0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как выбирают в Государственную Думу

Государственная дума РФ: выборы и полномочия Госдумы, депутаты и зарплаты

Государственная дума — это нижняя палата российского парламента, Федерального Собрания. Госдума РФ — высший орган законодательной власти России, наряду с верхней палатой парламента, Советом Федерации.

Полное официальное название — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Сокращенные наименования — Госдума, Дума, ГД.

Правовой статус Государственной думы определён в главе 5 Конституции РФ.

Официальный сайт Государственной думы — http://duma.gov.ru/.

Госдума избирается сроком на пять лет. В состав нижней палаты парламента входят 450 депутатов. С 2016 года голосование идет по смешанной системе: половина депутатов избирается по партийным спискам, половина — по одномандатным округам.

В настоящее время действует Государственная Дума VII созыва, избранная 18 сентября 2016 года. В ней представлены фракции политических партий «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Следующие выборы в ГД РФ должны пройти в 2021 году.

Председатель (спикер) Госдумы VII созыва Вячеслав Володин. Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко

История Госдумы

Старинное слово «дума» использовали на Руси еще в Средневековье. Например, при царях существовала совещательная Боярская дума.

В ходе Революции 1905-07 годов царь Николай II согласился создать в Российской империи парламент. Государственная дума Российской империи существовала с 1906 по 1917 год, ее упразднили после Февральской революции.

При советской власти думы не существовало. На момент распада СССР в 1991 году роль парламента в России выполнял Верховный Совет РСФСР. После конфликта между президентом Борисом Ельциным и Верховным Советом в декабре 1993 года была принята новая Конституция и одновременно избраны депутаты Государственной думы.

Госдума работает в Москве в здании по адресу: Охотный Ряд, дом 1. Ранее оно принадлежало Совету труда и обороны СССР, Совету министров СССР, Госплану СССР.

Здание Госдумы РФ на Охотном ряду в Москве. Фото: Depositphotos

Полномочия Госдумы

Полномочия Госдумы определяет статья 103 Конституции РФ. Государственная Дума Российской Федерации:

Принимает федеральные законы

Выражает согласие на назначение председателя правительства — премьер-министра

Назначает и освобождает от должности председателя Центробанка

Назначает и освобождает от должности председателя Счетной палаты и половину аудиторов

Назначает и освобождает от должности уполномоченного по правам человека

Может инициировать импичмент — выдвинуть обвинения против президента для отрешения от должности

Рассматривает внешнеполитические вопросы — ратифицирует договоры

Может обращаться в Конституционный суд РФ

Заслушивает ежегодные отчеты правительства о результатах работы

Решает вопрос о доверии правительству РФ

Депутаты Госдумы слушают выступление премьер-министра Дмирия Медведева. 17 апреля 2019 года. Фото: РИА Новости / Александр Астафьев

Выборы в Госдуму: когда и как выбирают депутатов

Закон о выборах депутатов Госдумы неоднократно изменялся — фактически под каждые новые выборы. Менялись требования к политическим партиям, повышался и понижался проходной барьер, отменялись и возвращались выборы по одномандатным округам.

Госдума состоит из 450 депутатов, которых выбирают по смешанной системе. Половина — 225 человек — избирается по одномандатным округам. Еще 225 человек попадают в Думу по партийным спискам. Избирательный барьер для прохождения партии в Госдуму составляет 5%

В настоящее время Государственная дума избирается на пять лет (до принятия в 2008 году поправок в Конституцию срок полномочий депутатов составлял лишь четыре года).

Выборы действующей в настоящее время Госдумы VII созыва состоялись в сентябре 2016 года. Следующие выборы в Думу должны пройти в 2021 году.

Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Один и тот же человек не может быть одновременно депутатом Госдумы и членом Совета Федерации).

Депутаты Госдумы

В Госдуме VII созыва представлены фракции четырех партий — это «Единая Россия» (339 мандатов), КПРФ (43), ЛДПР (39) и «Справедливая Россия» (23). Еще два депутата не входят во фракции. 4 места в Госдуме РФ в настоящее время пустуют. Полный список депутатов размещен на официальном сайте Госдумы РФ.

Депутат Госдумы на рабочем месте играет на планшете. Фото: Reuters

Зарплаты в Госдуме: сколько получают депутаты

Среднемесячная зарплата депутата Госдумы в 2018 году составляла 399,3 тысяч рублей до уплаты подоходного налога. То есть «на руки» народный избранник получает в среднем 347,4 тысяч рублей, сообщалось на сайте Государственной Думы. При этом в соответствии с указом президента от 27 февраля 2015 года заработная плата депутатам ГД выплачивается с уменьшением на 10%, подчеркивалось на сайте Думы.

Депутатская пенсия зависит от стажа. Те, кто проработал в Госдуме 5-10 лет, получают пенсию в 46 тысяч рублей. Депутаты, проработавшие более 10 лет, получают 63,5 тысячи рублей.

Иллюстрация: duma.gov.ru

Выборы в Государственную думу Российской Федерации. Порядок проведения выборов в Государственную думу РФ

В жизни любого государства значительную роль играет парламент. Потому выборы в Государственную думу вызывают интерес как у граждан РФ, так и у зарубежных наблюдателей. Необходимо, чтобы процесс этот был законным, открытым, легитимным. В предыдущие годы было немало критики со стороны несистемной оппозиции. По их мнению, выборы в Государственную думу проводятся с нарушениями. Давайте не будем копаться в их аргументации, а разберём порядок и систему процесса, чтобы понимать, кто передёргивает факты и пытается повлиять в свою пользу на общественное мнение.

Назначение выборов

Согласно основному закону государства, депутаты Думы должны работать пять лет. По окончании этого периода организуется новая избирательная кампания. Она утверждается указом президента РФ. Выборы в Государственную думу должны объявляться в срок от 110 до 90 дней до даты голосования. Согласно Конституции, это первое воскресенье месяца после истечения срока полномочий депутатов.

В 2016 году порядок был пересмотрен по настоянию самих народных избранников. Принято решение перенести выборы в Государственную думу Российской Федерации на единый день голосования (18 сентября). Оформлено это новшество специальным законом, который рассмотрен Конституционным судом. Этот орган решил, что небольшое отклонение от основного закона не ведёт к серьёзным нарушениям. Последующие выборы теперь будут совмещены с единым днём голосования.

Система выборов

Человеку, который пойдёт голосовать, следует знать, что именно ему предстоит решить. Дело в том, что сама система менялась в России. Путём проб и ошибок пытались найти оптимальный способ. В 2016 году выборы в Государственную думу пройдут по смешанной системе. Это означает, что половину депутатов определят по партийным спискам, вторую – персонально на одномандатных округах.

То есть каждый избиратель получит два бюллетеня. В одном нужно будет отметить партию, которой человек доверяет, во втором – персонально кандидата в депутаты от региона. Отметим, что таковой была система в 1999, 2003 годах и ранее. Организацией процесса занимается ЦИК. Комиссия контролирует выдвижение партий и кандидатов, их фонды, агитационную работу и другое. Любые нарушения фиксируются этим органом. По ним принимаются законодательно обоснованные решения.

Порядок выборов в Государственную думу

Политическая борьба изобилует множеством нюансов. Проведение выборов в Государственную думу не является исключением. Законодательно закреплён особый порядок, нарушать который нельзя. Чтобы принять участие в выборах партии необходимо:

  • собрать 200 тыс. подписей, не более 10 тыс. в одном субъекте РФ;
  • отправить список на проверку в ЦИК;
  • получить ответ;
  • если он окажется положительным, можно начинать избирательную кампанию.

Перечисленные пункты имеют свои тонкости. Так, подписи будут серьёзно проверяться на достоверность. Чтобы подстраховаться, партия имеет право заручиться поддержкой большего числа граждан, чем необходимо. Но их количество не должно превышать законодательно закреплённые 200 тыс. на 5 процентов. Кроме того, партии, ранее представленные в парламенте, освобождены от процесса подтверждения народной поддержки. Им подписи собирать не нужно. В 2016 году таким правом воспользуются:

Существует нюанс, связанный с региональной привязкой кандидатов из списка партии. Он должен разбиваться на территориальные группы. Успехи каждой учитываются при раздаче депутатских мандатов.

Голосование

Это самый видимый, кроме агитации, этап выборов. Проголосовать имеют право все граждане страны, которым на этот день уже исполнилось 18 лет. Для того чтобы принять участие в плебисците, необходимо явиться на специальный участок. При себе следует иметь паспорт. Получив бюллетень, нужно отправиться с ним в специальную кабинку. Голосование является тайным, то есть гражданин делает свой выбор лично, не оглашая его. В бюллетене следует поставить любой знак (крестик, галочку) напротив партии или кандидата. Потом его нужно отправить в специальную опечатанную урну.

Проведение выборов в Государственную думу РФ организуется ЦИК на основании законодательства. Документы, используемые при голосовании, печатаются централизованно и развозятся по стране, то есть стараются исключить любую возможность фальсификации. Избирательные участки круглосуточно охраняются с той же целью. Доступ к бюллетеням имеют только члены комиссии. Нужно отметить, что для выборов в Госдуму не установлено порога явки. Их посчитают проведёнными при любой активности граждан.

Подведение итогов

В такой огромной стране результат голосования по закону должен быть оглашён в течение десяти дней. Потому подсчёт голосов разбивается на этапы, чтобы облегчить этот процесс. В государстве создаётся ряд избирательных комиссий: участковые, территориальные, субъектов и ЦИК. Подсчёт идёт именно в таком порядке.

Участковые разбираются с бюллетенями, составляют протокол, отправляют его в территориальные. Те, в свою очередь, делают сводную ведомость, проверив достоверность данных (правильность оформления). Территориальные комиссии направляют собственные протоколы в соответствующий орган субъекта РФ. На этом этапе опять проводится проверка правильности оформления бумаг, свод данных. Итоговые протоколы отправляются в ЦИК. Этот орган собирает все сведения по стране и подводит итоги.

Распределение мандатов

Так как применяется смешанная система, то и итоги подводятся по двойной методике. На одномандатных округах побеждает тот, за кого отдано большинство голосов. Этот кандидат получает свой мандат прямо из рук избирателей. Партиям же необходимо пройти барьер. В 2016 году он зафиксирован на уровне 5 процентов. Те партии, что наберут меньше голосов, автоматически выбывают из гонки. Мандаты (225) делятся между вышедшими в финал. Правила подсчёта таковы, что учитываются количество голосов и барьер.

Необходимо, чтобы за партии проголосовало не менее 60% граждан на всех, то есть в совокупности предпочтения людей по отношению к политическим организациям должны составлять именно эту цифру. Если лидирующие силы в целом набирают меньше, то у аутсайдеров появляется возможность присоединиться к раздаче мандатов. Комиссия добавляет партии, не прошедшие барьер, пока не наберёт в целом указанные в законодательстве 60%. ЦИК объявляет победившие политические силы, которые делят мандаты в своих рядах с учётом результатов голосования в регионах.

Процедура выборов в Государственную думу РФ. Справка

Президент РФ Медведев 29 августа на встрече с лидерами политических партий сообщил, подписал указ о проведении выборов в Государственную Думу 4 декабря 2011 года.

Согласно действующей редакции федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 г., депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее ‑ депутаты Госдумы) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

В соответствии с Конституцией России в Государственную думу избирается 450 депутатов.

Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (федеральный список кандидатов).

Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов Государственной Думы в срок, установленный срок, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией (ЦИК) РФ и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного срока официального опубликования решения о назначении выборов.

Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.

Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95‑ФЗ «О политических партиях» право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.

Политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии.

Политическая партия вправе выдвинуть один список кандидатов.

Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов и порядок проведения тайного голосования, определяются уставом политической партии.

Выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.

Федеральный список кандидатов представляется уполномоченным представителем политической партии в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.

Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы, за исключением ряда случаев.

Осуществляется без сбора подписей избирателей регистрация федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы допущен к распределению депутатских мандатов. Без сбора подписей избирателей осуществляется также регистрация федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, списки кандидатов которой были допущены к распределению депутатских мандатов в действующих на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в одной трети субъектов РФ.

Подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда политической партии по форме согласно Приложению 1 к настоящему Федеральному закону. Оплата изготовления подписных листов должна быть произведена до начала сбора подписей.

Политическая партия вправе начать сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов со дня оплаты изготовления подписных листов.

Не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени уполномоченный представитель политической партии представляет в ЦИК РФ документы, необходимые для регистрации федерального списка кандидатов.

Центральная избирательная комиссия России не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации федерального списка кандидатов документов принимает решение о регистрации федерального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Государственной Думы образуются избирательные участки.

Избирательные участки образуются не позднее чем за 50 дней до дня голосования с учетом местных и иных условий исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей.

В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания), в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах РФ, избирательные участки в исключительных случаях могут образовываться не позднее чем за три дня до дня голосования.

На территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, избирательные участки в исключительных случаях могут образовываться не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Избирательные участки для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, проживающих или находящихся за пределами территории Российской Федерации, образуются не позднее чем за 50 дней до дня голосования, а в исключительных случаях ‑ не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Списки избирательных участков с указанием их номеров и границ (если избирательный участок образован на части территории населенного пункта) либо перечня населенных пунктов (если избирательный участок образован на территориях нескольких населенных пунктов), мест нахождения участковых избирательных комиссий, помещений для голосования и номеров телефонов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы не позднее чем за 45 дней до дня голосования.

Подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, обеспечение реализации и защиту избирательных прав граждан осуществляют следующие избирательные комиссии, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; территориальные избирательные комиссии ‑ районные, городские и другие территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований; участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации формируются в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Если на соответствующей территории отсутствует территориальная избирательная комиссия или избирательная комиссия муниципального образования, то она формируется не позднее чем через 35 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Срок приема предложений по составу территориальной избирательной комиссии не может быть менее одного месяца.

Участковая избирательная комиссия формируется вышестоящей территориальной избирательной комиссией не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования.

Территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования составляются списки избирателей.

Список избирателей по избирательному участку, образованному в труднодоступной или отдаленной местности, на территории воинской части, составляется участковой избирательной комиссией не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в исключительных случаях ‑ не позднее чем в день сформирования участковой избирательной комиссии на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации поселения.

Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания), на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, составляются соответствующими участковыми избирательными комиссиями не позднее дня, предшествующего дню голосования.

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, обеспечением деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, использованием и эксплуатацией средств автоматизации, а также с повышением правовой культуры избирателей и обучением организаторов выборов, осуществляются за счет средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем за 50 дней до дня голосования распределяет поступившие в ее распоряжение средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, между избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, которые распределяют полученные средства между территориальными избирательными комиссиями не позднее чем за 30 дней до дня голосования.

Осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов способствует информационное обеспечение выборов депутатов Государственной Думы – информирование избирателей и предвыборную агитацию.

Агитационный период начинается со дня выдвижения политической партией федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Проведение предвыборной агитации в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования запрещается.

Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее вывешенные в установленном настоящим Федеральным законом порядке вне зданий, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах.

О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей через средства массовой информации или иным способом не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а при проведении досрочного голосования – не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования.

Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. Если на территории избирательного участка находится место жительства избирателей, рабочее время которых совпадает со временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или работе вахтовым методом), решением избирательной комиссии субъекта РФ время начала голосования на этом избирательном участке может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа.

Участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации после предварительной проверки правильности составления протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования не позднее чем на пятый день со дня голосования путем суммирования этих данных устанавливает итоги голосования на территории субъекта Российской Федерации.

На основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации об итогах голосования, об итогах голосования на частях территорий субъектов Российской Федерации, протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования ЦИК Российской Федерации после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через две недели после дня голосования определяет результаты выборов депутатов Государственной Думы.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Госдума-2021 будет формироваться по другим правилам

Эксперты прогнозируют, что после выборов президента в 2018 году начнётся реформа политической системы

Фото: Владимир Афанасьев / «Парламентская газета»

Выравнивание конкурентоспособности партий станет одним из главных направлений реформы политической системы в России. А одним из её векторов станет укрупнение партий. Об этом заявили участники заседания Экспертного клуба «Парламентской газеты», которое состоялось 12 октября.

«Многосубъектность» вместо ручного управления

Модератор Экспертного клуба «Парламентской газеты» политолог Сергей Марков заявил, что реформа политической системы назрела, так как существующий механизм формирования парламента России успешно выполнил свою задачу по отсечению от законодательной власти популистских группировок. И, по его словам, падение явки на выборах, которое было отмечено политологами в единый день голосования 10 сентября, — «разумное поведение избирателя». Эксперт считает, что содержательное отличие будущей реформы в том, что режим персональной власти при одном, пусть и великолепном лидере, будет заменён на «многосубъектность».

«Механизм принятия коллегиальных решений будет сильнее, чем ручное управление», — рассказал Марков об одном из вариантов реформы.

Михаил Емельянов. Фото: Игорь Самохвалов / «Парламентская газета»

Также, по его словам, вполне реален сценарий, когда политические партии в России станут площадкой интеграции власти и крупного бизнеса. К примеру, пояснил он, если в каком-то городе есть бизнесмен №1, то есть и бизнесмен №2, который всегда будет находиться в конфликте с первым. Каждому из них нужна своя политическая опора, своя партия — такая система работает в десятках стран мира. В России же пока бизнес делает больший акцент на поддержку губернаторов или мэров, чем депутатов. Политолог считает, что ситуация должна меняться в пользу партий.

Избиратель не идёт на выборы, потому что уверен — все партии в России одинаковы, а голосование нужно «для галочки», заявил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, депутат от фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов. Парламентарий убеждён, что реформа политической системы в России невозможна без предложений от самих партий. По его словам, отдельные люди в системной оппозиции об этом говорят давно и таких людей становится всё больше.

Иван Абрамов. Фото: Игорь Самохвалов / «Парламентская газета»

«Никто не будет ломать партии через колено — такой реформой доверие избирателей не вернуть. Думаю, власти обозначат путь к реформированию, чтобы партии двигались по нему дальше сами», — отметил законодатель.

А уже сейчас, по убеждению Михаила Емельянова, надо создавать координационный совет для оппозиционных парламентских партий — так будет легче продвигать инициативы. Тем более что, например введение в России прогрессивной шкалы налога, поддерживается всеми тремя оппозиционными думскими фракциями. Поэтому объединение «Справедливой России», ЛДПР и КПРФ, считает депутат, — «идея не такая уж фантастическая».

На пути к двухпартийности

Реформирование политической системы начнётся сразу после выборов Президента России в марте 2018 года, убеждены эксперты. А предложения о том, как осуществлять изменения, мы услышим уже в ходе предвыборных заявлений кандидатов в президенты — в этом уверен первый зампред Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, депутат от фракции ЛДПР Иван Абрамов.

«Запрос на сильную оппозицию уже сформирован в обществе. И тот кандидат, который его сформулирует, будет иметь большие шансы на победу», — считает он.

Константин Бабкин. Фото: Игорь Самохвалов / «Парламентская газета»

А суть реформы парламентарий видит в укрупнении политических партий. При этом парламентарий заметил: если бы действующее избирательное законодательство работало бы на сто процентов, то вопрос о партии большинства был бы всегда открытым.

Эксперты согласны с тем, что появление «второй крупной партии» наряду с «Единой Россией» позволит уйти от ситуации, когда интересы огромного количества россиян никак не выражаются в ходе выборов. А политтехнолог Андрей Колядин заметил: власть не даст сигнал к реформе, если не будет конкретного проекта изменения политической системы. Как говорится, нет проекта — нет решений.

Андрей Колядин. Фото: Игорь Самохвалов / «Парламентская газета»

Между тем не все уверены, что реформа политической системы начнётся именно в 2018 году. Но в 2021 году Госдума будет формироваться уже по иному принципу — в этом сомнения мало у кого возникают. В частности, такое мнение высказал «Парламентской газете» глава «Партии дела» Константин Бабкин.

«Выборы станут более соревновательными, конкуренция больше. Во всяком случае, наша партия на себе ощущает стремление подавить нашу политическую активность, на это очень надеется», — отметил он.

Выборы в Государственную думу Российской Федерации. Порядок проведения выборов в Государственную думу РФ

В жизни любого государства значительную роль играет парламент. Потому выборы в Государственную думу вызывают интерес как у граждан РФ, так и у зарубежных наблюдателей. Необходимо, чтобы процесс этот был законным, открытым, легитимным. В предыдущие годы было немало критики со стороны несистемной оппозиции. По их мнению, выборы в Государственную думу проводятся с нарушениями. Давайте не будем копаться в их аргументации, а разберём порядок и систему процесса, чтобы понимать, кто передёргивает факты и пытается повлиять в свою пользу на общественное мнение.

Назначение выборов

Согласно основному закону государства, депутаты Думы должны работать пять лет. По окончании этого периода организуется новая избирательная кампания. Она утверждается указом президента РФ. Выборы в Государственную думу должны объявляться в срок от 110 до 90 дней до даты голосования. Согласно Конституции, это первое воскресенье месяца после истечения срока полномочий депутатов.

В 2016 году порядок был пересмотрен по настоянию самих народных избранников. Принято решение перенести выборы в Государственную думу Российской Федерации на единый день голосования (18 сентября). Оформлено это новшество специальным законом, который рассмотрен Конституционным судом. Этот орган решил, что небольшое отклонение от основного закона не ведёт к серьёзным нарушениям. Последующие выборы теперь будут совмещены с единым днём голосования.

Система выборов

Человеку, который пойдёт голосовать, следует знать, что именно ему предстоит решить. Дело в том, что сама система менялась в России. Путём проб и ошибок пытались найти оптимальный способ. В 2016 году выборы в Государственную думу пройдут по смешанной системе. Это означает, что половину депутатов определят по партийным спискам, вторую – персонально на одномандатных округах.

То есть каждый избиратель получит два бюллетеня. В одном нужно будет отметить партию, которой человек доверяет, во втором – персонально кандидата в депутаты от региона. Отметим, что таковой была система в 1999, 2003 годах и ранее. Организацией процесса занимается ЦИК. Комиссия контролирует выдвижение партий и кандидатов, их фонды, агитационную работу и другое. Любые нарушения фиксируются этим органом. По ним принимаются законодательно обоснованные решения.

Порядок выборов в Государственную думу

Политическая борьба изобилует множеством нюансов. Проведение выборов в Государственную думу не является исключением. Законодательно закреплён особый порядок, нарушать который нельзя. Чтобы принять участие в выборах партии необходимо:

  • собрать 200 тыс. подписей, не более 10 тыс. в одном субъекте РФ;
  • отправить список на проверку в ЦИК;
  • получить ответ;
  • если он окажется положительным, можно начинать избирательную кампанию.

Перечисленные пункты имеют свои тонкости. Так, подписи будут серьёзно проверяться на достоверность. Чтобы подстраховаться, партия имеет право заручиться поддержкой большего числа граждан, чем необходимо. Но их количество не должно превышать законодательно закреплённые 200 тыс. на 5 процентов. Кроме того, партии, ранее представленные в парламенте, освобождены от процесса подтверждения народной поддержки. Им подписи собирать не нужно. В 2016 году таким правом воспользуются:

Существует нюанс, связанный с региональной привязкой кандидатов из списка партии. Он должен разбиваться на территориальные группы. Успехи каждой учитываются при раздаче депутатских мандатов.

Голосование

Это самый видимый, кроме агитации, этап выборов. Проголосовать имеют право все граждане страны, которым на этот день уже исполнилось 18 лет. Для того чтобы принять участие в плебисците, необходимо явиться на специальный участок. При себе следует иметь паспорт. Получив бюллетень, нужно отправиться с ним в специальную кабинку. Голосование является тайным, то есть гражданин делает свой выбор лично, не оглашая его. В бюллетене следует поставить любой знак (крестик, галочку) напротив партии или кандидата. Потом его нужно отправить в специальную опечатанную урну.

Проведение выборов в Государственную думу РФ организуется ЦИК на основании законодательства. Документы, используемые при голосовании, печатаются централизованно и развозятся по стране, то есть стараются исключить любую возможность фальсификации. Избирательные участки круглосуточно охраняются с той же целью. Доступ к бюллетеням имеют только члены комиссии. Нужно отметить, что для выборов в Госдуму не установлено порога явки. Их посчитают проведёнными при любой активности граждан.

Подведение итогов

В такой огромной стране результат голосования по закону должен быть оглашён в течение десяти дней. Потому подсчёт голосов разбивается на этапы, чтобы облегчить этот процесс. В государстве создаётся ряд избирательных комиссий: участковые, территориальные, субъектов и ЦИК. Подсчёт идёт именно в таком порядке.

Участковые разбираются с бюллетенями, составляют протокол, отправляют его в территориальные. Те, в свою очередь, делают сводную ведомость, проверив достоверность данных (правильность оформления). Территориальные комиссии направляют собственные протоколы в соответствующий орган субъекта РФ. На этом этапе опять проводится проверка правильности оформления бумаг, свод данных. Итоговые протоколы отправляются в ЦИК. Этот орган собирает все сведения по стране и подводит итоги.

Распределение мандатов

Так как применяется смешанная система, то и итоги подводятся по двойной методике. На одномандатных округах побеждает тот, за кого отдано большинство голосов. Этот кандидат получает свой мандат прямо из рук избирателей. Партиям же необходимо пройти барьер. В 2016 году он зафиксирован на уровне 5 процентов. Те партии, что наберут меньше голосов, автоматически выбывают из гонки. Мандаты (225) делятся между вышедшими в финал. Правила подсчёта таковы, что учитываются количество голосов и барьер.

Необходимо, чтобы за партии проголосовало не менее 60% граждан на всех, то есть в совокупности предпочтения людей по отношению к политическим организациям должны составлять именно эту цифру. Если лидирующие силы в целом набирают меньше, то у аутсайдеров появляется возможность присоединиться к раздаче мандатов. Комиссия добавляет партии, не прошедшие барьер, пока не наберёт в целом указанные в законодательстве 60%. ЦИК объявляет победившие политические силы, которые делят мандаты в своих рядах с учётом результатов голосования в регионах.

Все, что нужно знать о грядущих выборах в Госдуму

16 сентября 2016 в 11:36

В это воскресенье, 18 сентября 2016 года, состоятся выборы в Государственную думу VII созыва. Впервые с 2003 года они пройдут по смешанной избирательной системе: на ближайшие пять лет 225 депутатов будут избраны по партийным спискам, а еще 225 — по одномандатным округам. The Village поговорил с кандидатом политических наук РГГУ Николаем Борисовым, руководителем аналитического департамента Центра политических технологий Татьяной Становой и доцентом Института общественных наук РАНХиГС Екатериной Шульман и рассказывает, какими будут выборы в этом году.

В чем особенность этих выборов?

В этом году выборы депутатов Государственной думы будут проходить по смешанной избирательной системе. Это значит, что для голосования каждый избиратель получит два бюллетеня, на одном из которых можно выбрать партию, а на другом — кандидата по одномандатному округу. Депутатские мандаты между кандидатами от партий и от округов будут распределены поровну, по 225 мест. Для получения представительства в Госдуме партии необходимо преодолеть пятипроцентный барьер по всей стране, а кандидату-одномандатнику — набрать относительное большинство голосов в своем округе. Впрочем, также стоит помнить, что, если партия получила больше 3 % голосов, она получает пропорциональное госфинансирование за каждую тысячу сторонников на выборах.

На первый взгляд, выборы по одномандатному округу кажутся более прозрачными, чем по партийным спискам: отдавая голос за одномандатника, избиратель точно знает, за кого голосует, тогда как, выбирая партию, он не может повлиять на расстановку кандидатов в партийном списке. Однако и в этой системе есть минусы. Согласно законодательству, в каждом регионе должен быть по крайней мере один одномандатный округ, при этом все округа должны быть примерно равны по численности избирателей. Эти требования привели к тому, что, например, депутат от Республики Тыва будет представлять 180 тысяч избирателей, а депутат одного из округов Тульской области — 624 тысячи избирателей. Вопросы вызывает и распределение одномандатных округов между избирателями, находящимися за рубежом. Так, россияне в США смогут проголосовать за одномандатников из Самарской и Московской областей, а в Германии наши сограждане выберут депутатов из Санкт-Петербурга, Ленинградской, Московской, Калужской, Курской, Тамбовской, Томской и Волгоградской областей.

Кроме того, в одномандатных округах используется так называемая лепестковая нарезка, при которой районы крупных городов объединены с сельской местностью в одни округа. Официально такая нарезка должна уровнять стартовые шансы и увеличить конкуренцию между кандидатами, но, по мнению политологов, эта система выгодна в первую очередь власти, потому что благодаря ей протестные голоса жителей городов размываются лояльным власти сельским населением. Впрочем, Москве и Петербургу повезло — они избежали подобной нарезки.

В целом, указывают политологи, большой вес национальных республик с преимущественно сельскими территориями и лепестковая нарезка намеренно направлены на умаление веса городского населения в политическом пространстве. Другая особенность грядущих выборов — перенос даты их проведения с декабря на сентябрь. По мнению Николая Борисова, это было сделано для того, чтобы у оппозиционных партий оставалось меньше времени и возможности для ведения избирательной кампании, поскольку основная ее часть пришлась на период летних отпусков.

Словарь

Одномандатник — депутат, избранный жителями одномандатного округа

Одномандатный округ — территория, определенная Центральной избирательной комиссией, от которой избирается один кандидат в депутаты

Депутатский мандат — документ, определяющий законность и объем полномочий депутата, которые предоставлены ему избирателями

Пропорциональная избирательная система — система выборов в парламент, при которой избиратели голосуют за кандидатов по партийным спискам

Мажоритарная избирательная система — система выборов в парламент, при которой избиратели голосуют за кандидатов по избирательным округам

Смешанная избирательная система — система выборов в парламент, которая соединяет в себе пропорциональную и мажоритарные системы

Зачем ввели смешанную избирательную систему?

В середине 2000-х годов была проведена реформа партийного и избирательного законодательства — процесс регистрации партий стал более сложным, их общее число резко сократилось, а выборы в Думу 2007 и 2011 годов проводились по пропорциональной избирательной системе: все 450 депутатов избирались по партийным спискам. Тогда же появилось понятие «внесистемная оппозиция» — политические силы, практически не имеющие шанса зарегистрироваться в качестве партии и принимать участие в выборах. По мнению Татьяны Становой, изменения способствовали возникновению модели, при которой доминирующая партия — «Единая Россия» — могла легче осуществлять контроль над немногочисленными и умеренными по отношению к власти партиями, прошедшими в парламент.

Пересмотр сложившейся модели — это, по сути, ответ на массовые протесты в декабре 2011 года. Так как протесты могли подорвать легитимность власти и выборов, систему управления политическими рисками решили сделать более гибкой — вернули смешанную избирательную систему и либерализовали партийное законодательство: если до 2011 года в России было семь партий, то затем их стало почти в десять раз больше. Политический смысл реформы заключался в том, чтобы в случае кризиса и падения рейтинга партии власти снижение числа мандатов по партийным спискам можно было компенсировать за счет одномандатников. Фактически смешанная избирательная система — амортизатор в условиях нестабильности и вероятных политических или социально-экономических рисков.

При этом, считает Екатерина Шульман, вбросов на этих выборах, скорее всего, не будет. С одной стороны, избирательная система и так подстроена под партию власти: за процессом подготовки к выборам осуществлялся жесткий контроль. Во-вторых, после протестных движений 2011–2012 годов замглавы администрации президента Вячеслав Володин заявил о проведении политики чистых выборов. Цель этой тактики — не допустить ярко выраженных скандалов, которые могут вызвать последующие протесты. В результате Владимира Чурова на посту главы Центральной избирательной комиссии сменила Элла Памфилова. Кроме того, из ЦИКа ушел его заместитель Леонид Ивлев и начались снятия с постов глав региональных избирательных комиссий за чересчур откровенные фальсификации.

читайте также

Какие партии участвуют в депутатских выборах?

В избирательных бюллетенях отсутствует графа «Против всех» — граждане, пришедшие на выборы, смогут выбрать из 14 партий. Помимо партий, представленных в нынешнем парламенте («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия»), в выборах в Госдуму будут участвовать еще «Гражданская платформа», «Гражданская сила», «Зеленые», «Коммунисты России», «Парнас», «Партия роста» (бывшее «Правое дело»), «Патриоты России», «Родина», «Партия пенсионеров за справедливость» и «Яблоко».

Обычно, чтобы участвовать в выборах, партии должны собрать 200 тысяч подписей своих сторонников по всей стране, но все 14 вышеперечисленных партий были избавлены от этого: «большая четверка» представлена в Госдуме, «Яблоко» получило больше 3 % голосов на выборах 2011 года, а остальные девять партий имеют представителей в региональных заксобраниях.

Краткое содержание предвыборных программ

По мнению Екатерины Шульман, партийные программы зачастую не имеют отношения к реальности и скорее являются «отраслью фэнтези-литературы». Так, программы партий во время выборов 2011 годов носили характерную для того времени «модернизационную» направленность, а «Единая Россия» выступала за инновации, перестройку экономики на несырьевые рельсы и помощь российским производителям, которые выходят на внешний рынок. В то же время Госдума нынешнего созыва стала печально известной за счет своих запретительных законов.

Однако The Village все равно внимательно прочел все программы партий и попытался сформулировать их суть в паре строк. Список партий расположен в порядке, который избиратели встретят в бюллетене.

«Мы выступаем за сбережение нации, реформирование социального государства и обеспечение прав трудящихся», «Мы — за традиционные ценности, крепкую многодетную семью и реальные гражданские свободы»

«Пропаганда и дальнейшее развитие теоретического наследия К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина и И. В. Сталина», «Возврат России на путь социалистического развития», «Построение коммунизма как будущего всего человечества»

«Мы будем бороться за достойную жизнь всех поколений, за счастливое будущее для себя, детей и внуков, для России на все времена», «Государство для народа, а не для мошенников и коррупционеров — вот наша позиция»

«Наша цель — благополучие человека и развитие России, проведение последовательного курса на стабильность, без революций и потрясений»

«Никакие политические, экономические и социальные трудности общества не должны заслонять актуальность экологических проблем», «Возрождение страны возможно только на основе гармонии в развитии социально-политических, экономических и экологических процессов»

«Наша миссия — обеспечить представительство интересов экономически активных граждан, приверженцев демократических ценностей», «Мы поддерживаем внешнеполитическую линию президента»

«Свобода, патриотизм, закон», «„Вернуть землю крестьянам!“ — снова актуальный лозунг», «„Всю казну на производство!“ — требуем мы сегодня», «Хватит унижать русских!»

«Мы намерены отстоять право граждан самостоятельно определять свое будущее, обуздать всевластие чиновников, жестко обозначить границы вмешательства государства в жизнь людей»

«Рост новой конкурентной современной экономики ради роста благосостояния каждого гражданина», «Создание новых, современных высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест», «Мы за политические свободы»

«Мы выступаем за демократическое государство и развитое гражданское общество, адекватный уровень налогов и социальных расходов, влиятельный и профессиональный средний класс»

«Наша единственная задача — это профессиональное и бескорыстное служение гражданам России», «Положив в основу системы управления уважение к людям, мы сможем добиться качественных изменений и создадим страну, удобную для жизни подавляющего большинства граждан»

«Богатства России должны служить народу, а не кучке олигархов», «Мы готовы решить вопрос о выходе России из ВТО», «Мы все сделаем, чтобы российская глубинка перестала быть культурным гетто»

«Наша идеология — российский патриотизм», «Наши стратегические цели — создание в России самой мощной экономики в мире, основанной на собственных ресурсах и собственных возможностях, качество жизни народа, поднятое на уровень высших мировых стандартов»

«Наша цель — построение справедливого общества», «Наш выбор — новый социализм», «Мы за рыночную экономику, но не за рыночное общество»

При этом стоит отметить, что из всех 14 партий лишь две открыто критикуют фигуру Владимира Путина — «Парнас» Михаила Касьянова и «Яблоко» Григория Явлинского. Кроме того, антизападной риторики не придерживается и «Партия роста», однако многие эксперты называют ее партией-спойлером, которая должна оттянуть на себя часть голосов либеральных избирателей.

Как голосовали депутаты Государственной думы VI созыва

Чем «Единая Россия» на самом деле отличается от других партий, представленных в Госдуме? Мы решили сравнить результаты партийного голосования по самым резонансным законопроектам последних лет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector