0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно исповедоваться в костеле что говорить

Что говорить на исповеди перед батюшкой: с каких слов начать, как правильно закончить

Многих новоначальных прихожан, приобщающихся к православию, волнуют вопросы правильного поведения в Храме на исповеди.

Рассмотрим:

  • Как подходить к батюшке.
  • С каких слов начать исповедь.
  • Какими словами закончить покаянную речь.
  • Может ли отказать священник в исповеди прихожанину, и по каким причинам.

Предложенная статья ознакомит читателя с некоторыми правилами поведения в церкви и прольет свет на наиболее часто задаваемые вопросы об исповеди и причастии.

Как подходить к батюшке для исповеди

Приняв решение исповедаться, отнеситесь к нему со всей ответственностью:

  • Подумайте о прегрешениях.
  • Примиритесь с близкими.
  • Простите обиды.
  • Попросите прощения.

Люди, впервые пришедшие на исповедь, затрудняются обратиться к священнику, не зная:

  • С какими словами правильно подойти к архиерею.
  • Что говорить на исповеди.
  • Какие вопросы задает священник и др.

Многие теряются и боятся выглядеть нелепо.

На сайте «Азбука веры» подробно объясняется данный вопрос, где онлайн любой желающий узнает основные правила:

  1. Готовясь дома к исповеди, обратитесь с молитвой к Богу с просьбой открыть содеянные грехи.
  2. Идя в церковь, не надейтесь на память, а запишите свои грехи на бумажке. Многие, подходя к аналою, где происходит исповедь, от переживания забывают о чем сказать.
  3. Подойдя к батюшке, выполняется поклон головой и, сложив руки крестообразно перед собой, просится о благословении.
  4. Затем положить два пальца правой руки на Святое Распятие, голову – на Библию.
  5. Священник покрывает кающегося частью одеяния (епитрахилью), спрашивает имя и просит назвать грехи, совершенные человеком.
  6. Если обратившийся затрудняется сказать необходимые слова, духовник задает некоторые наводящие вопросы.
  7. После окончания таинства, над кающимся произносится разрешительная молитва и снимается с головы покрывало.
  8. Кающийся крестится, целует Распятие и Библию.
  9. Священник дает поцеловать руку и благословляет совершившего покаяние.

С каких слов начать называть свои грехи и как правильно закончить

Многие не понимают грехов, не видя ничего предосудительного в содеянном, потому для совершения таинства примирения с Богом называют первые понравившиеся слова из общей памятки идущему на исповедь.

Это в корне неверно и не приносит пользы. Чтобы осмысленно подготовиться к таинству, детально воссоздайте в уме собственную жизнь, подмечая поступки, вызывающие чувство сожаления и раскаяния за содеянное.

Такие деяния необходимо называть при исповеди, ничего не приукрашивая и не приуменьшая.

Приступая к таинству, скажите Богу, что согрешили пред ним и начните перечислять совершенные неблаговидные поступки.

Во время разговора с Богом не надо во всех подробностях описывать содеянное, достаточно кратко произнести суть.

Окончив диалог скажите, что раскаиваетесь в содеянном и просите Господа простить грехи.

Священник, находясь рядом и являясь свидетелем произошедшего диалога, даст совет, как правильно себя вести в дальнейшей жизни, чтобы избавиться от подобных поступков.

Пример исповедальной речи

Дома, готовясь к исповеди, надо правильно выявить грехи и подготовиться к оглашению.

Люди, редко подходящие к таинству, испытывают чувства стыда и стеснения.

Чтобы подавить смущение в душе, они выдумывают высокопарную речь, приукрашивая сказанное и включая церковные выражения.

Это неправильно и не полезно; готовя исповедальную речь, помните, что это – разговор с Богом, ведущим человека изнутри, а чрезмерная напыщенность или самоедство заглушают истинные чувства.

Подготавливаясь к таинству и анализируя поступки, руководствуйтесь примерами грехов, описанных в таблице:

Как исповедоваться в церкви: что говорить

Исповедь — важный религиозный обряд, который рано или поздно необходимо пройти каждому верующему. Важно знать, что следует говорить во время покаяния, чтобы в процессе таинства чувствовать себя комфортно.

Когда православный верующий впервые сталкивается с исповедью, его охватывают страх и волнение. В основном это происходит из-за незнания того, как правильно себя вести во время обряда, что или о чем нужно говорить. Если понять, как и какими словами правильно исповедоваться, то покаяние не покажется таким страшным и волнительным. Совсем наоборот, оно усилит веру в Господа, очистит душу и придаст сил.

Смысл исповеди

Большинство людей знают, что такое исповедь, точнее, они примерно представляют суть данного таинства. Но далеко не каждый понимает истинный смысл священного обряда, как правильно исповедоваться в церкви и что именно говорить священнослужителю.

Исповедь подразумевает не только освобождение от грехов, очищение души, но и в каком-то смысле испытание для каждого грешника. Священное таинство помогает снять тяжкий груз с души, прояснить разум. Но исповедь служит не только как инструмент очищения. Она помогает побороть сомнения и страхи, переступить через гордость и волнение. Благодаря духовному обряду можно научиться слышать и понимать внутренний голос, осознать и принять свои грехи и, самое главное, найти в себе силы раскаяться в них во время исповеди, преодолев сомнения, тревогу и стыд.

Что нужно говорить на исповеди

Во время исповеди не нужно рассказывать священнику все подробности греховных деяний. Первое, что необходимо знать, — семь главных смертных грехов:

  1. Зависть, которая может появиться из-за успеха окружающих людей, а также проявляться в желании завладеть чем-то, что есть у других.
  2. Тщеславие, идущее рука об руку с эгоизмом, самовлюбленностью, высокомерием, стремлением выглядеть лучше за счет принижения других людей.
  3. Уныние, которое проявляется в подавленном настроении, апатии, лени и жалости к себе.
  4. Корысть, алчность и скупость, порождающие неутолимую жажду богатства, денег, которая приводит к одержимости материальными благами и пренебрежению к духовным ценностям.
  5. Гнев и злоба, которые проявляются в агрессии, криках, оскорблении окружающих, а также в мстительности, злопамятности и насилии.
  6. Прелюбодеяние, которое объясняется как супружеская неверность. Также сюда относится блуд, предательство и измена не только телесная, но и мысленная или словесная.
  7. Чревоугодие, иначе говоря, переедание, которое проявляется в избыточном потреблении пищи, нездоровой любви к ней, отсутствии ограничений в еде.

Эксперты сайта dailyhoro.ru напоминают, что эти грехи приводят к медленной, но верной гибели души, которая теряет не только силы, но и поддержку Господа, его защиту и помощь. Необходимо найти в себе силы, чтобы увидеть, в чем именно проявляются грехи, ведь каждый человек грешен, и это важно осознать.

Необходимо проанализировать этот список грехов и понять, какие из них вы могли совершить. Их стоит записать для предстоящей исповеди. Во время покаяния можно просто зачитать их с листочка. Не стоит стыдиться своих поступков, ведь каждый может свернуть с пути, и священнослужитель никогда не осудит вас за грехи, особенно за те, в которых вы раскаиваетесь.

Пример того, что нужно говорить на исповеди:

Начать стоит со слов: «Господи, я согрешил». Затем нужно озвучить грехи, например: «Я поддался зависти, стал злым и грубым, жалел денег для семьи, совершил измену, постоянно обижаю родителей и очень много вру». В конце исповеди можно сказать: «Я каюсь перед Тобой, Бог мой. Убереги душу мою, отпусти грехи и помилуй меня, ибо каюсь я и прошу Твоего прощения».

Когда вы закончите исповедоваться, священник дарованной ему от Господа властью отпустит вам все грехи, благословит и даст совет о том, как действовать в непростой жизненной ситуации и не повторить отпущенные грехи.

Во время исповеди или даже в самом конце внутри вас может присутствовать чувство тяжести, угнетения и отчаяния. Не стоит бояться таких эмоций. Продолжайте рассказывать о своих грехах, стараясь ничего не утаивать от священника. Любая ваша реакция и поведение не будет восприниматься с осуждением: священнослужитель никогда не упрекнет, не осудит и не обвинит человека, который исповедуется перед ним.

Не пугайтесь, если в конце духовного таинства священник назначит вам наказание, которое по-церковному называется епитимьей. Обычно такая мера применяется том случае, если исповедующийся совершил тяжкий и страшный грех. Данное наказание — способ искупить самые ужасные грехи. Оно может подразумевать под собой долгие и непрерывные молитвы, строгий пост или воздержание от мирских благ. Важно не отказываться от наказания, а принять его достойно, кротко и смиренно, осознавая, что после тяжелого наказания последует очищение от грехов, легкость на душе и радость в сердце.

Не стоит бояться и избегать исповеди. Цель данного таинства — не застыдить грешника и не наказать, а помочь избавиться от грехов, стать ближе к Господу и обрести счастье. На исповеди важно говорить о том, что давным-давно лежит на душе тяжким грузом, рассказывать о самых серьезных и самых незначительных грехах, а самое главное — искренне в них раскаиваться и стараться больше никогда их не совершать. Мы желаем вам мира в душе, и не забывайте нажимать на кнопки и

Как подготовиться к первой исповеди?

Как подготовиться к первой исповеди? Этот вопрос волнует многих начинающих православных христиан. Ответ на этот вопрос Вы узнаете, если прочитаете статью!

С помощью следующих ниже простых советов вы сможете сделать первые шаги.

Как исповедоваться и причащаться в первый раз?

Исповедь в церкви

Исповедь — таинство примирения с Богом, когда кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося. От исповеди следует отличать доверительную беседу со священником, где можно обсудить некоторые подробности своей жизни и получить ответы на вопросы. Конечно, какие-то вопросы можно решить и во время исповеди, но если вопросов много или их обсуждение требует длительного времени, то лучше попросить священника назначить вам время для беседы отдельно. Далее перейдем непосредственно к советам по подготовке к исповеди.

Как подготовиться к первой исповеди и причастию

  • Осознать свои грехи. Если вы задумались об исповеди, значит, вы признаёте, что в своей жизни что-то делали не так, как нужно. Именно с осознания своих грехов и начинается покаяние. Что является грехом, а что нет? Грех — это все, что противоречит Божией воле, или, иначе говоря, замыслу Бога относительно мира и человека. Замысел Божий о мире открывается в Священном Писании — Библии. Частичным, наиболее «сжатым» выражением замысла Божия относительно практической жизни человека являются заповеди — знаменитые Десять заповедей, данные Моисею на Синае. Суть этих заповедей Иисус Христос свел к следующему: «Люби Господа Бога всем сердцем своим» и «люби ближнего своего как самого себя». Перед подготовкой к первой исповеди полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7 Евангелия от Матфея) и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос говорит, что жизнь наша будет оцениваться на основании того, как мы относились к своим ближним.
  • Не использовать «списки грехов». Последнее время среди верующих (как говорят, «воцерковленных», то есть более знакомых с церковной традицией, а на практике — и с околоцерковными суевериями) распространены разного рода «списки грехов». Подготовке к исповеди они скорее вредят, потому что очень успешно помогают превратить исповедь в формальное перечисление «того-что-является-грехом». На самом деле исповедь формальной быть не должна ни в коем случае. Кроме того, среди «перечней грехов» встречаются и вовсе курьезные образцы, так что брошюры подобного рода лучше вообще не рассматривать всерьез.

Единственным исключением может быть самая краткая «памятка» основных грехов, которые часто не осознаются таковыми.

Пример такой памятки:

а. Грехи против Господа Бога:

— неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.;

— вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший);

— творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, – всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;

— обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. — попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.

б. Грехи против ближнего:

— пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний – не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент);

— осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», — говорит Господь);

— блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;

— аборт — лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его.

— присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих;

— ложь разного рода, особенно – клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не можем быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.

Это примерный перечень наиболее распространенных грехов, но еще раз подчеркнем, что подобными «списками» не стоит увлекаться. Лучше всего при дальнейшей подготовке к исповеди использовать десять заповедей Божиих и прислушиваться к собственной совести.

  • Говорить только о грехах, причем собственных.

Говорить на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Казалось бы, это очевидно, но как часто священники, принимая исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя. Часто в подобных рассказах личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их, казалось бы, и вовсе невозможно. Но грех — это всегда плод личного выбора. Крайне редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынуждены выбирать между двумя родами греха.

  • Не выдумывать особого языка.

Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу, Который знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами, и называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите.

Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо есть опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. На самом деле священнику за годы служения приходится выслушивать очень много исповедей, и удивить его непросто. А кроме того, грехи все не оригинальны: они практически не изменились на протяжении тысячелетий. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.

  • Говорить о серьезном, а не мелочах.

Не надо начинать исповедь с таких грехов как нарушение поста, непосещение храма, работа в праздники, смотрение телевизора, ношение/неношение определенного рода одежды и т.п. Во-первых, это точно не самые серьезные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если человек на протяжении долгих лет не приходил к Богу, то что ж каяться в несоблюдении постов, если сам «вектор» жизни был направлен не в ту сторону? В-третьих, кому нужно бесконечное копание в повседневных мелочах? Господь ожидает от нас любви и отдачи сердца, а мы ему: «рыбку в постный день съела» и «вышивала в праздник».

Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего — члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия.

Читайте также — Фрагмент общей исповеди

  • Начать менять жизнь еще до исповеди.

Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально — «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог — не прокурор, а исповедь — не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать грешить и после исповеди, то может, с исповедью стоит повременить?

Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог.

  • Быть в мире со всеми.

«Прощайте, и прощены будете», — говорит Господь. — «Каким судом судите, таким будете судимы». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, простить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.

Несколько практических рекомендаций. Прежде чем вы придете исповедоваться, неплохо было бы узнать, когда в храме обычно проводят исповедь. Во многих храмах служат не только в воскресенья и праздники, но и в субботы, а в больших храмах и монастырях — и в будние дни. Наибольший наплыв исповедующихся бывает во время Великого поста. Конечно, великопостный период — по преимуществу время покаяния, но для тех, кто приходит впервые или после очень долгого перерыва, лучше подобрать время, когда священник не сильно загружен. Может оказаться, что в храме исповедуют в пятницу вечером или утром в субботу — в эти дни людей будет наверняка меньше, чем во время воскресной службы. Хорошо, если у вас есть возможность лично обратиться к священнику и попросить, чтобы назначил вам удобное время для исповеди.

Существуют специальные молитвы, выражающие покаянное «настроение». Их хорошо прочитать накануне перед исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу печатается практически в любом молитвослове, кроме самых кратких. Если вам непривычно молиться по-церковнославянски, можно воспользоваться переводом на русский язык.

Во время исповеди священник может назначить вам епитимию: воздержание на какое-то время от причащения, чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со стороны кающегося должного отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать практически для «изжития» греха. Епитимия не может быть бессрочной: она назначается на какое-то определенное время, и потом должна быть прекращена.

Как правило, после исповеди верующие причащаются. Хотя исповедь и причастие — два разных таинства, лучше подготовку к исповеди соединить с подготовкой ко причащению. Что это за подготовка, расскажем в отдельной статье.

Если эти небольшие советы помогли вам в подготовке к исповеди — слава Богу. Не забывайте, что это таинство должно быть регулярным. Не откладывайте следующую исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза в месяц помогает всегда быть «в тонусе», внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в которой, собственно, и должна быть выражена наша христианская вера.

Вы прочитали статью Как подготовиться к первой исповеди?

Читайте также:

    • Почему каяться стыдно, а грешить – нет?
    • Слово исповеди
    • Первая исповедь

Как правильно исповедоваться и что говорить батюшке: правила исповеди с примерами

Немногие знают, как правильно исповедоваться и что говорить батюшке. Я расскажу вам и дам пример речи для покаяния, чтобы обряд прошел для вас максимально комфортно, и вы смогли получить благословение. Страшно идти на этот шаг только в первый раз. После того, как вы испытаете на себе всю священную силу ритуала, сомнения уйдут, а вера в Бога усилится.

Что такое исповедь?

Практически все люди слышали об исповеди, но лишь немногие знают, как правильно исповедоваться в церкви и что говорить батюшке, а также о том, какой глубокий смысл заключен в этом священном обряде.

Смысл исповеди — в очищении души, но и одновременно и испытание для нее. Она помогает человеку снять груз своих грехов, получить прощение и предстать перед Богом совершенном чистым: мыслями, поступками, душой. Также исповедь — прекрасный религиозный инструмент для того, кто хочет победить внутренние сомнения, научиться слышать свою интуицию и покаяться в совершенных проступках.

Важно знать, что если человек совершал тяжелые грехи, священник может назначить ему наказание — епитимью. Она может заключаться в долгих утомительных молитвах, строгом после или воздержании от всего мирского. Наказание следует принять смиренно, понимая, что оно помогает вашей душе очиститься.

Известно, что любые нарушения божьих заповедей негативно сказываются и на физическом здоровье человека, и на состоянии его души. Именно для этого нужно покаяние — чтобы набраться сил, необходимых для противостояния искушениям и соблазнам, перестать грешить.

До исповеди желательно заранее составить список своих грехов, описать их по церковным канонам и подготовиться к разговору с батюшкой.

Что говорить на исповеди священнику: пример

Вы должны знать, что изливать душу батюшке и каяться в своих грехах во всех подробностях вовсе не обязательно, даже нежелательно. Просто взгляните на этот список грехов и выпишите то, что свойственно вам.

Всего смертных грехов, в которых и необходимо покаяться, семь:

  1. Зависть к успехам и достижениям, благам других людей.
  2. Тщеславие, которое проявляется к эгоизме, нарциссизме, завышенной самооценке и самовлюбленности.
  3. Уныние, с которым также отождествляются такие понятия, как депрессия, апатия, лень и отчаяние, отсутствие веры в собственные силы.
  4. Сребролюбие, которое на современном языке мы называем жадностью, скупостью, зацикленностью только на материальных благах. Когда человек ставит перед собой цели, направленные только на обогащение, но не уделяет ни минуты времени развитию духовному.
  5. Гнев, направленный на людей. Сюда же относятся любые проявления вспыльчивости, раздражения, мстительность и злопамятность.
  6. Блуд — измена своему партнеру, частая смена половых партнеров, неверность возлюбленному в мыслях, словах или действиях (не только физический акт).
  7. Чревоугодие, обжорство, чрезмерная любовь к еде и отсутствие всяких ограничений в пище.

Эти грехи не напрасно названы «смертными» — они приводят если не к гибели физического тела человека, то к смерти его души. Постоянно, день за днем, совершая эти грехи, человек все дальше отдаляется от Бога. Он перестает чувствовать его защиту, поддержку.

Только искреннее покаяние на исповеди поможет очиститься от всего этого. Стоит понимать, что все мы не без греха. И не нужно корить себя, если узнали себя в этом списке. Не ошибается только Бог, а обычный человек не всегда способен противостоять искушениям и соблазнам, не впускать зло в свои тело и душу. Особенно, если в его жизни происходит какой-то сложный период.

Пример того, что можно говорить: «О Боже, я грешил перед тобой». А затем перечислять грехи по заранее подготовленному списку. Например: «Совершил прелюбодеяние, жадничал с матерью, постоянно гневаюсь на жену». Завершите покаяние фразой: «Каюсь, Боже, спаси и помилуй меня грешника».

После того, как священник выслушает вас, он может дать совет и поможет понять, как вам следует действовать в той или иной ситуации в согласии с божьими заповедями

Вам может быть очень сложно признаваться в совершенных грехах. Ощущение тяжести, подавленности, комок в горле, слезу — любая реакция совершенно нормальна. Постарайтесь преодолеть себя и рассказать все. Батюшка никогда вас не осудит, ведь он проводник от вас к Богу и просто не имеет права давать оценочные суждения.

Посмотрите обучающее видео о том, с каких слов начать исповедь перед батюшкой:

Как подготовиться к исповеди

К священному обряду готовиться лучше заранее, чтобы все прошло гладко. За несколько дней выберите церковь, в которую пойдете, изучите часы ее работы, посмотрите, в какое время проводятся исповеди. Чаще всего в расписании для этого указываются выходные либо праздничные дни.

Часто в это время в храме очень много людей, и не все могут открыть свое сердце на публике. В таком случае следует обратиться к батюшке напрямую и попросить его назначить время для вас, когда вы сможете побыть наедине.

До исповеди читайте Покаянный канон, который настроит вас на нужное состояние и освободит мысли от всего лишнего. Также заранее выпишите список грехов на отдельный листочек, чтобы в день исповеди ничего не забыть от волнения.

Кроме семи смертных грехов в списке могут оказаться:

  • «Женские грехи»: отказ от общения с Богом, чтение молитв «на автомате» без включения души, секс с мужчинами до брака, негативные эмоции в мыслях, обращения к магам, гадалкам и экстрасенсам, вера в приметы и суеверия, страх старости, аборты, вызывающая одежда, зависимость от алкоголя или наркотиков, отказ в помощи нуждающимся.
  • «Мужские грехи»: гневные слова в адрес Бога, отсутствие веры в Бога, себя, окружающих, чувство превосходства над слабыми, сарказм и насмешки, уклонение от службы в армии, насилие (моральное и физическое) над другими людьми, ложь и клевета, поддался искушениям и соблазнам, воровство чужого имущества, грубость, хамство, жадность, чувство презрения.

Почему так важно исповедоваться? Мы регулярно очищаем свое тело от грязи, но совершенно забываем, что и к душе она прилипает ежедневно. Очистив душу, мы получаем не только прощение Бога, но и становимся более чистыми, спокойными, расслабленными, полными сил и энергии.

Как исповедоваться в церкви в первый раз — примеры что говорить батюшке

Исповедь представляет собой таинство покаяния, когда верующий излагает совершенные грехи священнослужителю в надежде на прощение Богом. Установлен обряд самим Спасителем, который произнес ученикам слова, записанные в Евангелии от Матфея: глава 18, стих 18. Тема исповеди также освещена в Евангелии от Иоанна: глава 20, стихи 22-23.

В таинстве покаяния прихожане излагают главные страсти (смертные грехи), совершенные ими:

  • чревоугодие (чрезмерное потребление пищи);
  • гнев;
  • блуд, распутство;
  • сребролюбие (стремление к материальным ценностям);
  • уныние (депрессия, отчаяние, лень);
  • тщеславие;
  • гордость;
  • зависть.

Представитель церкви наделен правом прощать прегрешения от имени Господа.

Подготовка к исповеди

Потребность исповедаться в подавляющем большинстве случаев возникает при:

  • совершении тяжкого греха;
  • подготовке к причастию;
  • решении венчаться;
  • душевных муках от содеянных проступков;
  • серьезной или неизлечимой болезни;
  • желании изменить греховное прошлое.

Перед исповедью требуется подготовка. Необходимо узнать расписание, когда проводятся таинства и выбрать подходящую дату. Обычно исповедь совершают в выходные и праздничные дни, возможны ежедневные обряды.

Перед исповедью рекомендуется составить список грехов, правильно их обозначив. Учитываются проступки, совершенные словом, делом, в помыслах начиная с последнего покаяния. В случае первой исповеди в зрелом возрасте вспоминают о собственных прегрешениях с 7 лет или после крещения.

Чтобы настроиться на нужный лад, желательно прочесть вечером перед таинством Покаянный канон. Важно идти на исповедь при отсутствии неблагочестивых мыслей, простить своих обидчиков и извиниться перед теми, кого обидели сами. Пост перед обрядом необязателен.

Исповедоваться следует 1 раз в месяц, при желании и возникновении потребности можно делать это чаще. Женщины во время менструации от обряда воздерживаются.

Как правильно исповедоваться

На таинство покаяния важно приходить без опоздания. Исповедь проводится в утреннее или вечернее время. Раскаивающиеся верующие читают чинопоследование. Священник опрашивает имена пришедших на исповедь, следует сообщить его спокойным голосом, не выкрикивая. Опоздавшие в таинстве не участвуют.

Рекомендуется проводить обряд покаяния у одного духовника. Нужно дождаться своей очереди, далее обратиться к людям со словами: «Простите меня, грешную (грешного)». Ответом послужит фраза: «Бог простит, и мы прощаем». После этого подходят к священнослужителю и склоняют голову перед аналоем — возвышенным столом.

Перекрестившись и поклонившись, верующий исповедуется, перечисляя грехи. Начинать фразу следует со слов: «Господи, согрешила (согрешил) перед Тобой…» и раскрыть, в чем именно. Сообщают о проступке без подробностей, общей формулировкой. Если понадобится уточнение, батюшка попросит. Однако говорить слишком кратко: «Грешен (грешна) во всем!» также не допускается. Важно перечислить все проступки, ничего не утаивая. Заканчивают исповедь, например, фразой: «Каюсь, Господи! Спаси и помилуй меня грешного (грешную)!» Далее внимательно выслушивают священника, принимают к сведению его советы. После прочтения церковнослужителем «разрешительной» молитвы крестятся и кланяются дважды, целуют Крест и книгу Евангелие.

В больших Храмах при значительном количестве людей применяют «общую» исповедь. В этом случае священник перечисляет главные грехи, а исповедующиеся каются. После этого каждый прихожанин подходит к представителю церкви под «разрешительную» молитву.

При первой исповеди не рекомендуется проводить общий обряд, предпочтителен частный.

Таинство покаяния

Исповедь считается вторым крещением. Если при крещении человек очищается от первородного греха, то при покаянии происходит освобождение от личных страстей.

При проведении обряда важно быть честным перед собой и Богом, осознавать совершенные проступки и искренне в них раскаиваться. Не следует стесняться или бояться осуждения священника — этого не будет, представитель церкви является лишь проводником между верующим и Господом, не нужно оправдываться перед ним, только каяться.

Нельзя продолжать терзаться грехом, в котором уже покаялись, поскольку он считается прощенным. В противном случае церковью это воспринимается проявлением маловерия.

Примеры грехов, которые перечисляют батюшке при исповеди, включают различные категории.

К распространенным женским проступкам относятся:

  • обращалась к ведуньям, гадалкам и так далее;
  • редко посещала церковь и читала молитвы;
  • имела половые отношения до брака;
  • во время молитвы размышляла о насущных проблемах;
  • боялась старости;
  • имела неблагочестивые мысли;
  • совершала аборты;
  • была суеверна;
  • чрезмерно употребляла алкоголь, сладости, наркотики;
  • носила откровенную одежду;
  • отказала в помощи нуждающимся.

Распространенными мужскими грехами считаются:

  • отсутствие веры, хула на Господа;
  • жестокость;
  • гордость;
  • лень;
  • насмешки над слабыми;
  • жадность;
  • уклонение от службы в армии;
  • оскорбления окружающих людей, применение насилия;
  • слабость при противостоянии соблазнам;
  • клевета, воровство;
  • хамство, грубость;
  • отказ в помощи нуждающимся.

В православии выделяют 3 основных группы прегрешений, которые подлежат изложению во время исповеди: по отношению к Господу, близким, самому себе.

Грехи по отношению к Богу

К этой категории относятся пороки, направленные против Господа:

  • интерес к оккультным наукам;
  • вероотступничество;
  • оскорбление Бога, неблагодарность ему;
  • нежелание носить нательный крест;
  • суеверие;
  • атеистическое воспитание;
  • упоминание Господа всуе;
  • нежелание читать утренние и вечерние молитвы, посещать храм по воскресеньям и праздникам;
  • мысли о суициде;
  • увлечение азартными играми;
  • редкое чтение православной литературы;
  • несоблюдение церковных правил (поста);
  • отчаяние в трудностях и проблемах, отрицание промысла Божьего;
  • осуждение представителей церкви;
  • зависимость от земных удовольствий;
  • боязнь старости;
  • утаивание грехов при покаянии, нежелание бороться с ними;
  • самонадеянность, отрицание Божьей помощи.

Грехи по отношению к близким

Группа пороков против ближних включает:

  • неуважение к родителям, раздражение старостью;
  • осуждение, ненависть;
  • гнев;
  • вспыльчивый нрав;
  • клевету, злопамятность;
  • воспитание детей в иной вере;
  • невозврат долгов;
  • невыплату денег за работу;
  • отказ людям, нуждающимся в помощи;
  • высокомерие;
  • ссоры, ругань с близкими и соседями;
  • жадность;
  • доведение ближнего до самоубийства;
  • совершение аборта и подталкивание других на это;
  • употребление спиртного на поминках;
  • воровство;
  • леность в работе.

Грехи по отношению к душе

В эту категорию относят грехи, направленные против самого себя:

  • обман;
  • сквернословие (употребление нецензурной лексики);
  • самообольщение;
  • тщеславие;
  • зависть;
  • лень;
  • отчаяние, грусть;
  • нетерпение;
  • отсутствие веры;
  • прелюбодеяние (нарушение верности в браке);
  • смех без причины;
  • рукоблудие, противоестественный блуд (близость людей одного пола), кровосмешение;
  • любовь к материальным ценностям, стремление к обогащению;
  • чревоугодие;
  • лжесвидетельство;
  • совершение добрых дел напоказ;
  • зависимость от алкоголя, табака;
  • празднословие, многословие;
  • чтение литературы и просмотр фотографий, фильмов с эротическим содержанием;
  • внебрачная плотская близость.

Как исповедоваться детям

Церковь учит детей с раннего возраста к чувству благоговения перед Господом. Ребенок до 7 лет считается младенцем, исповедоваться ему не нужно, в том числе перед причастием.

По достижении указанного возраста дети приступают к обряду покаяния наравне со взрослыми. Перед исповедью рекомендуется настроить малыша, почитав Священное Писание, детскую православную литературу. Желательно сократить время просмотра телевизора, уделить особое внимание чтению утренних и вечерних молитв.

При плохом поведении ребенка разговаривают с ним, пробуждая чувство стыда.

Дети также составляют список совершенных прегрешений, важно, чтобы они делали это самостоятельно, без помощи взрослых. Чтобы помочь ребенку, ему предоставляют перечень возможных грехов:

  • не пропускал утренние или вечерние молитвы, перед трапезой?
  • не воровал?
  • не гадал ли?
  • не хвалишься своими умениями и навыками?
  • знаешь ли главные молитвы («Отче наш», «Иисусову молитву», «Богородице Дево, радуйся»)?
  • не утаиваешь грехи на исповеди?
  • не используешь амулеты, символы?
  • посещаешь церковь по воскресеньям, не балуешься на службе?
  • не увлекаешься вредными привычками, не сквернословишь?
  • не упоминал имя Господне без надобности?
  • не стесняешься нательного крестика, носишь не снимая?
  • не обманывал родителей?
  • не ябедничал, не сплетничал?
  • помогаешь близким, не ленишься?
  • не издевался над зверями земными?
  • не играл в карты?

Ребенок может назвать личные грехи, не указанные в списке. Важно, чтобы он понимал необходимость осознания собственных проступков, чистосердечного и искреннего раскаяния.

Примеры исповеди

Речь при таинстве покаяния составляют произвольно, в зависимости от перечисления грехов верующего. Несколько примеров, что говорить на исповеди, помогут составить индивидуальное обращение к батюшке и Богу.

Пример 1

Господи, согрешил (согрешила) перед Тобой прелюбодеянием, ложью, жадностью, клеветой, сквернословием, суеверием, стремлением к обогащению, внебрачной плотской близостью, ссорами с близкими, чревоугодием, совершением аборта, зависимостью от алкоголя, табака, злопамятностью, осуждением, несоблюдением церковных правил. Каюсь, Господи! Помилуй мя, грешного (грешную).

Пример 2

Исповедую Господу Богу, во Святой Троице славивому, Отцу и Сыну и Святому Духу все грехи от юности до настоящего времени, совершенные делом, словом и помышлением, вольно или невольно. Возлагаю надежду на Божье милосердие и желаю исправить мою жизнь. Согрешил (согрешила) вероотступничеством, дерзкими суждениями о церковных законах, любовью к земным благам, непочитанием старших. Прости, Господи, очисти, обнови мои душу и тело, дабы идти мне по пути спасения. И вы, честный Отче, помолитесь обо мне Господу, Пречистой Владычице Богородице и святым угодникам, да их молитвами помилует меня Господь, разрешит от грехов моих и сподобит неосужденно причаститься Святых Христовых Тайн».

Пример 3

Приношу тебе, милостивый Господь, тяжелый груз моих согрешений с ранней юности до нынешнего дня. Я согрешил (согрешила) перед Тобой забвением Твоих заповедей, неблагодарностью Тебе за милости, суеверием, хульными мыслями, стремлением к удовольствию, тщеславием, пустословием, чревоугодием, нарушением постов, отказом помощи нуждающимся. Я согрешил в словах, мыслях, поступках, иногда невольно, но чаще осознанно. Я искренне раскаиваюсь в совершенных грехах, делаю все возможное, чтобы их не повторять. Прости и помилуй меня, Господи!

Обсуждения

Как исповедоваться? Что говорить на исповеди Священнику?

74 сообщения

. Подробная Исповедь современника.

Приходя на исповедь нужно помнить, что не к Священнику мы идем, и не искать потому «теплого» душой Священнослужителя, а идем мы каяться в грехах своих Истинному Господу нашему Иисусу Христу, и расскаяние наше в грехах настолько велико, что сгорая огнем исповеди сжигаем все грехи свои, кленемся искренне, что с этого момента приложим все силы чтобы не грешить! И Просим Господа принять нашу исповедь и поддержать нас немощных!

Исповедь раба Божия… (имярек) СОГРЕШИЛ перед Богом: нарушением обетов, данных при Святом Крещении (отречься от сатаны, всех дел его, служения ему, всех аггел его и всей гордыни его), не дорожил днями жизни своей, дарованной мне на покаяние. СОГРЕШИЛ: слабой верой, не имею к Богу ни должного страха, ни любви, а поэтому: каяться не умею, грехов не вижу, особо и не стараюсь узнать, что греховно, а что спасительно; не исполняю Его святые Заповеди, не вспоминаю о смерти, не готовлюсь предстать на Суд Божий, и вообще равнодушен в отношении к вере, к Богу и своей горькой участи в Вечности. СОГРЕШИЛ: не благодарил Бога за Его милости ко мне, приписыванием успехов себе, а не помощи Божией. Надеялся на себя и на людей более, чем на Бога; непокорностью воле Божией, нетерпением скорбей и болезней, ропотом на свой жизненный крест, на людей, на Бога, обвинением Его в жестокости; малодушием, унынием, печалью, ожесточением сердца, отчаянием в спасении, мыслями о самоубийстве, попыткой самоубийства, верой в «судьбу». СОГРЕШИЛ: потерей любви, внимательности, заботливости, жалости, приветливости к людям; был раздражителен, равнодушен, черств, недоволен, имел неприязнь и холодность к ближнему своему; помнил зло, в мыслях вынашивал планы мести, радовался, когда с неприятелем случалось несчастье; дразнил и подзуживал ссорящихся, подталкивал их на вражду. СОГРЕШИЛ: леностью к труду и ко всякому доброму делу; не навещал больных, стариков, детей в детских домах, заключенных и одиноких; желанием телесного покоя, негою в постели; скорбью, что не могу наслаждаться мирской, греховной, роскошной жизнью; пристрастием к развлечениям, телесериалам, азартным играм, зрелищам и уве¬селениям; упиванием до пьяна, сквер¬нословием, курением, употреблением наркотиков, и неприятием мер для ограждения от этого зла своих ближних; слушанием эстрадной, пошлой и рок-музыки; ходил на концерты, спектакли, в кинотеатры; творил кумиров из певцов, артистов, политических деятелей, хотел быть похожим на них и поклонялся их изображениям. СОГРЕШИЛ: Суеверием, исканием в молитве возвышенных состояний, видений, желанием чудес и сверхестественных откровений, приводящих к духовной прелести; обращением к «бабкам», экстрасенсам, колдунам; смотрел телепередачи с участием Кашпировского, Джуны, Чумака, Михаила Гора и других колдунов. Пил и ел наговоренное ворожеями и экстрасенсами, осквернял себя уринотерапией, гаданием на картах, ворожением, кодированием; увлечением восточными религиями, оккультизмом и сатанизмом, каббалой, черной и белой магией. Чтением литературы фашистских, националистических, комунистических и космополитических авторов, их богоборческих произведений и участием в деятельности последователей этих учений; вступлением во всевозможные партии с антихристианской направленностью, посещением сектантских, оккультных собраний, занятием йогой, медитацией. Чтением, хранением и распространением запрещенной Церковью атеистической и оккультной литературы : по хиромантии, гороскопов,сонников. СОГРЕШИЛ: неисполнением Правил Святых Апостолов, Святых отцов, Святых Соборов и Церковного Устава, непочитанием святых икон, содержанием их в неподобающем виде; самочинными нововведениями в церковных службах, участием в экуменических движениях, совместной молитвой с еретиками или переходом в раскол.

СОГРЕШИЛ: Воровством. Сребролюбием. Неуплатой долгов. Жадностью, скупостью на милостыню. Равнодушно относился к немощным, вдовам, не помогал нищим, имея возможность подать им деньги, излишки в одежде, пище, вещах. Не употреблял излишки своих доходов на душеполезное. Корыстолюбием. Желая обогащаться давал деньги под проценты. Губил души людей, торгуя водкой, сигаретами, наркотиками, противозачаточными средствами, нескромной одеждой, порно. Обсчитывал, обве¬шивал, выдавал плохой товар за хороший. СОГРЕШИЛ: клеветою, доносами, оболганием ближнего, лживой клятвой, лжесвидетельством на суде. Несправедливым судом и осуждением. СОГРЕШИЛ: завидовал общественному положению, достатку, знаниям, умениям, семейному счастью и здоровью ближнего. Расхищал государственную и коллективную собственность. Давал, вымогал и принимал взятки . СОГРЕШИЛ: Холодной и бесчувственной исповедью. Редко исповедуюсь. Совершив грех не укорял себя и не каялся сразу. По ложному стыду не исповедывал тяжкие, смертные грехи. К Причастию дерзал приступать без должной подготовки. Не читал благодарственных молитв. Не проводил дни Причастия свято. Ослепленный самолюбием под действием уныния начинал сомневаться в безграничной Милости Божией, роптал на промысел, впадал в бездну неверия и отчаяния. Согрешаю сознательно, попирая обличающую совесть. СОГРЕШИЛ пред Богом делом, словом, помышлением, всеми своими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и прочими грехи душевными и телесными, во всем искренне каюсь, что оскорблял Господа своими грехами, искренно об этом сожалею и буду стараться исправиться Богу содействующу. (Подлинное, перед Богом покаяние предполагает не формальное и равнодушное перечисление каких-то своих плохих поступков, а осуждение своей греховности, искреннее с сокрушением сердца исповедание грехов и решимость исправляться).

«Лично я вообще бы отменил частную исповедь, кроме того случая, когда человек совершил очевидный и конкретный грех и исповедует его, а не свои настроения, сомнения, уныния и искушения» (стр. 35). О. Александр не раз возвращается к этой теме, он пишет, что ему тяжело исповедывать и вести частные духовные беседы с людьми. И я не люблю исповедывать — может быть, потому, что в Русской Церкви исповедь «привязана» к Причастию. Для людей воцерковляющихся это неплохо; но не застряла ли наша церковная жизнь, наша литургическая и покаянная практика только лишь на уровне воцерковления? Сознательная, свободная, зрелая христианская жизнь подменяется у нас перманентным «детским садом». Отделить исповедь от Причастия, как это сделано в Американской Церкви, к которой принадлежал о. Александр? Это может быть и весьма полезным — воспитается самостоятельность, уменьшится клерикализм. В древности исповедовались крайне редко, когда действительно совершали грехи. а причащались часто. А сейчас что исповедуют? Не так посмотрела, не то подумала, во время молитвы пукнула, на акафисты регулярно не получается ходить, нет у меня слёзного покаяния, студ лица, редко ощущаю вездеприсутствие Божие, воспоминание плохих песен, отсутствие желания оказывать странноприимство бомжам, в пост носила светлую одежду, бидон с крещенской водой на пол поставила, с мужем ругаюсь, он у меня неверующий, венчаться не хочет, вербу засохшую прошлогоднюю выбросила, дети меня, батюшка, не слушаются, старший не хочет в Церковь ходить, к Причастию готовилась, во всём грешна, нет постоянной Иисусовой молитвы (а крыльев нет за спиной, интересно, посмотрела ли, может тоже в этом покаяться), а вот это, батюшка, даже не знаю, грех или не грех, сами рассудите. о-о-о. вот слушаешь всё это (а всё это примеры из практики) и думаешь: а на кой ляд они нужны, такие вот исповеди. только мучить священника (представьте какой-нибудь Великий Четверг, пятичасовую исповедь) и цементировать себя в совершенно неправильном понимании христианства.

Есть и «светлые исповеди», как их называет о. Александр — когда человек действительно кается в своих грехах перед Богом (а не пересказывает брошюру свт. Игнатия Брянчанинова), с пониманием того, что он делает. Таких исповедей мало, но они — праздник для священника. Но часто бывает, что поисповедавшись несколько раз «светло», человек скатывается со временем к утомительному обрядовому «отчёту о проделанной работе» перед Причастием.

Игум. Петр (Мещеринов)
Читая «Дневники» о. Александра Шмемана
Напечатано в журнале «Альфа и Омега» Nо. 2 за 2006 год.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector