0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

Картотека подвижных игр для детей сстаршего дошкольного возраста. Рекомендованы программой от «Рождения до школы».

Просмотр содержимого документа
«Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста»

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ

«От рождения до школы»

под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С БЕГОМ

Задачи: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.

дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит Ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка старается вытянуть ленточку. По сигналу: «Раз, два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг». После подсчета пойманных, игра повторяется.

чертится круг в центре стоит Ловишка. По сигналу «Раз, два, три лови» дети перебегают круг, а Ловишка пытается схватить ленту.

учить детей перебегать с места на место быстро, незаметно для ведущего. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.

Дети становятся возле деревьев или в кружочках начерченных на земле. Один из играющих оставшийся в середине, подходит к кому – либо и говорит» Мышка, мышка продай мне свой уголок». Та отказывается. Водящий идёт с теми же словами к другому. В это время остальные дети меняются местами, а водящий в середине старается занять место одного из перебегающих. Если это ему удастся, оставшийся без уголка становится на середину.

Если водящему долго не удаётся занять место, воспитатель говорит: «Кошка!» все дети одновременно меняются местами, водящий успевает занять уголок. Нельзя долго стоять в своём уголке.

учить детей бегать в парах, не расцепляя рук, огибать предметы. Развивать ловкость, внимание.

дети стоят в колоннах парами на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки поставлены предметы (кегли, кубы и т.д.), по числу звеньев. По сигналу воспитателя первые пары детей, взявшись за руки, бегут до предметов огибают их и возвращаются в конец своей колонны. По следующему сигналу бегут вторые пары. Пара разъединившая руки, считается проигравшей.

Варианты: бежать с захлёстом голени. Бег между предметами змейкой до ориентира.

Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге, приседании, построении в круг, ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи.

Играющие делятся на 2 неравные группы. Меньшая, образует круг – мышеловку. Остальные – мыши, они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая «Ах как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же плутовки, доберемся мы до вас, вот поставим мышеловку – переловим всех сейчас».

Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее, по слову воспитателя «Хлоп» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.

лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!».

Увеличить число ловишек – 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку.

учить детей действовать по сигналу, перебегать с одной стороны площадки на другую быстро с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве.

Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также проводится вторая черта. В центре площадки находится Ловишка. Игроки хором произносят:

«Мы весёлые ребята,

Любим бегать и скакать,

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три, лови!»

После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а Ловишка их ловит. Тот, кого Ловишка успеет осалить, прежде чем тот пересечёт черту, считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку.

Дети идут по кругу и проговаривают текст. Ловишка в центре. Разбегаются разными видами бега.

учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую, чтобы не запятнали. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту.

На одном краю зала обозначается дом в котором находятся гуси, на противоположной стороне зала стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором живёт волк, остальное место луг. Выбираются дети на роль волка, пастуха, остальные дети изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся и летают.

Пастух: гуси, гуси!

Гуси останавливаются и отвечают хором: га-га-га.

Пастух: есть хотите?

Пастух: так летите же домой.

Гуси: нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой, зубы точит съесть нас хочет.

Пастух: так летите, как хотите, только крылья берегите!

Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается поймать гусей. Затем — после 2-3 перебежек — выбирается новый пастух и волк.

учить детей бегать врассыпную по залу, участку. Приучать менять движение по сигналу, развивать равновесие, умение сохранять неподвижную прозу.

по сигналу воспитателя все дети разбегаются по залу. На следующий сигнал (удар в бубен) все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. Воспитатель отмечает тех, чьи фигуры получились интереснее, наиболее удачными.

Варианты: можно выбрать водящего, который будет определять, чья фигура интереснее сложнее, тех, кто каждый раз придумывает новые фигуры.

учить детей ходить и бегать врассыпную, по сигналу прятаться за камешки, приседая на корточки. Развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве.

Один ребёнок выбирается щукой, остальные делятся на две группы. Одна из них образует круг – это камешки, другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за пределами круга. По сигналу воспитателя – щука – она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат занять место за кем-нибудь из играющих и присесть за камешки.

Пойманные караси уходят за круг и подсчитываются. Игра повторяется с другой щукой.

караси плавают не только в кругу, но и между камней, щука находится в стороне. Можно выбрать две щуки.

Продолжать формировать навыки метания в подвижную цель, умение действовать совместно с товарищами.

На одной стороне площадки отделяется линией дом, на расстоянии 5-6 м чертится вторая линия, за которой находится другой дом. Вдоль одной из сторон перпендикулярно домам проводится еще одна черта.

Играющие делятся на две группки – два отряда (не долее 6-8 человек в каждом). Дети одного отряда встают вдоль линии любого дома. Другой отряд размещается вдоль линии любого дома. Третий размещается вдоль боковой линии; у ног каждого ребенка лежит два снежка.

По сигналу воспитателя первый отряд перебегает из одного дома в другой. Дети второго отряда берут по одному снежку и бросают их в бегущих. Те, в кого попали снежком, отходят в сторону. На новый сигнал перебежка происходит в обратную сторону; дети, стоящие у боковой линии, бросают в бегущих по второму снежку. Осаленные в этот раз также отходят в сторону.

Воспитатель отмечает, кто из детей одного и другого отряда был более ловким, смелым, метким. После этого, временно выбывшие из игры, возвращаются в свои отряды. Отряды меняются, и игра продолжается.

Примечание: 1. Снежки для игры можно заготовить заранее и сложить в кучу, откуда дети будут их брать, а можно лепить их тут же перед началом игры. 2. Для установления очередности (какому отряду первому бежать, какому бросать снежки) отряды могут воспользоваться считалками

Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь.

Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

Правила: лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!». Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису. Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

Варианты: Выбираются 2 лисы.

учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую в быстром темпе. Развивать внимание, быстроту движений.

две группы детей с равным количеством играющих становятся на противоположных сторонах площадки за лин7ичями в шеренги. (расстояние между детьми в шеренге не менее 1метра). У каждой группы детей на руках ленточки своего цвета – синие, жёлтые. По сигналу воспитателя: «Синие»!» — дети с синими лентами бегут на противоположную сторону, стоящие напротив протягивают вперёд ладоши и ждут, когда бегущие

прикоснутся к ним рукой. Тот, кого коснулись, бежит на другую сторону, поворачивается и поднимает руку вверх.

Можно добавить ещё два цвета – красный, зелёный.

Портал образования

Автор: Фрунзе Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Золотая рыбка»
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Консультация
Тема: Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста
Дата публикации: 25.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Значение подвижных игр в развитии дошкольников.

— одно из важных средств всестороннего воспитания детей

дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на

организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется

физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Активная двигательная игровая деятельность вызывает положительные эмоции,

усиливает все физиологические процессы в организме, улучшает работу всех органов и

систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно

использовать приобретенные двигательные навыки. В подвижных играх создаются

сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же

движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Обязательные для всех играющих правила регулируют поведение, способствуют

содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности,

умения справляться с отрицательными эмоциями. В играх ребенку приходится самому

решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена

условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач, а это

упражнения в счете, закрепляются знания об объектах окружающего мира и т. д.

Д.В.Хухлаева, «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях»

«Курица с цыплятами»

Освободите в группе или в зале площадку побольше. В одном конце группы расставляют стулья.

Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий. Он будет

-кошкой. Воспитательница играет роль мамы-курицы. Остальные игроки – её дети-цыплятки. Кошка

садится на один из стульчиков и ждет.

Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и

произносят такие слова:

С нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курица: ко-ко,

Не ходите далеко.

Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, которая сидит на отдельном стульчике.

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра

противоположной стороне. Дети-мыши медленно подбираются к коту, пока воспитатель говорит:

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Мышки дёрнули за гири. (Воспитатель громко хлопает в ладоши)

Вдруг раздался странный звон …

Убежали мыши вон.

Кот просыпается и пытается поймать мышей. Те, в свою очередь, убегают на своё место.

Пойманными считаются те мыши, до которых дотронулся кот. Из их числа выбирается новая кошка, и

«Карлики и великаны»

Очень веселая и интересная подвижная игра в детском саду. Дети стоят вокруг воспитательницы,

которая рассказывает, что есть на свете совсем маленькие люди — карлики, а есть громадные —

опускает руки, всем своим видом показывая, какие это маленькие люди. Даже слово «карлики» нужно

произносить тоненьким голосом — вот такие они крохотные.

А когда говорит «Великаны!», голос грубеет, она встает во весь рост, да еще руки вытягивает вверх

— такие они громадные. Детям эта игра очень нравится, они смеются и тоже вытягиваются во весь

рост — «великаны» и садятся на четвереньки — «карлики».

Когда ребята научились правильно выполнять команды, воспитательница предупреждает, что сейчас

увидит, кто самый внимательный.

— Запомните, дети, правильные команды: «Карлики!» и «Великаны!». Все остальные мои команды

выполнять не надо. Тот, кто ошибется, — выбывает из игры.

Сначала даются правильные команды, а потом слова «карлики» и «великаны» нужно заменить на

похожие. Побеждает тот, кто меньше всех ошибся.

Задача: развить ловкость, двигательные навыки детей.

Описание: Взрослый назначает водящего — «пятнашку», которому дается отличительная повязка. Он

играющих, стараясь коснуться кого-нибудь из них рукой. Тот, кого он коснулся, выбывает из игры.

Игра может продолжаться, пока пятнашка не поймает 3-4 играющих. Затем выбирается новый

водящий, и игра повторяется. Следует выбрать нового водящего и в том случает, если пятнашка

долгое время не может никого поймать.

Задача: приучить детей четко следовать правилам игры, развить подражательность, эмоциональность,

двигательные навыки детей.

Описание. Из числа играющих выбирается волк и пастух. Остальные дети — гуси. Они встают на

одной стороне площадки или комнаты — это их дом. Сбоку обозначается место — логово волка. Пастух

зовет гусей на луг — середину комнаты. Там они ходят в разные стороны, «летают», вытягивая

руки-«крылья» в стороны, щиплют травку, нагибаясь и вытягивая шею. Через некоторое время гуси и

пастух ведут такой диалог:

Нам нельзя! Серый волк под горой Не пускает нас домой!

Ну, летите, как хотите, Только крылья берегите!

После этого гуси расправляют руки-«крылья и «летят домой», но тут появляется волк и старается

возвращаются домой, а затем снова идут пастись на луг. После 3-4 повторений подсчитывается

количество пойманных гусей. Далее игра продолжается после назначения новых волка и пастуха.

Задача: развить двигательные навыки, скорость реакции, ловкость детей.

Описание. Играющие делятся на «карасей» и «камешки», одному ребенку поручают роль щуки.

Дети-«камешки» встают кругом, «караси плавают» внутри круга. Ребенок-«щука» находится за

По команде взрослого: «Щука!» он быстро вбегает внутрь и старается поймать карасей, которые

должны успеть спрятаться за «камешком» и присесть за кем-нибудь из детей, стоящих по кругу. Те,

кто не успели, считаются пойманными и уходят за круг. Игра продолжается, пока не останется 2-3

ребенка. Затем выбирается новая «щука», а дети-«камешки» и «караси» меняются ролями.

«В колонку становись!»

Задача: закрепить у детей знание основных цветов, тренировать их в умении строиться в колонну,

развить двигательные навыки детей, умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: 3-4 флажка разных цветов.

Описание. Дети делятся на несколько групп с одинаковым числом играющих, каждой из которых

даются флажки разных цветов. В разных местах площадки или комнаты ставятся флажки тех же

цветов на подставках. Каждая группа детей строится в колонну около флажка своего цвета. Затем по

команде взрослого все дети начинают передвигаться (ходить, бегать, прыгать) по площадке в разных

направлениях. Когда взрослый снова подает команду, дети возвращаются к своему флагу и быстро

строятся в колонну. Побеждает группа, которая смогла построиться первой. После 2-3 повторений

остановиться и закрыть глаза. В это время он меняет флажки местами. Дети, открыв глаза, должны

снова построиться в колонну около своего флажка. Побеждает группа, построившаяся первой.

«Пчелы и медведи»

Задача: развить у детей ловкость, умение быстро влезать на гимнастическую стенку и слезать с нее.

Оборудование: гимнастическая стенка.

помещаются на гимнастической стенке — это их улей, «медведи» — на расстоянии 3-5 м от стенки — это

лес. По команде взрослого пчелы слезают со стенки, летят на луг (на противоположную сторону

площадки) за медом и жужжат.

В это время медведи влезают на стенку (в улей), чтобы полакомиться медом. Через некоторое время

взрослый дает сигнал пчелам: «Медведи!» и они, услышав его, летят домой в — улей и «жалят»

(дотрагиваются рукой) медведей, которые не успели убежать в лес. Затем пчелы возвращаются в улей,

и игра повторяется. Через 2-3 повтора дети меняются ролями.

«Лазаем, как белки»

Задача: развить у детей ловкость, умение быстро влезать на различные предметы и слезать с них.

предметы для лазанья.

Описание. Среди играющих выбирается охотник, который встает в круг на противоположной стороне

площадки или комнаты. Остальные играющие — «белки» — встают на разные предметы (это их

По команде взрослого белки меняются местами: быстро слезают со стенки или спрыгивают с

предметов и влезают на другие.

В это время водящий — «охотник» должен поймать их (дотронуться). Пойманные (которые были на

полу или не захотели меняться местами) отводятся к кругу охотника и пропускают одну игру. Через

1-2 повтора выбирается новый «охотник», и игра повторяется.

Задача: развить воображение, подражательность, координацию движений детей.

Описание. Среди играющих выбирается водящий. Остальные любым способом передвигаются по

площадке. По команде водящего: «Стоп!» все должны замереть в какой-либо позе. Затем он обходит

все фигуры и выбирает ту, которая ему нравится больше всех. Выбранный становится водящим, а

предыдущий присоединяется к остальным игрокам. Игра повторяется снова.

На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это дом

водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором произносят:

Мы, весёлые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас поймать!

Раз, два, три – лови!

После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен

поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитатель МБДОУ № 000

Выбирают водящего. По сигналу воспитателя дети разбегаются. Водящий ловит, дотрагиваясь рукой до убегающего. Пойманный становится в пару с водящим. Они берутся за руки и ловят других детей. Пойманные также образуют пару и участвуют в ловле. Игра заканчивается, когда все дети будут пойманы. Ребенок, пойманный последним, становится водящим.

Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На середине площадки находится ловишка. После слов: «Раз, два, три. Беги!» — дети перебегают на другую сторону площадки. Тот, до кого ловишка дотронулся, считается пойманным и отходит в сторону. После 2—3 перебежек подсчитываете^ число пойманных. Выбирают нового ловишку, и игра продолжается.

«Ловишка, бери ленту».

Играющие встают в круг, выбирают ловишку. Все, кроме ловишки, берут цветную ленту и закладывают сзади за пояс или за ворот. Ловишка встает в центр круга. По сигналу воспитателя «Беги!» дети разбегаются по площадке. Ловишка догоняет их, стараясь вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. По сигналу воспитателя» «Раз, два, три. В круг скорей беги!» дети собираются в круг. Ловишка подсчитывает количество лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.

Гимнастические скамейки — домики — рас положены на одной стороне площадки. Воспитатель говорит: «Идите гулять». Дети спрыгивают со скамеек и разбегаются по площадке. По сигналу воспитателя «Быстро в домик!» они должны быстро встать на скамейку. Игра повторяется 4—5 раз.

Выбирают лису. Она уходит в угол площадки (нору) и крепко засыпает (закрывает глаза). На противоположной стороне площадки, за чертой — дом зайцев. Они резвятся на площадке, бегая в разных направлениях. Через некоторое время воспитатель говорит: «Лиса проснулась!» Все дети, спасаясь от лисы, бегут в свой дом. Лиса догоняет их, стараясь дотронуться рукой. Пойманных лиса отводит в нору. Когда в норе окажется 2—3 ребенка, выбирается новая лиса. Игра повторяется со все ми детьми. В конце воспитатель отмечает самую ловкую лису.

Игры на ориентировку в пространстве

«Найди свое место».

Воспитатель распределяет детей на три подгруппы. Каждая строится у какого-либо физкультурного пособия (или дерева). Воспитатель предлагает детям-назвать этот предмет и запомнить его. По сигналу дети разбегаются по площадке и бегают 0,5—I мин. По команде «Найди свое место!» они должны построиться в прежнем месте. Подгруппа, построившаяся первой, выигрывает. Игра повторяется 3—4 раза.

«Найди себе пару».

Дети встают в пары, взявшись за руки, и идут по площадке. По сигналу воспитателя дети разбегаются по всей площадке. По другому сигналу они должны быстро найти своего товарища. Воспитатель отмечает наиболее быстрых. Игра повторяется 3—4 раза.

Дети произвольно располагают на площадке различные предметы: мячи, кегли, кубики, чурбачки и т. п. По условиям игры они могут бегать по площадке в любом направлении, но не сталкиваться и не задевать предметы. Ребенок, задевший предмет, ставит его на место и продолжает играть. Через 2 мин дети по сигналу воспитателя останавливаются. Воспитатель называет победителей (кто ни разу не нарушил правила). Игра повторяется. Ее можно усложнить, увеличивая число предметов и уменьшая площадку.

На противоположных сторонах площадки линиями обозначают домики голубей. Между домиками находится сокол (водящий). Все дети — голуби. Они стоят за линией на одной стороне площадки. Сокол кричит: «Голуби, летите!» Голуби перелетают (перебегают) из одного домика в другой, стараясь не попасться соколу. Тот, до кого сокол дотронулся рукой, отходит в сторону. Когда будет поймано 3 голубя, выбирают нового сокола.

«Синие, красные, желтые»

Дети берут ленты трех (или двух) цветов, повязывают их друг другу на руку (или заправляют конец ленты сзади под резинку спортивных брюк). Затем все выстраиваются вдоль линии по одной стороне площадки. Воспитатель говорит: «Приготовились!», и все принимают положение высокого старта. Сигналом для начала бега является название цвета ленты, например «Желтые!» По этому сигналу бегут дети только с желтой лентой, Остальные должны остаться на месте. Добежав до противоположной стороны площадки, дети остаются там. Затем воспитатель называет другой цвет, потом третий. При повторении дети бегут в противоположном направлении. И так меняются 3—4 раза.

Поперек площадки двумя линиями (или шнурами) обозначается ров (ширина 80 см). Во рву — волк. Дети стоят у края площадки — это козы. Воспитатель говорит: «Козы, в поле!» Дети бегут на противоположный край площадки, по пути перепрыгивая ров. Волк бегает, не выходя за пределы рва, и ловит тех коз, которые не смогли перепрыгнуть (коснулись земли в пределах рва). Козы резвятся в поле. Через некоторое время воспитатель говорит: «Козы, домой!» Дети вновь перепрыгивают ров, и игра продолжается.

«Лиса в курятнике».

На одной стороне площадки ставят гимнастические скамейки — это насест для кур. На противоположной стороне находится нора лисы. Один из играющих назначается лисой, остальные — куры. По сигналу воспитателя куры спрыгивают с насеста, ходят и бегают по площадке (двору), клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу воспитателя «Лиса!» куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается поймать курицу, не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные куры снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда лиса поймает двух-трех кур. Можно ее повторить с другой лисой.

«На одной ножке по дорожке».

Дети встают по краю площадки. Воспитатель предлагает им допрыгать до середины площадки на правой ноге (3—4 м). Обратно дети бегут. Затем прыгают на другой ноге.

Одного из играющих выбирают волком. Остальные — зайцы. На одной стороне площадки зайцы устраивают домики (чертят кружки). В начале игры зайцы стоят в своих домиках, волк — на другом конце площадки (в овраге). По сигналу воспитателя зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Они то прыгают на двух ногах, то присаживаются, щиплют травку. По сигналу «Волк!», волк выбегает из оврага и ловит зайцев (стараясь коснуться их). Зайцы убегают каждый в свой домик. Пойманных зайцев волк отводит в овраг. Игра возобновляется. После того, как поймано 2—3 зайца, выбирается другой волк.

Дети-зайцы делают из скакалок, сложенных кольцом, домики. По сигналу воспитателя зайцы выбегают из домиков, скачут друг за другом, прыгают на одной ноге. Зайцы спешат занять любой домик, но одному домика не хватает. Он становится «бездомным зайцем». Теперь он выступает в роли ведущего, произнося:

Зайцы в поле побежали,

По полянке поскакали

Дети выбегают и резвятся на площадке. Игра продолжается.

Картотека подвижных игр для развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста

Игры, направленные на развитие физических качеств.

Хитрая лиса

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается «дом лисы». Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится «хитрой лисой». Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса – не выдает ли она себя чем – нибудь.

Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) — сначала тихо, а затем громче: «Где ты, хитрая лиса?» При этом все смотрят друг на друга.
Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят, хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!»
Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные, т. е. те, до которых лиса коснулась рукой, отходят в сторону.
После того как лиса поймала 2 – 3 детей, воспитатель говорит: «В круг». Играющие снова образуют круг, и игра повторяется.

Ловишка, бери ленту

Играющие становятся в круг, выбирают ловишку. Все кроме ловишки, получают полоску из цветного материала или ленточку, которую они закладывают сзади за пояс или за ворот. Ловишка встает в центр круга. Дети идут по кругу со словами: «Мы, веселые ребята, любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три – лови!». Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть у кого – нибудь из них ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону.

По сигналу воспитателя: «Раз, два, три, в круг скорей беги!» дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.

Ключи

Играющие дети встают в кружки, начерченные на площадке. Выбирается один из водящих. Он подходит к любому из играющих и спрашивает: “Где ключи?” Тот отвечает: «Пойди к Сереже (называет имя одного из детей) постучи”. Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять кружок, свободный во время пробежки.

Если водящий долго не сумеет занять кружки, он может крикнуть» Нашел ключи!” – тогда все играющие должны меняться местами. В это время водящий легко займет чей – нибудь кружок. Ребенок, оставшийся без места, становится водящим.

Мячик кверху

Дети встают в круг, водящий идет в его середину и бросает мяч со словами: “Мячик кверху!” Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: “Стой!” Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остается им вновь и игра продолжается.

Зевака

Дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Мяч перебрасывают, пока кто-то из игроков его не уронит. Тот, кто уронил мяч, встает в центр круга и по заданию играющих выполняет 1 – 2 упражнения с мячом.

Свечи ставить

В землю делают небольшую ямку, опускают в нее одним концом дощечку так, чтобы другой ее конец был приподнят над землей. В ямку на доску кладут мяч, водящий бьет ногой по выступающему концу доски, мяч летит вверх, играющие бегут за ним. Тот, кто мяч поймал или взял его первым с земли, идет к ямке, кладет его на доску и бьет по доске. Игра продолжается.

На площадке нужно начертить небольшие кружки, диаметр которых 30-35 см. Расстояние между кружками примерно 25-30см. Это «кочки» на «болоте», по которым ребенок должен перебраться на другую сторону. Выигрывает тот, кто быстрее переберется.

Кто скорее снимет ленту

На площадке проводится черта, за которой дети строятся в несколько колонн по 4 – 5 человек в каждой. На расстоянии 10 – 15 шагов напротив колонн протягивается веревка, высота которой на 10 – 15 см выше поднятых вверх рук детей. Против каждой колонны на эту веревку накидывается лента.
По сигналу воспитателя: «Беги» все стоящие первыми в колоннах бегут к своей ленте, подпрыгивают и сдергивают ее с веревки. Снявший ленту первым считается выигравшим. Воспитатель снова вешает ленты на веревку; те кто был в колонне первым, становятся в конец колонны, а остальные подвигаются к черте. По новому сигналу бегут следующие дети. Игра кончается, когда все дети снимут ленты. После этого подсчитываются выигрыши в каждой команде.
В дальнейшем игру можно усложнить, поставив на пути бега препятствия: протянуть веревку на высоте 40 — 50 см, под которую нужно подлезать, не задев ее, или провести две линии на расстоянии 30 – 35 см, через которые надо перепрыгнуть.

Удочка

Дети стоят по кругу. В центре круга – воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их.
Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги.

Ведущий объясняет правила. Они просты: игроки должны декламировать вместе с ведущим стихотворение, повторяя при этом его движения.
Ветер дует нам в лицо (Машем руками, повернутыми ладонями внутрь, по направлению «к себе».)
И качает деревцо. (Руки поднимаем вверх, делаем наклоны вправо и влево, руки при этом не напряжены.)
Ветер тише, тише, тише, (Амплитуда наклонов постепенно уменьшается.)
Деревца растут все выше. (Поднимаем руки вверх, приподнимаемся на цыпочки и тянемся изо всех сил.)
Примечание. Соревновательного элемента в этой игре нет, но она дает детям прекрасную возможность размяться. Игру можно использовать в качестве физкультминутки на занятиях в садике или на уроках в школе: держать правильную осанку — не самое легкое занятие для детей, а эта игра- Упражнение позволит детям потянуться и снять напряжение в пояснице. Кстати, такое «потягивание» мы рекомендуем и взрослым.

Запутывалка

В игре может принимать участие одновременно 8—10 человек. Один из игроков выполняет роль ведущего (им может быть и старший из детей). Игроки выстраиваются в линию на расстоянии вытянутых рук лицом к ведущему. Ведущий дает игрокам одни и те же задания, которые те должны выполнять. Задания эти непростые, поскольку потребуют от игроков максимальной гибкости и равновесия. Например, такие: «Возьмитесь левой рукой за правый ботинок, а правой рукой схватитесь за левое ухо. Теперь перешагните через левую руку правой ногой» и т. д. Конечно, технически выполнить это далеко не всегда просто, зато польза такой игры для развития гибкости неоспорима. Игрок, не сумевший справиться с каким-то из заданий (ведущий внимательно фиксирует четкость выполнения заданий игроками), выбывает из игры или платит фант по договоренности. В игре побеждает самый гибкий игрок, который не разу не сбился и «запутался» совершенно правильно.
Примечание. В эту игру можно играть и парами, тогда вариантов запутывания будет еще больше.

Кошечка

Ведущий (воспитатель) объясняет, что сейчас всем предстоит изобразить кошку. Для этого он разучивает с детьми два «кошачьих» движения. Первое движение: дети становятся на колени, вытянутыми руками упершись в пол. По команде ведущего они прогибают поясницу, приподнимая при этом подбородок. Это «ласковая кошечка». Второе движение: исходное положение то же, но теперь нужно, наоборот, выгнуть спину дугой, а голову опустить. Это «сердитая кошечка». Попросив хорошо запомнить оба движения, ведущий объясняет детям, что сейчас он будет рассказывать про кошку Мурку. Когда он будет говорить про что-то, что кошка любит, дети должны изобразить ласковую кошечку, а когда про что-то, что она не любит, — сердитую.
Затем ведущий читает такой, например, текст: «Это кошка Мурка. Она очень ласковая. А вот собак она не любит. Мурка любит лакать молоко из блюдечка. Мурка не любит, когда ее дергают за хвост. Мурке нравится спать, свернувшись калачиком. Мурка не любит бегать по лужам». И так далее.
Текст может быть любым, но не слишком длинным: не стоит забывать, что во время рассказа про кошку дети выполняют физическое упражнение. В заключение игры можно предложить детям отдохнуть и рассказать стихи про кошку (или, как вариант, рассказать о своей домашней кошке).
Примечание. Если чередование движений у детей станет автоматическим, попробуйте «поймать» их, прочтя подряд Два высказывания, на которые должна быть одна и та же реакция (например, «сердитая кошечка»). Тех, кто не ошибется, надо похвалить за внимательность.

Выбирается водящий (он будет «дождиком»). Остальные участники игры становятся в круг. «Дождик» становится в центр круга. Игроки берутся за руки и ходят по кругу, хором читая стихотворение о дожде.
«Дождик» в это время бегает внутри круга в направлении, противоположном движению остальных игроков. С последними словами стихотворения ребята останавливаются и становятся лицом к середине круга. Тот игрок, который оказался напротив «дождика», говорит: «Здравствуй, дождик, зачем пришел?» «Дождик» в ответ предлагает: «Побегаем наперегонки?», после чего он и выбранный им игрок выходят за пределы круга возле «домика», то есть пустующего места в кругу, и встают спиной друг к другу. Остальные участники игры считают до трех, после чего «дождик» и выбранный им игрок бегут вдоль внешней стороны круга. Побеждает тот из них, кто, обежав весь круг, сумеет первым занять «домик». Если побеждает «дождик», то оставшийся игрок занимает его место и становится водящим («дождиком»). Если же «дождик» проигрывает, то есть не успевает добежать до «домика» первым, то ему приходится водить снова.

Рыбак и рыбки

Играть лучше всего на площадке. В игре принимает участие произвольное количество игроков. Среди играющих с помощью считалки выбирают «рыбака», остальные играют роль «рыбок». Игра начинается. «Рыбак» бежит за «рыбками». Догнав одну из них, «рыбак» берет ее за руку, и следующую «рыбку» они ловят уже вдвоем, не расцепляя рук. С каждой новой пойманной «рыбкой» все больше игроков присоединяются к «рыбаку», образуя собой целую «рыболовную сеть». Игра заканчивается, когда последняя «рыбка» попадается в сети к «рыбаку».
Примечание. С каждым разом помощников «рыбака» становится все больше, но это не упрощает задачу, как это может показаться на первый взгляд: одному человеку догонять куда проще, чем целой группе игроков, да еще и держащихся за руки. Вот почему игроки, составляющие «цепь», должны координировать свои движения: только тогда у них появляется шанс наловить больше «рыбы».
Если «сеть» уже достигла больших размеров, то появляется шанс, что в нее попадутся сразу несколько «рыбок». В этом случае все они начинают помогать «рыбаку»

Самый ловкий

Участники игры (в нее можно играть всей группой) становятся в круг лицом к его середине. По команде воспитателя игроки начинают передавать друг другу мяч из рук в руки, стараясь не упустить его. Постепенно скорость передачи мяча должна возрастать. Каждый игрок старается не уронить мяч. Если это все-таки произошло, игрок выбывает. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один, самый ловкий.

Электронное образование в Республике Татарстан

МАДОУ «Детский сад № 290 с обучением и воспитанием на татарском языке» Советского района г.Казани

Визитная карточка

Картотека подвижных игр на свежем воздухе для детей младшего дошкольного возраста.

Подвижная игра: «Вейся, венок».

Вместе с воспитателем дети водят хоровод вокруг дерева, произнося:

Выйдем, выйдем погулять, погулять в садочек,

Будем листья собирать, сделаем веночек.

Много листьев наберем, желтеньких и красных,

И веночки мы сплетем из листочков разных.

Воспитатель говорит: «Подул ветерок, разлетелись листочки!» (дети бегают по площадке). После слов «вейся, венок, завивайся, да не путайся» дети бегут к воспитателю и снова встают в хоровод.

Подвижная игра: «Карусель».

У воспитателя в руках обруч, к которому привязаны разноцветные ленты. Дети берутся за ленты, воспитатель в центре двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу.

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом все бегом, бегом, бегом!

Тише-тише, не бегите, карусель остановите.

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра.

Подвижная игра: «Воробушки и автомобиль».

Дети-воробушки садятся на скамейку-гнездышко. Воспитатель изображает автомобиль. После его слов: «Полетели воробушки на дорожку»- дети поднимаются и бегают, размахивая крылышками. По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите воробушки, в гнездышко!»- автомобиль выезжает, воробушки улетают (садятся на скамейку). Автомобиль уезжает.

Подвижная игра: «Раз, два, три, к дереву беги».

Дети стоят около воспитателя и слушают, что он им скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к дереву беги!», дети бегут к дереву и ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к кустику беги!», дети бегут к кустам и ждут воспитателя.

Игра малой подвижности: «Найди флажок».

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам в это время раскладывает флажки по площадке. Затем говорит: «Ищите флажки!». Дети ходят по площадке, ищут, а нашедшие подходят к воспитателю. Он собирает у детей флажки, затем снова раскладывает и игра повторяется.

Игра малой подвижности «Хоровод».

Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по кругу.

Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод, ох веселый мы народ!

До того мы закружились, что на землю повалились.

Бух! (дети приседают)

Подвижная игра: «Мой веселый звонкий мяч».

Дети стоят с одной стороны площадки, около них воспитатель с мячом в руках. Отбивает его рукой, произнося слова:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

Дети прыгают на месте, пока звучат слова стихотворения. Затем воспитатель говорит: «Сейчас догоню!» и дети убегают.

Подвижная игра: «Самолеты».

Воспитатель говорит: «К полету приготовиться, завести моторы!»- дети выполняют вращательные движения руками перед грудью и произносят «Р-р-р». По сигналу «полетели» дети разводят руки в стороны и летят, разбегаются в разные стороны. По сигналу «на посадку!» дети садятся на скамейку.

Игра малой подвижности: «Пузырь».

Дети вместе с воспитателем, держась за руки, образуют небольшой круг.

Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,

Оставайся такой, да не лопайся.

Произнося слова, играющие отходят назад, держась за руки, пока воспитатель не скажет «лопнул пузырь!». Тогда они отпускают руки и приседают, говоря «хлоп!». Можно также держаться за руки и двигаться к центру круга, произнося при этом «ш-ш-ш» (воздух выходит).

Игра малой подвижности: «По тропинке».

На земле на расстоянии25-30 см друг от друга проводят две параллельные линии (или кладут две веревочки) длиной 2,5-3 м. Дети медленно идут по тропинке туда и обратно.

Подвижная игра: «Зайцы и волк».

Дети-зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне, под кустом, сидит волк. Дети выбегают, прыгают, щиплют травку.

Зайки скачут, скок, скок, скок-

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Не идет ли волк?

По окончании текста появляется волк и начинает ловить зайцев. Сначала роль волка выполняет воспитатель.

Подвижная игра: «Лохматый пес».

Дети стоят на одной стороне площадки. Один ребенок, на противоположной стороне, изображает пса. Дети тихонько подходят к нему, произнося:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет?

Как только стихотворение заканчивается, пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, а пес старается поймать кого-нибудь. Когда все дети спрячутся, пес возвращается на место.

Подвижная игра: «Поезд».

Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга). Первый- паровоз, остальные- вагоны. По сигналу «гудок» поезд двигается вперед, сначала медленно, потом быстрее, и затем дети переходят на бег. После слов «поезд подъезжает к станции» дети замедляют движение и поезд останавливается. Детям предлагается выйти и поиграть на полянке. По сигналу они снова собираются в колонну и продолжают движение.

Подвижная игра: «Зайка беленький сидит».

Дети-зайки сидят на скамейке. Воспитатель предлагает им выбежать на полянку. Он произносит текст, а зайцы выполняют соответствующие движения (изображают ладонями ушки, хлопают в ладошки, подпрыгивают).

Зайка беленький сидит и ушами шевелит,

Вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Мишка зайку напугал, зайка прыг-и ускакал.

Дети-зайцы бегут на свои места, а воспитатель с игрушкой их пытается догнать.

Подвижная игра: «Снежинки и ветер».

Воспитатель произносит слова:

А сейчас я посмотрю,

Кто умеет веселиться,

Кто мороза не боится!

По сигналу воспитателя «Снежинки!» дети ходят в медленном темпе по площадке и кружатся. По сигналу «Ветер!» дети-снежинки разлетаются по площадке.

Подвижная игра: «Мороз-Красный нос».

Воспитатель стоит напротив детей на расстоянии 5 м и произносит слова:

Я- Мороз-Красный нос. Бородою весь зарос.

Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей!

Выходите, зайчики! Девочки и мальчики!

Дети идут навстречу воспитателю.

Дети разбегаются, а воспитатель пытается поймать их.

Игра малой подвижности: «Хоровод».

Воспитатель читает стихотворение:

Встали звери все в кружок,

Ай да елочка-дружок.

Дети ходят по кругу, держась за руки. Игра повторяется 2-3 раза со сменой направления движения.

Подвижная игра: «Зайки- попрыгайки».

Воспитатель читает стихотворение:

А под елкой зайки,

Скок да скок, прыг да скок,

Дети прыгают до окончания текста.

Подвижная игра: «Снег идет».

Воспитатель читает стихотворение:

Белый снег пушистый, в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

Дети бегают и кружатся, изображая легкие снежинки.

Подвижная игра: «Снайперы».

Воспитатель разбрасывает по площадке снежки, произнося слова:

Поскорее подбирайте мои белые снежки,

И в мишень метко бросайте, покажите, как ловки!

Дети бросают снежки в мишень (нарисованный круг).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector