0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Грехи детей на исповеди

Грехи детей на исповеди

(ДЛЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ И ИСПОВЕДУЮЩИХСЯ)

Детская исповедь

Дорогие родители! Наши дети растут в чрезвычайно опасное время — время, когда общество отказывается от идеалов, принятых христианскими народами, и прежде всего — от идеалов жертвенной любви. Вместо этого дух нашего времени насаждает в сердцах детей культ себялюбия и наслаждений. Именно на это направлено нынешнее светское образование, массовая культура, печать, радио и телевидение. Без помощи Божией, без участия в благодатных и спасительных Таинствах Святой Церкви нам перед этим натиском не выстоять. От нас требуется очень напряженное, постоянное внимание к жизни ребенка. «Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей, — писал праведный Иоанн Кронштадтский, — враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях, представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они, по неведению и невразумлению, не утвердились в греховных навыках и пристрастиях, которые растут и приносят соответствующие плоды по приходе детей в возраст».

Делом первостепенного значения в христианском, нравственном воспитании детей является сознательное исповедание грехов в Таинстве Покаяния. Исповедуя свои грехи, дети через священника властью, данной ему свыше, получают не только прощение грехов, но и наставление в нравственной жизни. Очень важно научить ребенка осознавать свои дурные поступки и стремиться ко всему доброму.

Помогая ребенку подготовиться к исповеди, особенно если он впервые приступает к этому спасительному Таинству, родители должны придерживаться следующих правил:

Готовить детей к исповеди нужно с любовью, кротостью, теплым участием, делая акцент на том, что они предстоят и исповедуются Самому Господу Иисусу Христу, вопросы можно предлагать только о таких грехах, которые свойственны их возрасту.

Особенно осторожным следует быть в вопросах относительно седьмой заповеди Закона Божия, предлагая их в самой деликатной форме, чтобы не смутить ребенка и не оставить на детской совести грязного пятна.

Родители должны знать, что Церковь предписывает причащать детей непременно с исповедью с шести-семилетнего возраста, в зависимости от уровня развития ребенка и способности осознать и исповедать свои грехи.

День исповеди и святого причащения должен быть для ребенка днем праздничным и радостным. Советуйте, предлагайте пойти в храм, подготовиться к исповеди и Причастию, но ни в коем случае не заставляйте ребенка. Ребенка нельзя принуждать к исповеди — покаяние должно быть искренним и совершенно свободным.

Подчиняясь родительскому авторитету, ребенок какое-то время будет исполнять ваши требования, но если в нем самом не будет живой веры, искреннего стремления очиститься от совершенного греха, рано или поздно произойдет болезненный разрыв, конфликт между вашим давлением и его свободной волей.

Если ребенок очень волнуется и теряется, подходя к аналою, можно предложить ему дома, перед началом службы, письменно ответить на приводимые вопросы, чтобы потом прочитать их на исповеди перед священником.

Важно, чтобы исповедь не сводилась к выяснению, что делал и чего не делал ребенок, но каждый раз совершалась с искренним сокрушением о грехах и переживалась им как трагедия осознания греха, соединенная с радостью прощения от Бога.

Помощь в подготовке к исповеди ни в коей мере не предполагает посредничества между родителями и священником.

Родители ни в коем случае не должны пытаться узнать грехи своих детей и то, что сказал им батюшка на исповеди. Даже малейшие попытки и вопросы такого рода могут сломать в детской душе доверие к величайшему Таинству. Не следует родителям также подсказывать священнику, о чем спросить ребенка, — вручите исповедника и исповедующего благодати Божией, которая их умудрит и наставит.

1. Веришь ли ты в Бога?

2. Знаешь ли и веруешь ли в то, что исповедь, совершаемую священником, слушает и принимает Сам Господь Иисус Христос, невидимо предстоящий?

3. Искренне ли жалеешь о том, что плохими поступками согрешил перед Богом, нарушил Его святые заповеди?

4. Со всеми ли ты помирился, идя на исповедь?

Первая заповедь Закона Божия

ЯГосподь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

Первая заповедь учит нас любить Бога и почитать Его.

1. Молишься ли ты утром и вечером, перед едой и после еды, перед началом и по окончании всякого дела?

2. Веришь ли в то, что Бог все видит и знает, не только дела твои, но и мысли и тайные желания, видит тебя и днем и ночью, дома и вне дома, словом, всегда?

3. Строишь ли ты свою жизнь сообразно с этой верой?

4. Веришь ли в то, что люди сотворены Богом и что Господь является Творцом вселенной, хотя многие люди отрицают это?

5. Любишь ли ты Бога?

6. Не стыдишься ли признаться в своей вере перед людьми? Не отказываешься ли от своей веры из боязни быть осмеянным другими?

Вторая заповедь Закона Божия

Не делай себе кумира, и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

Второй заповедью Господь Бог запрещает поклоняться идолам. Идолопоклонствоэто не только поклонение рукотворным идолам, как богам, но и служение греху и страстям, таким как самолюбие, гордость, тщеславие, корыстолюбие, пресыщение в еде и питье, пристрастие к земным богатствам и т.д.

1. Не тратишь ли ты деньги на лакомства? Не привередлив ли ты в еде? Не любишь ли много кушать, не соблюдая умеренности?

2. Не нарушаешь ли святых постов и постных дней: среды и пятницы?

3. Не стараешься ли украсить себя одеждой, какими-нибудь знаками отличия (цепочками, брелоками, подвесками и т.д.)?

4. Не кривляешься ли перед зеркалом или людьми, чтобы на тебя обратили внимание?

5. Не гордишься ли своими успехами в учебе, богатством своих родителей’?

6. Не добиваешься ли первенства среди своих сверстников? Не желаешь ли, чтобы тебя считали самым умным и добрым?

7. Не любишь ли командовать, быть старшим над своими товарищами?

8. Не имеешь ли обыкновения всегда настаивать на своем, даже если тебе показали твою неправоту?

Третья заповедь Закона Божия

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, то есть без нужды, просто так, без любви, благоговения и молитвы.

1. Не произносишь ли имени Божия напрасно, в пустых разговорах и шутках?

2. Не отвлекаешься ли посторонними мыслями на молитве? Твердо ли веришь, что все, о чем ты просишь в молитве, Господь исполнит?

3. Внимательно ли изображаешь на себе крестное знамение и усердно ли кладешь поклоны?

4. Не ропщешь ли на жизненные тяготы своих родителей?

5. Благодаришь ли ты Бога в болезнях, неприятностях и жизненных неудачах?

Четвертая заповедь Закона Божия

Помни день субботний, чтобы святить его (то есть проводить его свято); шесть дней работай и делай в продолжение их всякие дела твои, а день седьмой — субботу (день покоя) посвящай Господу Богу твоему.

Четвертой заповедью Господь Бог повелевает нам работать шесть дней в неделю, а седьмой день (в христианской Церкви этот деньвоскресенье) посвящать на служение Богу, на угодные Богу дела.

1 . Не ленишься ли в воскресенье и в праздничные дни ходить в Церковь?

2. Любишь ли бывать в храме Божием?

3. Внимательно ли ты молишься в храме? Пытаешься ли понять то, о чем поют и читают на службе?

4. Не бегаешь ли по храму, не выходишь ли из него во время службы, не позволяешь ли себе в храме шутить, играть, смеяться, разговаривать?

5. Любишь ли читать Святое Евангелие, духовные книги?

6. Знаешь ли на память молитвы «Отче наш», «Богородице Дево», «Верую»?

7. Не любишь ли праздно проводить время? Дорожишь ли им?

8. Стараешься ли каждую минуту употребить на пользу души?

9. Не имеешь ли пристрастия к телевизору и кино, которые разрушают веру в Бога’?

10. Стремишься ли к приобретению познаний, хорошей учебе? Молишься ли о том, чтобы Господь помог тебе в учении?

11. Всегда ли со вниманием и старанием учишь домашние уроки?

12. Не тратишь ли попусту время за компьютером в играх, где присутствуют насилие или убийство одних героев другими?

Пятая заповедь Закона Божия

Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои (то есть дни твоей жизни) на земле.

Пятой заповедью Господь Бог повелевает нам любить своих родителей, учителей, старших, заботиться о них и быть почтительными к ним.

1 . Почитаешь ли ты своих родителей, не оскорбляешь ли их грубыми словами и непослушанием?

2. Скрываешь ли что-нибудь от родителей?

3. Уважаешь ли своих наставников и учителей? Не допускаешь ли относительно их оскорбления или неподчинения?

4. Молишься ли ты о своих родителях и учителях?

5. Добросовестно ли ты выполняешь свои обязанности в школе и дома?

6. Почитаешь ли старших возрастом людей? Не допускаешь ли относительно их насмешек? Не передразниваешь ли и не смеешься ли над увечными, калеками, больными?

7. Если родители или старшие делают тебе замечание, стараешься ли исправиться?

Шестая заповедь Закона Божия.

Шестой заповедью Господь Бог запрещает убийство, и не только физическое, но и духовное, когда человек учит другого человека греху. К грехам против шестой заповеди относятся курение и употребление наркотиков, ведущие к разрушению человеческого организма, то есть к самоубийству. Участие в войне Церковь не считает нарушением шестой заповеди, потому что воины защищают Отечество.

1. Не ругаешься ли ты неприличными словами?

2. Не таишь ли на кого в сердце злобу или ненависть?

3. Стараешься ли утешить огорченного, опечаленного товарища своего?

4. Не мучаешь ли животных, птиц, насекомых? Не убиваешь ли их ради забавы?

5. Любишь ли людей, как заповедал нам Господь?

6. Подаешь ли, что можешь, бедным, голодным людям?

7. Не ругаешься ли с каким человеком или сверстником?

8. Не дерешься ли, не обижаешь ли детей, которые слабее тебя?

9. Не куришь ли ты?

Седьмая заповедь Закона Божия

Этой заповедью Господь запрещает нарушение супружеской верности, а неженатым повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний.

1. Не допускаешь ли ты в своем сердце нечистых плотских желаний?

2. Не допускаешь ли таких поступков, о которых очень стыдно рассказать кому-либо?

3. Не имеешь ли интереса к фильмам «только для взрослых»? Не рассматриваешь ли журналы и фотографии с неприличными картинками?

4. Не ходишь ли гулять без разрешения родителей в незнакомые места?

5. Не имеешь ли друзей, которые учили бы тебя играть в карты, курить, пить спиртные напитки? Не был ли участником этих грехов?

6. Не пересказываешь ли анекдоты, неприличные истории?

Восьмая заповедь Закона Божия

Этой заповедью запрещаются не только кражи, когда кто-либо тайком берет вещь, не принадлежащую ему, но и обман, тунеядство.

1. Не брал ли тайком, без спроса, чужую вещь?

2. Не отбирал ли силой у младших или более слабых детей игрушки, книжки и другие вещи?

3. Не присваивал ли найденные деньги, какой-либо потерянный предмет, вместо того, чтобы объявить о своей находке?

4. Не заглядывал ли родителям в кошелек? Не брал ли у них без спроса деньги или какие-нибудь вещи в доме без их разрешения?

Девятая заповедь Закона Божия.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Девятой заповедью Господь Бог запрещает говорить ложь о другом человеке и запрещает вообще всякую ложь.

1. Не имеешь ли привычки врать? Не обманываешь ли родителей, братьев, сестер, друзей?

2. Не нарушал ли данного обещания?

3. Не осуждал ли кого? Не разглашал ли недостатки других людей? Не высмеивал ли недостатки товарищей?

Десятая заповедь Закона Божия

Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Десятая заповедь запрещает не только делать что-либо плохое другим людям, но запрещает зависть, худые желания и помышления по отношению к ним.

1 . Следишь ли за чистотой своих мыслей и желаний?

2. Не завидуешь ли детям из богатых семей и вообще кому бы то ни было?

3. Не был ли недоволен, когда при тебе кого-либо хвалили?

4. Не досадовал ли, когда другому что-то дали, а тебе нет?

Вопросы для исповедания детей

1. Молишься ли каждый день Богу, особенно утром и вечером, а также пред началом всякого дела и пред обедом и ужином?

2. Не божишься ли? Не произносишь ли Имя Божие — великое и святое напрасно или небрежно, в шутку?

3. Считаешь ли за грех жить, не делая ничего полезного, в постоянной рассеянности?

4. Ходишь ли с охотой в церковь к богослужению и проводишь ли, как должно, праздничные дни?

5. Любишь ли своих родителей и не оскорбляешь ли их чем и не противишься ли им?

6. Прилежно ли учишься и всегда ли слушаешься своих учителей и исполняешь ли все их указания?

7. Относишься ли с надлежащим почтением к старшим и обращаешься ли с ними вежливо?

8. Не упрямишься ли и не имеешь ли привычки все ставить на своем и не исполнять указаний старших?

9. Не сердишься ли напрасно, не бранишься ли и не ссоришься ли с другими?

10. Не приучался ли ты курить табак, который так вреден для здоровья?

11. Не выпил ли ты когда-либо хотя бы рюмку вина, которого нельзя пить детям?

12. Не бил ли или не мучил ли ты животных и птиц?

13. Не обманывал ли ты кого-либо?

14. Не брал ли что-нибудь без разрешения родителей и вообще не брал ли у кого-либо без позволения?

15. Если бывают у тебя свои деньги, то не тратишь ли их без разбору на лакомства или на другие какие-либо ненужные вещи?

16. Не сделал ли ты чего-нибудь нехорошего тайно?

17. Если сделал, то расскажи, что это такое?

18. Желаешь ли еще сам сказать что-либо такое, что тяготит твою совесть’? Скажи, не помнишь ли за собой еще каких грехов, о которых я не спрашивал?

Теперь благодари Господа, сподобившего тебя покаяться, и после старайся жить лучше прежнего, не повторяй прежних грехов, старайся не оскорблять Бога нарушением Его святых заповедей и угождать Богу добрыми делами, какие можешь сделать.

1. Каешься ли, то есть искренне сокрушаясь, просишь ли у Бога прощения в грехах своих?

2. Старался ли ты исправиться в тех грехах, в которых каялся на предыдущей исповеди?

3. Готовился ли ко причащению Святых Христовых Таин? Веришь ли в то, что священник вынесет в Чаше Святые Дары (то, что непостижимо умом, но постижимо только верой сердца) — истинное Тело и истинную Кровь Иисуса Христа?

Детская исповедь. Православное воспитание детей

Детская исповедь. Православное воспитание детей

(Размышление о воспитание детей священника Илии Шугаева – многодетного отца)

Дети исповедуются обычно с семи лет. Иногда первая исповедь воцерковленного ребенка совершается раньше семилетнего возраста после серьезного проступка, который сам ребенок осознает как грех. Родители объясняют ребенку, что причащаться с таким грехом без исповеди нельзя, а ребенок сам принимает решение исповедоваться. В данном случае пока ребенку не исполнилось семи лет, он может продолжать причащаться и без исповеди, если не будет совершен другой серьезный грех. С семи же лет дети обязательно исповедуются перед каждым причастием, как это делают взрослые.

Очень важно родителям подготовить ребенка к первой исповеди. Ребенка нельзя принуждать к исповеди — покаяние должно быть искренним и совершенно свободным. Ребенок может подчиняться родительскому авторитету, но при этом в нем не будет происходить духовного возрастания. Повзрослев, ребенок откажется исповедоваться вообще. Ребенку можно помочь продумать свою первую исповедь, побеседовав с ним о том, какие могут быть грехи, чем мы можем оскорблять Бога и людей. Для этого можно перечислить основные заповеди Божии, объяснив каждую из них. Не стоит напоминать ребенку его конкретные проступки, настаивая, чтобы он не забыл их исповедовать. Также ребенку необходимо объяснить, что произнесение грехов на исповеди — это еще только начало покаяния и очень важно, чтобы он не повторял их.

Обычно исповедь происходит перед причастием, поэтому воцерковленные дети исповедуются примерно один раз в две-три недели. Исповедоваться можно и без причащения. Частая исповедь, совершаемая ребенком без принуждения, способствует его нравственному взрослению и ответственности за свои поступки. При этом родители должны своим примером приучать ребенка к частой исповеди, сами прибегая к этому таинству.

Исповедь совершается перед Крестом и Евангелием, которые напоминают о том, что исповедь принимает Бог, а не священник, который является только свидетелем исповеди. Поэтому можно исповедоваться, как обращаясь к священнику, так и просто перечисляя грехи, не обращаясь непосредственно к священнику.

Хотелось бы, что бы ребенок усвоил правильное понимание исповеди. Священник у Креста и Евангелия — это не судья, который будет решать, насколько дурной поступок ты сделал. Исповедь для ребенка должна быть духовной «врачебницей». Как в кабинете врача сидит доктор, который нас лечит, и сидит медсестра, которая помогает врачу, так и на исповеди мы стоим на исповеди перед Богом — Врачом наших душ — и священником, который словно медсестра просто помогает исповедоваться. Если исповедь — это судилище, то чем больше грех, тем труднее идти на исповедь. А если исповедь — это врачебница, то чем больше грех, тем быстрее ребенок пойдет на исповедь.

Хотя ребенок должен понимать, что исповедоваться можно любому священнику, поскольку не священник принимает наше покаяние, а Бог, тем не менее желательно, чтобы у ребенка был духовный отец, то есть священник с которым он мог бы посоветоваться и решить свои духовные проблемы. Чтобы посоветоваться, выбирать священника можно и нужно. Как врачи бывают разной специальности — кто-то терапевт, кто-то хирург, кто-то дантист. И каждый специалист лучше разбирается в своем круге болезней. Также и духовники могут отличаться по тому, кто какие душевные болезни лучше видит и может помочь. Кому-то из священников легче понять ребенка с его проблемами, кому-то подростка в переходном возрасте и т. д. Поэтому лучше, если ребенок выберет сам какого-нибудь из священников и будет с ним советоваться. Этот священник в этом случае будет духовником, а ребенок его духовным чадом. Это не значит, что теперь нельзя ни с кем больше советоваться. Любой священник, как и любой взрослый, имеет жизненный опыт и может дать совет и к нему надо прислушиваться, а потому можно советоваться с другими людьми, если вы их уважаете. Просто легче советоваться с тем, к кому у тебя уже есть доверие, и кто уже немного знает тебя и твою семью.

Поскольку дети часто волнуются на исповеди, особенно, если они исповедуются редко, лучше предложить ребенку написать свои грехи на бумаге, по которой можно прочитать грехи на исповеди.

После исповеди родители не должны нарушать тайну исповеди и пытаться узнать грехи своих детей, или расспрашивать детей, что священник сказал им на исповеди.

При подготовке к исповеди можно пользоваться книгами, такими, как «В помощь кающемуся», где для напоминания перечисляются возможные грехи. Особенно это нужно когда ребенок исповедуется впервые или исповедовался еще не часто. Но детям лучше не пользоваться перечнем грехов, составленным для взрослых, чтобы прочитанное не направило раньше времени детский ум в ту сторону, куда мысль еще не заходила в силу своей детской чистоты. Неудачно заданный вопрос на исповеди или прочитанное название греха может не только не уберечь ребенка от него, а напротив возбудить в нем интерес к этому греху. Поэтому при разговоре с ребенком о возможных грехах надо быть очень осторожным и называть только самые общие грехи. Можно ребенку объяснять те грехи, которые он может не считать грехами, например, компьютерные игры со всевозможными «стрелялками», долгое просиживание у телевизора и т. д… Но не стоит ребенку рассказывать о тяжелых грехах, надеясь на Бога и Его глас в душе человеческой — совесть.

Для ребенка от 7 до 12–13 лет (до начала переходного возраста) можно использовать следующий перечень грехов.

Грехи по отношению к старшим. Не слушался родителей или учителей. Пререкался с ними. Грубил старшим. Брал что-либо без разрешения. Гулял без разрешения. Обманывал старших. Капризничал. Плохо себя вел на уроках. Не благодарил родителей.

Грехи по отношению к младшим. Обижал младших. Грубил им. Издевался над животными. Не заботился о домашних животных.

Грехи по отношению к друзьям и одноклассникам. Жадничал. Обманывал. Дрался. Обзывался обидными словами или кличками. Часто ссорился. Не уступал, проявлял упрямство. Ябедничал.

Обязанности. Не убирался в комнате. Не выполнял поручения, которые давали родители. Не делал или делал небрежно домашнее задание.

Вредные привычки. Много смотрел телевизор. Много играл на компьютере.

Грехи по отношению к Богу. Забывал молиться утром и вечером, до и после еды. Редко исповедовался и причащался. Не благодарил Бога за Его благодеяния.

Перечисленных грехов вполне достаточно, чтобы дать ребенку правильное направление мысли, остальное ребенку подскажет его совесть.

После вступления ребенка в период переходного возраста перечень возможных грехов можно несколько дополнить:

Ругался матом. Пробовал курить. Пробовал спиртные напитки. Смотрел непристойные картины. Было вольное обращение с противоположным полом.

Этим списком можно также ограничиться, вновь надеясь на то, что направление мысли задано, а более серьезные грехи совесть не даст забыть.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Исповедь в детском возрасте, с какого возраста и как правильно подготовить ребенка

Достаточно долго узаконенный атеизм не давал людям, не только беречь заветы предков, но и обогащаться духовным опытом религии. Это привело к тому, что взрослое поколение и дети не имеют основ православной культуры. Сейчас интерес к церкви растет, и исповедь, как одно из главных Таинств, набирает популярность. Однако лишь немногие знают о детской исповеди и ее традициях.

Общая информация про таинство исповеди

В каждой церкви есть свойственные ей традиции, обычаи и обряды. Так вместе с христианством появились семь основных таинств:

  • миропомазание;
  • крещение;
  • брак;
  • покаяние;
  • причащение;
  • соборование;
  • таинство священства.

Каждое из них играет первостепенную роль и несет в себе смысл всей Церкви. Наиболее известным для больших масс людей является тайна Причащения, которую многие еще называют причастием. Его частью является исповедь.

Это особый процесс, при котором человек рассказывает о своих грехах перед лицом священника и Бога. Его же называют покаянием.

Слово «покаяние» имеет славянские корни и обозначает не столько «извинение», сколько «изменение». Это значит, что после исповеди человек не просто должен очиститься от старых грехов, но и стараться не совершать новых.

Процесс покаяния для многих может быть нелегким, потому что не так-то просто признаться в той же лжи или воровстве. Именно поэтому о грехе нужно рассказывать священнику, чтобы он мог очистить душу и совесть, понимая, что человек раскаялся в поступке. По своей сути грех – это грязь, которая оскверняет человека. Однако одно только отвращение к ней не поможет очиститься. Человеку нужен источник чистой воды, чтобы избавиться от грязи. В религии это Божья благодать. Прежде всего, на покаянии человек говорит о грехах, которые он совершил. Но мало кто задумывается о том, на чем оно построено. Покаяние создано на заповедях Божьих.

Как известно их всего десять:

  1. Я – Господь Бог твой: и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня.
  2. Не делай себе кумира, не поклоняйся ему.
  3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
  4. Помни день субботний.
  5. Почитай отца своего и матерь свою.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не воруй.
  9. Не произноси на другого ложного свидетельства.
  10. Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни всего того, что есть у ближнего твоего.

На них строится не только исповедь, но и вся христианская вера. Покаяние может проходить «всегда и везде» при наличии рядом священника. Однако чаще всего происходит после вечернего богослужения или перед утренней литургией. Покаяние это обязательный этап, который необходимо пройти перед таинством причастия, где вино и хлеб обращаются в кровь и плоть Христа. Как проходит исповедь? Человек подходит к священнику и рассказывает о грехах, которые он совершил и в которых раскаивается. После этого святой отец кладет на голову кающегося край епитрахили и читает молитву о разрешении опущения грехов. Человек целует крест и Евангелие.

Это интересно! Епитрахиль – это часть облачения священника, которая является традиционной для проведения богослужений.

Она представляет собой длинную ленту, которая надевается поверх рясы. Епитрахиль символизирует благодатные дарования священника.

Не существует каких-то строгих правил, которым нужно следовать при покаянии. К нему не нужно готовиться, как к Таинству причащения. Часто люди задают вопрос: «Часто ли нужно исповедоваться?». Священнослужители говорят, что причащаться можно не более одного раза в сутки и не реже чем 3 раза за неделю. Однако эта норма нигде не закреплена и остается на усмотрение самого кающегося.

Рекомендуемый возраст для первой исповеди

Часто верующие родители задают логичный вопрос: «Со скольких лет можно исповедоваться моему ребенку?». Согласно церковным канонам минимальный возраст при покаянии – семь лет. Однако в любом правиле бывают исключения. Так если ребенок совершил грех, и он осознает это сам, без науськивания родителей, то можно пройти первый обряд ранее семи лет.

Стоит заметить, что это должно быть личное желание исключительно ребенка. Иначе пользы от такой исповеди не будет. Каждое покаяние – дело сугубо индивидуальное. Нельзя исповедоваться по наставлению или наказу. Каждый ребенок по-разному растет и развивается. Если он в десять лет не готов к покаянию, то нельзя заставлять или давить. Ребенок сам должен «созреть» для такого таинства. Какие-то дети могут пройти этот обряд и ранее семи лет, но это не всегда одобряется священнослужителями.

Как правильно подготовить ребенка

Первая исповедь – очень важный момент в жизни каждого ребенка. К ней нужно хорошо подготовиться, а самое главное, поговорить с самим ребенком.

Какие моменты стоит помнить:

  1. Ребенок должен понимать, что такое грехи, какие они бывают. В этом пункте главное не перестараться. Детская душа и разум не вполне готовы для восприятия всей информации обо всех грехах. Достаточно будет просто рассказать ребенку о заповедях Божьих. Лучше всего разобрать каждую из них и подумать над смыслом.
  2. Не стоит разговаривать с детьми об их конкретных поступках. Лишним будет и настойчивость в этом деле. К пониманию своего греха нужно прийти самостоятельно. Нельзя настаивать на самом покаянии.
  3. Ребенок должен хотя бы для общего развития понимать, что такое исповедь и вообще суть Таинства причащения. Стоит рассказать о происхождении этой традиции, значении и целях.
  4. Необходимо объяснить, что раскаяние в своих грехах – лишь часть общего дела. Намного важнее не совершать более таких поступков.
  5. Не стоит давать чаду перечень взрослых грехов. Многие из них не доступны детскому разуму. Их непонимание может привлечь только внимание и интерес к самому понятию.
  6. Существуют специальные книги по подготовке кающегося к обряду. Полезно прочитать детскую версию вместе. Иногда книга объясняет все нюансы лучше родителей. Особенно если отец и мать не сведущи в церковных канонах, обычаях, традициях и обрядах.

Подготовка – очень важный момент. Если пропустить, то ничего хорошего добиться не получится. Даже наоборот исповедь может принести вред и полное нежелание чада в будущем обращаться к Церкви.

Рекомендации по выбору духовника

Если в семье у родителей разные духовники, то встает вопрос о том, какой священник должен наставлять дитя. Эта ситуация не совсем нормальная, но для нашего времени обычная. Вопрос стоит решить на семейном совете. Если оба духовника от отца и матери достойны, то стоит предоставить выбор самому ребенку.

Однако нужно всю ответственность за воспитание перекладывать на священника. Каким бы прекрасным человеком он ни был, но родителем не является. Многим мамы и папы не понимают, что до определенного возраста вообще не нужен духовник. Эта потребность приходит у каждого в свое время. До этого момента главные духовники – родители.

Что нельзя делать родителям после исповеди

Исповедь это часть таинства Причащения. Покаяние ребенка это личное дело, в которое нельзя вмешиваться. Многие родители либо считают свое чадо слишком маленьким, либо не доверяют. Тогда вопрос: «Зачем вы привели на исповедь дитя?» Покаяние – это испытание, которое каждый пройдет сам и в тайне. После завершения обряда нельзя подходить к святому отцу и спрашивать: «Что сказал мой ребенок?» «Он каялся в таком то своем проступке?».

Не стоит обращаться с такими вопросами и к чаду. В этом деле лучше всего предоставить ему полную свободу.

Перечень грехов для детей до 13 лет

Чтобы правильно подготовиться к обряду, лучше всего заранее ознакомиться со списком детских грехов, рассказать о них ребенку, объяснить суть. После этого он сам должен выбрать те поступки, которые совершил. Какие же существуют грехи для детей до наступления подросткового возраста?

По отношению к старшим

Прежде всего, этот грех связан с заповедью о почитании отца и матери. Если школьник врал, капризничал, не слушался, ругался, не уважительно относился к родителям или учителю, то этот грех ему стоит упомянуть на исповеди, но на свое усмотрение и по своему желанию.

По отношению к младшим

Этот грех связан с обидами оп отношению к меньшим. Ребенок обижает детей, которые младше его, издевается над ними, а так же над животными.

По отношению к друзьям и одноклассникам

Школьник обманывал своих ровесников, врал, дрался с ними, часто ссорился, обзывал или издевался, подставлял и ябедничал. На этот грех стоит обратить не меньше внимания, чем на первые два. Общение со сверстниками и другими людьми, не входящими в семью, не мене важно для будущей жизни.

Обязанности

Если ребенок пренебрегает домашними делами, заданиями из школы или учебой в целом, а так же игнорировал слова родителей, то и об этом стоит сказать на исповеди.

Вредные привычки

В таком возрасте наверно рано говорить о курении и алкоголе, но вот чрезмерное пользование компьютером и телевизором попадает под прицел. Пустое времяпровождение не несет ничего, кроме негативных последствий. Это так же является грехом.

По отношению к Богу

Этот грех относится почти к каждому человеку в наше время. Что уж говорить о детях. Несмотря на это, если не читать утренних и вечерних молитв, не благодарить Господа, то это тоже грех.

Как можно дополнить список в переходном возрасте

Возраст увеличивается, и количество грехов тоже. Так вышеуказанный список можно дополнить:

  • нецензурная лексика;
  • курение;
  • употребление алкогольных напитков;
  • просмотр стыдливых и похабных картинок, фильмов;
  • непристойное обращение с человеком противоположного пола.

Об этих грехах стоит рассказать уже в подростковом возрасте. Если это произойдет раньше времени, то не нужно заострять внимание на таких поступках. Детская душа слишком наивна, чтобы ребенок понял суть этих грехов. Наоборот, он может проявить к ним интерес, и тогда добрые намерения обратятся злом.

Примеры детских исповедальных текстов

Детям достаточно сложно запомнить все грехи, которые они в себе увидели. Поэтому на исповедь, особенно первую, стоит написать специальную бумажку. Где будут указаны все поступки. Грехи против Господа:

  • отрицание и неверие в существования Бога;
  • атеизм (люди уверены, что в бога верят, но не задумываются о правилах веры);
  • создание и поклонение какому-то кумиру.

Список грехов против ближнего:

  • гордыня и себялюбие, пренебрежительное отношение к другим людям, невнимание;
  • обсуждение и осуждение других людей;
  • присвоение чужой собственности (кражи, невыплата или задержка выплаты зарплаты);
  • ложь;
  • причинение физического вреда.

Полезные советы родителям

Часто во время обряда ошибки совершают не столько дети, сколько родители. Они слишком волнуются и часто переходят границы дозволенного. Так можно дать простые, но верные советов для отцов и матерей:

  1. Если ваш ребенок стремится сам пройти исповедь, а вы не являетесь верующими людьми, то не стоит ему запрещать это делать. У каждого человека свой путь, и если душа требует отправиться в храм, то не сдерживайте порыва. Наоборот сходите в церковь вместе, при желании зайдите.
  2. Если ребенок не стремится к исповеди и вообще не хочет ее проходить, не настаивайте. Желание покаяться перед Господом должно идти от души, а не от родительских указов.
  3. Помогите подготовиться к исповеди. Расскажите ребенку о грехах, которые совершает человек. Разберите вместе заповеди, которые дал нам Господь.
  4. Не указывайте малышу непосредственно на грехи. Понять, как и раскаяться, он должен сам.
  5. Посоветуйте ребенку написать то, что хочет сказать на бумажке, но не делайте этого сами. Пусть сохранится тайна исповеди.
  6. После окончания исповеди не обращайтесь к священнику и не выспрашивайте о грехах.
  7. Не узнавайте у самого кающегося о его поступках. Тайна причащения должна сохраниться.

Следуя этим несложным советам, любой родитель сможет помочь своему ребенку, не навредив ему.

Обсуждения

ДЕТСКАЯ ИСПОВЕДЬ.

6 сообщений

ПОМОЩЬ ДЕТЯМ,ЖЕЛАЮЩИМ ИСПОВЕДОВАТЬСЯ.

ИСПОВЕДЬ детей, особенно приступающих впервые к этому спасительному Таинству, есть дело величайшей важности. Здесь, в покаянии, перед пастырем, служителем Божиим, дети раскрывают свою душу и получают от него властью, данной ему свыше, не только прощение, но и наставление в нравственной жизни. От отношения детей к их первой исповеди часто зависит их последующее отношение к этому великому и спасительному Таинству. Как пастырям, так и родителям при подготовке детей к исповеди надо иметь в виду:

Подготовка к исповеди должна совершаться в атмосфере любви, кротости, с теплым участием. Ясно, что в это время предстоят и исповедуются не одному священнику, а Самому Господу Иисусу Христу. Нельзя допускать малейшей раздражительности и нетерпеливости.

При подготовке к исповеди родитель может разве что в общих чертах на примерах рассказывать о том, что такое грех, но никак не указывать на известные ему грехи ребенка, или настаивать на них.
Важно объяснить ребенку, что при совершенно искреннем, честном, правдивом исповедании грехов, они полностью устраняются из его души. Господь омывает сердце и душу и воцаряется благодатная чистота, устанавливается богоугодная святыня сердца.

Родители должны знать, что Церковь предписывает причащать детей непременно с исповедью с семилетнего возраста, в зависимости от уровня развития ребенка и способности сознательно проанализировать и исповедать свои грехи. День исповеди и Святого Причащения должен быть для ребенка днем праздничным и радостным. Советуйте, предлагайте пойти в храм, подготовиться к исповеди и причастию, но ни в коем случае не заставляйте ребенка. Ребенка нельзя принуждать к исповеди. Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное. Иначе же, всего лишь подчиняясь родительскому авторитету, ребенок некоторое время будет исполнять ваши требования, но если в нем самом не будет живой веры, искреннего стремления очиститься от совершенного греха, рано или поздно, произойдет болезненный разрыв, конфликт между вашим родительским давлением и его свободной волей. Если ребенок особенно волнуется и теряется, подходя к аналою, можно предложить ему кратко письменно составить перечень дома, чтобы потом прочитать его на исповеди перед священником. Однако это только временное вспомогательное средство. Свободное, живое слово во время исповеди не должно этим нарушаться или ограничиваться. Коль скоро возможно, от записок следует отказаться.

Важно, чтобы исповедь каждый раз переживалась ребенком как глубокое осознание греха, соединенное с радостью прощения от Бога при условии раскаяния и отказа от греха. Тайна исповеди — великая обоюдная святыня. Ни исповедующий пастырь ни сам кающийся ничего не рассказывает о произнесенном на исповеди. Вторгаться в это таинство совершенно недопустимо! Поэтому помощь в подготовке к исповеди ни в коей мере не предполагает посредничество между родителями и священником. Предлагая вопросы и советы относительно исповеди родители ни в коем случае не должны пытаться узнать грехи своих детей или «что батюшка сказал тебе, когда исповедовал?». Даже малейшие попытки и вопросы такого рода могут сломать в детской душе доверие к величайшему Таинству. Не следует родителям инструктировать священника относительно того, о чем спросить ребенка. Вручите исповедника и исповедующего благодати Божией, которая умудрит их и наставит. Если ребенок захочет что-либо рассказывать из исповеди, остановите его и укажите на то, что исповедь таинство, которое следует хранить в своей душе, доверяя свою душу Богу. Все неясное он сможет уяснить себе на следующей исповеди.

Нижеследующий список не должен рассматриваться как «инструкция», а как помощь к общему пониманию того, какие существуют грехи и наклонности, и из них ощутить настрой, к которому мы призваны, пройдя путем покаяния.

Предварительные вопросы :
— Веришь ли ты в Бога?
— Знаешь ли ты и веруешь ли в то, что исповедь, совершаемую священником слушает и принимает Сам Господь Иисус Христос, невидимо предстоящий?
— Искренне ли ж

алеешь ты о том, что плохими поступками согрешил перед Богом, нарушил Его святые заповеди?
— Со всеми ли ты помирился, идя на исповедь?

ПЛАН ДЕТСКОЙ ИСПОВЕДИ ПО 10-ти ЗАПОВЕДЯМ БОЖИИМ

Первая заповедь Закона Божия: «Я — Господь Бог твой: и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня».

ВОПРОСЫ К РЕБЁНКУ О СОВЕРШЕНИИ ИМ ГРЕХОВ ПРОТИВ ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ:
— Молишься ли ты утром и вечером, перед едой и после еды, перед началом и по окончании всякого дела?
— Веришь ли в то, что Бог всё видит и знает, не только дела твои, но и мысли, и тайные желания, видит тебя и днем, и ночью, дома и вне дома, словом, всегда?
— Строишь ли ты свою жизнь сообразно с этой верой?
— Веришь ли в то, что люди сотворены Богом и что Господь является Творцом вселенной, хотя многие люди и отрицают это?
— Любишь ли ты Бога?
— Не стыдишься ли признаться в своей вере перед людьми? Не отказываешься ли от своей веры из боязни быть осмеянным другими?
Вторая заповедь Закона Божия : «Не делай себе идола, никакого либо изображения того, что на небе, вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землею: не поклоняйся им и не служи им».
Второй заповедью Господь Бог запрещает идолопоклонство, то есть делать для почитания кумиры. Поклонение святым иконам и угодникам Божьим не является идолопоклонством. Для христиан к идолопоклонству относится служение грехам и страстям: гордости, пресыщению в еде и питие, любви к земным богатствам и т. д.

ВОПРОСЫ К РЕБЁНКУ О ГРЕХАХ ПРОТИВ ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ:
— Не тратишь ли ты деньги на лакомства? Не любишь ли много кушать, не соблюдая умеренности?
— Не нарушаешь ли святых постов и постных дней: среды и пятницы?
— Не гордишься ли своими успехами в учебе, богатством своих родителей?
— Не добиваешься ли первенства среди своих сверстников? Не желаешь ли, чтобы тебя считали самым умным и добрым?
— Не любишь ли командовать, быть старшим над своими товарищами?

ТРЕТЬЯ заповедь закона Божия: «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно». Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, без любви, благоговения и молитвы.

Вопросы к ребёнку о грехах против ТРЕТЬЕЙ заповеди.
— Не произносишь ли имени Божия напрасно — в пустых разговорах и шутках?
— Не ропщешь ли на жизненные тягости своих родителей?
— Не завидуешь ли детям из богатых семей?
— Благодаришь ли ты Бога в болезнях, неприятностях и жизненных неудачах?

Четвертая заповедь ЗАКОНА Божия:
«Помни день субботний, чтобы святить его (то есть проводить его свято): шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой — день покоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему».
Четвертой заповедью Господь Бог повелевает нам работать шесть дней в неделю, а седьмой день (в христианской Церкви этот день — воскресенье) посвящать на служение Богу, на угодные Богу дела.

Четвертая заповедь ЗАКОНА Божия:
«Помни день субботний, чтобы святить его (то есть проводить его свято): шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой — день покоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему».
Четвертой заповедью Господь Бог повелевает нам работать шесть дней в неделю, а седьмой день (в христианской Церкви этот день — воскресенье) посвящать на служение Богу, на угодные Богу дела.

ВОПРОСЫ К РЕБЁНКУ О ГРЕХАХ ПРОТИВ 4-ой ЗАПОВЕДИ:
— Не ленишься ли в воскресенье и в праздничные дни ходить в Церковь?
— Любишь ли бывать в храме Божием?
— Не бегаешь ли по храму, не выходишь ли из него во время службы. не позволяешь ли себе в храме шутить, играть, смеяться, разговаривать?
— Любишь ли читать Святое Евангелие, духовные книги?
— Знаешь ли на память молитвы «Отче наш», «Богородице Дево», «Верую»?
— Не любишь ли праздно проводить время?
— Не имеешь ли пристрастия к телевизору и кино, которые разрушают веру в Бога?
— Стремишься ли к приобретению познаний, хорошей учебе? Молишься ли о том, чтобы Господь помог тебе в учении?
— Всегда ли со вниманием и старанием учишь домашние уроки?
— Не тратишь ли попусту время за компьютером в играх, где присутствуют насилие или убийство одних героев другими?

Пятая заповедь ЗАКОНА БОЖИЯ: -«Почитай отца своего и матерь твою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле».
Пятой заповедью Господь Бог повелевает нам любить своих родителей, учителей, старших, заботиться о них и быть почтительными к ним.

ВОПРОСЫ К РЕБЁНКУ О ГРЕХАХ ПРОТИВ ПЯТОЙ ЗАПОВЕДИ:
— Почитаешь ли ты своих родителей, не оскорбляешь ли их грубыми словами и непослушанием?
— Уважаешь ли своих наставников и учителей? Не допускаешь ли относительно них оскорбления или неподчинения?
— Добросовестно ли ты выполняешь свои обязанности в школе и дома?
— Почитаешь ли старших возрастом людей? Не допускаешь ли относительно них насмешек? Не передразниваешь ли и не смеешься ли над
увечными, калеками, больными?
— Стараешься ли исправиться в своих плохих привычках?

Шестая заповедь ЗАКОНА Божия — «Не убивай». Шестой заповедью Господь Бог запрещает убийство и не только физическое, но и духовное, когда человек учит другого человека греху. К грехам против шестой заповеди относятся курение и употребление наркотиков, ведущие к разрушению человеческого организма, то есть к самоубийству.
Участие в войне Церковь не считает нарушением шестой заповеди, потому что воины защищают Отечество. ВОПРОСЫ К РЕБЁНКУ О ГРЕХАХ ПРОТИВ ШЕСТОЙ ЗАПОВЕДИ:
— Не ругаешься ли ты неприличными словами?
— Не таишь ли на кого в сердце злобу или ненависть?
— Стараешься ли утешить огорченного, опечаленного товарища своего?
— Не мучаешь ли животных? Не убиваешь ли их ради забавы?
— Любишь ли людей, как заповедал нам Господь?
— Подаешь л и, что можешь, бедным, голодным людям?
— Не ругаешься ли с каким человеком или сверстником?
— Не дерешься ли, не обижаешь, ли детей, которые слабее тебя?
— Не куришь ли ты?
Седьмая заповедь ЗАКОНА Божия: «Не прелюбодействуй».
Этой заповедью Господь запрещает разрушение супружеской верности, а неженатым Господь повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний.
ВОПРОСЫ К РЕБЁНКУ О ГРЕХАХ ПРОТИВ СЕДЬМОЙ ЗАПОВЕДИ:
— Не допускаешь ли ты в своем сердце нечистых плотских желаний?
— Не допускаешь ли таких поступков, о которых очень стыдно рассказать кому-либо?
— Не имеешь ли интереса к фильмам «только для взрослых»? Не рассматриваешь ли журналы и фотографии с неприличными картинками?
— Не имеешь ли друзей, которые учили бы тебя играть в карты, курить, пить спиртные напитки? Не был ли участником этих грехов?
— Не пересказываешь ли анекдоты, неприличные истории?
ВОСЬМАЯ заповедь ЗАКОНА Божия: «Не воруй».
Этой заповедью запрещаются не только кражи, когда кто-либо тайком берёт вещь, не принадлежащую ему, но и обман, тунеядство.

ВОПРОСЫ К РЕБЁНКУ О ГРЕХАХ ПРОТИВ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДИ:
— Не брал ли тайком, без спроса, чужую вещь?
— Не присваивал ли найденные деньги, какой-либо потерянный предмет, вместо того, чтобы объявить близким людям о своей находке?
— Не заглядывал ли родителям в кошелёк? Не брал ли у них без спроса деньги?

ДЕВЯТАЯ заповедь ЗАКОНА Божия: «Не произноси на другого ложного свидетельства».
Девятой заповедью Господь Бог запрещает говорить ложь о другом человеке и запрещает вообще всякую ложь.

ВОПРОСЫ К РЕБЁНКУ О ГРЕХАХ ПРОТИВ ДЕВЯТОЙ ЗАПОВЕДИ:
— Не имеешь ли привычки врать? Не обманываешь ли родителей, братьев, сестер, друзей?
— Не нарушал ли данного обещания?
— Не осуждал ли кого? Не разглашал ли недостатки других людей? Не высмеивал ли недостатки товарищей?

Десятая заповедь ЗАКОНА Божия:
«Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего»,
Десятая заповедь запрещает не только делать что-либо плохое другим, но запрещает зависть, худые желания и помышления по отношению к ним.

ВОПРОСЫ К РЕБЁНКУ О ГРЕХАХ ПРОТИВ ДЕСЯТОЙ ЗАПОВЕДИ:
— Следишь ли за чистотой своих мыслей и желаний?
— Стараешься ли исправиться в тех грехах, в которых каялся на предыдущей исповеди?
— Не завидуешь ли кому-либо?
— Не был ли недоволен, когда при тебе кого-либо хвалили
Заключительные вопросы
— Дорожишь ли временем?
— Стараешься ли каждую минуту употребить на пользу души?
— Готовился ли ко причащению Святых Христовых Тайн? Веришь ли в то, что священник вынесет в золотой Чаше для того, чтобы преподать тебе для вкушения из золотой ложечки, (это непостижимо умом, но постижимо только верой сердца) Тело и Кровь Иисуса Христа?
— Каешься ли, то есть искренне сокрушаясь, просишь у Бога прощения в грехах своих?

Протоиерей Алексий Уминский .

Грехи детей на исповеди

Первые навыки духовной борьбы в человека вкладывают родители. Родители объясняют детям, «что такое хорошо и что такое плохо», как можно поступать и как нельзя, как надо правильно молиться и как поститься. Своим духовным опытом они ведут детей. Другими словами, осуществляют то духовное руководство, которое взрослый человек ищет у духовника.

Дети исповедуются обычно с семи лет. Иногда первая исповедь воцерковленного ребенка совершается раньше семилетнего возраста после серьезного проступка, который сам ребенок осознает как грех. Родители объясняют ребенку, что причащаться с таким грехом без исповеди нельзя, а ребенок сам принимает решение исповедоваться. В данном случае пока ребенку не исполнилось семи лет, он может продолжать причащаться и без исповеди, если не будет совершен другой серьезный грех. С семи же лет дети обязательно исповедуются перед каждым причастием, как это делают взрослые.

Очень важно родителям подготовить ребенка к первой исповеди. Ребенка нельзя принуждать к исповеди — покаяние должно быть искренним и совершенно свободным. Ребенок может подчиняться родительскому авторитету, но при этом в нем не будет происходить духовного возрастания. Повзрослев, ребенок откажется исповедоваться вообще. Ребенку можно помочь продумать свою первую исповедь, побеседовав с ним о том, какие могут быть грехи, чем мы можем оскорблять Бога и людей. Для этого можно перечислить основные заповеди Божии, объяснив каждую из них. Также ребенку необходимо объяснить, что произнесение грехов на исповеди — это еще только начало покаяния и очень важно, чтобы он не повторял их.

Иногда на исповедь приходит совсем маленький ребенок, и когда священник заговаривает с ним о грехах, он смотрит на батюшку и не понимает, о чем идет речь. Тогда священник спрашивает его: «А тебе бывало когда-нибудь стыдно?» «Да», — отвечает ребенок и начинает рассказывать, когда ему бывало стыдно: когда маму не слушался, когда брал что-то без разрешения… И тогда батюшка говорит ему: «Вот это и есть грех, раз твоя совесть подсказывает тебе, что ты сделал что-то нехорошее». Стыд — самый первый индикатор греховности как для взрослых, так и для детей.
Многие дети говорят со взрослыми о плохих мыслях. Их смущают сны, мысли во время молитвы… И если они пытаются рассказать об этом родителям, то это и есть самое удобное время для того, чтобы вложить им в руки оружие для духовной борьбы: крестное знамение, молитву, исповедь. И когда ребенок начинает молиться, он видит, как по молитве отходят злые помыслы.

Вспомним рассуждения блаженного Августина. Если младенец безгрешен, почему он кусает грудь своей матери, которая вскармливает его молоком? С момента, когда он еще не научился разбирать, что доброе, а что злое, у него есть определенные навыки ко злу. Потому, что человек не рождается безгрешным. Над нами тяготеет помрачение нашей греховной природы. Первородный грех отпускается нам в Крещении, но последствия греха остаются, и мы должны их исправлять своей собственной волей. Человек изначально по природе своей добр и благ, потому что Господь сотворил его добрым и стремящимся ко благу, он есть образ и подобие Божие. Но апостол Павел говорит: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 19). Ребенок рождается ветхим человеком, но он не в состоянии самостоятельно вести духовную брань, поэтому он ведет ее вместе с родителями.

Обычно исповедь происходит перед причастием, поэтому воцерковленные дети исповедуются примерно один раз в две-три недели. Исповедоваться можно и без причащения. Частая исповедь, совершаемая ребенком без принуждения, способствует его нравственному взрослению и ответственности за свои поступки. При этом родители должны своим примером приучать ребенка к частой исповеди, сами прибегая к этому таинству.

Исповедь совершается перед Крестом и Евангелием, которые напоминают о том, что исповедь принимает Бог, а не священник, который является только свидетелем исповеди.

Хотелось бы, что бы ребенок усвоил правильное понимание исповеди. Священник у Креста и Евангелия — это не судья, который будет решать, насколько дурной поступок тон сделал. Исповедь для ребенка должна быть духовной «врачебницей». Как в кабинете врача сидит доктор, который нас лечит, и сидит медсестра, которая помогает врачу, так и на исповеди мы стоим перед Богом — Врачом наших душ — и священником, который словно медсестра просто помогает исповедоваться. Если исповедь — это судилище, то чем больше грех, тем труднее идти на исповедь. А если исповедь — это врачебница, то чем больше грех, тем быстрее ребенок пойдет на исповедь.

Поскольку дети часто волнуются на исповеди, особенно, если они исповедуются редко, лучше предложить ребенку написать свои грехи на бумаге, по которой можно прочитать грехи на исповеди.

Для ребенка от 7 до 12–13 лет (до начала переходного возраста) можно использовать следующий перечень грехов.

Грехи по отношению к старшим. Не слушался родителей или учителей. Пререкался с ними. Грубил старшим. Брал что-либо без разрешения. Гулял без разрешения. Обманывал старших. Капризничал. Плохо себя вел на уроках. Не благодарил родителей.

Грехи по отношению к младшим. Обижал младших. Грубил им. Издевался над животными. Не заботился о домашних животных.

Грехи по отношению к друзьям и одноклассникам. Жадничал. Обманывал. Дрался. Обзывался обидными словами или кличками. Часто ссорился. Не уступал, проявлял упрямство.
Ябедничал.

Обязанности. Не убирался в комнате. Не выполнял поручения, которые давали родители. Не делал или делал небрежно домашнее задание не дежурил добросовестно в классе.

Вредные привычки. Много смотрел телевизор. Много играл на компьютере.

Грехи по отношению к Богу. Забывал молиться утром и вечером, до и после еды. Редко исповедовался и причащался. Не благодарил Бога за Его благодеяния.

Перечисленных грехов вполне достаточно, чтобы дать ребенку правильное направление мысли, остальное ребенку подскажет его совесть.

После вступления ребенка в период переходного возраста перечень возможных грехов можно несколько дополнить: Ругался матом. Пробовал курить. Пробовал спиртные напитки. Смотрел непристойные картины. Было вольное обращение с противоположным полом.
Этим списком можно также ограничиться, вновь надеясь на то, что направление мысли задано, а более серьезные грехи совесть не даст забыть.

После исповеди родители не должны нарушать тайну исповеди и пытаться узнать грехи своих детей, или расспрашивать детей, что священник сказал им на исповеди.

Дети хорошо знают, что, если они совершают грех, их наказывают родители. Наказывать ребенка надо с того момента, когда он понимает, что такое наказание, когда наказание способно вразумлять, останавливать, предупреждать.

ЗАЧЕМ МЫ ИСПОВЕДУЕМСЯ?
Ответ на этот вопрос коренится в собственном духовном опыте родителей. Все то, что они умеют сами, они обязаны передать своему ребенку.

Трудно бывает объяснить ребенку, для чего мы исповедуемся, и тогда, когда мы не читаем ему Евангелие. А если мы перед сном имеем в семейной традиции такое чтение, пусть не ежедневное, но хотя бы частое, то вопрос «зачем нужно исповедоваться» у ребенка обычно не возникает. Евангелие начинается словами: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2). Покаяние — это путь духовной жизни, который ведет нас ко спасению. Жизнь без покаяния нельзя назвать верой в Бога, спасение невозможно без покаяния.

Некоторые дети даже в семь лет не могут сознательно исповедоваться. Исповедь для ребенка — это всегда своего рода стресс, во время которого он может не только не раскрыться перед духовником, а, наоборот, еще сильнее замкнуться в себе. Так он попадает в ситуацию, до которой духовно не дорос, и начинает исповедоваться формально, не понимая того, что на самом деле с ним происходит. Вот она, некая форма, используя которую он легко уходит от ответственности. Вот она, возможность поступать безнаказанно: я совершаю грех, говорю о нем на исповеди, грех мне прощается, а я продолжаю жить так же, как жил раньше. Это и есть самая страшная ошибка.

Что делает грех со взрослым человеком, он делает и с ребенком. Но что самое страшное в грехе? Это —НАВЫК, который приводит грех в состояние страсти. Если ребенок приобретает навык детского греха, грех укореняется в нем и становится чертой характера. И наоборот, если ребенок с детства приобретает навык борьбы с грехом, то это полезное качество тоже может стать чертой его характера.

Первая исповедь — это, конечно, очень важное для ребенка событие. Пусть этот день станет для него праздником и будет торжественно отмечен. Пусть он почувствует, что сегодня совершил очень важный, достойный вознаграждения поступок. Не надо подкупать ребенка для того, чтобы он пошел на исповедь, обещая ему подарки. Это нехорошо. Но наградить маленького исповедника можно. Хотя это очень и очень тонкий момент взаимоотношений, и его важно правильно почувствовать.

Материал подготовила с открытых православных источников

Bookitut.ru

Детская исповедь

Дети исповедуются обычно с семи лет. Иногда первая исповедь воцерковленного ребенка совершается раньше семилетнего возраста после серьезного проступка, который сам ребенок осознает как грех. Родители объясняют ребенку, что причащаться с таким грехом без исповеди нельзя, а ребенок сам принимает решение исповедоваться. В данном случае пока ребенку не исполнилось семи лет, он может продолжать причащаться и без исповеди, если не будет совершен другой серьезный грех. С семи же лет дети обязательно исповедуются перед каждым причастием, как это делают взрослые.

Очень важно родителям подготовить ребенка к первой исповеди. Ребенка нельзя принуждать к исповеди — покаяние должно быть искренним и совершенно свободным. Ребенок может подчиняться родительскому авторитету, но при этом в нем не будет происходить духовного возрастания. Повзрослев, ребенок откажется исповедоваться вообще. Ребенку можно помочь продумать свою первую исповедь, побеседовав с ним о том, какие могут быть грехи, чем мы можем оскорблять Бога и людей. Для этого можно перечислить основные заповеди Божии, объяснив каждую из них. Не стоит напоминать ребенку его конкретные проступки, настаивая, чтобы он не забыл их исповедовать. Также ребенку необходимо объяснить, что произнесение грехов на исповеди — это еще только начало покаяния и очень важно, чтобы он не повторял их.

Обычно исповедь происходит перед причастием, поэтому воцерковленные дети исповедуются примерно один раз в две-три недели. Исповедоваться можно и без причащения. Частая исповедь, совершаемая ребенком без принуждения, способствует его нравственному взрослению и ответственности за свои поступки. При этом родители должны своим примером приучать ребенка к частой исповеди, сами прибегая к этому таинству.

Исповедь совершается перед Крестом и Евангелием, которые напоминают о том, что исповедь принимает Бог, а не священник, который является только свидетелем исповеди. Поэтому можно исповедоваться, как обращаясь к священнику, так и просто перечисляя грехи, не обращаясь непосредственно к священнику.

Хотелось бы, что бы ребенок усвоил правильное понимание исповеди. Священник у Креста и Евангелия — это не судья, который будет решать, насколько дурной поступок ты сделал. Исповедь для ребенка должна быть духовной «врачебницей». Как в кабинете врача сидит доктор, который нас лечит, и сидит медсестра, которая помогает врачу, так и на исповеди мы стоим на исповеди перед Богом — Врачом наших душ — и священником, который словно медсестра просто помогает исповедоваться. Если исповедь — это судилище, то чем больше грех, тем труднее идти на исповедь. А если исповедь — это врачебница, то чем больше грех, тем быстрее ребенок пойдет на исповедь.

Хотя ребенок должен понимать, что исповедоваться можно любому священнику, поскольку не священник принимает наше покаяние, а Бог, тем не менее желательно, чтобы у ребенка был духовный отец, то есть священник с которым он мог бы посоветоваться и решить свои духовные проблемы. Чтобы посоветоваться, выбирать священника можно и нужно. Как врачи бывают разной специальности — кто-то терапевт, кто-то хирург, кто-то дантист. И каждый специалист лучше разбирается в своем круге болезней. Также и духовники могут отличаться по тому, кто какие душевные болезни лучше видит и может помочь. Кому-то из священников легче понять ребенка с его проблемами, кому-то подростка в переходном возрасте и т. д. Поэтому лучше, если ребенок выберет сам какого-нибудь из священников и будет с ним советоваться. Этот священник в этом случае будет духовником, а ребенок его духовным чадом. Это не значит, что теперь нельзя ни с кем больше советоваться. Любой священник, как и любой взрослый, имеет жизненный опыт и может дать совет и к нему надо прислушиваться, а потому можно советоваться с другими людьми, если вы их уважаете. Просто легче советоваться с тем, к кому у тебя уже есть доверие, и кто уже немного знает тебя и твою семью.

Поскольку дети часто волнуются на исповеди, особенно, если они исповедуются редко, лучше предложить ребенку написать свои грехи на бумаге, по которой можно прочитать грехи на исповеди.

После исповеди родители не должны нарушать тайну исповеди и пытаться узнать грехи своих детей, или расспрашивать детей, что священник сказал им на исповеди.

При подготовке к исповеди можно пользоваться книгами, такими, как «В помощь кающемуся», где для напоминания перечисляются возможные грехи. Особенно это нужно когда ребенок исповедуется впервые или исповедовался еще не часто. Но детям лучше не пользоваться перечнем грехов, составленным для взрослых, чтобы прочитанное не направило раньше времени детский ум в ту сторону, куда мысль еще не заходила в силу своей детской чистоты. Неудачно заданный вопрос на исповеди или прочитанное название греха может не только не уберечь ребенка от него, а напротив возбудить в нем интерес к этому греху. Поэтому при разговоре с ребенком о возможных грехах надо быть очень осторожным и называть только самые общие грехи. Можно ребенку объяснять те грехи, которые он может не считать грехами, например, компьютерные игры со всевозможными «стрелялками», долгое просиживание у телевизора и т. д… Но не стоит ребенку рассказывать о тяжелых грехах, надеясь на Бога и Его глас в душе человеческой — совесть.

Для ребенка от 7 до 12–13 лет (до начала переходного возраста) можно использовать следующий перечень грехов.

Грехи по отношению к старшим. Не слушался родителей или учителей. Пререкался с ними. Грубил старшим. Брал что-либо без разрешения. Гулял без разрешения. Обманывал старших. Капризничал. Плохо себя вел на уроках. Не благодарил родителей.

Грехи по отношению к младшим. Обижал младших. Грубил им. Издевался над животными. Не заботился о домашних животных.

Грехи по отношению к друзьям и одноклассникам. Жадничал. Обманывал. Дрался. Обзывался обидными словами или кличками. Часто ссорился. Не уступал, проявлял упрямство. Ябедничал.

Обязанности. Не убирался в комнате. Не выполнял поручения, которые давали родители. Не делал или делал небрежно домашнее задание.

Вредные привычки. Много смотрел телевизор. Много играл на компьютере.

Грехи по отношению к Богу. Забывал молиться утром и вечером, до и после еды. Редко исповедовался и причащался. Не благодарил Бога за Его благодеяния.

Перечисленных грехов вполне достаточно, чтобы дать ребенку правильное направление мысли, остальное ребенку подскажет его совесть.

После вступления ребенка в период переходного возраста перечень возможных грехов можно несколько дополнить:

Ругался матом. Пробовал курить. Пробовал спиртные напитки. Смотрел непристойные картины. Было вольное обращение с противоположным полом.

Этим списком можно также ограничиться, вновь надеясь на то, что направление мысли задано, а более серьезные грехи совесть не даст забыть.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector