12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как развивается современное образование

Основные тенденции в развитии системы образования в 21 веке

Система образования 21 столетия часто меняется, на что влияют такие факторы:

  • Увеличение доступного информационного поля.
  • Прогресс.
  • Развитие экономики, которое нуждается в квалифицированных кадрах.

Новое образование 21 столетия

Выделяют такие тенденции в развитии современного образования:

  • Гуманизация.
  • Гуманитаризация.
  • Национализация.
  • Открытость.
  • Правильный подход.
  • Анализ и осмысление.
  • Переход к самореализации и самообучению.
  • Сотрудничество.
  • Творческая сфера.
  • Применение мотивации и методик для развития.
  • Результат и его оценка.
  • Непрерывность.
  • Взаимодействие образования и воспитания.

На рисунке представлены направления современных тенденций в образовании.

Основные тенденции современного образования

Гуманизация образования – это признание человека главной социальной ценностью. Современное обучение учитывает приоритеты обучения, которое ориентируется на индивидуальные способности ученика в образовании, направленного на получение знаний по отдельным дисциплинам. Благодаря такому обучению легко понять способности ученика, удовлетворить его потребности в сфере образования и воспитать чувство собственного достоинства.

Гуманитаризация помогает человеку понять духовность, расширить мышление, сформировать целостную картину об окружающем свете и систему ценностей. На основе общечеловеческой культуры смогут развиваться разные человеческие стороны, учитывая субъективные потребности и объективные условия личности, которые напрямую зависят от уровня материального и кадрового потенциала обучения.

Такая тенденция в образовании, как национализация, определяет национальную направленность образования. Образование требует постоянного развития, но основывается на исторических особенностях и народных традициях. Обучение способствует сохранению и пополнению национальных ценностей.

Современная образовательная система должна быть открытой. Цели обучения должны определяться не только государством, но и учитывать мнения учеников, родителей и педагогов. Открытость – ещё одна тенденция образования, которой подчиняются программы обучения. Образовательные программы нуждаются в основе знаний и должны легко дополняться. При этом учитываются культурные, региональные, этнические и другие особенности.

Современное образование нуждается в переходе внимания учителя с учебной работы на продуктивную учебно-познавательную, трудовую, художественную и другую деятельность ученика. Культура должна побуждать человека на продуктивную работу, только в таком случае она выполнит функцию развития личности. Лучше овладеть культурой возможно при выполнении разнообразной работы, которая значима для человека. Подход деятельности к обучению поможет наделить теоретические педагогические задачи личностным смыслом работы человека.

Раньше часто применялись информативные формы образования, которые на сегодня перестали быть актуальными. Современное образование требует применение элементов определения и расширения проблем, научного поиска, индивидуальной деятельности, взаимодействия учеников. Важно реализовать переход от воспроизведения к пониманию и осмыслению, применению полученных знаний на практике.

Сегодня важно давать ученикам возможность для самоутверждения и самореализации, что помогает наладить самоорганизацию. Учитель и ученик являются сотрудниками. Преобразование форм взаимодействия зависит от изменения ролей и функций всех участников процесса обучения.

Согласно современным тенденциям развития образования, педагог должен уметь активизировать, мотивировать, формировать мотивы, побуждать к саморазвитию, учитывать активность учащихся, создавать условия для индивидуального движения вперёд. Существует определённая последовательность: от помощи учителя в решении образовательных проблем и задач на начальном уровне обучения, до максимальной самостоятельной регуляции в обучении и появления взаимоотношений между учеником и педагогом. Во время перехода от наставничества до сотрудничества важно сохранить уважение к учителю со стороны ученика.

Творческую направленность легко проследить в современном образовании. Проявление творческой стороны образования и использование творческого процесса поможет ученику легко пройти стадию индивидуального роста и развития, удовлетворение от результата. Творчество способствует получению положительных эмоций от образовательного процесса.

Строгая регламентация процесса обучения уже в прошлом. На сегодняшний день педагог свободен от правил и регламентов. Это поможет добиться эффективного результата и сделать обучение индивидуально направленным.

Результат любой работы требует оценки. То поможет понять уровень эффективности обучения. Оценка ставится по определённым требованиям и стандартам, унифицированными независимо от формы и специфики образования.

Непрерывность образования – важная тенденция в развитии образования. Она способствует углублению знаний и помогает достичь целостности в образовании и воспитании. Непрерывность образования поможет преобразовать полученные знания на протяжении человеческой жизни.

Важно взаимодействие воспитания и обучения. Во многих образовательных учреждениях воспитательная функция отсутствует. Только при взаимодействии обучения и воспитания возможно формирование личности.

Технический прогресс идет вперед, что сказывается и на образовательном процессе. Современные технологии должны присутствовать в новых методиках. Важно правильно использовать полученную информацию и уметь применять её в реальной жизни.

Общие тенденции в развитии системы образования в современном мире

Сущность и особенности современной системы образования

Система образования – это совокупная модель, которая объединяет институциональные структуры, основная цель которых оказание образовательных услуг населению.

В структуру системы образования входят детские дошкольные учреждения, школы, университеты, колледжи и т.д.

Система образования в условиях современного мира подвержена изменениям, которые обусловлены следующими факторами:

  1. Расширение доступности информационного поля
  2. Значительный прогресс во всех отраслях деятельности человека
  3. Развитие отечественной экономики и повышение нуждаемости в соответствующих квалифицированных кадрах

Основные тенденции развития современной системы образования:

  • Гуманитаризация
  • Гуманизация
  • Национализация
  • Открытость
  • Правильный подход к обучению и воспитанию
  • Осмысление и анализ
  • Переход к самообучению и самореализации
  • Сотрудничество
  • Творческая сфера
  • Использование мотивации на образование и различных методик развития учащихся (воспитанников)
  • Результат и его адекватная оценка
  • Непрерывность
  • Продуктивное взаимодействие между образованием и воспитанием

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Характеристика общих тенденций развития современного образования

Современными тенденциями развития системы образования являются:

  1. Гуманизация образования – направлена на рассмотрение личности каждого учащегося как высшей ценности современного общества, постановка акцента на воспитание гражданина, имеющего высокие интеллектуальные, моральные и физические качества. Данный принцип является одним из ведущих традиционных дидактических принципов обучения и воспитания детей.
  2. Индивидуализация процесса обучения – осуществляется посредством организации личностно-деятельностного подхода в образовании. Предполагает комплексный и системный подход к обучению и воспитанию, основанный на естественном развитии каждого ребенка. Особенность данного подхода заключается в том, что в его рамках процесс обучения рассматривается как некая специфическая форма субъектно-субъектных отношений между учителем и учащимся.
  3. Демократизация образования – направлена на создание необходимых предпосылок для эффективного развития у детей активности, инициативности и творческого потенциала, а также широкое привлечение к управлению образованием общественности и родителей учащихся. Одной из особенностей данной тенденции является то, что современная система образования постепенно переходит от привычного единоличного государственного управления к государственно-общественному управлению образованием. Представляется, что такой тип управления будет способствовать совершенствованию системы управления, посредством объединения усилий общества и государства в вопросах решения актуальных проблем образования.
  4. Вариативность (диверсификация) образования – предполагает одновременное развитие разнообразных типов образовательных учреждений, с целью углубления процесса изучения отдельных учебных дисциплин. Данная тенденция проявляется не только в изменении структуры системы образования, но и в изменении качества предоставляемых образовательных услуг. Опора делается на преемственность между всеми звеньями образовательной системы и создание комплексных учебных заведений, например: «Детский сад – Школа», «Школа – ВУЗ»
  5. Интегративность образования – направлена на структурные изменения образовательной системы. Предполагается, что осуществление качественного образования возможно только в условиях действительной преемственности всех этапов образовательной системы. Данная тенденция проявляется в усилении межпредметных связей, на основании которых создаются и внедряются разнообразные интегративные курсы в различных видах образовательных учреждений.
  6. Психологизация образовательного процесса – предусматривает не только его интеграцию, но и самостоятельный выбор направления дальнейшего самостоятельного развития. Эта тенденция позволяет не только значительно повысить социальный интерес к вопросам психологии образования, но и значительно влияет на формулировку ведущих педагогических задач.
  7. Переход к активным методам обучения – предполагает включение в образовательный процесс таких элементов как проблемность, научный поиск, самостоятельная деятельность учащихся, отказ от строгого регламента контроля за учебно-воспитательным процессом в пользу всестороннего творческого развития личности. Актуальность данной тенденции развития современной системы образования обусловлена тем, что в настоящее время достаточно высока потребность в специалистах, имеющих высоких потенциал в решении разнообразного спектра проблем и задач. Творческий подход к решению вопросов является одним из ведущих профессиональных характеристик специалиста.
  8. Стандартизация содержания образования – характеризуется созданием единого уровня общего образования вне зависимости от типа учебного заведения. Она представляет собой единую систему параметров, которые приняты в качестве нормы на государственном уровне. Данная норма содержит в себе общественный идеал образованности.
  9. Индустриализация системы образования – предполагает компьютеризацию процесса обучения, его технологизацию, позволяющую создавать и реализовывать инновационные модели обучения и адекватные методы контроля его результативности. Помимо этого, компьютеризация значительно расширяет возможности не только очного и заочного обучения, но и получение образования дистанционно, что особенно актуально для тех, кто в силу различных причин не имеет возможности самостоятельно посещать образовательные учреждения. Использование компьютеров в процессе обучения оказывает положительное влияние на повышение оперативности передачи учебной информации от педагога к учащимся, а также эффективности контроля по ее усвоению.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

10. Современные тенденции развития образования

Кратко охарактеризуем современные тенденции развития образования:

Гуманизация образования – рассмотрение личности учащегося как высшей ценности общества, акцент на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. И хотя принцип гуманизации является одним их традиционных общедидактических принципов, на современном этапе развития образования его реализация обеспечивается другими условиями, в первую очередь, комплексностью традиционных и новых тенденций функционирования образовательной системы.

Индивидуализация как усилие еще одного традиционного дидактического принципа необходимости индивидуального подхода.

Реализация этого принципа проявляется, в первую очередь, в организации личностно-деятельностного подхода в образовании. Появление такого комплексного, системного подхода к воспитанию и обучению детей обусловлено не только естественным развитием педагогической науки, которой, как любой области человеческой деятельности, присуще постоянное стремление к прогрессу, но и назревшим кризисом существующей системы образования. Особенностью такого подхода является рассмотрение процесса обучения как специфической формы субъектно-субъектных отношений между педагогом и учеником. В самом названии данного подхода подчеркивается взаимосвязь двух его основных компонентов: личностного и деятельностного.

Личностный (или личностно ориентированный) подход предполагает, что в центре обучения находится обучающийся с его индивидуально-психологическими, возрастными, половыми и национальными особенностями. В рамках этого подхода обучение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей и «зоны ближайшего развития» ученика. Этот учет проявляется в содержании учебных программ, формах организации учебного процесса и характере общения.

Суть деятельностного компонента в том, что образование способствует развитию личности только в том случае, если оно побуждает ее к деятельности. Значимость деятельности и ее результата влияет на эффективность овладения человеком общечеловеческой культурой. При планировании учебной деятельности необходимо учитывать не только общие характеристики деятельности (предметность, субъектность, мотивированность, целенаправленность, осознанность), но и ее структуру (действия, операции) и компоненты (предмет, средства, способы, продукт, результат).

Выделение каждого из рассмотренных компонентов личностно-деятельностного подхода (личностного и деятельностного) условно, так как они неразрывно связаны между собой в силу того, что личность всегда выступает субъектом деятельности, а деятельность определяет развитие ее как субъекта.

Демократизация – создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества участников образовательного процесса (учащихся и педагогов), широкое привлечение общественности к управлению образованием.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием, основная идея которого состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредоточивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организаторских проблем.

Вариативность, или диверсификация (в переводе с лат. – разнообразие, разностороннее развитие), образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов, как государственных, так и негосударственных.

Она проявляется в структурных изменениях образовательной системы. Осознание того, что качественное обучение и воспитание возможно лишь в условиях реальной преемственности всех звеньев образовательной системы, приводит к возникновению комплексных образовательных учреждений (детский сад – школа, школа – вуз и др.). Тенденция к интеграции заметна и сегодня в содержании образования: происходит усиление межпредметных связей, создаются и внедряются интегративные курсы в разных типах учебных заведений и т.д.

Интегративность проявляется в структурных изменениях образовательной системы. Осознание того , что качественное обучение и воспитание возможно лишь в условиях реальной преемственности всех звеньев образовательной системы, приводит к возникновению комплексных образовательных учреждений (детский сад-школа, школа-вуз и др.) Тенденция к интеграции заметна и сегодня в содержании образования: происходит усиление межпредметных связей, создаются и внедряются интегративные курсы в разных типах учебных заведений и т.д.

Психологизация современного образовательного процесса интеграции, тем не менее правомерно выделить ее в самостоятельное направление. Это не только отражает повышенный социальный интерес к психологии (что характерно в периоды социальных кризисов и, как следствие, фрустрации и невротизации общества), но и говорит о том, что сегодня меняется сама формулировка педагогических задач.

Кроме задачи формирования у учащихся знаний, умений и навыков (ЗУН), перед педагогом стоит задача развития мыслительных способностей, которые позволят ребенку получать их. Если формирование поля ЗУН- это педагогическая задача, то формирование мыслительных свойств -это психолого-педагогическая задача. Однако уровень психологической подготовки наших педагогов не позволяет сегодня успешно решать эту задачу.

Для решения этой задачи необходимо проведение специальных исследований, результаты которых помогли бы более качественно реализовать существующую сегодня тенденцию к практической интеграции педагогики и психологии.

Переход от информативных к активным методам обучения включает элементы проблемности, научного поиска, широкое использование резервов самостоятельной работы учащихся, он подразумевает отказ от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса в пользу развивающих, стимулирующих творчество личности.

Сегодня достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким потенциалом, умением системно ставить и решать различные задачи, Творчество как важнейший механизм приспособления в более широком плане можно рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимо личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Формирование такого качества требует системного подхода и может успешно реализовываться на всех ступенях образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности.

Стандартизация содержания образования характерна для современной международной практики образования и вызвана необходимостью создания единого уровня общего образования независимо от типа образовательного учреждения. Она понимается как система основных параметров, принятых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности личности достижения этого идеала.

Индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет создавать и использовать новые модели обучения и проверки результативности усвоения его содержания (например, программированное обучение). Кроме того, компьютеризация образовательного процесса во многом расширяет возможности заочного обучения, особенно для лиц, которые по состоянию здоровья не способны посещать образовательные учреждения.

Функциональное назначение компьютера в обучении различно по отношению к учащимся и преподавателям. Для преподавателя компьютерная техника является орудием его труда, для учащихся и студентов — средством их развития. С одной стороны, компьютеры облегчают процесс обучения в смысле повышения оперативности передачи учебной информации, контроля ее усвоения, коррекции разного рода отклонений в обучении. С другой- чрезмерное увлечение компьютерами, неумелое их применение может стать источником потери познавательных интересов, лености мышления и других нежелательных последствий у обучающихся.

Современные тенденции развития образования

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Дата публикации: 06.06.2018

Статья просмотрена: 1669 раз

Библиографическое описание:

Багачук А. В., Фоменко Е. В. Современные тенденции развития образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 50-52. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14340/ (дата обращения: 14.11.2019).

Современное общество принято называть информационным в связи с развитием цивилизованного общества в доминирующей сфере общественного производства, которой является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации. В информационном обществе изменятся как производство, так и весь уклад жизни, ценностный аспект, возрастет преимущество культурного досуга относительно к материальным ценностям. В отличие от индустриального общества, в котором все направлено на производство и потребление товаров, в постиндустриальном (информационном) обществе производятся и потребляются знания и интеллект, что ведет к увеличению процента умственного труда. Общество выдвигает иные требования к человеку, а именно способность к творческому мышлению, возрастает спрос на знания.

Условия образования человека в постиндустриальном обществе связаны с информационным, информационнообразовательным пространствами и информационнообразовательной средой. Информационное пространство — это пространство по созданию, хранению, переработки и использования информации. Цель использования информации в информационном пространстве — образование личности. В результате взаимной деятельности субъектов образовательного процесса и информационно-образовательного пространства возникает информационно-образовательная среда. Среда, созданная преимущественно для решения определенных задач образования, и являющаяся, по сути, частью информационно-образовательного пространства. Такая среда состоит из информационных объектов, средств коммуникации, способов получения, переработки, использования, создания информации, коллективных (социальных) и индивидуальных субъектов образовательного процесса [3]. В структуре образовательной среды каждой образовательной организации можно выделить информационный (содержательный), процессуально-организационный (в том числе материально-технический) и межличностный компоненты. Образовательную среду характеризуют эмоциональный климат, благополучие личности, особенности микрокультуры, дух, комфортность и т. д., что непосредственно связанно с индивидуальными особенностями субъектов и их взаимодействием. По отношению к информационно-образовательной среде эти характеристики являются базовыми, но сами в нее не входят. К основным характеристикам информационно-образовательной среды, значимым для организации процесса обучения, можно отнести:

  1. открытость, обеспечивающаяся вследствие взаимодействия среды с информационнообразовательным пространством (здесь речь идет о безграничном количестве ресурсов, позволяющих организовать многовариантное обучение, удовлетворяя задачи развития личности ученика);
  2. целостность, другими словами, единство образовательного процесса — целей обучения, преподавания, деятельности учащихся и планируемого результата. Она возникает в результате сознательных действий субъектов образовательного процесса;
  3. полифункциональность связана с тем, что источником знаний является среда и, одновременно, она же способствует организации различных форм индивидуальной работы учеников [1].

Информационно-образовательная среда позволяет реализовать дидактические возможности инновационных технологий, эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу школьников, обеспечивая тем самым целенаправленное развитие их самостоятельной познавательной деятельности. Резюмируя названные выше характеристики информационного общества, связанные с образованием личности, процесс обучения приобретает специфические особенности. В сравнении с традиционным обучением, главной задачей которого являлась передача определенной суммы знаний ученику, формирование ряда заранее определенных умений, в современном образовании цель учебного процесса — научить обучающегося ставить и решать познавательные цели и задачи, а для этого — уметь работать, перерабатывать, использовать и создавать информацию, ориентироваться в информационном пространстве.

Наряду с вышеописанной особенностью современного образовательного пространства можно выделить следующие основные тенденции развития образования в современном мире, которые тесно взаимосвязаны с переходом к информационному обществу.

Тенденции современного образования оказывались в поле зрения философов (Андриенко Е.В., Важеевская Н.Е., Гафурова Г.Р., Иванова Е. О., Майданкина Н.Ю., Сабуров Х.М., Хамидулина Н. А., Сексте Я.А., Чурекова Т. М. и другие).

Гуманизация образовательной системы — ее ориентация на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанных на признании прав каждого человека, сохранении и укреплении здоровья, чувства собственного достоинства, формировании личностного потенциала.

Гуманитаризация — ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа; свободное общение с людьми разных национальностей, любых профессий и специальностей; хорошее знание родного языка и свободное владение иностранным; знание национальной и мировой истории и культуры; экономическая и юридическая грамотность человека.

Дифференциация образования может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку обучаемых по признаку успеваемости, разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору, разделение учебных заведений на элитарные, массовые и предназначенные для обучаемых с задержками или отклонениями в развитии, составление индивидуальных планов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с их интересами и профессиональной ориентацией и др. С этим явлением тесно связано понятие диверсификации или многообразия учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Стандартизация — ориентация системы на реализацию требований государственного образовательного стандарта. Оценка результата деятельности системы образования по выходу (оutсоmееduсаtiоn), который определяется стандартами, унифицированными независимо от формы обучения.

Вариативность — создание в рамках образовательной системы условий для выбора и предоставление каждому субъекту шанса на успех [2].

Многоуровневость — организациямногоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень — это период, имеющий свои цели, сроки обучения и характерные особенности.

Открытость, что означает: определение целей образования не ограничивается государственным заказом, а расширяется потребностями в образовании, которые привносят ученики, их родители, учителя, все заинтересованные стороны.

Прагматизация. Тенденция прагматизации современного образования обусловливает его развитие в направлении наиболее актуальных сфер жизнедеятельности общества. Данная тенденция зависит от рыночных отношений, конкуренции и наиболее востребованных направлений развития общества [1].

Информатизация (компьютеризация) — широкое использование вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения.

Индивидуализация — учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Универсализация — направленность на формирование в образовательном процессе некоторых обобщенных приемов деятельности, подготовка человека с широким спектром качеств, компетенций, который в дальнейшем может достаточно быстро перепрофилироваться, переквалифицироваться для определенного направления деятельности.

Непрерывность — процесс постоянного самообразования человека в быстро меняющихся условиях жизни современного общества [2].

Таким образом, мы рассмотрели основные тенденции современного математического образования в условиях информационного общества, характеризующегося интенсивным развитием технологий и инновационными процессами во всех сферах общественной жизни.

  1. Гафурова Г.Р. Инновационные тенденции в развитии современного образования. Россия и Европа: связь культуры и экономики материалы XI Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2015. С. 106-107.
  2. Кавецкий И.Т., Рыжковская Т.Л., Коверзнева И.А., Игнатович В.Г., Лобан Н.А., Сабуров Х.М. Влияния основных тенденций развития современного образования на формирование личности учащихся. Фундаментальные исследования. 2014. № 3. С. 613-616.
  3. Важеевская Н.Е. Развитие современного образования: некоторые общие тенденции. Школа будущего. 2008. № 5. С. 8-13.

Похожие статьи

Единое информационнообразовательное пространство школы.

Внедрение информатизации можно рассматривать как одно из важнейших средств реформирования всей системы образования, которая в корне изменяет технологии процесса обучения и воспитания.

Проектирование современной информационной.

образовательный процесс, интерактивная доска, учебный процесс, Информационнообразовательная среда, ученик, информационная образовательная среда, образовательное учреждение.

Организация информационного пространства. | Молодой ученый

Современное образование с каждым днём всё настойчивее требует активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в управленческой, воспитательно-образовательной.

Информационнообразовательная среда школы — новые.

Информационнообразовательная среда образовательного учреждения должна

− контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации.

Современные подходы к формированию.

Учебный процесс в информационнообразовательной среде образовательного учреждения, основанной на использовании средств ИКТ, по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет

Создание единого информационного пространства вуза

В данной статье рассматривается один из подходов к организации единого информационнообразовательного пространства в вузе в условиях развития информационного общества.

Роль информационно-коммуникационных технологий.

образовательный процесс, образовательная среда, единое информационное пространство, школа, учебный процесс, сайт школы, учащийся, информационная образовательная среда.

От информационнообразовательной Среды.

От информационнообразовательной Среды – к информационнообразовательному пространству. Автор: Толыпина Юлия Александровна. Рубрика: 3. Система образования.

Дистанционное обучение в информационной образовательной.

Информатизация всех сторон жизни общества невозможна без информатизации образования, что означает создание информационнообразовательной среды (ИОС) в каждом образовательном учреждении.

Понятие информационного пространства школы

информационное образовательное пространство, информационная профессиональная культура, вуз, единое информационнообразовательное пространство, высшее учебное заведение.

Десять трендов современного образования

16 октября состоялся очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ВШЭ. С докладом «Тренды, меняющие пространство образовательных технологий: вызов высшему образованию» выступил доктор Кейс Терлоу (Saxion University of Applied Sciences, Голландия).

Когда мы говорим о новом обучении, о новом образовании, то подразумеваем не только современные технологии обучения, но и те изменения, которые стоят за их появлением. Кейс Терлоу, эксперт в области высшего и дополнительного профессионального образования, профессиональной подготовки преподавателей, а также методологии проектирования обучения и исследований развития образовательных систем, представил участникам семинара современные тренды, меняющие ландшафт образовательного дизайна и технологий, а также связанные с ними методические задачи и вызовы, которые стоят перед учебными заведениями.

Учить работать на результат

Какие же это тренды? Прежде всего, стремление улучшить качество обучения и его результаты (performance improvement). Мы много говорим о методике обучения, об усвоении знаний, но должен быть заметен и эффект, отдача от образования. Этот эффект хорошо виден на примере медицинского или технического образования. Прилежно обучающийся студент-медик может диагностировать болезнь, а студент-информатик — написать новую программу. Результат обучения этих студентов состоит в том, что они на основе своих знаний делают что-то полезное, что-то создают. В рамках высшего образования студенты учатся добиваться практического результата. И здесь не последнюю роль играет качество методов преподавания, которые в современных реалиях приходят в образование из самых разных областей. Так, например, все чаще используемое сегодня наставничество (mentoring) пришло из сферы кадрового менеджмента.

Высшее образование, чтобы действительно улучшить качество обучения и результаты обучения, должно активно использовать методы и наработки из сферы труда. Студентов нужно рассматривать как молодых сотрудников компаний. «Если вы хотите подготовить исследователя-экономиста, то уже с первого курса с ним нужно обращаться как с членом коллектива научных работников, стимулировать его работать на результат, которым может быть курсовая, научный отчет или статья в журнале», — отметил докладчик.

Вторая актуальная тенденция в сфере образования получила суровое название «конструктивизм». Конструктивистский подход к современному образованию подразумевает, прежде всего, актуализацию обучения. То есть преподавание должно ориентироваться на уже имеющиеся у студентов знания и навыки, но ставить перед ними сложные задачи, чтобы развивать профессиональные навыки, которые понадобятся молодым выпускникам на рабочем месте. «Когда я работал на факультете государственного управления, мы давали студентам конкретные задания по разработке, например, политики развития сельского хозяйства. Конечно, студенты наделают кучу ошибок, но они будут понимать, чем им придется заниматься через три-четыре года», — сказал доктор Терлоу.

Системный подход и кулуарное обучение

Третий тренд, как и первый, пришел в образование из сферы корпоративного менеджмента. Речь идет об управлении знаниями. Преподаватель при работе со студентами должен организовать систему сбора, хранения и обмена важной информацией, а также экспертными знаниями. Если над каким-то научным проектом работает международная команда исследователей, они все должны постоянно контактировать друг с другом, делиться своими наработками и выводами, развиваться в рамках своей профессиональной среды.

Четвертая тенденция связана с необходимостью создания системы поддержки качества образования (performance support), обеспечивающей ее участникам различные уровни доступа к информации тогда, когда это необходимо. Так, для преподавателей созданы различные системы поддержки проектирования обучения, включая инструменты для правильной постановки целей, организации лекций, создания тестов. К примеру, есть специальная программа, которая сама сформулирует цели и задачи курса после того, как преподаватель ответит на все ее вопросы.

О пятой тенденции сегодня не вспоминает только ленивый. В сфере образования день ото дня становятся все популярнее технологии e-learning, а преподавание «в режиме очной встречи» неспешно теряет свои позиции. В США с 2002 по 2008 год число студентов, которые за время обучения в университете выбрали по крайней мере один онлайн-курс, выросло с полутора до четырех с половиной миллионов. И сегодня любой университет, если он хочет идти в ногу со временем, должен задуматься о встраивании в учебный процесс инструментов обучения онлайн. Речь идет не о замене преподавателя компьютером, но о разумном использовании новых технологий. «Если для изучения какой-то дисциплины студенту нужна математика, а он в ней не блещет, преподаватель может предложить ему пройти курс математики онлайн. А бывает так, что в группе появляются очень одаренные студенты, и для них тоже можно организовать специальные онлайн-курсы, выходящие за рамки стандартного учебного плана», — поделился своим опытом Кейс Терлоу.

Шестой тренд можно обозначить как «обучение в неформальной обстановке» (informal learning). Неформальное обучение представляет собой неофициальные, незапланированные, подчас спонтанные способы получения знаний и навыков. Как подчитали исследователи, 68% сотрудников компаний отмечают, что частенько получают важные знания по e-mail. А 42 процента работающих утверждают, что много нового узнают из «неформальных дискуссий» возле кулера с водой… И хотя такое обучение обычно происходит на рабочем месте, университеты могли бы перенять некоторые полезные «рабочие» практики. Например, можно организовать неформальные встречи преподавателей и студентов с дискуссиями и обменом мнениями за чашечкой чая.

Сети, игры и наука

Facebook и Twitter прочно вошли в нашу жизнь. И еще один тренд современного образования — это социальные медиа. Блоги, Wiki, подкасты, социальные закладки и даже Youtube — все это можно и нужно использовать в обучении. К примеру, блоги хорошо встраиваются в образование как средство обратной связи преподавателя и студентов. А в Youtube можно сделать и продемонстрировать студентам какой-нибудь урок.

Введение в обучение образовательных игр является восьмым трендом современности. Серьезные образовательные игры создаются для самых разных учебных областей. Существует, например, игра, которая имитирует процесс изменения климата, или медицинская игра по решению проблемы лишнего веса, есть экономические игры вроде «как открыть свой бизнес», или игры, где можно сражаться на арене мировой дипломатии. Конечно, подобные игры являются лишь еще одним образовательным средством, преподаватель к ним должен подходить весьма критически и четко понимать, зачем он встраивает в учебный курс ту или иную игру.

Девятый тренд затрагивает довольно узкую сферу образования, он связан с методикой преподавания естественных наук (learning sciences). Преподаватель не должен упускать из внимания основополагающие концепции и понятия, но студентам нужно работать с реальными проблемными ситуациями. «Образование — социальный процесс, и поэтому в процессе обучения естественным наукам преподаватель должен больше использовать новые технологии, в том числе дистанционного обучения, формировать группы, проектировать трансляцию знаний от студента к студенту», — подчеркнул доктор Терлоу.

Наконец, десятый тренд — это мобильное образование, включая мобильные обучающие платформы, а также использование в обучении возможностей планшетов и даже смартфонов. Оценка знаний студента, развитие его понимания и аналитических навыков, запоминание — для всего этого можно использовать мобильные устройства. Студент всегда может скачать какой-нибудь курс или отдельный урок и заниматься где угодно и когда угодно. Конечно, мобильное образование таит в себе определенные опасности, и его нужно очень аккуратно интегрировать в процесс обучения. Необходимо использовать только качественное программное обеспечение, учитывать то, что любое мобильное устройство — это еще громадный отвлекающий фактор…

Завершая свое выступление, докладчик отметил, что любое новшество в образовании, любая новая образовательная методика должны последовательно пройти несколько стадий: анализ, проектирование, развитие, внедрение и оценка. Только такой подход к образованию позволит создать по-настоящему качественное обучение.

Предельные вопросы преподавания

Выступавший в качестве дискуссанта директор лицея № 1535 Михаил Мокринский заметил, что в нашей стране последние два десятилетия — это время лозунгов. Но педагогическое сообщество пришло к тому, что для реализации лозунгов гуманизации и гуманитаризации нам не хватает всего и сразу. «Я надеюсь, что те подходы, о которых говорил докладчик, все же позволят превратить нашу аморфную педагогическую почву в то, от чего можно отталкиваться и двигаться вперед. А также задать главный вопрос, который редко ставит перед собой реально работающий учитель: «Зачем?». Зачем я преподаю именно этот предмет? Для чего программа включает в себя именно такой набор целей и задач? Почему я хочу научить всему этому своего ученика… Невключение этих предельных вопросов в учительскую работу создает «ахиллесову пяту» размером с весь организм современной школы».

Татьяна Пирог, менеджер программы Intel «Обучение для будущего», отметила, что те тренды, о которых говорил докладчик, — это не вопрос будущего, и не то, что внезапно снизойдет на нас сверху. Тренды — это уже существующие требования к преподавателю, который работает в современных реалиях: «Конечно, 70 процентов преподавателей в нашей стране этим требованиям не соответствует. Но когда уйдет теперешнее поколение учителей, придут новые, те, кто «в тренде». Сама жизнь приобщает нас к прогрессу».

По словам Андрея Подольского, профессора Института образования ВШЭ, чтобы реализовать всю совокупность обсуждаемых трендов, нужно ясно отдавать себе отчет, что мы имеем дело с реальными учащимися, педагогами, администраторами и работодателями. «И здесь начинаются проблемы: реальные люди имеют возрастно-психологические, индивидуально-психологические и другие особенности. Дьявол в деталях. Сама по себе методически-технологическая составляющая — это не то чтобы дело десятое, но вынесение за скобки человеческого компонента обесценивает instructional design».

В завершение семинара слово взял научный руководитель Института развития образования Исак Фрумин: «В нашей стране работают сотни методистов, которые не могут сказать, в чем заключается имманентная обучающая характеристика новых орудий. Что компьютеры и мобильные устройства реально привнесли в процесс учения? И вообще за последние двадцать лет появилась ли у нас хоть одна надежная новая технология более быстрого обучения иностранному языку или решению тригонометрических уравнений?».

Алина Иванова, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Основные тенденции развития образования в мире

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня. В мировой системе образования в начале XXI века выделяют опреде­ленные глобальные тенденции:

1) стремление к демократической системе образования, то есть доступность об­разования всему населению страны и преемственность его ступеней и уров­ней, предоставление автономности и самостоятельно­сти учебным заведениям;

2) обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности);

3) значительное влияние социально-экономических фак­торов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма);

4) увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способ­ностей учащихся;

5) разрастание рынка образовательных услуг;

6) в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой центра­лизацией и полной автономией;

7) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;

8) постоянное обновление и корректировка образовательных программ;

9) отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одарен­ным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их спо­собностей в процессе и средствами образования;

10)поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в раз­витии, детей-инвалидов.

Современное образование развивается в разных направлениях и характеризу­ется следующими свойствами: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерыв­ность.

Гуманизация образования – это ориентация образовательной системы и все­го образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого челове­ка; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.

Гуманитаризация – это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми, знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языка­ми; быть экономически и юридически грамотным человеком.

Дифференциация – это ориентация образовательных учреждений на дости­жения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Диффе­ренциация может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисцип­лин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, мас­совые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в разви­тии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для от­дельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональ­ной ориентацией и т. д.

Диверсификация – это широкое многообразие учебных заведений, образова­тельных программ и органов управления.

Стандартизация – это ориентация образовательной системы на реализацию, прежде всего, государственного образовательного стандарта — набора обязатель­ных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование уча­щихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного ре­шения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образователь­ного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, группе, инди­видуально, с помощью компьютера и т. д.) и др.

Многоуровневость – это организация многоэтапного образовательного про­цесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень – это период, который имеет свои цели, сроки обуче­ния и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования. Например, много­уровневая система высшего образования ориентирована на три уровня: первый уровень – общее высшее образование (2 года), второй уровень – базовое выс­шее образование – бакалавриат (2 года общего образования + 2 года), третий уро­вень – полное высшее образование – магистратура (4 года бакалавриата + 1-2 го­да магистратуры).

Фундаментализация – усиление взаимосвязи теоретической и практиче­ской подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретиче­ских знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.

Информатизация образования связана с широким и все более массовым ис­пользованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека. Информатизация образования получила наибольшее рас­пространение во всем мире именно в последнее десятилетие – в связи с доступ­ностью для системы образования и относительной простотой в использовании раз­ных видов современной видео-, аудиотехники и компьютеров.

Индивидуализация – это учет и развитие индивидуальных особенностей уча­щихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Непрерывность означает процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в со­временном обществе.

Общими для мирового образовательного пространства начала XXI века являются:

Первая тенденция – это повсеместная ориентация большинства стран на пе­реход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

Вторая тенденция заключается в углублении межгосударственного сотруд­ничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от равных условий партнер­ства государств и отдельных участников.

Третья тенденция предполагает существенное увеличение в мировом обра­зовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых человекоориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психоло­гии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.

Еще одной важной тенденцией в развитии мирового образования является зна­чительное распространение нововведений при сохранении сложившихся нацио­нальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому про­странство становится поликультурным и социально-ориентированным на раз­витие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования меж­дународной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.

Наряду с вышеозначенными моментами в мировом образовании набирает силу «рыночный» и сугубо «деловой» подход.

• создание условий для расширения сотрудничества народов в области обра­зования, науки и культуры;

• обеспечение всеобщего уважения законности и прав человека;

• вовлечение большего числа стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования;

• исследование состояния образования в мире, включая отдельные регионы и страны; прогнозирование самых эффективных путей развития и интеграции;

• пропаганду принятых конвенций и рекомендаций;

• сбор и систематизацию отчетов государств о состоянии образования на каж­дый год.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×