0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как начать разбираться в современном искусстве

Как начать разбираться в современном искусстве

1 апреля 2015 в 14:45

The Village запускает новую рубрику о самообразовании. Еженедельно мы будем выбирать одну интересную тему, в которой можно разобраться своими силами — с помощью книг, курсов и лекций, в выборе которых редакции помогают приглашённые эксперты. Новый выпуск посвящён нестареющему вопросу: рассказываем, как углубить или наконец сформировать знания о том, что случилось в мировом искусстве в XX веке и что происходит сейчас.

Андрей Ковалёв,

художественный критик,
доцент факультета искусств МГУ

Во-первых, надо понимать, что русский язык оказался недостаточным для того, чтобы обозначить современное искусство как понятие. В английском языке есть слова modern и contemporary. Modern — это классический модернизм в разных вариациях, который начинается с Поля Сезанна и кончается Джексоном Поллоком. Затем начинается contemporary. Русский язык оказался к этому глух; всё принято называть «современным искусством». По-русски современным лучше считать искусство последней трети XX века.

Основная проблема заключается в том, что люди не хотят разбираться в современном искусстве и уверены, что они уже всё знают. Когда задаётся вопрос, что хотел сказать Казимир Малевич «Чёрным квадратом», предполагается, что человек уже знает ответ на этот вопрос и он сугубо отрицательный. Надо снять своё недоверие к тому, что писсуар Дюшана или ещё что-либо — это искусство.

Неясности обычно возникают со второй половины XX века. Чтобы разобраться, лучше купить путеводитель по МoМА, Гуггенхайму и Помпиду и просто прочитать: там всё объяснено. Есть неплохая книга Сэма Филлипса, самая простая. Книжек о современном искусстве много, но одной книги, которая простым языком ответила бы на ваш вопрос, нет. Чтобы понимать тенденции, нужно следить за молодёжными номинациями премии Кандинского и «Инновации», смотреть Венецианскую биеннале, «Документу», «Манифесту», конечно же. Кроме того, у нас считается модным ездить на ярмарки современного искусства, но даже мне, профессионалу, тяжело разобраться на большой ярмарке.

Судя по видеозаписям, хорошие лекции по искусству в Москве читает Ира Кулик в «Гараже» и сотрудники Третьяковки на Крымском Валу. Понять, на какие выставки ходить в городе, сложно: здесь у нас всё обвалилось. Раньше этим занималась художественная критика. То, о чём написал Валентин Дьяконов в «Коммерсанте», — на это нужно было идти 100 %. Но теперь почти все издания, которые публиковали художественную критику, закрылись. Кое-что можно узнать в The Art Newspaper, в «Артгиде». И понимаете, я могу сказать, что в галерею XL нужно обязательно идти, но ведь и там бывают плохие выставки. Много интересных выставок бывает в ММОМА, но бывает и очень много плохих. В «Гараже» примерно 80 % хороших выставок — к сожалению, это фактически единственное такое место.

Современное искусство гораздо проще, чем то, что висит в Лувре. Меня шесть лет учили, и то я до конца не всё понимаю, что там нарисовано. Вот вы уверены, что понимаете «Ночной дозор» Рембрандта? Три четверти искусствоведов не видят в «Ночном дозоре» главный сюжет — этот свет, который льётся неизвестно откуда. Его видят только суперпрофессионалы. А кто видит снег в «Боярыне Морозовой»? Искрящийся, чуть запачканный снизу снег. Секрет в том, чтобы больше смотреть. Для того чтобы понять этот снег, нужно посмотреть сто тысяч картин, а для того чтобы понять, что значит старый башмак — всего лишь прочесть сопроводительный текст.

Что читать

Сэм Филлипс. «. Измы. Как понимать современное искусство»

Универсальный путеводитель по группам, школам и стилям XX века для тех, кто застрял в своих знаниях на уровне школьных уроков МХК: английский искусствовед и автор журнала Frieze Сэм Филлипс раскладывает по полочкам течения, их суть и основных представителей — всё без лишней воды и аналитики.

Екатерина Андреева. «Постмодернизм. Искусство второй половины XX — начала XXI века»

Книга одного из ведущих российских художественных критиков и научного сотрудника Государственного Русского музея об эволюции изобразительного искусства от 40-х годов до наших дней. Большое внимание уделено и творчеству российских художников.

Роузли Голдберг. «Искусство перформанса. От футуризма до наших дней»

Роузли Голдберг — основательница биеннале Performa и исследователь перформанса, не раз приезжавшая со своими выставками и в Москву. «Искусство перформанса» — это дополненное издание книги Голдберг 1979 года, как ясно из названия, глубоко погружающая в вопрос: три сотни страниц как о «Победе над Солнцем» и представлениях «Кабаре Вольтер», так и об акциях Мэтью Барни.

Борис Гройс. «Казимир Малевич»

В серии «Имена» издательство Ad Marginem публикует портреты-эссе выдающихся специалистов о представителях русского искусства. Например, здесь философ Борис Гройс разбирается в феномене Казимира Малевича и в его попытках создать вневременное искусство.

Дональд Томпсон. «Как продать акулу за 12 миллионов долларов. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах»

Полезная книга об экономике современного искусства, завязанная на истории с пятиметровой тигровой акулой, проданной Дэмиеном Хёрстом в частную коллекцию сначала за 50 тысяч фунтов, а спустя несколько лет — за 12 миллионов долларов. На примере этой и других историй Томпсон показывает, как арт-рынок формирует судьбу порой самых необычных произведений.

Что смотреть

Наталья Смолянская — о временных рамках современного искусства

Искусствовед и доцент «Русской антропологической школы» РГГУ рассказывает на «Постнауке» о том, каких художников вообще принято называть современными и как объекты становятся произведениями искусства. Там же — ещё одна небольшая лекция Смолянской, посвящённая происхождению и концепциям авангарда.

Академия Хана: «Век глобального конфликта»
и «1970 — настоящее время»

В запасе у некоммерческой образовательной организации «Академия Хана» — пожалуй, один из самых подробных путеводителей по истории искусства вообще и по процессам XX века в частности. Здесь можно обнаружить лекции не только о знаковых художниках, но и об архитекторах или фотографах, а также тесты и текстовые гиды по тому или иному периоду.

Эдинбургский университет: «Уорхол»

Временно ушедший на перерыв, но хитовый курс профессора Глина Дэвиса об одном из самых популярных художников XX века, поделённый на пять повлиявших на философию Энди Уорхола тем: знаменитости, секс, деньги, смерть и время.

Люк Сайсон — о том, как полюбить «бесполезное» искусство

Куратор нью-йоркского Метрополитен-музея и эксперт по искусству Возрождения рассказывает на TED о том, как ему пришлось сменить место работы и принять то искусство, которое раньше вызывало недоумение.

Университет Цинхуа: «Западное и китайское искусство: маcтера и классики»

В хорошем смысле консервативный курс пекинского университета, противопоставляющий историю искусства Запада и Востока. Стартует 6 апреля с Гомера и прочей античности, а к финалу доберётся до Марселя Дюшана и того же Энди Уорхола.

Паола Антонелли — о том, как в коллекции МоМА появились видеоигры

Крайне важная своим посылом лекция куратора Нью-Йоркского музея современного искусства о том, почему MoMa сделал выставку о Пакмане и почему художественные критики приняли в штыки тетрис рядом с картинами Пикассо.

«Универсариум»: Современное русское искусство

Стартующий летом и полезный более всего старшеклассникам на каникулах цикл лекций искусствоведа и научного сотрудника ММСИ Полины Зотовой и психолога Алеси Миюзовой, в котором на примерах самых известных работ XX века обещают выявить связь искусства с историей нашей страны.

Где учиться

«Несимметричные подобия»

Курс художественного критика и культуролога Ирины Кулик, в рамках которого она каждый год сводит в пары известных художников XX века. В этом сезоне цикла слушателей ждут столкновения Эгона Шиле с Хансом Беллмером, Энди Голдсуорси с Бэнкси, а также Вито Аккончи с Деннисом Оппенгеймом.

Где: музей «Гараж»

Когда: 18 февраля — 23 декабря

Стоимость: бесплатно

«Искусство XIX–XX веков»

В лектории Пушкинского музея, что в Колымажном переулке, к апрелю как раз закончили разбираться с Мане и Сезанном и перешли к XX веку: в течение пяти ближайших недель научные сотрудники музея расскажут последовательно о Хансе Арпе, Джексоне Поллоке, Рое Лихтештейне и искусстве последних десятилетий.

ГДЕ: лекторий ГМИИ имени Пушкина

КОГДА: среды февраля-апреля

СТОИМОСТЬ: абонемент на курс продан, разовая лекция — 100 рублей

«Современное искусство
и музыка»

Один из множества интересных циклов в Московском музее современного искусства: художник, основатель «Термен-центра» и преподаватель Школы имени Родченко Андрей Смирнов рассказывает о музыкальных тенденциях XX века. Курс стартует на этой неделе лекцией о музыке футуристов, экспериментальной музыке 50–70-х годов и концепции случайности Джона Кейджа.

ГДЕ: ММСИ на Тверском бульваре

КОГДА: 2, 9, 16, 23 апреля

СТОИМОСТЬ: 200–400 рублей

The Village выражает благодарность за помощь в подготовке материала Александру Журавлёву и Алине Глазун.

10 лучших онлайн-курсов для тех, кто мечтает разбираться в искусстве

Хотите получать удовольствие от современного искусства, знать, чем Возрождение отличается от проторенессанса, и чем вдохновлялись великие русские писатели?

Для тех, кто мечтает разбираться в искусстве, AdMe.ru собрал 10 лучших бесплатных онлайн-курсов. Смотрите и слушайте.

Понять искусство

Этот курс — находка для тех, кто хочет научиться разбираться в искусстве. Он дает основные понятия теории, рассказывает о жанрах и техниках. Слушатели узнают, как научиться получать удовольствие от современного искусства и «читать» арт-произведения, а также что такое «точка смотрения», и почему этот «кусок пластмассы» является гениальным творением.

Длительность: 7 недель
Начало: 14 сентября
Язык: русский
Стоимость: бесплатно
Автор: Проект MediaNovation
Универсариум

Русский авангард

© «Купание красного коня», К.Петров-Водкин

Курс ведет историк искусства и эксперт по русскому искусству ХХ века Андрей Сарабьянов. Слушатели узнают, кем были первые авангардисты, чем они вдохновлялись и как эпатировали публику, и как попытались увлечь своими утопиями всю страну. Лектор расскажет как возникло самое известно полотно русского авангарда — «Черный квадрат», и чем закончились творческие поиски Малевича.

Длительность: 5 лекций и 20 дополнительных материалов
Начало: можно заниматься в любое время
Язык: русский
Стоимость: бесплатно
Арзамас

Как понимать живопись 19 века

© «Утро стрелецкой казни», В.И.Суриков.

Илья Доронченков, декан факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге, расскажет о том, как художники 19 века переосмысливали исторические события, о символах и смыслах, которыми они наполняли свои картины. В качестве примера лектор рассмотрит восемь полотен известных художников, среди которых Гойя, Делакруа, Суриков и Мане. Слушатели узнают, к примеру, как Суриков написал главную трагедию истории, разделил народ и государство и стал русской гордостью.

Длительность: 8 лекций и 40 дополнительных материалов
Начало: можно заниматься в любое время
Язык: русский
Стоимость: бесплатно
Университет: Европейский университет в Санкт-Петербурге
Арзамас

Леонардо да Винчи в 3D

© «Мона Лиза» Леонардо да Винчи

Авторы курса, преподаватели Российского государственного гуманитарного университета, предлагают «поговорить» с Леонардо и попытаться понять Мастера, его величие и его трагедию. Слушатели курса узнают о том, как с помощью 3D-сканеров, 3D-принтеров, лазерных каттеров можно создавать, реконструировать сложные объекты, придуманные художником в далеком прошлом.

Длительность: 8 недель
Начало: скоро, можно записаться на перезапуск
Язык: русский
Стоимость: бесплатно
Университет: РГГУ
Универсариум

История искусства от Оксфордского университета

© «Вавилонская башня», Питер Брейгель старший

В этой подборке аудиозаписи 30 лекций, которые читают для студентов лучшие преподаватели факультета истории искусств Оксфордского университета. Темы разные: от европейской средневековой архитектуры до искусства Китая.

Длительность: 30 лекций
Язык: английский
Начало: можно заниматься в любое время
Стоимость: бесплатно
Университет: Оксфордский университет

Умные вещи

Курс приглашает отправиться в воображаемое путешествие в культурное пространство, населенное объектами, созданными человеком: дверями, окнами, зеркалами и так далее. В конце путешествия слушатель сможет различать авторские метафоры в живописи и расшифровывать литературные символы.

Длительность: 7 недель
Начало: скоро, можно записаться на перезапуск
Язык: русский
Стоимость: бесплатно
Университет: МГУ
Универсариум

Шедевры западного искусства

© «Бар в Фоли-Бержер», Мане

Массачусетский колледж искусств знакомит с историей европейского искусства на примере 24 величайших произведений. Среди них картины, скульптуры, памятники архитектуры, музыкальные и литературные шедевры: от афинского Парфенона до полотен Поллока.

Длительность: 9 модулей
Начало: можно записаться, о запуске сообщат
Язык: английский
Стоимость: бесплатно
Университет: Массачусетский университет
Cadenze

Театр английского возрождения

© «Портрет Елизаветы I», Джордж Говер

Театровед и театральный критик Марина Давыдова расскажет о театре времен Шекспира — находки и озарения того времени легли в основу современного театрального искусства. Слушатели узнают, как устроен английский театр, чем он похож на мир и как спектакль по пьесе «Макбет» может утянуть нас в средневековое прошлое.

Длительность: 3 лекции и 18 дополнительных материалов
Начало: можно заниматься в любое время
Язык: русский
Стоимость: бесплатно
Арзамас

Петербургские перекрестки

© «Портрет Пушкина», Александр Кравчук

Литературные прогулки по Санкт-Петербургу с лучшими преподавателями словесности, которые расскажут ученикам о петербургском тексте, несколько веков создаваемым русскими писателями и поэтами. Слушатели курса узнают о том, как северная столица вдохновляла многие поколения великих русских писателей и поэтов, познакомятся с Петербургом Державина, Пушкина, Блока, Мандельштама, Ахматовой, Бродского.

Длительность: 5 недель
Начало: октябрь 2015, записавшимся о дате старта сообщат
Язык: русский
Стоимость: бесплатно
Университет: СПБГУ, РГПУ им. Герцена
Лекториум

Современное русское искусство

Авторы предлагают познакомиться с основными понятиями и формами искусства XX века. Из лекций можно узнать, как и почему в XX веке радикально менялись темы и жанры в искусстве, как развитие искусства связано с историей нашей страны, а также для кого и зачем существует современное искусство. И понять, наконец, что такое инсталляция и перфоманс.

Длительность: 10 недель
Начало: 3 августа, но можно присоединиться или записаться на следующий курс
Язык: русский
Стоимость: бесплатно
Автор: Московский музей современного искусства
Универсариум

Как научиться разбираться в современном искусстве

Попробуйте взглянуть на странные экспонаты и эксцентричных художников по-новому.

1. Поймите, что это и зачем оно вам

Наиболее распространённых мнений два. Либо что современное искусство — это какое‑то надувательство, а те, кто им интересуется, просто снобы. Либо что для его понимания нужно иметь художественное образование, а обычному человеку его никогда не постичь. Но как бы современное искусство ни отличалось от классического, оно часто говорит о том же: об эмоциях, поисках себя, окружающем мире и нашем месте в нём. Просто делает это совсем по‑другому.

Для начала давайте разберёмся, какое именно искусство считается «современным». В английском языке существует два термина: modern art и contemporary art. Первым называют то, что создавалось примерно в 1900–1970‑е годы, а вторым — всё, что после. По‑русски оба эти пласта искусства называют одним словом — «современное». Но в этой статье речь пойдёт только о художественных практиках, которые начали складываться с последней трети XX века, то есть о contemporary art.

Как пишут авторы обучающего курса «Короче, современность!», «особенность современного искусства в том, что оно давно перебралось в повседневность и существует вне пределов музеев и галерей». Сегодня совриском может стать всё что угодно: предмет, явление, процесс. Да, оно по‑прежнему включает в себя живопись и скульптуру, но это только два из множества вариантов носителей для передачи замысла художника.

«Фонтан», Марсель Дюшан, 1917 год, реплика 1964‑го. Объект стал одним из первых «редимейдов» – предметов массового производства, которые художник лишает их функции, переносит в другой контекст и таким образом превращает в арт-объект. «Фонтан» стал вызовом старому миру и запустил огромные перемены: именно после него стало понятно, что искусством теперь может стать всё что угодно, если художник вкладывает в это какую‑то идею. Фото: Jonathan Nackstrand, afp.com

Не спешите говорить, что такое совсем не для вас. Современное искусство настолько обширно, что каждый сможет отыскать что‑то для себя: стрит‑арт, лэнд‑арт Произведения неразрывно связаны с природным ландшафтом. , видеоарт Произведения создаются с использованием видеотехники. , перформансы Произведением становятся действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. , акционизм Искусством становится ситуация, созданная художником и имеющая для него какой‑то смысл. , театральные постановки с участием зрителей, современный танец — и это далеко не всё. Наверняка найдётся что‑то, что тронет именно вас, окажется созвучным вашему личному опыту.

Можете начать с более привычных всем музеев и галерей. Просто откажитесь от ожидания увидеть на выставке что‑то «красивое», потому что в современном искусстве главное не красота, а идея и то, как она выражена.

2. Усвойте общие принципы

Первое, что характерно для современного искусства, – разнообразие. И это касается всего: материалов, форм выражения, концепций и тем. Сейчас нет единой идеологии или «изма»: художники отражают в своих работах пёстрый культурный ландшафт, привлекают внимание к актуальным проблемам. Например, на сегодняшний день есть много работ о консьюмеризме, экологическом кризисе, поиске идентичности, зависимости от технологий и соцсетей, глобализации и миграции.

Такое разнообразие сбивает с толку неподготовленного зрителя. Но именно благодаря ему современное искусство, как зеркало, отражает наше общество и культуру.

Оно становится инструментом, с помощью которого можно по‑новому взглянуть на привычное и переосмыслить его.

Вторая важная черта — активное участие зрителей в формировании смысла произведения. Некоторые художники говорят, что зритель дополняет или даже завершает его, привнося собственные размышления, толкования и опыт.

«В сторону объекта», Авдей Тер‑Оганьян, 1992 год, Галерея в Трёхпрудном переулке. Художник напивался и засыпал на полу галереи, превращаясь в выставочный объект. Фото: Архив А. Астаховой.

Это особенно характерно для перформансов и хэппенингов Произведением искусства становятся действия, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. . В них зритель максимально вовлечён в создание произведения.

Не путайте эти жанры с акционизмом. В нём акцент тоже переносится с художественного произведения на процесс его создания, но акции — это чистый жест, декларация. Они часто носят более радикальный, политический, протестный характер.

И в‑третьих, важность объекта современного искусства заключается не в его физической форме, а в смыслах, формирующихся в процессе толкования. Они дополняют те идеи, которые изначально вдохновили автора. Благодаря этому искусство провоцирует нас размышлять о том, что происходит в сегодняшнем мире.

3. Ходите и смотрите

Есть два подхода знакомства с современным искусством. Первый — понять, почему оно возникло и как связано с предыдущими направлениями. «В противном случае мы будем воспринимать произведения лишь на уровне узнаваемой по силуэту картинки, а в современном искусстве первого уровня зачастую просто нет», — пишут авторы книги «Современное искусство и как перестать его бояться». Чаще всего советуют начать с импрессионистов и проследить историю развития искусства до наших дней.

Второй подход прямо противоположен — просто смотреть на работы, не углубляясь в историю.

«Остановитесь. Дышите. Расслабьтесь. Не думайте, просто смотрите, впустите его в себя. Впитайте окружающую обстановку, ощутите пространство перед собой, освободите сознание, дайте внутреннему монологу отойти на второй план, а глазам — привыкнуть», — пишет британский художественный критик Оссиан Уорд в своей книге «Искусство смотреть». Он советует глядеть «на каждое произведение, как будто вы впервые сталкиваетесь с чем‑то подобным, будь то картина, скульптура или некая не поддающаяся определению инсталляция».

Выбирайте наиболее приемлемый для вас подход, а лучше всего пробуйте оба. И в любом случае спрашивайте себя: «Что я здесь вижу? Что чувствую? Что автор делает, чтобы я это почувствовал?». Если испытали что‑то новое, неважно приятное или нет, вполне вероятно, вы уже поняли замысел художника.

«Физическая невозможность смерти в сознании живущего», чучело акулы в формалине, Дэмиен Хёрст, 1991 год. Главная тема произведения — смерть и чувство иррационального страха перед ней. Фото: Damien Hirst and Science Ltd, damienhirst.com.

Обратите внимание на то, из каких материалов сделан объект, что они вам говорят, какие ассоциации вызывают. Потом подумайте, не ссылается ли он на другие произведения искусства. Для этого прочитайте текст на сопроводительной табличке, поищите информацию в интернете, вспомните, что вы уже видели раньше.

Если после всего этого объект по‑прежнему вызывает недоумение или отторжение — ничего страшного. Вы не обязаны любить каждое произведение, даже если кто‑то другой считает его гениальным. Ходите, смотрите, взаимодействуйте, обсуждайте и вы найдёте то, что вызовет у вас отклик и желание узнать больше.

Куда пойти:

  • Музей современного искусства «Гараж», Москва.
  • Московский музей современного искусства (ММОМА).
  • Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) с филиалами в Москве, Санкт‑Петербурге, Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Томске, Самаре, Саратове.
  • Центр современного искусства«Винзавод», Москва.
  • Музей современного искусства Эрарта, Санкт‑Петербург.
  • Галерея современного искусства ГМИИ РТ, Казань.
  • Галерея «Виктория», Самара.
  • Галерея Синара Арт, Екатеринбург.

Если все эти города далеко от вас, посмотрите цифровые коллекции ведущих музеев мира.

4. Расширяйте кругозор

Читайте книги

Если вы совсем незнакомы с современным искусством, начинайте с первого пункта из списка. В этой книге подробно и легко рассказано об истоках зарождения совриска и его принципах. Если хотите сразу смотреть, не углубляясь в историю, берите третью книгу. Если вас интересует «изнанка» мира искусства, читайте шестую. Автор рассказывает о жизни художников, критиков, арт‑дилеров и кураторов. Остальные книги из списка тоже не обходите стороной.

  1. «Непонятное искусство», Уилл Гомперц →
  2. «Современное искусство и как перестать его бояться», Сергей Гущин и Александр Щуренков →
  3. «Искусство смотреть», Оссиан Уорд →
  4. «История картин: от пещеры до компьютерного экрана», Дэвида Хокни и Мартин Гейфорд →
  5. «Искусство перформанса. От футуризма до наших дней», Роузли Голдберг →
  6. «Семь дней в искусстве», Сара Торнтон →
  7. «О русском акционизме», Пётр Павленский →

Если вы читаете на английском, воспользуйтесь библиотекой Нью‑Йоркского музея Метрополитен. В 2018 году он выложил более 500 книг по искусству, которые можно скачать бесплатно. Вообще чаще заглядывайте на сайты музеев: они регулярно выставляют подборки книг по определённой теме или советуют, что почитать к какой‑то выставке.

«Человек, улетевший в космос из своей комнаты», Илья Кабаков, 1985 год. Работа представляет собой комнату в коммунальной квартире, жилец которой вырвался из неё и тягостного быта, катапультировав в космос при помощи самодельного устройства. Фото: Максим Стулов, «Ведомости», 2018 год, vedomosti.ru.

Смотрите видеолекции

Музеи часто выкладывают записи своих лекций на YouTube. Следите за каналами «Гаража», ГЦСИ, «Винзавода», Еврейского музея и центра толерантности. Много интересного есть на сайте конференции TED. Сами ролики на английском, но практически всегда есть русские субтитры. Ещё хорошая подборка видео на сайте «Теории и практики».

Чтобы вы не потерялись в обилии информации, мы собрали материалы, которые помогут начать знакомство с современным искусством:

    1. Лекция художника и теоретика искусства Дмитрия Гутова о современном искусстве.
    2. Лекция Гутова об искусстве в постсоветской России.
    3. Лекция об истоках современного искусства от преподавателя МГУ Екатерины Кочетковой.
    4. Курс по русскому искусству XX‑го века от Arzamas.
    5. Циклы лекций от музея «Гараж».
    6. Курс лекций о современном танце от Arzamas.
    7. Интервью с преподавателем Школы дизайна НИУ ВШЭ Александрой Старусевой‑Першеевой.
    8. Лекция о современном театре от художественного руководителя Лондонского театра Сэдлерс‑Уэллс.
    9. Лекция о связи современного искусства с наукой от куратора ГЦСИ Дмитрия Булатова.
    10. Лекция критика Натальи Тамручи «Зритель как соучастник» о параллелях классического искусства с современным.

5. Будьте более открытым к новым идеям

Современное искусство раздвигает привычные рамки, а значит, для его понимания и вам придётся выходить за собственные границы мышления и избавляться от стереотипов. Не отмахивайтесь от чего‑то только потому, что оно кажется вам странным и непонятным. Вспомните, что импрессионизм тоже когда‑то считался бездарной мазнёй, а сейчас воспринимается как классика живописи.

«Задача художника не в том, чтобы доставлять эстетическое удовольствие — для этого есть дизайнеры, — а в том, чтобы немного отстранившись от мира, попытаться его осмыслить или высказаться о нём при помощи идей, единственное назначение которых — быть идеями», — пишет автор книги «Непонятное искусство». Впустите эти идеи в свою жизнь и они станут для вас вдохновением.

9 шагов постижения современного искусства

Педагогические принципы Казимира Малевича, которые помогут понять и простить современное искусство

Подготовил Алексей Морозов

По воспоминаниям современников, Казимиру Малевичу достаточно было час вести лекцию перед неподготовленной аудиторией, чтобы превратить слушателей из скептиков в утвердителей нового искусства. И это притом, что мало кто из учеников понимал все выдуманные или вычитанные термины, которые он так любил использовать в своей речи.

Теоретическая и педагогическая деятельность авангардиста связана с четырьмя учреждениями: Витебское народное художественное училище (ВНХУ), Государственный институт художественной культуры (ГИнХуК), Государственный институт истории искусств (ГИИИ) и Киевский художественный институт. Впервые начав проводить лекции в Витебске в 1919 году, Малевич на несколько лет почти полностью перестает писать картины, привлекая в свою студию все больше учеников и публикуя один трактат за другим. С периферии он возвращается уже в качестве окруженного последователями профессора и в 1923 году получает должность заведующего петроградским Музеем художественной культуры. Музей под руководством Малевича сменяет направление деятельности с выставочной на научно-исследовательскую и меняет название на Институт художественной культуры. В 1926 году ГИнХуК закрывается, а его сотрудники оказываются переведены в ГИИИ. Там Малевич задерживается недолго и меньше чем через два года сменяет фокус с научной деятельности вновь на педагогическую, уехав в Киев. Из Киевского художественного института его увольняют в 1930 году как беспартийного.

Ниже — девять педагогических принципов Малевича.

1. Искусство несовместимо с эстетикой

«Конечно. можно любить и персиянку, и китаянку, и египтянку в их живописном и натуральном изображении, но приходится считаться и с другими явлениями новой фазы логики искусства, которое вышло из орбиты Рембрандт — Сезанн и Афродита — Магдалина. Как Эдисон не может возвратиться к первобытной технике изображения, так и новое искусство не может прийти к Рубенсу, Рембрандту и Сезанну. Придется массам все же разбираться в нем, как астроному с новым явлением в астрономическом пространстве, и учиться оперировать более сложными числами, нежели число пальцев на руках и ногах».

Главная заслуга супрематизма — удаление метафоры из живописи. Теперь художник уже не изображает то, что находится вне плоскости картины. Означаемое и означающее встречаются на отсутствующем горизонте. И многих пугает и расстраивает именно то, что в случае с супрематизмом вообще и «Черным квадратом» в частности зритель упирается в фигуру, нарисованную на холсте, и никуда дальше продвинуться не может. А хочется — по инерции.

Каждое произведение искусства самодостаточно и свободно от эстетических норм. Вот главный урок, который можно из этого вынести. Эстетический подход к созданию образов — повторение и варьирование форм, так или иначе уже усвоенных обществом. Художественный — работа за пределами общепри­нятого канона. Малевич провозглашает полный отказ от эстетического. Малевич не жалует тех, кто очарован красотками предметного прошлого: аргументы «это неизящно» и «такое на стену никто не повесит» не работают.

2. Искусство развивается подобно науке и технике

«Если художник-дикарь изображал дерево и старался подойти к его совершенной копии, то техник срубал его и творил из него стул, лавку, строил дом. В искусстве изобразительном нужно было следовать подобно технике, тогда мы избегли бы подражания и не было бы искусства подражания, а было бы искусство творчества».

Последовательное соотнесение истории искусства с неотвратимо линейным развитием технологий формирует и стратегию художественного образования: «наши училища для новых течений, ибо в них наша юность, мы не учимся ездить на римских колесницах, ибо у нас юные аэропланы и моторы».

На смену живописцу-эстету приходит живописец-ученый. Чтобы получить удовольствие от выставки современного искусства, не нужно унаследовать утонченный вкус от бабушки-поэтессы. Но необходимо владеть соответ­ствующим терминологическим аппаратом и быть знакомым с методами современных художников. Подобно тому как от статьи про бозон Хиггса можно получить удовольствие, хотя для этого и понадобится некоторая эрудированность и усидчивость.

3. Искусство требует знания истории

«Потребуется разобраться в двух направлениях искусства и в пятнад­цати ныне существующих измах или течениях, ибо только после уяснения себе всего исторического опыта их развития и отношения к миру мы можем правильно построить действительно новую академию художеств».

В своем преподнесении истории живописи Малевич, можно сказать, занимается деконструкцией старых методов изображения реальности. Своим ученикам он показывал, как в том или ином направлении создается эстетическое переживание. А когда устройство, к примеру, импрессионизма или примитивизма становится понятным и освоенным подобно ремеслу, то прежде привлекавшая эстетика превращается во что-то вроде бородатого анекдота. Историю живописи по Малевичу следует понимать как эволюцию. И подобно тому как коммунизм должен был стать концом истории, завершить переход от одной формации к другой, супрематизм, а точнее, белый квадрат на белом фоне в теории Малевича стал венцом живописи, то есть исходом использования живописных средств для изображения реальности.

Как начать разбираться в современном искусстве

Я бы посоветовала начать с «Истории искусства» Гомбриха, Эта книга впервые была издана в 1950 году, и нельзя сказать, что это недавно. И все же ее продолжают переиздавать не только в ее собственной стране, но и за ее пределами, улучшая только качество иллюстраций. В ней очень простым и доступным языком рассказывается обо всех периодах и стилях. Как пишет в предисловии сам автор: «Эта книга обращена ко всем, кто хотел бы получить первоначальные ориентиры в заманчивой, но пока не знакомой им области искусства. Новичок сможет ознакомиться здесь с общим планом этой местности, не путаясь в обилии деталей, то есть уяснить себе порядок и соотношение периодов, стилей, имен, которыми наполнены более объемистые и сложные книги, и таким образом обзавестись багажом, необходимым для чтения более специальной литературы».

К ряду вводной в искусство литературе можно отнести книгуХорста Вольдемара Янсона и Энтони Ф. Янсона «Основы истории искусств», которая посвящена истории живописи, скульптуры, архитектуры, фотографии — словом, «от бизона до Барбизона», а точнее — до конца XX века.

Если копать глубже, то советую хрестоматийную и настольную для всех начинающих искусствоведов книгу Бориса Виппера «Введение в историческое изучение искусства». В отличие от двух предыдущих книг, здесь очень подробно и обстоятельно освещаются жанрово-технические проблемы и специфика технических основ каждого из жанров изобразительного искусства.

Кстати, на Bookmate из ответов на этот вопрос собрали целую книжную полку: bm.gg

Начать стоит с Эрнста Гомбриха «Истории искусств». В книге на пятой странице объясняется, почему Пикассо писал не только натуралистичных курочек, но и кубистического петуха.

О модернизме и авангардном искусстве есть изумительная книга В.С. Турчина «По лабиринтам авангарда».

Можно почитать труды Кандинского и Малевича для закрепления материала. Но чуть ли не каждый художник советского авангарда отличался хорошим слогом и художественной эрудицией.

О постмодернизме стоит начать с Жана Бодрийяра. В целом о послевоенном искусстве Америки (в основном) написано довольно много. Обычно одного посещения МоМА в Нью-Йорке достаточно, чтобы современное искусство вдруг стало ближе и понятнее.

Кстати, на Bookmate из ответов на этот вопрос собрали целую книжную полку: bm.gg

Кино можно анализировать как философ и культуролог (что невероятно полезно и правильно), а можно как киноман и фанат конкретных фильмов и людей — и мне ближе второе.

Базовые книги, которые никому не повредят — «Что такое кино» Андре Базена и «Кино» Жиля Делёза, книги Роберта МакКи и Кристина Воглера о сценарном мастерстве и прекрасная серия книг «Нового литературного обозрения», где есть как фундаментальное исследования Антона Долина про Ларса фон Триера, так и переводы Гордона Грея.

Другая хорошая серия — интервью с режиссёрами серии Арт-хаус издательства Азбуки-классики. Многие книги устарели по датам выхода фильмов, но не по сути. Там очень много деталей и подробностей о самом процессе съёмок, мало сенсаций, интриг и расследований и из этих книг в первую очередь понятно, что кино — это сложная и изматывающая работа, где часто необходимо быть контрол-фриком, а не полёт во сне и наяву. Особенно удовольствие — открывать российский журнал СЕАНС, который делает отличные тематические выпуски. Другие замечательные книги о кино на русском, которые я держала в руках — Леклезио «Смотреть кино», фундаментальная книга о Новом Голливуде Питера Бискинда, которую успели перевести (это «Беспечные ездоки и бешеные быки») и трёхтомные мемуары Сергея Соловьёва, из которых становится невероятно много понятно о том, как снималось кино в СССР, как строится съёмочный процесс и что кино становится жизнью, когда актрисы превращаются в жён, а коллеги — в заклятых друзей. Эссе Барта и Сонтаг о фотографии очень часто перекликаются с тем, что я думаю о фильмах, даже если они написаны про другие медиа.

Моя библиотека о кино давно расширяется за счёт книг, которые приходится дорого покупать и привозить из-за границы. К сожалению, в России переведено мало книг о режиссёрах и кино вообще, ещё меньше киноведческих трудов, так что знание английского, французского, немецкого, испанского и итальянского может очень сильно выручить, если хочется прочитать книгу про любимого режиссёра, которая не прогремела на весь мир.

Я купила все важные книги кинокритиков Полин Кейл и Роджер Эберта, чтобы разобраться в том, как самые массовые авторы Америки анализировали фильмы и режиссёров.

Книга My first movie в двух частях — отличное исследование того, как снять первый фильм из уст лучших режиссёров (в основном, американских).

Книги Хобермана и Томпсона, каноническое исследование A Cinema of Loneliness, A Shock Value, а также серии монографий о режиссёрах Director’s Cuts (Columbia University Press) — очень вдохновляющее чтение для того, чтобы понимать откуда и куда движется кино.

Великая книга Сидни Люмета Making Movies рассказывает о том, как устроен весь съёмочный процесс — от начала и до конца, как убить фильм и улучшить фильм, что делать с актёрами, звуком и светом и как не стоит отказываться от работы, если она сулит какой угодно опыт или рост на первых порах.

Я очень люблю Америку, поэтому советы мои достаточно однобоки. И да, почти про каждого большого режиссёра есть убедительная книга о работе и творчестве. Моя любимая, невероятно собранная и круто сделанная — Scorsese on Scorsese, потому что в мире едва ли найдётся такой опытный киноман и щедро делящийся своими методами и вкусами большой современный режиссёр. Эта книга — просто счастье.

Вообще же, библиотека киномана — это добрых книг 500, каждую из которых мне хотелось бы полистать и оставить на полке. Но начать можно и с этого небольшого списка.

7 важных книг для тех, кто хочет хорошо разбираться в искусстве

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Филип Хук, «Завтрак у Sotheby’s. Мир искусства от А до Я»

Книга известного искусствоведа и сотрудника аукционных домов – это увлекательнейший путеводитель по миру искусства. Стиль изложения довольно сложного материала настолько лёгкий, что создает ощущение неторопливой беседы о великом искусстве между двумя давно знакомыми людьми. Филип Хук преподносит структурированную информацию, касающуюся, в том числе, и коммерческой составляющей искусства, рассказывает о порядке и принципах формирования цен на творения мастеров, останавливается на порядке организации торгов. При этом на страницах книги скрыто множество интересных историй и случаев из личной практики автора.

Витторио Згарби, «Сокровища Италии. От Караваджо до Тьеполо»

Витторио Згарби в присущей ему увлекательной манере знакомит читателя о лучших представителях барокко. Автор словно проводит увлекательную экскурсию по Апеннинскому полуострову, делая долгие остановки в больших городах, чтобы рассказать о лучших художниках Италии. Во время прочтения книги складывается полное ощущения знакомства с интересным художественным произведением.

Сэм Филлипс, «. Измы. Как понимать современное искусство»

Ещё один качественный и захватывающий путеводитель по миру искусства, на этот раз от редактора британского журнала Frieze. Здесь собрана краткая информация об эволюции искусства, появлении и развитии новых стилей и течений, начиная со второй половины ХIX века. Желающие разобраться в многочисленных стилях и школах могут порадоваться наличию удобной таблицы, информация в которой представлена в хронологическом порядке. Для знатоков и искусствоведов книга вряд ли будет полезна, а вот для тех, кто только начинает знакомиться с историей искусства, станет незаменимой.

Анастасия Постригай, «Влюбиться в искусство. От Рембрандта до Энди Уорхола»

Анастасия Постригай – блогер, который пишет о культуре, а её книга написана для тех, кто начинает своё знакомство с многогранным миром искусства. В книге отсутствуют хитросплетения терминов, зато материалы о выдающихся личностях представлены живым и понятным языком, который дополнен справками о тех фильмах и книгах, что помогут читателю глубже изучить творчество художника или эпоху, когда он жил и творил. Единственное, в чём можно упрекнуть автора, так это в личных оценочных суждениях по отношению к деятелям искусства. Впрочем, даже в названии Анастасия Постригай обещала своим читателям влюбить их в искусство.

Сара Торнтон, «Семь дней в искусстве»

Эта книга написана более десяти лет назад, однако и сегодня не утратила своей актуальности. Сара Торнтон рассказывает о рынке искусства и о месте художника в нём. Отличие данной книги от других изданий об искусстве состоит в том, что автор создает эффект полного погружения не в творчество, а в околотворческую среду. Интервью с владельцами галерей и коллекционерами, художниками и критиками позволяет взглянуть на коммерческую изнанку искусства.

Бэнкси, «Wall and Piece»

Настоящее имя автора книги о граффити никому неизвестно. И никто не может похвастаться знакомством с граффитистом Бэнкси. Но он известен каждому, кто интересуется культурой граффити. В книге можно познакомиться с философией творчества загадочной личности, посмотреть на фотографии его работ и посмеяться вместе с автором над забавными случаями из жизни таинственного незнакомца и талантливого творца.

Аксёнова Алина, «История искусств. Просто о важном. Стили, направления и течения»

Алина Аксёнова является лектором известного московского лектория Level One. В своей книге автор кратко знакомит читателя с историей искусств, начиная с Древней Греции и Рима. Для тех, кто хочет научиться определять стили по характерным признакам и различать течения и направления в искусстве, книга станет настоящим путеводителем. Отлично подойдет для изучения азов вместе с детьми.

Жители разных стран находят свои собственные источники счастья. Предлагаем познакомиться с книгами о том, в чём находят счастье жители разных стран. К примеру, шведы используют технику лагом, датчане – хюгге, а жители Южной Кореи называют свой стиль счастливой жизни палли-палли. Впрочем, можно использовать опыт любого человека и просто научиться быть счастливым, невзирая на обстоятельства. Главное – получать удовольствие от жизни в любой точке планеты.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×