6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гоголь страшная месть о чем произведение

Гоголь, «Страшная месть»: краткое содержание, главные герои, анализ произведения

«Чуден Днепр при тихой погоде. «. Всех нас в школе заставляли учить наизусть этот отрывок из Гоголя. Однако не все помнят, из какого он произведения. Не будем томить читателя и скажем, что это отрывок из повести «Страшная месть». «Чуден Днепр при тихой погоде. » — такими словами начинается 10 глава этого произведения. Именно о нем мы и поговорим сегодня.

Интересующую нас повесть в 1831 году создал Гоголь. «Страшная месть», краткое содержание которой нас интересует, входит в сборник, который автор назвал «Вечера на хуторе близ Диканьки». Начинается произведение следующим образом.

Свадьба Данилы

В Киеве когда-то есаул Горобец праздновал свадьбу сына. Множество народа собралось на нее, в том числе Данило Бурульбаш, названый брат хозяина, с Катериной, своей молодой женой, и маленьким сыном. На свадьбу не приехал лишь отец Катерины, старик, который вернулся недавно домой после 20-летнего отсутствия. Когда хозяин вынес 2 иконы для благословения молодых, все плясали. В толпе внезапно возник колдун и пропал, испугавшись образов.

Возвращение домой

По Днепру ночью возвращается на хутор Данило с домочадцами и родными. Напугана Катерина, однако муж ее не опасается колдуна. Он боится поляков, которые, возможно, отрежут им путь к запорожцам. Все его мысли заняты этим, когда они минуют замок старого колдуна и затем проплывают мимо кладбища. Тем временем на кладбище шатаются кресты. Страшные мертвецы появляются из могил. Они тянут к месяцу костлявые руки.

Ссора Данилы с тестем

Вот, наконец, молодожены с родными возвращаются домой, однако хата не может вместить многочисленное семейство. Данило и его вздорный, хмурый тесть ссорятся утром, дошло до мушкетов и сабель. Ранен Данило из повести Гоголя, лишь мольба Катерины, которая упомянула маленького сына, удержала его от продолжения драки, и казаки помирились.

Кем же оказывается на самом деле отец Катерины?

Катерина вскоре поведала мужу свой сон. Ей приснилось, что ее отец — это тот страшный колдун. Иноземные привычки тестя не нравятся Даниле, он в нем подозревает нехристя. Однако отметим, описывая сюжет повести, что ее супруга больше всего в это время волнуют поляки, о которых вновь предупреждает Горобец.

Вечером Данило отправляется в разведку к замку колдуна. Он взбирается на дуб, смотрит в окно и видит освещенную непонятно чем комнату. Ужасные вещи описывает далее Гоголь («Страшная месть»). Краткое содержание их следующее. Появляется тесть и принимается колдовать. Вот его облик меняется, он превращается в колдуна, одетого в турецкое одеяние. Тесть вызывает душу Катерины. Он требует, чтобы девушка полюбила его, угрожает в случае неповиновения. Однако отказывается от этого душа Катерины. Данило потрясен тем, что видел. Он возвращается к себе домой, будит супругу и рассказывает ей все. Девушка отрекается от колдуна-отца.

Роковая ошибка

В подвале Данилы в железных цепях сидит его тесть. Замок колдуна горит, а завтра его ожидает казнь. Однако не за колдовство, а за сговор с ляхами. Колдун склоняет обещаниями исправиться и обманом Катерину выпустить его для того, чтобы иметь возможность спасти свою душу. Девушка его отпускает, а от мужа скрывает правду, понимая, что сделала непоправимое. Скорую гибель предчувствует Данило. Он просит Катерину беречь сына.

Горе, постигшее Катерину

Как и ожидалось, большое войско ляхов нападает на хутор. Поляки угоняют скот, поджигают хаты. Данило сражается храбро, но его настигает пуля колдуна, появившегося внезапно. Горобец, прискакавший на помощь, Катерину утешить не в силах. Разбиты ляхи, по Днепру к развалинам замка приплывает колдун. Он творит в землянке заклинания, кто-то ужасный появляется на его зов. У Горобца живет Катерина, видит прежние свои страшные сны и боится за сына. Девушка обнаруживает, проснувшись, что ее ребенок умер. Не выдерживает всего этого рассудок героини, которую создал Гоголь («Страшная месть»). Краткое содержание произведения продолжается тем, что девушка становится безумной.

Смерть Катерины

Катерина, обезумев, ищет повсюду отца, жаждая его смерти. Прибывает незнакомец, который спрашивает Данилу и затем оплакивает его. Он хочет повидать Катерину, говорит с ней долго о муже. Кажется, что разум возвращается к девушке. Однако когда он говорит, что Данило просил его после своей смерти взять ее к себе, Катерина узнает отца в незнакомце и кидается на него с ножом. Но ее опережает колдун. Он убивает собственную дочь.

Дальнейшая участь колдуна

За Киевом является неожиданное чудо. Освещена вся земля, видны все ее концы. В Карпатских горах появляется огромный всадник. В страхе бежит колдун из повести Гоголя. Он узнает во всаднике появившегося во время ворожбы незваного исполина. Ночные кошмары преследуют колдуна. Он бежит в святые места Киева и убивает там старца, который отказался молиться за него. Куда бы ни ехал колдун, путь его лежит к Карпатским горам. Всадник внезапно открывает глаза. Он смеется. Колдун мгновенно умирает. Он видит уже мертвым, что все мертвецы от Галича, Карпат и Киева протянули свои костлявые руки к нему. Всадник бросил им колдуна, и они вонзили свои зубы в него.

Старинная песня

Старинной песней заканчивает повествование Гоголь Николай Васильевич. В ней рассказывается о короле Степане, который воевал с турками, а также о братьях-казаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и разделил награду царя с братом. Однако Петр сбросил брата из зависти в пропасть вместе с младенцем-сыном, а затем забрал себе все добро. Когда Петр умер, бог Ивану разрешил выбрать для брата казнь. Иван проклял его потомство, сказав, что страшный злодей будет в последнем роду брата. Иван же явится на коне из провала, когда настанет время смерти злодея. Он сбросит в пропасть его, а все предки его потянутся грызть этого злодея. Лишь Петр подняться не сможет и будет в бессильной злобе грызть самого себя. Бог удивился жестокости этой казни, однако согласился с Иваном.

Так заканчивается произведение, которое создал Гоголь («Страшная месть»). Краткое содержание основных его событий мы изложили. Перейдем теперь к анализу этой повести.

Значение произведения

Возможно, самой значимой для Гоголя и русской литературы в целом из повестей цикла «Вечеров» является «Страшная месть». Это историческая повесть. Ее действие приурочено к 1-й половине 17 века, когда Украина боролась против Турции и Речи Посполитой за национальную независимость. В частности, Данило Бурульбаш, герой произведения, вспоминает, как он участвовал в военных походах, которыми руководил гетман Конашевич. В то же время повесть эта носила также легендарно-фантастический характер. В ней были затронуты магические темы отделения души от тела, казни злодея в потомстве, апокалиптического всадника и др.

Два эпических уровня произведения, две традиции

Андрей Белый, поэт-символист, в начале 20 века выдвинул тезис о том, что отец Катерины и колдун не тождественны. Это стало отправной точкой для последующих наблюдений над поэтикой данной повести. В «Страшной мести», казалось бы, можно обнаружить 2 эпических уровня: легендарный и реальный, в котором происходит конфликт между отцом и мужем Катерины. На втором уровне, то есть в легенде, существует сверхъестественное. Гоголь Николай Васильевич при этом искусно маскирует границу между ними, поэтому один мир кажется порой естественным продолжением другого. Колдун для читателя — это отец Катерины. Одновременно он является легендарной проекцией отца. Находясь в ссоре со своим зятем, он приобретает все более черты страшного колдуна, так как все несоответствующее установленным в патриархальной общине принципам рассматривается как происки дьявола. Повесть эта возникла, как и другие произведения Гоголя из «Вечеров», на пересечении двух традиций: национально-украинской и западно-романтической (главным образом, немецкой). Автор в ней смешивал с элементами современного повествования черты народной традиции. В русле романтизма находится обнаруженное в произведении личное отношение автора к происходящему.

Открытие, сделанное символистами

Символисты открыли на рубеже 19-20 веков автобиографизм, который имеют произведения Гоголя из «Вечеров» и, в частности, «Страшная месть». В. В. Розанов впервые в фигуре колдуна увидел проекцию самого автора. Андрей Белый (портрет его представлен выше) сравнил Николая Васильевича с колдуном, который убегает от «всадника на Карпатах». Он уподобил любовь автора к России любви к Катерине колдуна из повести «Страшная месть». Главные герои ее при таком взгляде имеют символическое значение, являются образами-символами.

«Страшная месть» — краткое содержание повести Н.В. Гоголя

Краткое содержание

В Киеве есаул Горобец праздновал свадьбу своего сына, по случаю которой сюда съехалось множество гостей. Среди них — названый брат есаула Данило Бурульбаш и его красивая жена Катерина с годовалым сыном. С ними мог приехать и старый отец Катерины, который двадцать лет пропадал в чужих землях и только год назад вернулся к дочери на Заднепровье, но отчего-то он не явился. Вдруг на свадьбе один из казаков превратился в жуткого колдуна. Но есаул выставил против него иконы, после чего тот исчез. Пир продолжился.

Вскоре Бурульбаши и казаки отправились домой на лодке через Днепр. Катерина была испугана рассказами о колдуне, но её муж больше волновался о врагах — ляхах, собирающихся перекрыть им путь к запорожцам. В это время они стали проплывать мимо страшного замка колдуна и кладбища за ним.

Вдруг кресты зашатались, а из могил начали выбираться мертвецы — один другого выше и страшнее. Они кричали и снова уходили под землю. Все, кто находились в лодке, очень испугались и вздрогнули, гребцы уронили шапки в воду, а ребёнок Катерины заплакал. Однако всё же они проплыли мимо этого места и добрались до дома.

Наутро пан Данило в своей хате сел точить саблю, а Катерина — вышивать рушник. Но в хату зашёл отец Катерины. Бурульбаш недолюбливал его, считая, что тот, так долго живший в чужих землях, теперь ведёт себя не как казак и христианин, а сам старик был вздорным и действительно вёл себя странно. Между Данилой и тестем завязалась перепалка, они начали биться на саблях, а затем схватились за мушкеты. Бурульбаш был ранен в руку. Только слёзы Катерины остановили их и заставили согласиться на перемирие.

В другой день Катерина рассказала мужу свой сон: ей приснилось, что её отец — это и есть тот колдун со свадьбы. Во сне он говорил ей страшные слова, прося её выйти за него замуж. Скоро Бурульбаш заметил из окна, что в замке колдуна горит окошко, и решил узнать, что там происходит. Туда же тайно направился и его тесть.

Не имея возможности попасть в замок, Данило забрался на дерево напротив окна. Он увидел, что в замке старик превратился в того самого колдуна и с помощью заклинаний вызвал душу Катерины. Он снова просил её выйти за него замуж, но она говорила, что он никогда не увидит её в качестве своей жены.

Выяснилось, что, когда отец Катерины призывал её душу, сама она думала, что ей снится такой странный сон. Но она не знала и части того, что знала её душа. Также Бурульбашу стало известно, что Катеринин отец зарезал её мать. За его деяния, а также за сговор с ляхами Данило заковал его в железные цепи и посадил в подвал, а Катерина отреклась от отца.

Старик ждал жестокой казни и не мог выбраться из подвала с помощью своего колдовства, так как раньше здесь была келья святого схимника. Но вот мимо прошла Катерина, и старик обманом уговорил её выпустить его, поклявшись, что раскаялся в своих грехах. Добрая девушка помогла ему, только после его побега поняв, что не должна была этого делать.

Пан Данило был в гневе, узнав о побеге колдуна. Но Катерина никогда не решилась бы сказать ему, что это она выпустила старика. Тем временем ляхи и их ксендз пировали, задумывали недоброе и говорили про хутор пана Данило и красавицу жену его.

А скоро ляхи нападают на хутор. Начинается славная битва. Незадолго до неё Данило чувствовал, что скоро ему придётся найти свою смерть, и эти предчувствия оказались правдивыми: среди врагов оказался колдун, который и убил Бурульбаша, после чего скрылся. Катерина с ужасом и плачем бросилась к мёртвому телу мужа.

Совершив убийство пана, колдун переплыл Днепр и поселился в своей тайной вырытой землянке. Он был невесел. Он снова начал ворожить, чтобы в очередной раз вызвать душу Катерины, но вместо неё в облаке дыма появились незнакомые черты, отчего-то его испугавшие. Он опрокинул горшок, с помощью которого ворожил, и видение исчезло.

Катерина же теперь находилась под присмотром есаула Горобца, его сына и невестки, у которых она поселилась после смерти мужа. Они относились к ней как к сестре. Но она не могла найти покой и винила себя в том, что выпустила старика на свободу: если бы она этого не сделала, её муж был бы жив. В очередном сне колдун пригрозил, что убьёт её ребёнка, если она опять откажется выйти за него замуж. И как бы она ни старалась обезопасить младенца, утром в колыбели она увидела его мёртвым.

В это время в Карпатах появился исполинский таинственный всадник в латах, с пикой и саблей, его глаза закрыты, а за спиной у него — спящий ребёнок. Он ехал на коне через горы, а опустившиеся тучи закрывали его от людских глаз.

После смерти своего сына Катерина сошла с ума: пела песни, танцевала, считала, что её сын просто спит, а муж похоронен живым. Вскоре приехал какой-то гость, статный человек в красном жупане, начал спрашивать о пане Даниле, говорил, что они с ним были как братья и вместе воевали. Но Катерина разглядела в этом человеке отца и кинулась на него с ножом. Тот вырвал нож у неё из рук и убил её, после чего скрылся из виду.

Но кара уже шла за колдуном по пятам — в лице рыцаря на коне, в латах и с ребёнком за спиной. Именно его черты видел старик, когда ворожил. Теперь ему стало страшно из-за этого, ему казалось, что даже деревья хотят обступить и задушить его. Чувствуя, как сильно он грешен и как близка расплата, он бросился в Киев к святым местам.

Добравшись до кельи схимника, трясущийся от страха колдун попросил его молиться о погибшей душе. Но схимник увидел, что даже буквы в святой книге налились кровью, никогда ещё не было на свете такого грешника. Поэтому он отказался читать молитву о нём: никто не мог снимать с него столь тяжкие грехи. Тогда колдун в гневе убил его.

После этого он уже ничего не чувствовал. Но куда бы он ни пошёл, все равно против воли всё ближе подходил к Карпатским горам и рыцарю на вершине. В итоге всадник схватил его и бросил в пропасть. Колдун умер. Тотчас добрались до него вставшие из земли мертвецы, которые начали грызть его, и только последний, самый высокий и страшный мертвец, не мог подняться из земли, а от его безуспешных потуг тряслось все вокруг.

В городе Глухове старый бандурист рассказал своим слушателям историю, произошедшую в давние времена. Жили тогда два казака — Иван и Петро. Они были друг другу как братья и поклялись, что всё будут делить пополам: и горе, и радость, и богатство. Но однажды король Степан объявил, что нужно поймать турецкого пашу и тот, кто его изловит, получит большую награду. Ивану удалось поймать его, за что он и получил золото. Он разделил его с Петром, но тот не мог вынести, что Иван удостоился такой чести, и затаил на брата обиду.

Как-то раз шли братья на конях мимо глубокой пропасти. Петро столкнул туда Ивана вместе с его маленьким сыном, который на тот момент находился на коне у него за спиной. После этого Петро спокойно завладел всем его богатством.

Когда же Иван оказался перед Богом, тот предложил ему придумать кару для своего обидчика. Иван придумал слишком страшную месть: чтобы все потомки Петро грешили, не имели счастья и терпели после смерти ужасные муки, а последний в роду был бы самым жутким грешником, какого ещё ни видывал свет. Чтобы, когда он умрёт, Иван низверг бы его в бездну, а остальные грешники стали бы его грызть, и только сам Петро не мог бы подняться из земли, мучаясь ещё сильнее, не в силах отомстить.

Бог согласился исполнить эту идею, но и самого Ивана лишил Царствия Небесного, навеки оставив его сидеть на коне в качестве всадника, чтобы он наблюдал за тем, как мертвецы грызут мертвеца. Так всё и сбылось.

План для пересказа

Повесть Гоголя «Страшная месть» поделена на короткие главы. Составляя план для пересказа, целесообразно поделить текст на столько же частей:

  1. Свадьба и появление колдуна.
  2. Возвращение и мертвецы, восстающие из могил.
  3. Ссора между паном Данилой и отцом Катерины.
  4. Страшное действо в старом замке.
  5. Колдун в неволе.
  6. Освобождение.
  7. Гнев пана Данилы.
  8. Пир ляхов.
  9. Битва с врагом и смерть пана Данилы.
  10. Видение.
  11. Смерть младенца.
  12. Загадочный всадник.
  13. Сумасшествие и трагическая гибель Катерины.
  14. Страх колдуна.
  15. Последнее злодеяние и кара.
  16. Древняя легенда.

Главные герои

В произведении несколько главных героев. Их полное описание и характеристика:

  • Колдун — первая попытка Гоголя изобразить Антихриста. Он собирает в себе все отрицательные черты. Что-то подозрительное и настораживающее присутствует в его образе изначально: он внезапно возвращается к дочери спустя двадцать лет отсутствия, живёт в доме Катерины и её мужа, не имея своего жилья, а бродяжничество — один из атрибутов демонизма. Он курит заморскую люльку, не ест галушек и свинины, не пьёт мёду, что окончательно убеждает пана Данилу в том, что он не верует во Христа. В образе колдуна он предстаёт с наклонившимся на сторону носом, зелёными (вместо карих) глазами, засиневшими губами, заострённым подбородком, торчащим клыком и горбом.
  • Пан Данило Бурульбаш — смелый и отчаянный казак. Очень любит своих жену и сына, хотя с женой строг, но справедлив. Забота о маленьком сыне, который должен будет продолжить славный казацкий род, заставляет его идти на уступки и даже останавливает от продолжения схватки с тестем после ссоры. С врагами жесток и безжалостен, в битве бесстрашен и непобедим. Своё бесстрашие он также демонстрирует и при столкновении с нечистой силой. Он стоит за свои идеалы и готов казнить даже жену, если она пойдёт против них.
  • Катерина — молодая красивая женщина с белым лицом, чёрными бровями, на свадьбе появляется в нарядной сукне и исподнице из голубого полутабенеку и сапогах с серебряными подковами. Год назад стала матерью и всеми силами заботится о своём годовалом сыне Иване, желая вырастить из него настоящего казака. Также она очень любит своего мужа. Она верная, преданная, спокойная и кроткая — идеальная жена. Никогда не пойдёт на «богопротивное дело» и не совершит измену. Но её личная проблема заключается в сострадании и жалости. Она жалеет своего отца, выпустив его из неволи. После пережитой двойной трагедии она сходит с ума, но именно безумие делает её более чувствительной, позволяя распознать хитрый план колдуна. Она — самый трагический образ в повести, её душа до конца остаётся чистой и безгрешной, и даже освобождение колдуна нельзя считать плохим поступком, ведь она искренне поверила ему.

В легенде, рассказанной старцем-бандуристом, есть два героя:

  • Иван — лихой казак, добрый и честный, поклявшийся делить со своим братом Петром всё нажитое добро. Ему удаётся поймать турецкого пашу и получить от короля награду. Предательство брата становится для него страшным ударом. Он заботится только о своём сыне, поэтому просит смилостивиться хотя бы над безвинным ребёнком, но получает от Петра отказ. Однако его месть, придуманная для предателя, даже Богу кажется слишком жестокой.
  • Петро — подлый и бесчестный человек, предавший своего брата ради золота и почестей. Он завистлив и лицемерен. Столкнув Ивана с обрыва, не хочет пожалеть даже его ребёнка. Впоследствии становится самым богатым человеком в крае. Ни у кого не было таких табунов, стольких овец и баранов. Но всё же после смерти его ждала страшная казнь за содеянное.

Анализ и основная мысль

Жанр произведения — мистическая повесть, хотя сам автор долгое время определял его как «старинная быль». Казачья жизнь и потустороннее, реальное и вымышленное — всё это причудливым образом переплетается между собой, создавая уникальный мир, в котором живут и взаимодействуют герои. Многие критики и литературоведы отмечают, что «Страшная месть» перекликается с произведением «Вий» своими фольклорными мотивами из народных сказок и легенд.

Также в повести затронуты такие темы, как:

  • природа человеческой мести;
  • мотив родового проклятия, традиционный для фольклора;
  • тема греха и наказания за него.

Проводя анализ произведения Гоголя «Страшная месть» для читательского дневника, можно увидеть его уникальную композицию. Завязка — момент на свадьбе, когда Бурульбаши впервые видят уродливого колдуна. Развитие действия продолжается, когда Данило пытается разгадать подозрительное поведение тестя и понять, что тот задумал. В произведении несколько кульминаций, когда происходят смерти персонажей. Развязка наступает, когда всадник вершит кару над колдуном.

Но уникально то, что история о братьях Иване и Петре, воспетая старым бандуристом, композиционно является финальной частью, хотя по смыслу предшествует всему сюжету повести. Лишь прочитав её, можно многое понять и переосмыслить.

Важной мыслью является то, что мстительность не является хорошим качеством. Иван, ставший жертвой подлого предательства, всё равно не является светлым, положительным героем. Если поначалу ему и хочется сочувствовать, то потом, когда он придумывает для своего обидчика изощрённую месть, это желание пропадает.

Помня обиду и накладывая на брата страшное родовое проклятие, он противоречит религиозной морали. Это можно подтвердить цитатой из произведения: «Страшна казнь, тобою выдуманная, человече!» — эти слова говорит ему Бог. Он лишает Ивана Царствия Небесного и обрекает его на своеобразное наказание. Поэтому всадник предстаёт перед читателем тёмной и мрачной фигурой.

Художественные образы создаются автором благодаря эпитетам, сравнениям, красивым иллюстрациям пейзажей родной земли. Как и в других повестях своего сборника, Гоголь использует в тексте украинские слова, которые поддерживают неповторимый колорит и простую народную речь. Произведение позволяет увидеть быт того времени, жизнь типичной казацкой семьи и стандарты поведения мужа и жены, а также некоторые исторические события, например, сражения с ляхами, которые в произведениях Гоголя часто являются теми, кто связан с нечистой силой.

Краткое содержание «Страшная месть»

О произведении

Рассказ «Страшная месть» Гоголя был написан в 1831 году. Произведение, богатое яркими фольклорными образами, народными легендами и поверьями, вошло в знаменитый сборник писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Страшная месть» на нашем сайте. Проверить полученные знания можно при помощи специального теста.

Главные герои

Данило Бурульбаш – молодой мужчина, храбрый казак.

Катерина – любимая жена Данилы, красивая и добрая молодая женщина.

Отец Катерины – колдун, жестокий, коварный старик.

Другие персонажи

Есаул Горобец – названый брат Бурульбаша, добрый, храбрый казак.

Иван и Петро – родные братья, погубившие свои души в желании отомстить друг другу.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Глава 1

На празднование свадьбы сына есаула Горобца приехал его названый брат, Данило Бурульбаш с красавицей-женой Катериной и годовалым сыном. Гости пожалели, что с ними не приехал и старый отец Катерины, который совсем недавно вернулся из дальних стран после долгой отлучки – « он, верно, много нарассказал бы дивного ». В разгар веселья есаул взял иконы, чтобы благословить молодых. В этот миг один из гостей превратился в уродливого старика. Никто не сомневался – это был колдун.

Глава 2

Поздней ночью возвращался Бурульбаш со своей семьей домой. Когда его лодка проплывала мимо кладбища, послышался жуткий стон, и из земли показался « высохший мертвец », а следом за ним другой – еще страшнее. От страха « гребцы пороняли шапки в Днепр ». Данило успокоил казаков и жену, и вскоре лодка оставила позади страшное место.

Глава3

На следующее утро Данило крепко поссорился с отцом Катерины, который вел себя совсем не как христианин и честный казак. В пылу ссоры мужчины схватились за оружие, и старику удалось ранить зятя в руку. Катерина принялась умолять мужа помириться с отцом, и тот нехотя согласился ради сына.

Глава 4

Катерина рассказала мужу сон, в котором ее отец и был тем уродливым колдуном, которого они увидели на свадьбе. Данило не сомневался, что старик немало « грехов наделал в чужой земле ». Он проследил за отцом Катерины, когда тот тайком пробирался в заброшенный черный замок. Заглянув в окно, Данило остолбенел: старик в обличье колдуна вызвал душу Катерины и требовал от нее согласия на их свадьбу.

Глава 5

На следующее утро Катерина рассказала мужу свой кошмар, но Данило объяснил, что все происходило на самом деле. В гневе казак принялся укорять себя, что связался « с антихристовым племенем ». Катерина горько заплакала – она ведь совсем не виновата в том, кем оказался ее отец. Бурульбаш смягчился, и пообещал никому не давать ее в обиду.

Глава 6

Данило приказал заковать колдуна в цепи и посадить в подвал, а замок его сжечь дотла. Отец Катерины знал, что на следующий день состоится его казнь, но не мог выбраться из темницы, которая в прошлом была кельей святого схимника. Увидев Катерину, старик принялся умолять освободить его « ради несчастной матери », умершей много лет назад. Он пообещал, что остаток своих дней проведет в монастыре, где будет замаливать грехи. Катерина поверила коварному колдуну, и выпустила его на свободу. Осознав, что натворила, она лишилась чувств.

Глава 7

Опасаясь лютого нрава мужа, Катерина не нашла в себе сил признаться в том, что это именно она освободила колдуна. Бурульбаш же не сомневался, что тот скрылся благодаря магии.

Глава 8

« На пограничной дороге, в корчме » пировали ляхи со своим ксендзом. Они пили, сквернословили, играли в карты и всячески безобразничали. В своих пьяных разговорах они частенько упоминали хутор славного казака Бурульбаша и его красавицы-жены. Судя по всему, « не на доброе дело собралась эта шайка ».

Глава 9

Данило поделился с женой предчувствием скорой смерти. В хату вбежал казак Стецько и сообщил о приближении ляхов. Разгорелась страшная битва, в которой Данило пал мертвым от рук колдуна. На подмогу прискакал есаул Горобец, но было уже слишком поздно.

Глава 10

В своей землянке старый колдун принялся вызывать душу Катерины, но вместо нее показалось « чье-то чудное лицо ». Старик не на шутку испугался, и опрокинул горшок с волшебным зельем.

Глава 11

Катерина с сыном поселилась в доме есаула, но и там ее душа не могла найти долгожданный покой. Она вновь видела страшный сон, в котором колдун грозился убить ее ребенка, если она не станет его женой. Катерина рассказала обо всем есаулу, и тот с казаками всю следующую ночь стоял на страже. Проснувшись, Катерина увидела в люльке мертвого сына.

Глава 12

В Карпатах объявился странный всадник – « богатырь с нечеловечьим ростом » на огромном вороном коне. Глаза его были сонно прикрыты, а за спиной сидел спящий мальчик. Взобравшись на самую высокую гору, он остановился в раздумье, а темные тучи скрыли его от людских глаз.

Глава 13

После перенесенных страданий Катерина лишилась рассудка. Однажды к есаулу приехал незнакомый мужчина, прикинувшийся старым другом Бурульбаша. Он сообщил, что пообещал Даниле взять в жены его супругу, если тот погибнет раньше времени. Катерина узнала в госте своего отца, и с ножом бросилась на него. Колдун вырвал у нее оружие, замахнулся и « убил безумную дочь свою », после чего бесследно скрылся.

Глава 14

За Киевом приключилось невиданное чудо – « вдруг стало видимо далеко во все концы света ». Видимым стал и исполинский всадник на своем коне. Старый колдун с ужасом узнал то самое лицо, что привиделось ему во время ворожбы. В безумном страхе он отправился к святым местам.

  • Страницы:
  • 1
  • 2
  • Следующая

Колдун прибежал в пещеру к схимнику, и попросил помолиться о нем. Увидев в своей книге налитые кровью буквы, святой старец отказался сделать это. В гневе колдун убил его, и бросился прочь. Он попытался уехать как можно дальше от Карпат, но все дороги вели его к загадочному всаднику. Увидев колдуна, исполин схватил его, громко засмеялся и бросил в глубокую пропасть. Тотчас же сбежались все мертвецы, чтобы вонзить в его тело свои зубы.

Глава 16

В одном городке бандурист развлекал зевак стародавними историями. Он рассказал, что в старину жили два брата – Иван и Петро, которые делили поровну промеж собой и радость, и горе. Однажды король, воевавший с турками, пообещал большую награду тому, кто возьмет в плен турецкого пашу. Братья решили попытать удачу, и разъехались в разные стороны.

Фортуна улыбнулась Ивану, и тот честно разделил награду с братом. Однако Петро « затаил глубоко на душе месть », и, воспользовавшись удобным случаем, столкнул в пропасть Петро и его маленького сына, а сам завладел всем богатством.

Когда умер Петро, Бог призвал к себе души обоих братьев, и предложил Ивану назначить кару предателю. Тот попросил, чтобы все потомство брата жило в грехе и « не имело на земле счастья ». Когда же умрет последний в роду Петра, все предки восстанут из могил и примутся грызть его тело. Сам же Петро « грыз бы самого себя, а кости его росли бы, чем дальше, больше ».

Бог согласился со столь страшной местью, но и Ивану приказал вечно стоять на горе и взирать на муки своего брата и его потомков.

Заключение

В произведении автор сделал акцент на том, что любое зло, причиненное другому человеку, рано или поздно непременно возвратится бумерангом. За каждый свой поступок придется держать ответ.

После ознакомления с кратким пересказом «Страшная месть» рекомендуем прочесть рассказ в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Страшная месть

Праздновал некогда в Киеве есаул Горобец свадьбу сына, на кою съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой, красавицей Катериною, и годовалым сыном. Только старый Катеринин отец, недавно вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. Уж все плясало, когда вынес есаул две чудных иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов.

Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж ее, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу. Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов. Наутро затеялась ссора меж Данилою и хмурым, вздорным тестем его. Дошло до сабель, а там и до мушкетов. Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упрёки Катерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Примирились козаки. Рассказывает вскоре Катерина мужу смутный сон свой, будто отец ее и есть страшный колдун, а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нем нехристя, однако ж более волнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец.

После обеда, во время которого тесть брезгает и галушками, и свининой, и горелкою, к вечеру уходит Данило разведать вокруг старого колдунова замка. Забравшись на дуб, чтоб взглянуть в окошко, он видит колдовскую комнату, невесть чем освещённую, с чудным оружием по стенам и мелькающими нетопырями. Вошедший тесть принимается ворожить, и весь облик его меняется: уж он колдун в поганом турецком облачении. Он вызывает душу Катерины, грозит ей и требует, чтоб Катерина полюбила его. Не уступает душа, и, потрясённый открывшимся, Данило возвращается домой, будит Катерину и рассказывает ей все. Катерина отрекается от отца-богоотступника. В подвале Данилы, в железных цепях сидит колдун, горит бесовский его замок; не за колдовство, а за сговор с ляхами назавтра ждёт его казнь. Но, обещая начать праведную жизнь, удалиться в пещеры, постом и молитвою умилостивить Бога, просит колдун Катерину отпустить его и спасти тем его душу. Страшась своего поступка, выпускает его Катерина, но скрывает правду от мужа. Чуя гибель свою, просит жену опечаленный Данило беречь сына.

Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьётся пан Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. И хоть скачет Горобец на помощь, неутешна Катерина. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр, и, бесстрашно правя чёлном, приплывает к своим развалинам колдун. В землянке творит он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окружённой недремлющими стражами, она обнаруживает его мёртвым и сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на вороном коне. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился.

Безумная Катерина всюду ищет отца своего, чтоб убить его. Приезжает некий гость, спросив Данилу, оплакивает его, хочет видеть Катерину, говорит с ней долго о муже и, кажется, вводит ее в разум. Но когда заговаривает о том, что Данило в случае смерти просил его взять себе Катерину, она узнает отца и кидается к нему с ножом. Колдун сам убивает дочь свою.

За Киевом же «показалось неслыханное чудо»: «вдруг стало видимо далеко во все концы света» — и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы с исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узнал во всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна, и он поворачивает к Киеву, к святым местам. Там он убивает святого схимника, не взявшегося молиться о столь неслыханном грешнике. Теперь же, куда бы ни правил он коня, движется он к Карпатским горам. Тут открыл недвижный всадник свои очи и засмеялся. И умер колдун, и, мёртвый, увидел поднявшихся мертвецов от Киева, от Карпат, от земли Галичской, и брошен был всадником в пропасть, и мертвецы вонзили в него зубы. Ещё один, всех выше и страшнее, хотел подняться из земли и тряс ее нещадно, но не мог встать.

Кончается быль сия старинной и чудной песней старца бандуриста в городе Глухове. Поётся в ней о войне короля Степана с турчином и братьях, козаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и царскую награду поделил с братом. Но завистливый Петр столкнул Ивана с младенцем-сыном в пропасть и забрал все добро себе. После смерти Петра Бог позволил Ивану самому выбрать казнь для брата. И тот проклял все его потомство и предрёк, что последним в роде его будет небывалый злодей, и, как придёт ему конец, явится Иван из провала на коне и низвергнет его самого в пропасть, и все его деды потянутся из разных концов земли грызть его, а Петро не сможет подняться и будет грызть самого себя, желая отомстить и не умея отомстить. Подивился Бог жестокости казни, но решил, что быть по тому.

Страшная месть

«Страшная месть» — повесть Николая Васильевича Гоголя, входящая в состав сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Приблизительно датируется летом — началом осени 1831 года. В первом издании «Вечеров» «Страшная месть» снабжена подзаголовком, убранным в последующих переизданиях: «Старинная быль» [1] .

Стилистические особенности «Страшной мести» носят следы влияния фольклора и в особенности украинского. Помимо думы, сочинённой Гоголем, о причитаниях, о песнях, написанных в подражание украинским народным песням, в повести много фольклорных образов, сравнений, эпитетов.

Сюжет

Есаул Горобец праздновал некогда в Киеве свадьбу сына. Съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой Катериною и годовалым сыном. Отец Катерины, вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. Всё плясало, когда вынес есаул две иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов.

Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж её, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу.

Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов. Наутро меж Данилою и хмурым, вздорным тестем возникла ссора. Дошло до сабель, а там и до мушкетов. Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упреки Катерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Козаки примиряются. Катерина рассказывает мужу смутный сон свой, будто отец её и есть страшный колдун, а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нём нехристя, однако ж более волнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец.

Во время обеда тесть брезгает и галушками, и свининой, и горилкою. К вечеру Данило уходит разведать вокруг старого замка. Забравшись на дуб, чтоб взглянуть в окошко, он видит колдовскую комнату с чудным оружием по стенам и мелькающими нетопырями. Вошедший тесть принимается ворожить, и облик его меняется: он колдун в поганом турецком облачении. Он вызывает душу Катерины, грозит ей и требует, чтоб Катерина полюбила его. Не уступает душа, и, потрясённый открывшимся, Данило возвращается домой, будит Катерину и рассказывает ей всё. Катерина отрекается от отца.

В подвале Данилы, в железных цепях сидит колдун, горит бесовский его замок; не за колдовство, а за сговор с ляхами назавтра ждет его казнь. Но, обещая начать праведную жизнь, удалиться в пещеры, постом и молитвою умилостивить Бога, просит колдун Катерину отпустить его и спасти тем его душу. Страшась своего поступка, выпускает его Катерина, но скрывает правду от мужа. Чуя гибель свою, просит жену опечаленный Данило беречь сына.

Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьётся Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. Неутешна Катерина. Горобец скачет на помощь. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр. Бесстрашно правя челном, приплывает к своим развалинам колдун. В землянке творит он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окруженной недремлющими стражами, она обнаруживает его мертвым и сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на вороном коне. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился.

Безумная Катерина всюду ищет отца своего, чтоб убить его. Приезжает некий гость, спросив Данилу, оплакивает его, хочет видеть Катерину, говорит с ней долго о муже и, кажется, вводит ее в разум. Но когда заговаривает о том, что Данило в случае смерти просил его взять себе Катерину, она узнает отца и кидается к нему с ножом. Колдун убивает дочь свою.

За Киевом же «показалось неслыханное чудо»: «вдруг стало видимо далеко во все концы света» — и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы с исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узнал во всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна, и он поворачивает к Киеву, к святым местам. Там он убивает святого схимника, не взявшегося молиться о столь неслыханном грешнике. Теперь же, куда бы ни правил он коня, движется он к Карпатским горам. Тут открыл недвижный всадник свои очи и засмеялся. И умер колдун, и, мёртвый, увидел поднявшихся мертвецов от Киева, от Карпат, от земли Галичской, и брошен был всадником в пропасть, и мертвецы вонзили в него зубы. Ещё один, всех выше и страшнее, хотел подняться из земли и тряс её нещадно, но не мог встать.

Кончается рассказ старинной песней старца бандуриста в городе Глухове. Поётся в ней о войне короля Степана с турчином и братьях, козаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и царскую награду поделил с братом. Но завистливый Пётр столкнул Ивана с младенцем-сыном в пропасть и забрал всё добро себе. После смерти Петра Бог позволил Ивану самому выбрать казнь для брата. И тот проклял все его потомство и предрёк, что последним в роде его будет небывалый злодей, и, как придёт ему конец, явится Иван из провала на коне и низвергнет его самого в пропасть, и все его деды потянутся из разных концов земли грызть его, а Петро не сможет подняться и будет грызть самого себя, желая отомстить и не умея отомстить. Подивился Бог жестокости казни, но решил, что быть по тому [2] .

«Страшная месть», анализ повести Гоголя

Раннее творчество Николая Васильевича Гоголя представляет собой некий симбиоз романтической лирики, откровенной сатиры и предельно реалистичных картин своей эпохи. Писатель лелеял мечту об идеальном человеке, о справедливости бытия, он ясно понимал, что злые намерения и действия ведут к полной деградации личности.

Очень показательна в этом смысле повесть Гоголя «Страшная месть» – одно из самых известных ранних произведений автора. Повесть увидела свет в 1831 году и вошла в популярный сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Изначально она называлась «Страшная месть, старинная быль», но со временем заголовок стал более лаконичным.

В историческом плане это произведение оказалось весьма значимым не только для Николая Васильевича, но и для всей русской литературы, поскольку в нем нашли отражение события, связанные с борьбой запорожских казаков против Турции и Речи Посполитой. Это подтверждают воспоминания о военных действиях главного героя повести Данилы Бурульбаша.

«Страшная месть» окутана легендарно-фантастическим ореолом. В произведении поднята магическая тема потусторонних явлений человеческой природы. И все это описано с присущим Гоголю мастерством. Классик то высмеивает эти явления, то внедряет их в казацкий быт, фольклор и народные обычаи, то красочно создает мрачные и зловещие картины жизни, передавая свое настроение и влияя на восприятие читателя. Это особенно зримо прослеживается в описании местности, где происходят события. Недаром школьникам рекомендовано изучать наизусть отрывки повести, в которых Гоголь детально и колоритно создает пейзажные зарисовки родной земли.

Через характеры персонажей автор с высокой точностью передает культурные особенности и мировоззрение героев того времени, сохраняет истину в описании костюмов, предметов быта, традиций. Гоголь преследует цель точно воспроизвести внешний и внутренний образ типичной казацкой семьи, стандарты поведения в обществе мужа и жены. Вот как он описывает жену Бурульбаша: «Дивилися гости белому лицу пани Катерины, черным, как немецкий бархат, бровям, нарядной сукне и исподнице из голубого полутабенеку, сапогам с серебряными подковами». Читатель понимает, что это не просто описание одежды героини. Эти строки передают настроение Катерины и даже дух произведения. Национальные особенности автор видел во всех деталях жизни народа. Веселая непринужденность, чувствительность, романтизм и искренность были присущи жителям украинских земель.

И в этом, как отмечают многие критики и литературоведы, «Страшная месть» перекликается с повестью «Вий». Схожи и многие герои этих произведений, мистические существа из народных сказов и легенд. Николай Васильевич мастерски стирает грань между реальным и вымышленным, переплетает события в одно целое, соединяет судьбы настоящих и мистических героев. Колдун – отец Катерины, но в отдельных эпизодах он символизирует дьявола, предстает перед читателями существом, которое вобрало в себя все запрещенное и перечащее принципам реального человека.

Практически все персонажи повести представляют собой собирательные образы, характерные для народа, а все события происходят на ограниченном и удаленном пространстве: хутор, глухое село в горной местности. Это впечатление усиливают и великолепные гоголевские пейзажи. Картина происходящего видна читателю как на ладони.

Автор как бы анализирует события и поступки героев со стороны, что весьма характерно для сказок, легенд и других произведений с элементами мистики и фантастики. Но Гоголь не изменяет и другим творческим традициям: иронично, немного нереально, но очень поучительно он показывает свое отношение к происходящему.

Повесть «Страшная месть», как и другие произведения из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», родилась на пересечении западных и восточных литературных традиций. Элементы романтизма многие критики усматривают в личном отношении Гоголя ко всем событиям и героям. Их подчеркивают также мистическая составляющая и легкая ирония автора.

Анализируя «Страшную месть», нельзя обойти вниманием еще одну гоголевскую тему, которую мало кто исследовал. Речь идет о природе человеческой мести. В этом произведении мстительность является ключевым фактором, на который нанизан сюжет. Гоголь считал, что наказуемо не только самое страшное зло, но даже то, что совершено с «благородной» целью. Поэтому Бог карает не только род убийцы Петра, а и самого мстителя Ивана. Тот обязан вечно стоять на горе и смотреть на страшную кару, которую придумал для своего брата.

Поражает, что автор создал «Страшную месть» в двадцать лет. Откуда же такие глубокие философские и житейские познания в столь юном возрасте? Наверное, этот феномен так и останется тайной, как и многие другие факты, связанные с личностью и творчеством Николая Васильевича Гоголя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector