0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

До отставки правительства медведева осталось семь месяцев

До отставки правительства Медведева осталось семь месяцев

«Польша хочет себе вреда?»: китайцы об угрозах в адрес России

В Европе перешли к прямым угрозам: члены НАТО позволили себе запугивание России, Москва ответила не менее жестко.

Американские СМИ: НАТО бесполезна, Россия получит часть Европы

В прессе Соединённых Штатов согласились с критикой в адрес военного блока.

«Пусть будет мир, хоть русский»: мнение киевлян о Донбассе

Украинцев конфликт на Востоке страны разделил надвое. В Киеве провели опрос, на предмет того, что думают жители столицы о мире в Донбассе и разведении сторон.

«Клоачный профессор» показательно вытер ноги о Путина

История «клоачного профессора» ВШЭ Гусейнова получила продолжение. Через пару дней после выступления Путина на совете по русскому языку педагоги предложили Гусейнову извиниться, а он открыто послал всех, выставив Президента на посмешище.

«Отвергает западные демократии»: шведские СМИ о лидерских качествах Путина

Все, что Россия потеряла от разрушения связей с Западом, было быстро наверстано отношениями с Китаем.

Транзит власти-2024: Запад вычислил, кто станет новым русским президентом

Ответ найден в характеристике молодого офицера КГБ Владимира Путина.

Мы пропустили переворот в Крыму?

Председателем госкомнаца Крыма стал бывший бандеровец и противник референдума.

В США заявили о неизбежной войне с РФ в случае вступления Украины в НАТО

В США описали сценарий событий, которые незамедлительно последуют за вступлением Украины в Североатлантический альянс. Прогноз оказался весьма неблагоприятным.

Шейнин оценил первые шаги Галкина в политологии и украиноведении

Телеведущий пригласил супруга Аллы Пугачевой принять участие в своей программе, постоянным зрителем которой он является.

В Госдуме предупредили Зеленского о последствиях всеукраинского референдума

В Государственной Думе РФ высказали определенные опасения в связи с заявлением президента Украины Владимира Зеленского о разработке законопроекта о всеукраинском референдуме, отметив, что подобная форма приемлема в том случае, если гражданское общество не запугано.

«Клоака внезапно заговорила». Русский язык и традиция интеллигенции

На заседании Совета при президенте по русскому языку много говорилось о состоянии дел в нашей словесности. Контекст: Гасан Гусейнов, филолог, профессор Высшей школы экономики, публично назвал русский язык «клоачным» и «убогим».

Россия внезапно ожила. Либеральному миропорядку грозит опасность

Русские угрожают либеральному миропорядку. «Старый игрок» внезапно «ожил». И теперь под угрозой находится не путинская стабильность, а глобальная. Об этом пишут иностранные аналитики.

Карасев о решении суда ООН: Киев хочет «дожать» Россию

Россия будет игнорировать решения, подобные тому, что международный суд ООН намерен рассмотреть иск Киева к Москве. С таким заявлением выступил украинский политолог, директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.

Кризис? Какой кризис? Американцы не замечают того, о чем предупреждал Путин

Еще прошлой весной Владимир Путин говорил о том, что в политической системе США заметен «элемент кризиса». Противники законно избранного президента-республиканца Дональда Трампа ищут для атак на него все новые поводы, «не соглашаются с выбором американского народа, обнуляют результаты» всеобщего.

«У тебя фашистская Украина – у меня нормальная Украина…»

По доносу украинского журналиста арестован житель Рубежного, сказавший правду о войне против ЛДНР.

Украина лишила себя шанса на будущее

Дискредитировав государственные институты, институт президента и силовиков, Украина добилась того, что любой сценарий её будущего неизменно приведет к исчезновению государства как такового.

Теперь у всех: У россиян будут изымать незаконно нажитое имущество

Отказные определения Конституционного суда РФ по жалобам осужденного за взяточничество экс-полковника МВД Дмитрия Захарченко, его родных и знакомых, могут стать прецедентом, на который будут ссылаться судьи при вынесении решений по аналогичным делам.

России готовят перестройку с элементами арабской весны

В российском обществе накопилась негативная энергия, усиленная авантюрой пенсионной реформы 2018 года. Быстрыми темпами радикализуется молодежь. Просматривается начавшийся переход от информационно-психологической кампании дискредитации работников власти и силовых структур к прямому насилию против.

Самых одиозных закрыть: Зеленский тайно приказал зачистить Киев от радикалов

Инсайд из Киева: президент Украины приказал зачистить столицу от националистов к февралю 2020 года, когда начнется Фестиваль смеха. Кому-то откажут в продлении регистрации, кому-то урежут госфинансирование, но главное – есть негласное указание «закрыть» самых одиозных персонажей.

Большая победа Фурсенко: почему «поколение потребителей» перестало рожать

Специалист Минздрава назвал причину падения рождаемости – воспитание из подрастающего поколения потребителей, а Путин добавил, что нужно прививать молодежи ценности многодетной семьи.

Истинное лицо пехоты нового мирового порядка

Лоббистка западного законопроекта «О профилактике домашнего насилия» депутат Госдумы Оксана Пушкина, последовательно внедряющая в РФ антисемейные феминистские и ювенальные инициативы, в последнее время разошлась не на шутку.

Почему Украина самая бедная: этнокультурная версия

Причины провала Украины объясняются более низким качеством социального капитала, чем у бывших соседей. Мало кто из экономистов обратил внимание на момент распада СССР , что украинцы , на самом деле, в большинстве своем пребывали все еще в крестьянской традиционной культуре, для которой характерны.

«Сама потеряла»: депутат Латвии Адамсонс об Украине и Крыме

Далеко не все за пределами России уверены, будто Крым отошёл к РФ в результате оккупации. В такой далеко не дружественной стране, как Латвия, тоже прекрасно понимают, в чём дело.

Глава МИД Украины Пристайко: Россия загнана в угол

Министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко своеобразно прокомментировал завершение практической части разведения сил на Донбассе.

Второй Украинский фронт: Киев идет войной на Москву за Крым

В «незалежной» готовы воевать с Россией до «победного конца», но чего в итоге добьются наши соседи, мечтая нас победить.

Карл Шлегель, изучивший Россию и Украину, назвал главные отличия стран

Немецкий историк Карл Шлегель, который долгие годы изучал историю СССР и России, после 2014 года полностью поддержал Украину.

До отставки Медведева осталось два месяца

Есть одна проблема в рыбной отрасли, которую я не знаю, как решить, — заявил на встрече с рыбопромысловиками Д. Медведев, прилетев на Сахалин, — что считать длиной судна?

Ничего не посоветовали рыбопромышленники, сказав, что них другие проблемы. Например, у всех рыбодобывающих предприятий истекает срок действия договоров о закреплении квот на вылов на 10 лет. Эти договоры должны будут перезаключаться на новый, 15-летний период. Но на подачу заявки отводится всего 20 рабочих дней, а малейшая техническая опечатка в заявке приводит к безвозвратному ее отклонению, даже если она представлена предприятием, которое отработало все десять лет по квоте на вылов. Расчёт квоты непрозрачен, а базовых показателей для расчета нет в открытом доступе.

Капитан промыслового судна должен с точностью до пяти процентов, на глазок, определять вес улова сразу на судне. Допустим, выбран трал, там 100 или 200 тонн. Как с погрешностью в 5% прямо на борту судна, в море, его определить? Почему нельзя проводить этот контроль непосредственно на берегу, когда суда приходят с уловом на берег?

Вместо того, чтобы принять решение на месте, раз уж прилетел на Сахалин, премьер повел себя по-иному. Отреагировал по-московски. Обещанием поручить кому-надо с чем-надо разобраться, ему доложить, а решение будет принято в зависимости от доклада. Опять вопрос — почему нельзя было определиться сразу, так как все участники исполнения будущих поручений были на встрече и все слышали?

Концовка стенограммы встречи была ошеломляющая. Цитирую Д. Медведева: «У меня лежит ещё один документ по ТОР (территориям опережающего развития-А.М.). Сейчас я его дочитаю и по итогам нашего сегодняшнего совещания подпишу».

То-есть, премьер подписывает, просто дочитав документ.

Кстати, ученые уже обратили внимание на степень неразборчивости подписей и попытались установить, в какой именно точке успешной карьеры сам начальник уже не может ее разобрать.

Об этом открытии написал во вступлении к своей книге Паркинсон, иронизируя над читателями, которым кажется, что мир сравнительно разумен. Особенно над теми, которые полагают, что самые умные и самые дельные из избранных становятся министрами. Не думайте, пишет Паркинсон, что мы хотим отвадить от ученых книг о деловой и административной жизни. Читайте их как чистый вымысел. В одном ряду с романами Хаггарда и Уэллса, сочинениями о космосе или о пещерном человеке книги эти никому не повредят.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

  • 23.01.18 Потеряла ли Россия с Владимиром Путиным 17 лет?
  • 22.01.18 «Единая Россия» и Медведев не допустят выхода РФ из ВТО — Делягин
  • 16.01.18 Либералы не простят Голиковой приоткрытия картины разграбления бюджета
  • 15.01.18 Страх, война, Путин и любовь

Если же воспринимать их как научное пособие, они принесут больше вреда, чем на первый взгляд кажется.

Идеи Паркинсона задали тот угол зрения на отчеты и работу правительства под руководством Д. Медведева, чтобы понять, отчего его кабинет не справился со своими обязанностями, а премьер постоянно жаловался на тяжелейшие обстоятельства его работы из-за их новизны в отечественной или мировой истории.

Чего жаловаться-то на новизну? Не у кого списать? А у Паркинсона?

Закон Паркинсона о том, что чиновники работают друг для друга, а не на результат

Аппараты органов исполнительной власти испытывают большую перегрузку из-за того, что депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации, используя право на запрос, вынуждают сотрудников ведомств выполнять за них черновую работу и разрабатывать для них материалы к законопроектным депутатским инициативам.

Отрывают от своих дел правительственных и министерских чиновников депутатско-сенаторские требования-приглашения на «правительственные часы», круглые столы, совещания, заседания комитетов и комиссий, форумы, конференции, брифинги, которым нет числа.

Есть и обратное движение. В исполнительной власти могут подготовить законопроектный материалы, но для сокращения процедуры передать право законопроектной инициативы или просто право подписи под текстами депутату или сенатору. Либо их группам. Этакая чиновничья взаимопомощь.

Теперь ни один закон не может быть принят, если еще на стадии законопроекта его не одобрят в кабинете министров. Законопроекты должны получить положительное заключение или положительный отзыв, если автор законопроекта заинтересован в его принятии. Если этот отзыв отрицателен, то судьба проекта предрешена. Он не станет законом, а будет отклонен. Или снят с рассмотрения «по просьбе автора». Или окажется обреченным на долгое лежание в базе данных.

После первого чтения законопроект подготавливается ко второму, решающему чтению. Роль правительства на этом этапе законотворчества малозаметна, но исключительна. К нему переходит авторство. Не в смысле того, что там писатели, а в смысле того, что там те, кто решает, что такому закону быть, а такому — не быть.

В прошлом году было принято 446 законов. Меньше, чем в каждый год из предшествующих ему лет. За исключением 2016, неурожайного, видимо, года. По сравнению с 2014 годом в 2017 году поставлен рекорд: принято на 110 законов меньше.

Как исполняются все принятые законы, сказать не может никто — ни в правительстве, ни в Федеральном Собрании. И цели такой не ставится в виду очевидной абсурдности самих попыток ее достижения. Правда, правительство должно спрашивать с министров и руководителей ведомств за исполнение законов, но не спрашивает.

Законодательство продолжают наполнять новеллы, ни разу не примененные со времени их принятия. На тему содержательных и лингвистических оплошностей в законах написан не один десяток статей.

Не первый год звучат голоса о проблеме эффективности законотворчества и правоприменения, и никак не удается ее решить. Хотя ответ очевиден — чем меньше законов, и чем меньше их принимается, тем проще жить правоприменителям и законопослушным гражданам. Тем полезнее для страны деятельность кабинета министров.

Есть и обратная сторона. В логике Паркинсона. Чем меньше принимается законов, тем они дороже обходятся нашему бюджету. Посчитаем. Содержание правительства ежегодно обходится налогоплательщикам примерно в 6,5 млрд рублей. В 2017 году один закон обошелся нам в 14,6 млн рублей. А в 2016 году — в 17 млн рублей. На 2,4 млн рублей дороже.

Остается только выяснить, что лучше: больше дорогих законов, которых меньше, или лучше больше дешевых, которых больше.

Почему с законами Паркинсона надо считаться

Потому что они описывают реальную ситуацию. Есть такой закон — работа заполняет время, отпущенное на нее. Этот закон— квинтэссенция текста регламента правительства Российской Федерации.

Регламент Государственной думы изменялся 45 раз за двадцатилетний период существования. Регламент Совета Федерации, утвержденный пятнадцать лет назад — 54 раза. Много это или мало значения не имеет. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации могут отступить от прописанных регламентных норм, временно применив ту, которую тут же и примут в ходе пленарного заседания. А федерального закона о порядке принятия федерального закона не существует. Попытки его принятия были, но неудачные: любой процесс должен иметь режим ручного управления.

Регламент правительства Российской Федерации — особый случай. Его не поменяешь в процессе применения. С момента утверждения последней редакции в 2004 году он изменялся 56 раз и в своем большинстве и наиболее радикальным образом в период, когда председательствовал Д.Медведев.

Именно в этот период в регламент были внесены изменения, фактически обрушающие статью 1 федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» о том, что правительство является коллегиальным органом. Эта статья устанавливает, что правительство — не единоличный орган.

Поправки, внесенные в правительственный устав при Д. Медведеве, скажем мягко, минимизировали принцип коллегиальности, устанавливая необходимость очного обсуждения только в отношении «наиболее актуальных вопросов».

Поправки разрешили правительству Российской Федерации принимать решения без созыва заседаний. Регламент прописывает, что проекты актов рассматриваются заместителями председателя правительства и представляются на подпись или для внесения на заседание правительства. Фактическая правительственная печать оказалась у посредников — у заместителей премьера.

Неактуальным стало обсуждение проектов программ приватизации федеральной государственной собственности, объёма выпуска государственных ценных бумаг, вопросов о заключении подлежащих ратификации международных договоров Российской Федерации, распределения финансовых средств, если их размер не превышает 100 млн рублей и др.

Заседания правомочны, если кресла за столом заполнены хотя бы наполовину. Дискуссий не бывает.

Голосование на очных заседаниях правительства, как правило, не проводится. Открывает заседание премьер. Затем докладчик-министр с самоотчетом, который никто не перепроверяет, приглашенный губернатор, как правило, с благодарственными словами в адрес правительства и тоже с самоотчетом, кто-то не из состава кабинета, бывает, что с пожеланиями, курирующий заместитель председателя правительства с репликой, и — принятие заготовленного проекта решения.

Это в том случае, если рассматривается какой-либо тематический вопрос, что происходит далеко не всякий раз.

Треть повесток кабинетных заседаний — о том или ином законопроекте и о субсидиях или трансфертах. Здесь тоже нет дискуссий, поскольку они носят еще более формальный характер. Все предрешено до заседаний. В аппарате.

Не бывает дискуссий и при обсуждении плана законопроектной работы правительства, так как Минюстом этот план собирается из предложений министерств, но никак не сопрягается со стратегией социально-экономического развития России, которая так и не разработана. План утверждается без проведения заседания.

Было бы разумно, если накануне обсуждения вопроса о ходе подготовки к весенне-полевым работам премьер лично убедился в положении дел в одной из сельхозпроизводящих губерний подальше от областного центра. Для того, чтобы приобрести критерий для личного мнения: то, о чем будет говорить член правительства, отвечающий за это направление, соответствует действительности или лукавит. Обнаружить связь между повесткой заседаний и итогами поездок председателя правительства по стране не удалось.

Тридцать восемь раз заседало правительство в прошлом году

В абсолютном большинстве случаев регламент правительства описывает ситуации, никак не связанные с его деятельностью как коллегии. 38 дней в году правительство работало как коллегиальное. Остальное время правительство не функционировало. Вместо правительства действовали его члены. Треть из 38 заседаний были посвящены процедурным вопросам, заготовленным аппаратом.

Зато четырежды обсуждался прогноз социально-экономического развития страны на 2018 год и последующие годы. В апреле были одобрены общие подходы, а базовый вариант проекта сценарных условий был принят за основу. Через два месяца были одобрены уже сами сценарные условия и зачем-то вновь принят базовый вариант за основу.

В сентябре на заседании правительства был одобрен (опять в основном) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Дальше — прошу внимания — правительство дает поручение Минэкономразвития направить прогноз в Минфин России для его представления Минфином в правительство, но уже в составе приложений к законопроекту о федеральном бюджете на 2018 год. Чтобы в четвертый раз на него взглянуть при обсуждении бюджетного законопроекта.

Это — без комментариев.

Хотя правительство обязано заслушивать министров и других руководителей по исполнению законов, а не о ситуации в отрасли, и давать оценку их деятельности, такого не бывает. В 2017 году не было ни одного отчета об исполнении конкретного закона и ни одной конкретной оценки. Сообщения министров принимались к сведению.

Как это — к сведению? Никак. Без выводов и обобщений. Без коллегиальной реакции. Безразлично.

Деколлегиализации правительства активно способствуют парламентарии из партии, над которой председательствует Д.Медведев. Благодаря им Государственная дума приняла в прошлом году бюджет на три года без правительственных решений в отношении основополагающих документов.

Дело в том, что в соответствии с законодательством бюджет должен быть рассчитан в разрезе государственных программ Российской Федерации. Однако кто-то подсуетился, и в соответствующий раздел закона была внесена запись о возможности бюджетного проектирования на основе не только государственных программ, но и даже на основе их проектов. Эта норма стала правилом, и все госпрограммы были внесены в Государственную думу в форме проектов, подписанных курирующими заместителями министров ведомств, являющихся ответственными исполнителями госпрограмм.

Можно ли как-то исправить правительственную деколлегиальность? Или все сакрально? Конечно, нет. Есть способ того, как повлиять на работу руководства правительством. Поместить его «за стекло». Постоянно оценивать, сопровождать публичностью каждое действие и каждое решение высшего исполнительного органа. С именами и фамилиями.

Темы для сопровождения прописаны в законах Паркинсона. Там даже про Россию есть. Про царскую Россию. Она, по мнению Паркинсона, разрушилась из-за того, что правители, на чьем счету нет никаких конкретных преступлений, привели свой народ к катастрофе всем, чего они не удосужились сделать.

Кто будет новым председателем правительства Российской Федерации решать президенту и Государственной думе. Надеюсь, это будет тот, кто удосужится озаботиться судьбой страны, а не своим имиджем.

Отставка Медведева 2019: хроника отстранения от власти

Отставка Медведева 2019: последние новости сегодня – хроника отстранения от власти российского премьера и то, как в России протекают протесты против его правления.

Это очередная эпохальная летопись, посвященная отставке Медведева. Данного события ждут миллионы россиян, поэтому статья будет постоянно обновляться по мере поступления новой информации.

Материал основывается исключительно на реальной информации, отражает настроения общества, и преследует одну лишь цель – зафиксировать свежие перемены в истории России, проанализировать ситуацию и определить ее последствия.

Последние новости

Осень 2019. Протестные настроения схлынули. Об отставке премьера заявляют отдельные политологи вроде Николая Платошкина, но пик негатива на этот год пройден. Людям дали выпустить пар на митингах, пока на этом все. Кремлёвские пропагандисты получили новую установку — говорить, что Путин не увольняет Медведева, так как не хочет поддаваться давлению оппозиции. Между тем, появились слухи, что Медведева переведут на должность главы «Газпрома».

Сентябрь 2019. Тема отставки Медведева продолжает вяло подниматься КПРФ, с требованием выступают жители отдельных городов, экономисты, политологи. Премьер продолжает спокойно трудиться на своем посту.

Август 2019. Протестный акцент немного сменился на фоне антимусорных митингов и грядущих местных выборов. Медведева стали меньше выделять в отдельный сегмент и упоминать в качестве главного виновника российского кризиса.

Июль 2019. Несмотря низкий рейтинг и большое количество митингов, Медведев остается у власти. В настоящее время все ждут отчета Кудрина, который, как ожидается, нанесет еще один удар по правительству и положению самого нынешнего премьера.

Июнь 2019. Все больше экспертов говорят о замене Медведева Собяниным. Высокий рейтинг московского градоначальника является наибольшим среди представителей «Единой России».

Предпосылки для отставки

Согласно данным ВЦИОМ рейтинг доверия Медведева к началу 2019 года составляет всего 8,3%. По рейтингу ФОМ — всего 6%. По результатам опроса «Левады-Центра» недовольство действиями Правительства России, которое возглавляет Дмитрий Анатольевич, выразили 62% респондентов.

В 2016 году был инициирован сбор подписей за отставку Медведева. Компания планировала собрать 200000 подписей, однако, в рекордные сроки количество подписавших достигло почти 300 тысяч (после чего инициативу закрыли).

В 2017 году вышел фильм Фонда борьбы с коррупцией «Он вам не Димон», рассказывающий о фактах коррупции российского премьера через благотворительные организации, своих однокурсников и родственников. Фильм собрал 27 миллионов просмотров на Ютубе и почти миллион лайков.

После размещения фильма по всей стране прошли многотысячные акции протеста, около 1800 человек было задержано.

Большая часть протестующих обвиняет премьер-министра в коррупции, доведении экономики России до состояния нищеты, повышении пенсионного возраста и ужесточении налоговой нагрузки.

Фраза Д. А. Медведева «Денег нет, но вы держитесь, хорошего вам настроения», а также пожелание учителям «идти в бизнес» вызвали в народе настоящую волну негодования. Людей крепко обидело, что им уже даже не обещают улучшения ситуации.

Исходя из рейтинга и результата опросов, большая часть россиян желает отставки Медведева со своего поста.

Как менялся рейтинг Медведева

Динамика рейтинга Дмитрия Медведева за 10 лет составлялась на основе усредненных данных «Левады-Центра» и ВЦИОМ.

Таблица рейтинга по годам:

Наибольшие взлеты одобрения деятельностью Дмитрия Медведева пришлись на годы ведения боевых действий. В 2008 году Медведев прославился своей активной позицией и решительным введением войск в Грузию. Геополитические победы для россиян всегда играли знаковую роль, что видно и по рейтингу Путина.

Во время введения войск в Украину в 2014 году одобрение действиями правительства Медведева достигло второго своего пика.

Падение рейтинга Медведева традиционно приходилось на крупные коррупционные скандалы. В 2012-2013 годах тому послужило судебное разбирательство с воровством в Министерстве обороны с оправданием основных фигурантов.

В 2017-2018 году падение рейтинга тоже спровоцировал скандал на фоне фильма «Он вам не Димон». Кроме того, из-за иностранных санкций значительно ухудшилась экономическая обстановка в стране, а все обещания по поводу импортозамещения оказались надувательством.

Окончательного дна рейтинг Медведева достиг к концу 2018 года. По данным ВЦИОМ в сентябре он опустился до 7,3%.

В начале 2019 года рейтинг Медведева по данным ФОМ составил 6%.

Когда произойдет отставка Медведева

За годы своего президентства Путин стабильно покрывает членов своей команды. Учитывая, что структура российской олигархии прочно держится на безграничной любви президента, своего премьера он принесет в жертву только в крайнем случае. И даже в этом случае подарит ему другую хлебную должность.

Как, например, Усманову, Рогозину, Сердюкову или Козаку. Тот же Чубайс, имея сверхотрицательный рейтинг, при Путине не голодал.

Рост недовольства к премьеру и председателю «Единой России» выгоден Путину. Детальное изучение поведения аудитории показывает, что общество списывает на Медведева все промахи путинской политики.

Формула «царь хороший – бояре плохие» подтверждается относительной устойчивостью рейтинга самого президента. Таким образом, всем известный дуэт является беспроигрышным методом политтехнологии. А после провала «Единой России» на местных выборах, власти начнут предпринимать ребрендинг, и, с большой долей вероятности, Медведева в ближайшее время представят перед россиянами в новом образе. Вместо «плюшевого либерала» на сцену взойдет «жесткий реформатор».

Однако, экономика при действующей олигархической системе, основанная на воровстве госзакупок из нефтяных денег, обречена на провал. Ее добьют санкциями, она нежизнеспособна сама по себе.

Медведев будет отстранен от власти вместе с Путиным, либо принесен им в жертву в ближайшие 5-7 лет. Так что отставка – дело неизбежное.

К чему приведет отставка Медведева

Если Путин все же рискнет убрать Медведева с поста премьера, то ситуация в стране практически не поменяется. Да, будут предприняты какие-то реформы, начнется череда обещаний и пиара, но хватит ее не более, чем на 1-2 года. Путинской команде в стране верят все меньше, это видно по общим настроениям, результатам региональных выборов, да и по тем же рейтингам Единой России. Если поменять нынешнего премьера на какого-нибудь Шойгу или Собянина, никакого роста экономики не начнется. Просто потому, что все потенциальные преемники — точно такие же люди системы.

Если отставка Медведева совпадет с отстранением Путина, то с высокой долей вероятности народ снова проголосует за очередного красного царька, пусть и с меньшими коррупционными амбициями, но с более авторитарной властью.

Согласно соцопросам, вместо цивилизованного парламентского правления по европейской схеме, россияне сейчас ждут новоявленного Сталина, который будет сажать (а еще лучше расстреливать) коррупционеров (и врагов народа), развивать военную машину и расширять границы. Это может дать короткий экономический рывок, но тотальное закручивание гаек подействует на другие сферы, что приведет к еще большему упадку и кризису.

Олигархии, как и наивным россиянам, тоже выгоден авторитарный царек. Система «власть-олигархи» выстроена очень прочно, в их руках – полиция, Росгвардия, система госбезопасности, деньги. Новый царь будет охранять олигархов точно так же, как и старый.

С другой стороны, этот новоизбранный Сталин будет последним русским диктатором. Дальше настанет время прозападных политиков вроде Навального. К этому времени он, конечно, уже выйдет из тюрьмы постаревший и седой, и 40-летние школьники подведут его к присяге под руки. Навальный поедет в открытой машине по засыпанным цветами улицам в свою скромную квартиру на окраине Москвы.

Конституция России снова станет главным и нерушимым законом в стране. Коррупция исчезнет вовсе не из-за карательных мер, а благодаря росту общественного самосознания. В школах начнут учить как посредством дрона или миниатюрной камеры заснять вороватого чиновника.

Юмор юмором, но без широкой парламентской власти, без многопартийности, конкуренции и гласности Россию не поменять. Только взаимный контроль и слив компромата может заставить чиновников отказаться от воровства, а олигархов — от соблазна лезть в государственные дела.

Так что отставку Медведева следует воспринимать как маленький шаг к большим переменам в будущем, но с большой отсрочкой. А в том, что она будет – можно не сомневаться.

Почему Медведева не отправили в отставку с поста премьера после выборов

Одним из обязательных последствий президентских выборов в 2018 году и вступления избранного президента на новый срок в мае стал роспуск прежнего состава правительства России. Такое требование содержит конституция страны, и правительство не могло не быть распущено. В данный момент формируется состав нового правительства, и пока известны только те, кто должен будет занять в кабинете министров высшие посты. В частности, для некоторых стало сюрпризом, что премьер-министром снова становится Дмитрий Медведев, который занимает этот пост с 2012 года. Хотя никакого особенного сюрприза, на самом деле, нет. Почему Дмитрия Медведева не отправили в отставку с премьерского поста после выборов, как того хотелось многим россиянам, в чем возможные причины такого решения президента.

Решение о том, кто станет премьер-министром, в России принимает президент

Первое и главное, что мы должны отчетливо понимать, рассуждая о том, почему премьера Медведева не отправили в отставку — решение о кандидатуре главы правительства принимает президент страны, и у него есть свои собственные соображения на этот счет.

В тот момент, когда президент Путин решает, оставить ли Дмитрия Медведева на премьерском посту, он меньше всего думает о том, какое мнение по этому поводу есть у простых россиян.

Разумеется, мы не можем забраться в голову президента, чтобы узнать все причины того, почему именно Медведев является для него оптимальным вариантом в качестве премьер-министра. Тем не менее, некоторые причины вполне понятны, о них в том числе говорят те, кто лично знает президента, давно наблюдает за ним и представляет себе ход его мыслей.

Причина первая — премьер-министр потенциально может стать и.о. президента

По конституции России именно председатель правительства является вторым лицом в государстве и тем человеком, который в определенных случаях может стать исполняющим обязанности главы государства.

Напомним, что в первые месяцы 2000 года сам Владимир Путин был и.о. президента, когда в отставку подал его политический отец Борис Ельцин.

С одной стороны, вроде бы нет поводов думать о таких, например, вещах, как тяжелое заболевание, необходимость передачи власти на время операции и т.п. С другой стороны, никто ни от чего не застрахован, в том числе и от каких-то ЧП. И действующему президенту желательно, чтобы его в какой-то крайней ситуации заменил бы человек, которому он полностью доверяет.

Причина вторая — благодарность за 2008-2012 гг.

Как бы ни относились к правлению Медведева как президента в 2008-2012 гг. его недоброжелатели и даже сам президент Путин, для действующего главы государства важно то, что Медведев, формально получив более высокий пост, оставался тогда полностью лояльным ему. А главное — в 2012 году он беспрекословно передал высший пост обратно, похоронив свои политические амбиции. И сделал он это невзирая на определенную поддержку в элите, часть которой хотела второго срока для Медведева.

Разумеется, президент Путин хорошо помнит и ценит ту личную преданность, которую продемонстрировал его давний петербургский товарищ Медведев.

И эта причина неразрывно связана с первой — вторым человеком в стране остается не только тот человек, которому президент доверяет, но и человек проверенный.

Причина третья — Медведев является отличным громоотводом

Дмитрий Медведев как премьер-министр является прекрасным громоотводом для народного недовольства упавшим уровнем жизни. В то время, как по факту отвечает за это глава государства, в том числе сделавший многое для того, чтобы страна попала под санкции развитых государств мира, а уважение и доверие к России в мире опустилось до низшей точки, внутри страны он благодаря этим же действиям выглядит героем.

В то же самое время люди редко связывают прямые последствия от героических шагов Владимира Путина на внешней арене с его именем. В их сознании виноват глава кабмина.

Это довольно нехитрый ход, но он работал во все времена и продолжает работать сегодня. Немного нелепый и слегка простоватый имидж Медведева делает его отличным исполнителем этой роли.

Причина четвертая — Медведев должен остаться, потому что многие требуют его отставки

Весной 2017 года персона Дмитрия Медведева находилась в прицеле внимания многих миллионов россиян, а тысячи людей требовали его отставки на улице, участвуя в митингах по всей стране. Поводом этому стало большое расследование, которое опубликовал в начале года Алексей Навальный. В том расследовании главный критик российской власти обвинил Медведева в масштабной коррупции и грандиозных взятках, которые глава кабмина якобы получал через подставные фонды.

Известно, что президент Путин принципиально “не поддается на давление” и не делает ничего по чьему-то требованию. И обвинения, подобные тем, что были выдвинуты против Медведева, укрепляют позиции любого чиновника, кто бы им ни был. Если бы расследования Навального не было, Медведеву для укрепления своей позиции в элите стоило бы его придумать самому.

Причина пятая — реальная власть в стране остается за президентом

И это немаловажная причина. С точки зрения того, какая политика проводится российской властью внутри страны и за ее рубежами, неважно, кто является премьер-министром. От этого не изменится ничего.

Даже если забыть о том, что президенту России напрямую подчиняются министры силовых правительств, стоит обратить внимание, что экономические совещания членов правительства всегда проходят при участии Путина. Правительство в России довольно не самостоятельный орган, и от главы кабинета требуется в первую очередь личная лояльность президенту, а только потом — профессионализм.

Вопрос того, кто будет премьер-министром после выборов, во время самих выборов никем не ставился. Три четверти проголосовавших россиян поддержали кандидатуру Владимира Путина, не задавая никаких вопросов о том, что он будет делать в ближайшие годы. Тем самым они авансом поддержали все его решения, в том числе и по поводу кадровых назначений. А значит, удивляться тому, почему Медведева не отправили в отставку после выборов, этим людям не стоит.

«Чистка» правительства Медведева: Когда у Путина лопнет терпение?

Президент предпочитает видеть во главе кабмина не умных, а верных, и от этого плохо всей стране

Кабмин РФ облетела благая весть: Минэкономики сообщило о невиданном росте ВВП. Согласно замерам министерства, в третьем квартале экономика раскочегарилась до 1,9%, тогда как во втором квартале рост составлял 0,9%, в первом — всего 0,5%. Конкретно в сентябре ВВП вырос на 2%.

А тут еще Росстат возликовал: после пяти лет снижения обнаружил увеличение реальных располагаемых доходов населении. Ей-богу, складывается впечатление, что наше правительство управляет какой-то другой страной — не Россией. Потому что такого не бывает — чтобы экономика и доходы населения росли как на дрожжах, а жить становилось все хуже.

Напомним, что с 2013 по 2018 год реальные располагаемые доходы граждан снизились на 8,3%. А в первом квартале 2019 года дополнительно упали на 2,3% в годовом выражении.

Минувшим летом появились еще и данные Росстата за 2018-й год по динамике потребительских цен на 1 тысячу товаров и услуг. Цифры шокировали. Например, оказалось, что пшено и капуста подорожали за год в 17 (!) раз, а моторное топливо — более чем на 30%.

Все это, во многом, — результат некомпетентного государственного управления. То есть, плохой работы кабмина.

В августе Счетная палата сообщила: расходы на нацпроекты, которые стали экономической программой Путина, безнадежно отстают от графика. На 13 проектов, включая «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», из федерального бюджета в 2019 году должно быть потрачено 1,7 трлн. рублей. За полгода план выполнен лишь на 32,4% — израсходовано 559 млрд., говорится в мониторинге Счетной палаты.

Расходы на самый дорогой из проектов — «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» стоимостью 6,3 трлн. до 2024 года (без учета энергетики) — профинансирован всего на 24%, «Повышение производительности труда» — на 18%, «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Экология» — примерно на 12%, «Цифровая экономика» — и вовсе на 8%.

Казалось бы, с таким правительством Путину не нужно никаких врагов. Но президент даже не пытается устроить чистку кабмина. Хотя все рычаги для этого у него имеются.

Аналитики отмечают, что сегодня буквально все нити управления страной сосредоточены в руках президента. Ему де-факто подчиняются не только правительство, но и Дума с Советом Федерации, судебная система, губернаторы с местными органами власти, Банк России, ЦИК, официальные политические партии, все крупные госкомпании. Удерживать эти многочисленные нити президенту помогает такое ведомство, как администрация президента.

Но Путин, тем не менее, предпочитает в структуре кабмина сохранять статус-кво. Вполне возможно, отставку правительства и лично премьера Медведева президент приберегает на крайний случай.

Несмотря на все попытки создания Кремлем позитивной повестки, за прошедший год рейтинг главы государства не вырос. В сентябре 2019-го число доверяющих Путину осталось на прежнем уровне — 39%.

Если ситуация с падением рейтинга станет критической, возможно, дойдет и до перестановок в правительстве. Или даже до отправки Медведева на тихую солидную должность — подальше от власти.

— Президенту подчиняются, прежде всего, силовики, — отмечает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — И эти силовики в последнее время вели зачистку клиентелы Медведева. Я имею в виду, прежде всего, арест в январе, прямо в зале заседаний Совета Федерации, сенатора от Карачаево-Черкессии Рауфа Арашукова, и последующее задержание в Санкт-Петербурге, в здании «Газпрома», отца сенатора Рауля Арашуков. Отца и сына, напомню, обвиняют в хищении газа на сумму более 31 млрд. рублей и организации двух убийств.

Кроме того, в рамках этой же зачистки, в марте был арестован бывший министр по делам открытого правительства Михаил Абызов. Его первоначально обвиняли в создании организованного преступного сообщества и хищении 4 млрд. рублей.

Что характерно, адвокаты предлагали отпустить Абызова под залог в 1 млрд. рублей, и представили поручительства восьми влиятельных друзей обвиняемого из окружения Медведева. В их числе сопредседателя фонда «Сколково» Аркадия Дворковича, председателя правления «Роснано» Анатолия Чубайса, зампреда правления «ВЭБ.РФ» Натальи Тимаковой и члена совета директоров «Яндекса» Александра Волошина.

«СП»: — Эти зачистки ослабили позиции Медведева?

— Я считаю, нет. И прежде всего потому, что премьер удобен — как мальчик для битья, непопулярный политик, который грел президентское кресло для Владимира Путина.

Путин, замечу, человек специфический. Думаю, он испытывает к Медведеву благодарность — возможно, поэтому президент не отказывается от премьера.

«СП»: — Путин упорно не меняет состав правительства. Чистка кабмина грозит политическими рисками?

— Борис Ельцин, решая проблему транзита, менял правительства очень часто. И ничего, система выдержала. Сначала, напомню, был отправлен в отставку тогдашний премьер Виктор Черномырдин — якобы для того, чтобы готовится к президентским выборам. Черномырдин даже совершил весьма громкий вояж в США — газета Washington Post писала о его встрече с Альбертом Гором, что это была встреча двух будущих президентов.

После Черномырдина, под дефолт 1998 года, в премьерском кресле оказался Сергей Кириенко. После Кириенко — первый директор ФСБ Сергей Степашин. Степашина, замечу, Ельцин сделал премьером, чтобы воевать на Кавказе. Однако новый премьер оказался для этого хлипок и слаб. Тогда и возник Владимир Путин — и оказался подходящей кандидатурой в преемники.

Получается, в 1999-м у нас поменялись четыре правительства — и катастрофы не случилось. Да и сам Путин часто менял правительства в начале своего царствования.

«СП»: — Почему он не делает этого сейчас?

— Тут можно вспомнить судьбу Михаила Касьянова, который занимал премьерский пост в 2000—2004 годы. Путин лично называл Касьянова лучшим премьер-министром, а сам Касьянов даже в Госдуму не ходил, когда там ставился вопрос об отставке правительства. Он со смехом говорил, что ему некогда обсуждать такие ерундовые вопросы.

А потом рейтинг Касьянова стал очень высоким — и Путин тут же отправил его в отставку. И где теперь, спрашивается, Михаил Касьянов?

Словом, для Путина при назначении премьера играют роль совершенно определенные факторы. Был либерал и рыночник Касьянов, но слишком популярный — и Путин обходится без его помощи. И есть непопулярный Дмитрий Медведев, но зато верный — и он практически незаменим.

Вывод прост: в правительстве РФ нужны не умные премьеры, а верные. На деле, это простая логика авторитарного режима, и никуда от нее не деться. В этом и заключается ужас ситуации, потому что в конечном итоге от такого положения дел страдать будем мы все.

— Главные проблемы, с которыми столкнется российская экономика, еще впереди, а значит, должность главы правительства в любом случае «расстрельная», — считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Премьеру еще придется взять на себя ответственность за ряд непопулярных решений, или даже вредных для экономики действий. Причем, эти решения неизбежно закончатся кризисом, поскольку программы перестройки экономики у нынешних руководителей нет.

Замечу, именно с 2008 года, когда сформировался тандем Путин-Медведев, экономика РФ прекратила расти. В среднем, по официальной статистике, за 10 последних лет рост составил около 1% ВВП в год. По оценкам же независимых экспертов, он и вовсе стремится к нулю.

На мой взгляд, ближайшие перспективы выглядят неутешительно. Нас ждет дальнейшее ухудшение жизни и стагнация в экономике РФ. В этих условиях пребывание Медведева в премьерском кресле, возможно, будет недолгим.

Если произойдет какой-нибудь катаклизм с падением экономики, курса рубля и жизненного уровня — Медведев будет переведен с поста премьера на какой-нибудь другой, менее ответственный, пост.

Федор Крашенинников: Почему не отправляют в отставку непопулярное правительство Медведева

Правительство все больше похоже на старый, плохо работающий и безнадежно забитый грязью фильтр, который не меняют за неимением нового

Публикация данных социологических опросов, которые свидетельствуют о желании большинства граждан России сменить правительство, едва ли могут удивить. Правительство в России всегда было малопопулярно. Что касается последних лет, то временами негативные эмоции населения целенаправленно отвлекали на правительство и лично Дмитрия Медведвева, так что ничего удивительного в его низких рейтингах нет.

В чем же оригинальна нынешняя ситуация?

Оригинальность в неуправляемости происходящего. Правительство Медведева так очевидно непопулярно, что хорошо бы его уже сменить, и это ставит Владимира Путина в неловкое положение: уволить правительство — значит поддаться давлению, не увольнять — значит солидаризироваться с ним, усиливая тем самым недоверие и к себе лично. И то и другое неприятно и чревато проблемами в будущем. Тем не менее, пока Медведев сохраняет свой пост и, возможно, эта ситуация изменится еще не скоро.

Правительство Медведева

Правительство Медведева было непопулярно еще до президентских выборов и одно из ожиданий даже вполне лояльной части населения от них заключалось в смене правительства. Но по внутриаппаратным или личным причинам Путин решил оставить Медведева и после выборов, что, как кажется, и изменило всю ситуацию.

Несколько лет граждан России приучали к мысли, что все хорошее — от президента, а все плохое — от правительства, в котором «засели либералы». И вдруг после выборов Путин переназначает Медведева и почти весь кабинет, демонстрируя свое доверие к структуре и персоналиям, которые у населения не вызывают никакого доверия и не пользуются никакой популярностью.

Вполне возможно, что в Кремле даже и не задумались, насколько сильно это было «против шерсти», против общественных настроений. Впрочем, чему удивляться, если Силуанов публично признается, что не думал, насколько сложным окажется обсуждение «пенсионной реформы»? Похоже, за годы сверхпопулярности Путина и российской власти в его лице, чиновники окончательно перестали обращать внимание на такие мелочи, как общественные ожидания и запросы.

Повышение пенсионного возраста, называемое в официозных кругах «пенсионной реформой» — это важнейший этап в отношениях власти и общества за последние годы и его истинное значение мы поймем позже. Казалось бы, вот зачем Путину было нужно сохранять после своего переизбрания это непопулярное правительство: чтоб обвинить его в непопулярной реформе и наконец отправить в отставку, вызвав этим хоть какой-то подъем энтузиазма и добрых ожиданий у россиян. И вроде бы к этому дело и шло: всё лето партии думской оппозиции дружно ругали правительство и обещали избирателям, что президент не допустит повышения пенсионного возраста, разберется и накажет тех, кто осмелился так обидеть народ.

Но развязка была действительно неожиданной: второй раз меньше чем за год Путин вышел из-за кулис и фактически взял на себя ответственность за все происходящее, поддержав Белый дом. Естественно, единение с непопулярным кабинетом министров в итоге отразилось на рейтингах президента: популярный в среде радикальных критиков власти тезис о том, что разницы между президентом и правительством нет и это одна компания, стал распространяться в значительно более широких кругах, усиливаемый обидой за очевидное предательство — для того ли миллионы людей, добровольно ли или принудительно, пришли в марте на избирательные участки и поддержали Путина, чтоб он потом с ними так поступил?

Вынужденная несменяемость

Почему Путин не может просто взять и отправить в отставку правительство Медведева?

На самом деле, причин тому очень много, но все они лежат за пределами публичной политики.

Начать надо с того, что по понятиям нашей элиты ни Медведева ни других министров нельзя просто так взять и уволить. Это рядового человека в любой момент можно так или иначе, но выставить на мороз в чем мать родила и ничуть не беспокоиться, как он дальше будет жить. Не так с чиновниками: их всех надо пристроить, причем — на хорошие должности.

Особенно сложно пристроить куда-то заслуженного соратника и бывшего президента Медведева. Под него сначала надо сконструировать значимый и солидный пост и только потом убирать его с правительства. Министрам и вице-премьерам тоже надо что-то предложить, а все популярные «кормушки» уже распределены между нужными людьми и организовать хотя бы десять престижных и доходных синекур не так-то просто.

Но гораздо острее стоит другой вопрос: кого назначить вместо?

После отставки Касьянова и до премьерства самого Путина Россия знала только один тип премьеров — технический. После возвращения Путина, уже седьмой год, что, кстати, дольше чем все годы премьерства Фрадкова и Зубкова, Россия неизменно живет при непопулярном премьере Медведеве. То есть, меняя правительство, Путину надо создать совершенно новую конфигурацию власти.

Технический глава правительства сейчас Путину совершенно не выгоден — при незаметном премьере за все плохое отвечает президент и никто больше. Сейчас бы Путину пригодился авторитетный и широко известный политик, который бы воспринимался как самостоятельная фигура, из которого потом можно было бы сделать отличного «мальчика для битья». Но, во-первых, где? Относительно известны среди населения в правительстве только Сергей Лавров и Сергей Шойгу, но ни один из них не выглядит специалистом по экономике и социальным делам, да и популярность их локализована в среде ура-патриотической общественности.

Предположим, назначение премьером Шойгу или Лаврова даже и вызовет короткий всплеск энтузиазма и ожиданий перемен, но с учетом непростых социально-экономических условий можно ожидать скорого и глубокого падения популярности нового кабинета. В итоге последние популярные фигуры в окружении Путина исчезнут и он останется один на один со всеми проблемами внутренней и внешней политики.

Во-вторых, кто бы ни был новым премьер-министром, его назначение и формирование кабинета предполагает сложнейшую систему гармонизации интересов различных групп в окружении президента. С учетом сложных взаимоотношению между кланами во власти, этот процесс может оказаться не только длительным и тяжелым, но даже и разрушительным для всей властной вертикали.

В-третьих, премьер-министр с зачатками личной популярности может оказаться слишком амбициозным и в решающий момент предпочесть спасать свою репутацию и свои перспективы, а не подставлять плечо президенту. Это, как кажется, главные препятствия на пути Сергея Собянина к высокому посту. Кроме того, в его случае возникает вопрос, кому оставить Москву. Учитывая значение столицы в жизни России, от ответа на него слишком многое зависит, а с кандидатурами у власти плохо. Достаточно посмотреть, какого тусклого чиновника ведут на пост главы Санкт-Петербурга, чтоб оценить масштаб кадрового голода внутри системы.

Отложенная жертва

Самый простой способ для президента не множить проблемы — тянуть время и ничего не менять, что собственно и происходит. Несмотря на то, что разница между президентом и правительством все менее различима, правительство все-таки берет на себя некоторое количество негатива, который в иной ситуации обрушился бы прямо на президента. Правительство сегодня — это старый, плохо работающий и безнадежно забитый грязью фильтр, который не меняют потому, что нового нет, а наличие хоть такого фильтра лучше, чем его отсутствие.

Сейчас-то, задним числом, понятно, почему радикальные перемены в правительстве не последовали сразу после выборов: после повышения пенсионного возраста любой кабинет и любой премьер были бы столь же непопулярными, и к началу 2019 года запрос на перемены был бы таким же острым, какой он и есть сейчас.

Возможно, снова и снова оставляя Медведева на высокой должности, Путин просто имеет в виду, что впереди гораздо более серьезные испытания для населения и его отношения к власти. Повышение пенсионного возраста — это далеко не последний неприятный сюрприз. В таком случае логично тянуть время и воспользоваться услугами верного Медведева по полной программе — чтоб он взял на себя по максимуму и ушел в отставку тогда, когда ситуация будет совсем уж напряженной.

Крайний шаг

Отставка правительства в нынешней ситуации — это крайний шаг, который можно делать один раз за много лет. Это ранний Путин на фоне роста своего рейтинга мог позволить себе роскошь иметь технических премьеров и менять одного на другого по мере надобности. Теряющий популярность Путин вынужден относиться к смене правительства с преувеличенной осторожностью: если сделать всё не вовремя и не угадать с кадрами, то вместо передышки он может получить совсем иное — еще более сильное обрушение собственного рейтинга на фоне разочарования людей от нового правительства, и от премьера, и от самой ситуации кадровой чехарды.

Но даже если удастся угодить людям с новым премьером, трудно представить ситуацию, при которой экономика России вдруг пошла бы на поправку и людей охватил оптимизм. В условиях нарастания социально-экономических трудностей даже самый популярный деятель путинского окружения в считанные месяцы может оказаться еще более токсичным премьером, чем Медведев.

В отличие от первых президентских сроков, смена правительства сейчас или в обозримом будущем — это предвестие больших перемен на всех уровнях, даже если сделано все будет в попытке сохранить стабильность. За много лет фигурирования в верхних строчках табели о рангах Медведев все-таки стал одной из системообразующих фигур нынешнего режима. Поэтому его нельзя заменить безболезненно для президента, притом что и менять-то, как уже говорилось, особо не на кого: кроме бывших и действующих охранников и постаревших друзей молодости в резерве у Путина никого не осталось.

Федор Крашенинников, политолог, публицист

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×