18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Готовим руку к письму задания для дошкольников

Подготовка детей к школе. Письмо 1 часть

Подготовка руки к письму

Уважаемые взрослые! Скоро Ваш малыш станет школьником, и Вы, конечно же, хотите, чтобы он писал красиво, правильно и легко. Графические игры и упражнения, которые включены в домашние задания, помогут ребенку без труда овладеть письмом, будут содействовать развитию зрительной памяти, воображения и речи. Постарайтесь приготовить все необходимое для работы: разукрашивать рисунки надо цветными карандашами, штриховать – простым карандашом, писать шариковой ручкой. Не забывайте следить за правильной осанкой ребенка во время выполнения домашнего задания. Желаем Вам, чтобы Ваши совместные труды дали достойные результаты и доставили Вам удовольствие!

Обведи и раскрась

Повтори узор по клеточкам:

4 . Сделай маме подарок: собери бусы на нитку, раскрась их и поставь в центре каждой бусины точку:

Отгадай загадку и аккуратно раскрась отгадку:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхну и улетел.

Подготовка руки к письму

Уважаемые взрослые! Сегодня Ваш малыш познакомился на уроке с разлинованной тетрадью. Мы и дальше будем выполнять задания на штриховку, закрашивание и обведение по контуру. Но малыш растет и переходит на новую ступень развития: письмо в прописях. От дошкольника не требуется умение писать прописные и строчные буквы, гораздо более важно то, насколько развита мелкая моторика и мышцы рук в целом. Однако знакомство с правилами чистописания и соблюдение их дисциплинируют ребенка и в первом классе пойдет ему только на пользу. Удачи Вам в Ваших начинаниях!

1. Заштрихуй по образцу:

2 . Кошка, мышка и собачка бегают по дорожкам. Догони их и проведи дорожки по точкам.

3. Попробуй написать длинные и короткие прямые наклонные линии:

Проведи линию по пунктиру.

Обведи по пунктиру и раскрась.

Подготовка руки к письму

1.

Обведи рисунки, начиная со стрелки.

3. Попробуй написать длинные и короткие прямые наклонные линии и точки:

4 .

5.

Подготовка руки к письму

1.

2.Раскрась одинаковые детали одинаково.

4. Проведи линии посередине рисунков. Симметричные рисунки раскрась:

5. Заштрихуй картинки и раскрась:

Подготовка руки к письму

1.

2. Пропиши элементы. Правильно расположи листик (наклон), правильно возьми ручку. Твоя задача правильно и красиво повторить элемент.

4. Продолжи узор

5.

6. Назови все предметы, начинающиеся на букву М и раскрась картинку:

Подготовка руки к письму

Пропиши элементы. Правильно расположи листик (наклон), правильно возьми ручку. Твоя задача правильно и красиво повторить элемент.

Обведи по точкам и раскрась

Раскрась картинку. Обведи в кружочек все картинки, которые начинаются с буквы с.

Подготовка руки к письму

Пропиши элементы! НЕ забудь о наклоне листика

Подготовка руки к письму

Обведи по контуру.

Скажи, что съедобное, а

что не съедобное. Раскрась

Подготовка руки к письму

Обведи по точкам и раскрась.

Подготовка руки к письму (тест 1)

Раскрась картинки, обрати внимание на звук [ы]

  • Лисовская Виктория Сергеевна
  • Написать
  • 14153
  • 13.11.2016

Номер материала: ДБ-345877

  • 13.11.2016
  • 4923
  • 13.11.2016
  • 1291
  • 13.11.2016
  • 681
  • 13.11.2016
  • 423
  • 13.11.2016
  • 824
  • 13.11.2016
  • 243
  • 13.11.2016
  • 278

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Воспитание и развитие детей

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира.

Прописи для дошкольников

Мои первые прописи.
Клетки и линейки

Прописи с упражнениями
для самых маленьких

Прописи.
Пишем по линеечкам

Классические прописи.
Правильно пишем и произносим

Прописи.
Учимся писать.
Для дошкольников

Классические прописи
для дошкольников.
Читаем по слогам и пишем

Раскраски-прописи

Раскраски-прописи

Я пишу слова.
Рабочая тетрадь
для детей 4 — 6 лет

Прописи.
Зарядка для пальчиков

Прописи-шаблон
по русскому языку

Пропись.
Мои первые тетрадки

Прописи для первоклассников
с трудностями обучения письму
и леворуких детей

Пропись для левшей

Рисуем по клеточкам.
Тетрадь с заданиями
для развития детей

Готовимся к школе.
Прописи в линейку
для детей 4 — 6 лет

Мои первые прописи.
Тетрадь для детей 5 — 6 лет

Мои первые прописи.
Тетрадь для детей 6 — 7 лет

Печатные буквы.
Для детей 4 — 7 лет

Письменные буквы.
Для детей 5 — 8 лет

Прописи.
Рисуем двумя руками.
Для детей 5 — 6 лет

Прописи с секретом
для самых маленьких.
Печатные буквы

Прописи.
Учимся писать цифры

Весёлые прописи
для дошколят

Ещё больше прописей для дошкольников

Прописи позволяют овладеть основами графического письма в идеальном для каждого ребенка режиме и открывают возможность для успешного обучения русскому языку. Написание букв развивает мелкую моторику, способствует лучшему запоминанию алфавита и повышает грамотность — за счет лучшего запоминания собственноручно записанного, а не только прочитанного или составленного с помощью магнитных букв или кубиков с буквами. Детям часто нравится выглядеть взрослыми, уметь писать, выводить красивые буковки ничуть не меньше, чем рисовать или раскрашивать.

Развиваем дошколят: подготовка руки к письму. С чего начать?

Именно для этой цели была создана новая тетрадь «Готовимся к письму», входящая в популярный учебно-методический комплекс «Тропинки». Тетрадь подойдет для индивидуальных занятий с детьми до 5-7 лет — как в детском саду, так и дома. С ее помощью подготовить руку ребенка к письму сможет и педагог, и психолог, и заботливый родитель.

Подробнее об УМК. «Тропинки» — это учебно-методический комплекс, включающий десятки учебных пособий для занятий с детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Авторы УМК — психологи и педагоги, ученики и последователи Б. Эльконина. УМК включает в себя разнообразные задания на развитие творческого воображения у детей раннего возраста, поддержание их естественной любознательности. С помощью учебных пособий УМК «Тропинки» дети учатся мыслить нестандартно и находить решения неочевидных задач. Это комплексная программа, которая охватывает все ступени развития; в ней есть как обязательная формальная часть, так и «свободная» область, которую формируют и видоизменяют под свои задачи сами участники образовательного процесса.

Все методические материалы к УМК есть на образовательной платформе LECTA. Там же можно найти курсы повышения квалификации для педагогов дошкольного образования; многие образовательные модули можно пройти бесплатно (обычно это шестичасовые мини онлайн-курсы). После прохождения платных курсов вы получаете удостоверение установленного образца о прохождении курса повышения квалификации.

Подробнее о новом пособии. Авторы новой тетради «Готовимся к письму» — опытный педагог и методист Нина Гавриловна Салмина и ее ученица Анна Олеговна Глебова. В работе учтены рекомендации психологов по созданию у детей предпосылок логического мышления и его связи с развитием мелкой моторики, что обеспечивает наиболее эффективную подготовку руки к письму. Тетрадь предназначена для детей 3-4 лет.

Основные преимущества тетради «Готовимся к письму»:

Привязка к календарю. Если вы начнете занятия по тетради в сентябре, то будете в течение всего года во время выполнения упражнений для подготовки руки к письму встречать актуальные для ребенка сюжеты: осенью — сбор урожая, наблюдение за лесными животными, зимой — катание на санках, игра в снежки, снеговики. Даже если вы занимаетесь с ребенком вне УМК Тропинки, то ему будут интуитивно близки темы, представленные в тетради.

Свобода действия при наличии необходимых формальных рамок. Дошкольникам крайне сложно работать на чистом листе бумаги или на простом бланке: им нужны картинки, сказки, конкретные задания, которые можно выполнить в разных техниках. Так, наша рабочая тетрадь задает нужные ребенку рамки, при этом предоставляет свободу выполнения задания: можно провести линии карандашом, или обвести объект шнурком или ниточкой, или сделать аппликацию.

Возможность развивать речь ребенка вместе с моторикой. Очень важно не только давать задания на развитие графических умений, но и говорить с ребенком, задавать ему вопросы, погружать его в сюжет задания. Вот перед нами обаятельный ежик, которому нужно нарисовать прямые иголки. Прежде чем рисовать, можно побеседовать, задать вопросы: какой он, этот ежик? Найти побольше прилагательных, рассказать, что ежик делает, что ест, как ведет себя осенью. Затем можно перейти к чувственному опыту и попросить ребенка попыхтеть, как ежик, походить, пособирать в корзинку игрушки, как грибы. Полезно осторожно потрогать что-нибудь колючее — игольницу, кактус. После этого проведенная ребенком линия будет не формальной, а живой: это путь ежика к грибочкам, который нужно пройти по возможности ровно и аккуратно.

Гибкость и разные возможности при выполнении заданий. Вы можете регулировать уровень сложности работы в соответствии с уровнем и возрастом детей. Самые маленькие будут проводить линии просто пальчиками или делать пунктирные линии, дети постарше — рисовать карандашами, вылеплять линии из пластилина. Можно украшать рисунки по своему желанию — дорисовывать детали, раскрашивать, придумывать сюжеты и ситуации с персонажами, приклеивать бантики, стразы — в общем, развивать воображение детей всеми доступными способами.

Больше интересных материалов:

Что посоветовать родителям, которые хотят заниматься с детьми по рабочей тетради «Готовимся к письму»?

Всегда начинайте занятие с пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр. Это обеспечит готовность руки ребенка к обучению письму, к выполнению графических упражнений. Если хорошо «разогреете» руку ребенку, то и занятие пройдет легче.

Позаботьтесь об удобстве. Пусть у ребенка будет достаточно места, чтобы положить тетрадку и руки. Если ему мешает толщина тетради — можно вырывать из нее листочки и складывать в папку для бумаг. Проследите за тем, чтобы у ребенка сразу правильно формировался хват карандаша. Для этого неплохо подходят трехгранные карандаши.

Используйте разные техники для развития ручной умелости. Если ребенку нравится рвать на кусочки бумагу для аппликации, сделайте в такой технике одну-две странички: ничего страшного, если не все задания будут выполнены карандашом.

Играйте с ребенком. Для развития мелкой моторики недостаточно заниматься по тетрадям: необходимо как можно чаще играть в тактильные игры, такие, в которых ребенок может сжимать и разжимать игрушки, сортировать, щупать, растягивать резинки. Полезны игры с мелкими предметами: это могут быть мозаики, пуговицы, бобы и крупы.

  • Не старайтесь слишком облегчить практики ребенка. Хорошо, если ребенку придется время от времени обращаться со сложными предметами обихода: завязывать шнурки, застегивать молнии и пуговицы, укладывать карандаши в пенал и т.д.
  • #ADVERTISING_INSERT#

    Подготовка руки к письму, или тренировка будущего ученика

    Обычно о подготовке ребенка к школе родители задумываются в последний год перед поступлением малыша в первый класс. Однако подготовка должна начинаться гораздо раньше. Нужно вырабатывать у ребенка интерес к знаниям, усидчивость, внимательность. Что еще мы обязательно делаем перед школой? Правильно – готовим руку к письму. Для этого есть несколько эффективных упражнений.

    Какие умения нужны?

    Подготовка руки на самом деле включает не только умение владеть ручкой и карандашом. Чтобы помочь малышу подготовиться к письму, нужно научить его:

    • правильно удерживать ручку или карандаш (подробно об этом рассказано в этой статье);
    • ориентироваться на листе бумаги (объяснить ему, где на странице центр, где правый верхний угол, левый нижний и т. д.);
    • ловко управляться с мелкими мышцами пальцев (развить мелкую моторику);
    • координировать точность движений рукой в горизонтальном, вертикальном направлениях, по диагонали;
    • проводить линии плавно, без рывков и сильного нажима;
    • работать ручкой какое-то время без усталости.

    Последние два навыка вырабатываются при регулярных занятиях: по мере того, как малыш учится прилагать равномерные усилия для нажима на бумагу, рука будет меньше уставать.

    Ориентироваться на странице ребенок научится, если ему систематически предлагать выполнить рисунок в определенной ее части (слева вверху, в центре, справа внизу и т. д.). Для начала ему нужно объяснить, что такое клетка в тетради, сколько у нее сторон. Можно посчитать клеточки в строке или столбце (так еще и навык счета закрепляется).

    Мелкая моторика и письмо

    Развивая мелкую моторику, мы готовим руку к письму задолго до того, как это малышу понадобится. При этом способность к овладению письменными принадлежностями приобретается легко и незаметно для крохи.

    Как развивать мелкую моторику? Прежде всего, предлагать малышу различные манипуляции с мелкими деталями. Например, в 3 года, когда малыш еще слабо ориентируется в пространстве (а значит, и на листе бумаги), это могут быть игры с такими игрушками:

    Кроме этого, полезно выполнять пальчиковую гимнастику (подробнее читайте тут) и массаж кистей рук. Помогут этому и следующие занятия:

    • наматывание клубков;
    • шнуровки;
    • рисование;
    • сортировка круп;
    • нанизывание крупных бусин или пуговиц на леску.

    Такие задания увлекают ребенка, и он оттачивает нужные навыки незаметно для себя.

    С 4 – 5 лет можно предлагать ребенку такое увлекательное занятие, как каплетерапия – рисование с помощью пипетки, в которую набирают разведенную акварель нужных цветов. Рисунок выполняют с помощью этих капель.

    В этом же возрасте малыш может освоить пластилинографию. Это не просто лепка, а своего рода рисование пластилином по поверхности, или аппликация. Ее можно выполнять сначала обычным размазыванием, затем – в виде мозаики, аппликации из тонких пластилиновых жгутиков – однотонных или смешанных из нескольких цветов. Можно использовать для оформления природные и другие подручные материалы.

    Прописи и графические диктанты

    С 4 лет рекомендовано начинать с малышом работу с прописями. Прописи для подготовки руки к письму обычно представляют собой сборники интересных заданий по декоративному рисованию:

    • штриховка;
    • нанесение точек;
    • раскрашивание;
    • обведение шаблонов или рисунков по контурам и т. д.

    Малышам предлагается дорисовать предметы или детали по пунктиру, обвести прямые, ломаные, волнистые линии, дорисовать вторую половину картинки по намеченным линиям. Для деток постарше используется прием зеркального рисования: вторую половину рисунка нужно выполнить, высчитывая количество клеток, которые нужно отступить вправо, влево, вниз, чтобы получить опорные точки.

    При этом ребенок не занимается подготовкой в прямом смысле – он играет: помогает зайке найти путь к морковке, прокладывает дорожку для бегунов, дорисовывает для медвежонка зонтик от дождика… Ребенок отгадывает загадки, раскрашивает, штрихует, наклеивает стикеры, считает, думает.

    Приобретите специальную ручку-самоучку. Она оснащена приспособлением, которое поможет ребенку зафиксировать пальчики в правильном положении, пока нет самостоятельного навыка.

    С 6 лет мы уже более плотно готовимся к школе. В это время ребенку можно предлагать графические диктанты. Суть их в том, чтобы нарисовать какое-то изображение, следуя инструкции взрослого по перемещению на странице в клетку («отступи столько клеток вправо, поставь точку, опустись на столько клеток вниз, поставь точку, соедини»). Для начала подойдут самые простые картинки с небольшим количеством горизонтальных и вертикальных линий. Со временем линий может становиться все больше, к ним добавляются диагонали – рисунки становятся сложнее. В итоге ребенок не только руку к письму подготовит, но и выработает внимательность, усидчивость, координацию руки, аккуратность.

    Правильно выбирайте ручку под размер пальцев ребенка. Она не должна быть длиннее 15 см и толще 7 мм. Граненые или ребристые поверхности также не рекомендованы: от них кисть быстро устает. Обратите внимание, чтобы цвет пасты был четким и достаточно контрастным, а консистенция – не слишком жирной и жидкой (иначе ручка будет мазать или даже течь).

    Итак, подготовка руки к письму не включает обучение написанию букв или цифр, а лишь делает малыша готовым к этому. В противном случае ему будет неинтересно на уроках. Но если пренебречь развитием руки, у ребенка неизбежно возникнут трудности с обучением.

    Сайт для воспитателей детских садов

    Рубрики

    Документы

    Программа «Готовим руку к письму»

    Главная задача дошкольного обучения — научить детей

    учиться развивать их умственные способности, не стремясь

    при этом к обилию знаний.

    Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.

    Дошкольный возраст-время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности. Известный психолог Л.С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на « зону ближайшего развития». Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием того, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенного рода внешним воздействиям. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.

    На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие «лево», «право», «лист», «строка», «стра­ница», не укладывается в общий темп работы.

    Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.

    Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму. Такие занятия сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития можно организовать через кружковые занятия по программе «Готовим руку к письму».

    Целью программы является: Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:

    — Развитие мелкой моторики руки ребенка.

    — Развитие слухового внимания.

    — Развитие графического воспроизведения.

    Для достижения цели поставлены следующие задачи:

    Обучающие: Развитие тонкокоординированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.

    Развивающие: Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации.

    Воспитательная: Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.

    Программа рассчитана на один год (старшего дошкольного возраста). Занятие проводится 1 раз в неделю. 4 раза в месяц. 36 занятий в год. Организовывается во время свободной деятельности детей, после обеденного сна.

    Тематический план занятий

    Структурные элементы занятий

    — Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками.

    — Штриховка, графические упражнения.

    — Повторение изученного, учет результатов обучения.

    Учебный план

    Количество занятий в месяц

    Количество занятий в год

    Структура занятий

    1 часть — Упражнения на развитие координации пальцев рук:

    пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.

    2 часть — Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.

    3 часть — Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.

    Продолжительность занятия: Занятия проводятся по 25 минут

    Предполагаемый результат освоения программы:

    К концу года дети должны знать и уметь:

    знать гигиенические правила письма

    Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.

    Знать правильное расположение тетради и ручки при письме.

    уметь правильно держать ручку, карандаш.

    Знать правила штриховки.

    Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.

    Знать правила работы с тетрадью.

    Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.

    Знать правила работы с ножницами.

    Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.

    Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.

    Уметь правильно держать ножницы и работать с ними.

    Рисование по клеточкам по слуховому восприятию.

    Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.

    На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.

    В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие прост­ранственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю по 25 минут. Перед выполнением задания психологический настрой, а после выполнения — упражнения для кистей рук. Задания можно выполнять различным материалом: шариковой ручкой, фломастером, простым или цветным карандашами.

    Все знания и умения полученные на занятиях кружка «Волшебные клеточки» дети закрепляют в свободной деятельности. Для этого в уголке развивающих игр помещены тетради и листочки в клеточку, ручки, карандаши, образцы различ­ных заданий из книжек издательства «Карапуз из серии «Готовим руку ребёнка к письму», «Математика в клеточку » и другие.

    Дети самостоятельно перерисовывают картинки по клеточкам, придумывают различные свои фигуры.

    Подготовка руки к письму.

    Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение строчкой.

    Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.

    Пальчиковая гимнастика.

    Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. «Пальчиковые игры» очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

    «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.

    Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом — домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 — 7 минут.

    Графические упражнения. Штриховка.

    Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

    Штриховка — одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

    Штриховать только в заданном направлении.

    Не выходить за контуры фигуры.

    Соблюдать параллельность линий.

    Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

    Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

    Вырезывание ножницами.

    Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания — навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму а ее половину.

    Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения «видеть» предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры «Угадай, что рисую?», «Загадай, я отгадаю» (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.

    Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов — полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

    Диагностика

    Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику

    Консультация для родителей: «Готовим руку к письму»

    Консультация для родителей:
    «Готовим руку к письму»

    Скоро у ваших детей начнётся новый и очень сложный этап в жизни – они пойдут учиться в школу. Им предстоит справиться с трудной задачей: кроме усвоения новой информации ещё и много писать, удерживая во всё ещё непослушных руках ручку или карандаш. Для того чтобы этот процесс проходил менее болезненно и быстрее, руку дошкольника надо подготавливать заранее. А этому способствует развитие мелкой моторики – точных, скоординированных движений пальцев .

    Дети 5-6 лет с трудом ориентируются при письме в пространственных характеристиках: правая и

    Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный.

    Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

    Готовить руку к письму можно, не дожидаясь записи в школу. При помощи следующих упражнений:

    Упражнения с канцелярской резинкой

    5-6 летние дети с удовольствием делают упражнения с обыкновенной канцелярской резинкой. Возьмите такую резинку и наденьте её на большой и указательный пальцы малыша. Пусть растягивает её в стороны при помощи пальцев.
    С резинкой можно играть и по-другому. Возьмите канцелярские кнопки и попросите малыша воткнуть их в доску или пенопласт по контуру, например, машинки (контур заранее нарисуйте). А теперь натягиваем резинку на выступающие части кнопок. Получится силуэт машинки! Таким же образом можно выучить названия и изображения разных геометрических фигур.

    Упражнения за столом

    Положите ладонь на стол или другую поверхность. По очереди поднимайте пальцы, не отрывая ладонь от стола. Сначала одной руки, а потом одновременно обеих. Полезно при этом проговаривать слоги с разными «трудными» звуками: «СА-СА-СА-СА-СА. РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ».

    Упражнения кулак-ладонь-ребро

    Рука ребёнка поочерёдно меняет положение: сначала сжимается в кулачок, затем ложится ладонью на стол, а потом встаёт на ребро.

    Упражнения с пшеном в стакане

    Усадите ребёнка за стол и дайте ему стакан с пшеном. Пусть ребёнок варит кашку, то есть указательным пальчиком мешает пшено в стакане. Кисть не должна двигаться, только пальчик. Затем среднем и безымянным.

    Упражнения с гречкой или чечевицей

    Попросите разобрать крупу в две кучки. Это долгая и кропотливая работа очень полезна для формирования сосредоточённости, усидчивости, логического мышления. Если малыш устал, насыпьте разные виды круп в большую миску и закапайте в них много мелких игрушек. Таким образом, снимается мышечный спазм ручек, усталость и напряженность.
    Покажите своему ребёнку разные оригинальные штриховки. Картинки штрихуйте клеточками, зигзагами, точками и другими способами.

    Упражнения на развитие выносливости мышц руки, тренировки силы нажима.

    «Самолёты за облаками»
    Нарисуйте несколько самолётов, а вокруг них облака. Одно облако интенсивно заштрихуйте, другое сделайте чуть светлее. За тёмным облаком самолёта почти не видно, а за светлым видно хорошо. Попросите его нарисовать тёмные и светлые облака к остальным самолётам. Так же можно изобразить человека под проливным дождём или дом ночью.
    «Попади в цель», «Лабиринты»
    Задача ребёнка – как можно точнее провести линию, не отрывая руки:
    — забрось мяч в корзину;
    — провести корабль коротким путём, чтобы он не сел на мель;
    — забей гол в ворота;
    — попади стрелой в центр мишени;
    — попробуй быстро проехать по «серпантину»;
    «Штриховка»
    В трёх геометрических фигурах ребёнок должен выполнить штриховку: в квадрате – с сильным нажимом, в треугольнике – средним, в круге – слабым.
    Можно применить разные способы штриховки.

    «Упражнения на развитие координации»
    — обведите фигуру по контуру, обозначенному точками;
    — дорисуйте незаконченные контуры у геометрических фигур;
    — дорисуйте: половину матрешки, бабочки, жука и самолёта;
    — продолжите узор по клеточкам по образцу.
    «Графический диктант»
    Ребёнок проводит линии по клеткам в заданном направлении. Например: «одна клетка вправо, две вверх, одна вправо, две вниз.

    Упражнения на уточнение положения в пространстве.

    «Закрась флажки»
    В ряду нарисованных флажков крайний справа надо закрасить красным цветом, а второй слева – синим.
    «Включи свет в окошках»
    Нарисуй домик с окошками. Предложите закрасить (включить свет) в правом верхнем окне, левом нижнем и т.д.
    «Нарисуй картину»
    Нарисуй дерево в центре листа. Справ от него – цветок, слева – куст, в правом верхнем углу солнышко.
    «Назови что нарисовано»
    Нарисуйте предметы «накладывая» одно изображение на другое. Попросите назвать, что малыш увидел.

    • Пальчиковаягимнастика.Занятия с пластилином.Шнуровки. Застёжки.
    • Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.
    • Игры с мозаикой. Пазлы.
    • Вырезание ножницами. Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. ​

    Что важно знать, если у Вас растёт ребёнок праворукий:

    • ребёнку необходимо сидеть прямо, голову чуть наклонив вперед, спину держать прямо;
    • ребёнку не следует опираться грудью на стол;
    • расстояние от глаз до тетради или альбома 25 см.;
    • тетрадь, или альбом должны лежать на столе с наклоном влево;
    • не следует ребёнку напрягать руку; свет должен падать слева.

    Что важно знать, если у Вас растёт ребёнок леворукий:

    • ребёнку необходимо сидеть прямо, голову чуть наклонив вперед, спину держать прямо;
    • ребёнку не следует опираться грудью на стол;
    • расстояние от глаз до тетради или альбома 25 см.;
    • тетрадь, или альбом должны лежать на столе с наклоном вправо;
    • не следует ребёнку напрягать руку; свет должен падать справа.
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector