2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое потребность личности

Что такое потребность? Потребности личности

Нельзя не согласиться с тем, что человек – существо социальное. Никто из нас не смог бы жить вне общества. Каждый хочет стать индивидуальностью, но не у всякого хватает сил выделяться из толпы, потому что это требует определенной смелости. В данной статье мы изучим вопрос о том, что такое потребность, определим характеристики и виды рассматриваемого понятия.

Редкий человек не хочет привнести в свою жизнь хоть какое-то разнообразие. Существует система потребностей, одинаковая для всех людей. Конечно, она очень условная, зато позволяет учесть разные сферы жизни.

Определение понятия

Большинство людей вряд ли задумывается о том, каковы их потребности. Мы привыкли воспринимать свои желания как нечто естественное. Что такое потребность? Можно определить ее как насущное желание человека, без удовлетворения которого он не сможет чувствовать себя полноценным и счастливым. Каждый из нас систематически нуждается в том, чтобы ощущать себя цельным, счастливым и наполненным.

Основные потребности

Согласно концепции А. Маслоу, у человека имеется несколько уровней желаний, которые в обязательном порядке должны быть осуществлены. Суть потребностей сводится к тому, чтобы личность почувствовала себя максимально удовлетворенной. Некоторые желания рождаются из необходимости, другие продиктованы внутренними стремлениями и индивидуальными намерениями. Потребности личности не должны сводиться только к тому, чтобы принимать пищу, спать и приобретать новые продукты. Человек не может состояться как индивидуальность без осознания своего предназначения и выстраивания собственной дороги. Ему необходимо внутренне знать и понимать, что важного и полезного он собирается сделать в жизни.

О чем говорит концепция, предложенная А. Маслоу? Все виды потребностей выстроены в такой последовательности, что реализация наиболее сложных компонентов осуществляется только после того, как успешным образом удовлетворены базовые нужды. Наверное, все согласятся с тем, что невозможно полноценно работать на голодный желудок. Тот, у кого нет крыши над головой, тоже вряд ли станет задумываться о высоких материях.

Физиологические потребности

Они являются базовыми, то есть основными. Если их игнорировать, то не получится ровным счетом ничего. Сюда относятся прежде всего потребности во сне, еде. Если у человека отнять удовлетворение хотя бы одной из них, то он очень скоро эмоционально истощится. Если утром вас ждет целая куча дел, требующая немедленного участия, то настроение может в значительной степени испортиться.

Физиологические потребности нельзя игнорировать. Ошибкой было бы думать, что срочную работу можно сделать вопреки собственной усталости или в ущерб сну. Нельзя пропускать приемы пищи, допускать ситуации, когда вы целый день «живете на кофе», а вечером наедаетесь до отвала. Когда человек сыт, хорошо выспался, ему и работается лучше: в голову сами собой приходят различные идеи, которые могут повлиять на конечный результат.

Потребность в безопасности

Люди издавна стремились благоустроить свое жилище таким образом, чтобы оно было уютным. Ваша квартира должна способствовать созданию благоприятной атмосферы, необходимой для полноценного отдыха. Если вы занимаетесь удаленной работой, то крайне важно, чтобы квартира представляла собой уютный мир, в котором можно было бы полноценно трудиться.

Потребности личности, к счастью, не сводятся к тому, чтобы просто вкусно покушать и сладко поспать. Иначе бы мы стали животными. Каждый из нас хочет чувствовать себя в абсолютной безопасности. Пусть за окном свищет ветер или гремит гроза, но дома уютно, спокойно, тепло. Рядом с нами находятся близкие люди, которые любят нас и заботятся об общем благополучии.

Социальные потребности

Людям необходимо контактировать друг с другом. Невозможно представить себе счастливого человека, который решил бы ограничить себя в общении. Что такое потребность в социальном взаимодействии? Это необходимость контактировать с другими людьми, перенимать их профессиональный и личностный опыт, а также делиться с миром своими наработками. Правильное общение способно удовлетворить потребность человека в том, чтобы находиться среди людей. Не всякое взаимодействие способно действительно радовать личность. А душа творческого человека требует постоянных новых впечатлений, иначе и работа становится неэффективной. Однообразие убивает креативное начало, заложенное в каждом из нас.

Социальные потребности являются очень важной составляющей успеха в любой деятельности. Невозможно полноценно жить и развиваться без эмоциональной подпитки, получаемой от других людей и происходящих событий. Даже если рядом находятся люди, с которыми, казалось бы, у человека нет ничего общего, это более благоприятно влияет на его личность, нежели та ситуация, когда он остается в совершенном одиночестве. Состояние изолированности порой угнетает, и очень сильно. Оно не дает развиваться, строить планы, двигаться вперед.

Потребность в уважении и признании

Каждый хочет, чтобы его работа была высоко оценена коллегами и непосредственным начальством. Для достижения этой цели люди иногда способны «свернуть горы и повернуть реки вспять». Если человек усиленно трудится и на протяжении длительного времени не получает признания, его деятельность остается незамеченной, то может наступить состояние апатии, характеризующееся полным нежеланием действовать в дальнейшем.

Что такое потребность в уважении? По сути, это есть стремление стать лидером, оставить свой след в деятельности, которой занимаешься. Люди делают научные открытия и совершенствуются в профессиональной сфере в большей степени для того, чтобы запечатлеть свою уникальность и неповторимость. Они желают продемонстрировать собственное достоинство, доказать окружающим лучшие личностные качества.

Потребность в самовыражении

Что значит быть индивидуальностью? Это иметь смелость действовать даже в сложных ситуациях так, как велит душа, по наитию. Потребность в самореализации у современной личности слишком высока, чтобы ее можно было игнорировать. Жизнь на самом деле так коротка, что совершенно бессмысленно и глупо пытаться прятать свои желания, зарывать в землю талант, данный Богом.

Самовыражение должно всячески подчеркивать вашу индивидуальность. Именно по этой причине сегодня множество людей стремится не просто устроиться на хорошую работу, но и максимально реализовать там свои возможности. Кого-то привлекает перспектива трудиться на себя, поэтому они оставляют свою карьеру на предприятии (нередко очень успешную) и стремятся вырастить собственный индивидуальный бренд. Все это похвальные начинания, заслуживающие уважения. Не так легко на самом деле уходить с теплого насиженного места в неизвестность. Потребность в раскрытии талантов и перспектив ведет личность к новым горизонтам, навстречу свершениям.

Вместо заключения

Каждая из перечисленных потребностей ценна и значима сама по себе. Ни одну из них нельзя опустить или игнорировать. Нужно постараться сделать свою жизнь максимально наполненной и насыщенной, чтобы в ней хватало места и продуктивной деятельности, и отношениям с людьми. Только в таком случае человек может почувствовать себя счастливым.

Потребности личности

Предпосылкой того или иного поступка, источником деятельности человека является потребность. Люди осуществляют различные виды деятельности, не придумывая их, а нуждаясь в их результатах. В «Диалектике природы» Ф. Энгельс писал:

«Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объяснять их из своих потребностей. «*.

* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С 493.

Потребность обусловливает направленность организма, индивида, личности, социальной общности к созданию и реализации условий существования и развития. Условия, необходимые для жизни и развития человека, делятся на три группы:

а) условия для жизни и развития человека как естественного организма (отсюда естественные или органические потребности);

б) условия для жизни и развития человека как индивидуума, как представителя человеческого рода (условия для общения, познания, труда);

в) условия для жизни и развития данного человека как личности, для удовлетворения широкой системы его индивидуализированных потребностей. Все эти условия образуют оптимальные параметры жизнедеятельности человека, его психофизиологический гомеостаз.

Потребность – это испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности.

Наиболее значимые, базовые потребности определяют направленность всей психики человека – его чувств, мышления, воли и сенсорных систем.

Различаются потребности потенциальные (неактуализированные) и актуализированные – текущее психическое состояние напряженности, дискомфортности, вызванное рассогласованием внутренних и внешних условий жизнедеятельности данного индивида.Это выраженное в потребности противоречие внутреннего и внешнего является основным фактором человеческой активности.

Потребности можно разделить по основным видам человеческой активности:

1) потребности, связанные струдом, – потребности познания и созидания;

2) потребности, связанные сразвитием, – потребность в игре, научении, самореализации;

3) потребности, связанные с социальнымобщением, социальной идентификацией, – нравственные и духовные потребности.

Все эти потребности социально обусловлены, порождаются в определенном человеческом обществе и поэтому называютсясоциогенными.

Кроме этого, большая сфера потребностей человека обусловлена биологической необходимостью. Эти потребности называютсябиогенными (витальными, от лат. vita – жизнь). К ним относятся: 1) потребность безопасности, самосохранения; 2) потребность в восстановлении энергии и в двигательной активности; 3) потребность в подготовке к преодолению препятствий (одна из сфер реализации этой потребности – научение и физическая игра); 4) потребность в продолжении рода (рис. 91).

Рис. 91. Иерархия (пирамида) потребностей человека (по А. X. Маслоу).

Абрахам Харольд Маслоу (1908–1970), американский психолог, предложил концепцию системного исследования психологии личности на основе анализа иерархии ее ценностно-смысловых образований. Маслоу создал иерархическую модель мотивации личности («Мотивация и личность», 1954) и полагал, что высшие потребности направляют поведение человека в той мере, в какой удовлетворены его потребности более низкого уровня.

Естественные, органические потребности человека возникают без специального формирования, тогда как все социальные потребности возникают лишь в процессе воспитания. Однако даже органические потребности человека подвергаются социализации. В зависимости от того, с какими социальными ценностями связаны потребности, различаются разные их уровни – высшие и низшие.

Асоциальное поведение связано с переходом за грань так называемых разумных потребностей. Неразумные потребности – это гипертрофированные потребности низших уровней, препятствующие развитию потребностей более высоких уровней. Только упорная работа личности и всего общества по возвышению потребностей может ограничить неразумные потребности – гипертрофию вещизма, делячества, утилитаризма.

Материальное потребление для социализированной личности является прежде всего условием ее созидательной деятельности. Если животные действуют лишь для того, чтобы потреблять, то человек потребляет, чтобы действовать, созидать, обеспечивать прогресс общественного развития.

Непомерное материальное потребление, ставшее самоцелью, – признак десоциализации личности.

Потребности людей зависят от исторически сложившегося уровня производства и потребления, от условий жизни человека, традиций и господствующих вкусов в данной социальной группе.

В отличие от животных, имеющих стабильный круг потребностей, потребности человека постоянно расширяются (по мере расширения его производительных возможностей).

Для исторического процесса развития человечества характерен объективный закон возвышения человеческих потребностей. Для отдельного же индивида возможен регресс потребностей – «расползание» вширь потребностей низших уровней.

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Что такое потребности человека. Виды и их сущность

Человек – социально-биологическое существо, соответственно и потребности имеют разный характер, а точнее уровни. Потребности определяют мотивы и деятельность личности. Это первооснова жизни человека как индивида, личности и индивидуальности. Из статьи вы узнаете, какие бывают потребности и в чем их разница, как они развиваются, от чего зависят и что зависит от них.

Что такое потребности

Потребности – психическое состояние, выражающееся в дискомфорте, напряжении, неудовлетворенности какого-то желания.

Потребности бывают осознаваемыми и неосознаваемыми:

  • Осознаваемые потребности человека или группы становятся интересами.
  • Неосознаваемые – дают о себе знать в виде эмоций.

Решается ситуация дискомфорта за счет удовлетворения желания или при невозможности удовлетворения за счет подавления либо замещения схожей, но доступной потребностью. Она побуждает к активности, поисковой деятельности, цель которой – устранение дискомфорта, напряжения.

Для потребностей характерны несколько особенностей:

  • динамичность;
  • изменчивость;
  • развитие новых потребностей по мере удовлетворения ранних;
  • зависимость развития потребностей от включенности индивида в разные сферы и виды деятельности;
  • возвращение человека на предыдущие ступени развития, если более низкие потребности снова становятся не удовлетворены.

Потребности представляют собой структуру личности, их можно охарактеризовать как «источник активности живых существ, указывающий на отсутствие ресурсов (как биологических, так и социокультурных), необходимых для существования и развития личности» (А. Н. Леонтьев).

Развитие потребности

Любая потребность развивается в два этапа:

  1. Возникает как внутреннее, скрытое условие для деятельности, выступает как идеал. Человек сопоставляет знания об идеале и о реальном мире, то есть ищет способы достижения.
  2. Потребность конкретизируется и опредмечивается, является движущей силой деятельности. Например, сначала человек может осознать потребность в любви, а затем искать предмет любви.

Потребности порождают мотивы, на фоне которых вырисовывается цель. Выбор средств достижения цели (потребности) зависит от ценностных ориентаций человека. Потребности и мотивы формируют направленность личности.

Базовые потребности формируются к 18-20 годам и в дальнейшем не претерпевают существенных изменений. Исключение – кризисные ситуации.

Иногда система потребностей и мотивов развивается дисгармонично, что приводит к психическим нарушениям и дисфункции личности.

Виды потребностей

Обобщенно можно выделить телесные (биологические), личностные (социальные) и духовные (экзистенциальные) потребности:

  • К телесным относятся инстинкты, рефлексы, то есть все физиологическое. От их удовлетворения зависит поддержание жизни человека как вида.
  • К личностным относится все духовное и социальное. То, что позволяет человеку быть личностью, индивидуальностью и субъектом общества.
  • К экзистенциальным относится все, что связано с поддержанием жизни всего человечества и с космосом. Сюда относится потребность в самосовершенствовании, развитии, созидании нового, познании, творчестве.

Таким образом, часть потребностей является врожденной и они идентичны у людей любых народов и рас. Другая часть – приобретенные потребности, которые зависят от культуры и истории конкретного общества, группы людей. Свою лепту вносит даже возраст человека.

Теория А. Маслоу

Самой популярной классификацией потребностей (она же иерархия) является пирамида Маслоу. Американский психолог расположил потребности от низших к высшим, или от биологических к духовным.

  1. Физиологические потребности (пища, вода, сон, то есть все, что связано с телом и организмом).
  2. Потребность в эмоциональной и физической безопасности (стабильности, порядке).
  3. Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба), или социальные потребности.
  4. Потребность в самоуважении (уважении, признании), или потребности оценки.
  5. Потребность в самоактуализации (саморазвитии, самовоспитании, других «само»).

Первые две потребности относятся к низшим, остальные – к высшим. Низшие потребности характерны для человека как индивида (биологического существа), высшие – для личности и индивидуальности (социального существа). Развитие высших потребностей невозможно без удовлетворения первичных. Однако после их удовлетворения духовные потребности развиваются не всегда.

Высшие потребности и стремление к их реализации обуславливают свободу индивидуальности человека. Становление духовных потребностей тесно связано с культурой и ценностными ориентациями общества, историческим опытом, который постепенно становится опытом личности. В связи с этим можно выделить материальные и культурные потребности.

Для низших и высших потребностей характерны несколько отличий:

  • Высшие потребности генетически развиваются позднее (первые отголоски возникают в позднем подростковом возрасте).
  • Чем выше потребность, тем проще ее на время отодвинуть.
  • Жизнь на высоком уровне потребностей означает хороший сон и аппетит, отсутствие болезней, то есть хорошее качество биологической жизни.
  • Высшие потребности воспринимаются человеком как менее насущные.
  • Удовлетворение высших потребностей приносит большую радость и счастье, обеспечивает развитие личности, обогащает внутренний мир, осуществляет желания.

Согласно Маслоу, чем выше человек поднимается по этой пирамиде, тем здоровее психически и более развитым как личность и индивидуальность его можно считать. Чем выше потребность, тем больше человек готов к активным действиям.

Теория К. Алдерфера

Автор видоизменил эмпирическим путем теорию Маслоу и выделил три группы потребностей, дифференцировав потребность в оценке:

  • существование (физиологические и потребность в безопасности по Маслоу);
  • связанность (социальные потребности и внешняя оценка по Маслоу);
  • развитие (внутренняя оценка и самоактуализация по Маслоу).

Теорию отличают еще два положения:

  • одновременно могут быть задействованы несколько потребностей;
  • чем ниже удовлетворение высшей потребности, тем сильнее желание удовлетворить низшую (речь идет о замещении недоступного доступным, например, любви – сладким).

Теория Э. Фромма

В концепции Фромма потребности классифицированы на основании единства человека и природы. Автор выделяет следующие потребности:

  1. Потребность в общении и межиндивидуальных узах (любовь, дружба).
  2. Потребность в творчестве. Независимо от рода конкретной деятельности человек создает мир вокруг себя и само общество.
  3. Потребность в ощущении глубоких корней, гарантирующих прочность и безопасность бытия, то есть обращение к истории общества, семье.
  4. Потребность в стремлении к уподоблению, поиску идеала, то есть идентификация человека с кем-либо или чем-либо.
  5. Потребность к познанию и освоению мира.

Стоит отметить, что Фромм придерживался концепции о влиянии бессознательного на человека и потребности относил как раз к этому. Но в понятии Фромма бессознательное – скрытый потенциал личности, духовные силы, отведенные каждому человеку изначально. А также в подсознательное занесен элемент общности, единства всех людей. Но подсознательное, как и описанные потребности, разбивается об логику и рациональность мира, клише и табу, стереотипы. И в большинстве своем потребности остаются нереализованными.

Теория приобретаемых потребностей Д. Мак-Клелланда

Автор выделил три потребности, которые приобретаются человеком в течение жизни:

  • потребность в достижении или свершении;
  • потребность в человеческих связях или в присоединении;
  • потребность во власти.

Согласно авторской концепции, эти потребности есть у каждого человека, но их выраженность и влияние на поведение отличаются. Начало развития потребности берут в детстве:

  • если детей поощряют при контроле над другими, то формируется потребность во власти;
  • при самостоятельности – потребность в достижении;
  • при установлении дружбы – потребность в присоединении.

Потребность в достижении

Человек стремится превосходить других людей, выделяться, достигать установленных стандартов, быть успешным, решать сложные задачи. Такие люди сами выбирают ситуации, где будут нести ответственность за всех, но при этом избегают слишком простых или слишком сложных.

Потребность в присоединении

Человек стремится иметь дружеские, близкие межличностные взаимоотношения, основанные на тесной психологической связи, избегает конфликтов. Такие люди ориентированы на ситуации кооперации.

Потребность во власти

Человек стремится создавать условия и требования для деятельности других людей, управлять ими, контролировать их, пользоваться авторитетом, решать за других людей. Человек получает удовлетворение, находясь в позиции влияния и управления. Такие люди выбирают ситуации соревнований, конкуренции. Их заботит статус, а не эффективность действий.

Послесловие

Удовлетворение потребностей важно для адекватного развития личности. При игнорировании биологических потребностей человек может заболеть и умереть, а при неудовлетворенных высших потребностях развиваются неврозы, возникают внутриличностные конфликты и другие психологические проблемы.

Стоит отметить, что из правила «сначала удовлетворение одних потребностей – потом развитие других» существуют исключения. Речь идет о творцах и воинах, которые могут задаваться высшими целями, невзирая на неудовлетворенные физические потребности, например, голод и недосып. Но для среднестатистического человека характерны следующие данные:

  • физиологические потребности удовлетворяются на 85 %;
  • в безопасности и защите – на 70 %;
  • в любви и принадлежности – на 50 %;
  • в самоуважении – на 40 %;
  • в самоактуализации – на 10 %.

Потребности тесно связаны с социальной ситуацией развития человека и уровнем социализации. Что интересно, эта связь взаимообусловлена.

Потребности личности

Общепризнано, что потребности – это движущая сила человеческой деятельности, поведения. В то же время существует большой разброс в понимании сущности потребностей – от биологической трактовки до социально-экономической. Рассмотрим наиболее распространенные среди них.

Потребность как нужда – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов (С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, А. Пьерон, В. И. Ковалев, В. А. Ядов, Л. И. Божович).

Однако потребностное состояние у человека возможно и при избытке чего-либо, в связи с чем появляется потребность избавиться от этого избытка. Близким к этому стоит понимание потребности как отражение нужды в сознании человека.

Потребность как зависимость – это состояние организма, выражающее его зависимость от конкретных условий существования (В. А. Василенко, Б. И. Додонов). Однако зависимость показывает лишь, какие отношения существуют между организмом и внешней средой, но не отражает сущности потребностей.

Следует отметить, что приведенные выше два определения потребностей являются наиболее распространенными. Однако, наряду с ними, имеются и другие взгляды.

Потребность как отношение. В этом случае потребность понимается как отношение между субъектом и миром (Д. А. Леонтьев). Это скорее философский подход к пониманию потребностей, чем психологический. Но при этом исчезает собственно психологическое содержание потребностей.

Потребность как отсутствие блага. Состояние отсутствия блага – это и есть потребность (В. С. Магун). Предметом потребности при этом является отсутствующее благо. Если в предыдущем определении психологический подход заменялся философским, то в этом случае – социально-экономическим.

Потребность как отклонение от уровня адаптации. Потребность определяется как отклонение некоторой реальности, внутренней или внешней, от сложившихся ожиданий относительно этой реальности (Д. К. Мак-Клелланд). Человек, например, привык к определенному общению или получает удовольствие от данного вида еды, или определенной обстановки. Отклонение от этого привычного для человека уровня вызывает у него потребность в восстановлении ожидаемого состояния. Другие примеры: привычная обстановка вызывает скуку, которая переживается как потребность в новизне. Достигнутый результат перестает удовлетворять человека, что активизирует потребность в достижении.

Потребность как состояние (И. А, Джидарьян, В. Н. Мясищев, К. Обуховский). Действительно, переживание нужды свидетельствует об изменениях в состоянии организма и личности. Другое дело, является ли это состояние единственным выражением потребности.

Само по себе потребностное состояние лишь сигнализирует о том, что удовлетворение потребности натолкнулось на трудности. Поэтому потребностное состояние заставляет человека лишь искать причину страдания.

Потребность как динамическое состояние (К. Левин). Курт Левин понимал под потребностью динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-либо намерения, действия. Очевидно, что всякая потребность стремится к удовлетворению. Процесс удовлетворения состоит в разрядке динамического напряжения. Таким образом, потребность, это некая напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке (удовлетворению). Отсюда вытекает, что динамическое состояние, напряжение является решающим фактором, детерминирующим поведение человека.

Анализ приведенных определений потребностей показывает, что все они содержат в себе факты, которые необходимо учитывать для понимания сути потребностей.

Во-первых, становится очевидным необходимость разделения потребностей на потребности организма и потребности личности. При этом потребности организма (нужды) можно разделить на не осознаваемые (не ощущаемые) и осознаваемые (ощущаемые). Потребности личности всегда осознаваемы либо на уровне ощущений (биологические потребности), либо на уровне понимания (социальные потребности).

Во-вторых, очевидно и то, что потребность тесно связана с нуждой. Однако нужда организма в чем-то отражает его объективное состояние, а потребность личности связана с осознанием нужды, т. е. имеет субъективную сторону.

В-третьих, понятно, что из потребности личности невозможно исключить потребностное состояние, отражаемое в сознании субъекта и сигнализирующее о необходимости удовлетворения возникшего желания.

Наконец, в-четвертых, само возникновение потребности является механизмом, запускающим активность человека на достижение цели, способную удовлетворить его потребность.

Учет перечисленных фактов позволяет Е. П. Ильину определить потребность личности как «переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием».

Этапы формирования и функции потребностей

Процесс осознания потребности предполагает его стадиальный характер. Это хорошо было показано на примере развития у мужчин полового влечения (В. М. и И. В. Ривиных).

1-я стадия – латентная или стадия формирования потребности, в течение которой происходит специфическая настройка чувствительности к внешним раздражителям.

2-я стадия – неосознаваемая модальность нужды (мотивации). Для нее характерно возникновение у субъекта ощущения какого-то нового для себя состояния. Психологически это переживается как усиливающееся чувство тревоги. Энергия мотивации пока неспецифична, что может мотивировать любое иное поведение.

3-я стадия – стадия осознания потребности. Она характеризуется появлением сексуального влечения. Отчеты испытуемых свидетельствовали о появлении приятных ощущений, мыслей, мечтаний и планов сексуального характера.

Выделяют две основные функции потребностей личности: сигнальную и побуждающую.

Первая состоит в том, что возникновение потребности сигнализирует человеку о появлении дефицита, изменении состояния (физического или психического), нужности чего-то. Именно измененное состояние, осознаваемое либо неосознаваемое человеком является сигналом, запускающий деятельность.

Вторая функция состоит в побуждении активности, деятельности для удовлетворения потребности, с целью устранения или усиления потребностного состояния. Потребность выступает как источник активности, побудитель деятельности, поведения человека.

Классификация и виды потребностей

Как в отечественной, так и в зарубежной психологии личности существует множество классификаций потребностей. Предыдущий анализ сущности потребности, выявивший неоднозначность подходов, объясняет и множество классификаций потребностей. Некоторые авторы, например, Мюррей насчитал более 140 потребностей человека. Тем не менее, и в отечественной и в западной психологии сложились определенные традиции в классификации потребностей.

Можно выделить две классификации потребностей. В первой из них все потребности разделяются на биологические (материальные), социальные и идеальные (духовные).

Реализация биологических потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование человека. Это потребности в пище, одежде, сне, жилище, безопасности, сексуальные потребности, потребность экономии сил.

Социальные потребности отражают потребности человека принадлежать к какой-либо группе, в признании, доминировании, лидерстве, самоутверждении, внимании и привязанности окружающих, в уважении и любви, дисциплинированности, независимости-зависимости.

Идеальные потребности – это потребности познания окружающего мира, смысла своего существования, самоуважении и самореализации, собственно познавательные потребности, эстетические потребности.

Другая классификация делит все виды потребностей на два больших класса: потребности сохранения (нужды) и развития (роста). Первый класс включает в себя:

физиологические (голод, жажда, сон, активность, секс) (по А. Маслоу),

потребность в безопасности (по А. Маслоу) и сохранении (по К. Обуховскому),

изобилия (полнота удовлетворения биологических потребностей) (по Р. Акоффу),

биологические (по П. В. Симонову),
материальные (по Ф. М. Достоевскому).

Второй класс потребностей это:
потребности в уважении и любви,
самоуважении,
самоактуализации (по А. Маслоу),
познавательные, в том числе и познания смысла жизни,

потребности в эмоциональном контакте, (по К. Обуховскому),

социальные и идеальные потребности (по П. В. Симонову).

Таким образом, видно, что почти одни и те же потребности перетасовываются между собой в зависимости от способа их классификации. Приведенные классификации позволяют выделить наиболее значимые с точки зрения практического поведения личности потребности.

Потребность в достижении (успехе). Она выражает стремление человека к улучшению результатов деятельности. Потребность в достижении наиболее тесно связана с успешностью в деятельности. Как правило, эта потребность наиболее полно удовлетворяется среди лиц с высоким уровнем мастерства. У женщин данная потребность выражена сильнее, чем у мужчин.

У людей со слабой потребностью в достижениях слабо выражена внутренняя мотивация деятельности. При этом они больше побуждаются защитной мотивацией (мотивация избегания неудачи: не получить плохую оценку, не быть отчисленным или уволенным и т. п.). Потребность в достижении прямо и положительно коррелирует с активностью в научной работе.

Потребность в аффилиации (межличностном общении). Данная потребность предусматривает высокий уровень эмпатии. Следует отличать эту потребность от потребности в покровительстве, помощи, признании со стороны других. Все это – разные стороны потребности в аффилиации.

Экспериментальное изучении данной потребности выявило следующие факты. При среднем уровне потребности в аффилиации у студентов наблюдается положительное ее влияние на успеваемость. Сильный уровень – отрицательно связана с успешностью. У женщин этот вид потребности выражен сильнее, чем у мужчин. Кроме того потребность в аффилиации значимо влияет на степень удовлетворенности студентов учением. Причем у мужчин это влияние сильнее, чем у женщин. В то же время потребность в аффилиации практически не оказывает влияния на облегчение учебной деятельности. Более того, у лиц с высоким уровнем этой потребности несколько возрастают трудности учения. С возрастом потребность в аффилиации уменьшается. Установлено, что она положительно коррелирует с тревожностью.

Потребность в доминировании – возникает и удовлетворяется в процессе общения. Наряду с этой потребностью говорят о потребности в самоутверждении, в лидерстве, в независимости, ответственности. По мнению Ю. М. Орлова – все это различные потребности, весомая компонента в которых принадлежит потребности в доминировании.

Данные экспериментального изучения этой потребности выявили ее противоречивое влияние на успеваемость. Например, стремление к доминированию, вне связи с другими потребностями, снижает учебную успешность студентов. Чем сильнее потребность в доминировании, тем меньше вероятность сдать сессию на отлично. Вместе с тем вероятность сдать сессию не ниже, чем на хорошо, уже не зависит от степени развития потребности доминирования.

Положительная связь этой потребности с потребностью в достижении оказывает положительное влияние учебную успешность. Студенты с высоким уровнем потребности в доминировании испытывают меньше трудностей в учении. По-видимому, этот вид потребности повышает общий уровень мотивации, способствуя тем самым облегчению учебной деятельности. У женщин влияние доминирования на облегчение учения выражено сильнее. При этом эффект облегчения возрастает с ростом успеваемости.

Потребность в познании. Интересно, что познавательная потребность, во всяком случае у студентов медвузов, обладает меньшей стимулирующей способностью, чем потребность в достижении. Показано, что вероятность учиться на отлично под влиянием познавательной потребности повышается в 1,5 раза, а под влиянием потребности в достижении в 2 раза! Интересно и то, что у студентов со средним уровнем познавательной потребности наблюдается наибольшая удовлетворенность учением. Студенты с высоким уровнем этой же потребности удовлетворены учением меньше. Зато познавательная потребность оказывает существенное влияние на облегчение учения: чем выше потребность, тем легче учиться.

Проведенные исследования показывают, что одна и та же потребность может повышать один показатель эффективности и снижать другой. Кроме того, видно, что направление и интенсивность влияния различных потребностей на один и тот же показатель деятельности различны. Все это свидетельствует о многозначных взаимоотношениях между потребностями и стимулируемыми ими деятельностями.

ЕГЭ. Человек

Тема 4. Потребности

Потребности. Каждый знает в общем-то, что это такое — то ,чего каждый из нас желает иметь и получить. В принципе, верно. Но давайте научным языком изложим суть данной темы: что же такое потребности и какими они бывают.

Что такое потребности?

Потребности — это осознаваемая нужда человека в чём-либо, в том, что необходимо ему поддержания жизнедеятельности организма и развития его личности. По-моему, достаточно простое и легко запоминающееся определение.

Однако не все потребности приносят пользу человеку. Поэтому с точки зрения необходимости и пользы потребности бывают:

  • подлинные ( разумные, истинные) — это потребности, без которых человек либо просто не может прожить (еда, жилище, общество, ведь именно среди людей он становится личностью), либо необходимы для его совершенствования, развития( духовные).
  • Ложные (неразумные, мнимые) — это потребности, без которых не только можно, но и необходимо жить, они приводят к разрушению личности, причём человек деградирует как физически, так и психически( алкоголизм, наркомания, тунеядство)

Виды потребностей

Существует несколько классификаций потребностей. По наиболее распространённой выделяют следующие виды потребностей:

Американский психолог А. Маслоу выстроил потребности в виде своеобразной пирамиды: чем ближе потребность к основанию пирамиды, тем более необходимой она является. Все последующие нужны при удовлетворении предыдущих.

Пирамида потребностей Маслоу А.Х.

  • Первичные потребности:
  • Физиологические( удовлетворение природных инстинктов, это: жажда, голод, отдых, воспроизводство, дыхание, одежда, жилища, двигательная активность)
  • Экзистенциальные( от лат. существование, это потребность в защищённости, безопасности, это уверенность в завтрашнем дне, страхование , комфорт, гарантия занятости)
  • Вторичные потребности:
  • Социальные( потребность жить в обществе, принадлежать к определённой социальной группе: общение, привязанность, внимание к себе, забота о других, участие в совместной деятельности)
  • Престижные (потребность в уважении, признании, служебный рост. А.Маслоу не случайно в особый вид потребностей выдели престижные, так как человеку очень важно мнение общества, окружающих. Любая похвала приятна людям, появляется желание выполнить что-то ещё более качественно.
  • Духовные( самовыражение, самореализация через творчество, познание, учение, самоутверждение и др.)

Человеческие потребности имеют ряд особенностей:

  • все потребности взаимосвязаны
  • невозможно удовлетворить все потребности
  • безграничность потребностей
  • потребности не должны противоречить нравственным устоям общества.

Меняется человек- другими становятся некоторые из его потребностей. Даже в отдельно взятом обществе на определённом этапе развития могут существовать свои потребности. Потребности определяются и природной, и социальной сущностью человека.

Да, человеческой деятельностью и поступками движет желание удовлетворения своих потребностей. Важно выделить для себя приоритеты, чётко знать, чего человек хочет и для чего это ему нужно. И не нужно забывать, что потребности у человека безграничны, все удовлетворить на 100% не хватит всей жизни. Так что выбор зависти от каждого, от уровня его воспитания, развития, от среды, в которой он живёт, от тех ценностей, которые являются важными для его окружения. Важно, чтобы потребности были подлинными, не позволяйте, ребята, мнимыми потребностями овладеть вашей душой и сознанием. Живите, наслаждаясь жизнью, даря радость близким и любимым людям.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Потребности человека

На вопрос: «Что такое счастье?» каждый человек, безусловно, ответит по — своему. Для одних счастье — любимый человек, для других — любимое дело, любимая работа, для третьих — спокойствие, для четвертых — возможность творчества, для пятых — дети.

Некоторые люди затрудняются ответить на этот вопрос, предполагая, что уж когда это счастье наступит, вот тут то они его и опознают.

Что остается делать, когда счастья все нет и нет? Печально и терпеливо ожидать? Принять свою ситуацию как кару небесную и расплату за свои грехи (или грехи предков)? Злиться и завидовать окружающим, которые удовлетворены своей жизнью?

А может быть, можно предпринять активные действия в определении и достижении того, чего не хватает в жизни?

Что такое ПОТРЕБНОСТИ?

Это ощущение или признание факта отсутствия чего-либо, необходимого человеку:

отношений и т. д.

Список потребностей современного человека столь многообразен, что вряд ли кто-то сможет представить его в полном объеме.

На мой взгляд, одна из наиболее удачных попыток — классификация потребностей Абрахама Маслоу — Пирамида Маслоу. Он разбил все потребности на группы и определил их иерархию следующим образом:

Потребность
в самореализации
________________
Личностные потребности
________________________
Социальные потребности
_______________________________
Потребность в безопасности
________________________________________
Физиологические потребности
_________________________________________________

1 уровеньфизиологические потребности. Это низший, но самый значимый для человека уровень потребностей (пища, вода, отдых). Если эти потребности актуализированы (т.е возникли), но не удовлетворяются, то и все остальные потребности не имеют значения, поскольку нарушается регуляция работы организма человека.

2 уровень
потребность в безопасности. Сюда входят потребности в защите от лишений, физических угроз и психологических опасностей. Если эти потребности актуализированы, но не удовлетворяются, то нарушается регуляция психики человека.

3 уровеньсоциальные потребности. К ним относятся потребности в общении и принадлежности к группе, в теплых взаимоотношениях с людьми, во взаимной помощи и поддержке, в любви и дружбе.

4 уровеньличностные потребности. Они носят двойственный характер и чрезвычайно сложны. Во-первых, человек нуждается в самоуважении, которое часто является следствием совершенного овладения какой-либо деятельностью. Так формируется потребность в уверенности в своих силах, возможностях, способностях, знаниях, в независимости от других людей, в успехах и достижениях в работе. Во-вторых, человек нуждается в уважении со стороны других людей, в высокой оценке ими его деятельности, в признании другими его репутации, авторитета, статуса, заслуг.

5 уровеньпотребность в самореализации. Это, по выражению Маслоу, «потребность стать тем, кем данный человек способен стать». Это выражается в потребности реализовать свои собственные потенциалы, продолжать саморазвитие, заниматься творчеством.

Что происходит, когда человек не удовлетворяет свои потребности?

Очень большое количество сложностей возникает, когда человек, по тем или иным причинам не слышит свои нужды, не может их удовлетворять.

Потребности подчиняются определенным «законам динамики».

1. Откладывание или недосягаемость жизненно важных и ценных для личности потребностей вызывает апатию, депрессию, неудовлетворение жизнью в целом.

2. При удовлетворении одних потребностей у личности возникают новые потребности

3. При систематическом неудовлетворении происходит свертывание системы потребностей, угасание желаний и стремлений, растет неверие в возможность перемен.

Что мешает чувствовать и удовлетворять потребности?

1. Мифы об эгоизме.
Это когда у вас есть представление о том, что если вы будете следовать своим потребностям и желаниям, если вы будете внимательны и заботливы по отношению к себе — вы эгоист. Чаще всего такие установки возникают в раннем детском возрасте, в семьях, где есть «культ помощи другим», т.е. на первое место выходит ценность заботиться о других. Основной запрет здесь — желать для себя, это «аморально», «эгоистично», «плохо».

2. «Не понимаю, что хочу. ».
У некоторых людей, в силу воспитания, не сформировался навык обозначать для себя свои потребности и желания. Чаще всего это выражается в том, что человек ощущает какую-то нехватку, потребность, но не может определить, что именно ему нужно.

У таких людей рано или поздно может развиваться «замещающее поведение», т.е. различные способы, при помощи которых можно справляться с этим внутренним ощущением нехватки. Чаще всего в таких целях используются такие действия, как еда, покупки, азартные игры, секс, экстремальные виды спорта, употребление алкоголя и наркотиков.

Все эти виды действий как бы «маскируют» этот дискомфорт, который возникает в результате того, что человек не может опознать и удовлетворить свою потребность. Если формы поведения являются суррогатными, или заменяющими истинное удовлетворение потребности, человек рискует попасть от них в зависимость. Такие способы направлены не на удовлетворение конкретной потребности, а на снятие (маскировку) дискомфорта, причиняемого ею. Потребность не удовлетворена — соответственно состояние постоянно требует корректировки.

3. «Понимаю, что хочу, но я не могу достигнуть желаемого. »
Этот пункт, в какой-то мере похож на п.1, но у него есть важные отличия. В данном случае у человека есть хороший контакт со своими потребностями, он хорошо понимает, что ему необходимо в тот или иной момент. Проблемы возникают на этапе удовлетворения этих потребностей. По тем или иным причинам удовлетворение потребностей блокируется. Это может ощущаться как «Руки опускаются», «Все дается невыносимо сложно», «Судьба против меня». Человек, испытывая сопротивление среды или себя самого, очень быстро сдается. Ощущая при этом сильный внутренний дискомфорт, бессилие.

При ближайшем рассмотрении такого рода поведения оказывается, что работают бессознательные внутренние установки, полученные в том же детстве. Всем известны ситуации, когда ребенок тянет руку или выпрашивает что-то для себя. Как ведут себя некоторые родители? Они без объяснений запрещают это или просто бьют ребенка по рукам, а некоторые говорят: «Если будешь просить, я отдам тебя этому дяде», «Ты больше не будешь моим ребенком. », «Ты будешь плохим..» Что еще остается ребенку в такой ситуации? Конечно, он не перестает хотеть, но он принимает свое внутреннее решение: «Чтобы сохранить любовь мамы, я буду молча хотеть и никогда ничего не буду делать, чтобы получить то, что мне нужно».

Вот с подобными установками некоторые люди приходят во взрослую жизнь. Конечно, такие установки немного переформулировываются и звучат примерно так: «Я понимаю, что мне надо, но не буду добиваться этого, иначе может случиться что-то страшное. »

4. Ориентир не на свои потребности, а на то, что «должны хотеть нормальные люди. »
В этом пункте вступают в конфликт собственные потребности человека и те потребности, которые ему называли как правильные в семье или обществе.

Например, девушка испытывает потребность защитить себя, но ей всегда говорили: «Женщина не должна повышать голос! Не должна ссорится! Должна всегда уступать». Что делать такой женщине? Внутри нее ведут борьбу две тенденции: защитить себя (например. от оскорбления) или просто стерпеть и смириться?

Или еще один пример установок: «Девушка должна создать семью до 20 25 30. лет!» И как вы считаете как будет себя чувствовать девушка не выполнившая это предписания? Один из них — это начнет искать себе мужа не по любви, а по долгу. И потребность в любви так и не будет удовлетворена, уступив место долженстованию.

Кстати, когда вы слышите в себе голос, говорящий слово «Должен (на)!» , задумайтесь хорошенько: а кому? Когда речь идет о внутренних потребностях, там этого слова нет — там есть желание.

В результате следования «идеалу потребностей», так мы его назовем, человек получает двойной дискомфорт: во-первых, не удовлетворяется настоящая потребность; во-вторых, человек не понимает, где нужно себе доверять, а где нет.

Попробуйте провести самостоятельно исследование.

1. Определитесь, к какому типу помех в удовлетворении потребностей вы более склонны. Попробуйте проанализировать источники этих помех в своей жизни (семейные ценности, убеждения, пережитой опыт и т.д.). Помня о своих особенностях в отношении потребностей, перейдите к следующему заданию.

2. Произведите ревизию своих потребностей. Распишите их, используя структуру Пирамиды Маслоу. Учтите как удовлетворенные, так и не удовлетворенные потребности. Будьте честны с собой, ведь в данном случае, определяя нереализованные желания и нужды, вы даете возможность себе изменить жизнь, самостоятельно определить направление, в котором находится ваше счастье. Нарисуйте две пирамиды: одна будет в себе содержать все потребности, которые вы удовлетворяете, и она будет предметом вашей городости и вдохновения (обратите внимание, что нужно выделять даже самые маленькие и незаметные потребности). Вторая пирамида будет содержать те потребности, которые вы пока не могли удовлетворить, и это будет ваша Пирамида Целей. Естественно, что необходимо начинать удовлетворять нужды, начания с базовых. Т.е. если у вас не реализована потребность в отдыхе, не стоит начинать с потребности в общении* .

Начиная исследовать сферу своих потребностей, вы совершаете очень важные шаги на пути к счастью.

* Для тех, кому сложно определять свои потребности, задержитесь на уровне базовых потребностей. Здесь вам будет гораздо проще определять те дефициты, которые необходимо удовлетворять. Например, пытайтесь определять и отмечать, как вы чувствуете голод, опишите его. Когда это удастся, попробуйте ответить на следующий вопрос, когда вы голодны: «А что именно я хочу сейчас покушать?» Так же вы можете экспериментировать с потребностью в отдыхе, тепле и комфорте и т.д. Только после того, как вы четко освоите базовый уровень, поняв саму идею потребностей, двигайтесь выше по пирамиде.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector