3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кладовая солнца главные герои

Кто главные герои рассказа Кладовая солнца?

Главными героями рассказа «Кладовая солнца» оказываются дети Настя и Митраша, которые однажды отправившись за клюквой разделились, пошли порознь и попали в неприятную ситуацию на Блудовом болоте, о которой хорошо написано в рассказе.

Также в рассказе «Кладовая солнца» мы встречаем нескольких второстепенных героев, без которых бы рассказ не получился бы. Прежде всего это главный отрицательный герой рассказа — матерый волк Серый помещик. Кроме него большую помощь Митраше оказал пес Травка.

Упомянут в рассказе и старый Антипыч, который ко времени действия рассказа уже умер, но ему посвящена целая часть.

Главными героями в произведении Пришвина «Кладовая солнца»:

  1. Настя — девочка лет 12, сирота.
  2. Митраша — брат Насти, настоящее имя Дима. Младше своей сестры на два года.
  3. Собака Травка — живет в лесу, после своего хозяина Антипыча.
  4. Антипыч — старик, лесник и охотник. На момент смерти ему 80 лет. Пусть персонаж второстепенный, но думаю его можно выделить.

Рассказ М. Пришвина «Кладовая солнца» о приключениях детей Насти и Митраши.

Они остались без родителей в деревне и живут одни. У них большое хозяйство, но они сами со всем справляются. Держаться вместе и везде ходят только вдвоем.

Отправились дети за клюквой на болото и много приключений там случилось с ними случилось.

Митраша мальчик серьезный и ответственный. Храбрости ему не занимать, но любит спорить. Он сам из ружья убивает волка, хотя целился в зайца.

Настя старательная и заботливая девочка. Она старшая сестра Митраши и старается его опекать.

Им помогает во всем их собака Травка. Она помогала Митраше выбраться из болота.

Кладовая солнца, главные герои

Рассказ «Кладовая солнца» написал известный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин в 1945 году.

Главных героев здесь двое.

Это дети-сироты (брат и сестра), у которых отец погиб на Великой Отечественной войне, а мать умерла от болезни.

Дети очень хозяйственные и трудолюбивые, с радостью присоединялись к общественной работе.

Настя Весёлкина.

Очень милая девочка, ей 12 лет. Описание Насти даётся такое:

Митраша Весёлкин.

Ему 10 лет, то есть он на 2 года младше своей сестры Насти. Вот как описывает его автор:

В произведении ребята пошли в лес за клюквой, но поссорились и каждый из них пошёл в лес сам по себе. В итоге они столкнулись с большими неприятностями.

Если же говорить о второстепенных героях, то к положительным относятся собака Травка и лесник Антипыч, а к отрицательным — волк Серый помещик.

Главные герои сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца»: Митраша и Настя Веселкины, жившие в селе возле Блудова болота, рано оставшись без родителей (мать умерла, отец погиб на войне), детям пришлось самим вести хозяйство, поддерживать друг друга.

Образ Митраши — мужичок в мешочке, так его называли односельчане, не по годам смышленый мальчик, многое знает и умеет, спорит с сестрой, как взрослый, находчивый.

Образ Насти — старшая сестра Митраши, чувствует ответственность за его судьбу, хозяйственная и трудолюбивая девочка.

Травка — (полное имя Затравка), собака, спасшая Митраше жизнь, ищущая себе нового хозяина, настоящий друг человека, преданная и добрая.

Замечательные рассказы Пришвина о природе помню с детства, в них особенная атмосфера, которую чувствует и ребенок и взрослый человек.

В рассказе «Кладовая солнца» рассказывается об одном случае в лесу. Брат и сестра — Митраша и Настя идут в лес, чтобы набрать клюквы, ссорятся, расходятся в разные стороны, в итоге мальчик попадает в топь. Мальчик оказывается спасен благодаря собаке Травке.

Главными героями рассказа являются старшая сестра Настя и младший братик Митраша, дети — сироты, родителей у них нет, а старшей сестре всего то 12 лет, Митраша еще младше — 10 лет, и им приходится самим заботиться о себе. Еще есть в рассказе такие герои, как собака Травка и волк Серый помещик, есть еще упоминание о леснике Антипыче.

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

пятница, 31 августа 2018 г.

«Кладовая солнца»

Пришвин М., сказка «Кладовая солнца»

Главные герои сказки «Кладовая солнца» и их характеристика

  1. Настя Золотая курочка. Девочка 12 лет. Хозяйственная, домовитая, заботливая, рассудительная и осторожная. Поддалась жадности и забыла про брата.
  2. Митраша. Мужичок в мешочке. Мальчик 10 лет. Спокойный, уверенный, решительный, немного безрассудный. Не стал слушать сестру и попал в болото.
  3. Травка. Гончая, сильно скучала о своем умершем хозяине. Признала хозяином Митрашу.
  4. Серый помещик. Матерый волк.

План пересказа сказки «Кладовая солнца»

  1. Митраша и Настя ведут хозяйство
  2. Сборы за клюквой
  3. На Звонкой борине
  4. Ель и сосна у Лежачего камня.
  5. Дети разделяются.
  6. Облава на волков
  7. Серый помещик охотится на Травку
  8. Травка охотится на зайца
  9. Митраша тонет
  10. Настя жадничает
  11. Снова охота на зайца
  12. Спасение Митраши
  13. Конец Серого помещика
  14. Триумфальное возвращение
  15. Кладовая солнца.

Кратчайшее содержание сказки «Кладовая солнца» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Сироты Настя и Митраша решают отправится на Палестинку за клюквой.
  2. В дороге они ссорятся и Митраша идет напрямик, а Настя в обход Слепой Елани.
  3. Серый помещик выслеживает Травку, а Травка выслеживает зайца.
  4. Митраша проваливается в Слепую Елань и тонет, а Настя увлеченно собирает клюкву.
  5. Травка спасает Митрашу и мальчик убивает серого помещика.
  6. Дети возвращаются с клюквой и собакой, а односельчане удивляются мужеству детей.

Главная мысль сказки «Кладовая солнца»
Любовь и согласие есть величайшие человеческие ценности, забывать о которых никак нельзя.

Чему учит сказка «Кладовая солнца»
Этот рассказ учит нас доверять друг другу. Слушаться умных советов, не забывать о том, что рядом есть близкие люди. Учит действовать сообща, учит не быть жадными и гордыми. Учит любить животных и природу.

Отзыв на сказку «Кладовая солнца»
Это рассказ автор не зря назвал сказкой-былью. В нем причудливо сплетено сказочное и реальное. В нем деревья выступают как живые существа, а животные и птицы действуют очень разумно. Но конечно больше всего мне понравилось мужество детей. Они сделали ошибки, они глубоко в них раскаялись, а ведь умение признать когда ты не прав очень важно для человека. И еще мне очень понравилась собака Травка, настоящий преданный друг человека, который знает великую правду жизни — что вся наша жизнь есть великая борьба за любовь.

Пословицы к сказке «Кладовая солнца»
Где согласие и лад — там дело клад.
Есть согласие, есть и счастье.
Хорошая собака без хозяина не останется.
Собака — друг человека.
Что одному трудно, то сообща легко

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Кладовая солнца» по главам:
I.
В одном селе, что лежало возле Блудова болота, жили двое осиротевших детей. Настя, которую все называли Золотой курочкой на высоких ножках, и Митраша, которого звали Мужичок в мешочке.
Настя была высокой, волосы рыжие, лицо все в веснушках, а носик глядел вверх. Митраше было десять лет и он был также весь в веснушках.
После смерти родителей детям досталось большое хозяйство — корова, коза, телка, овцы, куры, петух и поросенок. И дети с этим хозяйством справлялись на удивление хорошо. Да еще и в общественной жизни села участвовали. Настя с утра до ночи хлопотала по хозяйству, Митраша выучился делать деревянную посуду.
Не будь Насти, Митраша скоро бы зазнался, но Настя легко осаживала брата.
II.
На болотах растет очень вкусная ягода клюква, которую собирают поздней осенью или весной. Весенняя клюква особенно вкусная. И вот, узнав, что болота уже освободились от снега, стали собираться Настя и Митраша за клюквой.
Митраша взял отцовское ружье, компас и спросил Настю, помнит ли она о Палестинке, про которую говорил отец. Это была самое ягодное место на всем болоте, но лежало оно возле Слепой Елани, самого опасного места болота.
Уже перед уходом Настя прихватила котелок вареной картошки, про всякий случай.
III.
Дети довольно быстро миновали предболотье и вышли на борину, невысокий холм поросший бором, под названием Звонкая борина. Здесь уже показались первые ягоды клюквы. Дети вспомнили про Серого охотника, матерого волка, грозы этих мест, но Митраша любовно погладил ружье.
Наступало утро. Звонко пели птицы. Были среди них хорошо знакомые голоса, но некоторые Настя не знала и Митраша ей объяснял, что так кричит весной заяц, так ухает выпь, а так радостно журавли встречают солнце. Потом дети услышали как вдалеке выли волки, но им не нужно было в ту сторону.
Митраша сразу предложил свернуть по компасу на маленькую тропинку, а Настя предложила идти большой тропой. Но Митраша сказал, что где часто ходят люди, ягоды мало, и они свернули на тропинку, указанную компасом.
IV.
Двести лет назад в одну ямку ветер бросил два семени, сосны и ели, и оба семени проросли. Корни их сплелись, стволы тянулись к солнцу рядом, прокалывая друг друга сучьями, и когда ветер трепал деревья, сосна и ель выли от боли. Да так, что этот вой подхватили одичавшая собака, скучавшая по человеку и волк, просто от злости.
К этим деревьям, к Лежачему камню, пришли дети и сели отдохнуть. Над ними тетерев-косач поздоровался с солнцем. К этому месту слетелось немало косачей, которые были не прочь подраться, а сверху за ними наблюдала ворона, сидящая на яйцах. И когда прилетел ее самец, она крикнула ему: «Выручай».
В это время косачи стали драться, а ворона-самец стал подбираться к сидящему на ветках косачу.
Митраша, показывая на стрелку компаса, стал предлагать двигаться по едва заметной тропке, но Настя возражала.
Самец-ворона подкрадывался к косачу все ближе.
Митраша настаивал, что идти надо прямо на Палестинку, но Настя урезонивала его, говоря, что так они попадут на Слепую Елань.
Митраша рассердился и один отправился по своей тропинке. А Настя пошла по другой.
Самец-ворона догнал тетерева и бросился на него. Он вырвал у тетерева клок перьев, а деревья взвыли и застонали.
V.
Услышав этот вой, вылезла из ямы возле сторожки Антипыча гончая Травка. Два года назад старый Антипыч умер и это было большим горем для собаки.
Никто не знал сколько лет было Антипычу, может восемьдесят, а может все сто. Но он все обещал охотникам рассказать что такое правда, когда будет умирать. И сказал еще Антипыч, что пошлет за людьми Травку, когда придет его час.
Но началась война, Антипыч умер, и Травке пришлось привыкать к одинокой жизни. Она по привычке таскала пойманных зайцев к домику, но и того уже не было — развалился как-то вмиг.
И Травка выла от горя, а к ее вою давно прислушивался волк Серый помещик.
VI.
Охотники точно знали, что выводок волков живет возле Сухой речки. Они обложили волков флажками и устроили облаву. Почти все волки погибли, но Серый помещик выжил, один выстрел оторвал ему ухо, второй — хвост, но за то лето Серый помещик зарезал коров не меньше, чем целая стая.
Серый помещик сделался грозой тех мест и крестьяне старались обходить их стороной.
В то утро, услышав вой деревьев, Серый помещик вылез из логова и, голодный и злой, тоже завыл.

VII.
Серый помещик направился к сторожке Антипыча, собираясь съесть Травку. Но чуть ранее Травка перестала выть, и отправилась на охоту за зайцем.
Так случилось, что один заяц вышел к Лежачему камню, где недавно отдыхали дети и поскакал прямо к Слепой Елани.
Травка сразу почуяла запах людей и запах зайца, и перед ней встал непростой выбор. Идти за зайцем, в ту сторону, куда ушел меньший из людей, или идти за тем, кто пошел в обход Слепой Елани.
Ветер подул со стороны, куда ушла Настя и собака решилась. С той стороны пахло хлебом и картошкой и Травка, рассудив, что заяц никуда не денется, отправилась следом за Настей.
VIII.
Митраша в это время пробирался по Блудову болоту. Под ногами его пружинили кочки и слой травы едва выдерживал его вес. Ветки деревьев словно пытались предупредить, не пустить вперед мальчика, но Митраша упрямо шел вперед.
Птицы подняли гвалт, но Митраша не испугался и даже запел. Пение приободрило его и мальчик заметил, что тропа поворачивает на запад. А впереди лежит небольшое ровное пространство, совсем без кочек, на другой стороне которого виднеется трава белоус — явный признак человеческой тропы.
И Митраша решил идти напрямик.
Слепая Елань потому и называлась слепой, что вода в ней сверху заросла травой и видно ее не было. И Митраша пошел прямиком через эту Елань.
Сперва ему идти было даже легче, но постепенно он все глубже стал проваливаться в воду, уже до колена. Митраша решил было вернуться, вырваться из Елани, но буквально рядом увидел траву-белоус и решил, что перескочит. Он рванулся вперед и провалился по грудь. Ему оставалось только одно — положить ружье на болото и держаться.
Ветер донес до него окрик Насти и Митраша ответил, но сестра не услышала его. Одни сороки прыгали вокруг Митраши и мальчик заплакал.
IX.
В это время Настя увлеченно собирала клюкву. Сперва по ягоде, потом целыми горстями. Она забыла про брата, про себя, про время. Она даже сошла с тропы и шла туда, куда вела ее ягода.
Но опомнившись повернула и стала искать тропу. Метнулась в одну сторону, в другую, и вдруг за кустами можжевельника увидела такое, что мигом забыла про все на свете. Целая ярко-красная от ягоды полянка, та самая Палестинка, открылась ее глазам.
Посредине Палестинки был холм, на котором стоял лось. Лось презрительно смотрел на Настю, ползущую на четвереньках и не понимал жадности человека, да и человека в Насти не признавал. А прямо перед Настей возник пень, на котором грелась черная гадюка.
Увидев гадюку, Настя пришла в себя и поднялась на ноги. Лось, наконец узнал человека и убежал. А совсем рядом стояла Травка, собака, которую Настя сразу узнала. Она даже попыталась вспомнить кличку собаки, но в голову лезло глупое «Муравка».
Настя хотела дать собаке хлеба, но хлеб был на самом дне корзины, полностью заполненной ягоды. И Настя испугалась. Сколько же времени прошло и где ее брат. Она с криком упала на землю и зарыдала. Этот крик и слышал Митраша.
X.
Травка подошла к Насте и лизнула ее в руку. Она почуяла человеческое горе и завыла. Этот вой снова услышал Серый помещик и понял, где находится собака.
А Травка услышала тявканье лисицы, и поняла, что та взяла след зайца. Она прибежала к Лежачему камню и стала караулить зайца. Но прыгая, Травка промахнулась и заяц петляя рванул прямо на Слепую Елань. Травка бросилась следом.
XI.
Заяц привел Травку прямо на Слепую Елань, где сороки дразнили Митрашу. Заяц отпрыгнул в сторону и лег в свой же след. Но Травке уже было не до него.
Травка глядела на маленького человека в Елани и думала, что это Антипыч. Она робко вильнула хвостом и вдруг услышала самое родное для нее слово: Затравка. Так позвал ее Митраша.
Травка сразу легла, узнав Антипыча. А Митраша вынужден был хитрить и звать собаку, потому что не мог объяснить ей свой план спасения. Он подзывал Травку все ближе и когда та подползла совсем близко, неожиданно ухватил Травку за заднюю ногу.
Собака рванулась, не понимая, как человек мог ее так обмануть. Она бы вырвалась, но Митраша успел схватить Травку за вторую лапу. И вот Травка уже вытащила Митраша на берег.
Она отбежала, но Митраша снова ласково позвал ее, и Травка радостно взвизгнула. Теперь она уже не сомневалась, перед ней был ее Антипыч. И человек и собака обнялись и целовали друг друга.
XII.
После этого дела пошли на лад. Травка вспомнила про зайца и довольно быстро нашла его след. Митраша переменил в ружье патроны, и спрятался в кусте можжевельника, надеясь подстрелить зайца. Сюда же вышел Серый помещик и Митраша выстрелил волку прямо в голову. Серый помещик был убит.
Настя услышала этот выстрел и быстро нашла брата. Травка добыл все-таки зайца и дети грелись у костра, готовили ужин и готовились к ночлегу.
В деревне, узнав, что дети не ночевали дома, встревожились и собиралась идти их искать, но тут они явились сами. Они рассказали о своих приключениях и несмотря на то, что полная корзина клюквы была налицо, люди не сразу поверили в смерть Серого помещика. Но охотники сходили в указанное место и нашли труп волка.
Митраша стал в глазах односельчан героем. И вскоре он вырос, вытянулся, стал статным красивым парнем.
А Настя тоже удивила односельчан. Всю собранную клюкву она отдала эвакуированным детям.
Торф — это настоящее богатство, которое хранится в болотах. Торф — это консервы солнечной энергии, поэтому геологи называют болота кладовыми солнца.

«Кладовая солнца» главные герои

Повесть Пришвина «Кладовая солнца», содержит в себе не только описание приключений героев, но и сказочные мотивы… Главные герои «Кладовой солнца», Настя и Митраша, отправляются в лес за клюквой. Героям повести предстоит пережить немало испытаний, прежде чем они вновь встретятся друг с другом. Основная мысль рассказа Пришвина заключается в умении любить и быть любимым. Героями сказки становятся не только дети, но и окружающая природа, животные и птицы, которые каким – либо образом оказывают влияние на происходящие события, всю дорогу присутствуя рядом.

Характеристика героев «Кладовая солнца»

Главные герои

Митраша

В рассказе «Кладовая солнца» герой, который чуть не погиб из – за своей торопливости. Это маленький мальчик, брат Насти. Рано оставшись без родителей, дети сами ведут хозяйство. Митраша помогает своей сестре, он многое знает и умеет, научившись у отца. Он делает деревянную утварь, пользующуюся большим спросом у соседей, справляет всю мужскую работу по дому. Очень любит свою сестру, они живут дружно, во всем помогая друг дружке. Пойдя не той тропой, Митраша провалился в болото, его спасла собака старика Антипыча.

Настя

На два года старше Митраши. Умная, хозяйственная девочка, на которой лежит вся женская работа. Она ухаживает за скотиной, доит и прогоняет в стадо корову, управляется по дому. Осиротевших детей сплотило общее горе, и дети стараются во всем быть опорой друг другу, сообща они делают и домашнюю работу, и участвуют в общественных делах. Когда дети пошли за клюквой, в пути повздорили, и пошли разными дорогами. Насте попалась большая поляна с клюквой, и она позабыла о Митраше. Нашла его, когда услышала выстрел.

Второстепенные персонажи

Старик Антипыч

Старый лесник, проживший долгую жизнь. Он очень умный и мудрый, все свои жизненные знания, он стремится передать людям. Люди относились к старику с уважением, прислушиваясь к его мудрым советам. Лесник жил в сторожке со своей собакой Травкой, у него часто гостили охотники, с интересом слушая его загадочные истории о жизни. Старик прожил более восьмидесяти лет.

Собака Травка

Собака старого лесника, с одного слова понимавшая своего хозяина. После смерти старика, не захотела покидать обжитое место, и живет у развалившейся сторожки. Собака привыкла охотиться с лесником, и до сих пор продолжает носить добычу к сторожке. В погоне за зайцем, Травка набрела на болото, в котором увидела мальчика. Мальчик хитростью подозвал собаку, и Травка помогла ему выбраться из болота. Она нашла нового хозяина, и с детьми пришла в деревню.

Волк Серый помещик

Старый волк, получивший от жителей деревни кличку «Серый помещик», он резал скот жителей и уничтожал собак. Всю волчью стаю истребили охотники, а Серый помещик всегда уходил от облавы. Был неуловимым хищником, которого никак не могли пристрелить. Услышав лай собаки, хотел ее поймать, и оказался под дулом Митрашиного ружья, и мальчик пристрелил волка.

Рассказчики

Повествование идет от лица рассказчиков, которые являются исследователями болотных ресурсов. Рабочие, которым известна вся жизнь жителей деревни, они, как и все, переживают за судьбу детей – сирот. Именно они увидели, что дети не ночевали дома, и подняли на ноги всю деревню. Им Настя рассказала, как ее одолела жадность при сборе клюквы, и поэтому, она отдала ее в помощь детям.

Повесть – сказка Пришвина «Кладовая солнца», рассказывая о приключениях двух маленьких детей, учит тому, как важно любить и понимать друг друга, и тогда все испытания будет легче выдержать. Эта краткая характеристика героев повести, для читательского дневника.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Кладовая солнца»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Кладовая солнца»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Кладовая солнца»

Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.

  1. 1. Наталия Дробот 149
  2. 2. Иоанн Стефановский 107
  3. 3. Оля Проскурина 85
  4. 4. Батыр Джанаев 58
  5. 5. Аня Киотова 53
  6. 6. Игорь Проскуренко 52
  7. 7. Меня Нет 40
  8. 8. Артем Артюхов 31
  9. 9. Сулейман Гурдов 28
  10. 10. Валерия Бурбик 25
  1. 1. Мария Николаевна 13,175
  2. 2. Лариса Самодурова 12,435
  3. 3. Liza 11,910
  4. 4. TorkMen 11,191
  5. 5. Кристина Волосочева 11,060
  6. 6. Лиса 10,895
  7. 7. Ekaterina 10,876
  8. 8. Влад Лубенков 10,700
  9. 9. Юлия Бронникова 10,650
  10. 10. Вячеслав 10,615

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Герои произведения Кладовая солнца Пришвина сочинение

Митраша

Главным героем данного произведения является маленький мальчик, который жил со своей сестрой. Они очень рано остались сиротами и сами ведут хозяйство. Этот самостоятельный ребенок во всем помогает своей сестре, он многому научился от своего отца, когда тот был живой. Митраша делает своими руками утварь их дерева, которую потом продает. С сестрой они живут очень дружно, Митраша любит ее.

После смерти родителей им досталось небольшое хозяйство и имущество, в котрое входили: маленький дом, телка по кличке Зоря, козочка, овца, куры, петух по кличке Петя и поросенок. И брат с сестрой заботились и ухаживали за всеми животными.

Настя

Старшую сестру Митраши зовут Настя, она старше его на два года. Она занимается всем женским хозяйством, которое выпало на ее хрупкие плечи. Она доит коров, а также загоняет их в стадо, также делает все по дому. Их очень сплотило то, что они остались без родителей и были горой друг за другом.

Антипыч

Кроме основных героев, в произведении присутствуют и второстепенные персонажи, например, долгожитель лесник Антипыч. Он мудрый и умный старик. Все люди его уважали и прислушивались к его советам, учились чему-то у него. Старик Антипыч жил со своей собакой. К нему в гости частенько захаживали охотники.

Травка

Из животных персонажей присутствует такой персонаж как собака по кличке Травка. Она продолжала жить у жилища лесника, даже после его смерти, преданная была. Однажды, отправившись на охоту, она увидела в болоте мальчика Митрошу и смогла спасти ему жизнь. Так она и пошла за детьми и обрела новых хозяев.

Хоть и ребята были всегда дружны между собой, однажды они все-таки поругались, когда решили собрать клюкву. Тропа в лесу разошлась и Митраша решил пойти по трудному пути, а его сестра по другой дороге, в результате дети поссорились, ведь брат не послушал Настю.

Серый Помещик

Еще одним животным из персонажей был волк, прозвали его Серым Помещиком. Он истреблял скот людей и кидался на собак. Волк был неуловимым, ведь всех его сородичей вокруг истребили, а он оказался непойманным. В итоге его пристрелили Митроша.

Рассказчик

Также некую роль в произведении играли рассказчик. Именно они повествовали всю историю. Они были работниками, которые исследовали болото.

«Кладовая солнца» весьма оригинальное произведение, которое включает в себя и сказку-быль и жизнь. В произведении присутствуют и выдуманное, и реальное. Еще с самого начала идет этот переплет выдуманного и правдивого. Придумано название села и болота, место, где проживали дети, а события, которые описывались в произведении были реальными.

Все о чем говорилось в произведении сыграло немалую роль в жизни Матроши и Насти. Это и ель, болото, лось собачка по кличке Травка.

Произведение «Кладовая солнца», в принципе, как и любая сказка со счастливым концом. Дети изменились в лучшую сторону, это сотворилось из-за того, что им пришлось перенести нелегкие испытания в своей жизни. Наши герои поняли, что нужно быть внимательными друг к другу, что нужно заботиться о своих родных и близких людях, животных.

Герои произведения Кладовая солнца

Несколько интересных сочинений

Одним из центральных персонажей повести «Пиковая дама» Александра Сергеевича Пушкина является девушка по имени Лизавета Ивановна.

Это история мальчика, оставшегося сиротой и живущего у своей бабушки. Его мама утонула, переправляясь через реку на лодке с другими сельчанами

Так уж устроена жизнь, что каждый человек должен быть образованным. И поэтому, мы ходим в школу. Раньше в России богатых детей учили на дому учителя и гувернёры, а дети из бедных семей были вообще без образования.

Чтение в жизни любого образованного умного человека занимает важное место. Без знаний, полученных из книг, невозможно формирование личности. Зачем нужно читать? Чтение обогащает нашу внутреннюю духовную жизнь

Григорий Печорин – главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Для полного раскрытия образа «лишнего человека» в произведение вводятся любовные линии.

Характеристика персонажей Настя и Митраша в повести М.Пришвина «Кладовая солнца»

«Кладовую солнца» М.М.Пришвин писал в самом конце Великой Отечественной войны, когда победа уже торжествовала над фашизмом. На фоне всеобщего ликования он думал о будущем страны – о детях, которым предстоит строить новую счастливую мирную жизнь. Он думал о том, каким должно расти молодое поколение, чтобы страшные события никогда не повторились. Пришвин был глубоко убежден, что только любовь ко всему живому, тесная связь с природой может излечит душу человека от зла.

В течение трех военных лет писатель жил в Усолье под Переславль-Залесским. Здесь в этих глухих местах он встретил прототипов своих главных героев – усольских детей, с которыми ходил в лес за грибами и ягодами. Место действия, история жизни этих детей, сиротство, забота о них колхозников легли в основу внешнего сюжета произведения. Взаимоотношения и характеры детей писались исходя из личных переживаний автора.

Действие сказки-были «Кладовая солнца» разворачивается в 1943 году во время Великой Отечественной войны. Настя и Митраша – главные герои произведения. Они рано познали горечь сиротства. Отец погиб на войне, а мать умерла от болезни. Они вынуждены сами заботиться о себе, друг о друге, жить взрослой жизнью. Пришвин искренне жалеет их, как и всех детей, у которых проклятая война отняла радость детства, называет их «бедными детишками».

Характеристика героев Настя и Митраша

С первых строк повествования автор дает портретную характеристику героев, подчеркивая их внешнее сходство, называет их «милыми». Они оба были в золотых веснушках с чистыми носиками. Пришвин использует эпитет «золотой», подчеркивая светлое, солнечное начало в двух родных, любящих друг друга людях. Писатель восхищается хозяйственность и трудолюбием Насти, которая, несмотря на свой возраст, ведет себя как взрослая хозяйка. Ей только пятнадцать, но на ее нежных, хрупких плечах лежат заботы обо всем крестьянском хозяйстве, оставшемся от родителей. Девочка во всем старается быть похожей на покойную мать: встает до солнца, выгоняет свое любимое стадо и, не ложась больше спать, топит печь, чистит картошку, варит обед, полет в огороде, хлопочет так до самой ночи.

Митраша младше сестры на два года. Это «мальчик упрямый и сильный». За это упрямство учителя в школе называют его «мужичком», а точнее «мужичком в мешочке», поскольку ходит он в старых отцовских куртках, подпоясанных ремнем. А со стороны кажется, что на невысоком мальчике надет подпоясанный мешок. И все-таки главное в его описании – мужские, волевые качества. В его внешности заложены черты будущего сильного мужчины: «очень плотный, лобастый, затылок широкий». Пришвину нравится мужская основательность и мастеровитость мальчика. Выучившись у отца «делать деревянную посуду», Митраша занимается бондарством не только ради собственных нужд, но и по просьбам односельчан. На мальчике лежит и мужское хозяйство, и общественные заботы. Он посещает собрания, стараясь вникнуть в нужды села, вместе с сестрой работает на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, в противотанковых рвах. За самостоятельность, трудолюбие, ответственность и отзывчивость односельчане любят «умненьких и дружных» ребят.

Несмотря на множество общих черт, главные герои имеют существенные внутренние различия. Так в размолвках и ссорах проявляется строптивый характер Митраши. Он хочет чувствовать себя хозяином, пытается учить Настю, злится, хорохорится и всегда говорит, задрав нос. Настя ведет себя подобно покойной матери. Она уступчивая и благоразумная, не спорит с братом, «стоит и улыбается», ласково гладит Митрашу по затылку. Перепалки заканчиваются примирением и дружной работой.

Внутренний конфликт героев начинает формироваться в эпизоде их подготовки к походу в болото за клюквой. Выросший в окружении природы, Митраша прекрасно знает, что лес таит в себе множество опасностей, поэтому собирается туда серьезно, обстоятельно, берет ружье и компас. Помня, как отец всегда оберегал мать, мальчик полон решимости взять на себя ответственность за жизнь сестры. При этом ему непременно хочется отыскать место, о котором когда-то говорил отец, «неизвестную никому палестинку», где растет много сладкой ягоды. Настя же ведет себя совершенно по-другому. Она собирает в дорогу еду, берет большую корзину под ягоды, не слушая рассказа брата про заветное место. Девочка знает, что деревенские бабы ходят в Блудово болото, там есть проторенная тропа, значит без клюквы они не останутся.

Конфликт характеров выливается в спор ребят у Лежачего камня, где расходятся в разные стороны две тропинки, ведущие в болото, – большая и едва заметная. Забыв об ответственности друг за друга, дети ссорятся, эгоистически отстаивая свою правоту. В результате каждый из них идет по своей тропе. Понимание и дружба, всегда существовавшие между братом и сестрой, уничтожены взаимной обидой и гневом. Из повествования видно, что автор не на стороне Насти. Она, как старшая, а значит и более благоразумная, не должна оставлять своего, пусть и упрямого, брата одного в лесу без еды и поддержки. Азарт собирательства и жадность берут верх над остальными чувствами девочки, она совсем забывает о Митраше, собирая ягоды, ползает по болоту словно лесное животное, теряя при этом человеческий облик.

Не одобряя легкомыслия Митраши, Пришвин, будучи сам первопроходцем и исследователем, очень ценит в мальчике самостоятельность, желание узнать новое, неизведанное. Ведь Митраша выбирает едва заметную тропинку, идущую в болото, не только из-за своего упрямого характера. Он идет по компасу, следуя указаниям своего отца. Только вот Митраша еще мал и нет у него достаточного жизненного опыта, чтобы поверить путеводной траве белоус и не угодить в самое топкое место Блудова болота. Как бы пригодились ему советы старшей сестры, но ее рядом нет. В сложной жизненной ситуации Митраша выходит победителем. Проявив смекалку и мужество, выбирается из Слепой елани, убивает матерого волка, что не под силу было сделать даже опытным охотникам. Митраша проявляет себя как сформировавшаяся личность, обладающая твердым характером. Теперь это уже не «мужичок», а герой.

Тяжелый день, проведенный в лесу, не проходит даром для ребят. Страшное осознание возможных последствий своих необдуманных поступков заставляет многое понять, повзрослеть и измениться. Только на грани жизни и смерти, взвесив все истинное и ложное, по-настоящему начинает ценить родного человека Митраша. Настя одерживает трудную победу над собой. Ругая себя за эгоизм и жадность, из-за которых она едва не потеряла брата, девочка отдает всю клюкву эвакуированным ленинградским детям. И это уже совсем взрослое решение. После всего случившегося ребята четко понимают, что в спорах и ссорах нет победившей стороны. Дружба, взаимопомощь, теплота отношений, любовь, забота о ближнем – вот самое главное в жизни любого человека.

Урок-мастерская: М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Герои сказки-были. 6-й класс
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему

Урок-мастерская: М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Герои сказки-были. 6-й класс

Оборудование: 4 конверта с заданиями : 1. “Настя”, 2. “Митраша”, 3.Актёры. 4. Актёры, “Синквейн”. Слайд-презентация. Таблички с названием студий.

1. Учитель. Сегодня у нас с вами необычный урока – я выступлю в роли руководителя творческой мастерской, в которой мы вместе с создадим портреты. Ваша роль тоже будет необычна – вам предстоит поработать в творческих студиях. Вы сегодня будете творить, т.е. что – то создавать. Мастерская – от слова мастер, мастерить – придумывать, делать своими руками. Их будет – 4. Давайте пока запишем тему заседания творческой мастерской.

(Слайд 1) Запись в тетради темы урока.

Цель нашей мастерской – раскрыть особенности характера героев сказки – были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в дальнейшем.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок-мастерская: М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Герои сказки-были. 6-й класс

Оборудование: 4 конверта с заданиями : 1. “Настя”, 2. “Митраша”, 3.Актёры. 4. Актёры, “Синквейн”. Слайд-презентация . Таблички с названием студий.

1. Учитель. Сегодня у нас с вами необычный урока – я выступлю в роли руководителя творческой мастерской, в которой мы вместе с создадим портреты. Ваша роль тоже будет необычна – вам предстоит поработать в творческих студиях. Вы сегодня будете творить, т.е. что – то создавать. Мастерская – от слова мастер, мастерить – придумывать, делать своими руками. Их будет – 4. Давайте пока запишем тему заседания творческой мастерской.

(Слайд 1) Запись в тетради темы урока.

Цель нашей мастерской – раскрыть особенности характера героев сказки – были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в дальнейшем.

2. Учитель. Итак, тема нами обозначена, цель работы ясна. А теперь давайте создадим 4 студии – 2 будут исследовательскими и 2 – актёрскими. – Выберите, пожалуйста, себе руководителей студий, которые будут направлять ваши действия. – Перед вами лежат конверты с заданиями. Открывать их пока не надо. – Как вы думаете, с чего мы с вами должны начать работу? (Конечно же, со знакомства с писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным.)

3. (Слайд 2) Учитель. Перед вами портрет Михаила Михайловича Пришвина.

Михаил Михайлович Пришвин родился 5 февраля 1873 года неподалеку от Ельца, в дворянском имении Хрущёве, принадлежавшем его отцу, происходившему из елецких купцов. Он рос среди крестьянских детей, учился в Елецкой гимназии и был исключен оттуда с „волчьим билетом» за крупную ссору с учителем географии. Потом Пришвин учился в реальном училище Тюмени, сдал экзамены за курс классической гимназии в Елабуге, поступил в Рижский политехнический институт, за участие в социал-демократической студенческой организации был арестован и после годичного заключения и суда выслан на родину под гласный надзор полиции.

В 1899 году Пришвин едет в Германию, в Лейпциг, откуда возвращается четыре года спустя с дипломом агронома. Он работает в графском имении, в земстве, на опытной сельскохозяйственной станции, пишет агрономические книги, готовит себя к научной деятельности. Но пробудившийся интерес к литературному творчеству заставляет его резко изменить свою судьбу.

С 1905 года Пришвин становится писателем – путешественником. Выпускает книги. Активно сотрудничает в газетах. Ездит и ходит пешком по стране. Такой образ жизни он сохранил до глубокой старости. Пришвин не раз признавался, что воплотил в нем мечты и сказки собственного детства.

4. Эпиграфом к нашему уроку служат слова Михаила Михайловича Пришвина: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю”. Давайте этот эпиграф запишем в тетради . (Слева – направо) В ходе урока мы ещё раз обратимся к нему.

5. (Слайд 3) Учитель. Хотелось подчеркнуть тот факт, что Михаил Михайлович Пришвин никогда не считал себя детским писателем, но многие его произведения о детях. Учитель. Вот и сегодня мы познакомимся с удивительным произведением о детях, сказкой – былью “Кладовая солнца, и его героями – Настей и Митрашей. Попробуем создать их литературные портреты по предложенным отрывкам. – Ребята, скажите, а что такое портрет литературного героя?

Литературный портрет (запись в тетрадь) – описание внешности и внутреннего мира героя.

6. (Слайд 4) Учитель. Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником. Что вы можете сказать об их характере?
– Почти ничего. Перед нами только внешние портреты. А нам предстоит создать ещё внутренние словесные портреты детей. А это невозможно сделать, не познакомившись со словесным описанием героев.
– Откройте учебники на странице (34 ).
– Я вам прочитаю отрывок, а вы внимательно его прослушайте, но сначала проведём небольшую словарную работу по тексту.

7. (Слайд 5) Изба пятистенная.
(Слайд 6) Лохань.
(Слайд 7) Шайка.
(Слайд 8) Ладило.
(Слайд 9) Обдерживает, бондарство, хорохорится, строптивый, мотыжить.

8. Чтение учителем текста.

9. Учитель. А теперь проведём небольшую читательскую игру.
1. Как вы думаете, почему своё произведение Пришвин назвал сказкой – былью?
2. Кто раньше всех догадался, почему про Настю сказано, что она была “как золотая курочка на высоких ножках”?
3. А как учителя называли между собой Митрашу?
4. Почему, как вы думаете, его называли “мужичок в мешочке”?
5. Какие клички были у домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши?
6. Что можно узнать о семье, где корову назвали Зорькой, тёлушку – Дочкой, петуха – Петей, козу – Дерезой, а поросенка – Хреном?
– Почему автор называет это хозяйство “богатством”?
7. Прочитайте первый абзац.
– Как вы поняли выражение “Осиротели двое детей”?
– О какой Отечественной войне идёт здесь речь?
– А что значит Отечественная?
– А какое большое событие в мае будет отмечать наша страна?
8. Скажите, почему Пришвин не описывает игры детей?

10. Учитель. – Сейчас каждая студия займётся своей работой. Найдите первое задание и прочитайте его.
(Проследить, чтобы все дети слушали чтение заданий руководителями)
(Пауза). Чтобы выполнить его, нам нужно ещё повторить художественные приёмы. Давайте ещё раз посмотрим на доску.

11. (Слайд 10) Эпитет.
(Слайд 11) Метафора.
(Слайд 12) Гипербола. Сравнение.

12. Учитель. Вот теперь можете приступать к работе.

Студия исследовательская “Настя”. Задание 1.

1. Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет Насти.
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи на листе или отметьте абзацы и страницу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector