей у пары не было. Книппер была беременна, но наследник не родился.

Антон Чехов и Ольга Книппер

Письма из архива Чехова оставляют двойственное впечатление об успешности его союза с Книппер. Ольга не оставила сцену, а Чехов почти постоянно жил в Ялте, укрощая частые приступы туберкулеза. История любви писателя и его жены началась с взаимных чувств и красивых ухаживаний, но переросла в эпистолярный роман с редкими встречами.

Друзья Чехова считали, что если бы писатель не женился на Ольге, то прожил бы более долгую и счастливую жизнь. Развязка у этой истории получилась не такой драматической, как могла бы быть. В последние дни жизни драматурга жена была рядом с ним, а не на гастролях.

Болезнь и смерть

Чехов был болен туберкулезом. Первый раз он нашел у себя признаки чахотки в возрасте 24 лет. Его недомогание с 1885 года стало более явным, температура сопровождалась кровавым кашлем, о чем свидетельствуют воспоминания писателя. В молодости Антон Павлович не лечился от туберкулеза. Ему казалось, что симптомы относятся к иной болезни.

Позднее писатель скрывал свое плохое самочувствие от близких и родных людей. Он не хотел тревожить свою сестру и мать. К 1897 году драматург был уже очень серьезно болен, у него регулярно случались кровотечения из правого легкого. Данный факт заставил его пройти обследование под наблюдением профессора Остроумова.

Антон Чехов в последние годы

Чтобы изучить симптомы болезни Чехова, его положили в больницу. Врачи поставили диагноз, прописали лечение. Как только писателю стало лучше, он стал проситься домой. Чехов очень хотел продолжить свою литературную деятельность. В 1898 году приступы кровавого кашля стали растягиваться у Чехова на несколько дней. Он скрывал этот факт от своих родственников.

Болезненными ощущениями, которые стали неотъемлемой жизнью Чехова, писатель наделял и своих героев. Наиболее заметен этот перенос в произведении «Рассказ неизвестного человека».

Ольга Книппер

Писателю прописывали посещение различных курортов, дорога к которым была иногда слишком тяжелой для больного человека. Пребывание в Ялте продлевало жизнь писателю до тех пор, пока он не женился. Иван Бунин считал, что супруга подрывала здоровье Антона Павловича своими частыми отъездами. Не ладила она и с любимой сестрой писателя Марией, добавляя супругу поводов для волнения. Незадолго до смерти Чехов с женой отправился на курорт в южной Германии.

Летом 1904 года в Баденвайлере писатель скончался. Причина смерти Чехова – туберкулез. Все началось с того, что драматург почувствовал себя хуже обычного. Когда у его постели появился врач, Чехов уже твердил, что умирает. Он попросил подать ему шампанского, выпил бокал и скончался.

Биография Антона Чехова

Антон Павлович Чехов родился 29 января (17 января по старому стилю) 1860 года в Таганроге. Его дед Егор Чех был крепостным, отец — владельцем бакалейной лавки.

В семье было шестеро детей — пятеро сыновей и дочь.

Антон Чехов учился в греческой школе при церкви царя Константина в Таганроге, затем в гимназии. Будучи учеником гимназии, он одновременно работал в лавке отца. В 1876 году отец разорился и вынужден был бежать вместе с семьей от кредиторов в Москву. Антон до окончания гимназии оставался в Таганроге, зарабатывал на жизнь репетиторством. В Москву он приехал в 1879 году и поступил на медицинский факультет Московского университета, окончил его в 1884 году.

Будучи студентом, Антон Чехов работал в Воскресенской земской больнице (ныне город Истра) у известного земского врача Павла Архангельского, затем некоторое время был врачом в Звенигородской больнице.

Литературной деятельностью Чехов начал заниматься еще в студенческие годы. В 1880-1887 годах он сотрудничал под псевдонимами «Антоша Чехонте», «Антоша Ч.», «Брат моего брата», «Рувер», «Человек без селезенки» в многочисленных юмористических изданиях («Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Развлечение»), особенно плодотворно — в журнале «Осколки», издававшемся Николаем Лейкиным.

В 1884 году в издании «Осколков» появился первый сборник его рассказов «Сказки Мельпомены», в 1886 году вышел сборник «Пестрые рассказы», в 1887 году — «Невинные речи».

В 1886 году Чехов получил приглашение на работу от известного издателя Алексея Суворина в газете «Новое время». С началом регулярного сотрудничества с газетой он отказался от псевдонима и стал подписываться полным именем.

В 1887 году в театре Корша в Москве была поставлена первая пьеса Чехова «Иванов».

В 1888 году за сборник «В сумерках» (1887) он был удостоен Пушкинской премии Академии наук. В Петербурге вышли сборники «Рассказы» (1888), «Детвора» (1889), «Хмурые люди» (1890).

В 1890 году писатель предпринял путешествие на Сахалин, чтобы написать книгу о ссыльной колонии и каторге. Творческим итогом путешествия стала книга «Остров Сахалин» (1895), написанная в жанре «путевых записок.

В первой половине 1890-х годов писатель стал одним из самых читаемых в России — его произведения печатались в журналах «Северный вестник» и «Русская мысль» (с 1892 года), газетах «Новое время» (до 1893 года) и «Русские ведомости». Вышел его сборник «Повести и рассказы» (1894). За Чеховым закрепилась репутация бытописателя и мастера тонкого психологического анализа.

В 1892 году писатель приобрел небольшое имение Мелихово в Серпуховском уезде Московской губернии. В 1892-1898 годах им были созданы «Палата №6», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», повесть «Три года», пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня».

Туберкулез легких заставил Чехова переселиться вместе с семьей в Крым, где он в 1898 году приобрел участок около Ялты и построил дом.

В 1899-1901 годах в издательстве Маркса вышло первое собрание сочинений Чехова.

В 1901 году писатель венчался с артисткой Московского художественного театра Ольгой Книппер.

В Ялте Чеховым были написана пьеса «Три сестры», рассказ «Дама с собачкой», повесть «В овраге».

Последним произведением Чехова стала пьеса «Вишневый сад», поставленная Художественным театром в январе 1904 года.

Писатель занимался благотворительностью и общественной деятельностью. Во время своего путешествия на Сахалин он произвел перепись населения острова. В Мелихове, помимо создания медицинского пункта на свои средства и лечения больных во время эпидемии холеры, он построил три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвовал в прокладке шоссейной дороги. В общественную библиотеку Таганрога писатель пожертвовал более двух тысяч томов собственных книг, среди которых были уникальные издания с автографами музейной ценности, в дальнейшем пополнял фонды специально закупаемыми книгами.

Во время голода (1891-1892) Чехов организовал сбор пожертвований в пользу голодающих Нижегородской и Воронежской губерний и сам выезжал на места бедствия.

В Ялте он был избран в члены попечительского совета женской гимназии, пожертвовал 500 рублей на строительство школы. Будучи сам болен туберкулезом, работал в ялтинском Попечительстве о приезжих больных.

В 1897 году Чехов был избран членом Союза взаимопомощи русских писателей и ученых.

В 1900 году он стал почетным академиком Петербургской Академии наук по разряду изящной словесности, в 1902 году отказался от звания в знак протеста против отмены избрания почетным академиком Максима Горького.

В 1897 году за труды по переписи населения Антону Чехову была пожалована бронзовая медаль. В 1899 году «за отличное усердие в делах народного просвещения» он был награжден орденом Святого Станислава III степени.

В мае 1904 года в связи с ухудшением состояния вместе с женой Чехов уехал на известный курорт в Германии Банденвейлер.

В ночь на 15 июля (2 июля по старому стилю) 1904 года писатель скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Первый музей Чехова был открыт в Таганроге в 1914 году. Музеи писателя были созданы в Москве, Мелихове, в городе Александровск-Сахалинский, Ялте и Гурзуфе в Крыму. Также музеи Чехова были основаны в Сумах (Украина), в Баденвейлере (Германия), где он провел последний месяц жизни и скончался. В конце 1990-х годов в городе Коломбо (Шри-Ланка) была открыта мемориальная комната Чехова в гостинице «Гранд ориенталь отель», где Чехов провел несколько дней, возвращаясь с Сахалина.

В 1954 году рабочий поселок Лопасня, вблизи которого находилось Мелихово, был переименован в честь писателя в город Чехов.

Именем Чехова в Москве в 1985 году была названа станция метро. С 1987 года имя Чехова было присвоено Московскому художественному театру в Камергерском переулке.

Супруга писателя Ольга Книппер-Чехова (1868-1959) — народная артистка СССР, всю свою жизнь проработала в Московском художественном театре, последний раз вышла на сцену в 1950 году.

Все братья и сестра Чехова были одаренными людьми: Александр (1855-1913) и Михаил (1868-1936) были писателями, Николай (1858-1889) — художником, Иван (1861-1922) — педагогом. Сестра Мария (1863-1957) — художник-пейзажист, после смерти брата посвятила себя сбору и изданию его литературного и эпистолярного наследия, была директором созданного ею Ялтинского дома-музея А.П. Чехова.

Племянник писателя, сын Александра Чехова, Михаил (1891-1955) был известным драматическим артистом Московского художественного театра, педагогом и режиссером, впоследствии в США создал собственную актерскую школу, в которой учились многие голливудские звезды.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector