3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Казачество происхождение история роль в истории россии

Возникновение и влияние казачества на историю России.

Возникновение и влияние казачества на историю России.

Скачать:

Предварительный просмотр:

имени А.П.Чехова, Таганрог.

Возникновение и влияние казачества на историю России.

В насыщенной событиями истории Российского государства казачество играло особую роль. И эта роль огромна: казаки заселяли окраины государства и защищали их от внешних врагов. Патриотизм, верное служение Отечеству, своеобразная культура, общинное землепользование – все это составляет лучшие традиции данного сословия. Именно на возрождение этих традиций и направлена деятельность возникающих сейчас объединений потомков казаков в самых разных регионах страны.

Общественная организация, быт, культура, идеология, фольклор казачества всегда заметно отличались от порядков, заведенных в других областях России. Казачество зародилось в XIV веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование началось после распада Золотой Орды и проходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров. О возникновении и первом появлении казачества не сохранилось достоверных письменных источников. Истоки происхождения казачей истории, корни казачества многие исследователи пытались обнаружить в истории разных народов (скифов, половцев, хазар, алан, киргизов, татар, горских черкесов и др.). Другие ученые рассматривали казачью воинскую общность как результат генетических связей нескольких племен с пришедшими в Причерноморье славянами.

Существует иная точка зрения, приверженцы которой доказывали принадлежность казачества к русскому народу, делая упор на наличие постоянно проживающих славян в областях, ставших колыбелью казачества. Так же была предложена концепция Гордеева, св которой говорилось о том, что предками казаков является русское население в составе Золотой Орды, поселенное татаро-монголами на будущих казачьих территориях. Долгое время существовала официальная точка зрения, что казачьи общины возникли в результате бегства русских крестьян от крепостной зависимости, но в XX веке данное утверждение было подвергнуто аргументированной критике. На сегодняшний день вопрос о возникновении казачества не имеет единой аргументированной точки зрения,так же кА нет единого решения ученых в вопросе о происхождении слова «казак» («козак» по-украински). Существовали попытки производить это слово от названия народов, некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги, х(к)азары), от самоназвания современных киргизов — кайсаки. Существовали и другие теории происхождения термина:слово производное от турецкого «каз» (т. е. гусь), от монгольского «ко» (броня, защита) и «зах» (рубеж). Большинство ученых сходятся в том, что слово «казачество» пришло с востока и имеет тюркские корни. В русском языке слово «казак» впервые было упомянуто в русских летописях 1444 года и имело значение «бездомный и вольный воин, поступавший на службу с выполнением военных обязательств».

Не смотря на преобладание славян, в формировании казачества участвовали представители разных народов. С точки зрения этнографии, по месту возникновения казаки делились на русских и украинских. Так же казаки подразделялись на вольных и служивых. На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью (просуществовало до 1775), а служилое — «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском государстве. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Не смотря на схожесть деятельности, в отличие от «служилых людей по прибору» (стрельцов, пушкарей), имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала XVIII века.

Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества вольное казачество возникало на побережьях крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека), в степях, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.

Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. На Дону до начала XVIII века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды».Казаки находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями, так возник ещё один источник существования для казаков — военная добыча, и имел название походы «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ.

Высшими органами управления являлись общеказачьи собрания, станичные и войсковые круги, или Рады, именно там принимались основные решения — вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся.

Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. Для периода военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было обязательным и беспрекословным.

В масштабах государства казачество играло огромную роль, казаки были надежной охраной государственных границ. Все переговоры и заключения договоров между казаками и царем велись через Посольский приказ, т. е. как с иностранным государством. Русским властям было выгодно представлять вольные казачьи общины как абсолютно независимые от Москвы. Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения, и Россия прекращала всякую помощь казакам по двум причинам. Во первых, Московское государство было недовольно казачьими сообществами, постоянно нападавшими на турецкие владения, так как это часто шло вразрез с русскими внешнеполитическими интересами. Во вторых недовольство Москвы вызывал и постоянный уход подданных в казачьи области, по причине наличия демократических порядков (равенство, отсутствие влияния государственных властей, отсутствие налогов).

На протяжении XVII-XVIII веков казачество активно участвовали в антиправительственных выступлениях, из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний — Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев. В период Смутного времени (начало XVII века) казаки поддержали Лжедмитрия I и составили существенную часть его военных отрядов.

В 1613 году на соборе при избрании Михаила Федоровича Романова именно слово казачьих атаманов оказалось решающим.

Но в целом российский трон, учитывая важнейшие функции казачества как военной силы в пограничных районах, долгое время пытался подчинить казачество своей власти. Чтобы закрепить верность российскому престолу, цари, используя все рычаги, сумели добиться к концу XVII века принятия присяги всеми Войсками (последнее Войско Донское — в 1671). Из добровольных союзников казаки превратились в российских подданных. С включением юго-восточных территорий в состав России казачество осталось лишь особой частью российского населения, постепенно теряя свою демократию и независимоть.

Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Возглавляемые легендарным атаманом М.И. Платовым казачье войско стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в 1812, а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А.П. Ермолова, «казаки стали удивлением Европы». Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война XVII-XVIII веков, они участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока

В XIX веке основным хозяйственным занятием казачества стало земледелие, хотя в разных войсках имелись свои особенности и предпочтения, например, интенсивное развитие рыболовства как основной отрасли в Уральском, а также в Донском и Уссурийском Войсках, охота в Сибирском, виноделие и садоводство на Кавказе, Дону и т. д.

В конце XIX века в недрах царской администрации обсуждались проекты ликвидации казачества. Накануне Первой мировой войны в России насчитывалось 11 казачьих Войск: Донское (1,6 млн.), Кубанское (1,3 млн.), Терское (260 тысяч), Астраханское (40 тыс.), Уральское (174 тыс.), Оренбургское (533 тыс.), Сибирское (172 тыс.), Семиреченское (45 тыс.), Забайкальское (264 тыс.), Амурское (50 тыс.), Уссурийское (35 тыс.) и два отдельных казачьих полка.

В Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения (особенно Дон, Кубань, Терек, Урал) и именно там велись самые ожесточенные бои. Казачьи части являлись в численном отношении главной военной силой Добровольческой армии в борьбе с большевизмом. К этому казачество подтолкнула проводимая красными политика расказачивания (массовые расстрелы, взятие заложников, сожжение станиц, натравливание иногородних против казаков). В Красной Армии также имелись казачьи подразделения, но они представляли малую часть казачества (менее 10 %). По окончании Гражданской войны большое количество казаков оказалось в эмиграции (около 100 тыс. человек).

В советское время официальная политика расказачивания фактически продолжалась Тем казаки продолжали считаться «непролетарскими элементами» и подвергались ограничению в правах, в частности, запрет служить в рядах Красной Армии был снят лишь в 1936, когда создали несколько казачьих кавалерийских дивизий (а затем и корпусов), отлично проявивших себя во время Великой Отечественной войны. Гитлеровское командование с 1942 также формировало части из русских казаков численностью более 20 тыс. человек.

Во время боевых действий они главным образом использовались для охраны коммуникаций и борьбы против партизан в Италии, Югославии, Франции. После поражения Германии в 1945 англичане передали разоруженных казаков и членов их семей (около 30 тыс. человек) советской стороне. Большинство из них было расстреляно, остальные попали в сталинские лагеря.

К 1990 движение, выйдя за культурно-этнографические рамки, стало политизироваться. Началось интенсивное создание казачьих организаций и союзов, как на местах бывшего компактного проживания, так и в крупных городах, где за советский период осело большое количество потомков, спасавшихся от политических репрессий. Массовость движения, а также участие военизированных казачьих отрядов в конфликтах в Югославии, Приднестровье, Осетии, Абхазии, Чечне заставили правительственные структуры и местные власти обратить внимание на проблемы казачества. Дальнейшему росту казачьего движения способствовали постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества» от 16 июня 1992 и ряд законов. При Президенте России было создано Главное управление казачьих войск, ряд мероприятий по созданию регулярных казачьих частей предприняли силовые министерства (МВД, Погранвойска, Минобороны).

На сегодняшний день наличие казачества, пропаганда его идеологии и традиций оказывает большое влияние на духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи и школьников, пробуждает в них интерес к своим корням, истории своей страны. Но для того чтобы эти знания были истинными необходимо восполнить те недостающие пробелы в начале истории казачества, а это возможно лишь при подробной совместной исследовательской работе опытных ученых и молодых специалистов, а так же государственной поддержке исследовательских работ.

История Российского казачества


История казачества неотъемлемая часть истории всей Российской цивилизации. Этот уникальный субэтнос сыграл важнейшую роль в обороне рубежей страны и освоении новых земель.

Зарождение казачества

Впервые казаки упоминаются в летописях в конце XIV века. Рассказывается, что они совершили нападение на работорговцев в окрестностях города Судак в Крыму. Происхождение самого слова казаки остаётся неизвестным. Существует большое количество различных версий по этому поводу, но ни одна из них не является преобладающей и исчерпывающе убедительной для специалистов. Несомненно, в формировании казачества принимали участие, как выходцы из России и Речи Посполитой (объединённого польско-литовского государства), переселявшиеся на южные окраины, так и люди из местных народов, обитавших в степных низовьях Днепра, Дона и Волги с давних времён. Казачество возникло в результате постепенного освоения знаменитого Дикого поля, на протяжении многих веков остававшегося своеобразной буферной приграничной зоной между населением лесной и степной природно-географических зон Восточной Европы.

Создание Запорожской Сечи

В 1552 году князь Вишневецкий за свои средства создал военную базу на острове Малая Хортица в нижнем течении Днепра, получившую название Запорожская Сечь. Уже в 1557 г. эту деревянную крепость татары сумели разрушить. Но подобные военные лагеря в последствие возникали на других близлежащих островах в течении примерно двух с половиной столетий. В 1572 году польский король Сигизмунд II Август издал универсал, включивший часть запорожских казаков в состав регулярного войска. Их стали называть реестровыми. Они не только обороняли рубежи страны от набегов крымцев, но иногда привлекались и для подавления крестьянских восстаний. В XVII веке запорожцы и сами неоднократно поднимали восстания против поляков. В итоге Левоборежная Украина с Киевом перешла под власть России.

Участие в смутах и в восстаниях

Большую роль казаки сыграли в эпоху Смуты начала XVII века, составляя значительную часть вооружённых формирований, служивших в армии самозванцев, в войске казака Ивана Болотникова, возглавившего восстание против царя Василия Шуйского, а также в рядах народного ополчения. Из-за неурожая и Великого голода 1601-1603 годов, значительные массы беглых, а нередко и изгнанных землевладельцами крестьян и холопов стекались в низовья Дона и Волги, существенно пополнив ряды казаков. В те времена они зачастую вели разбойничий образ жизни.
На Земском Соборе 1613 года представители казачества поддержали избрание Михаила Романова на царский престол. К началу XVIII века в России казачество получило официальный статус военного сословия. Однако казаки не хотели расставаться с прежними вольностями и нередко поднимали антиправительственные мятежи. Они участвовали в крестьянской войне Степана Разина 1670-1671 годов. После восстания под предводительством Кондратия Булавина в 1707-1708 годах донских казаков царь Пётр I лишил прав автономии и возможности избирать атаманов. Многие казаки в 1773-1775 годах активно участвовали в крестьянской войне Емельяна Пугачёва, выдававшего себя за императора Петра III. Во время следствия Пугачёв под пытками признался в своих планах объединиться с запорожскими казаками и содействовать возвращению их прав и вольностей и восстановлению Речи Посполитой. Это крайне разгневало Екатерину II. По её распоряжению Яицкое казачье войско переименовано в Уральское, а Запорожское и Волжское расформированы. Упразднена власть Украинского гетмана. Часть запорожцев переселилась на Дунай, образовав Задунайскую Сечь. Другая значительная часть (около 25 тысяч человек) позднее была переселена на Кубань на земли ногайцев, отвоёванные в ходе русско-турецкой войны. Там было образовано Кубанское казачье войско.

Опора престола

Казачество участвовало во всех войнах России, проявив себя как не всегда дисциплинированное, но весьма опытное и боеспособное войско. Во время Бородинского сражения кавалерийский рейд казаков атамана Платова и уланов генерала Уварова по тылам противника нанёс существенный урон французам, затруднив им развитие наступления. После войн с Наполеоном многие пленные французы и поляки, оставшиеся жить в России, были записаны в казачье сословие.
К началу XX столетия существовало 11 отдельных казачьих областей, размещавшихся в приграничных районах всей огромной империи от Дона до Уссури. Каждое из них подчинялось военному министерству через главное управление казачьих войск. С 1827 года на должность главного командующего казачьими войсками всегда назначался наследник императорского престола. Общая численность казачьего сословия согласно переписи 1897 года составляла почти 3 млн человек. Вплоть до 1869 года казакам категорически запрещался выход из сословия. Они были освобождены от налогов и податей и в границах своих областей имели привилегию не платить торговых пошлин. По достижении 18-летнего возраста каждый казак нёс службу в войске, срок которой составлял 20 лет.
С конца XIX века казаки активно привлекались для подавления революционных выступлений, демонстраций и забастовок, зарекомендовав себя как надёжную опору самодержавного строя.

Гражданская война и расказачивание

После февральской революции в казачьих воинских частях, в том числе и в тех, которые были расквартированы за пределами казачьих областей, формировались отдельные выборные органы. Это привело к усугублению обособления казачества от остального населения страны. В ходе разгоревшейся Гражданской войны значительная часть казаков поддержала Белое движение. Войско Донское возглавил с мая 1818 года атаман Пётр Краснов. Он проводил политику, направленную на создание в Области Войска Донского отдельного казачьего государства при поддержке Германии. Германия осуществляла поставки оружия в обмен на продовольствие. Такая политика Краснова вступала в непримиримое противоречие с политикой командующего Добровольческой армией генерала Антона Деникина, ориентировавшегося на союзников России по Антанте и боровшегося за сохранение территориальной целостности страны. Эти противоречия существенно помешали координировать совместную борьбу с большевиками вплоть до окончательного поражения Германии в I Мировой войне в ноябре 1918 года. После этого донские казаки признали верховенство власти Деникина, а Пётр Краснов ушёл в отставку с поста атамана. При отступлении армии Врангеля, многие казаки эмигрировали, многие подвергались репрессиям. Директивой ЦК РКП(б) от 1919 года и постановлением ВЦИК от 1920 года казачество было подвергнуто массовому террору. Проводилось так называемое «расказачивание», уравнивание прав казаков с прочим населением страны и репрессирование недовольных. Все, подозревавшиеся в участии в Белом движении или в симпатиях к нему, подлежали поголовному истреблению. На выходцев из казачьих областей были наложены ограничения на прохождение воинской службы, отменённые лишь в 1936 году. Тогда начали формироваться и отдельные кавалерийские части из населения казачьих областей.

Участие во II Мировой войне

Казачьи подразделения успешно сражались в годы Великой Отечественной войны. Но из-за недостаточного вооружения они порой несли значительные потери. Многие из них получили звание гвардейских. Подразделения казаков принимали участие в параде Победы на Красной площади в Москве.
Отдельные казачьи воинские формирования, скомплектованные из белоэмигрантов и военнопленных, находились на стороне Гитлера, считая, что сражаются за освобождение России от власти большевиков и возрождение казачества. Нацистские идеологи считали казаков арийцами, потомками германского племени готов. Казачьи подразделения с 1939 года существовали и в войсках марионеточного прояпонского государства Маньчжоу-Го. Но в августе 1945 года после начала войны с СССР, японцы уничтожили этих казаков на железнодорожной станции Бухэду, чтобы не допустить их переход на сторону Советской армии.

Возрождение казачества в постсоветский период

В постсоветский период прилагаются активные усилия к возрождению казачества. Созданы различные общественные организации, объединяющие казаков. Принятый в апреле 1991 году Верховным Советом РСФСР «Закон о репрессированных народах» причислил к таковым и казаков. Осенью 1991 года за несколько недель до подписания Беловежских соглашений на созванном Большом круге казаков Юга России обсуждались планы создания государственного казачьего образования, которое могло бы войти в обновлённый СССР на правах Союзной республики. К настоящему времени принят большой пакет различных законодательных актов, регламентирующих деятельность казачьих общественных организаций. Их члены привлекаются к охране правопорядка.

Краткая история Казачества

Золотой нитью вплетена в прошлое России история казачества. Ни одно более-менее знаковое событие не происходило без участия казаков. О том, кто же они такие – субэтнос, особое военное сословие или люди с определенным состоянием души – до сих пор спорят ученые.

Как и про происхождение казаков и их имени. Есть версия, что казак – это производное от названия потомков касогов или торков и берендеев, черкас или бродников. С другой стороны, многие исследователи склоняются к мысли, что слово «казак» – тюркского происхождения. Так называли свободного, вольного, независимого человека или военного стража на границе.

На различных этапах существования казачества в его состав входили русские, украинцы, представители некоторых степных кочевников, народов Северного Кавказа, Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока. К началу XX в. у казачества полностью доминировала восточно-славянская этническая основа.

С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью (просуществовало до 1775), а служилое — «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском государстве. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала 18 века. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.

Каждая крупная территориальная общность как форма военно-политического объединения независимых казачьих поселений называлось Войском. Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. Например, в Донском Войске до начала 18 века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды». Огромное значение в жизни казачьих общин играла война: они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями, поэтому одним из важнейших источников существования для них являлась военная добыча (в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ). Совершались речные и морские походы на стругах, а также конные набеги. Часто несколько казачьих единиц объединялись и совершали совместные сухопутные и морские операции, все захваченное становилось общей собственностью — дуваном.

Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.

Казаки принимали участие во многих войнах на стороне России против сопредельных государств. Для успешного выполнения этих важных функций в практику московских царей вошли ежегодные посылки отдельным Войскам подарков, денежного жалования, оружия и боевых припасов, а также хлеба, поскольку казаки его не производили. Казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывали его от набегов степных орд. И при том, что казакам были выгодны денежные отношения с Россией, казачество всегда шло в авангарде мощных антиправительственных выступлений, из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний — Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев. Велика была роль казаков во время событий Смутного времени в начале 17 века.

Поддержав Лжедмитрия I, они составили существенную часть его военных отрядов. Позднее вольное русское и украинское казачество, а также русские служилые казаки принимали активное участие в стане самых разных сил: в 1611 они участвовали в первом ополчении, во втором ополчении уже преобладали дворяне, но на соборе 1613 именно слово казачьих атаманов оказалось решающим при избрании царя Михаила Федоровича Романова. Неоднозначная роль, которую играли казаки в Смутное время, заставило правительство в 17 веке проводить политику резкого сокращения отрядов служилых казаков на основной территории государства.

Но ценя их военные навыки, Россия достаточно терпеливо относилась к казачеству, тем не менее не оставляя попыток подчинить их своей воле. Только к концу 17 века российский престол добился того, что все Войска приняли присягу на верность, что превратило казаков в российских подданных.

С 18 века государство постоянно регламентировало жизнь казачьих областей, модернизировало в нужном для себя русле традиционные казачьи структуры управления, превратив их в составную часть административной системы российской империи.

С 1721 казачьи части находились в ведении казачьей экспедиции Военной коллегии. В том же году Петр I упразднил выборность войсковых атаманов и ввел институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью. Последних остатков независимости казаки лишились после поражения Пугачевского бунта в 1775, когда Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. В 1798 по указу Павла I все казачьи офицерские чины были приравнены к общеармейским, а их обладатели получили права на дворянство. В 1802 было разработано первое Положение для казачьих войск. С 1827 августейшим атаманом всех казачьих войск стал назначаться наследник престола. В 1838 был утвержден первый строевой устав для казачьих частей, а в 1857 казачество перешло в ведение Управления (с 1867 Главное Управление) иррегулярных (с 1879 — казачьих) войск Военного министерства, с 1910 — в подчинение Главного штаба.

Про казаков не зря говорят, что они рождаются в седле. Их мастерство и умения снискало казакам славу лучшей в мире легкой кавалерии. Неудивительно, что практически ни одна война, ни одно крупное сражение не обходилось без казаков. Северная и Семилетняя война, военные походы Суворова, Отечественная война 1812 года, покорение Кавказа и освоение Сибири… Можно долго перечислять великие и малые подвиги казаков во славу России и на страже ее интересов.

Во многом успех казаков объяснялся «оригинальными» приемами ведения боя, унаследованные от предков и соседей-степняков.

Накануне Первой мировой войны в России насчитывалось 11 казачьих Войск: Донское (1,6 млн.), Кубанское (1,3 млн.), Терское (260 тысяч), Астраханское (40 тыс.), Уральское (174 тыс.), Оренбургское (533 тыс.), Сибирское (172 тыс.), Семиреченское (45 тыс.), Забайкальское (264 тыс.), Амурское (50 тыс.), Уссурийское (35 тыс.) и два отдельных казачьих полка. Они занимали 65 млн. десятин земли с населением 4,4 млн. чел. (2,4 % населения России), в том числе 480 тыс. служилого состава. Среди казаков в национальном отношении преобладали русские (78%), на втором месте были украинцы (17%), на третьем буряты (2%).Большинство казаков исповедовало православие, имелся большой процент старообрядцев (особенно в Уральском, Терском, Донском Войсках), а национальные меньшинства исповедовали буддизм и мусульманство.

Первая мировая война, в которой принимало участие более 300 тысяч казаков, показала неэффективность использования больших конных масс. Однако казаки успешно действовали в тылу противника, организуя мелкие партизанские отряды.

Казаки как значительная военная и социальная сила участвовали в Гражданской войне. Боевой опыт и профессиональная воинская подготовка казаков вновь была использована при решении острых внутренних социальных конфликтов. Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1917 формально казачество как сословие и казачьи формирования были упразднены. В Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения (особенно Дон, Кубань, Терек, Урал) и именно там велись самые ожесточенные бои. Казачьи части являлись в численном отношении главной военной силой Добровольческой армии в борьбе с большевизмом. К этому казачество подтолкнула проводимая красными политика расказачивания (массовые расстрелы, взятие заложников, сожжение станиц, натравливание иногородних против казаков). В Красной Армии также имелись казачьи подразделения, но они представляли малую часть казачества (менее 10 %). По окончании Гражданской войны большое количество казаков оказалось в эмиграции (около 100 тыс. человек).

В советское время официальная политика расказачивания фактически продолжалась, хотя в 1925 пленум ЦК РКП(б) признал недопустимым «игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер в борьбе с остатками казачьих традиций». Тем не менее казаки продолжали считаться «непролетарскими элементами» и подвергались ограничению в правах, в частности, запрет служить в рядах Красной Армии был снят лишь в 1936, когда создали несколько казачьих кавалерийских дивизий (а затем и корпусов), отлично проявивших себя во время Великой Отечественной войны.

Весьма осторожное отношение властей к казачеству (результатом чего стало забвение его истории и культуры) породило современное казачье движение. Первоначально (в 1988-1989 годах) оно возникло как историко-культурное движение за возрождение казачества (по некоторым оценкам, около 5 млн. человек). Дальнейшему росту казачьего движения способствовали постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества» от 16 июня 1992 и ряд законов. При Президенте России было создано Главное управление казачьих войск, ряд мероприятий по созданию регулярных казачьих частей предприняли силовые министерства (МВД, Погранвойска, Минобороны).

Казаки в России

Казаки в России и история казачества

Не единожды в истории народы разделялись: от общей массы откалывались отдельные этнические группы, создавая достаточно замкнутое сообщество по различным признакам. Это религия, обычаи и традиции, одежда, нравственные устои.

Воинственным этносом в России всегда считалось казачество. Однако мало кто знает, откуда появилось слово «казак», почему казаки имеют особое мировосприятие с ярко выраженной религиозностью. Сегодня среди этнологов нет единого мнения, являются ли казаки отдельной нацией. Казаки активно выделяют себя среди других народов. Их история начинается еще в 15 веке.

Значение и происхождение названия казаков

Многие полагают, что казаками называют особый тип вооруженных воинов, живших в некую эпоху… Однако теорий об этимологии слова «казак» есть множество. Подобных этому слову паронимов или омофонов существует целый ряд в различных языках:
— тюркизм: вольный человек;
— турецкий — гусь;
— монгольский — народ;
— туркестанский — кочевое племя;
— татарский язык — воин авангарда в армии.

Изначально казак — это вольный, но вооружённый, готовый к сражению человек. Можно сказать, что это вольнонаемник. Именно в таком качестве выступали казаки исторически: зачастую их попросту нанимали те, у кого были деньги, желание и идеи…

История казаков в России

Впервые слово казак упоминается в летописях в 1489 году. Место, где появились первые люди с названием «казаки» — Дикое поле на территории современной Украины. Она тогда была нейтральной, находясь неподалеку от Великого Княжества Литовского, но постоянно подвергаясь набегам крымских татар. Заселяли эти земли и россияне, и поляки — часто обычные крестьяне, которые организовывали собственные военные формирования, чтобы защищаться от набегов.

Уже через сто лет казаки стали мощной военной силой. Примерно в это е время — в 1552 году казаки назвали территорию своего обитания Запорожская Сечь. Это произошло при участии правителя Волыни князя Вишневецкого по прозвищу Байда. Он вложил деньги в первую военную базу Сечи, основанную на острове Хортица. Здесь шла мирная жизнь казаков.

Расположение Хортицы в то время было очень удобным, ведь она закрывала выход татар из Крыма, находясь в то же время недалеко от Великого Княжества Литовского. Замкнутость острова определяла его защищенность, обеспечивала безопасность.

Хортицкую Сечь, однако, разорили в 1557 году, но до 18 века все казачьи крепости укрепления строились на островах посреди рек — по тому же принципу. А крепости были необходимы — ведь ряд государств пытался подчинить себе Сечь.

Казацкая служба и казацкие восстания

В 1569 году на территория нынешней Литвы и Польши была образована Речь Посполитая, которое вольные казаки мешали несмотря на то, что поневоле служили защитой от татарских набегов. В 1572 году король Речи Посполитой Сигизмунд II Август нанял на государственную службу 300 казаков, положив им щедрое довольствие. Названы они были реестровыми казаками, поскольку поименно входили в список (реестр). Такие казаки постоянно пребывали в боевой готовности: они защищали государство от пресловутых кочевников и даже подавляли крестьянские восстания.

Между тем, сами казаки под предводительством ряда лидеров также восставали против влияния Речи Посполитой ради религиозно-национальной независимости. Это происходило с 1583 по 1657 год. Например, после 1620 года гетман Сагайдачный вступил в Киевское братство с оставшимися запорожскими казаками, не перешедшими на службу полякам и литовцам.

Именно поcле этого времени казаки навечно объединились с Православием. Известно, что до этого христианство задавало казацким традициям тон, но объединяло и католиков, и православных. Но с 17 века битвы казаков были не только за свободу, но и за веру. Так, напряженные отношения между казачеством и Польшей завершились национально-освободительной войной 1648-1654 гг., которую возглавил ставший национальным украинским героем Богдан Хмельницкий. Другими предводителями ряда религиозно-освободительных восстаний стали гетманы Наливайко, Сулима, Павлюк, Косинский и др.

Крещение Руси в Киеве

Только единая духовная жизнь могла сделать Древнюю Русь государством — ведь в языческие времена разные племена и области признавали своими покровителями разных богов, отчего возникали даже вооруженные конфликты. Именно князь Владимир по сути впервые объединил Русь, создав с помощью духовных скреп сильную страну.

Крещение Руси лишь символически названо одним именем с Таинством Крещения, которое совершают над человеком. Этот процесс можно назвать активным миссионерством на Руси и личной проповедью князя Владимира, крестившегося самостоятельно и крестившего Русь. Также в результате Крещения Православная Церковь стала государственным институтом Киевской Руси.

К моменту вступления на княжеский престол Владимира на территории Киевской Руси процветало язычество. Князь стал править как язычник, завоевав себе уважение киевлян и дружины как человек мудрый и честный по языческим меркам. Известно, что он был храбр и смел в боях, однако многие его дела до Крещения приводят в ужас христианских историков — он был просто кровожадным воином. Во время его правления приносились большие человеческие жертвоприношения, в том числе убивали христиан.

В какой-то момент князь Владимир понял, что язычество себя изживает и начал реформировать многобожие созданием общего пантеона богов в 983 году. Однако племена в стране продолжали враждовать между собой, споря, какой из богов сильнее и, соответственно, какое из племен могущественнее под его покровительством (было, например, Велесово племя, Сварожье племя в зависимости от региона).

Еще в 983 году сам князь Владимир приносил жертвы и был мучителем, а всего лишь через пять лет стал князем Владимиром Красное Солнышко, Крестителем Руси. Мы знаем немало примеров людей, ставших христианами лишь на словах. Владимир был не таков: он упал основы христианства и решил, что эта религия будет полезна не только для государственного устройства, но и для нравственного состояния людей. Он крестился сам и изменил свою жизнь, стараясь следовать идеалам Христа. Известно, что князь стал много заботиться о бедных, перестал быть многоженцем (ранее он имел большой гарем наложниц). Именно благодаря своей жизни и искренней деятельности он был канонизирован как святой, а вовсе не потому, что Церковь благодарила его за «новые земли».

Главному преображению и просвещению подверглась душа самого князя, осознавшего бездуховность и жестокость язычества.

В 988 году князь Владимир принял христианство в Корсуни (Херсонесе, бывшем тогда колонией Византии), женился на православной царевне Анне и начал процесс христианизации и миссионерства в государстве. В реках Днепре и Почайне он крестил дружину, бояр и придворных. Сейчас над местом Крещения их на Киевских горах стоит памятник князю Владимиру.

Князь не заставлял никого креститься под страхом смерти, но возможно, что многие крестились из опасения утратить расположения князя. Многие историки полагают, что крещение большей части населения происходило насильственно. Однако в ряде летописей сохранились свидетельства о священниках и епископах, ставших мучениками за веру в разных регионах страны, отдаленных от Киева. Многие из них были канонизированы. Это значит, что далеко не всегда священники были под охраной дружины и тем более не могли наказать отказавшихся креститься.

Отметим, что Русская Православная Церковь поначалу не имела Патриарха и была поместной церковью, которая управлялась на местных кафедрах епископами. Когда же произошла Великая Схизма, разделение Церквей на Православную и Католическую, Русская осталась в Православии. Князь Владимир изначально мог принять Крещение в Риме и привезти западных миссионеров на Русь, но, по мнению историков, посчитал Римского Папу слишком обремененным политическими амбициями, в то время как сам Владимир не желал подчиняться никакому диктату.

Католичество, Православие и казаки

Большинство историков сходятся во мнении, что основной причиной раскола послужило желание Римской Церкви — тогда называемой Западной — обладать сильным влиянием. Это подтвердилось впоследствии, когда Католическая Церковь приняла догмат о непогрешимости Папы — сегодня это, пожалуй, основной аргумент отсутствия единения Церквей.

Великая Схизма, или Великий раскол случился в 1024 году. На тот момент в отношениях между странами и Церквями существовала напряженная политическая обстановка. Кроме того, за тысячу лет христианская Церковь обрела различные региональные традиции — обряды, особенности иерархии, обычаи. Очевидно, люди, принадлежавшие к разным традициям не приняли друг друга, разницу в менталитетах и культурах. Римо-Католическая Церковь в 1054 году провозгласила Папу единственным главой Церкви на Земле, а затем и наместником Христа. В свою очередь, Патриарх Константинопольский принял титул Вселенского.

Казаки исторически жили на землях между Киевской Русью — где князь Владимир насадил Православие — и Великим Княжеством литовским. Стекались на Сечь и католики (из Княжества) и православные (из России). Однако отметим, что со временем Православие стало превалировать. Вот как это было.

Казаки в России

Из-за подобных войн и начавшейся в России смуты казачество было ослаблено. Кроме того, из-за того, что казаки под предводительством Ивана Мазепы предали Россию, перейдя на сторону Швеции в сражении под Полтавой.

Именно так начался процесс уничтожения казачества… По мнению историков, во времена императрицы Екатерины II был создан пик подобных прецедентов. В 1775 году была уничтожена Запорожская Сечь. При этом казакам дали выбор: стать крестьянами или поступить в регулярные полки (которой многие воспользовались) — только не сохраняя прежний уклад жизни.И все же предложение Российской Империи не приняли 12 тысяч человек. Однако о положении казаков и сохранении их традиций позаботился сам генералиссимус Суворов — в 1790 году по его просьбе было создано Черноморское казачье войско.

Кубанские казаки

Кубанское казачество иногда называют «русские казаки». Они были сформированы в 1860 году из ряда казацких формирований того времени. Со временем они стали особой специализированной частью войска Российской Империи. Их база находилась на Северном Кавказе (напомним, что Кубанью называют часть Краснодарского края, хранившую свое название).

Основой кубанских казаков стало то самое Черноморское казачье войско вкупе с Кавказским войском, уничтоженным после кавказской войны. Они стали пограничными силами, контролировавшими положение на Кавказе: ситуация оставалась нестабильной. Казаки были своеобразным буфером между Кавказом и Россией

Кубанцы воевали и во время Великой Отечественной войны — уже в ХХ веке. Старинный быт, культура и традиции Кубани сохранились по сей день благодаря официальному Кубанскому войсковому казачьему обществу.

Донское казачество

Пожалуй, это самая древняя, аутентичная казацкая культура. Она идет еще из 15 века — от первых казаков. Название, разумеется, идет от реки Дон. Именно донские казаки акцентировали, что они — этнос с собственной культурой, хотя активно объединялись с запорожцами в битвах.
После революции большевиков именно дончане создали собственное государство. Увы, поддержка белого движения привела к разгрому и репрессиям казаков. Но и по сей день в Российской Федерации живут чуть менее полутора сот тысяч человек с национальностью «казак».

Казачество в обществе и мировой культуре

Сегодня история и традиции, быт и сам этнос казаков изучаются этнологами всего мира. Ученные действительно изучают все элементы казачьей культуры, чтобы узнать и сохранить этот памятник. А современные казаки воплощают его в жизнь.

Зарождение казачества

До сих пор среди исследователей не утихают споры о том, кем же являются казаки — бравые воины колоритной внешности, с юных лет мастерски владеющие саблей и ловко управляющие конём. Были ли они славянами, или же это обрусевшие представители восточных народов? Являются ли они самостоятельным субэтносом, или их общность основана на культурных и социальных признаках? Попробуем разобраться в этих вопросах, а также найти ранние упоминания о казаках в письменных источниках.

Теории и гипотезы

Существует несколько теорий о происхождении казачества. Первая, самая романтическая, возникла в XVIII веке, по всей видимости, в среде казацкой старшины. Она гласит, что казаки — прямые потомки хазар, создавших некогда могущественный Хазарский каганат. В основе такого взгляда лежала схожесть названий «козаки» и «козары». В научной среде эта теория не закрепилась, но она наглядно показывает стремление казаков выставить себя отдельным сословием, не имеющим ничего общего с украинским крестьянством.

Вторая теория, популярная на рубеже XIX и XX веков, также подчёркивает обособленность украинских казаков и выводит их происхождение от бродников или берладников — этнически смешанного населения причерноморских и приазовских степей, жившего преимущественно в низовьях Днестра, Днепра и Дона.

Примерно в это же время появилась и теория «уходничества», согласно которой определённые категории населения приграничных со степью районов летом уходили на юг на сезонные промыслы. Объединившись в ватаги, они занимались преимущественно охотой и рыболовством. В советское время эта теория была дополнена необходимым социалистическим оттенком: теперь на юг уходили исключительно разорившиеся крестьяне, спасавшиеся от непосильных налогов, введённых панами-феодалами.

Однако не очень понятно, как бедный забитый крестьянин, оказавшись за Днепровскими порогами, словно по мановению волшебной палочки сразу же превращался в украинского Джона Рэмбо. Современные исследователи отмечают малоподвижность украинских крестьян, привязанных к земле вплоть до конца XVI века. Получается, что они не могли служить базой для создания казачества. Кто же тогда мог?

Социальная принадлежность

В конце XV – начале XVI века европейские страны охватил социальный кризис, ознаменовавшийся упадком рыцарства. В связи с развитием продуктивных сил и укреплением королевской власти полностью изменилось военное дело. Наёмное войско заменило феодальное ополчение. Теперь рыцарь не отправлялся в поход за славой по приказу сюзерена. Он предпочитал получать прибыль не от награбленных трофеев, а от эксплуатации подданных. В связи с этим довольно многочисленная прослойка военных слуг, сопровождавших ранее рыцаря в походе и не выполнявших никаких повинностей, стала ненужной своему господину. От них, по мнению феодала, будет намного больше пользы, если перевести их в категорию платящих налоги, а землю, с которой те кормились, включить в состав своих владений. Но работать они не приучены. Разбивать головы, убивать, жечь, грабить — это пожалуйста, а вот с работой и налогами сложнее. И эта прослойка пыталась найти новые способы существования с прежними льготами. В Европе они становились конкистадорами, ландскнехтами, рейтарами, чиновниками, а на территории Великого княжества Литовского подались в казаки.

Основой зарождения украинского казачества стала, по-видимому, категория «бояр-слуг», или «панцирных бояр». На рубеже XV–XVI веков в Княжестве шёл процесс юридического подтверждения благородного (шляхетного) происхождения, и очень быстро шляхта превратилась в закрытый клуб, куда попасть было просто невозможно. Одновременно литовские и польские магнаты формировали крупные хозяйства, поглощавшие земли «бояр-слуг». Последние теряли как социальные права, так и экономическую основу. Перед ними замаячила возможность полной утраты своих прежних привилегий и попадания в категорию простых крестьян.

Значительное обострение ситуации произошло после 1471 года, когда было ликвидировано Великое княжество Киевское, бывшее составной частью ВКЛ. «Бояре-слуги», составлявшие значительную часть воинского контингента Киевщины и основную массу княжеского двора, утратили свои привилегии. Начавшийся перераздел земли часто затрагивал земельные владения «бояр-слуг». Это вынудило многих из них, желавших сохранить свободу, оставить насиженные земли и уйти на юг в степь, где их военные навыки позволили наладить сносную жизнь за счёт грабежа. В свободное от него время «бояре-слуги» были вынуждены заниматься охотой и рыболовством.

Изменения в социальной структуре коснулись и других слоёв населения. Крестьяне в своём большинстве, стиснув зубы, терпели процесс закрепощения. Бегство в далёкую степь отмечалось очень редко: если крестьянин и бежал от пана, то, как правило, не дальше, чем на несколько десятков километров. А вот мещане пограничных территорий часто уходили в степь на промыслы, чтобы прокормить семью. В условиях постоянных опасностей степного пограничья «уходники» были вынуждены объединяться в ватаги и быть готовыми к отражению внезапного нападения татар, считавших украинные степи исключительно своими угодьями. Впрочем, если «уходникам» подворачивался татарский табун или купеческий караван, это считалось подарком судьбы и сулило хорошую поживу.

И «бояре-слуги», и мещане проводили в степи только тёплое время года, а на зиму возвращались поближе к цивилизации, в окрестности Киева и Черкасс. Разница между двумя группами была не очень велика, и именно из них выплавилось на рубеже XV–XVI веков украинское казачество. Но кроме них «ходити козакувати» (или попросту в степь, или «на низ» за добычей) отправлялось множество самых разных людей, большинство из которых попросту скрывалось от закона. Тут были и шляхтичи-изгнанники, и беглые крестьяне, да и просто искатели приключений из Великого княжества, польской Короны, Московского царства, Молдавского воеводства и даже из Крымского ханства.

Восточное влияние

Не обошлось и без восточного (татарского) влияния на украинское казачество. Подобные «уходники» встречались и в соседнем Крымском ханстве. Однако было их намного меньше. Смешиваясь с «коллегами» из ВКЛ, татары зачастую растворялись в их массе, распространяя в новой среде элементы восточного быта. Среди казаков, проживавших в Черкассах, встречались тюркские имена: Бахта, Байдык, Брухан, Гусейн, Каранда, Мехмедер, Малик-баша, Ногай, Охмат, Теребердей, Чарлан и т.д.

Известен случай, когда в 1507 году ханский посол случайно встретил в Черкассах бывшего слугу хана Менгли-Гирея, сбежавшего от своего господина. Посол попытался задержать беглеца, но за того вступились казаки и отстояли его. Один из наиболее известных сподвижников Богдана Хмельницкого, Филон Джеджалий, был татарского происхождения. Иконографическим олицетворением украинского казака стал казак Мамай, а все его украинские приметы от оселедца до шаровар имеют явное восточное происхождение.

Даже само слово «казак» имеет восточные корни. Первоначально оно встречается в Codex Cumanicus — словаре и сборнике христианских текстов, написанном крымско-татарским языком и относящемся к XIII веку. Словом «козак» в кодексе обозначают охранника, сторожа. В 1308 году «казаки» упоминаются в крымском Судаке, но как полная противоположность — в данном случае они уже не охранники, а разбойники. И именно в таких двух ипостасях казаки фигурируют на протяжении XV века: то казаки-стражники несут конвойную и охранную службу в Кафе, то казаки-разбойники грабят купеческий караван. В этих же ипостасях термин попал и на украинское пограничье.

Первые реляции

Первое упоминание о собственно украинских казаках относится к событиям 1489 года. Мартин Бельский в своей «Хронике» указывает, что польско-литовскому войску, выступившему в поход против татар, дорогу указывали казаки, которые выполняли и функции разведчиков. В это же время на Таваньской переправе через Днепр казаки разграбили московский купеческий караван.

В 1492 году казаки захватили в низовьях Днепра татарское судно. По-видимому, этого им показалось мало, и они угнали пасшееся неподалёку стадо волов, причём татарских пастухов тоже увели с собой. Аппетит приходит во время еды: за волами последовал табун лошадей, опять же, вместе с пастухами. Крымский хан Менгли-Гирей потребовал от великого князя литовского Александра компенсацию за нанесённый ущерб. Александр признал требования Крыма закономерными, пообещал устроить обыск у казаков и, если украденные предметы будут найдены, вернуть их татарам, а виновников казнить. Однако чем закончилась эта история, нам неизвестно.

В любом случае, на дальнейшие действия казаков это не повлияло, и уже в следующем году их жертвой стало московское посольство. А со временем нападения казаков в степи стали регулярными. В 1499 году Менгли-Гирей жаловался московскому князю Ивану III на постоянные набеги подданных Великого княжества Литовского на окрестности Очакова, что приносило большие убытки (здесь речь явно идёт о бывших «боярах-слугах»), а также на беспошлинный сбор соли (тут подразумеваются мещане-«уходники»).

Степные путешествия превратились в кошмар для послов всех стран. В 1500 году черкасские и киевские казаки устроили засаду на московского посла, но последнему удалось её счастливо избежать. Зато зимой 1502–1503 годов казаки сполна отыгрались на крымском посольстве. Следующим летом грабёж ханского посла был удачно повторён. Кроме того, казаки поживились за счёт турецкого купеческого каравана. Весной и летом 1510 года казаки несколько раз появлялись в окрестностях новой татарской крепости Ислам, причиняя, по словам хана, огромный ущерб. Наиболее известной акцией в тот год стал угон ханского табуна в 150 коней, отправленных прямиком в Черкассы.

Власти на пограничных землях уже в конце XV века попытались установить контроль над казачеством и заставить его платить налоги. В уставной грамоте, датированной 1499 годом, указано, что казаки должны отдавать киевскому воеводе десятую часть захваченной добычи, а занимавшиеся рыболовством «уходники» — десятую часть улова.

Первые вожди

О первых казацких вождях практически ничего неизвестно. В летописях и документах фигурируют исключительно имена литовских приграничных старост и воевод. Сложно сказать, какую роль они сыграли в становлении казачества. С уверенностью можно утверждать лишь то, что они не были исключительно казачьими руководителями, но часто использовали казаков в борьбе против крымских татар или в других прибыльных делах. Одним из первых пограничных администраторов, чьё имя оказалось связано с казаками, был киевский воевода Юрий Пац — именно его люди ограбили московских купцов. Получил ли воевода какую-либо часть добычи, неизвестно. Возможно, налёт на караван случился даже без его ведома. Сохранились некоторые имена участников этой акции: Богдан, Голубець, Васько Жила.

Более известен современник Паца, черкасский наместник князь Богдан Глинский. В 1493 году он совершил поход в низовья Днепра («на Низ») и разграбил недавно основанную татарами крепость Очаков. Хан Менгли-Гирей в переписке с московским царём сообщал, что основу войска Глинского составляли «казаки черкасские». Их добычей стали «30 тысяч алтын», а из 64 ханских людей, находившихся в крепости, часть изрубили, а часть забрали в плен. Михаил Грушевский допускал, что ряд казачьих походов в степь конца 1480-х – первой половины 1490-х годов напрямую связан с деятельностью Б. Глинского, но подтвердить этот факт в наше время невозможно.

Документы указывают, что среди солдат, находившихся на службе у князя Дмитрия Путятича, преемника Паца на посту киевского воеводы, уже официально числились казаки. Именно у них во время обыска, проводимого черкасским старостой Семёном (Сенько) Полозовичем по требованию великого князя литовского Александра, нашли награбленное татарское добро. Полозович, пожалуй, является первым действительным претендентом на звание «организатора украинского казачества». Мартин Бельский назвал его «Полоз Русак, славный казак». В 1508 и 1511 годах С. Полозович нанёс поражение татарам. Вероятно, он был участником нескольких степных походов, и не случайно, что, когда власти ВКЛ впервые задумались о принятии казаков на официальную пограничную службу, то вопрос был поручен Семёну Полозовичу. Планировалось принять на службу от 1 000 до 2 000 казаков.

Совместно с чернобыльским старостой Криштофом Кмитичем в 1524 году Полозович навербовал казаков, с которыми совершил поход под Тавань и в течение недели контролировал переправу через Днепр. Татарское войско в это время возвращалось из набега на польские земли и оказалось в странной ситуации: почти вернулись домой, а в дом попасть не могут. Если бы войска, собранные королём Сигизмундом для отражения татар, отправились за ними в степь, то тем было бы не избежать погрома. Однако, не догнав в пределах коронных земель врага, шляхта повернула домой. Казаки же, продемонстрировав свою силу, ушли на украинское порубежье. По возвращении из похода Полозович предложил набранных на службу казаков разместить небольшими гарнизонами вдоль границы для обороны против татар. Однако проект пришлось свернуть из-за нехватки денег. С планами о государственной службе казаки на время простились. Идея уже витала в воздухе, но её воплощение будет связано с совершенно другими людьми.

Обсуждения

КАЗАЧЕСТВО: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ИСТОРИЯ, РОЛЬ В ИСТОРИИ РОССИИ.

1 сообщение

Казачество — этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др., как отдельные субэтносы своих народов в единое целое. Российское законодательство до 1917 рассматривало казачество как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. Казачество определяли и как отдельный этнос, самостоятельную народность (четвертую ветвь восточного славянства) или даже как особую нацию смешанного тюрко-славянского происхождения. Последняя версия усиленно разрабатывалась в 20 веке казачьими историками-эмигрантами.
Общественная организация, быт, культура, идеология, этнопсихический уклад, поведенческие стереотипы, фольклор казачества всегда заметно отличались от порядков, заведенных в других областях России. Казачество зародилось в 14 веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование, начавшееся после распада Золотой Орды, проходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров. О первых страницах казачьей истории не сохранилось достоверных письменных источников. Истоки происхождения казачества многие исследователи пытались обнаружить в национальных корнях предков казаков среди самых разных народов (скифов, половцев, хазар, алан, киргизов, татар, горских черкесов, касогов, бродников, черных клобуков, торков и др.) или рассматривали оригинальную казачью воинскую общность как результат генетических связей нескольких племен с пришедшими в Причерноморье славянами, причем отсчет этого процесса велся с начала новой эры. Другие историки, напротив, доказывали русскость казачества, делая упор на постоянность нахождения славян в областях, ставших колыбелью казачества. Оригинальная концепция была выдвинута историком-эмигрантом А. А. Гордеевым, считавшим, что предками казаков является русское население в составе Золотой Орды, поселенное татаро — монголами на будущих казачьих территориях. Долгое время доминировавшая официальная точка зрения, что казачьи общины появились в результате бегства русских крестьян от крепостной зависимости (а также взгляд на казачество как на особое сословие), были подвергнуты в 20 веке аргументированной критике. Но и теория автохтонного (местного) происхождения имеет слабую доказательную базу и не подтверждается серьезными источниками. Вопрос о происхождении казачества по-прежнему остается открытым.

Нет единодушия среди ученых и в вопросе о происхождении слова «казак» («козак» по-украински). Делались попытки производить это слово от названия народов, некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги, х(к)азары), от самоназвания современных киргизов — кайсаки. Существовали и другие этимологические версии: от турецкого «каз» (т. е. гусь), от монгольского «ко» (броня, защита) и «зах» (рубеж). Большинство специалистов сходятся в том, что слово «казачество» пришло с востока и имеет тюркские корни. В русском языке это слово, впервые упомянутое в русских летописях 1444 года, первоначально означало бездомных и вольных воинов, поступавших на службу с выполнением военных обязательств.
История казачества

В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью (просуществовало до 1775), а служилое — «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском государстве. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали д

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector