5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как ссср расплатился золотом за лендлиз

​Долг по ленд-лизу: сколько СССР заплатил США за поставки военной продукции

Объём американских поставок СССР по ленд-лизу составил около 10,8 млрд $.

Март 1946 г., когда У. Черчилль произнес в Фултоне (штат Миссури, США) свою знаменитую речь о «железном занавесе», условно считается датой начала «холодной войны». Сформировались два мировых центра силы – СССР и США, началось их противостояние. Проблема долгов по ленд-лизу породила споры. Но если союзникам по НАТО договориться было относительно нетрудно, то противники в «холодной войне» долго не могли достичь компромисса.

Требования по долгам по ленд-лизу

Правительство США предъявляло формальные требования к Советскому Союзу как к лизингополучателю, подчеркивая чисто военную цель всех сделанных поставок и правомочность их использования только во время войны с Германией и ее союзниками. Даже продукция двойного назначения ограничивалась этими рамками.

СССР засекретил использование ленд-лизовских грузов, не предоставлял отчетов и не допускал проверочных комиссий и, по-видимому, не вел систематического учета поступлений и потерь. Американских специалистов и инструкторов приглашали лишь для решения технических вопросов.

Это объяснялось не только закрытостью страны в условиях военного времени. СССР исходил из бесспорного факта своей решающей роли в победе над нацистской Германией, которая стоила ему самых больших потерь и разрушений. Но моральные аргументы не использовались при переговорах. Условия кредитования по ленд-лизу отвечали международной практике, и основой разногласий стала оценка задолженности по ленд-лизовской продукции (табл. 2).

Советскому Союзу предстояло определить неизрасходованную часть поставок после их прекращения в конце сентября 1945 г. с учетом грузов, находившихся в пути, и решить, что можно вернуть, а что оплатить. США требовали от всех стран-лизингополучателей провести самую тщательную инвентаризацию. Сложность состояла в определении того, что из полученного в военное время имущества подлежало списанию как уничтоженное или израсходованное, а что годилось для использования с учетом амортизации. Стоимость обратного ленд-лиза включалась во взаимозачет. Грузы, доставленные в СССР после окончания войны, уценке не подлежали, но шли они уже малой скоростью, и их получение полностью завершилось в 1946 г.

Начало расчетов

Временем начала расчетов стал 1947 г., но сразу возникли осложнения. Из-за крайне напряженного послевоенного бюджета необходимыми средствами СССР не располагал. Его МИД заявил о невозможности проведения инвентаризации по причине отсутствия таких специалистов, но указал на нарушение США своего прежнего обязательства предоставить лизингополучателю долгосрочный кредит на оплату поставок. Выдать 1 млрд долл. целевого кредита Вашингтон отказался: шансу заработать проценты и получить назад свое имущество американские политики предпочли ограничение советских экономических возможностей. Никто на Западе не мог поручиться за то, что Москва не перенаправит эту колоссальную по тем временам сумму на поддержку коммунистического движения в разных частях мира и на создание собственного ядерного оружия.

В мае 1947 г. США передали Москве свою оценку стоимости ленд-лизовского имущества, которое осталось у СССР после окончания войны с Японией. Эта сумма исчислялась в 2067 млн долл., 75% которой составляла стоимость невоенного оборудования. Предложенные СССР в 1948 г. 170 млн долл. в Вашингтоне сочли заниженной и неприемлемой платой.

Дальнейшие переговоры пошли по пути взаимных уступок: американская сторона в 1951 г. согласилась получить 800 млн долл., а Советский Союз – уплатить 300 млн. Уступки со стороны США объяснялись начавшимся возвратом части ленд-лизовских товаров – автомобилей, катеров и другой техники. Получая их по морю в зарубежных портах, американские представители тщательно проверяли доставленное имущество на исправность и комплектность, чтобы убедиться в выполнении условий договора, а потом прямо на месте уничтожали с помощью гигантских прессов, не собираясь использовать далее. При этом американцы понимали, что большая часть поставок, оказавшихся ненужными во время войны, пригодилась бы СССР в мирное время. Принудить бывшего союзника полностью вернуть долг деньгами или натурой возможности, конечно, не было, как и получить от него точные данные о том, что из поставок израсходовано, а что уцелело.

Трудности в переговорах

Особенно это касалось кораблей, которые относительно мало использовались в Великую Отечественную войну. Возвратив 3 ледокола и 27 военных фрегатов и списав благодаря этому часть долга, СССР задержал у себя большую часть судов различного назначения, включая те, что предполагалось выкупить у США, но сделка не состоялась. В 1953–1955 гг. Соединенные Штаты получили через порты Стамбула и Киля (ФРГ) еще 227 малых судов, в основном отслуживших свой срок, еще 90 были уничтожены в советских портах в присутствии американских наблюдателей, но, как оказалось, не все.

По иронии судьбы, пять бывших американских транспортов под советским флагом участвовали в доставке стратегических грузов на Кубу во время Карибского кризиса 1962 г. В 1951 г. советское руководство отказалось обсуждать реальную величину долга и взяло за основу иной, как казалось в Москве, способ расчета Великобритании с США, увидев в нем уступку англичанам как союзникам по НАТО. Прецеденты применялись в судебно-правовой практике обеих стран, и МИД СССР решил этим воспользоваться. Однако советская сторона, как показало недавнее исследование, неверно рассчитала объем обратного ленд-лиза от Великобритании, за счет которого часть долга списывалась. Он составлял не 2, а 4,1% от суммы поставок. Эта страна и сама получала помощь, и играла роль перевалочной базы, через которую шла часть грузов в СССР. В США это засчитали как обратную лизинговую услугу. Кроме того, англичане взаимодействовали с американцами в Северной Африке и Нормандии, помогая решать задачи снабжения, перевозок и др. Британцы закончили выплачивать свой долг только в конце 2006 г.

Советско-американские переговоры затягивались, а спорная сумма возрастала за счет процентов и их капитализации (процент на процент), хотя частично списывалась за счет возврата неиспользованной техники. Во время визита Н.С. Хрущева в США в 1959 г. решения принято не было. Обстановка «холодной войны» не способствовала сближению позиций, а тем временем американская сторона шла на уступки другим государствам, «великодушно» снижая долг по ленд-лизу за счет получения от них новых услуг.

США идут на уступки

Реальный сдвиг произошел в период потепления отношений в 1972 г. на переговорах в Москве Председателя Совета Министров А.Н. Косыгина и президента США Р. Никсона, причем американская сторона приняла во внимание и моральные доводы о наибольших потерях СССР во время войны.

На уровне министров торговли двух стран сумма советского долга с учетом процентов была определена в 722 млн долл. в ценах 1945 г., а сроком погашения назначен 2001 г. В 1973 г. Советский Союз выплатил 48 млн долл., но вскоре заморозил платежи из-за принятия Конгрессом известной поправки Джексона – Вэника, которая по политическим мотивам ввела существенные ограничения на торговлю между двумя странами и лишила СССР кредита на ее развитие. Лишь в 1990 г. Дж. Буш-ст. и М.С. Горбачев вернулись к проблеме платежей, зафиксировав остаток в 674 млн долл., без начисления процентов и с погашением к 2030 г. Основную его долю, видимо, удалось списать за счет встречных услуг. К ним в 2002 г. было отнесено уничтожение Россией своего химического и части ракетно-ядерного оружия по программе взаимного сокращения стратегических вооружений. В настоящее время Российская Федерация остается должна США 100 млн долл.

По материалам монографии: Экономический фундамент Победы. Параллели истории и современности. К 70-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне (2016) // под редакций И. В. Караваевой

P.S. Таким образом, из общего объёма американских поставок по ленд-лизу в 10,8 млрд $ за уцелевшую технику, по мнению США, необходимо было выплатить 1,3 млрд долларов, или около 12 %. В итоге СССР, а затем РФ, из суммы 1,3 млрд долларов было признано, а затем частично оплачено 722 млн долларов, или около 55 %, то есть 6,5 % от общей стоимости полученных СССР поставок. Также надо учитывать, что сумма задолженности не индексировалась с учетом инфляции, а в ценах на 2015 год стоимость поставок по ленд-лизу составляла 160 млрд долларов и, таким образом, реальная оплата составила 0,4 % от всей помощи (Олег Будницкий. Ленд-лиз: факты и мифы // Forbes Russia ).

(Пока оценок нет)

Ленд-лиз: «бизнес на крови»

Обсуждение темы редко обходится без упоминания о «корыстолюбии США», вынуждавших СССР оплатить «американскую помощь».

После выхода материала «Ленд-лиз: не забыть сказать «Спасибо!» в соцсетях отдельные граждане опять затянули привычное про «коварных англо-саксов». Чаще всего звучит фраза «Мы будем расплачиваться по ленд-лизу до 2030 года», наводящая на мысль, что мы последние 74 года все платим и платим, да никак не расплатимся, столь велики американские запросы. Этот прием работает на столь любимый как руководителями страны, так и значительной частью обычных россиян образ США как бездушного государства и общества, получающего прибыль на крови наших соотечественников, практически в одиночку обеспечивающих победу над фашизмом. Факты, между тем, таковы.

Изначально Закон о ленд-лизе подразумевал, что оставленные материалы (оборудование, военная техника, сырьё и другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате. Переданное в же рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов). В ходе войны США поставили в СССР продукции на общую сумму в 11,3 млрд долларов. После Победы в обстановке уже начавшейся «холодной войны» американцы потребовали возмещения незначительной доли поставок. Сумма, которая дважды снижалась в результате переговоров, по состоянию на 1951 год составила 800 млн долларов (около 7% затрат США). Используя различные способы затягивания переговоров, советская сторона подписала соглашение о порядке платежей только в разгар «разрядки», в 1972 году, после чего было уплачено менее 50 млн и платежи были прекращены в ответ на принятие Конгрессом знаменитой «поправки Джексона-Вэника». Во время очередного улучшения отношений в начале 1990-х США согласились отсрочить выплаты до 2030 года и установить сумму в 722 млн. (т.е. около 675 млн. с учетом уже уплаченного).

Самое интересное, что доллар «образца» 1970-го года примерно в 10 раз, а нынешний — в 15 раз дешевле доллара времен войны. Следовательно, речь идет об уплате примерно 0,6% от той суммы, которую потратили США на помощь своему бывшему союзнику, который еще много лет после окончания боевых действий использовал американское оборудование, автомобили, средства связи и другую продукцию.

Широко бытует еще одно утверждение — непосредственно в ходе войны за ленд-лизовские поставки платили золотом. В качестве доказательства всегда приводится один и тот же пример: несчастливый рейс британского крейсера «Эдинбург», который в конце апреля 1942 г. вышел в составе союзнического конвоя QP-11 из Мурманска, и примерно в 200 милях к северу сначала был торпедирован немецкой подлодкой, а потом атакован надводными судами. Немцев удалось отогнать, но крейсер пришлось затопить вместе с грузом, в том числе и 5,5 тонн золота. Практически все золото было поднято в 1980-е годы, немалая часть вернулась в СССР (спасатели получили за работу 45%, остальное было разделено между Великобританией и СССР в соотношении один к двум; британцам причиталось за то, что еще в годы войны СССР получил британскую страховку за одну треть стоимости груза).

Так вот, к ленд-лизу это золото не имеет никакого отношения: в годы войны СССР сверх ленд-лиза покупал (и продавал, кстати; почти на четверть миллиарда долларов было продано разного стратегического сырья, например, чрезвычайно важных для изготовления брони марганца и никеля) разное оборудование и технику, вот за него и шла оплата. Впрочем, мы не вполне точно знаем, было ли это золото оплатой: дело в том, что СССР продавал США в том числе и золото, широко используемое в радиотехнической промышленности…

Бревно в своем глазу

У критиков ленд-лиза в рукаве есть еще немало «убойных аргументов» в пользу того, что наши союзники наживались на истекающем кровью СССР. Среди них отдельным «бриллиантом» посверкивает упоминание о сотрудничестве американских частных компаний с нацистами (не очень понятно, причем тут ленд-лиз, но допустим). Часто упоминают, например, Генри Форда, помогавшего Гитлеру деньгами еще до 1933 года, чей завод на территории оккупированной Франции производил в интересах вермахта разнообразную продукцию. Вот интересно, почему они же не предъявляют претензий все тому же Форду, принявшему до того деятельнейшее участие в советской программе автомобиле- и тракторостроения в годы первой пятилетки? Техника, к которой имел самое непосредственное отношение «капиталист № 1» благополучно воевала на всех фронтах со всех их сторон. Почему эти критики, утверждающие, что СССР должен был получить «всё и бесплатно» как несущий на себе основное бремя войны, не вспоминают о том, что наша страна в ходе Гражданской войны в Испании не переставала выставлять счета (и аккуратно получать по ним!) за всё, в том числе и командировочные советским военным и гражданским специалистам, не говоря уже о технике. На образец бескорыстия предвоенный СССР мало тянет (хотя и очень старался таковым выглядеть), зачем же других выставлять бессовестными торгашами?

Любителям порассуждать о том, что ленд-лизовская помощь прибыла «поздно», неплохо бы понимать, что помимо колоссальных сложностей с налаживанием производства и инфраструктуры для таких поставок, у союзников были, «мягко говоря», основания для некоторых сомнений: уж больно крепкой казалась закрепленная соответствующим договором от 28 сентября 1939 года дружба между СССР и Германией. Трудно было ожидать от западных демократий немедленной масштабной помощи стране, чья территория в 1939—1940 гг. заметно «округлилась» в результате совместных действий с нацистами в Восточной Европе. Разумеется, Мюнхенский пакт 1938 года — не самый красивый и дальновидный поступок руководства Великобритании и Франции, но три с половиной независимых государства они по его итогам к себе не присоединили. Великобритания год один на один боролась с нацизмом в то время как Советский Союз был занят «взаимовыгодным сотрудничеством» с ним; может быть, надо потише осуждать «коварных англо-саксов» за то, что 23 июня 1941 г. первые груженые помощью корабли не покинули британские гавани?

То же самое касается «несписания остатков» — вот Великобритании остатки по ленд-лизу списали, а СССР (см. выше) — нет. То есть в разгар «холодной войны» США должны были списать оставшиеся долги СССР?

Часто звучит пафосная фраза: СССР оплатил ленд-лиз кровью миллионов своих граждан. Отчасти это так. Но вот только трудно не заметить, что в гораздо большей степени, чем ленд-лиз, кровью десятков миллионов оплачено «мудрое руководство» нашей страной теми, чьи портреты новоявленные «можемповторители» понесут 9 мая по городам и весям нашей многострадальной Родины. Хватит хвастаться направо-налево своими мертвыми: умение жертвовать своими — не бог весть какая доблесть. Вот эту часть нашей истории «горе-патриоты», собравшись большой толпой, повторить, увы, могут. Всё другое — вряд ли.

Чем СССР заплатил за лендлиз

Часто приходится слышать, что США оказали Советскому Союзу неоценимую помощь в войне, а мы это не оценили, не расплатились, все выплаты СССР и России составляют считанные проценты от объема поставок, а с учетом инфляции — и того меньше.

Это не совсем так.

Или даже совсем не так.

Во-первых, американскую помощь мы оценили. И советское руководство много раз отмечало важность американских поставок, а уж постсоветское — тем более.

Но мы бы оценили участие США в деле разгрома фашизма еще больше, если бы американские корпорации не сотрудничали с Гитлером. А они сотрудничали.

Да, я понимаю, что это «законные права бизнеса» и всякое такое. Но вот ведь как интересно получается: когда американскому правительству не нравится политика России или Ирана — вводятся санкции, а то и вовсе эмбарго. И про «законные права бизнеса» американское руководство в такие моменты предпочитает не вспоминать. А когда американские корпорации сотрудничали с Гитлером, когда банки давали ему кредиты, когда IBM поставляла оборудование для делопроизводства (в частности картотеки, использованные вермахтом, СС и Гестапо), когда поставлялись компоненты для отравляющего газа (химоружие, между прочим) — на эти «законные права бизнеса» американское руководство закрывало глаза. И эмбарго на сотрудничество с Германией почему-то не наложили.

Во-вторых, американское правительство оказывало помощь не только и не столько Советскому Союзу, сколько Великобритании, а заодно и собственной промышленности, собственной экономике.

И американское правительство оплачивало предприятиям поставки по лендлизу в полном объеме. Поэтому программу лендлиза можно рассматривать как субсидирование собственной экономики, только целевое — субсидирование выпуска определенных товаров.

Сегодня США и ЕС тоже субсидируют производителей, причем в некоторых отраслях на 1 доллар или евро частных инвестиций приходится 4-5 долларов и евро субсидий. Безо всякого лендлиза, просто субсидируют производство, чтобы оно не загнулось в условиях прекрасной рыночной экономики, чтобы «невидимая рука рынка» не задушила промышленность.

Еще можно рассмотреть лендлиз как распил американского бюджета американскими корпорациями под благовидным предлогом военной помощи союзникам. Ведь никто не знает, какова была истинная себестоимость производства той или иной техники, поставлявшейся в СССР и Великобританию и какую часть денег американские промышленники банально положили себе в карман. А они же наверняка себя не обидели.

Поэтому не надо думать, что американцы оказывали Советскому Союзу военную помощь бескорыстно, руководствуясь одними только соображениями солидарности в борьбе с фашизмом.

Соображения солидарности тоже имели место, но главными для американского правительства и корпораций были сугубо коммерческие интересы.

Американцам было выгодно оказывать Советскому Союзу помощь по программе лендлиза. Выгодно независимо от того, оплатит потом СССР эти поставки или нет.

За счет программы лендлиза американцы нарастили выпуск техники, модернизировали свою промышленность, снизили себестоимость производства за счет увеличения объемов и впоследствии отбили все затраты, поставляя ту же самую или модернизированную технику после войны, уже за реальные деньги.

Таким образом, программа лендлиза была одновременно и программой субсидирования собственной экономики и программой госинвестиций в производство и программой узаконенного распила бюджета.

В либеральной экономической модели считается дурным тоном субсидировать рыночную экономику. И в США это не очень практиковалось в те времена. А программа лендлиза стала удобным решением, чтобы и концепцию либеральной экономики не нарушать и промышленность поддержать. Просто так давать деньги предприятиям — вроде как нельзя, а через программу лендлиза, а интересах национальной безопасности — можно.

Поэтому не надо говорить, что американцы такие добрые, а мы такие неблагодарные.

Американцы не столько добрые, сколько расчетливые. И они очень хорошо все посчитали, когда принимали закон о лендлизе. Они все сделали так, чтобы при любом исходе оказаться в плюсе. И остались в плюсе.

Не надо также забывать, что после войны США получили контроль над Западной Германией, которая меньше всего пострадала в ходе войны и промышленности там было больше, чем в Восточной. И сколько специалистов, материалов, документации, оборудования, золота и других ценностей американцы вывезли из Западной Германии — никто до сих пор точно не знает.

Не удивлюсь, если одних только вывезенных американцами ценностей было на несколько лендлизов.

Куда немцы перемещали все, что было награблено на оккупированных территориях, по мере приближения советских войск? На Запад. И куда потом это делось?

Кстати, немецкое золото до сих пор лежит на территории США и американцы даже его аудит не позволяют немцам произвести. И это касается того, что хранится официально! А сколько было вывезено неофициально? Кто считал? Кому американцы позволяли все это посчитать, если они даже официально хранимое не дают проверить?

Но кто заплатил своими жизнями за то, чтобы американцы могли потом свободно хозяйничать на территории Западной Германии, вывозить ценности, специалистов, оборудование и материалы, а потом контролировать Германию и другие страны Западной Европы экономически и политически?

Советский Союз и заплатил.

Советский народ заплатил.

Поэтому говорить, что СССР не рассчитался с США за лендлиз — не совсем точно. Вернее даже совсем неточно. Просто СССР рассчитался не деньгами, а жизнью солдат, которые освобождали от фашизма Европу вообще и Германию в частности. Освобождали, чтобы потом американцы могли этой Европой порулить.

И в послевоенном устройстве мира, в ялтинской конференции США участвовали потому, что оказывали нам помощь. А это тоже дорогого стоит.

Если бы США не помогали нам в войне — кто бы их в эту Ялту пригласил?

И учредителями ООН американцы не стали бы, если бы не помогали победить Гитлера. И штаб-квартира ООН могла быть не в Нью-Йорке, а где-нибудь в Швейцарии, если бы война в Европе закончилась без участия американцев.

Так что американцы получили за свой лендлиз не так уж мало.

США стали сверхдержавой, учредителями ООН со штаб-квартирой в Нью-Йорке, получили контроль над Западной Европой, вывезли туеву хучу всего из Западной Германии — и все это они получили, почти не участвуя в войне непосредственно.

Единственная крупная и кровопролитная операция с участием американских войск на территории Европы — это высадка в Нормандии. Но в масштабе всей войны — это довольно малая часть, лишь один из многих эпизодов.

И уж точно не за высадку в Нормандии американцы получили контроль над Западной Европой, роль учредителя ООН, штаб-квартиру на своей территории и все прочее.

Все, что американцы получили по итогам Второй мировой — они получили главным образом за тот самый лендлиз.

И если перевести все полученные американцами ништяки в денежную форму, то даже при самых скромных подсчетах окажется, что лендлиз окупился многократно.

И окупился он благодаря Советскому Союзу, советской армии, советскому народу, который своими жизнями, своим трудом, своими стараниями ковал победу, расчищал Европу вообще и Германию в частности от нацизма, громил Третий Рейх.

И еще не надо забывать, что Советский Союз списал долги ГДР, помог восстановить разрушенное в Восточной Германии, да и во всей Восточной Европе тоже. И кому теперь это все досталось? Все досталось в конечном итоге Западной Германии, Евросоюзу и опосредованно тем же Штатам.

Но и это еще не все.

По итогам Второй мировой Японию планировалось разделить подобно Германии на две зоны оккупации — американскую и советскую. Однако впоследствии Советский Союз отказался от этого, ограничившись присоединением Курил. И вся Япония оказалась в зоне влияния США. Почему советское руководство отказалось от раздела Японии — не знаю, но не исключаю, что это тоже была одна из форм благодарности американцам за оказанную помощь в ходе войны.

И это при том, что объем поставок по лендлизу в масштабе собственного производства СССР за годы войны составил примерно 4% — не такая уж большая цифра.

И основные поставки по лендлизу пришлись на 1943-44 годы, когда самый трудный и опасный для СССР этап войны остался позади.

Отдельно стоит сказать про поставки истребителей Аэрокобра — изначально они создавались для поставок в Великобританию, но английские пилоты отказались от них, не оценив характеристики. Тогда их и начали поставлять в СССР. Наши пилоты Аэрокобру оценили, на одном из таких истребителей даже летал наш советский ас Александр Покрышкин. Но факт в том, что Аэрокобры стали поставлять в СССР после того, как от них отказались британцы.

И еще для справки, цитирую:

«Всего поставки по ленд-лизу составили около 50,1 млрд долларов США (612,88 млрд долларов в ценах 2008 года), из которых 31,4 млрд долларов было поставлено в Великобританию, 11,3 млрд — в СССР.»

СССР получил чуть больше 20% от всего объема поставок по лендлизу. Большая часть была поставлена в Великобританию, для которой собственно лендлиз поначалу и создавался.

Но кто понес наибольшие потери в ходе войны, кто внес основной вклад в разгром Третьего Рейха, кто освободил большую часть Европы и Германии.

Поэтому глупо говорить, что Советский Союз не заплатил по лендлизу.

Советский Союз больше, чем заплатил за лендлиз.

Советский Союз обеспечил больше половины того, что США получили по итогам Второй мировой — новый миропорядок, ООН со штаб-квартирой в Нью-Йорке, контроль наз Западной Европой, безраздельный контроль над Западной Германией в первые годы после войны, контроль над Японией.

Если все, что получили Штаты по итогам Второй мировой, пересчитать на доллары, то Советский Союз оплатил лендлиз раз двадцать, а может быть и больше.

Если все это учесть, то не мы Штатам, а Штаты нам остались должны несколько десятков миллиардов долларов в ценах 1945 года.

А получилось так, что мы им и за тот лендлиз доплатили, пусть и немного, и продолжаем платить, покупая их гособлигации, продавая нефть и газ за их «фантики», покупаем их продукцию с их добавленной стоимостью вместо производства своей. Впрочем, это уже другой разговор.

allin777

Архивное.

ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ США
Д. АЧЕСОНА ПОСЛУ СССР В США А.С. ПАНЮШКИНУ
ПО ВОПРОСУ ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ РАСЧЕТОВ ПО ЛЕНД-ЛИЗУ

27 апреля 1951 г.

. Правительство Соединенных Штатов не требует оплаты за предметы «военного характера» (вооружение, боеприпасы и орудия войны, за исключением судов), которые могли оставаться в распоряжении Советского Союза ко времени окончания войны. Однако позиция Правительства Соединенных Штатов состоит в том, что условия любого урегулирования должны сохранять за Правительством Соединенных Штатов право, как это предусмотрено Статьей V Основного Соглашения по ленд-лизу, на возвращение Соединенным Штатам Советским Правительством таких предметов «военного характера» и должно содержать обязательство Советского Правительства, как это оговорено в Статье III Основного Соглашения по ленд-лизу, приобрести предварительное согласие Правительства Соедиенных Штатов, прежде чем передавать такие предметы третьей стороне. Позиция Правительства Соединенных Штатов в этом вопросе состоит в том, чтобы придерживаться урегулирований, уже достигнутых с другими странами — получателями ленд-лизовских товаров, имеющими Основные соглашения по ленд-лизу, аналогичные тому, которое заключено с Советским Правительством.

Правительство Соединенных Штатов также не требует оплаты за предметы «гражданского характера», которые были утрачены, разрушены или потреблены во время войны. Правительство Соединенных Штатов просит уплатить только за те предметы «гражданского типа», которые оставались в распоряжении Советского Союза ко времени окончания войны, и предложило передать право на такие предметы при условии выплаты взаимно удовлетворительной суммы на условиях, согласованных между нашими двумя Правительствами. Эти предметы «гражданского типа» состоят из ленд-лизовских поставок, имеющих ценность мирного времени для советской экономики и остававшихся под контролем Советского Правительства на 2 сентября 1945 года либо полученных впоследствии Советским Правительством, за исключением судов, предметов «военного характера», о которых сказано выше, и некоторых ленд-лизовских предметов, право на владение которыми передано Советскому Правительству на основании Соглашений от 30 мая 1945 года и 15 октября 1945 года.

В целях обеспечения основы для определения справедливой ценности предметов «гражданского характера», остававшихся в распоряжении Советского Союза ко времени окончания войны, Правительство Соединенных Штатов тщательно составило на основании своих собственных протоколов подробный предположительный инвентарный перечень таких предметов. Во время подготовки этого инвентарного перечня были сделаны самые щедрые скидки на военные потери. Стоимость этого инвентаря с учетом доставочных цен минус самые щедрые скидки на амортизацию составила общую сумму в 2 млрд 600 млн долларов. Правительство Соединенных Штатов, пытаясь установить взаимно удовлетворительную сумму, представляющую справедливую ценность этих предметов для советской экономики в мирное время, назвало вначале сумму в 1 млрд 300 млн долларов, подлежащую выплате тридцатью ежегодными взносами, начиная через пять лет после 1 июля 1946 года, с ежегодной процентной ставкой в 2%, подлежащей ежегодной выплате с 1 июля 1945 года. Впоследствии, прилагая дальнейшие усилия для ускорения доведения переговоров до взаимно удовлетворительного их завершения, Правительство Соединенных Штатов выразило готовность принять еще меньшую сумму, предложив сначала сумму в 1 млрд долларов, а позже — в 800 млн долларов. Более того, в интересах быстрого урегулирования Правительство Соединенных Штатов неоднократно выражало свою готовность на дальнейшее сокращение этой суммы при условии, что Советское Правительство, со своей стороны, увеличит свое нынешнее предложение до суммы, более близко отображающей ценность предметов для советской экономики мирного времени.

Советское Правительство заняло позицию, состоящую в том, что урегулирование ленд-лиза должно, во-первых, предусматривать вклад Советского Союза в дело победы над общим врагом и, во-вторых, должно соответствовать другим существующим урегулированиям по ленд-лизу. Советское правительство, однако, ссылается только на урегулирование с Правительством Великобритании.

В отношении первого принципа, выдвинутого Советским Правительством, Правительство Соединенных Штатов полагает, что оно полностью признало вклад Советского Союза в дело разгрома общего врага, полностью списав весь ленд-лизовский вклад Соединенных Штатов в военные усилия Советского Союза и прося уплаты только за те предметы «гражданского характера», которые оставались в Советском Союзе ко времени окончания войны. Следует заметить, что вся помощь по ленд-лизу, предоставленная Соединенными Штатами Советскому Союзу во время войны, составила приблизительно 10 млрд 800 млн долларов и представила собою обширный вклад мастерства, труда и ресурсов Соединенных Штатов в дело помощи народам Советского Союза в разгроме государств-агрессоров. Следует также заметить, что сумма компенсации, ныне предлагаемая Правительством Соединенных Штатов, составляет 800 млн долларов. Эти факты с очевидностью свидетельствуют о том, что Правительство Соединенных Штатов не просит оплаты за ленд-лизовскую помощь в военное время, составляющую сумму приблизительно в 10 млрд долл. Это означает, что Правительство Соединенных Штатов, со своей стороны, полностью признает общность интересов наших двух Правительств в достижении общей победы и полностью отдает должное той роли, которую играло Советское Правительство в этих условиях.

Вновь примите, Ваше Превосходительство, заверения в моем высочайшем к Вам уважении.

АВП РФ. Ф. 192. Оп. 18б. П. 177. Д. 1. Л. 125—131. Копия.

Как ссср расплатился золотом за лендлиз

Начнем с того, что золотом СССР расплачивался за пре-ленд-лиз, а также за товары и материалы закупленные у союзников кроме ленд-лиза.

Со стороны современных русских форумных “специалистов” утверждается, что СССР расплачивался золотом за ленд-лиз и после 1941 года, не делая разницы между собственно ленд-лизом и пре-ленд-лизом, а также совершенно сознательно опуская тот факт, что Советским Союзом во время войны осуществлялись покупки вне рамок ленд-лиза.
Как пример своей правоты такие “специалисты” широкого профиля приводят затонувший британский крейсер “Эдинбург” перевозивший примерно 5,5 тонн золота в 1942 году. И, как они утверждают, это была плата СССР союзникам за полученную военную технику по ленд-лизу.

Но дело в том, что после этого, со стороны таких “специалистов”, наступает гробовое молчание. Почему? Да потому, что СССР не мог расплачиваться золотом за поставки по ленд-лизу в 1942 году – соглашение о ленд-лизе предполагало, что материально-техническая помощь будет поставляться советской стороне с отсрочкой платежа.

465 слитков золота общим весом 5536 килограмм, погруженные на крейсер “Эдинбург” в Мурманске в апреле 1942 года были оплатой Советского Союза Англии за вооружение, поставляемое сверх оговорённого соглашением о ленд-лизе перечня.

Но, получилось так, что это золото до Англии не доплыло. Крейсер “Эдинбург” получил повреждение и был затоплен. А, Советский Союз, еще в годы войны получил страховку в размере 32,32% от стоимости золота, выплаченную Британским бюро страхования от военных рисков. Кстати все перевозимое золото, пресловутые 5, 5 тонн, по ценам того времени стоили чуть более 100 миллионов долларов.

Сравним с общей суммой оказанной помощи по ленд-лизу в 10 млрд. долларов, о чем ни в СССР ни в России, конечно же говорить не любят, но при этом, делая большие глаза, туманно намекают, что это была просто астрономическая сумма.

Однако на этом история золота “Эдинбурга” не закончилась.

В 1981 году английская кладоискательская фирма “Джессон Марин Рикавериз” заключила договор с властями СССР и Великобритании о поиске и подъеме золота. “Эдинбург” лежал на глубине 250 метров. В тяжелейших условиях водолазы успели поднять 5129 кг. Согласно договору 2/3 золота получил СССР, 1/3 – Великобритания. Минус оплата фирме за осуществленную операцию по подъему золота.

Таким образом, мало того, что перевозимое “Эдинбургом” золото не было платой за ленд-лиз, мало того, что это золото, так и не доплыло до союзников, а треть его стоимости была возмещена СССР еще в годы войны, так, еще спустя сорок лет, когда это золото подняли, то большую его часть вернули СССР.

Что самое интересное и заслуживающее самого пристального внимания, так это то, а чье это было золото, которым расплачивался СССР с союзниками?

Следуя простой логике, мы вправе думать, что СССР мог расплачиваться своим и только своим золотом. И никак иначе. Но, как говорится, так да не так. И дело тут в следующем – во время Гражданской войны в Испании, 15 октября 1936 г. Кабальеро и Негрин официально обратились к Советскому Союзу с просьбой принять на хранение примерно 500 тонн золота.

А уже 15 февраля 1937 года был подписан акт о приемке 510,07 тонн испанского золота, которое и было переплавлено в золотые слитки с советским клеймом. Получила ли Испания назад свое золото? Нет. Поэтому даже то золото, которым Советским Союз расплачивался во время Второй мировой войны со своими союзниками, скорее всего…было испанским. Что очень хорошо характеризует рабоче-крестьянскую власть страны Советов.

Кто-то может сказать, что это простые домыслы и советское руководство самое честное, самое интернациональное, только и думающее о том, как бы это помочь всем нуждающимся в мире. Примерно так и подается помощь республиканцам в Испании во время Гражданской войны. Помогал СССР то помогал, да не бескорыстно. Когда дело касалось денег, то все капиталисты мира просто плакали от зависти, видя, как СССР оказывает “безвозмездную и бескорыстную” помощь революционным рабочим и крестьянам в Испании.

Так Москва выставила Испании счет за размещение и хранение золотого запаса, услуги советских советников, летчиков, танкистов, переводчиков и механиков. Были учтены расходы на проезд туда и обратно советских военнослужащих и их семей, выплата суточных, жалование, затраты на размещение, содержание, лечение в госпиталях и пребывание в отпусках советских военных и членов их семей, расходы на погребение и пособия вдовам военных, обучение испанских летчиков в Советском Союзе, строительство и переоборудование аэродромов на контролировавшейся республиканцами территории, где проходили тренировочные полеты. За все это было заплачено испанским золотом.

К примеру, общая сумма поставленной из СССР с сентября 1936 по июль 1938 г. только материальной части составила 166 835 023 доллара. А за все отправки в Испанию с октября 1936 по август 1938 г. республиканские власти полностью оплатили всю сумму задолженности Советскому Союзу в 171 236 088 долл.

Прибавив стоимость военного имущества, отправленного в конце 1938 – начале 1939 г. в Испанию из Мурманска через Францию (55 359 660 долл.), получим итоговую сумму стоимости военно-технических поставок. Она варьируется от 222 194 683 до 226 595 748 долл. В связи с тем, что груз последней поставки полностью не был доставлен по назначению и часть его возвратили на советские военные склады, то итоговая цифра стоимости военных грузов, доставленных в республиканскую Испанию, составляет 202,4 млн. долл.

Так неужели, после того, как СССР “прикарманил” испанское золото и оказал “бескорыстную” помощь республиканцам, он будет вести себя с американцами и англичанами, в вопросах оплаты ленд-лиза и иной полученной помощи, как то иначе? Нет. Далее, на конкретном примере это будет продемонстрировано.

Как СССР союзникам технику и оборудование возвращал.

Достаточно просто процитировать ряд советских документов, которыми обменивались между собой советская и американская сторона, в ходе переговоров об урегулировании вопросов, связанных с оплатой ленд-лиза после войны. Но для начала лучше привести выдержку из докладной записки министра иностранных дел СССР Громыко А.А., из которой становится понятно, почему именно советская сторона всеми возможными способами скрывала от своих бывших союзников, количество сохранившейся техники и оборудования:

Докладная записка заместителя министра иностранных дел СССР А.А. Громыко председателю Совета министров СССР И.В. Сталину о переговорах с американцами по урегулированию расчетов по Ленд-Лизу

“Если в переговорах исходить из приведенных расчетов глобальной суммы возмещения, основанных на размерах остатков ленд-лизовских поставок в CССР, нам пришлось бы сообщить американцам сведения о наличии у нас таких остатков, что является нежелательным по следующим соображениям: американцы могут потребовать от нас затем расшифровки остатков по отдельным группам, в частности по оборудованию. Получив от нас такого рода сведения об остатках предметов гражданского характера, американцы могут, ссылаясь на статью V Соглашения от 11 июня 1942 года, предъявить к нам требование о возврате наиболее ценных для нас предметов”.

Таким образом, Сталин и советское партийное руководство, уже после войны, старались любыми способами избежать возврата полученной в долг техники и оборудования. Именно поэтому до сих пор все исследователи сталкиваются со следующей проблемой – известно сколько техники, вооружения и оборудования в СССР поставили союзники по антигитлеровской коалиции и на какую примерно сумму, но при этом нет никаких точных данных о количестве всей оставшейся техники и оборудования после окончания Второй мировой войны у Советского Союза, которую он должен был вернуть.

Поэтому с одной стороны ни самой техники и оборудования Советский Союз не вернул, ни тем более, не выплатил за нее ни одной копейки союзникам. А пропагандисты, что тогда в СССР, что сегодня в России получили удобный аргумент, доказывая, что помощь союзников в войне по ленд-лизу была несущественной.

Хотя, зная, что СССР скрывал данные о количестве полученной помощи, мы, вправе, верить американским и английским данным о количестве всего поставленного оборудования, вооружения и материалов в СССР и на основе этих данных делать выводы, касательно того, насколько сильно эта полученная по ленд-лизу помощь помогла СССР в войне против Германии.

Как пример такого сокрытия данных и сознательных махинаций со стороны советского руководства можно привести выдержки из дневника советско-американских переговоров по урегулированию нерешенных вопросов Ленд-Лизу (г. Вашингтон) проводимых 13.01.1950.

“Что касается фабрик, поставленных по ленд-лизу, то Панюшкин спросил Уайли, не имеет ли он в виду заводское оборудование, поставленное в счет кредитного соглашения от 15 октября 1945 года.

На это Уайли ответил, что это те заводы, которые были поставлены Советскому Союзу по ленд-лизу, но не использовались для военных целей.

В ответ на это Панюшкин сказал, что во время войны нет заводов, которые не имели бы никакого отношения к войне”.

Насколько “изящно” советское руководство вычеркнуло из списка оплаты или возврата целые заводы. Оно попросту заявило, что все используемое в СССР оборудование имело отношение к войне, а значит не является оборудованием гражданского назначения, которое пришлось бы возвращать по условиям ленд-лиза, а если оно признается таковым и СССР сообщает о его непригодности, то в придачу за это оборудование по условиям ленд-лиза советскому руководству не надо платить!

И так по всему списку военной техники, оборудования или материалов. И, если СССР смог целые заводы оставить себе, то не стоит и говорить о каких-то: машинах, самолетах, кораблях или станках. Все это стало резко советским.

А, если американцы все же проявляли настойчивость в вопросе с каким-нибудь наименованием техники или оборудования, то советская сторона всячески затягивала переговорные процессы, занижала стоимость данного наименования или попросту объявляла его непригодным, а следовательно не обязательным к возврату.
#НемногоИстории

Кстати, за ленд-лиз Россия ещё не расплатилась

Правда о ленд-лизе
Нюансы

С начала Великой Отечественной войны руководители Англии и США заявили о готовности оказать Советскому Союзу всю возможную помощь. На совещании в Москве 29 сентября – 1 октября 1941 года высокопоставленных представителей США и Англии с советскими руководителями было принято решение об экономическом сотрудничестве. © Ещё в «Нюансах»: Спецслужба Бенкендорфа | Академик Карпов о Православии | Парламентаризм по-русски | Синай − 1956 | Сталин и авиация накануне ВОВ | Бухарестский мир | Кремлёвские симпосионы

Предусматривались поставки в СССР вооружения, военных материалов, сырья, медицинских предметов, всего 1,5 млн тонн грузов. При этом правительство США исходило из того, что война их с Германией неизбежна и что американцы и политически, и экономически заинтересованы в продолжении русскими этой войны.

За поставки из США и Англии СССР согласился на ответные поставки различных товаров, а главное, расплачивался за них средствами из золотого запаса страны. Это было невыгодно и тяжело советскому государству, которому требовалось всё больше вооружения для борьбы с агрессором. В результате усилий советской и американской дипломатии с 7 ноября 1941 года решением президента США Ф. Рузвельта на СССР был распространён закон о ленд-лизе.

Ленд-лиз – особая форма экономических отношений Советского Союза с Соединёнными Штатами и Великобританией. Английское to lend означает передачу во временное пользование, то есть взаймы, to lease – «сдавать в аренду». В целом: система передачи Соединёнными Штатами Америки взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, ледоколов, гражданских морских и речных судов, промышленного оборудования, грузовых и легковых автомобилей, продуктов питания, различных товаров и услуг союзникам по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны 1939–1945 годов. Закон о ленд-лизе был утверждён Конгрессом США 11 марта 1941 года.

Закон давал президенту право помогать любой стране, оборона которой «против агрессии жизненно важна для обороны Соединённых Штатов Америки». В число таких стран был включён и Советский Союз.

В соответствии с законом поставленные материалы, вооружение, оборудование, уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате; после войны оставшееся и пригодное для гражданских целей имущество должно быть оплачено полностью или частично; после войны при заинтересованности американской стороны не разрушенные и не утраченные техника и оборудование должны быть возвращены Соединённым Штатам.

Таким образом, поставки по ленд-лизу осуществлялись в основном безвозмездно. Направлялись они в 42 страны. Больше всего их шло в Британскую империю, следующим по их объёму был СССР. Номенклатуру и объёмы поставок товаров определял Советский Союз. Как правило, и то, и другое принималось американской стороной. Другое дело, что они не всегда с точностью выполнялись. В свою очередь СССР оказывал помощь США и Великобритании в порядке ответного («обратного») ленд-лиза. Она включала ценные виды сырьевых материалов (хром, марганец и другие) и разного рода услуги (ремонт торговых судов союзников и т. п.). С ноября 1941 года американские поставки в СССР стали производиться на основании закона о ленд-лизе.

Начало союзническим военным поставкам положил английский минный заградитель «Адвенчур», прибывший в Архангельск 1 августа 1941 года в сопровождении советского эсминца «Сокрушительный» с грузом глубинных бомб и магнитных мин. А 31 августа в порт вошёл первый британский конвой «Дервиш» (РQ–0). Находящийся в его составе авианосец «Аргус» доставил в СССР истребители «Харрикейн». В августе-сентябре из Англии прибыли также средние танки «Матильда» и «Валентайн». В 41-м же году в СССР пришло ещё 6 союзных конвоев. Все они добрались до советских портов без потерь.

В октябре-ноябре США направили в СССР 28 судов вместо 41 запланированного. Англичане в 1941 году вместо обещанных 750 танков поставили 466, из 600 танкеток – 300. А ведь это был начальный, самый тяжёлый период войны, когда шла битва за Москву и отечественная промышленность ещё не успела перейти на военные рельсы. Не без оснований английский профессор Р. Овери отмечал: «Мы помним, что Советский Союз ещё до поступления полноценной помощи по ленд-лизу сумел отбросить фашистов от стен Москвы».

По северному (арктическому) маршруту союзники за годы войны направили в СССР 41 морской конвой, который доставил главным образом оружие. Путь этот был самым коротким, конвои преодолевали его за 10–14 суток. Однако он являлся самым опасным. Немецкие подводные лодки и торпедоносцы постоянно атаковали конвои, фашистская авиация обрушивала на них град бомб. В результате ожесточённых морских и воздушных боёв в пути погибли 100 судов: 82 английских и американских, 9 советских и 9 других стран. Были потоплены 2 крейсера, 16 эскортных кораблей, подводная лодка союзников. Советские потери составили 2 эсминца, 20 подводных лодок, большое количество самолётов. Тем не менее в советские порты прибыли 811 судов с грузами, которые составили 22,6% всех поставок по ленд-лизу.

Главным маршрутом ленд-лиза был Тихоокеанский. На его долю пришлось 47,1% всех грузов по ленд-лизу. Суда с западного побережья США за 18–20 суток добирались до дальневосточных портов СССР – Петропавловска-Камчатского, Магадана, Владивостока. Обычно они шли по одному, «капельными рейсами», без какой-либо охраны. Недостаток маршрута – удалённость от фронта. Доставленные по морю грузы далее везли по Транссибирской магистрали в европейскую часть СССР. Тихоокеанским маршрутом поступали в СССР в основном машины и оборудование, продовольствие, нефтепродукты.

Ещё один крупный маршрут – трансиранский, или «персидский коридор». Проходил он от берегов США и Англии через Персидский залив и Иран. Основной его недостаток – большая продолжительность, занимал примерно 75 дней. Для ускорения поставок союзники в короткие сроки модернизировали и построили в Иране новые шоссейные и железные дороги, авиа- и автосборочные предприятия. Грузы в СССР шли двумя путями: сухопутным через советское Закавказье и водным – через Каспийское море. Всего с иранских предприятий в СССР ушло более 184 тысяч автомобилей – чуть меньше половины всех американских поставок автотехники. Самолеты в СССР отправлялись по воздуху. В целом по «персидскому коридору» в СССР поступило 23,8% поставок по ленд-лизу.

С октября 1942 года был открыт ещё один, четвёртый маршрут, связанный с авиационным ленд-лизом. По нему американские самолёты своим ходом перегонялись из США в СССР из города Фэрбэнкса на Аляске через Берингов пролив, центральные районы Чукотки, Колымы и Якутии до Красноярска. Далее истребители в разобранном виде доставлялись на железнодорожных платформах в европейскую часть СССР и затем к местам дислокации боевых авиасоединений, бомбардировщики пилотировали лётчики на фронтовые аэродромы.

Воздушный маршрут позволил пополнить советскую авиацию примерно 8000 самолётов, в том числе 5000 истребителей «Аэрокобра» и «Кингкобра», около 2000 бомбардировщиков «Бостон А–20» и «Митчелл Б–25», 710 транспортными самолётами «Дуглас С–47». Высокую оценку наших лётчиков заслужили американские истребители «Аэрокобра». Так, из 59 сбитых советским асом Александром Покрышкиным вражеских самолетов 48 нанёс он смертельный удар, летая на «Аэрокобрах». Хорошо зарекомендовали себя также американские бомбардировщики «Митчелл Б–25» и «Бостон А–20».

Номенклатура поставок по ленд-лизу была весьма широкой. Наиболее важное значение имели самолёты, танки, боевые корабли и катера для ВМФ, автомашины, подвижной железнодорожный парк, боеприпасы, техническое оборудование, цветные металлы, различные виды стратегического сырья и материалов, продовольствие, обувь и другие.

Ещё в годы войны в мировой историографии возникли вопросы о роли ленд-лиза в победе СССР. Они и ныне имеют место. На западе есть историки, которые продолжают придерживаться взглядов американцев Л. Роуза, Р. Лукаса, английских специалистов Г. Моля, М. Говарда и других, разработавших версию о решающей роли ленд-лиза в победе СССР над гитлеровской Германией.

Не все на Западе придерживались таких взглядов. Было немало там трезвомыслящих политиков. Так, помощник президента США Ф. Рузвельта Г. Гопкинс прямо заявил: «Мы никогда не считали, что наша помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на восточном фронте. Она была достигнута героизмом и кровью русских солдат». Подобной позиции придерживался и государственный секретарь США Э. Стеттиниус. Факты подтверждают оценки политиков, мыслящих объективно.

Всего по ленд-лизу за годы войны Советский Союз получил по одним данным 18 297, по другим – 22 195 самолётов разных типов, а произвёл, по российским источникам, 143 000 самолётов. Советские лётчики воевали в основном на отечественных самолётах. По ленд-лизу в страну было поставлено 12 788 танков, а наши заводы дали фронту более 100 тысяч танков и САУ. Доля американских и английских танков составила в РККА порядка 12%. Советские артиллеристы получили от союзников 4912 противотанковых и 8218 зенитных орудий, 376 тысяч снарядов, 136 тысяч пулемётов. Отечественные же заводы изготовили для фронта 482 тысячи орудий, 351,8 тысячи миномётов, 1,5 млн пулеметов, 6,17 млн пистолетов-пулемётов.

Ленд-лиз пополнил Советский военно-морской флот более чем 500 кораблями разных классов. Среди них было 28 фрегатов, 89 тральщиков, 78 больших охотников за подводными лодками, 60 сторожевых катеров, 166 торпедных катеров, а также 43 десантных судна. Большая часть их начала прибывать в СССР лишь в 1944 году, в основном на Тихоокеанский флот, то есть в преддверии войны с Японией.

Приведённые данные убедительно свидетельствуют, что победа на фронтах Великой Отечественной войны завоёвывалась советским оружием, произведённым на отечественных предприятиях. Были и поставки, которые в своей сфере имели первостепенное значение. Так, армии крайне не хватало автотранспорта. Ленд-лизовские автомашины, главным образом американские, позволили исправить положение. По автомобильному ленд-лизу в СССР было поставлено около 480 тысяч автомобилей, главным образом грузовых, что почти вдвое превышает число автомашин, произведённых в СССР за годы войны. Особенно хорошо себя зарекомендовали «студебеккеры», а также «доджи», «форды» и джипы «Виллис». Как отмечал Г. К. Жуков: «Без «студебеккеров» нам не на чём было бы таскать нашу артиллерию». «Студебеккеры» использовались в Красной армии не только для перевозки людей и грузов, часть из них становилась боевой техникой, на них устанавливались знаменитые «катюши» (БМ–13). Всё это существенно повышало мобильность советских войск, возможность передислокации.

Огромное значение имели 1900 ленд-лизовских паровозов и 11 075 вагонов для перевозки советских войск, гражданских лиц и грузов в такой громадной стране, как наша. Ведь в годы войны у нас было произведено лишь несколько локомотивов. Ленд-лиз помог компенсировать нехватку авиационного бензина. Союзники поставили свыше 1,5 млн тонн этого горючего – несколько больше, чем вырабатывалось его в стране.

В номенклатуру ленд-лиза вошли также 13 303 тягача и трактора, свыше 622 тысяч тонн железнодорожных рельсов, 328 тысяч тонн алюминия (основной материал для изготовления самолётов), более 1000 радаров, 348 локаторов (на флоте к началу войны была единственная радиолокационная станция «Редут-К», установленная на черноморском крейсере «Молотов»).

Четвёртую часть ленд-лиза составляли продукты питания (около 4,5 млн тонн), в том числе 664 тысячи тонн мясных консервов, 65 тысяч тонн коровьего масла, 300 тысяч тонн жира, 700 тысяч тонн сахара и многое другое.

Конечно, ленд-лиз приблизил нашу победу. Если бы его не было, то воевать пришлось бы ещё год-полтора, а значит, и положить на алтарь Победы дополнительно сотни тысяч соотечественников. Большой эффект имел и моральный фактор помощи по ленд-лизу. Он повышал боевой дух армии, укреплял уверенность в победе всего нашего народа сознанием, что мы ведём борьбу с сильным врагом не одни, а с такими мощными союзниками, как Великобритания и США. Моральный фактор также приближал общую с союзниками победу над фашистской Германией.

Как обстоит дело с расчётами по ленд-лизу? Среди отечественных учёных наиболее обстоятельно вопрос этот исследован историком Н. В. Бутениной.

Первые переговоры между СССР и США о расчётах по ленд-лизу начались ещё в 1948 году. На них стороны не нашли общего языка. Последующие переговоры тоже оказались безрезультатными. Лишь в 1972 году стороны определили, что советский долг составляет 722 млн долларов, включая проценты. Эту сумму СССР обязался выплатить США до 2001 года, примерно по 24 млн ежегодно, при условии, что США предоставят СССР режим наибольшего благоприятствования в торговле. В связи с нарушением Соединёнными Штатами этого условия Советский Союз после двух платежей на общую сумму в 48 млн долларов выплаты прекратил. В июне 1990 года была достигнута договорённость, что оставшийся долг в сумме 674 млн будет выплачен до 2030 года ежегодными долями в размере около 17 млн долларов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector