0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как победить зло в себе

Добро и зло: Как победить зло в себе, что писать в сочинении?

Как написать итоговое сочинение ЕГЭ Добро и зло: Как победить зло в себе (Добро и зло)?

Какую литературу использовать для сочинения: Как победить зло в себе?

Как раскрыть тему: Как победить зло в себе?

Какие аргументы привести в сочинении: Как победить зло в себе?

Какие цитаты использовать в сочинении: Как победить зло в себе?

Что написать в сочинении: Как победить зло в себе (Добро и зло)?

Итоговое сочинение ЕГЭ 2019-2020.

Добро и зло — это две противоположности. Когда мы говорим о зле, то чаще всего подразумеваем под этим словом негативные качества, поступки и мотивы, которые свойственны малодушным людям. Зло способно разрушить все благие начинания и заставить окружающих испытывать страдание. Добро же, наоборот, направлено во благо окружающих и заключается во всеобщем счастье.

Любой человеческой личности может быть свойственно как добро, так и зло. Иногда человек сам может не понимать, что он творит злодеяния. В пример можно привести главного героя роман Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников считал, что если он избавит мир от старухи-процентщицы, то сделает его лучше. Так молодой человек пошел на убийство, даже не понимая, что он не только совершает злой поступок, но и оказывает малоимущим «медвежью услугу». Когда Раскольников убил старуху бедным больше не откуда была брать деньги, кроме этого пострадала ее сестра Лизавета.

Из примера главного героя романа «Преступление и наказание» можно вынести урок о том, что не всегда злом можно победить зло. Иногда нужно смирение и глубокое понимание ситуации. Мотив героя заключался в первую очередь в мании величия. И когда его одолели муки совести он стал понимать, какой гнусный поступок он совершил. Раскаяние помогло ему победить в себе зло.

Но чтобы раскаяться нужно осознать мотивы своих действий, глубоко проанализировать свои желания и опыт. Нужно понимать, что первый шаг к решению проблемы — это ее признание. Осознавая то, что мы можем быть движимы желанием возвыситься над другими, поможет нам от него избавиться.

эта тема — не для школьников, не для учительниц и не для писателей,

настолько она сложна.

Зло — это космическая сила, захватившая Землю и полностью контролирующая землян

через 1) массовые механизмы социального подавления и принуждения всех и

2) через индивидуальные внутренние внедрения в дух и душу каждого.

Победить зло в себе могут только единицы — святые и праведники как Сергий Радонежский или Саи баба.

Это требует духовного подвига.

Обычному человеку нечего и мечтать о таких вершинах духа.

Для обычного человека его эгоизм так обычен и привычен, что абсолютно незаметен.

Да и социум считает эгоизм вполне приемлемым.

Так что даже попытка увидеть зло в себе — это уже достижение.

Глубже копают только те, кто осознанно выбрал путь духа.

В литературе нет и речи об этом.

Отец Сергий у Толстого — не владел предметом и не догадывался ни о чём.

Победить зло в себе невозможно, его можно только вытеснить. Чем? Своим антиподом — добром. Почему так? Человек был Творцом создан, естественно, не для зла, а для добра. Таковым он и был, пока человеческая гордыня, подстрекаемая ее нечеловеческим аналогом, привела к тому, что был нарушен запрет, по сути — первая тогда заповедь.

Человек стал доступен злу, которое теперь получило возможность в нем себя проявить. Душа/тело у человека есть свои, а вот дух, посредством которого и осуществляется действие, будет таким, какой выберет человек. На это Творец предоставил свободу действий.

Если предпочтение будет в пользу злого (зло) духа, то и поступки человека будут злыми, а открытие себя для доброго (добро) Духа приведет к добрым плодам деяний. В человеке постоянно идет такая вот «борьба» добра/зла, причем всегда есть инерция и очень сложно резко поменять вектор устремления.

Получается, что для того, чтобы победить зло в себе, нужно принять решение не делать его более и полностью перейти на сторону добра. Затем предстоят испытания или та самая инерция, когда некоторое время нужно выстоять, но со временем будет все легче и зло постепенно будет уходить, замещаясь добром.

Добро и зло могут уживаться в одном человеке, а индивид уже сам решает, чего в его жизни должно быть больше. Если человек наполнен злобой, ненавистью и грубостью, то вскоре это повлияет на отношение к нему других людей. Злого человека окружающие будут избегать, что приведет к тому, что злюка останется один.

Чтобы этого не случилось, нужно бороться со своими плохими качествами, но сначала нужно осознать проблему. Это первый шаг к исправлению ситуации, а сделать его очень сложно. Придется переоценить многое в себе, критически отнестись к своим злым желаниям и намерениям.

Сначала нужно понять, что обижать людей и животных плохо, вредить природе — нехорошо, а совершать добрые поступки приятно самому. Нужно начинать выращивать в себе добро. Например, уделять больше времени занятиям, обращать внимание на бездомных брошенных животных, убирать за собой на природе и помогать людям. Чем больше будет добрых поступков, тем скорее вы изменитесь к лучшему.

Через время вы просто не сможете отказать человеку, который нуждается в вашей помощи, да и для любого человека вы найдете добрые слова, поддерживающие его. А дальше вы поймете, что злость нас искушает, но как приятно ей противостоять! От добрых поступков вы почувствуете в своей душе радость и удовлетворение, а это приведет к тому, что добро в вашей душе победит зло.

В каждом из нас есть явное зло — эгоизм: каждый заботится о себе и все силы отдаёт себе.

Никто не обращает на него внимание, и социум не считает эгоизм злом:

это — нечто само собой разумеющееся и не обсуждаемое.

Только Иисус Христос жил без дома и ходил по дорогам Израиля.

Ни к кому таких крайних требований и не предъявляется.

Принято писать о сочувствии и даже сострадании, но — с одой стороны —

этого явно недостаточно, а с другой — согласно афоризму Ницше

Тут есть подсказка: недостаточно побеждать зло, надо в бОльшей мере сосредоточиваться

на производстве добра.

Может быть, поэтому писатели охотно пишут про любовь и

почти ничего нет про борьбу со злом в себе.

Искусство всегда предпочитало стремление к гармоничному, в этом видело свою стезю.

Зря школьникам задают темы, сбивающие их с толку.

Зло — ваще победить нельзя. Борьбы и побеждения — это пути зла.

Фильм Захарова «Убить дракона» по пьесе Шварца хорошо выявляет тот факт, что

убийца дракона одраконивается сам.

Большевики боролись с царизмом и победили его, а потом Сталин почикал большевиков.

СССР победил Германию и развалился сам.

Вообще уничтожать и побеждать что-то, и зло в том числе, — глупо.

Надо использовать его. Как из куч навоза выращивают кущи роз, и розы

не борются с навозом и его не побеждают, а на пользу дела употребляют.

Зло в себе надо поперву найти, а это — сложно, потому что

зло, таясь внутри человека, приводит к тому, что

этот человек хорошо видит зло в других и абсолютно не замечает в себе,

хочет, чтоб хвалили его, но никогда не похвалит сам кого-нибудь.

После обнаружения бяки в себе надо придумать, что с ней сделать,

а это — творческий процесс. Можно розы растить, можно огурцы.

Вот думаю, а нужно ли победить в себе зло, пусть живет с гармонии с добром, авось со временем пригодится.И потм, ведь это мы — люди, придумали эти несуществующие в природе категории, для того, чтоб объяснить себе происходящие вокруг нас события.И потом, даже читая исторические книги, порой чувствуешь, что авторы порой сами добро смешивают добросо злом или зло с добром.Вот меня последнее время заинтересовала судьба великого князя армянского, живущего в 5 веке, марзпана Армении нахарара Васака Сюни.В предисловии к своей книге «История Армении» первый армянский историограф Мовсес Хоренаци(Моисей Хоренский) пишет о нем с восхищением, ведь именно свою эту книгу Моисей написал при финансовой поддержке марзпана Армении. Тогда Армения была в зависимости от персов, которые назначали в Армении марзпанами лучших армянских князей.Но вот персидский царь Йездикерт решил уничтожить в подвластной ему Армении христианство, которое укоренилось как государственная религия в 451 году.Армянские князья разделились на две части: одна часть во главе с марзпаном Васаком Сюни решили возвратиться к своей древней языческой религии — зороастризму, которая имела весьма глубокие корни, почти тысячелетние. Васак говорил, что персы могут уничтожить всю Армению, так лучше возвратимся к нашей древней религии, зачем из-за христианства, насажденной какими-то силами ещё в начале 4 века, потерять всё.И потом вера христианская убивает в армянах древний арийский дух, воинственность.Кстат­ и, так считали и немецкие видные ученые-историки, что армяне до принятия христианства были самым воинственным народом в Закавказье и Передней Азии.Христианство убило в них воинственный дух, и они начали терпеть на поле брани поражение за поражением, а во время Тиграна Великого армяне даже захватили столицу Парфии, и царь великой Парфии, чтобы спасти ситуации вынужденно отдал Тиграну корону царя царей Востока. Другие же князья сплотились вокруг спарапета Армении Вардана Мамиконяна и вот в 451 году на поле Аварайра произошла первая битва за отстояние христианства, где Вардан погиб и был канонизирован церковью, ибо он был женат на дочке армянского католикоса Саака Партева, а марзпан Армении Васак Сюни был объявлен порождением зла, порождением Сатаны, и после этого его княжеское имя Васак было запрещено, как и имя Эфиальт у греков.Христианская идеология победила, црь Персии отступил, и чтоб понравиться восставшим армянам казнил в Ктесифоне своего марзпана Васака Сюни. Так что всё в этом мире относительно, смотря как нам преподносят человека, с позиции доброго или злого начала. Ибо великий князь Васак Сюни не был предателем, он думал о дальнейшей судьбе своего народа.

Гнев: как победить в себе зверя

Как же ты был мудр, Соломон! Твои слова подобны стреле, выпущенной метким лучником. Молнией летит стрела, точно поражает цель. Так и слова Соломона: скоры в выражении мудрости, метки в изложении смысла. И вот читаю и дивлюсь, сокрушаюсь о собственной немощи: Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города (Притч. 16: 32). Если бы имел я хоть крупицу подобной мудрости, то имел бы и долготерпение, умел бы и владеть собой. Отсутствие терпения выражалось в раздражительности. Раздражительность проявлялась вспышками гнева.

С детства любил я читать про войны, сражения, не мог удержаться от изучения подвига ратников. Вот передо мной Александр Македонский, покоритель народов: не зная страха, бросался он в гущу сражений, не раз получал ранения, отвагу сохранил до конца. Вот передо мной его близкий друг Клит, прозванный Черным. Он близко знал Александра с самого его детства, разделял с ним трудности походов и возглавлял эскадрон избранных товарищей. В первом решительном сражении с персами Александр чуть не погиб, и, когда вражеская рука уже занесена была над головой царя, Клит поразил неприятеля. Вместе они двигались дальше и побеждали, вместе вступили в Египет.

Но что случилось с тобой, Александр? В Египте ты провозгласил себя сыном божиим, стал требовать от греческих полисов признания своей божественности, а от подчиненных – божеских почестей. В одном из пиров Клит открыто обвинил Александра в высокомерии, ведь все победы тот приписывал себе, забывая о сподвижниках. Александр пришел в ярость. Вне себя от гнева кинулся он с копьем на друга, но телохранители удержали царя и отобрали копье, а Клита увели с глаз долой. Разгоряченный Александр велел трубачу возглашать тревогу, но тот, понимая, что царским решением руководит пьяная страсть, отказался. Какое чудо – телохранители ведут себя благоразумней царя, слуги – мудрее своего правителя. Ссору почти угасили. На беду Клит вновь явился и выплеснул царю правду в глаза – показав свою правую руку, воскликнул: «Вот эта самая рука спасла тебе жизнь». Выхватив копье у стражника, Александр Македонский в одно мгновение поразил своего друга.

Бедный, бедный Александр! Не знал и ты слов премудрого: владеющий собою лучше завоевателя города (Притч. 16: 32). Вне себя от ярости совершил ты дело, которому тут же и ужаснулся. Увидев содеянное, впал в отчаяние, хотел проткнуть себя тем же самым копьем. Но мудрые телохранители отобрали копье. Многие дни провел Александр в рыданиях об убиенном друге.

Битва при Иссе. Филоксен из Эретрии. ок. 100 до н. э. Мозаика

Сочувствую тебе, Александр, и вижу в твоих горестных поступках урок для себя, потому что и сам не владею собою. Гнев и во мне выражался в жестоких словах самым близким, вспыльчивость лишала ума, раздражение делало безумным.

Змея жалит, волк кусает, тигр раздирает. А страсть гнева и жалит, и кусает, и раздирает, а еще убивает бессмертную душу – того, кто захвачен страстью.

Гнев – это сорванные запоры с клети страстной души. Уязвленная душа не сдерживает энергии страсти. Злая сила выплескивается наружу, как шампанское из горлышка, освобожденного от пробки.

Терпеливый праотец Иаков не побоялся сказать о собственных сыновьях Симеоне и Левии, чей гнев повлек смерть людей: Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа (Быт. 49: 7). Гнев делает человека безумцем. Знай: если в гневе ты примешь решение, то непременно погрешишь. Увы, в состоянии гневного сумасшествия принимались многие решения – и всякий раз ошибочно. На этой страсти претыкались гении и простаки, вершители человеческой истории и лица безвестные. И те, кто побеждали целые народы, не могли победить самих себя.

И вот какое наблюдение: любая страсть опасна для души, но не всякая опасна для окружающих. Гнев таит в себе опасность общественного характера. Гневливый подобен смертнику, носящему на себе пояс шахида, бомбу для самоподрыва и уничтожения тех, кто вокруг. Взрывая себя страстью гнева, гневливец подрывает и тех, кто находится рядом. Все вокруг приходят в смущение, теряют внутреннее равновесие и, будучи шокированы, выходят из строя.

Но вот открываю творения святых отцов и с изумлением вижу, читаю и узнаю, что гнев – вложенная Богом в нашу душу естественная сила. Отцы-каппадокийцы называли ее раздражительной силой души. И в чистом человеке эта сила проявляется чисто. Удивлению моему нет предела! Оказывается, изначально задуман гнев как сила, способствующая добру, служению Богу, благому созиданию. Гнев в его чистом виде – это активность души (не расслабленность), рвение, то, что помогает ревностно стремиться к Богу с устранением препятствий на пути к добру. Гнев в чистом проявлении есть сила духа, способствующая мужественному преодолению препятствий в восхождении ко спасению, к Богу, к обожению. Призвана же эта сила подчиняться разуму.

Гнев в его чистом виде – это активность души (не расслабленность), помогающая ревностно стремиться к Богу

В этом смысле есть праведный гнев. Именно так к лукавым фарисеям относился Спаситель: Воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их (Мк. 3: 5). Не яростное неприятие врагов, а скорбь о заблудших с гневным отвержением лукавства и лжи. И кнут в руках Христа не имел малейшей примеси страсти.

Гневаясь, не согрешайте (Пс. 4: 5) – вразумляет нас отец премудрого. Задача христианина – вернуть силе гнева ее прежнее назначение, преобразить ее и освятить. Итак, гневайся на свои грехи, на свою порочность и расслабленность. Легче расстается со страстью тот, кто возненавидел страсть, а кому нравится страстное искушение, тот вряд ли расстанется. Гневайся на врага Божия диавола, а людей, подпадающих его искушению, пожалей. Гневайся на зло и всё злое, но сострадай тем, кто оказался падок на зло.

Так должно быть. Так должна проявляться раздражительная сила души. Но горе, горе человеку! Что произошло в грехопадении? Во что исказилась сила гнева? Вода, прорвавшаяся из трубы, бьет фонтаном, перестает течь в заданном направлении и создает потоп там, где не нужно. В падшем человеке сила гнева превратилась в греховное раздражение, в негодование на ближних, в возмутительный выплеск эмоций, неподконтрольный здравому разуму.

Страстный гнев – вышедший из-под контроля зверь. Всякий зверь неразумен. Зверь рычит и бросается на слабейших. Он причиняет жертве боль, проливает кровь и даже лишает жизни. Но вот парадокс: неразумный, рычащий и бросающийся на других зверь есть внутри каждого из нас.

Люди называют этого зверя по-разному. Кто – проявлением вспыльчивости, кто – нервным срывом, кто – агрессией. Суть же его – испепеление любви, уничтожение добра. Саул, в безумии своем метнувший копье в Давида (в отличие от Александра Македонского, промахнувшийся) – вот выражение греховного гнева. В этом смысле гнев – это гром и молния. Но если ты уподобляешься Зевсу-громовержцу, то по душе ты больше язычник, чем христианин.

Авва Агафон, тот самый, что смиренно принимал несправедливые попреки в гордости и невоздержности и только упрек в ереси кротко отклонил, высказал удивительную истину: «Если порабощающийся страсти гнева воскресит мертвеца, то и тогда пребудет чуждым Бога по причине порабощения своего гневной страсти».

Слышу это и ужасаюсь! Что же делать мне, грешному, падшему? Как научиться владеть собой? Как побеждать в себе гнев греховный?

Но разве возможно преодолеть взрыв во время самого взрыва? Пока бикфордов шнур тлеет, его можно погасить. Если же дойдет до динамита, остается только спасаться от сокрушительной силы взрыва.

Оказывается, страсть гнева имеет свое развитие, свои стадии созревания. Попробуем же отследить, что происходит внутри нас, на какую ступень мы опустились, ведомые страстью, приближаясь к пламени ада.

Всё может начаться с простого огорчения. Чьи-то слова и поступки вызвали досаду, смущение, ты заострил на этом внимание. Принятое сердцем огорчение переросло в обиду, которая кошками скребет на душе. Кровоточа, обида лишила покоя. Ты чувствуешь себя оскорбленным, возмущение распирает тебя: «Как он посмел? Это со мной-то так поступать?» На сердце больно щиплет, хочется восстановить справедливость. И вот душа приходит к раздражению, которое подобно закипающей воде, – мысли и чувства бурлят и клокочут. «Да я ему покажу! Я ему такое устрою!» Раздражение бушует внутри и по своей сути есть жажда возмездия.

Если это не остановить, а стечение обстоятельств способствует страсти, то раздражение переходит в бешенство, то есть в гневный срыв – выплеск злых мыслей, эмоций, слов, дел.

Обида – маленький огонек. Раздражение – горение фитиля. Гнев – взрыв динамита.

Гнев, укоренившийся как дурная привычка, оборачивается агрессией, то есть всесторонним злым поведением. Агрессия – всепожирающая змея, никого не щадящая. Если она закралась в семью, то разрушит семью. Если прокралась на место работы, то порушит отношения сотрудников. А если проявится в столкновении двух людей, как это видно из многочисленных криминальных сводок, то один окажется мертвецом, а другой мертвецом еще худшим – убившим не только другого, но самого себя своим злым поступком.

Накопленный, но не вырвавшийся из души гнев оборачивается злопамятностью. В худшем же своем завершении страстный гнев – одержимость. Ведь гнев, доведенный до ярости, выводит нас из себя. Но если ты утратил контроль над собой, то кто повелевает тобою? Что за мрачный и злобный дух овладел твоей бессмертной душой?

Не побоюсь даже сказать: гневливый, агрессивный человек хуже бесноватого. Ибо бесноватый бьется и кричит, но я не слышал, чтобы он убил кого-либо. Одержимый же страстью гнева с легкостью лишает жизни другого.

Помоги же мне, премудрый Соломон, научи не только удивляться, но и исполнять, владеть собой и так стать лучше завоевателя города!

Вот открываю Древний патерик и нахожу пример для подражания. Брат спросил авву Исидора, пресвитера скитского:

– Авва! отчего демоны так сильно боятся тебя?

– С того времени, как я сделался монахом, не допускаю гневу подняться до гортани моей.

Вот бы и мне научиться не выплескивать гнев словами своими! Плачу и сокрушаюсь о собственной немощи!

Еще авва Исидор признался:

– Однажды я пошел на торг продать немного сделанных мною корзин. Приметив, что по поводу продажи возникает во мне гнев, я оставил корзины и бежал.

Вот открываю Лествицу и вижу краткое наставление преподобного Иоанна: «Желание бесчестий есть исцеление раздражительности».

Преподобный Иоанн Лествичник: «Желание бесчестий есть исцеление раздражительности»

То есть кто полюбил переносить бесчестие, тот сможет победить раздражение. А авва Исаия Отшельник вразумляет меня: оружием против гнева является память о своей греховности. Когда же начинаем что-то мнить о себе, открываем гневу вход в свою душу.

Читаю святых отцов и понимаю: я слаб. Нет кнопочки в естестве человека, нет рубильника, который достаточно переключить – и вот, пьющий не пьет, блудник стал воздерживаться, гневливый ведет себя тихо. Против каждой страсти от меня требуется личный труд, воздержание, отвержение своих любимых привычек. Советы святых – указатель, но по дороге надо идти самому.

О чем же говорит мне мой недостойный опыт? И раздражение, и огорчение, и обиды, и всё остальное греховное начинается с бурления помыслов, с закравшегося в душу недовольства, с немирного и неспокойного духа.

На море не поднимется шторм при отсутствии ветра и спокойствии волн. Ветер – помыслы, вздымающие волны чувств. Умиротворенные помыслы не вызовут в душе возмущения волн, раздражения чувств. И потому обратим внимание на первое волнение наших мыслей и чувств. Заметив колыхание недобрых, раздражительных волн, обратимся всем сердцем к Богу: «Боже, спаси, помоги, помилуй!» Христос умиротворял разбушевавшиеся стихии одним мановением, только бы быть нам с Ним в одной лодке. А чтобы не огорчаться и не копить обид, научимся за всё Бога благодарить.

«А как же несправедливость тех, кто тебе досадил?» – говорит мне моя гордыня. «Как же попрание твоей правды и прав?» – говорит мне мое себялюбие. Но Бог потому и попускает мне несправедливость, что несправедлив я сам. Пришли несправедливости и сокрушили гордыню, попущено попрание моей личной правды и сокрушено себялюбие. Я достоин терпеть попущенное, на кого же мне гневаться?

Собака на лай отвечает лаем, змеи – шипят, тигры – рычат. А человек – образ Божий, он отражает в себе что-то Божие. И потому на лай, шипение и рычание человек пусть отвечает чем-то Божиим.

Человек – образ Божий, и потому на раздражение другого отвечай Божией кротостью

Вот вспомнился случай. После преподавания на вечерних богословских курсах одна супружеская пара, Анатолий и Надежда, предложила подвезти домой. По пути заехали на заправку, где к каждой колонке выстроилось по несколько автомобилей, мы заняли последнее место к крайней колонке. Когда подошла наша очередь, то от другой колонки неожиданно подъехал таксист – выходец из Средней Азии, резко пристроился сбоку и стал гневно требовать: «Я приехал раньше! Сейчас моя очередь!» Он смотрел грозно, напористо, словно готовый к решительным действиям. Мы тихо молились и мирно глядели на разгневанного таксиста. А Анатолий, сам по себе мужчина крепкий духом и телом, спокойно сказал: «Ну что же, пожалуйста! Раз тебе надо быстрее, то, конечно же, проезжай вперед». И вдруг всё в одну секунду изменилось. Услышав такой мирный ответ, водитель-азиат буквально преобразился и просиял доброй улыбкой. Весь его гневный дух вмиг ушел: «Ой, простите меня, пожалуйста. Я неправ. Если я проеду вперед, Бог накажет меня. Нет-нет, я поеду только за вами». Он улыбался и мирно смотрел на нас, как на друзей, с которыми давно не виделся. Так гнев был побежден не только в себе, но и в другом человеке.

Огню противостоит вода, тьме – свет, болезни – здоровье. Так и в духовной жизни: ненависти противостоит любовь, гордости – смирение, гневу – кротость. Если гнев – это взрыв, то кротость – тишина и покой сердца. Блаженны кроткие, ибо агрессивные быстро слагают головы, кроткие же наследуют землю. Кротость – беззлобие и безгневие, тихий дух, простой нрав, добродушие и мирное сердце.

Но кротость – не навык, а Божий дар. Благодать Святого Духа привлекается молитвой, а нисходит в чистую, мирную, тихую душу. И когда очищается сердце, то в душе всё становится на свои места – ни ропота, ни огорчений, ни бурления помыслов. Стяжи дух мирен, и те, кто рядом с тобой, спасутся.

Когда очищается сердце, то в душе всё становится на свои места – ни ропота, ни огорчений, ни бурления помыслов

Праведный Иосиф Прекрасный говорит своим братьям, когда-то предавшим его и боявшимся возмездия: Не бойтесь, ибо я боюсь Бога (Быт. 50: 19). Тот, кто боится Бога, не будет ввергать в страх других. А если я Бога не боюсь, тогда бойтесь меня все вокруг.

Победа над гневом дается непросто. Но эта победа слишком важна. Победа над гневом спасает семьи, возрождает порушенные отношения родителей и детей, вносит гармонию во все сферы жизни. Эта победа, поверьте, важна именно здесь, на земле. Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых (Еккл. 7: 9), – так вновь вразумляет меня премудрый.

Прошу у Бога милосердия, а у читателей – молитв. Ведь хочется научиться владеть собой! А завоеватели городов… – дай Бог и им мирного сердца!

Как победить зло в себе

Можно ли победить зло в себе, запрещая себе что-то делать, ненавидя себя за какие-то свои поступки и постоянно упрекая самого себя за них? Чем больше вы себя пытаетесь ограничить, — тем больше воспылает страсть, тем больше будет желания «удовлетвориться по полной» напоследок. Чем больше вы будете ненавидеть себя за что-то, тем больший психологический комплекс вы создадите, который будет мешать вам жить, развиваться, чувствовать удовлетворение и радость от жизни. Нельзя избавиться от комплексов и пороков – налагая на них запрет. Источник — Эзотерика. Живое Знание

Обратная реакция вашего же разума (а вслед за ним и чувств, и тела) их только усилит. Как же быть? Мне кажется, что ответ на этот вопрос найден. Для начала надо простить себе все свои грехи, пороки и комплексы. Да, именно простить. И, более того, разрешить! Не надо ничего запрещать. Мы все разрешаем, потому что понимаем, что, к сожалению, на данном этапе по-другому просто не может быть. Однако мы вовсе не сдаемся греху. Мы сознательно прощаем и разрешаем, чтобы на самом деле победить его. Каким образом? Давайте представим себе, что наше тело – это телега, чувства – это лошадь, возница – разум. С чем мы ассоциируем свое «я»? Вероятно, с разумом.

К нашим мыслям подключаются и чувства (хотя бывает и наоборот, тогда «я» человека в лошади), а тело «едет» туда, куда его везут. А что представляет собой наш разум (возмущенный)? Это просто механизм для обработки поступающей информации. Именно поэтому 90% всех людей (а, может быть, и все 99!), подвергаясь так или иначе влиянию внешней среды, подпадают под своего рода массовый гипноз или, если хотите, зомбируются. При чем совсем неважно, что человеку внушают: что ему нужно делать деньги, чтобы быть счастливым, или воспитывать в себе свойство отдачи вместо свойства получения, потребления, — мозг просто впитывает, обрабатывает и выдает схему поведения. Где здесь личность, истинное «я» человека? А его тут просто нет.

Если человек полностью зависит от окружения, то сам-то он отсутствует. Это ему только кажется, что у него есть «я», а на самом деле у него его нет! Хорошо. А как же быть, что делать, чтобы выйти из состояния массового гипноза? Где найти свое истинное «я»? Ответ прост. Мы никогда не сможем сами изменить себя, свой образ мыслей, свои чувства и пристрастия. Если не возникнет некий другой «фигурант», кроме телеги, лошади и возницы. А именно, — сторонний наблюдатель, но не просто наблюдатель, а «хозяин» всех троих. Каждый может рассуждать о том, что такое посмотреть на себя со стороны. Но на самом деле, очень мало, кто действительно способен это делать. Прежде чем бороться со злом, его нужно определить, выявить в себе.

Кто это сделает? Понять истинную причину зла может только «хозяин». Если человек всецело зависит от окружения и мыслит не своими мыслями, если он не идентифицирует свое «я» с «хозяином», то он никогда ничего не сможет изменить в себе. Осознать зло – это не услышать от кого-то о нем, а посмотреть на него в себе со стороны. Это очень непросто. «Разассоциировать» себя со своими же мозгами. Но без этого мы не сможем осознать свое истинное «я» и не сможем никак повлиять на развитие нашей души. Потому что если на нее пытается влиять кто-то извне, без вашего «я», душа тоже воспримет это как внешнее, а не внутреннее, исходящее от самого человека, от ЕГО выбора.

Только истинное «я» человека, «хозяин» может распознавать зло, анализировать его истоки, его формы, его последствия для управляемой им троицы телега-лошадь-возница, только путем диалога «хозяина» и «возницы» возможно исследование своего зла и нахождение способов избавиться от него. Для этого, конечно, очень важно четко обозначить жизненные приоритеты, свою цель, текущую и конечную. Это может сделать только «хозяин». Простой пример по аналогии.

Практически невозможно бросить курить, заставляя себя терпеть и мучиться. Но если поговорить с самим собой, убедить свой разум в том, что курение действительно очень пагубно сказывается на твоей жизни, что оно понижает твою работоспособность, что у тебя болит сердце, что недалеко и до гипертонии, что тебе не хватает жизненных сил и все время хочется прилечь, что ты кашляешь по ночам и докашляешь до рака легких, что у тебя мешки под глазами и ты стареешь день ото дня, что, наконец, твои дети могут родиться уродами и т. д. и т. п. Свой собственный разум можно убедить так, что он сам откажется от пагубной страсти.

Не говорю, что это просто. Без усилий ничего не бывает. Но это здорово работает. Так и с любым пороком. Можно разобраться, откуда он исходит, что он несет, чем это может закончиться. Диалог «хозяина» с «возницей» здесь необходим. Тем более, что возница поддается внешним влияниям, а хозяин – нет. Хозяин – носитель цели жизни человека. Раскрою и еще одну вещь. Есть наблюдатель и за «хозяином». И свое «я» можно ассоциировать и с ним. Попробуйте. Задержите это ощущение хотя бы на несколько секунд. Вы почувствуете прикосновение Мира Бесконечности. Второй «наблюдатель» это уже Высший Разум.

Достичь этого уровня может только истинное «я», свободное от влияний извне, от «окружения», от зомбирования, от всего внешнего. Наш разум-возница погружен в желе, неважно какого цвета, запаха или вкуса. Он часть этого желе. Только хозяин может его оттуда выдернуть. Это и есть состояние «бесстрастия», или «самадхи», или «просветления». Из «желе» — на свободу, к Свету! Чтобы стать свободным человеком, воспаряющим к небесам, всего-то и надо – найти свое истинное «я». Любое духовное учение может играть роль лишь трамплина. Если же тебя пытаются не выпустить за рамки картинки, нарисованной не тобой – будь готов и к тому, что в один прекрасный момент тебя просто сотрут.

Как победить зло? Мощная сила способная творить чудеса

Мы привыкли к тому, что наказание – это норма. Оно в порядке вещей. И многое мы готовы подвергнуть сомнению, но не это. Это уже давно аксиома. Тюрьмы, заключения под стражей – это абсолютно обыденные, не вызывающие никаких особенных эмоций, слова и явления. Правосудие видится таким. Как победить зло? Неужели только так? Есть ли альтернативы?

Попробуй кому-нибудь доказать, что, если человек совершил преступление, то он не должен сесть в тюрьму и понести за это наказание. Ты наткнешься на стену. Это также глубоко сидит в нас, как и способность ходить.

Не хочется лезть в законы государства. Я бы хотел посмотреть законы, которые заложены внутри человеческого сердца. Это те истины, которые заложены в нас Создателем. Законы же государственные написаны людьми, такими же, как и вы. А людям свойственны ошибки, предвзятости, необъективности. Это люди.

Практики по саморазвитию

Бесплатные уроки для раскрытия себя и своего потенциала, улучшения здоровья, качества жизни и развития творческих способностей

Хочу отомстить — это нормально?

Если нас кто-то обидел, то мы считаем вправе ответить ему тем же. И нас не будет мучить совесть, ведь мы пострадали, теперь мы вправе сделать то же самое.

Но как-то кажется, что этот путь пока никуда не привел. Однозначно и сто процентов, что метод мести «отвечать злом на зло» не сделал мир лучше. Это на лицо, здесь не поспоришь. Мир скорее идет совсем в противоположном направлении, а не на пути нравственности, любви и добра.

Ведь дело в том, что человек не просто считает, что «я хочу отомстить» это нормальное желание, и отвечать злом на проявления зла в отношении него также является нормальным, а он верит в то, что это и есть благо для другого. Что тем самым мы исправляем того, кого наказываем. Мы держим обиду, мы ругаемся, мы причиняем боль и думаем, что тем самым учим его и в следующий раз он уже этого не сделает.

Можно ли так сделать человека лучше?

Да, мы можем запугать человека своей властью, своей местью, своими угрозами, обидами, насилием. Да, это так. Ему будет страшно какое-то время. И это сдержит его. Но не сделает лучше.

Но проблема в том, что нам это и не интересно, сделается ли он лучше. Мы не ставим себе такую цель. Нам главное получить внутреннее удовлетворение, да и не обязательно внутреннее.

Мы должны получить свою выгоду, будь она материальная, либо моральная. Тем самым мы продолжаем цепочку зла и ненависти людей друг к другу. И творим совсем не радужное будущее. (Кстати, я могу описать тебе твое будущее)

Но все же считаем, что знаем как победить зло. Мы считаем, мы уверены, что отмщение и наказание – это хорошо. Ни для кого это не хорошо. Имеете ли вы право воздавать за то недоброе, что сделали вам. Ведь тем самым вы делаете то же самое.

Почему мы не можем одолеть то зло, которым пропитан наш мир?

Как потушить огонь? Водой. Но мы почему-то тушим огонь огнем и хотим, чтобы он погас.

Это как?

Отвечая злом, мы лишь делаем другу друга хуже, развращая самих себя.

Мы обманываемся, когда говорим, что мы отомстили кому-то для того, чтобы он понял что-то и стал лучше. Это лишь оправдание. Это было сделано просто для своего удовлетворения.

Но мы можем так делать абсолютно спокойно, без душевных терзаний. Потому что живем в том обществе, где это обычное дело, так делают все. Мы чувствуем себя комфортно в этой среде.

Но нужно не оправдывать себя, а бороться со злом и ненавистью внутри.

Многие скажут, что если бы не тюрьмы, суды, прокуроры, то воцарился бы хаос. Я не берусь утверждать обратное, потому что, конечно, не могу знать этого. Но лишь скажу, что я так не считаю. Я полностью солидарен со Львом Толстым:

В нашем обществе существует некоторый порядок не потому, что есть судьи, прокуроры, следователи, тюремщики, палачи, солдаты, судящие, наказывающие других людей, а потому, что, несмотря на развращение, производимое всеми этими правительственными людьми, люди все-таки жалеют и любят друг друга.

Всегда на обиду, на агрессию хочется ответить взаимностью. Сложно противостоять этому порыву внутреннего раздражения и желания отомстить. Хочется ответить, огрызнуться, чтобы хоть как-то вернуть человеку то, что он «направил» в вас.

Но человека от животных отличает разум. Именно разум должен вмешаться и сдержать порыв эмоций. Это тот механизм, который есть только у человека, но мы упорно не хотим им пользоваться, мы все же намного ближе к животным.

Разум откроет вам, что зло может породить только еще больше зла. Как победить зло? Только лишь любовью и добром. Силой прощения. Любовь и доброта — это признак силы, об этом можете узнать в этой статье. Также будет интересно узнать об энергетическом центре любви и сострадания.

Это прописано внутри каждого из нас. Мы это знаем, все знаем. Это тот закон, та правда, которая есть в сердце каждого человека. Стоит только прислушаться к нему, и вы всегда будете знать, как поступить, как будет правильно. Даже счастье надо искать в себе — можете прочитать об этом.

Что видят наши дети?

Но с самых ранних лет мы внушаем своим детям совсем обратное. В первую очередь своим поведением, своим примером. Мы наказываем их за любые проступки.

Они приучаются к тому, что так и должно быть, что с помощью наказания можно воздействовать на человека, влиять на него. Они думают, что так правильно. Мы так не сможем прервать цепочку мести, наказания и зла.

Попробуйте на действие вашего чада, которое вызвало у вас максимум раздражения, ответить ему максимумом любви.

Обнимите, поцелуйте, прижмите к себе, несмотря на то, что он залепил пластилином половину ковра, что написал ручкой на обоях, что разбил посуду, рассыпал сахар. Обнимите крепко-крепко со всей душой и сердцем. И тихонько скажите, чтобы он постарался так больше не делать, что вам очень тяжело все это убирать.

Человек, совершающий зло или же обижающий другого, хочет увидеть боль и страдания своей жертвы, он получает от этого удовольствие, это подпитывает те дьявольские чувства, управляющие им.

Поэтому лучшее, что вы можете сделать, чтобы одержать победу над злом, это простить и ответить своей любовью и добром к нему. Сила прощения нейтрализует его. Это поставит его в тупик.

Он не получит того удовольствия, которого ждал. Если так будет происходить постоянно, то злые намерения внутри этого человека начнут угасать, не получая необходимой подпитки.

Добро побеждает любое зло. Всегда.

Как победить зло в людях?

Научиться прощать.

Вы делаете лучше и тому человеку, который не любит вас и хотел сделать больно, и самому себе. Лечите раны в своей душе. Вы растете, как человек и сеете полезные семена своего будущего.

Законы кармы действуют и их нельзя отменить (узнать об этих законах). В непонимании этого причина страданий. Переступая через себя, прощая своих недоброжелателей и врагов, вы сжигаете свою карму, вы очищаетесь от всей грязи, которую насобирали за свою жизнь.

Могу посоветовать еще один инструмент очищения кармы — аскеза.

Просто попробуйте, и вы сразу почувствуете, как становится легче дышать, как вы как будто сбросили некий груз с души, который мешал чувствовать и понимать. Видеть в каждом из нас Бога.

Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари

Евангелие от Матфея

Но мы очень часто не умеем любить даже тех, кто любит нас.

И еще из Библии про прощение:

«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: „до семи“, но до седмижды семидесяти раз»

И вот снова Лев Толстой о том, сколько раз прощать брату своему:

Спрашивать о том, сколько раз надо прощать брата, все равно, что спрашивать человека, который знает, что пить вино дурно, и решил никогда не пить вина, спрашивать его, сколько раз нужно отказываться от вина, когда подносят. Если я решил не пить, то не буду пить, сколько бы раз ни подносили. То же и с прощением.

Сколько раз мы просим прощения у Господа? А сколько раз мы сами прощаем, когда у нас просят прощения? А ведь Отче Наш как говорит… «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…»

Необходимо научиться прощать и будешь прощен сам.

Все просто. Но очень тяжело осуществимо. Путь духовного развития человека– сложный путь. Но, на мой взгляд, это единственный путь.

Мы все знаем, как надо жить, мы это все понимаем, ощущаем фибрами нашей души. Мы все люди, мы все очень похожи, у нас один Господь на всех. И в каждого из нас он вложил одно и то же, главную идею, главный закон. Он жив в нас, Он есть.

Это любовь. Чтобы ни происходило – любовь. И жизнь преобразится.

И в заключение я взял два отрывка из фильма Яна Артюс-Бертрана «Человек». Я говорю об этом фильме и не только в этом материале.

  1. Этот фрагмент говорит о мести. Мы можем услышать, к чему она приводит и каков ее результат.

Можем ли мы винить этого человека в его мести, в его выборе? Он в тяжелейшей, сложнейшей ситуации. Мы не можем судить, ведь не знаем, как бы мы поступили, будь на его месте. Мы просто видим результат. За смерть человека еще 15 смертей других людей, скорее всего в смерти брата не виновных.

  1. Второй фрагмент о прощении. Я бы сказал о Великом прощении. О силе прощения. О силе человеческого духа, человеческой души.

На такое способны немногие. Простить и не мстить за убийство своей дочери. Цепь зла прервалась.

Статьи и практики для саморазвития у тебя на почте

ПРЕДУПРЕЖДАЮ! Темы, которые я раскрываю, требуют созвучия с твоим внутренним миром. Если его нет — не подписывайся!

Это духовное развитие, медитация, духовные практики, статьи и размышления о любви, о добром внутри нас. Вегетарианство, опять же в унисон с духовной составляющей. Цель — сделать жизнь более осознанной и, как результат, счастливой.

Все, что тебе нужно, находится в тебе. Если ты чувствуешь резонанс и отклик внутри себя, тогда подписывайся. Я буду очень рад тебя видеть!

Рекомендую! Практики по саморазвитию

Бесплатные уроки для раскрытия себя и своего потенциала, улучшения здоровья, качества жизни и развития творческих способностей

Если тебе понравилась моя статья, пожалуйста, поделись ей в социальных сетях. Можно использовать для этого кнопки ниже. Спасибо!

Конспект «Как победить в себе зло»

Тема занятия: Как победить в себе зло. Цель занятия: формирование представлений о добре, зле и нравственной ответственности человека за содеянное.

Просмотр содержимого документа
«Конспект «Как победить в себе зло»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

им. З.Я.Лавровского станицы Ленинградской

муниципального образования Ленинградский район

Конспект занятия в форме заседания клуба юных мыслителей

«Я познаю мир человека»

Тема занятия: Как победить в себе зло.

Цель занятия: формирование представлений о добре, зле и нравственной ответственности человека за содеянное.

Личностные УУД: оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Регулятивные УУД: самостоятельно формировать тему и учебную задачу занятия, оценивать степень успешности выполнения своей работы и работы других учащихся.

Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, приводить аргументы; слушать других, принимать другую точку зрения; уметь договариваться, сотрудничать, работая в группе.

Познавательные УУД: добывать новые знания, делать выводы на основе полученных знаний.

Место проведения: МБОУ СОШ №1

Участники мероприятия: 1 «Г» класс.

-Здравствуйте, ребята. Я очень рада Вас всех видеть. Хоть на улице и зима, дует ветер и холодно, я хочу, чтобы внутри вас всегда было тепло, спокойно и светило солнышко. Поэтому на нашем занятии будет на доске присутствовать такое солнышко (на доску помещается солнышко без лучиков). Также сегодня на нашем занятии есть гости, давайте с ними поздороваемся. Садитесь.

Работа с мультимедийной доской, программа PowerPoint Слайд 1.

-Посмотрите на экран. Кто изображен на слайде? ( Сказочные герои)

-Что вы можете о них сказать? (Они добрые и злые)

-Предположите, о чем мы сегодня будем разговаривать? (О добре и зле)

-Верно, ребята, сегодня мы с вами погорим о том, как победить в себе зло и как удержать в себе добро.

Работа с мультимедийной доской, программа PowerPoint Слайд 2.

-А какую учебную задачу мы поставим на уроке?

(разобраться, что такое добро и зло, каким лучше быть добрым или злым)

-Я предлагаю вам не только поговорить об этом, но еще и внести немного добра в нашу жизнь и исключить зло.

Работа по теме занятия.

-Дети, что обычно побеждает в сказках? Что такое добро? А зло?

-Давайте попробуем разобраться, из чего складывается добро, и из чего зло.

— Посмотрите на экран, здесь написаны слова, которые нужно распределить на две группы. Я предлагаю каждому выйти и распределить слова. Те слова, с помощью которых складывается дружба- поместить в сердце. Слова, с помощью которых складывается зло- в корзину.

Работа с мультимедийной доской, программа PowerPoint Слайд 3.

Нежность, зависть, предательство, забота ,внимание, месть, жадность, верность, дружба, ложь, радость, эгоизм, любовь, ненависть, трусость, лень, сострадание, ласка.

-А каким человеком быть лучше добрым или злым? Почему?

-А вам приходилось вчера или сегодня злиться? Почему?

-Когда вы чем-то рассержены, что вы чувствуете? (злость, гнев, обиду) Что вам хочется сделать? Что можно сделать, чтобы изменить настроение? Чем можно заняться? Можно рассмешить себя, глядя в зеркало, побеседовать с другом, поиграть с котенком, послушать приятную спокойную музыку, принять душ. Давайте похлопаем в ладоши, потопаем ногами, нарисуем на лице улыбку.

— А как родители вам советуют?

-Я предлагаю всем «выпустить из себя злого дракона»:

Упражнение-тренинг «Надуй воздушный шарик злостью».

-Всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик. Надуйте его, завяжите и отпустите. Представьте, как этот шарик исчезает в голубом небе, а вместе с ним ваше плохое настроение, обиды и злость.

-Что вы сейчас чувствуете?

-Ребята, посмотрите на эту бумажную куклу. Сегодня я вам разрешаю сделать то, что вам никто никогда не разрешал. Я разрешаю вам ее обидеть. Как? Да совершенно просто. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить нашей кукле что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги.

-Посмотрите на куклу, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему?

— Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).

— Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

— Ребята, а сейчас посмотрите на куклу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему?

Работа с мультимедийной доской, программа PowerPoint Слайд 4.

Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты мне могут ее разгладить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».

— Почему мы дольше помним обиды?

— Нравится ли нам, когда нас обижают?

— Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?

— Как быть добрее?

Итог: любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.

-Ребята, вспомните, на куда мы с вами разбирали слова, которые складываются из добра и зла? (В сердце и корзину)

-Сейчас я вам хочу предложить самостоятельно создать сердце, которое будет наполнено только добром. Вам необходимо разделиться на 4 группы и собрать сердце из небольших кусочков. Помните о правилах работы в группе.

Детям раздаются небольшие кусочки сердечек, которые нужно собрать в одно сердце, на котором написано одно из составляющих добра (добро, нежность, ласка, забота, уважение и т.д.).

-А что нужно делать, чтобы эти сердца, были такими яркими и никогда не меркли?

(Быть добрым, делать добрые поступки, любить и уважать друг друга, помогать друг другу)

-Наше занятие подошло к концу. В начале урока ваша душа наполнилась теплом благодаря яркому солнышку, но посмотрите, у него совсем маленькие лучики. Я предлагаю вам написать на ярких ладошках все те качества, которые у вас сформировались на протяжении всего нашего занятия.

-Спасибо за занятие! Благодаря вам, вашему душевному теплу и добрым поступкам ваш класс наполнился яркими лучами теплого солнышка, большим и добрым сердцем, которое всегда будет хранить в себе все ваши хорошие поступки.

Как избавиться от злости — советы психолога

«Почему я раньше злой был? Потому что у меня велосипеда не было», – говорит один из персонажей мультфильма «Трое из Простоквашино». И ведь не поспоришь. Злым человека делает несчастливая судьба, неудовлетворенность собой и жизнью, несбывшиеся мечты, разрушившиеся планы, неудовлетворенные потребности.

Злость тесно сопряжена с множеством эмоций: обида, зависть, ревность, тоска, грусть, раздражительность и другое. Но самым близким термином является гнев. Если злость – это эмоция, то гнев – аффективное чувство, высшее проявление злости. Думаю, что их можно считать синонимами. Тем более у злого человека вспышки гнева – не такая уж и редкость. Итог злости и гнева – агрессия. Это действие и уже совсем другая история. Но вернемся к злости.

Что такое злость

Злость – защитная реакция организма на опасность, раздражитель, ущемление границ, нарушение внутреннего равновесия. Она свойственна всем людям. Каждый из нас знаком со злостью.

Другой вопрос, когда злость становится чертой характера и пронизывает всю жизнь человека. Тогда индивид недоволен всегда и всем, мучает себя и окружающих. Такая ситуация требует избавления от хронической злости.

Злость – это гормоны. И иногда коррекции поведения недостаточно. Так, гормональный фон может всегда пребывать в дисбалансе при:

  • злоупотреблении спиртным;
  • пассивном или чрезмерно активном образе жизни;
  • нарушенном питании;
  • проблемах со здоровьем.

Для выявления и устранения этой причины стоит посетить нескольких специалистов (психиатр, эндокринолог, диетолог, нарколог). В данной статье мы предполагаем, что ваш гормональный фон находится в норме, и разбираем проблему злости с позиции психологии.

Чем опасна злость

«От злобы, что нацелена в людей, как правило, страдает сам злодей», – Фирдоуси.

  • Злость разрушает не только отношения личности с обществом, но и саму личность. Это происходит в первую очередь. Одинаково пагубное влияние оказывает как сдерживание негатива, замалчивание, так и регулярный его выплеск на окружающих.
  • Злость притягивает реальные болезни (психосоматика), разрушает семьи, дружбу, рабочие отношения.
  • В отдельных случаях злость переходит в самоагрессию и саморазрушающее поведение либо другие девиации.

Ищем причину

«Всякая злость происходит от бессилия», – Жан Жак Руссо.

  • Причина злости почти всегда одна – неудовлетворенность. Подумайте, что тревожит вас в настоящее время. Чего вы хотите, но не можете получить.
  • Второй вариант – злость маскирует страх, обиду, боль и личную неуверенность (лучшая защита – нападение).
  • Злоба – признак слабости, нестабильности, внутриличностного конфликта, психологических травм и проблем.

Даем выход эмоциям

Сразу скажу, что слово «успокойся» не действует. Особенно, когда оно произнесено на пике эмоций. Да, вы можете долго и упорно успокаиваться, давить гнев, но после что-то станет последней каплей. И вот перед нами уже не просто злой человек, а разъяренный. Итак, если вы понимаете, что эмоции накопились, то их нужно вывести. Как это сделать, не причиняя вред (моральный и физический) себе и другим?

P. S. Способы проверены лично. Их суть одна – снизить подскочивший уровень гормонов.

  1. Бейте подушку.
  2. Порвите газету.
  3. Кричите. Не на кого-то, а в пустоту бескрайнего поля, леса. Выпустите свою злость.
  4. Сжимайте и разжимайте кулаки.
  5. Отжимайтесь, бегайте, гуляйте.
  6. Глубоко вдохните и задержите дыхание.
  7. Медитируйте, занимайтесь аутотренировками, осваивайте техники саморегуляции.
  8. Рисуйте.
  9. Танцуйте.
  10. Прибирайтесь дома.
  11. Напишите свои эмоции, претензии, опишите состояние. Можете сломать ручку, карандаш (от силы нажима), но вы должны выразить на бумаге всю боль. Хорошо, если письмо будет иметь адресат. После этого сожгите лист.
  12. Рисуйте. Любые штрихи, линии. Создайте что-то абсолютно хаотичное на листе, исчеркайте его. Не контролируйте нажим. Теперь посмотрите. Это ваша злость. Вот это черное (синее) бесформенное (или оформленное) пятно – ваша злость. Это сидит в вас. Комком чего это является? Обиды? Пустоты? А чем это можно заменить, заполнить?

Сродни совету успокоиться вариант посчитать до 10. Кому-то, конечно, помогает, но чаще дает время для разгона перед вспышкой. Вот глубоко подышать – идея более эффективная. Мозг насытится кислородом, баланс гормонов быстро изменится, вы сможете трезво взглянуть на ситуацию.

«Я захлебывался от злости и ненависти. Я ненавидел не общество — абстракцию, выдуманную ничтожными социологами, — я ненавидел всю вселенную. Мне хотелось причинить ей боль в отместку за боль, причиненную мне», – А. Мердок.

Корректируем поведение

Теперь, когда «взрыв» предотвращен, можно поговорить о способах коррекции поведения, требующих больших затрат времени и сил, но и обладающих большими перспективами.

  • Научно доказано, что злость по своему влиянию так же опасна для сердечно-сосудистой системы, как холестерин. Чтобы захотеть наверняка избавиться от неуправляемой злости, положите на чашу весов все ее последствия: разлад в отношениях с близкими, проблемы на работе, ухудшение здоровья, ранняя смерть, одиночество. Теперь действуйте, не отступайте ни на шаг. Всегда вспоминайте эти риски (полезно распечатать их списком и поместить на видное место).
  • Причина злости всегда сидит в вас. Нет, это не начальник плохой, это вы не удовлетворены работой. Почему? Если начальник и правда попусту вас ругает, то смените работу. Если за дело, то повышайте мастерство и прекратите злиться на начальника (читай: себя). Вам не нравится сама деятельность? Меняйте сферу. Вы боитесь? Все боятся выходить из зоны комфорта. Оставайтесь в ней, но тогда учитесь жить со своей злостью (читай: неудовлетворенностью). Друг занялся собой, теперь на его фоне вы проигрываете? Начните и вы меняться, тогда перестанете злиться на него (читайте: на свою лень, безволие и апатию). Думаю, аналогии ясны, можно не продолжать.
  • Не замалчивайте недовольство, не бойтесь попросить. Делать это нужно в культурной форме. Для этого полезно знать особенности собеседника (привычки, характер, темперамент), уметь общаться, выражать и чувствовать эмоции.
  • В моменты накатывающих вспышек вспомните ту эмоцию или чувство, которое наступает после: разочарование, стыд, сожаление. Некоторым людям злобная разрядка приносит удовлетворение, но такие индивиды обычно не видят проблемы и не хотят меняться (этого хочет их окружение). А раз вы до сих пор читаете эту статью, то удовлетворение от злости – не ваш случай. Тогда метод воспоминания эмоций подойдет. Если вы отважный человек, то попросите родных сфотографировать вас в момент злости. Эта картина не нравится никому. Странно. С чего бы? Развесьте свои «постеры» как наглядный образец разрушающей вас альтернативной личности.
  • Представьте, сколько сил уходит на вынашивание планов о мести, запоминание обид, переживание страхов и тревог. Вам не жаль собственного потенциала, который не реализован из-за того, что вся жизнь вертится вокруг злости? Мне его жаль. То, что не можете изменить – принимайте и отпускайте. То, на что можете повлиять – меняйте. Как? Составляйте пошаговый план и не спеша, но верно идите к цели. В этом поможет ориентация на смысл вашей жизни. Он же есть у вас? Или нет? Тогда найдите!
  • Развивайте оптимизм и чувство юмора. С ним все становится проще и менее значительно.
  • Злость может быть как ответом на стресс, так и его причиной. В связи с этим подойдут любые техники по преодолению стрессовых ситуаций. Посетите популярные аттракционы-антистресс, например, битье посуды.
  • Проговаривайте или записывайте свою злость и ее причины. Это позволит по-другому взглянуть на ситуацию, принять ее и составить план действий. За злостью всегда стоит неудовлетворенная потребность. Чего вам не хватает для счастья именно сейчас?
  • Не судите по прошлому. Будьте готовы предоставить человеку новый шанс для конструктивного диалога. Людям свойственно меняться. К слову, как и внешним обстоятельствам.
  • Если кто-то действительно вредит вам, сознательно злит (а не вы это надумали), то это уже проблемы того человека. Пожалейте его, помогите, посмейтесь про себя над этим или откажитесь от взаимодействия. Не стоит разжигать скандал и указывать на проблемы и печали оппонента (особенно так же злобно).
  • Чтобы достойно реагировать на проблемы во взаимоотношениях, учитесь толерантности (терпимости), уважению и самоуважению. Изучайте психологию, особенности личностей. Повышайте коммуникативные навыки. Вы знали, что некоторые люди в силу своих врожденных особенностей не могут принимать решение и качественно выполнять работу в сжатые сроки? Нет? А так бывает. Как неловко получилось: вы злились на человека за безответственность и медлительность, еще и оскорбили. А ответ кроется в процессах торможения и возбуждения в психике оппонента. Чем лучше вы будете понимать людей, тем реальнее будут ваши ожидания и требования к ним. Нередко злость рождается как раз на почве наших же неадекватных ожиданий или требований.
  • Себя мы познаем через взаимоотношения. Чем лучше знаете других – тем лучше знаете себя. За самопознанием идет самоконтроль.
  • Ту же злость, что испытываете сейчас, направьте не на агрессию и обиды, а на действия. Заявите о себе (но в социально приемлемой форме), своих интересах, потребностях и желаниях. Позвольте злости сыграть ту функцию, которая и является первичной – конкуренция, выживание, продвижение.
  • Не подавляйте злость, иначе потеряете себя, станете никем (ни чувств, ни желаний, ни стремлений, ни интересов, только болезни).
  • Не пытайтесь избавиться от злости, учитесь ее выражать. Иногда достаточно произнести «Я злюсь», «Меня злит…», «Пожалуйста, не делай так». Разговаривать всегда полезно.

Таким образом, избавление от злости предполагает избавление от ее основ или того, что она скрывает. Обиды – простить, пустоту – заполнить (хобби, любовь, друзья, общение), одиночество (непонимание) – устранить, потребности – удовлетворить, смысл жизни – найти, физическую боль (болезнь) – излечить.

Есть ли у злости плюсы?

Да! И я предлагаю вам иначе посмотреть на ситуацию. Перестаньте воспринимать злость как врага. Да, вы хотите от нее избавиться, но только ли вред она приносит? Рассмотрите в ней советчика. Она подсказывает вам больные места, пустоты души, актуальные потребности, нежелательные черты характера, вредные привычки.

Всегда спрашивайте себя: почему я злюсь? После ответа задайте второй вопрос: я могу это изменить? Как я могу это изменить?

В конечном счете сводится все к одной рекомендации: развивайтесь и меняйте свою жизнь, планируйте ее, будьте хозяином собственной судьбы. Вы удивитесь, насколько счастливо можно жить, если:

  • делать то, что хочется (это не эгоизм);
  • общаться с теми, с кем хочется;
  • менять или исключать то, что не устраивает;
  • отказаться от стереотипов и попыток оправдать чужие ожидания.

Хроническая злость – черта несчастных людей. Чтобы от нее избавиться, нужно стать счастливым. Но при этом важно помнить, что злость – естественна, когда проявляется в ответ на ситуации, угрожающие жизни, здоровью, семье. Она позволяет нам расти, двигаться вперед, адаптироваться и выживать.

«Каждый может разозлиться — это легко; но разозлиться на того, на кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно, — это дано не каждому», – Аристотель.

Посмотрите видео и узнайте, как ежедневно люди приносят в мир кусочки добра.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector