0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как и где учат на учителя

Педагогические вузы Москвы: популярные специальности

Какие специальности выбирают будущие педагоги?

Педагогика – понятие весьма обширное. В памяти большинства из нас словосочетание «педагогический институт» прочно связано с профессией школьного учителя или воспитателя в детском саду. Многие даже не подозревают, что педагогические вузы Москвы выпускают психологов, дефектологов, лингвистов… В последние годы всё более популярным становится психолого-педагогическое образование, повышается престижность социальной работы в сфере образования.

ТОП 10 популярных специальностей:

Если ориентироваться по среднему проходному баллу ЕГЭ, наибольшей популярностью у абитуриентов педагогических вузов 2011 году пользовались социология, экономика, иностранные языки, филология и лингвистика, а также психология. И это не удивительно. Ведь социолог или экономист может найти престижную и высокооплачиваемую работу не только в школе. А об иностранных языках и говорить нечего, человека с профессиональным глубоким знанием нескольких языков серьёзные работодатели с руками оторвут. В области языкознания диплом педагогического института имеет очень неплохой вес. Конкурс на эти специальности доходит до 7 человек на одно бюджетное место.

Высоко котируются и профессии, связанные с изобразительным искусством, сумма баллов ЕГЭ здесь доходит до 178. Скорее всего, это связано в ограниченным количеством мест для поступающих, ведь обучением творческих людей занимаются далеко не все педагогические вузы Москвы. Конкуренция здесь не очень большая – всего 3 человека на место, но следует учесть, что кроме хороших оценок абитуриенту не обойтись и без художественных способностей, — творческий конкурс никто не отменял.

А что же делать, если ЕГЭ не дотягивает до нужного балла, а вы с 1-го класса мечтали стать учителем и твёрдо уверены, что педагогика – ваше призвание?

Тогда неплохо задуматься о профессии музыкального работника, социального педагога или педагога начальных классов. Для того, чтобы начать обучение по этим специальностям, потребуется результат ЕГЭ, не превышающий 110 баллов.

Между прочим, если отвлечься от сухой статистики баллов, то в последние 10 лет профессии учителя начальных классов и воспитателя в дошкольных учреждениях уверенно набирают популярность и конкурс на эти специальности никогда не опускается ниже 3-х человек на одно бюджетное место.

Почему? Во-первых, если вы решите отдать свои умения и любовь малышам, вы никогда не останетесь без работы: рождаемость в России сейчас высока как никогда, а во-вторых, образование это очень разностороннее — первый воспитатель и первый учитель не обучают узкоспециальным предметам, а знакомят наших крох с огромным и бесконечно интересным окружающим миром. Нередко бывает, что общение с работниками детского сада и начальной школы определяет весь будущий путь маленького человека, ведь, по сути, это первые взрослые, с которыми малыш общается почти так же близко, как с родителями.

Я б учителем пошёл… Где учатся будущие учителя?

У абитуриентов, желающих получить высшее педагогическое образование в Москве, довольно широкий выбор. Список вузов Москвы, в которых предлагают свои услуги по обучению тем или иным педагогическим специальностям на бюджетной основе, содержит более 130 университетов, академий и институтов. Правда институтов, в которых профессиональное педагогическое образование является основным направлением, а не одной из разнообразных специальностей на каком-либо факультете, не так много.

По данным опроса сайта QIP.ru, в рейтинге педагогических вузов Москвы первое место с большим отрывом занимает Московский педагогический государственный университет (31248 голосов). Это один из старейших педагогических институтов, более 130 лет выпускающий педагогов самых разных специализаций.

Рейтинг педагогических вузов Москвы, принявших в 2011 году на бюджетные места по результатам ЕГЭ не менее 200 абитуриентов по педагогическим специальностям (средние баллы даны в расчёте на 1 предмет):

Ответы на важные вопросы о работе учителя ОБЖ

Есть стереотип, будто обязанности учителя ОБЖ в школе — рассказать о действиях при любых ЧС вплоть до землетрясения или цунами и в общих чертах объяснить, как оказывать первую помощь. Это неверное представление, и оно привело к печальным последствиям: и дети, и взрослые зачастую не умеют накладывать повязки, не понимают, как действовать во время пожара и даже не следуют простому правилу: если происходит что-то опасное — беги прочь, а не иди снимать происшествие на телефон.

Мы расскажем о неочевидных задачах учителя ОБЖ и о важности этой профессии. А также покажем срез зарплат специалистов по России и объясним что нужно для трудоустройства на эту должность.

Как стать учителем ОБЖ?

Чтобы разобрать этот вопрос детально, разделим его на два: расскажем отдельно про требования и про варианты обучения.

Что нужно, чтобы стать учителем ОБЖ ? Согласно профессиональному стандарту педагога , требуется образование:

Высшее или среднеспециальное по педагогике или по ОБЖ и ГО. Обратите внимание на этот момент: если вы окончили учебное заведение по профилю « основы безопасности жизнедеятельности », и в вашем документе об образовании не указана квалификация «учитель», вы все равно можете преподавать в школе.

Высшее или среднеспециальное по любому профилю при условии, что пройдены курсы профессиональной переподготовки по педагогике и ОБЖ. Это значит, что необязательно тратить несколько лет, чтобы получить специальность учителя ОБЖ . Вместо этого можно пройти курсы, которые длятся в среднем 5-7 месяцев.

В профстандарте также перечислены требования к знаниям, умениям и навыкам педагога. Обратите на них внимание и подумайте, есть ли моменты, над которыми вам еще предстоит поработать, чтобы стать хорошим преподавателем.

Где учиться на учителя ОБЖ ? Если у вас нет образования ни по преподаваемому предмету, ни по педагогике, вам нужно пройти курсы профессиональной переподготовки. В АНО «НИИДПО» есть несколько программ для вас. Приведем две из них для примера:

«Учитель ОБЖ (основ безопасности жизнедеятельности) и физической культуры. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС» . Обучение длится 7 месяцев. Хороший вариант для тех, кто хочет претендовать на преподавание сразу двух дисциплин — ОБЖ и физкультуры (хотя, конечно, вы можете выбрать и одну из них). В ходе обучения вы разберетесь в основах педагогики и психологии, научитесь работать по требованиям ФГОС, узнаете, как тренировать детей, обучать их правильным действиям при ЧС и оказанию первой помощи.

Если у вас уже есть нужное образование, но не хватает знаний или навыков, либо вы просто хотите работать еще лучше, приглашаем на курсы повышения квалификации. Обратите внимание на программу «Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС» — благодаря ей вы разберетесь в требованиях федерального государственного образовательного стандарта и научитесь работать, соблюдая их.

Может ли учитель технологии вести уроки ОБЖ?

Из-за острой нехватки педагогов в школе этот вопрос сейчас очень актуален.

Ответ — да, может, при условии, что у него есть соответствующее образование (достаточно курсов переподготовки по ОБЖ) или стаж работы в этой сфере от 3 лет (подойдет, в том числе работа военного).

Неочевидные задачи учителя ОБЖ: в чем они заключаются?

Педагог должен дать ученикам знания и навыки, которые им пригодятся. Вместо того, чтобы обучать правилам безопасного использования интернета, основам тактического поведения в разных ситуациях (включая прогулки по вечерам и посещение клубов) и проводить практические занятия по оказанию первой помощи до тех пор, пока дети все не усвоят, учителя рассказывают о землетрясениях и цунами, которые большинству жителей России не грозят. Между тем мошенничество и шантаж в интернете остается большой проблемой, как и несоблюдение простейших правил — не ходить вечером в одиночку, не ехать домой к едва знакомому человеку, не пробовать непонятные напитки «за компанию» и пр. Для подростков, которым хочется показать всем, какие они взрослые и крутые, это порой заканчивается плохо.

Учитель ОБЖ должен адаптироваться к современной ситуации, а не следовать старой программе. Не бояться говорить с учениками о терактах. Не отмахиваться от трагедий, которые происходят в городах России и мира — объяснять, как действовать правильно, моделировать ситуации, проводить практические занятия и тренировки. Приводить в пример то, что происходит в реальности, чтобы дети усвоили — каждый из них может попасть в сложную ситуацию и должен знать, как действовать.

Важно обучать детей действовать правильно не только в городе. Ученики должны знать, как развести костер, как сориентироваться в лесу, если они заблудились, какие ягоды и грибы можно есть, а какие нельзя и пр. Современные дети привыкли полагаться на гаджеты и без них порой чувствуют себя беспомощными. Хороший педагог может это исправить.

Каковы должностные обязанности учителя ОБЖ в школе?

Обучение и воспитание в рамках ОБЖ и допризывной подготовки.

Проведение факультативов и дополнительных занятий.

Подбор подходящих методов и средств обучения. Педагог должен учитывать не только возраст и подготовку учеников, но также их интересы и способности.

Проведение практических и самостоятельных занятий. Важно, чтобы дети не только послушали лекцию о накладывании повязок, но и сами научились пользоваться бинтами.

Оценка эффективности обучения и уровня усвоения материала. Если кто-то из детей плохо понял тему, с ним стоит поработать дополнительно.

Проведение мероприятий по охране труда педагогов и по защите здоровья и жизни учеников.

Организация медицинского обследования молодых людей для приписки к военкоматам.

Помощь в отборе учеников для поступления в военные учебные заведения.

Составление плана гражданской обороны образовательного учреждения и проведение соответствующих занятий.

Проведение учений и других мероприятий по ГО.

Участие в обеспечении функционирования образовательного учреждения при ЧС. Иными словами, учитель ОБЖ следит, чтобы средств индивидуальной защиты, огнетушителей и пр. было достаточно, чтобы все они были в рабочем состоянии и в доступности и чтобы в случае пожара или другой чрезвычайной ситуации все, кто находится в школе, смогли безопасно эвакуироваться.

Проведение практических занятий по действиям в экстремальных ситуациях.

Улучшение учебно-материальной базы.

Составление отчетов для военкоматов, а также документации по имуществу ГО. Ведение журналов успеваемости.

Сколько получают учителя ОБЖ?

Мы приведем только средние значения. Зарплата учителя зависит от его ставки (т.е. от количества рабочих часов) и дисциплин, которые он ведет. Например, если педагог преподает сразу физкультуру и ОБЖ, он будет зарабатывать больше. Преподаватели с опытом и квалификацией, особенно высшей, получают больше молодых специалистов. Зарплата в колледжах, кадетских корпусах и школах может различаться. Наконец, учителям могут давать премии — например, за победы учеников в соревнованиях или конкурсах.

Средняя зарплата учителя ОБЖ в Москве — 30—50 тыс. рублей (при высшей квалификации до 75 тыс.), в Санкт-Петербурге — 20—35, в Омске — 15—20, в Кемерово — 15, в Пскове — 10—15, в Ростове-на-Дону — 13—18, в Новосибирске — 20—25, в Мурманске — 25—30 тыс. рублей.

Школьный учитель

Учитель – профессия в сфере образования, которая заключается в обучении и воспитании молодого поколения с целью успешного и быстрого вхождения его в общественную жизнь. Профессия подходит тем, кого интересует психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Большинство педагогов работает в средней общеобразовательной школе учителями начальных классов, преподавателями отдельных предметов. Профессия учителя востребована в школах-интернатах, ПТУ, техникумах, колледжах, ВУЗах, в дошкольных учреждениях. Преподавателей различных курсов (английского языка, компьютерной грамотности, йоги и т.д.) также можно назвать высоким званием Учителя.

Специфика профессии

Работа учителя многопланова и включает в себя следующие функции:

  • объяснение нового материала доступными для определенного возраста средствами;
  • контроль за усвоением материала: опрос и оценка знаний учащихся;
  • проверка классных и домашних работ;
  • консультирование учеников и их родителей по подбору необходимых для обучения книг, пособий, рабочих тетрадей;
  • классное руководство;
  • проведение воспитательной работы с детьми;
  • помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся;
  • выявление интересов и склонностей учеников для адекватного подбора программ и методов обучения;
  • изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них;
  • формирование личности ученика;
  • развитие у учеников стремления к освоению новых знаний;
  • организация внеклассных групповых мероприятий, ведение дискуссий, диспутов, собраний;
  • объяснение текущих социальных событий и явлений;
  • участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ;
  • составление тематических и урочных планов;
  • оформление документации (журналов, отчетов).

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • творческая работа, предполагающая постоянный рост;
  • возможность подработки репетиторством;
  • возможен неполный рабочий день;
  • радуют успехи учеников;
  • высокий авторитет успешного педагога и благодарность учеников;
  • длинный 2-месячный отпуск – гарантированно летом;
  • работа с молодежью заряжает энергией, оптимизмом.

Минусы

  • невысокая зарплата в государственных школах;
  • нервная работа, требующая колоссального терпения;
  • подготовка к завтрашнему уроку, проверка тетрадей отнимают много личного свободного времени;
  • много общественной работы и ненужной писанины;
  • повторение одной и той же информации из года в год надоедает.

Место работы

  • образовательные учреждения (детские сады, школы, колледжи, техникумы, ВУЗы);
  • социальные организации (детские дома, приюты, интернаты, детские центры творчества и досуга);
  • подготовительные курсы для дошкольников;
  • работа в правоохранительных органах (детские приемники-распределители, колонии);
  • Российская академия образования;
  • городские и муниципальные учебно-методические центры;
  • репетиторская деятельность.
  • Личные качества
  • склонность к работе с детьми;
  • наблюдательность: умение увидеть тенденции в развитии ребенка, способности для формирования его умений, навыков;
  • умение заинтересовать учеников, повести за собой;
  • высокая степень личной ответственности;
  • ораторские и организаторские способности;
  • высокий уровень коммуникативных способностей;
  • способность уделять внимание нескольким объектам одновременно;
  • психическая и эмоциональная уравновешенность;
  • выдержка, самоконтроль и самообладание;
  • умение урегулировать конфликты;
  • терпение;
  • интерес и уважение к другому человеку;
  • стремление к самопознанию, саморазвитию;
  • оригинальность, находчивость, разносторонность;
  • тактичность;
  • целеустремленность;
  • энтузиазм, артистизм;
  • требовательность к себе и другим.

Карьера

Перспектива карьерного роста учителей связана с повышением уровня педагогического мастерства, победой в конкурсах профессиональных достижений, подготовкой успешных учеников (победителей предметных Олимпиад). Учитель может стать завучем или директором школы, перейти на руководящую работу в РОНО или ГорОНО. Можно открыть собственный бизнес по оказанию образовательных услуг.

Педагог

Во все времена и у всех народов педагоги пользовались заслуженным почетом, уважением, и, если хотите, благоговением. Такое особенное отношение со стороны общественности к этой профессии связано, прежде всего, с тем, что именно учителя оказывают наибольшее влияние на формирование мировоззрения, норм нравственности и интеллектуальных способностей у подрастающего поколения, а значит и у всего общества в целом.

Во все времена и у всех народов педагоги пользовались заслуженным почетом, уважением, и, если хотите, благоговением. Такое особенное отношение со стороны общественности к этой профессии связано, прежде всего, с тем, что именно учителя оказывают наибольшее влияние на формирование мировоззрения, норм нравственности и интеллектуальных способностей у подрастающего поколения, а значит и у всего общества в целом.

Вполне естественно, что стать педагогом как в древние времена, так и сегодня, может далеко не каждый, поскольку данная профессия требует наличия у человека особенных личностных качеств. А вот о том, каким должен быть педагог и в чем заключаются преимущества и недостатки этой профессии, мы Вам и расскажем.

Кто такой педагог?

В стародавние времена учителем считался каждый человек преклонного возраста, который имел возможность поделиться своим опытом (в области трудовой деятельности, норм поведения, знаний о природе и т.д.) с молодым поколением. Позднее профессия учителя была выделена в отдельную самостоятельную сферу, а также были сформированы основные принципы ведения преподавательской деятельности.

Современная педагогика объединяет целый ряд специализаций и профессиональных групп, которые различаются между собой по областям знаний (преподаватель литературы, математики, физики и т.д.), с учетом возрастных периодов обучающихся (учитель школы, преподаватель ВУЗа и т.д.), с учетом особенностей развития личности (например, педагог школы для детей с проблемами слуха), по направлениям воспитательной работы.

Основной задачей педагога является организация и ведение процесса обучения, а также воспитание обучающихся и формирование их гражданско-общественной позиции. Кроме того, педагоги составляют отчет о проделанной работе и принимают активное участие в разработках обучающих программ, методов и технологий.

Какими личностными качествами должен обладать педагог?

Поскольку профессия педагога, как правило, предполагает одновременное обучение сразу нескольких обучающихся, каждый из которых имеет индивидуальные особенности, учитель обязательно должен обладать такими качествами, как самообладание и эмоциональная уравновешенность. Помимо этого, невозможно представить себе педагога без таких личностных качеств, как:

  • толерантность — умение спокойно воспринимать особенности каждого обучающегося и признавать право учеников на собственное мнение;
  • дипломатичность — способность урегулировать возникший между обучающимися конфликт мирным путем;
  • изобретательность — стремление сделать учебный процесс интересным;
  • дар убеждения — способность доносить материал в доступной форме в зависимости от возрастных или других особенностей обучающихся;
  • гибкость поведения — умение «подстраиваться» под ситуацию и идти в ногу со временем (в том числе, при необходимости свободно переходить от формального к неформальному стилю общения);
  • эрудированность — иметь обширный багаж знаний, выходящий за пределы преподаваемого предмета, позволяющий при необходимости ответить практически на любой поставленный вопрос;
  • коммуникативность — способность найти «общий язык» с любым человеком, даже с очень проблемным.

Преимущества профессии педагога

Главным преимуществом профессии педагога, конечно же, является постоянное общение с большим количеством людей и осознание сопричастности к формированию общества. Кроме того, работа педагога имеет такие преимущества, как:

  • огромные возможности для самосовершенствования и самореализации;
  • возможность работать неполный день;
  • оплачиваемый двухмесячный отпуск летом;
  • возможность подработки репетитором;
  • почет и уважение со стороны благодарных учеников;
  • работа с молодым поколением, позволяющая долговое время не стареть душой.

Недостатки профессии педагога

К большому сожалению, в современной России профессию педагога принято считать благородной, но неблагодарной. Почему? Прежде всего, из-за невысокой официальной зарплаты в государственных образовательных организациях. Немалую роль при формировании такого мнения также сыграли такие недостатки, как:

  • фактически ненормированный рабочий день — несмотря на четко регламентированный рабочий график, учителям достаточно часто приходится тратить свое личное время на подготовку к предстоящим занятиям и проверку письменных работ обучающихся;
  • работа в нервной обстановке — в процессе занятий педагогу приходится не только объяснять новый материал, но и следить за дисциплиной, проводить воспитательную работу, заниматься урегулированием возникающих конфликтов и т.д.;
  • большой объем общественной нагрузки — педагогам нередко приходится не только организовывать своих подопечных для участия в тех или иных конкурсах, встречах, олимпиадах или фестивалях, но и принимать в них непосредственное участие;
  • монотонность — из года в год учителя повторяют одну и ту же информацию, и иногда это очень надоедает.

Что нужно, чтобы стать учителем в школе?

Говорят, что учитель – это больше чем профессия. Во времена античности педагогика считалась настоящим искусством. И сегодня, чтобы стать учителем, нужно соответствовать множеству критериев. Каким, например? Разбираем в нашей статье.

Заглянув в Федеральный закон № 273 «Об образовании», мы узнаем, что право на занятие педагогической деятельностью есть у «лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование и отвечающих квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам». Причём эти стандарты не условность, они очень чётко прописаны. Посмотреть, что должен уметь педагог, можно по ссылке .

Какое образование подходит для работы?

Итак, первое обязательное условие для учителя – профильное педагогическое образование за плечами. Причём оно должно быть получено в области, соответствующей преподаваемому предмету.

Какие стандарты есть для работы учителем?

Кроме того, как мы увидели выше, педагог должен соответствовать стандартам. Из них следует, что учитель – это человек, который развит по-настоящему всесторонне. И цель его – вести работу по нескольким направлениям одновременно, для которых нужны различные навыки. Вот они.

  • Уметь планировать и проводить уроки;
  • Использовать интересные и доступные подходы к обучению всех категорий детей;
  • Объективно оценивать знания учеников.
  • Владеть формами и методами воспитательной работы;
  • Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
  • Умение читать документацию специалистов (психологов, логопедов и т. д.);
  • Владеть методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу;
  • Уметь отслеживать динамику развития ребенка.

Какой опыт работы должен быть у педагога?

В отличие от иных профессий (например, судей, врачей и т. п.), для учителей и воспитателей ни в законе , ни в профессиональном стандарте требований к опыту работы не установлено. Так что если вы выпускник вуза и только-только получили диплом, можете не переживать. Работать вы сможете сразу после окончания университета.

Всё действительно так просто?

Отнюдь не так! Перед трудоустройством в школу будьте готовы к тому, что вам придётся проделать большую подготовительную работу по части документов. Помимо «базового пакета» нужен будет целый ряд дополнительных документов и справок из официальных учреждений вашего города или региона.

Вот неполный список:

  • Заявление о приёме на работу на имя руководителя учреждения;
  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • Трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • Свидетельство о постановке на учёт физического лица в налоговом органе (ИНН);
  • Документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • Документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний;
  • Справка судебного характера;
  • Медицинская книжка;
  • Медицинская справка об отсутствии противопоказаний. (Вам нужно будет заказать справку в наркологическом диспансере вашего города о том, что вы не состоите там на учёте.)
  • Аналогичная справка вам потребуется из психоневрологического диспансера.

И, конечно, не забывайте про портфолио! Характеристики с предыдущих мест работы, сведения о курсах повышения квалификации, грамоты и дипломы за участие в конкурсах, олимпиадах могут здорово помочь при трудоустройстве.

По словам Ольги Васильевой, «учитель – это главный человек в процессе образования». Так что и требования к отбору «главных среди равных» достаточно серьёзные. Кроме того, сложно не упомянуть о сравнительно невысоких зарплатах и других минусах этой работы. Честно ответьте себе на вопрос: готовы ли вы к этому? И если ваш ответ «да», тогда за дело!

Педагог

Во все времена и у всех народов педагоги пользовались заслуженным почетом, уважением, и, если хотите, благоговением. Такое особенное отношение со стороны общественности к этой профессии связано, прежде всего, с тем, что именно учителя оказывают наибольшее влияние на формирование мировоззрения, норм нравственности и интеллектуальных способностей у подрастающего поколения, а значит и у всего общества в целом.

Во все времена и у всех народов педагоги пользовались заслуженным почетом, уважением, и, если хотите, благоговением. Такое особенное отношение со стороны общественности к этой профессии связано, прежде всего, с тем, что именно учителя оказывают наибольшее влияние на формирование мировоззрения, норм нравственности и интеллектуальных способностей у подрастающего поколения, а значит и у всего общества в целом.

Вполне естественно, что стать педагогом как в древние времена, так и сегодня, может далеко не каждый, поскольку данная профессия требует наличия у человека особенных личностных качеств. А вот о том, каким должен быть педагог и в чем заключаются преимущества и недостатки этой профессии, мы Вам и расскажем.

Кто такой педагог?

В стародавние времена учителем считался каждый человек преклонного возраста, который имел возможность поделиться своим опытом (в области трудовой деятельности, норм поведения, знаний о природе и т.д.) с молодым поколением. Позднее профессия учителя была выделена в отдельную самостоятельную сферу, а также были сформированы основные принципы ведения преподавательской деятельности.

Современная педагогика объединяет целый ряд специализаций и профессиональных групп, которые различаются между собой по областям знаний (преподаватель литературы, математики, физики и т.д.), с учетом возрастных периодов обучающихся (учитель школы, преподаватель ВУЗа и т.д.), с учетом особенностей развития личности (например, педагог школы для детей с проблемами слуха), по направлениям воспитательной работы.

Основной задачей педагога является организация и ведение процесса обучения, а также воспитание обучающихся и формирование их гражданско-общественной позиции. Кроме того, педагоги составляют отчет о проделанной работе и принимают активное участие в разработках обучающих программ, методов и технологий.

Какими личностными качествами должен обладать педагог?

Поскольку профессия педагога, как правило, предполагает одновременное обучение сразу нескольких обучающихся, каждый из которых имеет индивидуальные особенности, учитель обязательно должен обладать такими качествами, как самообладание и эмоциональная уравновешенность. Помимо этого, невозможно представить себе педагога без таких личностных качеств, как:

  • толерантность — умение спокойно воспринимать особенности каждого обучающегося и признавать право учеников на собственное мнение;
  • дипломатичность — способность урегулировать возникший между обучающимися конфликт мирным путем;
  • изобретательность — стремление сделать учебный процесс интересным;
  • дар убеждения — способность доносить материал в доступной форме в зависимости от возрастных или других особенностей обучающихся;
  • гибкость поведения — умение «подстраиваться» под ситуацию и идти в ногу со временем (в том числе, при необходимости свободно переходить от формального к неформальному стилю общения);
  • эрудированность — иметь обширный багаж знаний, выходящий за пределы преподаваемого предмета, позволяющий при необходимости ответить практически на любой поставленный вопрос;
  • коммуникативность — способность найти «общий язык» с любым человеком, даже с очень проблемным.

Преимущества профессии педагога

Главным преимуществом профессии педагога, конечно же, является постоянное общение с большим количеством людей и осознание сопричастности к формированию общества. Кроме того, работа педагога имеет такие преимущества, как:

  • огромные возможности для самосовершенствования и самореализации;
  • возможность работать неполный день;
  • оплачиваемый двухмесячный отпуск летом;
  • возможность подработки репетитором;
  • почет и уважение со стороны благодарных учеников;
  • работа с молодым поколением, позволяющая долговое время не стареть душой.

Недостатки профессии педагога

К большому сожалению, в современной России профессию педагога принято считать благородной, но неблагодарной. Почему? Прежде всего, из-за невысокой официальной зарплаты в государственных образовательных организациях. Немалую роль при формировании такого мнения также сыграли такие недостатки, как:

  • фактически ненормированный рабочий день — несмотря на четко регламентированный рабочий график, учителям достаточно часто приходится тратить свое личное время на подготовку к предстоящим занятиям и проверку письменных работ обучающихся;
  • работа в нервной обстановке — в процессе занятий педагогу приходится не только объяснять новый материал, но и следить за дисциплиной, проводить воспитательную работу, заниматься урегулированием возникающих конфликтов и т.д.;
  • большой объем общественной нагрузки — педагогам нередко приходится не только организовывать своих подопечных для участия в тех или иных конкурсах, встречах, олимпиадах или фестивалях, но и принимать в них непосредственное участие;
  • монотонность — из года в год учителя повторяют одну и ту же информацию, и иногда это очень надоедает.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector