6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое варяги в древней руси

Кто такие варяги — смысл слова и история призвание варягов на Русь

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. «Что хорошего могут сделать для нас варяги?» – так говорят, когда на руководящие посты назначают людей «со стороны».

Об этих загадочных личностях упоминают любители футбола, о них поют («Врагу не сдается наш гордый «Варяг»!). Несмотря на популярность, значение этого слова покрыто мраком.

Чтобы его развеять и понять, кто такие варяги, придется запустить машину времени и отправиться в глубь веков. Вперед!

Варяги — что это за люди и смысл слова

Термин «варяги» появился на Руси в XI веке (в Византии и на арабском Востоке он был известен ранее). По версии «Повести временных лет», самой древней из сохранившихся летописей, они сыграли весомую роль в становлении Русского государства.

Именно призвание варягов на княжение в Новгород, произошедшее в 862 году, принято считать отправной точкой русской истории.

Смысл слова «варяги» трактуют по-разному:

    В сагах северных народов слово «væringjar» (варяг) появляется в начале XI века в связи с описанием службы скандинавов в Византии.

В этой интерпретации варяги – это воины-наемники, союзники, давшие клятву верности византийскому императору.

Были такие наемники и на Руси: к их помощи прибегнул князь Игорь в походе 943 года. Варяжская дружина помогла Владимиру Святославичу захватить в 979 году Киевский престол.

  • Это общее название тех, кто занимался морским разбоем (от varg — «волк», «разбойник»).
  • Варяг – это удалой купец, иногда трудноотличимый от разбойника. В пользу этой версии говорит слово «варяжить», сохранившееся в русском лексиконе. В императорской России оно означало «заниматься мелким торгом». Именно с варягами был связана главная торговая магистраль IX—XII веков, «путь из варяг в греки».
  • «Варя» – так назывался процесс выварки соли перед ее выносом на сушку. Полученную соль именовали варью. Этим некоторые историки объясняют тот факт, что Балтийское море в древности называлось Варяжским – из-за солевого промысла, процветающего на его побережье.
  • Происхождение от кельтского var (вода). Здесь подразумеваются жители побережья, в русской версии – поморы.
  • Варяги, будь то купцы, воины-наемники или «лихие люди», волей-неволей оказывались на территории, населенной восточными славянами, устремляясь в Византию. Эта страна в VIII — ХI веках манила богатством, сулила сказочные возможности.

    Десятки тысяч людей проходили по славянским землям с севера на юг и обратно по маршруту, названному Нестором «Путь из варяг в греки и из греков в…».

    Этот водный маршрут, пролегавший от Балтийского моря до Византийских земель, был главной магистралью торгового и культурного обмена между северными и южными народами вплоть до монгольского нашествия.

    Есть мнение, что варяги в Древней Руси – это собирательное понятие. Оно могло обозначать любых «пришлых» людей, появляющихся с разными целями, будь то торговля, служба в качестве наемников или пиратские набеги.

    Нас интересует «узкая версия»: кто такие варяги на Руси, ставшие главными действующими лицами в образовании Древнерусского государства?

    Призвание варягов

    История Руси начинается с событий, главными героями которых выступают варяги. Именно им платили дань в середине IX века славянские и финские племена. К 862 году варягов изгнали, и настало время кровопролитных междоусобиц.

    Устав от бессмысленных столкновений, славянская знать решила поискать князя на стороне, «за морем». Обратились «к варягам, к Руси», красочно описав свою землю как обширную и обильную, но лишенную порядка.

    Князь-варяг Рюрик, принявший привлекательное предложение, отправился за море с дружиной и родом. Собственно, с этого момента и началась история российской государственности.

    Поначалу ученые относились к рассказу о призвании варягов с полным доверием, но со временем он стал подвергаться сомнению.

    О легендарном событии нет ничего ни в русских (кроме «Повести временных лет»), ни в скандинавских источниках. В последних упоминается лишь о воинах-наемниках, отправляющихся в страну Гардарик (так именовалась Русь), и получающих за свои услуги щедрое вознаграждение.

    В начале XX века историк А.А.Шахматов заявил, что блок о призвании является более поздней вставкой. Есть мнение, что эта легенда включена в текст с целью укрепления независимости Руси от влияния Византии.

    При внимательном прочтении летописи рассказ о призвании предстает в новом свете. Между славянской и финской племенной знатью и варяжскими князьями был заключен договор («ряд»).

    Он предусматривал передачу призываемой стороне полномочий управляющего на условиях «володеть», «судить» («рядить») по праву, по ряду – в соответствии с нормами местного права.

    Сегодня многие историки рассматривают призвание варягов на Русь как отражение договорных отношений между восточнославянской и финской знатью с одной стороны и варяжской дружиной во главе с князем (выражаясь современным языком, он выступал в роли топ-менеджера) — с другой.

    Событие, ставшее первоначальной точкой российской истории, вызывает споры еще и потому, что окончательно не выяснено, что такое варяги, призванные на Русь, с этнической точки зрения.

    Скандинавская версия происхождения варягов (несостоятельная)

    Летописный приход варягов «из-за моря» дал основание считать их выходцами из Скандинавии, потомками современных шведов, датчан, норвежцев. Долгое время скандинавское происхождение варягов считалось доказанным.

    Лингвисты подтвердили скандинавские корни имен представителей первой правящей династии: Рюрик, Олег, Аскольд, Дир, Игорь, Ольга. В ходе археологических раскопок на Рюриковом городище (это место близ современного Великого Новгорода) найдено много скандинавских артефактов – значительно больше, чем славянских.

    Пестрят скандинавскими именами и первые международные договора, заключенные в 911 году Олегом и в 944 году – Игорем. «Мы от рода рускаго: Карлы, Инегельд, Фарлоф, Веремуд, Рулав…»

    Подтверждение скандинавского происхождения призванных варягов отыскалось в зарубежных источниках. Так, путешественник Ибн Фадлан подробно описал обряд захоронения знатного руса, традиционный для Северной Европы.

    «Скандинавская» версия легла в основу норманнской теории, популярной в 1-й половине XVIII века благодаря немецких ученым Г.З.Байеру, Г.Ф.Миллеру и А.Л.Шлецеру.

    Согласно этой концепции до призвания варягов-скандинавов славянские племена жили «во мраке», имея смутные представления о государстве, культуре и тому подобных категориях. Скандинавы (их еще называли «норманны» — северные люди) практически создали Древнерусское государство и русский народ.

    Норманнская теория в такой «жесткой» трактовке сегодня признана несостоятельной, однако многие историки считают скандинавское происхождение варягов, сыгравших значимую роль в истории российской государственности, доказанным.

    Варяги — это славяне?

    Есть точка зрения, что варяги никак не связаны с викингами-скандинавами, которые на момент исторического призвания имели очень смутное представление о государственности.

    Они совершали грабительские походы на русские земли, но походы эти носили характер краткосрочных набегов. Их правители, называемые конунгами, умели управлять максимум одним племенем или деревней, но с государством точно не справились бы. К тому же приглашенного на княжение Рюрика именовали князем, а не конунгом.

    В качестве места расселения варягов сторонники этой версии указывают южное побережье Балтики. В VIII-IX веках, после Великого переселения народов, славянские народы населяли значительную часть Европы, имели близкую культуру, понимали язык друг друга.

    Посол Сигизмунд Герберштейн, побывавший в Москве в начале XVI века, утверждал, что родина варягов – Вагрия, которая находилась на южном балтийском побережье.

    По «славянской» версии отправка послов к народу, называемому летописцем «варяги-русь», было обращением за помощью к дальним родственникам. Поэтому в источниках нет упоминаний о языковом барьере между призванными варягами и славянами.

    Споры о том, кем были призванные на Русь варяги, продолжаются. Не исключено, что даже если бы у историков появилась возможность обратиться к самому Нестору-летописцу: «Объясните смысл слова варяги!», они получили бы обтекаемый ответ.

    Ведь «Повесть временных лет» предлагает разные варианты, вначале трактуя понятие «варяги» по признаку территориального расселения, далее намекая, что это был отдельный этнос, в итоге переходя к разноэтничной версии.

    Варяги (это определение, по-видимому, употреблялось в широком смысле, для обозначения пришлых воинов, купцов, князей) независимо от этнической принадлежности сыграли значимую роль в формировании Древнерусского государства, однако будет неверным ее преувеличивать.

    Условия для образования государства у восточных славян сложились еще до легендарного призвания.

    Современные варяги

    Слово «варяги» не кануло в лету вместе с этим загадочным народом, его употребляют и сегодня – в значениях, близких к изначальным.

    В футболе так называют игроков-легионеров, играющих за команду не из своего национального чемпионата.

    Подобная «миграция» (что это?) стала привычным явлением, в каждом чемпионате имеются правила, оговаривающие допустимую численность «варягов» на поле.

    В кадровой политике распространился «феномен варягов» – назначение руководителей регионов со стороны. Есть еще «полуваряги» – уроженцы своего региона, давно утратившие с ним связь.

    Такие назначения происходят неспроста:

    1. При расколе местной элиты, неспособной предложить собственную кандидатуру на высший региональный пост.
    2. Если в регионе отмечен высокий уровень коррупции, и местные кандидаты так или иначе оказываются вовлечены в нее.
    3. Пришлые руководители могут назначаться для исправления кризисной ситуации в регионе.
    4. Случается, что нужно «пристроить» значительную столичную фигуру.

    Руководитель «со стороны», как правило, приводит с собой команду единомышленников, поэтому призвание варягов становится похожим на летописную версию: князь приходит «с дружиной и домом».

    Заключение

    Варяги растворились в истории, обеспечив потомкам почву для исторических баталий, но слово прижилось в лексиконе и активно употребляется.

    Однако без понимания его сути есть риск предстать в нелепом образе седовласого викинга, размахивающего боевым топором: как говорил Михаил Жванецкий, в историю трудно войти, но легко вляпаться!

    Варяги на Руси

    Отправляясь торговым караваном в далекие страны, купцы тех времён снаряжались как бы в военный поход, составляли целое военное товарищество — артель, или дружину, и шли походом под начальством выбранного вождя, какого-нибудь опытного воина-купца.

    Варяги (викинги) на Руси

    По мере того, как торговля развивалась все больше, а военные опасности на торговых путях становились сильнее, славянам всё труднее и труднее становилось оберегать себя и свою торговлю от нападений со стороны разных кочевников, засевших по всем торговым путям. Хазарское царство, защищавшее доселе славян, как своих данников, было уже почти разрушено печенегами, засевшими и по нижнему Днепру. Отрезывая пути славянской торговле, печенеги разоряли все благосостояние славянских городов.

    От диких степняков не было проходу на юг и северным купцамъ-воителям — норманнам, или варягам, давно уже прознавшим путь по Неве, Волхову и Днепру на Чёрное море к Царю-городу. Не имея уже возможности маленькими партиями пробиваться сквозь печенегов в Византию, где они торговали и нанимались в военную службу, варяги всё больше и больше стали застаиваться в славянских городах и сживаться со славянами. Занимаясь одним делом — торговлей, они скоро сходились со славянами, легко перенимали их язык и обычаи и оставались навсегда жить в славянских городах. Славянам это было очень на руку, так как варяги славились опытными воинами, и помощь их в это время для передвижения торговых караванов была очень не лишняя.

    Варяги (они же викинги) были жителями Скандинавского края, нынешних Швеции, Норвегии и Дании. Суровый край рано заставил варягов искать средств для жизни на стороне. Прежде всего они обратились к морю — занялись рыболовством и грабежом поморских жителей. На лёгких судах, с измалолетства привыкшие к борьбе с бурями и к тягостям военно-морской жизни, варяги дерзко налетали на побережья Балтийского и Немецкого морей. Еще в VI веке грабили они берега Галлии. Карл Великий ничего не мог поделать с отважными пиратами; при его слабых потомках норманны держат в страхе и осад всю Европу; с 9 века дружины их появляются одновременно в Шотландии, Англии, Франции, Андалузии, Сицилии и Швейцарии.

    В 911 году норманны овладели северо-западной частью Франции и заставили французского короля признать этот край его государства норманнским владением, герцогством норманнским; эта часть Франции и до сих пор известна под именем Нормандии. В 1066 году норманнский герцог Вильгельм покорил Англию. Отдельные дружины норманнов завладели Исландией, а оттуда проникали даже до берегов Северной Америки. На лёгких парусных и гребных судах забирались они в устья больших рек и плыли вверх, пока было можно. В разных местах они высаживались на сушу и жестоко грабили прибрежных жителей. На мелях, перекатах, порогах они вытаскивали свои суда на берег и волокли их посуху до тех пор, пока не миновали препятствие. Из больших рек они вторгались в меньшие и, перебираясь из реки в реку, забирались далеко в глубь страны, всюду неся с собой смерть, пожары, грабёж.

    В устьях больших рек они овладевали, обыкновенно, островами и укрепляли их. Это были их зимние квартиры, сюда сгоняли они пленников, сюда же сносили все награбленное добро. Норманнов страшно боялись в Западной Европе, потому что двигались они необыкновенно быстро и сражались так храбро, что устоять против их стремительных натисков казалось совершенно невозможным. На своём пути они ничего и никого не щадили. Во всех церквах Западной Европы возносилось тогда одно моление к Богу: „От свирепости норманнов избави нас, Господи!»

    На запад отправлялись большею частью норманны—обитатели Дании и Норвегии. Норманны же Швеции нападали преимущественно на побережье Балтийского моря. Из Финского залива они проникали Невой в Ладогу, а Волховом и Ильменём доходили до Новгорода, который назывался у них Голмгард, т.е. островной город. Новгород расположен на острове, образуемом Волховом при выходе из Ильменя-озера. Из Новгорода, пользуясь великим водным путём, норманны пробирались до Киева. Они знали хорошо Полоцк, Ладогу, и названия этих городов часто встречаются в их сказаниях — сагах. Упоминают саги и о далекой Биармии, т.е. Перми,» Пермском крае.

    О том, что норманны часто и большими отрядами проникали в страну славян, говорят и надгробные памятники, встречающиеся в юго-восточных провинциях Швеции и относящиеся к X и XI вв. На этих памятниках древним норманнским письмом — рунами — попадаются надписи, гласящие, что покойный пал „в битве на Востоке», „в стране Гардар», или „в Голмгарде».
    Добираясь до истоков Волги, норманны спускались вниз по реке, торговали и воевали с камскими болгарами и доходили до Каспийского моря. Арабские писатели впервые отметили их появление на Каспии в 880 г. В 913 году норманны появились здесь целым флотом, будто бы, в 500 кораблей, по сто человек на каждом.

    По Днепру Норманны спускались в Чёрное море и нападали на Византию. „В 865 г., — сообщает летописец, — норманны осмелились напасть на Константинополь на 360 кораблях, но, не будучи в состоянии нанести вред самому непобедимому городу, они храбро повоевали его предместья, перебили народа, сколько могли, и затем с торжеством вернулись домой».
    Кремонский епископ Лиутпранд посетил Константинополь в 950 и 968 гг. В своём рассказе о Греческой империи он упоминает и норманнов, которые незадолго до него сделали большое нападение на Константинополь.
    „На севере, — говорит он, — живёт народ, который греки называют русью, мы же норманнами. Царём этого народа был Ингер (Игорь), который пришел к Константинополю более чем с тысячью кораблей».

    В славянских землях, по Волхову и по Днепру, норманны-варяги появились сначала, так сказать, мимоходом, здесь они сперва мало застаивались, а больше направлялись по великому водному пути в богатые южные страны, преимущественно в Грецию, где не только торговали, но и служили за хорошее вознаграждение в греческой военной службе. Из норманнов был набран отряд императорских телохранителей. Норманнские наёмники назывались в Византии варангами; за греками так называли их и славяне. Пишется слово варяг по-славянски через юс малый после р г а юс малый произносился тогда, как слог эн.

    Богатый всяким обилием славянский край не мог не возбуждать в варягах желания забрать его в свои руки, по крайней мере, овладеть великим водным путём. Варяги издавна селились среди славян, в их городах, на более или менее продолжительное время. Араб Аль- Бекри около половины 10 века писал, что „племена севера завладели некоторыми из славян и до сей поры живут среди них.
    На основании вещей, найденных на Балтике, города ОХОТНО Нанимали варягов для военной охраны своих торговых караванов, направлявшихся в Византию. Но, по мере того, как варягов всё больше и больше накоплялось в славянских странах, они стали выказывать все больше желания сделаться господами славянской страны. И вот, читаем в летописи, около половины IX века, стали „варяги изъ заморья брать дань на словенехъ и на кривичей», т.е. с новгородских славян. Утвердились, значит, на северном конце великого водного пути. В то же время хазары брали дань с полян, северян и вятичей, т.е. с обитателей южного конца водного пути.

    Новгородские славяне не вытерпели, и года через два, как читаем в летописи, „изгнаша варяги за море и начати сами в собе володети». Но тогда начались в стране ссоры и раздоры из-за властвования, „возсталъ родъ на родъ,—читаем в летописи, — произошла среди них усобица, и воевать начали другъ съ другомъ».
    И вот все северные племена „реша сами в себе: поищемъ собе князя, иже бы володелъ нами и судилъ по праву. И идоша за море къ варягомъ, къ Руси : сице бо тіи варязи звахуся — русе, яко се друзіи зовутся свіе (шведы), друзіи же урмане (норвежцы), англяне (англичане), друзіи гъте (готы) — тако и си».
    Посланные от славян, чуди, кривичей и веси сказали варягам руси: „Земля наша велика и обильна, а наряда въ ней нетъ; да поидети княжити и володети нами». Но, несмотря на такой зазывъ „едва изъбрашеся три брата съ роды своими, взяли съ собой всю русь и пришли» (862годъ). То были три брата конунга — так назывались по-варяжски князья — Рюрик, Синеус и Трувор.

    Братья-князья, прибыв в страну, принялись „города рубить и воевать всюду», т.е. начали оборонять славян от врагов их, для чего всюду воздвигали укрепленные городки, и часто ходили в походы. Князья и поселились по краям страны. Рюрик — в Ладоге, Синеус — на Белоозере, а Трувор — в Изборске. Немного времени спустя, умерли братья Рюрика, и он остался один и переехал на житьё в Новгород. По преданию это не очень-то понравилось новгородцам, и они стали говорить: „Быть нам рабами и много зло пострадать от Рюрика и земляков его! » Составился даже какой-то заговор среди новгородцев с целью прогнать Рюрика с его варягами обратно за море. Но Рюрик убил вождя этого заговора, „храброго Вадима», и перебил многих новгородцев. Это событие сразу изменило положение Рюрика, взаимные отношения его и новгородцев. До того Рюрик был только призванный новгородцами князь-охранитель новгородской торговли и третейский судья в различных новгородских недоразумениях. После усмирения восстания Вадима Рюрик стал смотреть на Новгород как на свою военную добычу, и множество новгородцев бежали от него на юг.

    А на юге, в Киеве, в это время тоже утвердились варяги. Как можно думать, вслед за Рюриком нахлынуло в славянские земли много этих пришельцев с севера. Быть-может, подражая Рюрику, они стали пробовать твёрже основываться в славянских городах. В Полоцке стал княжить Рогволод, у племён, обитавших по Припяти, образовалось княжество какого-то Тура или Тора.

    О занятии южного конца водного пути варягами наша летопись повествует так: „Были у Рюрика два мужа, не племени его, но боярина; и они отпросилися ко Царю-городу съ родомъ своимъ. Пошли по Днепру и на пути увидели на горе городокъ и спросили: „Чій се градокъ?» Имъ объяснили, что городокъ прозывается Кіевъ и платитъ дань хозарамъ».

    Аскольд и Дир — так звали этих Рюриковых бояр — предложили киевлянам освободить их от хазар. Те согласились, и Аскольд с Диром остались в Киеве княжить: „Много варягов собрали и начали владеть Полянской землёй. Рюрик же княжил в Новгороде».

    Кто такие варяги. Роль викингов в истории Руси

    Варяги — так в Древней Руси называли выходцев из Скандинавии, воинов, путешественников и торговцев IX-XII веков. Термин «варяг», по видимому, происходит от слова «væringr» — в исландских сагах это наемники на службе византийского императора.

    В Европе северных пиратов-мореходов, грабивших прибрежные поселения от Англии до Северной Африки, называли викингами или норманнами.

    Точную этническую принадлежность варягов установить сложно, признают историки. Это могли быть представители племен с территорий современных Швеции, Дании и Норвегии, другие народы Балтии или даже славяне.

    Балтийское море в русских летописях называется Варяжским. А важнейший торговый путь раннего средневековья — «путь из варяг в греки», то есть от Балтики по рекам и волокам в Черное море, а оттуда в Византию.

    Кадр из сериала «Викинги»

    Согласно первой русской летописи, «Повести временных лет», история государства Русь начинается именно с призвания варяжского князя Рюрика в Новгород в 862 году. Современные исследователи считают, что дело было не так просто, но признают — скандинавы сыграли важную роль в ранней русской истории.

    Вспоминая легенду о призвании варягов, в обиходе «варягом» иногда называют человека, назначенного на высокую должность со стороны, не связанного с местной элитой. Например: «Регион был готов к приходу варяга, человека извне, судьи и арбитра», — писала газета « Коммерсант » о назначении омским губернатором выходца из Свердловской области.

    Призвание варягов. А был ли Рюрик?

    Призвание варягов — описанное в «Повести временных лет» приглашение в Новгород на княжение иноземца Рюрика. Примечательно, что летописец разделяет понятия «русь», «варяги» и «норманны»: «И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги — русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же — так».

    Согласно легенде, новгородцы прежде платили дань варягам, но затем изгнали их. Когда же воцарилось безвластие, местные жители вновь обратились к заморским соседям: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». В результате в 862 году Рюрик с братьями Синеусом и Трувором вступил на престол.

    Рюрик на Памятнике «Тысячелетие России». Фото: Wikimedia / Дар Ветер

    Современные историки призывают рассматривать это сообщение как полулегендарное. Еще в начале XX века Алексей Шахматов доказал, что «Сказание о призвании варягов» — более поздняя вставка в летописи. 862 год — условная дата, так как в летописи она появилась много позже.

    Также есть предположение, что Синеус и Трувор — вымышленные имена, появившиеся благодаря неверному переводу шведских выражений «свой род» (sine hus) и «верная дружина» (thru varing).

    Существовал ли на самом деле князь Рюрик и кем он был, не до конца ясно. Его имя явно восходит к скандинавскому Хрёрик (Hrærekr), объясняет филолог и историк Федор Успенский на сайте Arzamas . Некоторые считают, что речь в летописи идет о Рёрике Ютландском, жившем в середине IX века, но других аргументов в пользу данной версии нет.

    «Варяги» («Прибытие Рюрика в Ладогу»). Картина В.М. Васнецова

    Вообще же легенды о призвании иноземной династии типичны и для других стран Европы. Например, в Британии летопись рассказывает о призвании правителей-саксов бриттами.

    Что такое норманская теория. Аргументы норманистов и антинорманистов

    Норманская теория — направление в историографии, связывающее происхождение государственности на Руси именно с варягами. В наиболее упрощенной и «радикальной» форме ее сводят к утверждению, что государство Русь создано выходцами из Швеции. Сторонников норманской теории называют норманистами, противников — антинорманистами. Активным антинорманистом был великий русский ученый Михаил Ломоносов, видевший в данной теории попытку обосновать идею об «отсталости» славян.

    Главными аргументами норманистов были: летописное сообщение о призвании Рюрика; скандинавские имена князей и послов в Византию; скандинавское происхождение слова «Русь».

    Антинорманисты возражали, что государство невозможно создать извне без отсутствия предпосылок. Они приводили свидетельства из летописи о наличии у славян крупных племенных объединений, городов, княжеской власти.

    В настоящее время «норманскую проблему» в науке считают решенной. Историки, археологи и лингвисты отмечают, что скандинавы играли заметную роль в истории Древней Руси. При этом никто не утверждает, что русская государственность появилась исключительно благодаря варягам.

    «К концу XIX века противников норманской теории практически не осталось, антинорманнизм умер естественной смертью, — поясняет Федор Успенский, — и его возрождение стало возможным лишь в условиях сталинской диктатуры — оно было вызвано отторжением нацистской пропаганды расового превосходства германцев над славянами. Однако возрождение это было и остается временным и объясняется исключительно вопросами идеологии».

    «Мы от рода русского — Карлы, Инегелд, Фарлаф…». Откуда взялось слово «Русь» и что оно значило

    Происхождение слова «Русь» по-прежнему вызывает у ученых споры. Большинство лингвистов сходятся в том, что оно пришло из Скандинавии. В финском языке словом ruotsi обозначают шведов. Rōþ — это отряд, участвующий в походе на гребных судах, а rodsmen — гребцы на кораблях викингов. Но есть и альтернативные версии.

    Значение слова «русь» со временем менялось. Первоначально летописец называет им определенную группу варягов. Далее оно приобретает двойное значение, указывая то на этническую принадлежность, то на воинов из княжеской дружины.

    Договор Руси с Византией от 911 года начинается словами: «Мы от рода русского — Карлы, Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Кари, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост, Стемид — посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его…» Очевидно, что послы носят скандинавские имена, а «Русь» и «русский» еще не означают славян.

    В дальнейшем Русью начинают называть уже не правящую элиту — князя и его дружину — а всю подконтрольную им территорию (Киевская Русь). А в течение XI века слово переходит на местное население («поляне, которые теперь зовутся русь», говорится в «Повести временных лет»). С этого времени выходцев из Швеции, Дании, Норвегии и Исландии называют уже не «русью», а именно «варягами», указывает Федор Успенский в курсе лекций на сайте Arzamas .

    «Заморские гости». Картина Н.К. Рериха

    Куда делись викинги?

    В первой половине XI века грабительские походы викингов в Западную Европу начали сходить на нет. Скандинавские королевства стали христианскими, на смену родовому строю приходил феодализм, и норманны все больше встраивались в общее течение европейской жизни.

    На Руси же варяги быстро усвоили местные обычаи и язык, перестали ассоциировать себя с исторической родиной. Первые русские князья носят скандинавские имена: Рюрик, Олег (Хельги), Игорь (Ингвар). Однако уже сын князя Игоря Старого и княгини Ольги назван по-славянски — Святослав. Получается, что викинги никуда не исчезли, а лишь растворились в славянской среде, оставив немалый след — хотя бы в виде династии Рюриковичей.

    Связи Руси со Скандинавией сохранялись и в дальнейшем — это подтверждают, в частности, династические браки. Например, в XI веке киевский князь Ярослав Мудрый взял в жены шведскую принцессу Ингигерд (Ирину). А правнук Владимира Мономаха в XII веке стал датским королем под именем Вальдемар I Великий.

    Контакты с Северной Европой резко сократились лишь в результате монголо-татарского нашествия в XIII веке. Гораздо большее значение для русских князей и населения приобрели отношения с ордынским ханом, а не с северо-западными соседями.

    Что такое варяги в древней руси

    Говорят, «поскреби русского – найдешь татарина». С такой же уверенностью можно сказать: «поскреби русского – найдешь варяга».

    Поскреби викинга…

    Викинги – не национальность, а призвание. «Люди из бухты» — так переводится это воинственное слово с древненорвежского языка — доставляли немало хлопот цивилизованному миру на рубеже второго тысячелетия. Морские кочевники держали в страхе Европу — от Британских островов до Сицилии. На Руси же во многом благодаря викингам появилась государственность.

    Среди викингов преобладали скандинавы-германцы. Дурная слава о них ходила от Каспийского до Средиземного моря. Кроме того, викингами были славяне-поморы и куршские балты, державшие в напряжении всю Балтику VIII-IX веков.

    По данным генетической лаборатории Roewer, опубликованным в 2008 году до 18% русских являются потомками выходцев из Северной Европы. Это обладатели гаплогруппы I1, обычной для Норвегии и Швеции, но нетипичной для России. «Потомков викингов» находят не только в северных, но и в южных городах.

    На Руси скандинавов знали как варягов, русов и колбягов. В это время на Западе в ходу было лишь название норманны – «северные люди».

    По одной из гипотез, русы были шведским племенем. Финны до сих пор помнят об этом и называют их ruotsi, а эстонцы – rootsi. Ruothi называют себя шведские саамы. Коми и восточные финно-угорские племена называют уже самих русских — rot’s, ruts. Это слово и в финских, и в европейских языках восходит к обозначению красного или рыжего цвета.

    Говорим «русы», подразумеваем «шведы». В такой форме они упоминаются в документах Византии и европейских государств. «Русские имена» в документах и договорах IX-X веков оказались на поверку скандинавскими. Обычаи и внешность русов подробно описывались арабскими историками и подозрительно похожи на образ жизни и облик шведских викингов.

    Для «людей из бухты» русские земли не представляли широкого простора для морских походов. И все-таки богатства восточных миров притянули к себе самых авантюристичных. Поселения русов раскинулись по главным водным артериям – Волге, Днепру, Западной Двине и Ладоге.

    Ладога – первый город скандинавов в России. Сказания упоминают его как крепость Альдейгъюборг. Она была построена примерно в 753 году, расположившись напротив успешной торговой крепости славян. Здесь русы освоили арабскую технологию изготовления денег. Это были глазчатые бусы, первые русские деньги, за которые можно было купить раба или рабыню.

    Основными занятиями русов были работорговля, грабежи местных племен и нападения на купцов. Спустя век после основания Ладоги о проделках русов узнали в Арабском халифате и Европе. Первыми начали жаловаться хазары. Набеги русов вредили их традиционному ремеслу — с помощью поборов и пошлин «снимать сливки» с торговли между западом и востоком. В IX веке русы были самым ненавидимым племенем. Они одолевали византийцев на Черном море и грозили устроить «бурю в пустыне» арабам.

    Варяги

    Варяги упоминаются в русских летописях, прежде всего, не как народ, а как военное сословие «заморского» происхождения. Под именем «варанги» (или «веринги») служили Византии и помогали охранять её границы от набегов своих же соплеменников – русов.

    «Призвание варягов» – яркий пример эффективного менеджмента. Заморский князь уже не служил интересам кланов, племен и родов, проводя независимую политику. Чудь, словене, кривичи и весь смогли «поставить на паузу» постоянные распри и занять варягов делами государственной важности.

    Варяги приняли христианство, когда это еще не стало на Руси мейнстримом. Нательные кресты сопровождали погребения воинов еще в IX веке. Если понимать «крещение руси» буквально, то оно произошло веком раньше – в 867 году. После очередного неудачного похода на Царьград, русы, сменив тактику, решили замолить грехи и отправили посольство в Византию с целью принять крещение. Где оказались эти русы потом – неизвестно, однако спустя полвека к ромеям наведывался Хельг, по недоразумению, оказавшийся язычником.

    Гардар и Биармланд

    В скандинавских сагах Русь называлась Garðar, дословно — «ограда», окраина мира людей, за которой располагались чудовища. Место не самое привлекательное, на любителя. По другой версии этим словом обозначались «гарды» – укрепленные базы викингов в России. В поздних текстах (XIV в.) название было переосмыслено как Garðaríki — «страна городов», что больше отражало реальность.

    Городами Гардарики согласно сагам были: Сюрнес, Палтескья, Хольмгард, Кенугард, Ростофа, Сурдалар, Морамар. Не обладая даром провидения, в них можно узнать знакомые нам города Древней Руси: Смоленск (или Чернигов), Полоцк, Новгород, Киев, Ростов, Муром. Смоленск и Чернигов могут поспорить за имя «Сюрнес» вполне законно: недалеко от обоих городов археологи нашли крупнейшие скандинавские поселения.

    Арабские писатели знали о русах многое. Они упоминали их главные города — Арсу, Куябу и Салау. К сожалению, поэтичный арабский язык плохо передает названия. Если Куябу можно перевести как «Киев», а Салау как легендарный город «Словенск», то насчет Арсы вообще ничего сказать нельзя. В Арсе убивали всех чужеземцев и ничего не сообщали о своей торговле. Некоторые видят в Арсе Ростов, Русу или Рязань, однако загадка далека от разрешения.

    Темная история и с Биармией, которую скандинавские сказания помещали на северо-востоке. Там жили финские племена и загадочные биармы. Они говорили на языке, похожем на финский, и таинственно исчезли в XIII веке, к моменту прихода на эти земли новгородцев. Эти земли по описаниям напоминают Русское Поморье. Скандинавы здесь оставили немного следов: в окрестностях Архангельска нашли лишь вооружения и украшения X-XII веков.

    Первые князья

    Летописям историки доверяют, но не верят и любят придираться к словам. Смущает «белое пятно» в свидетельствах о первых князьях-варягах. В текстах говорится о том, что Олег и княжил в Новгороде и брал с него дань, что суть противоречие. Это породило версию о «первой столице» Руси под Смоленском, где было крупнейшее скандинавское поселение. В то же время подливают масла в огонь и украинские ученые. Они заявляют, что нашли под Черниговом могилу «варяжского князя».

    Имена первых русских князей по документам звучали иначе, чем в «Повести временных лет». Если о Рюрике нет почти никаких известий, то Игорь «по паспорту» был Ингером, Олег и Ольга – Хельгом и Хельгой, а Святослав – Сфендославом. Скандинавами были первые князья Киева – Аскольд и Дир. Именам князей Турова и Полоцка – Туру, Рогнеде и Рогволоду – тоже приписывают скандинавские корни. В XI веке русские правители «ославянились» настолько, что скандинавские княжеские имена были скорее редким исключением.

    Судьба варягов

    Государство Рюриковичей к X-XII стало очень богатым, и могло позволить себе просто «купить» нужных для службы варягов. Их оставляли в городских гарнизонах и дружине. Нападения викингов на русские города были бы делом бессмысленным. Легче было получить хорошее жалование за службу.

    В городах простой народ с варягами часто не ладил – случались стычки. Вскоре ситуация начала выходить из-под контроля и Ярославу Владимировичу пришлось ввести «понятия» — Русскую правду. Так появился первый в истории России правовой документ.

    В XII веке завершается эпоха викингов. На Руси упоминания о варягах исчезают из летописей уже к XIII веку, а русы растворяются в славянском русском народе.

    Кто такие варяги?

    И рад бы в рай, да дверь то где?

    Некрасов Николай Алексеевич

    Кто такие варяги: славяне, норманны или кто-то еще? Однозначно ответить на этот вопрос практически не возможно. В зависимости от того, на какие исторические источники опираться, можно выделить два основных определения кто такие варяги. Большинство ученых считает, что варяги это нормандцы, выходцы из Скандинавии. Другая часть уверяет, что это славянское мореплаватели. Очевидно, что в этом вопросе все не столь однозначно, поэтому давайте разбираться.

    Норманская теория

    Согласно древним записям в русских летописях восточные славяне в давние времени называли Балтийское море не иначе, как Варяжским. Согласно сохранившимся записям господствовали в этом море представители трех народов: Дании, Швеции и Норвегии. Эти три нации у славянских племен назывались Норманнами или викингами. Они совершали морские походы, отличавшиеся особой жестокостью, которые наводили страх и ужас на всю Европу. В Европейских летописях осталось не мало упоминаний об этих воинах. При этом каждый народ называл их по-разному: англичане – датчанами, немцы – аскеманами, византийцы – варангами, а русские — варягами.

    Варяжскими племенами правили вожди, которых называли конунгами. Родиной этих племен является Скандинавский полуостров, отличительной чертой которого можно назвать суровый северный климат. Вследствие чего там были не плодородные почвы. Отсутствие необходимой для жизни земли и заставляло местных жителей объединяться в дружины и отправляться на поиски богатств в далекие страны. Они были отличными мореплавателями и кораблестроителями, в следствие чего относились к кораблю не как представители других наций. Для них корабль был не просто средством передвижения, но еще и домом. В одном корабле могло разместиться до 150 воинов. При этом корабль не терял своей устойчивости и маневренности, благодаря чему они могли заходить в устья рек.

    Именно по славянским рекам и проходил знаменитый путь из варяг в греки. Норманская теория, как бы, подводит нас к выводу, что викинги и варяги это одно и тоже. Русичи же по этой теории были не в состоянии управлять своими землями самостоятельно, поэтому и обратились к сильным норманом за помощью.

    Славянская теория.

    Получили ли мы ответ из предыдущей версии на вопрос, кто такие варяги? Навреное, нет, поскольку в этой версии много очень слабых мест, которые не выдерживают ни какой критики.

    Есть и другая теория, согласно которой русские варяги не имеют ничего общего с викингами. По не многочисленным записям, сохранившимся в летописях, в том числе и в летописи Нестера, русские варяги преподносятся, как славянские разбойники! Время было не спокойное, отчетливых признаков государственности не было. Это и побуждало людей объединяться в дружины и заниматься морским разбойничьим промыслом. Более того, согласно этой теории, такие группы людей не только занимались морским разбоем, но и совершали это совместно с викингами. Именно они вместе с викингами совершали набеги по всей Европе (Германия, Англия, Ирландия, Италия, Византия и пр.), наводя ужас на местных правителей.

    Восточные славяне в древности располагались вблизи Новгорода, что побуждало местных жителей подниматься на север. Ближе к морю. Именно по этой причине наши предки именовали Балтийское море Варяжским. Не из-за норманов, а из-за славянских разбойников. Оттуда же и пошло название торгового пути «путь из варяг в греки». Название этому пути дали не норманские викинги, а Варяжское море, которое служило началом этого пути. Знаменитый путь начинался от города Ладога. Вот здесь проявляется и еще один факт, который буквально сам наводит на мысль, что норманская теория сама по себе не состоятельна.

    Викинги всегда славились своими морскими путешествиями. Да, у них были маневренные корабли, но пройти полностью путь из варяг в греки на них было не возможно, поскольку корабли были тяжелыми и не маневренные. Русские же в основном строили корабли для разбоя на реках, что позволяло их кораблям легко маневрировать в пологих реках.

    Норманская теория имеет массу слабых мест, поскольку трудно представить, что российское государство добровольно позвало управлять собой правителей других стран (что по сути означает оккупацию), а также эта идея каким-то чудом просто взяла и объединила викингов и варяг, которые до этого в летописях описывалась, как отдельные народы.

    Варяги и Древняя Русь

    «Лекций по русской истории» С. Ф. Платонов. 1899 год.

    Вопрос об образовании одного на Руси великого княжения (Киевского) приводит нас к вопросу о варягах-Руси, которым приписывается водворение на Руси политического единства и порядка.

    Кто же были эти варяги-Русь, покорившие сперва Новгород, а затем и Киев? Вопрос этот возник в русской историографии уже давно, но исследования за 150 лет настолько осложнили его, что и теперь разрешать его нужно очень осторожно.

    Остановимся прежде всего на двух местах летописи, местах важных, которые, в сущности, и породили варяжский вопрос:

    1) летописец, перечисляя племена, жившие по берегам Балтийского моря, говорит: «По сему же морю Варяжскому (т. е. Балтийскому) седят Варязи»… » и то Варязи: Свей, Урмане (норвежцы), Готе, Русь, Англяне». Все это северо германские племена, и варяги поставлены среди них, как их родовое имя среди видовых названий.

    2) Далее в рассказе летописца о призвании князей читаем: «Идоша за море к варягам-руси, сице бо ся зваху тьи Варязи Русь, яко се друзи зовутся Свеи, друзии же Англяне, Урмяне, друзии Готе тако и си». Таким образом, по словам летописи, из варягов одни назывались русью, другие англянами, урманами и т. д.; летописец, очевидно, думает, что русь есть одно из многих варяжских племён. На основании этих и других показаний летописей учёные стали искать более точных сведений и увидели, что варягов знал не только наш летописец, но и греки.

    Слово «варяг» писалось с юсом и, стало быть, произносилось как «варенг». Такое слово встречается и у греческих писателей и служит совершенно определенным понятием – у греков под именем Bapayjoi (варанги) разумелись наёмные дружины северных людей, норманнов, служивших в Византии. С тем же значением северных дружин встречается слово Waeringer (варанги) и в скандинавских сагах; арабские писатели также знают варангов как норманнов.

    Следовательно «варанги» представляют собою нечто вполне определенное в смысле этнографическом – дружину норманского происхождения. В последнее время удалось, как кажется, определить точно и родину варягов, то есть страну Варангию, благодаря одному известию, найденному и напечатанному профессором Васильевским в его статье «Советы и ответы Византийского боярина XI века». Этот византийский боярин, пересказывая известную скандинавскую сагу о Гаральде, прямо называет Гаральда сыном короля Варангии, а известно, что Гаральд был из Норвегии. Так отождествляются Норвегия и Варангия, норвежцы и варяги. Этот вывод очень важен в том отношении, что раньше была тенденция толковать слово варанги, как техническое название бродячего наемного войска (варяг – враг – хищник – бродячий); на основании такого понимания Соловьев нашёл возможным утверждать, что варяги не представляли отдельного племени, а только сбродную дружину, и не могли иметь племенного влияния на славян.

    Варяги на РусиЗаморские гости (варяги). Художник Николай Рерих, 1901 год

    Итак варяги – норманны. Но этот вывод ещё не решает так называемого «варяго-русского» вопроса, потому что не говорит нам, кто назывался именем русь.

    Летописец отождествил варягов и русь; теперь же ученые их различают и для этого имеют свои основания. У иностранных писателей русь не смешивается с варягами и делается известной раньше варягов.

    Древние арабские писатели не раз говорят о народе русь и жилища его помещают у Чёрного моря, на побережье которого указывают и город Русию. В соседстве с печенегами помещают русь в Черноморье и некоторые греческие писатели (Константин Багрянородный и Зонара). Два греческих жития (Стефана Сурожского и Георгия Амастридского), разработанные В. Г. Васильевским, удостоверяют присутствие народа русь на Чёрном море в начале IX в., стало быть, ранее призвания варягов в Новгород. Ряд других известий также свидетельствует о том, что варяги и русь действуют отдельно друг от друга, что они не тождественны. Естественно было бы заключить отсюда, что имя руси принадлежало не варягам, а славянам и всегда обозначало то же, что оно значило в XII веке, то есть Киевскую область с её населением. Так и склонен решать дело Д. И. Иловайский. Есть, однако, известия, по которым считать русь славянским племенным названием нельзя.

    Первые из этих известий – Бертинские летописи, составлявшиеся в монархии Карла Великого. В них говорится, что в 829 г. цареградский император Феофил отправил послов к Людовику Благочестивому, а с ними людей: «Rhos vocari dicebant» – то есть людей, назвавших себя россами и посланных в Византию их царем, называемым Хаканом («rex illorum Chacanus vocabulo»). Людовик спросил у них о цели их прихода; они отвечали, что желают вернуться к себе на родину через его, Людовика, землю. Людовик заподозрил их в шпионстве и стал разузнавать, кто они и откуда. Оказалось, что назвавшие себя россами принадлежат к шведскому племени (eos gentis esse Sueonum).

    Таким образом в 839 г. русь относят к шведскому племени, чему в то же время как будто противоречит имя их царя «Chacanus» – Хакан, вызвавшее много различных толкований. Под этим именем одни разумеют германское, скандинавское имя «Гакон», другие же прямо переводят это «Chacanus» словом «каган», разумея здесь хазарского хана, который назывался титулом «казан». Во всяком случае известие Бертинских летописей сбивает до сих пор все теории.

    Не лучше и следующее известие: писатель Х века Лиутпранд Кремонский говорит, что «греки зовут Russos тот народ, который мы зовем Nordmannos – по месту жительства (а position loci)«, и тут же перечисляет народы «печенеги, хазары, руссы, которых мы зовем норманнами». Очевидно, автор запутался: вначале он говорит, что русь – это норманны потому, что они живут на севере, а вслед за тем помещает их с печенегами и хазарами на юге России.

    Таким образом, определяя варягов как скандинавов, мы не можем определить руси. По одним известиям, русь – те же скандинавы, по другим – русь живет у Чёрного, а не у Балтийского моря, в соседстве с хазарами и печенегами.

    Самый надежный материал для определения национальности руси – остатки её языка – очень скуден. Но на нём-то главным образом и держится так называемая норманнская школа. Она указывает, что собственные имена князей руси – норманнские, – Рюрик (Hrurikr), Аскольд (Осколд, Hoskuldr), Трувор (Трувар, Торвард), Игорь (Ингвар), Олег, Ольга (Helgi, Helga; у Константина Багрянородного наша Ольга называется Ελγα), Рогволод (Рагнвальд); все эти слова звучат по-германски. Название Днепровских порогов у Константина Багрянородного (в сочинении «Об управлении империей») приведено по-русски и по-славянски, имена русские звучат не по-славянски и объясняются из германских корней (Юссупи, Ульворси, Генадри, Ейфар, Варуфорос, Леанти, Струвун); напротив, те имена, которые Константин Багрянородный называет славянскими, действительно славянские (Островунипрах, Неясит, Вулнипрах, Веруци, Напрези).

    В последнее время некоторые представители норманнской школы, настаивая на различии руси и славян, ищут Руси не на скандинавском севере, а в остатках тех германских племен, которые жили в первые века нашей эры у Чёрного моря; так, профессор Будилович находит возможность настаивать на готском происхождении Руси, а самое слово Русь или Рос производит от названия готского племени (произносится «рос»). Ценные исследования Васильевского давно шли в том же направлении и от их продолжателей можно ждать больших результатов.

    К норманнской школе примыкает и оригинальное мнение А. А. Шахматова: «Русь – это те же норманны, те же скандинавы; русь – это древнейший слой варягов, первые выходцы из Скандинавии, осевшие на юге России раньше, чем потомки их стали оседать на менее привлекательном лесистом и болотистом славянском севере». И в самом деле, кажется, всего правильнее будет представлять дело так, что русью звали в древности не отдельное варяжское племя, ибо такого не было, а варяжские дружины вообще. Как славянское название сумь означало тех финнов, которые сами себя звали suomi, так у славян название русь означало прежде всего тех заморских варягов – скандинавов, которых финны звали ruotsi. Это название русь ходило среди славян одинаково с названием варяг, чем и объясняется их соединение и смешение у летописца. Имя русь переходило и на славянские дружины, действовавшие вместе с варяжской русью, и мало-помалу закрепилось за славянским Поднепровьем.

    В таком состоянии находится ныне варяго-русский вопрос (доступнейшее его изложение в труде датского учёного Вильгельма Томсена, русский перевод которого «Начало русского государства» издан отдельной книгой и в «Чтениях Московского Общества Истории и Древностей» за 1891 г., книга 1).

    Наиболее авторитетные силы нашей научной среды все держатся воззрений той норманнской школы, которая основана ещё в XVIII в. Байером и совершенствовалась в трудах позднейших учёных (Шлецера, Погодина, Круга, Куника, Васильевского). Рядом с учением, господствующим давно, существовали и другие, из которых большую пользу для дела принесла так называемая славянская школа. Представители её, начиная с Ломоносова, продолжая Венелиным и Морошкиным, далее Гедеоновым и, наконец, Иловайским, пытались доказать, что Русь всегда была славянской. Оспаривая доводы школы норманнской, эта славянская школа заставила не раз пересматривать вопрос и привлекать к делу новые материалы.

    Книга Гедеонова «Варяги и Русь» (два тома: Пг., 1876) заставила многих норманнистов отказаться от смешения варягов и руси и тем самым сослужила большую службу делу. Что касается до иных точек зрения на разбираемый вопрос, то о существовании их можно упомянуть лишь для полноты обзора (Костомаров одно время настаивал на литовском происхождении руси, Щеглов – на происхождении финском).

    Призвание варяговПризвание варягов. Художник В. Васнецов

    Знать положение варяго-русского вопроса для нас важно в одном отношении. Даже не решая вопроса, к какому племени принадлежали первые русские князья с их дружиною, мы должны признать, что частые известия летописи о варягах на Руси указывают на сожительство славян с людьми чуждых, именно германских племен. Каковы же были отношения между ними, и сильно ли было влияние варягов на жизнь наших предков? Вопрос этот не раз поднимался, и в настоящее время может считаться решенным в том смысле, что варяги не повлияли на основные формы общественного быта наших предков-славян. Водворение варяжских князей в Новгороде, затем в Киеве не принесло с собой ощутительного чуждого влияния на жизнь славян, и сами пришельцы, князья и их варяжские дружины, подверглись на Руси быстрой славянизации.

    Самый древний в мире чёлн (от праславянского яз.: *cьlnъ — пень), выдолбленный из целого ствола дуба длиной 7,55 метра, найден на левом берегу Дона около села Щучье, где русло реки раздваивается. Исследователи установили, что древний чёлн был построен на реке Дон около 4 тысяч лет назад, то есть территории постоянного проживания праславянских племён. Сегодня самый древний в мире чёлн хранится в Государственном Историческом музее в Москве.

    Известно, что античные авторы считали реку Дон (Танаис) границей между Европой и Азией. Название реки сохраниться со скифских времён и происходит из ведического санскрита Дану – danu — река (родственные слова в рус. яз.: ДОН, ДНепр, ДОНец, ДНестр, Донузлав).

    Среди находок археологов на южном берегу Ладожского озера обнаружен чёлн, выдолбленный из целого ствола двухсотлетнего дуба, чёлн изготовлен примерно в III тысячелетии до н. э.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    ×
    ×