2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем ссср заплатил за лендлиз

​Долг по ленд-лизу: сколько СССР заплатил США за поставки военной продукции

Объём американских поставок СССР по ленд-лизу составил около 10,8 млрд $.

Март 1946 г., когда У. Черчилль произнес в Фултоне (штат Миссури, США) свою знаменитую речь о «железном занавесе», условно считается датой начала «холодной войны». Сформировались два мировых центра силы – СССР и США, началось их противостояние. Проблема долгов по ленд-лизу породила споры. Но если союзникам по НАТО договориться было относительно нетрудно, то противники в «холодной войне» долго не могли достичь компромисса.

Требования по долгам по ленд-лизу

Правительство США предъявляло формальные требования к Советскому Союзу как к лизингополучателю, подчеркивая чисто военную цель всех сделанных поставок и правомочность их использования только во время войны с Германией и ее союзниками. Даже продукция двойного назначения ограничивалась этими рамками.

СССР засекретил использование ленд-лизовских грузов, не предоставлял отчетов и не допускал проверочных комиссий и, по-видимому, не вел систематического учета поступлений и потерь. Американских специалистов и инструкторов приглашали лишь для решения технических вопросов.

Это объяснялось не только закрытостью страны в условиях военного времени. СССР исходил из бесспорного факта своей решающей роли в победе над нацистской Германией, которая стоила ему самых больших потерь и разрушений. Но моральные аргументы не использовались при переговорах. Условия кредитования по ленд-лизу отвечали международной практике, и основой разногласий стала оценка задолженности по ленд-лизовской продукции (табл. 2).

Советскому Союзу предстояло определить неизрасходованную часть поставок после их прекращения в конце сентября 1945 г. с учетом грузов, находившихся в пути, и решить, что можно вернуть, а что оплатить. США требовали от всех стран-лизингополучателей провести самую тщательную инвентаризацию. Сложность состояла в определении того, что из полученного в военное время имущества подлежало списанию как уничтоженное или израсходованное, а что годилось для использования с учетом амортизации. Стоимость обратного ленд-лиза включалась во взаимозачет. Грузы, доставленные в СССР после окончания войны, уценке не подлежали, но шли они уже малой скоростью, и их получение полностью завершилось в 1946 г.

Начало расчетов

Временем начала расчетов стал 1947 г., но сразу возникли осложнения. Из-за крайне напряженного послевоенного бюджета необходимыми средствами СССР не располагал. Его МИД заявил о невозможности проведения инвентаризации по причине отсутствия таких специалистов, но указал на нарушение США своего прежнего обязательства предоставить лизингополучателю долгосрочный кредит на оплату поставок. Выдать 1 млрд долл. целевого кредита Вашингтон отказался: шансу заработать проценты и получить назад свое имущество американские политики предпочли ограничение советских экономических возможностей. Никто на Западе не мог поручиться за то, что Москва не перенаправит эту колоссальную по тем временам сумму на поддержку коммунистического движения в разных частях мира и на создание собственного ядерного оружия.

В мае 1947 г. США передали Москве свою оценку стоимости ленд-лизовского имущества, которое осталось у СССР после окончания войны с Японией. Эта сумма исчислялась в 2067 млн долл., 75% которой составляла стоимость невоенного оборудования. Предложенные СССР в 1948 г. 170 млн долл. в Вашингтоне сочли заниженной и неприемлемой платой.

Дальнейшие переговоры пошли по пути взаимных уступок: американская сторона в 1951 г. согласилась получить 800 млн долл., а Советский Союз – уплатить 300 млн. Уступки со стороны США объяснялись начавшимся возвратом части ленд-лизовских товаров – автомобилей, катеров и другой техники. Получая их по морю в зарубежных портах, американские представители тщательно проверяли доставленное имущество на исправность и комплектность, чтобы убедиться в выполнении условий договора, а потом прямо на месте уничтожали с помощью гигантских прессов, не собираясь использовать далее. При этом американцы понимали, что большая часть поставок, оказавшихся ненужными во время войны, пригодилась бы СССР в мирное время. Принудить бывшего союзника полностью вернуть долг деньгами или натурой возможности, конечно, не было, как и получить от него точные данные о том, что из поставок израсходовано, а что уцелело.

Трудности в переговорах

Особенно это касалось кораблей, которые относительно мало использовались в Великую Отечественную войну. Возвратив 3 ледокола и 27 военных фрегатов и списав благодаря этому часть долга, СССР задержал у себя большую часть судов различного назначения, включая те, что предполагалось выкупить у США, но сделка не состоялась. В 1953–1955 гг. Соединенные Штаты получили через порты Стамбула и Киля (ФРГ) еще 227 малых судов, в основном отслуживших свой срок, еще 90 были уничтожены в советских портах в присутствии американских наблюдателей, но, как оказалось, не все.

По иронии судьбы, пять бывших американских транспортов под советским флагом участвовали в доставке стратегических грузов на Кубу во время Карибского кризиса 1962 г. В 1951 г. советское руководство отказалось обсуждать реальную величину долга и взяло за основу иной, как казалось в Москве, способ расчета Великобритании с США, увидев в нем уступку англичанам как союзникам по НАТО. Прецеденты применялись в судебно-правовой практике обеих стран, и МИД СССР решил этим воспользоваться. Однако советская сторона, как показало недавнее исследование, неверно рассчитала объем обратного ленд-лиза от Великобритании, за счет которого часть долга списывалась. Он составлял не 2, а 4,1% от суммы поставок. Эта страна и сама получала помощь, и играла роль перевалочной базы, через которую шла часть грузов в СССР. В США это засчитали как обратную лизинговую услугу. Кроме того, англичане взаимодействовали с американцами в Северной Африке и Нормандии, помогая решать задачи снабжения, перевозок и др. Британцы закончили выплачивать свой долг только в конце 2006 г.

Советско-американские переговоры затягивались, а спорная сумма возрастала за счет процентов и их капитализации (процент на процент), хотя частично списывалась за счет возврата неиспользованной техники. Во время визита Н.С. Хрущева в США в 1959 г. решения принято не было. Обстановка «холодной войны» не способствовала сближению позиций, а тем временем американская сторона шла на уступки другим государствам, «великодушно» снижая долг по ленд-лизу за счет получения от них новых услуг.

США идут на уступки

Реальный сдвиг произошел в период потепления отношений в 1972 г. на переговорах в Москве Председателя Совета Министров А.Н. Косыгина и президента США Р. Никсона, причем американская сторона приняла во внимание и моральные доводы о наибольших потерях СССР во время войны.

На уровне министров торговли двух стран сумма советского долга с учетом процентов была определена в 722 млн долл. в ценах 1945 г., а сроком погашения назначен 2001 г. В 1973 г. Советский Союз выплатил 48 млн долл., но вскоре заморозил платежи из-за принятия Конгрессом известной поправки Джексона – Вэника, которая по политическим мотивам ввела существенные ограничения на торговлю между двумя странами и лишила СССР кредита на ее развитие. Лишь в 1990 г. Дж. Буш-ст. и М.С. Горбачев вернулись к проблеме платежей, зафиксировав остаток в 674 млн долл., без начисления процентов и с погашением к 2030 г. Основную его долю, видимо, удалось списать за счет встречных услуг. К ним в 2002 г. было отнесено уничтожение Россией своего химического и части ракетно-ядерного оружия по программе взаимного сокращения стратегических вооружений. В настоящее время Российская Федерация остается должна США 100 млн долл.

По материалам монографии: Экономический фундамент Победы. Параллели истории и современности. К 70-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне (2016) // под редакций И. В. Караваевой

P.S. Таким образом, из общего объёма американских поставок по ленд-лизу в 10,8 млрд $ за уцелевшую технику, по мнению США, необходимо было выплатить 1,3 млрд долларов, или около 12 %. В итоге СССР, а затем РФ, из суммы 1,3 млрд долларов было признано, а затем частично оплачено 722 млн долларов, или около 55 %, то есть 6,5 % от общей стоимости полученных СССР поставок. Также надо учитывать, что сумма задолженности не индексировалась с учетом инфляции, а в ценах на 2015 год стоимость поставок по ленд-лизу составляла 160 млрд долларов и, таким образом, реальная оплата составила 0,4 % от всей помощи (Олег Будницкий. Ленд-лиз: факты и мифы // Forbes Russia ).

(Пока оценок нет)

Ленд-лиз: «бизнес на крови»

Обсуждение темы редко обходится без упоминания о «корыстолюбии США», вынуждавших СССР оплатить «американскую помощь».

После выхода материала «Ленд-лиз: не забыть сказать «Спасибо!» в соцсетях отдельные граждане опять затянули привычное про «коварных англо-саксов». Чаще всего звучит фраза «Мы будем расплачиваться по ленд-лизу до 2030 года», наводящая на мысль, что мы последние 74 года все платим и платим, да никак не расплатимся, столь велики американские запросы. Этот прием работает на столь любимый как руководителями страны, так и значительной частью обычных россиян образ США как бездушного государства и общества, получающего прибыль на крови наших соотечественников, практически в одиночку обеспечивающих победу над фашизмом. Факты, между тем, таковы.

Изначально Закон о ленд-лизе подразумевал, что оставленные материалы (оборудование, военная техника, сырьё и другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате. Переданное в же рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов). В ходе войны США поставили в СССР продукции на общую сумму в 11,3 млрд долларов. После Победы в обстановке уже начавшейся «холодной войны» американцы потребовали возмещения незначительной доли поставок. Сумма, которая дважды снижалась в результате переговоров, по состоянию на 1951 год составила 800 млн долларов (около 7% затрат США). Используя различные способы затягивания переговоров, советская сторона подписала соглашение о порядке платежей только в разгар «разрядки», в 1972 году, после чего было уплачено менее 50 млн и платежи были прекращены в ответ на принятие Конгрессом знаменитой «поправки Джексона-Вэника». Во время очередного улучшения отношений в начале 1990-х США согласились отсрочить выплаты до 2030 года и установить сумму в 722 млн. (т.е. около 675 млн. с учетом уже уплаченного).

Самое интересное, что доллар «образца» 1970-го года примерно в 10 раз, а нынешний — в 15 раз дешевле доллара времен войны. Следовательно, речь идет об уплате примерно 0,6% от той суммы, которую потратили США на помощь своему бывшему союзнику, который еще много лет после окончания боевых действий использовал американское оборудование, автомобили, средства связи и другую продукцию.

Широко бытует еще одно утверждение — непосредственно в ходе войны за ленд-лизовские поставки платили золотом. В качестве доказательства всегда приводится один и тот же пример: несчастливый рейс британского крейсера «Эдинбург», который в конце апреля 1942 г. вышел в составе союзнического конвоя QP-11 из Мурманска, и примерно в 200 милях к северу сначала был торпедирован немецкой подлодкой, а потом атакован надводными судами. Немцев удалось отогнать, но крейсер пришлось затопить вместе с грузом, в том числе и 5,5 тонн золота. Практически все золото было поднято в 1980-е годы, немалая часть вернулась в СССР (спасатели получили за работу 45%, остальное было разделено между Великобританией и СССР в соотношении один к двум; британцам причиталось за то, что еще в годы войны СССР получил британскую страховку за одну треть стоимости груза).

Так вот, к ленд-лизу это золото не имеет никакого отношения: в годы войны СССР сверх ленд-лиза покупал (и продавал, кстати; почти на четверть миллиарда долларов было продано разного стратегического сырья, например, чрезвычайно важных для изготовления брони марганца и никеля) разное оборудование и технику, вот за него и шла оплата. Впрочем, мы не вполне точно знаем, было ли это золото оплатой: дело в том, что СССР продавал США в том числе и золото, широко используемое в радиотехнической промышленности…

Бревно в своем глазу

У критиков ленд-лиза в рукаве есть еще немало «убойных аргументов» в пользу того, что наши союзники наживались на истекающем кровью СССР. Среди них отдельным «бриллиантом» посверкивает упоминание о сотрудничестве американских частных компаний с нацистами (не очень понятно, причем тут ленд-лиз, но допустим). Часто упоминают, например, Генри Форда, помогавшего Гитлеру деньгами еще до 1933 года, чей завод на территории оккупированной Франции производил в интересах вермахта разнообразную продукцию. Вот интересно, почему они же не предъявляют претензий все тому же Форду, принявшему до того деятельнейшее участие в советской программе автомобиле- и тракторостроения в годы первой пятилетки? Техника, к которой имел самое непосредственное отношение «капиталист № 1» благополучно воевала на всех фронтах со всех их сторон. Почему эти критики, утверждающие, что СССР должен был получить «всё и бесплатно» как несущий на себе основное бремя войны, не вспоминают о том, что наша страна в ходе Гражданской войны в Испании не переставала выставлять счета (и аккуратно получать по ним!) за всё, в том числе и командировочные советским военным и гражданским специалистам, не говоря уже о технике. На образец бескорыстия предвоенный СССР мало тянет (хотя и очень старался таковым выглядеть), зачем же других выставлять бессовестными торгашами?

Любителям порассуждать о том, что ленд-лизовская помощь прибыла «поздно», неплохо бы понимать, что помимо колоссальных сложностей с налаживанием производства и инфраструктуры для таких поставок, у союзников были, «мягко говоря», основания для некоторых сомнений: уж больно крепкой казалась закрепленная соответствующим договором от 28 сентября 1939 года дружба между СССР и Германией. Трудно было ожидать от западных демократий немедленной масштабной помощи стране, чья территория в 1939—1940 гг. заметно «округлилась» в результате совместных действий с нацистами в Восточной Европе. Разумеется, Мюнхенский пакт 1938 года — не самый красивый и дальновидный поступок руководства Великобритании и Франции, но три с половиной независимых государства они по его итогам к себе не присоединили. Великобритания год один на один боролась с нацизмом в то время как Советский Союз был занят «взаимовыгодным сотрудничеством» с ним; может быть, надо потише осуждать «коварных англо-саксов» за то, что 23 июня 1941 г. первые груженые помощью корабли не покинули британские гавани?

То же самое касается «несписания остатков» — вот Великобритании остатки по ленд-лизу списали, а СССР (см. выше) — нет. То есть в разгар «холодной войны» США должны были списать оставшиеся долги СССР?

Часто звучит пафосная фраза: СССР оплатил ленд-лиз кровью миллионов своих граждан. Отчасти это так. Но вот только трудно не заметить, что в гораздо большей степени, чем ленд-лиз, кровью десятков миллионов оплачено «мудрое руководство» нашей страной теми, чьи портреты новоявленные «можемповторители» понесут 9 мая по городам и весям нашей многострадальной Родины. Хватит хвастаться направо-налево своими мертвыми: умение жертвовать своими — не бог весть какая доблесть. Вот эту часть нашей истории «горе-патриоты», собравшись большой толпой, повторить, увы, могут. Всё другое — вряд ли.

Ленд-лиз: «бизнес на крови»

Обсуждение темы редко обходится без упоминания о «корыстолюбии США», вынуждавших СССР оплатить «американскую помощь».

После выхода материала «Ленд-лиз: не забыть сказать «Спасибо!» в соцсетях отдельные граждане опять затянули привычное про «коварных англо-саксов». Чаще всего звучит фраза «Мы будем расплачиваться по ленд-лизу до 2030 года», наводящая на мысль, что мы последние 74 года все платим и платим, да никак не расплатимся, столь велики американские запросы. Этот прием работает на столь любимый как руководителями страны, так и значительной частью обычных россиян образ США как бездушного государства и общества, получающего прибыль на крови наших соотечественников, практически в одиночку обеспечивающих победу над фашизмом. Факты, между тем, таковы.

Изначально Закон о ленд-лизе подразумевал, что оставленные материалы (оборудование, военная техника, сырьё и другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате. Переданное в же рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов). В ходе войны США поставили в СССР продукции на общую сумму в 11,3 млрд долларов. После Победы в обстановке уже начавшейся «холодной войны» американцы потребовали возмещения незначительной доли поставок. Сумма, которая дважды снижалась в результате переговоров, по состоянию на 1951 год составила 800 млн долларов (около 7% затрат США). Используя различные способы затягивания переговоров, советская сторона подписала соглашение о порядке платежей только в разгар «разрядки», в 1972 году, после чего было уплачено менее 50 млн и платежи были прекращены в ответ на принятие Конгрессом знаменитой «поправки Джексона-Вэника». Во время очередного улучшения отношений в начале 1990-х США согласились отсрочить выплаты до 2030 года и установить сумму в 722 млн. (т.е. около 675 млн. с учетом уже уплаченного).

Самое интересное, что доллар «образца» 1970-го года примерно в 10 раз, а нынешний — в 15 раз дешевле доллара времен войны. Следовательно, речь идет об уплате примерно 0,6% от той суммы, которую потратили США на помощь своему бывшему союзнику, который еще много лет после окончания боевых действий использовал американское оборудование, автомобили, средства связи и другую продукцию.

Широко бытует еще одно утверждение — непосредственно в ходе войны за ленд-лизовские поставки платили золотом. В качестве доказательства всегда приводится один и тот же пример: несчастливый рейс британского крейсера «Эдинбург», который в конце апреля 1942 г. вышел в составе союзнического конвоя QP-11 из Мурманска, и примерно в 200 милях к северу сначала был торпедирован немецкой подлодкой, а потом атакован надводными судами. Немцев удалось отогнать, но крейсер пришлось затопить вместе с грузом, в том числе и 5,5 тонн золота. Практически все золото было поднято в 1980-е годы, немалая часть вернулась в СССР (спасатели получили за работу 45%, остальное было разделено между Великобританией и СССР в соотношении один к двум; британцам причиталось за то, что еще в годы войны СССР получил британскую страховку за одну треть стоимости груза).

Так вот, к ленд-лизу это золото не имеет никакого отношения: в годы войны СССР сверх ленд-лиза покупал (и продавал, кстати; почти на четверть миллиарда долларов было продано разного стратегического сырья, например, чрезвычайно важных для изготовления брони марганца и никеля) разное оборудование и технику, вот за него и шла оплата. Впрочем, мы не вполне точно знаем, было ли это золото оплатой: дело в том, что СССР продавал США в том числе и золото, широко используемое в радиотехнической промышленности…

Бревно в своем глазу

У критиков ленд-лиза в рукаве есть еще немало «убойных аргументов» в пользу того, что наши союзники наживались на истекающем кровью СССР. Среди них отдельным «бриллиантом» посверкивает упоминание о сотрудничестве американских частных компаний с нацистами (не очень понятно, причем тут ленд-лиз, но допустим). Часто упоминают, например, Генри Форда, помогавшего Гитлеру деньгами еще до 1933 года, чей завод на территории оккупированной Франции производил в интересах вермахта разнообразную продукцию. Вот интересно, почему они же не предъявляют претензий все тому же Форду, принявшему до того деятельнейшее участие в советской программе автомобиле- и тракторостроения в годы первой пятилетки? Техника, к которой имел самое непосредственное отношение «капиталист № 1» благополучно воевала на всех фронтах со всех их сторон. Почему эти критики, утверждающие, что СССР должен был получить «всё и бесплатно» как несущий на себе основное бремя войны, не вспоминают о том, что наша страна в ходе Гражданской войны в Испании не переставала выставлять счета (и аккуратно получать по ним!) за всё, в том числе и командировочные советским военным и гражданским специалистам, не говоря уже о технике. На образец бескорыстия предвоенный СССР мало тянет (хотя и очень старался таковым выглядеть), зачем же других выставлять бессовестными торгашами?

Любителям порассуждать о том, что ленд-лизовская помощь прибыла «поздно», неплохо бы понимать, что помимо колоссальных сложностей с налаживанием производства и инфраструктуры для таких поставок, у союзников были, «мягко говоря», основания для некоторых сомнений: уж больно крепкой казалась закрепленная соответствующим договором от 28 сентября 1939 года дружба между СССР и Германией. Трудно было ожидать от западных демократий немедленной масштабной помощи стране, чья территория в 1939—1940 гг. заметно «округлилась» в результате совместных действий с нацистами в Восточной Европе. Разумеется, Мюнхенский пакт 1938 года — не самый красивый и дальновидный поступок руководства Великобритании и Франции, но три с половиной независимых государства они по его итогам к себе не присоединили. Великобритания год один на один боролась с нацизмом в то время как Советский Союз был занят «взаимовыгодным сотрудничеством» с ним; может быть, надо потише осуждать «коварных англо-саксов» за то, что 23 июня 1941 г. первые груженые помощью корабли не покинули британские гавани?

То же самое касается «несписания остатков» — вот Великобритании остатки по ленд-лизу списали, а СССР (см. выше) — нет. То есть в разгар «холодной войны» США должны были списать оставшиеся долги СССР?

Часто звучит пафосная фраза: СССР оплатил ленд-лиз кровью миллионов своих граждан. Отчасти это так. Но вот только трудно не заметить, что в гораздо большей степени, чем ленд-лиз, кровью десятков миллионов оплачено «мудрое руководство» нашей страной теми, чьи портреты новоявленные «можемповторители» понесут 9 мая по городам и весям нашей многострадальной Родины. Хватит хвастаться направо-налево своими мертвыми: умение жертвовать своими — не бог весть какая доблесть. Вот эту часть нашей истории «горе-патриоты», собравшись большой толпой, повторить, увы, могут. Всё другое — вряд ли.

Россия до сих пор платит по ленд-лизу

Россия до сих пор платит по ленд-лизу

Автор – Александр Мельниченко

Несмотря на то, что война закончилась 67 лет назад, а с ней прекратились и поставки по ленд-лизу, мы всё ещё не рассчитались с США за военную технику и вооружения, продовольствие и снаряжение, запчасти и ГСМ. Окончательный срок погашения нашего долга – 2030 год.

Как это может быть?

Справедливости ради, отметим, что благополучная Великобритания рассчиталась со своим долгом по ленд-лизу перед США и Канадой только 29 декабря 2006 года. Так, может быть, правы те, кто считает ленд-лиз кабалой, долю поставок в общем объёме – незначительной, а получаемые образцы техники и вооружения – устаревшими?

Оплачено кровью

Закон о ленд-лизе был принят конгрессом США 11 марта 1941 года. По нему Америка передавала своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. Предполагалось, что «поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате». Платить нужно было лишь за то, что оставалось после войны в целости и могло быть использовано странами – получательницами помощи. Таким образом, никаких оплат ленд-лиза во время войны не было. Правда, существовала какая-то хитрая схема «обратного ленд-лиза», по которой СССР отправлял в США золото, платину, древесину, марганцевые и хромированные руды и т.п. Больше похоже на бартер, но это казуистика международных договоров.

После окончания войны был определён объём поставок США по ленд-лизу в СССР: он составил 11,3 млрд. долларов США. (По данным из других источников – около 10 млрд. долларов.) Американцы попросили частично оплатить гражданские поставки, находившиеся на складах на 2 сентября 1945 года. Поскольку СССР не сообщил своих данных инвентаризации, американцы оценили эти поставки в 2,6 млрд. долларов, а через год сократили эту сумму вдвое. Но, как сказал Сталин, «СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью».

Китай платить не будет

В октябре 1972-го между СССР и США было подписано торговое соглашение. Тогда была установлена окончательная сумма нашего долга и сняты цензурные запреты на тему ленд-лиза. СССР обязался заплатить 772 млн. долларов, включая проценты, к 2001 году. К июлю 1973-го были осуществлены 3 платежа на общую сумму 48 млн. долларов, после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (поправка Джексона-Вэника).

В июне 1990 года были установлены новый срок окончательного погашения задолженности (2030 г.), а также сумма – 674 млн. долларов. После распада СССР долг был переоформлен на Россию. Что-то выплачивалось, но окончательного расчёта так и не произошло. Знающие проблему специалисты считают, что из общего объёма американских поставок по ленд-лизу Советский Союз, а затем и Россия признали, а затем частично оплатили 722 млн. долларов, то есть около 7%.

По другому пути пошла Франция в 1946 году: она сделала американцам ряд торговых уступок. В частности, существенно увеличила квоты на показ иностранных (в первую очередь американских) фильмов на французском кинорынке. А вот Китай свой долг как не погашал, так и не собирается этого делать.

Итак, какова же ленд-лизовская доля в общем количестве произведённых/поставленных в СССР в 1941-1945 годах техники, сырья и вооружения? (См. схему.)

А ещё были паровозы и вагоны, станки и оборудование, радиостанции, радиоприёмники и локаторы, рельсы и автопокрышки, алюминий и медь, телефонный провод и морской кабель, сахар и хлопок, продовольствие и обувь и многое-многое другое. Но дело в том, что основные поставки пришлись на 1943-1945 годы, когда и так всё было ясно. В 1941-1942 годах в СССР поступило всего 7% отправленных за годы войны из США грузов. При этом по ленд-лизу не поставлялись новейшие образцы вооружений и техники, которые производились в тот период в огромных количествах, да и качество поставляемых образцов желало быть лучшим.

Кому выгодно?

Так была ли нужна эта помощь, и насколько она была выгодна сторонам?

Вот что пишут исследователи. «Кроме упомянутых прежде товаров – золота, леса, пушнины, икры, рыбы, которые, однако, не всегда числились в списках «обратного ленд-лиза», а нередко были и коммерческим экспортом, – Советский Союз предоставил союзникам услуги: обеспечение и обслуживание иностранных судов, приходящих в наши северные порты, частичное снабжение войск союзников в Иране», – утверждает историк Паперно. А его коллега Якушевский приводит свидетельства западных авторов о том, что ленд-лиз был выгоден обеим сторонам: «На выгодность и высокую рентабельность поставок Советскому Союзу по ленд-лизу неоднократно указывали в период Великой Отечественной войны государственные и политические деятели США и Англии. Во время англо-американской конференции в Касабланке в январе 1943 года Рузвельт отмечал: «Поставки в Россию – это выгодное вложение капитала». Черчилль говорил о необходимости увеличения военной помощи России, ибо «никакая другая форма вложения капитала не может обеспечить лучшие военные дивиденды».

Караваны шли с востока

Благодаря Валентину Пикулю и его роману «Реквием каравану PQ-17» сложилось ложное представление, будто все поставки по ленд-лизу производились северными конвоями в советские порты Мурманск и Архангельск. Северный маршрут был самым коротким, но вместе с тем и самым рискованным. Большая часть поставок осуществлялась по дальневосточному и трансиранскому маршрутам. Дальневосточный маршрут являлся самым стабильным и результативным. Около 50% всех грузов, поставленных по ленд-лизу, было переработано в портах Дальнего Востока. И, наконец, трансиранский маршрут, которому из-за малоизвестности нужно уделить особое внимание.

19 сентября 1941 года Черчилль писал Сталину: «Я придаю большое значение вопросу об открытии сквозного пути от Персидского залива до Каспия не только по железной дороге, но и по автомобильной магистрали, к постройке которой мы надеемся привлечь американцев с их энергией и организационными способностями». Однако широкомасштабные военные действия в районе Персидского залива начались задолго до этого послания. Операцию по захвату иракского порта Басра британские «коммандос» провели ещё в апреле 1941-го. И первый ленд-лизовский американский завод заработал там до нападения Германии на СССР!

К лету 1941-го в Иране сложилась весьма напряжённая обстановка. Учитывая, что Гитлер планировал поход на Индию с последовательным захватом ближневосточных стран, Иран был наводнён немецкой агентурой. 25 июля в Иран вступили с юга британские войска, с севера – советские и одновременно устранили всю известную агентурную сеть Германии.

В ходе подготовки к приёму ленд-лизовских грузов, порты в Хорремшехре, Бандар-Шахпуре и Басре были реконструированы, на берегах Персидского залива возвели крупные сборочные авиационные и автомобильные заводы, полевые склады для комплектования и обработки грузов. Союзники также модернизировали необходимые им шоссейные и железные дороги, построили аэродромы. Прежде всего, была реконструирована железная дорога от Персидского залива до Тегерана и на базе просёлочных дорог построены современная автомагистраль с твёрдым покрытием, станции технического обслуживания. Из Великобритании и США были доставлены сотни дизельных локомотивов, тысячи грузовых вагонов и платформ, а также грузовых автомобилей.

Самолёты первое время собирали в Маргиле и Шуайбе, а после создания авиабазы в Абадане для перегона сформировали 2 советских авиаполка, укомплектованных опытными лётчиками-фронтовиками. Часть машин направлялась разобранными и собиралась уже в СССР.

Группой американских военных специалистов, отправленных в Иран, руководили русские. Контролировал перевозки южным путём ни кто иной, как Анастас Иванович Микоян – зампред Совнаркома СССР. На сборочных заводах работали местные жители – арабы и персы, администрация состояла из американцев и англичан, а принимали продукцию советские военные специалисты.

В марте 1943 года надзор за Трансиранской железной дорогой и портами Персидского залива взяли на себя американцы. С середины года заработали сборочные предприятия в местечках Эш-Шуайба (на юго-западе от Басры, Ирак) и Андимешк, что на Трансиранской железнодорожной магистрали. Сразу поток увеличился – с юга стало поступать до 10 000 автомобилей в месяц. Только автосборочный завод в Андимешке отправил в СССР около 78 000 машин – вот что значит американская технология масс-продакшн! Всего же южным путём мы получили две трети ленд-лизовских автомобилей.

Однако у трансиранского маршрута, как и у арктических конвоев, были свои недостатки: во-первых, он был слишком продолжительным (путь конвоя от Нью-Йорка до берегов Ирана вокруг южноафриканского мыса Доброй Надежды занимал примерно 75 дней, а затем время уходило еще и на проход груза по Ирану и Кавказу или Каспию). Во-вторых, судоходству в Каспии мешала немецкая авиация. С удалением фронта от границ СССР этот путь потерял своё значение, и в 1945-м ленд-лизовские грузы пошли через Чёрное море.

Закончить хочется выдержкой из статьи Уилсона, профессора Канзасского университета: «То, что Америка пережила во время войны, в корне отличается от испытаний, выпавших на долю её главных союзников. Только американцы могли назвать Вторую мировую войну «хорошей войной», поскольку она помогла значительно повысить жизненный уровень и потребовала от подавляющего большинства населения слишком мало жертв…»

Не платил СССР золотом за ленд-лиз

По прочтении отличной статьи «Сказание про золото И. В. Сталина. История одной картинки, или как создаются фейки» https://aftershock.news/?q=node/730228 вспомнилось размахивание не по делу флагом СССР в теме ленд-лиза одним из афтершоковцев-конспирологов с подачи известного сказочника и балабола Ю.И.Мухина (хотя за «Катынский детектив» он достоин прижизненного монумента в свою честь — заслуга перед страной несомненна и неоспорима):

Мухин: «В начале перестройки нашумело дело о подъеме затонувшего от ударов немецких подводных лодок английского крейсера «Эдинбург», шедшего с грузом советского золота для США. С каких это пор торговля за золото стала считаться помощью?»

На что ему была процитирована часть следующей статьи с довольно известного сайта «WARSPOT»:

Владимир Нагирняк 01 ноября ’16 Загадки «золотого крейсера»

В культовой для нескольких поколений советских мальчишек книге Валентина Пикуля «Реквием каравану PQ-17» есть эпизод гибели британского крейсера «Эдинбург», везущего 10 тонн советского золота для оплаты поставок по ленд-лизу. Согласно Пикулю, советские моряки пытались спасти торпедированный немцами корабль и ценный груз, но британцы отказались от взаимодействия, сняли с поврежденного крейсера экипаж и вместо борьбы за корабль сами его добили. Эта версия на долгие годы стала чуть ли не канонической, но что на самом деле произошло 30 апреля – 2 мая 1942 года в Баренцевом море? Какой груз и для кого торопился доставить в метрополию британский крейсер?

В истории Второй мировой войны трудно найти корабль, который может сравниться с британским крейсером «Эдинбург» по количеству легенд, связанных с его гибелью. Причиной их рождения является необычный груз корабля – золото, которое он должен был доставить из СССР в Великобританию.

Можно встретить различные конспирологические версии гибели «Эдинбурга», одна другой краше. Например, пишут, что немцы, знавшие о миссии крейсера, выслали для его уничтожения своего лучшего подводного аса-снайпера, который и торпедировал «Эдинбург», или что англичане специально бросили корабль, который мог быть ими спасен, и т.д. Кроме этого, сам факт наличия на борту «Эдинбурга» пяти с половиной тонн советского золота часто выдается за неопровержимое доказательство того, что им Советский Союз расплачивался за поставки по ленд-лизу. Но так ли это было на самом деле? (…)

Как известно, в первый год Великой Отечественный войны СССР не входил в американскую программу ленд-лиза, и был включен в нее 11 июня 1942 года, когда им было подписано Основное соглашение по данной программе военных поставок. Этот год принято считать временем «пред-ленд-лиза», когда поставки из США были обеспечены предоставленными советской стороне кредитами на закупку вооружений. За этот период США два раза (в октябре 1941 и феврале 1942 гг.) предоставили СССР кредиты по одному миллиарду долларов каждый. Американский историк Роберт Джонс в своей книге, посвященной истории поставок по ленд-лизу в СССР, пишет:

«В конце концов, Соединенные Штаты приблизились к полному ошеломившему их пониманию того, что было необходимо для разгрома Гитлера, и одновременно Советам стало без всякого обмана понятно, насколько скудными были военные запасы США. Дядя Сэм не взял у Дяди Джо никаких процентов за первый кредит по ленд-лизу на сумму 1 млрд долларов. Америка согласилась отложить выплаты по кредиту сырьем или другими товарами на пять лет после окончания войны».

Однако с июня по ноябрь 1941 года СССР также делал заказы в США и оплачивал их по факту. Как писал администратор программы ленд-лиза Эдвард Стеттиниус, «…до конца октября [1941 года] русские продолжали платить наличными за всё, что у нас приобретали». Однако на начало войны у СССР не было валюты, чтобы покупать у США по формуле «плати и вези». Откуда у советской стороны взялись доллары, чтобы делать закупки, о которых пишет Стеттиниус?

Как оказалось, СССР выручил Рузвельт. Американский президент в то время не имел возможности предоставить кредит на закупку вооружений без одобрения Конгресса, поэтому он придумал обходной маневр. Правительство США заключило с СССР две торговые сделки: на приобретение стратегических материалов на 100 млн долларов и золота на 40 млн долларов. Министр финансов США Генри Моргентау (Henry Morgenthau) согласился покупать русское золото по 35 долларов за унцию и 15 августа 1941 года выплатил советской стороне аванс в сумме 10 млн долларов за его будущие поставки.

В итоге к концу октября 1941 года СССР получил от США в качестве аванса по упомянутым сделкам 90 млн долларов. Как писал вышеупомянутый Роберт Джонс:

«К этому времени с помощью организаций Моргентау и Джонса советской стороне был выплачен аванс на сумму 90 млн долларов, в том числе 40 млн от министерства финансов за сделку с золотом, а остальное от Управления по военным поставкам в счет будущих поставок сырья. И все же этого было недостаточно даже для того, чтобы оплатить заказы советской стороны до конца текущего года, несмотря на все надежды Рузвельта».

Таким образом, Рузвельту удалось «убить двух зайцев». Он сделал СССР на короткое время платежеспособным и убедил американское общество, что Сталин самостоятельно финансирует свою программу закупок вооружений у США. Стоит отметить, что вышеупомянутое соглашение о поставках в США стратегических материалов и золота советская сторона соблюдала со всей скрупулезностью. Это может служить одним из объяснений отправки из Мурманска на «Эдинбурге» около 5,5 тонн золота стоимостью около 6,2 млн долларов – этот груз мог быть частью тех 30–40 тонн русского золота, оплаченных американцами еще в 1941 году.

Кроме этого, существует еще одно разумное объяснение отправки груза золота на борту британского крейсера – оно могло предназначаться непосредственно англичанам. 16 августа 1941 года между СССР и Великобританией было заключено первое соглашение об английских поставках советской стороне. Анастас Микоян писал в своих мемуарах:

«Соглашением от 16 августа 1941 г. сумма кредита была установлена в 10 млн фунтов. В июне 1942 г. она была увеличена на 25 млн фунтов, а в феврале 1944 г. еще на 25 млн фунтов. Всего к концу войны в Европе сумма кредита составила 60 млн фунтов. 16 апреля 1946 г. в английской Палате общин премьер-министром Эттли были обнародованы данные о поставках Великобритании Советскому Союзу за период с 1 октября 1941 г. по 31 марта 1946 г. Стоимость военных поставок составила 308 млн фунтов, гражданских поставок – 120 млн фунтов. Эттли пояснил, что приведенные данные относятся к тому, что было реально доставлено, без учета потерь в пути. Относительно гражданских поставок премьер-министр указал, что они производились на основе соглашения от 16 августа 1941 г., по которому «советское правительство уплачивало 40% стоимости золотом или долларами и остальные 60% за счет кредита, предоставленного Правительством Его Величества».

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что золото «Эдинбурга» не являлось платой за ленд-лиз. Если его получателями были американцы, то они официально закупили его в 1941 году на выгодных для СССР условиях. Если ими являлись англичане, то золото могло быть частью оплаты тех 40% по советско-британскому соглашению от 16 августа 1941 года, которое не имело к американской программе ленд-лиза никакого отношения. В пользу последней версии говорит и распределение золота, поднятого с крейсера в 1981 и 1986 годах: 1/3 – Великобритании, 2/3 – СССР, с учетом выплаты вознаграждения фирме, осуществлявшей подъем золотых слитков.

А «Эдинбург» до сих пор лежит на дне Баренцева моря. Хотелось бы надеяться, что корабль будут чаще вспоминать в связи с мужеством английских моряков, проводивших полярные конвои в Мурманск и Архангельск, чем с различными инсинуациями на тему «корыстности» союзников по антигитлеровской коалиции.

Источники и литература:

  1. NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота)
  2. Adrian K. Kapitänleutnant Max-Martin Teichert. Mit U 456 im Nordmeer und Atlantik – Kreuzer «Edinburgh» torpediert – Flechsig Verlag, 2008
  3. Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Verlag E.S. Mittler & Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001
  4. Morgan D., Taylor B. U-boat attack logs. A Complete Record of Warship Sinkings from Original Sources 1939–1945 – Seaforth Publishing, 2011
  5. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 Band 9. Norderstedt
  6. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annapolis: Naval Institute Press, 1998
  7. Джонс Р. Ленд-лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США для СССР во Второй мировой войне – М.: Центрполиграф, 2015
  8. Сергеев А. Германские подводные лодки в Арктике 1941–1942 – М.: ЗАО «Русский Издательский Дом», 2003
  9. Микоян А.И. Так было – М.: Вагриус, 1999
  10. Стеттиниус Э. Ленд-лиз – оружие победы – М.: Вече, 2000
  11. Советско-английские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941–1945: Документы и материалы. В 2-х т. Т.1. 1941–1943 – М.: Политиздат, 1983
  12. Мерцалов В. Золотой груз «Эдинбурга» – журнал «Вокруг Света», № 4/1987 (http://www.vokrugsveta.ru)
  13. http://uboat.net ==

Владимир, поздравляю, хорошая статья.
С позволения пара замечаний, если собираешься ее когда-нибудь переиздавать. (…)

2. Про ленд-лиз надо как-то разобраться. Его каноническое начало для СССР — подписание 1-го протокола о поставках — 1 октября 1941 г. «Пре ленд-лиз», соответственно, то, что было до этой даты, а не до 11.6.1942 г. Можно, конечно, использовать и несколько отличную дату — 7 ноября 1941 г., когда Рузвельт распространил закон о ленд-лизе на СССР, но уж никак не июнь 1942 г. Форма оплаты и кредитования тут принципиальной роли не играют. (…)

leon_rumata

Время собирать камни.

Журнал настоящих людей

Про американские поставки в СССР в годы Великой Отечественной войны известно практически каждому. В памяти сразу всплывают «студебеккеры» и американская тушёнка, прозванная советскими солдатами «второй фронт». Но это, скорее, художественно-эмоциональные символы, являющиеся на самом деле вершиной айсберга.
Целью же настоящей статьи автор ставит создание общего представления о ленд-лизе и его роли в Великой Победе .

В начальный период Второй мировой войны в США действовал так называемый акт о нейтралитете, согласно которому единственной возможностью оказания помощи любой из воюющих сторон была продажа вооружения и материалов исключительно за наличный расчёт, причём транспортировка также возлагалась на заказчика — система «плати и забирай» (cash and carry). Основным потребителем военной продукции в США тогда стала Великобритания, но очень скоро она исчерпала свои валютные средства. В то же время президент Франклин Рузвельт отлично понимал, что в сложившейся ситуации наилучшим выходом для США является всемерная экономическая поддержка стран, воюющих против нацистской Германии. Поэтому он фактически «продавил» 11 марта 1941 года в конгрессе «Закон по обеспечению защиты Соединённых Штатов», именуемый также актом о ленд-лизе. Теперь любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для США, оружие и стратегическое сырьё предоставлялось на следующих условиях:

1. Оружие и материалы, утраченные в ходе боевых действий, не подлежат оплате.

2. Оставшееся после окончания войны имущество, пригодное для гражданских целей, должно быть полностью или частично оплачено на основе предоставляемых США долгосрочных кредитов.

3. Неутраченное оборудование после войны должно быть возвращено США.

После нападения Германии на СССР Рузвельт направил в Москву своего ближайшего помощника Гарри Гопкинса, так как хотел выяснить, «как долго продержится Россия». Это было важно, так как в США в то время превалировало мнение, что сопротивление СССР не сможет оказать существенного сопротивления немцам, и поставленное оружие и материалы просто попадут к противнику. 31 июля состоялись встречи Гарри Гопкинса с Вячеславом Молотовым и Иосифом Сталиным. По их итогам американский политик отбыл в Вашингтон с твёрдым убеждением, что быстрой победы у немцев не будет и что поставка вооружений Москве способна оказать существенное влияние на ход боевых действий.

Иосиф Сталин и Гарри Гопкинс, 1941 год

Однако включение СССР в программу ленд-лиза произошло только в октябре-ноябре 1941 года (до этого момента все американские военные поставки наша страна оплачивала). Столь длительный промежуток времени Рузвельту потребовался для преодоления сопротивления достаточно большого числа американских политиков.

Подписанный 1 октября 1941 года первый (Московский) протокол предусматривал поставку самолётов (истребителей и бомбардировщиков), танков, противотанковых и зенитных орудий, грузовых автомобилей, а также алюминия, толуола, тротила, нефтепродуктов, пшеницы и сахара. Далее количество и номенклатура поставок постоянно расширялись. Доставка грузов проходила по трём основным маршрутам: тихоокеанскому, трансиранскому и арктическому.

Чтобы увеличить пропускную способность, провели масштабную модернизацию портов Персидского залива и Трансиранской железной дороги. Также компания «Дженерал моторс» построила в Иране два завода, на которых производилась сборка предназначенных для поставки в СССР автомобилей. Всего за годы войны на этих предприятиях изготовили и отправили в нашу страну 184 112 автомобилей. Общий грузопоток через порты Персидского залива за весь период существования трансиранского маршрута составил 4227 тыс. т.

Авиатехника в рамках программы ленд-лиза

С начала 1945 года, после освобождения Греции, стал функционировать и черноморский маршрут. Этим путём СССР получил 459 тыс. т грузов.

Кроме отмеченных выше, существовало ещё два воздушных маршрута, по которым в СССР «своим ходом» перегонялись самолёты. Наибольшую известность получил воздушный мост «Алсиб» («Аляска — Сибирь), по которому перебросили 7925 самолётов. Также самолёты перелетали из США в СССР через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив (993 самолёта). определяя номенклатуру американских поставок, советское руководство стремилось в первую очередь закрыть «слабые места» в армии и промышленности. Особенно ярко это прослеживается при анализе объёмов поставленного в СССР стратегического сырья. В частности, полученные нашей страной 295,6 тыс. т взрывчатых веществ составили 53% от всех произведённых на отечественных предприятиях. Ещё более впечатляющим выглядит такое соотношение по меди — 76%, алюминию — 106%, олову — 223%, кобальту — 138%, шерсти — 102%, сахару — 66% и мясным консервам — 480%.

Генерал А.М. Королёв и генерал-майор Дональд Коннели пожимают руки на фоне поезда, пришедшего в рамках поставок по ленд-лизу

Не менее пристального внимания заслуживает и анализ поставок автомобильной техники. Всего СССР получил по ленд-лизу 447 785 автомобилей. Показательно, что советская промышленность за годы войны изготовила только 265 тыс. автомобилей. Таким образом, количество полученных от союзников машин более чем в 1,5 раза превысило собственное производство. К тому же это были настоящие армейские автомобили, приспособленные к эксплуатации во фронтовых условиях, в то время как отечественная промышленность поставляла армии обычные народно-хозяйственные машины.

Роль ленд-лизовских автомобилей в боевых действиях трудно переоценить. В немалой степени они обеспечили успех победных операций 1944 года, вошедших в историю как «десять сталинских ударов».

Немалая заслуга союзных поставок и в успешном функционировании в годы войны советского железнодорожного транспорта. СССР получил 1900 паровозов и 66 дизель-электровозов (особенно наглядно эти цифры выглядят на фоне собственного производства за 1942–1945 годы в 92 локомотива), а также 11 075 вагонов (собственное производство — 1087 вагонов).

Параллельно функционировал и «обратный ленд-лиз». За годы войны союзники получили от СССР 300 тыс. т хромовой и 32 тыс. т марганцевой руды, а также древесину, золото и платину.

В ходе дискуссий на тему «Мог ли СССР обойтись без ленд-лиза?» сломано немало копий. Автор полагает, что, скорее всего, мог. Другое дело, что сейчас не представляется возможным подсчитать, какова была бы цена этого. Если объём поставленного союзниками вооружения в той или иной степени вполне мог бы быть компенсирован отечественной промышленностью, то в отношении транспорта, а также производства ряда видов стратегического сырья без поставок союзников ситуация очень быстро перешла бы в критическую.

Программа ленд-лиза прекратилась по инициативе американского правительства 21 августа 1945 года, хотя СССР и обращался с просьбой продолжить поставки на условиях кредита (предстояло восстанавливать разрушенную войной страну). Однако к тому времени Ф. Рузвельта уже не было среди живых, а в двери громко стучалась новая эпоха «холодной войны».

Во время войны оплаты поставок по ленд-лизу не производились. В 1947 году США оценили долг СССР за поставки в 2,6 млрд долларов, но год спустя сумму снизили до 1,3 млрд долларов. Планировалось, что погашение будет производиться в течение 30 лет с начислением 2,3% годовых. И.В. Сталин эти счета отверг, сказав, что «СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью». В качестве обоснования своей точки зрения СССР приводил прецедент списания долгов за поставки по ленд-лизу другим странам. К тому же И.В. Сталин вполне резонно не хотел отдавать средства разорённой войной страны потенциальному противнику по Третьей мировой войне.

Соглашение о порядке погашения долгов удалось заключить лишь в 1972 году. СССР обязался уплатить до 2001 года 722 млн долларов. Но после перечисления 48 млн долларов выплаты вновь прекратились в связи с принятием США дискриминационной поправки Джексона — Вэника.

Вновь этот вопрос подняли в 1990 году на встрече президентов СССР и США. Были установлены новая сумма — 674 млн долларов — и срок окончательного погашения — 2030 год. После распада СССР обязательства по этому долгу перешли к России.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что для США ленд-лиз явился прежде всего, по словам Ф. Рузвельта, «выгодным вложением капитала». Причём следует оценивать не прибыли непосредственно от поставок, а многочисленные непрямые выгоды, которые получила американская экономика после завершения Второй мировой войны. Истории было угодно распорядиться, чтобы послевоенное благополучие США в немалой степени оказалось оплачено кровью советских солдат. Для СССР же ленд-лиз стал практически единственным способом снизить количество жертв на пути к Победе. Вот такой «брак по расчёту»…
Андрей ЧАПЛЫГИН

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×