1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что ожидает фгуп охрану в году

Вневедомственная охрана в 2020 году

Информация о сокращениях во вневедомственной охране, запланированных в 2020 году, появилась в онлайн-СМИ в июле 2019 года. Авторы сообщили о ее планирующемся переподчинении ОМОН и переименовании в роту обеспечения охраны. Основной задачей роты обеспечения станет круглосуточное патрулирование маршрутов, а непосредственно охрану зданий и объектов на посту поручат комендантским частям МВД.

Авторы сообщений ссылались на данные закрытого совещания, состоявшегося при Совбезе РФ. В журналистских материалах указывались и отделы, филиалы и управления вневедомственной охраны, которым в 2020 году грозит ликвидация.

Опровержение

Через несколько дней пресс-служба Росгвардии опровергла новости, распространенные в интернете и вызвавшие серьезный резонанс. В сообщении, размещенном на официальном сайте Росгвардии, говорится, что данные, изложенные в публикации, не правдивы. Никаких планов по расформированию вневедомственной охраны, перераспределению полномочий, нет. Подобные вопросы не обсуждались на ведомственных совещаниях – авторы статьи ввели в заблуждение пользователей.

Грядут изменения

Журналистские выводы о предстоящем реформировании службы пока официально не подтвердились, но без изменений не обойдется. Они упомянуты в Концепции развития вневедомственной охраны, рассчитанной на 2018-2021 годы и далее. В документе говорится, что для оптимизации управления вневедомственной охраны (ВО) в 2020-2021 годах необходима территориально распределенная централизованная система наблюдения. Она позволит моментально реагировать на поступающие тревожные сигналы на районном уровне.

В период до 2021-го, а в перспективе и до 2025 года планируется реализация следующих мероприятий:

  • подготовить изменения в закон «О войсках национальной гвардии» в части делегирования полномочий российскому правительству по определению объектов, охраняемых национальной гвардией;
  • разработать проект закона «Об охранной деятельности в РФ»;
  • усовершенствовать требования в части антитеррористической защищенности охраняемых объектов.

Уже реформировали

Охранное подразделение реформировали уже не раз. В ходе предыдущих реорганизаций менялась ее структура, сокращалось или увеличивалось количество служащих – в зависимости от выполняемых задач и количества охраняемых объектов.

Сокращение штатной численности, перераспределение полномочий и другие необдуманные действия могут иметь негативные последствия. Одно из них – вынужденное сотрудничество предприятий и ведомств с частными охранными фирмами. Будет ли это финансово выгодно и эффективно? Вряд ли, потому что услуги частных компаний обходятся дороже, чем государственных.

Предыдущие сокращения и переоснащения

Последняя масштабная реорганизация вневедомственной охраны, затронувшая структуру и специфику подразделения, состоялась в 2012 году. Тогда сокращение коснулось почти 40 тысяч служащих. В 2017-2018 годах реформирование продолжилось: рабочие места потеряли около 3 тысяч человек. Процесс коснулся и переоснащения ведомства – сотрудники государственной охраны начали использовать новые шлемы и бронежилеты, приняли на вооружение специальные комплексы для поиска и обезвреживания взрывчатки.

Индексация зарплат

В 2020 году служащие вневедомственной охраны получат повышенную заработную плату. Увеличение окладов произойдет за счет индексации. Индексация планируется ежегодно, начиная с осени 2019 года, и будет соответствовать официальному уровню инфляции. Это значит, что к концу текущего года оклады сотрудников подразделения возрастут в среднем на 4-4,5%. Примерно на такую же сумму увеличатся они и в 2020-м.

При расчете заработной платы служащих государственных охранных ведомств учитываются:

  • должность;
  • звание;
  • стаж работы;
  • льготы (если они положены);
  • региональный коэффициент (он действует в районах со сложными и особыми условиями жизни и работы).

Служащие, задействованные в охране самых важных зданий и учреждений в России, получают повышенные оклады. Большинство подобных объектов сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге.

Часть объектов передадут

Ранее охранное ведомство обеспечивало безопасность государственных культурных и научных учреждений. В 2019-ом полномочия по охране многих таких объектов правительство передало коммерческим структурам. В следующем году процесс передачи продолжится. По предварительной информации, из перечня охраняемых зданий и сооружений исключат научные и публичные библиотеки, музеи, плотины и другие гидротехнические сооружения, государственные архивы, недвижимость Центрального банка РФ.

Перечисленные меры позволят российскому правительству сэкономить государственные бюджетные средства. Насколько существенной будет экономия, финансисты ответить затрудняются, потому что модернизация действующей системы охраны повлечет за собой рост расходной части.

В любом случае о расформировании, серьезном сокращении штатной численности или упразднении охранной службы речь не идет. Чиновники федерального уровня, курирующие реформу отрасли, уверены, что работы для госохранных структур будет достаточно даже после уменьшения количества курируемых объектов.

В 2020 году реформа продолжится: не исключено, что ВО передадут функции других подразделений Министерства внутренних дел РФ.

Что ожидает фгуп охрану в году

Точных данных о размере российского рынка охранных услуг нет: его участники не отличаются большой открытостью и стремлением обнародовать свои показатели. Например, ресурс Оxraha.ru оценивал объем российского рынка в 2015 году примерно в 420 млрд руб. Коммерческий директор охранного агентства «АКМ Групп» Алексей Щедрин согласился с этой цифрой и заявил, что в 2016 году объем рынка мог снизиться примерно на 10%: «На рынке кризис, многие охранные предприятия снимают охрану с объектов — клиенты разоряются или экономят». Глава «Корпорации Шериф» Виктор Савин считает, что в прошлом году объем рынка составил 400 млрд руб., а директор по маркетингу ООО «ЧОП «Легис» Александр Бондарь не склонен драматизировать ситуацию и размер рынка оценивает примерно в 500 млрд руб.

В отраслевых рейтингах традиционно лидируют ФГУПы, конкуренцию которым может составить лишь входящее в государственную корпорацию «Ростех» ЗАО «РТ-Охрана» (см. инфографику). Крупнейшим из них по выручке традиционно является федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта» (ФГП «ВО ЖДТ», бывшая военизированная охрана Министерства путей сообщения), занявшее в рейтинге этого года 377-е место.

По размеру выручки «Охрана» Росгвардии пока уступает железнодорожной охране, но значительно превосходит ее по диверсификации выручки и административному ресурсу. ФГУП «Охрана» Росгвардии — это более 53 тыс. сотрудников, более 100 тыс. объектов и 80 филиалов в субъектах РФ. Сама эта структура берет начало от вневедомственной охраны при органах внутренних дел, которая была реорганизована в 2005 году во ФГУП «Охрана» МВД России. Создание в апреле 2016 года Росгвардии и перевод под ее крыло «Охраны» повлекли за собой не только переименование последней, но и более важные последствия.

В состав Росгвардии, созданной на базе внутренних войск МВД, вошли до 400 тыс. человек из числа сотрудников ОМОНа, СОБРа и ФГУП «Охрана», а бюджет новой структуры на 2017–2019 годы составил 630,9 млрд руб., примерно по 210 млрд руб. в год. В Росгвардию также перешли подразделения лицензионно-разрешительной работы. Для ФГУП «Охрана» все это открыло захватывающие перспективы.

Новый административный ресурс позволяет Росгвардии отзывать лицензии у ЧОПов за нарушения, и в 2016 году она прекратила деятельность 637 частных охранных предприятий в большинстве случаев из-за грубых нарушений, связанных с правилами оборота оружия. Как заявил на брифинге в конце 2016 года заместитель директора Росгвардии Сергей Лебедев, подразделения лицензионно-разрешительной работы контролируют деятельность всех 23,3 тыс. частных охранных организаций России, которые в своей работе используют 80,4 тыс. единиц служебного оружия.

«Все оружейные комнаты ставятся на пульт ФГУП «Охрана», они же определяют тип охранной сигнализации, — говорит Щедрин из «АКМ Групп». — И они же могут добровольно-принудительно заставить нас это оборудование поменять через год или полгода, причем за счет заказчика, то есть за наш счет». Он также добавил, что ФГУП «Охрана» получило право на безальтернативной основе брать под охрану такие объекты, как аптеки или магазины с лицензией на алкоголь.

В октябре 2016 года вышло постановление правительства №1067, возложившее на Росгвардию федеральный контроль за безопасностью объектов топливно-энергетического комплекса — всего 7,1 тыс., включенных в формируемый Минэнерго реестр. Это вызвало живой интерес у представителей дочерних охранных предприятий крупных нефтяных компаний, атомных и электростанций.

Не меньшее оживление царило среди специалистов по транспортной безопасности, узнавших, что, согласно пп. 16 п. 9 раздела II «Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» от 30.09.2016, Росгвардия теперь «принимает в пределах своей компетенции участие в разработке мер по обеспечению авиационной безопасности в области гражданской авиации».

А в январе 2017-го правительство одобрило предложения Минпромторга и Росгвардии о присоединении к ФГУП «Охрана» ведомственной охраны объектов промышленности — более 18 тыс. вохровцев Минпромторга влились в ряды Росгвардии. Не исключено, что это только начало, писала в феврале «Российская газета», остается еще более десятка органов исполнительной власти и учреждений, имеющих собственные вооруженные формирования: Минатом, Минфин, Гознак и другие режимные предприятия. То есть «Охрана» Росгвардии, которая в 2016 году нарастила выручку на 15%, до 17,55 млрд руб., сохраняет высокий потенциал для дальнейшего роста.

Сторожевые шашни: реформа ведомственной охраны вылилась в скандал

Казенное предприятие «Связь-Безопасность» во время реструктуризации (присоединения к ФГУП «Охрана» Росгвардии) выписало при увольнении семерым сотрудникам выплаты на общую сумму около 15 млн. рублей. Щедрые отступные из госбюджета заметили ревизоры вновь образованной структуры и инициировали возбуждение уголовного дела по факту злоупотребления должностными полномочиями. Казалось бы, рутинное дело, но у расследования может быть и скрытая подоплека, связанная с переделом рынка услуг государственной охраны. Подробности — в материале «Известий».

В июне подразделением по расследованию особо важных дел СУ СКР по ЦАО было возбуждено дело о злоупотреблении должностными полномочиями по факту необоснованно высоких выплат выходного пособия в связи с увольнением работников. Официальная причина расторжения контрактов — нежелание работников продолжать трудовые отношения из-за смены собственника (п.6 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса). Но по мнению следствия, на такие решения полномочна «принимающая» сторона, то есть ФГУП «Охрана».

— Выплата выходных пособий производится исключительно вновь созданным в результате реорганизации юридическим лицом после внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ, — говорится в материалах дела, сообщил источник «Известий», близкий к следствию. Он уточнил, что в расследовании пока нет фигурантов, однако известны фамилии работников, которым, как считает следствие, были необоснованно выплачены «золотые парашюты» — Тихонов, Колесов, Толданов, Казаков, Чернышев, Корженевская, Колнооких (6,5 млн., 3,7 млн., 894 тыс., 390 тыс., 1,8 млн., 4,1 млн., 637 тыс. рублей соответственно).

Битва за гособъекты

Самая существенная сумма, которую, по мнению следствия, незаконно начислили при увольнении, полагалась Тихонову В.Г. — больше 6,5 млн. рублей. «Известия» выяснили, что человек с такой же фамилией и инициалами занимал должность советника гендиректора ФГУП «Связь-безопасность», а также руководил филиалом в Нижегородской области и Поволжском федеральном округе. Он занимался работой по получению тендеров. Его претензии, в частности, были связаны с тем, что предприятие было лишено права на участие в аукционах. Согласно одной из жалоб в Управление антимонопольной службы по Нижегородской области, подписанной Тихоновым, его филиал пытался оспорить отстранение от участия в конкурсе на оказание услуг по охране Верховного суда Татарстана. «Связь-Безопасность» лишилась контракта из-за того, что «здание суда не является сооружением или объектом связи, находящимся в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций РФ». Участнику указали на отсутствие полномочий на охрану здания суда несмотря на то, что ФГУП соответствовало положениям закона №77-ФЗ «О ведомственной охране». Тихонов посчитал, что действия конкурсной комиссии противоречат законодательству РФ. «Учредительные документы ФГУП «Связь-безопасность» не содержат запрета на охрану силами ведомства Минкомсвязи России объектов, не находящихся в прямом ведомственном подчинении органа исполнительной власти, имеющего право на ее создание. Кроме того, законодательство в принципе не предусматривает ограничений на охрану организациями ведомственной охраны объектов, не находящихся в прямом ведении органов исполнительной власти, имеющих право на ее создание», — писал Тихонов.

В этой жалобе 2016 года, по сути, был сформулирован протест против монополизации рынка услуг, предоставляемых государственными охранными структурами. На роль монополиста, по мнению других участников рынка, тогда, как и сейчас, претендовало ФГУП «Охрана» — структурное подразделение Росгвардии. В дальнейшем конфликт только усиливался. В Росгвардии был взят курс на присоединение всех ведомственных охранных организаций и жесткую позицию на конкурсах за право охраны «спорных» объектов.

Не доверяй и проверяй

Два года назад начались масштабные проверки ведомственных охранных структур. Росгвардия, представляющая собой ведомство, созданное на базе отделившихся от МВД служб и подразделений, получила функцию контроля за лицензионно-разрешительной деятельностью — в том числе и полномочия по надзору в сфере охранных услуг. Сложилась ситуация, когда ведомство, имеющее в своей структуре мощную охранную организацию (ФГУП «Охрана»), получило контроль над потенциальными конкурентами.

В 2017-м ревизии коснулись ФГУП «Ведомственная охрана промышленных объектов» Минпромторга, ФГУП «Связь-безопасность» и ФГУП «Главный центр спецсвязи» Минкомсвязи, а также предприятия «Росинкас» Центробанка. Летом 2018-го проверки начались в Росрезерве, «Атом-охране», МЧС, ФГУП «Почта России», писало информагентство «Индустрия безопасности».

В Росгвардии уточнили, что цель проверок — лишь навести порядок в сфере услуг безопасности.

— Такие же предписания об устранении нарушений получает и ФГУП «Охрана», которое хотя и является предприятием при Росгвардии, тем не менее проверяется так же и даже строже, чем и все остальные участники отрасли,— объяснил «Коммерсанту» советник директора Росгвардии Александр Хинштейн. Он также уточнил, что решение о существовании той или иной ведомственной охраны будет принимать правительство «по результатам максимально открытого обсуждения».

Проверки, в результате которых были выявлены недостатки в ряде ведомственных охран, привели к противостояниям — далеко не все горели желанием потерять независимость, а вместе с этим и прибыль в виде солидных премий (выручка игроков достигала в среднем несколько миллиардов рублей в год). Начались судебные тяжбы и споры в инстанциях. Один из таких процессов инициировали представители ФГУП «Связь-безопасность», отстаивавшие право охранять любые гособъекты, а не только те, которые отнесены к ведению Минкомсвязи.

Представляла интересы опального ФГУП юрист Ирина Колнооких, чья фамилия также фигурирует в расследовании о якобы незаконных начислениях при увольнении. По данным следствия, ей было начислено при увольнении около 640 тыс. рублей.

Ее фамилия фигурирует в качестве заявителя в арбитражном процессе об оспаривании «Связь-безопасностью» предписания от Росгвардии. Ведомство потребовало от руководства ФГУП отказаться от охраны объектов, не отнесенных к сфере ведения Минкомсвязи. В предписании фигурировали 190 объектов, ключевые из которых — объекты ПАО «Ростелеком». Суд встал на сторону Росгвардии, но ФГУП пыталось обжаловать это решение вплоть до своего поглощения ФГУП «Охрана». При этом ФГУП «Связь-безопасность» было мощным игроком на рынке охранных госуслуг — выручка в 2017 году составила 4,8 млрд. рублей, а чистая прибыль — 51 млн.

В противостоянии в итоге победила Росгвардия. В октябре прошлого года был подписан указ о присоединении предприятия «Связь-безопасность» к ФГУП «Охрана». Это решение было принято в связи с принятием «Концепции развития вневедомственной охраны на период 2018–2021 годов и далее до 2025 года», утвержденной Росгвардией. В июне 2019 года сразу в несколько судов поступили ходатайства от правопреемника «Связи-безопасности» — ФГУП «Охраны» Росгвардии об отказе от претензий к себе самой.

Ошибка или умысел

Но странность ситуации в том, что обычно споры о неосновательном обогащении и причинении убытков предприятию решаются в судебном или дисциплинарном порядке.

— Уголовные дела о злоупотреблении служебными полномочиями — скорее исключение из общего правила. Обычно в ситуации, когда руководитель выплачивает необоснованно высокие премии или отступные (так называемые «золотые парашюты»), а такое довольно часто встречается в бизнесе, он отвечает за это рублем. То есть с него могут взыскать убытки на ту сумму, которую он переплатил. Например, руководитель решил премировать своего работника на круглую сумму, и об этом становится известно собственнику либо новому руководителю. Начинается разбирательство, устанавливается факт, что особых успехов премированный работник не достиг, собираются объяснения от заинтересованных лиц. С этими данными собственник или новый гендиректор идет в суд, где в гражданском порядке добивается возмещения ущерба как убытков для предприятия. Уголовная составляющая появляется, как правило, когда деньги — бюджетные либо околобюджетные. Но возбудить дело по такой фактуре очень сложно, — рассказывает адвокат, руководитель коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm Денис Фролов. По словам юриста, такие дела редко доходят до суда и остаются так называемыми «висяками».

— Доказать, что руководитель заведомо хотел умышленно нанести имущественный ущерб компании, которой он руководит, очень непросто. Обвиняемый, по сути, должен расписаться в том, что его истинной целью было причинить убытки. Единственный случай в моей практике, где удалось возбудить уголовное дело по незаконному премированию — мы доказали, что лица, получившие выплату, затем вернули ее директору, — говорит Фролов.

По закону руководителю предоставлено право премирования работников, вопрос размера премий и отступных для каждой компании индивидуален.

— Грань между гражданско-правовым нарушением (причинением убытков) и преступлением довольно тонкая, поэтому следственные органы обычно не берутся за такие дела. Они часто разваливаются либо на стадии следствия, либо в суде, — считает адвокат.

Не исключена также и производственная ошибка кадровика в выборе основания при увольнении сотрудников. Следствие подчеркивает, что выплаты были произведены незадолго до прекращения деятельности ФГУП «Связь-безопасность», хотя сделать это, как считает следствие, должно было руководство ФГУП «Охрана». Многое в этой истории зависит от хронологии событий — что и предстоит доказать следствию.

— В любом случае окончательное решение принимает руководитель предприятия, он несет ответственность, — говорит Денис Фролов. По данным ФНС России, последним руководителем недействующего на сегодняшний день предприятия, имевшим право действовать от имени юрлица, был Юрий Колесов. Впрочем, отзывы о ФГУП «Связь-безопасность» от рядовых сотрудников на различных тематических форумах чаще негативные. Главные претензии — мизерная зарплата и хамское отношение к персоналу.

Повторение пройденного

Разворачивающееся уголовное преследование бывших менеджеров охранных ФГУП в период присоединения к «Охране» — не первое за последние годы. Лица, фигурирующие в текущем расследовании, могут повторить судьбу экс-командира спецгруппы «Вымпел» генерал-майора ФСБ Владимира Подольского. Он возглавлял ведомственную охрану Минпромторга (ФГУП «Ведомственная охрана промышленности РФ»), которая одной из первых, в феврале 2017 года, была поглощена ФГУП «Охрана». Подольского обвинили в мошенничестве в особо крупном размере. Громкое обвинение сводилось к похожим на историю с менеджментом охраны Минкомсвязи кадровым спекуляциям. По версии ГВСУ СКР, Подольский в соучастии с советником главы Минпромторга, бывшим руководителем отдела Службы экономической безопасности ФСБ Сергеем Горбуновым и Татьяной Литягиной фиктивно устроил на работу Владимира Белого без ведома последнего. Мужчина числился полтора года (с 2012-го по октябрь 2013 года) в штате, ему, в общей сложности, была начислена зарплата в 3,3 млн. рублей, которую тратили обвиняемые. У бывшего спецназовца Подольского также нашли во время обыска 100 патронов от пистолета Ярыгина и ПМ. Полковнику Горбунову ставили в вину использование в личных целях служебного транспорта.

Генерал Подольский и полковник Горбунов получили по четыре года колонии. После приговора бывшему спецназовцу инкриминировали еще один эпизод хищений, связанный с фиктивным трудоустройством родственников другого военного отставника — Андрея Польщикова.

Враг Росгвардии № 1: кто мешает Золотову зарабатывать миллиарды?

Росгвардии не нравится, что у неё нет (пока) монополии на охрану госимущества. Ведь у многих министерств есть свои ведомственные охранные структуры. Более того, они выступают конкурентами в тендерах на охрану гособъектов со ФГУП «Охрана», принадлежащим Росгвардии. Например, Ведомственная охрана Минсельхоза с начала 2019 года получила контракты на 257 млн рублей, а Ведомственная охрана Минэнерго — на 275 млн рублей. Полмиллиарда на дороге не валяются, решили в Росгвардии, и она на днях получила обе эти организации: указом президента они п ерестали существовать и были присоединены ко ФГУП «Охрана».

Сейчас главный очаг сопротивления — Управление ведомственной охраны Минтранса, которое так просто сдаваться на милость росгвардейцев не собирается. Более того, оно отчаянно конкурирует со службой Золотова на госторгах. И обычно выигрывает, предлагая более низкие цены на охрану.

С начала 2018 года и до октября нынешнего охрана Минтранса выступила конкурентом Росгвардии в 43 тендерах на общую сумму 215 млн рублей. В итоге управление Минтранса выиграло 30 тендеров, Росгвардия — только 9 (в четырёх остальных победителем стала третья компания. — Прим. «Базы»).

Причём Управление Минтранса выигрывает тендеры на охрану не только транспортной системы (аэропортов, например), но и других гособъектов: зданий судов, Роспотребнадзора, музеев.

С начала года Управление заработало на госзакупках 3,4 млрд рублей. Это даже больше, чем ФГУП «Охрана» (2,9 млрд; также у Росгвардии множество территориальных управлений и других учреждений, которые тоже получают контракты).

Но успех транспортников, похоже, разозлил тех, кого злить небезопасно. Тем более что Росгвардия — это не просто охрана, но ещё и надзорный орган на рынке охранных услуг (когда это касается государственных, стратегических и иных объектов).

Согласно данным СПАРК-Интерфакс, в 2018–2019 годах Росгвардия проверила Управление ведомственной охраны Минтранса 148 раз. То есть ревизоры из Росгвардии заходят в разные филиалы Управления Минтранса 1–2 раза в неделю.

И, как правило, выходят не с пустыми руками: Росгвардии удалось найти 565 нарушений! Например: «работниками команды „Томск“ в 2018 году не пройден ежегодный медицинский осмотр в 2018 году», «16 работников Крымского отряда Краснодарского филиала ФГУП „УВО Минтранса России“ не прошли обязательную дактилоскопическую регистрацию» и т. д.

Некоторые нарушения охраны Минтранса относятся к категории «лезет не в своё дело». Например, в феврале-марте 2019 года Росгвардия, проведя очередную проверку, выяснила, что Управление охраняет «11 объектов, не отнесённых к сфере ведения Минтранса» и «240 объектов, не включённых в перечень охраняемых объектов… утверждённый приказом Минтранса».

Росгвардия составила предписание — устранить нарушение. Но охрана Минтранса подала в суд. Категория дела называется так: «привлечение к административной ответственности за самоуправство». В итоге Арбитражный суд Москвы недавно признал часть пунктов предписания Росгвардии недействительными.

Во-первых, из закона следует, что ведомственная охрана может охранять любую госсобственность (а не только своего ведомства). Во-вторых, если Минтранс не внёс в свой перечень всё, что его Управление охраняет, в этом тоже ничего страшного. «Иное бы противоречило целям создания ведомственной охраны, в частности, когда при создании нового объекта у государственного заказчика не будет возможности обеспечить его защиту до момента внесения объекта в перечень», — говорится в решении суда.

На этом история не закончилась, и в сентябре Росгвардия подала жалобу в 9-й арбитражный апелляционный суд. Заседание назначено на ноябрь.

В июле спор Росгвардии с охраной Минтранса уже дошёл до Верховного суда. Но иск тогда подала Росгвардия. Управление Минтранса выиграло тендер на охрану Северного флотского военного суда. Представители ведомства Золотова тоже подавали заявку, но проиграли. В суде они пытались доказать, что Управление Минтранса не имеет права охранять то, что не связано с транспортом. Но Верховный суд решил, что всё в порядке.

Советник гендиректора Управления ведомственной охраны Минтранса Александр Божков рассказал, что они получили не одно, а несколько предписаний от Росгвардии (её региональных управлений) о запрете охранять не транспортные объекты. Все они были обжалованы, и суды встали на сторону Минтранса. «Кроме того, письмом от 19.07.2019 № 350/2149 Управление Росгвардии по Мурманской области исключило из выданного им предписания пункты касаемо охраны объектов, не отнесённых к сфере ведения Минтранса, признав тем самым правомерность позиции предприятия», — сказал Александр Божков. Пресс-служба Росгвардии оперативно не ответила на запрос «Базы».

Однако ведомство Золотова сдаваться не собирается. Тем более когда у тебя в руках дубинка — право проверять и наказывать, — ею Росгвардия систематически и результативно лупит конкурентов.

В марте 2019 года к «Охране» Росгвардии было присоединено ФГУП «Связь-безопасность», которое ранее принадлежало Минкомсвязи. У «Связи-безопасности» до этого нашлось много нарушений, в том числе любимое у Росгвардии — охрана объектов, не относящихся к сфере деятельности профильного министерства. Против бывшего руководства «Связи-безопасности» были возбуждены уголовные дела из-за выплаты золотых парашютов. До своего присоединения «Связь-безопасность» имела 4,6 млрд рублей в год и около 15 тыс. сотрудников.

В 2017 году к «Охране» Росгвардии была присоединена Ведомственная охрана Минпромторга. Поводом также стали многочисленные нарушения, которые обнаружила Росгвардия. Только за февраль 2017 года нашлось 116 нарушений. Также было возбуждено уголовное дело против бывшего главы ведомственной охраны Владимира Подольского. Его признали виновным в выплате зарплаты мёртвым душам, за что он получил 4 года колонии. В результате присоединения Росгвардия получила 18 тыс. сотрудников и дополнительные 5 млрд выручки в год.

В 2018 году нефтяные компании, в том числе «Лукойл», «Газпром нефть», «Татнефть» и «Сибур», пожаловались в Совет безопасности России на попытки Росгвардии монополизировать услуги по охране их предприятий. В письме говорилось о росте числа предписаний Росгвардии в адрес ЧОПов, защищающих объекты ТЭКа.

Росгвардия ужесточает требования для ЧОПов

В «Парламентской газете» обсудили, как будут жить дальше частные охранные структуры

Завершается общественное обсуждение проекта постановления Правительства страны, касающееся деятельности частных охранных предприятий. Документ подготовлен Федеральной службой войск Национальной гвардии России и размещён на сайте regulation.gov.ru. Согласно ему будут внесены изменения в ряд государственных документов, регулирующие вопросы работы ЧОПов. Члены Общественной палаты РФ провели слушания, посвящённые повышению требований к частной охранной деятельности в пресс-центре «Парламентской газеты».

На рынке должны остаться только дееспособные и добросовестные

Напомним, в апреле Президент РФ Владимир Путин объявил о создании Национальной гвардии на базе внутренних войск МВД. Помимо борьбы с терроризмом и организованной преступностью, охраны важных государственных объектов и спецгрузов, содействия ФСБ в охране государственной границы, Нацгвардия также станет контролировать частную охранную деятельность и оборот оружия в стране. Ведомство будет заниматься вопросами лицензирования, следить за подготовкой охранников и контролировать вооружение ЧОПов. Как сказано в законе, «выдавать в соответствии с законодательством Российской Федерации во временное пользование физическим и юридическим лицам отдельные виды, типы и модели оружия и патронов к нему, предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства».

Кроме того, новая Росгвардия будет проводить проверки ЧОПов и давать оценку профпригодности их сотрудников, особенно в части применения служебного оружия и спецсредств. Росгвардия подготовила проект постановления Правительства, в котором предлагает повысить качество оказания услуг частных охранных предприятий, оказывающих услуги в бюджетных учреждениях, ведомствах, школах и больницах.

«Правоприменительная практика показывает, что ряд недобросовестных частных охранных организаций, имеющих низкую обеспеченность материально-техническими и людскими ресурсами, в целях получения государственного контракта в большинстве случаев умышленно идут на значительное снижение цены выставляемого лота, что в последующем приводит к выставлению на посты охраны работников, не имеющих зачастую опыта работы и соответствующей квалификации, а в ряде случаев — к неисполнению перед заказчиками как частично, так и полностью своих обязательств», — говорится в пояснительной записке к документу.

«Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении требований к частным охранным организациям, оказывающим охранные услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вводит ряд требований для вневедомственной охраны с тем, чтобы на рынке остались только дееспособные и добросовестные частные охранные предприятия и чтобы оградить граждан от неопытных участников рынка», сказал.председатель Комиссии Общественной палаты России по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Дмитрий Галочкин.

Среди требований, которые предлагают ввести для ЧОПов, — наличие предыдущих контрактов на оказание услуг до момента заключения контракта с государственными учреждениями (что позволит избежать заключения контрактов с фирмами-однодневками), наличие лицензии на охрану объектов, наличие в штате не менее ста человек, напомнил главный эксперт-специалист Управления по организации лицензионно-разрешительной работы Росгвардии Андрей Аванесов.

«У организации также не должно быть никаких нарушений законодательства — к примеру, нарушений в сфере оборота оружия. Если это происходит, участвовать в конкурсах на заключение госконтракта они не должны, пояснил представитель Росгвардии.

Кроме того, ЧОПы должны состоять в саморегулируемых организациях.

Нужен ли малый бизнес в охранной сфере?

Положение постановления Правительства о введении требований к частным охранным организациям, оказывающим услуги для госучреждений, предполагающее наличие в ЧОП не менее ста сотрудников, закроет путь малому бизнесу в эту сферу. Такое мнение выразил заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Данилов в пресс-центре «Парламентской газеты».

«Это требование следует заменить на требование об обязательстве ЧОП быть членом саморегулируемой организации и профсоюза», — считает Данилов. По его мнению, если постановление вступит в силу, представители вневедомственной охраны будут подавать в суд, поскольку закон о защите конкуренции противоречит требованию о необходимом количестве членов в штате структур вневедомственной охраны. «Только вчера в Торгово-промышленной палате мы обсуждали стратегию развития малого предпринимательства в стране. Если постановление в существующем виде будет принято, это «выключит» малый бизнес из этой сферы. Необходимый путь развития — вступление в СРО, такая система уже работает в нашей стране», — отметил эксперт. Кроме того, по его мнению, повысить качество оказания услуг сотрудников ЧОП можно путём внедрения профессиональных стандартов.

Между тем аналитики напоминают, что речь идёт только о ЧОП, которые хотят принять участие в конкурсах с государственным финансированием. Двадцать три тысячи частных охранных предприятий — а именно столько сегодня работает в стране — могут найти себя на рынке оказания услуг коммерческим структурам. Для этого необходимо создать реестр проверенных ЧОП, предложила заместитель председателя Московского Антикоррупционного комитета и Национального комитета общественного контроля Марина Сирота.

«При выборе охранного предприятия необходимо смотреть на заслуживающие доверия структуры вневедомственной охраны, для этого нужен реестр проверенных частных охранных предприятий», — считает Сирота.

После проведения общественных слушаний по проекту постановления Правительства в Общественной палате России будет подготовлено заключение с предложениями экспертов по корректировке документа.

«Пока проект постановления находится на обсуждении, поэтому текст документа может претерпеть изменения», — заключил Дмитрий Галочкин. процента.

Напомним, численность Росгвардии, по словам её директора Виктора Золотова, после завершения всех организационно-штатных мероприятий достигнет более 340 тысяч человек. На этой неделе Национальная гвардия взяла под охрану стратегически важные объекты на Крымском полуострове. Среди них — энергомост в Крым и ядерный реактор в Севастополе. Под защитой Росгвардии также находится детский лагерь «Артек».

Замглавы Минэнерго Анастасия Бондаренко о системе охраны объектов ТЭКа

Росгвардия, стремящаяся получить монополию на охрану объектов ТЭКа высокой опасности, планирует присоединить к себе ведомственную охрану Минэнерго — соответствующий проект указа президента РФ был опубликован 9 августа. О том, какой позиции придерживается Минэнерго в вопросе охраны отраслевых объектов, “Ъ” рассказала замглавы министерства Анастасия Бондаренко.

— Спор между нефтяными компаниями и Росгвардией о том, кто должен охранять объекты ТЭКа, обостряется. Расскажите, какую позицию занимает Минэнерго?

— На стадии реформирования закона о ведомственной охране «Роснефть», «Транснефть», «Газпром» как стратегические общества получили право на создание собственной ведомственной охраны. Ведомственные охранники наделены большим количеством полномочий, чем работники ЧОПа. Разрешение было в первую очередь связано с тем, что эти компании обладают самыми стратегическими активами. Во-первых, это те объекты, незаконное вмешательство в работу которых может привести к очень большим негативным последствиям как для населения, так и для экономики всей страны. Во-вторых, к ним относятся объекты, которые участвуют в производстве продукции для государственных нужд. Другие компании ТЭКа, как частные, так и государственные, правом создавать свои ведомственные охраны не наделены. Они могут привлекать для защиты своих объектов и охрану Росгвардии, и ведомственную охрану Минэнерго, и частные охранные организации. Президентом РФ такой подход был поддержан.

В настоящий момент ряд объектов ТЭКа подлежит категорированию по степени опасности, а в зависимости от категорий установлены требования по их защите. Чем выше категория, тем выше требования, выше расходы компаний. Минэнерго был разработан законопроект, который говорит буквально следующее: объекты трех стратегических обществ и их дочерних компаний охраняются собственными ведомственными охранами (это остается неизменным), все остальные объекты ТЭКа имеют право охранять все виды охранных структур, но к охране объектов высокой и средней категории опасности смогут быть допущены только те ЧОПы, которые будут соответствовать повышенным требованиям, установленным правительством. Такие дополнительные требования к ведомственным охранам устанавливаться не будут.

Законопроект согласовывался довольно долго, и в какой-то момент Росгвардия предложила, чтобы все объекты высокой категории могли охраняться исключительно силами Росгвардии или ведомственной охраны, в данном случае Минэнерго.

— Причем сама же Росгвардия и предоставляет лицензии на частную охранную деятельность…

— Да, это нюанс. Во-первых, предоставление лицензии, во-вторых, проведение проверок Росгвардией ЧОПов. Кстати, в последнее время претензии со стороны Росгвардии к тем ЧОПам, которые охраняют такие объекты, существенно выросли. Компании, не соглашаясь зачастую с такими претензиями, идут в суды.

— К объектам каких компаний предъявлялись претензии?

— Могу назвать, например, ЛУКОЙЛ. Впрочем, «Татнефть», «Сургутнефтегаз», НОВАТЭК, СИБУР, «Газпром нефть» и ряд других компаний выступают в поддержку нашего законопроекта. Они предоставили свои обоснования, которые содержат очень важный момент. Дело в том, что объекты ТЭКа, подлежащие охране, юридически все-таки объекты частной собственности. Хорошо охранять свое имущество — экономический интерес собственника. Например, у ЛУКОЙЛа есть компания «Луком-А», которая относится по закону к частным охранным структурам. За 26 лет своего функционирования была доказана ее эффективность: ни одного серьезного нарушения в работе объектов не допущено, наоборот, предотвращен ряд неблагоприятных ситуаций. Компания серьезно развивает это направление, сотрудники постоянно обучаются по программам повышения квалификации и переподготовки, причем и по техническим, и по технологическим аспектам охраняемых объектов (объекты добычи, объекты переработки, линейные, площадные — везде есть специфика). Идею разрушения сложившейся эффективной системы в компаниях ТЭКа мы не поддерживаем. Ведь в итоге это история про эффективность всего холдинга.

— Ужесточение квалификационных требований приведет к росту расходов со стороны компании?

— Компании и сейчас достаточно вкладываются в системы защиты своих объектов. Нам осталось проанализировать лучшие практики по защите объектов и предложить единые подходы к закреплению их в акте правительства. Но установление требований к ЧОПам относится к компетенции Росгвардии, поэтому она занимается сбором предложений. Мы свое видение в разрезе компаний ТЭКа, конечно, дадим.

— Как выглядит структура рынка охранных услуг в ТЭКе? Во сколько оценивается этот рынок?

— Оценить весь объем рынка охранных услуг довольно сложно. Объекты ТЭКа помимо ведомственной охраны Минэнерго, своих ведомственных охран и частных охранных организаций охраняются также подразделениями самой Росгвардии и подведомственным ей ФГУП «Охрана». У этого ФГУПа под физической защитой более 6,5 тыс. объектов по всей стране во всех отраслях (объектов ТЭКа из них около 100) и кратно больше — под техническими средствами охраны.

Еще есть перечень объектов, охраняемых исключительно войсками Росгвардии. К ним относятся 13 объектов «РусГидро», 199 нефтяных объектов в Чеченской Республике и шесть в Ингушетии, ряд крупных подстанций и, конечно, объекты энергомоста в Крым.

— Когда законопроект будет принят?

— В июле состоялся круглый стол в Госдуме, где наши предложения были поддержаны. Сам законопроект сейчас находится в правительстве, и по нему уже состоялся ряд совещаний у профильного заместителя председателя. Планируем его внести в осеннюю сессию, надеемся, что он будет принят в этом году. Важно, что предлагаемый подход был поддержан Совбезом РФ, ведь этот вопрос доходил и до президента. Кстати, в свое время законопроект был согласован и с самой Росгвардией, вот только спустя год после своего согласования она резко изменила свою позицию. Однако я уверена, что мы найдем с коллегами взаимопонимание. Надо сбалансировать решение между вопросами безопасности таких объектов и вопросами эффективности деятельности компаний ТЭКа, которым они принадлежат.

— Какую работу в рамках инвентаризации нефтяных месторождений сейчас проводит Минэнерго?

— Для стимулирования увеличения объемов добычи нефти и бюджетных поступлений мы проводим систематизацию месторождений и льгот по соответствующим критериям, а также продолжаем сбор информации от компаний. Доклад в правительство должны представить уже в октябре этого года, хотя, по некоторым оценкам, на обработку и анализ всей информации может уйти больше времени. Даже промежуточные итоги сейчас подводить преждевременно, особенно с учетом недавних изменений в налогообложении: в частности, в прошлом году — введения НДД, в этом году — обратного акциза на нефть.

— Какие категории месторождений выделены в «дорожной карте» по инвентаризации?

— В «дорожной карте» один блок посвящен месторождениям Западной Сибири, еще один — остальным месторождениям как на суше, так и на континентальном шельфе. И отдельно выделяются сухопутные месторождения в арктической зоне.

— Сейчас возобновилось обсуждение закона «О нефти», против которого всегда выступали нефтяные компании. В какой оно сейчас стадии?

— Нефтяная отрасль в данный момент урегулирована, но существует два подхода. Первый состоит в том, что отрасль может регулироваться рядом законов, второй — надо консолидировать в одном законе все нормы, которые относятся к нефтяной отрасли. В начале 2010-х годов Минэнерго разработало закон о госрегулировании добычи, переработки, транспортировки нефти и нефтепродуктов. Во время обсуждения были разногласия и с компаниями, и с ФОИВами. Альтернативная Минэнерго точка зрения заключалась в том, что большинство отношений уже урегулированы соответствующими нормативными актами. ФАС, например, в свое время разработала законопроект «О ценообразовании на рынках нефти и нефтепродуктов», который тоже не прошел из-за отсутствия предмета как такового. Ключевой вопрос: регулировать или не регулировать ценообразование, создавать рыночный механизм или управляемый государством. Ответ правительства был однозначный — это рыночные отношения. В 2017 году был внесен законопроект о магистральном трубопроводном транспорте, но это документ с более узким предметом. Большой круг отношений нефтяных и нефтеперерабатывающих компаний лежит во взаимоотношениях с компанией «Транснефть». Как транспортировать и диспетчерировать нефть, кому принадлежат трубопроводы, как их разделять на магистральные и промысловые? Как регулируются взаимоотношения и синхронизируются инвестпланы нефтекомпаний и «Транснефти»? Этот проект находится в правительстве, работа по нему пока приостановлена. Прошлый год ознаменовался скачком цен на нефтепродукты, правительство принимало оперативные решения по изменению налогового законодательства. После встречи Дмитрия Медведева с членами фракции КПРФ нам было дано поручение поработать над единым законом о госрегулировании отрасли, чем мы сейчас и занимаемся.

— Когда было поручение?

— В апреле 2019 года. Сейчас мы формируем концепцию законопроекта. После этой встречи, кстати, был внесен в Госдуму альтернативный законопроект о госрегулировании отрасли. По сути, это попытка ввести ценовое регулирование на тех рынках, которые у нас уже в достаточно длинном периоде времени являются рыночными. Правительство подготовило по нему отрицательное заключение, кроме того, этот законопроект в остальных вопросах носит по большей части декларативный характер. Поэтому Минэнерго продолжает работу над выполнением поручения председателя правительства. Вопрос в том, в каком разрезе нужен единый закон. По нашему мнению, его принятие целесообразно, но с учетом того, сколько исторических попыток предпринималось для его утверждения, надо понять, что является его предметом, какие необходимы акценты. Еще идет параллельный процесс, который обязательно надо учитывать. Он связан с целым блоком законодательства, за которое отвечает ФАС и Минэкономики (поправки к законам о естественных монополиях, о конкуренции, разработка единого закона о тарифном регулировании). Для отраслей ТЭКа здесь важнее ответы на вопросы: будет ли содержаться тарифное регулирование в отраслевых законах, или все-таки все должно быть упаковано в один закон, а самое главное — реформируем или фиксируем уже сложившуюся систему установления тарифов, которая для каждой отрасли крайне разнообразна. Поэтому, в каком виде быть единому закону о тарифах, это вопрос, над которым сейчас правительство работает.

В данный момент также формируются подходы к такому важному методу установления тарифов, как эталонные затраты. Что такое эталон затрат для каждого из видов деятельности? Возьмем, к примеру, затраты на прокладку трубы. То есть метр трубы в вечной мерзлоте проложить с учетом логистики, сезонности, расходов, оплаты труда персонала, тяжелых условий труда — одни затраты, в Черноземном районе с мягким климатом — совершенно другие. Отвечая на эти и другие вопросы об установлении тарифов, мы подходим и в целом к регулированию инвестиционной деятельности компаний, работающих в сферах естественных монополий.

— Правильно мы понимаем, что законопроект о нефти в значительной степени будет дублировать законопроект о трубопроводном транспорте и главным образом будет регулировать отношения «Транснефти» и нефтекомпаний? Поддерживает ли Минэнерго принцип «качай или плати» и инвестнадбавки к тарифам, которые в рамках него обсуждались?

— В документе, безусловно, будут предусмотрены положения о функционировании и развитии системы магистрального трубопроводного транспорта в сфере нефти и нефтепродуктов. В том виде, в котором они были предложены в законопроекте о магистральном трубопроводном транспорте, или в более усеченном — это еще вопрос будущего. В отношении принципа «качай или плати» особых разногласий не было в правительстве, и принцип в целом изначально поддерживался. Можно с высокой долей вероятности предположить, что он будет закреплен и в новом законопроекте.

— «Роснефть», например, была против этого принципа.

— Компании свои замечания предоставляли по этому пункту, но в итоге разногласия были преодолены. Потому что принцип в целом уже сложился, есть судебная практика. Была позиция, что это можно урегулировать на подзаконном уровне. Проанализировав ситуацию, Минэнерго готовило законопроект с учетом закрепления принципа на законодательном уровне. В отношении возврата инвестиций, должен ли он быть гарантирован — да, вопрос был очень спорный. По нему дискуссия приостановлена, пока правительство определяется с новым законом о тарифах.

— Когда будет подготовлена концепция законопроекта о нефти?

— Концепцию законопроекта и его рабочую версию мы надеемся обсуждать в самое ближайшее время с отраслью и с ФОИВами, а к концу года законопроект должен появиться.

— Как мы знаем, часто в отрасли возникают конфликты между «Роснефтью» и «Транснефтью». Например, пару лет назад обсуждалось изменение норматива технологических потерь, будет ли он все же изменен?

— Порядок его установления сейчас урегулирован. Поэтому живем пока в действующем регулировании.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector