0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формы и способы обучения

Методы, формы и средства обучения и воспитания: виды и классификации

Методы и формы обучения в школе в последнее время активно развиваются. Стремительно появляются новые, модифицируются старые, уже известные в педагогике, ориентируясь на новые требования ФГОС. Рассмотрим подробнее, какие методы и формы организации обучения наиболее востребованы? Чем новые формы и методы в педагогике отличаются от уже привычных? На что стоит обратить внимание учителю, выбирая ту или иную форму или метод организации урока?

Форма обучения — что это?

Под формой обучения принято понимать механизм, способ организации учебного процесса. По сути, это не только форма урока, но и процесс организации всей педагогической деятельности — по отношению к упорядочиванию отдельных субъектов, целей обучения, функций и отдельных циклов.

Классификация форм обучения

В методике образования существует несколько классификаций форм обучения, которые учитывают разные аспекты.

1. По способу получения образования: очное, заочное, самообразование.

Подавляющее большинство школ в России — очные. Но сейчас все чаще старшеклассники выбирают после 9 класса вечерние, или, как их называют — открытые школы, которые позволяют получить законченное среднее образование, совмещая обучение с работой. Система открытого образования весьма популярна за рубежом. И в России у этой системы большие перспективы.

Еще одна форма обучения, которую можно отнести к этой классификации — экстернат. Обучение экстерном у нас никогда не поощрялось, хотя и не запрещено, в Законе «Об образовании» предусмотрена такая форма обучения. Просто на практике эта форма образования не отработана и рассматривается для каждого случая отдельно.

2. По количеству образовательных учреждений:

  • Простая форма — наиболее привычная, действующая по схеме: одна школа — одна программа.
  • Смешанная форма предполагает участие нескольких учреждений в образовании одного ребенка. Сюда можно отнести межшкольные учебно-производственные комплексы, на которых ученики старших классов проходят практику. Сейчас на смену привычным УПК приходят ресурсные центры, университетские комплексы, научно-исследовательские центры, где учащиеся проходят практику на дорогостоящем оборудовании.
  • Второй вариант смешанного обучения — профильное образование для старшеклассников. То есть, 10 и 11 классы формируются по принципу углубленного изучения одного или нескольких предметов.

3. По степени участия педагога в обучении:

  • Самообразование — одна из сложных форм обучения. Цель всего современного образования — научить ребенка учиться самостоятельно.
  • Самостоятельное обучение — это получение знаний в ходе самостоятельной работы, но по заданию учителя. То есть направление обучения задает педагог. К видам самостоятельной работы относят работу с учебником, выполнение письменных работ, написание рефератов, сочинений, изложений и пр.
  • Обучение с помощью педагога. Этот вид в свою очередь делится на:
    • Индивидуальные формы работы: обучение на дому, Дальтон-план, Батавия-план, план Келлера, бригадно-проектная форма.
    • Коллективные: классно-урочная система, лекционно-семинарская система.

4. По количеству педагогов:

  • Обычный вариант — 1 педагог-1 класс.
  • Бинарный — для освещения темы приглашается еще один педагог. Это всем известные бинарные (интегрированные) уроки.

5. По способу организации отдельного урока. Здесь учитываются выбранные учителем формы урока: игровые, выездные, конкурсы, семинары, диспуты, тренинги, мастер-классы и пр.

Если формы обучения и воспитания по 1-ой и 2-ой классификации диктуются вышестоящими органами, то в 3-5 классификации учитель волен сам выбирать наиболее оптимальную и эффективную форму для организации обучения по своему предмету.

Что такое метод обучения. Классификация методов

Метод обучения — это способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения, навыка.

Традиционно в методике образования методы обучения и воспитания детей принято классифицировать следующим образом:

I. Методы организации урока и процесса обучения

  1. По источнику материала: словесные, наглядные, практические, мультимедийные.
  2. По характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.
  3. По логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные.
  4. По степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные и интерактивные.

II. Методы контроля: самопроверки, устные и письменные работы, взаимопроверки.

III. Методы организации рефлексии.

В методике образования существуют и такие методы, которые объединяют несколько принципов и являются индивидуальными методами обучения и воспитания, предназначенными для достижения определенных целей или разработанных для отдельных школьных дисциплин. Например, метод Шехтера предлагает новый подход в обучении иностранному языку, метод Колба предназначен для поэтапного накопления ЗУН, метод ван Хиле разработан для обучения геометрии, метод Блума широко используется в технологии развития критического мышления.

Выбор того или иного метода, формы и средств обучения зависит от целей, которые ставит себе педагог, от возрастных особенностей детей и от степени подготовленности класса.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Методы и формы обучения

Методы обучения реализуются в единстве целенаправленной познавательной деятельности преподавателя и учащихся, их активном движении к моменту педагогической истины, уяснению учащимися знаний. Они неразрывно связаны с формами и способами мышления, которые в процессе организации обучающего взаимодействия учителей и учащихся обеспечивают возможность проникнуть в истину, в сущность явлений и процессов объективной действительности.

Методы обучения выполняют определенные функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную. Посредством метода достигается цель обучения – в этом его обучающая функция, обусловливаются те или иные темпы и уровни развития учащихся (развивающая функция), а также результаты воспитания (воспитывающая функция). Методы обучения служат для учителя средством побуждения учащихся к учению, являются главным, а иногда и единственным стимулятором познавательной активности – в этом заключается их побуждающая функция. Наконец, посредством всех методов, а не только контролирующих, учитель диагностирует ход и результаты учебного процесса, вносит в него необходимые изменения (контрольно-коррекционная функция). Функциональная пригодность различных методов не остается постоянной на всем протяжении учебного процесса, она изменяется от младших к средним и далее к старшим классам. Интенсивность применения одних методов возрастает, других – снижается.

Устное изложение учебного материала – метод обучения, предполагающий монологическое одностороннее воздействие на учащихся. Существуют следующие виды устного изложения: рассказ, объяснение, инструктирование, лекция.

Рассказ – вид устного изложения учебного материала педагогом или учащимися, при использовании которого акцентируется внимание на конкретных фактах, их взаимосвязи и взаимообусловленности, что мобилизует слуховое восприятие, представления и воображение школьника. Ведущая его функция – обучающая, сопутствующие функции – развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная.

Объяснение учителя или учащихся – вид устного изложения мате­риала, обеспечивающий выявление сущности изучаемого события или явления, его места в системе связей и взаимозависимостей с другими событиями, явлениями. Его функция заключается в раскрытии с помощью логических приемов, убедительной аргументации и доказательств научной сути законов, правил, истины.

Инструктирование – вид устного изложения материала, предполагающий постановку и четкое достижение задач в ходе обучения, используемый для организации деятельности учащихся в процессе занятия. Оно используется тогда, когда преподавателю необходимо направить учебную деятельность школьников в определенное русло.

Лекция – вид устного изложения учебного материала и обучающего взаимодействия педагога с учащимися. Она предполагает использование в разнообразных пропорциях и изложения фактов, и краткого вспомогательного диалога, обеспечивающего диагностику получаемой преподавателем обратной информации о качестве восприятия и усвоения материала слушателями.

Предметом школьной лекции является преимущественное описание сложных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей. Из этого следует, что лекция приемлема только в старших классах, когда учащиеся достигают требуемого для восприятия и осмысления лекционного материала уровня подготовки.

Обсуждение изучаемого материала – метод обучения, предполагающий активное взаимодействие и влияние преподавателя и учащегося друг на друга. Существуют следующие его виды: беседа, классно-групповое занятие, семинар.

Беседа – важный вид обсуждения учебного материала. Она предполагает наличие у детей определенного запаса эм­пирических знаний, необходимых и достаточных для компетентного участия в обсуждении вопроса, для обобщений, выводов, движения к истине. Участие школьников в обучающей беседе может быть пассивным, ограничиваться лишь изложением фактов в целях обобщения их учителем, а может быть, когда позволяет уровень готовности детей, и активным, вовлекающим их в творческий процесс. Беседа как метод обучающего взаимодействия учителя с детьми не имеет возрастных ограничений. Дело лишь в различии содержания и глубине обсуждения проблем.

Классно-групповое занятие – вид обсуждения изучаемого материала, осуществляемый в составе группы, когда все учащиеся принимают в нем непосредственное участие. Примером может служить дискуссия. Дискуссия – очень эффективное средство вовлечения всех учащихся в активную работу и интенсификации мыслительной деятельности.

Наиболее сложным видом обсуждения учебного материала является семинар. В период подготовки семинарского занятия преподаватели проводят консультации. Цель их состоит в том, чтобы лучше организовать самостоятельную работу учеников, поэтому особое внимание обращается на определение литературы, необходимой для изучения, выделение основных проблем, в которых надо глубоко разобраться, выявление степени подготовленности учащихся и их возможностей.

Перед проведением семинара преподаватель продумывает вступительную, основную и заключительную части занятия, а также дополнительные вопросы, средства наглядности, практические задания ученикам. Наиболее сложная задача преподавателя – организовать на семинаре творческое обсуждение проблемы.

Демонстрация (показ) – метод обучения, строящийся на основе показа обучающимся в целостности и деталях реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов с целью их аналитического рассмотрения и обсуждения связанных с ними различных проблем.

Обычно различают: личную демонстрацию обучающим определенных действий и поведения; показ чего-то с помощью специально подготовленных учеников; демонстрацию наглядных изобразительных средств; демонстрацию диапозитивов, кинофильмов, телепередач, воспроизведение звукозаписи.

К методу демонстрации близко примыкает метод иллюстрации, который предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т. п. Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая совместное действие.

Упражнение – метод обучения, предполагающий многократное сознательное повторение умственных и практических действий с целью формирования, закрепления и совершенствования необходимых навыков и умений. Систематическое упражнение – проверенный и надежный метод успешного и продуктивного труда. Его достоинство в том, что он обеспечивает эффективное формирование умений и навыков, а недоста­ток – в слабом выполнении побуждающей функции.

Упражнения являются обязательной частью любого изучаемого детьми предмета, будь то чтение, арифметика, язык, труд, требующие умения читать, считать, писать, говорить, решать задачи, совершать тру­довые операции.

Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учителя. Это позволяет учащимся осуществлять систематическое пооперационное воспроизведение действий, необходимых для образования навыков мыслительных операций, с постепенным их усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элементов индивидуально-личностного творчества. Учитель показывает образцы творческого подхода к делу, после чего ребенок включается в целостное выплнении упражнения. В заключительной стадии работы учитель и учащиеся обсуждают и анализируют успехи, корректируют свою деятельность.

Упражнения разнообразны. В зависимости от преподаваемого предмета могут проводиться физические, специальные, комплексные упражнения. В зависимости от характера и степени влияния на формирование навыка (умения) упражнения делятся на подготовительные или вводные (при первоначальной отработке навыка или его элементов), основные (отработка действия в целом), тренировки (устанавливающие уровень подготовки школьника и поддерживающие, совершенствующие этот уровень). Упражнения также могут быть коллективными и индивидуальными.

Самостоятельная работа – важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полученных зна­ний, навыков, умений и при подготовке к занятиям. Различают следующие виды самостоятельной работы: работа с печатными источниками; самостоятельный поиск; самостоятельный просмотр или прослушивание теле-и радиопередач.

Методика работы над учебником сложна, но вполне посильна каждому обучающемуся. Она включает в себя: во-первых, ознакомительное чтение учебника или его раздела в сравнительно быстром темпе с целью получить общее представление о их содержании; выделение материала, непосредственно относящегося к интересующему вопросу и требующего особо внимательного изучения; во-вторых, повторное, сравнительно медленное чтение с расчленением текста на смысловые части, выделением основных положений, аргументации автора, изучением схем, таблиц, чертежей. На этом этапе работы осуществляется анализ основных понятий, положений, идей работы, их обобщение и выводы, позволяющие дать правильный отчет, чему научил учебник или его раздел; в-третьих, конспектирование изучаемого текста с тем, чтобы зафиксировать основные положения, более глубоко и прочно их уяснить и закрепить в памяти. Текст книги можно считать изученным, если обучаемый может воспроизвести основные ее положения и найти им практическое применение.

Формы обучения – целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Учебно-плановые формы обучения (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен) имеют обучающее и воспитательное значение, способствуют формированию мировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкретных учебных дисциплин, выработку определенных навыков и умений. Система внеплановых форм обучения (бригадно-лабораторные занятия, консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и вспомогательным программам) позволяют совершенствовать знания школьников, расширять их кругозор. Вспомогательные формы обучения (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство) обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, способствуют как преодолению отставания отдельных учащихся и их групп от требований единого уровня общего образования, так и ускоренному продвижению успешно осваивающих учебную программу школьников.

Формы, методы и средства организации обучения

Дарья Богатырева
Формы, методы и средства организации обучения

Формы организации обучения в ДОУ:

Форма организации обучения — это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.

В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком — трудности в индивидуализации обучения.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций«.

Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.

При проведении непосредственно образовательной деятельности выделяется три основные части:

-Первая часть — введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.

-Вторая часть — самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.

-Третья часть — анализ выполнения задания и его оценка.

Методы организации обучения в ДОУ:

Метод обучения — способ упорядоченный взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО;

Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа;

Практические и игровые – упражнение, игровые методы элементарные опыты, моделирование.

Средства организации обучения в ДОУ:

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Имеющиеся в ДОУ средства обучения:

-печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т. д.);

-электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.);

-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);

Средства обучения и воспитания:

Физическое развитие (Обручи пластмассовые; Палка деревянная гимнастическая; Палки пластмассовые гимнастические; Мячи разного диаметра; Набор кеглей; Дуги для подлезания; Коврики массажные; Корригирующая дорожка; Скамейки для ходьбы; Щиты для бросания; Кольцеброс; Мешочки для равновесия; Скакалки детские; Шнуры; Канат для перетягивания; Флажки разноцветные; Ленты; Лесенка-стремянка; Маты.)

Познавательное развитие (Наборы тематических предметных карточек; Серия демонстрационных сюжетных тематических картин; Домино с цветными изображениями; Шнуровки различного уровня сложности; Игрушки-персонажи; Набор плоскостных геометрических фигур; Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм; Дидактические игры; Муляжи фруктов и овощей; Вкладыши; Пирамидки различной величины.)

Речевое развитие (Стимульный материал; Наборы предметных карточек по темам; Набор сюжетных карточек по темам; Предметные игрушки-персонажи; Комплекты детских книг по темам; Иллюстрации к детской художественной литературе.)

Художественно-эстетическое развитие (Магнитная доска; Мольберт; Изделия народных промыслов; Тематические комплекты карточек для лепки, аппликации, рисования; Бумага для рисования; Стаканчики; Трафареты; Кисочки; Карандаши простые, цветные; Мелки восковые; Бумага цветная; Картон цветной, белый; Пластилин; Доска для работы с пластилином; Комплекты CD-дисков с музыкальными произведениями; Набор шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, барабан, погремушки); Металлофон; Комплекты костюмов театрализованной деятельности; Шапочки для театрализованной деятельности; Ширма для кукольного театра настольная, напольная; Игрушки-персонажи; Флажки разноцветные; Куклы; Мишура; Напольный конструктор деревянный ; Наборы настольного конструктора.)

Технические средства обучения

Экранно-звуковая аппаратура: (Пианино; Синтезатор; Музыкальный центр; Телевизор.)

Вспомогательные технические средства: (Цифровой видеопроектор; Экран.)

Носители информации: (Тематические презентации; Цифровые музыкальные аудиозаписи; Фонотека, видеотека.)

Методы и средства по формированию ОБЖ детей дошкольного возраста, применяемые педагогами ДОУ Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад № 83 общеразвивающего вида. Из опыта работы..

Физическое воспитание: сущность, задачи, формы и средства физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Физическое воспитание — педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического.

Методы, формы работы в ДОУ по познавательному и речевому развитию дошкольников в организации предметно-развивающей среды Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной.

Методы и формы организации двигательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС до Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных.

Методы и приемы индивидуализированного обучения Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности.

Преемственные формы и методы организации образовательной деятельности в ДОУ и школе 1 слайд. «Преемственные формы и методы организации образовательной деятельности в ДОУ и школе» 2 слайд. Свою речь я хотела бы начать со.

Современные формы и методы работы с детьми — здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Современные методы и приемы обучения в ДОУ Современные методы и приемы обучения в ДОУ. Дошкольный курс основ безопасности жизнедеятельности в период фундаментальных перемен, характеризующихся.

Методы, формы, средства в образовательном процессе ДОУ с реализацией ФГОС В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации.

Тест для студентов педколледжа «Методы обучения» Тест «Методы и приёмы обучения» Ф. И., группа №___ 1. Наглядные методы обучения условно.

Виды, формы и способы обучения

Педагогическая форма – это устойчивая завершающая организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

Форма – это организованное взаимодействие педагога и обучающегося. Наиболее распространенной является классификация форм в зависимости от того, как организованы обучающихся: массовые формы, кружково-групповые и индивидуальные.

Основные требования к формам организации обучения (по В. Онищуку):

воспитательные — единство нравственных и других видов воспитания общей культуры обучаемых; формирование инициативы, ответственности, трудолюбия; выработка привычек к систематическому труду и сознательной дисциплине;

дидактические — реализация принципов обучения; четкое определение целей и задач обучения; умелая организация учебной работы (подбор содержания, методов, приемов); определение структуры занятий (глубина, сознательность, прочность, объем, умение работать самостоятельно, по образцу или творчески);

психологические — учет психологических особенностей обучаемых, их реальных возможностей; стимулирование положительных отношений, обучаемых к учебно-познавательной деятельности, формирование положительной мотивации учения. Важен и настрой педагога, который требует собранности, внимания, самоконтроля, контакта с группой;

гигиенические— не допускать переутомления обучаемых; предупреждать однообразие в учебной работе, монотонное объяснение, преобладание репродуктивных методов.

К уроку как форме организации обучения предъявляются дидактические, воспитательные и организационные требования. Дидактическая структура учебного занятия формируется в соответствии с основными этапами учебного занятия, но может меняться в зависимости от его типа.

Дидактические требования предполагают: — определение образовательных задач учебного занятия и его составных элементов, места конкретного урока в системе других занятий;

определение оптимального сочетания содержания урока с требованиями учебной программы по предмету, целями ученого занятия и учетом уровня развития обучаемых;

выбор рациональных методов, приемов, средств обучения, обеспечивающих познавательную активность.

Воспитательные требованияк учебному занятию предполагают постановку воспитательной задачи занятия; формирование научного мировоззрения, высоких моральных и эстетических вкусов, обеспечение связи обучения с практикой, с жизнью; формирование и развитие у обучаемых познавательных интересов, положительных мотивов учения, навыков самостоятельной работы, творческой инициативы и т. п.

Организационные требования к учебному занятию предполагают наличие продуманного плана занятия, организационную четкость его проведения, рациональное использование средств обучения, в том числе технические. Качественное своеобразие учебных занятий определяется их целями, содержанием, методикой проведения, особенностями учебного заведения, мастерством преподавателя, уровнем интеллектуального развития обучающихся. Чтобы определить общие стороны учебного занятия, необходима их классификация. В дидактике существуют разные подходы к классификации учебных занятий (уроков):

по способу проведения — урок-лекция, киноурок, урок-беседа, урок практических занятий и т. д.;

по характеру познавательной деятельности — урок первичного закрепления, урок образования понятий и т. д.;

по степени самостоятельности — урок самостоятельной работы, урок работы педагога с группой и т. д.

Из педагогов прошлого наиболее стройную и сохранившую до нашего времени свое научное значение классификацию уроков дал К.Д.Ушинский. Он выделял следующие типы уроков:уроки устных упражнений, уроки письменных упражнений, уроки проверки и оценки знаний, которые проводятся после определенного периода обучения и в конце учебного года.

В настоящее время чаще всего применяется классификация учебных занятий (уроков) по дидактическим целям и месту уроков в их общей системе, предложенная с некоторыми видоизменениями Б. Есиповым, Н. Болдыревым, Г.Щукиной, В. Онищуком и др. В соответствии с данной классификацией выделяются такие типы уроков: уроки овладения обучающимися новыми знаниями; уроки формирования умений и навыков; уроки повторения и закрепления (комплексного применения знаний, умений и навыков); контрольно-проверочные уроки, комбинированные уроки, на которых решается сразу несколько дидактических задач; уроки обобщения и систематизации знаний, умений, навыков. Эффективность использования разных форм обучения определяется во многих случаях способами организации учебной деятельности обучаемых. Выделяют три способа (формы): индивидуальная, групповая, коллективная (фронтальная) работа обучаемых на уроке.

Индивидуальная работа на занятии предусматривает выполнение заданий самостоятельно каждым обучающимся на уровне его учебных возможностей. Эта форма работы используется и в условиях программированного и компьютерного обучения (для проверки знаний, умений и навыков).

Групповая работа — это способ организации учебных занятий, при котором ставятся определенные задания группе из 5-7 чел. (задания дифференцированные, индивидуализированные; при этом оценивается каждый обучающийся).

Коллективная работапредполагает выполнение всеми обучаемыми одного и того же задания (например, беседа, диктант, проект). Латинское слово «форма» означает – наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также с порядком его осуществления. Т.е. здесь главным является характер взаимодействия между преподавателем и обучающимися, а также между обучающимися.

Формы организации обучения:

Индивидуальная, групповая (коллективная), индивидуально-групповая.

Очная (контактная), заочная (дистанционная), вечерняя, очно-заочная.

Классно-урочная, лекционная, факультативная, производственно-практическая, семинарская, экскурсия, конференция.

Практическое занятие в аудитории (мастерской), самостоятельная работа обучающихся (контрольная, самостоятельная), проектирование (курсовое, дипломное) и др.

Рассмотрим некоторые формы организации обучения.

Лекция. Основная дидактическая цель лекции — сформировать ориентировочную основу для последующего усвоения обучаемыми учебного материала. В лекции реализуются две функции — методологическая и организационная. Первая вводит студентов в науку в целом, придает учебному курсу концептуальность; вторая связывает все другие формы учебных занятий, которые логически следуют за ней, опираются на нее содержательно и тематически Лекция состоит из трех основных этапов:

I — вводная часть. Формулировка цели и задач лекции. Краткая характеристика проблемы. Показ состояния вопроса. Список литературы, освещающей проблему;

II — изложение. Доказательства, факты, анализ понятий, освещение событий, демонстрация опытов, слайдов. Характеристика разных точек зрения. Связь с практикой. Область применения полученных знаний;

III — заключение. Формулировка основного вывода. Установка для самостоятельной работы. Методические советы, ответы на вопросы.

Лекция будет полноценной, если выполнены такие условия: правильно спланировано содержание лекции; найдены точные средства, позволяющие без потерь донести содержание материала к слушателям; обеспечен четкий контакт с аудиторией.

Семинарское занятие дает обучающемуся возможность развивать продуктивное мышление, овладевать умениями точно и доказательно выражать свои мысли на языке конкретной науки, вести дискуссию, диалог, оппонировать. Для семинара характерны непосредственный контакт обучаемых с преподавателями, атмосфера взаимопонимания и сотрудничества. Особенности семинара состоят в том, что он проводится по заранее подготовленному плану обсуждения выдвинутых вопросов. Критерии оценки качества семинарского занятия: целеустремленность — постановка проблемы, связь с практикой; планирование; организация работы — умение вызвать и поддержать дискуссию; стиль проведения занятия — оживленный, предполагающий обсуждение острых вопросов; взаимоотношения преподавателя и обучаемых, обучаемых с обучаемыми; управление группой — контакт с участниками семинара; заключение — квалифицированный, содержательный вывод.

Практикум — своеобразная форма связи теории с практикой, которая служит для закрепления знаний путем вовлечения обучаемых в решение разного вида учебно-познавательных задач, вырабатывает навыки использования вычислительной техники, умение пользоваться литературой. Обычно эта форма работы применяется после изучения больших разделов учебного курса. Средством управления учебной деятельностью обучаемых при проведении практикума служит инструкция, которая по строго определенным правилам последовательно определяет действия обучаемых. В нее входят задание, предполагающее повторение значительной части учебного материала, объяснение основных теоретических вопросов, описание, графическое изображение лабораторного оборудования, конкретные предписания, определяющие характер деятельности обучаемых, порядок работы, контрольные работы по теме. В пределах отводимого на практикум времени преподаватель составляет план работы, дополнительные инструкции и указания к имеющимся в учебных пособиях и учебниках. Важнейшей формой, служащей для углубления и расширения научно-теоретических знаний, удовлетворения познавательных интересов и развития творческих способностей, является факультатив. По дидактическим целям выделяют такие виды факультативов: по углубленному изучению учебных предметов; по изучению дополнительных дисциплин; с целью получения специальности (программирование, стенография, машинопись и др.); межпредметные факультативы.

Факультативы подразделяют на теоретические и практические. Каждый из них имеет свою структуру. Теоретические включают обоснование темы, теоретическую и практическую значимость рассматриваемых вопросов, создание проблемной ситуации и ее решение совместными усилиями преподавателя и обучаемых, обсуждение результатов поисков тех или иных положений, обобщений, уточнений, систематизацию знаний.

Практические факультативы служат для формирования навыков и умений исследовательского характера с целью углубления знаний. Структура их такова: постановка задачи, обоснование актуальности и практической значимости, конкретизация результатов работы, их обсуждение и подведение итогов (анализ и коррекция ошибок, поиск более рациональных решений, интерпретаций, защита отчетов).

На факультативах в зависимости от дидактических целей и логики учебного предмета используются вводные, обзорные или обобщающие лекции.

К теоретическим факультативам относятся такие формы работы, как научно-теоретическая и научно-практическая конференции. Цель первой — подведение итогов по факультативу и ознакомление обучаемых с достижениями науки в этой области. Цель второй — ознакомление участников конференции с результатами опытной, исследовательской работы, выполненной членами. К индивидуальным формам учебного процесса относятся производственная (педагогическая) практика, выполнение курсовых и дипломных работ.

Дипломные и курсовые работы, рефераты выполняются согласно учебному плану. Дипломная работа по структуре напоминает кандидатскую диссертацию. В нее входят: вступление, где раскрываются актуальность темы, объект, предмет работы, цель и практическое значение; в первом разделе рассматривается теоретическая часть; во втором разделе освещается исследовательско-практическая работа с примерами, обобщениями, а также используются графики, рисунки, таблицы, диаграммы и т. п.; заключение, которое должно содержать выводы.

Дипломной работой руководит преподаватель высокой квалификации; ее защита проводится на государственном экзамене. По аналогичным правилам пишут курсовые работы и рефераты, которые обобщают узкую тему и раскрывают ее шире, чем в учебнике. Преподаватель дает установки по выполнению работ, сообщает перспективные темы курсовых и дипломных работ, проводит консультации, корректирует планы работ, помогает в подборе необходимой литературы, определяет поисково-экспериментальную часть и т. д.

Консультациипредназначены для оказания обучающимся педагогически целесообразной помощи в их самостоятельной работе по каждой дисциплине учебного плана. Обычно консультации проводятся по мере необходимости после лекций перед семинарскими и практическими занятиями, в период подготовки к коллоквиумам, зачетам, экзаменам. Вопросы, задаваемые на консультациях, можно разделить на такие группы: обусловленные проблемами в знаниях, неверно сформированными способами деятельности; нацеленные на получение дополнительной информации, расширяющей границы учебного курса; проблемные, ориентированные на обсуждение, выяснение точек зрения обучаемых. Консультации могут проводиться в индивидуальном порядкеили для группы в зависимости от целей, которые ставятся преподавателем.

Наряду с учебными занятиями и лекциями учебная работа может проводиться в форме экскурсий.

Экскурсия — это посещение какого-либо объекта с целью его изучения, при которой обучающиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов и непосредственного ознакомления с ними. Экскурсия является весьма эффективной формой организации учебной работы. В этом отношении она выполняет следующие функции:

— с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения;

— они позволяют повысить уровень научности обучения и укреплять его связь с практикой;

— они способствуют техническому обучению, т.к. дают возможность знакомить учащихся с применением знаний на производстве и в промышленности;

— они играют важную роль в профессиональной ориентации;

Экскурсии условно разделяют на несколько видов: производственные экскурсии; естественнонаучные экскурсии (в поле, лес и т.д.); историко-литературные экскурсии; — краеведческие; комплексные (проводятся по нескольким предметом одновременно).

Классификация учебных экскурсий проводится также в зависимости от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяют два типа экскурсий: — первый тип – служат средством изучения нового материала; второй тип – для закрепления материала, изученного в аудитории. В общем плане методика экскурсий включает в себя: а) подготовку экскурсии; б) выход (выезд) обучающихся к объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме; в) обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов. Будучи внешней стороной организации учебного процесса, форма содержательно связана с его внутренней (содержательной) стороной. С этой точки зрения одна и та же форма может иметь различную внешнюю модификацию и разную структуру в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, экскурсия как форма обучения в одном случае может быть посвящена изучению нового материала, в другом случае – новый материал изучается в аудитории, а экскурсия проводится с целью его закрепления.

Формы и способы обучения

· Общеклассные формы организации занятий: урок, конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, лабораторно-практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

· Групповые формы обучения: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.

· Индивидуальные формы работы в классе и дома: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных задания по программированию или информационным технологиям за компьютером, работа с обучающими программами за компьютером.

Словесные: лекция, рассказ, беседа.

Наглядные: иллюстрации, демоне фации как обычные так и компьютерные.

Практические: выполнение лабораторно-практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Выбор логического характера применения методов обучения: обеспечение индуктивного характера учебно-познавательной деятельности школьников; обеспечение дедуктивного характера учебно-познавательной деятельности школьников; выбор гностического характера учебно-познавательной деятельности школьников; обеспечение репродуктивного характера учебно-познавательной деятельности школьников; обеспечение деятельного характера учебно-познавательной деятельности школьников; обеспечение репродуктивно-поискового характера учебно-познавательной деятельности школьников.

Выбор методов стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы формирования интереса к учению; методы формирования долга и ответственности в учении.

Выбор методов контроля и самоконтроля в ходе обучения

Методы устного контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, компьютерное тестирование;

Методы письменного контроля: контрольная работа; выполнение письменных тестовых заданий; письменные отчеты по лабораторно-практическим работам; диктанты по информатике.

Методы лабораторно-практического контроля: контрольные лабораторно-практические работы; работа с контролирующими программами.

Методы самоконтроля: самоконтроль путем устного воспроизведения изученного; самоконтроль путем письменного воспроизведения изученного; самоконтроль путем работы с обучающими программами; самоконтроль с компьютерных тестов.

Избираемый темп обучения: быстрый; средний; замедленный. Большинство форм обучения и методов во взаимодействии педагога с учениками не предстают в так называемом чистом виде. Методы всегда jcok бы взаимопроникают друг в друга, характеризуя с разных сторон одно и тоже взаимодействие педагогов и учащихся. Если говорить о применении в данный момент определенного метода, то это означает, что он детерминирует на данном этапе, внося большой вклад в решении основной дидактической задачи.

Организационные формы обучения

Можно выделить традиционно сложившиеся формы классно-урочные учебные занятия: урок, конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, практическая работа, программированное обучение, зачет.

Урок выполняет следующие характерные дидактические функции: сообщение знаний в объеме, определяемом учебными программами; выработка базовых умений выделенных учебной программой.

Урок является основной формой организации учебных занятий в школе с постоянным составом учащихся и определенным расписанием. Эта форма организации учебных занятий позволяет сочетать работу класса в целом и отдельных групп учащихся с индивидуальной работой каждого ученика. При всем разнообразии форм работы на уроке руководящая роль остается за учителем. Учитель планирует и организует весь учебный процесс по предмету.

Обычно перед уроком учитель ставит не одну, а несколько задач: сообщение учащимся новых знаний, развитие их мышления и познавательных способностей, формирование научного мировоззрения, привитие практических умений и навыков, повторение ранее пройденного материала, проверка успеваемости (их знаний, навыков, умений). Задачи воспитательного характера.

При всем многообразии решаемых на уроке задач в большинстве случаев на каждом уроке можно выделить основную дидактическую, которая обуславливает содержание урока и методы работы учителя с учащимися. В соответствии с основной задачей урока различают следующие виды: урок усвоения новых знаний, урок овладения умениями и навыками, урок применения знаний, умений и навыков, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и самопроверки знаний, умений и навыков, комбинированный урок по комплексу его основных задач. Конференция

Конференция характеризуется следующими функциями: расширение и углубление знаний по изученным вопросам; развитие умений работать с источниками информации; выступать с докладом, сообщением, уметь оформлять реферат, доклад, сообщение; воспитание интереса к самостоятельной работе с различными источниками информации (обычной и электронной).

Учебные конференции, как и уроки, проводятся со всем классом в часы, отведенные для предмета по расписанию. Руководящая роль сохраняется за учителем. На конференции, как и на уроке, работа класса в целом сочетается с индивидуальной работой учащихся. Конференции готовят школьников к проведению более сложных форм учебных занятий — лекций и семинаров.

Отличаются конференции от уроков тем, что новые знания школьники приобретают из литературы (из обычной и электронной), с которыми работали в процессе подготовки к конференции, и из докладов, с которыми выступают другие учащиеся. Руководящая роль учителя на конференции заключается в том, что он организует выступление учащихся с докладами и их обсуждение, вносит

дополнения и исправления к докладам, если это не сделано во время обсуждения докладов учащимися. Он обобщает результаты конференции, оценивает работу класса в целом и отдельных учеников, выступавших с докладами и дополнениями к ним.

Образовательное значение конференций состоит в том, что в процессе подготовки к ним школьники приобретают навыки самостоятельной работы с литературой электронными источниками информацией, применение полученных знаний и навыков для решения конкретных

задач, поставленных перед ними.

Проведение конференций способствует выявлению склонностей и способностей учащихся, развитию у них интересов к научным и техническим знаниям.

На конференции можно выносить вопросы, связанные историей, применением изучаемого теоретического материала, обобщением и систематизации знаний, с принципами устройства и работы компьютеров и др.

При подготовке к конференции учитель:

• Определяет ее задачи, круг обсуждаемых вопросов, время проведения.

• Подбирает литературу для учащихся.

• Распределяет темы докладов между учениками, инструктирует их о главных этапах работы.

• Консультирует учеников по ходу подготовки докладов и проверяет их готовность.

План конференции и список литературы объявляется заранее.

Семинар выполняет следующие функции: систематизация и обобщение знаний по изученному вопросу, теме, разделу (в том числе в нескольких учебных курсах); совершенствование умений работать с дополнительными источниками, сопоставлять изложение одних и тех же вопросов в различных источников информации; умений высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; писать рефераты, тезисы, и планы докладов и сообщений, конспектировать прочитанное.

Семинары организуют с целью повторения, систематизации и уточнения полученных знаний, развития умения применять знания при решении задач. Руководящая роль учителя в этом случае сводится в основном к разъяснению цели, задач и плана семинара, выдаче индивидуальных заданий и проведению консультации в связи с подготовкой учащимися рефератов, сообщений; всем ученикам указывается минимум литературы и вопросы, на которые они должны ответить. В плане семинара обычно указывают:

• Основные вопросы, подлежащие рассмотрению.

• Литературу, рекомендуемую всем и отдельным докладчикам.

• Формы работы на занятии.

При подготовке семинара первостепенное значение приобретает дифференцированный подход к учащимся, а при его проведении -обеспечение активного участия всех в обсуждении вынесенных на семинар вопросов.

По способу проведения различаются следующие семинары: собеседование, обсуждение рефератов и докладов, решение задач, семинары смешанного и комплексного характера, цель последних -обобщение и систематизация знаний учащихся по смежным предметам (математика, физика).

Лекция характеризуется следующими функциями: создание представления обзорного характера по какой-то теме или проблеме; систематизация и обобщение знаний по теме или разделу; выработка умения конспектировать лекцию.

Учащиеся, слушая лекции, воспринимают и осмысливают информацию сообщаемую педагогом. При лекционном изложении материала школьники не имеют возможности проявить инициативу. В этом заключается один из существенных недостатков данной формы обучения. К недостаткам относится и то, что в процессе изложения преподаватель, в некоторой мере, лишен возможности судить, насколько правильно и хорошо понимают школьники. Только закончив изложение, учитель путем ряда контрольных вопросов может уточнить, как понято изложенное. Лекционное изложение материала, как правило длится часть урока и только в некоторых случаях целый урок. Иногда изложение материала может быть прервано для ответа на возникшие у школьников вопросы, а затем продолжить изложение. Школьная лекция всегда заканчивается выяснением, кому и что в лекционном материале непонятно, и ответами учителя или учащихся на все возникшие вопросы.

Собеседование: выяснение того, что усвоено из основного материала, выявление пробелов в знаниях и внесение корректив в знания; стимулирование систематической и самостоятельной работы.

Консультация: устранение пробелов в знаниях и умениях; уточнение усвоенного; ответы на вопросы, возникшие в процессе учебной работы и оказание помощи в овладении разными видами учебной и практической деятельности.

Лабораторно-практическая работа: формирование у школьников умений обращаться с компьютером и внешними устройствами, умений пользоваться с прикладными программами, умений составлять программы. Особенность практической работы является ограничение во времени работы учащихся во времени определенным в СанПиН 2. 2. 2. 542-96.

Приведем примерный план составления практической работы:

• Определение темы практической работы.

• Цели, поставленные перед практической работой.

• Умения и навыки, которые предполагаются привить учащимся в ходе выполнения практической работы.

• Теоретическая часть предшествующая практической работе.

• Пример выполнения работы.

• Практические задания к работе.

• Форма отчета практической работы.

• Критерии оценки практической работы.

• Подведение итогов практической работы.

Основным моментом выполнения практических работ является не полученные знания, а умения и навыки самостоятельной практической работе с компьютером, внешними устройствами, прикладными программами, вводу, редактированию и отладку программ.

Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программируемого учебного материала с помощью компьютера и обучающих программ. Программируемый учебный материал представляет собой серию небольших порции учебной информации, подаваемых в определенной логической последовательности. При программированном обучении прежде всего определяют цели и задачи, четко выделяют то, что учащийся должен знать, понимать, уметь: анализируют логическую систему курса, исключают все аналогичное, второстепенное. Затем выделяют основные темы, разделы и подразделы, которые дробят на дозы — кванты информации, уменьшение которых невозможно без ущерба смысловому содержанию. Содержание каждого последующего кванта информации базируется на информации, содержащийся в предыдущих квантах. Размер кванта информации определяется характером материала, уровнем развития учащихся.

Благодаря немедленной обратной связи удается устранить лишние затраты и более быстрыми темпами добиваться усвоения материала. Информация о правильности ответа, после усвоения каждого кванта, имеет большое психологическое значение. Это создает у учащихся уверенность в своих силах и повышает интерес к предмету. Темп подачи информации согласуется с индивидуальными способностями каждого учащегося. Каждый учащийся в зависимости от индивидуальных способностей расходует на усвоение материала столько времени, сколько ему необходимо, то есть процесс обучения удается максимально индивидуализировать. Однако программированное обучение имеет серьезные недостатки.

Дробление учебного материала на кванты и невозможность продвижения вперед при условии, когда какой-то квант не усвоен, лишает ученика видеть перспективу в развитии изучаемого материала, его многочисленные связи и отношения. Весьма затруднительным является также обеспечение целостности восприятия учащимися всего материала.

Зачетный урок предназначен не только для контроля знаний и умений учащихся, а прежде всего для обучения, развития и воспитания учащихся посредством индивидуальной работы с каждым школьником непосредственно на зачете.

Зачет проводится по целой теме или разделу. Он призван проверить уяснение теоретических основ изучаемой темы, проверить умения и навыки использования знаний теории. В зачет включается тот материал, которым должны владеть все ученики. Существенно, чтобы в ходе зачета можно было установить наличие знаний, умений и навыков, которые необходимы школьникам для изучения последующих тем. Кроме того, целесообразно включать такой материал, который входит в программу выпускных и вступительных экзаменов, так как одна из целей принятия зачета — подготовка школьников к таким экзаменам.

Методы, формы и средства обучения

Методы обучения

Методы обучения отображают взаимосвязь между способами обучающей деятельности учителя и способами учебной деятельности учеников. Методы обучения — это способы совместной работы учителя и учащихся, которые направлены на решение дидактических задач. Они реализуются в педагогической деятельности в разных формах: в определенных, конкретных приемах, действиях, организационных формах и т.д. При этом одни и те же виды обучающей деятельности могут относится к различным дидактическим категориям.

Методы обучения в педагогической действительности осуществляются разными средствами обучения (учебная, трудовая, игровая деятельность, предметы, речь, произведения духовной и материальной культуры и т.д.), включающими материальные и идеальные объекты, находящиеся между преподавателем и учеником и применяемые для эффективной организации учебно-воспитательной деятельности.

Каждый метод имеет строго определенную логическую структуру, зависящую от построения содержания учебного материала.

На данном этапе развития образовательной системы не существует единственно признанной классификации методов обучения. Одна из первых классификаций основана на подразделении методов обучения на: методы работы преподавателя (беседа, объяснение, рассказ) и методы работы обучающихся (упражнения, самостоятельная работа).

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Классификация методов обучения в зависимости от источника получения знаний:

  1. Словесные методы, источник знаний — печатное или устное слово. Подразделяются на виды: объяснение, рассказ, лекция, беседа, дискуссия, работа с книгой.
  2. Наглядные методы, источник знаний — наблюдаемые явления, предметы, наглядные пособия.
  3. Практические методы, при которых учащиеся получают знания, вырабатывают умения, оттачивают навыки, выполняя практические действия. Включают лабораторные и практические работы, различного рода упражнения.

Со второй половины XX века широкое распространение получили методы дидактических игр. Дидактическая игра представляет собой активную коллективную учебную деятельность, включающую имитационное моделирование изучаемых явлений, систем, процессов. Команда и каждый участник в отдельности объединены решением основной задачи и ориентированы на выигрыш.

Основываясь на методологии целостного подхода к учебно-воспитательному процессу можно выделить следующие группы методов: методы организации и реализации учебно-познавательной деятельности (словесные, индуктивные и дедуктивные, проблемно-поисковые и репродуктивные, методы работы под руководством учителя, самостоятельной работы); методы стимулирования и мотивации (интереса к учению, ответственности и долга в учении); методы контроля и самоконтроля в обучении (письменный, устный, лабораторно-практический).

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Формы обучения

Методы обучения взаимно обусловлены и органически связаны с формами организации учебной деятельности обучающихся. Форма обучения – это специальная структура процесса обучения. Характер этой структуры предопределен содержанием процесса обучения, приемами, методами, видами и средствами деятельности учащихся.

Форма обучения – это определенная конструкция части процесса обучения, которая реализуются вследствие взаимосвязи между управляющей деятельностью преподавателя-учителя и управляемой учебной работой учащихся по обеспечению усвоения содержания определенного учебного материала, а также освоению способов деятельности.

В основу классификации форм обучения легли определенные критерии: состав учащихся и их количество, продолжительность учебной деятельности, место учебы.

Формы организации обучения:

  • индивидуальные;
  • коллективные;
  • индивидуально-групповые;
  • классные;
  • внеклассные.

Основной структурной единицей классно-урочной системы обучения является урок. К общим формам организации обучения относятся: лекция, лабораторные и практические занятия, семинарские занятия, конференция, диспут, экзамен, зачет, консультации и факультативные занятия. К формам внеклассной внеаудиторной работы относятся различные предметные кружки, научные общества, студии, конкурсы, олимпиады и т.д.

Средства обучения

Средства обучения – это материальные или духовные ценности, служащие для реализации учебно-воспитательных целей. Традиционными средствами обучения являются: учебные пособия, учебники, речь, таблицы, рисунки, оборудование мастерских, лабораторий, кабинетов, компьютерные и информационно-коммуникативные средства, средства организации и управления процессом обучения.

Педагогические средства обучения являются инструментами для достижения педагогических целей.

В настоящее время существуют разные подходы к классификации средств обучения:

  1. По трем основным признакам: по отношению средств обучения к использующему их субъекту и объема охвата, выполняемых ими функций; по видам опосредуемых деятельностей; по природе объектов, которые непосредственно используются в качестве средств (Т.В. Габай).
  2. Отождествление средств обучения и средств учебной деятельности. Средства учебной деятельности необходимо рассматривать как: интеллектуальные действия, лежащие в основе исследовательской и познавательной функции учебной деятельности (анализ, синтез, обобщение, классификация и др.); языковые, знаковые, вербальные средства, позволяющие усваивать знание, рефлексировать и производить личный опыт; фоновые знания, позволяющие структурировать индивидуальный опыт (И.А. Зимняя).
  3. С учетом специфики предстоящей профессиональной деятельности: вещественные средства познания (машины, приборы); функциональные внешние средства, характерные для субъекта; вещественные средства воздействия, используемые в социальных, технических и природных системах; внутренние функциональные средства труда (словесно-логические и несловесные) (Е.А. Климов).
  4. Определяя средства обучения как идеальные и материальные объекты, можно выделить следующие основания: по отношению к учебной информации; по субъектам учебной деятельности; по составу объектов их функций в процессе обучения (А.Ф. Меняев).

Традиционно в процессе обучения используют такие средства обучения, как идеальные: языковые системы знаков; произведения искусства, достижения культуры (литература, музыка, живопись); средства наглядности (чертежи, схемы, диаграммы, рисунки, фото и др.), учебные компьютерные программы; тексты из пособий, учебников и книг, отдельные упражнения, задания, задачи; технические средства обучения и т.д.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector