0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как поститься на первой неделе великого поста

Как поститься на первой неделе Великого поста

Содержание статьи

  • Как поститься на первой неделе Великого поста
  • Когда в Великий пост поминаются усопшие
  • Как подготовиться к посту

Ответ на вопрос о том, как правильно поститься в первую неделю Великого поста, складывается из двух основных составляющих. Необходимо понимать, что пост это не просто диета, обусловленная отказом человека от пищи животного происхождения (мяса, яиц, молока и производных продуктов). Кроме телесной составляющей воздержания есть не менее важный духовный аспект.

Для начала рассмотрим практические рекомендации Церкви относительно того, какие правила питания предусмотрены на первой неделе святой Четыредесятницы. Многих людей страшит именно этот пункт в хранении постов.

Телесная составляющая

Под телесной составляющей можно понять «календарь меню» человека на первой неделе Великого поста. Церковный устав предусматривает строгий пост в первые дни. В первый день многие монахи вовсе отказываются от пищи, на второй – вкушают хлеб и воду, третий, четвертый и пятый дни – сухоядение. Такая практика редко применяется к людям, живущим в миру. Поэтому Церковь рекомендует православному человеку принимать пищу в виде сухоядения в первые пять дней поста в количестве, необходимом для поддержания жизнедеятельности человека (многим православным необходимо кушать для того, чтобы иметь силу на физический труд, ведь работа бывает разной).

В любом случае, на первой неделе поста (в первые пять дней) нельзя есть продукты животного происхождения. Кроме этого, запрещена рыба, растительное масло и вареная пища: эти запрещения как раз и относятся к сухоядению. В первые дни можно вкушать овощи и фрукты, орехи, пищу, которая не подвергается варке. При этом позволительно употреблять печеную пищу без растительного масла, например, запеченный картофель.

Если у человека проблемы со здоровьем, необходимо поговорить со священником, чтобы последний по необходимости дал благословение на вкушение вареной пищи и растительного масла.

В субботу и воскресенье первой недели Великого поста предполагается послабление в пищевом воздержании. Разрешается вкушать вареную пищу с растительным маслом. В субботу первой недели в храмах освящается коливо – вареный рис с медом, перемешанный с сухофруктами, мармеладом и прочими постными сладостями.

Духовная составляющая

Не менее важной является духовная составляющая Великого поста. Само по себе воздержание в пище ничего не дает человеку. Только комплексное воздержание в еде и духовный подвиг могут пониматься под правильным хранением поста.

На первой неделе Четыредесятницы верующему человеку необходимо больше времени уделять молитве, чтению утреннего и вечернего правила, Священного Писания. Важно стараться оставить различные увеселения: просмотры телевизора, компьютерные и азартные игры. Необходимо стараться бороться со своими страстями и пороками, ведь без этого нет поста.

Само слово «пост» можно трактовать как нахождение верующего человека на посту соблюдения своей души и тела от всякой скверны и греха, подобно тому, как воины стоят на посту охраны границ государства от нашествия неприятелей.

На первой неделе Великого поста очень важно посещать особые великопостные богослужения. С понедельника по четверг в храмах читается великий покаянный канон святого Андрея Критского, на котором Церковь рекомендует присутствовать православному человеку, вознося ко Господу покаянные молитвы.

Духовная составляющая первой недели Великого поста определяется подготовкой христианина к таинствам исповеди и святого причастия. Можно причаститься святых Тела и Крови Христовых в субботу или воскресенье на литургии, а накануне вечером испытать свою совесть на наличие грехов с последующим покаянием в таинстве исповеди.

Нельзя забывать и о том, что на время Великого поста необходимо стараться быть в мире с ближними, избегать, споров, ссор, оскорблений, сквернословия, блуда и прелюбодейства, а также других практических проявлений греховности человека.

Что можно готовить и есть в первую неделю Великого поста

11 марта 2019 года начинается Великий Пост, который длится 7 недель.

Одним из условий воздержания в это время является строгое ограничение в еде животного происхождения.

Пройти этот путь можно при условии знаний правил ограничения в еде. Начать надо с подготовки, узнав, как поститься в первую неделю поста.

Питание первой недели Великого Поста следует расписать по дням, чтобы воздержание в еде не превратилось в обычную голодовку или диету.

В чем смысл Великого Поста

Главное назначение поста — духовное возрастание, во время которого православные люди стараются максимально приблизиться к Творцу, наполниться Его силой любви.

Во время Великого поста, усмиряя и очищая свою плоть, верующие проводят время в воспоминаниях великой жертвы Христа, который отдал Свою земную жизнь, чтобы очистить человечество от грехов и болезней.

Это благословенное время, когда православные могут духовно сосредоточиться на великой миссии Христа, дарованной человечеству благодати спасения через веру в Иисуса.

Спаситель сказал, что верующие в Него есть храм Бога Живого (1 Кор.3:17). Очищение нашего тела — подготовка к празднованию Пасхи, когда совершилось чудо из чудес, Христос воскрес после физической смерти, даровав нам надежду на вечную Жизнь.

Важно. На протяжении всего воздержания в течение 48 дней не рекомендуется употребление в пищу продуктов животного происхождения. Ограничено употребление растительных масел.

В отдельные дни разрешены рыбные и морские продукты:

Питание первой недели состоит из сухоядения, перечень продуктов максимально ограничен, но при правильно составленном меню можно достойно прожить в воздержании 7 дней.

О других неделях Великого поста:

Первая неделя воздержания — основные правила

Питание первой недели Великого Поста ограничено до минимализма, Выполнение строгих правил первых 7 дней под силу только православным, проходившим этот путь не один раз.

По строгим канонам Церкви, в первую неделю принимать пищу рекомендуется только по вечерам, один раз в день, в выходные дни — дважды. Такой режим воздержания могут выдержать особо стойкие христиане.

Православные, которые решили впервые совершить подвиг воздержания, следует составить меню, чтобы определить для себя, как поститься в первую неделю поста.

Продукты для первого и второго дня Великого Поста подбираются с учетом того, что это время сухоядения — приема пищи без термической обработки.

Для первой недели поста следует заготовить свежие, сушенные и квашеные овощи, фрукты, мед, сухарики, грибы, ягоды.

Понедельник

Принятие пищи в первый день поста ограничено до минимума. Если позволяет сила веры и здоровье, то в течение дня не готовится никакая еда, в этот день установлено сухоядение.

Готовясь к посту, православные заранее сушат сухарики, фрукты, заготовляют соки и настои.

Выдержать строгое воздержание первого дня поможет дробное питание, каждые 3-4 часа, чтобы не возникало чувства голода.

В это благодатное время человек должен концентрироваться на духовной пище, а не на желудке.

  • Начать день можно с сухарика с медом и чашечки морса.
  • На второй завтрак подойдет салат из капусты с морковкой, луком и небольшой бутерброд из хлеба с авокадо, посыпанный семенами кунжута.
  • Перекус перед обедом орешками и несколькими штуками чернослива и кураги придаст силы прожить этот день.
  • В обед голод можно утолить салатом из огурцов и томатов, перемешанным с кусочками авокадо, приправленным соевым соусом и молотым льном.
  • Перед ужином можно скушать банан, который даст ощущение сытости.
  • Завершает дневной рацион прием сока, настоя с несколькими сухариками или хлебом с медом.

Вторник

Второй день великого говенья в первую неделю воздержания перед Пасхой также находится под великим запретом.

Регулярно постящиеся православные продолжают употреблять только по вечерам хлеб, квас или воду.

Для тех, кто не уверен в своих силах, но очень стремится пройти путь очищения, составляется меню на вторник.

Церковь позволяет для начинающих поститься людей заваривать чай, кофе, которым можно начать вторник. К напиткам добавляется кусок хлеба с медом.

  • Орехи с яблоками станут прекрасным вторым завтраком.
  • Орехи, сухофрукты утоляют голод быстро и надолго.
  • В обеденный перерыв можно приготовить питательный салат из репы, яблок, моркови с добавлением клюквы.
  • Небольшой бутерброд с огурцом и помидором, посыпанным кунжутом станет прекрасным перекусом перед ужином.
  • Перемолотые сухофрукты в виде кураги, чернослива, изюма, залитые любым несладким соком, станут чудесной добавкой к вечернему напитку.

Важно! Закончив дневную трапезу, не следует забывать:

  • перед сном поблагодарить Спасителя за дарованную пищу;
  • попросить прощения за грехи явные и неявные, совершенные в течение дня;
  • молить о благословении на сон грядущий.

Среда

Многих верующих волнует вопрос: сколько раз в день можно кушать в первую неделю поста.

Для стойких в вере православных, монахов и священнослужителей первая неделя является одной из «голодных», когда пища принимается один раз вечером в виде хлеба и воды.

Остальным людям не стоит сразу нагружать свой организм такими ограничениями. Предложенное ниже меню поможет прожить среду в поклонении Богу и сухоядении.

  • На завтрак третьего дня первой недели Великого Поста рекомендуем приготовить напиток в виде настоя или морса с хлебцами, приправленными медом.
  • Морковь, потертая и смешанная с изюмом, поможет прожить день до обеда.
  • Квашеная капуста со свежей клюквой, бутерброды из хлеба с шампиньонами позволят насытиться в обед.
  • Горсть орехов, смешанная с кусочками апельсина — сытный полдник во время воздержания от скоромной пищи.
  • Хлебцы, намазанные перемолотым бананом с медом и маком, помогут в воздержании в третий день поста.

Четверг

В рацион первой недели поста для поддержания иммунной системы вводится зелень в виде зеленного лука и свежих трав, которые предварительно можно вырастить на подоконнике или купить в магазине.

Сухоядение продолжается в четвертый день Великого Поста, когда пища не поддается термической обработке:

  • не варится;
  • не жарится;
  • не запекается;
  • не парится.

Основными продуктами для питания во время говенья остаются овощи, фрукты и хлебные изделия без добавления масла и яиц.

  • Прочитав утренние молитвы, четвертые сутки воздержания перед Пасхой можно начать с морковного салата, приправленного соком апельсина, с добавлением молотого льна. В качестве напитка можно использовать воду или морс.
  • Несколько грецких орехов, измельченных с медом, можно рекомендовать на второй завтрак.
  • Сочная репа, острая редька, потертая на крупной терке морковь, кусочки кислых яблок с добавлением тыквенных семечек и семян кунжута вполне подойдут на обед, который можно разнообразить кусочком хлеба, посыпанного льном.
  • Несколько штук засахаренных фиников с чашечкой настоя трав помогут не голодать до вечерней трапезы.
  • Растертый до состояния кашицы банан, завернутый в лист лаваша, превращается в пикантные роллы, разрезав которые на кусочки, получаете постный ужин, соответствующий требованиям сухоядения.

Еще о кухне в православии:

Пятница

Пятый день первой недели Великого поста относится к строгому ограничению всех продуктов.

Пятница — день распятия Христа.

В этот день следует прием пищи ограничить до минимума, при остром голоде делать перекусы хлебом с капустным салатом или другими овощами, отказавшись от фруктов и ягод.

Важно! Миряне, имеющие хронические заболевания, дети в возрасте до 12 лет, беременные женщины и люди старческого возраста освобождаются от строгости первой недели.

Этот вопрос следует обговорить со своим духовником.

Суббота

С достоинством пройдя первую неделю поста в строгом воздержании, на утро субботнего дня можно приготовить смузи из ягод, можно замороженных.

  • Для приготовления витаминного коктейля достаточно в блендере смешать 250 г любых ягод и 2 ст.л. воды. Фруктовое смузи даст хороший заряд на весь день.
  • Второй завтрак дополнит витаминный запас утреннего блюда салатом из груши с апельсином, приправленного медом и орешками.
  • Яркий салат из свежей тыквы с ингредиентами станет украшением обеденного стола.

Для приготовления овощного салата следует приготовить измельченные до состояния корейской соломки такие овощи: морковь, репу, тыкву в соотношении по весу 1:3:2.

Для вкуса добавляется соль, черный перец, сок лимона, много зелени. Тщательно вымешав приготовленную смесь, можно приступать к обеду с кусочком хлеба или сухарика.

  • Мороженое из авокадо станет достойной наградой за выдержанную в говенье неделю.

Для приготовления деликатеса на ужин следует приготовить:

  • 70 — 80 мл лимонного сока, лайма;
  • кожуру лайма — 2 ч.л.
  • 250 — 300г толстого, мягкого авокадо порезать на кусочки;
  • чашку 200 мл меда;
  • ванильный сахар.

Все ингредиенты взбить в блендере, выложить в формочки и отправить для замерзания в холодильник.

Через некоторое время, когда масса застынет до состояния мороженого, выложить ее шариками на блюдце и украсить веточкой мяты.

Воскресенье

Сухоядение в этот день заканчивается, но не разрешено вкушать рыбу. Приготовление пищи дозволено приправлять растительным маслом.

На завтрак воскресного дня подается коливо, приготовленное из цельных зерен и приправленное медом.

Обед состоит из первого и второго блюда. Овощной борщ, вареная картошка с грибной подливой покажутся настоящими кулинарными чудами после недели сухоядения.

Вареники с картошкой, заправленные прижаренным луком, завершают принятие пищи первой недели Великого Поста.

Миряне, которые по каким — либо причинам не могут выдержать строгое воздержание в виде сухоядения, могут начать Великий пост с меню второй недели.

Великий пост: первая неделя. Как поститься в первую неделю Великого поста?

Первая седмица (неделя) Великого поста – строгая. В этой статье мы разберем, как поститься в первую неделю Великого поста.

В последнее время все больше людей принимают решение начать поститься во время Великого поста, причем делают это не из религиозных побуждений, а так как считают это хорошим способом улучшить свое самочувствие и поддержать здоровье. И действительно, медики подтверждают, что отказавшись на время от продуктов животного происхождения, можно действительно получить пользу для организма. Однако при этом предупреждают, что для того, чтобы не нанести вред своему здоровью, необходимо обязательно четко понимать как следует правильно поститься, если вы делаете это впервые, и каким должно быть правильное питание в пост.

Тема нашего сегодняшнего разговора – первая седмица Великого поста. Напомню, что согласно церковным канонам, во время Великого поста, нельзя употреблять: мясо и мясные продукты, молоко, молочные продукты (в том числе сухое молоко) и яйца, а также содержащие их продукты, рыбу и морепродукты (за исключением определенных дней недели), растительное масло (за исключением определенных дней недели) и алкоголь (за исключением легкого виноградного вина в определенные дни недели).

Как поститься в первую неделю Великого поста?

Тем, кто постится впервые, следует входить в пост постепенно. Ведь резкий отказ от привычной пищи, тем более после щедрого стола на Масленицу, может вам только навредить. Кроме этого не следует забывать и о различных режимах питания в пост, о которых мы говорили в прошлом материале.

Первая седмица Великого поста (Феодорова неделя).

1 день поста. Чистый понедельник. Строгий пост.

В этот день, как следует из самого названия, принято приводить дом в порядок, делать уборку, мыться и одевать на себя чистое свежее белье, чтобы встречать пост в чистоте.

Согласно монастырскому уставу, особо набожные люди в этот день полностью отказываются от пищи, поддерживая свои силы лишь святой водой.

Мирянам, то есть обычным людям, в свою очередь, в первый день поста позволяется питаться сухой холодной пищей неживотного происхождения без использования растительного масла (сухоядение).

2 день поста. Вторник. Строгий пост.

Монахи в этот день продолжают воздерживаться от пищи, питаясь лишь святой водой и коркой хлеба.

В миру во второй день поста придерживаются сухоядения, при более щадящем режиме можно также употреблять в пищу горячую пищу, приготовленную без использования растительного масла.

3, 4, 5 дни поста. Среда, Четверг, Пятница.

В первые четыре дня первой недели Великого поста в церкви вечером читают Покаянный канон, дающий мощный настрой к осознанию и исправлению своих грехов. В эти дни по монастырскому уставу – сухоядение один раз в день в вечернее время (разрешено принимать в пищу только сырые овощи, фрукты, орехи, хлеб, и не смешивать их с растительным маслом).

Мирянам в эти дни разрешается горячая пища без масла. Это могут быть, например, овощи и грибы, приготовленные на пару или запеченные в духовке, каши, овощные постные супы, фрукты, мед, орехи, главное, чтобы все эти блюда были без масла.

6 день поста. Суббота.

В этот день по уставу монахам впервые разрешается горячая пища с растительным маслом, причем два раза в день – в дневное и в вечернее время. Кроме этого разрешено умеренное количество легкого виноградного вина.

Обычным людям разрешается употреблять горячую еду с любым растительным маслом (подсолнечное, оливковое, тыквенное, льняное) и немного легкого виноградного вина.

7 день поста. Воскресенье. Торжество православия.

В этот церковный праздник важно посетить утром литургию, исповедаться и причаститься.

В этот день режим питания – такой же, как и в субботу.
Итак, сегодня вы узнали о том, как поститься в первую неделю Великого поста. Запомните, что для мирян во время поста мирян есть два основных ограничения: вы должны есть то, что не содержит продуктов животного происхождения, и не менее важно – есть эту пищу умеренно.

Православный Церковный календарь

Календарь на год ►

О календаре

Богослужения

Посты

Библейские чтения

Праздники

Календарь
венчаний

Дни особого поминовения усопших 2019

Дни поминовения новопреставленных

Подписка

1-я седмица Великого поста

Иные седмицы Великого поста
  • Триодь Постная. Службы первой седмицы Великого Поста
  • Особенности богослужения седмиц и Недель (воскресений) Великого постаГермоген Шиманский
  • Чтение на каждый день Великого постаДементьев Д.В.
  • Почему Великий пост начинается с понедельника?Юрий Ру­бан
  • Как проводить 1-ю седмицу Великого постаархим. Иоанн (Крестьянкин)
  • Первая седмица Великого постапрот. Григорий Дебольский
  • Суббота 1-й седмицы Великого постаЮрий Ру­бан
  • Сокровищница духовной мудрости. Седмица 1-я Великого поста
  • Великий пост. Аудио
  • Великий пост. Видео

Пост пер­вой сед­ми­цы ве­ли­кой Че­ты­ре­де­сят­ни­цы стро­же дру­гих по уста­ву. Бо­го­слу­же­ние пер­вых дней Ве­ли­ко­го по­ста так­же бо­лее стро­гое, по­ка­ян­ное, ме­нее тор­же­ствен­ное.

В по­не­дель­ник, втор­ник и чет­верг утрен­нее бо­го­слу­же­ние со­сто­ит из утре­ни, ча­сов, изо­бра­зи­тель­ных и ве­чер­ни. Ли­тур­гия не со­вер­ша­ет­ся. В сре­ду и пят­ни­цу утрен­нее бо­го­слу­же­ние со­сто­ит из утре­ни, ча­сов, изо­бра­зи­тель­ных и Ли­тур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных да­ров.

Ве­че­ром в пер­вые че­ты­ре дня Ве­ли­ко­го по­ста на ве­ли­ком по­ве­че­рии со­вер­ша­ет­ся чте­ние Ве­ли­ко­го по­ка­ян­но­го ка­но­на пре­по­доб­но­го Ан­дрея Крит­ско­го. Ве­ли­ким по­стом ка­нон прп. Ан­дрея Крит­ско­го про­чи­ты­ва­ет­ся два­жды. На пер­вой сед­ми­це он раз­де­ля­ет­ся на 4 ча­сти и про­чи­ты­ва­ет­ся в пер­вые че­ты­ре дня. Пол­но­стью он про­чи­ты­ва­ет­ся на утре­ни чет­вер­га 5-й сед­ми­цы.

В пят­ни­цу по­сле за­ам­вон­ной мо­лит­вы (по окон­ча­нии Ли­тур­гии) со­вер­ша­ет­ся мо­леб­ный ка­нон прп. Фе­о­до­ру Ти­ро­ну и освя­ще­ние ко­ли­ва (ва­ре­ной пше­ни­цы на ме­ду или рис с изю­мом). Свя­за­но это со сле­ду­ю­щим слу­ча­ем. В 362 го­ду им­пе­ра­тор Юли­ан От­ступ­ник на пер­вой сед­ми­це Ве­ли­ко­го по­ста при­ка­зал тай­но окро­пить все про­дук­ты, ко­то­рые про­да­ва­лись на рын­ках, кро­вью идо­ло­жерт­вен­ных жи­вот­ных. Но свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Фе­о­дор Ти­рон явил­ся в сон­ном ви­де­нии епи­ско­пу Ев­док­сию, от­крыл ему тай­ное рас­по­ря­же­ние им­пе­ра­то­ра и по­ве­лел ни­че­го не по­ку­пать на рын­ке, а пи­тать­ся ко­ли­вом. По­это­му в пят­ни­цу на мо­леб­ном ка­ноне освя­ща­ет­ся ко­ли­во, а в суб­бо­ту пер­вой сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста со­вер­ша­ет­ся бла­годар­ствен­ное празд­но­ва­ние ве­ли­ко­му­че­ни­ку Фе­о­до­ру Ти­ро­ну.

Пер­вая сед­ми­ца и пер­вая Неде­ля Ве­ли­ко­го По­ста

Пер­вая сед­ми­ца от­ли­ча­ет­ся осо­бой стро­го­стью по­ста, ибо при­лич­нее все­го иметь наи­боль­шую рев­ность к по­дви­гам бла­го­че­стия при на­ча­ле по­дви­гов. Со­об­раз­но это­му, Цер­ковь на пер­вой сед­ми­це со­вер­ша­ет бо­го­слу­же­ние про­дол­жи­тель­нее, чем в сле­ду­ю­щие дни. В пер­вые два дня Че­ты­ре­де­сят­ни­цы для тех, кто мо­жет, со­всем не по­став­ля­ет­ся тра­пе­за [1] .

С по­не­дель­ни­ка по чет­верг на ве­ли­ких по­ве­че­ри­ях чи­та­ет­ся Ве­ли­кий ка­нон свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го. В ка­ноне со­бра­ны и пред­став­ле­ны мно­го­чис­лен­ные об­ра­зы по­ста и по­ка­я­ния, при­во­дит­ся мно­же­ство при­ме­ров из Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­та при­ме­ни­тель­но к нрав­ствен­но­му со­сто­я­нию ду­ши греш­ни­ка, опла­ки­ва­ю­ще­го свои гре­хи. Ка­нон на­зван ве­ли­ким, как по мно­же­ству мыс­лей и вос­по­ми­на­ний, за­клю­чен­ных в нем, так и по чис­лу со­дер­жа­щих­ся в нем тро­па­рей (око­ло 250, то­гда как в обыч­ных ка­но­нах их бы­ва­ет око­ло 30). По­ве­че­рие пер­вых че­ты­рех дней пер­вой сед­ми­цы на­зы­ва­ет­ся «Ма­лым сто­я­ни­ем» в от­ли­чие от «Ан­дре­ева или Ма­ри­и­на сто­я­ния» на 5 сед­ми­це и ве­ли­ко­го сто­я­ния в Ве­ли­кий Пя­ток.

Эти по­ве­че­рия так­же на­зы­ва­ют­ся «ме­фи­мо­на­ми» (греч. – «с на­ми»), по­то­му что на этих по­ве­че­ри­ях по­ет­ся песнь «С на­ми Бог». Внеш­нее от­ли­чие Ве­ли­ко­го ка­но­на свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го от дру­гих ка­но­нов со­сто­ит в том, что он име­ет все 9 пес­ней (вклю­чая так­же 2 песнь), и к каж­до­му тро­па­рю при­ла­га­ет­ся при­пев «По­ми­луй мя, Бо­же, по­ми­луй мя». В сре­ду и чет­верг к по­ка­ян­но­му ка­но­ну при­бав­ля­ют­ся несколь­ко тро­па­рей в честь пре­по­доб­ной Ма­рии Еги­пет­ской, вос­шед­шей от глу­бо­ко­го па­де­ния к вы­со­ко­му бла­го­че­стию. Впо­след­ствии к это­му ка­но­ну бы­ли при­со­еди­не­ны тро­па­ри в честь его твор­ца свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го.

В по­не­дель­ник или втор­ник пер­вой сед­ми­цы по­сле утре­ни или по­сле ча­сов свя­щен­ник в епи­тра­хи­ли чи­та­ет в церк­ви сво­им при­хо­жа­нам «Мо­лит­вы в на­ча­ле по­ста Свя­тыя Че­ты­ре­де­сят­ни­цы», из­ло­жен­ные в Треб­ни­ке.

В суб­бо­ту пер­вой сед­ми­цы Цер­ковь тво­рит па­мять свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Фе­о­до­ра Ти­ро­на и вос­по­ми­на­ет чу­дес­ную по­мощь, ока­зан­ную им кон­стан­ти­но­поль­ским хри­сти­а­нам в 362 го­ду при им­пе­ра­то­ре Юли­ане От­ступ­ни­ке. То­гда хри­сти­ане бы­ли со­хра­не­ны ве­ли­ко­му­че­ни­ком Фе­о­до­ром от осквер­не­ния идо­ло­жерт­вен­ной кро­вью в первую сед­ми­цу Ве­ли­ко­го По­ста: свя­той явил­ся ар­хи­епи­ско­пу Ев­док­сию и по­ве­лел хри­сти­а­нам упо­треб­лять ко­ли­во вме­сто осквер­нен­ной на тор­жи­ще пи­щи. Этим вос­по­ми­на­ни­ем Цер­ковь вну­ша­ет ве­ру­ю­щим, что пост уго­ден Бо­гу, и что по­стя­щи­е­ся на­хо­дят­ся под осо­бым по­кро­ви­тель­ством Бо­жи­им.

Служ­ба свя­то­му Фе­о­до­ру Ти­ро­ну на­чи­на­ет­ся в пят­ни­цу с ве­чер­ни, со­еди­ня­ю­щей­ся с Ли­тур­ги­ей Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров. В кон­це Ли­тур­гии по за­ам­вон­ной мо­лит­ве по­ет­ся мо­леб­ный ка­нон свя­то­му Фе­о­до­ру и бла­го­слов­ля­ет­ся ко­ли­во в кон­це мо­леб­на. Мо­ле­бен [2] со­сто­ит из чте­ния 142 псал­ма, пе­ния «Бог Гос­подь», тро­па­рей, за­тем чи­та­ет­ся ка­нон свя­то­му Фе­о­до­ру (Апо­стол и Еван­ге­лие не чи­та­ют­ся) [3] .

На утрене в суб­бо­ту по­ет­ся ка­нон в честь свя­то­го Фе­о­до­ра, со­став­лен­ный Иоан­ном, мит­ро­по­ли­том Ев­ха­ит­ским.

На Ли­тур­гии в суб­бо­ту по­ло­же­но чи­тать два Апо­сто­ла и два Еван­ге­лия: дню и свя­то­му, а про­ки­мен по­ет­ся один, 7 гла­са: «Воз­ве­се­лит­ся пра­вед­ник о Гос­по­де».

Ес­ли в по­не­дель­ник пер­вой сед­ми­цы слу­чит­ся Сре­те­ние Гос­подне, хра­мо­вый празд­ник или Об­ре­те­ние гла­вы Иоан­на Кре­сти­те­ля, то служ­ба им со­вер­ша­ет­ся в Про­ще­ное вос­кре­се­нье.

Ес­ли Об­ре­те­ние гла­вы Иоан­на Кре­сти­те­ля и хра­мо­вый празд­ник слу­чит­ся в пе­ри­од от втор­ни­ка до пят­ни­цы пер­вой сед­ми­цы, то служ­ба Пред­те­чи со­вер­ша­ет­ся или в Про­ще­ное вос­кре­се­нье или в суб­бо­ту 1 сед­ми­цы по­ста, а хра­му – в суб­бо­ту пер­вой сед­ми­цы.

Пер­вая Неде­ля Ве­ли­ко­го По­ста на­зы­ва­ет­ся так­же Неде­лей Пра­во­сла­вия по со­вер­ша­е­мо­му в этот день тор­же­ству Пра­во­сла­вия, уста­нов­лен­но­му в Гре­ции в пер­вой по­ло­вине IX ве­ка в па­мять о тор­же­стве Пра­во­слав­ной Церк­ви над все­ми ере­ся­ми, воз­му­щав­ши­ми Цер­ковь, и осо­бен­но над по­след­ней из них – ико­но­бор­че­ской, осуж­ден­ной на VII Все­лен­ском Со­бо­ре в 787 го­ду. В эту Неде­лю со­вер­ша­ет­ся осо­бое бо­го­слу­же­ние, на­зы­ва­е­мое чи­ном Пра­во­сла­вия. Этот чин со­став­лен в се­ре­дине IX ве­ка свя­тым Ме­фо­ди­ем, Пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским.

Из Гре­ции чин Тор­же­ства Пра­во­сла­вия пе­ре­шел в Рус­скую Цер­ковь. По­бе­да Пра­во­сла­вия в са­мой Гре­че­ской Церк­ви пер­во­на­чаль­но празд­но­ва­лась в первую Неде­лю Ве­ли­ко­го По­ста. Та­ким об­ра­зом, ос­но­ва­ние празд­но­ва­ния в этот день тор­же­ства Пра­во­сла­вия име­ет глу­бо­кие ис­то­ри­че­ские кор­ни. Цер­ковь этим тор­же­ством да­ру­ет вы­со­кое уте­ше­ние про­хо­дя­щим по­двиг по­ста, яв­ляя до­ка­за­тель­ство жи­во­го об­ще­ния каж­до­го из нас по ве­ре и жиз­ни со всей Цер­ко­вью и по­ла­га­ет ос­но­ва­ние для мо­лит­вен­но­го хо­да­тай­ства за всех пе­ред Бо­гом. Тор­же­ство Пра­во­сла­вия утвер­жда­ет и укреп­ля­ет ве­ру­ю­щих в пра­вой ве­ре, непре­рыв­но и неиз­мен­но со­хра­ня­ю­щей­ся от вре­мен апо­столь­ских и име­ю­щей со­хра­нить­ся в чи­сто­те до скон­ча­ния ми­ра по обе­то­ва­нию Гос­по­да (Мф.16:18).

Чин Пра­во­сла­вия [4] , ко­то­рый со­сто­ит, в ос­нов­ном, из мо­леб­но­го пе­ния, со­вер­ша­ет­ся в Пат­ри­ар­шем со­бо­ре и в ка­фед­раль­ных со­бо­рах по­сле про­чте­ния ча­сов пе­ред Ли­тур­ги­ей или по­сле Ли­тур­гии, на се­ре­дине хра­ма – пе­ред ико­на­ми Спа­си­те­ля и Бо­жи­ей Ма­те­ри.

По­сле обыч­но­го на­ча­ла чи­та­ет­ся пса­лом 74, про­из­но­сит­ся мир­ная ек­те­ния. По­сле «Бог Гос­подь» и пе­ния тро­па­рей «Бла­го­дар­ни су­ще недо­стой­нии ра­би Твои, Гос­по­ди» чи­та­ют­ся Апо­стол (Рим., за­ча­ло 121) и Еван­ге­лие (Мф., за­ча­ло 75), про­из­но­сит­ся су­гу­бая ек­те­ния и чи­та­ет­ся мо­лит­ва об укреп­ле­нии вер­ных в пра­вой ве­ре. По про­чте­нии Сим­во­ла ве­ры про­то­ди­а­кон воз­гла­ша­ет: «Сия ве­ра апо­столь­ская, сия ве­ра оте­че­ская, сия ве­ра Пра­во­слав­ная, сия ве­ра все­лен­ную утвер­ди». За­тем про­то­ди­а­кон воз­гла­ша­ет 12 ана­фе­мат­ство­ва­ний (от­ри­ца­ю­щим бы­тие Бо­жие, рав­но­чест­ность Сы­на Бо­жия и Свя­то­го Ду­ха Бо­гу От­цу, не при­ем­лю­щим бла­го­да­ти ис­куп­ле­ния и др.). По­сле каж­до­го воз­гла­ше­ния про­то­ди­а­ко­на три­жды про­воз­гла­ша­ет­ся «Ана­фе­ма» (т.е. «Да бу­дет от­лу­чен» от Церк­ви). За­тем по­ет­ся «Веч­ная па­мять» всем под­ви­зав­шим­ся в Пра­во­сла­вии и воз­гла­ша­ет­ся мно­го­ле­тие. Тор­же­ство за­кан­чи­ва­ет­ся пе­ни­ем «Те­бе Бо­га хва­лим» и це­ло­ва­ни­ем икон [5] .

При­ме­ча­ния

[1] См. по­дроб­нее об этом: Ти­пи­кон, гл. 33.

[2] Чин мо­леб­на на­хо­дит­ся в Ти­пи­коне и в Пост­ной Три­о­ди в ис­сле­до­ва­нии пят­ка 1 сед­ми­цы, а так­же в «Бо­го­слу­жеб­ных ука­за­ни­ях на 1951 г». Мо­лит­ва на бла­го­сло­ве­ние ко­ли­ва на­хо­дит­ся в Слу­жеб­ни­ке и в Чине бла­го­сло­ве­ния ко­ли­ва в празд­ни­ки.

[3] В на­сто­я­щее вре­мя во мно­гих при­хо­дах цен­траль­ных и Юго-За­пад­ных об­ла­стей в пят­ни­цу (в Москве – по вос­кре­се­ни­ям) со­вер­ша­ет­ся тро­га­тель­ный цер­ков­но-бо­го­слу­жеб­ный об­ряд, на­зы­ва­е­мый пас­си­ей (стра­да­ни­ем). Этот об­ряд был вве­ден при Ки­ев­ском мит­ро­по­ли­те Пет­ре Мо­ги­ле (XVII в.). Слу­жит­ся он на по­ве­че­рии (в пят­ни­цу) или на ве­черне (в вос­кре­се­ние) в 1, 2, 3 и 4 сед­ми­цы или Неде­ли Ве­ли­ко­го По­ста, и со­сто­ит из чте­ния Еван­ге­лия и пе­ния неко­то­рых пес­но­пе­ний Страст­ной сед­ми­цы («Те­бе оде­ю­ща­го­ся све­том, яко ри­зою», «При­и­ди­те, убла­жим Иоси­фа»), ка­са­ю­щих­ся вос­по­ми­на­ния стра­стей (стра­да­ний) Хри­сто­вых, от­ку­да про­изо­шло и са­мо на­зва­ние об­ря­да. О пас­си­ях наш цер­ков­ный Ти­пи­кон ни­че­го не го­во­рит. Устав и об­ряд пас­сии по­ме­щен был впер­вые в кон­це Цвет­ной Три­о­ди, из­дан­ной в 1702 г. при ар­хи­манд­ри­те Ки­е­во-Пе­чер­ском Иоаса­фе Кро­нов­ском, где в кон­це опи­са­ния чи­на бы­ло ска­за­но: «Сия вся вос­по­ми­на­ют­ся по со­ве­ту, а не по по­ве­ле­нию, яже вся под раз­суж­де­ние Церкве свя­тыя пра­во­слав­ныя по­да­ют­ся».

[4] «Чин мо­леб­на в Неде­лю Пра­во­сла­вия», как он со­вер­ша­ет­ся в на­сто­я­щее вре­мя, на­пе­ча­тан в «Бо­го­слу­жеб­ных ука­за­ни­ях» на 1949 год.

[5] На вос­крес­ном бо­го­слу­же­нии от Неде­ли о Мы­та­ре и фа­ри­сее до Неде­ли Всех свя­тых еван­гель­ская сти­хи­ра утре­ни по­ет­ся (или чи­та­ет­ся) пред пер­вым ча­сом (пред нею по­ет­ся или чи­та­ет­ся «Сла­ва, и ныне»).

Чистый понедельник. Как встретить первый день поста и как вести себя на первой седмице Великого Поста

Наступает Великий Пост – дни строгости, воздержания, размышлений о смысле своей жизни, поведении, время очищения души и молитв.

Пост – не мода и не диета. Это особое время, шесть недель (седмиц) которого христиане, постясь, повторяют сорокадневный пост Христа, а последнюю седмицу – седьмую, Страстную, — держат самый строгий пост в память о последних днях земной его жизни, мучительной казни и чудесном воскрешении.

Как, когда и что есть

В календаре питания на Великий Пост случаются разночтения. Он более строгий, скажем, для монахов, чем для мирян, имеет свои особенности для тех постящихся, у кого есть проблемы со здоровьем. Поэтому, в крайнем случае, нужно уточнить у вашего духовника особенности лично вашего рациона на это время, посоветоваться с ним по поводу всех тех вопросов, которые для вас непонятны. Возможно, вам будут сделаны некие послабления в посте. Но общие правила для постящихся, конечно, едины: на время Великого поста исключается пища животного происхождения, все молочное, яйца, а меню составляется из пищи растительной, круп, грибов, бобовых культур, хлеба, в разрешенные дни (в Благовещенье и Вербное воскресение) – морепродуктов и рыбы. Пищу во время поста рекомендуют принимать раз в сутки, а по выходным – дважды в сутки. Но на этот пункт многие батюшки дают послабление: есть можно чаще, но понемногу, не впадая в чревоугодие.

По субботам и воскресеньям позволено включать в рацион немного красного вина и масло растительного происхождения. Исключением в этом смысле является лишь суббота перед Пасхой. Самыми строгими в Великий Пост считаются первая и седьмая седмицы.

В Чистый понедельник , с которого начинается пост, то есть 19 февраля , верующим рекомендуется воздержаться от приема пищи, пить только воду. А вот вам и пример разночтений: относительно следующего числа, 20 февраля, в части справочной литературы будет указано, что можно пить воду, квас и съесть немного хлеба, а в других – что надо вести себя так же, как и в понедельник, то есть сидеть на воде. Верно и то, и другое: для строго постящихся сверхстрогими считаются оба дня начала поста, для мирян и болящих разрешено послабление – им позволяется на второй день выпить кваса и поесть черного хлеба, но очень в небольшом количестве.

Схема питания в первую седмицу выглядит так:

19 февраля воздерживаются от пищи, сидят на одной воде

20 февраля – то же самое, для имеющих послабление разрешены квас и хлеб 21, 22 и 23 февраля — сухоядение (овощи, фрукты, орехи, хлеб, сухофрукты, вода)

24 и 25 февраля также полагается сухоядение, но разрешено поесть горячей растительной пищи с небольшим добавлением растительного масла.

Почему нельзя есть мясо

Иоанн Кронштадский писал, давая толкование посту: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими, а через то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету».

Мясная пища тяжела, на пост от нее отказываются, а кроме того избегают ее и неделю перед Великим постом – на Масленицу не принято есть блины с мясом. Объяснение же, отчего мясо не едят в пост, может быть и самым простым и очевидным: в период поста люди едят только ту пищу, которой питались в раю Адам и Ева. А это были исключительно продукты растительного происхождения.

Правила Чистого понедельника

Первый день Великого поста называется Чистым понедельником. У этого дня есть свои традиции. Название «Чистый» отражает стремление человека провести начало поста в чистоте. В этот день по традиции принято убирать дом, посещать баню и, как уже говорилось, придерживаться строгого поста. В народе этот день называли также «Тужилками по Масленице», Горбатым понедельником, а также Полоскозубом.

Последнее забавное название связано с традицией, что существовала когда-то давно, с XIX века: считалось, что для полной чистоты нужно хорошенько отполоскать рот от остатков скоромной пищи – полоскали его, причем, водкой. Никакими послемасленичными «доеданками» заниматься в этот день тоже, естественно, нельзя.

Народные поверья и традиции обязывали людей в этот день внимательно следить за погодой: будет ясно – хороший урожай зерновых удастся собрать. Женщинам запрещалось ходить в гости, а если в дом входил мужчина, это считалось хорошей приметой. Кстати, возьмите на заметку: в этот день, как считается, легче легкого бросить курить!

Церковный православный календарь постов и трапез на 2019 год

Православный церковный календарь постов и трапез на 2019 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц.

Церковный православный календарь постов и трапез на 2019 год

Пост не в брюхе, а в духе
Народная пословица

Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.

В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником.

Даты указаны по новому стилю.

Календарь постов и трапез на 2019 год

Великий Пост в 2019 году

С 11 марта по 27 апреля в 2019 году.

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя, Страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.
С особой строгостью соблюдается пост в первую и Страстную седмицы.
В Чистый Понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную Пятницу нельзя вкушать пищу до выноса Плащаницы.

Петров пост в 2019 году

Петров пост еще называют Апостольским постом
С 24 июня по 11 июля в 2019 году.

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.
Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.
Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом.

Успенский пост в 2019 году

С 14 по 27 августа в 2019 году.
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением Своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.

Рождественский пост в 2019 году

С 28 ноября 2019 года по 6 января 2020 года.

Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

Сплошные седмицы в 2019 году

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу.
Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 по 17 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого поста
Сырная (масленица) – неделя перед Великим постом (без мяса)
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи
Троицкая – неделя после Троицы.

Пост в среду и пятницу

Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла. Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.

Однодневные посты

Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы). Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.

Православные праздники. О трапезе в праздники

По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Когда не совершается браковенчание

Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня — 27 сентября.

  • Вы только что прочитали статью Церковный православный календарь на 2019 год. Если Вы хотите знать больше о православных постах, тогда обратите внимание на статью Православные посты: правила для тех, кто постится впервые.
  • Мы постимся, чтобы быть счастливыми
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector