4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храм фараона рамсеса в абу симбеле

Храм в Абу-Симбел в Египте

Статуи фасада храма Абу-Симбел – это один из главных символов древнего Египта, как и Египетские пирамиды или маска Тутанхамона в Каирском музее. Наверное, каждый читатель хотя бы раз видел фото из Абу-Симбел в рекламных буклетах экскурсионных бюро, в глянцевых журналах о путешествиях или, в крайнем случае, в школьных учебниках истории. Смотрите фото ниже.

Несмотря на такую популярность в журналах и на ТВ, местечко Абу-Симбел посещают очень немногие туристы. Это самая южная достопримечательность Египта прямо на границе с соседним Суданом (см. карту). Сюда сложно добраться, но поездка того стоит.

Говорить фразу “храм Абу-Симбел” неверно, ведь здесь не один, а два храма, правильно говорить “храмЫ Абу-Симбел”. В Египте можно найти множество древних культовых построек, но подавляющее большинство из них – это строения, сложенные из каменных блоков. Оба храма в Абу-Симбел не такие, они высечены прямо в скале.

Малый храм посвящен супруге фараона Рамсеса II – царице Нефертари. Сам этот факт для Египта экстраординарен, когда храм посвящают женщине. В истории Египта можно найти всего два таких случая, первый – Абу-Симбел, а второй – это храм, который фараон Эхнатон посвятил царице Нефертити.

Фасад малого храма украшен статуями фараона Рамсеса II и царицы Нефертари, причем статуи супругов имеют одинаковую высоту – уникально для древнего Египта. На всех других памятниках скульптуры цариц всегда не выше колена фараона. Абу-Симбел можно назвать памятником любви и самой романтичной достопримечательностью Египта.

Любовь Рамсеса II и Нефертари, вероятно, была просто безумной. Мало того, что Рамсес II посвятил ей храм, но и обустроил великолепную гробницу в Долине цариц, которая общепризнана самой красивой среди всех усыпальниц правителей и их жен эпохи Нового царства. Сейчас гробницу Нефертари может посмотреть каждый турист, ее индекс – QV66.

Название

Абу-Симбел – это название деревни, близ которой обнаружили этот храмовый комплекс. Естественно, древние египтяне называли их по-другому: “Храм Рамсеса, любимца Амона”.

Как попасть в Абу-Симбел

Это не так просто, как попасть в Луксор или посмотреть достопримечательности Каира. Абу-Симбел находится в 300 километрах от ближайшего крупного города Асуан. Обычно, туристические компании совмещают экскурсию в Асуан и Абу-Симбел. Даже из Асуана поездка сюда занимает почти весь день.

Эти 300 километров туристов везут в автобусах в составе организованного охраняемого конвоя. Египетские пустыни – места опасные, это только по время сафари бедуины мирные и развлекают туристов. Настоящие бедуины часто грабят проезжающие мимо машины и даже похищают людей. Не стоит надеяться попасть в Абу-Симбел на такси, придется покупать экскурсию, вопрос только – какая лучше?

Поездка из Хургады в Абу-Симбел занимает больше 10 часов, по этой причине однодневные экскурсии сюда не устраивают.

Из популярных курортов Египта на Красном море организовывают двухдневные туры по маршруту Луксор – Асуан — Абу-Симбел. Такие туры очень популярны, их можно купить в любом экскурсионном бюро или у отельного гида.

Еще один вид тура – на самолете местных авиалиний, такая поездка как раз умещается в один полный день. Время полета из Хургады в Асуан – 5 часов. Чисто теоретически, можно прилететь прямо в Абу-Симбел, ведь здесь есть собственный аэропорт. Но таких туров мы в продаже никогда не видели. Поищите, может быть повезет.

Лучший способ посмотреть Абу-Симбел – это круиз по Нилу, который начинается с осмотра пирамид в Гизе, Каирского музея, цитадели Каира и мечети Мухаммеда Али.

Далее туристы на круизном речном лайнере (на фото справа) приплывают в Луксор и смотрят Колоссы Мемнона, храм Хатшепсут, Долину Царей и гробницу Тутанхамона. На восточном берегу в Луксоре смотрят Карнакский и Луксорский храмы.

После плывут дальше вверх по Нилу до Эдфу, потом Ком-Омбо и заканчивается круиз экскурсией по Асуану и к хамам Абу-Симбел.

Такой круиз – это возможность посмотреть все значимые достопримечательности Египта за одну поездку. Из важнейших туристических мест в Египте вы пропустите только гору Моисея и монастырь Святой Катерины, так как они находятся далеко от Нила – на полуострове Синай.

Важно знать – кому посвящены храмы Абу-Симбел

Все гиды рассказывают следующую версию: Большой храм посвящен фараону Рамсесу II, а малый царице Нефертари. Версия ошибочная, так как посвящать храм только правителю в древнем Египте было не принято. Храмы посвящали фараону совместно с другими богами.

Большой храм посвящен: богам Птаху, Амону, Ра-Хоракти (бог Гор) и фараону Рамсесу II. Малый богине Хатхор и царице Нефертари.

Вторая версия – храм воздвигнут в честь победы армии Рамсеса II в битве при Кадеше. Такая гипотеза родилась не случайно. Внутри Большого храма есть несколько барельефов, повествующих о битвах Рамсеса. В том числе знаменитый барельеф о битве при Кадеше.

Эта версия совсем неправдоподобная. В древнем Египте не посвящали храмы воинским победам. Чтобы увековечить ратные подвиги, ставили специальные стелы, обелиски или делали барельефы в храмах.

Немного истории

Строительство в Абу-Симбел началось в 1264 году д.н.э. и продлилось 20 лет. Для фараона Рамсеса II такой срок не был экстраординарным, напомним, что он правил 64 года и вошел в историю как один из самых знаменитых фараонов.

Всего в этом регионе строили 6 подобных храмов (по другой версии 7). Они должны были укрепить позиции Египта и египетской религии в Нубии. К сожалению, остальные храмы до наших дней не сохранились.

После заката Нового царства местечко Абу-Симбел оказалось заброшено. К счастью, постройки были высечены в скале, а не построены из блоков. Иначе их бы просто растащили на строительные материалы, как случилось со многими древними памятниками в Египте.

Храмы постепенно засыпались песком, приносимым ветром из пустыни. К моменту, когда здесь появились европейцы, строения были погребены под слоем песка полностью.

В 1813 году швейцарец Жан-Луи Буркхард обнаружил бордюр фасада Большого храма, он рассказал о находке своему другу – итальянскому исследователю Джованни Бельзони. Тогда в 1813 году они не смогли раскопать храмовый комплекс, даже вход не нашли.

Бельзони вернулся в 1817, откопал храмы и нашел вход. Первое описание комплекса Абу-Симбел сделал англичанин Эдвард Уильям Лэйн в своей книге “Описание Египта”.

Перенос храмов Абу-Симбел

В 1958 году 27 декабря Египет и СССР заключили договор о строительстве Асуанской плотины и ГЭС. Проект предусматривал образование за плотиной огромного озера, названного впоследствии “озеро Насер” в честь президента Египта.

Согласно проекту, храмы Абу-Симбел должны были оказаться под водой, и через 100-200 лет все иероглифы на стенах стерлись бы, а статуи превратились в обмылки.

В 1959 году началась масштабная компания по сбору средств на спасение памятника. Предлагались несколько проектов. Был даже один очень экстравагантный план – оградить Абу-Симбел дамбой, создав вокруг храмов озеро с чистой водой, так как чистая вода не причинит вреда статуям и барельефам. Если бы этот план Уильяма Маккуити был реализован, туристы бы сейчас смотрели храмы Абу-Симбел сквозь стекло подземного туннеля.

Но в итоге приняли план перемещения комплекса на искусственный холм на 65 метров выше и 200 метров дальше от реки Нил. В этом месте храмы Абу-Симбел были в безопасности. С 1964 по 1968 года их распиливали на кусочки, перевозили на новое место и там собирали обратно.

Это была титаническая работа археологов и инженеров со всего мира. Блоки весили до 30 тонн, а проект стоил 40 миллионов долларов – астрономическую по тем временам сумму. Благодаря этой уникальной археологической операции, мы сейчас можем видеть воочию храмы Абу-Симбел.

Что смотреть – Фасад большого храма

Главные элементы фасада – это четыре огромные статуи Рамсеса II высотой около 20 метров. На голове фараона корона Верхнего и Нижнего Египта, которая называется “пшент”. Общая ширина фасада составляет 35 метров.

На фасаде есть еще одна очень интересная деталь, которую большинство туристов просто не замечают. На самом верху находятся 22 небольшие статуи обезьян-бабуинов, которые молятся солнцу. Их сложно увидеть, можете попробовать разглядеть на фото справа.

Сейчас многие читатели спросят: “А причем тут вообще бабуины? Что в них особенного?”

Эти животные почитались в древнем Египте. Бабуинов считали предвестниками рассвета, разгоняющими тьму. Один из богов по имени Хапи изображался с головой бабуина. Этот бог был охранником трона Осириса. Главное, не путать его с другим богом Хапи – покровителем Нила. У этих двух богов имена совпадают.

Одна из статуй слева от входа была сильно повреждена землетрясением, ее ноги на месте, но верхняя часть тела и голова обрушились. Эти торс и голова все еще лежат у входа, можно на них посмотреть.

Рядом с большими статуями Рамсеса II можно увидеть небольшие скульптуры его жен и детей. Согласно традиции их высота не выше колен статуй фараона. Здесь изображены: царица Нефертари, королева-мать Мут-Туйя, два первых сына: Аменхерхепешеф и Рамсес и шесть дочерей: Бент-Анат, Бакетмут, Нефертари, Меритамон, Небеттауи и Исетнофрет.

Конечно, это не все дети фараона Рамсеса II. Напомним, что он прожил около 90 лет, у него было 6 законных жен и наложницы. Ученые еще не посчитали всех его сыновей и дочерей, но цифра точно превышает 100. На всех места на фасаде точно не хватило бы.

Прямо над входом можно увидеть статую бога Ра-Характи, это тот же бог Гор с головой сокола, просто в эпоху Нового царства его “совместили” с Ра – главным богом Гелиополя. Справа и слева от статуи Ра-Хоракти на барельефах изображен молящийся ему фараон Рамсес II.

Еще одна интересная деталь на фасаде – это памятная стела, рассказывающая о бракосочетании Рамсеса II и дочери царя Хеттского царства – Хаттусили II. Этот брак был очень важен, так как закончил войну между Египтом и хеттами. Напомним, что Рамсес II заключил первый в истории нашей планеты письменный международный договор, и это был договор именно с хеттами.

Что смотреть – Внутри большого храма

Внутри храмов Абу-Симбел нельзя фотографировать. Хотя, кого это когда-либо останавливало? Туристы умудряются фотографировать на телефон даже внутри мавзолея Мао Цзэдуна, хотя там охрана тщательно проверяет каждого посетителя.

Именно здесь находится очень знаменитый барельеф, на котором Рамсес II изображен с луком и на колеснице в битве при Кадеше (на фото справа). Его стоит посмотреть обязательно, ведь это одна из главных достопримечательностей Египта.

После входа посетители попадают в большой зал 18 метров в длину и 16,7 метров в ширину. Этот гипостильный (означает – с колоннами) зал содержит восемь больших колонн, показывающих связь Рамсеса II с Осирисом – богом загробного мира. На стенах этого зала можно посмотреть множество барельефов, преимущественно военной тематики.

Далее находится еще один гипостильный зал, но меньше размера. На стенах здесь также есть красивые барельефы, показывающие ритуалы подношения богам. А за ним уже святилище, где четыре статуи изображают самого Рамсеса II и богов Птаха, Ра-Харапти и Амон-Ра.

Кроме этих залов, внутри есть множество боковых комнат, каждая по-своему интересна.

Что смотреть – Фасад малого храма

Второй (Малый) храм посвящен богине Хатхор и царице Нефертари. Это второй случай в древнеегипетской истории, когда храм посвящен царице. Первый прецедент – фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) посвятил один из храмов своей супруге Нефертити.

Слева и справа от входа в Малый храм находятся две группы статуй около 10 метров высотой (на фото слева). Эти скульптуры изображают Рамсеса II и Нефертари, причем все статуи одного размера – беспрецедентный случай. Обычно статуи цариц и детей фараона не превышают по высоте уровня колена правителя.

Подобные малые статуи на фасаде также имеются, они изображают детей Рамсеса и Нефертари. Это принцессы Меритамон, Хеннутави и принцы Рахирвенемеф и Амен-хер-хепешеф.

Конечно, по сравнению с Большим храмом, фасад Малого выглядит скромно. Никаких бабуинов здесь нет, но зато все статуи полностью целы.

Что смотреть – Внутри малого храма

Здесь также запрещено фотографировать, хотя туристов это не останавливает. В интернете можно найти тысячи фото, сделанных внутри храмов Абу-Симбел.

В первом зале можно посмотреть колонны с изображением богини Хатхор, они даже получили свое название – хатхорические. В целом, план помещений здесь схож с Большим храмом, только все помещения меньшего размера.

Барельефы изображают Рамсеса и Нефертари, подносящим дары богам.

По сравнению с Большим храмом, где многое посвящено военным победам Рамсеса II, Малый выглядит весьма мирным. Неудивительно, ведь Хатхор – богиня любви, красоты и женственности. А заодно она покровительствует материнству и плодородию, песням, танцам и всем остальным радостям жизни. Пожалуй, это самая позитивная богиня в пантеоне древних египтян.

На этой звонкой ноте мы заканчиваем свой рассказ об Абу-Симбел. Читайте другие интересные статьи о Египте на нашем сайте (ссылки ниже).

Оставьте свой комментарий. Нам важно Ваше мнение!

Храм Абу-Симбел — символ Египта

В глубине нубийской пустыни, на берегу озера Насер стоят, вырубленные в скале, величественные храмы Абу-Симбела — свидетельства победы фараона Рамзеса II над хеттами и его необыкновенной любви к своей единственной жене — красавице Нефертари.

Два раза в год, 21 марта (в день рождения фараона) и 21 сентября (в день его коронации), в 5 часов 58 минут луч восходящего солнца пересекает линию, находящуюся в 65 м от входа в храм, проникает сквозь все комнаты храма и освещает левое плечо Амон-Ра и Рамзеса II.

На несколько минут луч света задерживается на лице Рамзеса II, и фараон, по признанию туристов, начинает “улыбаться”. Потом луч перемещается и освещает Хармакиса, а через 20 минут свет исчезает. Примечателен тот факт, что свет никогда не попадает на Птаха. Ведь Птах — владыка подземного мира и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.

По значимости Абу-Симбел соперничает с Александрийским маяком.

В эти дни у храма Абу-Симбел собирается до 5 тысяч человек, чтобы собственными глазами увидеть удивительный оптический эффект, полученный в результате точнейших расчётов древнеегипетских звездочётов и жрецов, спроектировавших 33 века тому назад храм таким образом, что луч солнца светит точно в глаз фараону. Остальное время года фараон “прячется” от мирской суеты в тёмном храме, вход в который охраняют четыре 20-метровые каменные фигуры — боги Амон, Ра, Птах и сам Рамзес.

Храмы Абу-Симбел уступают пирамидам по древности, но по интересу со стороны туристов — нисколько. Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный самому фараону Рамзесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамзеса II Нефертари-Меренмут. Примечательно, что лица статуй богов копируют изображения лиц царственной семьи.

Несмотря на то, что Большой храм, помимо обожествленного фараона Рамзеса, был посвящен еще трем богам, вся идея сооружения — возвеличивание Рамзеса II. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона — только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамзеса II.

Мастерам удалось при этих масштабах статуй сидящего фараона, высеченных из твердого песчаника, сохранить портретное сходство. Поражает и восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было, только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.

Громадные статуи Рамзеса II были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных отбрасываемых ими теней.

Рамзес, постоянно заботясь о собственном прославлении, приказал построить рядом со своим шедевром храм, гораздо меньших размеров (длиной не более 10 м), посвященный его жене Нефертари: в Египте ни одна супруга фараона никогда не была изображена на фасаде храма, только жена Рамзеса II удостоилась этой чести.

Малый храм Абу-Симбела находится в сотне метров к северу от большого и посвящен богине Неба Хатор, которая изображалась в виде женщины с головой коровы. Он намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, выполненных в полный рост. Между статуями фараона Рамзеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут.

Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему в лучах солнца создается игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: “Рамзес, сильный правдой, любимец Амона, создал этой божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари”. В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был изображен фараон Рамзес II, находившийся как бы под защитой богини.

Абу-Симбел и его переезд

Абу-Симбел, фото которого здесь представлены, вероятно, самый исследованный памятник Древнего Египта. Дело в том, что в конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел оказался на территории будущего водохранилища, и ему грозило полное затопление. Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создание подводного стеклянного купола над храмом.

Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Спасение Абу-Симбела — самый дорогой проект ЮНЕСКО. Эта беспримерная акция была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.

Храмы были распилены на 1036 блоков, каждый весом от 5 до 20 тонн, пронумерованы, перевезены и собраны на новом месте на 90 м выше прежнего уровня. Также сюда перевезли 1112 блоков, вырезанных из скал, окружавших храмы. В блоки, просверлив отверстия, закачали смолистый состав для укрепления структуры камня. Храмы накрыли полым железобетонным колпаком, а сверху насыпали холм. Сделано это так искусно, что кажется — храмы были здесь всегда. Операция по перемещению храмов длилась 3 года (с 1965 по 68 гг.) и обошлась в 42 млн. долларов.

Исследователи, изучая памятник во время этих работ, были поражены огромным объемом знаний, которые использовали древнеегипетские мастера для создания столь грандиозного сооружения.

Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта — слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки.

Большой храм Абу-Симбел после передвижки на новое место был воспроизведен с точностью до малейших деталей. Отколовшаяся и упавшая когда-то голова одной из статуй лежит там же, где она лежала и раньше. При переносе храмов пещеры не вырубали заново. Их стены были перенесены на новое место, накрыты прочным железобетонным сводом и засыпаны сверху камнем, имитирующим скалы, в которых некогда были вырублены храмы.

digitall_angell

.: Хроники ментальных путешествий :.

Ментальная разведка и метаконтакт. Новый взгляд на историю, медицину, «других» и возможности Матрицы

Древности Египта. Перенос храма Абу Симбел

Когда в 1960-х годах прошлого века началось строительство Асуанской плотины на великой реке Нил, то под угрозой затопления оказались Храмы Абу-Симбел, посвящённые фараону Рамсесу II и его любимой жене Нефертари и построенные три тысячи лет назад. Операция по спасению храмов стала одним из самых масштабных международных инженерно-строительных проектов прошлого столетия.

В 1959 году правительством Египта (на тот исторический момент – Объединённой Арабской Республики) было принято решение о постройке огромной плотины, призванной регулировать уровень воды в реке, а также производить электроэнергию. Строительство Асуанской плотины финансировалось и предпринималось СССР, в Египте работали единовременно около двух тысяч советских инженеров, рабочих, руководителей. Проект ГЭС был разработан и испытан на модели в Советском Союзе.

Оригинал взят у humus в Древности Египта. Часть 26. Спасение фараона Рамсеса II

На первом этапе подготовки храмы подробнейшим образом измерялись, фотографировались, а затем по составленным чертежам планировались линии распила камня. Также подробно картографировалась местность вокруг старого и нового места размещения храмов. Попутно проводились географические и геологические исследования, включавшие в себя свойства местного песчаника и поведение подземных вод, велись раскопки и земляные работы. Поскольку параллельно происходила постройка Асуанской плотины, уровень воды в Ниле повышался на несколько метров в год. Для защиты строительной площадки, в которую превратился Абу-Симбел, возвели временную дамбу, но во́ды Нила заставляли инженеров работать всё быстрее – вскоре территория храмового комплекса должна была быть затоплена.

Храмы Абу-Симбел и история их спасения в цифрах:

Фасад храмов высечен в скале высотой 31 и шириной 38 метров. Над фасадом высечен орнамент в виде двадцати двух бабуинов, приветствующих восход солнца. Размер каждой из этих обезьян составляет около 2,5 метров.

Фасад большого храма украшен четырьмя статуями фараона, изображённого сидящим на троне. Высота этих статуй около 20 метров, а голова каждой из скульптур достигает четырёх метров. Вес каждой статуи превышает 1200 тонн.

Фасад Малого храма украшают шесть выполненных в полный рост фигур, высота каждой их которых составляет 11 метров. Между статуями фараона Рамсеса II помещены статуи его супруги Нефертари. Это редкий случай изображения жены фараона в изваяниях такого же размера, как фигуры самого царя.

В проекте по передвижке храмов Абу-Симбела принимали участие более 50 стран мира.

Затраты на проект перемещения храмов составили в ценах 1968 года около 42 миллионов долларов.

Пещерный храмовый комплекс был передвинут на 65 метров выше и на 200 метров дальше от реки. Для перевозки храмы были распилены на 1036 блоков, вес которых достигал от 5 до 20 тонн.

Судя по археологическим данным, это место считалось священным ещё до того, как фараон РамсесII решил увековечить свои военные победы и справедливое правление постройкой величественных храмов. Многие века спустя, когда храмы оказались погребены под тоннами песка, арабские моряки назвали эту скалу Абу-Симбел – «отец хлеба», поскольку на берегу виднелся один из фрагментов каменного барельефа: мужчина в древнеегипетском фартуке, напоминавшем меру хлеба.

Заново открытыми храмы Рамсеса оказались лишь в 1813 году, когда швейцарский исследователь Буркхардт, путешествовавший переодетым арабом вверх по Нилу, добрался до третьих порогов великой реки. Он обратил внимание на огромные головы, увенчанные коронами фараонов, выступающие из песка, но проводники не могли ничего внятного рассказать об этих изваяниях. Буркхардт сообщил о своём открытии, и по его следам сразу же отправилась экспедиция известного авантюриста и кладоискателя Бельцони. Под его руководством храмы были раскопаны из песка, и, хотя ожидаемых сокровищ в них не обнаружилось, Бельцони записал в своём дневнике: «Мы вошли в самый обширный и самый красивый склеп в Нубии. Наше удивление возросло ещё более, когда выяснилось, что это не только очень большой, но и великолепно изукрашенный храм – с барельефами, росписями и статуями».

В иероглифических надписях Абу-Симбел называется «священной горой», а весь комплекс построек и укреплений именуется «крепостью-городом Рамсеса». На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».

Храмовый комплекс Абу-Симбела действительно оказался великолепным – как с исторической и художественной, так и с инженерной точки зрения. Оба храма – Большой и Малый, вырублены в скале из песчаника высотой около 100 метров. В обоих храмах прекрасные барельефы, росписи на стенах и множество криптограмм и надписей, восхваляющих фараона. Большой храм состоит из 14 помещений, проникающих в толщу скалы на 60 метров. Самый большой зал, украшенный восемью изваяниями бога-фараона, имеет размеры 18 на 16 метров и поднимается в высоту на 8 метров. В большом зале изображены в основном батальные сцены. Некоторые картины на стенах зала изображают победы фараона в Ливии и Нубии, но наиболее значительна сцена битвы при Кадете, где произошло решающее сражение египтян с хеттами.

Храм был построен с таким расчётом, что дважды в году поднимающееся утром солнце пронзает лучами всю анфиладу подземных залов и освещает статуи святилища. При переносе храма удалось восстановить его устройство так, чтобы это свойство сохранилось.

У входа в Большой храм стоят четыре колоссальные статуи двадцатиметровой высоты. Увенчанные коронами, с уреями на лбу и с накладными бородами, колоссы, восседающие на тронах, символизируют высшее могущество. Под их стопами – поверженные враги фараона. На тронах колоссов изображены боги Нила, которые связывают вместе папирус и лилию – знак единства обеих земель, Нижнего и Верхнего Египта. У ног колоссов находятся женские фигуры, которые выглядят очень хрупкими по сравнению с огромными статуями царя – это изображения Нефертари, любимой супруги Рамсеса, его матери и дочерей.

На бедре одного из изваяний Рамсеса найдена сделанная ножами надпись на древнегреческом языке, которую историки относят к VI веку до н.э.: «Когда царь Псамметих пришёл в Элефантину, те, которые пришли с Псамметихом, сыном Теокла, написали сие. Они плыли на корабле через Керкис до тех пор, пока позволила река. Потасимто вёл чужеземцев, Амасис вёл египтян. Архон, сын Амойбиха и Пелек, сын Удама, написали сие». Ионийские наёмники, увековечившие себя в этом акте вандализма, оставили один из древнейших образцов греческой письменности.

Малый храм более изящен и женственен – он посвящён Нефертари, «той, для которой сияет солнце». В нём всего 5 залов, так же украшенных статуями богов и царской четы. Как пишет писатель и путешественник Жак Кристиан в своей книге «В стране фараонов»: «Рамсес присутствует в святилище супруги, он выполняет там две функции: военачальника, победителя сил тьмы, и верховного жреца, совершающего жертвоприношения. Колонны здесь увенчаны ликами богини Хатхор, властительницы любви и радости, вокруг множество изображений цветов, высокий силуэт Нефертари освящает всё вокруг своей благородной красотой. При входе в храм изображён фараон, протягивающий цветы Хатхор и царице в образе богини Исиды. На обратной стороне врат Рамсес защищает Нефертари, он поражает нубийцев и азиатов, облагает врагов данью и воздаёт почести Амону-Ра и Хору».

Все эти прекрасно сохранившиеся под толщей песка культурные сокровища древней цивилизации должны были безвозвратно погибнуть на дне озера-водохранилища Насер. Но спасение храмов Абу-Симбела было объявлено акцией всемирной значимости под эгидой ЮНЕСКО. Началось спешное проектирование операции спасения.

Масштабы Асуанского гидроэнергетического комплекса можно оценить по его техническому паспорту: «Электромеханическое оборудование: количество агрегатов – 12. Мощность – 2100 мегаватт, выработка электроэнергии – 8 миллиардов киловатт-часов в год. В состав комплекса входят каменнонабросная плотина с глиняным ядром высотой 111 метров и длиной 3820 метров, 520 из которых приходится на русловую часть. Объём насыпи – 41,4 миллионов кубометров, подводящий канал длиной 1150 метров, отводящий канал длиной 538 метров, тоннельные водоводы длиной 282 метра и диаметром 15 метров, паводковый водосброс в виде бетонной водосливной плотины длиной 288 метров, водохранилище с полезным объёмом в 114 кубических километров. Под основанием плотины создана уникальная противофильтрационная завеса глубиной 165 метров, для строительства которой была специально разработана оригинальная система подводного уплотнения песчаных грунтов».

Помимо выработки электроэнергии, которой до сих пор хватает на весь Египет, Асуанская плотина дала стране возможность перевести 300 тысяч гектаров с сезонного орошения на постоянное и освоить ещё около 600 тысяч гектаров новых земель за счёт запасов воды в рукотворном озере Насер. Однако, помимо очевидной народнохозяйственной пользы, новая ГЭС создала несколько новых проблем, проявившихся не сразу – нарушился природный баланс движения ила и песка по Нилу; стала постепенно разрушаться его дельта; зе́мли, не получающие естественным образом ежегодного удобрения во время паводка, начали засаливаться. Эти проблемы постепенно решаются за счёт новых проектов, поддерживающих экологию великой реки, и только одна потеря должна была стать необратимой не только для Египта, но и для всей земной цивилизации. В зону затопления, образующуюся при пуске плотины, попадали уникальные памятники древних Египетских царств, в частности храмовый комплекс Абу-Симбел, построенный за тринадцать веков до нашей эры.

Перенос древнего Египта

История мегапереноса всех времен — перемещение 20 ценнейших древних храмов Египта с целью спасти их от поднимающегося уровня воды в Ниле при строительстве Асуанской плотины. В этом проекте приняла участие 51 страна. Уникальные памятники архитектуры, храм царя Рамзеса II и храм его первой жены, царицы Нефертари, были перемещены в новое место — на 65 метров выше и на 200 метров дальше от реки. Но самое главное, удалось сохранить уникальную особенность храма Рамзеса II — каждый год, 22 февраля и 22 октября, восходящее солнце, проходя через ворота храма, освещало лики богов! Так было более 3000 лет. Так будет всегда!

УПД из комментариев:

Храмы строились на местах Силы. Перенос любого культового древнего артефакта — это полная потеря энергии, заложенной самой Землёй и ЕЁ связи с Космосом.
Сохранив камни и форму, люди не умеют сохранить Силу.
Таким же способом были обесточены все вывезенные в Европу египетские вещи. Без привязки к Месту — нет в них прежнего смысла. А заново «зарядить» их смогут только возродившиеся Боги. 😉

Абу-Симбел

Одним их самых узнаваемых во всём мире символов Египта, наряду с пирамидами Гизы и Большим Сфинксом, являются четыре гигантские каменные статуи, восседающие на тронах, прислонившись спиной к скале. Это – колоссы Абу-Симбела.

Что такое Абу-Симбел

Это арабское название носит храмовый комплекс, расположенный в Верхнем Египте в 285 км. к югу от Асуана, у границы с Суданом, в древней Нубии. Первоначально так называлась скала, на которой было помещено барельефное изображение египтянина в традиционном фартуке, напоминавшем арабам совок для измерения объёмов зерна. Абу-Симбел с арабского – «Отец колосьев». Со временем название перешло на всю группу скал с вырубленными в них храмами.

Комплекс Абу-Симбела включает Большой и Малый храмы, возведённые по приказу Рамзеса II после победы над хеттами у Кадеша в 1296 году до н. э. Эту битву фараон считал главным деянием своей жизни и повелел увековечить память о ней во многих своих постройках по всему Египту.

Большой храм был высечен в монолитном утёсе. При входе, выполненном в форме классического пилона, вырублены четыре статуи ростом свыше 20 метров. Это запечатлённые сидящими боги Амон, Ра-Горахти, Птах и сам фараон. Рамзес II считал этих богов своими покровителями. Их именами даже были названы армейские корпуса, действовавшие при Кадеше.

Боги и фараон изображены в царских одеяниях, с двойными коронами Египта. Всем четырём статуям придано портретное сходство с Рамзесом II. При этом сходство поразительное, о чём позволяют судить многочисленные скульптурные изображения фараона, которые отделаны гораздо тщательней и куда меньшего размера. Вообще выверенность всех пропорций монументов удивляет, учитывая их масштаб.

У ног Рамзеса II помещены статуи членов его семьи – матери, супруги Нефертари и нескольких детей, которых всего было не менее двухсот. Высота фасада храма превышает 30 метров.

Храм состоит из 4-х последовательно уменьшающихся в размерах залов и ряда боковых помещений. Первый зал обрамлён четырёхгранными колоннами, в нём установлены изваяния Рамзеса II, изображённого с атрибутами Осириса. Войти сюда мог каждый. Второй зал предназначался лишь для благородного сословия, войти в третий могли только священнослужители, а четвёртый был открыт лишь для самого фараона с семьёй и приближёнными.

Стены залов покрыты фресками и рельефами, изображавшими деяния фараона, а также священными текстами. На потолках находятся изображения солнца, олицетворявшего царскую власть, и кобры, символа справедливости и неотвратимости наказания за проступки.

Малый храм Абу-Симбела

Святилище построено в 100 метрах от Большого храма. Оно предназначалось для почитания богини любви и красоты Хатор (Хатхор). Нет сомнения, что «богоравный» Рамзес II возвёл храм в честь своей старшей и любимой супруги Нефертари. Об этом говорит надпись на одной из колонн, но и без этого свидетельства портретное сходство женских изваяний храма с сохранившимися статуями и изображениями царицы несомненно.

Храм Хатор гораздо скромней Большого. Он включает передний зал-вестибюль и само святилище. В центральной нише размещалась статуя коровы, в виде которой изображалась Хатор. Перед ней Рамзес II приказал поместить своё изображение, подчёркивая свою связь с богиней.

Вдоль фасада размещены шесть огромных статуй. В каждой тройке между двумя изваяниями Рамзеса находится скульптура Нефертари. Ни одна жена фараона за всю историю Египта, кроме неё, не удостаивалась чести быть изображённой на фасаде храма. Остаётся лишь воображать, сколь романтические чувства связывали супружескую пару божественных повелителей Египта.

Волшебный свет Абу-Симбела

Благодаря удивительным по точности расчётам жрецов и строителей Древнего Египта, дважды в год в Большом храме можно наблюдать уникальное явление, увидеть которое съезжаются тысячи туристов.

В дни весеннего и осеннего равноденствия (21 марта и 21 сентября), на которые пришлись соответственно день рождения и день коронации Рамзеса II, в 5 часов 58 минут утра луч солнца пронизывает все четыре зала храма и падает на статую Амона, стоящую в последнем, Малом зале, в 65 метрах от входа. По шесть минут солнце освещает статуи Амона и Ра-Горахти, 12 минут – самого Рамзеса II, после чего опять покидает зал на полгода. Изваяние Птаха луч не задевает – богу подземного мира солнечный свет ни к чему.

Не столь давно говорили и о другой тайне храма. На рассвете в святилище начинали раздаваться стоны, тихий шёпот и плач. После ремонта храма звуки прекратились. Очевидно, причина звуков была та же, что заставляла петь знаменитые колоссы Мемнона – восходящее солнце нагревало воздух и камни, и утренний ветерок в трещинах каменных глыб создавал эффект «эоловой арфы».

Перенос храмов

В 60-е годы XX века шедевры архитекторов и строителей Древнего Египта оказались под угрозой разрушения их далёкими потомками. На Ниле начиналось строительство Асуанской ГЭС, и храмы попадали в зону затопления. Было выдвинуто множество предложений по сохранению памятников древнего зодчества, вплоть до сооружения подводного купола над храмами.

Из всех проектов был выбран, пожалуй, самый невероятный, но он и оказался верным. Было решено разобрать здания на части и перенести их на новый берег Нила. Проект реализовывался силами специалистов 50-ти стран мира. Четыре года храмы распиливали на 1036 блоков весом до 30 тонн, которые перевозились к месту будущего монтажа в 65 метрах выше по течению и в 200 метрах дальше от берега. Там глыбы пробуривали и заполняли отверстия вязкой смесью для увеличения прочности камня.

После завершения подготовительных операций каменные фрагменты были вновь собраны в полном соответствии со своим оригинальным местоположением. Храмы были воссозданы до малейших деталей. Даже отломившаяся голова одного из колоссов лежит по отношению к своему «хозяину» так же, как до перемещения. Здания накрыты железобетонным куполом, засыпанным обломками скал, и создаётся впечатление, что храмы стояли здесь всегда.

Операция по переносу храмов дала возможность изучить строительные технологии египтян. Как выяснилось, фасады храмов были расположены точно вдоль трещин в скальном основании, что придавало строениям устойчивость. Это свидетельствует о глубоких познаниях древнеегипетских зодчих.

Перенос храмов Абу-Симбела, завершившийся в 1968 году, стал одной из величайших инженерных операций века. Работы обошлись в 42 млн. долларов (сейчас это составляет ок. 1,5 млрд. долларов США).

Однако, глядя на невозмутимо восседающих у входа в храм колоссов Абу-Симбела, начинаешь понимать – сохранение памяти человечества стоит любых затраченных сил и средств.

Абу-Симбел

22° 20.6044 ′N , 31° 36.9749 ′E
22.34341N, 31.61625E
22°20′36.27″N, 31°36′58.50″E

8 материалов по 1 объекту, 165 фотографий

  • Карта
  • Заметки 7
  • Фотографии 165

Ссылки от бывалых

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы об Абу-Симбеле.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Абу Симбел: Храмы Рамзеса II и Нефертари

Материал понравился:

22° 20.2018 ′N , 31° 37.5656 ′E
22.33670N, 31.62609E
22°20′12.11″N, 31°37′33.94″E

Эта заметка является частью дневника «Египет»

Большой Храм Рамзеса II

Большой Храм Рамзеса II стоит раннего подъема и трех часов путешествия по пустыне. Безусловно, он является визитной карточкой Древнего Египта, как пирамиды Гизы и обелиски Луксора.

Большой Храм Рамзеса II

Как известно, в нынешнем виде храм является новоделом, так как в связи со строительством Асуанской плотины храм попал в зону затопления и его в течение четырех лет по кускам (до 30 тонн) переносили на новое место. Поэтому сейчас он выглядит как новенький, что несколько смазывает впечатление.

Большой Храм Рамзеса II

Храм стал известен в Европе только во времна Наполеона. О сомнениях в его древности, а точнее — об уверенности в его гораздо более позднем происхождении, — читайте у «новых хронологов». Я с ними целиком согласен, и в этом убедился воочию. Однако это обстоятельство не испортило моей экскурсии, а наоборот, придало дополнительный интерес.

Большой Храм Рамзеса II

Малый храм Нефертари — жены Рамзеса II дополняет картину большого храма новыми ощущениями. Он не так грандиозен, но более изящен. В отличие от большого храма, где в фасадной части мы видим четыре фигуры (одна из них разрушена), в малом храме имеются шесть фигур.

Внутренности обоих храмов не производят большого впечатления. К тому же — запрещены фото и видеосъемки. Что само по себе нонсенс, так как оба храма являются новоделами. Я, конечно, снял на видеокамеру, но впечатление было испорчено!

Скрытая видеосъемка в Большом Храме Рамзеса II

Скрытая видеосъемка в Храме Нефертари

Мои заметки о Египте

1. Хургада как начальный и конечный пункты путешествия в Египет
2. Хургада-Луксор через Бур Сафагу
3. Карнакский Храм, увы, — египетский миф
4. Колоссы Мемнона — сплошные противоречия!
5. Храм Хатшепсут на западном берегу Нила
6. Долина Царей — грандиозная фальсификация
7. Эсна — на полпути между Луксором и Эдфу
8. Храм Хора в Эдфу
9. Круиз по Нилу, — конечно, да!
10. Ком-Омбо: Храм Хора и Себека
11. Марш-бросок через пустыню Асуан-Абу Симбел
12. Абу Симбел: Храмы Рамзеса II и Нефертари
13. Асуан: экскурсия в Ботанический сад на острове Китченера
14. Асуан: Нильские пороги и Нубийская деревня
15. Асуан: Ночное шоу в Храме Хатхор (Исиды) с острова Филэ
16. Асуан: Плотина на Ниле и памятник арабо-советской дружбе
17. Асуан: Незаконченный обелиск
18. Асуан: Нубийский музей
19. Асуан: Другие достопримечательности
20. Асуан-Гиза на поезде
21. Гиза: Отель «Дельта Пирамид»
22. Плато Гизы: Пирамиды всё же сделаны из бетона!
23. Гиза: Большой Сфинкс и Храм Сфинкса
24. Другие (кроме Пирамид и Сфинкса) удовольствия в Гизе
25. Христианский Каир
26. Исламский Каир
27. Александрия: античная и современная

Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует ( за конский процент с отелей — платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней Букинга.

Знаешь Трипстер ? это эволюция городских экскурсий. Вип-гид — горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь ! Цены от 600 р. — точно порадуют

Луший поисковик Рунета — Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты!

Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот материал в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

Абу-Симбел — великий храм великого фараона

Абу-Симбел — великий храм великого фараона

Пещерный храм в Абу-Симбеле фараон Рамсес ІІ приказал соорудить в ознаменование своей победы над хеттами. Поскольку войскам фараона покровительствовали три бога — Амон, Ра и Птах — Рамзес велел изобразить их и себя в фасадных статуях, причем богам придали облик фараона.

Маленькому Рамсесу было всего 8 лет, когда его отец стал фараоном Сети I. Уже в детстве юный царевич выказывал задатки правителя. В десятилетним возрасте он «командовал» армией, а в 14 лет вместе с отцом участвовал в битве у города Кадеш с племенами хеттов и одержал первую в своей жизни победу.

Рамсес взрослел, и отец начал подбирать молодому наследнику гарем. Вскоре его первая жена, красавица Нефертари, подарила ему сына. В течение 25 лет Нефертари оставалась воплощением очарования, дружелюбия и любви и, как клялся сам фараон, его самым доверенным лицом. Она участвовала наравне с ним в священных шествиях по стране и была рядом во время того, как он вершил государственные дела. Вторая жена, которая заслужила в истории славу наиболее умной из всех жен, Истнофер, тоже родила фараону сына. В общей сложности, в течение десяти лет каждая из них родила не менее пяти сыновей и нескольких дочерей. Другие его жены (а их было то ли две, то ли пять, не считая наложниц) тоже внесли свой вклад в рождение потомства. Любвеобильный Рамсес делил свое ложе и с самыми близкими родственницами. По крайней мере, одна его родная сестра и две дочери состояли с ним в законном браке. А дочь Меритамун после смерти своей матери Нефертари заняла ее место Великой царицы.

Рамсес прославился как великий полководец. Так, в битве при Кадеше, он остановил нашествие хеттов, которые создали державу, равную по силе египетской. Великий воитель, Рамзес также вошел в историю и как великий миротворец. Он заключил первый известный в истории человечества мирный договор: союзом с хеттами (и очередным браком) он утвердил мир на 50 лет.

Но бо?льшую часть времени фараон проводил на строительных площадках, следя за возведением гигантских сооружений, задуманных его отцом. Такое пристрастие к колоссальным сооружениям говорило не столько о желании сохранить свое имя на веки вечные, но и о вполне обычном для фараонов стремлении убедить всех в своем божественном происхождении. Кстати, по количеству гигантских сооружений различного назначения Рамсеса никто не сумел превзойти в истории Древнего Египта.

Правление Рамсеса II длилось более 60 лет. Он стал отцом почти 200 детей (по другим источникам — 90), утвердил в своей империи мир и сделал ее процветающей. Рамсес пережил двенадцать своих наследников. Тринадцатый сын, Меренптах, к моменту смерти отца был уже 60-летним.

Пещерный храм фараона Рамсеса II в Абу-Симбеле относится к числу самых известных памятников древнеегипетской культуры. На широкой террасе у входа в храм появились четыре 20-метровые изваяния сидящего на троне фараона[1]. Между ступнями огромных статуй фараона стоят небольшие, в человеческий рост скульптуры его жены Нефертари. А над входом в храм, в нише, высечен горельеф сокологолового воплощения бога Солнца Гора. У ног Рамсеса — скульптуры членов его многочисленной семьи. Громадные статуи Рамсеса были издалека видны всем плывущим по Нилу. Авторами рельефов Большого храма в Абу-Симбеле были фиванские скульпторы Пиаи, Панефер и Хеви.

Мастерам удалось при громадных масштабах статуй, высеченных из твердого песчаника, сохранить портретное сходство. Поражает и восхищает сама техника изготовления фигур таких размеров. Ведь изготовить их можно было, только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.

Несмотря на то что Большой храм, помимо обожествленного фараона Рамсеса, был посвящен также трем богам, главная идея сооружения — возвеличивание Рамсеса II. Храм расположен таким образом, что первые лучи утреннего солнца падали на четыре высеченные в скале из розового песчаника фигуры и колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссинячерных отбрасываемых ими теней. А два раза в год, 22 февраля и 22 октября, луч солнца проникал через входной портал и освещал коридор длиной 65 метров, ведущий к культовой нише святилища. Ни на секунду не касаясь статуи бога Птаха (во времена Рамсеса Птаха почитали и как владыку подземного царства, где царит тьма), луч на 6 минут задерживался на Амоне и Ра, а затем в течение 12 минут ярко освещал Рамсеса II. Считается, что 22 февраля — день рождения Рамсеса, а 22 октября — день его коронации.

Большой храм состоял из четырех прямоугольных залов. В первый зал впускали всех, во второй — только «благородных», в третий — жрецов. В последний маленький зал входил лишь сам фараон со свитой. Там установлены четыре скульптуры, выполненные по тому же принципу, что и у входа в храм: боги Амон, Ра и Птах с лицами Рамсеса II и сам фараон.

Образ великого фараона господствует в этом храме. Сразу же за дверями, в первом помещении храма, посетителя встречают восемь фигур фараона Рамсеса в облике Осириса, бога производительных сил природы и царя загробного мира. Они стоят по четыре с каждой стороны мощных колонн, поддерживающих потолок. Он покрыт росписями, изображающими небо. В центре помещены парящие коршуны богини царской власти Нехбет, по сторонам от них звезды. Стены внутренних помещений храма покрывают замечательные росписи и раскрашенные рельефы.

Сюжеты рельефов рассказывают о жизни и подвигах Рамсеса II: вот фараон ведет к богам толпы пленников — белокожих ливийцев и темнокожих нубийцев; вот он убивает своих пленников перед лицом богов. Грандиозные картины повествуют о войне Рамсеса II с хеттами. Особенно замечателен рельеф, изображающий сцены битвы при Кадеше: мчащийся на колеснице фараон резким движением натягивает лук, целясь в перепуганных врагов; пастух поспешно угоняет скот, боясь, что он станет добычей египтян: на стенах вражеской крепости кипит бой, со стен валятся поверженные воины.

Ярусом выше находится композиция «Фараон Рамсес предстоит перед богами». Она резко отличается от «Битвы при Кадеше» — здесь все подчинено вечности. Вся композиция полна сложной ритуальной символики, фигуры подчеркнуто торжественны и неподвижны.

Рядом с Большим храмом в скале вырублен храм поменьше. Малый храм Абу-Симбела посвящен богине Хатор. Он намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, выполненных в полный рост. Между статуями фараона Рамсеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари. Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему в лучах солнца создается игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал этой божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари». Внутренние помещения храма богато украшены цветными барельефами.

В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был изображен фараон Рамсес II, находившийся как бы под защитой богини.

С наступлением христианской эры храмы пришли в запустение, их засыпало песками. Лишь в 1813 году на них случайно наткнулся швейцарский путешественник Буркхарт. К началу XX века храмы были полностью очищены. Абу-Симбел, вероятно, самый исследованный памятник Древнего Египта. В конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел оказался на территории будущего водохранилища имени президента Насера. Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создание подводного стеклянного купола над храмом. Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Эта акция под эгидой ЮНЕСКО была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.

Храмы Абу-Симбела аккуратно распилили на две тысячи блоков весом по 20–30 тонн. Чтобы камень не крошился, блоки подвергали специальным инъекциям — для отвердевания (этот метод был заимствован у советских специалистов, строивших Асуанскую плотину). Затем храмы перенесли на новое, более высокое место — сейчас они стоят на 64 метра выше и на 180 метров дальше от берега. Когда оба храма осторожно собрали, их накрыли полым железобетонным колпаком, а сверху насыпали холм. Сейчас почти невозможно разглядеть места соединения блоков. Удалось сохранить и ориентацию храма Рамзеса II: лучи солнца дважды в год падают на его скульптуру, только не один, а несколько дней подряд. 22 сентября 1968 года храмы в Абу-Симбеле вновь были открыты для всеобщего обозрения.

Исследователи, изучая памятник во время этих работ, были поражены огромным комплексом знаний, доступных древним зодчим. Эксперты обнаружили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта — слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, поэтому пласты почти не разрушались. Кроме того, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки: от красного до розового и лилового.

Сегодня спасенный усилиями многих людей от затопления храм Абу-Симбел стал местом культурного паломничества. Абу-Симбел не только чудо древнеегипетского искусства, это и памятник усилиям людей из пятидесяти стран, которые объединились для его спасения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector