1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Интеллекткарта человек в мире творчества

О клинических исследованиях

Что такое клинические исследования и зачем они нужны? Это исследования, в которых принимают участие люди (добровольцы) и в ходе которых учёные выясняют, является ли новый препарат, способ лечения или медицинский прибор более эффективным и безопасным для здоровья человека, чем уже существующие.

Главная цель клинического исследования — найти лучший способ профилактики, диагностики и лечения того или иного заболевания. Проводить клинические исследования необходимо, чтобы развивать медицину, повышать качество жизни людей и чтобы новое лечение стало доступным для каждого человека.

Как их проводят?

У каждого исследования бывает четыре этапа (фазы):

I фаза — исследователи впервые тестируют препарат или метод лечения с участием небольшой группы людей (20—80 человек). Цель этого этапа — узнать, насколько препарат или способ лечения безопасен, и выявить побочные эффекты. На этом этапе могут участвуют как здоровые люди, так и люди с подходящим заболеванием. Чтобы приступить к I фазе клинического исследования, учёные несколько лет проводили сотни других тестов, в том числе на безопасность, с участием лабораторных животных, чей обмен веществ максимально приближен к человеческому;

II фаза — исследователи назначают препарат или метод лечения большей группе людей (100—300 человек), чтобы определить его эффективность и продолжать изучать безопасность. На этом этапе участвуют люди с подходящим заболеванием;

III фаза — исследователи предоставляют препарат или метод лечения значительным группам людей (1000—3000 человек), чтобы подтвердить его эффективность, сравнить с золотым стандартом (или плацебо) и собрать дополнительную информацию, которая позволит его безопасно использовать. Иногда на этом этапе выявляют другие, редко возникающие побочные эффекты. Здесь также участвуют люди с подходящим заболеванием. Если III фаза проходит успешно, препарат регистрируют в Минздраве и врачи получают возможность назначать его;

IV фаза — исследователи продолжают отслеживать информацию о безопасности, эффективности, побочных эффектах и оптимальном использовании препарата после того, как его зарегистрировали и он стал доступен всем пациентам.

Считается, что наиболее точные результаты дает метод исследования, когда ни врач, ни участник не знают, какой препарат — новый или существующий — принимает пациент. Такое исследование называют «двойным слепым». Так делают, чтобы врачи интуитивно не влияли на распределение пациентов. Если о препарате не знает только участник, исследование называется «простым слепым».

Чтобы провести клиническое исследование (особенно это касается «слепого» исследования), врачи могут использовать такой приём, как рандомизация — случайное распределение участников исследования по группам (новый препарат и существующий или плацебо). Такой метод необходим, что минимизировать субъективность при распределении пациентов. Поэтому обычно эту процедуру проводят с помощью специальной компьютерной программы.

Преимущества и риски для участников. Плюсы

  • бесплатный доступ к новым методам лечения прежде, чем они начнут широко применяться;
  • качественный уход, который, как правило, значительно превосходит тот, что доступен в рутинной практике;
  • участие в развитии медицины и поиске новых эффективных методов лечения, что может оказаться полезным не только для вас, но и для других пациентов, среди которых могут оказаться члены семьи;
  • иногда врачи продолжают наблюдать и оказывать помощь и после окончания исследования.

При этом, принимая решение об участии в клиническом исследования, нужно понимать, что:

  • новый препарат или метод лечения не всегда лучше, чем уже существующий;
  • даже если новый препарат или метод лечения эффективен для других участников, он может не подойти лично вам;
  • новый препарат или метод лечения может иметь неожиданные побочные эффекты.

Главные отличия клинических исследований от некоторых других научных методов: добровольность и безопасность. Люди самостоятельно (в отличие от кроликов) решают вопрос об участии. Каждый потенциальный участник узнаёт о процессе клинического исследования во всех подробностях из информационного листка — документа, который описывает задачи, методологию, процедуры и другие детали исследования. Более того, в любой момент можно отказаться от участия в исследовании, вне зависимости от причин.

Обычно участники клинических исследований защищены лучше, чем обычные пациенты. Побочные эффекты могут проявиться и во время исследования, и во время стандартного лечения. Но в первом случае человек получает дополнительную страховку и, как правило, более качественные процедуры, чем в обычной практике.

Клинические исследования — это далеко не первые тестирования нового препарата или метода лечения. Перед ними идёт этап серьёзных доклинических, лабораторных испытаний. Средства, которые успешно его прошли, то есть показали высокую эффективность и безопасность, идут дальше — на проверку к людям. Но и это не всё.

Сначала компания должна пройти этическую экспертизу и получить разрешение Минздрава РФ на проведение клинических исследований. Комитет по этике — куда входят независимые эксперты — проверяет, соответствует ли протокол исследования этическим нормам, выясняет, достаточно ли защищены участники исследования, оценивает квалификацию врачей, которые будут его проводить. Во время самого исследования состояние здоровья пациентов тщательно контролируют врачи, и если оно ухудшится, человек прекратит своё участие, и ему окажут медицинскую помощь. Несмотря на важность исследований для развития медицины и поиска эффективных средств для лечения заболеваний, для врачей и организаторов состояние и безопасность пациентов — самое важное.

Потому что проверить его эффективность и безопасность по-другому, увы, нельзя. Моделирование и исследования на животных не дают полную информацию: например, препарат может влиять на животное и человека по-разному. Все использующиеся научные методы, доклинические испытания и клинические исследования направлены на то, чтобы выявить самый эффективный и самый безопасный препарат или метод. И почти все лекарства, которыми люди пользуются, особенно в течение последних 20 лет, прошли точно такие же клинические исследования.

Если человек страдает серьёзным, например, онкологическим, заболеванием, он может попасть в группу плацебо только если на момент исследования нет других, уже доказавших свою эффективность препаратов или методов лечения. При этом нет уверенности в том, что новый препарат окажется лучше и безопаснее плацебо.

Согласно Хельсинской декларации, организаторы исследований должны предпринять максимум усилий, чтобы избежать использования плацебо. Несмотря на то что сравнение нового препарата с плацебо считается одним из самых действенных и самых быстрых способов доказать эффективность первого, учёные прибегают к плацебо только в двух случаях, когда: нет другого стандартного препарата или метода лечения с уже доказанной эффективностью; есть научно обоснованные причины применения плацебо. При этом здоровье человека в обеих ситуациях не должно подвергаться риску. И перед стартом клинического исследования каждого участника проинформируют об использовании плацебо.

Обычно оплачивают участие в I фазе исследований — и только здоровым людям. Очевидно, что они не заинтересованы в новом препарате с точки зрения улучшения своего здоровья, поэтому деньги становятся для них неплохой мотивацией. Участие во II и III фазах клинического исследования не оплачивают — так делают, чтобы в этом случае деньги как раз не были мотивацией, чтобы человек смог трезво оценить всю возможную пользу и риски, связанные с участием в клиническом исследовании. Но иногда организаторы клинических исследований покрывают расходы на дорогу.

Если вы решили принять участие в исследовании, обсудите это со своим лечащим врачом. Он может рассказать, как правильно выбрать исследование и на что обратить внимание, или даже подскажет конкретное исследование.

Клинические исследования, одобренные на проведение, можно найти в реестре Минздрава РФ и на международном информационном ресурсе www.clinicaltrials.gov.

Обращайте внимание на международные многоцентровые исследования — это исследования, в ходе которых препарат тестируют не только в России, но и в других странах. Они проводятся в соответствии с международными стандартами и единым для всех протоколом.

После того как вы нашли подходящее клиническое исследование и связались с его организатором, прочитайте информационный листок и не стесняйтесь задавать вопросы. Например, вы можете спросить, какая цель у исследования, кто является спонсором исследования, какие лекарства или приборы будут задействованы, являются ли какие-либо процедуры болезненными, какие есть возможные риски и побочные эффекты, как это испытание повлияет на вашу повседневную жизнь, как долго будет длиться исследование, кто будет следить за вашим состоянием. По ходу общения вы поймёте, сможете ли довериться этим людям.

Если остались вопросы — спрашивайте в комментариях.

Творческие интеллект-карты

Интеллект-карта как метод творческого мышления

1. Автор

Тони Бьюзен (Tony Buzan) (1942 — 2019) — британский психолог, автор методики творчества, организации мышления и запоминания «карты ума» (англ. mind maps). Он автор и соавтор более 100, в том числе четырёх томов поэзии. Его брат Барри Бьюзен (род. 28 апреля 1946), профессор политических наук, соавтор The Mind Map Book (2000) («Супермышление», 2003).

2. История

Данный вид интеллект-карт был предложен и описан Тони Бьюзеном и его братом Барри Бьюзеном в книге Супермышление, Мн.: ООО «Попурри», 2003. (The mind map book by Tony Buzan with Barry Buzan. — London: «BBC Books», 2000).

3. Основные функции

Интеллект-карты, используемые как инструмент творческого мышления и эффективное средство при проведении «мозговых атак», имеют множество применений.
1. Они помогают исследовать все стороны рассматриваемого объекта на предмет того, каков его потенциал, чтобы стать точкой приложения для творческой энергии.
2. Обеспечивают свежий взгляд на рассматриваемый объект, лишенный прежних предубеждений и предпосылок, обеспечивая тем самым простор для творческой мысли.
3. Помогают в генерации идей, имеющих конкретное применение на практике и направленных на изменение существующих реалий физического мира или создание новых.
4. Обеспечивают всесторонний и последовательный творческий процесс.
5. Помогают в создании новых концептуальных систем, в рамках которых возможен пересмотр или реорганизация прежних воззрений и идей.
6. Позволяют фиксировать качественно новые идеи по мере их возникновения.
7. Позволяют творчески организовать процесс планирования.
8. Творческая интеллект-карта способствует интеллектуальному поиску и развитию творчества.

4. Сущность метода

Творческие интеллект-карты— помогают в генерации новых оригинальных идей и используются как инструмент творческого мышления и эффективное средство при проведении «мозговых атак». Интеллект-карта являет собой важнейший инструмент для отображения средствами графики процесса, ведущего к интеллектуальному прорыву.
Суть метода составления творческих интеллект-карт заключается в наглядном, ярком, структурированном и полном изображении содержания, взаимосвязей и ассоциативного поля проблемы, что существенно облегчает ее понимание и генерацию новых творческих идей и решений.
Уникальным отличием создания творческих интеллект-карт является отражение универсальных этапов творческого процесса, состоящего в накоплении информации и генерации идей, инкубации, редактировании и развитии идей, а также их логической оценки и выборе наилучшего решения.

5. Методологические и теоретические основания

Интеллект-карта идеальна как метод творческого мышления, поскольку использует все ментальные способности, связанные с процессом творчества, в особенности воображение, ассоциации и флексивность или гибкость мышления.
Творческая интеллект-карта в оригинальной и научно обоснованной форме является выражением творческого процесса в полном объеме. Ее создание требует следующие умения:
• ассоциировать и сопоставлять новаторские идеи с прежними представлениями;
• использовать богатую цветовую палитру;
• оперировать очертаниями различной формы;
• комбинировать необычные элементы;
• оперировать трехмерными изображениями;
• корректировать концептуальную точку зрения;
• пересматривать и связывать между собой ранее существовавшие концепции;
• обращать ранее существовавшие концепции;
• реагировать на эстетически привлекательный объект;
• реагировать на эмоционально волнующий объект;
• реагировать на объект, служащий раздражителем одного или одновременно нескольких органов чувств: зрения, осязания, слуха, обоняния и вкуса;
• использовать и заменять одно другим: залитые цветом очертания различной формы и коды.
Почти идентичная природа творческого мышления и мнемоники, ведущим приемом которой является нахождение ярких необычных ассоциаций, картинок, символов, которые соединяются с запоминаемой информацией, подтверждает, что интеллект-карта является важным и естественным проявлением этих типов мыслительной деятельности, а равно методом, обеспечивающим их эффективное использование.

6. Основные этапы

Пять стадий творческого процесса с использованием интеллект-карт

1. Взрывное извержение ассоциаций

1.1. Начните с центрального рисунка, постарайтесь сделать его ярким и вызывающим ассоциации.
Рисунок следует расположить в центре большого листа бумаги, после чего задача состоит в том, чтобы фиксировать каждую идею, приходящую вам в голову, в связи с центральным образом, так, чтобы все они расходились от него во все стороны, словно осколки от места разрыва гранаты.
1.2. В течение не более чем 20 минут свободно ассоциируйте, обеспечивая максимально стремительный поток мыслей.
Работа на скорости позволяет вам избегать проторенных мыслительных «дорожек» и стимулирует возникновение новых, нередко кажущихся абсурдными идей.
1.3. Эти идеи следует непременно фиксировать, поскольку в них содержатся ключи к новым ракурсам зрения и разрушению привычных ограничивающих мысленный горизонт концепций.
Лист бумаги, на котором идет работа, должен быть максимального формата: Используя интеллект-карту для целей творческого мышления, вам требуется максимальное пространство для работы, дабы стимулировать свой мозг «извергать» все больше и больше идей.
«Интеллект-карта расширяется, пока не заполнит все доступное пространство».

2. Первоначальная редакция

2.1. Позвольте себе короткий перерыв, чтобы дать мозгу возможность отдохнуть и приступить к сведению воедино мыслей, генерированных до сих пор.
2.2. После этого вам потребуется начать новую интеллект-карту, на которую вы нанесете главные ветви, или базовые порядковые идеи, и на которой будете комбинировать информацию, выделять категории, строить иерархии, находить новые ассоциации и пересматривать в контексте этой новой интеллект-карты все идеи, которые поначалу казались вам нелепыми или абсурдными.
2.3. Редактируйте интеллект-карту, особо фиксируя отзвуки или даже повторения ранее зафиксированных идей, появившиеся в удаленных от центра, периферических частях карты. Они принципиально «отличаются» тем, что присоединены к «другим» ветвям, отходящим от центрального образа.
Эти повторения, находящиеся на периферии вашей интеллект-карты, отражают глубинную значимость идей, которые, будучи скрыты в глубине ваших хранилищ знания, заявляют о себе на каждом повороте русла ваших мыслей.
2.4. Придайте этим идеям и концепциям ментальный и визуальный вес:
— выделите их подчеркиванием при втором появлении;
— заключите в границу замкнутой или иной формы при третьем появлении;
— поместите в «оболочку» трехмерной формы, например параллелепипеда при четвертом.
Связывая визуально эти трехмерные области на вашей интеллект-карте с помощью трехмерных стрелок, вы в состоянии создавать в буквальном смысле новые ментальные системы, дальнейшая работа с которыми способна привести к творческим озарениям — результату взгляда на привычные вещи под новым углом зрения.
2.4. Выберите новые центры. Любая оригинальная идея, получившая вторую жизнь на окраинах мысленного поля, может стать новым центром. Со временем и этот новый центр сменится другим, являющим собой еще более продвинутую концепцию.
3. Инкубация. Отвлечение от проблемы. Неожиданные творческие мысли нередко осеняют нас, когда мы отдыхаем — скажем, когда гуляем, совершаем утреннюю пробежку, спим или предаемся мечтам. Это связано с тем, что в условиях, когда мозг отдыхает, процесс радиантного мышления исподволь охватывает все более отдаленные области подсознания, что увеличивает вероятность ментальных прорывов.

4. Вторичная реконструкция и ревизия

После стадии инкубации ваш мозг сможет, так сказать, бросить свежий «консолидирующий» взгляд на всю информацию, собранную на первой и второй интеллект-картах.
4.1. Выполните еще одно упражнение на взрывное извержение ассоциаций с тем чтобы довести до логического завершения упомянутую консолидацию.
4.2. Приймите во внимание всю информацию, собранную и обработанную на этапах 1, 2 и 3, с тем чтобы придать вашей интеллект-карте окончательный вид.
Для творчески мыслящего создателя интеллект-карт новая идея автоматически помещается в новую же систему взглядов, формирующуюся в подсознании в период инкубации. В итоге он раздвигает границы своего мышления; предмет изучения для него обрастает ценными мнемоническими и мысленно-визуальными характеристиками, что способствует новым творческим озарениям и ведет, по большому счету, к конечной цели любого учения — мудрости.

5. Заключительная стадия

На этой стадии вам необходимо заняться поиском требуемого решения или достижением того, что являлось исходной целью вашего творческого предприятия. Это нередко подразумевает соединение связями отдельных элементов окончательной интеллект-карты

7. Преимущества творческих интеллект-карт

1. Они автоматически активизируют все способности человека к творческому мышлению.
2. Наблюдается рост ментальной энергии, по мере того как создатель интеллект-карты продвигается к своей цели.
3. Создатель карты имеет редкую возможность обозревать одновременно все многообразие аспектов объекта изучения, что увеличивает вероятность удачных творческих ассоциаций или умозаключения.
4. Интеллект-карты дают возможность «прорваться» к идеям, которые, так сказать, пребывают на «окраинах» мыслительного горизонта.
5. Они увеличивают вероятность интеллектуального прорыва.
6. Они содействуют инкубационному процессу, что увеличивает вероятность возникновения новых идей.
7. Они стимулируют раскованность в мыслях и юмористический взгляд на вещи, в связи с чем увеличивается вероятность рождения подлинно творческих идей.

Как составить интеллект-карту. Что такое интеллект-карты

Интеллект-карты. Как выглядят интеллект-карты. Что это такое. Сферы применения интеллект-карт. Как составить интеллект-карту. Правила составления интеллект-карт.

Что такое интеллект-карты?

Этот удивительный и увлекательный инструмент вошел в моду и в массовое использование не так давно. Автором-изобретателем интеллект-карт является Тони Бьюзен, известный деятель в области психологии обучения и развитии интеллекта

Что они из себя представляют?

Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы.

Почему запись в виде интеллект-карты удобнее и полезнее?

Интеллект-карта из книги Т. Бьюзена «Супермышление»

Все дело в особенностях нашего мышления. Наше мышление НЕ организовано как текст, линейно. Оно имеет именно такую структуру: ветвящуюся, каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями, эти другие понятия связаны с третьими и так далее до бесконечности.

Такая организация материала называется многомерной, радиантной. Именно такая структура наиболее органично отражает наше реальное мышление.

Точно также на физическом уровне соединяются нейроны в нашем мозгу: каждый нейрон опутывает сеть дендритов других нейронов, от одного нейрона по цепям связей мы можем перейти к другому нейрону.Наоборот, приходится удивляться, как человек может работать и мыслить линейно? Ведь наш мозг совершенно для этого не предназначен.

Интеллект-карты — наиболее адекватно отражает наше реальное многомерное радиантное мышление. Именно поэтому она более удобна в использовании по сравнению с обычным текстом. Интеллект-карты позволяют более качественно отобразить структуру материала, смысловые и иерархические связи, показать, какие существуют отношения между составными частями.

Благодаря своей структуре интеллект-карты позволяют раскрывать интеллектуальный потенциал. А достигается это за счет правильно организации и за счет работы обоих полушарий мозга. Ведь в подобной ветвящейся структуре работает как правое, так и левое полушарие мозга.

Краткое видео о том, как интеллект-карта связана с нашим мышлением

У интеллект-карт есть еще один замечательный эффект. За счет своей расширяемости и приспособленности для радиантного мышления, создание интеллект-карт способствует развитию потока ассоциаций, мыслей, идей.

Как правило, те, кто переходит на использование интеллект-картами, начинают замечать, как много идей образуется в ходе их изображения, часто даже не хватает первоначально отведенного мета под все идеи.

Именно поэтому в наш информационный век столь актуальным становится использование интеллект карт в самых различных областях жизни.

Краткое видео: преимущества интеллект-карт

Как можно использовать интеллект-карты?

Их можно использовать практически везде, в разных областях жизни. А именно:

Интеллект-карты в работе

  • создать общее видение проекта
  • создавать рабочие планы
  • планировать события, бюджет
  • подготовить план выступления, презентации
  • принимать решения
  • устроить мозговой штурм
  • генерировать идеи
  • создать мотивацию
  • написать цели
  • подготовить план переговоров
  • упорядочить мысли и идеи
  • Интеллект-карты в учебной деятельности

    • записывать учебные конспекты по книгам и на слух
    • создавать планы написания статей, книг, рефератов, дипломов
    • сдавать экзамены
    • структурировать любой материал, что позволяет понять суть, мысль автора, разложить по полочкам трудный материал
    • запомнить смысл материала. Интеллект-карты запоминаются в разы легче, чем любой текстовый материал
    • написать ряд взаимосвязанных гипотез
  • Интеллект-карты в быту

    • использовать в структурировании бытовых задач, бытовых дел
    • расписать достоинства и недостатки планируемых покупок и приобретений
    • создать Ваше личное генеалогическое дерево
    • описать структуру проведения праздника или иного события
    • спланировать отдых

Интеллект-карта из книги Т. Бьюзена «Супермышление»

Создание: как составить интеллект-карту?

К сожалению, не все понимают, как составить интеллект-карту правильно. Ведь часто именно из-за ошибок в ее составлении и непонимания принципов ее построения мы делаем только грубый набросок. Но оказывается, что допущенные неточности влияют на восприятие этой интеллект карты настолько, что она нам кажется недействующей, бессмысленной.

Поэтому рассмотрим основные правила. Алгоритм, как составить интеллект-карту:

1. Возьмите неразлинованный лист бумаги, расположите его альбомно, то есть горизонтально. Именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры при составлении интеллект-карт.
2. Возьмите несколько цветных карандашей, фломастеров, минимум три-четыре цвета. Использование цветов позволяет разделить информацию на блоки или ранжировать по важности. Все это облегчает восприятие информации, улучшает качество запоминания за счет сохранения визуальной картинки и активного подключения правого полушария.
3. Напишите крупно и объемно в самом центре основную тему. Желательно использовать крупные буквы, а также изобразить схематично или рисунком главную идею карты. Рисунки и графика еще больше подключают ресурсы правого полушария, что способствует быстрому запоминанию составленной интеллект-карты
4. От центра сделайте несколько ветвей, каждую из них обозначите ключевым словом. Ветви, расположенные вокруг центральной темы будут наиболее крупные, затем по мере ветвления, ветви будут уменьшаться. Такое деление визуально обозначит иерархию и взаимосвязи в интеллект-карте.
5. Продолжайте ветвление крупных идей на более мелкие, пока это Вам необходимо. Каждое понятие имеет ассоциативные связи с другими понятиями. Включайте процесс ассоциативного мышления. Тогда Ваша карта начнет быстро расти.

Какие основные правила составления интеллект-карт?

  • используйте радиантную структуру (от центра к периферии), отражающую иерархию понятий. Именно эта организация информации дает самый важный эффект интеллект карт — ассоциативность и многомерность
  • пользуйтесь цветами, чтобы выделять главные и второстепенные моменты. Цвет — тоже важен для смысла. Вы можете разделять цветом важное и неважное, более крупные и мелкие идеи, использовать разные цвета для разных сфер или иным образом пользоваться цветами
  • пишите только ключевые слова вместо фраз и предложений. Чем более емким будет Ваше ключевое слово, тем легче Вам будет запомнить всю интеллект-карту и тем проще будет само составление интеллект-карт
  • как можно чаще рисуйте вместо слов (графические формы, пиктограммы, небольшие рисунки, стрелки). Все это повышает качество восприятия и запоминания интеллект-карты
  • обобщенные блоки информации объединяйте либо цветом, либо обводкой, либо легким фоном для лучшего восприятия
  • проявляйте творчество и вырабатывайте свой стиль оформления. Основываясь на правилах вы можете создать свой особенный стиль интеллект-карт, который станет самым комфортным для Вас

Попробуйте сделать несколько простых интеллект-карт для тренировки. Вы почувствуете, насколько качественнее усваивается любой материал. Уверена, когда Вы поймете всю красоту и практичность этого инструмента, Вам откроются новые возможности во всех сферах жизни.

Также можете узнать, как с помощью интеллект карт работать быстрее с любой информацией: Как научиться быстрее работать с книгами и другой тексовой информацией

Успехов в применении!

Напишите в комментариях, для чего Вы используете интеллект-карты?

Статья на тему «Применение интеллект — карт на уроках истории и обществознания»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ – КАРТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Етнеут Анастасия Александровна

учитель истории, обществознания и МХК

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 пгт. Палана»

В настоящее время школьное образование в России находится на этапе реформирования. Прежде всего, это проявляется в многообразии форм и методов проведения современного урока, который подразумевает постоянный творческий поиск. Основной девиз стандартов второго поколения ФГОС — научить учиться. Научить учиться не только здесь и сейчас, но и на протяжении всего жизненного пути, поэтому главная задача учителя – создание и организация таких условий, которые будут стимулировать и мотивировать учащихся к деятельности. Каждый по – настоящему заинтересованный учитель хочет, чтобы его уроки, были интересными, разнообразными, увлекательными и, несомненно, запоминающимися. На этих критериях стоится непрерывный поиск новых форм и методов проведения современного урока, которых к настоящему моменту огромное количество. Одной из таких технологий, обладающей высокой мотивационной направленностью и познавательной активностью является интеллект — карта .

Интеллект-карты (в оригинале Mind maps) — это инструмент визуального отображения информации, представленного в виде образов, ассоциаций на листе бумаги в графическом виде . Англоязычное словосочетание Mind map дословно переводится как «карта ума» («map» — карта, «mind» — ум). Встречаются и другие варианты перевода этого понятия: ментальная карта, карта мыслей, диаграмма связей или ассоциативная карта.

Пример интеллект – карты на тему «Электронная почта»

Интеллект-карта представляет собой древовидную схему , на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи . Ветви, имеющие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами .

Пример интеллект — карты

Сам же процесс создания интеллект-карт получил название майндмэппинга (англ. mindmapping ) и на сегодняшний день признан удобной и эффективной техникой визуализации мышления и альтернативной записи — в отличие от традиционной линейной формы с использованием текста, списков, таблиц и схем.

Интеллект-карты являются разработкой Тони Бьюзена, британского писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. По мнению разработчика, интеллект — карта — это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге.

Сам же Тони Бьюзен в своей книге «Думайте эффективно», утверждает, что создавая интеллект-карты, он хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации, иными словами, инструмент, в основе которого лежали бы законы природы. Более того, с помощью этого инструмента люди могут реализовать творческие способности, а работать с ним — одно удовольствие.

Как обычно люди записывают свои мысли? Пишут текст, при необходимости добавляя к нему таблицы, графики, диаграммы и т.п., даже при условии того, что человек разработал собственную систему сокращения слов, выделения главных мыслей, содержание от этого принципиально не меняется — линейная запись остается линейной.

Чтобы вникнуть в суть объемного линейного текста, порой требуется приложить значительные усилия. Такой текст сложно запомнить, в нем сложно выделить главное, а самое неприятное — интерес к написанному может пропасть настолько, что идея просто не будет воплощена в жизни.

Другое дело, интеллект-карты. Сплошной текст и схемы однообразны. В майндмэппинге, напротив, используются такие инструменты, которые позволяют максимально разнообразить запись и тем самым активировать восприятие. Разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, образы и символы, значимые лично для вас — все это создает яркий визуальный продукт, который не оставит равнодушным.

В чем тут секрет? В отличие от линейной формы выражения мыслей, которая производится только одним, левым полушарием мозга, в майндмэппинге задействованы сразу оба, и правое, и левое. Благодаря этому техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее .

Пример интеллект — карты

Метод интеллект-карт может найти применение практически в любой сфере жизни, где требуется совершенствование интеллектуального потенциала личности или решение разнообразных интеллектуальных задач.

Выделяют шесть основных областей применения интеллект — карт:

Мозговой штурм . Майндмэппинг способствует свободному потоку идей и наталкивает на новые мысли через ассоциации

Создание заметок . Делать заметки в ментальной карте более эффективно и потом их легко можно просмотреть и запомнить

Планирование. Вы можете использовать карты, чтобы набрасывать планы проектов планировать мероприятия и многое другое.

Управление идеями. С помощью интеллект-карт Вы легко генерируете, захватываете и управляете идеями. Собирайте мнение участников, голосуйте и комментируйте темы

Управление совещаниями . Подготавливайте и распространяйте информацию для встреч, создавайте быстрые презентации, протоколы встреч и назначайте задачи

Управление знаниями . Интеллект-карты позволяют организациям хранить, обмениваться и управлять своими коллективными знаниями централизованно и надежно.

Интеллект — карты имеют следующие отличительные свойства:

Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

Возможность пересмотра . Пересмотр интеллект — карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Интеллект – карта как педагогическая технология

Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трем принципам:

«Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект — карт, правила и инструкции по их созданию.

«Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект — карт.

«Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.

Метод интеллект — карт дает обучающимся огромные возможности в процессе обучения, которые можно использовать на разных типах и формах урока, внеурочных и внеклассных занятиях, например:
1. Эффективнее готовиться к экзаменам

Собственная разработка интеллект – карты, используемая при подготовке к экзамену по обществознанию в 9 классе по теме «Форма государства». Выполнена при помощи программы MindMeister
2 . Запоминать больше информации. Темы на уроках истории и обществознания содержат много материла, что является сложным для усвоения и запоминания учащимися. Но с помощью мыслительных карт можно запомнить и классифицировать большое количество информации.

Интеллект – карта ученицы 8 класса по истории нового времени на тему «Германская империя: борьба за место под солнцем». Иллюстрирует совместную работу с детьми, в которой класс работал в группе и представлял свою часть материала в виде одного разветвления из общей интеллект – карты.

3. Осуществлять контроль собственной̆ интеллектуальной̆ деятельности : улучшать все виды памяти, задействовать оба полушария головного мозга;

Интеллект – карты учеников 6 класса по теме «Монгольская империя», которая была составлена на уроке. При таком варианте составления учитель совместно с учениками заполняет разветвления карты на этапе изучения нового материала. Часть от общей карты (в данном случае – это ветвь «Причины побед») выполняется учащимися дома при использовании дополнительных источников и учебника.

4. Повышать работоспособность

В ходе такого урока учащиеся сначала знакомятся с основами предложенной темы, а затем, составляют свой вариант интеллект – карты по данной теме, задействуя творческий потенциал и фантазию. Такая форма урока возможна только в том случае, когда ученики уже знакомы с принципами составления карт.

Учащиеся могут, как сами составлять интеллект-карту, так и с помощью учителя. Учителю лучше заранее самому составить свою интеллект-карту, чтобы не забыть те или иные важные моменты при изучении темы. Карту можно составить как вручную, так и с помощью компьютерных программ, которых большое количество и среди них вы можете найти бесплатную версию.

Метод интеллект — карт дает возможность учителю: повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность учащихся; развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности; активизировать деятельность; выявлять причины когнитивных затруднений; корректировать знания учащихся.

При помощи «Интеллект — карты» легче выделить основную мысль: она размещена в центре листа, четко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные – на периферии. Лучше видны связи между ключевыми понятиями. В результате информация будет воспроизводиться лучше и быстрее. Карту можно без труда дополнить новой информаций без вычеркиваний и вставок (советы при составлении интеллект – карт — приложение 1). На запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение интеллект — карт очень эффективно для использования на уроках истории и обществознания, так как данная технология развивает критическое мышление, позволяет использовать собственные ассоциации, также учащийся самостоятельно структурирует и отбирает важную информацию. Интеллект — карты построены на принципах, на которых построено наше мышление, поэтому информацию, записанную в виде интеллект — карт, легко воспринимать и запоминать, что делает процесс обучения увлекательным, запоминающимся и понятным.

Интеллект карты- гениальный метод для запоминания информации

Всем привет! Сегодня я расскажу Вам об интеллект-картах. Впервые я с ними познакомилась при прохождении одного тренинга.

Для получения доступа к новому занятию требовалось выполнить домашнее задание. И одним из пунктов было составление интеллект-карты пройденного урока.

Сначала мне показалось это бессмысленным. Но сделав несколько карт, я поняла на сколько гениален этот способ.

Теперь чтобы вспомнить некоторые моменты урока нет смысла смотреть его заново. Достаточно взглянуть на карту и сразу все необходимое всплывет в памяти. Это действительно здорово!

Но давайте обо всем по порядку. Я расскажу что, зачем и как.

Что такое интеллект-карты

Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей.

  • Центральная идея: вопрос, предмет исследования, цель;
  • Ключевые темы: структура, заголовки;
  • Подтемы: детализация ключевых тем.

Для создания интеллект-карт используются ключевые слова, картинки, символы. Но, как говорится, лучше один раз увидеть. Поэтому предлагаю несколько примеров интеллект-карт:

Примеры интеллект-карт

Существует множество способов создания карт, как простых, так и сложных.

Одна из статей на блоге посвящена методу 6 шляп. Если Вы еще ее не читали, то Вам сюда.

Ее содержание можно представить следующим образом:

И еще парочка примеров:

Используйте оба полушария мозга

Чем интеллект-карты лучше традиционных заметок?

Этому методу, созданному Тони Бьюзеном, учат финских школьников младшего возраста. И Финляндия имеет лучшие показатели успеваемости среди европейских стран.

Этот способ делать заметки является игровым, веселым и приятным в использовании. Нужно просто перечислить несколько ключевых слов, а затем организовать их логически, что может повлечь возникновение новых идей, а также способствует большей вовлеченности сотрудников во время совещаний.

Исследования Тони Бьюзена (специалиста по когнитивной науке) подчеркивают доминирующую роль левого полушария, как в школе, так и в обществе в целом, в ущерб правому полушарию.

Левое полушарие отвечает за слова, иерархию идей, числа, в то время как правое связано с творчеством, оно управляет пространством, анализирует информацию через краски и ритмы.

В двух словах, левое полушарие отвечает за логику, а правое — за творчество.

При создании обычных заметок Вы используете только левое полушарие, а при создании интеллект-карт Вы задействуете оба полушария.

Ментальная карта объединяет текст с изображениями. Можно провести параллель с разницей между и фильмом: легче запомнить фильм, так как он состоит из образов и звуков.

Хотите больше узнать об интеллект-картах и увеличить свою продуктивность с помощью них, тогда вам сюда .

Сфера применения

Карты можно использовать для:

  • запоминания содержания книг и курсов,
  • создания заметок,
  • поиска новых идей,
  • решения сложных проблем,
  • запоминания речей,
  • структурирования идей,
  • запоминания фильмов,
  • для тренировки памяти
  • для развития творческих способностей,
  • для организации мероприятий,
  • для запуска проекта.

Если Вы блогер, то Вы можете использовать карты при создании курса или электронной книги, для записи новых идей для статей, для составления плана работы над блогом, для проведения презентация.

Вы также можете использовать интеллект-карту в качестве бонуса за подписку. Кроме этого, Вы можете создавать карту, чтобы запомнить основные идеи из книг по личностному росту.

Как сделать интеллект карту

Для создания карты Вам понадобятся лист бумаги, карандаши или цветные ручки. Заодно отвлечетесь от компьютера.

Вы всегда начинаете с центра страницы. Это сердце вашей ментальной карты. Вы можете написать слово, символизирующую вашу проблему, например, «отпуск 2015» или нарисовать картинку, символизирующую ее.

Нужно ли хорошо рисовать, чтобы создать карту? Нет! Это ошибочное мнение. Вы создаете mind map для Вас. Главное, чтобы Вы могли распознать, что нарисовано!

Вокруг центральной идеи Вы отмечаете ключевые темы. Используйте цвета!

Ваш мозг любит цвета и запомнит лучше информацию! Используйте только одно слово в каждой теме!

Нужно писать не предложения, а понятия, ключевые слова! Больше рисуйте, небольшая картина стоит тысячи слов! Иногда вы можете даже полностью заменить слова картинками.

Например, вместо того, чтобы писать «телефонный звонок», Вы можете нарисовать телефон, Ваш мозг лучше запомнит изображение.

Возможно, первая карта не будет идеальной, но со временем Вы станете мастером в этом деле. Кстати, данный метод можно использовать для создания карты желаний.

Создание карты мыслей — увлекательное задание, но стоит заранее отвести определенный лимит времени на эту деятельность, иначе Вы можете потратить больше времени, чем это необходимо, и добавить лишние элементы на карту.

Если Вы считаете, что рисовать Вы не способны, то и это не проблема. Существуют специальные сервисы, с помощью которых Вы в два счета создадите интеллект-карту онлайн бесплатно.

Об одном из них я рассказываю в видео.

Поделитесь в комментариях, что Вы думает о данном методе и используете ли его?

Основные принципы работы интеллект-карт

«Мы живем в век информации». Это утверждение мы слышим отовсюду все чаще и чаще, и оно уже набило многим оскомину. Большинство людей уже не обращают на него никакого внимания. Кроме тех, кто действительно понимает, насколько серьезно обстоят дела.

Количество офисных сотрудников растет. Представители бизнеса, начиная с металлургических заводов и заканчивая консалтинговыми компаниями, обмениваются отчетами, письмами, коммерческими предложениями. Все участвуют в презентациях, совещаниях, конференциях, готовят и проводят их. Все большее число компаний переходят к проектной системе управления как более эффективной, где чуть ли не каждый сотрудник становится руководителем проекта. Обмен информацией становится с каждым годом все интенсивнее. По данным исследователей, количество электронной информации, получаемой среднестатистическим офисным сотрудником, удваивается раз в 2–3 года! Но есть ли у нас время обращать на это внимание?

Если 15 лет назад рабочий стол менеджера был завален кучей бумаг и документов, так как они были основным источником получения необходимой информации, то сейчас на рабочем столе может находиться только компьютер. Однако это нисколько не уменьшило стресс от работы с информацией, так как стоит менеджеру открыть компьютер, как на него обрушивается огромный поток сообщений, документов, задач и планов, что часто превращает рабочий день в хаос.

Как успешно справляться с потоком поступающей информации? Как тратить на обработку, анализ и принятие решения по полученной информации минимум времени и сил? Как превратить умение быстро и эффективно обрабатывать поступающую информацию (и принимать на ее основе правильные решения) в свое главное конкурентное преимущество в век агрессивно атакующей нас со всех сторон информации?

Ответ на этот вопрос дают современные технологии майнд-менеджмента, которые начали набирать популярность в современном мире в 70-е годы XX века.

История появления интеллект-карт

Все началось с публикации книги Тони Бьюзена «Работай головой» (1974). Тогда-то технология интеллект-карт и стала быстро набирать популярность, доказывая свою применимость на практике для решения самых разнообразных интеллектуальных задач.

Однажды второкурсник Тони Бьюзен искал в университетской библиотеке книги об эффективном использовании способностей мозга. Ему предстояло справиться с огромным количеством учебного материала, и он хотел узнать, как такие функции мозга, как запоминание, восприятие и анализ, могут быть наилучшим образом использованы в учебном процессе. Ему посоветовали обратиться в отдел медицинской литературы. В ответ на слова о том, что он не хочет делать операции на мозге, а только хочет научиться правильно его использовать, библиотекарша сказала, что таких книг не существует. Это и стало толчком для Бьюзена. Он все-таки пошел в отдел медицинской литературы, нашел книги по физиологии мозга и использовал новые знания для создания своего метода интеллект-карт.

Он достиг потрясающих результатов, став одним из лучших студентов. Тони Бьюзен превратил процесс обучения в увлекательное и, что главное, очень эффективное занятие. Потом он стал факультативно заниматься с неуспевающими школьниками, которых все считали безнадежными, и с каждым из них достиг потрясающих результатов. Один из таких школьников воскликнул: «Я не был неспособным к учению — у меня просто не было настоящего учения!» 1

Тони Бьюзен вспомнил про Ньютона, Эйнштейна, которые в школе перебивались с двойки на тройку, и задал важные вопросы: «Умеем ли мы учиться? Правильно ли мы используем свой мозг?» Применив свой метод на практике, автор решил, что его можно эффективно использовать в любой интеллектуальной деятельности, а особенно в бизнесе. Ведь что такое бизнес, как не способность быстро собрать из разных источников и проанализировать информацию (о конкурентах, потребностях клиента, о поставщиках, о рынке, о ценах, тенденциях, прогнозах и др.), принять на ее основе быстрое и правильное решение и потом обеспечить его выполнение? Так родилась книга «Работай головой». В ней Бьюзен популярно описал метод интеллект-карт. В его основу он положил основные принципы работы человеческого мозга, объяснил, что мы используем наш биологический компьютер под названием «мозг» неэффективно, и предложил способ повысить эту эффективность.

Интеллект-карты стали успешно применяться во многих областях интеллектуальной работы. С распространением компьютеров стали появляться первые программы для их построения в электронном виде, что открыло дополнительные возможности для корпоративного применения и решения бизнес-задач. Творческие способности людей, применявших этот метод, стали раскрываться сильнее, что неизбежно повысило их результативность. Интеллект-карты стали основным инструментом выполнения задач для многих работников интеллектуального труда, в том числе теперь — и в России.

Правила построения интеллект-карт

Удобнее всего объяснить правила построения интеллект-карт с помощью. самой интеллект-карты (рис. 1).


Рис. 1. Правила построения интеллект-карт

Прокомментируем представленные правила более подробно.

1. Главное!

1.1. Начинайте с центра. В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект-карты. Начинайте с главной мысли — и у вас появятся новые идеи, чем ее дополнить.

1.2. Читайте по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт. Если вы задаете другую последовательность, обозначайте очередность чтения порядковыми цифрами.

1.3. Используйте разные цвета! В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. Разные цвета могут по-разному восприниматься и имеют разное значение в разных культурах и у разных людей. Более подробно об этом рассказано ниже.

1.4. Экспериментируйте всегда! В течение своей практики автор видел множество интеллект-карт. И у каждой из этих карт был свой неповторимый индивидуальный стиль. Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже оказывается уникальной и неповторимой. Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас.

2. Центральный образ

Одно из ключевых понятий в создании интеллект-карт, без которого невозможно создание ключевых ассоциаций, из которых и будет построена интеллект-карта. Центральный образ должен быть для вас самым ярким объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной целью создания интеллект-карты. Для этого максимально четко ставьте задачу, используйте при создании центрального образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки.

3. Оформляйте!

Рисуйте! Если вы сомневаетесь, стоит рисовать или нет, то выбор очевиден — рисуйте! Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Наш мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная ассоциация на любое слово. Вот эту первую ассоциацию и нарисуйте. Как правило, потом для восприятия информации с интеллект-карты вам даже не нужно будет читать, что там написано, — достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая информация.

Раскрашивайте! У каждого цвета есть свое значение, причем часто это очень индивидуально для каждого человека. Смысл того или иного цвета для отдельного индивидуума зависит от таких факторов, как личные предпочтения, предыдущий опыт, влияние культуры. В разных культурах у одного и того же цвета могут быть совершенно различные обозначения. Например, в России цветом траура считается черный, а в Японии — белый. В зависимости от придаваемого значения цвета можно существенно упростить и ускорить восприятие информации. Для того чтобы понять запрещающий цвет светофора, нужно мгновение. Точно так же вы можете считывать информацию с интеллект-карты, если будете понимать значения цветов, которые используются в ней. Вы можете придумать свои обозначения или воспользоваться нижеприведенной трактовкой автора.

Используйте ключевые слова! Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение. Как вы увидите ниже, информация, поданная в виде ключевых слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально быстро. Когда вы читаете лишь ключевые слова, у вас появляется чувство незавершенности, что вызывает множество новых ассоциаций, продолжающих интеллект-карту.

Если вы составляете карту вручную, используйте печатные буквы, так как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем обычный печатный.

Все появляющиеся новые ассоциации относите в дальнейшие ветки карты или заносите в комментарии вокруг объектов карты (топиков), которые при бумажном написании удобно делать на стикерах.

Связывайте мысли! Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ.

Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не больше 5–7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×