0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Горько но правда краткое содержание

На дне

Акт 1. Появление старика Луки

Весеннее утро. Ночлежка для нищих — подвал со сводчатым потолком и нарами вдоль стен. Один угол отгорожен фанерой, в другом — русская печь и кровать за грязной занавеской. В центре комнаты — стол с самоваром.

У самовара хозяйничает торговка Квашня.

Она рассказывает жителям ночлежки об ухажёре, за которого не хочет выходить замуж. Овдовев, она освободилась от мужа-тирана и не желает идти «мужчине в крепость».

Работающий за верстаком слесарь Клещ говорит, что Квашня выйдет замуж.

В ответ та обвиняет Клеща в том, что он сводит жену в могилу. Его действительно раздражает больная жена Анна, лежащая на кровати, он относится к ней грубо.

На печи просыпается алкоголик Актёр.

Он помогает Анне выйти на свежий воздух и сталкивается с Костылёвым, который ищет свою молодую жену Василису.

Костылёв замечает доброе отношение Актёра к умирающей. Актёр просит Костылёва скостить ему половину долга, но тот отказывает.

Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта — она превыше всех благ. А долг твой мне — это так и есть долг!

Костылёв знает, что Василиса — любовница вора Пепла, живущего в отгороженном углу, но никак не может поймать их вместе.

Пепла он побаивается, поскольку покупает у него краденые вещи. Вору же Василиса надоела, он ухлёстывает за её сестрой Наташей, которая отвергает его ухаживания.

Пепел ворует с детства, никогда не работал и не собирается, Клещ, напротив, считает неработающих людей рванью, живущей «без чести, без совести». По мнению Пепла, честь и совесть «на ноги вместо сапог не наденешь», они тем нужны, «у кого власть да сила есть».

В ночлежке появляется новый постоялец — старик Лука.

В это время пьяненький сапожник Алёшка натыкается на Василису, разыскивающую Пепла.

Алёшка разнёс сплетню, что Пепел хочет бросить Василису из-за Наташи, Василиса решает отомстить, вспоминает, что Алёшка не заплатил за проживание, и выгоняет его из ночлежки. Обнаружив, что Пепла нет, Василиса становится ещё злее и уходит.

Входит полицейский Медведев — он только что арестовал Алёшку за нарушение спокойствия.

Медведев оказывается ухажёром Квашни. Вернувшаяся с рынка торговка снова отказывается идти за него замуж.

Лука вводит в комнату еле живую Анну. В это время в сенях Василиса начинает бить Наташу. Все, кроме Луки и Анны, бросаются их разнимать.

Акт 2. Лука пробуждает в нищих надежду

Вечер. Лука сидит у постели Анны. Большая компания играет в карты, Клещ и Актёр наблюдают за игрой. Картузник Бубнов и Медведев играют в шашки.

Анна жалуется Луке, что видела от мужа только побои и обиды, всю жизнь голодала, ходила в отрепьях. Лука утешает несчастную, обещает ей отдых после смерти.

Сжульничав, нищий Барон выигрывает и собирается пропить выигрыш в компании Актёра.

Они приглашают с собой Луку, но старик отказывается.

Актёр обнаруживает, что забыл свои любимые стихи, которые собрался прочесть Луке. Лука говорит, что нельзя забывать любимое, и предлагает Актёру лечиться от пьянства. Он уверяет, что где-то есть бесплатная лечебница для пьяниц, Актёру только надо не пить несколько дней, а уж название города Лука обязательно вспомнит.

Человек — всё может… лишь бы захотел…

Сперва Актёру нравится идея начать жизнь сначала, но потом он называет Луку чудаком и уходит.

Анна просит Луку поговорить с ней. Клещ пытается что-то сказать жене, но той уже не до него. Больше никому нет дела до умирающей, только Бубнов радуется, что Анна больше не будет кашлять по ночам.

Пепел спрашивает Медведева, сильно ли Василиса избила сестру. Медведев отвечает, что семейные дела вора не касаются, грозится арестовать его. Тогда Пепел обещает выдать Василису с Костылёвым, которые скупали у него краденное. Медведев отступает.

Лука убеждает Пепла, что Сибирь — «золотая сторона… кто в силе да в разуме, тому там — как огурцу в парнике». Пепел уверен, что старик врёт, Лука же говорит, что правда не всем нужна, для многих она смертельна.

Пепел спрашивает Луку, есть ли Бог. Старик отвечает: «Коли веришь, — есть; не веришь, — нет… Во что веришь, то и есть». Пепел почти догадывается, кто Лука такой, но тут входит Василиса и зовёт вора поговорить.

Лука подслушивает их разговор. Пепел признаётся, что никогда не любил Василису. Та предлагает Пеплу деньги и Наташу в жёны, если он убьёт её мужа.

Костылёв застаёт жену с Пеплом и устраивает скандал. Пепел хватает Костылёва за шиворот, но тут вмешивается Лука и советует вору не слушать Василису, а брать Наташу и уходить.

Тут умирает Анна. Лука с Пеплом идут в трактир сообщить Клещу о смерти жены, а в комнату входят пьяный Актёр и Наташа. Актёр прощается с Наташей, собираясь уехать в лечебницу для пьяниц, а после излечения вернуться на сцену.

У Клеща нет денег, чтобы похоронить жену, — всё пропил. Жители ночлежки обещают собрать кто сколько может и спокойно укладываются спать — труп их не волнует.

Акт 3. Разговоры о правде и человеческом достоинстве

На пустыре — заднем дворе ночлежки — сидят Наташа, Лука, Барон, его сожительница Настя и Клещ. В окно выглядывает Бубнов. Настя рассказывает о влюблённом в неё красавце-студенте. Барон со смехом говорит, что история взята из прочитанного ею бульварного романа.

Лука уводит обиженную Настю, ласково утешая. Наташа признаётся, что сама ждёт особенного человека, который спасёт её от сестры и Костылёва.

Барон уходит мириться с Настей. Вернувшийся Лука рассказывает, как на дачу, где он служил сторожем, в поисках еды залезли двое беглых каторжников. Лука пожалел их, не стал убивать и прожил с ними на этой даче всю зиму. «Человек может добру научить» — заключает Лука.

Бубнов говорит, что врать не умеет и предпочитает говорить правду. Клещ кричит, что ненавидит Луку, его утешения и правду Бубнова, и убегает. Лука говорит Бубнову, что «не всегда правдой душу вылечишь», и рассказывает о человеке, верившем, что есть на свете праведная земля, где все уважают друг друга. Эта вера помогала человеку жить, но однажды учёный доказал ему, что праведной земли не существует, и человек повесился.

Бубнов не верит, смеётся и уходит. Лука заявляет, что скоро уйдёт «в хохлы», где, по слухам, открыли новую веру. Старик верит: «кто крепко хочет — найдёт», надо только помогать людям и уважать их.

Пепел снова предлагает Наташе уйти с ним, обещает бросить воровство.

Надо так жить… чтобы самому себя можно ‹…› было уважать…

Он просит, чтобы Наташа помогла ему измениться, но девушка не верит Пеплу и не любит его. Василиса слушает их разговор из окна. Наконец, Наташа соглашается, но обещает повеситься, если Пепел её ударит. Лука подбадривает девушку — «ты ему нужнее, чем он тебе».

Василиса насмехается над сестрой, намекая на мужское бессилие бывшего любовника. Приходит Костылёв и гонит Наташу ставить самовар. Между Пеплом и Василисой начинается ссора, которую прекращает Лука.

Костылёв уже знает, что Лука собрался уходить. Он считает, что долг человека — не бродяжничать, а приносить пользу. Странник же не должен вмешиваться в чужие дела, жить отшельником и молиться «за все мирские грехи».

Лука возражает: есть люди, похожие на урожайную землю — «что не посеешь на ней — родит», а таких, как Костылёв и бог не исправит. Разозлённый Костылёв выгоняет Луку из ночлежки.

Бубнов считает, что «вовремя уйти всегда лучше», он «от каторги спасся тем, что вовремя ушёл». Жена Бубнова с любовником хотели его извести. Бубнов хотел убить жену, но передумал и ушёл, оставив всё имущество — кожевенную мастерскую.

Появляются нищий Сатин и Актёр, который целый день не пил.

Сатин рассказывает Луке, что в молодости «убил подлеца», защищая сестру. Пока сидел в тюрьме, сестра умерла, а Сатин стал игроком.

Приходит Клещ. Он продал весь инструмент, чтобы похоронить жену, и ему нечем работать, а становиться бездельником стыдно.

Тут выясняется, что Василиса опрокинула на ноги Наташе кипящий самовар. Разъярённый Пепел толкает Костылёва, тот падает и умирает. Василиса называет его убийцей. В ответ Пепел кричит, что это Василиса его подговорила мужа убить. Наташа решает, что они заодно и изувечили её специально, чтобы не мешала. Находясь в полубес­па­мятстве, она проклинает Пепла.

Акт 4. После исчезновения Луки

Ночь, ночлежка, где больше нет комнаты Пепла. За столом Клещ, ставший нищим, чинит гармонь, а Сатин, Барон и Настя выпивают. На печи кашляет Актёр.

Все обсуждают исчезновение Луки. Насте жаль старика, который всё видел и понимал. Сатин сравнивает Луку с мякишем для беззубых, а Барон — с пластырем для нарывов. Клещ считает старика хорошим — он «закон в душе имел».

Настя хочет уйти от Барона. Сатин насмешливо советует ей захватить с собой Актёра, который всё собирается в мифическую лечебницу «в полуверсте от края света». Он считает, что старик врал из жалости к ближним. Такая ложь нужна тем, «кто слаб душой, и кто живёт чужими соками», но не тому, кто сам себе хозяин.

Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!

Тем не менее, на Сатина старик подействовал «как кислота на старую и грязную монету». Однажды Сатин спросил Луку, зачем живут люди. Старик ответил, что люди думают, что живут только ради себя, но на самом деле ждут рождения лучшего человека. Поэтому «всякого человека и уважать надо» — вдруг именно он родился на счастье и для большой пользы.

Барон вспоминает своё семейство — выходцев из Франции. Его предки служили русским царям, занимали высокие посты. Настя кричит, что ничего этого не было, — хочет, чтобы Барону тоже стало обидно. Сатин советует ему всё забыть.

Настя рассказывает, что Наташа сбежала из больницы и бесследно исчезла. Клещу интересно, кто кого глубже утопит — Пепел Василису или наоборот. Настя считает, что хитрая Василиса вывернется, а Пепел попадёт на каторгу. Она снова ссорится с Бароном и убегает.

Сатин просит приятеля не трогать девушку, он сегодня ко всем добр. Глядя на молящегося татарина-мусульманина, Сатин рассуждает, что в Человеке — совокупности всех людей на земле — «все начала и концы», а окружающий мир — «дело его рук и его мозга». Его надо не унижать жалостью, а уважать, ибо «человек — это звучит гордо».

Барон так рассуждать не умеет и боится. Он всю жизнь плыл по течению и менял одежду. Учился — носил форму студента, женился — примерил фрак, разорился — надел серый пиджак и рыжие брюки, служил чиновником — облачился в мундир и фуражку, украл казённые деньги — получил арестантский халат, теперь носит отрепья, а зачем родился — так и не понял. Порассуждав, Барон отправляется мириться с Настей.

Актёр выпивает стакан водки и выбегает из комнаты. Входят выпившие Бубнов и Медведев с водкой и закуской, всех угощают. Алёшка играет на починенной Клещом гармошке. Они смеются над Медведевым — его уволили из полиции, теперь он подчиняется Квашне, а та, по слухам, его бьёт. Собутыльники, весело распевая, собираются в трактир.

Тут испуганный Барон сообщает, что Актёр повесился на пустыре. Сатин негромко говорит: «Эх… испортил песню… дур-рак!».

Три правды в пьесе Горького «На дне» (с примерами из текста) (Горький Максим)

Пьеса «На дне» была написана Горьким в 1902 году. Окончательное свое название пьеса получила на театральной афише после того, как Горький перебрал другие: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В отличие от первоначальных, оттеняющих лишь трагическое положение босяков, последнее явно обладало многозначностью: «на дне» не только жизни, а в первую очередь человеческой души. Пьеса Горького — это приговор бесчеловечной действительности, социальному устройству, где возможно само существование людей «дна», и утверждение веры в добро, справедливость и талант.

В пьесе Горького «На дне» сталкиваются три правды: правда факта, правда утешительной лжи и правда веры в человека.

Правду факта в пьесе представляет Бубнов.

Он был когда-то скорняком, имел свое заведение, но оно было записано на жену. Поругавшись с ней из-за того, что та ему изменила, он ушел из дома и остался ни с чем. Сейчас он картузник. Как и все обитатели ночлежки, Бубнов пьет. Его правда заключается в том, чтобы лишь констатировать факты. Он не дает людям надежды, не утешает их и в них не верит. Это хорошо видно из слов, которые Бубнов говорит Насте, когда та заявляет, что уйдет из ночлежки, потому что она тут лишняя: «Ты везде лишняя. да и и все люди на земле — лишние. » Возможно, это происходит потому, что Бубнов сам уже никому и ни во что не верит, и, в первую очередь, не верит в себя.

Он уже смирился со своим положением и не хочет ничего менять, ни к чему не стремится, жажда жизни в нем давно угасла. Бубнов говорит: «Люди все живут. как щепки по реке плывут. строят дом. а щепки — прочь. » Душа Бубнова тоже очерствела, он даже не может сострадать человеку. На заявление Луки о том, что Анна умирает, Бубнов лишь цинично говорит: «Кашлять, значит, перестанет. Кашляла она очень беспокойно. «

В пьесе Бубнов не играет ни отрицательной, ни положительной роли. Безусловно, он говорит правильные вещи, речь его усыпана пословицами и поговорками, но для жителей ночлежки он не представляет решительно ничего. Он постоянно находится как бы в стороне от событий.

Он все время то сидит на нарах вдали от всех и шьет из штанов шапку, то уходит за нитками на базар. В третьем действии, когда все обитатели ночлежки сидят на пустыре сзади дома, он только высовывается в окошко, в сцене драки мы тоже не наблюдаем его активного участия. И лишь в конце четвертого действия Бубнов вваливается с множеством бутылок водки и пива и кричит, что всех угощает. С его приходом происходит сближение всех ночлежников, они пьют, поют, тем самым «рыдая» над своей судьбой. Вот почему на объявление Барона о самоубийстве Актера Сатин отвечает: «Эх. испортил песню. дур-рак!»

Правду утешительной лжи в пьесе представляет Лука. Это мудрый старик, странник. Он поселился в ночлежке лишь на некоторое время, чтобы отдохнуть и отправиться странствовать дальше. С одной стороны Лука — светлый, с другой — лукавый. Действительно, Лука, как луч света, блеснул в серой и безнадежной жизни ночлежников, пробудил в их душах самые человечные чувства. Более того, Лука дал понять ночлежникам, что их тоже можно уважать. Войдя в ночлежку, он сказал: «Доброго здоровья, народ честной!» Бубнов холодно заметил: «Был честной. » Но Лука ответил: «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают. » Лука вернул ночлежникам чувство собственного достоинства, стремление к лучшему, хоть и сказочному. Актеру он внушил, что в одном городе есть больница с мраморным полом, где лечат от пьянства бесплатно, потому что «признали, видишь, что пьяница — тоже человек». Ваське Пеплу обещал сладкую жизнь в Сибири. Анну успокаивал сказками о том, что на том свете, в раю, она отдохнет, что умирать совсем не страшно. Но сам старик хорошо понимал, что ждет этих людей в будущем, поэтому он пытался своим лукавством натолкнуть их на путь истинный. Ведь после того, как Лука рассказал Актеру про лечебницу, он добавил: «Да я тебе город назову. Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись. Возьми себя в руки и — терпи. » Это говорит о том, что Лука верит в человека, в его силы. Наврав Актеру про лечебницу, он надеялся, что тот сам справится с алкоголизмом, несколько раз воздержавшись. Лука говорит: «Человек — все может. лишь бы захотел. «

По отношению к Анне Лука оказался единственным утешителем, ведь никто даже не обращал на нее внимания, не ухаживал за ней. Каждый раз, когда Анне становилось скучно и страшно, Лука разговаривал с ней, утешал ее, он выводил Анну в сени подышать свежим воздухом и приносил попить. А все это потому, что Лука любит людей. Он говорит: «Человек — каков ни есть — а всегда своей цены стоит. » Лука верит, что каждый человек «для лучшего живет». Эта его вера мотивирует и такой поступок, как спасение Васьки Пепла. Лука специально залез на печь и подслушал разговор Пепла и Василисы, потому что чувствовал, что затевается что-то неладное. И только благодаря старику Васька в порыве ярости не убил Костылева. Затем Лука начинает внушать ему, чтобы он не слушал Василису и уходил отсюда как можно быстрее, и вот тут-то старик, чтобы обнадежить Ваську, прибегает опять к своей утешительной лжи. И даже Васька Пепел, который вначале никому не верил, теперь прислушивается к басням старика.

Обнадежив таким образом практически всех ночлежников, Лука незаметно исчезает во время уличной драки. Этот уход обычно трактуют как бегство лжеца, сеятеля иллюзий, как крах его. Но на самом деле старик понял, что ему больше нечего делать в ночлежке, он дал ее обитателям призрачную надежду, вернул веру в себя и жажду жизни.

После ухода Луки напущенный им дым иллюзий начинает понемногу развеиваться. Ночлежники уже хорошо понимают, что так больше жить нельзя, но и выхода не видят. Чем радужнее были надежды, навеянные Лукой, тем больнее было осознавать, что на самом деле они никогда не сбудутся. Например, Актер вообще не выдержал краха надежд и покончил жизнь самоубийством. Но все-таки приход Луки не прошел бесследно: все, кто раньше ничего не понимал, не думал, начинают размышлять над смыслом жизни. Даже Барон, такой, казалось бы, совершенно пустой человек, которого Лука, в принципе, и не коснулся, говорит: «А. ведь зачем-нибудь я родился. а?»

Наряду с положительной ролью, которую сыграл Лука в пьесе, явно есть и отрицательная. Да, людям нужно сочувствие и сострадание, их нужно пожалеть и успокоить, но правду о жизни человек обязан знать всегда, иначе последствия от разочарования будут огромны, как получилось с Актером. А Лука был для ночлежников «как пластырь для нарывов», — так сказал о нем Барон; «как мякиш для беззубых», — так выразился Сатин.

Правду веры в человека в пьесе представляет Сатин. В прошлом он был очень образованным человеком, играл на сцене, рассказывал анекдоты и служил на телеграфе. Потом он четыре года и семь месяцев отсидел в тюрьме за то, что «убил подлеца в запальчивости и раздражении» из-за родной сестры. Отблески прошлой жизни еще иногда всплывают в его сознании, Сатин до сих пор помнит научные слова: «»сикамбр», «макробиотика», — но уже не знает, что они значат. Его теснит, давит нищая жизнь, он говорит: «Надоели мне, брат, все человеческие слова. все наши слова — надоели! Каждое из них слышал я. наверное, тысячу раз. » Но и делать ничего для того, чтобы вырваться из ночлежки, он не собирается. Сатин твердо уверен в том, что «после тюрьмы — нет ходу!» Он единственный в ночлежке не верил ни единому слову Луки, но и единственный хорошо понимал его поступки. В пьесе Сатин говорит устами Горького, но его идеи находятся в противоречии с его существованием, мысли расходятся с поступками. Сатин, безусловно, видит правду, но к настоящему делу он не пригоден. Умный и дерзкий, он говорит правду в глаза, не щадя человека. Во всей ночлежке нет понимающей и близкой ему души, лишь с приходом Луки такая появляется. Сатин как будто оживает с его появлением, начинает с ним спорить. Они оба понимают друг друга. Лука видел в душе Сатина желание говорить всем жестокую правду в лицо, потому что он сам был сломлен этой правдой. А Сатин, в свою очередь, видел, что Лука указывает ложный путь спасения, не зная истинного, потому что хочет помочь людям, но помогает не так, как следовало бы. После пребывания Луки в ночлежке Сатин сам пропитывается его идеями и продолжает высказывать их даже после его ухода. Он же и защищает Луку, когда практически все обитатели ночлежки называют его шарлатаном. Сатин кричит на них: «Дубьё. молчать о старике! Ты, Барон, — всех хуже! Ты — ничего не понимаешь. И — врешь! Старик — не шарлатан! Он врал. но — это из жалости к вам!» Именно из этих слов лучше всего видно, что Сатин глубоко понимал идеи и поведение Луки.

Но в следующих поступках Сатина проявляется его двойственная натура. С того момента, как Сатин увидел, что ночлежники только больше запутываются в дыму иллюзий, напущенном Лукой, он начинает открывать всем глаза на правду и как можно ниже опускает идеи старика в глазах сожителей. Здесь сам Горький в лице Сатина противостоит утешительной лжи Луки. Сатин говорит: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!» Актер от такой внезапной истины покончил жизнь самоубийством, даже Клещ, в котором до сих пор не угасала надежда на спасение, от такого контраста красивой сказки и жестокой правды теряет свою веру и сливается с безликой массой ночлежников. Теперь он не называет их никчемными тварями, не утверждает, что они ниже его и не хотят работать, теперь Клещ сравнялся с ними, он говорит: «Ничего. Везде — люди. Сначала — не видишь этого. потом — поглядишь, оказывается, все люди. ничего!»

Но пребывание Луки с его идеями рядом с Сатиным не прошло бесследно. Сатин уяснил для себя, что нужно верить в людей, поддерживать их, ведь каждый своей цены стоит. И Сатину уже не хочется говорить правду грубо всем в глаза, он понимает, что «человек — вот правда!» Сатин говорит о себе и Луке: «Он. подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету. » Лука пусть и хотел помочь людям, но, пожалуй, сыграл положительную роль только в судьбе Сатина, ведь тот наконец-то понял: «Не обижай человека!»

В пьесе Сатин — ключевой персонаж. Его устами говорит сам Горький. Именно из-за Сатина повесился Актер, потому что тот в одну минуту сломал все его мечты и планы. Он же убил надежду Клеща и убедил Настю, что настоящей любви не бывает. Именно Сатин понял Луку, и только он смог прогнать призрачные надежды обитателей ночлежки. Трудно судить, положительную или отрицательную роль играет Сатин в пьесе. Он, скорее всего, выступает как судья неправильным действиям Луки и глупым мечтам ночлежников. Если в самом начале Сатин и был грубым, то потом, благодаря Луке, он понял, как нужно относиться к людям.

Я считаю, что врать людям так много, представлять мир в розовом свете, хотя на самом деле все не так, нельзя. Каждый человек должен трезво оценивать свое положение, возможности и мир вокруг себя. А так, как Лука, вводить людей в заблуждение не стоит. Но и жестоко говорить правду в глаза, не жалея человека, тоже не нужно, ведь обидеть всегда легко, а поддержать в трудную минуту сможет не каждый. Правду говорить необходимо, но делать это надо так, чтобы она не ранила человека.

Сам Горький так же, как Лука, безгранично любил людей, но одобрял поведение Сатина, потому что ненавидел ложь, затмевавшую глаза. Через всю пьесу Горький проводит главную мысль: «Человек! Это — великолепно! Это звучит. гордо!»

Михаил Старицкий — Горькая правда

Михаил Старицкий — Горькая правда краткое содержание

Горькая правда читать онлайн бесплатно

Под лазоревым небом Подолии раскинулась пышная осень; брызнула она золотом на темные грабовые леса, заткала нежными серебристыми нитями бархат отав, покрыла бронзой высокие тополи, одела в пурпур виноградники, залегшие каймой у подножия скал, уставила разноцветными стогами крестьянские токи у кокетливых хат и обошла лишь одну, спрятавшую свое убожество далеко от подруг, за камнем, на склоне горы, у опушки вырубленного леса.

Прежде эта халупа была нарядной хатой лесника и ее окружали хорошие хозяйские постройки; но помещик лес продал, лесник Гудзь умер, а вдова его Устя, лишенная жалованья, с малолетним сыном Харьком не могла уже поддержать и сохранить усадьбу: хата сгорбилась, покосилась, сложенные из камней оборы обвалились, холодные постройки разнесены были по бревну…

Впрочем, хата внутри и теперь была выбелена чисто и подведена внизу красной каймой, а доливка[1] ее, убитая щебнем и глиной, даже нарядно желтела. Согнутый сволок поддерживался посредине деревянным столбом; широкие берестовые лавы покрыты были хотя и старыми, но чистыми веретами; в красном углу, выклеенном двумя полосами шпалер, висели почерневшие образа; там же стоял и стол, покрытый белой скатертью, а за ним ближе к глухой стене помещался ткацкий станок — верстак. У самой же глухой стены с небольшим лишь окошечком вплоть до самой печи прилажен был пол — род нар.

Несмотря на яркий день, в хате царил полумрак; сквозь небольшие, вросшие почти в землю и закрытые стеблями бурьяна окна проникало мало света. В приподнятые рамы струился в светлицу душно-влажный воздух, пропитанный запахом гнилых листьев; но несмотря на согретые солнцем струи, тянуло из углов хаты затхлой сыростью…

На полу были постланы и накрыты серым рядном два кожуха; на этой постели лежал обложенный подушкам в забытьи, молодой, но исхудавший до невозможности парубок. В чертах его лица, обостренных худобой, виднелись следы красоты и некоторой доли облагороженности, — только нижний овал его был несколько груб; смело взмахнутые брови теперь резко чернели на бледно-пепельном лбу, темные волосы беспорядочными космами лежали на подушке, из глубоких орбит сомкнутых глаз вырезывались бахромой дуги ресниц и бросали на желтые, втянутые щеки больного широкие тени; едва заметная складка между бровей придавала лицу его холодное, равнодушное выражение.

Кроме больного, в хате находились еще женщины: одна, средних лет, с повязанной платком головой, сидела на полу, у изголовья больного, и по временам прикладывала руку то к голове его, то к вискам, а другая, постарше, худенькая, с сморщенным темным лицом, в грубой сорочке, вышитой черной заполочью, да в самотканой джерге, сидела на скамеечке у его ног, склонив безнадежно голову; во всей согбенной фигуре и в выражении глаз старухи сказывалось столько горя, столько мучительной, беспощадной тоски, сколько могут дать на земле бедность, приниженность да горькая сиротская доля… Повязанная платком, очевидно, знахарка, продолжала важным методическим голосом излагать худенькой старухе результат своих исследований.

— Нет, кости у него целы, а нутро все попечено… перетлело… Прибегает это ко мне ваша Ликера, голосит, бьет себя в грудь: зализныця[2], мол, пришибла Харька, тобто вашего сына… замертво, говорит, привезли… а оно, выходит, не зализныця, а просто огневица.

— Будет жить? — спросила хриплым, надтреснутым голосом старуха, мать умирающего.

— Ох, навряд! — покачала головой знахарка. — Не топтать ему уже рясту: и голосники попорчены, и мозок почернел… вон где уже у него душа, — ткнула она пальцем в выдавшийся кадык, — в самой горлянке, на вылете.

— Рятуйте! — завопила и затряслась старуха от бесслезных рыданий. — Одним один, как палец… единая порада и утеха. Господи, прибери лучше меня, а продли ему дни! Ой, тяжело сироте расти меж чужими людьми, а старому-то остаться сиротой так уж так тяжко, что не вымолвишь. Спасите дытыну, пани знахарко, отходите моего сокола ясного — ничего не пожалую: ни хаты, ни злыднив, ни моей жизни ненужной… Ой, на бога! — заломила руки старуха и готова была упасть перед знахаркой на колени.

Знахарку, видимо, тронуло отчаяние матери; она подхватила старуху и, усадив на скамеечку, стала утешать ее.

— Еще нечего тужить загоди: на бога надия! Бог все может… у него все готово. Ну, и я не сложу рук… Вот Ликера прикатит шаплык, нагреете воды, и сделаем ему купель: первое, хворого нужно попарить, добре попарить; потом следует надеть на него пазухой на спину сорочку и напиться дать материнки: може, с потом оно хворобу и вытянет. А то можно будет и горшок на живот вскинуть, — тоже добре потянет. А коли он хотя мало придет в себя, в те поры нужно будет его посадить и встряхнуть раза три, чтоб душа пониже опала: тогда уже все станет гаразд.

Старуха несколько успокоилась. Знахарка, положив руку на голову ее сына, начала что-то шептать и по три раза сплевывать в сторону. Вдруг в хате раздался пронзительный крик, и больной, сорвавшись с постели, ринулся прямо в красный угол, к окну. Это случилось так неожиданно, что бабы опешили и, растерявшись, не знали, что предпринять.

— Геть, ідоле! Не зазирай своїми гадючими очима мені в душу, не мигочи отрутним жалом! — захрипел он глухим, клекочущим голосом, звучавшим глубоко где-то в груди, и повел вокруг хаты безумными мутными глазами с поблекшим зрачком; потом он уставился в одну точку, принял театральную позу, и, подняв грозно правую руку, заговорил едким, укоряющим тоном: — Ты выпил уже мою кровь… Чего же ты хочешь еще? Чего тебе нужно? Слез моих… а? Были… а теперь высушил их огонь… да, огонь, что горит здесь, — ударил он себя в грудь кулаком, — палит и горло, и грудь.

Он рванул за ворот сорочку, с обнаженной грудью двинулся было к верстаку, но пошатнулся и чуть не упал, ухватившись инстинктивно за угол стола.

— Маты божа! Что с ним? — опомнилась наконец Устя и бросилась к своему сыну, за ней поспешила и знахарка.

— Огневица помутила, знать, розум… нужно уложить, — и они обе взяли исступленного Харька под руки и хотели было подвесть к постели, но больной с невероятной силой потянул их обеих к верстаку.

— Не могу я! Йосып Степанович, видит бог, не могу, — заговорил он снова с горячечной быстротой, захлебываясь и задыхаясь. — Хоть годынку отдыху дайте — подорвался вконец! Гей, сюда, сюда… Кто там? Сундуки навалились… Ой, мочи нет! Самовара не успею… а мне еще два выхода… Га? Жалованье? Ха-ха! Какие там это гроши — пятнадцать карбованцев? На харчи не хватает! Ваши-то харчи вышли недоедками… помоями с тарелок, что и собака б не ела… а что языком звонили? Го-го! Казав пан: кожух дам, та и слово його тепле! Ха-ха-ха-ха! — засмеялся он дико, выпячивая грудь и опрокидывая назад голову, и посинел даже от захвата дыхания.

— Вы его, господыне, поддержите отак под руки, — обратилась тревожно знахарка к Усте, — а я захвачу кухоль воды, а то захлебнется.

Устя обняла одной рукой костлявый стан своего сына, а другой прижала его горячую голову к своей мокрой щеке и стала засматривать в его тусклые очи, нашептывая давящим, всхлипывающим голосом:

— Глянь же на меня, Харьку, глянь же, мой орле! Ужели не узнаешь своей неньки? Я ж твоя бесталанная мама… Сирота-старуха! Узнай же меня… да промолви хоть единое теплое слово, дитя мое, зневаженное лихими людьми, запропащенное ни за що!

Больной вслушивался в тягучий голос старухи, и последний словно пробуждал в его воспаленном мозгу какое-то смутное воспоминание; нервная дрожь пробегала по его телу, голова тряслась и вытягивалась вперед, словно он вслушаться хотел в неуловимые, улетающие звуки. Знахарка поднесла к его запекшимся устам кухоль воды; с жадностью отхлебнул он несколько глотков и стал понемногу успокаиваться; потом, обернувшись к матери, скользнул бесследно взором по дорогим, знакомым чертам и заговорил снова, только протяжно и тихо:

— Годи! Час пошабашить: уже череда потянула к селу… коровы мычат… Как ты славно поскладала копны, Ликера, точно пышные панны выстроились рядками в золотистых уборах… Натомилась? Нет? Со мной работать так весело, что и устали уже не чуешь? Правда, правда, моя любая, и мне так весело, что аж звенит и смеется что-то в груди. Как солнышко ясно заходит! Переливается, словно большая капля крови… а ручеек журчит и играет искрами, словно намистом, вот как я твоим… А чуешь, как все притихло: и ветерок упал, и пташки смолкли, спать умостились, а вот реченька Дерло целую ночь не заснет, а все будет ворковать да ластиться волной к корням вербы.

— Сыне мой, дытыно моя родная! Кто подкосил тебя? Кто у нас счастье ограбил? — причитала старуха, давясь слезами. — Что с ним, голубонько? — обратилась она к знахарке. — Христа ради, пособите!

— Что-то в мозгу завелось, — развела знахарка руками, — только вы не катуйте себя, паниматко, это к лучшему, что божеволиет… все же по крайности говорит… а если говорит, то поговорит-поговорит и перестанет… А то горше, коли мертвым трупом лежит… Только вот постарайтесь его уложить: рушник намочим в холодной воде и положим на голову.

Краткое содержание «На дне»

Читать «На дне» в кратком содержании

Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое — социально-бытовое и второе — философское. Оба действия развиваются параллельно, не переплетаясь. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний.

Внешний план. В ночлежном доме, принадлежащем Михаилу Ивановичу Костылеву (54 года) и его жене Василисе Карповне (26 лет), живут, по определению автора, «бывшие люди», т. е. люди без твердого социального статуса, а также работающие, но бедняки. Это: Сатин и Актер (обоим под 40 лет), Васька Пепел, вор (28 лет), Андрей Митрич Клещ, слесарь (40 лет), его жена Анна (30 лет), Настя, проститутка (24 года), Бубнов (45 лет), Барон (33 года), Алешка (20 лет), Татарин и Кривой Зоб, крючники (возраст не назван). В доме появляются Квашня, торговка пельменями (под 40 лет) и Медведев, дядя Василисы, полицейский (50 лет). Между ними очень сложные отношения, часто завязываются скандалы. Василиса влюблена в Ваську и подговаривает его убить своего пожилого мужа, чтобы быть единоличной хозяйкой (во второй половине пьесы Васька бьет Костылева и случайно убивает его; Ваську арестовывают). Васька влюблен в Наталью, сестру Василисы (20 лет); Василиса из ревности нещадно бьет сестру. Сатин и Актер (бывший актер провинциальных театров по фамилии Сверчков-Заволжский) — полностью опустившиеся люди, пьяницы, картежники, Сатин еще и шулер. Барон — бывший дворянин, промотавший все состояние и ныне один из наиболее жалких людей ночлежки. Клещ старается зарабатывать своим слесарным инструментом; его жена Анна заболевает и нуждается в лекарствах; в конце пьесы Анна умирает, а Клещ окончательно опускается «на дно».

В разгар пьянок и скандалов в ночлежке появляется странник Лука, жалеющий людей. Он обещает многим несбыточное светлое будущее. Анне он предрекает загробное счастье. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське и Наташе советует уйти из дома и т. д. Но в самый напряженный момент Лука фактически сбегает, оставив обнадеженных людей. Актера это доводит до самоубийства. В финале ночлежники поют песню, и когда Сатин слышит о смерти Актера, то досадливо и с горечью говорит: «Эх… Испортил песню… дурак!» Внутренний план. В пьесе сталкиваются две философские «правды»: Луки и Сатина. Ночлежка — своего рода символ оказавшегося в тупике человечества, которое к началу XX в. потеряло веру в Бога, но еще не обрело веры в самоё себя. Отсюда всеобщее чувство безнадежности, отсутствия перспективы, которое, в частности, выражают Актер и Бубнов (резонер-пессимист) в словах: «А что же дальше» и «А ниточки-то гнилые…» Мир обветшал, обессилел, идет к концу. Сатин предпочитает принимать эту горькую правду и не лгать ни себе, ни людям. Клещу он предлагает бросить работать. Если все люди бросят работать, то что будет? «С голоду сдохнут…» — отвечает Клещ, но тем самым он лишь раскрывает бессмысленную сущность труда, который направлен только на поддержание жизни, а не на привнесение в нее какого-либо смысла. Сатин — своего рода радикал-экзистенциалист, человек, принимающий абсурдность мироздания, в котором «Бог умер» (Ницше) и обнажилась Пустота, Ничто. Иного взгляда на мир придерживается Лука. Он считает, что именно страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит «правды» и погибнет. Так Лука рассказывает притчу об искателе праведной земли и ученом, который по карте показал ему, что никакой праведной земли нет. Обиженный человек ушел и повесился (параллель с будущей смертью Актера). Лука не просто обычный странник, утешитель, но и философ. По его мнению, человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница. Лука и Сатин спорят. Но Сатин в чем-то приемлет «правду» Луки. Во всяком случае, именно появление Луки провоцирует Сатина на его монолог о Человеке, который он произносит, подражая голосу своего оппонента (принципиальная ремарка в пьесе). Сатин хочет не жалеть и утешать человека, но, сказав ему всю правду о бессмысленности жизни, подвигнуть его к самоуважению и бунту против мироздания. Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а, напротив, почувствовать свою ценность. Весь смысл мироздания — в нем одном. Другого смысла (например, христианского) — нет. «Человек — это звучит гордо!» «Все в человеке, все для человека».

Горько но правда краткое содержание

Основное меню:

Библиография:

Писатели — классики:

Советский период:

Поиск по сайту:

САМОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ЧИТАТЬ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ, ПЕРЕСКАЗ ВКРАТЦЕ — ГОРЬКИЙ A. М. НА ДНЕ

Пьеса (1902)

Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое — социально-бытовое и второе — философское. Оба действия развиваются параллельно, не переплетаясь. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний.

Внешний план. В ночлежном доме, принадлежащем Михаилу Ивановичу Костылеву (51 года) и его жене Василисе Карловне (26 лет), живут, по определению автора, «бывшие люди», т. е. люди без твердого социального статуса, а также работающие, но бедняки. Это: Сатин и Актер (обоим под 40 лет), Васька Пепел, вор (28 лет), Андрей Митрич Клещ, слесарь (40 лет), его жена Анна (30 лет), Настя, проститутка (24 лет), Бубнов (45 лет), Барон (33 лет), Алешка (20 лет), Татарин и Кривой Зоб, крючники (возраст не назван).

В доме появляются Квашня, торговка пельменями (под 40 лет) и Медведев, дядя Василисы, полицейский (50 лет).

Между ними очень сложные отношения, часто завязываются скандалы. Василиса влюблена в Ваську и подговаривает его убить своего пожилого мужа, чтобы быть единоличной хозяйкой (во второй половине пьесы Васька бьет Костылева и случайно убивает его; Ваську арестовывают). Васька влюблен в Наталью, сестру Василисы (20 лет); Василиса из ревности нещадно бьет сестру. Сатин и Актер (бывший актер провинциальных театров по фамилии Сверчков-Заволжский) — полностью опустившиеся люди, пьяницы, картежники, Сатин еще и шулер.

Барон — бывший дворянин, промотавший все состояние и ныне один из наиболее жалких людей ночлежки. Клещ старается зарабатывать своим слесарным инструментом; его жена Анна заболевает и нуждается в лекарствах; в конце пьесы Анна умирает, а Клещ окончательно опускается «на дно».

В разгар пьянок и скандалов в ночлежке появляется странник Лука, жалеющий людей. Он обещает многим несбыточное светлое будущее. Анне он предрекает загробное счастье. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське и Наташе советует уйти из дома и т. д. Но в самый напряженный момент Лука фактически сбегает, оставив обнадеженных людей. Актера это доводит до самоубийства. В финале ночлежники поют песню, и когда Сатин слышит о смерти Актера, то досадливо и с горечью говорит: «Эх. Испортил песню. дурак!»

Внутренний план. В пьесе сталкиваются две философские «правды»: Луки и Сатина. Ночлежка — своего рода символ оказавшегося в тупике человечества, которое к началу XX в. потеряло веру в Бога, но еще не обрело веры в самое себя. Отсюда всеобщее чувство безнадежности, отсутствия перспективы, которое, в частности, выражают Актер и Бубнов (резонер-пессимист) в словах: «А что же дальше» и «А ниточки-то гнилые. » Мир обветшал, обессилел, идет к концу. Сатин предпочитает принимать эту горькую правду и не лгать ни себе, ни людям. Клещу он предлагает бросить работать.

Если все люди бросят работать, то что будет? «С голоду сдохнут. » — отвечает Клещ, но тем самым он лишь раскрывает бессмысленную сущность труда, который направлен только на поддержание жизни, а не на привнесение в нее какого-либо смысла. Сатин — своего рода радикал-экзистенциалист, человек, принимающий абсурдность мироздания, в котором «Бог умер (Ницше) и обнажилась Пустота, Ничто. Иного взгляда на мир придерживается Лука.

Он считает, что именно страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит «правды» и погибнет. Так Лука рассказывает притчу об искателе праведной земли и ученом, который по карте показал ему, что никакой праведной земли нет. Обиженный человек ушел и повесился (параллель с будущей смертью Актера). Лука не просто обычный странник, утешитель, но и философ.

По его мнению, человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница. Лука и Сатин спорят. Но Сатин в чем-то приемлет «правду» Луки. Во всяком случае, именно появление Луки провоцирует Сатина на его монолог о Человеке, который он произносит, подражая голосу своего оппонента (принципиальная ремарка в пьесе).

Сатин хочет не жалеть и утешать человека, но, сказав ему всю правду о бессмысленности жизни, подвигнуть его к самоуважению и бунту против мироздания. Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а, напротив, почувствовать свою ценность. Весь смысл мироздания — в нем одном. Другого смысла (например, христианского) — нет. «Человек — это звучит гордо!» «Все в человеке, все для человека».

САМОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ЧИТАТЬ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ, ПЕРЕСКАЗ ВКРАТЦЕ — ГОРЬКИЙ A. М. НА ДНЕ

Краткое содержание пьесы «На Дне» по действиям (М. Горький)

Многомудрый Литрекон обратил свой взор на пьесу Горького «На дне» и пересказал ее в сокращении, чтобы вам было проще вспомнить основные события из книги в нужный момент. Сюжет драмы разворачивается в московском подвале, где доживают свой век «отбросы общества»: проститутки, бывшие и будущие каторжники, опустившиеся мещане. Всех их связывает всепоглощающая нищета, которая засасывает каждого персонажа в свою трясину.

Акт 1

Действие начинается весной в подвале, в обстановке, пронизанной нищетой. Настя читает книгу «Роковая Любовь», над чем подшучивает Барон, пока Квашня, торговка пельменями, ведёт феминистские разговоры о замужестве, её донимал ухажёр. Слесарь Клещ относится к этому скептически, хотя его жена Анна находится в предсмертном состоянии. Анна просыпается и просит дать её умереть спокойно, закончив перепалку. Барон с Квашней уходят.

Просыпается Сатин, со слов Бубнова, его недавно избили за проигрыш в карты. Актёр предупреждает его, что однажды его убьют, но тот убеждён, что уже мёртв. Сатин служил на телеграфе, Бубнов был скорняком. Анне становится хуже, Актёр помогает ей выйти на улицу. Они натыкаются на Костылёва, хозяина их ночлежки, он ищет свою жену и одобряет помощь Актёра. Посмертную. Актёр просит сократить его долг, но получает отказ. Хозяину кажется, что его жена изменяет ему с вором Васькой Пеплом, но не идёт на конфликт – он скупает у него краденое. На деле вор ухаживает за её сестрой Наташей. Актёр берёт в долг и у вора. Клещ хочет добросовестно вырваться из нищеты, но дожидается смерти жены. Но Пепел возражает ему: «Совесть на ноги вместо сапог не наденешь». Он убежден, что честного выхода из подвала нет.

Наташа приводит в комнату новое лицо, странствующего старика по имени Лука. Пепел не упускает свой шанс, оказывая Наташе внимание и хвастаясь собой, но его отвергают. Лука знакомится с постояльцами и узнаёт, что Барон действительно был аристократом, но теперь обнищал. Между тем в комнату заходит загулявший сапожник Алёшка. Своим видом и пьяными речами он вызывает сочувствие Луки и Насти, последняя зовёт Василису, и та прогоняет «щенка» на улицу. Она тайком ищет Пепла, но тот, со слов Бубнова, исчез. Она в раздражении заставляет его мести вне очереди и уходит. Луке объясняют любовный треугольник Пепла, и тот подметает за Бубнова. Входит полицейский Медведев, задержавший сапожника за нарушение спокойствия. Появляется квашня, все понимают, что полицейский – её ухажёр (другой). Она снова отрицает замужество и тепло вспоминает смерть первого мужа. Лука приводит нездоровую Анну, а в сенях начинается драка Василисы и её сестры. Их разнимают, и Лука остаётся наедине с больной девушкой.

Акт 2

Действие проходит в той же обстановке вечером. Лука проводит время возле Анны, Клещ и Актёр наблюдают за шумной игрой в карты, Медведев играет с Бубновым в шашки. К компании присоединяются двое крючников. Анна предаётся воспоминаниям о мучительном голодном прошлом, Лука утешает её как может, обещая отдых после смерти, в раю, и уходит в кухню. В это время крючник Татарин ловит Барона на жульничестве, Сатин подмечает, что все они – жулики, и разгорячённый Татарин уходит. Актёр пытается рассказать Луке стихи, но забывает начало. Пытается сослаться на отравление алкоголем, но Лука отмечает – «в любимом — вся душа», — на что Актёр отвечает, что давно пропил свою душу. Он алкоголик. Лука пытается его вразумить, рассказав о бесплатной больнице для пьяниц в одном городе, обещает сказать название, если тот воздержится от бутылки на пару дней. На миг Актёр кажется заинтересованным, но, словно проснувшись, отказывается и уходит. Анна хочет поговорить с дедушкой Лукой. Клещ тоже хотел что-то сказать, но воздержался. Анна считает, что в её состоянии есть его вина – он её бил. Лука снова утешает её ласковой смертью и райским уделом всех страждущих.

Входит подвыпивший мрачный Пепел. Анна спрашивает Луку, что её ждёт «там», он уверяет, что ничего. Медведев строго интересуется, откуда тому известно, привлекая внимание Пепла. Вор нагло вмешивается на стороне странника и между делом справляется о состоянии Наташи, шутливо угрожая полицейскому. Лука с Бубновым его освистывают, когда угроза становится уверенней. Васька рассказывает, что вором он родился, и его судьба предрешена. Он интересуется у старца, есть ли бог, но тот (с улыбкой) отошел от темы, ведь, по его мнению, есть то, во что ты готов поверить. Бубнов уходит. Входит Василиса и зовёт Ваську в его же комнату. У них состоялся неловкий разговор, и она принимает правду: герой отвергает ее, потому что у женщины его мечты должна быть душа, а у Василисы ее нет. В ответ она предлагает Пеплу сделку – он должен убить её мужа в обмен на Наташу и небольшое приданное.

Осторожно входит Костылёв и застаёт их вместе, начинается скандал, и Пепел прогоняет его. Их разговор услышал Лука. Он осторожно советует оставить эту женщину в покое – мужа она сживёт и сама, половчее него. Пусть берёт ту, что по нраву, и бежит прочь. Вскоре Лука замечает, что Анна умерла. Они пошли вдвоём в трактир за Клещом. Вору не по себе от покойников. Появляется «нализавшийся» Актёр, снова со своим стихом, что он читает в пустоту. Входит Наташа, он прощается с ней и сообщает, что уходит в поисках той самой больницы. Входят остальные, Клещ пропил свои деньги, ему не на что похоронить Анну. Ему обещают помочь.

Акт 3

Действие проходит ранней весной, на заднем дворе ночлежки, называемом «Пустырём». Присутствуют Наташа, Настя, Лука, Барон и Клещ, Бубнов выглядывает из окна. Настя увлечённо выдумывает любовную историю между собой и неким студентом. Барон со смехом отмечает, что у студента поменялось имя. Лука встаёт на её сторону со словами: «Не в слове — дело, а — почему слово говорится? — вот в чём дело!». Настя продолжает, но Барон подмечает, что эта история из её книги «Роковая Любовь». Лука успокаивает её и уводит в сторону. Барон интересуется, почему другим так нравится врать, Наташа признаётся, что любит врать себе. Барон сопереживает Наташе, Костылёв её часто бьёт (ранее его называли кровопийцей) и уходит мириться с Настей. Лука рассказывает историю из своего прошлого про то, как он пощадил воров, бывших каторжников, оказавшихся хорошими людьми. Бубнов признаётся, что не умеет врать. Клещ внезапно кричит на него. Его взгляды более материалистичны, он уходит. Бубнова это забавляет, Лука остаётся при своём.

Появляется Пепел, узнав о проблеме Клеща, осуждает его, передразнивая. После очередной дискуссии на тему лжи, Васька решительно предлагает Наташе уйти с ним и пообещал бросить воровство. Она не решается, хотя ее поддерживает Лука, а сестра подшучивает над ней из окна. Выходит Костылёв, прогоняя Наташу. Начинается перепалка, но Лука охлаждает его пыл, и вор уходит. Скоро уходит и Лука, хозяин ночлежки интересуется у него, куда он держит путь. Странник идёт куда глаза глядят, но для Котылёва это неприемлемо. Он считает, что у каждого должно быть свое место, и покидать его нельзя. Для Луки же все люди разные. Хозяин ночлежки пытается неловко угрожать оппоненту, раззадорившись, однако, Василиса вовремя зовёт его на чай.

Появляются Сатин и Актёр. Последний не оставляет мыслей о лечебнице и уже день не пил. Лука не до конца понимает Сатина и расспрашивает его о прошлом. Сатин около четырёх с половиной лет просидел за убийство подлеца, совершенное по вспыльчивости – покойник оскорбил его сестру. В тюрьме свой образ жизни и заработал, став игроком. Приходит Клещ: он продал практически всё, чтобы похоронить жену, он больше не может работать.

Наташа вновь сцепилась с сестрой. Актёр приводит Пепла, он мешает Василисе бить сестру и случайно ударяет Костылёва. Тот падает и разбивается, начинается путаница: Василиса обвиняет Пепла в убийстве, он оглашает их договор. Наташа, будучи не в себе, проклинает его.

Акт 4

Действие начинается в комнате. Лука исчез. Сатин, Барон и Настя, выпивая, обсуждали эту новость: Настя сочувствовала старику, ставшему свидетелем убийства, остальные по-своему насмехались над его философией.

Сатин считал, что ложь бывает утешительная, примиряющая, из жалости к ближнему, он знает ложь. Он говорит:

Кто слаб душой… и кто живёт чужими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!

Барон так же принял сторону Луки. Сатин предлагает за него выпить. Возможно, он родился на счастье ним, говорит герой. Он напоминает Барону о былом, тот начинает вспоминать историю деда, но Настя в шутку обвиняет его во лжи снова и снова, что бы он ни говорил. Когда Сатин спрашивает её, посещает ли она Наташу в больнице, оказывается, что она тоже исчезла, как и странник. Они размышляют, что станет с Пеплом. За убийство в драке – только тюрьма, как заметил Сатин. В шутку Настя предпочла бы всех отправить в каторгу.

Сатин напился. Барон восхищён его умением рассуждать, даже в таком состоянии. «Человек — вот правда!» — говорит его собесдник. Барон признаётся, что прожил всю жизнь как в тумане, словно во сне, только и делая, что переодеваясь.

Актёр просит Татарина за него помолиться и уходит. Навеселе появляются Медведев и Бубнов. Все начинают петь и пить в буйной компании. Позднее Барон обнаружил, что Актёр повесился. Занавес.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector