0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Икона Богоматери Благодатное небо

Икона Божией Матери
«БЛАГОДАТНОЕ НЕБО»

Икона Божией Матери «Благодатное Небо» относится группе «Акафистных икон», основным смыслом которых является прославление Богородицы как Царицы Небесной. Ей молятся о наставлении на путь, ведущий ко спасению и наследию Царствия Небесного.

Иконографическим прототипом образа «Благодатное Небо» является икона «Жена, облеченная в солнце», где изображена Богоматерь с Младенцем, стоящая на полумесяце, на голове Ее корона, фигуры окружены золотыми лучами, образующими сияние-мандолу. Иконография этого образа воспроизводит видение Иоанна Богослова, описанное в 12-ой главе книги Откровения (12:1-17).

«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на голове венец из двенадцати звезд. И родила она младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным. » (12:1, 5).

По одному из богословских толкований образ Жены трактуется как символ Церкви Христовой . Этот иконографический тип возник в Германии в XV веке и получил широкое распространение в западном искусстве. Считается, что на Русь он попал в XVII веке из Польши через Украину, Белоруссию и Литву, дав начало нескольким иконографическим типам Богородичных икон, например: «Солнечная», «Благодатное Небо» и другим.

Наиболее ранним изображением на Руси этого типа является икона из местного ряда иконостаса в церкви Святой Троицы в Никитниках, датируемая 40-ми годами XVII века. На этом образе Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, в короне. Ее фигуру окружает овальный ореол сияния. Внизу — коленопреклоненные Георгий Хозевит и Андрей Критский. В этом изображении отсутствуют полумесяц под ногами Богоматери и лучи сияния. Первая широко известная на Руси чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо» — список с древней иконы, находившейся в Архангельском соборе, была написана в 1678-1680 годах по указу царя Алексея Михайловича мастерами Оружейной Палаты и помещена в серебряный чеканный оклад. Украденный в 1812 году старый оклад был заменен новым в 1815 году. В 1916 г. чудотворная икона была украшена серебряной ризой и накладными серебряными херувимами на полях, которые до нашего времени не сохранились. Этот образ находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля и в настоящее время. Известно и другое название иконы — «Что Тя наречем» — по тексту Богородична 1-го часа приведенного внутри сияния, исходящего от Богоматери с Младенцем:

Что Тя наречем, о Благодатная? Небо? — яко возсияла еси Солнце Правды; рай? — яко прозябла еси Цвет нетления: Деву? — яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь? — яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим.

Начало широкого почитания иконы Божией Матери «Благодатное Небо» связывают с именем митрополита Филарета (Дроздова), который в 1853 году, в период обновления иконостаса Архангельского собора, распорядился собрать исторические сведения о чудотворном образе. Празднование иконы «Благодатное Небо» совершалось дважды в год, а также в Архангельском соборе ежедневно перед чудотворным образом совершался молебен. Множество прихожан приносили к иконе лампады, свечи и масло.

О происхождении первоначальной Богородичной иконы «Благодатное Небо», с которой был сделан список для Архангельского собора, существуют две версии.

По одной версии она была привезена в Москву в Х IV веке из Смоленска Софьей Витовтовной, супругой Московского князя Василия Дмитриевича, куда она была прислана ранее вместе с другими древними иконами из Константинополя. Византийская версия прочно вошла во все печатные издания XIX — начала XX веков.

Есть и другая, западная версия, согласно которой икона была привезена Софией Фоминичной (Палеолог), супругой царя Иоанна III, из Литвы. Эта версия основывается, главным образом, на иконографии. На Виленской иконе Богородица была изображена стоящей на луне, а над ее головой ангелы держат царственный венец.

В дореволюционной Москве было три святыни, перед которыми прихожане молились с особым чувством и к которым совершались многочисленные паломничества: Владимирская икона Божьей Матери, иконы Божией Матери «Нечаянная радость» и «Благодатное Небо». Через эти святыни Господь особенно обильно подавал благодать, по молитвам к Богородице перед этими образами совершалось много чудесных исцелений.

Показательно, что икону «Благодатное Небо», соединившую в себе духовную культуру Востока и Запада, чтили как православные, так и иноверные. Известно, что от образа получила исцеление одна лютеранка, увидевшая икону во сне и пославшая свою православную гувернантку молиться за молебном перед иконой о своем здравии. Это повеление исполнялось служанкой в течение шести недель, после чего больная дама поправилась и сама стала приходить в собор на молебны.

В начале XX века по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского был сделан список с иконы «Благодатное Небо» для ризницы храма Вауловского Успенского скита Романово-Борисоглебского уезда в Ярославской губернии. В настоящее время он пребывает в Воскресенском соборе г.Тутаева Ярославской области.

Пожалуй, одним из самых известных на сегодняшний день является заалтарный образ Божией Матери «Благодатное Небо» во Владимирском соборе Киева, кисти замечательного художника Васнецова. История написания этого образа весьма необычна и даже чудесна. В 1885 знаменитого художника пригласил для росписи собора руководитель отделочных работ профессор Адриан Прахов. Васнецов был вынужден отказался от работы во Владимирском из-за болезни сына. Однажды, весенним вечером на даче, он был очарован видом своей супруги с сыном младенцем на руках. Ребенок потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул руками. Это настолько поразило Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с младенцем, такими, как только что предстали перед глазами дорогие ему люди. Он тут же принял решение расписывать Собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии.

А в это время в самом соборе Господь явил удивительное чудо, о котором до поры не догадывался художник. Для подготовки под роспись собор несколько раз штукатурили. Однажды вечером Адриан Прахов в сопровождении нескольких лиц вошел в строящийся собор. Штукатурка сохнет достаточно быстро, но не равномерно. Долго смотря на отштукатуренное пространство на стене, предназначенной для заалтарного образа Богоматери, Профессор Прахов и его спутники увидели на стене строящегося собора образ Богородицы во весь рост, несущей на руках Младенца-Христа, Который ручками как бы обнимал весь мир. Под большим впечатлением профессор зарисовал образ который проступил на мокрой штукатурке, и все присутствующие удостоверили правильность рисунка. Звать правящего архиерея, чтобы и он увидел чудесный образ на стене не было смысла – слишком быстро сохнет штукатурка и к утру вся стена была бы обыкновенной, белой.

Позже, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделанный когда-то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божией Матери. На несколько минут утратив дар речи, он произнес: «Это был заказ Божий». Около двух лет писал Васнецов эту икону. Традиционный образ Богоматери получил под кистью Васнецова оригинальную и своеобразную трактовку, он был канонизирован и стал называться «Благодатное Небо».

Один из местночтимых списков образа «Благодатное Небо» имеется в московском храме Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. Икона появилась в храме в 50-60-е годы прошлого столетия. Сведения о ней весьма скудны. По рассказам одной и старейших служительниц храма, ныне почившей, Марии Андреевны, почерневшая икона была найдена на свалке общежития МГУ и студенты спали на ней подкладывая ее вместо доски. Через некоторое время, после того, как икону принесли в храм, она чудесно обновилась. Художник-реставратор дописал лишь небольшой утерянный фрагмент в правом нижнем углу иконы. Этот образ особо чтится верующими. Специально для него был написан акафист, который с тех пор еженедельно читается в храме.

Празднование иконы Божией Матери «Благодатное небо» установлено на 6/19 марта , кроме этого празднование образу совершается в Неделю Всех Святых: в православной традиции празднование приходится на первое воскресенье после дня Пятидесятницы.

Икона «Благодатное небо» считается также покровительницей воздушно-десантных войск. В свое время она была покровительницей легендарного летчика, героя Великой Отечественной войны А.И. Покрышкина, родившегося в день ее празднования. И небо было благосклонно к герою – берегла его в сражениях “незримая сила”.

И в наше время не забыто ее благодатное действие: в Чечне, для исцеления и духовного напутствия солдат, открыт полевой храм именно в честь иконы «Благодатное небо».

Совсем недавно была учреждена медаль «Благодатное Небо» для награждения за труды по охране воздушных рубежей Отечества.

Тропарь, глас 6
Что Тя наречем, о Благодатная?
Небо? — яко возсияла еси Солнце Правды;
рай? — яко прозябла еси Цвет нетления;
Деву? — яко пребыла еси нетленна;
Чистую Матерь? — яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам наши

Кондак, глас той же
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Молитва
Что Тя наречем, о Благодатная Богомати Богоотроковице, Пренепорочная Марие? Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и человеки? Явися бо на Тебе неслышанное от века на земли и несведомое Ангелами на Небеси таинство, паче ума и слова, вочеловечения Бога Слова, рожденнаго съискони от Безначальнаго Отца без матери и воплощеннаго в Твоей утробе и с нетленною печатию девства Твоего родившагося. О, чудо всех древних и новых чудес! Непреложное слово Самаго Бога о победоносном семени жены исполнися и совершися в Безмужней Деве. О, неизмеримая глубина премудрости и величия Божия! Киими имены наречем Тя, о Невеста Неневестная? Зарею ли наречем Тя восходящаго на небе солнца? Но Ты — самое Небо, из Тебе бо воз сия Солнце Правды — Христос Бог наш, Спаситель грешных. Именуем ли Тя вратами, вводящими в потерянный прародителями рай, обиловавший всеми благами? Но Ты Сама еси благодатный рай, произрастившая Цвет нетления, врачующий и отгоняющий смердение греха и зловоние прародительскаго тления. Наречем ли Тя юною Непорочною Девою, не познавшей брака? Но Ты и до старости пребыла Неискусобрачною и девственною до рождения, и в рождении, и по рождении Сына пребыла еси. Наименуем ли Тя Чистою и Святою Мариею, превозшедшею Своею чистотою всех матерей и праматерей? Но Ты не токмо родила Того Младенца Христа, но и носила Его при Своих персех и питала Твоим матеро девственным млеком, Того, Иже питает всякое создание, Емуже со страхом и трепетом предстоят Небесныя силы и Его же хвалит всякое дыхание и тварь. О, воистинну Ты дивная еси в женах, чудная в девах, неподражаемая в матерех! К Тебе пред Твоим Божественным ликом припадаем и пред Твоими святыми стопами повергаем и слагаем все наши мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их Твоим Богоматерним призрением и вознеси их, яко жертву нашего смиреннаго сердца, яко малоценную лепту нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего, да имиже весть судьбами управит наш путь ко спасению и наследию Царствия Его, не имущаго конца во веки веков. А минь.

Икона Божией Матери «Благодатное Небо». О чём молиться

Икона Божией Матери «Благодатное Небо», согласно преданию, была привезена из княжества Литовского в Москву княгиней Софией Витовтовной, как знак благословения её брака с князем Василием I (Дмитриевичем). Необычное название образа появилось благодаря отображённым на нём словам богородична 1-го часа (надпись расположена по внутреннему краю сияния): «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды».

Другой вариант наименования иконы совпадает с началом молитвы «Что Тя наречем». Есть и старообрядческая версия этой строки-названия: «Что Тя наречем, Обрадованная». Именно таким образом она звучала до того, патриарх Никон провёл реформу.

Описание и значение иконы

Иконография, использованная для создания «Благодатное небо», была призвана отобразить, как Иоанн Богослов видел «Жену, облечённую в солнце» (иллюстрация 1-го и 5-го стихов откровения), символическое обозначение Святой Церкви. Изображение ростовое, левой рукой Богородица держит младенца Иисуса. Фигуру Матери обрамляет солнечная мандорла (миндалевидный нимб), а её стопы попирают лунный серп. Голова Марии, так же, как и чело её сына, украшена короной. Это вполне обоснованно, поскольку сама икона входит в группу «акафистных» изображений Богородицы. Их назначение состоит именно в прославлении Царицы Небесной.

Есть ещё один извод иконы «Благодатное Небо», но он отличается многофигурностью и иконографической сложностью. На нём изображены древние пророки, Иисус, православные святые и несколько зарисовок с евангельскими сюжетами. Символика и изобразительный язык там очень сложны, поэтому отыскать такой образ весьма непросто.

По словам Дмитрия Ростовского «Что Тя наречем» — это образ-покровитель. Существует предположение, что именно в таком облике Царица Небесная сойдёт на землю и явится людям, готовя их ко второму Христову пришествию.

Лик Богоматери на этой иконе молит о спасении всего мира. Словно бы в доказательство этого лик почитается не только православными, но и многими иноверцами. Однажды даже был отмечен случай исцеления лютеранки. Женщина увидела икону во сне, а пробудившись, попросила свою, исповедовавшую православие, гувернантку, помолиться о её (хозяйки) здравии перед тем самым образом. На протяжении 6-ти недель гувернантка не прекращала выполнять просьбу, и дама излечилась, а после и сама стала посещать церковные молебны.

История появления

О появлении образа «Благодатное Небо» ходит много легенд. По одной из них, лик Богородицы был отправлен из Смоленска в Москву ещё в 14-м веке, а в самом Смоленске икона оказалась вместе с несколькими другими складами, которые прислал Константинополь.

По другой версии, основанной на иконографическом стиле написания Девы Марии, предполагается, что она попала в Россию с запада, а точнее говоря – из Литвы. Доставила её София Фоминична супруга литовского царя Иоанна III. Впрочем, ненадёжность обоснования делает этот вариант достаточно сомнительным.

Местонахождение

Чудотворный образ Богоматери, именуемый «Что Тя наречем», был введён в иконостас Московского Архангельского собора (в Кремле) слева от царских врат. Это список, созданный иконописцами Оружейной палаты (в 1678 -1680 гг) в соответствии с доставленным княгиней Софьей оригиналом.

Другая копия была передана в храм Воздвижения Креста Господня (Большой кремлёвский дворец). Она представляет собой икону-аппликацию. Её составлением в 1682 году занимался Василий Познанский.

Существуют местночтимые списки и в других церквях Москвы: Троицыном храме (Воробьёвы горы) и храме Архангела Гавриила (Чистые пруды).

О чём молиться

Иконе Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо» возносят молитвы, о том, чтобы найти путь ко спасению, и Царствие Небесное. Также её просят излечить болезни души и тела, защитить во время воздушных путешествий. Наконец, она является хранительницей от ереси, лжеучений и расколов в лоне Православной церкви, помогает наставить заблудшие души и возвращает их к вере. «Благодатное Небо» может способствовать ведению государственных дел и оказывать поддержку в делах личных.

Этому образу стоит помолиться тем, кто:

  • страдает от сторонней зависти и недоброжелателей;
  • опасается бед и катастроф;
  • собирается в долгий путь;
  • желает избавиться от зависимости;
  • не хочет умереть внезапно, без покаяния.

Благодатная не оставляет без внимания ни одного обращённого к ней слова, а потому «стучите, и вам откроют».

День почитания: 6/19 марта. (по старому/по новому стилю) и в неделю Всех Святых (первое воскресенье после дня Пятидесятницы).

«Благодатное Небо», икона Пресвятой Богородицы: описание, история, значение, молитвы

Что собой представляет икона «Благодатное небо»? Чем она знаменита? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в статье. Эта икона является образом Царицы Небесной. Это особенный лик, к которому спешили поклониться изо всех уголков страны. Икона по сей день славится своей силой и совершёнными чудесами.

Икона

Рассматриваемую нами икону по преданию привезла в качестве благословения родителей в Москву из Литвы Софья Витовтовна – супруга величайшего князя Василия I. Название иконы восходит к стиху «Богородична» 1-го часа (внутри края сияния написано на иконе): «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды».

По доставленному Софьей образцу в 1678-1680 годах был изготовлен список лика для Архангельского собора, размещённого в Московском Кремле (слева от ворот Царских, в окрестном ряду иконостаса). Его создавали изографы Оружейной палаты. Для молельни Воздвижения Креста Господня (Кремлёвский Теремной дворец) мастер Познанский Василий в 1682 году нарисовал образ-аппликацию.

Иконография воссоздаёт лицезрение Иоанном Богословом — Жену, одетую в солнце. Пресвятая Дева нарисована в полный рост. Левой рукою она держит Богомладенца. Под ногами у неё нарисован серп луны, вокруг её фигуры сияет солнечная мандорла. Головы Иисуса и Марии увенчаны коронами.

Данные

Празднование иконе «Благодатное небо» вершится в Неделю Всех Святых, а также 6 (19) марта.

Глубокочтимые списки образа хранятся в московских храмах Архангела Гавриила (Чистые пруды) и Троицы (Воробьёвы горы).

Когда молиться?

О чём молятся иконе «Благодатное небо»? Верующие просят её об исцелении от физических и душевных недугов. Её молят о возвращении в христианскую веру тех, кто слишком много грешит.

Многие этот образ Царицы Небесной именуют по словам мольбы «Что тя наречем». Икона «Благодатное небо» пользуется в Москве особым почитанием. Ведь она издревле здесь находится.

Легенда

В Архангельском соборе и сегодня хранится любимая всеми икона Богородицы. Почитание образа началось в XIX веке. Оно связано с трудами митрополита Филарета (Дроздова). Именно он во время реставрации иконостаса собора в 1853 году распорядился собрать об иконе сведения. В несохранившейся описи XVII века было указано, что образ является дубликатом, изготовленным по повелению царя Феодора Алексеевича умельцами Оружейной палаты с хранившейся в соборе древней иконы.

О возникновении исходной иконы «Благодатное небо» имеются несколько версий. Первая была весьма популярна среди археологов и кремлёвских служителей. Она гласит, что этот образ является святыней Царьграда, которую привезла Софья Витовтовна из Смоленска, дочь литовского князя и супруга Василия Дмитриевича – князя московского. Софью из Царьграда прислал патриарх в благословение жителям православного Смоленска, ещё до того, как его покорил языческий князь Витовт.

Это предание появилось на базе знаменитой записи в Троицкой хронике за 1398 год о привозе Софией из Смоленска многих старинных икон, а также фрагментов «страстей Стасовых», доставленных из Царьграда. Версия о византийских корнях древнейшего образа прочно укрепилась во всех печатных изданиях XIX-XX веков о чудесных образах Богоматери.

Согласитесь, история иконы «Благодатное небо» весьма интересна. Второе предположение о вероятном местопребывании исходной иконы до её появления на Руси базируется на данных, почерпнутых из Клинцовского изографического оригинала (XVIII век). В нём указано, что образ был привезён из Литвы Софьей Фоминичной, супругой государя Иоанна III. При этом акцентируется внимание на «западном переводе» иконы. Эта версия в основном базируется на самой иконографии из Архангельского собора, которая относится к прототипу, идентичному почитавшейся в мужском монастыре предместья Вильны Виленской иконе, по преданию появившейся в 1341 году. На Виленском образе Богоматерь была нарисована стоящей на луне, а ангелы над её головой держали царскую тиару.

Празднование

В XIX-XX веках празднование иконе Божией Матери «Благодатное небо» свершалось несколько раз, о чём мы говорили выше. Этот образ, соединивший в себе духовную культуру Запада и Востока, чтили как христиане, так и иноверные.

Необходимо отметить, что в Архангельском соборе каждый день после окончания литургии также перед иконой читался молебен (по пятницам – с водоосвящением и акафистом). Множество верующих приносили к образу свечи, масло и лампады.

Известно, что он исцелил одну лютеранку, которая увидела его во сне. Она тотчас же отправила свою гувернантку читать молебен перед образом о своём здравии. Служанка это повеление выполняла в течение двух месяцев, после чего недужная дама поправилась и стала сама посещать молебны в соборе.

Московская икона

Описание иконы «Благодатное небо» многим известно. Итак, что на ней изображено? На образе нарисована Божия Матерь в полный рост с младенцем Иисусом на руках, который сидит справа. Руки Пресвятой Девы, придерживающие малыша, скрещены. Свою правую руку с покровительственным жестом она положила на левую, которой удерживает белый плат.

Маленький Иисус нарисован так, как будто он повернулся влево. Он левой рукой прижимает к груди Евангелие, а правой – благословляет людей. Дева Мария и её сын окружены овальной ярко-красной сияющей мандорлой. Мастера её заполнили жёлто-охристыми лучами, исходящими от фигур. Они похожи на лучи пламени.

Необходимо отметить, что эта икона находится в Архангельском соборе. Но продолжаем далее. Фон иконы — сине-зелёный, разрисованный пушистыми облаками. В верхней части образа есть надпись: «Что тя наречем о Благодатная небо воссия еси солнце правды раи яко взрастила еси нетления цвет деву яко пребыла еси нетлена матерь чисту яко имела еси на руку сына всех бога» (текст «Богородична», произносящийся после утрени на первом часу).

Справа и слева от нимба Богоматери имеются общепринятые обозначения её имени: «ΘУ» и «МР». Буквы имени Христа начертаны на нимбе Девы Марии над Его головой: «IX». Под ногами Пресвятой Девы сбереглись следы графьи, очерчивающей лунный серп.

Иконография

Икона Божией Матери «Благодатное небо» относится к рисункам, воспроизводящим 1 и 5-й стихи XII главы откровения Богослова Иоанна. Иконографическая модель этих картин появилась в Германии в XV веке. В Нью-Йорке есть музей «Метрополитен», в котором сберегается удивительное витражное стекло, привезённое из Среднего Рейна (1480-1490 годы). На нём изображена Мадонна с малышом на полумесяце. Её голова увенчана короной. Вокруг фигур сияют золотые лучи, образующие мандорлу.

В Западной Европе подобные образы были весьма популярны: их можно встретить в скульптуре, гравюрах, на витражных стёклах и в миниатюрах. Разнообразные виды этой картины широко распространены в искусстве Польши. Они пришли в Россию через Литву, Украину и Белоруссию в XVII веке.

Символическое значение «жены, облачённой в солнце» раскрыто уже в «Толковании на Апокалипсис» святого Андрея, митрополита Кесарийского (V век), который понимает под ним Апостольскую Церковь. Другие аллегорические образы этого фрагмента из «Апокалипсиса», в соответствии с пояснением святого Андрея, означают: змей – «диавол», луна – «вера баней освобождаемых и очищаемых от тления».

В духовной русской культуре XV-XVI веков новая иконопись «жены, одетой в солнце» являлась персонификацией «Богоматери-Церкви, которую преследовал дракон-ересь», двигающейся туда, где воссияло Московское царство православное, сменившее Византийское и Римское (послания знаменитого инока Филофея).

Известно, что икона Архангельского собора была написана в конце XVII века. Именно тогда в «Слове на Покров» святого Ростовского Дмитрия апокалипсное отражение Жены было соединено с ликом Девы Марии, молящейся за мир, в едином мессианском значении. Эта последняя символичная ценность образа «жены, одетой в солнце» характерна для большинства версий иконографии «Благодатное небо», которыми являются бесчисленные лики Пречистой Девы в росписях храмов Ярославля XVII-XVIII веков.

Наиболее ранней картиной, восходящей к иконографической версии «Благодатное небо» является образ, сберегающийся в Никитинках в храме Святой Троицы. Эта икона датируется 40-ми годами XVII века и находится в местном ряду южного придела. На ней Пречистая Дева нарисована с маленьким Христом в левой руке. На голове её видна корона. Вокруг её фигуры сияет овальный ореол. Внизу изображены коленопреклонённые Хозовит Георгий и Критский Андрей – соимённые святые создателя церкви Никитникова Григория и его сына Андрея. На этой иконе нет полумесяца под ногами Богоматери и лучей сияния.

Ещё один вариант иконы Пресвятой Богородицы «Благодатное небо», похожей на западные образцы, представлен на образе, исполненном Познанским Василием для церкви Распятия (Большой дворец Кремля) в 1682 году. Здесь Царица Небесная стоит на полумесяце, а по внутренней границе облачного сияния нарисованы парящие ангелы.

Самым близким аналогом чтимой иконе Архангельского храма является образ, находящийся в Третьяковской галерее, созданный в XVIII веке. Он идентичен одной из самых распространённых западных икон с тремя летящими херувимами и луной под ногами Жены.

Списки с иконы

Наиболее чтимым списком образа из Архангельского собора является икона, сберегающаяся в зимней молельне Воскресенского храма Романова-Борисоглебска (город Тутаев Ярославской области). Этот образ-копия был заказан в 1900 году директору реставрационного цеха Я. Е. Епанечникову для ризницы молельни Успения Царицы Небесной в поместье сенатора В. П. Мордвинова (село Ваулово, Романов-Борисоглебский уезд, Ярославская губерния).

Икона изготовлена в академическом стиле: нарисована маслом на жести и оснащена деревянной рамой. Дева Мария с маленьким Иисусом изображены без сияния-мандролы и без корон. Чин освящения и благословения образа был исполнен в Петербурге, в жилище графа В. П. Мордвинова (улица Знаменская, дом № 9) служителем храма Богослова Иоанна (Леушинский постоялый двор) Иерусалимским Евгением.

Значение образа

Каково значение иконы «Благодатное небо»? Ростовский Дмитрий говорил об этом образе Богородицы, как о покровительнице, которая молится за весь мир. Есть мнение, что на этой иконе Всецарица изображена в том виде, в котором Она явится всему человечеству перед вторым приходом Христа.

Этот образ относится к особой группе, именуемой «акафистная», смысл которой – прославление Царицы Небесной.

В чём помогает?

Так в чём помогает икона «Благодатное небо»? Мы уже писали о том, что к этой святыне принято обращаться за помощью Пречистой Девы при недугах телесных и душевных расстройствах. Известно, что этот лик содействует и в личной жизни, и в государственных делах. Этой иконе обычно молятся вот о чём:

  • у Девы Марии женщины просят рождения здоровых малышей и счастливого замужества;
  • мужчины молятся об избавлении от завистников и недоброжелателей;
  • у образа просят оградить от напастей и катастроф;
  • приходят к святыне и перед долгим путешествием, чтобы Богородица защищала от бед в пути;
  • молятся о защите от внезапной смерти, чтобы успеть покаяться перед кончиной;
  • просят исцеления от душевных и телесных недугов, от пьянства и разных зависимостей;
  • правители приходят к Пресвятой Деве за напутствием и помощью в управлении государством, а также просят, чтобы Она уберегла страну от катастроф.

Царица Небесная становится покровительницей каждого верующего, который к Ней приходит с сердечными мольбами, бережёт его от врагов и клеветников, влияет на успешное завершение любых начатых дел и в мирской жизни дарует Божию благодать. Одни прихожане читают особую молитву, предназначенную для этой иконы, а иные – просят Богоматерь о помощи своими словами.

Где преклониться святыне?

Святой лик можно увидеть:

  • в молельне Святой Троицы (Никитинки);
  • в Архангельском соборе;
  • в Воскресенском соборе (город Тутаев);
  • в церкви Распятия Христова (Кремлёвский Большой дворец).

Необходимо отметить, что икона, хранящаяся в Воскресенском храме, — последний образ, к которому возносил свои мольбы праведный Иоанн Кронштадтский.

Медаль

Вы знали о существовании медали «Благодатное небо»? Известно, что христианская церковь поощряет служителей и прихожан не только благодушными наставлениями, но и трофеями, которые имеют огромную духовную ценность для каждого. На медали изображён образ, повторяющий лик иконы «Благодатное небо», которой молятся также и лётчики. Ведь она покровительствует ВВС РФ.

Эта медаль создана ООД «Россия Православная» в 2001 году для награждения за труды и служение по охране воздушных границ Отечества, развитие транспортного сообщения, освоение космоса, существенный вклад в упрочение обороны РФ.

Медаль «Благодатное небо» произведена в форме круга с широким бортом, фронтальная зона украшена ликом Пречистой Девы с маленьким Христом на руках в солнечных лучах. На оборотной стороне изображён христианский крест и написана фраза старославянскими буквами «С нами Бог». По окружности также размещена надпись: «Благодатное Небо. Россия Православная».

Медаль прикреплена к пятиугольной колодке посредством ушка и кольца. Сама колодка обёрнута шёлковой лентой небесного цвета с двумя узкими золотыми полосами по краям. Медаль изготовлена из латуни, имеет булавочное крепление. Её диаметр равен 32 мм. Это отличный подарок лётчикам, так как именно икона, изображённая на награде, хранит всех крылатых бойцов!

Икона Пресвятой Богородицы «Благодатное небо»

Икона Божией Матери «Благодатное Небо» представляет собой одну из целой группы «Акафистных икон». Эта группа характерна определенной целью их создания — это прославление Богородицы и возвеличивании ее как Царицы Небесной.

К таким иконам приходят помолится и попросить о наставлении, о вразумлении и помощи на тернистом жизненном пути. Знаменит этот образ помимо своих чудотворных особенностей и тем, что он последний, кто слышала молитву святого Иоанна Кронштадского.

Композиционные особенности

Икона Божией Матери «Благодатное Небо» является иконографическим прототипом более раннего образа «Жена, облеченная в солнце», на котором также изображается Божия Матерь на руках с Младенцем Христом. Она стоит на полумесяце с короной на голове, а вся ее фигура купается в лучах золотого света. Сияние на этой иконе особой формы — мандолы, это овальная форма света, которая вытянуто по горизонтали.

Еще об иконах Богородицы:

Оба образа отвечают видению Иоанна Богослова, которое записано в 12-ой главе Откровения.

Как уже было сказано, иконография образа ставила своей целью изобразить ту самую «Жену, облечённую в солнце», которая изображена в Откровении (12:1-5 стихи). Там Богородица символизирует Святую Церковь. На картине Дева Мария изображена в полный рост, левой рукой придерживающая Младенца Христа. Всю девушку обрамляет солнечное сияние, которое называется в иконописи мандола из-за характерного вытягивания по горизонтали, еще его называют миндалевидным нимбом. Головы Марии и Христа украшены короной, а ноги первой устойчиво стоят на поверхности месяца, который изображен в свою неполную стадию сияния.

Все изображение сделано яркими красками, переливающийся нимб, корона — все эти атрибуты направлены на то, чтобы человек, смотрящий на картину, понял, кто есть Царица Небесная, и наполнился благоговением.

Образ «Благодатное Небо», несмотря за основу из «Жены облаченной», отличается своей многофигурностью и сложностью с точки зрения композиции, поскольку, помимо Девы Марии , тут присутствует еще ряд фигур:

  • древние пророки;
  • младенец Иисус;
  • святые из православного канона;
  • зарисовки из Евангелия.

Существует предание, что именно в таком виде, в каком изображена Богоматерь, она и будет во время второго пришествия Христа, поскольку весь ее лик как бы молит о спасении этого мира.

Богословские трактаты по-разному толкуют данный образ Жены, но в своем большинстве они соглашаются с тем, что так автор изображает Церковь Христову.

Возник данный тип такого изображения Богоматери в 15 веке в Германии, откуда затем широко распространился по миру западного искусства. Русь же приняла его только в 17 веке через Польшу и страны Прибалтики, где и дал начало подобным иконографическим типам. К этой же группе относятся иконы «Солнечная», «Неопалимая купина» и пр.

Характерной особенностью такого типа написания является:

  • миндалевидное сияние вокруг фигуры Марии;
  • дополнительные коленопреклоненные персонажи;
  • Христос на руках;
  • обязательный сюжет из акафиста;
  • особый способ компоновки изображения.

История и значение образа

Нет единой теории о том, как же святой лик попал на Русь. Известно лишь, что появился он здесь лишь в 17 веке.

Главные версии появления таковы:

  1. «Благодатное Небо», по преданию, была привезена в Москву из Литовского княжества в качестве придания княгини Софии Витовтовны. Она выходила замуж за русского князя Василия I (Дмитриевича) и образ стал своеобразным благословением данного супружества. А оригинальное название взято из надписи по внутренней части сияния вокруг Девы на самой доске: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды»;
  2. По другой версии, икона прибыла все так же из Литовского княжества, но уже в качестве приданного княгини Софьи Фоминичны, которая стала супругой царя Иоанна III;
  3. Совсем другого мнения ряд богословов, которые считают, что происхождение иконы западное, о чем говорит своеобразная иконографика. Они говорят, что написана она могла быть только в Византии, Константинополе. Что интересно — такая теория может и не противоречить другим, ведь и литовские правители могли ее купить в Византии.

Интересно! Из-за надписи на иконе ранее она носила название «Что Тя наречем», но после реформы патриарха Никона осталось только официальное название «Благодатное Небо», которое также является частью этой надписи.

Чудеса

Изначально икона не имела такой большой популярности среди православных верующих. Началось это лишь тогда, когда митрополит Филарет Дроздов в 1853 повелел собрать исторические данные о лике, который находился в то время среди реконструировавшегося иконостаса Архангельского собора. После того как данных было достаточно, чтобы сказать, что данный образ — чудотворный, прихожане стали приносить к нему масло, лампады и свечи, а митрополит распорядился вести перед ней праздничную литургию два раза в год.

До революции верующие в Москве особо почитали три святыни:

Считается, что именно через эти святыни Господь обильно благословлял людей и совершал исцеления. Среди чудес особо выделяются несколько.

  1. Одна лютеранка долгое время страдала сильным недугом и однажды ей приснился пророческий сон. Она увидела во сне этот образ и когда проснулась, отправила гувернантку заказать перед ним молебен о здравии. Девушка выполнила приказание и совершала тоже самое действие еще на протяжении 6 недель. После этого ее больная хозяйка полностью оправилась и уже сама могла посещать храм и заказывать молебен.
  2. В 1885 году художника Васнецова пригласили во Владимирский храм для росписи. Но художник отказался из-за серьезной болезни своего сына. Прибывая на даче вместе со своей семьей, художник однажды заметил свою жену с сыном на руках в лучах солнечного света. Поразившая его картина настолько засела в голове, что он понял — именно так должна быть изображена Богородица. После этого Васнецов отправился расписывать храм.
  3. Во время подготовки под роспись Владимирский храм несколько раз штукатурили, и нанесенная масса высыхала неравномерно. Наблюдавшие за этим рабочие и руководители однажды заметили на стене проступающий образ Богородицы с Христом на руках, именно такой какой и видел Васнецов на своей даче. Его зарисовали, а через пару часов стена окончательно высохла.
  4. Васнецов показал свои наброски руководителям храма и те сверили их с наброском со стены — рисунки были практически идентичными по своим композиционным параметрам. Художник был поражен и промолвил: «Это был заказ Божий».
  5. Уже умершая старейшая смотрительница московского храма Животворительная Троица Мария Андреевна рассказывала, что список в данном храме был найден на свалке возле общежития МГУ студентами, которые использовали ее для кроватей, подкладывая вместо матраса. Спустя какое то время после прибытия в храм она чудесно обновилась так, что реставратору осталось дописать только фрагмент в углу.

Важно! Благодаря своим чудесам образ особенно почитается верующими Православной Церкви. Для него был даже написан акафист, который читается во время празднеств в храме.

Списки и дни празднования

Когда икона переехала со Смоленска вместе с княжеской семьей (по одной из версии), ее поместили в Архангельском соборе, где она хранится и сейчас.

На сегодняшний день самые популярные списки находятся в церкви Святой Троицы в Никитниках, а также в Воскресенском соборе города Тутаева и в Большом Кремлевском дворце в храме Распятия Христова, где хранятся первоначальные списки.

Хотя списки с тех пор стали многочисленнее:

  1. Владимирский собор Киева хранит список лика кисти Васнецова.
  2. В московском храме Живоначальной Троицы, который расположен на Воробьёвых горах, появился список в 60-е годы 20 века. Известно, что этот список был написан весьма давно, но был утерян и случайно найдет в котельной МГУ среди обычных дров.
  3. В московских храмах: Троицыном и Архангела Гавриила.

В каждом храме возносят поклонение иконе два раза в год:

  • 19 марта;
  • в первое воскресенье после Пятидесятницы на Недели Всех Святых.

Перед ней читают тропарь и акафист в ходе праздничной литургии.

В чем и кому помогает

Данному образу молятся разные люди, ведь нет разницы, к какому образу взывать о спасении — Господь слышит каждый зов.

Обычно к данном лику приходят те, которые желают найти путь к спасению своей души, стремятся к Царствию Небесному и желают излечить болезни тела и духа и тела. Наравне с этим, она хранит Церковь от ересей и лжеучений, наставляет заблудшие души, а также может помогать в вопросах управления всем, кто занимает должностные позиции и просит Деву Марии о помощи.

Молиться данной иконе можно всем, кто:

  • желает защититься от зависти и недоброжелателей;
  • ищет спасения от катастроф и бедствий;
  • отправляется в путешествие или поездку;
  • стремится освободиться от греха;
  • ищет покровительства Господа в работе;
  • жаждет исцеления от телесных и психологических проблем;
  • молиться за близких и их покаяние;
  • ищет благословения в личной жизни.

Как известно, Господь слышит каждую просьбу, поэтому у лика можно молиться Господу о:

  • счастливом замужестве и рождения деток;
  • от защиты в дороге и от катастроф;
  • освобождении себя и близких от пьянства и других зависимостей;
  • избавлении от внезапной смерти, чтобы не покинуть мир не покаявшись;
  • помощи в государственном управлении;
  • защите страны и города от природных катастроф и стихийных бедствий.

О чем еще можно молиться Богородице:

  • Молитва о помощи в работе и делах
  • Молитва о замужестве
  • Молитва Богородице об усопших

Совет! Пречистая Дева Мария помогает каждому, кто к ней приходит и просит о защите искренне и горячо. Она защищает и молит Господа о каждом, к ней обратившемся. Защищает христиан от врагов, завистников и клеветников. Помогает получить Божию благодать и благословения.

Икона «Благодатное Небо»

Православные иконы пишутся строго в соответствии с каноном. Тем не менее, существует ряд образов, которые выделяются из общего числа. Характерным примером является икона Благодатного Неба, которая изображает Богоматерь с младенцем, чаще всего не плечный образ (только до плеч), а во всю длину тела.

Откуда появилась икона

Изначально существовал прототип данной иконы, который именовался Жена, облачённая в солнце, и был создан на основе видения описанного Иоанном Богословом. Тут изображение отличается интересной символикой и оригинальностью.

Богородица стоит на полумесяце, который смотрит двумя сторонами вверх, а сама окружается лучами света, которые исходят около нее повсюду. Также на голове Девы Марии и младенца Христа короны – типичный символ для католической иконописи. Именно в католичестве этот образ изначально прорабатывался, начиная с 15 века, спустя пару веков на Руси появляется икона Богородицы Благодатное Небо, которая основана на этом исходном, скажем так, материале.

Есть и другая версия, согласно которой данную икону привезли сначала в Смоленск из Константинополя, а потом и в Москву. Тем, кто привез святой образ считается супруга князя Василия Дмитриевича.

Так или иначе, на Руси этот образ особенно почитали, в частности ходили в Архангельский собор Кремля для того чтобы помолиться перед иконой.

В чем помогает икона «Благодатное небо»

Если рассматривать значение иконы Благодатное Небо Божией Матери, то нужно углубиться в символику, которая во многом обуславливалась контекстом того времени. Именно тогда, когда образ начал распространяться на территории Руси, распространялась идея о Москве как преемнице Рима и Византии. Тут образ Благодатное Небо икона Божией Матери пришелся кстати и стал активно использоваться для того, чтобы указывать на преемство России в деле святой христианской веры.

Дева Мария «облаченная в солнце» тут представала как образ святой церкви. Этот образ противопоставлялся различным ересям и другим отхождениям от истинной веры. Именно поэтому, когда говорят в чем помогает икона Благодатное Небо указывают на возвращение в истинную веру.

К примеру, данному образу молятся о вразумлении людей, которые начали заблуждаться или впадать в ересь.

Также тут могут возноситься молитвы о людях, которые много грешат, о том, чтобы исцелиться от различных недугов. Перечислим другие наиболее распространенные варианты просьбы перед этим образом:

  • рождение счастливых и здоровых деток и замужество;
  • о том чтобы избавиться от завистников и недругов, особенно такая молитва популярна у мужчин;
  • для того чтобы получить защиту в путешествии, уберечься от различных катастроф и внезапной гибели;
  • чтобы раскаяться;
  • об исцелении от зависимостей;
  • для того чтобы помочь стране избежать различных горестей, а правителям обрести подлинную мудрость.

Как видите, много в чем помогает икона Благодатное Небо. Значение этого образа тут также часто ассоциируется с защитницей всего мира, с Девой, которая молится обо всем мире. Также именно этот образ считают прототипом того как будет выглядеть явившаяся перед Вторым пришествием Дева Мария. Поэтому в каком-то смысле тут также прослеживаются эсхатологические мотивы.

Самые ранние версии

В середине 17 века была написана икона для храма Святой Троицы, который располагается в Никитинках. На этой иконе отсутствуют лучи света, но есть светлый ореол, который обрамляет Деву Марию. Особенностью тут также является наличие Андрея Критского и Георгия Хозовита, которые являются святыми соименными людям, которые возводили церковь в Никитинках.

В 1682 году Василий Познанский создал для Кремля другой образ Благодатное Небо, который во многом напоминает исходные изображения из католической традиции. Тут присутствует полумесяц, а также есть парящие ангелы, которые располагаются в пространстве облачного сияния. Похожий вариант сейчас хранится на территории Третьяковской галерее, эта икона создана в 18 века.

Молитвы и тропарь иконы Благодатное Небо

Что Тя наречем, о Благодатная?/ Небо — яко возсияла еси Солнце Правды;/ рай — яко прозябла еси Цвет нетления;/ Деву — яко пребыла еси нетленна;/ Чистую Матерь — яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога./ Того моли спастися душам нашим.

Молитва Божией Матери

Что Тя наречем, о Благодатная Богомати Богоотроковице, Пренепорочная Марие? Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и человеки? Явися бо на Тебе неслышанное от века на земли и несведомое Ангелами на Небеси таинство, паче ума и слова, вочеловечения Бога Слова, рожденнаго съискони от Безначальнаго Отца без матери и воплощеннаго в Твоей утробе и с нетленною печатию девства Твоего родившагося. О, чудо всех древних и новых чудес! Непреложное слово Самаго Бога о победоносном семени жены исполнися и совершися в Безмужней Деве. О, неизмеримая глубина премудрости и величия Божия! Киими имены наречем Тя, о Невеста Неневестная? Зарею ли наречем Тя восходящаго на небе солнца? Но Ты — самое Небо, из Тебе бо воз сия Солнце Правды — Христос Бог наш, Спаситель грешных. Именуем ли Тя вратами, вводящими в потерянный прародителями рай, обиловавший всеми благами? Но Ты Сама еси благодатный рай, произрастившая Цвет нетления, врачующий и отгоняющий смердение греха и зловоние прародительскаго тления. Наречем ли Тя юною Непорочною Девою, не познавшей брака? Но Ты и до старости пребыла Неискусобрачною и девственною до рождения, и в рождении, и по рождении Сына пребыла еси. Наименуем ли Тя Чистою и Святою Мариею, превозшедшею Своею чистотою всех матерей и праматерей? Но Ты не токмо родила Того Младенца Христа, но и носила Его при Своих персех и питала Твоим матеро девственным млеком, Того, Иже питает всякое создание, Емуже со страхом и трепетом предстоят Небесныя силы и Его же хвалит всякое дыхание и тварь. О, воистинну Ты дивная еси в женах, чудная в девах, неподражаемая в матерех! К Тебе пред Твоим Божественным ликом припадаем и пред Твоими святыми стопами повергаем и слагаем все наши мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их Твоим Богоматерним призрением и вознеси их, яко жертву нашего смиреннаго сердца, яко малоценную лепту нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего, да имиже весть судьбами управит наш путь ко спасению и наследию Царствия Его, не имущаго конца во веки веков. Аминь.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона «Благодатное Небо» в чем помогает

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Множество чудотворных образов, у которых просили помощи во всех делах мирских, и которым поклонялись, находилось в церквях дореволюционной Москвы. С почитанием и молитвами спешил к ним народ православный. Но были среди этих образов и особенные, к которым спешили преклониться из самых дальних уголков страны. Одна из таких святынь, икона «Благодатные Небеса», по сей день славиться своей силой и сотворенными ею чудесами.

Значение иконы «Благодатное Небо»

Дмитрий Ростовский говорил об этом образе Пречистой богородицы, как о покровительнице, что молится за весь мир. И подтверждающим фактом этого, служит то, что лик имеет особое почитание среди не только православных, а и иноверцев. Есть мнение, что на этом образе изображение Царицы небесной именно в том виде, в котором Она явиться всем людям на земле перед вторым Христовым пришествием.

  • О том, как это божественное изображение появилось на земле русской, существуют разные версии. Так, например, одно из преданий утверждает, что привезен был образ Богородицы из Смоленска в Москву женой князя Василия Дмитриевича еще в XIV веке. А в Смоленск икону прислали вместе с другими образами из Константинополя.
  • Другая версия гласит, что изображение лика Пречистой Девы имеет западное происхождение. Но эта версия считается маловероятной, поскольку основана она только на особенностях иконографического ее написания.

Этот образ относиться к особой группе, что называются «акафистные», смысл которых прославлять Царицу Небесную.

Икона «Благодатное Небо» когда празднуется?

Почитают православные этот лик Богородицы дважды в году:

  1. 19 марта по новому стилю (6 марта по старому календарю);
  2. И в праздник Недели Всех Святых, что приходится после дня Пятидесятницы на первое воскресенье.

Икона «Благодатное Небо» в чем помогает

К этой святыни принято обращаться за помощью и покровительством Пречистой Девы при различных недугах телесных, и особенно душевных расстройствах. Помогают молитвы образу заступницы отойти от неправедного пути тем, кто оказался на нем, и вернутся к вере христианской. Известен лик и в качестве Помощницы в делах государственных и в личной жизни.

Иконе «Благодатное Небо» о чем молятся:

  • Женщины просят у Богородицы счастливого замужества и рождения здоровых детей;
  • Мужчины молятся об избавлении от недоброжелателей и завистников;
  • Приходят к святыне и перед долгою дорогою, которая предстоит, чтобы Богородица покровительствовала в пути и стояла на защите от бед в пути;
  • Просят у образа оградить от катастроф и напастей;
  • Исцеления телесных болезней и душевных, от пьянства и различных зависимостей;
  • Молятся о защите от смерти внезапной, чтобы не уйти, в иной мир, не покаявшись;
  • Правители приходят к Царице Небесной за помощью и напутствием в управлении государством, а так же чтобы Она уберегла города и страну от стихийных бедствий.

Пречистая Дева Мария встает на защиту каждого христианина, что приходит к Ней с сердечными молитвами. Бережет от клеветников и врагов. Дарует благодать Божию в мирской жизни и способствует успешному завершению любого начатого дела.

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

А вот и сама молитва к иконе «Благодатное Небо»:

«Что Тя наречем, о Благодатная Богомати Богоотроковице, Пренепорочная Марие?
Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и человеки? Явися бо на Тебе неслышанное от века на земли и несведомое Ангелами на Небеси таинство, паче ума и слова, вочеловечения Бога Слова, рожденнаго съискони от Безначальнаго Отца без Матери и воплощеннаго в Твоей утробе и с нетленною печатию девства Твоего родившагося.
О, чудо всех древних и новых чудес! Непреложное слово Самаго Бога о победоносном семени жены и исполнися и совершися в Безмужней Деве.
О, неизмеримая глубина премудрости и величия Божия! Киими имены наречем Тя, о Невесто Неневестная? Зарею ли наречем Тя восходяшаго на небе солнца? Но Ты — самое Небо, из Тебе бо возсия Солнце Правды — Христос Бог наш, Спаситель грешных. Именуем ли Тя вратами, вводящими в потерянный прародителями рай, обиловавший всеми благами? Но Ты Сама еси благодатный рай, произрастившая Цвет нетления, врачующий и отгоняющий смердение греха и зловоние прародительскаго тления. Наречем ли тя юною Непорочною Девою, не познавшей брака? Но Ты и до старости пребыла Неискусобрачною и девственною до рождения, и в рождении, и по рождении Сына пребыла еси. Наименуем ли Тя Чистою и Святою Мариею, превозшедшею Своею чистотою всех матерей и праматерей? Но Ты не токмо родила Того Младенца Христа, но и носила Его при Своих персех и питала Твоим матеродевственным млеком, Того, Иже питает всякое создание, Емуже со страхом и трепетом предстоят Небесные силы и Его же хвалит всякое дыхание и тварь.
О, воистину Ты дивная еси в женах, чудная в девах, неподражаемая в матерех! К Тебе пред Твоим Божественным ликом припадаем и пред Твоими святыми стопами повергаем и слагаем все наши мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их Твоим Богоматерним призрением и вознеси их, яко жертву нашего смиреннаго сердца, яко малоценную лепту нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего, да имиже весть судьбами управит наш путь ко спасению и наследию Царствия Его, не имущаго конца во веки веков. Аминь».

Где можно увидеть святыню

Самым известным изображениям Богородицы можно преклониться в храме Святой Троицы, что в Никитинках и в Архангельском соборе. Первые чудотворные списки, сделанные с лика из собора Архангельского, находятся в городе Тутаеве в Воскресенском соборе, и в Большом Кремлевском дворце в храме Распятия Христова.

Икона, что находится в Воскресенском соборе, известна еще и тем, что это был последний образ, к которому обращал свои молитвы святой Иоанн Кроштадский.

Храни Вас Господь!

Смотрите еще и видео об иконе:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector