3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храмы Рамзеса II АбуСимбел Abu Simbel

Абу-Симбел

Одним их самых узнаваемых во всём мире символов Египта, наряду с пирамидами Гизы и Большим Сфинксом, являются четыре гигантские каменные статуи, восседающие на тронах, прислонившись спиной к скале. Это – колоссы Абу-Симбела.

Что такое Абу-Симбел

Это арабское название носит храмовый комплекс, расположенный в Верхнем Египте в 285 км. к югу от Асуана, у границы с Суданом, в древней Нубии. Первоначально так называлась скала, на которой было помещено барельефное изображение египтянина в традиционном фартуке, напоминавшем арабам совок для измерения объёмов зерна. Абу-Симбел с арабского – «Отец колосьев». Со временем название перешло на всю группу скал с вырубленными в них храмами.

Комплекс Абу-Симбела включает Большой и Малый храмы, возведённые по приказу Рамзеса II после победы над хеттами у Кадеша в 1296 году до н. э. Эту битву фараон считал главным деянием своей жизни и повелел увековечить память о ней во многих своих постройках по всему Египту.

Большой храм был высечен в монолитном утёсе. При входе, выполненном в форме классического пилона, вырублены четыре статуи ростом свыше 20 метров. Это запечатлённые сидящими боги Амон, Ра-Горахти, Птах и сам фараон. Рамзес II считал этих богов своими покровителями. Их именами даже были названы армейские корпуса, действовавшие при Кадеше.

Боги и фараон изображены в царских одеяниях, с двойными коронами Египта. Всем четырём статуям придано портретное сходство с Рамзесом II. При этом сходство поразительное, о чём позволяют судить многочисленные скульптурные изображения фараона, которые отделаны гораздо тщательней и куда меньшего размера. Вообще выверенность всех пропорций монументов удивляет, учитывая их масштаб.

У ног Рамзеса II помещены статуи членов его семьи – матери, супруги Нефертари и нескольких детей, которых всего было не менее двухсот. Высота фасада храма превышает 30 метров.

Храм состоит из 4-х последовательно уменьшающихся в размерах залов и ряда боковых помещений. Первый зал обрамлён четырёхгранными колоннами, в нём установлены изваяния Рамзеса II, изображённого с атрибутами Осириса. Войти сюда мог каждый. Второй зал предназначался лишь для благородного сословия, войти в третий могли только священнослужители, а четвёртый был открыт лишь для самого фараона с семьёй и приближёнными.

Стены залов покрыты фресками и рельефами, изображавшими деяния фараона, а также священными текстами. На потолках находятся изображения солнца, олицетворявшего царскую власть, и кобры, символа справедливости и неотвратимости наказания за проступки.

Малый храм Абу-Симбела

Святилище построено в 100 метрах от Большого храма. Оно предназначалось для почитания богини любви и красоты Хатор (Хатхор). Нет сомнения, что «богоравный» Рамзес II возвёл храм в честь своей старшей и любимой супруги Нефертари. Об этом говорит надпись на одной из колонн, но и без этого свидетельства портретное сходство женских изваяний храма с сохранившимися статуями и изображениями царицы несомненно.

Храм Хатор гораздо скромней Большого. Он включает передний зал-вестибюль и само святилище. В центральной нише размещалась статуя коровы, в виде которой изображалась Хатор. Перед ней Рамзес II приказал поместить своё изображение, подчёркивая свою связь с богиней.

Вдоль фасада размещены шесть огромных статуй. В каждой тройке между двумя изваяниями Рамзеса находится скульптура Нефертари. Ни одна жена фараона за всю историю Египта, кроме неё, не удостаивалась чести быть изображённой на фасаде храма. Остаётся лишь воображать, сколь романтические чувства связывали супружескую пару божественных повелителей Египта.

Волшебный свет Абу-Симбела

Благодаря удивительным по точности расчётам жрецов и строителей Древнего Египта, дважды в год в Большом храме можно наблюдать уникальное явление, увидеть которое съезжаются тысячи туристов.

В дни весеннего и осеннего равноденствия (21 марта и 21 сентября), на которые пришлись соответственно день рождения и день коронации Рамзеса II, в 5 часов 58 минут утра луч солнца пронизывает все четыре зала храма и падает на статую Амона, стоящую в последнем, Малом зале, в 65 метрах от входа. По шесть минут солнце освещает статуи Амона и Ра-Горахти, 12 минут – самого Рамзеса II, после чего опять покидает зал на полгода. Изваяние Птаха луч не задевает – богу подземного мира солнечный свет ни к чему.

Не столь давно говорили и о другой тайне храма. На рассвете в святилище начинали раздаваться стоны, тихий шёпот и плач. После ремонта храма звуки прекратились. Очевидно, причина звуков была та же, что заставляла петь знаменитые колоссы Мемнона – восходящее солнце нагревало воздух и камни, и утренний ветерок в трещинах каменных глыб создавал эффект «эоловой арфы».

Перенос храмов

В 60-е годы XX века шедевры архитекторов и строителей Древнего Египта оказались под угрозой разрушения их далёкими потомками. На Ниле начиналось строительство Асуанской ГЭС, и храмы попадали в зону затопления. Было выдвинуто множество предложений по сохранению памятников древнего зодчества, вплоть до сооружения подводного купола над храмами.

Из всех проектов был выбран, пожалуй, самый невероятный, но он и оказался верным. Было решено разобрать здания на части и перенести их на новый берег Нила. Проект реализовывался силами специалистов 50-ти стран мира. Четыре года храмы распиливали на 1036 блоков весом до 30 тонн, которые перевозились к месту будущего монтажа в 65 метрах выше по течению и в 200 метрах дальше от берега. Там глыбы пробуривали и заполняли отверстия вязкой смесью для увеличения прочности камня.

После завершения подготовительных операций каменные фрагменты были вновь собраны в полном соответствии со своим оригинальным местоположением. Храмы были воссозданы до малейших деталей. Даже отломившаяся голова одного из колоссов лежит по отношению к своему «хозяину» так же, как до перемещения. Здания накрыты железобетонным куполом, засыпанным обломками скал, и создаётся впечатление, что храмы стояли здесь всегда.

Операция по переносу храмов дала возможность изучить строительные технологии египтян. Как выяснилось, фасады храмов были расположены точно вдоль трещин в скальном основании, что придавало строениям устойчивость. Это свидетельствует о глубоких познаниях древнеегипетских зодчих.

Перенос храмов Абу-Симбела, завершившийся в 1968 году, стал одной из величайших инженерных операций века. Работы обошлись в 42 млн. долларов (сейчас это составляет ок. 1,5 млрд. долларов США).

Однако, глядя на невозмутимо восседающих у входа в храм колоссов Абу-Симбела, начинаешь понимать – сохранение памяти человечества стоит любых затраченных сил и средств.

Абу-Симбел

Абу-Симбел (в другой транскрипции Абу-Симбиль) — скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма во время правления Рамзеса II (прибл. 1298—1213 до н. э.). Находится в Нубии, в 280 км южнее Асуана.

Абу-Симбел Храм Рамзеса II только по случайности не был отнесен к официальным чудесам света. Высеченный в скале недалеко от нубийского селения, он был засыпан песками Сахары через несколько веков после сооружения.

В 1813 году швейцарский ученый И.Л. Буркхардт знакомился с пещерным храмом Хатор, построенным в честь древнеегипетской богини любви, танцев и застольных пиршеств.

Во время исследований были обнаружены видневшиеся из песка три головных убора каких-то гигантских фигур. В Каире Буркхардт сообщил о своем открытии, и по его следам сразу же отправилось несколько экспедиций. Но местные шейхи были категорически «против» намерений чужеземцев обследовать сооружения, и рабочую силу расчистки песка на месте найти было невозможно.

На следующий год в этих краях появился известный итальянский авантюрист и искатель кладов Д.Б. Бельцони. Правда, знаменитый археолог Говард Картер, откопавший гробницу Тутанхамона, называл его «одним из самых замечательных деятелей во всей истории египтологии».

Отпрыск древнего римского рода, родившийся в Падуе в 1788 году и проведший юность в Риме, Бельцони действительно был человеком незаурядным. В «вечном городе» он собирался стать монахом, но армии Наполеона вторглись в Италию, и Бельцони, замешанный какие-то политические интриги против французов (некоторые источники утверждают, что против самого Бонапарта), вынужден бы покинуть родину.

Какое-то время он выступал в лондонском цирке, потом был представителем Ост-Индской компании в Мокко, позднее перебрался на Мальту, а в 1815 году он оказался в Каире. Бельцони получил разрешение заниматься раскопками для Британского музея, и его экспедиция работала от зари и до зари.

Много храмов было в Древнем Египте, но храмы времен Рамзеса II были, несомненно, самыми величественными из всех существовавших до них. И так же как пирамиды Древнего царства, они навеки прославили египетское зодчество. Когда Бельцони и его спутники проникли в огромное полузасыпанное помещение, они обнаружили подземный комплекс в монолитной скале. В дневнике Бельцони записывал:

«Мы вошли в самый обширный и самый красивый склеп в Нубии. Наше удивление возросло еще более, когда выяснилось, что это не только очень большой, но и великолепно разукрашенный храм — с барельефами, росписями и статуями.».

Бельцони сам простукивал все стены, но лично для себя ценного ничего не нашел: храм давным-давно разграбили до него.

Через три года новая экспедиция, которая очистила от песка ближайшую к реке статую, обнаружила на постаменте надпись на греческом языке (VI век до н. э.). По мере освобождения храма от песка появлялись новые надписи — сведения о времени постройки храма и строителях. Всего были найдены останки четырех статуй. Место для храма древние архитекторы выбрали очень удачно. Сооружение было воздвигнуто на восточной оконечности мощного скального выступа и было ориентировано так, чтобы в день рождения фараона (и в день его восшествия на престол) первый луч утреннего солнца падал на урей короны, венчавшей статую правителя. Памятник высечен в скале, но поражает своими безупречными формами и пропорциями.

У входа в Большой храм Абу-Симбела восседают на троне четыре изваяния фараона — по два с каждой стороны. Они размешены на фасаде шириной более 60 метров. Каждая статуя высотой 20 метров, вес каждой — 1200 тонн. Все четыре повторены без единой ошибки, их соответствие друг другу вызывает немое изумление. А ведь расстояние от одного уха статуи до другого — более четырех метров. Некогда каждый день на заре один из каменных гигантов издавал своеобразные звуки.

Некоторые античные авторы описывали их как утреннее пение, другие — как рыдание.

В поэтических легендах колоссы — это изображение древнегреческого героя Мемнона, убитого в Троянской войне. Согласно легенде, мать героя — богиня утренней зари Аврора — каждое утро оплакивает гибель своего сына.

Причина такого «пения» долгое время оставалась неясной. Греческий географ Страбон, посетивший Египет в свите римского префекта Элия Галла, услыхав «пение» статуи, усомнился в том, что это она издавала подобные звуки. Он даже заподозрил обман.

Но все-таки тайну «озвученной» статуи удалось раскрыть. Стонущие звуки возникали потому, что после холодной ночи с быстрым в Египте восходом солнца резко повышается температура, в результате чего внезапно расширяются треснувшие камни.

От этого возникают звуки, напоминающие звуки свирели. Подобное «пение» камней неоднократно наблюдали и в других храмах Древнего Египта. В III веке при императоре Септилиане Севере статуя была исправлена и навсегда умолкла.

У ног этих совершенно одинаковых колоссов — скульптуры членов многочисленной семьи фараона, у которого было 111 сыновей и 67 дочерей.

В Большом зале перед посетителями предстают 10-метровые статуи, стоящие в два ряда — лицом к лицу. Их восемь. Статуи прислонены к колоннам и повторяют тот же облик фараона, что и наружные колоссы.

Они так схожи, что остается только поражаться мастерству древних ваятелей, сооружавших этих гигантов 3000 лет назад при свете примитивных факелов и лампад.

Стены Большого зала (а он очень высок) покрыты рельефами и текстами, восхваляющими фараона. В боковых камерах-кладовых сохранились каменные скамьи-ларцы для различной утвари, в залах перед кладовыми — жертвенные столы.

В святилище слева направо восседают четыре скульптуры: это бог Птах (покровитель искусства и ремесел), бог Амон (главный и могущественнейший из богов и бог ветра), Ра (бог восходящего солнца) и сам Рамзес II (на правах бога). Сюда два раза в году в определенные дни (20 октября — в день рождения фараона и 20 февраля — в день его восшествия на престол) проникал луч солнца и освещал лицо фараона. Тогда вспыхивали глаза фараона, инкрустированные рубинами. Луч солнца выхватывал из полутьмы еще две статуи — богов Амона и Ра. А вот бог Птах — бог потустороннего мира — оставался в тени. «Оптическое чудо» поражало не только современников Рамзеса II, но высоко ценится и искушенными иллюзионистами нашего времени.

Дважды в год Рамзес «показывался» народу в храме. Это происходило после торжественного ночного богослужения в таинственном зале, где редкие светильники освещали колонны, скульптуры и неподвижные фигуры жрецов в белых одеждах.

Когда коленопреклоненные люди были уже взвинчены религиозными песнопениями и напряженным ожиданием чуда, в точно определенный момент церемонии верховный жрец произносил священные слова, заклиная солнце явиться во тьме. И тут же косой луч солнца прорезал полутьму зала, ярко высвечивая в глубине святилища фигуру солнечного бога — Рамзеса II. Это был гениальный инженерный расчет древних строителей.

Потолок святилища украшен орнаментом — пылающие диски солнца с двумя смертоносными кобрами. Это символ неотвратимой кары фараона для всех провинившихся. Ниже — перья из крыльев богини Маат (богини правды и порядка), они означают, что кара фараона заслуженна.

Все олицетворяет силу и мощь бывшей империи фараона, который покорил 11 царств. Рамзес II правил страной до глубокой старости, умер в 89 лет, вел долгие войны на юге Египта — в Эфиопии, Нубии и других районах своего обширного царства, где непрерывно вспыхивали волнения против его деспотизма. Особенно часто тревожила фараона Нубия, не желавшая подчиняться египтянам, почти ежегодно туда посылались войска для усмирения.

Возвращаясь после походов с трофеями и рабами, эти войска обычно останавливались в пещерном храме Хатор, где воины молились могущественной богине, их хранительнице и попечительнице лучших человеческих качеств. И тогда у фараона возникла мысль использовать этот храм для возвеличивания своей супруги Нефертити, старшей и любимой жены.

О ее красоте ходили легенды, и, конечно, это обстоятельство способствовало укреплению авторитета и самого фараона. Если он сам объявил себя при жизни богом, то почему его жена не могла стать богиней? Ведь ее почитали даже за пределами царства.

Храм богини Хатор подвергли реконструкции, чтобы превратить его в храм Нефертити. Старые изображения срубили, а вместо них возникли нежные силуэты и прекрасные изваяния «божественной» Нефертити.


Бюст царицы Нефертити. Берлинский музей.

Фасад храма оформлен шестью глубокими нишами, над которыми нависает мощный козырек. В простенках ниш на камне высечены хвалебные тексты. Из ниш по обе стороны от центрального входа выступают шесть фигур богов. Их размеры огромны, а сами они величественны: два божества женские — богиня Хатор и богиня Исида (богиня небес и земли), четыре мужские — бог Птах, бог Амон-Ра, «бог» Рамзес II в качестве фараона Верхнего Египта и «бог» Рамзес II как фараон обоих Египтов — Верхнего и Нижнего. Женские богини имеют облик Нефертити, боги мужские — облик Рамзеса II. Динамизм фигур просто потрясает: кажется, что вот-вот боги выйдут из скалы..

Сам фараон изображен благородным, сильным и стройным, несмотря на то, что в те годы ему было за 80. Изображениям Нефертити придано неуловимо ласковое выражение.

Когда начали строить Асуанскую плотину, было известно, что озеро Насер разольется в стороны от главного русла на 11 километров, глубина в некоторых местах будет до 100 метров. Оно затопит многие населенные пункты, а также ряд памятников Верхнего Египта и Нубии.

Деревни и поселки вместе с жителями переселили в безопасные места. А памятники?

На спасение храмов Абу-Симбела у египетского правительства не хватало денег, и оно обратилось за помощью к мировому сообществу. На этот призыв откликнулось более 50 стран. Французы предложили вокруг храмов соорудить песчаную дамбу, но уверенности, что через нее не просочится вода, не было.

Итальянцы предложили вырезать из скалы оба храма и поднять их домкратами, но нужны были механизмы, способные поднять груз весом от 30 до 60 тысяч тонн. Из Польши и Англии поступило предложение: храмы оставить под водой, но покрыть их железобетонными колпаками или прозрачной пленкой.

Все проекты были заманчивы, но дорогостоящи. В итоге приняли план шведов: распилить храмы на блоки, перенести на безопасное место и снова собрать. В работах, которые начались в 1964 году и продолжались 4 года, участвовали египетские специалисты и эксперты ЮНЕСКО. Статуи и другие детали храма разрезали на куски, тщательно нумеровали, покрывали специальным составом и по подвесной дороге или трайлерами перевозили на заранее подготовленную площадку. Пилили днем и ночью, а чтобы фигуры, сделанные из песчаника, не рассыпались, вводили препараты для мгновенного отвердения. Над Нилом соорудили искусственный холм (диаметром — 58 метров, высотой — 30 метров), внутри него; разместили все помещения Большого храма. Место разрезов заделали так, что придраться было просто не к чему. Рядом насыпали гору поменьше и перенесли туда покои прекрасной Нефертити.


Модель иллюстрирующая старое и новое местоположение храмов и уровень воды.

Общая площадь нового комплекса составляет два квадратных километра. Все, до последней мелочи, было водружено на место. Надежность нового сооружения не вызывает никаких сомнений.

Солнечные лучи продолжают освещать статую фараона, которая по-прежнему находится в глубине храма, но теперь они проникают сюда с 3 по 27 октября и, конечно, в феврале.

Храм Абу-Симбел — символ Египта

В глубине нубийской пустыни, на берегу озера Насер стоят, вырубленные в скале, величественные храмы Абу-Симбела — свидетельства победы фараона Рамзеса II над хеттами и его необыкновенной любви к своей единственной жене — красавице Нефертари.

Два раза в год, 21 марта (в день рождения фараона) и 21 сентября (в день его коронации), в 5 часов 58 минут луч восходящего солнца пересекает линию, находящуюся в 65 м от входа в храм, проникает сквозь все комнаты храма и освещает левое плечо Амон-Ра и Рамзеса II.

На несколько минут луч света задерживается на лице Рамзеса II, и фараон, по признанию туристов, начинает “улыбаться”. Потом луч перемещается и освещает Хармакиса, а через 20 минут свет исчезает. Примечателен тот факт, что свет никогда не попадает на Птаха. Ведь Птах — владыка подземного мира и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.

По значимости Абу-Симбел соперничает с Александрийским маяком.

В эти дни у храма Абу-Симбел собирается до 5 тысяч человек, чтобы собственными глазами увидеть удивительный оптический эффект, полученный в результате точнейших расчётов древнеегипетских звездочётов и жрецов, спроектировавших 33 века тому назад храм таким образом, что луч солнца светит точно в глаз фараону. Остальное время года фараон “прячется” от мирской суеты в тёмном храме, вход в который охраняют четыре 20-метровые каменные фигуры — боги Амон, Ра, Птах и сам Рамзес.

Храмы Абу-Симбел уступают пирамидам по древности, но по интересу со стороны туристов — нисколько. Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный самому фараону Рамзесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамзеса II Нефертари-Меренмут. Примечательно, что лица статуй богов копируют изображения лиц царственной семьи.

Несмотря на то, что Большой храм, помимо обожествленного фараона Рамзеса, был посвящен еще трем богам, вся идея сооружения — возвеличивание Рамзеса II. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона — только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамзеса II.

Мастерам удалось при этих масштабах статуй сидящего фараона, высеченных из твердого песчаника, сохранить портретное сходство. Поражает и восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было, только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.

Громадные статуи Рамзеса II были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных отбрасываемых ими теней.

Рамзес, постоянно заботясь о собственном прославлении, приказал построить рядом со своим шедевром храм, гораздо меньших размеров (длиной не более 10 м), посвященный его жене Нефертари: в Египте ни одна супруга фараона никогда не была изображена на фасаде храма, только жена Рамзеса II удостоилась этой чести.

Малый храм Абу-Симбела находится в сотне метров к северу от большого и посвящен богине Неба Хатор, которая изображалась в виде женщины с головой коровы. Он намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, выполненных в полный рост. Между статуями фараона Рамзеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут.

Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему в лучах солнца создается игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: “Рамзес, сильный правдой, любимец Амона, создал этой божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари”. В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был изображен фараон Рамзес II, находившийся как бы под защитой богини.

Абу-Симбел и его переезд

Абу-Симбел, фото которого здесь представлены, вероятно, самый исследованный памятник Древнего Египта. Дело в том, что в конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел оказался на территории будущего водохранилища, и ему грозило полное затопление. Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создание подводного стеклянного купола над храмом.

Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Спасение Абу-Симбела — самый дорогой проект ЮНЕСКО. Эта беспримерная акция была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.

Храмы были распилены на 1036 блоков, каждый весом от 5 до 20 тонн, пронумерованы, перевезены и собраны на новом месте на 90 м выше прежнего уровня. Также сюда перевезли 1112 блоков, вырезанных из скал, окружавших храмы. В блоки, просверлив отверстия, закачали смолистый состав для укрепления структуры камня. Храмы накрыли полым железобетонным колпаком, а сверху насыпали холм. Сделано это так искусно, что кажется — храмы были здесь всегда. Операция по перемещению храмов длилась 3 года (с 1965 по 68 гг.) и обошлась в 42 млн. долларов.

Исследователи, изучая памятник во время этих работ, были поражены огромным объемом знаний, которые использовали древнеегипетские мастера для создания столь грандиозного сооружения.

Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта — слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки.

Большой храм Абу-Симбел после передвижки на новое место был воспроизведен с точностью до малейших деталей. Отколовшаяся и упавшая когда-то голова одной из статуй лежит там же, где она лежала и раньше. При переносе храмов пещеры не вырубали заново. Их стены были перенесены на новое место, накрыты прочным железобетонным сводом и засыпаны сверху камнем, имитирующим скалы, в которых некогда были вырублены храмы.

Абу-Симбел – память о военных победах и большой любви

Египет одна из немногих стран мира, где сохранились памятники древних цивилизаций. Абу-Симбел по значимости не уступает Пирамидам и Сфинксу. Два храма, вырубленных в скале, напоминают потомкам о фараоне Рамзесе II, его победе над хеттами и любви к царице Нефертити.

Абу-Симбел много столетий был погребен под песками пустыни и только в XIX веке его обнаружили. Фото четырех колоссов перед входом в храм размещены на всех туристических проспектах Египта. Храмы находятся довольно далеко от основных туристических мест, но это не останавливает любителей древней архитектуры и истории. Туристы отправляются в 2-х дневное путешествие, чтобы увидеть это чудо. Краткое описание храмов можно прочитать ниже.

Где находится Абу-Симбел

Храмы расположены в поселении Абу-Симбел, на берегу озера Насера. Недалеко от границы Египта и Судана.

Расстояние до ближайшего города Асуан 280 км, до Каира около 850 км.

Как добраться:

Проще всего посетить храмовый комплекс в составе туристической группы. Есть экскурсии с осмотром Асуана и Абу-Симбела. Поездка из Асуана рассчитана на целый день. Из города туристы едут на автобусах, их сопровождает охрана. Такие меры предосторожности вполне оправданы, так как на транспорт без охраны могут совершить нападение. Это еще одна причина, чтобы воздержаться от самостоятельной поездки.

На любом популярном курорте Египта можно купить одну из экскурсий – Асуан, Абу-Симбел или Луксор, Асуан, Абу-Симбел.

Есть авиаперелеты из Хургады в Асуан. Изредка попадаются туры с перелетом в Абу-Симбел, там есть аэропорт. Но почему-то их предлагают очень редко.

Самый комфортный и интересный вариант посещения, по отзывам туристов, круиз по Нилу. Во-первых, путешествие проходит в комфортных условиях. Во вторых есть возможность осмотреть множество других достопримечательностей: Каир, пирамиды, колоссы Мемнона, Долину Царей и многое другое. За одну поездку туристы знакомятся со всеми значимыми достопримечательностями.

Полезное для туриста:

История создания Абу-Симбел

Храмы были построены во времена Рамзеса II, самого великого правителя XIX династии. Этот фараон правил Египтом 64 года. Умер правитель в 89 лет, что по тем временам было просто невероятно. Он известен как завоеватель и просветитель. Во время его правления было построено множество сооружений, некоторые сохранились до наших дней.

Рамзес II позаботился о том, чтобы потомки не забыли его имя. По его повелению был построен храм в скале. Время строительства сооружения 1244 г. до нашей эры. Храм должен был увековечить военные победы фараона. Очень необычно, что второй, Малый храм посвящен жене фараона Нефертати. Женщин подобным вниманием не баловали. Жен фараона обычно изображали у ног правителя или рядом. Их изображения были намного меньше, чем фигуры царей. Это может говорить только об одном, что эта женщина значила для великого правителя очень много.

Храм вырублен в 100-метровой скале, которая состоит из песчаника. Это монументальное сооружение построено с применением ручного труда. Обычно для подобных работ привлекали пленных и рабов. Ученые утверждают, что строительство Абу-Симбел длилось 20 лет.

Несколько столетий, после строительства храмовый комплекс стоял как символ могущества и предостережения врагам. Примерно в VI столетии до н.э. храм Рамзеса был засыпан песком.

После тысячелетнего забвения

Неизвестно, смогли бы мы сегодня любоваться этими величественными сооружениями, если бы не случайность. Обнаружил храм востоковед из Швейцарии Буркхардт в 1813 г. Он во время посещения храма Хатор наткнулся на каменные головные уборы огромных изваяний, все остальное было засыпано песком. Нельзя было понять сидят каменные фигуры или стоят. Вернувшись в Каир, Буркхардт рассказал о своей находке и предположил, что храм Хатор только часть какого-то сооружения.

В 1815 г. англичанин У. Д. Бэнкс сумел попасть в Малый храм. Для проникновения в Большой храм требовалось проделать большие работы, так как он полностью был скрыт под толщей песка. Виднелась только часть одного из колоссов.
Попасть в храм Рамзеса удалось только в 1817 г. Джованни Бельцони. Его экспедиция не расчищала сооружение, итальянец попал внутрь через отверстие верхней части портала.

В 1819 г. другая экспедиция очистила от песка одного колосса полностью, второго частично. Наконец-то стало понятно, что огромные изваяния сидят. О найденных статуях заговорил весь мир. На берег озера Насер устремились путешественники, историки, искатели приключений и просто любопытные.

Полностью от песка храмы Абу-Симбел были очищены в 1910 г. архитектором А. Барсанти. Весь мир смог увидеть этот памятник древнеегипетской архитектуры и оценить мастерство его создателей.

Архитектура храмов

Тысячи лет сооружения были под песком, можно сказать, что они были законсервированы. Сохранились храмы хорошо. Особенно поражают посетителей четыре колосса, изображающие Рамзеса, у входа. Сидящие гиганты, по данным Википедии, их высота 21 м, как бы охраняют храм.

Каждое изваяние изображает фараона, сидящего на троне. У ног статуй размещены фигуры меньшего размера. Они изображают членов царской семьи.

До пояса статуи обнажены, ноги стоят на земле. Лица колоссов спокойные, даже отрешенные.

Храм Рамзеса

Фасад высечен в скале, его размеры: высота 30 м, ширина 38 м. Внутреннее помещение находится в скальном массиве. Над фасадом установлены скульптуры 22-х сидящих обезьян, их высота 2,5 м.

Зайдя в храм, посетители попадают в большой зал (18 м х 17м), где установлены восемь семиметровых статуй. Они стоят лицом друг к другу в два ряда. Изваяния изображают Рамзеса и богов – Птаха, Ра-Гора, Амон-Ра. Причем фараон изображен как равный среди богов.

Стены и потолок сооружения покрыт рисунками с религиозными и военными сценами. Далее еще 3 помещения. Один из этих залов могли посещать люди благородные, второй жрецы, третий фараон и его приближенные. Еще несколько помещений использовались для хранения даров, которые верующие приносили в святилище.

Храм Нефертати

Это сооружение меньше по размеру и выглядит менее величественно. Храм построен в честь богини Хатор и жены Рамзеса Нефертати. В храме размещены 6 статуй, их высота 20 м. Они изображают царя и царицу. На одной колонне есть высеченная надпись «Рамзес, любимец Амона, создал для возлюбленной Нефертати это божественное жилище».

В храме есть святилище и зал с колоннами. Росписи на колоннах рассказывают о жизни царственных супругов. Цветные барельефы украшают помещения Малого храма.

Перенос храмового комплекса

В 50-х годах XX столетия на Ниле решили построить гидроэлектростанцию. Это был очень важный для развития Египта проект, но после возведения плотины воды озера Насер затопили бы Абу-Симбел. Рассматривали разные варианты спасения храмового комплекса. Были предложения накрыть его куполом, только желающим увидеть храмы, пришлось бы нырять с аквалангом.

Остановились на проекте шведских специалистов. Вариант был самый простой и одновременно трудоемкий. Храм решили разделить на блоки и перенести в другое место. Эти работы велись 4 года, в них принимали участия специалисты из многих стран. Абу-Симбел, в прямом смысле, спасали всем миром.

Храмовый комплекс распилили на более чем 1000 частей. Вес блоков был от 5 до 30 т, каждая часть была пронумерована. Храм перенесли выше того места, где он находился раньше, для этого пришлось возвести искусственную скалу. На новом месте сооружение собрали в точности таким, каким оно было раньше. Даже отбитую голову одного из колоссов, положили у ног статуи. Именно так она и лежала до переноса.

Древнеегипетские строители установили статуи в храме таким образом, что два раза в год – 22 октября и 22 февраля, в 6 часов утра солнце на несколько минут проникает во внутреннее помещение и освещает изваяние фараона и богов. В темноте остается только Птах – бог подземного царства. При переносе эту особенность сохранили. Как и 3 000 лет назад, дважды в год солнечные лучи по-прежнему освещают статуи. В эти дни местные жители устраивают праздник для себя и туристов.

Сегодня храмовый комплекс стоит на 180 метров дальше и на 64 метра выше от места первоначального строительства.

Интересные факты

  • Храм возвели, чтобы побежденный народ Нубии помнил о силе и величии фараона. Этому способствовали размеры сооружения и красный окрас колоссов. Красными статуи выглядели на рассвете, из-за использования при скреплении слоев песчаника окиси железа.
  • До того как в храме провели реставрацию, наблюдали странное, почти мистическое явление – статуи пели. По местной легенде – это плач богинь, оплакивающих своих сыновей. Прагматичные ученые дали свое объяснение этим странным звукам. В камнях были трещины, после восхода солнца температура воздуха повышается и трещины расширяются. Именно из-за этого и возникали звуки, которые напоминали кому-то плач, а кому-то пение. Звуки исчезли после того, как были заделаны все трещины.
  • Местные жители уверены, что нельзя было переносить храм, и связывают все неприятности в Египте с тем, что потревожили фараона и богов.
  • Тело Рамзеса II было перезахоронено в древности 4 раза из-за расхитителей могил.
  • Рамзес отличался от своих современников не только продолжительностью жизни (89 лет), но и ростом. Рост египтян в то время в среднем не превышал 160 см, тогда как фараон был 180 см.
  • В 1974 году возникла необходимость провести реставрацию мумии Рамзеса II. Для этого ее надо было вывезти во Францию. Чтобы соблюсти все таможенные формальности на мумию оформили паспорт гражданина Египта. Графу, где указывается род занятий, тоже заполнили, там написали «Король (скончавшийся)».

Цены на билеты

Вариантов экскурсий в Абу-Симбел множество, цены тоже могут существенно отличаться. Не стоит забывать, что в восточных странах принято торговаться. Так что если вы покупаете тур в Египте, то торгуйтесь смело.

  • Автобусная поездка Луксор – Асуан – Абу-Симбел – 180 дол. 2 дня с ночлегом в Асуане.
  • Круиз по Нилу из Хургады – стоимость зависит от количества дней, комфортности судна. Например, 260 долларов будет стоить поездка на корабле 5 звезд, с 3-х разовым питанием, входными билетами, 4 дня.

Цены указаны на 1 человека.

Свето-музыкальное шоу в Абу-Симбел – 6 долларов, дети 3 доллара. Представление проходит вечером.

Храмовый комплекс Абу-Симбел, возраст которого 3 000 лет, привлекает туристов со всей планеты. Несмотря на то, что храмы находятся в стороне от основных туристических маршрутов, количество желающих увидеть это масштабное сооружение увеличивается каждый год.

Абу-Симбел — пещерный храм Рамсеса II и его супруги Нефертари

Адрес: Египет
Дата возведения: 1298-1213 до н. э.
Координаты: 22°20’12.7″N 31°37’32.9″E

История, описание

На западном берегу Нила, в 280 км от г. Асуан находится деревушка Абу-Симбел, известная на весь мир двумя скальными храмами. Большой храм, открытый востоковедом И.Л. Буркхардтом в 1812 году, был построен в ознаменование победы Рамсеса II над хеттами.

Вид на храмы Абу-Симбел с высоты птичьего полёта

Святилище носит тронное имя фараона — «Усер-маат-Ра», что в переводе означает «Могущественный правдой Ра, избранник Ра». Над входом в храм высечено изображение бога Амона-Ра в виде человека с головой сокола. В правой руке он держит знак «усер» («мощь»), а в левой — перо богини Маат, олицетворяющее справедливость.

Фасад храма обрамляют четыре огромные статуи, одна из которых увековечивает самого фараона, с улыбкой смотрящего в пустыню, а три другие покровительствующих ему богов — Амона-Ра, Ра-Хорахти и Птахи. 20-метровые каменные изваяния полностью вырублены в толще скалы. У ног колоссов размещены многочисленные меньшие фигуры, изображающие членов семьи и детей Рамсеса II, которых у него было около 200. Внутри храм состоит из четырёх последовательно уменьшающихся залов.

Общий вид на храмы

Зал, предшествующий самому сакральному месту — святилищу — предваряет коридор с колоннами. Они выполнены в виде стоящих фигур Осириса, однако лицу бога приданы черты Рамсеса II. Первый зал был доступен для всех, второй — только для вельмож, а третий — для жрецов. В последний зал мог входить только сам фараон с придворными. Стены святилища богато украшены цветными барельефами, иллюстрирующими воинские подвиги фараона в победоносных сражениях с хеттами и ливийцами.

Храм Рамзеса II посвящён богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху

На рельефах изображены эпизоды пеших и колесничных боёв, а также ручной лев Рамсеса II, который ездил с повелителем на боевой колеснице и даже участвовал в битвах, нападая на врагов. В самой потаённой части храма установлены скульптуры тех же богов, что и на фасаде: обожествлённый египетский царь и «триада» — Птах, Амон-Ра, Ра-Хорахти.

Храм Рамсеса II построен таким образом, что дважды в год, в дни рождения и коронации фараона (22 февраля и 20 октября), на восходе солнца солнечные лучи освещают все три статуи святилища, кроме Птаха. Являясь подземным божеством, он должен оставаться в тени.

Храм Нефертари посвящён богине Хатхор

Малый храм «великой супруги царской»

Малый храм фараон приказал высечь «из тонкого и твёрдого белого камня для Нефертари Мери-эн-мут («Самой прекрасной в мире»). Святилище посвящёно богине женственности и красоты — Хатхор, но ей приданы черты лица Нефертари — супруги Рамсеса II. У фасада храма стоят шесть десятиметровых статуй, изображающих Рамсеса II и его жену, а у ног фараоновой четы помещены изваяния их детей. На одном из рельефов запечатлена коронация Нефертари: богини Хатхор и Исида возлагают на голову царицы убор священной звезды Сириус. На многих скульптурных композициях присутствует образ обожествлённого Рамсеса II с небольшим бараньим рогом, обрамляющим ухо, что считается признаком божественности. Стены расписаны храмовыми картинами подношения даров.

Фрагмент статуй храма Рамзеса II

Спасение памятников Абу-Симбела

В 1960-х годах строительство Асуанской плотины поставило храмы Абу-Симбела под угрозу затопления. Силами международной компании, возглавляемой ЮНЕСКО, храмы аккуратно распилили на 1036 блоков (весом от 5 до 30 тонн) и вновь смонтировали на более высоком месте, в 180 метрах от берега. Также сюда перевезли 1112 известняковых плит, вырезанных из скал, окружавших храмы.

Фрагмент статуй Храм Нефертари

Светозвуковое шоу в Абу-Симбеле

С 2000 года в скальном комплексе Абу-Симбел регулярно проводится представление «Звук и свет». Оно озвучивается на одном из восьми языков, в зависимости от того, какой язык предпочитает большая часть публики. Остальным зрителям выдают радионаушники, и каждый может выбрать один из языков, в том числе и русский.

Рамсес II Великий. Абу-Симбел.

Жизнь Древнего Египта давно стала частью современной мифологии. Колоссальные монументы, великолепные скульптуры… древность, глядя на которую по-иному воспринимаешь время… Древний Египет как будто идеальный мир, которым правили фараоны, наделенные божественной природой. Опираясь на жрецов, фараоны обладали неограниченной властью над страной, простирающейся от Верхнего Египта до дельты Нила.

Рамсес II Великий — третий фараон XIX династии, сын фараона Сети I и его супруги Туйи, правил 67 лет, из которых половину воевал. Эпоха величайшего из фараонов — Рамзеса II Великого была эпохой небывалого расцвете Египта. Рамсес, проживший 92 года, совершил поход против могущественных в то время хеттов и прославился в великой битве на колесницах при Кадеше, в которой участвовали дрессированные львы. При Рамсесе II Египет достиг своих максимальных границ. Самый древний из мирных договоров, сохранившихся в истории — высеченный на камне текст договора Рамсеса II с царём хеттов Хаттусили III. Текст договора с хеттами был написан не серебряных пластинах и выгравирован на камне в храмах Египта: в святилище Ра в Гелиополисе, в Карнаке, Абу-Симбел.

От севера до юга, от Дельты до Нубии, египтяне узнали, что они навсегда будут жить в мире с хеттами под взглядами богов.

«Пусть тысячи божеств из богов и богинь хеттов и Египта будут свидетелями этого договора, который заключает император хеттов и Фараон Египта. Свидетелями являются солнце, луна, боги и богини неба и земли, гор и рек, моря, ветров и облаков.

Эти тысячи божеств сокрушат дом, страны и подданных того, кто не будет подчиняться договору. В отношении же того, кто будет следовать ему, божества станут действовать так, чтобы он был процветающим и жил счастливо в своих домах, со своими детьми и подданными».

В тексте под названием «Поэма Пентаура» (по имени писца записавшего его на папирусе) имеется описание одной из побед Рамзеса II в битве при Кадеше. Поэма также высечена на стенах храмов в Карнаке, Луксоре, Рамессеуме и Абу-Симбеле. Обилие копий, особенно в настенном варианте, свидетельствует о грандиозности события, и не только в одержанной победе над врагами, а в том, как именно эта победа была одержана. В тексте говорится, что фараон сумел в одиночку победить тысячи врагов. Сделал он это с помощью оружия, которое «получил от бога Амона». В описании этого оружия некоторые исследователи усматривают сходство с неким лучевым оружием типа лазера.

«Он идет во главе войск своих и обрушивается на полчища вражеские, веря сердцем в победу свою, смел и доблестен он пред лицом врага, а в час битвы подобен пламени пожирающему. Стоек сердцем он, словно бык, и с презрением взирает на объединившиеся против него страны. Тысяча мужей не может устоять перед ним, сотни тысяч лишаются силы при виде его; вселяет он страх грозным рыком своим в сердца народов всех стран…»

Согласно древним рукописям Рамзес II получил от богов дар в виде жезла, извергающего священные лучи, с помощью которых он разбил своих врагов: «Священный жезл, дарованный богами, был проводником его в великих деяниях. Начертанием чародейского знака, в воздухе или на земле, жезл мог сотворить разные дива…» Возможно, это был неизменный атрибут Тота — Жезл, являющийся источником магических сил.

Я в Абу-Симбел. 30 октября 2014

В период длительного правления Рамзеса II — в эпоху высочайшего расцвета египетской цивилизации, было создано огромное количество храмовых комплексов и монументальных произведений искусства, завершено строительство храмов в Фивах, Карнаке, Абидосе, построены грандиозные скальные храмы Нубии в Абу-Симбеле.

Большой скальный храм Абу-Симбел с гигантскими статуями Рамсеса II – самый уникальный из всех скальных храмов Нильской долины, как в Египте, так и в Нубии. Джованни Бельцони, первым производивший раскопки, сравнил размеры храма с гробницей Сети I в Долине царей. Скала вырублена в высоту на 33 метра, в ширину на 38 метров и на 63 метра в глубину. Холм состоит из песчаника, и его внутреннее устройство предполагает, что строители воспользовались естественной пещерой. За много веков до того, как Рамсес II выбрал это место для строительства храма, оно уже считалось святым, поскольку в надписях в Абу-Симбеле называлось «Холмом Возлияний». Подобно многим нубийским храмам, Абу-Симбел посвящен божествам трех главных городов Египта: фиванскому Амону-Ра, гелиопольскому Ра-Хорахте и мемфисскому Птаху. По степени божественности к ним приравнен и Рамсес II.

Ось храма идет прямо с востока на запад, вход находится на востоке, чтобы лучи восходящего Солнца пронизывали все внутренние помещения храма и озаряли божественные статуи в самой глубине святилища. Вейгалл писал: «Весь храм задуман ради одного часа на восходе. Те, кто посетят его на рассвете и войдут в вестибюль, будут изумлены при виде невыразимого великолепия того мига, когда Солнце поднимается над холмами и темные залы внезапно превращаются в ярко освещенный храм».

Знаменитые на весь мир колоссы Абу-Симбел, по две с каждой стороны от входа, высотой 20 метров, изображают сидящего Рамсеса II. Это самые большие колоссы, которые когда-либо видел мир. Передать истинное впечатление от красоты и величия этих огромных колоссов невозможно… их надо увидеть.

По обеим сторонам колоссов и между ними находятся статуи первой супруги Рамсеса II Нефертари, его матери царицы Туйи и нескольких его детей. Внутри храма расположены четыре последовательно уменьшающихся зала, в самом дальнем из которых, куда при жизни мог входить только сам фараон, находятся четыре статуи: триада богов, покровительствовавших войскам фараона Амон-Ра, Ра-Хорахте и Птах, а также статуя Рамсеса II. Поражает аллея квадратных колонн с осирическими статуями, достигающими потолка, которые являются скульптурными изображениями Рамсеса II. Стены внутренних залов покрыты рельефами, сохранившими до сих пор яркость красок.

Впечатляет Малый храм Абу-Симбел, посвященный богине Хатор и обожествленной царице Нефертари. У входа в храм находятся шесть статуй-колоссов, две из трех с каждой из сторон изображают Рамсеса II, третья – фигура царицы, установленная между статуями мужа. Изваяния стоят в нишах, высеченных в скале, плоскость скалы, находящаяся между нишами, покрыта надписями. С двух сторон от колоссов стоят изваяния царских детей, по двое у каждого колосса, царевичи рядом с царем, царевны рядом с царицей. Помимо бесчисленных наложниц гарема египтологам известны 4 законные супруги Рамсеса II, 111 сыновей и 67 дочерей.

В 60-х годах прошлого века была проведена уникальная инженерно-археологическая операция – скальные храмы в Абу-Симбеле были аккуратно распилены на блоки весом до 30-ти тонн и перенесены на новое, более высокое, место. Сейчас они стоят на 64 м выше и на 180 м дальше от берега, иначе их поглотило бы водохранилище, созданное с возведением Асуанской плотины.

Абу-Симбел задуман и построен со всей пышностью, на которую был способен Рамзес II «воплощение бога Амона на земле, обладатель животворного сияния Ра, созидательной творческой силы Птаха, охранительной силы Хора и боевой мощи Сета».

Два раза в год в Большом храме Абу-Симбел происходит «солнечное чудо» — одно из самых красивых и уникальных явлений, когда в 6 часов утра первые солнечные лучи проникают в храм, освещает коридор длиной 65 метров, ведущий к культовой нише святилища, и ярко освещает лицо Рамсеса II. Уникальное явление продолжается 24 минуты и происходит всего два раза в год: 22 февраля в день рождения фараона Рамсеса II и 22 октября — в день его коронации.

Храм в Абу-Симбел и сегодня остается величайшим из монументов, оставленных самым гордым из фараонов, чтобы увековечить память о себе. О величайшем из фараонов Древнего Египта — Рамсесе II историки пишут так:

«Враги познали силу его гнева, а женщины – страсти…»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector