2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем прославился нижегородский купец кузьма минин

Биография Кузьмы Минина

Кузьма Минич Анкудинов (1570-1616) — русский национальный герой, руководил ополчением во время борьбы против польской и шведской интервенции. Он был главным соратником князя Дмитрия Пожарского, героев увековечили в виде памятника в центре Москвы. Они смогли поддержать и повести за собой людей в трудный период. События тех дней навсегда остались на страницах российской истории. Кузьма всегда отличался тягой к справедливости, рассудительностью и острым умом. Благодаря этому ему удалось построить собственный бизнес, стать лидером народа и победить в схватке со сторонниками Лжедмитрия II. В 1612 и 1613 гг. он был членом «Совета всея земли» в Ярославле.

Юность и опыт в торговле

Точную дату и место рождения Кузьмы установить невозможно. Некоторые ученые утверждают, что полководец появился на свет в 1570 году в городе Балахне. Он рос в состоятельной семье. Отец, Мина Анкудинов, был соляным промышленником. Мать Доминика занималась воспитанием детей. Кроме будущего героя у нее было еще двое сыновей — Иван и Федор.

С ранних лет мальчиков приучали к труду. В их городе было принято, чтобы дети помогали родителям, работали с юного возраста. Когда Анкудинову исполнилось 11 лет, семья переехала в Нижний Новгород. Кузьма мог продолжить дело отца, но он предпочел идти своим путем. Именно поэтому юноша приобрел мясную лавку и занялся торговлей.

Выборы старосты

Бизнес у Минина шел неплохо, вскоре он построил собственный дом в посаде Благовещенской слободы. В Новгороде юноша также встретил свою любовь. Через несколько лет после знакомства они с Татьяной Семеновной поженились. Женщина родила супругу двоих сыновей — Леонтия и Нефеда.

В сентябре 1611 Кузьму избрали слободским старостой. Он успешно руководил жителями, заражал их своей энергией и продвигал отличные идеи. Но переломным моментом стало получение грамоты Патриарха Гермогена. В ней говорилось о необходимости немедленно подняться на борьбу с польскими захватчиками.

Через некоторое время Анкудинов призвал к «собранию ратных людей». Он выступил с речью на городском совете, в котором приняли участие представители власти в духовенства. Кузьма призывал встать за свою веру, не жалея сил и имущества. Он отдал треть своих денег на организацию ополчения, а потом присоединился к Дмитрию Пожарскому, назначив его главным воеводой.

Управление ополчением

Минин неоднократно проявлял свои лидерские качества. Благодаря Пожарскому он получил особые полномочия, стал предводителем многочисленных бойцов. Он управлял хозяйством, распоряжался казной и устанавливал связи с населением в разных городах. Герой был жестким руководителем, он требовал у людей, чтобы они отдавали пятую, а иногда и третью часть имущества на ополчение. Если кто-то отказывался, их обзывали холопами, преследовали и лишали всех денег.

Зимой 1611 г. был основан «Совет всея земли». От имени этой организации Минин и Пожарский рассылали грамоты, призывающие участвовать в битве. Благодаря этому к ним вскоре присоединились отряды из других городов и сел. В конце марта 1612 было собрано ополчение из десятков тысяч людей на Волге.

Базой для подготовки к борьбе стал Ярославль. Это время было трудным для Анкудинова, поскольку безвестного торговца никто не хотел воспринимать всерьез. Князь Дмитрий Трубецкой не хотел даже видеть его имени на грамоте. Аристократы и дворяне также относились к полководцу с презрением. Большую часть дел они оставили в своих руках, не доверяя приезжим героям.

Кузьма занимался не только управленческой деятельностью. Он неоднократно участвовал в боях за Москву. В конце августа 1612 герой переправился через реку и нанес фланговый удар по войскам Ходкевича. Именно эта атака была решающей, она принесла бойцам победу.

Последние годы жизни

После окончания битвы герой остался служить в Москве. Он никогда не стремился к спокойной жизни, поэтому занимался сбором налога с купцов, участвовал в политической деятельности. В октябре 1612 вместе с Пожарским он ликвидировал семибоярщину.

В 1613 г. Минин участвовал в Земском сборе, призывавшем царствовать Романовых. Через некоторое время он был удостоен звания думного дворянина, а в 1615 г. получил вотчину под Нижним Новгородом. Благодаря расположению царя он мог заседать в Боярской думе, быть воеводой и раздавать указания.

В 1615 г. вместе с князем Ромодановским Кузьма отправился в Казань. Он сам вызвался проводить сыскную операцию по делу восставших черемисов. После длительных пыток виновный признался, но в Москву герой уже не вернулся. Он тяжело заболел на обратном пути, а через некоторое время погиб.

Минин смог добиться успеха во многом благодаря своим ораторским способностям. Его часто называли русским Демосфеном. Герой всегда верил в то, что он говорит и делает, и этой верой он заражал слушателей. Именно его речи помогли сделать Второе ополчение практически непобедимым. Примечательно, что такой убедительный оратор был совершенно неграмотным. Важные документы за него подписывал Дмитрий Пожарский.

Кузьма говорил о реальной угрозе порабощения, умел тонко чувствовать психологию людей. Он призывал их объединиться, но не забывал об ответственности и требованиях к каждому члену общества. Оратор знал, что людей больше интересует выживание, чем мифические высокие идеи, и он великолепно сыграл на этом. Слушатели оценили его искренние порывы и практичный подход, поэтому с удовольствием присоединились к битве.

Кузьма Минин: биография и роль в истории России

Однажды, в 1611 году, от патриарха Гергемона из Троицкой лавры пришла грамота в Нижний Новгород, на обсуждение которой собралось все духовенство и старшие городские чины, среди которых оказался местный земский староста Кузьма Минин. Он был среднего достатка человек и мясник по ремеслу. Протопоп Савва стал просить народ встать на защиту веры, но убедительнее всего прозвучала речь Минина. Затем он при поддержке войск воеводы Пожарского оценил все имущество нижегородского населения, и по его совету было решено отдавать третью часть (некоторым пятую) имущества на поддержку ополчения. У не желавших платить конфисковалось все имущество, а сами они отдавались в холопы.

Кузьма Минин: биография

К нижегородцам вскоре присоединились и другие города, которые получили грамоту от Минина. И вот в 1612 году в Ярославле собралось огромное ополчение, которое возглавили Кузьма Минин и Пожарский. В августе гетман Ходкевич был побежден, а в октябре поляки были выгнаны из Москвы. 12 июля 1613 г., после вступления на престол царя Михаила Федоровича, Кузьма Минин получил чин думного дворянина и вотчину. С тех пор тот заседал в думе, пользуясь доверием у царя, жил во дворце. Ему вместе с боярами в 1615 году было поручено оберегать Москву от врагов, когда царь отбыл в Сергиев монастырь.

Полное имя этого героя — Кузьма Минич Захарьев-Сухорукий. Известно только, что он появился на свет в конце XVI века, а скончался 21 мая 1616 года. Он был сыном Мины Анкудинова, солеварщика, проживавшего в небольшом волжском городке Балахне. Известен тот факт, что Татьяна Семеновна – вдова Минина, похоронив мужа и сына Нефеда, которому Господь не послал детей, приняла монашеский постриг в 1635 году с именем Таисия и вскоре упокоилась. Монашкой была и дочь Минина Софья. Род Мининых на этом обрывается.

Мартос

В 1804 году в Нижнем Новгороде скульптор И. П. Мартос стал работать над композиционным памятником Минину. Когда эскизы были подготовлены, начался сбор денежных средств. В 1811 году набралось 12 000 рублей, и тогда Кабинет министров решил поставить памятник именно в Москве.

Памятник Кузьме Минину и Пожарскому был воздвигнут в 1818 году прямо на Красной площади, а через 10 лет гранитный обелиск появился и в Нижнем Новгороде.

Смерть Минина

Кузьма Минин умер в 1616 году в казанских местах во времена бунта татар и черемисов. Его тело погребли на погосте Похвалинской церкви. В 1672 году первый нижегородский митрополит Филарет повелел прах Минина перенести в Спасо-Преображенский храм кремля Нижнего Новгорода. В 1930 году собор был разрушен, прах народного героя Кузьмы был перенесен на хранение в городской исторический музей-заповедник.

Святой Сергий Радонежский

Теперь уже все мы знаем, что победа над поляками и литовцами связана с именами Минина и Пожарского, однако мало кто представляет себе, что вдохновителем этой победы стал преподобный отец Сергий Радонежский.

Первое сопротивление народного ополчения против Лжедмитрия, собранное по грамотам и письмам архимандрита Дионисия, потерпело поражение. Однако он снова продолжал искать помощи. Вместе с келарем Троицкой обители Авраамием Палицыным они призывали весь русский православный народ на борьбу с интервентами. Положение оставалось опасным и крайне тяжелым.

Историческая правда

В житие святого протопопа Сергия Радонежского написано, что в это Смутное время в Нижнем Новгороде жил добродетельный человек Кузьма Минин. Он очень болел за свою Отчизну и поэтому горячо молился Богу. У него даже была уединенная домашняя келья, куда он на ночь уходил молиться. И вот однажды, когда он уснул в этой своей комнатке, вдруг во сне к нему явился чудотворец Сергий и сказал, чтобы он начал собирать казну и нанимать ратное войско для освобождения Москвы.

Проснувшись рано утром, Кузьма вспомнил сон и никак не мог понять, к чему он приснился, ведь он не князь и не воевода, а простой мирный человек, который немощен и подумать о таких серьезных делах, о которых говорил ему святой Сергий. И тогда он успокоил себя тем, что всерьез этот смущающий сон ему воспринимать было бы безумной гордыней.

Второй сон

Но через некоторое время к нему во сне опять явился преподобный Сергий, который с укором сказал ему, чтобы тот выполнил его наказ. Святой передал ему волю Божию, которой Всевышний хочет помиловать весь русский православный люд от раздирающих войн и привести их к миру и тишине. Однако для этого нужны казна и ратные люди, чтобы освободить Московское государство от врагов. Преподобный Сергий сразу же предупредил его, что старшие люди не возьмутся за такое дело, а вот младшие начнут его и приведут к благому завершению.

Наутро Кузьма проснулся в трепете и ужасе. Он встал, скрученный сильной болью от сдавленных внутренностей и мыслью о возложенной на него великой ответственности. Теперь уже Минин наконец-то понял, что это не простой сон и не мечтание, а его настоящий долг. И тогда стал молиться святому Сергию о том, чтобы тот исцелил его, и поклялся выполнить все его повеления.

Начало

Как же взяться за такое дело ему, простому человеку? С чего же надо было начинать? Сначала по Божьему промыслу Минина избрали в земские старосты, об этом написал его современник, троицкий монах Симон Азарьин. И он перестал быть обычным горожанином, а стал попечителем в делах Нижнего Новгорода. Везде, где он бывал, он обращался к нижегородцам, говоря им пылкие патриотические речи со слезами на глазах. Его и впрямь слушали в основном молодые люди, хотя сам он уже был немолод. Старшие люди уже больше держались за свой покой и нажитое имущество. Так мог бы поступить и сам Минин, если бы не старец Сергий, который пробудил в нем живую совесть. Молодые же стали убеждать своих отцов в том, мол, что толку в их нажитом богатстве, если враг скоро возьмет их город? Они готовы были сложить свои горячие головы за освобождение православия.

Общая казна и новое ополчение

В итоге весь город подписался под приговором и решил слушаться Кузьму. Сам же Минин, оставив себе немного, остальное имущество отдал в общий котел на вооружение воинов. За ним последовали богатые купцы и торговцы, которые стали приносить деньги. Этим общим порывом заразились и другие жители городов.

В это время под Арзамасом оказались беженцы – стрельцы со своими семьями из города Смоленска, тоже взятого поляками. Их было около 2000, это дало начало созданию ополчения, датируемому 6 января 1612 года. Вот тут-то Минин и проявил себя как великолепный организатор. Понимая, что средств у него все равно не хватает, он от имени войска обратился к очень зажиточным людям с просьбой о займе денег до того дня, пока Москва не очистится от врагов. Так, например, поддержали его солевары Никита и Максим Строгановы, которые дали 4116 руб., Григорий Никитников, внесший сумму в 500 руб., и другие.

На эти деньги стали закупаться медь, железо, олово и древесный уголь. Во всех кузницах, которых насчитывалось одиннадцать, оружейники день и ночь ковали копья и сабли, а в литейных ямах отливались пушки и пищали.

Кузьма Минин. Князь Пожарский

Симон Азарьин дальше писал, что чем больше умножалась казна, тем больше увеличивалось и ратное войско, словно бы со всей Вселенной его собирали. Вскоре появился и опытный князь — воевода Дмитрий Михайлович Пожарский, который уже стоял во главе первого неудачного ополчения, распавшегося из-за нехватки средств и внутренних раздоров. Наконец русские войска двинулись на Москву через Сергиев Посад. Вскоре к стенам Троице-Сергиевой лавры подошло мощное и хорошо снаряженное войско, где был отслужен молебен, а затем Кузьма Минин рассказал архимандриту Дионисию о видении во сне старца Сергия Радонежского, который призвал его на великое общее дело.

Заплакал старый архимандрит и поблагодарил Пресвятую Троицу, Богородицу и святого заступника Руси преподобного Сергия за их покровительство и заступничество. Пока не было завершено дело, об этом уже никто никому ничего не рассказывал.

Благословение

Войско пошло от обители на Москву, отец Дионисий благословил всех ратников крестом и окропил святою водою. В это время в лицо воинов дул ураганный ветер, и они едва могли сидеть на конях. Многие подумали, что это плохое предзнаменование, и даже устрашились будущего. Однако под конец подъехали на лошадях на благословение Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. И когда архимандрит осенил крестом спины отъезжающих предводителей, вдруг чудовищный ураган переменился и стал дуть в спину ратникам, словно от обители Троицкой и от самого гроба чудотворца Сергия. Войско сразу взбодрилось и почувствовало надежду и ожидание Божьей милости.

Победа

Ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского и их поход на Москву были очень успешными, но не решающими. Поляков русские выбили из города, Бог услышал молитвы преподобного Сергия. Но тут же начались ссоры и разногласия среди ратников. Тогда архимандрит Дионисий с келарем Авраамием из лавры сами направились в Москву, чтобы примирить войско. Казакам, жаловавшимся, что им не заплатили денег, они обещали отдать всю монастырскую казну. Келарь Авраамий писал позже, что, когда троицкие привезли из монастырской обители дорогие вещи и казну в табор казакам, устыдились те и, стесняясь друг друга, вернули все драгоценности в монастырскую казну в полной сохранности, так как знали, что это добро собиралось долгие годы и было принесено в дар Богу.

Так 22 октября 1612 года захваченная и разоренная поляками столица была отвоевана русскими, Китай-город был взят, и уже через несколько дней польский гарнизон, не выдержав осады, сам покинул Кремль. Святая Русь выстояла и не погибла от рук иноверцев. Вот так с помощью покровительства святого чудотворца Сергия и народного ополчения Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский защитили Россию и православие.

Кузьма Минин

Кузьма́ (Козьма́) Ми́нин (полное имя Кузьма́ Ми́нич Заха́рьев Сухору́кий; конец XVI века — 21 мая 1616) — русский национальный герой, организатор и один из руководителей Земского ополчения 1611—1612 в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенции.

Содержание

Происхождение

О ранних годах Минина известно мало. Есть предположение, опирающееся на местное предание (не позднее первой половины XIX века), что Кузьма Минин был сыном солеварщика Мины Анкудинова из Балахны [1] .

Версия о балахнинском происхождении Минина (ранее документально обоснованная историком-краеведом И. А. Кирьяновым в 1965 г.) ставится под сомнение; высказываются предположения, что балахнинские Минины были лишь его однофамильцами. Подобных взглядов придерживался ещё Мельников-Печерский; в наше время соответствующие утверждения выдвинула группа нижегородских учёных в статье, опубликованной в 2005—2006 гг. в сборнике «Мининские чтения». По их мнению, «балахнинская» версия не подтверждается повторным изучением документов из Центрального архива Нижегородской области (поминальные записи и Писцовая книга).

В конце XX века появилась версия, получившая распространение в СМИ, главным образом татарских [2] , что он, якобы, был сыном крещёного татарина Минибая, а сам до крещения звался Кириша Минибаев. Одним из первоисточников этих утверждений был анонс статьи в журнале «Огонёк», так и не напечатанной [3] . Эту версию официально озвучил главный казанский муфтий.

Даже насчёт отчества Кузьмы Минина существуют разные мнения : в 19 веке его обычно именовали «Кузьмой Захаровичем», сейчас более распространено мнение, что «Минин» — это не прозвище, а отчество.

Разные версии существуют и о роде занятий Минина : он то ли «солепромышленник», то ли «говядырь» (торговец скотом)

Участие в ополчении

Подробности о деятельности Минина становятся известными только с осени 1611 года, когда прибыла в Нижний Новгород грамота от патриарха Гермогена (либо от Троицкой лавры, в точности неизвестно). На созванном для обсуждения грамоты городском совете присутствовало духовенство и старшие в городе люди. В числе участников был и избранный в сентябре земским старостой Кузьма Минин-человек среднего достатка и по ремеслу мясник. На следующий после собрания день содержимое грамоты было оглашено горожанам. Протопоп Савва убеждал народ «стать за веру», но гораздо убедительнее оказалась речь Минина [4] :

Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником.

— С.М.Соловьев. История России с древнейших времён. Том 8. Глава 8. Окончание междуцарствия

В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались прежде всего к Минину, и он подробно развивал свои планы. С каждым днём росло его влияние; нижегородцы увлекались предложениями Минина и наконец решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги.

Вождём ополчения выбрали князя Дмитрия Пожарского, лечившегося тогда от ран в нижегородском имении и пожелавшего, чтобы хозяйственная часть в ополчении была поручена Минину.

При поддержке войск Пожарского, Минин осуществил оценку имущества нижегородского населения и определил часть, которая должна пойти на ополчение. По совету Минина давали «третью деньгу», то есть третью часть имущества, либо, в некоторых случаях, пятую часть. Лица, которые не желали выделять требуемой суммы, отдавались в холопы, а их имущество полностью конфисковалось.

По словам летописи, он «жаждущие сердца ратных утолял и наготу их прикрывал и во всём их покоил и сими делами собрал не малое воинство». К нижегородцам скоро примкнули и другие города, поднятые известной окружной грамотой, в составлении которой, несомненно, участвовал Минин. В начале апреля 1612 в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе; в августе был побеждён Ходкевич, а в октябре Москва была очищена от поляков. На другой день после венчания на царство (12 июля 1613) Михаил Фёдорович пожаловал Минину чин думного дворянина и вотчины. Заседая с тех пор постоянно в думе и живя в царском дворце, Минин пользовался большим доверием царя (в 1615 ему вместе с ближними боярами было поручено «беречь Москву» во время путешествия царя в Сергиев монастырь) и получал важнейшие «посылки».

Смерть

Умер в 1616 году, «во время розысков» в казанских местах по случаю восстания татар и черемис. Минин Кузьма Минич был погребён на погосте приходской Похвалинской церкви.

Позднее, в 1672 году его прах был перенесён на территорию Нижегородского кремля в Спасо-Преображенский собор первым Нижегородским Митрополитом Филаретом.

К 30-м годам XIX века собор обветшал и был снесён по указанию нижегородского губернатора М. П. Бутурлина [5] . В 1838 году был построен новый кафедральный собор, его фундамент был на несколько десятков метров сдвинут относительно старой постройки, а прах Минина и покоящихся рядом удельных князей был помещён в подцерковье.

В 1930 году, после разрушения Спасо-Преображенского собора, прах был передан на хранение в историко-архитектурный музей заповедник, а затем перенесён в Михайло-Архангельский собор Нижегородского кремля.

По данным телепередачи «Искатели», в могиле на территории кремля лежит совершенно иной прах, а настоящие останки Минина продолжают оставаться в земле на том месте, где стоял Спасо-Преображенский собор. [6] В настоящее время на месте кафедрального собора 1838 года постройки стоит деревянный крест.

С 1804 года над скульптурной композицией в Нижнем Новгороде в честь Козьмы Минина стал работать И. П. Мартос. По завершении эскизов весной 1809 года в Нижегородской губернии был объявлен сбор средств. К 1811 году поступило 18 000 р., но 15 февраля того же года Комитет министров принял решение поставить памятник в Москве. В 1818 году Минину и Пожарскому воздвигнут памятник в Москве, а в 1828 году — гранитный обелиск в Нижнем Новгороде.

Семья

У Кузьмы был единственный сын [7] — Нефёд. После смерти Минина царь грамотой от 5 июля 1616 года подтвердил право владения вотчиной в Нижегородском уезде — селом Богородское с деревнями — вдове Кузьмы Татьяне Семёновне и его сыну Нефёду. У Нефёда имелся двор на территории Нижегородского кремля, хотя сам он по своей службе жил в Москве, исполняя обязанности стряпчего. Сведения о нём довольно разрознены. В 1625 году он присутствовал при отбытии персидского посла, в 1626 году состоит «у государева фонаря» на двух царских свадьбах. Последнее упоминание в дворцовых разрядах относится к 1628 году. Он умер в 1632 году. Пожалованные вотчины вернулись в государственную казну и были отданы князю Якову Куденетовичу Черкасскому.

Татьяна Семёновна Минина продолжала жить в Нижнем Новгороде. По-видимому, в преклонном возрасте она постриглась в монахини, окончив жизнь в одном из нижегородских монастырей (скорее всего, в Воскресенском, расположенном на территории кремля).

Оценки деятельности

Исторический портрет Минина большинство историков (в особенности И. Е. Забелин и М. П. Погодин) описывают как достойный почтения за его героические действия, упоминая его подвиг перед отечеством как решительный шаг в защиту Родины, в отличие от Н. И. Костомарова [8] , который считал его человеком «с крепкой волей, крутого нрава, пользовавшимся всеми средствами для достижения цели».

См. также

Примечания

  1. Илья Бражников. День очищения государства. 4.11.2008
  2. http://moskvatatar.ru/index/minin.html
  3. Феноменальный Кузьма
  4. Доподлинный текст обращения Минина неизвестен
  5. Маркиз де Кюстин. Николаевская Россия
  6. «Пропавшая святыня нижегородского кремля»
  7. О возможном втором сыне Леонтии и его потомках, проживавших в Тульской губернии см. статью И. И. Голова «Род Кузьмы Минина по новым материалам»
  8. * Костомаров Н. И. Глава 30. Козьма Захарич Минин-Сухорук и князь Дмитрий Михайлович Пожарский // Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.

Литература

  • Жизнеописания, факты и гипотезы, портреты и документы. В 30 кн. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский / авт.-сот. В. А. Шамшурин. — М. : Новатор, 1997. — 398 с : ил. — (Российские судьбы)
  • Забелин И. Е.Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время / И. Е. Забелин. — М. : Аграф, 1999. — 335 с — (Новая история)
  • Скрынников Р. Г. Минин и Пожарский: Хроника смутного времени. — М.: Мол. гвардия, 1981. — 352 с.: ил. — (Жизнь замечательных людей).
  • Пудалов Б. М. К биографии Кузьмы Минина/ Мининские чтения. Труды научной конференции. Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (20-21 октября 2006 г.). Н.Новгород, 2007. С.184-195.

Ссылки

  • Голов И. И. Род Кузьмы Минина по новым материалам / Н. И. Куприянова (сост.). Записки краеведов-1975
  • Привалова Н. И. Семья Кузьмы Минина / Н. И. Куприянова (сост.). Записки краеведов-1979
  • Кузьма Минич Минин — татарин Кириша Минибаев
  • Сергей Баймухаметов «Феноменальный Кузьма»
  • Сергей Скатов. Козьма или Кузьма? — 2.11.2005
    • «Я предлагаю Минина расплавить…» Часть I. «Смутный» праздник — 24.07.2007
    • Часть II. «Докупаясь государства» — 25.07.2007
    • Часть III. Ничего не было! — 26.07.2007
    • Кузьма Минин — родом из Нижнего! — 12.03.2008
  • Карташова М. В. Балахна — Минин — Нижегородское ополчение / Журнал «Нижегородский Музей» № 7-8
  • Галай Ю. Г.Гробница Кузьмы Минина в Нижегородском Кремле

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Кузьма Минин» в других словарях:

Кузьма (имя) — Кузьма, также Козьма, Косма мужское имя, произходит от греч. Κόσμος «украшение». На других языках: по итальянски: Cosimo (Козимо) по французски: Cosme (Козм) по испански: Cosme (Косме) по португальски: Cosme (Кожми) Носители: Козьма Прутков… … Википедия

Минин, Кузьма — М. И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850 Кузьма Минин (полное имя Кузьма Минич Захарьев Сухорукий, вариант написания Козьма Минин) (конец XVI века 1616) деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, один из организаторов и руководителей… … Википедия

Кузьма Минич Минин — М. И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850 Кузьма Минин (полное имя Кузьма Минич Захарьев Сухорукий, вариант написания Козьма Минин) (конец XVI века 1616) деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, один из организаторов и руководителей… … Википедия

Минин, Кузьма Минич — М. И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850 Кузьма Минин (полное имя Кузьма Минич Захарьев Сухорукий, вариант написания Козьма Минин) (конец XVI века 1616) деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, один из организаторов и руководителей… … Википедия

Минин Кузьма — М. И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850 Кузьма Минин (полное имя Кузьма Минич Захарьев Сухорукий, вариант написания Козьма Минин) (конец XVI века 1616) деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, один из организаторов и руководителей… … Википедия

Минин Кузьма Минич — М. И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850 Кузьма Минин (полное имя Кузьма Минич Захарьев Сухорукий, вариант написания Козьма Минин) (конец XVI века 1616) деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, один из организаторов и руководителей… … Википедия

Минин, Козьма — М. И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850 Кузьма Минин (полное имя Кузьма Минич Захарьев Сухорукий, вариант написания Козьма Минин) (конец XVI века 1616) деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, один из организаторов и руководителей… … Википедия

Минин К. — М. И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850 Кузьма Минин (полное имя Кузьма Минич Захарьев Сухорукий, вариант написания Козьма Минин) (конец XVI века 1616) деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, один из организаторов и руководителей… … Википедия

Минин и Пожарский (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Минин и Пожарский. Минин и Пожарский … Википедия

«МИНИН И ПОЖАРСКИЙ» — Либретто оперы. При жизни Булгакова не ставилось и не публиковалось (в конце 1938 г. русские сцены М. и П. прозвучали по всесоюзному радио). Впервые опубликовано: Музыка России. Вып. 3. М., Советский композитор, 1980. Музыку для М. и П.… … Энциклопедия Булгакова

Кем был Кузьма Минин

В преддверие Праздника народного единства, отмечаемого в России 4 ноября решили мы расспросить историка, к.и.н., Алексея Морохина об одном из самых главных героев этого дня — Кузьме Минине. При всей своей популярности, мало что известно широкой публике об это лидере судьбоносного Народного Ополчения. Алексей Владимирович является автором книги о Минине и специализируется, в том числе, на изучении русской политики XVII-XVIII веков.

— Часто можно встретить его именование как Кузьма Минич Минин Сухорук. Очень необычное отчество. Отца звали Мин? А судя по тому, что фамилия аналогично отчества — так род вообще не прослеживается? Можно встретить, что он из татар крещенных был. Так всё же «who is mister Minin»?

— Имя Мина было достаточно широко распространено в России. К примеру, патриарха Никона в миру звали Никита Минин. Что касается прозвища «Сухорук» — это один из самых темных вопросов биографии народного героя. Встречается оно лишь в одном источнике –«Новом летописце», и в других документах не прослеживается. Если допустить, что это прозвище говорило о физическом недостатке, то какже тогда Минин лично участвовал в сражениях под Москвой в августе 1612 г. Род народного героя, по крайней мере, имена его родителей, прослеживается в поминальных записях – синодиках. В этом же источнике присутствует запись, которая позволяет говорить и о происхождении Минина – «Род Кузьмы Минина нижегородца». Следовательно, родом Кузьма Минин был из Нижнего Новгорода и происходил из православной семьи. Версия же о его татарском происхождении возникла в среде непрофессиональных историков, а точнее, журналистов, чисто умозрительно. Никакими данными она не подтверждается. Добавлю также, что Минин был торговцем мясом или рыбой. Других данных о его профессиональных занятиях нет. Кроме того, самый важный момент его «нижегородской» биографии – должность земского старосты, которая давала Минину важные полномочия и во многом объясняла то обстоятельство, что именно он обратился с призывом к нижегородцам собрать новое ополчение.

— Имя Кузьмы Минина неразрывно связано с Дмитрием Пожарским. Уж он то, знатных кровей, потомок княжеских кровей, восходящих к Юрию Долгорукому. Что вообще могло быть общего у этих двух героев?

— Вопрос очень интересный. Пожарский –представитель древнего рода князей Стародубских, Минин – выходец из народных низов. Видимо, они были неплохо знакомы задолго до организации в Нижнем Новгороде Второго ополчения, т.к. именно Пожарский настоял на том, чтобы Минин занимался оргвопросами, связанными с деятельностью земской рати. Других сведений о том, где и когда познакомились Минин и Пожарский, в распоряжении историков нет.

— Как вообще Кузьма Минин решил вести людей за собой? Что им двигало? Почему люди поверили ему?

— Традиционно данный факт биографии Минина объясняется его патриотизмом. Сохранились сведения о том, что во сне к Минину несколько раз являлся Сергий Радонежский, который и просил Кузьму поднять нижегородцев на борьбу с интервентами. Кроме того, в Нижний Новгород были присланы грамоты патриарха Гермогена с аналогичным призывом. Так что сбрасывать со счетов патриотическую составляющую мининского призыва нельзя. Но одновременно с этим нужно помнить, что Нижний Новгород того времени –один из крупных торговых центров, а следовательно, торговому люду, представителем которого и был Минин, было что терять в случае падения государственности.

— Вообще, подвиг Минина и Пожарского — действительно ли имела место персональная заслуга, либо это некий собирательный образ единения знати и простого народа во имя Родины?

Персональная заслуга Минина, несомненно, имела место. Именно он выступил с инициативой чрезвычайных сборов, т.е.новых налогов и принудительных займов у богатых горожан для организации Ополчения. При этом не следует забывать, что правительство царя Михаила Федоровича прекрасно осознавало это заслугу, о чем свидетельствуют пожалования Минину чина думного дворянина и ряда владений.

— В чем конкретно личный подвиг Минина?

— В том, что он нашел средства для организации ополчения. Причем не только в Нижнем Новгороде. По пути Второго ополчения на Москву чрезвычайные сборы с населения продолжали практиковаться по инициативе Минина и в других городах.

— Ополчение же могло фактически привести к власти Пожарского. Почему предпочли поддержать Романовых?

— После освобождения Москвы от интервентов временное правительство, которое было создано по пути следования Второго ополчения в Ярославле – «Совет всея земли», было распущено. Следовательно, действия были бы не легитимными. Кроме того, в России того времени было сословное общество, а Пожарский, хоть и был князем, но являлся не самым знатным представителем правящих верхов. Были и другие претенденты на престол –гораздо более знатные. В итоге победили Романовы как родственники Ивана Грозного по его первой жене Анастасии. Кроме того, их активно поддержало казачество, находившееся в Москве. А отряды Второго ополчения ко времени начала заседаний Земского собора в феврале 1613 г. были уже распущены по домам.

— При воцарении Михаила Романова Пожарский участвовал в коронации, был жалован боярским чином и землями. Далее последовали славные военные и дипломатические поручения? Минин же получил чин думного дворянина, что ниже боярского, работу на «важных посылках» со стабильным окладом. Закончилось единение народа и знати? Каждый получил по чину?

— Совершенно верно. В сословном обществе все было очень четко. Выходец из народных низов никогда бы не смог стать боярином. А заслуги Минина были оценены новым правительством вполне справедливо.

— А поддерживали ли отношения после Минин и Пожарский? Дружили, вспоминая боевые подвиги, либо развела их судьба?

— Сведений о контактах Минина и Пожарского после выбора новой династии в науке не имеется.

— После смерти единственного сына Минина Нефёда все жалованное имущество было передано князю Якову Черкасскому. А как обстояло дело с государственной и народной памятью о Кузьме Минине? Все 400 лет его помнили и любили, либо имя его периодически уходило и вновь восстанавливалось?

— Нельзя сказать, что все 400 лет в обществе любили и помнили Минина. О нем реально начинают вспоминать в обществе лишь со второй половины 18 столетия. Именно тогда в источниках начинает фиксироваться наличие его захоронения в Спасо-Преображенском соборе Нижнего Новгорода. (Когда он там реально был похоронен — неизвестно). Происходит это во многом под влиянием ряда внешнеполитических обстоятельств, в частности, из-за разделов Речи Посполитой. Дальше –больше. Борьба с Наполеоном в начале 19 столетия – это новый всплеск внимания к Минину, что проявилось в создании огромного количества художественных произведений, посвященных народному герою. Окончательно культ Минина как и «места памяти» народного героя в Нижнем Новгороде оформляются в эпоху Николая I под влиянием ряда особенностей внешней и внутренней политики и с этого времени сохраняются в нашем обществе.

А ещё подписывайтесь на нас, ставьте лайк, читайте чаще. Впереди много интересного, ведь история не заканчивается.

10 фактов о Кузьме Минине

1. Из торговых людей…

Козьма Минин. Гравюра начала XIX века

Таким он остался в истории – как первый недворянин, сыгравший ключевую роль в судьбе Московского царства. Торговый человек, из сравнительно небогатых купцов. Когда создавалась идеология Московского царства при Романовых – понадобились символы народного единства. Дворянство, купечество, духовенство и крестьянство – представители каждого сословия внесли заметный вклад в преодоление смуты. И каждое сословие выдвинуло знакового героя.

Торговых людей, как правило, недолюбливают в народе. И они дают к тому повод. Как говорится, «не обманешь – не продашь». Подвиг Минина на много лет вперед стал оправданием для русских купцов. Даже много лет спустя, когда говорили о русских дельцах, об их неблаговидной роли, в качестве противовеса непременно вспоминали Минина: «Но его выдвинула именно эта, купеческая, среда». И то правда: социальную роль человека отбрасывать и недооценивать нельзя.

2. Где родился герой?

На этот счет существует немало версий. По одной из них Кузьма был сыном солеварщика из Балахны Мины Анкудинова. По другой – родился в семье торговца в Нижнем Новгороде.

В XIX веке его нередко называли Кузьмой Захаровичем и добавляли к фамилии родовое прозвище Сухорук. Но, скорее всего, Минин (Минич) – это и было отчество, из которого, став знаменитостью и дворянином, Козьма произвел свою фамилию. Сам Минин, скорее всего, был говядырем – то есть занимался мясной торговлей.

3. Великий оратор

Его можно назвать русским Демосфеном. Речи Минина изменили ход истории, придали Второму ополчению нужную тональность, а точнее – сделали его непобедимым. Люди во все времена, в большинстве своем, равнодушны к высоким идеям. Их больше интересуют вопросы выживания. И Минин неплохо разбирался в массовой психологии.

Он говорил о поруганных святынях, об угрозе порабощения. Призывал действовать сообща, всем миром. Не заискивал перед аудиторией. Демонстрировал искренние порывы и жесткие требования к каждому. Говорил об ответственности.

И, слушая его, разобщенные люди превращались в ополчение, в патриотическое движение, в народ, готовый действовать. Именно Минин был инициатором и душой Второго ополчения. По существу – организатором успешного сопротивления.

А.Д. Кившенко. Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам

4. Лидер

Минин выдвинул в воинские начальники князя Дмитрия Пожарского, который в то время лечился после ранений. Пожарский настоял (а скорее всего, согласился с Мининым), чтобы инициатору ополчения дали особые полномочия. И ершистые, степенные соратники признали в Минине предводителя. Научились подчиняться ему. Он распоряжался казной, вел трудное хозяйство ополчения, а заодно налаживал связи с местным населением во всех городах и селах. Пресекал крамолу. Выжигал смуту.

Минин стал влиятельнейшей фигурой в «Совете всея Земли», который до установления законной власти фактически был правительством страны. Специфика ополчения, да и вообще специфика того смутного времени не позволяла быстро и надежно наладить армейскую дисциплину. Строгий, суровый Минин в этом смысле делал максимум возможного. По его биографии можно изучать психологию лидерства. Это он жестко требовал от каждого отдавать на ополчение «третью деньгу» (в редких случаях – пятую), а несогласных превращали в холопов и вовсе лишали имущества.

5. Бой Московский

Роль Минина вовсе не исчерпывалась агитацией и хозяйственными делами. Он и во время боев за Москву летом и осенью 1612-го проявил лидерские качества. Показал себя истинным храбрецом, не жалел живота своего. Был верен присяге «умереть за христианскую веру», которую принес вместе с воинством. В кульминационный момент битвы, когда в ополчении началось дезертирство и инициативу перехватили поляки, Минин с тремя сотнями бойцов переправился через Москву-реку и направился к лагерю Ходкевича. Лихое наступление вынудило поляков отступить. В военном отношении это была решающая атака всей войны! И возглавил ее Минин.

Любопытный факт: незадолго до смерти князь Дмитрий Пожарский принял монашескую схиму под именем… Косма! Трудно отказаться от предположения, что он тогда вспомнил своего соратника, человека, который, собственно говоря, и предложил Пожарского на должность воинского начальника ополчения.

6. Думный дворянин

Вскоре после венчания на царство наш первый самодержец из рода Романовых Михаил Федорович пожаловал Минину вотчины и чин думного дворянина. Он заслужил спокойную зажиточную жизнь. Но не стремился к покою. Минин принимал активное участие в политике. Жил в царских палатах, неустанно заседал в думе…

Царь видел в нем надежного и деятельного сановника, доверял Минину, свидетельство чему – важные поручения. Во время паломнической поездки царя в Сергиев монастырь Минин оказался в числе тех, кому Михаил Федорович доверил беречь Москву…

7. Последний поход

В 1615 году восточные рубежи царства потрясали волнения среди татар и черемисов. Минин был послан на розыски. А скорее всего – сам напросился на службу. Он неплохо знал Поволжье и со времен ополчения умело приводил в чувство горячие головы.

Минин вместе с князем Ромодановским возглавлял царский отряд. Он провел следствие. Надо думать, виновные не сумели скрыться от Минина. А на обратном пути, в 1616-м, он тяжко заболел и уже не встал. Его похоронили на погосте приходской Похвалинской церкви.

8. Спасо-Преображенский собор

Память о герое не стерлась. В 1672 году его прах перенесли в Нижегородский кремль, в Спасо-Преображенский собор. Митрополит Нижегородский Филарет отслужил панихиду. В середине XIX века обветшавший собор разобрали, построили на его месте новый. Могилу Минина заботливо сохранили.

В 1930 году, после разрушения Спасо-Преображенского собора, прах был передан на хранение в историко-архитектурный музей-заповедник, а затем перенесен в Михайло-Архангельский собор Нижегородского кремля. Кстати, Минину принадлежал надел земли и на территории Нижегородского кремля…

9. Первый памятник Москвы

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади

Скульптурные памятники выдающимся людям – не в русской, не в православной традиции. Они стали возникать только в послепетровское время, когда в Россию пришла Западная Европа. Да и то эта традиция прививалась медленно. В Москве Белокаменной первый памятник появился только в 1818 году. Отечественная война 1812-го всколыхнула память о событиях двухсотлетней давности. Новый патриотический порыв позволил лучше понять Минина и Пожарского.

Сбор средств на постройку памятника начался в 1803 году. Первоначально доброхоты намеревались установить памятник в Нижнем Новгороде. Такова была идея императора Александра I. Иван Мартос представлял свои эскизы, которые воодушевили публику. В конце концов всем миром приняли решение возвести памятник в Москве, на Красной площади, а в Нижнем установить обелиск.

Работы по созданию памятника Мартос начал вскоре после изгнания французов за пределы Отечества. В скульптуре видели символ победы. Текст, выбитый на памятнике, не понравился Пушкину: «Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Федоровича Романова. Всё это не худо было бы знать, так же как имя и отчество князя Пожарского».

Рискну предположить, что великий поэт был не прав. «Гражданин Минин» – высокое звание, и оно вполне выражает суть этой личности. Минин как бы призывает Пожарского на бой, укрепляет его дух. Поднимает воина на бой. Величавая, и в то же время эмоциональная композиция.

10. На киноэкране

Знаменитый фильм Всеволода Пудовкина «Минин и Пожарский» вышел незадолго до войны, в 1939 году. Замечательная вышла картина, настоящий народный эпос по сценарию Виктора Шкловского. Артист Александр Ханов (всенародный дедушка – его голос звучал в популярной детской радиопередаче «Угадайка»!) просто блистал. Он угадал главную черту, нерв Минина – его ораторское мастерство. Получился народный трибун.

Кинематографическая слава воскрешает память о героях далекого прошлого. Фильм и в наше время нет-нет, да и повторят по телевидению. К сожалению, при реставрации в 1960-е годы его сильно сократили. Но главное – у нас есть кинообраз Минина. А значит, легенда продолжается.

Кузьма Минин

Кузьма́ (Козьма́) Ми́нин (полное имя Кузьма́ Ми́нич Заха́рьев Сухору́кий; конец XVI века — 21 мая 1616) — русский национальный герой, организатор и один из руководителей Земского ополчения 1611—1612 в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенции.

Содержание

Происхождение

О ранних годах Минина известно мало. Есть предположение, опирающееся на местное предание (не позднее первой половины XIX века), что Кузьма Минин был сыном солеварщика Мины Анкудинова из Балахны [1] .

Версия о балахнинском происхождении Минина (ранее документально обоснованная историком-краеведом И. А. Кирьяновым в 1965 г.) ставится под сомнение; высказываются предположения, что балахнинские Минины были лишь его однофамильцами. Подобных взглядов придерживался ещё Мельников-Печерский; в наше время соответствующие утверждения выдвинула группа нижегородских учёных в статье, опубликованной в 2005—2006 гг. в сборнике «Мининские чтения». По их мнению, «балахнинская» версия не подтверждается повторным изучением документов из Центрального архива Нижегородской области (поминальные записи и Писцовая книга).

В конце XX века появилась версия, получившая распространение в СМИ, главным образом татарских [2] , что он, якобы, был сыном крещёного татарина Минибая, а сам до крещения звался Кириша Минибаев. Одним из первоисточников этих утверждений был анонс статьи в журнале «Огонёк», так и не напечатанной [3] . Эту версию официально озвучил главный казанский муфтий.

Даже насчёт отчества Кузьмы Минина существуют разные мнения : в 19 веке его обычно именовали «Кузьмой Захаровичем», сейчас более распространено мнение, что «Минин» — это не прозвище, а отчество.

Разные версии существуют и о роде занятий Минина : он то ли «солепромышленник», то ли «говядырь» (торговец скотом)

Участие в ополчении

Подробности о деятельности Минина становятся известными только с осени 1611 года, когда прибыла в Нижний Новгород грамота от патриарха Гермогена (либо от Троицкой лавры, в точности неизвестно). На созванном для обсуждения грамоты городском совете присутствовало духовенство и старшие в городе люди. В числе участников был и избранный в сентябре земским старостой Кузьма Минин-человек среднего достатка и по ремеслу мясник. На следующий после собрания день содержимое грамоты было оглашено горожанам. Протопоп Савва убеждал народ «стать за веру», но гораздо убедительнее оказалась речь Минина [4] :

Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником.

— С.М.Соловьев. История России с древнейших времён. Том 8. Глава 8. Окончание междуцарствия

В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались прежде всего к Минину, и он подробно развивал свои планы. С каждым днём росло его влияние; нижегородцы увлекались предложениями Минина и наконец решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги.

Вождём ополчения выбрали князя Дмитрия Пожарского, лечившегося тогда от ран в нижегородском имении и пожелавшего, чтобы хозяйственная часть в ополчении была поручена Минину.

При поддержке войск Пожарского, Минин осуществил оценку имущества нижегородского населения и определил часть, которая должна пойти на ополчение. По совету Минина давали «третью деньгу», то есть третью часть имущества, либо, в некоторых случаях, пятую часть. Лица, которые не желали выделять требуемой суммы, отдавались в холопы, а их имущество полностью конфисковалось.

По словам летописи, он «жаждущие сердца ратных утолял и наготу их прикрывал и во всём их покоил и сими делами собрал не малое воинство». К нижегородцам скоро примкнули и другие города, поднятые известной окружной грамотой, в составлении которой, несомненно, участвовал Минин. В начале апреля 1612 в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе; в августе был побеждён Ходкевич, а в октябре Москва была очищена от поляков. На другой день после венчания на царство (12 июля 1613) Михаил Фёдорович пожаловал Минину чин думного дворянина и вотчины. Заседая с тех пор постоянно в думе и живя в царском дворце, Минин пользовался большим доверием царя (в 1615 ему вместе с ближними боярами было поручено «беречь Москву» во время путешествия царя в Сергиев монастырь) и получал важнейшие «посылки».

Смерть

Умер в 1616 году, «во время розысков» в казанских местах по случаю восстания татар и черемис. Минин Кузьма Минич был погребён на погосте приходской Похвалинской церкви.

Позднее, в 1672 году его прах был перенесён на территорию Нижегородского кремля в Спасо-Преображенский собор первым Нижегородским Митрополитом Филаретом.

К 30-м годам XIX века собор обветшал и был снесён по указанию нижегородского губернатора М. П. Бутурлина [5] . В 1838 году был построен новый кафедральный собор, его фундамент был на несколько десятков метров сдвинут относительно старой постройки, а прах Минина и покоящихся рядом удельных князей был помещён в подцерковье.

В 1930 году, после разрушения Спасо-Преображенского собора, прах был передан на хранение в историко-архитектурный музей заповедник, а затем перенесён в Михайло-Архангельский собор Нижегородского кремля.

По данным телепередачи «Искатели», в могиле на территории кремля лежит совершенно иной прах, а настоящие останки Минина продолжают оставаться в земле на том месте, где стоял Спасо-Преображенский собор. [6] В настоящее время на месте кафедрального собора 1838 года постройки стоит деревянный крест.

С 1804 года над скульптурной композицией в Нижнем Новгороде в честь Козьмы Минина стал работать И. П. Мартос. По завершении эскизов весной 1809 года в Нижегородской губернии был объявлен сбор средств. К 1811 году поступило 18 000 р., но 15 февраля того же года Комитет министров принял решение поставить памятник в Москве. В 1818 году Минину и Пожарскому воздвигнут памятник в Москве, а в 1828 году — гранитный обелиск в Нижнем Новгороде.

Семья

У Кузьмы был единственный сын [7] — Нефёд. После смерти Минина царь грамотой от 5 июля 1616 года подтвердил право владения вотчиной в Нижегородском уезде — селом Богородское с деревнями — вдове Кузьмы Татьяне Семёновне и его сыну Нефёду. У Нефёда имелся двор на территории Нижегородского кремля, хотя сам он по своей службе жил в Москве, исполняя обязанности стряпчего. Сведения о нём довольно разрознены. В 1625 году он присутствовал при отбытии персидского посла, в 1626 году состоит «у государева фонаря» на двух царских свадьбах. Последнее упоминание в дворцовых разрядах относится к 1628 году. Он умер в 1632 году. Пожалованные вотчины вернулись в государственную казну и были отданы князю Якову Куденетовичу Черкасскому.

Татьяна Семёновна Минина продолжала жить в Нижнем Новгороде. По-видимому, в преклонном возрасте она постриглась в монахини, окончив жизнь в одном из нижегородских монастырей (скорее всего, в Воскресенском, расположенном на территории кремля).

Оценки деятельности

Исторический портрет Минина большинство историков (в особенности И. Е. Забелин и М. П. Погодин) описывают как достойный почтения за его героические действия, упоминая его подвиг перед отечеством как решительный шаг в защиту Родины, в отличие от Н. И. Костомарова [8] , который считал его человеком «с крепкой волей, крутого нрава, пользовавшимся всеми средствами для достижения цели».

См. также

Примечания

  1. Илья Бражников. День очищения государства. 4.11.2008
  2. http://moskvatatar.ru/index/minin.html
  3. Феноменальный Кузьма
  4. Доподлинный текст обращения Минина неизвестен
  5. Маркиз де Кюстин. Николаевская Россия
  6. «Пропавшая святыня нижегородского кремля»
  7. О возможном втором сыне Леонтии и его потомках, проживавших в Тульской губернии см. статью И. И. Голова «Род Кузьмы Минина по новым материалам»
  8. * Костомаров Н. И. Глава 30. Козьма Захарич Минин-Сухорук и князь Дмитрий Михайлович Пожарский // Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.

Литература

  • Жизнеописания, факты и гипотезы, портреты и документы. В 30 кн. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский / авт.-сот. В. А. Шамшурин. — М. : Новатор, 1997. — 398 с : ил. — (Российские судьбы)
  • Забелин И. Е.Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время / И. Е. Забелин. — М. : Аграф, 1999. — 335 с — (Новая история)
  • Скрынников Р. Г. Минин и Пожарский: Хроника смутного времени. — М.: Мол. гвардия, 1981. — 352 с.: ил. — (Жизнь замечательных людей).
  • Пудалов Б. М. К биографии Кузьмы Минина/ Мининские чтения. Труды научной конференции. Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (20-21 октября 2006 г.). Н.Новгород, 2007. С.184-195.

Ссылки

  • Голов И. И. Род Кузьмы Минина по новым материалам / Н. И. Куприянова (сост.). Записки краеведов-1975
  • Привалова Н. И. Семья Кузьмы Минина / Н. И. Куприянова (сост.). Записки краеведов-1979
  • Кузьма Минич Минин — татарин Кириша Минибаев
  • Сергей Баймухаметов «Феноменальный Кузьма»
  • Сергей Скатов. Козьма или Кузьма? — 2.11.2005
    • «Я предлагаю Минина расплавить…» Часть I. «Смутный» праздник — 24.07.2007
    • Часть II. «Докупаясь государства» — 25.07.2007
    • Часть III. Ничего не было! — 26.07.2007
    • Кузьма Минин — родом из Нижнего! — 12.03.2008
  • Карташова М. В. Балахна — Минин — Нижегородское ополчение / Журнал «Нижегородский Музей» № 7-8
  • Галай Ю. Г.Гробница Кузьмы Минина в Нижегородском Кремле

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Кузьма Минин» в других словарях:

Кузьма (имя) — Кузьма, также Козьма, Косма мужское имя, произходит от греч. Κόσμος «украшение». На других языках: по итальянски: Cosimo (Козимо) по французски: Cosme (Козм) по испански: Cosme (Косме) по португальски: Cosme (Кожми) Носители: Козьма Прутков… … Википедия

Минин, Кузьма — М. И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850 Кузьма Минин (полное имя Кузьма Минич Захарьев Сухорукий, вариант написания Козьма Минин) (конец XVI века 1616) деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, один из организаторов и руководителей… … Википедия

Кузьма Минич Минин — М. И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850 Кузьма Минин (полное имя Кузьма Минич Захарьев Сухорукий, вариант написания Козьма Минин) (конец XVI века 1616) деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, один из организаторов и руководителей… … Википедия

Минин, Кузьма Минич — М. И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850 Кузьма Минин (полное имя Кузьма Минич Захарьев Сухорукий, вариант написания Козьма Минин) (конец XVI века 1616) деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, один из организаторов и руководителей… … Википедия

Минин Кузьма — М. И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850 Кузьма Минин (полное имя Кузьма Минич Захарьев Сухорукий, вариант написания Козьма Минин) (конец XVI века 1616) деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, один из организаторов и руководителей… … Википедия

Минин Кузьма Минич — М. И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850 Кузьма Минин (полное имя Кузьма Минич Захарьев Сухорукий, вариант написания Козьма Минин) (конец XVI века 1616) деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, один из организаторов и руководителей… … Википедия

Минин, Козьма — М. И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850 Кузьма Минин (полное имя Кузьма Минич Захарьев Сухорукий, вариант написания Козьма Минин) (конец XVI века 1616) деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, один из организаторов и руководителей… … Википедия

Минин К. — М. И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850 Кузьма Минин (полное имя Кузьма Минич Захарьев Сухорукий, вариант написания Козьма Минин) (конец XVI века 1616) деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, один из организаторов и руководителей… … Википедия

Минин и Пожарский (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Минин и Пожарский. Минин и Пожарский … Википедия

«МИНИН И ПОЖАРСКИЙ» — Либретто оперы. При жизни Булгакова не ставилось и не публиковалось (в конце 1938 г. русские сцены М. и П. прозвучали по всесоюзному радио). Впервые опубликовано: Музыка России. Вып. 3. М., Советский композитор, 1980. Музыку для М. и П.… … Энциклопедия Булгакова

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector