0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристика имени с точки зрения разных исследователей

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ЛИЧНОСТИ

Исследования человеческой личности имеют долгую и удивительную историю. Психология личности стала считаться экспериментальной наукой только в первые десятилетия XX в. Ее становление как науки напрямую связано с именами таких ученых, как А. Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кетелл. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись на протяжении многих десятилетий задолго до момента провозглашения психологии личности экспериментальной наукой. Следовательно, в истории этой науки можно выделить 3 основных периода: философско‑литературный, клинический и собственно экспериментальный.

Философско‑литературный период берет свое начало в глубокой древности. Вопросы исследования личности человека поднимались еще в письменных источниках, принадлежащих древнегреческим философам, и датированы последними веками до н. э. Так, в трактате «О душе» древнегреческого философа Аристотеля объяснялись многие из тех явлений, которые изучаются в современной психологии личности. Не обошел стороной эту тему в своих трактатах и другой, не менее известный философ той эпохи – Платон. Индивидуальность, темперамент, черты характера, способности и возможности человека – вот неполный перечень явлений, понять и осмыслить которые пытались древнегреческие литераторы.

В первые десятилетия XIX в. проблемами психологии личности наряду с философами и писателями заинтересовались врачи‑психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью и поведением пациентов в клинических условиях. Этот период получил название клинического периода. С целью приподнять завесу таинственности над человеческой личностью как таковой врачи тщательно изучали историю жизни и болезни своих пациентов, ища в них ответы на волнующие их вопросы. Неоценимый вклад в развитие психологии личности того времени внесли Д. Гартли, Ч. Белл, Ф. Мажанди, И. М. Сеченов и некоторые др.

Экспериментальный период в исследованиях личности совпал по времени с общим кризисом психологической науки в связи с господствовавшим в нем анатомическим подходом. То есть все явления и черты характера человека рассматривались только с точки зрения определенного строения и особенностей функционирования центральной нервной системы. В результате такого подхода человек был представлен совокупностью отдельных психических функций, из суммы которых невозможно было судить о его личности в целом. Поэтому один из т. н. пионеров экспериментального подхода в изучении личности английский психолог Р. Кетелл, сравнил ситуацию, сложившуюся в психологии личности, с постановкой трагедии «Гамлет» В. Шекспира без самого принца датского.

Для развития психологии личности как самостоятельной науки на тот момент было необходимо применение в своих исследованиях более точных и надежных методов, а также использование научного эксперимента, отвечающего всем требованиям, принятым при изучении различных свойств личности. Кроме того, пора было перейти от изучения личности со всевозможными патологиями к исследованию здоровой личности. Этим и занялись Г. Айзенк, Р. Кетелл, а в России – А. Ф. Лазурский.

Заслугой А. Ф. Лазурского является то, что он разработал технику и методику выведения систематических научных наблюдений личности. Помимо этого, он разработал процедуру проведения естественного эксперимента, в результате которого исследователю можно было получать и обобщать данные, касающиеся поведения здоровой личности.

Г. Айзенком была разработана система методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В результате такой обработки стало возможным выделить наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты. Воспользовавшись открытиями Айзенка, ученый Р. Кетелл придал исследованиям личности экспериментальный характер. Он ввел в процедуру подобного исследования личности метод факторного анализа, выделил и определил ряд реально существующих черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названных его именем.

На протяжении нескольких десятилетий ученые не могли сформулировать емкого и одновременно четкого и простого определения понятия «личность». Наконец, то, что предложил Г. Оллпорт, было признано наиболее удачным: «Личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяется своеобразное для данного человека мышление и поведение». Далее он вместе с Р. Кеттелом заложил основы новой теории личности, получившей название «теории черт». Согласно этой теории, люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных независимых черт. Описание целостности личности в рамках «теории черт» можно получить на основе тестологического обследования (т. е. при помощи тестов). Способ оценивания черт личности основан на выборе из списка слов‑понятий, с помощью которых оценивается личность. Вторым способом оценки черт личности является использование сложного метода современной статистики. При помощи данного метода Кеттел выявил 16 различных личностных черт. На основе этого экспериментально выявленного набора он построил 16‑факторный личностный опросник.

В опроснике Кеттела более 100 вопросов, которые задаются испытуемым. Они в свою очередь дают утвердительные или отрицательные ответы. Далее ответы группируются в соответствии со способом обработки результатов («ключом»), и определяется выраженность того или иного фактора, свидетельствующего о развитии соответствующей черты личности. После этого вычерчивается т. н. «личностный профиль» испытуемого, включающий его оценки по каждому фактору. Несмотря на внешнюю простоту и емкость данной теории, она все же имеет серьезные недостатки. Набор личностных черт напрямую зависит от качества исходного материала, подвергаемого факторному анализу.

Исследователи, пользуясь различными исходными данными, получают, соответственно, различные списки факторов. Кроме того, их мнения по поводу того, каков должен быть набор личностных черт, расходятся. Некоторые из них считают, что для полной психологической характеристики личности вполне достаточно иметь всего лишь 5 черт, а другие, наоборот, утверждают, что для этого мало и 50. Помимо этого, на основе знания личностных черт оказалось практически невозможным приблизительно предсказать поведение человека даже в тех ситуациях, которые по смыслу связаны с выявленными чертами. Как впоследствии выяснили психологи, поведение человека во многом зависит не только от наличия определенных черт характера, но и от особенностей самой ситуации, дополнительных условий. Но все же, несмотря на существенные недостатки «теории черт» Оллпорта и Кеттела, она была первой и стала отправной точкой для многих последующих.

Большой вклад в развитие психологии личности внес З. Фрейд. Он разработал психоаналитическую теорию личности, которая охватывает всю жизнь человека и использует для описания его личности внутренние психологические свойства, в первую очередь – его потребности и мотивы. Структура личности, по мнению Фрейда, имеет три основных составляющих: «Оно», «Я» и «Сверх‑Я». Под «Оно» ученый подразумевал глубинные влечения, мотивы и потребности, т. е. все бессознательное в человеке. «Оно» действует в соответствии с т. н. принципом удовольствия. «Я» – это сознание, ориентирующееся на принцип реальности. «Сверх‑Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровне и руководствуется идеальными представлениями, принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

«Оно», по теории самого Фрейда, является продуктом, унаследованным человеком от животных, или, в концепциях неофрейдистов, результатом неблагоприятно сложившегося опыта жизни. «Я» – восприятие и оценка человеком самого себя. «Сверх‑Я» – это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятие им тех или иных норм и ценностей общественной морали. Основным источником формирования «Сверх‑Я» личности являются люди, с которыми человек вступал в длительное общение (например, родители, учителя, воспитатели и др.), личные контакты, а также произведения искусства и литература.

Влечения и мотивы, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх‑Я». Противоречие этих двух составляющих личности разрешается с помощью «Я» – сознания, которое в соответствии с принципом реальности пытается примирить конфликтующие стороны. Если импульсы от «Оно» не удовлетворяются, они дают о себе знать в сновидениях, шутках, поведении человека и др. В теории личности, по Фрейду, есть несколько недостатков. Это – крайняя биологизация человека, заключающаяся в объяснении мотивов социального поведения человека только с точки зрения биологических потребностей, унаследованных им еще от животных. Кроме того, не все выводы и предположения Фрейда можно считать истинными, т. к. многие из них недостаточно обоснованы. И все же не стоит умалять действительных заслуг Фрейда и его последователей в разработке психологической теории личности.

К. Юнг ввел в научный оборот представление о двух типах личности: интровертированной и экстравертированной. Интровертированной личности свойственна обращенность как бы в себя в поисках причин, объясняющих совершаемые ею поступки. Экстравертированная личность откликается на любые внешние воздействия, и именно в них он видит причины того или иного поведения. Обе тенденции в определенной степени присутствуют в каждом человеке, но одна из них все же преобладает. В соответствии с этим предположением, одних людей стали называть интровертами, а других – экстравертами. Понятия «экстраверсия» и «интроверсия» довольно часто используются в практической психологии и включены в основу самых разнообразных тестов.

Кроме того, Юнг предложил одну из наиболее интересных типологий личности, разделив людей на несколько типов: мыслительный, эмоциональный, сензитивный. Он ввел и такое понятие, как «индивидуальность».

В русле гуманистической психологии, рассматривающей и заостряющей в первую очередь свое внимание на том, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события своей жизни, интересна теория личности американского психолога К. Роджерса. Роджерс исходил из того, что каждый человек в той или иной степени стремится к самосовершенствованию. Центральным понятием этой теории является понятие «Я», включающее в себя идеи, цели и ценности, в рамках которых человек намечает перспективы собственного развития. Образ «Я» складывается в результате определенного личного жизненного опыта. По Роджерсу, «Я»‑концепция может быть положительной, противоречивой (амбивалентной) и отрицательной. Человек с положительной «Я»‑концепцией воспринимает окружающую реальность иначе, чем человек с амбивалентой или отрицательной. В то же время «Я»‑концепция может неверно отражать реальность, быть искаженной или даже вымышленной. Степень удовлетворенности человека жизнью во многом зависит от того, в какой мере реальное «Я» и идеальное «Я» согласуются между собой.

Концепция А. Маслоу как бы вытекает из теории личности К. Роджерса. В основе концепции Маслоу лежит такое понятие, как самоактуализация личности. Именно ее он считает основной потребностью человека. Самоактуализирующаяся личность, по Маслоу, характеризуется активным восприятием действительности и способностью хорошо ориентироваться в ней, принятием себя и других людей такими, какие они есть, развитыми творческими способностями, способностью к глубокому пониманию жизни, приложением максимума усилий для достижения поставленных целей и др.

В отечественной психологии наибольший вклад в решение проблемы личности внесли А. Н. Леонтьев и Л. И. Божович. Опираясь на ряд понятий, выведенных Л. С. Выготским, Божович в своей теории личности смогла показать, как формируется у ребенка определенный взгляд на мир, который получил название «внутренняя позиция». Это понятие она включила в перечень главных характеристик личности.

А. Н. Леонтьеву принадлежит одна из самых удачных концепций структуры и развития личности. Центральное место в ней отведено понятию «деятельность». Как и Божович, основной характеристикой личности Леонтьев считал мотивационную сферу личности.

Несколько слов следует сказать о теории формирования и развития личности, выдвинутой американским психологом Э. Эриксоном. Процесс становления личности Эриксон представляет как постоянно сменяющие друг друга этапы. На каждом из них происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и изменение, иногда радикальное, его отношений с окружающими людьми. Человек, формируясь и развиваясь как личность, приобретает не только положительные, но и отрицательные качества. Они появляются только в том случае, если были прочно усвоены все предыдущие. Эриксон выделил 8 стадий развития личности.

С точки зрения современной психологии теория формирования и развития личности Эриксона уникальна, но содержит ряд неточностей. На данный момент они корректируются специалистами в данной области, и сама теория приобретает благодаря этому иные очертания.

Психология личности как один из разделов психологии впитала в себя труды множества ученых и исследователей. Но и сейчас интерес к ней не ослабевает. Однако если десятилетия назад проблемами личности занимались исключительно специалисты, то в настоящее время любой человек (будь то девочка‑подросток, служащий банка, учитель в школе, любящая мать) может многое узнать о себе и своих близких через тесты и методики, специально разработанные для этой цели.

Часть 1. МАЛЕНЬКИЙ, ДА УДАЛЕНЬКИЙ!

Исследовательская работа «Секрет имени»

Исследовательская работа была представлена на районной научно-практической конференции

Скачать:

Предварительный просмотр:

  1. Какие бывают имена. Из истории имен
  1. Сравнительная статистика имен

Выбор имени для появившегося на свет человека – очень важный и ответственный шаг. С этим именем человек проживает всю свою жизнь, оно становится неотъемлемой частью его личности. Задавая такой вопрос себе, я и определила тему научной работы «Секрет имени».

Цель работы: изучение происхождения имен, их влияние на судьбу людей.

  1. Сделать краткий анализ значения русских имен.
  2. Изучить материал по антропонимике – науке, которая занимается изучением собственных имен, относящихся к людям.
  3. Определить имена – лидеры и наиболее популярные имена.
  4. Исследовать происхождение личных имен
  5. Исторический экскурс в историю происхождения

В своей работе я использовала такие методы исследования, как частично-поисковый, статический, количественный. Мной были сделаны диагностические исследования. Работа связана с историей, этнографией, расширяет также связи с демографией.

Объект исследования – современные личные имена в жизни людей.

Предмет исследования – личные имена. Роль личных имен.

Актуальность и практическая значимость темы объясняется повышенным интересом к данной проблеме при выборе имени родившегося ребенка, желанием будущих родителей через имя определить жизненный путь своего наследника. Имена призваны оберегать и приносить счастье. Изучение личных имен носит социальный характер.

Какие бывают имена. Из истории имен.

Попадая в мир русских слов, начиная изучать русский язык, мы одновременно оказываемся и в необычном мире имен и названий, которые употребляются в русской речи. Человека с детства окружают имена, через них он, как и через другие источники познает мир. Очень важно, чтобы он знал их происхождение, смысл и значение.

Наука, изучающая имена людей, фамилии, отчества, псевдонимы, называется антропонимика. Основой этого термина являются греческие слова anthropos — «человек» и onyma- «имя». Антропонимика является одной из разновидностей специального раздела – ономастики, название которой переводится с греческого как «искусство давать имена»

Имена людей – это часть истории народов. В одних случаях человек характеризовался по каким-либо внешним признакам, в других – по положению в семье, по отношению к нему родственников, а иногда по роду его занятий. Например, малыша, родившегося зимой, могли назвать Морозом. С пожеланиями красоты , доброты и других качеств связаны имена Красава, Добрыня. И наоборот, довольно распространенными именами были с нашей точки зрения ругательные – Дурак, Некрас, Волк. Так наши далекие предки пытались обмануть нечистую силу, сберечь от нее детей некрасивыми именами.

Вот несколько имен характеристик:

— по внешности – Мал, Бел, Косой, Рябой, Кудряш, Черныш, Некраса, Милава, Чернуха;

— по характеру – Добрыня, Храбр, Горд, Молчун, Баян, Умник, Дурак, Несмеяна, Досада, Добрава;

— по профессии – Кожемяка, Селянин и др.

В Древней Руси до Х века никакой разницы между именем и прозвищем не было. Выбор имени в те далекие времена зависел от желания отца и матери. Если родители хотели, чтобы их дочь была во всем победительницей, то они называли ее Викторией, что в переводе с латинского: «победа». Эти имена, так называемые имена талисманы действуют на людей благодаря своему значению. Родители называли своих детей в честь великих деятелей, ученых, царей и цариц. Также необходимо отметить, что имена в древней Руси образовывались способом сложения нескольких слов, например: Ростислав, Святослав, Станислав, Ярослав. Буквально эти имена означают: Ростислав – да умножится твоя слава. Святослав – освященный славой; Станислав – ставший славным; Ярослав – блистающий славой.

В 988 г. князь Владимир Красное Солнышко дал согласие императору Византии на крещение Руси. Священники, стоя на берегу, осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Рыжуны и Малюты становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями.

Я попробовала отследить, каким был и каким стал русский именослов.

Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя, и, следовательно, любое слово могло стать именем.

Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как, примета, по которой можно было выделить его из семьи или рода.

С принятием христианства многие древнерусские имена были вытеснены так называемыми календарными, поскольку имя ребенку стали давать по святцам. А святцы предлагали древнегреческие, латинские, древнееврейские по происхождению имена. Характерной особенностью русских календарей является малое количество женских имен. Это объясняется тем, что в календарь попадали главным образом имена служителей и хранителей веры, которыми, как правило, были мужчины. Именной состав старых календарей был богат мужскими именами – около 900. Женских же насчитывалось не более 250.

В дореволюционной России давались только церковные имена в честь святых православной церкви. Эти имена употреблялись в конкретной социальной среде.

В XVIII в крестьянских семьях девочек называли следующими именами: Василиса, Федосья, Фекла, Мавра. Яркий пример тому – повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка». Именем Акулина молодая барышня называет себя по той причине, что имя было употребительно именно в крестьянской среде. Ну, а если девочка родилась в семье дворян, она получала такое имя, которое было неупотребительно у крестьянок: Ольга, Екатерина, Елизавета, Александра, Татьяна. Кстати, благодаря А.С.Пушкину и его роману «Евгений Онегин» имя Татьяна получило вторую жизнь, так как оно уже все реже и реже появлялось в дворянских семьях.

Календарные имена Мария, так же как и Иван были самыми популярными в России. В XVIII – XIX веках каждая 10 -15 женщина носила имя Мария.

Имена, рожденные эпохой

Резкое увеличение числа женских и мужских имен произошло после революции 1917 года в результате отмены акта крещения, когда помимо церковного списка ни одно имя не допускалось. Революция уничтожила этот запрет, предоставив всем право свободно выбирать имя. Например, «Отрывной календарь Северо-Западного Промбюро» в 1925 году включал следующие памятные даты и связанные с ними имена:

  1. 7 февраля (1478 г., родился автор «Утопии» Томас Мор) – предложены имена Мора и Томас ;
  2. 25 февраля (1799 г., учреждение Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге) – имя Академа ;
  3. 31 мая (1918 г., Постановление об обязательном совместном обучении) – имена Наука и Луначар .

В 20е годы хлынул поток новых имен, среди которых Октябрина (в честь Октября) , Марлена (сложение имен Маркс и Ленин) , Рев и Люция ( от революция ), Донара ( дочь народа ), Ким ( сложение первых букв словосочетания Коммунистический интернационал молодежи ), Динэра («дитя новой эры »), Райтия ( районная типография ), Красарма ( Красная Армия) Многие из имен образовались из нарицательных слов: Новелла, Трактор, Граната, Облигация, Баррикада.

Иногда имена создавались из букв целой фразы, например Лагшмивара (лагерь Шмидта в Арктике), Даздраперма (Да здравствует Первое мая!)

Создавались и «полуновые» имена, например новый смысл был вложен в имя Майя (в честь Первого мая), в то время как на самом деле это было имя мифической богини земли, праздники в честь которой дали название месяцу маю.

В 1934 году на борту парохода «Челюскин» во время плавания по Северному морскому пути родилась девочка, которой было дано имя Карина. Пароход находился в это время в Карском море, и название моря отразилось в имени.

Сравнительная статистика имен

В 1920 – 1930-х г.г. наиболее часто давали имя Николай, Василий, Алексей, Георгий, Иван. Среди женских имен наибольшей популярностью пользовалось имя Мария, затем Александра, Ольга, Екатерина, Елена.

В 1940 – 1950-х г.г. на первом месте имя Владимир, за ним идут Юрий, Анатолий. Довольно часто встречаются Виктор, Николай, Борис, Александр. Появились имена Олег, Евгений, Сергей. Среди женских имен излюбленным становится Наталья, за ним идут Людмила, Татьяна.

В 1970-х годах среди мужских имен лидируют имена Александр, Андрей, Сергей, Олег, Дмитрий. Этими именами была названа половина родившихся мальчиков.

Самым популярным женским именем стало имя Елена.

В 1980-х годах именем-фаворитом снова становится Александр. Часто встречаются имена Дмитрий, Денис, Алексей. Часто девочек стали называть Аннами, Натальями, Маринами.

Я попыталась выяснить какие самые распространенные имена в нашем поселке. Изучив личные карточки жителей в поселковом совете, я узнала, что самое распространенное мужское имя – Александр, за ним следуют имена Сергей, Алексей и Андрей. У женщин наиболее часто встречается имя Наталья, а также Татьяна и Елена. Эти имена наиболее распространены среди людей, родившихся в 60-80-е годы.

В школе больше мальчиков с именами Дмитрий, Алексей, Андрей, Максим и Сергей, а девочек с именами Анастасия, Дарья, Марина и Анна.

В 2000-е годы в нашем поселке все чаще стали давать детям имена, которые не встречались или встречались очень редко в 50-90-е гг.: Степан, Глеб, Арсений, Яков, Матвей, Даниил, Полина, Софья, Ульяна, Ксения, Анастасия, Дарья.

Значение имени Екатерина, Катерина, Катя

Имя Екатерина популярно во всём мире. Это имя давали своим героиням Уильям Шекспир, Вениамин Каверин, Николай Некрасов, Николай Островский, Лев Толстой. Оно наделяет женщин уникальными чертами характера.

Происхождение и значение имени Екатерина

Екатерина переводится с греческого как «вечно чистая», «непорочная». Это наиболее вероятная теория. Есть и сомнительные: как версия о связи имени с эллинской богиней мрака и колдовства Гекатой ((др.-греч. Ἑκάτη).

«Оксфордский словарь личных имён» нашёл идею о родстве имён Екатерина и Геката необоснованной

Транслитерация, ники, краткие и уменьшительно-ласкательные формы

При оформлении загранпаспорта, заказе товара в онлайн-магазине или бронировании номера в гостинице может потребоваться написание имени в транслитерации: EKATERINA.

Для социальных сетей можно использовать подобные ники: ღLady Katღ, ۩katyusha۩, ιιllιlι.ιl.KATYA.ιιllι, Ekaterina2018.

Уменьшительно-ласкательные формы этого имени:

Сокращённые варианты: Катря, Катюра, Катюха, Катя, Катяха, Катяша, Рина.

Синонимы: Катарина, Катерина, Катрина, Кэтрин.

Фотогалерея: варианты имени

Подходящие отчества

Хорошо сочетаются с именем Екатерина отчества, образованные от имён греческого происхождения: Александровна, Алексеевна, Васильевна, Денисовна, Константиновна.

В отчестве содержится генетический код, передаваемый из поколения в поколение.

Борис Хигир в книге «Женские имена и отчества» отмечает, что Екатерина Давыдовна обладает мужскими чертами характера, любит поболтать, прекрасно готовит и обожает принимать гостей. Екатерина Марковна порывистая, властная, непредсказуемая, не воспринимает чужие советы, часто ссорится с друзьями. Для Екатерины Николаевны на первом месте семья.

Святая покровительница, даты именин

Святой заступницей Кать является великомученица Екатерина Александрийская. Она жила в эпоху гонений на христиан. Верующие обращаются к ней с молитвами в время тяжёлых родов.

Раньше в Екатеринин день устраивали гонки на санях, а вечером ворожили.

У девочек и женщин с именем Катерина не один день ангела в году: 5 и 17 февраля, 20 марта, 7 и 17 декабря.

Таблица: имя Екатерина, Катерина на других языках

Воздействие на судьбу и характер

Екатерина принципиальна, старается всегда поступать правильно, говорить правду. Ложь считает пустой тратой времени, источником лишних проблем.

Согласна с тем, что Екатерины справедливые, честные девушки. Все мои знакомые Кати прямолинейные, умные, очень красивые. С ними интересно общаться. У них обо всём есть своё мнение. Но больше всего ценю их за искренность и обострённое чувство справедливости.

Характеристика имени с точки зрения разных исследователей

Имя Екатерина очень популярное, поэтому его описывают многие исследователи имён.

Борис Хигир пишет, что внешность женщины, названной этим именем, обманчива. Катя — трудолюбивая, напористая карьеристка, но достичь вершин ей мешает неуверенность в себе, которую леди прячет за наглостью и дерзостью. А также, пытаясь казаться более раскованной, свободной от предрассудков, Екатерина может выпить лишнего на вечеринке или начать много курить. Супруг в ней не чает души, хотя хозяйка из Кати далеко не первоклассная. Воспитание детей ей даётся нелегко.

Между Японией и Курильскими островами находится пролив святой Екатерины

Дмитрий и Надежда Зима говорят о широте и подвижности энергетики имени Екатерина. На его характеристики заметное влияние оказал образ императрицы Екатерины Великой. Если Катя чувствует, что не соответствует мощи своего имени, то её самолюбие может сделаться болезненным. Если удастся избавиться от желания самоутвердиться любой ценой, Катерина добьётся успеха в бизнесе и в личной жизни.

Авторы выделяют два типа Катерин: замкнутые, нерешительные и весёлые, разговорчивые, не дающие спуску обидчикам. Различия объясняются методами воспитания.

Л. Н. Цымбалова выделяет определяющие черты Екатерины: блестящий ум, самолюбие. Поведение Кати зависит от настроения. С трудностями девушка справляется самостоятельно, не прибегает к помощи окружающих. Если проблема не решается, может выплеснуть гнев на родных.

П.А. Флоренский считал имя Екатерина женским дополнением имени Николай.

Видео: значение имени Екатерина

Интерпретация значений каждой из букв в имени

Все буквы в имени Екатерина обладают определённым смысловым и эмоциональным оттенком:

  • «Е» наделяет личность одновременно простотой души и амбициозностью, а также болтливостью, проницательностью.
  • «К» — загадочность, умение хранить чужие тайны, трудолюбие, сила воли, выносливость, перфекционизм.
  • «А» — активность, энергичность, целеустремлённость, задатки лидера, организаторские способности.
  • «Т» — страсть к разнообразию, развитая интуиция, эмоциональность, творческие таланты, любовь к истине.
  • «Е» — повторяясь, буква «е» усиливает качества, присущие первой букве этого имени.
  • «Р» — верность данному слову и жизненным принципам, стремление доводить начатое до конца, азартность, умение видеть суть вещей, не обманываясь красивым фасадом.
  • «И» — тонкая духовность, впечатлительность, миролюбие, прекрасный вкус.
  • «Н» — критический склад ума, умение принимать взвешенные решения, разборчивость в связях: как в любовных, так и в дружеских.
  • «А» в конце — обидчивость, неумение принимать критику в собственный адрес, высокомерие, капризность.

Детство

Маленькая Катя активная, рассудительная, общительная, легко заводит друзей. В играх Катенька всегда заводила. Говорить и читать она начинает рано. Девочка амбициозна и тщеславна, стремится быть во всём первой: сначала в садике, после — в школе. Как лучшую и самую ответственную ученицу, девочку часто выбирают старостой класса.

Недостатки характера девочки: капризность, обидчивость, тщеславие.

Маленькая Катя часто декламирует гостям стихи в ожидании аплодисментов и подарков

Юность и взрослая жизнь

В юности окружение Кати составляют по большей части слабохарактерные, ведомые люди, которые видят в ней лидера, а не друга. Из-за привычки резко судить о людях, отсутствия такта Екатерина часто отталкивает тех, кто мог бы стать ей настоящими друзьями. Она не признаёт над собой ничьего авторитета.

Значимыми годами для Катерины являются те, где содержатся числа 16, 24, 32, 40, 48, 56, 64, 72, 80, 88, 96.

Взрослая Екатерина учится сглаживать конфликты, становится дипломатичной, оттачивает ораторское искусство. Учится сдерживать свой бурный темперамент, у неё проявляются организаторские задатки. Её популярность растёт, к ней начинают тянуться сильные люди. Дела идут в гору.

Здоровье

У Кати крепкий иммунитет, но есть проблемы с уровнем гормонов. Здоровье ухудшается в период полового созревания. В это время нужно тщательно следить за самочувствием девочки.

Работа и хобби

Екатерине по плечу любая работа. Женщины с этим именем становятся журналистами, телеведущими, руководят инженерными и экономическими отделами. Катерина — ценный сотрудник. Она исполнительна и активна, работает на результат, если чует собственную выгоду.

В свободное время Катя любит читать

Любовь и брак

Личная жизнь Екатерины складывается непросто. Отношения в молодости — череда разочарований, разлук, ссор и примирений. Некоторых отпугивает тяжёлый характер Екатерины. Она находится в вечном поиске идеала — благородного, сильного, уступчивого рыцаря.

Несмотря на бешеную популярность у противоположного поля, Катя мало кому решается довериться настолько, чтобы впустить его в свою жизнь. Угодить этой женщине сложно. В муже она стремится обрести опору, близкого по духу человека.

Нередко Екатерины вступают в брак по расчёту, но интересуют их не одни деньги. Муж должен относиться к ней как к принцессе: баловать, задаривать щедрыми подарками. Но и ей стоит заботиться о своём прекрасном принце, что сохранить прочность уз.

Чем больше одинаковых согласных в имени женщины и её возлюбленного, тем лучше их совместимость.

Таблица: совместимость с мужскими именами в любви и браке

Воздействие на имя времён года

Екатерина, рождённая осенью, серьёзная, требовательная, рассудительная, сильная, упрямая, справедливая. У этой романтичной и сексуальной леди нет отбоя от поклонников, но привычка всё контролировать может испортить отношения.

Зимняя Кэт неразговорчивая, она не любит спешку и суету. Склонность к интригам, гордыня, самолюбие мешают женщине создать прочный союз. Однако для близких она готова на всё.

Зимняя Екатерина предпочтёт провести вечер не в гостях, а с кружкой чая у горящего камина

Весенняя Катя — домоседка, она не любит ходить в ночные клубы, на вечеринки, зато с удовольствием принимает гостей у себя. С друзьями общается регулярно, но держится несколько отстранённо. Замуж выходит обычно поздно — долго не может найти подходящего партнёра. Любимый супруг и дети становятся для неё центром вселенной. Если не получается завести своего ребёнка, Катерина не против усыновления.

Катюша, появившаяся на свет в один из летних месяцев, никогда не сидит на месте, в детстве она настоящая егоза. Мужчин привлекают в женщине красота, коммуникабельность, энергичность, уверенность в себе. Супруг не чает в Екатерине души.

Гороскоп имени

Каждый знак Зодиака оказывает на развитие личности определённое влияние. Это объясняет, почему носители одного имени порой обладают кардинально противоположными чертами характера.

Овен, Телец, Близнецы, Рак

Катерина со знаком Овна твёрдо знает, чего хочет от жизни, и упорно добивается поставленной цели. Но импульсивный характер иногда мешает девушке мыслить рационально, в результате она совершает серьёзные ошибки.

Телец — дама аккуратная, ответственная, способная перевернуть мир. Её ценят коллеги и начальство. Завоевавший её мужчина считает себя победителем, не понимая, что попал в ловко расставленные сети.

Близнец активная, остроумная, сообразительная, себе на уме. Знакомые часто сравнивают её с хитрой лисичкой. Катя этого знака легко заводит знакомства, но из-за частых переездов не успевает ни с кем по-настоящему сблизиться.

Рак романтичная, нежная, эмоциональная и мужа ищет под стать. Она становится образцовой супругой. Женщина ценит покой и стабильность, в том числе материальную. Не любит шумные компании.

Лев, Дева, Весы, Скорпион

Львица — страстная, пылкая натура. Говорит в глаза всё, что думает. Стремится заводить полезные знакомства из корыстных соображений. Умело манипулирует людьми. Далеко не каждый парень способен находиться рядом с такой женщиной долгое время.

Дева практична, уверена в себе, целеустремлённа, эгоистична. Чужая нерешительность её раздражает. Она быстро взбирается по карьерной лестнице. Уступить руководящую роль в отношения может только решительному, темпераментному партнёру.

Весы — оптимистка, мечтательница. Она мягкая, скромная, искренняя. Вторую половинку встречает после череды коротких романов.

Скорпион вспыльчивая, колючая. С ней тяжело общаться, у неё мало или вовсе нет друзей. Нежной и чуткой бывает лишь с дорогими людьми. Мужу этой женщины следует запастись терпением и силой духа.

Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы

Стрелец — неунывающая, яркая девушка. Ошибки считает ценным жизненным опытом, поэтому они редко выбивают её из колеи. Не прощает измены, предательства.

Козерог обладает отличным чувством юмора. Её настроение переменчиво: весёлость может в мгновение ока превратиться в злость. Серьёзных отношений избегает, предпочитает короткие романы без обязательств.

Первые сторублёвые купюры назывались «катеньками» — на них изображался портрет Екатерины II.

Водолей романтичная, мечтательная красавица. В ожидании встречи со своим идеалом забраковывает одного ухажёра за другим. Ей лучше одной, чем с кем попало, как и советовал Омар Хайям.

Рыбы ищут в супруге надёжность и понимание. До замужества мужчин меняют как перчатки. Поступки девушки этого знака продиктованы рациональность и расчётливостью.

2.3.4. Тип данных с точки зрения исследовательской цели

Принятое разведение целей психологического исследования и целей психологического обследования помогает представить относительность одних и тех же методических процедур с точки зрения разных контекстов, в которые они могут быть включены.

В случае цели обследования исследовательские приемы могут называться иногда экспериментальными пробами. В качестве методик фиксации первичных показателей они позволяют психологу реализовать постановку психологического диагноза как заключения об особенностях психической регуляции, психических процессов или личностных характеристик человека. Не рассматривая проблемы отношений самого человека с позиции испытуемого или «клиента» к процедуре использования психологических методик и плана взаимодействий психолога с обследуемым субъектом, отмстим, что сам контекст возникновения ситуации обследования выдвигает перечень вопросов, на которые должен дать ответ психолог.

Данные, полученные в структурах реализации экспериментального метода или психологического измерения, также могут служить решению диагностических задач. Поэтому, например, говорят об экспериментально-клиническом методе, подразумевая не нозологическую принадлежность испытуемых к какой-то группе (не «нормы»), а использование результатов эксперимента для обоснования психологического заключения о конкретном человеке. В этом случае использование экспериментальных данных направляется общей задачей анализа индивидуального случая и соответствует логике идеографического подхода.

В случае исследовательских целей получение эмпирических данных направлено па познание психологических закономерностей. Тогда даже при «анализе индивидуального случая» познавательное отношение отодвигает в качестве фона цели обследования. Результаты обследования должны при этом найти объяснение в рамках гипотетических или эмпирически установленных закономерностей.

2.3.5. Проблема неспецифичности типов показателей по отношению к изучаемым проблемам

Фиксация психологических данных как первичных показателей предполагает знание содержательных характеристик связанных с ними психических процессов, явлений или состояний. Попятно, что эти содержательные характеристики будут включены в выбранные исследователем интерпретационные схемы и базироваться на принятой в рамках того или иного направления системе психологических понятий. Однако одни и те же показатели могут выступать в качестве первичных при достаточно разных предметах изучения и различных методах исследования (как единицах реализации определенного исследовательского, или познавательного, отношения к психологической реальности).

Разделение методик на общие и специальные подразумевает, что какие-то показатели более тесно или более однозначно связаны с конкретными проявлениями психологической реальности или с так называемыми базисными процессами, реконструируемыми на их основе. В этом смысле соответствующие им методики являются специальными. Так, тест Бурдона — это специальная методика изучения особенностей внимания, как и ряд других функциональных проб [Экспериментальная 2002]. В то же время методика «пиктограмма» применяется в очень широком спектре гипотез: о характеристиках произвольного запоминания, особенностях образных компонентов в мышлении, проявлении личностных свойств и т.д. Таким образом, данная методика является менее специальной с точки зрения привязки ее к конкретному процессу или психологическому свойству человека, реконструируемому на ее основе (заметим, что она будет выглядеть более специальной по сравнению с тестом Бурдона, если учитывать проявление в интерпретациях показателей самим исследователем тех специальных знаний, которые раскрывают результаты с точки зрения предполагаемых психологических закономерностей).

Специальные методики могут входить в разные исследовательские схемы. Такой показатель, как кожно-гальваническая реакция (КГР), использовался в психологии в существенно отличающихся друг от друга исследовательских схемах и в разных предметных областях. Будучи «прописанным» в области психофизиологии эмоций, он использовался как один из показателей при идентификации разных видов напряженности — операциональной и эмоциональной, при изучении этапов невербализуемых, в том числе эмоциональных, предвосхищений в ходе решения человеком мыслительных задач [Тихомиров, 1969], в экспериментах с изменением поощрений и наказаний при попытках управления электрокожной активностью со стороны ЦНС и ряде других.

Исследователи, соглашаясь с общими характеристиками КГР как проявлением работы автономной нервной системы и неспецифической реакции активации, до сих пор не смогли предложить «последовательно доказанной схемы эмоционально-специфической, психофизиологической реакции» [Букзайн, 1994, с. 57], т.е. не решена задача сравнения качественно различающихся — опосредствующими их базисными процессами — эмоциональных состояний по такому психофизиологическому корреляту, как КГР. Однако фиксация этого показателя позволяет психологам конкретизировать гипотезы о составляющих и этапах других процессов. Будучи специальной с точки зрения необходимости овладения определенными знаниями из области психофизиологии, эта методика, однако, не ограничивает исследователя в характере содержательных гипотез, в рамках проверки которых может подразумеваться фиксация КГР.

Неспецифичность методики может пониматься и иным образом — как относительная свобода исследователя в выборе тех гипотетических конструктов или интерпретационных схем, сквозь призму которых осуществляется качественное описание эмпирических данных. Здесь следует выделить два аспекта. Первый связан с указанием на то, что любая регистрация показателей человеком включает элементы наблюдения или самонаблюдения и означает принятие психологом какого-то критерия при переводе данных из плана субъективной реальности исследователя (наблюдателя, протоколиста) в статус протоколированных данных. Эта проблема представлена также в главе 14, посвященной методу психологического наблюдения, в частности, при обсуждении невозможности понимания наблюдения только как перекодирования данных в системах невербальной и вербальной их представленности наблюдателю. Второй аспект проблемы заключается в том, что психологами часто наивно или осознанно отождествляются методические средства проведения исследования и та психологическая интерпретация, с которой изначально было связано структурирование методики. Любые методики — от фиксационных, показателей времени реакции до проективных тестов — могут изменяться с точки зрения понимания процессов, реконструируемых по результатам применения.

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ЛИЧНОСТИ

Исследования человеческой личности имеют долгую и удивительную историю. Психология личности стала считаться экспериментальной наукой только в первые десятилетия XX в. Ее становление как науки напрямую связано с именами таких ученых, как А. Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кетелл. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись на протяжении многих десятилетий задолго до момента провозглашения психологии личности экспериментальной наукой. Следовательно, в истории этой науки можно выделить 3 основных периода: философско‑литературный, клинический и собственно экспериментальный.

Философско‑литературный период берет свое начало в глубокой древности. Вопросы исследования личности человека поднимались еще в письменных источниках, принадлежащих древнегреческим философам, и датированы последними веками до н. э. Так, в трактате «О душе» древнегреческого философа Аристотеля объяснялись многие из тех явлений, которые изучаются в современной психологии личности. Не обошел стороной эту тему в своих трактатах и другой, не менее известный философ той эпохи – Платон. Индивидуальность, темперамент, черты характера, способности и возможности человека – вот неполный перечень явлений, понять и осмыслить которые пытались древнегреческие литераторы.

В первые десятилетия XIX в. проблемами психологии личности наряду с философами и писателями заинтересовались врачи‑психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью и поведением пациентов в клинических условиях. Этот период получил название клинического периода. С целью приподнять завесу таинственности над человеческой личностью как таковой врачи тщательно изучали историю жизни и болезни своих пациентов, ища в них ответы на волнующие их вопросы. Неоценимый вклад в развитие психологии личности того времени внесли Д. Гартли, Ч. Белл, Ф. Мажанди, И. М. Сеченов и некоторые др.

Экспериментальный период в исследованиях личности совпал по времени с общим кризисом психологической науки в связи с господствовавшим в нем анатомическим подходом. То есть все явления и черты характера человека рассматривались только с точки зрения определенного строения и особенностей функционирования центральной нервной системы. В результате такого подхода человек был представлен совокупностью отдельных психических функций, из суммы которых невозможно было судить о его личности в целом. Поэтому один из т. н. пионеров экспериментального подхода в изучении личности английский психолог Р. Кетелл, сравнил ситуацию, сложившуюся в психологии личности, с постановкой трагедии «Гамлет» В. Шекспира без самого принца датского.

Для развития психологии личности как самостоятельной науки на тот момент было необходимо применение в своих исследованиях более точных и надежных методов, а также использование научного эксперимента, отвечающего всем требованиям, принятым при изучении различных свойств личности. Кроме того, пора было перейти от изучения личности со всевозможными патологиями к исследованию здоровой личности. Этим и занялись Г. Айзенк, Р. Кетелл, а в России – А. Ф. Лазурский.

Заслугой А. Ф. Лазурского является то, что он разработал технику и методику выведения систематических научных наблюдений личности. Помимо этого, он разработал процедуру проведения естественного эксперимента, в результате которого исследователю можно было получать и обобщать данные, касающиеся поведения здоровой личности.

Г. Айзенком была разработана система методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В результате такой обработки стало возможным выделить наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты. Воспользовавшись открытиями Айзенка, ученый Р. Кетелл придал исследованиям личности экспериментальный характер. Он ввел в процедуру подобного исследования личности метод факторного анализа, выделил и определил ряд реально существующих черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названных его именем.

На протяжении нескольких десятилетий ученые не могли сформулировать емкого и одновременно четкого и простого определения понятия «личность». Наконец, то, что предложил Г. Оллпорт, было признано наиболее удачным: «Личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяется своеобразное для данного человека мышление и поведение». Далее он вместе с Р. Кеттелом заложил основы новой теории личности, получившей название «теории черт». Согласно этой теории, люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных независимых черт. Описание целостности личности в рамках «теории черт» можно получить на основе тестологического обследования (т. е. при помощи тестов). Способ оценивания черт личности основан на выборе из списка слов‑понятий, с помощью которых оценивается личность. Вторым способом оценки черт личности является использование сложного метода современной статистики. При помощи данного метода Кеттел выявил 16 различных личностных черт. На основе этого экспериментально выявленного набора он построил 16‑факторный личностный опросник.

В опроснике Кеттела более 100 вопросов, которые задаются испытуемым. Они в свою очередь дают утвердительные или отрицательные ответы. Далее ответы группируются в соответствии со способом обработки результатов («ключом»), и определяется выраженность того или иного фактора, свидетельствующего о развитии соответствующей черты личности. После этого вычерчивается т. н. «личностный профиль» испытуемого, включающий его оценки по каждому фактору. Несмотря на внешнюю простоту и емкость данной теории, она все же имеет серьезные недостатки. Набор личностных черт напрямую зависит от качества исходного материала, подвергаемого факторному анализу.

Исследователи, пользуясь различными исходными данными, получают, соответственно, различные списки факторов. Кроме того, их мнения по поводу того, каков должен быть набор личностных черт, расходятся. Некоторые из них считают, что для полной психологической характеристики личности вполне достаточно иметь всего лишь 5 черт, а другие, наоборот, утверждают, что для этого мало и 50. Помимо этого, на основе знания личностных черт оказалось практически невозможным приблизительно предсказать поведение человека даже в тех ситуациях, которые по смыслу связаны с выявленными чертами. Как впоследствии выяснили психологи, поведение человека во многом зависит не только от наличия определенных черт характера, но и от особенностей самой ситуации, дополнительных условий. Но все же, несмотря на существенные недостатки «теории черт» Оллпорта и Кеттела, она была первой и стала отправной точкой для многих последующих.

Большой вклад в развитие психологии личности внес З. Фрейд. Он разработал психоаналитическую теорию личности, которая охватывает всю жизнь человека и использует для описания его личности внутренние психологические свойства, в первую очередь – его потребности и мотивы. Структура личности, по мнению Фрейда, имеет три основных составляющих: «Оно», «Я» и «Сверх‑Я». Под «Оно» ученый подразумевал глубинные влечения, мотивы и потребности, т. е. все бессознательное в человеке. «Оно» действует в соответствии с т. н. принципом удовольствия. «Я» – это сознание, ориентирующееся на принцип реальности. «Сверх‑Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровне и руководствуется идеальными представлениями, принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

«Оно», по теории самого Фрейда, является продуктом, унаследованным человеком от животных, или, в концепциях неофрейдистов, результатом неблагоприятно сложившегося опыта жизни. «Я» – восприятие и оценка человеком самого себя. «Сверх‑Я» – это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятие им тех или иных норм и ценностей общественной морали. Основным источником формирования «Сверх‑Я» личности являются люди, с которыми человек вступал в длительное общение (например, родители, учителя, воспитатели и др.), личные контакты, а также произведения искусства и литература.

Влечения и мотивы, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх‑Я». Противоречие этих двух составляющих личности разрешается с помощью «Я» – сознания, которое в соответствии с принципом реальности пытается примирить конфликтующие стороны. Если импульсы от «Оно» не удовлетворяются, они дают о себе знать в сновидениях, шутках, поведении человека и др. В теории личности, по Фрейду, есть несколько недостатков. Это – крайняя биологизация человека, заключающаяся в объяснении мотивов социального поведения человека только с точки зрения биологических потребностей, унаследованных им еще от животных. Кроме того, не все выводы и предположения Фрейда можно считать истинными, т. к. многие из них недостаточно обоснованы. И все же не стоит умалять действительных заслуг Фрейда и его последователей в разработке психологической теории личности.

К. Юнг ввел в научный оборот представление о двух типах личности: интровертированной и экстравертированной. Интровертированной личности свойственна обращенность как бы в себя в поисках причин, объясняющих совершаемые ею поступки. Экстравертированная личность откликается на любые внешние воздействия, и именно в них он видит причины того или иного поведения. Обе тенденции в определенной степени присутствуют в каждом человеке, но одна из них все же преобладает. В соответствии с этим предположением, одних людей стали называть интровертами, а других – экстравертами. Понятия «экстраверсия» и «интроверсия» довольно часто используются в практической психологии и включены в основу самых разнообразных тестов.

Кроме того, Юнг предложил одну из наиболее интересных типологий личности, разделив людей на несколько типов: мыслительный, эмоциональный, сензитивный. Он ввел и такое понятие, как «индивидуальность».

В русле гуманистической психологии, рассматривающей и заостряющей в первую очередь свое внимание на том, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события своей жизни, интересна теория личности американского психолога К. Роджерса. Роджерс исходил из того, что каждый человек в той или иной степени стремится к самосовершенствованию. Центральным понятием этой теории является понятие «Я», включающее в себя идеи, цели и ценности, в рамках которых человек намечает перспективы собственного развития. Образ «Я» складывается в результате определенного личного жизненного опыта. По Роджерсу, «Я»‑концепция может быть положительной, противоречивой (амбивалентной) и отрицательной. Человек с положительной «Я»‑концепцией воспринимает окружающую реальность иначе, чем человек с амбивалентой или отрицательной. В то же время «Я»‑концепция может неверно отражать реальность, быть искаженной или даже вымышленной. Степень удовлетворенности человека жизнью во многом зависит от того, в какой мере реальное «Я» и идеальное «Я» согласуются между собой.

Концепция А. Маслоу как бы вытекает из теории личности К. Роджерса. В основе концепции Маслоу лежит такое понятие, как самоактуализация личности. Именно ее он считает основной потребностью человека. Самоактуализирующаяся личность, по Маслоу, характеризуется активным восприятием действительности и способностью хорошо ориентироваться в ней, принятием себя и других людей такими, какие они есть, развитыми творческими способностями, способностью к глубокому пониманию жизни, приложением максимума усилий для достижения поставленных целей и др.

В отечественной психологии наибольший вклад в решение проблемы личности внесли А. Н. Леонтьев и Л. И. Божович. Опираясь на ряд понятий, выведенных Л. С. Выготским, Божович в своей теории личности смогла показать, как формируется у ребенка определенный взгляд на мир, который получил название «внутренняя позиция». Это понятие она включила в перечень главных характеристик личности.

А. Н. Леонтьеву принадлежит одна из самых удачных концепций структуры и развития личности. Центральное место в ней отведено понятию «деятельность». Как и Божович, основной характеристикой личности Леонтьев считал мотивационную сферу личности.

Несколько слов следует сказать о теории формирования и развития личности, выдвинутой американским психологом Э. Эриксоном. Процесс становления личности Эриксон представляет как постоянно сменяющие друг друга этапы. На каждом из них происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и изменение, иногда радикальное, его отношений с окружающими людьми. Человек, формируясь и развиваясь как личность, приобретает не только положительные, но и отрицательные качества. Они появляются только в том случае, если были прочно усвоены все предыдущие. Эриксон выделил 8 стадий развития личности.

С точки зрения современной психологии теория формирования и развития личности Эриксона уникальна, но содержит ряд неточностей. На данный момент они корректируются специалистами в данной области, и сама теория приобретает благодаря этому иные очертания.

Психология личности как один из разделов психологии впитала в себя труды множества ученых и исследователей. Но и сейчас интерес к ней не ослабевает. Однако если десятилетия назад проблемами личности занимались исключительно специалисты, то в настоящее время любой человек (будь то девочка‑подросток, служащий банка, учитель в школе, любящая мать) может многое узнать о себе и своих близких через тесты и методики, специально разработанные для этой цели.

Часть 1. МАЛЕНЬКИЙ, ДА УДАЛЕНЬКИЙ!

Личность с разных точек зрения и глазами разных специалистов

Личность рассматривается и изучается не только в психологии. Свои взгляды на личность есть у юристов, у социологов, у этиков и других специалистов. Конкретный взгляд на то, что такое личность, определяется точкой зрения: кто смотрит на человека и какие проявления ему интересны.

Гражданская точка зрения

Когда милиция устанавливает вашу личность, точнее, «лицо», ее интересует ваше ФИО, прописка и отсутствие нарушений перед законом.

Для юриста личность — это то, что имеет те или иные гражданские права и свободы, и новорожденный с юридической точки зрения уже личность: субъект прав. Но ответственность за поступки детей вменяется их родителям, и пока у ребенка немного ответственности, у него немного и прав. Поэтому с точки зрения юриста он еще не полная, не сформировавшаяся личность. Личность, но маленькая.

Взгляд подростка

Для подростков, как правило, личность — это то, что позволяет одному имиджево или социально выделяться среди других. Непохожесть на других. Взрослые критически оценивают такую «личность», обзывая ее только воинствующей индивидуальностью, но для подростков и это подвиг. Чтобы выделяться среди других подростков, уже нужна смелость. Еще точнее — ум, сила и смелость. Потому что без смелости ты не решишься выделиться даже силой, а если ты осмелишься выделяться тупой силой без ума, ты прослывешь не личностью, а дубом. А личность — это подвиг.

Взгляд романтика

Личность — это бесконечная загадка, которой можно и обязательно нужно заниматься всю жизнь. Разгадка ее равносильна смерти.

Мужской и женский взгляд на личность, личностный рост и развитие

Согласно женскому видению, личность — это человек с богатым внутренним миром, умеющий чувствовать, любить и прощать. По мужской модели и согласно мужскому (научному) видению, личность — человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления. См.→

Взгляд психолога

Личность для психолога – не загадка, а то, что описывается вполне конкретно как выраженность тех или иных черт и особенностей, отличающих его от других людей. Точнее — то, что внутренне, сущностно отличает его от других.

То, что вообще отличает одного человека от другого — это его индивидуальность, а внутренние механизмы этих отличий (особенности мотивов, восприятия и мышления человека) — это то, что является личностью для психологов. Для психологов личность — это тот внутренний стержень, который, когда-то сформировавшись, являясь сплавом врожденного и приобретенного, теперь определяет его желания, ценности, его дальнейшие взгляды и поступки. Главный вопрос: «Почему человек ведет себя так, а не иначе? И от чего в одинаковых ситуациях разные люди ведут себя по-разному?»

Личность, как внутренний стержень человека, источник его мотивов, активности и самостоятельности — есть в той или иной степени у каждого душевно здорового, сформировавшегося человека. Подробнее смотри У кого есть личность — и какая?

Взгляд этика

Этики и психологи понимают личность существенно по разному. Для психолога любой сформировавшийся человек, имеющий своеобразие черт и особенностей — личность. Для психолога преступник — вполне личность: личность со своим неповторимым, уникальным набором черт и особенностей.

Если же о личности говорит этик, он говорит о Личности с большой буквы. Личностью с большой буквы этик называет не тех, кто в чем-то особенен и неповторим, а тех, кто готов на поступок и совершает поступки, кто вносит в жизнь окружающих людей настоящую ценность. Можно сказать так: чем больше достойного ты несешь другим людям как свободный и самостоятельный человек, тем более ты Личность. Сколько ты, всей своей жизнью, принесешь людям?

Хороший вопрос самому себе: «Насколько я — Личность?»

Взгляд конструктора (строителя, Мастера жизни)

Синтон предлагает видеть в личности не данность, а заданность. Не прошлые заслуги и прегрешения, не то, что уже состоялось, а то, что человеку предстоит, то задание, которое нужно человеку сделать. Ситуация: вы прошли психологическое тестирование и достоверно узнали свои личностные черты и особенности. Согласно результатам, вы не очень свободный, мало самостоятельный, сильно ленивый, нередко трусливый и часто мстительный субъект с развитой логикой. Сопоставив это с историей своих жизненных неуспехов, добавив сюда мнение шефа и соседей, вы логично пришли к умозаключению, что вы определенно — не Личность и вам это, по всем признакам, не светит. И что дальше? Делать-то с этим — что?

Делать себя Личностью. Потому что человек — это проект, а не история. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Близкие понятия

Я — то, с чем себя отождествляет человек, а также тот, кто себя с чем-то отождествляет.

Характер — способность человека настаивать на своей позиции, отстаивать свою точку зрения. Шире — любые стабильно воспроизводящие особенности поведения, мышления и реагирования людей. Именно в этом смысле для многих психологов-исследователей понятия «личность» и «характер» являются по факту синонимами.

Индивидуальность — особенности конкретного человека. Любит он водку или поспать, рыжий он или молчаливый — это все его особенности, его индивидуальность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector