0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем занимается клинический психолог Клинический психолог

Клинический психолог

Клиническая психология — обширный раздел прикладной психологии (на стыке с психиатрией), изучающий индивидуальные особенности с точки зрения связанных с ними медицинских реакций и явлений.

Сфера клинической психологии включает в себя оценку психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции и помощи (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих проблемы с адаптацией.

Термин «клиническая психология» был введён американским психологом Лайтнером Уитмером (1867—1956), узко определявшим его как изучение индивидов путём наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение. [1] Согласно современному определению Американской психологической ассоциации:

Область клинической психологии интегрирует науку, теорию и практику с целью понять, предсказать и облегчить дезадаптацию, инвалидность и дискомфорт, равно как и способствовать адаптации, приспособляемости и личностному развитию. Клиническая психология концентрируется на интеллектуальных, эмоциональных, биологических, психологических, социальных и поведенческих аспектах функционирования человека в течение жизни, в различных культурах и на всех социоэкономических уровнях. [2]

Содержание

Предмет клинической психологии

Клиническая психология — специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию. [3]

В России долгое время был принят термин «медицинская психология», определяющий ту же сферу деятельности. В 1990-е, в рамках приведения российской образовательной программы к международным стандартам, в России была введена специальность «клиническая психология». В отличие от России, в которой медицинская психология и клиническая психология фактически зачастую представляют собой одну и ту же область психологии, в международной практике медицинская психология обозначает, как правило, узкую сферу психологии взаимоотношений врача или терапевта и пациента и ряда других узкоспецифических вопросов, в то время, как клиническая психология — это целостная научная и практическая психологическая дисциплина. [3]

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:

  • Психические проявления различных расстройств.
  • Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
  • Влияние различных расстройств на психику.
  • Нарушения развития психики.
  • Разработка принципов и методов исследования в клинике.
  • Психотерапия, проведение и разработка методов.
  • Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.

История клинической психологии в России

Предпосылки возникновения клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца 19 века. Во Франции эмпирическими исследованиями психологической тематики занимались Р. Рибо, И. Тэн, Ж.-М. Шарко, П. Жане. В России патопсихологические исследования вели С. С. Корсаков, И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев, В. Х. Кандинский и другие психиатры. Первая психологическая лаборатория в нашей стране была основана В. М. Бехтеревым в 1885 г. при психиатрической клинике Казанского университета. В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института им. Бехтерева.
Большую роль в становлении клинической психологии как науки сыграли идеи Л. С. Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, и другими.
Развитию клинической психологии в России серёзно способствовали такие выдающиеся отечественные деятели науки как В. П. Осипов, Г. Н. Вырубов, И. П. Павлов, В. Н. Мясищев. Значительный научный и организационных вклад в развитие клинической психологии в России в последние годы внёс ученик Мясищева Б. Д. Карвасарский.

Разделы клинической психологии

Патопсихология и клиническая патопсихология

Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения.

В практические задачи патопсихологии входит анализ структуры психических расстройств, установление степени снижения психических функций, дифференциальная диагностика, изучение особенностей личности и исследование эффективности терапевтических воздействий.

Существует различие между патопсихологией, или рассмотрение психической сферы человека с точки зрения методов психологии, и психопатологией, рассматривающей психику человека с точки зрения нозологии и психиатрии. Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизирует проявления нарушенных психических функций, патопсихология же вскрывает психологическими методами характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике расстройствам. [3]

Основателями российской патопсихологии считаются Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн.

Нейропсихология

Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейрональных сетей.

Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов. В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализация очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии.

Ведущую роль в создании нейропсихологии как самостоятельной дисциплины сыграли советские учёные А. Р. Лурия и Л. С. Выготский, чьи исследования получили мировое признание.

Психосоматика

Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор. В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму).

Психологическая коррекция и психотерапия

Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку. В рамках данного раздела происходит разработка психологических основ психотерапии, психологическая реабилитация как системная медико-психологическая деятельность, направленная на восстановление личного социального статуса путём различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, психогигиена как наука о сохранении и поддержании психического здоровья, психопрофилактика, или совокупность мероприятий по предупреждению психических расстройств, а также медико-психологическая экспертиза (экспертиза трудоспособности, судебно-психологическая экспертиза, военно-психологическая экспертиза).

Клиническая психология и психиатрия

Хотя клинические психологи и психиатры разделяют общую фундаментальную задачу — лечение психических расстройств — их подготовка, воззрения и методологии зачастую весьма отличаются. Возможно, наиболее важным отличием является то, что психиатры — это медицинские врачи с как минимум 4—5 годами медицинской подготовки и ещё несколькими годами интернатуры, в течение которой они зачастую могут выбрать узкую специализацию (например, работа с детьми или инвалидами). Следствием этого является то, что психиатры, как правило, используют медицинскую модель для оценки психологических проблем (то есть клиентов они рассматривают как пациентов с заболеваниями), а лечение их зачастую основывается на применении психотропных препаратов как главного метода по достижению лечебного эффекта (хотя многие психиатры и используют в своей деятельности психотерапию). Их медицинская подготовка позволяет им в полной мере использовать всё медицинское оснащение современной клиники.

Клинические психологи же, как правило, не прописывают медикаменты, хотя в последние годы в некоторых штатах США наблюдается движение по разрешению психологам с некоторыми ограничениями прописывать медикаментозные препараты. Для этого им необходимо пройти дополнительную специальную подготовку, а медикаменты, в основном, ограничиваются психотропными препаратами. Обычно же многие клинические психологи работают в сотрудничестве с психиатрами, чтобы обеспечить все свои терапевтические нужды.

Методы клинической психологии

В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:

  • Наблюдение
  • Беседа
  • Психофизиологические методы (например, ЭЭГ)
  • Биографический метод
  • Изучение продуктов творчества
  • Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства)
  • Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики)

Психотерапия

Психотерапия — основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к адаптации в социуме. Психотерапии проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах.

Существует множество различных направлений психотерапии: психодинамическая психотерапия, когнитивная психотерапия, гуманистическая психотерапия, семейная психотерапия, гештальт-психотерапия,телесно-ориентированная психотерапия; в последние десятилетия также наблюдается выделение трансперсональных видов психотерапии, а также постепенное признание получает НЛП-психотерапия.

Проблема психической нормы и патологии

Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь.

Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.

Также выделяют патологическое психическое состояние, обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.

Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.

При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной классификацией болезней (МКБ) и «Диагностическим и статистическим справочником по психическим расстройствам» (

Что такое клиническая психология, и чем занимается психолог?

Профессия, о которой идет речь в этой статье, мало популярна в нашей стране, несмотря на то, что множество вузов готовит выпускников по этой специальности. Многие потенциальные клиенты задаются вопросом: клинический психолог — кто это и чем он занимается? Что делать выпускнику, получившему диплом по специальности «клиническая психология» – кем работать?

Кто такой клинический психолог?

Клинический психолог — это специалист, подготовленный к универсальной деятельности в сфере поддержания психического здоровья населения. Задачи клинического психолога во многом определяются потребностями клиники — это следует и из самого названия профессии. Эти специалисты работают с клиентами трех основных категорий:

  • Соматические больные. Под эту категорию подпадают все люди, страдающие телесными заболеваниями. Известно, что соматические болезни накладывают глубокий отпечаток на психику человека, разрушая его связи с внешним миром, гармонию с собой и с окружающими. Это работает и в обратную сторону — определенные человеческие качества, переживания, черты характера усугубляют его телесное состояние и отягощают течение соматических заболеваний. Роль клинического психолога при работе с такими клиентами — выявить психологические затруднения и привести их к гармоничному состоянию, при наличии телесного заболевания — дать больному адекватную картину его восприятия и направить на путь выздоровления. Также клинический психолог участвует в подготовке пациентов к операциям, болезненным процедурам и иным лечебным мероприятиям.
  • Психические больные. Несмотря на то что лечение психических заболеваний лежит вне компетенции психологии, навыки клинического психолога используются в психиатрических клиниках. Он производит диагностику сохранных и поврежденных психических функций, проводит работу по их улучшению и восстановлению, проводит психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия с пациентами. Говоря проще, в то время, как психиатр направляет свои усилия на поиски верного лекарственного препарата, клинический психолог пытается устранить проблему немедикаментозными методами.
  • Здоровые люди. Несмотря на то что специалист в области клинической психологии подготовлен прежде всего для работы в клинике, ничто не мешает ему вести частную практику или работать в учреждении немедицинского профиля. Как и любой другой психолог, этот специалист способен разобраться во внутренних или семейных трудностях клиента, даже если эти затруднения не лежат в сфере того или иного заболевания.

Таким образом, клинического психолога можно охарактеризовать как человека, получившего психологическое образование и прошедшего подготовку на клинических кафедрах. Такой человек подготовлен, как к работе в клинике совместно с врачом, так и в иных учреждениях в качестве специалиста гуманитарного профиля.

Особенности работы

Чтобы понимать, кто такой клинический психолог и чем он занимается, следует учитывать то, что клиническая психология — это прикладная дисциплина в системе психологического знания. Таким образом, клинический психолог — это практическая специальность, хотя с получением более узкой специализации возможна и научная работа с изучением фундаментальных вопросов дисциплины.

Клиническая психология находится на стыке психологии и медицины. Исходя из ее положения в системе наук и возникает специфика работы специалистов в данном профиле. Прежде всего, стоит понимать, что клинический психолог — это специалист гуманитарного профиля. Несмотря на то что этой специальности обучают и в медицинских вузах, это не делает выпускника врачом. Вследствие этого, он не имеет лицензии на оказание медицинских услуг и не может производить медикаментозное лечение. Он может только порекомендовать прием безрецептурных лекарственных средств, но это не является его прямой компетенцией. В тех случаях, когда клиенту требуется психофармацевтическое вмешательство, его перенаправляют к медицинским специалистам смежного профиля — психотерапевтам или психиатрам.

Следующее, что стоит понимать при обращении — клинический психолог, даже находясь в больнице, не ведет медицинскую документацию. Это значит, что даже если клиент обращается по записи к этому специалисту в поликлинике или ином медицинском учреждении, то во время приема на него не заводится карточка. Данные, полученные в результате психодиагностики, терапии и прочих профессиональных манипуляций, не выходят дальше кабинета. Специалист может вести картотеку клиентов ради своего удобства — чтобы понимать динамику решения проблемы. Однако все эти данные хранятся в личном сейфе психолога в зашифрованном виде, без указания паспортных данных. Исключение составляют лишь психологи, закрепленные в психиатрических клиниках — они передают психиатрам результаты диагностики, которые прикрепляются к карте больного.

Клиническая психология также требуется для решения экспертных задач. Профессиональные медицинские психологи участвуют в комплексных психолого-психиатрических экспертизах — судебных, военных и других. Они выступают в качестве эксперта, консультанта, а также занимаются научными исследованиями.

С чем работает специалист?

В предыдущих пунктах текста было дано объяснение тому, что такое клиническая психология и кто это — клинический психолог. Теперь стоит обозначить, с какими прикладными задачами он сталкивается на практике.

Частые причины обращения к клиническому психологу — невротические проявления. В результате внутриличностного конфликта человек совершает замещающие деструктивные действия. Как следствие возникают расстройства пищевого поведения, самоповреждения. Кроме того, у клиента появляются навязчивые страхи, панические атаки, нарушения сна, постоянная тревожность и т. д.

Еще одно направление клинической психологии — работа с детьми, имеющими психические особенности. Психолог помогает развиваться такому ребенку, дает рекомендации родителям по воспитанию.

По тому же принципу медицинские психологи работают и со взрослыми клиентами, пережившими травмы и повреждения мозга. Люди после травм, инсультов, ишемии, которые испытывают изменения в работе собственного сознания.

Задача профессионала в случае обращения — выявить сущность проблемы и подвести клиента к путям ее решения. Психолог не решает проблемы за клиента, он может только помочь найти ресурсы для самостоятельного разрешения сложившихся трудностей.

Методы клинической психологии

В данной сфере используются различные методы, в зависимости от того, с какой именно проблемой обратился клиент и на каких методах специализируется сам профессионал. Среди используемых методов следует отметить следующие:

  • Арт-терапия. Лепка, рисование и прочие виды творчества позволяют клиенту выплеснуть в виде арт-объекта собственные внутренние переживания, по которым видна истинная причина психологических проблем. Кроме того, само создание рисунка или другого объекта искусства позволяет разрядить накопленную отрицательную энергию.
  • Гипноз. Вопреки общественному мнению, это вовсе не цыганский метод выманивания денег. Клиент находится в полусознательном состоянии и может контролировать ход сеанса, но расслабленный ход позволяет раскрыть глубинные причины переживаний и конфликтов. Рекомендуем обратиться к ведущему психологу -гипнологу, который помогает избавиться от различных психосоматических проблем с помощью гипноза — Батурину Никите Валерьевичу.
  • Телесно-ориентированные практики. Это методы, главная идея которых основывается на том, что душа и тело неразрывно связаны друг с другом. Телесно-ориентированный практик, работая с телом клиента, позволяет исключить из деятельности клиента негативные паттерны его мышления и взаимодействия с миром.
  • Символ-драма и метафорические методы. В этой группе методов используются абстрактные образы, которые позволяют клиенту раскрыть его глубинные мысли и чувства.
  • Групповые методы. Часто участие в терапевтических группах гораздо более эффективно, чем индивидуальная работа с клиентом. Самая распространенная форма групповой психологической работы — тренинги, однако существуют и другие варианты.

Перечисленные методы — лишь малая часть из используемых клиническими психологами. В работе с каждым из клиентов подбор происходит индивидуально, чтобы оказать максимальный эффект.

Таким образом, обращаться за помощью к профессионалу необходимо в тех случаях, когда ситуация психологической проблемы сопряжена с психической или соматической патологией. Это актуально при воспитании ребенка с особенностями развития, либо в случаях соседства с близким человеком с тяжелой патологией. В прочих случаях клинический психолог тоже может оказывать соответствующую помощь, но его компетенция не имеет уже столь большого значения.

Клинический психолог: плюсы и минусы профессии

Журналы «Forbes» и «Деньги» внесли в список перспективных профессий XXI века такую специальность, как клинический психолог. Данная специализация относится как к области медицины, так и к психологии. За рубежом она уже успела завоевать популярность, а в России такая тенденция только зарождается. Выпускники школ, подходящие серьезно к выбору будущей профессии и изучая подобные списки и рейтинги, стали задаваться вопросом: «Клинический психолог: кто это, чем он занимается?». Ответ на поставленный вопрос раскрыт ниже в статье.

Общие сведения

Предпосылками становления клинической психологии были исследования французских и русских психиатров конца 19 века. Большое количество ученых посвящали свои научные труды психологической тематике.

На территории России в 1885 году была основана первая психологическая лаборатория, где было проведено большое количество исследований. Помимо этого, большой толчок развитию данной отрасли оказали полученные труды во время Великой Отечественной войны. Накопленный опыт как зарубежных, так и отечественных ученых послужил образованию отдельной профессии на стыке медицины и психологии, а именно клинического психолога.

Клинический психолог – это специалист, деятельность которого направлена на исследование медицинских и психологических проблем, а именно на диагностирование и корректирование различных психических расстройств. Такие специалисты могут быть как теоретиками, так и практиками. Второе направление считается более перспективным и подразумевает работу с одной из трех категорий пациентов:

  • Соматические больные – люди, страдающие телесными заболеваниями. Суть работы психолога в данном случае состоит в выявлении психологических затруднений у клиента и способствованию изменению его состояния в лучшую сторону. Также подобного рода специалист принимает участие в подготовке пациентов к операциям, болезненным процедурам и другим лечебным мероприятиям.
  • Психические больные – люди, страдающие психическими расстройствами. Часто клинического психолога приглашают на работу в психиатрические клиники, для проведения диагностики и психотерапевтических мероприятий с пациентами.
  • Здоровые люди. Клинический психолог, как и любой другой психолог, может оказывать частные услуги клиентам, имеющим различные трудности, даже если они не лежат в сфере того или иного заболевания.

Таким образом, специалист может работать как в клинике совместно с врачом, так и в иных учреждениях в качестве специалиста гуманитарного профиля.

Выбирая подобное направление профессиональной деятельности, необходимо знать, что хоть данную профессию можно получить, окончив медицинское высшее учебное заведение, специалист не является врачом и соответственно не имеет лицензии на оказание медицинских услуг. Несмотря на такой нюанс, рассматриваемый профиль имеет множество преимуществ. А именно:

  • Умение разбираться в людях, понимать их лучше, чем они себя сами;
  • Способность находить общий язык с собеседником, беседовать с ним без стеснения, различать, когда человек говорит правду или лжет;
  • Способствовать оказанию помощи пациенту, наблюдать положительные тенденции в жизни клиентов от проделанной работы;
  • Широкий спектр областей применения своих умений и навыков;
  • Возможность открытия собственного дела.

Также, как и любая другая профессия, деятельность клинического психолога имеет ряд недостатков:

  • Влияние негативных эмоциональных состояний пациента;
  • В связи с тем, что не всем клиентам удастся помочь, это может повлечь огорчения от неудач;
  • Эмоциональная напряженность;
  • Со временем развитие такого качества в себе, как определенного рода бесчувственность.

Стоит отметить, что выбрать данный вид профессиональной деятельности могут те выпускники школ, которые не имеют заболеваний, входящих в список медицинских ограничений:

  1. Вирусоносительство.
  2. Нервно-психические заболевания.
  3. Хронические мигрени.
  4. Нарушения речи, зрения и слуха.
  5. Сердечно-сосудистые заболевания.
  6. Проблемы с памятью и вниманием.

Обязанности

В компетенции клинического психолога входит:

  1. Проведение работ, направленных на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности пациентов.
  2. Определять факторы, затрудняющие гармоничное развитие личности клиента.
  3. Проводить деятельность по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, благодаря чему оказывать помощь пациентам и их родным в решении личностных и бытовых психологических проблем.
  4. Осуществлять психодиагностические исследования и диагностические наблюдения за больными.
  5. Взаимодействовать с лечащим врачом, для составления развивающих и психокоррекционных программ с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов пациентов.
  6. Сотрудничать с медицинским персоналом, для его обучения вопросам медицинской и социальной психологии, деонтологии.
  7. Осуществлять оценивание результатов проведения психологических, лечебных и профилактических мероприятий.

Представленный выше перечень должностных обязанностей требует от специалиста определенных качеств и умений. Так, например, на данный вид профессиональной деятельности стоит обращать внимание абитуриентам, обладающим такими качествами, как:

  • Гуманитарный склад ума;
  • Аналитическое мышление;
  • Широкий кругозор;
  • Умение находить подход к человеку;
  • Склонность к работе с массивами информации;
  • Наличие лексического навыка;
  • Логические способности;
  • Умение концентрировать внимание;
  • Стрессоустойчивость.

Помимо личных качеств, специалист в области клинической психологии должен владеть следующими умениями и знаниями:

  • Наличие знаний в проведении психологических обследований;
  • Иметь общее представление о методах семейного, индивидуального и группового консультирования;
  • Осведомленность в экспериментально-психологических методиках;
  • Знание подходов организации психотерапевтического сообщества и психотерапевтической среды;
  • Умение применять на практике приемы нейропсихологического исследования;
  • Умение применять приемы восстановительного обучения;
  • Иметь представление о методах компьютерной диагностики;
  • Владение знаниями проведения личностно-ориентированных и профессиональных тренингов;
  • Умение использовать различные методы психологической коррекции.

Место работы

Благодаря обширным знаниям, которые специалисты получают во время обучения в ВУЗе, клинический психолог имеет большой выбор для трудовой деятельности, и не только в области психологии.

Итак, данный профиль подразумевает как возможность заниматься частной практикой и проводить консультирование, так и найти применение своим знаниям в следующих заведениях:

  • Детских или взрослых больницах;
  • Поликлиниках, при пcиxo-нeвpoлoгичecкиx диспансерах;
  • Хосписах;
  • Лечебных учреждениях, где находятся пациенты с различными физическими или психическими нарушениями;
  • Различных лечебницах, специализирующихся на работе с пациентами страдающими неврозами или другими пограничными состояниями;
  • Домах престарелых;
  • Интернатах и детских домах, где находятся дети с различными нарушениями в развитии;
  • Реабилитационных центрах

Обучение

Получить диплом по направлению, готовящему клинических психологов, можно в любом ВУЗе страны, где имеется кафедра психологии. Особый акцент во время обучения для данного направления делается на изучение таких дисциплин, как:

  • Нейропсихология;
  • Патопсихология;
  • Психосоматика.

Обучение по специализации клинический психолог не предполагает интернатуру, выпускники таких кафедр по окончанию обучения получают диплом специалиста (Специалитет, срок обучения 5,5 лет).

Для поступления в ВУЗ на образовательную программу 37.05.01 «Клиническая психология», выпускнику школы необходимо предоставить сертификаты ЕГЭ по:

  1. Математика.
  2. Русский язык.
  3. Биология/Обществознание.

Подготовку специалистов соответствующего профиля осуществляют следующие ВУЗы:

  • Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова;
  • Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова;
  • Московский государственный психолого-педагогический университет;
  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • Белгородский государственный национальный исследовательский университет;
  • Кемеровский государственный университет;
  • Южно-Уральский государственный медицинский университет.

Для повышения квалификации, уже практикующих клинических психологов, существуют следующие курсы и тренинги:

  • Курсы на базе МПГУ;
  • Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования;
  • Образовательный центр «Аристек»;
  • Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии.

Стоимость обучения в представленных выше ВУЗах колеблется в пределах 115-360 руб. в год.

Заработная плата

Что касается заработной платы, то она зависит от опыта работы, места трудовой деятельности, региона и пр. Однако, обобщенный средний показатель зарплаты таких специалистов по России составляет 26 тыс. руб. Что касается столицы, то данный показатель практически в два раза выше (45 тыс. руб.).

Выпускник кафедры клинической психологии начинает свой трудовой путь с окладом в размере 15,4 тыс. руб. Продвигаясь по карьерной лестнице либо открыв свое собственное дело, его доход может возрасти до 235 тыс. руб.

Клинический психолог: откуда берется и с чем к нему обращаться?

Клиническая психология как сфера деятельности возникла в начале 20 века в США, когда специалисты-психологи пришли в медицину. В нашей стране использовался термин «медицинская психология», и это направление активно разрабатывалось в Ленинграде, в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. В 1990-е гг., в связи с приведением образовательной программы к международным стандартам, в России была введена специальность «клиническая психология», и специализированные факультеты появились в медицинских ВУЗах страны.

Откуда берутся медицинские (клинические) психологи?

На данный момент существует два пути. Первый – получить образование на специализированном факультете медицинского вуза. Второй — получить базовое высшее образование по специальности «психология», и затем пройти последипломную подготовку по клинической психологии. В обоих случаях обучение занимает порядка 6-7 лет.

Образовательные стандарты менялись со временем и в зависимости от ВУЗа, но, например, во время моей учебы (это были 1997-2003 гг., Архангельская медицинская академия) 70% учебного времени были посвящены изучению психологических дисциплин, а также психиатрии, наркологии и психофармакологии. Оставшиеся 30% занимали медицинские предметы (от анатомии и физиологии до эндокринологии и онкологии). Особое внимание, разумеется, уделялось психотерапии.

Такое распределение учебной нагрузки позволяет создать специалиста, способного распознать уровень проблемы (норма и патология), правильно построить и провести вмешательство (немедицинскую психотерапию), а также заниматься исследованиями в области психического здоровья.

В задачи клинического психолога входят не только помощь человеку в преодолении проблем и заболеваний, но и повышение его адаптационных возможностей (жизнестойкости).

Изначально специальность была введена для того, чтобы обеспечить психологами медицинские учреждениями, но в настоящее время клинические психологи очень востребованы в силовых структурах, службах спасения, экспертных бюро и, конечно, в частной практике.

Итак, с чем же имеет смысл обращаться к клиническому психологу?

В принципе, с любой проблемой, которая имеет отношение к психологическому состоянию и здоровью. Особенности подготовки позволяют работать с широким кругом состояний и проблем.

Но я решила все-таки составить список проблем, с которыми наиболее часто обращаются ко мне и моим коллегам, тоже частнопрактикующим медицинским психологам.

  • Депрессивные проявления: снижение настроения, апатия, потеря способности получать удовольствие и т.д.
  • Тревожные состояния: постоянное беспокойство, раздражительность, приступы страха и паники и т.д.
  • Проблемы со сном: бессонница, снижение качества сна, повышенная сонливость и т.д.
  • Сексуальные нарушения: снижение сексуального влечения и потенции, проблемы с оргазмом и т.д.
  • Астенические проблемы: хроническая усталость, снижение энергичности и работоспособности, повышенная утомляемость и т.д.

В самых общих чертах схема работы при этих состояниях такова:

  • Разграничение: является ли это состояние зоной вмешательства только медицинского психолога или здесь требуется совместная работа с врачом-психотерапевтом или психиатром. Например, в случае легкого депрессивного или около-депрессивного состояний помощь может оказывать сам психолог (применяя, например, когнитивную психотерапию). В случае же депрессии средней степени тяжести пациент, как правило, параллельно с психотерапией получает медикаментозную помощь.
  • Далее – собственно немедицинская психотерапия. Она может осуществляться на двух уровнях (в зависимости от запроса, возможностей клиента и уровня подготовки психолога).
  • Работа на уровне симптомов (проявлений) – например, обучение тому, как управлять приступами тревоги или паники, контролировать свои эмоции, предупреждать переутомление и т.д.
  • Работа на уровне причин – выявление источника проблемы (это могут быть глубинные убеждения, черты характера, внутриличностный конфликт – зависит от теоретической ориентации психолога), и проработка этого источника, чтобы подобные проблемы не возникали в будущем.

Следующая причина для обращений — проблемы со здоровьем, связанные с психологическими факторами. Эта целая группа состояний, называемых психосоматическими расстройствами. Роль психотерапии при их лечении крайне важна, и я очень рада, что в последние годы врачи-интернисты осознали необходимость направления таких пациентов к нам. Группа эта огромная, только для перечисления понадобилась бы отдельная статья, но я чаще всего сталкиваюсь с гипертонической болезнью, дерматитами, заболеваниями желудочно-кишечного тракта (синдром раздраженного кишечника, психогенная тошнота) и болями разной локализации (головные, в спине).

Работа с психосоматическими проблемами – дело очень нелегкое, и, на мой взгляд, здесь два принципиальных момента. Первый – она должна проводиться в контакте с врачом соматического профиля, который ведет пациента. Если это невозможно, то важно хотя бы иметь документальные подтверждения того, что пациент у врача консультируется и необходимое лечение получает. Второй – в этих случаях не удается работать «на поверхности», практически всегда необходимо глубокое психологическое вмешательство.

Что касается соматических симптомов, не отнесенных к психосоматическим, то в сфере компетенции медицинских психологов лежат такие задачи, как адаптация человека к заболеванию, повышение его способности бороться с болезнью. Например, формирование мотивации на соблюдение образа жизни, психологическая подготовка к хирургическим вмешательствам и т.д.

Конечно, причины для обращения к клиническому психологу не исчерпываются тем, что перечислено. Работа с зависимостями, сопровождение в кризисных ситуациях (смерть близких, разводы, потеря работы и т.д.), проблемы с лишним весом и вообще питанием, психологическое ведение беременных – со всем этим также сталкиваемся я и мои коллеги.

Отдельное, очень интересное направление деятельности – это психопрофилактика. Она включает формирование жизнестойкости, обучение оптимальным способам решения проблем, и, соответственно, повышение уверенности в себе.

Клинические психологи, конечно же, находятся «на связи» с другими специалистами в сфере психического и соматического здоровья: психиатрами (чтобы направить пациентов с подозрением на психическое расстройство из сферы «большой психиатрии», а также совместно с врачом вести их в плане реабилитации), врачами-психотерапевтами (при необходимости назначения психофармакотерапии), наркологами и интернистами.

Надеюсь, что этим коротким материалом мне удалось сформировать хотя бы ориентировочное представление о том, кто такие клинические психологи, и чем они занимаются. Конечно, это описание по большей части субъективно, основано на моем опыте и любви к профессии. Поэтому буду рада комментариям и замечаниям коллег, а также вопросам читателей.

Клинический психолог: кто это, где он работает и чем занимается

Клинический психолог – это квалифицированный специалист в области медицинской (клинической) психологии, занимающийся исследованиями в рамках данного психологического направления, диагностикой и коррекцией определенных проблем, в том числе и пограничных состояний.

Несмотря на то, что в контексте клинической психологии определенная ставка во время обучения и работы делается на медицинскую составляющую профессии, специалисты этой отрасли обладают и базовыми психологическими знаниями. Такой момент открывает перед клиническим психологом больше возможностей для самореализации и помощи людям.

В чем отличия между психологами

Перед тем как составить представление об основных нюансах профессии, нужно разобраться в том, какие отличия существуют между так называемыми «простыми» психологами и специалистами узкого медицинского профиля.

В современной системе высшего профильного образования подготовка специалистов в области психологии условно может разделяться на две ветки:

  • педагогическую, дающую возможность преподавать в школах или институтах;
  • медицинскую, ввиду которой студенты обязательно проходят ряд профильных предметов, получая в результате диплом медицинского психолога.

Однако, несмотря на такую особенность, психология как профессиональное направление является доминирующей. Если квалифицированный врач во время диагностики и лечения опирается на медицинские способы и имеет возможность проводить медикаментозную терапию, то в случае клинического психолога основными методами коррекции состояния клиента (пациента) остаются психологические методики воздействия.

Чему учат этих специалистов

Получить подобную специализацию можно в любом высшем учебном заведении, где имеется соответствующая кафедра.

В отличие от студентов, обучающихся по иному профилю (общее направление, социальное и так далее), в процессе учебы будущие медицинские психологи зачастую глубинно и более подробно изучают такие предметы как неврология, наркология, психиатрия и другие.

В рамках клинического направления отдельное внимание уделяется следующим разделам:

  • психосоматика;
  • патопсихология;
  • нейропсихология.

В отличие от врачей перед клиническим психологом не стоит задачи прохождения интернатуры. Дальнейшее повышение квалификации обычно осуществляется самостоятельно. Такой специалист может дополнительно пройти курсы по консультированию или ведению тренинговых групп, детально изучить отдельные психологические направления и методики.

В чем особенности их работы

Специалист в этой сфере может быть как теоретиком, так и практиком. В большинстве случаев ставка все-таки делается на психодиагностику и психокоррекцию.

Клиническому психологу необходимо иметь навыки работы и взаимодействия не только с больными людьми, но и с личностями условно или полностью здоровыми. За счет этого нюанса такие специалисты занимаются не исключительно пациентами с пограничными состояниями, например, неврозами или депрессиями.

Работа происходит с людьми, у которых нарушения психического характера возникают ввиду соматических заболеваний (серьезные травмы, в том числе и черепно-мозговые, инсульты, онкологические заболевания и так далее). Ставка делается на контакт с ближайшим окружением пациента, когда имеется необходимость обучить членов семьи правильному взаимодействию с больным человеком.

Актуальным может быть вмешательство при коррекции состояния у детей, в том числе с повышенной тревожностью, обилием страхов, начальными стадиями невротических состояний.

Еще одной особенностью данной профессии выступает то, что специалист может заниматься семейным консультированием, когда внутренний климат нарушен и способен негативно повлиять и телесно, и психически. Психолог, получивший образование на медицинской базе, нередко уделяет внимание социальной работе. Он может заниматься просветительской деятельностью, работой с персоналом больниц и клиник, участвовать в разработке планов по психогигиене или психопрофилактике.

Такой специалист является частью команды по определению состояния человека перед предписанием ему инвалидности по какому-либо основанию. Все чаще к помощи клинического психолога прибегают при медико-судебных экспертизах. В рамках проведения общей диагностики состояния пациента специалист по клинической психологии работает сообща с психиатрами, психотерапевтами, неврологами и иными представителями медицинских профессий.

Специфика этой профессии предполагает проведение психокоррекции и диагностических процедур с лицами, имеющими различные зависимости, нарушения пищевого характера, с девиантным поведением в целом.

Несмотря на то, что в последние годы в штатах и Европе рассматривается вариант расширение прав, возможностей и обязанностей медицинских психологов, в арсенале основных методов у такого специалиста нет фармакологической терапии. Основными «рабочими инструментами» при лечении и реабилитации и то, чем занимается специалист, являются:

  • психотерапия, включающая в себя арт-терапию, групповые занятия, телесную терапию и так далее;
  • психофизиологические методы диагностики состояния;
  • сбор необходимой информации (составление анамнеза) и обработка полученных данных;
  • основные психологические методы (наблюдение, беседа (консультирование), проведение опросов, тестирование и так далее);
  • анализ и обработка результатов на основе творческой деятельности пациента.

Работа медицинским психологом

Благодаря особенностям данного психологического образования, тем навыкам, которыми владеют специалисты в области медицинской психологии после получения диплома, сфера деятельности обширна так же, как и места трудовой занятости. Где клинический психолог может проявить себя, получив нужную квалификацию?

Где работают представители этой профессии

Медицинский психолог так же, как и психолог иного направления, имеет возможность проводить консультирование, заниматься частной практикой. В таком варианте зачастую происходит взаимодействие с людьми не больными, а теми, кто находится в кризисной ситуации, когда нет возможности самостоятельно справиться с проблемой или состоянием.

Представители такой профессии работают в поликлиниках, при психо-неврологических диспансерах, в психиатрических лечебницах и клиниках, где занимаются пациентами с неврозами и иными пограничными состояниями. Местом работы клинического психолога может быть хоспис, детская или взрослая больница. В таком варианте психолог оказывает поддержку пациентам с разными формами соматических заболеваний, «ведет» больного на протяжении всего времени лечения, отслеживая динамику состояния, корректируя психологические проблемы и оказывая влияние на предотвращение развития психических недугов.

Востребованным человек с данной специализацией может быть в домах престарелых, в интернатах и детских домах, где находятся дети с различными нарушениями в развитии (физическом, психическом). Специализированные учебные заведения, санатории и реабилитационные центры разной направленности также сотрудничают с такими специалистами.

Профессия медицинского психолога предполагает обширную работу с совершенно различными людьми, способными оказать влияние на самого психолога. Из-за подобного возникает риск профессионального, эмоционального выгорания. Человек, выбирающий для себя такой путь, должен обладать определенными личностными чертами, например, стрессоустойчивостью, значительным уровнем терпения и желанием помогать окружающим. А также быть готовым ко всем возможным трудностям, что встречаются на профессиональном пути.

Автор статьи: Лобзова Алёна Игоревна, клинический психолог, специалист по возрастной психологии

Клинический психолог: где работают и обучают специалистов

Что такое клиническая психология

Клиническая психология КП фокусируется на выявлении и лечении различных психических, эмоциональных, социальных и поведенческих проблем со здоровьем.

Где может работать такой специалист? Многие клинические психологи трудятся в частной практике, в больницах или клиниках, предоставляя прямые услуги клиентам. Другие работают в сфере высшего образования или исследований, готовят будущих специалистов в этой области или изучают причины или эффективные методы лечения проблем психического здоровья.

Клиническая это самая большая и наиболее распространенная отрасль психологии. И хотя психическое здоровье является общим ядром, в этой дисциплине есть ряд подмножеств.

Некоторые из этих подгрупп включают в себя:

· психические расстройства у детей и взрослых;

· неспособность к обучению;

· злоупотребление психоактивными веществами;

· тяжелые психические заболевания (т.е. посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), шизофрения;

· отклонения, связанные с гериатрией — психические расстройства и сексуальные извращения (т.е. растление, изнасилования, сексуальные надругательства и т. д.).

Важно помнить, что хотя таких психологов считают «врачами-исследователями», их не считают «врачами» и как таковыми медицинскими работниками. Другими словами, они не могут назначать лекарства или выполнять медицинские процедуры и операции. Они, тем не менее, способны проводить психологические оценки, диагностировать пациентов, разрабатывать планы лечения и использовать методы для терапии пациентов, как медицинские работники.

Кто такой клинический психолог

Клиническая психология, собирательный термин для всех применений научной психологии для профилактики, исследования и лечения психических расстройств, жизненных проблем и различных нарушений.

Клинические психологи работают с детьми, взрослыми и пожилыми людьми. Проблемы, с которыми они сталкиваются на практике, могут быть самыми разными.

  1. Поведенческие или эмоциональные трудности в детстве.
  2. Дезадаптация в школьной среде.
  3. Проблемы подростков.
  4. Психологические зависимости.
  5. Дезадаптация в работе и браке.
  6. Нервные переживания.
  7. Жизненные кризисы.
  8. Серьезные психические расстройства.
  9. Проблемы старения.

Профилактическая работа клинического психолога включает информирование и консультирование по воспитанию детей. Такие мероприятия часто проводятся психологами в медицинских центрах и семейных консультациях.

Профилактическая работа включает в себя:

· клиническую психологическую работу в школе;

· обследование трудностей адаптации или обучения в школе и дошкольном учреждении.

Эту работу выполняют психологи в учебно-психологической службе.

Должностные обязанности специалиста

Рабочие обязанности этих специалистов, изучение и устранение социальных и поведенческих проблем, которые вызывают у людей страдания в их жизни. Более конкретно, эти проблемы охватывают широкий спектр вопросов: от эмоциональных проблем, таких как депрессия, до расстройств поведения, таких как СДВГ или аутизм, до серьезных проблем с психическим здоровьем, таких как шизофрения или диссоциативное расстройство личности.

Некоторые клинические психологи работают в лабораторных условиях, проводя исследования по вышеупомянутым проблемам психического здоровья. В этом качестве основное внимание уделяется формированию лучшего понимания человеческого поведения посредством исследований, направленных на улучшение диагностики и лечения этих расстройств. В лабораторных условиях клинический психолог будет отвечать за различные обязанности, от разработки экспериментов и подбора участников до сбора и анализа данных.

Работа клинического психолога

Клинические психологи по профессии, которые работают в клиниках, встречаются с клиентами, как правило, один на один, чтобы предоставить психологические услуги. Эти услуги могут включать в себя администрирование инструментов оценки для правильного определения проблемы, а также процедуры оценки для определения уровня функциональности клиента. Эта группа обязанностей может включать собеседование с клиентом или проведение официальных тестов для определения наличия диагностируемого состояния.

Профессия клинического психолога также предполагает участие в диагностических мероприятиях, которые включают использование Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, чтобы официально определить имеющуюся проблему. Как только условие диагностировано, могут начаться лечебные процедуры, которые направлены на содействие положительным изменениям в функционировании пациента.

Обязанностью для клинического психолога является этап лечения. Они обычно сосредотачиваются на том, чтобы вовлекать людей в разговоры об их проблемах. Эти беседы могут принимать различные формы, в зависимости от проблемы, с которой имеет дело пациент, и теоретической ориентации психолога. Могут быть использованы психотерапевтические услуги, которые включают встречи на еженедельной основе в течение длительного периода времени.

Клинические психологи с когнитивно-поведенческой точки зрения могут привлекать пациентов к упражнениям, направленным на изменение моделей мышления. Другие обязанности по лечению включают введение гипноза, наблюдение за групповой или семейной терапией или методы вмешательства для преодоления определенной фобии.

Кто такой клинический нейропсихолог и где он может работать

Нейропсихологи работают в крупных соматических больницах, в психиатрии, и в специализированных учреждениях для неврологических расстройств. И нейропсихология, и служба ПП имеют доступ к проверенным тестам и другим методам обследования.

Клиническое психологическое лечение включает в себя широкий спектр работ: от классического психоанализа до других форм терапии:

Лечение также включает абилитацию людей с ограниченными возможностями и реабилитацию после болезней и травм, которые привели к инвалидности.

Некоторые клинические психологи являются частными практикующими психотерапевтами, но подавляющее большинство работает в системе общественного здравоохранения, где они входят в команду врачей, медсестер, социогномистов и других профессиональных групп.

Обучение и переподготовка специалистов

Кафедра клинической психологии проводит исследования и отвечает за обучение и переподготовку на базовом, продвинутом и исследовательском уровне в области КП.

Чаще на кафедре проводятся исследования и обучение, посвященные этиологии, диагностике, профилактике и лечению различных форм клинических состояний, то есть психических заболеваний и расстройств у детей и взрослых. Это включает, в частности, разработку и оценку исследований в области КП на основе сотрудничества с другими исследователями, студентами и внешней деятельностью.

На факультете в институте могут не только обучать и переподготавливать специалистов, но и проводиться научные исследования на национальном и международном уровне, в частности, в следующих областях:

· Побочные эффекты психологического лечения.

· Лечение и профилактика игровой зависимости.

· Психоаналитическое и психодинамическое лечение.

· Профессиональное развитие психотерапевтов.

· Судебная и свидетельская психология.

· Партнерская психология и воспитание детей.

· Контекстуальная поведенческая наука.

· Обучение психологов распознаванию эмоций при психологическом лечении.

· Психическое здоровье беженцев, лиц, ищущих убежища, а также имеющих опыт травмы.

Различные программы институтов, кафедр включают преподавание по теме психологии на факультете психологии, обучение новых и переподготовку специалистов из смежных областей, самостоятельные курсы по психологии, а также курсы в рамках последипломного образования, повышения квалификации и переобучения.

Описание работы

Вот что вы будете делать в роли клинического психолога.

Если для вас важны честность, этика и помощь другим, подумайте о карьере в области клинической психологии. Вы можете начать обучение для работы в качестве психолога с любым типом работы или образования. Самое главное, ваша страсть и стремление к успеху.

Люди, меняющие карьеру, в настоящее время работающие в таких областях, как образование, социальная работа и специализированная помощь (например, с детьми или пожилыми людьми), обнаружат, что их навыки и организационные способности совпадают с теми, которые необходимы для работы в психологии.

Изучение психологии является полезным, показывая нам, как и почему мы ведем себя так, или иначе. Использование этой информации, чтобы помочь людям улучшить свою жизнь, может быть полезным. Независимо от того, новичок вы в психологии или нет, вы найдете в ней интригующий набор потенциальных карьерных путей.

Чем еще занимается клинический психолог

Клинические психологи встречаются с людьми, чтобы определить проблемы (эмоциональные, психические и поведенческие) в их жизни. Посредством наблюдения, собеседований и тестов, психолог будет диагностировать любые существующие или потенциальные расстройства. Затем вместе с пациентом они составляют программу лечения в соответствии с потребностями клиента. Психологи регулярно следят за прогрессом клиента, чтобы убедиться, что его потребности удовлетворены ходом действия, и скорректировать его при необходимости.

На работе клинические психологи:

  1. Определяют психологические, эмоциональные или поведенческие проблемы.
  2. Диагностируют психологические, эмоциональные или поведенческие расстройства.
  3. Разрабатывают и внедряют план лечения и лечебных процессов.
  4. Помогают клиентам определить цели и спланировать действия для достижения личного, социального, образовательного и профессионального развития и адаптации.
  5. Отслеживают прогресс клиента через регулярные встречи.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector