0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

день влюбленных не христианский праздник

Православная церковь о дне святого Валентина: праздновать или нет

Несмотря на то, что в православной Церкви есть несколько упоминаний о разных святых под именем Валентин, День святого Валентина в православии не признан христианским праздником.

По мнению священников, нет греха в праздновании этого дня, если нет духовного поклонения придуманному миром Валентину.

Смело можно назвать этот день праздником всех влюбленных, дарить любимым и близким цветы, сердечки, конфеты, говорить красивые слова, слать любовные послания — наполнять мир радостью и любовью.

Святые с именем Валентин в православии

Несколько раз в году Церковь вспоминает о святых мучениках с таким именем, но это не имеет отношения к празднику влюбленных. Красивый праздник, наполненный прекрасными атрибутами, несет радость и любовь, но в православном календаре его нет.

  1. Православная церковь чтит Валентина Римского, который принял мученическую смерть во время христианских гонений в третьем веке.
  2. Вторым святым, также казненным за веру во Христа, в православной летописи упоминается епископ Валентин, служивший в итальянском городе Интерамны. Время его казни — февраль 14 числа, 270 год.
  3. О третьем мученике Валентине осталось одно упоминание о том, что его казнили в Карфагене в этот же день.

В церковных записях не найдены упоминания о романтической гибели или помощи влюбленным ни одного из перечисленных мучеников.

Хотя, исходя из исторических сведений о Николае Угоднике, когда в биографию Николая Мирликийского по ошибке были внесены данные о родителях священника из Пинар, так же Николая, можно предположить, что история не сохранила точных сведений о Святом Валентине.

Русская православная церковь отмечает день великомученика Валентина, 16 июля — Римлянина, 12 августа — епископа Интерамны.

Русские покровители влюбленных — Петр и Феврония

Альтернативой дню святого Валентина русская церковь предлагает праздник святых Петра и Февронии, которые считаются в православии ангелами — хранителями семейного счастья. Из-за любимой Февронии Петр отказался от власти, будучи князем, за что вместе с любимой был отправлен в изгнании.

Простой народ поднял смуту в защиту любимого князя и его любви к простой девушке. Под давлением народа бояре вынуждены были вернуть на престол Петра и Февронию, которые честно правили и жили в счастье и гармонии.

Читайте о святых:

При приближении старости святая пара приняла постриг в разных монастырях, оставшихся в памяти Церкви Давидом и Ефросиньей.

Господь даровал чудо после смерти влюбленной пары, каждый из них умер в своем монастыре, но это случилось одновременно, в одно и то же время. Чудо заключалось в том, что лежавшие в разных местах тела супругов на утро оказались вместе.

С 2008 года в России появился свой русский праздник Любви и семейного счастья, он празднуется 8 июля в честь памяти Петра и Февронии.

Красивые легенды о покровителе влюбленных

Первая легенда приписывает покровительство влюбленным парам святому Валентину Интеранскому, жившему в Италии.

Клавдий Второй, правящий в Германии, собирал свою армию из неженатых мужчин, но таковых оказалось очень мало, ибо все спешили жениться. Тогда Клавдий выдал указ, запрещавший парням жениться до службы в армии.

Втайне от Клавдия Второго интеранский священник венчал любящие сердца, чем и заслужил негодование императора, его решено было казнить.

Помимо церковной деятельности епископ Валентин занимался лечением прихожан, среди них была и слепая девушка Юлия, дочь тюремного сторожа.

Через него епископ, будучи в темнице передал девушке записку с признанием в любви и мазь с шафраном, от которой она прозрела.

Валентин был казнен именно 14 февраля.

Нестыковка этой легенды с действительностью состоит в том, что в третьем веке еще не было обряда венчания.

Даже если молодые получили благословение по христианскому обряду, для императора Клавдия это не имело никакого значения. Третий век символизируется самыми жестокими расправами над последователями Христа.

По другой версии корни праздника Святого Валентина являются языческими. Церковь не могла смириться с «диким» обрядом жертвоприношения козы и собаки в день почитания братьев Ромула и Рема, которые по предания являются основателями Рима.

Из кожи закланных животных вырезались ремни, с которыми по городу бегали голые юноши и стегали всех прохожих. Считалось, что если кого коснется плетка, тот выздоровеет, а женщина сможет родить, будучи неплодной.

По другой легенде избиение беременных плеткой из жертвенных животных гарантировало рождение здорового ребенка, ведь детская смертность в древнем Риме была слишком высокой.

Фебруа — название ремней, от этого произошел февраль.

Чтобы избавиться от языческого поклонения Ромулу и Рему священники придумали день влюбленных, известного, как праздник Святого Валентина.

По третьей легенде в итальянском городе Терни жил молодой священник Валентин, который помогал людям и особую любовь оказывал детям. Он проводил с детьми много времени, лечил их и учил основам христианства, но об этом узнали римляне и арестовали юношу.

Дети очень скучали по своему наставнику, и каждый день бросали ему в окошко тюрьмы записки со словами любви и уважения. Эти бумажки были прочитаны тюремным сторожем. У старика была слепая дочь, которую он тайно привел к священнику на молитву исцеления, но девушка не прозрела, а молодой священник влюбился в нее.

Перед своей смертью юноша отправил Юлии, так звали дочь сторожа, записку в виде сердечка и вложил цветок — желтый крокус или шафран.

Девушка развернула записку, понюхала цветок и обрела зрение. После этого она прочила на записке «Твой Валентин». Юлия первая назвала тернийского священника святым.

Все легенды относятся к третьему столетию и пронесены через века людьми, которым так хочется счастья и любви.

Никогда человечество уже не установит правды, но легенды рождаются на былях и скорее всего в мире жил Валентин, который умер во имя любви:

  • к Богу;
  • к прекрасной девушке;
  • ко всем людям.

В пятом веке Папа римский озвучил 14 февраля днем Святого Валентина, который со временем превратился в день всех влюбленных.

Традиции празднования праздника влюбленных в разных странах

Началом расцвета этого праздника можно считать 19 век, в это же время коммерсанты всего мира открыли для себя возможность заработать на красивых посланиях. Так появились открытки, духи с посланиями, конфеты с изображением сердца, игрушки и многое другое. Все эти вещи стали называть валентинками.

О других традициях:

В США юноши и девушки устраивали вечеринки, на которых формировались парочки по простому выбору. В корзинке лежали имена присутствующих, написанные на листочках в виде сердечек. Вытягивая валентинку, парень выбирал себе девушку и дарил ей марципан.

Япония славится разнообразными формами шоколада, который в этот день дарят влюбленные друг другу. Это единственный день в году, когда девушка может первой объявить о своей любви.

Незамужние англичанки с утра высматривают птичку, которая принесет замужество. Малиновка предвещала моряка, воробей — бедняка, а вот встреча со щеглом означала мужа богатого.

Французы остаются французами, их валентинки прячутся в ювелирных украшениях.

Многие влюбленные верят, что свадьба, сыгранная в этот день, станет гарантией счастливой жизни. Глубокое заблуждение!

Счастье, мир и покой в доме дарует Бог, если семья живет по Его заветам. Только общая молитва объединяет и делает крепкой семью.

День Святого Валентина: Библейский ответ влюбленным

Традиция празднования Дня святого Валентина или, как его еще называют, Дня всех влюбленных пришла в Россию в начале 90-х годов. За 25 лет этот праздник уже глубоко укоренился в нашей стране, особенно в молодежной среде.

Атрибутика праздника и его наполнение совершенно не соотносятся с тем образом жизни, который демонстрировал святой Валентин. Само понимание любви изменилось до неузнаваемости – ее стали использовать для оправдания порока, для манипулирования общественным сознанием.

Для православной молодежи встает вопрос: как относиться к «валентинкам»? Можно ли поздравлять друг друга с этим праздником? Разобраться с этими вопросами помог преподаватель Сретенской семинарии протоиерей Олег Стеняев.

– Отец Олег, уже много написано разоблачающих статей о Дне святого Валентина. И тем не менее популярность Дня всех влюбленных все возрастает. На ваш взгляд, что хорошего и что плохого в этом празднике?

– Я думаю, что если люди дарят друг другу «валентинки» – ничего плохого в этом нет. Но мы должны помнить, что живем в своем «православном поле», у нас есть свой календарь и свой день памяти мученика Валентина. И в русской церковной традиции мы не придерживаемся «нового стиля».

У нас есть своя традиция – как отмечать память того или иного святого. Речь идет не просто о Валентине, а о святом Валентине. И в Библии сказано: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13: 7). Я не думаю, что святой Валентин вел такой образ жизни, какой проявляют многие люди в День святого Валентина – святые люди были прежде всего воздержанными.

Но с другой стороны, надо понять, что День святого Валентина – это часть молодежной культуры, а теперь уже и традиции. И наша задача – придать новый импульс этому празднику. Почему бы, например, не сделать «валентинку» с изображением святого Валентина, поместить в ней краткое житие этого угодника Божия или тропарь / кондак и рассылать? Я думаю, что таким образом мы можем придать другой вектор этому событию и помочь православным людям лучше сориентироваться. Естественно они на распутье, не знают, как им реагировать на День святого Валентина: с одной стороны, это не наш календарь, а с другой, если тебя поздравляют, как ты должен себя вести – отмалчиваться или протестовать? И православный христианин или православная христианка, которым присылают «валентинку», могут в ответ прислать иконку святого Валентина, кусочек из его жития, чтобы нам наполнять этот день каким-то своим смыслом, своим содержанием. Это очень важно.

– День всех влюбленных празднуется во всем мире, это целая индустрия. При этом понятие любви зачастую совершенно извращено. Более того, любовью прикрываются пороки. Что такое любовь?

– В Библии слово «любовь» означает выстраивание таких отношений с объектом любви, которые соответствуют Божиим заповедям. А Божии заповеди делятся на две скрижали – заповеди первой скрижали регулируют наши взаимоотношения с Богом, а вторая скрижаль регулирует взаимоотношения человека с человеком. Если отношения с ближним мы выстраиваем так, что они противоречат Божиему закону, то это уже не любовь. Любой грех суицидален, несет в себе семена саморазрушения личности.И тот, кто потворствует греху и называет это любовью, на самом деле враждебен по отношению к тому, к кому он проявляет чувства в таком искаженном формате. Поэтому для христиан это слово имеет конкретный смысл, и вы правы: если на улице остановить 10 человек и задать им вопрос – что они понимают под словом «любовь», то мы получим 10 разных ответов, включая самые экзотические.

А в нашем понимании любовь есть совокупность совершенств, как сказано в Библии (Кол. 3: 14). То есть гармонизация отношений с Богом (мы берем заповеди, которые регулируют взаимоотношения между человеком и Богом) и гармонизация отношений между людьми (мы берем заповеди, которые регулируют взаимоотношения между человеком и человеком). Поэтому любовь раскрывается в той мере, насколько мы, выстраивая отношения с кем-либо, следуем букве закона Божия.

– В контексте библейского понимания любви, какое отношение у молодежи должно быть к празднику влюбленных и тому пониманию любви, которое он с собой несет?

– Здесь надо понять такую ситуацию. Если мы находимся на чужой площадке, то есть, когда окружение не наше… А, собственно говоря, христиане уже почти 2000 лет существуют в чужом окружении, как Христос говорил: «посылаю вас, как овец среди волков» (Мф. 10: 16). То мы должны учитывать контекст, в котором существуем. И мы должны предавать формам мирским, то есть мирскому пониманию праздника какое-то свое звучание, другой смысл обнаруживать во всем этом. И я думаю, что если на сайте семинарии это повод для дискуссии – это уже очень важно. Кто-то наберет в поисковой системе «День святого Валентина» и попадет на сайт и услышит альтернативную точку зрения. Альтернативную той, которая массовая. То есть массовое представление мы преодолеваем нашей библейской и святоотечески выверенной позицией.

– Расскажите, а какое различие между чувством любви и влюбленности?

– Мне, может быть, трудно говорить о таких вещах (улыбается), я себя чувствую уже человеком другого поколения. Если говорить о теперешнем поколении молодых людей, то я немного себя чувствую «инопланетянином» среди них, потому что эти люди – они не читают книг, они живут в каком-то своем виртуальном пространстве, они даже не смотрят фильмы. Сейчас статистику проводили – в Америке, в Европе – оказывается, современный молодой человек не может полчаса смотреть фильм, не отвлекаясь на смартфон или на что-то еще. То, как сейчас молодежь воспринимает информацию, и то, как мы ее усваивали в свое время – это совершенно разные вещи, разные уровни восприятия и понимания. Информация для современного молодого человека – клиповая, урывочная.

Но в то же время мы знаем, что влюбленность присутствует в жизни людей. Из Библии мы знаем, что патриарх Иаков влюбился в Рахиль. Возникло теплое чувство, и он стал добиваться, чтобы эта влюбленность оформилась в то, что называется «любовью в семье» – семейные отношения.

Я думаю, очень важно контролировать себя на каждой стадии отношений с девушкой. И девушка должна контролировать себя на каждой стадии ее отношений с юношей. То есть о чистоте объекта любви человек должен заботиться больше, чем он уделяет внимание себе самому, потому что любовь предполагает перенос – когда мы воспринимаем объект любви как самого себя. В этом высокое назначение брака.

Входя в отношения с некой половой инаковостью, например, мужчина знакомится с представительницей женского пола, осуществляется принцип соборности, единения в браке. И семейная жизнь –очень важна, потому что когда человек женится, он разрушает эгоизм личности, замкнутой саму на себя. Человек – личность, эгоистически замкнутая. И когда проявляется дух влюбленности, человек вступает в брак и оформляет эти отношения, он дробит эгоизм личности, замкнутой саму на себя, на двоих. Когда появляется ребенок, человек вынужден дробить эгоизм личности, замкнутой саму на себя, уже на троих.

У нас второй ребенок, третий, четвертый, пятый… И чем больше семья, тем больше дробится эгоизм личности, замкнутой саму на себя. И великое назначение брака – преодоление этого эгоизма. Поэтому и Бог сказал«не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2: 18). Это правило, которое работает в каждой ситуации. И надо стремиться ориентировать молодых людей, и юношей и девушек, на создание нормальной семьи, нормальных отношений, которые помогут им во многом преодолеть эгоизм собственной замкнутой на себе личности.

Празднуют ли православные день «святого» Валентина?

С приближением 14 февраля почти все газеты и телеканалы начинают говорить о «празднике всех влюбленных» — дне святого Валентина. Что это за день? Как относиться к этому празднованию православному христианину?

Если мы заглянем в месяцеслов, то в этот день (как по григорианскому, так и по юлианскому календарю) не обнаружим памяти указанного святого. Православная Церковь чтит трех святых с таким именем: св.муч.Валентина (30 июля) и двух мучеников (24 апреля и 6 июля, даты указаны по юлианскому календарю), но ни один из них не является тем лицом, с именем которого связано появление так называемых «валентинок» — специальных романтических открыток в виде сердечек.

Вопреки расхожему мнению, этот праздник носит чисто светский характер.

Известно предположение о том, что это празднование восходит к Римскому празднику Lupercalia — фестивалю эротизма в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata. Все оставляли свои дела, и начиналось веселье, целью которого было нахождение своей половинки.

Недостоверность этого рассказа видна хотя бы уже из того, что Древняя Церковь не знала специального чина венчания. Таинство брака заключалось через благословение и краткую молитву епископа и совместное участие жениха и невесты в Евхаристии. Самостоятельный же чин венчания — довольно позднего происхождения и известен не ранее IX века.

Можно ли христианам быть любимыми и любящими?

Несомненно. Даже более того, только в христианстве способность к любви возведена в непосредственную связь с самим естеством человека. Из Писания мы знаем, что человек сотворен по образу и подобию Божию (Быт. 1: 27). Апостол Иоанн пишет, что Бог есть любовь (1 Ин. 4: 8). Значит, любить — это реализовывать в себе образ Божий, а возрастать в любви — означает приближаться к Богу.

В русском языке мы знаем только одно слово «любовь», которым выражаем массу совершенно различных понятий, среди которых и любовь к Богу, и чувство к любимому человеку, и дружеская любовь, и «любовь к отеческим гробам», и привязанность к какой-либо вещи, и, наконец, так называемое «занятие любовью». В этом отношении наш язык намного беднее греческого, на котором написаны оригиналы новозаветных текстов.

Греческий язык знает любовь-эрос, любовь-агапэ, любовь-филиа и пр. Самое сильное чувство, захватывающее все человеческое естество, — это «эрос». Такое слово в греческих текстах употребляется в значении любви Бога к людям, любви к Богу и чувства возлюбленного к возлюбленной (в славянских богослужебных книгах часто переводится как «рачение»: «Усладил мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачением…» в Последовании ко Причащению).

Любой человек, мало-мальски серьезно читавший Новый Завет, может отметить, что в нем отношения Бога с человечеством (Церковью) уподобляются отношениям мужа и жены: Христос так же печется о Церкви, как заботливый супруг о жене, а Церковь отвечает ему соответствующей преданностью. Поэтому подлинная человеческая любовь всегда благословляется Богом и вызывает достойное уважение Церкви.

Но высокое чувство, соединяющее мужа и жену «в плоть едину», необходимо отличать от псевдо-любви. С точки зрения христианина, словосочетание «заниматься любовью» звучит на грани с кощунством. Здесь мы не имеем в виду отсутствующее в подлинной православной традиции гнушение плотью.

Физическая близость супругов вполне естественна и оправдана как видимое выражение их всецелого единства, причем не просто единства интересов или жизненных задач, а единства более глубокого, единства во Христе. Такое соединение двух людей в одну плоть логично завершается телесной близостью, но никак не «занятием любовью». В последнем случае каждый «партнер» стремится удовлетворить свою похоть, достичь удовольствия для себя, а другого человека воспринимает (возможно, бессознательно) как источник для наслаждения.

Сейчас почти каждый ребенок назовет дату, когда празднуется День святого Валентина и сможет пересказать историю его жизни. Но многие ли знают, что у нас есть свой праздник, исконно православный, который отмечается 8 июля? Это день Петра и Февронии.

Эти святые покровительствуют семье и браку, ведь удивительная история их любви является образцом христианского супружества.

Романтическая история любви этой пары изложена в Житиях святых, а также красиво описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской Повести о Петре и Февронии.

Сказание повествует о том, что в Муроме жил князь Павел со своей женой, к которой начал прилетать змей-оборотень. Княгиня узнала, что змею суждено умереть от руки младшего брата князя Петра. Петр убивает дракона мечом, но брызнувшая кровь вызывает тяжелую болезнь руки и лицо князя покрываются язвами.

Петр велел везти себя в Рязанскую землю, славившуюся лекарями. Там, зайдя в одну горницу, он увидел девицу, которая сидит она за ткацким станком, а перед ней прыгает заяц. Феврония поразила князя Петра своей мудростью, разгадывая самые трудные загадки. Она же соглашается излечить князя при условии, что он возьмет ее в жены. Измученный князь согласен на все. Однако, вылечившись, князь отказывается выполнить свое обещание, после чего опять покрывается язвами. Феврония помогла ему еще раз и стала княгиней.

Постепенно князь понимает, что Феврония его единственная любовь. И когда муромские бояре потребовали от князя бросить простую деревенскую девицу или отказаться от княжества, он, не задумываясь, уезжает со своей любимой женой в далекую деревню. Однако возникшие между боярами несогласия и распри вынуждают их просить Петра и Февронию возвратиться домой.

Сила любви Петра и Февронии победила коварство и ненависть.

Удивительна история смерти этой супружеской пары: умирая, князь Петр посылает слуг к жене сказать, чтобы она была готова умереть вместе с ним. Феврония, занятая вышивкой, втыкает иглу в работу, аккуратно складывает ее, ложится и умирает вместе со своим мужем. Они остались верны друг другу не только до гроба, но и за гробом. Петр и Феврония умерли в один и тот же час. Примерно через 300 лет после кончины, в XVI веке, Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых.

Православный День покровителей христианской любви и брака отмечается не столь романтично, как это делают католики 14 февраля в день святого Валентина. В день святых Петра и Февронии в православной традиции не принято делать какие-либо подарки в форме сердечек или проводить вечера при свечах.

Православные христиане в этот день молятся в соборах и церквях. В молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди постарше просят о семейном согласии.

Это только один из праздников который был вытеснен западной культурой проникшей в нашу жизнь. Свято место, как известно, пусто не бывает… Если мы не будем дорожить нашими традициями, стремиться узнавать их и возрождать, то вместо них будут навязаны иные, чуждые, завуалировано подталкивающие нас и наших детей к бездуховности и опустошению.

На первый взгляд, что может быть плохого в том, что бы подарить девушке цветы или обменяться подарками с любимым человеком? Не так много праздников напоминающих о необходимости проявлять внимание и чувства к близким людям. Но, может быть, если мы лучше будем знать свою историю и православную культуру, сердца наши наполняться тем живительным теплом и светом, и тогда необходимость быть внимательными и нежными друг к другу станут естественной потребностью души, ее привычным состоянием.

Традиция отмечать «с валентинками» и шоколадками 14 февраля глубоко вросла в сознание современного человека. И все же, празднование дня св. Валентина не так безобидно, как это может показаться на первый взгляд. Современный мир быстрее и легче воспринимает идеи маркетологов и бизнесменов, которые заинтересованы в «валентиновой» продукции. Миром правят деньги и торговцам выгодно делать бизнес на розовых сердечках и шутовских масках.

Именно поэтому они не жалеют средств на пропаганду чуждых для нас праздников и обычаев.

Как жаль, что в нашей жизни так мало месту творчеству! Как грустно, что подарок любимому человеку ограничивается ассортиментом ближайшего киоска или прилавком супермаркета. А ведь каждый из нас ожидает в отношениях с любимым человека пусть маленького, но чуда…

Таким образом, у православного мира есть альтернатива западному празднику Дню Валентина — День памяти св.бл. Кн. Петра и кн. Февронии. Что праздновать – каждый решает сам для себя…

C днем влюбленных (христианским). Плюс описание православного дня.

История Дня Святого Валентина

История возникновения праздника

14 февраля весь христианский мир отмечает День святого Валентина — покровителя всех влюбленных. Это самый романтичный праздник, когда все признаются друг другу в любви и дарят милые подарки и валентинки своим возлюбленным.

Уже больше 18 веков существует праздник всех влюбленных. По одной из версий, этот праздник восходит к Римскому празднику Lupercalia — фестивалю эротизма в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata. Все оставляли свои дела, и начиналось веселье. Праздник обрастал обрядами. Целью праздника было нахождение своей половинки и, как итог, после празднования праздника создавалось большое количество семей. По другим сведениям праздник Луперкалий, проводился в честь бога Фавна (Луперк — одно из его прозвищ), покровителя стад, который отмечался ежегодно 15 февраля. И это был праздник изобилия. За день до Луперкалий отмечался праздник Римской богини брака, материнства и женщин Юноны и бога Пана. В этот день девушки писали любовные письма. Письма помещали в огромную урну, а затем мужчины тянули письма. Потом каждый мужчина начинал ухаживать за той девушкой, любовное письмо которой он вытащил.

В античной Греции этот праздник назывался Панургии — ритуальные игрища в честь бога Пана (в римской традиции — Фавн) — покровителя стад, лесов, полей и их плодородия. Пан — весельчак и повеса, прекрасно играет на свирели и вечно преследует нимф своей любовью. Все вышесказанное можно считать языческим вкладом в традицию Дня Всех Влюбленных.

Еще по некоторым сведениям День святого Валентина когда-то называли «Птичьей свадьбой». Раньше считали, что птицы образуют брачные пары именно во вторую неделю второго месяца года.

Предполагают также, что день почитания святого Валентина совпадает с древнеримской традицией гадания во время новогодних празднований, поскольку по римскому календарю новый год наступал именно в середине февраля.

Придворный летописец английского двора Сэмюэль Пепис в конце 17 в. сделал запись о том, что 14 февраля влюбленные могут обмениваться сувенирами: перчатками, кольцами и конфетами. Так и повелось, что подарок на День Святого Валентина обязательно должен включать в себя какие-то сладости в форме сердца: торт, конфеты, печенье, пирожные, шоколад. В Западной Европе день Святого Валентина отмечается с ХШ века, в США с 1777 года. Теперь и у нас стало одним праздником больше, хотя на Руси был свой праздник влюбленных. Он отмечался восьмого июля и был связан с легендарной историей любви Петра и Февронии.

Православный День Валентина

8 июля православные христиане отмечают «День влюбленных». В роли покровителей любви и верности Русская Православная Церковь почитает святых Петра и Февронию.

Покровительствуют новобрачным и особенно молодым семьям православные святые Петр и Феврония. Романтическая история любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии». Согласно «Повести», супруги княжили на Муроме в конце 12 — начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.
Сказание о Петре и Февронии рассказывает о том, что в Муроме жил князь Павел со своей женой, к которой начал прилетать змей-оборотень. Княгиня узнала, что змею суждено умереть от руки младшего брата князя — Петра. Петр убивает его мечом, но кровь дракона, брызнувшая на него, вызывает тяжелую болезнь — руки и лицо князя покрываются язвами.

Петр велел везти себя в Рязанскую землю, славящуюся лекарями. Там, зайдя в одну горницу, он увидел девицу — сидит она за ткацким станком, а перед ней прыгает заяц. Феврония поразила князя Петра своей мудростью, разгадывая самые трудные загадки. Она же соглашается излечить князя при условии, что он возьмет ее в жены. Измученный князь согласен на все. Однако, вылечившись, князь отказывается выполнить свое обещание, после чего опять покрывается язвами. Феврония помогла ему еще раз и стала княгиней.

Постепенно князь понимает, что Феврония — его единственная любовь. И когда муромские бояре потребовали от князя бросить простую деревенскую девицу или отказаться от княжества, он, не задумываясь, уезжает со своей любимой женой в далекую деревню.

Однако возникшие между боярами несогласия и распри вынуждают их просить Петра и Февронию возвратиться домой.

Сила любви Петра и Февронии победила коварство и ненависть. Удивительна история смерти этой супружеской пары: умирая, князь Петр посылает к жене сказать, чтобы она была готова умереть вместе с ним. Феврония, занятая вышивкой, втыкает иглу в работу, аккуратно складывает ее, ложится и умирает вместе со своим мужем… Они остались верны друг другу не только до гроба, но и за гробом. Петр и Феврония умерли в один и тот же час.

Примерно через 300 лет после кончины, в 16 веке, Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых.

Православный «День влюбленных» отмечается не столь романтично, как это делают католики 14 февраля в день святого Валентина. В день святых Петра и Февронии в православной традиции не принято делать какие-либо подарки в форме сердечек или проводить вечера при свечах. Православные христиане в этот день молятся в соборах и церквах.

В молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди возрастом постарше просят о семейном согласии.

«День влюбленных» — не христианский праздник

Ни Православная, ни Католическая Церкви не отмечают, по их общему мнению, «пошлый языческий» праздник «всех влюбленных», в который западное народное предание превратило 14 февраля по Григорианскому календарю — день памяти христианского святого третьего века епископа Валентина.

«Сейчас можно отметить с положительной стороны, что празднование «Дня влюбленных» («Дня святого Валентина») в России уже не так ярко и масштабно», — сказал глава секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата священник Георгий Рябых. Он объяснил наметившуюся тенденцию тем, что люди, наконец, увидели, что распространенная трактовка и коммерциализация этого праздника «просто опошляет высокую идею любви», «выхолащивает ее возвышенную суть» и превращает любовь в «еще один продукт для рыночной торговли».

«День святого Валентина» в том виде, в каком он навязывается россиянам, пропагандирует такие отношения мужчины и женщины, которые, по словам священника, «не являются любовью в настоящем понимании». Под «влюбленными» часто понимаются люди, согласно христианским канонам, подлежащие епитимьи (наказанию) за сожительство вне брака, отметил отец Георгий. «Пропагандируется безответственное отношение друг к другу. Люди, живущие вне брака, относятся друг к другу именно безответственно, не готовы отдавать себя до конца. Церковь же считает, что любовь должна быть полной и ответственной», — пояснил священник.
Критическое отношение к «Дню всех влюбленных», подчеркнул он, вовсе не означает, что люди не должны проявлять внимание, нежность, заботу друг о друге, дарить подарки. Наоборот, «каждый день должен быть праздником проявления любви к своим ближним, своей семье, детям, друзьям», убежден представитель Московского Патриархата.

По его словам, в православной традиции особыми праздниками любви и семейного счастья считаются дни памяти святых, отличавшихся в земной жизни супружеской верностью и взаимопониманием, например, Петра и Февронии Муромских или Царственных Страстотерпцев. Хорошим поводом проявить особое внимание к любимому человеку, добавил отец Георгий Рябых, является день ангела (именины), день рождения или крестин.

«Если же хочется устроить торжества именно 14 февраля, то можно направить эту энергию на подготовку к празднованию Сретения Господня (15 февраля). Вечером накануне Сретения в православных храмах традиционно пройдут торжественные богослужения», — сказал священнослужитель.

Символично и то, что в праздник Сретения Господня Русская Православная Церковь уже несколько лет подряд отмечает День православной молодежи, возносит молитвы и о благополучном устройстве семейной жизни юных россиян.
Генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, в свою очередь, сообщил, что в российских католических храмах 14 февраля вместо «Дня влюбленных», имеющего языческие корни, отмечается литургический праздник покровителей Европы святых Кирилла и Мефодия. Празднование же в честь святого Валентина в этот день является, по словам священника, «факультативным».

Валентин так же как Кирилл и Мефодий — общий святой и Католической, и Православной Церквей, живший до их разделения, а именно в третьем веке. «О его жизни сохранилось очень мало достоверных сведений, зато очень много легенд», — отметил Ковалевский.

Этот святой был епископом итальянского города Терни в то время, когда христиане подвергались преследованиям со стороны императора Клавдия. Однажды Валентин исцелил от слепоты дочь сановника Астериуса, после чего вся семья сановника приняла Христианство. Это вызвало гнев императора — и 14 февраля 269 года епископ был обезглавлен. В те дни в Римской империи проходили ежегодные торжества в честь богини Юноны — покровительницы любви. Традиционно в этот праздник возлюбленные дарили друг другу записки с именами друг друга. Христиане переняли этот обычай, записывая на открытках имена святых. Это совпадение и послужило причиной того, что святого Валентина, казненного 14 февраля, стали считать покровителем влюбленных. «Это народная традиция, а не церковная», — подчеркнул Ковалевский.

Предание о том, что епископ Валентин, вопреки запрету императора, венчал римских солдат, представитель Католической Церкви назвал «легендой».
По его словам, в любви и особом внимании друг к другу в день святого Валентина нет ничего предосудительного, но настоящая любовь связана с ответственностью — и Церковь призывает влюбленных думать друг о друге не только в этот день. Более благородными праздниками для влюбленных католиков Ковалевский считает церковный праздник Святого Семейства, когда многие супруги по традиции обновляют обеты любви и верности друг другу, а также отмечаемый в марте день памяти святого Иосифа — покровителя семьи.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл провел пленарное заседание II съезда Общества русской словесности

Святейший Патриарх Кирилл: Папизм опасен тем, что на одного человека повлиять гораздо легче, чем на группу людей

Предстоятель Русской Церкви посетил государственный прием в Кремле по случаю Дня народного единства

Президент России В.В. Путин и Святейший Патриарх Кирилл посетили выставку «Память поколений» в Москве

В День народного единства Президент России и Предстоятель Русской Церкви возложили цветы к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади

Архив

Священнослужители напоминают, что «Валентинов день» не имеет отношения ни к Православной, ни к Католической Церквам

Ни Православная, ни Католическая Церкви не отмечают языческий «День всех влюбленных», в который западное народное предание превратило день памяти святого Валентина — 14 февраля по Григорианскому календарю.

Как сообщил в интервью РИА «Новости» генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, в российских католических храмах в среду вместо «Дня влюбленных», имеющего языческие корни, отмечается праздник святых Кирилла и Мефодия.

«Святой Валентин жил в III веке. Это общий святой и Католической, и Православной Церквей. О его жизни сохранилось очень мало достоверных сведений, зато очень много легенд», — сказал Ковалевский.

Святой Валентин был епископом итальянского города Терни в то время, когда христиане подвергались преследованиям со стороны императора Клавдия. Однажды Валентин исцелил от слепоты дочь сановника Астерия, после чего вся семья сановника приняла христианство. Это вызвало гнев императора, и 14 февраля 269 года епископ был обезглавлен.

«В те дни в Римской империи проходили ежегодные торжества в честь богини Юноны — покровительницы влюбленных пар. Одной из традиций праздника было дарить друг другу записки с именами влюбленных. Христиане переняли этот обычай, записывая на открытках имена святых. Именно поэтому святого Валентина, казненного 14 февраля, стали считать покровителем влюбленных», — сообщил Ковалевский.

«Это — народная традиция, а не церковная», — подчеркнул он.

Предание о том, что епископ Валентин, вопреки запрету императора, венчал римского солдата, собеседник агентства назвал «не более чем легендой».

По его словам, «в католичестве память святого Валентина является факультативной».

«14 февраля в Католической церкви другой литургический праздник — святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы. Этих святых мы чтим так же, как и Православная Церковь», — отметил Ковалевский.

«Никаких особых богослужений по случаю Дня святого Валентина у нас не проводится. За исключением, может быть, частных инициатив», — добавил он.

Церковь не осуждает любви и особого внимания друг к другу в день святого Валентина, «но любовь связана с ответственностью, и Церковь призывает влюбленных думать друг о друге не только в этот день», — сказал Ковалевский.

По его мнению, более благородным праздником влюбленных для католиков является церковный праздник Святого Семейства (в честь Иисуса Христа, Девы Марии и Иосифа). Существует традиция обновления в этот день супружеских обетов. Кроме того, святой Иосиф считается покровителем семей, день его памяти отмечается в марте, сообщил представитель Католической Церкви.

По словам профессора Московской духовной академии диакона Андрея Кураева, частица мощей святого Валентина хранится в храме Христа Спасителя, и молитва святому отнюдь не предосудительна, если она наполнена истинно христианским содержанием.

Священник Михаил Дудко, многие годы курировавший отношения Церкви и общества, напомнил, что в православных святках 1/14 февраля святого Валентина нет, и назвал этот день «светским праздником».

«Те детали распространяемого «Жития» Валентина, которые дают повод для празднования «Дня влюбленных», являются недостоверными и не имеют корней в нашей агиографической традиции», — сказал отец Михаил.

По его словам, в самом факте празднования нет ничего дурного. «Но здесь происходит подмена. Этот праздник не имеет духовных корней, а отмечается как праздник покровительства неких высших сил всем влюбленным», — пояснил священник.

«Причем, — подчеркнул отец Михаил, — под «влюбленными» очень часто понимаются люди, которые по церковным канонам подлежат строгой епитимьи (наказанию) за сожительство, не благословленное Церковью».

«Конечно, как и другие праздники этого ряда, день святого Валентина превратился в повод для торговли сувенирами. Поэтому любые инициативы, направленные на отмену или перенос этого праздника, будут наталкиваться на активное сопротивление коммерсантов, заинтересованных в прибыли», — сказал священник.

Он напомнил, что уже несколько лет, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, как церковно-общественный праздник в России отмечается День покровителей супружеской любви и верности — святых Петра и Февронии (25 июня/8 июля).

Кроме того, 2/15 февраля, в праздник Сретения Господня, Русская Православная Церковь вот уже несколько лет подряд отмечает День православной молодежи. В этот день, естественно, возносятся молитвы и о благополучном устройстве семейной жизни юных россиян.

РИА «Новости»/Патриархия.ru

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector