6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Католические особенности и традиции крещения

Католические особенности и традиции крещения

Когда проходят первые недели после рождения ребенка, а может, и того раньше, верующие родители начинают задумываться о крещении своего малыша. В этой статье мы расскажем о том, как проходит крещение в католической конфессии. Давайте ответим на вопросы, которые наиболее часто возникают у родителей-католиков при подготовке к крещению ребенка.

Зачем крестить ребенка?

Крещение – это религиозный ритуал, которого в католической конфессии придерживаются уже многие сони лет. Главным его предназначением является очищение ребенка от первородного греха, а также принятие малыша в католичество и объединение с Костелом. Считается, что крещение не просто смывает с ребенка первородный грех, но и дает малышу силу для жизни и защиту, которой у него нет при рождении. Если первородный грех — считают католики — не очистить с помощью крещения, ребенок не будет иметь покровительства Святого Духа, поэтому зачастую верующие родители до крещения даже стараются не выносить ребенка из дому, чтобы лишний раз не подвергать малыша опасности.

В каком возрасте крестить ребенка?

Крестить младенца принято через 4-6 недель после рождения. Однако достаточно часто бывает, что дети проходят этот ритуал и позже – это не запрещено, но по причинам, которые упоминались выше, верующие родители с крещением малыша стараются не затягивать. В более раннем возрасте ребенка крестят обычно лишь в крайних случаях, например, если новорожденный болеет или ослаблен, и родители считают, что крещение может помочь ему обрести божью защиту и вместе с ней – более крепкое здоровье.
С формальной же точки зрения обозначить день крещения ребенка не составляет никакой трудности. Чаще всего достаточно за 2-3 недели до желаемой даты поставить в известность ксендза (так называют католических священников) того костела, где собираетесь крестить ребенка, и обсудить с ним не только время проведения, но и все нюансы будущего ритуала. Нужно, однако, принять во внимание тот факт, что иногда дату крещения малыша, которую выбрали вы, ксендз может перенести на более поздний срок в зависимости от того, насколько, по его мнению, сами родители и будущие крестные готовы к таинству Крещения.

Фото с сайта www.parzuchowscy.com

Как выбрать дату с учетом религиозных постов и праздников?

Католическое костельное право позволяет крестить детей в течение всего года, в том числе во время постов и праздников. Однако перед крещением все же не лишним будет узнать, какие обычаи существуют именно в вашем костеле. В некоторых пара́фиях (так называется приход), например, принято организовывать крещение детей раз в месяц. Однако это скорее исключение, нежели правило.
Среди родителей-католиков популярны для крещения периоды рождественских и пасхальных праздников. Учтите этот факт, потому что чем больше малышей вместе с родителями, крестными и гостями прибудет на крещение, тем дольше и многолюднее будет процедура, от чего устанете и вы, и ваш ребенок.

В какой обстановке проходит обряд?

Будет ли крещение вашего малыша многолюдной церемонией или пройдет камерно, решать вам. Часто детей крестят во время святой имши́ (так называется основное литургическое действие в католичестве, аналогично службе в православной церкви), на которую в костел собирается много людей со всей парафии. Однако можно организовать крещение и в более скромной и тихой атмосфере – зачатую это происходит в сакри́стии, комнате рядом с основным залом костела, где обычно хранятся предметы культа. Единственное обязательное условие для проведения ритуала – это присутствие в помещении распятия.


Фото с сайта www.parzuchowscy.com

Кто может быть крестными родителями?

Крестными родителями могут быть те, кто:
— являются верующими и практикующими католиками;
— уже прошли обряд бежмова́ния (так у католиков называется ритуал миропомазания, который проходит, в отличие от православия, в зрелом возрасте и служит подтверждением того, что вера принята осознанно);
— не являются малышу прямыми родственниками, например, родным братом или сестрой;
— являются зрелыми сознательными людьми, которые смогут справиться с ролью крестных родителей. Обычно, хоть и не обязательно, это люди совершеннолетние.
Требования к крестным родителям в разных парафиях могут быть более или менее строгими, например, не в каждом костеле требуют, чтобы оба крестных родителя были католиками или прошедшими обряд бежмования.

Фото с сайта www.parzuchowscy.com


О подготовке, а также документах и прочих формальностях
.

Как мы уже говорили, после того, как выбрали дату будущего крещения своего малыша, вы должны пойти в тот костел, где должна будет пройти церемония, а именно в костельную канцелярию или, что часто бывает, напрямую к ксендзу. Здесь вы должны установить точную дату крещения, обговорить необходимые организационные моменты и внести оплату (сумму вы устанавливаете сами, так как это скорее пожертвование костелу, чем обязательная плата за услугу). Здесь же вы должны зарегистрировать будущих крестных родителей.
Возьмите с собой следующие документы:
— свидетельство о рождении ребенка;
— паспорта обоих родителей;
— акт венчания в костеле, если такой есть (если родители не венчались при браке, но декларируют себя в качестве верующих католиков, костельное право не запрещает им крестить ребенка);
— свидетельства, информирующие о том, что крестные родители соответствуют требованиям костела, где будут крестить малыша. Такие свидетельства будущие крестные берут в своих костелах, если относятся к другой парафии (эти документы часто не требуются – нужно уточнять в парафии, где пройдет крещение).
Перед тем, как состоится крещение, обычно ксендз предлагает родителям и крестным посетить несколько подготовительных занятий при костеле. Эти занятия полезны не столько информационной подготовкой к организации крещения, сколько познанием сути таинства, разучиванием необходимых молитв и подготовкой к дальнейшему воспитанию малыша согласно католической вере.
В зависимости от подготовленности родителей и крестных, а также от костельных традиций, занятия могут состояться как один-два раза, так и все семь. Например, если один из родителей или будущих крестных является православным и совершенно не знает католических канонов, придется посетить больше занятий, чем в случае, если бы все они были практикующими католиками.

Как одеть ребенка и одеться самим?

Традиционно для малыша выбирают наряд в светлой гамме. Белый цвет и пастельные тона — то, что нужно, ведь они ассоциируются с чистотой и непорочностью, светом и радостью. Однако каких-то четких правил насчет одежды нет – все зависит от традиций вашего костела. Например, во многих парафиях ту одежду, которая соприкасается с кожей малыша, принято выбирать чистого белого цвета. Так или иначе, необходимо одеть ребенка по погоде, а также подумать о том, будет ли малышу комфортно не только на улице, но и в помещении костела.
Что касается одежды взрослых в этот день, то здесь премудростей еще меньше, чем при выборе наряда для младенца. Просто соответствуйте мероприятию, времени и месту.


Фото с сайта www.parzuchowscy.com

Как подготовить малыша к событию?

День крещения всегда выдается не из легких, однако в первую очередь нужно подумать о том, чтобы все потребности ребенка были удовлетворены, а сам малыш как можно меньше был вовлечен в праздничную суету.
Не лишним будет взять с собой в костел то, что обычно сопровождает ребенка, например, на длительной прогулке: одноразовую пеленку, влажные салфетки, запасные ползунки или колготки, нешумные любимые игрушки, бутылочки с молоком и водой и так далее. К слову, никто не будет против того, что, например, во время имши перед крещением мама с младенцем отлучатся в сакристию, чтобы сменить пеленки или покормить ребенка грудью.
После крещения, когда гости, как это обычно бывает, собираются дома, чтобы отпраздновать событие, не желательно оставлять ребенка в одной комнате со взрослыми. Все-таки для младенца все это торжество скорее стресс, чем приятное времяпрепровождение.

Как проходит церемония крещения?

Крестная мать, по традиции, покупает и приносит на крещение чистую белую сорочку-распашонку, а крестный отец – купленную при костеле белую свечу. Однако часто родители сами покупают эти предметы – тут уж как договоритесь.
Перед обрядом крещения и родители, и крестные обязательно должны исповедаться и причаститься. Хорошо, если это сделают и все присутствующие при ритуале гости.


Фото с сайта www.foxo.com.ua

Обряд крещения вне имши занимает примерно полчаса, а если вы решили, что крещение будет во время литургии, будьте готовы к часу. Поскольку более распространено крещение во время имши, рассмотрим именно его.
Во время крещения родители стоят перед алтарем, за ними или рядом с ними – крестные родители. Ребенка держит обычно мама, но здесь определенных правил нет. Родители и крестные произносят молитву, которая свидетельствует об их вере, и публично обязуются воспитывать ребенка в католической вере. Далее происходит непосредственная церемония крещения, при которой ксендз читает над малышом специальную молитву, после чего обряд может развиваться, в зависимости от костела (есть отличия между восточным костелом и латинским), по двум сценариям.
1. Лоб ребенка обозначают символом креста и трижды поливают его головку водой, прикладывают к малышу святой крест, после чего прикрывают новой белой сорочкой или распашонкой, предварительно принесенной крестной мамой. В это время крестный отец должен зажечь принесенную им свечу от свечи костельной.
2. Лоб младенца, его ладони и грудь смазывают миррой и святой водой, а в это время читают совместную молитву и зажигают принесенную свечу.
В белорусском костеле чаще можно встретить второй вариант обряда. В этом варианте, к слову, тоже присутствует белая распашонка, однако ее просто нужно принести с собой на крещение для окропления освященной водой. После – верят католики – эта распашонка сможет помочь при болезни малыша. Если случается серьезный недуг, ребенка одевают в крестильную сорочку или укрывают ею. Также часто в распашонку с крещения одного ребенка, если она так и осталась новой, одевают следующего младенца, родившегося в этой семье. Считается, что дети от этого непр еменно будут дружными.



Фото с сайта www.parzuchowscy.com

Слухи о крещении, которые являются просто слухами.

Со времен существования ритуал крещения оброс невероятным количеством слухов и заблуждений. Вот некоторые из них.
— Крестная мать не может во время крещения быть беременной, потому что еще не родившийся ребенок может забрать здоровье у маминого крестника.
— Крестные родители не могут быть супругами.
— Первым крестником женщины может быть только мальчик, а мужчины – только девочка. В противном случае своего потомства крестные родители могут не дождаться.
— Тот, кто видит малыша при крещении впервые, должен положить рядом с ним деньги, чтобы ребенок был здоров.
— Свечу при крещении нужно зажигать непременно правой рукой, чтобы ребенок не вырос левшой.
— Если свеча при крещении погасла – долгую жизнь малышу не прожить.
Таких поверий существует великое множество, однако, напомним, все они являются заблуждениями. Не верите? Спросите у ксендза!

Первые подарки для малыша от крестных. Что дарить?

Хорошим решением в ситуации с подарком было бы предварительное обсуждение того, кто и что будет дарить, потому что обязательными подарками являются крестик или медальончик, а также обра́з (икона). Остальные подарки можно выбрать на свое усмотрение, однако было бы хорошо подарить что-то памятное, то, что ребенок сможет сохранить если не на всю жизнь, то на долгие годы как символ духовной связи со своими вторыми родителями.


Фото с сайта www.storegift.ru

И напоследок.
Планируя и организуя крещение ребенка, помните: несмотря на то, что событие это важное и памятное, обязательным оно не является. Не стоит крестить малыша только потому, что на этом настаивают родители или знакомые. Но если вы решили, что крещение состоится, пусть этот день будет для вас и вашего ребенка действительно особенным. Добра и мира вашей семье!

© mamochki.by

Перепечатка и копирование текста и фотографий без разрешения редакции запрещены

Обсуждения

Католические особенности и традиции крещения

2 сообщения

Католические особенности и традиции крещения

Когда проходят первые недели после рождения ребенка, а может, и того раньше, верующие родители начинают задумываться о крещении своего малыша. В этой статье мы расскажем о том, как проходит крещение в католической конфессии. Давайте ответим на вопросы, которые наиболее часто возникают у родителей-католиков при подготовке к крещению ребенка.

Зачем крестить ребенка?
Крещение – это религиозный ритуал, которого в католической конфессии придерживаются уже многие сони лет. Главным его предназначением является очищение ребенка от первородного греха, а также принятие малыша в католичество и объединение с Костелом. Считается, что крещение не просто смывает с ребенка первородный грех, но и дает малышу силу для жизни и защиту, которой у него нет при рождении. Если первородный грех — считают католики — не очистить с помощью крещения, ребенок не будет иметь покровительства Святого Духа, поэтому зачастую верующие родители до крещения даже стараются не выносить ребенка из дому, чтобы лишний раз не подвергать малыша опасности.

В каком возрасте крестить ребенка?
Крестить младенца принято через 4-6 недель после рождения. Однако достаточно часто бывает, что дети проходят этот ритуал и позже – это не запрещено, но по причинам, которые упоминались выше, верующие родители с крещением малыша стараются не затягивать. В более раннем возрасте ребенка крестят обычно лишь в крайних случаях, например, если новорожденный болеет или ослаблен, и родители считают, что крещение может помочь ему обрести божью защиту и вместе с ней – более крепкое здоровье.
С формальной же точки зрения обозначить день крещения ребенка не составляет никакой трудности. Чаще всего достаточно за 2-3 недели до желаемой даты поставить в известность ксендза (так называют католических священников) того костела, где собираетесь крестить ребенка, и обсудить с ним не только время проведения, но и все нюансы будущего ритуала. Нужно, однако, принять во внимание тот факт, что иногда дату крещения малыша, которую выбрали вы, ксендз может перенести на более поздний срок в зависимости от того, насколько, по его мнению, сами родители и будущие крестные готовы к таинству Крещения.

Как выбрать дату с учетом религиозных постов и праздников?
Католическое костельное право позволяет крестить детей в течение всего года, в том числе во время постов и праздников. Однако перед крещением все же не лишним будет узнать, какие обычаи существуют именно в вашем костеле. В некоторых пара́фиях (так называется приход), например, принято организовывать крещение детей раз в месяц. Однако это скорее исключение, нежели правило.
Среди родителей-католиков популярны для крещения периоды рождественских и пасхальных праздников. Учтите этот факт, потому что чем больше малышей вместе с родителями, крестными и гостями прибудет на крещение, тем дольше и многолюднее будет процедура, от чего устанете и вы, и ваш ребенок.
В какой обстановке проходит обряд?
Будет ли крещение вашего малыша многолюдной церемонией или пройдет камерно, решать вам. Часто детей крестят во время святой имши́ (так называется основное литургическое действие в католичестве, аналогично службе в православной церкви), на которую в костел собирается много людей со всей парафии. Однако можно организовать крещение и в более скромной и тихой атмосфере – зачатую это происходит в сакри́стии, комнате рядом с основным залом костела, где обычно хранятся предметы культа. Единственное обязательное условие для проведения ритуала – это присутствие в помещении распятия

Кто может быть крестными родителями?
Крестными родителями могут быть те, кто:
— являются верующими и практикующими католиками;
— уже прошли обряд бежмова́ния (так у католиков называется ритуал миропомазания, который проходит, в отличие от православия, в зрелом возрасте и служит подтверждением того, что вера принята осознанно);
— не являются малышу прямыми родственниками, например, родным братом или сестрой;
— являются зрелыми сознательными людьми, которые смогут справиться с ролью крестных родителей. Обычно, хоть и не обязательно, это люди совершеннолетние.
Требования к крестным родителям в разных парафиях могут быть более или менее строгими, например, не в каждом костеле требуют, чтобы оба крестных родителя были католиками или прошедшими обряд бежмования.

🍀О подготовке, а также документах и прочих формальностях.
Как мы уже говорили, после того, как выбрали дату будущего крещения своего малыша, вы должны пойти в тот костел, где должна будет пройти церемония, а именно в костельную канцелярию или, что часто бывает, напрямую к ксендзу. Здесь вы должны установить точную дату крещения, обговорить необходимые организационные моменты и внести оплату (сумму вы устанавливаете сами, так как это скорее пожертвование костелу, чем обязательная плата за услугу). Здесь же вы должны зарегистрировать будущих крестных родителей.
Возьмите с собой следующие документы:
— свидетельство о рождении ребенка;
— паспорта обоих родителей;
— акт венчания в костеле, если такой есть (если родители не венчались при браке, но декларируют себя в качестве верующих католиков, костельное право не запрещает им крестить ребенка);
— свидетельства, информирующие о том, что крестные родители соответствуют требованиям костела, где будут крестить малыша. Такие свидетельства будущие крестные берут в своих костелах, если относятся к другой парафии (эти документы часто не требуются – нужно уточнять в парафии, где пройдет крещение).
Перед тем, как состоится крещение, обычно ксендз предлагает родителям и крестным посетить несколько подготовительных занятий при костеле. Эти занятия полезны не столько информационной подготовкой к организации крещения, сколько познанием сути таинства, разучиванием необходимых молитв и подготовкой к дальнейшему воспитанию малыша согласно католической вере.
В зависимости от подготовленности родителей и крестных, а также от костельных традиций, занятия могут состояться как один-два раза, так и все семь. Например, если один из родителей или будущих крестных является православным и совершенно не знает католических канонов, придется посетить больше занятий, чем в случае, если бы все они были практикующими католиками.

🍀Как одеть ребенка и одеться самим?
Традиционно для малыша выбирают наряд в светлой гамме. Белый цвет и пастельные тона — то, что нужно, ведь они ассоциируются с чистотой и непорочностью, светом и радостью. Однако каких-то четких правил насчет одежды нет – все зависит от традиций вашего костела. Например, во многих парафиях ту одежду, которая соприкасается с кожей малыша, принято выбирать чистого белого цвета. Так или иначе, необходимо одеть ребенка по погоде, а также подумать о том, будет ли малышу комфортно не только на улице, но и в помещении костела.
Что касается одежды взрослых в этот день, то здесь премудростей еще меньше, чем при выборе наряда для младенца. Просто соответствуйте мероприятию, времени и месту.

🍀Как подготовить малыша к событию?
День крещения всегда выдается не из легких, однако в первую очередь нужно подумать о том, чтобы все потребности ребенка были удовлетворены, а сам малыш как можно меньше был вовлечен в праздничную суету.
Не лишним будет взять с собой в костел то, что обычно сопровождает ребенка, например, на длительной прогулке: одноразовую пеленку, влажные салфетки, запасные ползунки или колготки, нешумные любимые игрушки, бутылочки с молоком и водой и так далее. К слову, никто не будет против того, что, например, во время имши перед крещением мама с младенцем отлучатся в сакристию, чтобы

Как происходит крещение детей у католиков

В католической церкви таинству Крещения посвящена особая церковная служба — Литургия Крещения детей. Крестят чаще всего в воскресенье. Отличие католического обряда в том, что на крещении должны присутствовать как родители ребенка, так и его крестные. Маленьких детей крестят по вере родителей. Воцерковленность семьи и понимание католического вероучения играет важную роль. Начинается служба обрядом принятия ребенка в церковную общину. Обряд принятия представляет собой диалог священника и родителей, в котором родители свидетельствуют о своей вере и понимании значения церкви и таинств.

Священник спрашивает: «Какое имя вы выбрали для своего ребенка?» Родители называют имя. Священник: «Что вы просите у Церкви Божией для (имя)?» Родители отвечают: «Крещения». Священник может начать диалог по-другому, родители не обязаны отвечать по общепринятой формуле. Они говорят в данном случае то, что думают. На второй вопрос они могут ответить: «Божьей Благодати», «Жизни вечной» или «Принятия в лоно Церкви Христовой». Священник продолжает, обращаясь к родителям: Дорогие родители, испрашивая принятия ребенка в лоно Церкви, вы берете на себя ответственность по воспитанию его в вере Христовой, вы должны учить его любить Бога и ближних, соблюдать заповеди. Сознаете ли вы свои обязанности? Родители отвечают: Сознаем. После чего совершитель таинства обращается к восприемникам: Дорогие восприемники, готовы ли вы помогать родителям в христианском воспитании этого ребенка? Восприемники отвечают: готовы. Священник говорит о том, что община такого-то храма с радостью принимает (имя ребенка) и осеняет его крестным знамением. Примечательно, что родители и крестные, вслед за священником, совершают начертание креста на челе ребенка. Ребенок становится членом церковной общины и начинается вторая часть крещальной службы — Литургия слова. Священник читает отрывки из Нового завета и произносит краткую проповедь, в которой более развернуто говорит об обязанностях родителей и крестных в воспитании детей. Затем священник призывает всех присутствующих к общей молитве. Предстоятель читает тексты молитв, а все молящиеся на воззваниях отвечают «Услышь нас, Господи!» Литургия слова заканчивается молитвами ко всем святым.

Третья часть — Литургия таинства, — начинается шествием всех молящихся, во главе с предстоятелем, к купели. Священник совершает чин освящения воды, читает благодарственные молитвы, а затем происходит обряд отречения от сил зла. На вопросы священника отвечают и родители, и восприемники. Священник спрашивает: «Отрекаетесь вы от греха, чтобы жить в свободе детей Божьих?» Родители и восприемники отвечают вместе: «Отрекаемся». После отречения от соблазнов и сил зла, следуют вопросы об исповедовании веры, на которые также отвечают родители и крестные.

Вся семья и восприемники подходят к купели и священник еще раз задает ритуальный вопрос: «Желаете ли вы, чтобы (имя ребенка) принял крещение в христианской вере, которую мы только что вместе исповедовали?» Родители отвечают: «Желаем». Священник погружает ребенка в купель трижды. Крещальная формула в католичестве звучит так: «Я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». После чего крестные принимают ребенка из купели. Если крещение совершается возливанием воды на голову ребенка, держать его могут как родители, так и крестные.

Таинство завершается облачением ребенка в белую одежду, которую крестные должны подготовить заранее. Белую одежду можно заменить отдельным элементом — белым шарфом, накидкой. Священник зажигает крестильную свечу от пасхала и вручает родителям со словами: «Примите свет Христов». Затем вся процессия идет к алтарю, впереди несут крестильную свечу ребенка. Все поют молитвы. В заключение священник произносит напутственную проповедь и благословляет родителей ребенка, а также самого крестника.

Таинство Миропомазания в католической церкви

В католическом учении говорится: «Верные… таинством миропомазания совершеннее сочетаются с Церковью, наделяются особой силой Святого Духа и тем самым, как подлинные служители Христа, принимают более строгое обязательство распространять и защищать веру словом и делом».

Миропомазание или обряд конфирмации совершается в латинской церкви, когда ребенок достигнет 13-14 лет. Конфирмация («confirmatio») в переводе с латыни означает «утверждение». В католическом учении это имеет смысл сознательного утверждения в вере.

Совершает таинство епископ. Священник может совершить его только в экстренном случае, по поручению епископа. Поскольку конфирмация предполагает сознательное исповедование веры, человек может участвовать в нем достигнув сознательного возраста.

Таинство Миропомазания включает чтение Священного Писания (Литургия Слова), исповедования кандидатами желания принять Святого Духа, и обновление крещальных обетов.

Литургия таинства совершается возложением рук на кандидатов и чтением особых молитв. Затем епископ налагает на чело каждому знамение креста — помазывает святым миром и произносит: «Прими знамение дара Святого Духа». Миропомазанный отвечает: «Аминь».

Обряд конфирмации часто совершается перед святой мессой, на которой всем прошедшим конфирмацию подается причастие Святых Тайн. Вне мессы таинство миропомазания завершается благословением епископа.

Наша община растет. Немного о таинстве крещения

В воскресение 31 января наша община пополнилась новой сестрой во Христе – приняла крещение маленькая Эмма Каролина. Сердечно поздравляем ее, родителей и восприемников и приводим небольшой экскурc в Таинство Крещения с сайта Сatolic.by.

Как возникло таинство крещения?

«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа” (сравн. Мф 28, 19) — такими словами Иисус Христос установил первое из семи таинств — таинство святого крещения.

Для чего нужно крещение?

Через святого крещение Господь очищает нас от первородного греха, прощает все проступки, совершенные до крещения, посылает дар Божественного милосердия, возрождает к новой жизни детей Божьих. Кроме того, приняв таинство крещения, человек присоединяется к общине Божьей — Церкви. Только будучи крещеными, можем принимать другие таинства (конфирмация, Евхаристия, покаяние, елеопомазание больных, священство, брак).

Обычно таинство крещения преподает священник или диакон, а в случае угрозы смерти, если нет священника, окрестить может каждый человек.

Желательно, чтобы имя, которое дается при крещении, было именем святого или святой, чтобы крестник имел пример для подражания и своего покровителя у Бога.

Крещение — это только начало, которое требует дальнейшего развития веры и жизни согласно ей. Это долг родителей, крестных и самого крестник.

Как подготовиться к таинству крещения?

Родители должны прийти в храм на беседу со священником, чтобы обсудить все вопросы относительно крещения ребенка. Родители должны принести свидетельство о рождении ребенка и свои паспорта и представить кандидатов на роль крестных родителей. Крещению предшествует специальная подготовка — занятия по религии.


Какова роль крестных родителей?

Для каждого ребенка родители выбирают крестных маму и папу, которые впоследствии помогают в воспитании ребенка в вере и согласно христианской морали. В ходе крещения участники таинства подтверждают свою веру, поэтому в качестве крестных родителей не могут выступать лица, не способные искренне признать свою веру.


Кто может быть крестным?

Выполнять обязанности крестного в Католической Церкви может тот, кто:

  • назначен принимающим крещение или его родителями (воспитателями), а если их нет — настоятелем или тем, кто преподает таинство, и имеет соответствующие для этого способности, а также намерение выполнять это задание;
  • достиг 16-летнего возраста (если нет иного постановления епископов епархии); по веской причине, настоятель или тот, кто преподает таинство, может сделать исключение;
  • католик, уже принявший таинство Первого Причастия и конфирмации, который живет согласно вере и той функции, которую должен исполнять;
  • свободный от канонической кары;
  • не приходится отцом или матерью крестнику.

После таинства крещения родители, благодарные Богу и верные своим обязанностям, должны привести ребенка к познанию Бога, научить молиться, приводить на занятия по религии и подготовить к Первому Причастию и таинству конфирмации.


На самые частые вопросы относительно таинства крещения отвечает о. Анджей Юхневич ОМІ:

Нужно ли крестить человека, который не знает, был ли крещен в детстве?

Таинство крещения, преподанное один раз, не может быть осуществлено повторно для уже крещеного человека. Если есть сомнения в том, был ли человек крещен и было ли преподано таинство в соответствии со всеми требованиями, и если сомнения остаются даже после проведения добросовестного исследования этого вопроса, нужно преподать таинство «условное крещение». В таком случае форма крещения звучит так: «N., если ты не был/была крещен/-а, я тебя крещу во имя Отца, и Сына, и Духа Святого».



Почему в католицизме нужно крестить в детстве?

Родители желают своим детям только самого лучшего. Крещение — это наилучший подарок: ребенок становится «частью» живого организма Христа, начинает питаться Его «соками», маленькое зерно веры сеется и начинает прорастать. Уже первые христиане крестились целыми семьями.

Во сколько месяцев крестить ребенка?

Раньше, когда смертность новорожденных была высокой, крестили в первые дни после рождения (3–5 дней). Сегодня, когда уровень жизни улучшился, родители ждут дольше. Католическая Церковь напоминает, что родители должны крестить своего ребенка «в первые недели» его жизни. И даже перед рождением они должны прийти к настоятелю своего прихода и договориться о крещении, чтобы соответствующим образом подготовиться к предстоящему таинству.

Может ли быть крещен ребенок супругов, которые не венчались?

Родители и крестные берут ответственность за веру ребенка и ее развитие, поэтому они должны жить соответствующим образом. Во время крещения (от имени ребенка) отрекаются от грехов, от всевозможных причин греха и от дьявола. Если они продолжают жить греховно, получается, что обманывают. Практика сложилась следующая: ребенок не виноват, поэтому имеет право и должно принять таинство крещения. Однако если нет никаких преград, родителей настойчиво призывают к принятию таинства брака. Можно даже объединить два таинства в одном торжестве: венчание родителей и крещение их ребенка.

В каком случае священник может отказать в крещении?

В случае, если нет уверенности в последующем религиозном воспитании ребенка, — это значит, ни родители, ни крестные не могут обеспечить духовного воспитания ребенка.

Могут ли быть крестными верующие других вероисповеданий?

Крещеный, который принадлежит к некатолической церковной общине, может быть допущен только вместе с крестным католиком и только в характере свидетеля крещения. Верующий другой религии (нехристианин) не может быть крестным.

Могут ли быть крестными муж и жена?

Могут, если это не родители принимающего крещение.

Можно ли окрестить ребенка без крестных или с одним крестным?

В условиях угрозы смерти можно окрестить ребенка без крестных. В обычных условиях следует выбрать крестного или крестную, или обоих вместе.

Могут ли быть крестными ребенка его родители?

Как было сказано выше, родители принимающего крещение не могут быть крестными.

Можно ли быть крестным нескольких детей?

Если нет другой возможности, можно. Важно, чтобы была возможность способствовать христианской жизни крестников, чтобы они могли вести духовную жизнь, соответствующую принятому таинству, и верно исполнять связанные с ним обязанности.

Можно ли отказаться от крестных и выбрать новых, если первые начали вести аморальный образ жизни?

Нельзя отказаться от первого крестного и избирать нового. Он — свидетель момента крещения.

Что подарить крестнику?

Наилучший подарок — присутствие в жизни и пример хорошей, здоровой христианской жизни, радостных отношений с Иисусом. Этого ничто — ни игрушки, ни компьютер, ни велосипед — не заменит.

Римо-католическое учение о Таинствах

Традиционное понимание природы таинств и их действия, сложившееся еще в средневековом католическом богословии изменяет соотношение объективного и субъективного начала в таинствах. Первое состоит в их правильном совершении законно поставленным священнослужителем, второе — во внутренней готовности к ним человека. Объективная сторона, таким образом, служит условием для действительности таинств, субъективная — для их благодатной действенности. Действительность таинств, таким образом, не зависит от личного достоинства того, кто совершает и воспринимает его, но его действенность прямо связана со степенью веры и нравственного состояния человека, приступающего к таинству. Отношение человека может даже изменить само действие таинства, которое обращается во осуждение для недостойно приступающего к нему. Но постановление Тридентского Собора гласит, что «благодать получается не по вере или заслугам лица действующего (совершающего таинство) или воспринимающего, но по существу самого таинства». Таким образом, в веросознании католичества действительность таинства совпадает с его действенностью. Для действия благодати Божией, преподаваемой в таинствах, достаточно непротивления ей со стороны того, кто приемлет таинство и доброго намерения того, кто его совершает. По словам определения этого Собора «opus operatum», что означает «в силу сделанного» это учение и получило свое название.

В его основе лежит полумагическое представление об отчужденном действии благодати, которое красной нитью проходит через все вероучение Католической Церкви. Православному воззрению на таинство, как на богочеловеческое деяние, в котором божественная благодать соединяется с духовным усилием человека, учение об opus operatum противополагает образ всепроникающей силы Божией, которая приводится в действие священником через совершение установленного обряда.

Разумеется, в современном католичестве мы не встретим этого учения в чистом виде, оно воспринимается как досадное недоразумение прошлого, но, как и многое другое, идея отчужденного действия благодати, культивировавшаяся столетиями, продолжает присутствовать, если не в веросознании Католической Церкви, то в ее подсознании и проявляется в ее сакраментальном бытии.

Основные его отличия в католической традиции заключаются в следующем: в чине мессы опущена молитва призывания Св.Духа (эпиклеза) в Евхаристическом каноне и моментом пресуществления считается произнесение установительных слов Спасителя, вместо квасного хлеба употребляются опресноки, миряне на Западе причащаются только под одним видом и не допускаются к причастию младенцы.

Учение о времени пресуществления Св. Даров возникло в XIV в. в схоластическом богословии, но окончательно утвердилось лишь в XV столетии. Тогда же оно стало предметом серьезных споров на Ферраро-Флорентийском Соборе и вызвало затем в греческом богословии целую волну полемики.

В основе такого взгляда первоначально лежало мнение о том, что более подобает верить освящению Св. Даров словами Господа «приимите ядите …» и «пиите от нея все …», чем молитвой священника. Католическая литургика традиционно относит ко времени произнесения слов Господних изъявление священнослужителем намерения совершить таинство, которое является одним из необходимых условий его совершения. Освятительная сила в таинстве Евхаристии принадлежит только словам Христа, последующее призывание Св.Духа в православной литургии «ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащие Дары сия» еще на Флорентийском соборе католические богословы понимали лишь как молитву о тех, кто будет приступать ко Св. Тайнам. В этом литургическом мнении явно проявилось влияние учения о filioque, которое привело к общей невосприимчивости католического сознания к действию Третьего Лица Св. Троицы.

Для восточной литургической традиции, в целом, весьма важным представляется обращение собрания верных к Богу в молитве призывания Св. Духа, совершаемое в предстоятельстве священника. Православный взгляд более выделяет это богочеловеческое соучастие в пресуществлении, когда священник от лица молящихся обращается ко Господу о соединении вышней благодати и земной молитвы в освящении Св.Даров «и просим, и молим, и мили ся деем, ниспосли Духа Твоего Святаго». Парадоксально, но именно эта часть евхаристического канона, в которой явственно выражается молитвенное соучастие народа Божия в тайносовершении оказалась лишней в западной литургической традиции, в которой средоточием таинства стала уже не столько молитва людей к Богу, а Его собственные слова, обращенные к ним. Вновь возобладало представление об отчужденном действии благодати, преподаваемой свыше без явно выраженного соучастия верных, которым отличается восточная литургия.

В употреблении в Евхаристии опресноков Римо-католическая Церковь исходит из предположения о том, что Спаситель совершил Тайную Вечерю в первый день опресноков и, следовательно, не мог использовать квасной хлеб, но это предположение не находит достаточных оснований в Св. Писании и Предании церковном. Этот обычай осуждал еще патриарх Фотий и впоследствии он стал одной из причин Великого раскола.

В таинстве крещения отличие католической традиции от православной наблюдается в крещальной формуле и в способе совершения этого таинства. Вместо слов «Крещается раб Божий во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Св.Духа, аминь: ныне и присно и во веки веков, аминь», взятых из 49 правила апостольских постановлений, католический священник произносит более отягощенную его личным участием формулировку: «Я крещаю тебя во имя Отца и Сына и Св.Духа. Аминь».

Общепринятой формой совершания крещения в Католической Церкви признано, не погружение, а обливание. Это приводит к потере символического смысла таинства, предполагающего переход из ветхой жизни в новую через образ смерти и обновления, которым является полное погружение в воду.

Таинство миропомазания в католической традиции называется конфирмацией и совершается епископом через помазание миром и возложение рук по достижении крещенными совершеннолетия, обычно в 14 лет.

В таинстве священства основное отличие Римской Церкви состоит в требовании обязательного безбрачия для лиц священного сана и в учреждении кардинальского сана. Нет нужды говорить о том, что безбрачие духовенства в Католической Церкви было и остается совершенно неоправданным нововведением, которое прямо противоречит Свщ. Писанию и Преданию Церкви. Свщ. Писание прямо свидетельствует, что, по крайней мере, двое из апостолов — Петр и Филипп были женаты (Мф.8:24; Деян.21:8-9), таким образом, сам основатель Римской кафедры не соответствует ее каноническим требованиям. Известно указание ап. Павла о единобрачии всего духовенства (1Тим.3:2,4,12). Целый ряд соборных постановлений утверждает право священнослужителей вступать в брак, и, более того, апостольские правила не разрешают священнослужителям оставлять семейную жизнь даже ради подвига благочестия.

Печальнее всего, что истинной причиной введения целибата в Римской Церкви были отнюдь не чрезмерные аскетические устремления, а вполне практический расчет курии — достичь максимального контроля над духовенством, лишив его всех личных привязанностей. В основе целибата лежит не отрицание достоинства брака самого по себе, а требование полностью посвятить себя церковному служению, которое не оставляет места личной жизни. Учреждение и развитие института кардиналов также отражает в себе особенности католической экклезиологии. Сан кардинала — это высшая иерерхическая ступень в Римо-Католической Церкви, в порядке церковной иерархии кардиналы следуют сразу за папой, они выше епископов. Коллегия кардиналов выбирает из своей среды римского понтифика. Первоначально кардиналами могли быть в равной степени епископы, священники и даже диаконы, лишь начиная с 1962 г. звание кардинала соединяется с епископским саном.

В основе такого подхода лежит разделение властного и сакраментального начал иерархического служения, которого никогда не допускало православное церковное сознание. В восточной традиции высшая церковная власть всегда необходимо сопряжена со служением сакраментальным, которое собственно является ее источником. Правящий епископ имеет право и долг управлять своей церковной областью прежде всего в силу того, что он является в ней верховным священником, поэтому кардинал-диакон или кардинал-священник немыслим в Православной Церкви, ибо он не может быть верховным священником в своей церковной области. Косвенным подтверждением истинности такого взгляда является то, что, начиная с 1962 г., все кардиналы Католической Церкви имеют епископское достоинство. Но это решение порождает закономерный вопрос, а чем же тогда они отличаются от простых епископов и в чем особый смысл кардинальского служения.

Таинство брака Католическая Церковь считает нерасторжимым, хотя в определенных случаях он может быть признан недействительным. Совершителями таинства здесь выступают сами брачующиеся, священник выступает более как свидетель, что также не вполне согласуется с природой этого таинства, которое в ранней Церкви скреплялось и освящалось евхаристической Чашей.

Библиография

1. Миркович Г. О времени пресуществления Св. Даров. Спор, бывший в Москве во второй половине XVII века. Вильна, 1886. 2. Пономарев П.П. Учение Фомы Аквината о таинстве Евхаристии. Казань, 1905. 3. Рождественский А.Я. Учение западных исповеданий о таинствах. — «Труды Киевской духовной академии», 1911, № 1, 2, 3, 7, 8. 4. Соколов И.П. Учение Римо-католической Церкви о таинстве священства. С-П. 1907. 5. Чельцов М. Полемика между греками и латинянами по вопросу об опресноках в XI-ХП вв. С-П. 1879.

Православие и католицизм

Основные вероучительные различия между православием и католицизмом

Православие

Католицизм

Соблюдает и проповедует учение об исхождении Святого Духа от Отца; отрицает Его исхождение «и от Сына».

Принимает учение об исхождении Святого Духа от Отца, но вместе с тем исповедует, что Он исходит «и от Сына».

Различает в Боге сущность и энергии, являющиеся проявлением сущности. Исповедует нетварное происхождение Божественных энергий, проистекающих от Отца через Сына в Духе Святом.

Считает энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.

Определяет благодать как нетварное Божественное действие, направленное в мир, в том числе — на спасение человека. Посредством благодати человек очищается от греха, просвещается светом Божественного учения, освящается, совершенствуется, возрастает возрастом духовным.

Считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.

Любовь есть общее свойство трех Божеских Лиц. Отец, Сын и Святой Дух пребывают в вечной взаимопроникающей любви. Божественная любовь непрестанно изливается в мир от Отца через Сына в Духе Святом. В этом отношении она интерпретируется как Божественная энергия, единая энергия всех Божеских Лиц.

Святой Дух трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми.

Прославляет величие и святость Божьей Матери, но при этом подчеркивает, что изначально Она была причастна первородному греху, как и все люди, произошедшие от Адама и Евы, за исключением Господа Иисуса Христа.

Утвердила догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что первородный грех не коснулся Матери Спасителя.

Признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до раскола 1054 г.

Признает Вселенскими двадцать один собор, в том числе проходившие после раскола 1054 г.

Отвергает догмат о непогрешимости папы (безошибочности утверждений в области вопросов веры, высказанных в официальном порядке) и его главенство над всеми христианами. Признаёт Единым Главой Церкви Господа Иисуса Христа.

Ввёл новый догмат, согласно которому, папа, высказываясь официально, обладает авторитетом непогрешимости в вопросах веры. Кроме того, папа признаётся наместником Христа на земле.

Принимает учение о мытарствах как о символически, образно выраженной форме осуществления Частного Суда, совершаемого при участи ангелов и демонов под контролем Высшего Судьи, в виде прохождения душой умершего испытаний на греховность и праведность.

Утвердила догмат о чистилище. В загробной жизни существует чистилище — состояние между адом и раем. Здесь в течение срока, который зависит от важности и количества грехов, души усопших терпят разнообразные муки.

Истинный Совершитель всех таинств – Сам Христос, священнослужители же суть только сослужители Христовы. Например, при Крещении Православный священник произносит безлично: «Крещается раб Божий. ». Другой пример: Совершителями последования Таинства Брака являются епископ или пресвитер, испрашивающие брачующимся у Бога благодатную помощь во всем и благословение на рождение и христианское воспитание детей, но само Таинство совершается Господом Иисусом Христом, Который есть единственный Источник и Раздаятель благодатных даров, единственный Священник в подлинном смысле слова; христоцентричными по содержанию являются в чинопоследовании Таинства брака апостольское и евангельское чтения.

При свершении таинств личности священнослужителя придается большое значение. Например, католический священник произносит от своего имени: «Крещаю тебя», но не от имени Божиего (что только подразумевается). А совершителями Таинства брака считаются сами брачующиеся.

Причащение и для мирян, и для священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью).

Широко распространено причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью).

Литургия совершается на квасном хлебе (Просфора).

Месса совершается на пресном хлебе (Гостия).

Святые, прославленные католиками уже после Великой схизмы, не почитаются.

Святые, прославленные православными после Великой схизмы, не почитаются.

Трезвое отношение к мистическим практикам. Некоторые формы мистицизма, принимаемые в католичестве за проявление святости, оцениваются Православными писателями как формы не духовно-мистических, а душевных (психических) практик.

Мистические практики, связанные с усиленным представлением (медитацией) страданий Христа.

Понимание страстей, как греховных навыков, вошедших в привычку и вросших в душу.

Страсти считаются естественными эмоциями или движениями чувственности, которые склоняют к тому, чтобы действовать — или бездействовать — в соответствии с тем, что человек ощущает или воображает как благое или злое, сами по себе страсти ни хороши, ни плохи. Православному пониманию страсти соответствует католический термин «порок».

Учение об индульгенциях.

Дата Пасхи рассчитывается по александрийской пасхалии.

Дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии.

Основные обрядовые различия между православием и католицизмом

Православие

Католицизм

Усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти.

Усопшие особо поминаются на 3-й, 7-й и 30-й день после смерти.

Миропомазание совершается сразу после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследование.

Миропомазание совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»).

Исповедь совершается обычно открыто, у аналоя.

Для таинства исповеди широко распространены конфессионалы (исповедальни).

Алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом.

В храмах отсутствует иконостас, но может сохраняться алтарная преграда.

Алтарь, как правило, ориентирован на восток.

Отступление от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных храмах.

В одном храме на одном Престоле может служиться лишь одна литургия в день.

Распространена практика многократного служения мессы в одном храме на одном Престоле.

Детей начинают причащать с младенчества.

К первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

Наиболее принятый и распространенный вариант совершения крестного знамения — троеперстием, сверху вниз, справа налево.

Наиболее принятый и распространённый вариант в католическом мире — совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо.

Целибат обязателен только для монахов.

Священник не может быть женатым и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия (кроме грекокатоликов).

Большая продолжительность постов и разные постовые традиции.
Постные дни — среда (воспоминание предательства Спасителя Иудою) и пятница (воспоминание Страстей Христовых).

Постный день — пятница (воспоминание Страстей Христовых Иудою).

Минимальный евхаристический пост составляет шесть часов.

Минимальный евхаристический пост составляет один час.

В православном богослужении музыкальные инструменты не используются.

В католическом богослужении чаще всего используется орган.

Возможность второго и третьего брака для невиновной в разводе стороны.

Брак принципиально нерасторжим.

Праздники, отсутствующие в католичестве: Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др.

Праздники, отсутствующие в православии: Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др., а также культ Святого имени Иисуса и др.

Празднование воскресенья — это не перенос ветхозаветного субботнего праздника, но самостоятельный праздник.

Воскресенье полностью заменило субботу в качестве «Дня Господнего».

Принят термин «освящение воды».

Принят термин «благословение воды».

Православное духовенство, преимущественно, носит бороду.

Католическое духовенство, как правило, безбородо.

Отсутствие беатификации при причислении к лику святых.

Причисление к лику святых осуществляется в два этапа: беатификация и канонизация.

Монастыри различаются лишь уставом.

Католическое монашество разделено на ордена и конгрегации.

В оформлении храмов скульптура представлена незначительно (чаще всего Распятие на кануне в храме).

В большинстве храмов есть скульптурные изображения, а также изображения стояний Спасителя на Крестном пути, используемые во время богослужения Крестного пути.

Используются юлианский, новоюлианский, григорианский календари.

Используется григорианский календарь.

Наиболее значимые сходства православия и католицизма

Православие

Католицизм

Основой всей жизни является Господь Иисус Христос.

Верующие стремятся жить по заповедям Христовым.

Исповедуют веру в Святую Троицу, Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого.

Имеют апостольское преемство.

Имеют семь церковных Таинств.

Признают авторитет Священного Писания и Священного Предания.

Разделяют общее духовное Предание первого тысячелетия христианства.

Почитают Марию, Мать Господа нашего Иисуса Христа, как Приснодеву и Богородицу.

Имеют ряд общих святых, живших до Великого Раскола 1054 г.

Имеют общее представление о семье.

Призывают каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь, не приемлют аборты, эвтаназию и др. способы умерщвления человека.

Не признают гомосексуальные браки.

Осуществляют проповедь Евангелия Христова в современном мире.

Взаимное влияние православия и католицизма

Влияние православия на католицизм

При своем создании грекокатолические общины отталкивались от византийской литургической традиции.

Восточная традиция оказала заметное влияние при реформировании римской мессы после Второго Ватиканского собора.

В католичестве стабильно растет интерес к православной иконе, образцы которой сегодня можно видеть во многих латинских храмах.

Внимание католиков в настоящее время нередко привлекают работы православных богословов.

Признание авторитета святых, прославленных Православной Церковью уже после Великого Раскола, например: Иоанн Кронштадтский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, однако без прославления в католической церкви

Влияние католицизма на православие

Первоначально концепция семи таинств встречается у Петра Ломбардского (XII в.) и Томаса Аквината (XIII в.) на католическом западе.

Схоластика долгое время была характерной чертой русской богословской мысли, так как свт. Петр (Могила), основавший Киевскую Духовную Академию, и его коллеги получили образование в католических школах.

Православная иконопись некоторое время находилась под влиянием католической. Это относится и к формированию «фряжского стиля», и к практически полному переходу русской иконописи в XVIII—XIX столетиях на академическую манеру.

Католическая традиция имела влияние на православную храмовую архитектуру времен Российской империи.

Под католическим влиянием возникли некоторые богослужения, например, пассия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector