4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристика главных героев рассказа И

«Уроки французского» главные герои

В рассказе Распутина «Уроки французского» затрагиваются вечные темы: добра и зла, правды и лжи, справедливости и человеческого равнодушия. Книга повествует о роли учителя в жизни человека, заставляет задуматься о той грани, где мораль встречается с безнравственностью. Молодая учительница смогла в тощем деревенском мальчике рассмотреть сильную личность, голодного ребёнка, такого же одинокого, как и она сама. Образ учительницы – это образ человека, заменившего мать мальчику в чужом городе. Её забота – самое ценное, что мог дать человек человеку в сложный жизненный момент.

Характеристика героев «Уроки французского»

Главные герои

Мальчик-повествователь

Мальчик 11 лет из бедной деревенской семьи. Худой от постоянного недоедания. Одинокий, диковатый, скромный и очень способный ученик. Живёт отдельно от семьи, по которой очень тоскует. Честный, мужественный, смелый, упорный с сильным характером. Несмотря на голод и отсутствие денег, учёбы в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи. Самостоятельный и умный не по годам. Гордый, не жалуется и не принимает еду от учительницы, желающей помочь.

Мать мальчика

Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волевая, умная, но неграмотная. Благодаря ей, автор имел возможность учиться, несмотря на голод и бедность. Она приняла решение отдать сына в школу в районный центр, передавала еду и иногда – немного денег.

Лидия Михайловна, учительница французского языка

Красивая, добрая молодая женщина около 25 лет. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косинку» в глазах, короткие чёрные волосы. Родом из Кубани. Родилась и выросла в городе, обеспечена, ни в чём не нуждается. Она сумела рассмотреть голодного и очень способного мальчика, хитростью помогала ему едой и деньгами. Призналась, что с детства вела себя не по правилам, приносила много проблем родителям. По её словам, человек стареет, когда перестаёт быть ребёнком.

Василий Андреевич, директор школы

Строгий человек с манерой громко разговаривать. В школе дети очень его боялись. Провинившегося ученика в присутствии всех учащихся директор школы заставлял объяснить, что его толкнуло на плохой поступок. Застав учительницу с автором, играющих на деньги в «пристенок», директор от возмущения не находит слов. Разбираться в сути поступка педагога он не стал, посчитав это преступлением.

Второстепенные персонажи

Дядя Ваня

Шофер, который по работе возит в райцентр груз. Один раз в неделю дядя Ваня привозит мальчику продукты.

Федька

Сын хозяйки квартиры, где жил главный герой. Федька познакомил его с компанией, играющей в «чику» на деньги. Федька и его семья подворовывают еду у главного героя, когда тот находится в школе.

Вадик

Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и обижает тех, кто младше и слабее. Дружит с хулиганом Птахой. Избивают главного героя несколько раз за то, что он играет лучше всех.

Птаха

Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.

Тишкин

Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

В рассказе «Уроки французского» герои настолько разнятся своим внутренним и внешним содержанием, что перед читателем предстаёт целая галерея персонажей. Поступки главных героев «Уроки французского» стали их жизненными уроками. Имена и таблица характеристик героев могут быть полезны при написании сочинений и творческих работ по произведению. Описание небольшого отрезка жизни главных героев «Уроков французского» – очень трогательное и сильное в рассказе Валентина Распутина.

Краткая характеристика героев в комедии «Недоросль» Фонвизина

Фонвизин в своем произведении попытался отобразить порочные нравы провинциального дворянства того времени. Отдельной темой, на которой автор постарался заострить внимание читателя является проблема воспитания молодого поколения. Образ и характеристика главных героев комедии «Недоросль» поможет понять, кто является положительным, а кто отрицательным персонажем. Каждый из них по-своему индивидуален. Многое можно понять, прочитав их имена и фамилии. Глядя на них видишь, какими показателями характера они наделены и что из себя представляют.

Простакова

Дворянка по происхождению. Мать Митрофанушки. Не любит людей и супруга. При любом удобном случае дает мужу понять, что он никто в доме. Женщина командир. Необразованна. Невоспитанна. Отличается особой жестокостью по отношению к крепостным. Злая, грубая баба. Души не чает в единственном сыне. Питает страсть к деньгам. Ради наживы и выгоды пойдет по головам. Хитра и коварна. Именно она придумала план, как обвести вокруг пальца сиротку и женить на ней сынка. Будущее Митрофана для Простаковой на первом месте. Все для него любимого, но сам сынок вряд ли в состоянии оценить по достоинству всепоглощающую материнскую любовь и заботу.

Простаков

Муж Простаковой. Полностью соответствует фамилии. Этакий простачок. Подкаблучник. Пассивный, безвольный мужчина. Привык, что в доме всем рулит жена. Всегда старается угодить ей, иначе можно попасть под горячую руку супруги, а она у нее тяжелая. Самому не раз приходилось получать оплеухи от женушки. Любит сына. В душе гордится единственным наследником. Правда, непонятно, какие могут быть причины для гордости, если сын, кроме презрения ничего вызывать не может.

Митрофан

Главный герой комедии. Сын Простаковых. Недоросль. Подросток шестнадцати лет от роду. Маменькин сынок. Привыкший, что мамаша и ее окружение выполняют любое желание по щелчку пальца, и не дай бог, кто ослушается юного господина. Избалованный, эгоистичный юноша. Любит деньги. Не уважает старших. Никчемный молодой человек. Учеба для него тяжкий труд. Не по зубам ему гранит науки. Ленив. Зато предложение жениться вызвало у парня неподдельный интерес. Вот бы такое рвение да в нужное русло. Невежественен и глуп.

Скотинин

Брат Простаковой. Дворянин. Любит свиней и деньги. Невежественен. Груб. Необразован. Из-за приданого готов был взять в жены Софью, не питая к ней чувств. Невоспитанный, неотесанный мужик. Копия своей сестры.

Софья

Сирота. Дворянка по происхождению. Племянница Стародума, которую под свое крыло взяли Простаковы. Юное, чистое создание. Богатая наследница, что послужило поводом для стычки между хозяйским сыном и Скотининым. Получила хорошее образование. Честна, порядочна. Доброй души человек. Отличается отзывчивостью. Верная. Любит своего жениха Милона. Готова бороться за свою любовь до последнего.

Стародум

Дядя Софьи. Опекун девушки, вынужден был покинуть племянницу на длительное время, чтобы улучшить положение и встать на ноги для ее блага. Хороший наставник. Дает правильные советы. Сильная, авторитетная личность. Мудрый, рассудительный. Добрый. Все нажитое заработал честным трудом. Прямолинеен.

Милон

Жених Софьи. Честный, порядочный парень. Военный. Искренне любит Софью. Высокоморален. Образован. Скромен. Честь и отвага для него не пустые слова. Достойная партия для любой девушки.

Правдин

Государственный служащий. Чиновник. Честный, порядочный человек. Занимается тем, что подвергает наказанию помещиков, отличающихся жестокостью по отношению к крепостным.

Цыфиркин, Кутейкин, Вральман

Горе преподаватели хозяйского сына. Ни один не получил должного образования. Все они из бывших простых работяг.

Вральман работал кучером. Немец. Учит Митрофана иностранному языку. Хитрый, льстивый. Способен на подлость и обман.

Кутейкин обучает недоросля грамоте. Дьячок. Учитель из него никакой. Расчетлив. Труслив.

Цыфиркин. Из бывших военных. Преподает арифметику. Добрый, честный мужчина. Как учитель ничего из себя не представляет.

Еремеевна

Няня Митрофана. Обычная крестьянка. Женщина верно и преданно, как собака, служит хозяйке на протяжении жизни. Терпеливо сносит оскорбления, рукоприкладство, не выражая недовольства. Получает мизерную зарплату, но попросить поднять жалованье у нее не хватит духа, не в ее это характере. Принимает жизнь такой, какая есть.

Тришка

Крепостной крестьянин. Портной при дворе. Не имеет профессионального швейного образования. Неглуп. Может постоять за себя и огрызнуться в ответ на замечания хозяйки. Отличается рассудительностью.

Главные герои «Что делать» характеристика персонажей романа Чернышевского

Книга Чернышевского «Что делать?» была написана русским философом во время его заключения, которое он отбывал в Петропавловской крепости. Роман Чернышевского был его ответом на произведение «Отцы и дети» И. Тургенева. Роман, принятый цензорами за любовную историю, на самом деле, нес глубокую идею преобразования мира, в котором скрывались социальные и экономические вопросы.

Характеристика героев «Что делать?»

Главные герои

Вера Розальская

Девушка, главная героиня «Что делать?», посредством снов которой, автор выражает свои мысли и философские размышления о переустройстве революции, мысли о будущем. Это уже начало эмансипации: Вера Розальская покидает родной дом посредством фиктивного брака, она не желает выполнять волю матери, и выходить замуж за богатого человека. Ответственная и самостоятельная, она открывает собственную швейную мастерскую, где девушки, приглашенную ей на работу, имеют равные с Верой права.

Лопухов

В «Что делать?» герои восхищают не только чистотой помыслов, но и истинным благородством. Именно таким и является Дмитрий Лопухов. Студент – медик, честный и глубоко порядочный человек. Бескорыстно предлагает свою посильную помощь Вере Розальской. Относится к людям нового поколения. Высоконравственный человек, он до конца остается образцом порядочности и благородства. Помогает Вере уйти из дома, оформив фиктивный брак, снимает квартиру, где они живут. Будучи фиктивным мужем Веры, ради ее семейного счастья, инсценирует свою гибель, и уезжает за границу.

Кирсанов

Дружит с Лопуховым, является его лучшим другом. Такой же честный и порядочный человек. Он влюбился в жену друга, и, чтобы не нарушать их семейный порядок, исчезает из их жизни. Возвращается лишь тогда, когда Лопухов заболел. После мнимой смерти друга, женится на любимой женщине. Ответственный, серьезный и умный человек.

Рахметов

В романе Чернышевского Рахметов – настоящий герой своего времени. Характер его неординарен, но ярок и отличен от окружающих. Желает посвятить всего себя служению людям, для чего отказывается от всех удовольствий, ведет почти аскетический образ жизни, расстается даже с любимой женщиной, дабы ничего не мешало его высоким помыслам. Может, где – то даже несчастный человек. Друг Кирсанова и Лопухова, истинный революционер и энтузиаст своего дела, образец для подражания.

Второстепенные персонажи

Розальская Марья Алексеевна

Злая и деспотичная женщина, мать Веры. Является тираном в своей семье. Властная и решительная, она распоряжается семейством по своему усмотрению. В ее понимании, существует только две категории людей, одни из них – плуты, ну, а кто не может быть плутом, тот, однозначно, дурак. Марья Алексеевна придерживается старинных нравов, и всячески их проповедует. Наживается на том, что дает под залог деньги, и всеми путями желает приумножить свой капитал. Рада выдать дочь за богача, но та противится этому, и уходит из дома.

Екатерина Бьюмонт

Катя – дочь промышленника Полозова, у которого Дмитрий Лопухов (Бьюмонт) должен приобрести стеариновый завод. Когда он появляется в их доме, Катя знакомится с молодым человеком. Вскоре чувства молодых людей перерастают в любовь, и они женятся. Только после этого Лопухов – Бьюмонт открывается Кирсановым, они начинают дружить семьями, и живут в одном доме. Под влиянием своего мужа и новых друзей, Екатерина включается в их дело, и, как и Вера, тоже открывает швейную мастерскую.

Описание героев романа «Что делать?», может быть использовано для устного рассказа на уроках литературы.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых нетерпеливых – Очень краткое содержание «Что делать?»
  • для самых любопытных – Анализ «Что делать?» Чернышевский

Предыдущая

Поиск сочинения по автору

Характеристики

Русская литература по школьной программе подразумевает знакомство с биографией русских поэтов, писателей, а также включает непосредственное ознакомление и изучение их творчества, их произведений, характеристики. Знакомство с рассказами, романами, поэмами и иными произведениями того или иного автора не проходит без того, чтобы учитель не задал охарактеризовать главного героя, сделать его индивидуальную характеристику.

Характеристика главного литературного героя

Для чего делается характеристика героев рассказа? С какой целью учитель просит сделать сопоставительную характеристику героев сказки, зачем нужна групповая характеристика героев поэмы?

Благодаря тому, насколько полно и правильно был раскрыт вами образ главного героя, насколько последовательно вы излагаете свои мысли, учитель может делать выводы о вашем понимании изучаемого произведения, делает заключение об умении излагать собственные выводы, выделять главное. Только все ли могут описать героя рассказа и сделать ему характеристику? Не все? Тогда мы вам в этом поможем.

У нас вы найдете описание героев произведений из школьной программы, сможете ознакомиться с их образами, с их портретами, мировоззрением, почитаете об их поступках и действиях и поймете, почему автор создал герою именно такой образ, и как к главному герою относился сам автор произведения.

Чайльд Гарольд: образ и характеристика героя

Этот литературный персонаж стал образцом романтического героя. Девятнадцатилетний привлекательный молодой человек Чайльд Гарольд, устал влачить бессмысленные дни и ночи в увеселительных занятиях. Он ищет новых ощущений. Отправляясь в путешествие, стремится уйти от лживости и корысти своего окружения. Байрон живописно передает чувства мечтательного юноши. Чайльд Гарольд: образ положительного романтического героя Байрон в произведении «Паломничество Чайльд Гарольда» […]

Образ Фелицы в оде Державина

Поэт написал восхваляющую оду царствующей императрице, которая высоко оценила эту литературную работу. Образ Фелицы показался ей достаточно правдоподобным. Оценила она обличительные отрывки в оде Державина, в которых легко было узнать ее придворных. Она отослала им экземпляры рукописного труда. У каждого были подчеркнуты строки, которые обличали «грехи » и пристрастия получателя. Образ Фелицы Нетрудно догадаться, кого […]

Образ и характеристика Козетты из романа «Отверженные»

Небольшой отрывок романа, рассказывающий о судьбе маленькой девочки, обличает равнодушие общества времен французской революции. Образ Козетты заметно меняется, после того как ее мать Фантина оставила дочурку заботам семейства Тенардье. Образ Козетты Вначале рассказа читатель видит «прелестнейшее создание» на руках у измученной женщины. Козетте едва минуло 3 года. У нее щеки как «яблочки», цвет лица «чудесно […]

Характеристика образа Тараса Бульбы в повести Гоголя

Главному герою произведения принадлежит фраза, ставшая крылатой: «Я тебя породил, я тебя и убью». Он казнил своего сына-предателя, перешедшего воевать на сторону противника. В этом решении он был непреклонен. Таким резким и упрямым, беспощадным и справедливым по своей характеристике предстает перед читателями главный персонаж повести — Тарас Бульба. Образ Тараса Бульбы Тарас Бульба изображен в […]

Образ и характеристика Фауста в трагедии Гете

Произведение немецкий писатель Гете создавал 6 десятилетий. Характеристика Фауста показывает человека, живущего для людей, ищущего и не находящего смысл жизни. Готового ради истины продать душу дьяволу. Образ Фауста Доктор Фауст является по образу человеком ищущим. В трагедии Гете повествуется о том, что главный герой изучил множество наук, но понимает, что знает о Вселенной слишком мало. […]

Образ и характеристика Ольги Лариной в романе Евгений Онегин

Будни обычного деревенского добродушного семейства Лариных описывает в своем великом и неповторимом романе Пушкин. Приведенная характеристика младшей сестры Лариной показывает читателю молодую, привлекательную, но беспечную девушку. Один ее недальновидный глупый поступок привел к гибели молодого и влюбленного поэта. Образ Ольги Лариной Младшая из сестер Лариных была привлекательной девушкой. Татьяна Ларина не похожа на образ Ольги. […]

Характеристика образа Мцыри в поэме Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов написал поэму о молодом кавказском юноше. Описывая характеристику Мцыри, автор пытался показать читателю гордый и могучий дух горных народов. Людей тесно связанных с родным краем, обладающих непреклонной волей к свободе. Образ Мцыри Автор не дает имени главному герою. Мцыри — это скорее прозвище, обозначающее послушника, проживающего в монастыре. Образ шестилетнего Мцыри представляет […]

Образ и характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» Грибоедова

Героини произведений часто обладают противоречивым характером. Таким является образ Софьи Павловны Фамусовой — нежной, но решительной девушки, представленный в комедии «Горе от ума». Образ Софьи в комедии Горе от ума Дочери Фамусова всего 17 лет. Она обладает ангельской внешностью. Образ Софьи, представленный автором в комедии «Горе от ума», кроток и скоромен. У девушки: «Лицо святейшей […]

Характеристика бедной Лизы в повести «Бедная Лиза»

Карамзин в произведении затрагивает непростую тему отношений людей из разных сословий. Характеристика, которую дает автор бедной Лизе, призвана привлечь читателей, и заставить их сочувствовать главной героине, оказавшейся жертвой своей любви. Карамзин: характеристика бедной Лизы Повесть описывает жизнь молодой крестьянской девушки. Дочери работящего крестьянина — Лизе было всего 15 лет, когда умер ее отец. Крестьянка часто […]

Тартюф: образ и характеристика героя

Главный герой комедии Мольера является образцом высшего лицемерия и подлости. Характеристика Тартюфа, данная ему автором, отображает главного героя беспринципным лжецом, прикрывающим свои пороки под мнимой религиозностью и набожностью. Образ Тартюфа Австрийская королева Анна создала «Общество святых даров», для искоренения безбожников и вольнодумцев. Тартюф — главный персонаж комедии Мольера использует особые приемы, которыми пользовались члены вышеназванного […]

Особенности композиции романа И. С. Тургенева «Рудин»

Школьное сочинение

С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески — «строительное искусство»). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову «архитектура». Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.

Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.

В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман — большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. «Форма и условия романа, — писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, — удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха. «

В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.

Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.

В ту пору, когда писался роман «Рудин», начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа «Рудин» состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей — разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.

Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа «лишних людей», их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: «. Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли — или нас научили поднять — самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали».

Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая «образ и давление времени», он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, «было будущее России», на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность «быть передавателями цивилизации народу». Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, «лишними людьми».

Таков Дмитрий Рудин — обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность «лишних людей». Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все — быть чиновником или помещиком, — делало лучших людей «лишними» в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: «Приняв во внимание все условия времени — и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, — мы должны будем признать, что мечтатель Рудин. был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности. «

В «Рудине» наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.

Главное, что отличает композицию романа «Рудин», — это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле «Рудина».

Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.

В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи «о значении просвещения и науки, об университетах. «. С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.

Внутренняя задача композиции — непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика «Современника» видела в «Рудине» новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: «При многих недостатках «Рудина» в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя».

Планы анализа произведений, характеристики героев
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Материал содержит план анализа стихотворения, план работы над рассказом, планы анализа сказки и басни, отзывы о прочитанной книге, план рассказа о герое.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ НАД

  1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?

2.С какой целью автор написал это произведение?

3.Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?

4.Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

5.Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.

6.Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?

7.Какие слова употребляются в переносном выражении?

8.Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

9.Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?

ПЛАН РАБОТЫ НАД РАССКАЗОМ .

  1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Что ты знаешь об авторе?
  2. Подумай, какой из типов текста здесь преобладает: повествование (рассказывает); описание (показывает); рассуждение (доказывает).
  3. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.
  4. Что, по-твоему, является кульминацией (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?
  5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?
  6. Какому герою ты больше сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
  7. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?
  8. В чем, по-твоему, главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?

9. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?

10.Рекомендовал бы ты прочитать этот рассказ другу? Почему?

ПЛАН АНАЛИЗА СКАЗКИ

  1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.
  2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?
  3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?
  4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?
  5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли их основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.
  6. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
  7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?
  8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?

ПЛАН АНАЛИЗА БАСНИ

  1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.
  2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.
  3. Обрати внимание на то как написана басня — прозой или стихами. Найди рифмы.
  4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
  5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
  6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.
  7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.
  8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что — поучительным?
  9. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.

10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?

ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОЙ КНИГЕ (вариант 1)

  1. Автор книги.
  2. Название книги.
  3. Перечисли главных героев. Какой герой любимый, почему?
  4. Напиши, какие приключения показались тебе самыми интересными.
  5. Чему научила тебя эта книга?

ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОЙ КНИГЕ (вариант 2)

  1. Автор книги.
  2. Название книги.
  3. Перечислить главных героев с кратким пояснением, кто они.
  4. Краткий пересказ самых захватывающих моментов книги.
  5. Чему научила тебя эта книга? О чем заставила тебя задуматься?

ПЛАН РАССКАЗА О ГЕРОЕ

  1. Расскажи о понравившемся герое.

Начни так … Мне очень понравился( ась)… Мне очень запомнился(ась)… Мне показался интересным… Я восхищаюсь… Мне очень не понравился(ась)

  1. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения ).
  2. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается характер героя?
  3. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
  4. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
  5. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
  6. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
  7. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?
  8. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector