0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фактическая сторона помощи по лендлизу

О клинических исследованиях

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

Как их проводят?

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

Преимущества и риски для участников. Плюсы

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.

При этом, принимая решение об участии в клиническом исследования, нужно понимать, что:

  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

Я ваш кроха. Портал для любящих родителей

Ленд лиз в процентах. Фактическая сторона помощи по ленд-лизу

Расходы США в рамках программы составили, по разным данным, 46-49 миллиардов долларов (13-14% всех военных расходов за годы войны). Примерно две трети американской помощи пришлось на Британию, около четверти — на СССР, всего же к концу войны участниками программы были более 40 стран.

После начала войны в сентябре 1939 года США, придерживавшиеся тогда политики нейтралитета, объявили о готовности снабжать оружием страны, противостоящие агрессии Германии, но — за наличные и при условии самовывоза.

Британия и Франция разместили в США большое число военных заказов, а также предложили продать им несколько американских эсминцев времен Первой Мировой войны. После капитуляции Франции в мае 1940 года Британия обратилась к США за экстренной помощью, в том числе, предложив обменять 50 эсминцев на свои военные базы в Атлантике. Переговоры продолжались три месяца на фоне сокращения британских запасов наличных долларов и золота, необходимых для оплаты заказанных вооружений. Соглашение об обмене эсминцев на базы было подписано 3 сентября, и тогда же в Минфине США возникла идея перевести помощь Британии на принцип ссуды или аренды. В декабре президент США Франклин Рузвельт, объясняя этот принцип, образно сказал, что когда у соседа пожар и ему нужен шланг для воды, просить деньги за шланг не стоит — пусть только сосед его потом вернет.

В январе 1941 года проект закона о широкой программе помощи союзникам был внесен в Конгресс, 11 марта Рузвельт подписал готовый закон, а уже 27 марта на его реализацию были выделены первые семь миллиардов долларов.

Закон о ленд-лизе разрешал президенту США «продавать, передавать, обменивать, сдавать в аренду, давать взаймы или поставлять иным способом» любые материальные ценности любой стране, оборона которой «жизненно важна» для национальной безопасности США. Речь могла идти о вооружениях и боеприпасах, сырье, средствах связи и транспорта, продовольствии и потребительских товарах.

Согласно утвержденным принципам , вся техника и материалы, израсходованные или уничтоженные во время войны, оплате не подлежали. Оплатить следовало лишь имущество, оставшееся после войны и пригодное для гражданских нужд. Сохранившиеся военные материалы оставались у страны-получателя, но США имели право потребовать их назад.

11 марта Рузвельт, одобрив закон, подписал также две первые директивы по претворению программы ленд-лиза в жизнь. По ним Британия получала 28 торпедных катеров, а Греция — 50 пушек и снаряды разного калибра.

Нападение Германии на СССР 22 июня 1941 года привело к существенному расширению программы ленд-лиза. Рузвельт и британский премьер Уинстон Черчилль немедленно пообещали поддержать Советскую Россию. 21 июля президент США распорядился организовать «немедленную и существенную помощь» СССР. В сентябре первые военные грузы, включая британские танки и истребители, прибыли морем в Архангельск.

1 октября в Москве был подписан протокол об объемах помощи по ленд-лизу на срок до июля 1942 года (в дальнейшем были подписаны еще три подобных годичных протокола), хотя до конца октября СССР продолжал платить за поставки — рудой, золотом, пушниной.

7 ноября 1941 года Рузвельт официально объявил оборону СССР «жизненно важной» для безопасности США. 11 июня 1942 года в Вашингтоне было заключено базовое соглашение «о принципах взаимопомощи в ведении войны против агрессоров», формально закрепившее распространение на СССР американского закона о ленд-лизе.

Стоимость поставок из США в СССР по ленд-лизу оценивается по-разному. Считается, что всего за годы войны в СССР было доставлено около 16,7 миллиона тонн грузов на сумму, по разным оценкам, от 9,6 до 11,3 миллиарда долларов.

В основном, помощь шла морем через Дальний Восток и Камчатку (47%), через Иран (24%) и северным путем через Мурманск и Архангельск (23%).

Союзники передали СССР более 12 тысяч танков и почти две тысячи самоходных артустановок (соответственно, 12% и 8% от числа танков и САУ, полученных РККА от советской промышленности).

Гораздо большей оказалась доля автомашин — 64% (430 тысяч грузовиков и 50 тысяч джипов). Советские ВВС получили по ленд-лизу более 18 тысяч самолетов (доля 13%, по другим данным, самолетов было получено 22 тысячи), причем союзники отказались поставлять дальние бомбардировщики. Флот получил 580 судов: торпедные катера, охотники за подводными лодками, тральщики, сторожевики, десантные корабли, буксиры (доля 22%). В СССР было поставлено 318 тысяч тонн взрывчатки, 957 тысяч миль полевого телефонного кабеля, 36 тысяч радиостанций, 348 радиолокаторов, более двух миллионов тонн бензина, два с половиной миллиона тонн броневой стали, 400 тысяч тонн меди и бронзы, 328 (по другим данным, 250) тысяч тонн алюминия.

На снабжение советской армии по ленд-лизу пошло почти 16 миллионов пар армейской обуви. В продовольственных поставках преобладал сахар (610 тысяч тонн), жиры (265 тысяч тонн), мясные консервы (250 тысяч тонн). Кроме того, поставлялись мука, яичный порошок, сгущенное молоко.

СССР также получил от союзников 622 тысячи тонн железнодорожных рельсов, чуть менее двух тысяч паровозов и 11 тысяч вагонов.

Подавляющее большинство техники, оборудования и материалов (70%) было поставлено в 1943-1945 годах, уже после перелома в ходе войны СССР с Германией. Более половины автомашин союзники отправили в последний год войны. Из 202 торпедных катеров 118 были ведены в строй уже после окончания войны.

Официально поставки в СССР по ленд-лизу прекратились 12 мая 1945 года, и далее до августа осуществлялись по специальной программе. Окончательная точка была поставлена 20 сентября с фактическим завершением всех поставок.

В 1947 году долг СССР по ленд-лизу был определен в 2,6 миллиарда долларов, год спустя сумма была снижена вдвое, а к 1951 году — до 800 миллионов.
Соглашение о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено в 1972 году. СССР обязался до 2001 года заплатить 722 миллиона долларов, включая проценты. К июлю 1973 года были осуществлены три платежа на общую сумму 48 миллионов долларов, после чего выплаты прекратились в связи с введением Соединенными Штатами дискриминационных мер в торговле с Советским Союзом (поправка Джексона — Вэника). В июне 1990 года в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению давней проблемы. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности — 2030 год и сумма — 674 миллиона долларов. После распада Советского Союза долг был переоформлен на Россию.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Ленд-лиз — система передачи Соединенными Штатами Америки взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия и других различных товаров странам — союзникам по антигитлеровской коалиции. Закон о ленд-лизе был одобрен Конгрессом США 11 марта 1941 г. Согласно этому документу президент получал полномочия передавать, обменивать, сдавать в аренду и взаймы вооружения и стратегические материалы правительству любой страны в том случае, если ее борьба против агрессин является жизненно важной для обороны Соединенных Штатов. Страны, получавшие помощь по ленд-лизу, подписывали с США двусторонние соглашения, в которых предусматривалось, что материалы, уничтоженные, утраченные или потребленные в ходе войны, не подлежат после ее окончания никакой оплате. Оставшиеся материалы, пригодные для гражданского потребления, должны быть оплачены полностью или частично на основе долгосрочных американских кредитов. Всего в период с 11 марта 1941 г. по 1 августа 1945 г. США предоставили союзным странам по системе ленд-лиза материалов и услуг на сумму 46 млрд долларов, в том числе Великобритании и другим странам Британского Содружества — на сумму 30,3 млрд долларов, Советскому Союзу- на 9,8 млрд, Франции- на 1,4 млрд, Китаю- на 631 млн, латиноамериканским странам — на 421 млн долларов.
В первые пять месяцев Великой Отечественной войны закон о ленд-лизе в отношении СССР не действовал. В этот период США отправили в Советский Союз за наличный расчет вооружений и материалов на 41 млн долларов. И только 7 ноября 1941 г. президент США Ф. Д. Рузвельт распространил действие закона о ленд-лизе на СССР.
До этого момента поставки в СССР товаров по ленд-лизу осуществлялись в соответствии с англо-советским соглашением о взаимопомощи от 12 июля 1941 г. из Великобритании. Уже в конце июля 1941 г. в рамках этих поставок английский минный заградитель «эдвенчур» доставил в Архангельск груз глубинных бомб и магнитных мин. А в августе 1941 г. из Англии в северные порты СССР вышел первый конвой с грузами по ленд-лизу.
Доставка англо-американской техники и вооружений в Советский Союз осуществлялась тремя маршрутами. Первоначально планировалось, что до 75 % всей экономической помощи западных союзников будет направляться судами через арктические моря в порты Мурманска и Архангельска. До весны 1942 г. по этому маршруту было направлено 12 морских конвоев в составе 103 судов, из которых погибло лишь одно судно. Однако затем положение резко изменилось. Немецко-фашистское командование стало привлекать для борьбы с конвоями союзников значительные силы авиации, подлодки и крупные надводные корабли. В результате в составе караванов РО-13,16 и 17 имелись большие потери.
Второй маршрут поставок по ленд-лизу пролегал из портов Персидского залива, через пустыни и горы Ирана и Ирака в советское Закавказье. Грузы отправлялись железнодорожным транспортом, по автомагистралям и по воздуху. С декабря 1941 г. по конец 1942 г., благодаря совместной работе советских, английских и американских специалистов, пропускные способности ближневосточных портов были значительно увеличены, и уже в 1943 г. южным маршрутом всеми видами транспорта было доставлено в СССР 3447 тыс. тонн грузов и военной техники, а в 1944 г. эта цифра возросла в 1,5 раза и составила 5 498 тыс. тонн.
В начале 1945 г. все поставки через Иран и Ирак были прекращены. Всего же в период Великой Отечественной войны южным маршрутом в СССР было доставлено грузов свыше 10 млн тонн.
Летом 1942 г. в ходе переговоров был одобрен третий маршрут — отправка самолетов по воздуху через Аляску и Сибирь. Протяженность трассы от американского города Фэрбенкс до Красноярска составляла 14 тыс. км. Именно по этому маршруту за годы войны было доставлено около 8 тыс. американских боевых самолетов.
За весь период Великой Отечественной войны из основных видов вооружений США и Англия поставили Советскому Союзу 18,7 тыс. самолетов, около 11 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, до 10 тыс. орудии разных калибров. Это составило в соотношении с производимой в СССР боевой техникой и вооружениями по авиации 16,7 %, по танкам и САУ — 10,5, по артиллерии — около 2 % от общего объема производства нашей страны.

Ленд-лиз — программа ленд-лизу (от англ. lend — «давать взаймы» и lease — «сдавать в аренду, внаем») была системой, по которой США, в основном на безвозмездной основе, передавали своим союзникам в Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырье, включая нефтепродукты.

Концепция этой программы давала президенту власть помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для США.Закон о ленд-лизе, принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года предусматривал:

  • поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырье, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате (статья 5);
  • переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединенными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов).

Положения ленд-лиза предусматривали, что после войны в случае заинтересованности американской стороны неразрушимое и не утрачена техника и оборудование должна быть возвращена в США.

Основными клиентами США стали Великобритания, а также СССР и страны Содружества.

В послевоенный период высказывались различные оценки роли ленд-лиза. В СССР чаще, в основном, по идеологическим соображениям умалялась значимость поставок, в то время, как за рубежом утверждалось, что победа над Германией была определена западным оружием и что без ленд-лиза Советский Союз не устоял бы.

В советской историографии обычно утверждалось, что размер помощи по ленд-лизу СССР был довольно мал — всего около 4% средств, затраченных страной на войну, а танки и авиация поставлялись в основном устаревших моделей. Сегодня отношение к помощи союзников несколько изменилось, и внимание стало обращаться также и на то, что по ряду позиций поставки имели важное значение, как в плане значимости количественных и качественных характеристик, так и в плане доступа к новым образцам вооружения и промышленного оборудования.

Обратный ленд-лиз (например, аренда авиабаз) получен США на сумму $ 7,8 млрд, из которых $ 6,8 млрд — от Великобритании и Британского Содружества.

Канада имела программу ленд-лиза аналогичную американской, поставки в рамках которой составили $ 4,7 млрд, в основном в Великобританию и СССР.

Значение ленд-лиза в победе Объединенных наций над странами Оси иллюстрирует приведенная ниже таблица, которая показывает ВВП основных стран — участников Второй мировой войны, с 1938 по 1945, в млрд $ в ценах 1990 года.

Данный график демонстрирует отношение ВВП Объединенных наций /стран Оси в течение 1938-1945 гг.

Ленд-лиз в цифрах в 1941-1945 гг.

Автор: Демидова Марина. Экономист, математик. 30 лет опыта в государственной статистике. Дата: 28 июля 2019. Время чтения 14 мин.

Поставки из Соединенных Штатов в более 40 стран по ленд-лизу оцениваются в сумме $ 50,1 млрд (или почти 58 трлн руб. в ценах 2019 года). Самыми крупными получателями американской помощи стали Великобритания (62,7%) и СССР (22,6%)

Понятие «ленд-лиз» военный энциклопедический словарь трактует как систему передачи Штатами союзникам по антигитлеровской коалиции различных товаров, от вооружения до продовольствия, во Вторую мировую 1939-1945 годов в аренду или взаимообразно. Ленд-лиз в годы Великой отечественной войны – это не одни лишь поставки товаров в страны, воюющие против фашистской Германии, это и рост прибыли американских корпораций, и спасенные жизни американских солдат, которым не пришлось воевать.

Закон США о ленд-лизе

Это произошло 11 марта 1941 года. Франклин Делано Рузвельт, Президент Соединенных Штатов, поставил свою подпись под новым законодательным актом, официальное название которого звучало: An Act to Promote the Defense of the United States». В переводе с английского это означает «О содействии обороне Соединенных Штатов». В мире этот документ известен более как закон о ленд-лизе. Акт этот позволял президенту страны «продавать, передавать право собственности или передавать каким-либо иным способом» правительству любого государства военные товары, если он сочтет защиту этой страны имеющей первостепенное значение для обороны Америки.

Рис. 1. Ф.Д. Рузвельт в момент подписание закона о ленд-лизе

Юридически ленд-лиз – соглашение между США и другим государством, в котором рассчитаны и оговорены интересы обеих сторон: экономические, военные или политические.

Закон устанавливал такие условия:

  1. Материалы, что поставлены по ленд-лизу, а позже использованные, утраченные или уничтоженные, в период военных действий, оплате не подлежат.
  2. Сохранившееся имущество, годное для общегражданских целей, после окончания войны оплачивается в полном объеме или отчасти на основе долгосрочных, кредитов, предоставленных США.
  3. Уцелевшая после войны техника и оборудование возвращаются Штатам, если будет проявлена в том их заинтересованность.

Англичане первыми запросили военную помощь от Штатов на основе оперативного лизинга. Это было в мае 1940 г. Именно для Великобритании был организован ленд-лиз, и в конце лета состоялась сделка. Но позже, в апреле 1941 г., под действие закона попал Китай, а 28 октября 1941 г. ‒ Союз ССР. Поставки осуществлялись строго в соответствии с заключенными соглашениями. Их Штаты подписали десятки.

Н.И. Рыжков в своей книге «Великая отечественная: ленд-лиз» выделяет несколько этапов этого процесса для Союза ССР.

Сначала «пре-ленд-лиз». Он длился с 22.06.1941 по 30.09.1941 и был оплачен золотом. Затем протоколы:

  • № 1 от 02.10.1941 – с 01.10.1941 по 30.06.1942;
  • № 2 от 06.10.1942 – с 01.07.1942 по 30.06.1943;
  • № 3 от 19.10.1943 – с 01.07.1943 по 30.06.1944;
  • № 4 от 17.04.1944 – с 01.07.1944 по 12.05.1945. Имело место продление поставок до окончания войны с Японией, в которую Союз вступил после того, как войны в Европе закончилась. В сентябре 1945 г. Япония капитулировала. И тогда же был положен конец и поставкам по ленд-лизу в Союз ССР.

Великобритания так и осталось главным получателем всесторонней помощи американцев (около 63%). К концу войны снабжались разнообразной продукцией, от оборонной до продовольственной:

  • Австралия;
  • Бельгия;
  • Великобритания;
  • Китай;
  • Нидерланды;
  • Новая Зеландия – всего около 40 стран.

Каким предстает ленд-лиз в цифрах? Порядка $ 50,1 млрд (в рублевом исчислении 57 869 млрд) было поставлено Штатами по этой программе помощи.

Таблица 1. Поставки из США по программе ленд-лиза, $ млрд

«Наркомвнешторг считает целесообразным организовать закупочную комиссию». История ленд-лиза в документах РГАЭ. Февраль 1942 – март 1945 г.

Сравнительно недавно исследователи получили возможность изучать рассекреченные документы Министерства внешней торговли СССР [1] , хранящиеся в Российском государственном архиве экономики (РГАЭ). Одновременно рассекречено более 1400 архивных дел, содержащих разнообразную информацию по истории ленд-лиза (lend – давать взаймы и lease – сдать в аренду).

Как известно, «Закон о ленд-лизе», или «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов», принятый Конгрессом США 11 марта 1941 г., предусматривал, что президент США может осуществлять помощь любой стране, чья оборона против фашизма признавалась жизненно важной для Соединенных Штатов. Формулируя цель принятия Акта о ленд-лизе Ф. Рузвельт писал Конгрессу США в 1941 г.: «Единственная цель в политике правительства – это обеспечить, чтобы война осталась вдали от нашей страны и нашего народа» [2] .

Закон о ленд-лизе предусматривал, что поставленные машины, военная техника, оружие, сырье, продовольствие, уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате (ст. 5); переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для использования в мирных целях, должно было быть оплачено странами-получателями помощи полностью или частично на основе предоставления США долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов).

В 1941 г. США были единственной страной мира, обладавшей достаточными производственными мощностями для оказания помощи воюющим странам, в первую очередь Великобритании, истощенной морской блокадой, и Советскому Союзу, потерявшему в начальный период войны значительную часть территории, в связи с чем его ВВП сократился на треть по сравнению с довоенным уровнем. В течение 1941 г. США активно предоставляли военную помощь Великобритании, а вскоре после Московской конференции представителей трех держав президент Ф. Рузвельт одобрил подключение к ленд-лизу СССР.

Поставки в Советский Союз вооружения и других материалов по ленд-лизу осуществлялись на основе протоколов, подписанных правительствами СССР, США и Великобритании. Всего их было четыре: первый подписан 1 октября 1941 г. и охватывал период с 1 октября по 30 июня 1942 г.; второй подписан 6 октября 1942 г. и исполнялся с 1 июля 1912 г. по 30 июня 1943 г.; третий подписан 19 октября 1943 г. и исполнялся с 1 июля 1943 г. по 30 июня 1944 г.; четвертый – подписан 17 апреля 1944 г., исполнялся с 1 июля 1944 г. и завершился формально 12 мая 1945 г., но был продлен до 20 сентября 1945 г., т.е. до окончания войны с Японией.

Первый период организации поставок проходил сложно. В донесении на имя И.В. Сталина и В.М. Молотова нарком внешней торговли СССР А.И. Микоян, информируя первых лиц государства о выполнении обязательств, принятых на Московской конференции трех держав за октябрь – ноябрь 1941 т. по поставкам в СССР предметов вооружения, оборудования, сырья и материалов, сообщал, что недопоставки самолетов на США составляют 396 шт., а из поставленных 204 – завезено в СССР 95 шт., находятся в пути 106, прибывают в декабре 8 шт. Причины недопоставок заключались в том, что 152 истребителя «Аэрокобра» были поставлены в порты без пропеллеров, без вооружения и комплекта запчастей. Кроме того, американские власти не предоставляли долгое время достаточного количества пароходов и, наконец, отозвали вообще поставленные самолеты. Такая же ситуация была с поставкой танков: из 750 шт. по плану поставлено 182 шт. Микоян отмечал, что по его мнению, поставки срывают Военное и Морское министерства США, а неоднократные просьбы представителей СССР исправить положение не приводят к улучшению [3] .

В настоящую публикацию включена докладная записка Микояна от 21 февраля 1942 г. с предложением создать в США Правительственную закупочную комиссию (ПЗК), которая взяла бы на себя роль организатора и контролера поставок в СССР из Америки в рамках ленд-лиза, и тем самым способствовала изменению создавшегося положения (док. № 1). На должность председателя ПЗК СССР в США Микоян выдвигал генерал-майора авиации А.И. Беляева. Комиссии поручалось производить в США закупки, заказы и другие операции коммерческого, финансового и транспортного характера как с правительственными органами и организациями США, так и с частными фирмами и лицами. Работа комиссии должна была проводиться под руководством наркома внешней торговли СССР. Данный проект был одобрен Сталиным [4] . В течение всего последующего периода войны правительственная закупочная комиссия СССР в США активно работала, обеспечивая поставки в Советский Союз сырья, вооружения и продовольствия.

Наиболее представительную группу среди вновь введенных в научный оборот материалов НКВТ СССР составляют документы, отражающих разнообразную деятельность ПЗК СССР в США по продвижению интересов СССР в Администрации ленд-лиза, в Военном комитете США, в различных комиссиях и комитетах, связанных с деятельностью по организации поставок в СССР по протоколам ленд-лиза. Среди документов этой группы: протоколы заседаний комиссии, бухгалтерские отчеты о ее деятельности, книги учета отгрузки товаров из США по пароходам, прибывшим в Северные порты СССР, в порты Дальнего Востока и Персидского залива, отчеты отделов ПЗК СССР в США по поставкам грузов по месяцам, за период деятельности I – IV протоколов, отчеты о прибывших грузах с караванами, обзоры о взаимоотношениях СССР и США после 1917 г., о состоянии флота США за 1940 – 1945 гг., о состоянии авиационной промышленности США за 1941 – 1943 гг., другие материалы.

Так, в публикуемом отчете заместителя председателя Правительственной закупочной комиссии СССР и США К.И. Лукашева и начальника учетно-экономического отдела комиссии В.Ф. Теплякова за 1943 г. (док. № 2) отмечалось, что заметно резкое улучшение в удовлетворении заявок СССР со стороны официальных организаций и лиц американских правительственных органов, что обусловлено успехами Красной армии под Сталинградом. По мнению авторов отчета, знаменитый американский принцип «Америка прежде всего» стал все реже проявлять свое действие. Изменились также организационные условия определения приоритета поставок грузов в Администрации ленд-лиза и Военно-промышленном комитете США. В отчете приводятся статистические данные о распределении поставок между странами ленд-лиза, опираясь на сведения, представленные в 14-м докладе Администрации внешней экономики Конгрессу США. Экспорт США в 1943 г. в абсолютных цифрах: СССР – 2,8 млрд. долларов; Великобритания – 4,01 млрд. долларов; Африка и Средний Восток – 1,6 млрд. долларов [5] . Дальнейшее развитие поставок вооружения и материалов из США в СССР в рамках Закона о ленд-лизе свидетельствовало о достижении стабильности, что объяснялось различными факторами: победами советских вооруженных сил над агрессором, увеличением производственных мощностей промышленности США, накоплением опыта организации поставок грузов из США в СССР и др.

Общая сумма экспорта из США в СССР с 1 октября 1941 г. по 30 июня 1944 г. составила 5,9 млрд. долларов. Впервые поставки из США в СССР по Третьему протоколу превысили плановые объемы на 30%.

С приближением конца военных действий деятельность Администрации ленд-лиза США стала стремительно меняться: в результате обсуждения в Конгрессе вопроса о продлении закона о ленд-лизе на новый срок до 30 июня 1946 г. в текст закона было внесено дополнение, запрещающее использование полномочий, предоставленных президентом США, в целях послевоенной помощи и послевоенного восстановления странам – участникам ленд-лиза, за исключением выполнения тех контрактов с иностранными правительствами, которые заключены на основе закона, а их выполнение не является угрозой для обороны США. После внесения этой поправки поставки по ленд-лизу стали ограничиваться. В результате ленд-лизовская помощь США СССР за 9 месяцев 1945 г. составила 1,7 млрд. долларов, тогда как в этот же период 1944 г. она составляла 2,6 млрд. долларов [6] .

Отчет ПЗК СССР в США о работе по выполнению IV протокола (док. № 3) подтверждает наметившиеся тенденции к сокращению поставок грузов. В документе отмечалось, что уже в апреле 1945 г. в Администрации ленд-лиза задерживалось рассмотрение заявок СССР на поставку грузов, а в начале мая был прямо поставлен вопрос об изъятии военных грузов, запланированных к отгрузке по июньскому плану.

12 мая 1945 г. правительство США без предварительного предупреждения правительства СССР приняло решение о прекращении всех отгрузок по ленд-лизу) с Восточного и Западного берегов в счет IV протокола. Всем судам, находящимся на пути в СССР с Восточного побережья, был дан приказ вернуться на американские базы. Администрация ПЗК СССР в США провела переговоры с членами правительства США и руководителями комиссий и комитетов, что позволило отменить санкции и продолжить отправку в СССР грузов по IV протоколу [7] .

Документы, вошедшие в публикацию, позволяют составить представление о комплексе рассекреченных документов фонда Наркомата внешней торговли СССР по истории ленд-лиза. Введение в научный оборот новых материалов по одной из актуальных тем истории Второй мировой войны имеет важное значение в условиях продолжающихся споров об эффективности поставок по ленд-лизу в Советский Союз.

Публикатор не ставит перед собой цель подвести экономические результаты ленд-лизовскнх поставок. Однако очевидно, что роль помощи США в рамках ленд-лиза позволила ускорить победу над фашизмом. Огромное значение имела она и для США, так как укрепляя военную мощь СССР и других стран, Соединенные Штаты, в свою очередь, сумели создать в годы войны одну из мощнейших экономик мира.

Документы публикуются в соответствии с «Правилами издания исторических документов» (М., 1980), как полностью, так и в извлечениях (в связи с их больших объемом), которые отмечены отточиями; содержание опущенных частей оговорено в подстрочных примечаниях. Воспроизводится окончательный вариант текстов. Сокращенные и недописанные слова раскрыты в квадратных скобках, аббревиатурные и другие сокращения – под строкой. Общепринятые сокращения (г., годы) в тексте не унифицировались. Итоговые данные таблиц не пересчитывались и не исправлялись.

Археографическое оформление текстов документов провела кандидат исторических наук Т.В. Сорокина. Автор выражает благодарность ей, а также И.В. Сазонкнной и сотрудникам ее отдела за помощь при подготовке публикации.

Примечания

[1] Постановлением ЦИК СССР от 6 июня 1923 г. Наркомвнешторг РСФСР, созданный до образования Советского Союза, был преобразован в Наркомвнешторг СССР. Республиканские наркоматы внешней торговли упразднялись, был установлен институт уполномоченных Наркомвнешторга СССР при правительствах союзных республик. Положение о Наркомвнешторге СССР утверждено 3-й сессией ЦИК СССР от 12 ноября 1923 г., согласно которому на него возлагалось руководство всей внешнеторговой деятельностью на основе монополии внешней торговли, а также проведение всех мероприятий, направленных к развитию торговых сношений с иностранными государствами. Органами Наркомвнешторга СССР за границей были торговые представительства и агентства. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 18 ноября 1925 г. Наркомвнешторг СССР и Наркомвнутрторг СССР были объединены в Наркомат внешней и внутренней торговли СССР (Наркомторг СССР). Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 ноября 1930 г. было произведено разукрупнение Наркомторга СССР на Наркомат внешней торговли СССР и Наркомат снабжения СССР. Регулирование внешнеторговых операций шло через систему всесоюзных экспортно-импортных объединений. Во время Великой Отечественной войны деятельность наркомата был свернута. Торговые связи поддерживались в основном со странами антигитлеровской коалиции и некоторыми восточными странами. На основании закона СССР от 15 марта 1946 г. Наркомвнешторг СССР был преобразован в Министерство внешней торговли СССР.

[2] РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12. Д. 5965. Л. 13.

[3] РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12. Д. 5785. Л. 19, 26 – 28, 34.

[4] РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12. Д. 5785. Л. 47.

[5] РГАЭ. Ф. 413. Оп.12. Д. 6799. Л. 3, 11.

[6] РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12. Д. 9870. Л. 5, 6.

[7] РГАЭ. Ф. 413. Оп. 12. Д. 9867. Л. 7, 8.

Фактическая сторона помощи по лендлизу

Войти

Американский «Ленд-Лиз» для СССР во Второй мировой войне

Ленд-лиз — (от англ. lend — «давать взаймы» и lease — «сдавать в аренду, внаём») — государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки, в основном на безвозмездной основе, передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.

Американский и советские пилоты рядом с истребителем P-39 «Аэрокобра», поставлявшимся в СССР по ленд-лизу

Материалы на общую сумму в $50,1 млрд (около $610 млрд в ценах 2008 года) были отправлены получателям, в том числе:

Значение ленд-лиза в победе Объединённых наций над странами Оси иллюстрирует таблица ниже, которая показывает ВВП основных стран — участников Второй мировой войны, с 1938 по 1945, в млрд $ в ценах 1990 года:

Что касается официальной советской пропаганды, то она предпочитала всячески преуменьшать значение американкой помощи, а то и вовсе ее замалчивать. В марте 1943 года американский посол в Москве, не скрывая обиды, позволил себе недипломатичное заявление: «Российские власти, по-видимому, хотят скрыть, что получают помощь извне. Очевидно, они хотят уверить свой народ в том, что Красная Армия сражается в этой войне одна«. И во время Ялтинской конференции 1945 года Сталин вынужден был признать, что ленд-лиз — замечательный и самый плодотворный вклад Рузвельта в создание антигитлеровской коалиции.

Советские пилоты были только что не влюблены в американскую «кобру», не раз выносившую их из смертельных схваток. Легендарный ас А. Покрышкин, летая на «Аэрокобрах» с весны 1943 г, уничтожил в воздушных боях 48 самолетов противника, доведя общий счет до 59 побед.

Основные маршруты и объём транспортированных грузов показаны в таблице ниже:

Этот список показывает поставки в СССР до 30 сентября 1945 года:

«Теперь легко говорить, что ленд-лиз ничего не значил. Он перестал иметь большое значение много позднее. Но осенью 1941 года мы все потеряли, и, если бы не ленд-лиз, не оружие, продовольствие, теплые вещи для армии и другое снабжение, еще вопрос, как обернулось бы дело.»

Знаменитые русские реактивные миномёты «Катюша» на шасси американского грузовика «Студебеккер»

СССР получил от США и других союзников значительное число автомобилей: в автомобильном парке Красной Армии импортных автомашин в 1943 г. было 5,4 %, в 1944 г. в СА — 19 %, на 1 мая 1945 г. — 32,8 % (58,1 % составляли машины отечественного производства и 9,1 % — трофейные автомашины). За годы войны автопарк Красной Армии пополнился большим количеством новых автомобилей, в значительной мере за счет импорта. В армию поступило 444 700 новых машин, из них 63,4 % импортных и 36,6 % — отечественных. Основное пополнение армии автомобилями отечественного производства осуществлялось за счёт старых автомобилей, изьятых из народного хозяйства. 62 % всех полученных автомобилей составляли тягачи, из них 60 % Студебекер, как лучший из всех получаемых марок тягачей, в значительной части заменивший конную тягу и тракторы для буксировки 75-мм и 122-мм артсистем. Хорошие эксплуатационные качества показал также автомобиль Додж 3/4 т., буксирующий орудия противотанковой артиллерии (до 88 мм). Большую роль сыграл легковой автомобиль Виллис с 2 ведущими осями, обладающий хорошей проходимостью и явившийся надежным средством разведки, связи и управления войсками. Кроме того, Виллис применялся в качестве тягача для противотанковой артиллерии (до 45 мм). Из автомобилей специального назначения следует отметить амфибии Форд (на базе машины Виллис), придававшиеся в составе специальных батальонов танковым армиям для проведения разведывательных операций при форсировании водных преград, и Джиемси (на базе грузовика той же марки), используемые, главным образом, инженерными частями при устройстве переправ. США и Британская империя поставили 18,36 % авиабензина, использованного за годы войны советской авиацией; правда, в основном этим бензином заправлялись американские и английские самолеты, поставленные по ленд-лизу, в то время как отечественные самолёты могли заправляться отечественным бензином с меньшим октановым числом.

Сравнительные данные по роли ленд-лиза в обеспечении советской экономики некоторыми видами материалов и продовольствия во время войны даны ниже:

В целом можно сделать вывод, что без западных поставок Советский Союз не только не смог бы выиграть Великую Отечественную войну, но даже не смог бы противостоять германскому вторжению, не будучи в состоянии произвести достаточное количество вооружений и боевой техники и обеспечить ее горючим и боеприпасами. Эта зависимость хорошо осознавалась советским руководством в начале войны. Например,специальный посланник президента Ф.Д. Рузвельта Г. Гопкинс сообщал в послании от 31 июля 1941 г., что Сталин полагал невозможным без американской помощи Великобритании и СССР устоять против материальной мощи Германии, располагавшей ресурсами оккупированной Европы. Рузвельт же еще в октябре 1940 г., объявляя о своем решении разрешить военному ведомству предоставлять излишнее для нужд американских вооруженных сил вооружение и снаряжение, а также стратегические материалы и промышленное оборудование тем странам, которые могут защищать американские национальные интересы, допускал включение в число этих стран и России.

Группа российских и американских лётчиков, перегонявших самолёты по трассе «Алсиб», на аэродроме в Фэрбенксе

Bell P-39 Airacobra перед отправкой из Эдмонтона в СССР


P-63 перед отправкой в СССР

Подготовка британских истребителей «Спитфайр», поставленных по лен-лизу, для передачи советской стороне

Цех по сборке самолетов Bell P-39 «Аэрокобра» в США для СССР

27 августа 2006 г. в Фербенксе, штат Аляска, состоялось торжественное открытие памятника авиаторам Ленд-Лиза

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector