6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое позиционное чередование гласных звуков

Фонетические или позиционные чередования гласных и согласных звуков.

В русском языке существуют сильные и слабые звука, поэтому существуют позиционные чередования звуков. Наряду с ними существуют и позиционные (или фонетические чередования), существует так же исторические чередования. Фонетические позиционные чередования обусловлены действующими в фонетике правилами (ассимиляция, редукция.) Исторические чередования представляют собой пережитки фонетических процессов, которые действовали в более ранние эпохи развития русского языка. Таково чередование Г и Ж в корне бег- / беж . Чередование фонетически не обусловлено, оно историческое.

Чередование звуков – смена звуков, занимающих одно и то же место в одной и той же морфеме.

Чередования различаются по характеру чередующихся фонем: чередования гласных или согласных: о//а (ходить — расхаживать), к//ч (пеку — печёшь). Звуки могут чередоваться не только друг с другом, но и с нулем звука: мес[т]о — мес[-]ный (местный), со[л]нечный — со[-]нце (солнце), стро[й]ка — стро[-]ит.

Чередование гласных (во многих случаях эти чередования стали буквенными):

е — о: несу — носит, везу – возит

е — о — нуль звука — и: наберу — набор — набрать — набирать

е — ноль звука:день — дня, верен – верна

о – а: приготовить – приготавливать

о — нуль звука:сон — сна, ложь — лжи, крепок — крепка

о — нуль звука — ы: посол — послать – посылать

а (я) — м — им: жать — жму — пожимать, взять — возьму — взимать

а (я) — н — им: жать — жну – пожинать, примять — примну – приминать

у — ов:кую — ковать, радую – радовать

у — ев:ночую — ночевать, врачую – врачевать

ю — ев:плюю — плевать, горюю – горевать

у — о — ы;сухой — сохнуть – засыхать

и — ой:бить — бой, запить – запой

е — ой:петь – пой

Чередование согласных:

г — ж:берегу — бережешь, жемчуг — жемчужина, строгий — строже

к — ч:пеку — печешь, мука – мучной

х — ш:слух — слушать, горох — горошина, сухой – суше

г – з — ж:друг — друзья – дружный

к — ц — ч:лик — лицо – личный

з – ж:возить — вожу, мазать — мажу, низок – ниже

зг — зж [ж]: визг – визжать

зд — зж [ж]:бороздить – борозжу

с — ш:носить — ношу, плясать – пляшу

д — ж:ходить — хожу, молодой – моложе

т — ч: хотеть — хочу, хлопотать – хлопочу

ск — ст — щ:пускать — пустить — пущу, густой — гуще

б — бл:любить — люблю, колебать – колеблю

п — пл:купить — куплю, капать — капля

в — вл:давить – давлю, ловить – ловля

ф — фл: графить – графлю

м — мл:сломить — сломлю, дремать – дремлю

д, т — с: веду — вести, плету – плести

к, г — ч:привлеку — привлечь, помогу – помочь

Исторические чередования

Исторические (традиционные) чередования— чередования звуков в пределах одной морфемы, не обусловленные современными фонетическими законами, а отражающие фонетические процессы, которые действовали в более ранние периоды истории развития языка: писать — пишу, сон – сна.

Таково чередование [г] // [ж] в корне бег-. В словах бега – бежать чередование звуков [г] // [ж] фонетически не обусловлено, так как эти звуки находятся в тождественной позиции, и чередование является историческим.

Исторические чередования играют важную роль при деревации (словообразовании) и формообразовании. Они изучаются в грамматике и исторической фонетике.

Понятие фонетической транскрипции. Основные знаки, принятые в фонетической транскрипции.

Фонетическая транскрипция — особый вид письма, созданный для записи устной речи в соответствии с её звучанием (на сколько это возможно).

^- крышечка, редуцированный гласный звук О А или Е в первом предударном слоге и абсолютном начале слова. ПОСЛЕ твёрдого согласного!

Ъ- ер, редуцированный звук О А Е во всех безударных слогах, кроме первого предударного!

И е — редуцированное Е в первом предударном слоге. Мягкость согласного!

Ь- ерь, редуцированное э. Во всех позициях кроме первого предударного. После Мягкого!͞͞

т — обозначение долготы согласного звука.

Т’ – обозначение мягкости согласного звука.

Й разделяется на сильный йот [j] и слабый — [i̯] (знак безгласности, не слоговой)

Позиционные чередования согласных звуков

Позиционная мена согласных звуков наблюдается по следующим признакам:

1) мена согласных по звонкости – глухости.

Звонкий звук меняется на глухой в следующих случаях:

а) в абсолютном конце слова:

Друга – друг, дубы – дуб

б) перед глухим согласным:

весь – всё, низок – низкий

Глухой согласный меняется на звонкий перед звонким:

просить – просьба, с окна – с горы

2) мена согласных по твёрдости – мягкости.

Ср.: Мост – мостик, езда – ездить, бант – бантик.

3) мена согласных [з], [с] на шипящие перед шипящими звуками [ж], [ш].

Часто эта мена сопровождается меной согласных по звонкости – глухости.

Например: сшить — [шыт’]: [c] [ш] + [ш] = [ш]долгий,

сжать — [жат’]: [с] [з] [ж] + [ж] = [ж] долгий.

4) Для системы согласных русского языка характерно явление упрощения групп согласных. Так называемые непроизносимые согласные наблюдаются в сочетаниях: стн, здн, лнц, рдц, стл, нтск, вств.

Например: [г’и / га / нск’ иj].

Таким образом, согласные звуки [д], [т], [л], [в] чередуются с нулём звука – [0].

РАЗДЕЛ «ГРАФИКА»

Понятие о графике. Развитие письма

Графика– это раздел языкознания, в котором рассматривается отношение букв алфавита к составу фонем. Также этим словом называется совокупность букв или начертаний, которые используются на письме.

Русский литературный язык существует в двух формах: устной и письменной.

Письмо возникло как средство общения, дополнительное к устной речи. Письмо, связанное с использованием начертательных знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом. Оно прошло длительный путь своего развития.

Мы используем звуковое, а точнее фонемное письмо. В нем знаки (буквы) служат для передачи фонем в сильной позиции, а также звуков русской речи.

Перечень всех букв расположен в определенном порядке, который называется алфавитом (от названия греческих букв «альфа» и «вита») или азбукой(от названия первых букв славянского алфавита «аз» и «буки»).

В основе нашего письма лежит кириллица – азбука, созданная в конце IX-X веков византийскими миссионерами Кириллом (Константином) и Мефодием. Составлена была кириллица для перевода греческих церковных книг на старославянский язык (македонский диалект болгарского языка).

На Руси кириллица появилась в конце десятого века в связи с принятием христианства в 988г. В основе её лежал греческий алфавит

За период с 988 года изменились все стороны языка (лексика, фонетика, грамматика). Вместе с языком развивалось и совершенствовалось русское письмо.

До XVI века наше письмо было сплошным — между словами не было пробелов. На конце слов ставились «Ъ» и «Ь».

В развитии графики и орфографии большую роль сыграли реформы Петра I, по инициативе и при участии которого в России была создана Гражданская Азбука (1708-1710гг). Церковный шрифт заменили гражданским: буквы гражданской азбуки, в отличие от кириллицы, были более просты по геометрическим начертаниям и приближены к начертаниям латинского алфавита. Некоторые буквы исчезли из алфавита.

Более чем за 1000 лет в русской азбуке появилось всего три буквы: буква «ё» введена Н.Карамзиным в 1797г., буква «э» узаконена Петром I, но употреблялась в русском письме и ранее, буква «й» введена Академией наук в 1735 г.

С небольшими изменениями эта азбука используется до сих пор.

К концу XIX века был подготовлен проект графической и орфографической реформы, но утвержден он был 10 декабря 1918 года специальным декретом Совета народных комиссаров. Графика была упрощена, из неё устранены буквы: «ять», «и десятеричное», «фита» и другие.

За период с 1918 г. по настоящее время никаких изменений в составе русского алфавита не проводилось.

Состав русского алфавита. Буква и фонема

Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Расположение букв в алфавитном порядке условно, но знание его обязательно, чтобы свободно пользоваться словарями, алфавитными списками и указателями.

Каждая буква имеет своё название, равное одному звуку или двум: а –[а], б — [бэ] и т.д.

Десять букв — гласные, из них буквы а, о, э, и, у, ы – простые (однозначные), буквы е, ё, ю, я – йотированные (двузначные). Двадцать одна буква — согласные. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают. Начертание букв имеет 2 разновидности — печатную и письменную. Каждая различает строчные (малые) буквы и прописные (заглавные), за исключением ь, ъ, ы.

Буква — элемент алфавита, который представляет собой начертание определенной конфигурации, это рисунок, который нельзя произнести.

Кроме букв, в графике используются и небуквенные графические средства: знак ударения, дефис (чёрточка), знаки препинания (правила их употребления относятся к пунктуации), апостроф, знак параграфа, пробелы между словами, частями текста, а также шрифтовые выделения (курсив, жирный шрифт, разрядка и др.), подчёркивание, выделение цветом.

Фонема —это незначимая единица языка, которая в речи реализуется рядом позиционно чередующихся звуков. Основная функция фонемы – различительная. На письме мы обозначаем фонему в сильной позиции. В результате получается, что каждая морфема (значимая часть слова), раз она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково.

Воды — вода – водяной гриб — грибы

[во/ды] — [в a / да] — [въ / д’ и э / ноj] [г р’ и п ] — [г р’ и / б ы]

: [о] — [a ] — [ъ] : [п] — [б]

Позиционное чередование гласных звуков

Позиционные чередования согласных звуков.

Позиция – это место положения звука в слове. Это условие для произнесения того или иного звука.

В русской речи в разных позициях один звук заменяется другим.

Закономерная мена звуков в пределах одной и той же морфемы, вызванная позиционными условиями, называется позиционным чередованием : [м /ро с ], [м /ро з ы].

Мы будем рассматривать позиционные чередования согласных звуков по основным 2 признакам: звонкости-глухости, твердости-мягкости.

1. Мена согласных по признаку звонкости-глухости.

Звонкий согласный меняется на глухой в следующих случаях :

а) в абсолютном конце слова: друг[к], дуб[п];

б) перед глухими согласными: низ кий [с]

Глухой согласный меняется на звонкий перед звонким: просьба [про/з’бъ], с горы [зг /ры].

2. Мена согласных по признаку твердости-мягкости.

Эта мена в первую очередь происходит по признаку мягкости.

Мена твердого звука на мягкий наблюдается прежде всего внутри слов и обычно встречается в положении зубной согласной перед мягким зубным:

сделать [з’д’э/лът’], гость [го/с’т’], кузня [ку/з’н’ь]

Звук [л] не подлежит этой закономерности: полнеть [п /лн’эт’]

3. Мена свистящих звуков [з][с] перед шипящим на шипящий [ ] [ ] сжать [ ат ‘], сшить [ ыт ‘].

Уподобление одного звука другому в отношении условий его образования называется ассимиляцией .

4. Для системы согласных звуков русского языка характерно и явление упрощения групп согласных.

Такое явление наблюдается в сочетаниях стн, здн, лнц, рдц, нтск, стл, вств: местный [ м’э/сны ], позно, солнце, сердце, гигантский, завистливый, чувство, то непроизносимые согласные.

Они зависят от следующих факторов:

1. от места ударения слов;

2. От положения согласного по отношению к ударному слогу;

3. От твердости-мягкости соседних согласных.

1. Позиционная мена гласных звуков под ударением.

Твердый согласный перед гласными никак на него не влияет: гласный произносится, так же как и после паузы (начало слова).

Сравним: сон – он; шум – ум.

Твердый согласный после гласного тоже не влияет: дар – да.

Таким образом, у гласных фонем под ударением в начале слова и после твердых согласных сильная позиция. Твердые согласные не влияют на реализацию этих фонем. Исключение составляет .

Сильная позиция:

а) после паузы (начало слова);

б) после мягких согласных: ил – пил.

А после твердых согласных реализуется в : игра — [сы]грать.

Мягкие согласные наоборот, влияют на реализацию фонем .

В сходстве с мягкими согласными каждая из этих фонем реализуется более закрытым и более передним гласным звуком. Язык приподнимается к верху. В этом случае артикуляция (от лат. articulatio – членораздельно выговаривать, работа органов речи, направленная на производство звуков) меняется.

Например:

[спат’] – артикуляция в конце звучания [а] сдвинута вперед и вверх;

[сп’ат] – артикуляция в начале звучания. Мягкий согласный сильнее всего воздействует на начальную часть гласного;

[с’п’ а/ ‘и ] – спящий. Так воздействуют мягкие согласные на [ . а . ] охватываемый весь процесс артикуляции.

[па/са/д’им] — [с’ а/д’ьм]

Параллельный тип фонемного ряда, его члены – вариации. Члены этого ряда никогда не могут совпасть с членами другого фонемного ряда.

Такой процесс называется аккомодацией (от лат. accomdatio — приспособление). Т.е. – это приспособление органов речи для произнесения гласного звука в соседстве с мягким согласным. Так гласные [а, о, у, э] после мягких согласных становятся более передними, а на слух выше .

В транскрипции явление аккомодации обозначаем У [и] – аккомодацию можно не обозначать, так как он всегда в верхнем подъеме.

2. Позиционная мена гласных звуков в безударном положении.

В безударном положении гласные подвергаются редукции (от лат. reductio – приводить обратно, возвращать; сокращать, уменьшать). Редукция – это ослабление артикуляции звука и изменение его звучания (сокращение звука по силе и длительности).

Редукция касается в основном гласных звуков в безударном положении.

Позиция под ударением всегда сильная и гласные звуки не подвергаются изменениям.

В слабых позициях гласные верхнего подъема [и][ы][у] подвергаются только количественной редукции , т.е. несколько сокращается время их произнесения, но качеством не меняется: сравним дым – дымок – дымовой [ды/мок].

Гласные [а][о][э] подвергаются не только количественной, но и качественной редукции.

Основные позиционные изменения безударных гласных могут быть представлены в таблице:

Чередование звуков

Почему в словах чередуются звуки? Это происходит при образовании грамматических форм слова. То есть звуки в одной и той же морфеме, например в корне, могут заменять друг друга. Такую замену называют чередованием. Отметим сразу, что речь пойдёт о фонетических процессах, а не о правописании слов.

В определённых случаях чередуются не только гласные звуки, но и согласные. Чаще всего чередование находится в корнях, суффиксах и приставках.

Мох — мха, везти — возить, крутой — круче, друг — друзья — дружить — в корне слова;

кружок — кружка, дочка — дочек, зимую — зимовать, ценный — ценен — в суффиксах;

ждать — подождать, звать — созвать, втереть — вотру — в приставках.

Существуют два вида чередований: исторические (их нельзя объяснить, они возникли давно и связаны с утратой гласных звуков [ъ], [ь] (сънъ — съна, льсть — льстить) или с необъяснимым тождеством согласных звуков (бега — бежать) и фонетические (по-иному позиционные, так как зависят от позиции звука в слове [нΛга — нок], их можно объяснить с точки зрения современного русского языка, например, чередование [г//к] возникло потому, что перед гласным согласный звук сохраняется, а в конце слова звук оглушается, изменяет своё качество звучания).

Исторические чередования

понять — понимать — пойму

купить — куплю, земной — земля

блеск — блестеть — блещет

свет — свеча — освещение

ограда — огорожу — ограждение

оклик — клич — восклицание

Фонетические (позиционные) чередования

Исторические чередования выявляются при словообразовании и формоизменении.

Фонетические (позиционные) можно определить по редукции гласных и ассимиляции согласных звуков.

Много беглых гласных при изменении односложных и двусложных существительных по падежам [о, э, и// -]:

рот — рта, лёд — льда, пень -пня;

огонь — огня, узел — узла, ветер — ветра, урок — урока, ноготь — ногтя, улей — улья;

ведро — вёдер, окно — окон, игла — игл, яйцо — яиц.

Встречаются беглые гласные и в кратких прилагательных:

краткий — краток, горький — горек, смешной — смешон, длинный — длинен, хитрый — хитёр.

В корнях разновидовых глаголов тоже происходят чередования гласных и согласных звуков:

коснуться — касаться, осмотреть — осматривать, собрать — собирать, послать — посылать, зажечь — зажигать, понять — понимать, сжать — сжимать.

Чередования звуков важно знать, чтобы правильно применять орфографические правила, когда возникают затруднения с написанием букв в разных частях речи. Если не узнаешь чередования, можешь допустить ошибку и при морфемном разборе, когда выделяешь части слова.

Чередование звуков – это закономерное различие звуков в вариантах оной и той же морфемы.

Чередование ударных гласных. Мягкие согласные вызывают сдвиг артикуляции гласного вперед и вверх. В транскрипции этот сдвиг начальной и конечной фазы гласного обозначается точками над буквой: /ч¢ ас/, /ма ¢т/.

Между мягкими согласными наблюдается сдвиг вперед и вверх в центральной части гласного: /ч аст/ и /ч ас/, /мэл/ и /м эл/ — гласный – Э переднего ряда продвигается (вперед) вверх. /щук/ и /щука/.

Мы видим, что чередование гласных под ударение после мягких и перед мягкими согласными происходит при их сигнификативно сильной позиции, но разные перцептивно.

Твердые же согласные перед и после /А,О,Э,У/ никак не действуют на гласный: /ягуар, дар, да/ — везде один и тот же звук /А/ — окружение не влияет на звук — это перцептивно сильная позиция для /А,О,Э,У/ и слабой для /И/; позиция после мягкого.

В слабой позиции звуки, прилегая к согласному, приспосабливают гласный к своей артикуляции. Это можно обнаружить на слух. В слове масса произносится /А/, позиция здесь сильная. В слове мясо произносится /А/- звук неординарный на протяжении своего звучания — он более продвинут. В слове /Ира/ произносится /И/- это основной вариант фонемы /И/, качеств звука не обусловлено позицией. В слове /сыра/ — произносится /Ы/, а дальше произносится /И/: /сы-и-и-ра/.

Таким образом, в перцептивно слабой позиции /А/ — результат приспособления /А/ к предшествующему мягкому согласному, и точно так же /Ы/ -результат приспособления /И/ к предшествующему твердому.

Чередование безударных гласных. Безударные гласные отличаются от ударных количественно и качественно: они короче ударных и произносятся с меньшей силой и разным тембром. В связи с этим различением ударные гласные называют гласными полного образования, безударные – редуцированными гласными.

Существует различие и между безударными гласными, что обусловлено их местом по отношению к ударению и положению в слоге.

Потебня предложил формулу, условно оценивающую в единицах 3,2,1 силу ударных и безударных слогов. Удар 3, 1-й предудар.- 2, другие-1./б испLрадък/ — беспорядок, /п е р и пъдгLтофкъ/.

Сила безударного гласного зависит от следующих условий: 1. неприкрытый слог равен 1-му предударному: атаковать /LтькLват/, аист/аист/.

Сила заударного конечного открытого слога колеблется 1 и 2 единицам: шапка /шапкL / редуцированные гласные 1-й степени (в 2 единицы ударной силы) и гласный 2–й степени, (в 1 един)- Ъ и L.

Качественные различия между ударными и безударными гласными обусловлены тем, что безударные гласные артикулируются менее энергично, чем ударные. Тело языка занимает положение близкое к нейтральному. Безударные /И/ /Ы/ — гласные верхнего подъёма: язык не доходит до верхнего положения: /витринъ/, /сы ры/.

При произнесении гласного А в 1-ом предударном слоге язык не доходит до крайнего нижнего положения, более точное его изображение — L: /трLва/, во 2-м предударном слоге звук А соответствует /Ъ/ — язык занимает среднее положение: /нъпLдат/.

Позиционные чередования гласных звуков

Позиционно чередуются только звуки О, А, Э, т.е. те, которые подвергаются качественной редукции. Позиционные чередования гласных вызваны сменой позиций звуков – с сильной на слабую или наоборот (сильная позиция для гласных – положение под ударением):

Дом – дома – домовой

[дом] [дΛма] [дъмΛвой]

Подпись подписывал подписал

Ряд ряды рядовой

Бег бегом беговой

Приведенные примеры позиционных чередований отражают результаты качественной редукции.

Аккомодация тоже может быть причиной позиционных чередований (для звука и): игла – с иглой

Позиционные чередования отражаются в транскрипции , на письме нет. Мена звуков, мены букв нет!

Позиционные чередования согласных звуков

Позиционно чередуются только те согласные звуки, которые имеют пары по твердости/мягкости, звонкости/глухости. Мена звуков вызвана сменой позиции с сильной на слабую или на оборот (в рамках данных оппозиций).

Позиционные чередования согласных по зв./глух.:

Робкий – робок пирогом — пирог

[ропк , ий] II [робък] [п , ирΛ гом] II [п , ирок]

Сказал – сказка сломал — сбил

[сказъл] II [скаскъ] [слΛмал] II [зб , ил]

Позиционные чередования согласных по тв./мякг.:

Роза – розе конь — конский

[розъ] II [роз , ь] [кон , ] II [конск , ий]

[з] II [з , ] [н] II [н , ]

Можно одновременно наблюдать чередования по зв./глух., тв./мягк.:

Рубка – рубит – лесорубы- прорубь

[рупкъ] [руб , ит] [л , ьсΛрубы] [проруп , ]

[п] II [б , ] II [б] II [п , ]

Сломать – сшить – понятие позиционных чередований неприменимо, т.к. звуки не яв-ся парными.

Исторические чередования звуков

Историческим чередованием называется закономерная мена звуков в пределах одной морфемы , не обусловленная действием живого фонетического закона (изменением фонетической позиции):

Носит – вынашивать – в корне отчетливо различаются разные звуки о и а , оба находятся в сильной позиции, под ударением; с и ш не яв-ся парой зв/глух, находятся в сильной позиции. Это исторические чередования. Они наблюдаются без транскрипции, есть мена звуков и мена букв.

Исторические чередования гласных звуков и гласных с сочетанием звуков

е,о // Ø – д5нь –дня, сон-сна

а, я // Øн // ин – начать – начну- начинать

а, я // Øм // им – сжать – сожму- сжимать

а, я // йм // им – занять – займу- занимать

е//и//о//а// Ø – умер- умирать-мор-вымаривать- умрет

е/а – лезть –лазать

ы// Ø – порываться – порваться

и// Øй//ей – пить-пью-пей

ы// ой – выть – вой

ы// ы(в) // о(в)//а(в)– плыть- плыву -пловец-плавать

ю,у //ов // ев кую-ковать клюв-клевать

Исторические чередования согласных звуков

к // ч// ц (ц //ч) – лик – лицо-личина

г //ж // з — друг – друзья – дружно

з //ж; с//ш – вожу-воз, носит – ношу

х // с – тряхнуть – тряска

т //ч //щ – свет – свеча – освещение

д // ж// жд – ход – хожу- хождение

ск//щ – плекс плещет

ст // щ – свист – свищет

д,т // с – веду – вести, мету – мести

б//бл – любит – люблю

п//пл – лепит – леплю

в//вл – ловит – ловля

ф//фл – графить – графлю

м//мл – корм- кормление

Лекция № 3. СЛОГ. СЛОГОДЕЛЕНИЕ. УДАРЕНИЕ

СЛОГ. СЛОГОДЕЛЕНИЕ

Минимальной звуковой единицей речевого потока является слог, он создается одним дыхательным толчком.

Слог – это минимальная звуковая единица, которую можно вычленить дикционно при произнесении слова. Он яв-ся структурным компонентом фонетического слова.

Слог, как и любую фонетическую единицу, можно рассматривать с разных точек зрения. Слог можно рассматривать с точки зрения работы органов речи — артикуляции. Слог можно рассматривать с акустической точки зрения. Слог –это такая фонет.единица, которая не связана со значением, не имеет значения (как и звук). Отсюда трудности в слогоделении. Вопрос о слоге – один из сложнейших в фонетике. Он носит дискуссионный характер.

Традиционно считается, что мельчайшей единицей фонетического членения речи является звук. С артикуляционной точки зрения минимальные единицы речевого потока – слоги, а не звуки. Мы не произносим отдельные звуки, а произносим слоги.Звуки выделяются не при непосредственном произношении а в ходе лингвистического анализа. Наше бытовое представление о делении слов на слоги не совпадает с научным: о-кно.

Существует большое количество теорий слога. Эти многочисленные теории можно объединить в три группы:

1 группа теорий связывает слогоделение с работой речевого аппарата – с артикуляцией. Эти теории называют артикуляционными. Разновидности внутри этой группы:

А) выдыхательная теория связывает деление слов на слоги с работой органов дыхания. Согласно этой теории, слог – это отрезок речи, произносимый одним выдыхательным толчком. В слове столько слогов, сколько делается выдыхов при произнесении слова. Опыты показывают, что выдыхательная теория охватывает отнюдь не все случаи слогоделения. Иногда количество выдыхов не соответствует количеству слогов.

Б) теория мускульного напряжения связывает деление слов на слоги с учетом того, как изменяется напряженность речевого аппарата при произнесении отрезков речи, называемых слогами. При произнесении одних звуков мускульное напряжение ослабляется, при произнесении других – усиливается. Когда произносится гласный звук, особенно ударный, все части речевого аппарата напряжены равномерно. Поэтому говорят о разлитом напряжении. Когда произносится согласный звук, напряжение концентрируется в той его части, где имеется препятствие для воздушной струи. По теории мускульного напряжения, слог – это такой отрезок, в котором идет нарастание, а затем падение мускульного напряжения. Это приводит к тому, что слово делится на слоги. Лев Влад.Щерба, кроме мускульного напряжения, уделял большое внимание ударению как средству выделения ударного слога. Ударный слог характеризуется большей напряженностью речевого аппарата.

2-я группа теорий – акустические. Эти теории связывают слогоделение с восприятием речевого потока. Иначе они называются теориями сонорности.

Сонорность – это звучность звуков. Исследователи давно установили, что разные звуки обладают разной степенью звучности. Одним из первых теорию сонорности развивал датский ученый Отто Есперсен. Он построил шкалу относительной звучности звуков. Его шкала 10-ти ступенчатая (10 групп звуков по степени звучности).

В совр. русской лингвистике теорию сонорности развивал Рубен Иванович Аванесов. Он установил 3-х ступенчатую шкалу звучности (интерпретаторы берут 4-хступенчатую). Теория сонорности учитывает не абсолютную звучность звуков, а только относительную. Самыми звучными яв-ся гласные звуки. Их оценили 4-мя единицами звучность. Следующие по звучности сонорные согласные звуки – 3 единицы. Звучность шумных согласных – 1 единица (интерпретаторы этой теории делят шумные на звонкие – 2 ед. и глухие -1 ед). Но удобнее пользоваться 3-хступенчатой шкалой (4-3-1).

Теория сонорности исходит из закона открытости слога. Действие этого закона обеспечивается принципом восходящей звучности, сформулированным Р.И.Аванесовым.

Аванесов утверждал, что начало непервого слога строится по принципу восходящей звучности, т.е. в начале непервого слга звучность нарастает, слог начинается с менее звучного звука и продолжается более звучным.

По теории сонорности слогораздел в слове происходит перед звуком наименьшей звучности.

Если в слове мы имеем сочетание звуков С +Г+С+Г, то не возникает трудностей при слогоделении, т.к. согласный звук менее звучный, чем гласный, поэтому граница слога проходит перед согласным:

Бо – ти – нок бе — ре – за

14 14 341 14 34 14

Труднее, если в слове есть сочетание нескольких согласных между гласными (интервокальные сочетания). Необходим анализ звуков по степени звучности.

ГССГ ГСССГ ГССССГ

А) … глас. + шумн.согл. + шумн.сгл. + глас…

по-кра- ска се – стра

б) …глас. + сонор.согл. + сонор.согл. + глас. …

ко – рма ва – нна

в) …глас. + шум.согл. + сонорн. согл. + глас. …

г) …глас. + сонорн.согл. + шумн.согл. + глас. ….

шкур – ка ком- пас

Если в слове несколько падений звучности, то граница проходит там, где падение звучности больше.

Особого внимания требует согласный звук j, он самый звучный из согласных – 3,5 ед. При сочетании с другими согласными, он будет относиться к предыдущему слогу, т.е. слогораздел будет проходить после него перед любым другим согласным звуком:

…глас. + j + шумн.согл. + глас. …

….глас. + j + сонор.согл. + глас. …

По теории сонорности в 2-х случаях внутри слова могут быть закрытые слоги:

1. после j перед любым другим согласным: вой-ско, мой-ва, лей-ка, лай-ка

2. после сонорного согласного перед следующим шумнымсогласным: пол-ка, борь-ба, бом-ба

Если рядом два сонорных согласных, то они отходят оба к след.слогу: ко-рма, па-льма, га-мма

Т.О., внутри интервокальных сочетаний сгласных граница слога проходит в том случае, если первый согласный звучнее последующего: кор-ка

Внутри интервокальных сочетаний согласных не проходит граница слога, если согласные равны по звучности, или второй звучнее первого: ма-ска, бу-ква, те-мно, бу-гры.

З группа теорий – экспериментальные

Это теории, которые опираются на эксперименты, проведенные с помощью точных приборов. Достоинство этих теорий в том, что они объединяют два подхода к слогу – артикуляционный и акустический. Исследуется работа органов речи, акустические характеристики звуков.

Сторонники эксп.теорий доказали, что слог – минимальная произносимая единица, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов. Один из авторов – Лия Васильевна Бондарко.

Эксп.теории изучают степень слитности звуков в слогах. Установлено, что сочетание согл. + глас. более тесное, чем гл. + согл. Если внутри слова есть интервокальные сочетания согл., то слогораздел происходит иначе, чем по теории сонорности. По экс.теории все слоги в слове открытые, за исключением тех, которые закрыты j (в этом теория сонорности и эксп.теория сходятся) .

По теории сонорности по экспер.теории

есть мнения, что вообще все слоги в слове открытые, т.е. ни один согласный не может закрывать слог.

ТИПЫ СЛОГОВ

Слоги могут быть: открытые и закрытые (по наличию согласного звука справа) – ка-ран-даш; бе-се-дка; со-ло-ма; пор-вал; Бай-кал

Логии могут быть прикрытые и неприкрытые (по наличию согласного слева) – ар-буз, о-кно, вой-на, ёл-ка (первый слог прикрыт j).

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1336 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Позиционные чередования гласных

1) Чередование ударного /о/ с безударным /а/ после твердых согласных в морфемах всех типов: в корнях (ос — насы́/), в приставках (/по́тпис‘— патхо́т/), в суффиксах (/сыноккат’о́нак/), в окончаниях (/дупло́мт’э́лам/). 2) Чередования ударного /э/ или ударного /а/ с предударным /и/ в корнях после мягких согласных: /м’эхм’иха́/ (э//и); /часчисы́/ (а//и).

Общей чертой рассмотренных чередований являлось то, что в них участвовали ударные гласные, находящиеся в сильной позиции, и безударные гласные, находящиеся в слабой позиции. Чередование /и//ы/, наоборот, с ударением не связано. Начальное корневое /и/ после твердых согласных в приставках и предлогах чередуется с /ы/: /игра́т’сыгра́т’/, /изба́в-ызб’э́/.

Позиционные чередования согласных

Позиционные чередования согласных можно разбить на четыре типа: 1) по звонкости-глухости; 2) по твердости-мягкости; 3) по месту и способу образования; 4) с фонемным нулем.

  • 1. Чередования по звонкости-глухости представлены тремя разновидностями: а) звонких с глухими в конце слова; б) звонких с глухими перед глухими; в) глухих со звонкими перед звонкими.
  • а) В конце слова чередованием связаны 10 из 11 пар звонких и глухих шумных (кроме /г’к’/). Неконечный звонкий в корнях и некоторых суффиксах чередуется с конечным глухим: /во́завос/, /халада́ха́лат/, /стр’ил’ба́стр’э́л’п/, /балтл’и́выйбалтл’и́ф/.
  • б) Неконечный звонкий в корнях и в приставках чередуется с глухим в позиции перед глухим (чередованием связаны те же 10 пар): /сма́зат‘— сма́ска/, /кружо́ккрушк’и́/, бмы́т’аптач’и́т’/, злав’и́т‘— искуп’и́т’/.
  • в) Чередования глухих со звонкими распространены гораздо меньше. Внутри слова в чередовании участвуют лишь пять пар: тд, т’—д’, с — з,с’з’, кг. Глухой шумный в корнях и в приставках чередуется со звонкими в позиции перед звонкими: тмы́т’адб’и́т’/, /прас‘и́т’про́з‘ба/, /малат‘и́т’малад‘ба́/. Что касается остальных пяти пар, то в них чередование имеет место лишь на стыке со словом, начинающимся со звонкого шумного: /клуб закры́т/, /марж гр’им’и́т/, /кров’ до́нара/. (В подобных сочетаниях можно наблюдать чередования и в пяти вышерассмотренных парах.)
  • 2. Чередования по твердости-мягкости подразделяются на два типа — чередования твердых с мягкими и чередования мягких с твердыми.

Чередования твердых с мягкими представлены тремя случаями.

  • а) Твердые согласные в корне или (редко) в суффиксе чередуются с мягкими перед э и и в суффиксах и окончаниях во всех 15 парах, составляющих корреляцию по твердости-мягкости. Число примеров практически безгранично: /рука́рук‘э́/, /домдо́м‘ик/, /в’интатв’ин’т‘и́т’/.
  • б) Перед суффиксом; чередование наблюдается в 12 парах согласных (за исключением заднеязычных) при образовании грамматических форм и форм словообразования: /колко́лjа/, /каро́вакара́в‘jа/, /кома́ркамар’jо́/, /суды́суд‘jа́/.
  • в) Твердые согласные в корнях и приставках чередуются с мягкими перед соответствующими мягкими: /гру́ппав-гру́п’п‘и/, /ссад’и́т’с’с‘ил’и́т’/.

Чередование мягких согласных с твердыми представлено, по-видимому, только в 10 парах согласных (кроме заднеязычных, л’-л и с’-с) в корнях перед суффиксами н, ск, к-: /ст’эпст’ипно́j/, /с’этс’э́тка/, /цар‘— ца́рск’иj/. Реальное положение в чередованиях последнего типа более сложное и требует дополнительных научных уточнений.

3. Чередования по месту и способу образования представлены лишь отдельными парами фонем: з — ж, с — ш, т — ц, т’— ц, д — ц, д’— ц, т — ч, т’— ч, д — ч, д’ — ч.

Переднеязычные зубные с, з в корнях и в приставках чередуются с нёбными ш, ж перед ш, ж, ч: /загар’э́т’/ — /жжа́р’ит’/, /сталкну́т’/ — /шшыт’/, /расп’ил’и́т’/ — /рашчйс’т’ит’/, /разда́т’/ — /ражжыр’э́т’/, /грус/ — /гру́шчик/.

Переднеязычные взрывные т’и д’ чередуются в корнях с аффрикатой ц (из суффикса -ец): /бра́т‘иц//бра́цца/, /малад‘э́ц//малацца́/. Согласный т’ чередуется с ц в инфинитивном суффиксе перед -ца (алломорфом возвратного постфикса -ся): /бр’ит‘//бр’и́цца/.

Чередование т и д с ц имеет место в приставках перед ц и с — начальными согласными корня: /падлажы́т’//паццып’и́т’/, твад’и́т’/цсад’и́т’/. Чередование т//ц происходит во флексиях 3 л. ед. и мн. ч. наст, времени при образовании возвратных форм перед постфиксом -ца: /стучи́т//стучи́цца/.

Таким образом, возвратный постфикс существует в трех алломорфах, находящихся в отношении дополнительной дистрибуции: -с’ стоит только после гласных (/мы́лас‘/, /умы́фшыс‘/); -ца выступает в формах инфинитива и 3 л. (/б’и́цца/, /б’)6цца/ (биться, бьётся); -с’а находится после согласных во всех остальных формах, включая повелительное наклонение: /мъ’тс’а/, /мо́jс’а/, /п’а́т’с’а/ (пяться).

Чередование т(д)//ч происходит в корнях и в приставках перед ч: /наво́тка/ — /наво́ччик/, /нал’о́т/ — /нал’о́ччик/, тр’э́зат’/ — /аччи́с’т’ит’/, /падлажы́т’/ — /паччиркну́т’/.

4. Чередование согласных с фонемным нулем представляет собой не что иное, как явление «непроизносимых согласных», вызываемое тем, что группы согласных, одинаковых по действующему органу, но различных по способу артикуляции, оказываются трудными для выговаривания. «Выпадение» согласного приводит к упрощению таких сочетаний, состоящих почти исключительно из переднеязычных согласных. Фонематическая интерпретация подобных ситуаций обнаруживает факт чередования. Чередуются в основном т и д в корнях и суффиксах.

Конечный согласный т (или т’) чередуется с нулем (т//ø, т’//ø) в позиции после с перед суффиксом -н-: /м’э́ста/ — /м’э́сныj/ или /м’э́соныj/ (местный), /л’э́с’т‘/ — /л’э́сøныj/, /ско́рас’т‘/ — /скарасøно́)/, /о́блас’т‘/— /абласøно́j/.

Чередование т//ø имеет место в суффиксе -ист перед суффиксом —ск: /фрэjд’и́ст//фрэjд’и́сøск’иj/ = /фрэjд’и́сск’иj/.

Чередование д’//ø происходит перед суффиксом -ск- в прилагательных, образованных от названий стран на —андия: /исла́нд‘иjа//исла́нøск’иj/.

Чередование т’//ø происходит перед суффиксом прилагательных -лив-: /за́в’ис’т‘//зав’и́сøливыj/.

Чередования с нулем происходят и в отдельных словах: /здра́øствуj)/ (ср.: здравыйв//ø); /с’э́рøцэ/ (ср.: сердечкод’//ø); /со́øнцэ/ (ср.: солнышкол//ø).

Специфика чередований с нулем заключается в том, что в этом случае невозможно определить какие бы то ни было сильные и слабые позиции.

Чередование фонем (заключение)

Понятие чередования вместе с понятием фонемы является ключевым для теории фонетики. Именно здесь проявляется осмысление (с позиций той или иной концепции) связи фонетического и грамматического уровней языка.

Принципиальным в плане общей теории чередований является их разделение на позиционные (в том же значении употребляется термин «живые чередования» и более спорный в теоретическом отношении термин «автоматические чередования») и исторические. Это разделение, однако, глубоко принципиально и в плане соотношения фонетики и морфологии.

Исторические чередования в целом морфологически обусловлены, хотя это и не всегда очевидно. Например, в парадигме день, дня, дню. чередование корневого /э/ с фонемным нулем входит как формальное средство в склонение существительного, противопоставляя формы И.п. и В.п. ед.ч. остальным членам парадигмы. Но имеются и такие чередования, которые никакой морфологической функции не выполняют: ликлицо, светсвеча.

Позиционные чередования в целом обусловлены возможностью/невозможностью появления фонемы в том или ином фонетическом контексте — позиционном, комбинаторном и позиционно-комбинаторном. По этой причине позиционные чередования характеризуются большей обобщенностью. В принципе, они не должны иметь исключений, как, например, чередования звонких с глухими или ударного о с безударным а (о//а). Однако непоследовательность проявления чередований, вполне возможная для исторических (сер.: дракадрачлив, но криккриклив), все же возможна и для позиционных. Так, в чередованиях мягких с твердыми перед суффиксом -ск- (конский, царский, имперский, казанский, мусульманский, пермский, философский) имеется и исключение — июньский (от июнь). Нет строгих позиционных закономерностей в чередованиях с фонемным нулем. Сочетание [стл’] возможно /кастл’авыj/, однако в иной морфемной позиции по сравнению с /зав’и́сл’ивыj/ = /зав’и́сол’ивыj/; в первом случае т сохраняется перед суффиксом -ляв-, во втором случае ø «входит» в состав корня, но перед суффиксом -лив-; фонетические же условия (т.е. перед [л’] = /л’/) для сохранения т или появления ø одинаковы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector