0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Командные учения по го

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА И ЗАЩИТА ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В ходе подготовки к командно-штабным учениям (КШУ) по гражданской обороне (ГО) и чрезвычайным ситуациям (ЧС) руководителем образовательной организации издаётся приказ об их проведении. При проведении КШУ необходимо руководствоваться приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.04.2013 г. № 284 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

20 октября 20__ года

О проведении командно-штабных учений по гражданской обороне (ГО) и чрезвычайным ситуациям (ЧС) администрации школы

В соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее — Инструкция), утвержденной Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.04.2013 г. № 284 на основании Плана работы ОО № 3333 по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности (далее — ПБ) на 20__ — 20__ учебный год для отработки вопросов организации и управления при выполнении мероприятий по ГО, предупреждению и ликвидации ЧС

1. Провести командно-штабные учения администрации школы и комиссии по ГО и ЧС 22 .10.20__ г.

2. Начальнику штаба ГО Ф.И.О. : _______________________________________________

— организовать разработку плана проведения учения и других учебно-методических документов, согласовать его с заинтересованными муниципальными организациями и до 19.10.20__ г. представить его на утверждение директору школы;

— изучить с членами комиссии по ГО и ЧС и администрацией школы содержание этого плана до 21.10.20__ г. включительно;

— проверить работоспособность средств связи для управления действиями комиссии по ГО и ЧС.

3. Всем участникам учения принять меры по:

— предотвращению происшествий, аварий, порчи и утраты техники, имущества и оборудования;

— предупреждению травм среди личного состава.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

С приказом ознакомлены и согласны:

В школе КШУ продолжительностью до 1 суток проводятся 1 раз в год (п. 7 Инструкции).

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕНИЙ И ТРЕНИРОВОК ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ

1. Настоящая Инструкция по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее — Инструкция) разработана в соответствии с действующим законодательством и определяет порядок подготовки и проведения в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях комплексных, командно-штабных, тактико-специальных и специальных учений, штабных и объектовых тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее — учения и тренировки).

2. Подготовка органов управления и сил к решению задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на комплексных учениях (далее — КУ).

3. КУ продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях — 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов.

4. КУ планируются и проводятся в целях:

достижения высокой слаженности в работе руководителей организаций, органов управления, формирований и служб при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, восстановления систем жизнеобеспечения и ведения гражданской обороны;

совершенствования приемов и способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивого функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

проверки качества выполнения мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны, действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, паспортов безопасности территорий муниципальных образований, деклараций безопасности и паспортов безопасности опасных объектов, оценки состояния гражданской обороны, муниципальных и объектовых звеньев единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их фактической готовности к решению задач по предназначению, надежности систем управления, связи и оповещения.

5. КУ могут быть совмещены с учениями вышестоящих организаций.

6. Подготовка органов управления и сил по достижению слаженности и оперативности в управлении действиями нижестоящих органов управления и сил при проведении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на командно-штабных учениях (далее — КШУ) или тактико-специальных учениях (далее — ТСУ).

7. КШУ продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления — 1 раз в 3 года, в организациях — 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

8. КШУ организовываются и проводятся для отработки вопросов организации и управления при выполнении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

9. КШУ планируются и проводятся в целях:

совершенствования практических навыков руководителей и должностных лиц организаций по применению сил и средств, управления ими при решении задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

достижения согласованности в работе органов управления и сил при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

10. ТСУ продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций 1 раз в 3 года, а с участием сил постоянной готовности — 1 раз в год.

11. Основными целями проведения ТСУ являются:

совершенствование практических навыков руководителей организаций в управлении силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

проверка готовности формирований и служб к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также последствий применения противником современных средств поражения.

12. Совершенствование практических навыков органов управления по организации и управлению мероприятиями гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляется при проведении штабных тренировок (далее — ШТ).

13. Основной целью ШТ является выработка у руководителей организаций и органов управления практических навыков управления силами и средствами при проведении мероприятий в связи с угрозой и в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в военное время, а также достижения слаженности в работе отдельных подразделений и органов управления в целом.

14. ШТ могут быть совместные и раздельные.

Совместные ШТ проводятся с привлечением органов управления и всех структурных подразделений организации с целью отработки взаимодействия между ними и достижения слаженности действий.

Раздельные ШТ проводятся с каждым органом управления или отдельными структурными подразделениями организации.

15. Обучение руководителей, должностных лиц и работников организаций, за исключением организаций, указанных в пункте 3 настоящей Инструкции, по решению задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется при проведении объектовых тренировок (далее — ОТ) продолжительностью до 8 часов.

16. На ОТ отрабатывается весь комплекс мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций (объектов).

17. ОТ могут проводиться под руководством руководителя организации (объекта) или в составе групп объектов и организуются по территориально-производственному принципу по единому плану.

18. Практическое обучение органов управления и сил, пожарных команд, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и работников организаций действиям по предупреждению пожаров, обязанностям и мерам безопасности при возникновении пожара на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводится на специальных учениях или тренировках по противопожарной защите (далее — СУТ).

19. СУТ по противопожарной защите на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 8 часов.

20. Целями СУТ являются:

проверка реальности планов противопожарной защиты и оценка состояния противопожарной защиты;

проверка готовности к действиям при угрозе и возникновении пожара;

обучение работников организаций (учащихся учебных заведений) правилам и способам действий, мерам безопасности и правилам поведения при возникновении пожара;

повышение пожарной безопасности, готовности руководителей организаций (объектов), работников организаций (учащихся учебных заведений) к действиям при угрозе и возникновении пожара.

21. В зависимости от численности работников организаций (учащихся учебных заведений) СУТ проводятся одновременно со всеми работниками организации (учащимися учебных заведений) или отдельными группами. Продолжительность каждого учения от 2 до 3 часов.

22. При выявлении в ходе СУТ существенных недостатков, решением соответствующих руководителей в организации могут быть проведены повторные тренировки по тематике выявленных недостатков.

23. Проведение учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах осуществляется в комплексе с мероприятиями по мобилизационной подготовке на текущий год.

24. Виды и темы учений и тренировок определяются с учетом характера и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

25. Учения и тренировки могут быть плановые, проверочные, показные, опытные и исследовательские.

26. Плановые учения и тренировки проводятся по завершении цикла обучения руководителей организаций, органов управления и сил по специальной подготовке с целью их слаживания, совершенствования взаимодействия, отработки практических действий по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

27. Проверочные учения и тренировки проводятся по указанию вышестоящего органа управления в целях оценки степени готовности, уровня тактико-специальной подготовки органов управления и сил.

28. Показные учения и тренировки проводятся в целях выработки единых требований к организации применения сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, отработки методов организации работ в зоне чрезвычайной ситуации, а также показа наиболее эффективных приемов и способов действий по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

29. Опытные и исследовательские учения служат одной из форм проведения исследований и проверки способов разрешения проблемных задач теории и практики гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и проводятся в целях исследования новых форм и методов подготовки органов управления и сил, ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также использования штатного имущества и техники.

30. Порядок проведения опытных и исследовательских учений и состав участников определяется руководителем организации, по распоряжению которого они проводятся.

31. При работе со служебными документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, в период подготовки и проведения учений и тренировок должностные лица обязаны соблюдать режим секретности, установленный законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

32. Контроль за проведением учений и тренировок осуществляется соответствующими должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в пределах предоставленных им полномочий по управлению гражданской обороной, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Приложение. Инструкция по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

Приложение
к приказу МЧС России
от 24 апреля 2013 г. N 284

Инструкция
по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

1. Настоящая Инструкция по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее — Инструкция) разработана в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»*(1), от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»*(2), от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»*(3), от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне»*(4), постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»*(5), от 4 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»*(6), от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»*(7), от 26 ноября 2007 г. N 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»*(8) и определяет порядок подготовки и проведения в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях комплексных, командно-штабных, тактико-специальных и специальных учений, штабных и объектовых тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее — учения и тренировки).

2. Подготовка органов управления и сил к решению задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на комплексных учениях (далее — КУ).

3. КУ продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов.

4. КУ планируются и проводятся в целях:

достижения высокой слаженности в работе руководителей организаций, органов управления, формирований и служб при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, восстановления систем жизнеобеспечения и ведения гражданской обороны;

совершенствования приемов и способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивого функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

проверки качества выполнения мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны, действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, паспортов безопасности территорий муниципальных образований, деклараций безопасности и паспортов безопасности опасных объектов, оценки состояния гражданской обороны, муниципальных и объектовых звеньев единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их фактической готовности к решению задач по предназначению, надежности систем управления, связи и оповещения.

5. КУ могут быть совмещены с учениями вышестоящих организаций.

6. Подготовка органов управления и сил по достижению слаженности и оперативности в управлении действиями нижестоящих органов управления и сил при проведении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на командно-штабных учениях (далее — КШУ) или тактико-специальных учениях (далее — ТСУ).

7. КШУ продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления — 1 раз в 3 года, в организациях 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

8. КШУ организовываются и проводятся для отработки вопросов организации и управления при выполнении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

9. КШУ планируются и проводятся в целях:

совершенствования практических навыков руководителей и должностных лиц организаций по применению сил и средств, управления ими при решении задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

достижения согласованности в работе органов управления и сил при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

10. ТСУ продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций 1 раз в 3 года, а с участием сил постоянной готовности — 1 раз в год.

11. Основными целями проведения ТСУ являются:

совершенствование практических навыков руководителей организаций в управлении силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;

проверка готовности формирований и служб к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также последствий применения противником современных средств поражения.

12. Совершенствование практических навыков органов управления по организации и управлению мероприятиями гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляется при проведении штабных тренировок (далее — ШТ).

13. Основной целью ШТ является выработка у руководителей организаций и органов управления практических навыков управления силами и средствами при проведении мероприятий в связи с угрозой и в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в военное время, а также достижения слаженности в работе отдельных подразделений и органов управления в целом.

14. ШТ могут быть совместные и раздельные.

Совместные ШТ проводятся с привлечением органов управления и всех структурных подразделений организации с целью отработки взаимодействия между ними и достижения слаженности действий.

Раздельные ШТ проводятся с каждым органом управления или отдельными структурными подразделениями организации.

15. Обучение руководителей, должностных лиц и работников организаций, за исключением организаций, указанных в пункте 3 настоящей Инструкции, по решению задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется при проведении объектовых тренировок (далее — ОТ) продолжительностью до 8 часов.

16. На ОТ отрабатывается весь комплекс мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций (объектов).

17. ОТ могут проводиться под руководством руководителя организации (объекта) или в составе групп объектов и организуются по территориально-производственному принципу по единому плану.

18. Практическое обучение органов управления и сил, пожарных команд, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и работников организаций действиям по предупреждению пожаров, обязанностям и мерам безопасности при возникновении пожара на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводится на специальных учениях или тренировках по противопожарной защите (далее — СУТ).

19. СУТ по противопожарной защите на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 8 часов.

20. Целями СУТ являются:

проверка реальности планов противопожарной защиты и оценка состояния противопожарной защиты;

проверка готовности к действиям при угрозе и возникновении пожара;

обучение работников организаций (учащихся учебных заведений) правилам и способам действий, мерам безопасности и правилам поведения при возникновении пожара;

повышение пожарной безопасности, готовности руководителей организаций (объектов), работников организаций (учащихся учебных заведений) к действиям при угрозе и возникновении пожара.

21. В зависимости от численности работников организаций (учащихся учебных заведений) СУТ проводятся одновременно со всеми работниками организаций (учащимися учебных заведений) или отдельными группами. Продолжительность каждого учения от 2 до 3 часов.

22. При выявлении в ходе СУТ существенных недостатков, решением соответствующих руководителей в организации могут быть проведены повторные тренировки по тематике выявленных недостатков.

23. Проведение учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах осуществляется в комплексе с мероприятиями по мобилизационной подготовке на текущий год.

24. Виды и темы учений и тренировок определяются с учетом характера и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

25. Учения и тренировки могут быть плановые, проверочные, показные, опытные и исследовательские.

26. Плановые учения и тренировки проводятся по завершению цикла обучения руководителей организаций, органов управления и сил по специальной подготовке с целью их слаживания, совершенствования взаимодействия, отработки практических действий по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

27. Проверочные учения и тренировки проводятся по указанию вышестоящего органа управления в целях оценки степени готовности, уровня тактико-специальной подготовки органов управления и сил.

28. Показные учения и тренировки проводятся в целях выработки единых требований к организации применения сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, отработки методов организации работ в зоне чрезвычайной ситуации, а также показа наиболее эффективных приемов и способов действий по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

29. Опытные и исследовательские учения служат одной из форм проведения исследований и проверки способов разрешения проблемных задач теории и практики гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и проводятся в целях исследования новых форм и методов подготовки органов управления и сил, ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также использования штатного имущества и техники.

30. Порядок проведения опытных и исследовательских учений и состав участников определяется руководителем организации, по распоряжению которого они проводятся.

31. При работе со служебными документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, в период подготовки и проведения учений и тренировок должностные лица обязаны соблюдать режим секретности, установленный законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

32. Контроль за проведением учений и тренировок осуществляется соответствующими должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в пределах предоставленных им полномочий по управлению гражданской обороной, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

*(1) Собрание законодательства Российской федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284, N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529, N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24, 54; 2012, N 14, ст. 1549; 2013, N 7, ст. 610.

*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1, ст. 2, N 33, ст. 3413; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19 (ч. 1), ст. 1839, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212, N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636, N 44, ст. 4537, N 50, ст. 5279, N 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117, N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3593; 2009, N 29, ст. 3635, N 45, ст. 5265, N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4004, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 54, N 30 (ч. 1), ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596, N 46, ст. 6407, N 49 (ч. 1), ст. 7023; 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7608.

*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2000, N 32, ст. 3341, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2003, N 46 (ч. 1), ст. 4435; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377, N 49, ст. 4840; 2005, N 1 (ч. 1), ст. 15, N 19, ст. 1752; 2008, N 18, ст. 1938; 2009, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2012, N 41, ст. 5525.

*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799; 2002, N 41, ст. 3970; 2004, N 25, ст. 2482, N 35, ст. 3607; 2007, N 26, ст. 3076; 2009, N 48, ст. 5717; 2010, N 31, ст. 4192, N 52 (ч. 1), ст. 6992.

*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 45, ст. 4490; 2006, N 34, ст. 3689; 2008, N 43, ст. 4948.

*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 37, ст. 3585; 2005, N 7, ст. 560; 2009, N 25, ст. 3064; 2010, N 38, ст. 4825.

*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429, N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675, N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979, 981, N 14, ст. 1950; 2012, N 1, ст. 145, N 17, ст. 2009, N 37, ст. 5002, N 44, ст. 6026, N 46, ст. 6339, N 48, ст. 6687.

*(8) Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6165; 2013, N 9, ст. 963.

Проведение объектовых тренировок в образовательном учреждении

Содержание.

1. Введение
1.1. Общие положения
1.2. Подготовка объектовой тренировки
1.3. Проведение объектовой тренировки
1.4. Подведение итогов
2. Методика проведения объектовой тренировки
2.1. Объектовая тренировка “Приведение в повышенную готовность объекта по сигналу “Возгорание”
3.Приложение:
3.1. Рекомендуемая тематика для проведения объектовых тренировок в образовательном учреждении
3.2. Приказ начальника ГО
3.3. План проведения объектовой тренировки
3.4. Рекомендуемая тематика для проведения командно-штабных учений в общеобразовательных заведениях
3.5. Порядок оповещения о чрезвычайной ситуации (случай угрозы “Возгорание”)
3.6. Схема оповещения руководящего и командно-начальствующего состава
3.7. Схема оповещения персонала в нерабочее время

Введение

1.1. Объектовые тренировки являются наиболее совершенной формой подготовки ОУ к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. При проведении объектовых тренировок выполняются практические мероприятия, предусмотренные “Планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС”, основное внимание в ходе тренировки уделяется практической отработке приемов и способов защиты обучающихся и сотрудников ОУ при возникновении ЧС как техногенного, так и природного характера.

Определяя тему и продолжительность объектовой тренировки, необходимо исходить из основного требования – обеспечить глубокую и всестороннюю проработку учебных вопросов. (Приложение №1)

К участию в тренировке привлекаются руководящий состав, обучающиеся, преподавательский и обслуживающий персонал.

К руководящему составу ОУ относятся: начальник гражданской обороны – директор; начальник штаба ГО – зам.директора по БЖ; заместители директора и командно-начальствующий состав невоенизированных формирований – объектовых звеньев (там где они созданы).

Подготовка объектовой тренировки.

При подготовке объектовой тренировки основное внимание следует уделять эффективному вопросу защиты обучающихся и сотрудников в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, проведение спасательных работ и умелым действиям участников учения по сигналам ГО.

Успех проведения объектовой тренировки в значительной степени зависит от тщательности и объема подготовительной работы, полноты и качества разработанных документов, продуманности мероприятия. Предварительно начальник ГО (директор ОУ) должен внимательно изучить имеющиеся руководящие документы, знать в деталях, вероятные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, в той или иной мере угрожающие ОУ.

Подготовка к тренировке осуществляется на основании приказа начальника ГО объекта (директора ОУ), который доводится до исполнения не позднее, чем за месяц до тренировки. (Приложение №1)

В период подготовки, на основании указаний начальника ГО – руководителя тренировки, Начальником штаба ГО объекта (зам.директора по БЖ) разрабатывается План проведения тренировки. (Приложение №2)

После издания приказа и разработки Плана проведения объектовой тренировки, за 2 недели необходимо провести командно- штабное учение (Приложение №3) с целью подготовки руководящего состава к выполнению комплекса поставленных задач. Командно-штабное учение проводится в виде служебного совещания.

В подготовительный период с обучающимися, педагогическим и обслуживающим составом, проводятся инструктивные занятия, в ходе которых уточняются: порядок проведения тренировки, объем и последовательность выполнения учебных мероприятий, меры безопасности и тд.

Качество подготовки всех участников тренировки, наличие и полноту отработанных документов, проверяет руководитель тренировки.

Проведение объектовой тренировки.

Объектовая тренировка проводится на территории ОУ с максимальным использованием имеющейся учебно-материальной базы.

Учебная деятельность при проведении объектовой тренировки не прекращается, а учебные вопросы, требующие привлечения максимально возможного количества людей (например, действия по сигналам оповещения, эвакуации, укрытие и другие) отрабатываются в наиболее удобное для ОУ время при условии максимального сокращения потерь рабочего времени.

В ходе объектовой тренировки могут отрабатываться следующие мероприятия:

1. По теме: “Действия персонала и обучающихся образовательного учреждения при возникновении пожара”:

  • с руководящим составом – планирование комплекса мероприятий по защите обучающихся при возникновении пожара, организация и практическое проведение мероприятий по ликвидации последствий пожара;
  • с личным составом формирований — тактико-специальное учение с отработкой вопросов: сбор, получение оснащения и средств защиты, отработка навыков по спасению обучающихся в экстремальной ситуации, в условиях острого дефицита времени, проведение других неотложных работ, оказание медицинской помощи;
  • с обучающимися и сотрудниками – действия после соответствующей информации об обстановке, быстрое и правильное применение средств индивидуальной защиты, эвакуация, оказание первой помощи.

Подведении итогов.

Оценка качества проведения объектовой тренировки является заключительной частью учения. Проводит его лично руководитель. Цель состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа действий обучаемых подвести итоги и определить степень достижения учебных целей, оценить уровень подготовки, заострить внимание на слабо усвоенных вопросах и недостаточно отработанных практических действиях.

К разбору руководитель должен готовиться заблаговременно. В ходе учения он накапливает фактический материал, заслушивает доклады заместителей.

Разбор не должен ограничиваться только перечислением недостатков или примеров положительных действий. Основное внимание уделяется всестороннему анализу действий при отработке отдельных вопросов, качеству выполнения поставленных задач с учетом складывающейся обстановки.

В заключении руководитель определяет достижения учебных целей, дает оценку действиям каждой категории обучающихся и ставит задачи по устранению выявленных недостатков в ходе последующего проведения учения.

Оценка действия осуществляется по следующим вопросам:

  • Количество участвующих.
  • Оповещение и сбор руководящего состава в назначенное место.
  • Приведение в готовность:
    — пункта управления;
    — формирований.
  • Выполнение мероприятий, предусмотренных на время учения.
  • Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
  • Управление.
  • Оповещение обучающихся, педагогического состава и обслуживающего состава. (Приложение 4,5,6)
  • Связь.

О результатах проведенной объектовой тренировки представляется доклад (справка) в Управление образования и издается приказ “О результатах проведения объектовой тренировки”.

2. Методика проведения объектовой тренировки

2.1. “Приведение в повышенную готовность объекта по сигналу “Возгорание”

Начальника ГО МОУ “Средняя

общеобразовательная школа №3”

“___” __________ 200__г.

Содержание: “О проведении объектовой тренировки в МОУ “Средняя общеобразовательная школа №3”.

В соответствии с планом подготовки по ГО на 2005/2006 учебный год

1. Провести 18 апреля объектовую тренировку по теме: “Приведение в повышенную готовность объекта по сигналу “Возгорание”

2. Тренировку провести практически с полной отработкой вопросов согласно замыслу.

3. На тренировку привлечь весь персонал школы.

4. Обязать учителей-предметников, ведущих урок, при сигнале ГО осуществлять эвакуацию детей согласно замыслу.

5. Каждому классу следовать при эвакуации на улицу свом выходом.

Директор школы: ______________________

Начальник объекта: ____________________

Начальник ГО школы

Проведения объектовой тренировки в МОУ “Средняя общеобразовательная школа №3”

Тема: “Приведение в повышенную готовность объекта по сигналу “Возгорание”

Учебные цели:

  1. Практически отработать комплекс мероприятий по защите детей при возникновении пожара.
  2. Отработать навыки всех сотрудников школы по спасению детей в экстремальной ситуациях в условиях острого дефицита времени.
  3. Отработать с учащимися их действия при эвакуации в случае возникновения пожара.

Главная задача:

Получить практические навыки по спасению детей при возникновении чрезвычайной ситуации (возникновении пожара). Определить точное время от подачи сигнала об угрозе до эвакуации детей в безопасное место. Отработать вопрос взаимодействия по спасению детей для невоенизированных формирований объекта.

Время проведения: 18 апреля 2006г.

Место проведения: Муниципальное образовательное учреждении “Средняя общеобразовательная школа №3”

Командные учения по го

ТЕМА: Действия органов управления и сил Гражданской обороны по предупреждению и реагированию на ЧС техногенного характера“.

УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ:

1. Для руководящего состава ГО объекта

— проверить реальность выполнения мероприятий плана ГО объекта в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

— усовершенствовать навыки в организации и проведении мероприятий по защите всех категорий должностных лиц и студентов университета при чрезвычайных ситуациях.

2. Для командно-начальствующего состава ГО объекта

— обеспечить практику командно-начальствующему составу в управлении своими подчиненными при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

3. Для личного состава формирований ГО:

— произвести тренировку личного состава формирований в практическом выполнении мероприятий защиты и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

4. Для рабочих и служащих объекта:

— практически отработать мероприятия по защите, в условиях чрезвычайных ситуаций.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 14-15 апреля 2004 г.

СОСТАВ УЧАСТНИКОВ: Руководящий состав, комиссия по ЧС, невоенизированные формирования объекта, все работники объекта.

ТЕХНИКА И ИМУЩЕСТВО: транспортные средства, инженерная техника, имущество, средства индивидуальной защиты согласно штату.

ЗАТРАТЫ МОТОРЕСУРСОВ: _____ километров — на автомобиль, _____ моточасов — на единицу инженерной техники, топливо и смазочные материалы – по соответствующим расчетам на каждую единицу техники.

ЭТАПЫ ТРЕНИРОВКИ, ИХ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

Первый этап: Выполнение мероприятий ГО при угрозе и возникновении ЧС техногенного характера.

Продолжительность: 08.00 – 12.00 14 апреля 2004 года.

Учебные вопросы:

1. Оповещение руководящего и командно – начальствующего состава, рабочих и служащих об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

2. Сбор руководящего состава и постановка задач для осуществления мероприятий по снижению влияния ЧС на плановый процесс.

3. Организация и проведение мероприятий ГО при угрозе возникновения ЧС.

Второй этап: Организация и проведение работ по ликвидации последствий ЧС.

Продолжительность: 12.00 – 15.00 15 апреля 2004 года.

Учебные вопросы:

1. Оповещение руководящего, командно-начальствующего состава, работников объекта о возникновении чрезвычайной ситуации.

2. Выполнение противопожарных, поисково-спасательных работ и мероприятий по защите людей на объекте.

ХОД ТРЕНИРОВКИ:

ОБЩАЯ ОБСТАНОВКА.

Изношенность материальной базы объектов, несоблюдение мер безопасности при обращении с горючими веществами, нарушение правил обращения с электроприборами, халатность должностных лиц в вопросах обеспечения пожаробезопасности приводят к крупным пожарам, травматизму и гибели людей.

За 11 месяцев в Украине на пожарах погибли 2808 человек, в том числе 105 детей. Материальный ущерб составил 250 миллионов гривен.

На постсоветском пространстве пожары часто возникали в государственных учреждениях, в том числе и вузах. В университете Дружбы народов (г. Москва) произошли 2 пожара 12 июля, и в ночь с24 на 25 ноября 2003 года. Во время второго пожара погибло 38 человек и 150 человек получили поражения различной степени тяжести. Эти факты свидетельствуют об отсутствии эффективной системы Гражданской обороны объекта и недооценке ее роли в вопросах предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Анализ статистического материала по пожарам показывает определяющую зависимость количества пострадавших от степени эффективности системы Гражданской обороны объектов, эффективности предупредительной работы Комиссий по ЧС.

ЧАСТНАЯ ОБСТАНОВКА ( Учебная ).

Из-за несвоевременного устранения недостатков в вопросах электрообеспечения, при включении электрооборудования не исключены возможности коротких замыканий, вследствие которых могут загореться помещения учебного корпуса (лаборатории, учебные классы). Противопожарный инвентарь отсутствует, и это создает предпосылку к возгоранию соседних помещений.

На территории автопарка не соблюдаются меры безопасности, разводится открытый огонь возле находящихся рядом автомобилей. В этих условиях не исключена возможность возгорания автомобилей. Противопожарный инвентарь отсутствует, работники автопарка не обучены вопросам противопожарной безопасности. В автопарке нет инструкции о действиях в случае пожара на территории и в помещениях парка.

Во дворце студентов при проведении массовых мероприятий, для усиления зрелищности представлений предполагается возможность использования свеч и бенгальских огней. Противопожарного имущества недостаточно, не отработаны варианты эвакуации зрителей и персонала дворца студентов. Эта частная обстановка сложилась к 08.00 14 апреля 2004 года.

Проведение учений в рамках гражданской обороны

Так как государство заинтересовано в гражданской обороне своей страны, то обычно проводятся специальные учения, которые позволяют людям обучиться защите от воздействия оружия массового поражения и других средств нападения возможного противника. Проведение обучения (учений) по гражданской обороне является всеобщим для граждан Российской Федерации. При этом вводятся следующие формы обучения: классные занятия, тренировки, тактико-специальные учения, командно-штабные учения, объектовые тренировки, комплексные учения гражданской обороны. При обучении гражданской обороне предусматриваются лекции, практические занятия и групповые упражнения. Обычно такие формы учений проходят в школьных учебных заведениях и высших учебных заведениях.

Более серьезные учения, касающиеся гражданской обороны, проходят на специализированных предприятиях и объектах. При этом обучение по гражданской обороне руководящего состава осуществляется на курсах гражданской обороны, в институтах, на факультетах и курсах повышения квалификации, а также на объектах. На объекте из лиц руководящего состава создается учебная группа. В состав этой группы входят заместители начальника гражданской обороны объекта, работники штаба гражданской обороны, начальники служб гражданской обороны и главные специалисты, начальники цехов и им равных структурных подразделений, командиры формирований общего назначения, их заместители и начальники штабов (командиры формирований, входящие в состав этих подразделений, обучаются по программе подготовки формирований). Состав учебной группы руководящего состава определяет начальник гражданской обороны объекта своим приказом. Обучение руководящего состава может проводиться путем сборов или периодических занятий на учебно-материальной базе своего объекта. Занятия с учебной группой руководящего состава проводят: начальник гражданской обороны объекта, его заместители, начальник штаба гражданской обороны объекта, начальники служб, главные специалисты, а также работники вышестоящих штабов гражданской обороны, организаций и учреждений. При этом специальные тренировки персонала предприятия или важного объекта могут проходить как в рабочее, так и не в рабочее время, в зависимости от направленности подготовки. Важным элементов в области учений гражданской обороны является выполнение специальных нормативов. Сами нормативы должны включать в себя комплекс по защите населения от оружия массового поражения, а также комплекс по защите населения от терроризма.

В зависимости от задач и целей, которые ставят перед собой учения, могут проводиться:

  1. тактико-специальные учения гражданской обороны
  2. Командно-штабные учения гражданской обороны
  3. Объектовые тренировки по гражданской обороне
  4. Комплексные учения гражданской обороны

При этом тактико-специальные учения гражданской обороны – основная и наиболее эффективная форма всесторонней подготовки формирований к выполнению стоящих перед ними задач. На тактико-специальных учениях люди должны совершенствовать практические навыки командно-начальствующего состава в управлении формированиями при ликвидации последствий применения оружия массового поражения, а также других средств нападения. Такие учения обычно проводятся совместно с формированиями служб гражданской обороны. Подготовку к такому учению необходимо организовывать заблаговременно и всесторонне. Обычно такие учения проводятся в соответствии с календарным планом объекта. Для проведения учения на основании указаний руководителя обычно разрабатываются:

  1. План проведения учения
  2. Указания по организации
  3. Планы заместителей и помощников руководителя учения
  4. План политической работы
  5. План обеспечения учения
  6. Документ, включающий в себя меры безопасности на учении

План проведения учения является основным документом, в котором определяются темы, учебные цели, этапы учения, время проведения учения и другие вопросы. Помощники и заместители руководителя разрабатывают текстуально или графически частные планы, в которых указывают учебные цели для соответствующего формирования. План политической работы является планом работы партийного комитета объекта. План обеспечения учения включает в себя описание материально-технического обеспечения, обеспечения связи, имитации и других обеспечений (информация о учениях была составлена основе следующих материалов: Учения в гражданской обороне. http://www.erudition.ru/referat/ref/id.32347_1.html).

8. Лекция: Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности: версия для печати и PDA
В данной лекции речь пойдет о экономических последствиях и материальных затратах на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Будут приведены математические расчеты, а также общие понятия касающихся экономической тематики безопасности жизнедеятельности.

Сейчас любая деятельность рассматривается, так или иначе, с точки зрения экономического аспекта. Причем неважно, о какой области идет речь; Все равно её можно как-то посчитать, учесть, разбить на экономические составляющие и т.д. В данной главе речь пойдет о различных экономических последствиях и материальных затратах на обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Остроту проблемы безопасности принято оценивать результатом воздействия негативных факторов:

  1. Числу жертв;
  2. Потерям качества компонент биосферы;
  3. Материальному ущербу.

В тех случаях, когда состояние среды обитания не удовлетворяет критериям безопасности и комфортности, неизбежно возникают негативные последствия. Для интегральной оценки влияния опасностей на человека и среду обитания используют ряд показателей негативности:

  1. численность пострадавших Ттр от воздействия травмирующих факторов;
  2. показатель частоты травматизма Кч :

  1. показатель тяжести травматизма :

где: — суммарное число дней нетрудоспособности;

  1. показатель потерь рабочего времени :

  1. показатель летальности :

где: — количество смертельных травм;

Ежедневно в мире на производстве от травмирующих факторов погибают около 200 тысяч человек и получают травмы 120 миллионов человек. Наибольшее число несчастных случаев в России отмечено на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса, угольной, лесной, бумажной промышленности. Растёт травматизм с летальным исходом в отраслях: машиностроения, радиоэлектронике, станкостроительной, оборонной. Негативное влияние региональных загрязнений на здоровье людей, продолжительность их жизни и младенческую смертность проявляется в крупных городах и промышленных центрах. В неблагоприятных экологических условиях живёт пятая часть населения России, в том числе 4-% — жители городов. Материальный ущерб от материальных загрязнений среды обитания во многих странах неуклонно нарастает. Возрастает число чрезвычайных ситуаций, крупных аварий и катастроф, приводящих к значительным потерям и жертвам. Так, катастрофа на ЧАЭС (1986г.) привела к материальному ущербу в 17 миллиардов рублей. В настоящее время характерна тенденция: вероятность каждого отдельного происшествия уменьшается, а масштабы последствий заметно возрастают.

Предприятия, организации по закону несут материальную ответственность за ущерб, который был причинен рабочим и служащим (имеется ввиду учет повреждений, связанных со здоровьем человека). При этом сами потери от травматизма определяют как сумму выплат и затрат:

  1. Учитываются выплаты потерпевшему, а также иждивенцам.
  2. Учитываются затраты на расследование самого несчастного случая.
  3. Учитываются затраты на подготовку нового рабочего.
  4. Учитываются стоимость испорченного оборудования.
  5. Учитывается стоимость лечения (клинического, либо амбулаторного).
  6. Учитываются затраты на оказание помощи пострадавшему.

При этом в общем виде потери определяются по формуле:

Где: — слагаемые потерь,

Если рассмотрение касается многочисленных чрезвычайных ситуаций (мирного, военного времени), то в состав потерь включают:

  1. Выплаты пособий и пенсий пострадавшим и иждивенцам.
  2. Расходы, которые были произведены на восстановление здоровья и лечение.
  3. Потери, которые связаны с простоем и недопоставкой продукции во время чрезвычайной ситуации.
  4. Затраты, которые были произведены на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации (при этом учитываются демонтажных, расчетных и восстановительных работ).

При этом размер ущерба от чрезвычайной ситуации (ситуаций) устанавливает комиссия совместно с представителями органов государственного надзора.

Следует также учитывать экологический ущерб от экологических катастроф. Экологические катастрофы нельзя недооценивать в экономическом плане, так как по статистике почти 50% населения вынуждено пользоваться водой, которая не отвечает нормам и стандартам. При этом затраты на выявление экологических последствий, которые связанны с загрязнением окружающей средыопределяют как сумму затрат по формуле.

— потери от загрязнения атмосферы стационарными выбросами вредных веществ, тыс. руб;

— потери от загрязнения атмосферы передвижными источниками, тыс. руб;

— потери от загрязнения поверхностных и подземных водных объектов тыс. руб;

— потери от загрязнения земли токсичными и нетоксичными отходами , т.руб;

— затраты на разработку природоохранных мероприятий, т. руб.

Кроме того, следует учесть затраты на мероприятия по охране труда, природы и защитные мероприятия в самих чрезвычайных ситуациях (информация о экономических последствиях и материальных затратах была составлена на основе следующих материалов: Арусталов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. — М., 1998. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. — М., 2000.)

10. Лекция: Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности. Управление БЖ: версия для печати и PDA
В лекции будет рассказано про международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности, а также об управлении безопасностью жизнедеятельности, правовых основах управления. Информация является дополнительной информацией по курсу БЖ и носит больше познавательный характер для читателя.

Содержание

  • Международные организации, занимающиеся безопасностью жизнедеятельности
  • Международные соглашения в области безопасности жизнедеятельности
  • Правовые и нормативно-технические основы управления безопасностью жизнедеятельности
  • Системы контроля требований безопасности и экологичности

Естественно, такой предмет как безопасность жизнедеятельности является мировым предметом. Сама проблема безопасности жизнедеятельности является мировой. Вследствие этого существуют международные организации, которые занимаются вопросами безопасности жизнедеятельности. Одной из таких организаций является международный союз охраны и природы.

Дата добавления: 2014-12-12 ; просмотров: 1606 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Обучение населения по ГО (стр. 2 из 4)

Формирования завершают свою подготовку тактико-специальным уче­нием. На тактико-специальные заня­тия и учения формирования необходи­мо выводить полностью укомплекто­ванные личным составом, техникой, приборами, инструментами, средства­ми индивидуальной защиты и имуще­ством.

В конце учебного года по результа­там тактико-специальных учений, а также степени усвоения программы каждому обучаемому и формированию в целом выставляется оценка.

Подготовка рабочих и служащих. При их подготовке каждому обучаемо­му дается определенный объем знаний и практических навыков в эффектив­ном использовании всех средств и спо­собов защиты от оружия массового поражения и других средств нападе­ния противника.

Обучение осуществляется по про­грамме, предусматривающей привитие твердых и уверенных практических на­выков в использовании основных средств и способов защиты, действий в очагах поражения и зонах зараже­ния, а также оказания само- и взаимо­помощи при поражениях. Занятия в ос­новном проводятся практически.

Важным элементом обучения, спо­собствующим решению этой задачи, является выполнение специальных нормативов при отработке тем про­граммы. Выполнение и сдача норма­тивов — это одна из форм практичес­кого обучения способам защиты от воздействия оружия массового пора­жения.

Нормативы наиболее полно охва­тывают комплекс практических мероприятий по защите населения от ору­жия массового поражения. Они спо­собствуют выработке твердых навыков в использовании средств индивидуаль­ной и коллективной защиты, оказания первой медицинской помощи поражен­ным и при проведении спасательных и неотложных аварийно-восстанови­тельных работ в очагах поражения и зонах заражения.

Основное внимание при отработке нормативов следует обращать на прак­тические занятия, тренировки, выпол­нение зачетных требований. Умение выполнять нормативы дает возмож­ность установить единый подход в оп­ределении степени готовности обучае­мых к защите от воздействия оружия массового поражения и других средств нападения противника.

Для проведения занятий на каж­дом объекте по цехам, отделам к дру­гим подразделениям создаются учеб­ные группы численностью до 30 чело­век, в которые входят все рабочие и служащие, в том числе и состоящие в формированиях. Руководители заня­тий подбираются из числа начальни­ков служб, командиров формирова­ний, главных специалистов, начальни­ков цехов, мастеров, инженерно-техни­ческого состава и других подготовлен­ных лиц, назначенных приказом на­чальника ГО объекта.

Руководители учебных групп еже­годно обучаются на курсах ГО или на своем объекте. Для занятий по меди­цинским темам привлекаются меди­цинские работники.

Итоги изучения программы рабочи­ми и служащими ежегодно объявляют­ся приказом начальника ГО объекта.

Подготовка населения, не занятого в сферах производства и обслужива­ния. Данная категория населения изучает способы защиты от оружия мас­тного поражения и других средств нападения противника. Основное вни­мание при этом обращается на умение обучаемых действовать по сигналам оповещения, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защи­ты, оказывать помощь себе и пострадавшим, защищать детей от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также на знание правил поведения при стихий­ных бедствиях.

Обучение организуется по месту жительства штабом ГО объекта, кото­рому принадлежит жилой сектор. За­нятия проводят в учебных группах (10—12 человек) по расписанию, кото­рое составляют на учебный год. Руко­водителей учебных групп назначают приказом начальника ГО объекта. За­нятия по медицинским темам проводят врачи, фельдшера, медсестры, студен­ты старших курсов медицинских вузов. Кроме этого, население самостоятель­но изучает памятку «Это должен знать и уметь каждый».

Ответственность за организацию занятий и обучение этой категории не­сут начальники ГО объектов.

3. Учения по гражданской обороне

Учения являются высшей и актив­ной формой подготовки руководящего состава, формирований и населения к выполнению задач гражданской оборо­ны. На учениях вырабатываются необ­ходимые практические навыки, четкие и слаженные действия личного соста­ва формирований, совершенствуются и изыскиваются наиболее целесообраз­ные приемы использования техники, приборов, различных агрегатов и инст­рументов, отрабатываются управление, связь, оповещение.

Учения по ГО, проводимые в соот­ветствии с современными требования­ми, дают возможность обучать форми­рования, рабочих, служащих и населе­ние, не занятое в сферах производства и обслуживания, действиям в условиях применения противником оружия мас­сового поражения и других средств нападения, воспитывать в людях высо­кие морально-политические и психоло­гические качества.

В зависимости от целей, задач, ме­тода проведения и состава участни­ков на объектах организуются и про­водятся:

— тактико-специальные учения гражданской обороны;

— командно-штабные учения граж­данской обороны;

— объектовые тренировки по гражданской обороне;

— комплексные учения граждан­ской обороны.

Тактико-специальные учения гражданской обороны — основная и наиболее эффективная форма всесторонней подготовки фор­мирований к выполнению стоящих пе­ред ними задач.

На этих учениях совершенствуются практические навыки командно-на­чальствующего состава в управлении формированиями при ликвидации по­следствий применения противником оружия массового поражения и других средств нападения, а также при орга­низации и проведении мероприятий ГО по защите населения и производ­ства.

Формирования на тактико-специ­альных учениях используют учебно-ма­териальную базу своего объекта: ком­мунально-энергетические сети, защит­ные сооружения, различные постройки, учебный городок (при его отсутствии учебный городок района или одного из соседних объектов) и отрабатывают стоящие перед ними задачи в услови­ях конкретной тактической обстановки при тесном взаимодействии между подразделениями (звеньями, группами, отделениями).

Со спасательными формирования­ми тактико-специальные учения про­водятся, как правило, совместно с формированиями служб ГО, самостоя­тельно или в ходе командно-штабного учения объекта. Руководителем уче­ния с формированием общего назначе­ния является соответствующий началь­ник ГО, начальник штаба или коман­дир этого формирования, а с формиро­ванием служб—соответствующий на­чальник службы, которому непосред­ственно подчинено формирование.

Подготовка учения. Подготовку к учению необходимо проводить забла­говременно и всесторонне. Она осуще­ствляется в соответствии с календар­ным планом.

На основании указаний руководи­теля учения разрабатываются: план проведения учения, организационные указания, частные планы заместите­лей, помощников руководителя уче­ния , план политической работы, пла­ны обеспечения учения (материально-технического, связи, имитации, комен­дантской службы и др.), инструкция по мерам безопасности на учении.

Основной учебно-методический до­кумент тактико-специального учения— план проведения учения, в котором от­ражаются ход учения и последователь­ность отработки учебных вопросов по этапам. Он разрабатывается тексту­ально и включает: тему, учебные цели для каждой категории обучаемых; вре­мя проведения учения; состав привле­каемых к учению формирований; коли­чество техники и нормы расхода мото­ресурсов и имитационных средств;

этапы учения, их продолжительность и учебные вопросы; тактическую обста­новку, группировку сил, место нахож­дения пунктов управления, обстановку на объекте после применения против­ником оружия массового поражения; решения соответствующих начальни­ков ГО и задачи подчиненным.

Проведение учения. Учение может начинаться непосредственно на месте постоянного расположения формиро­ваний или внезапно по тревоге. В на­чале необходимо оповестить и собрать личный состав, вывести технику и про­верить их готовность к действию. Ко­мандирам формирований руководи­тель учения вручает тактическое зада­ние или вводные и предоставляет не­обходимое время для уяснения задачи, оценки обстановки, принятия решения, постановки задач подчиненным и орга­низации их действия. Руководитель учения заслушивает и утверждает ре­шения командиров формирований на предстоящие действия, а в случае не­обходимости путем дополнительных вопросов добивается более глубокой оценки ими обстановки и принятия наиболее целесообразных решений, об­ращая особое внимание на своевре­менную организацию спасательных работ в соответствии со сложившейся обстановкой и на эффективное исполь­зование техники. Дальнейший поря­док проведения учения руководитель определяет с учетом оценки решений обучаемых им командиров и разрабо­танного плана учения. Руководитель учения лично и через своих помощников наращивает в ходе учения обстановку, предусматривая выход из строя людей и техники, из­менение радиационной, химической, бактериологической (биологической) обстановки на объекте. В соответствии с обстановкой руководитель учения добивается от командиров принятия наиболее целесообразных решений, распоряжений, постановки подчиненным задач и соответствующих действий последних. Рядовой состав формирований выполняет практически задачи на технике, приборах и других механизмах по своей специальности. Учение рекомендуется заканчивать выводом формирований из очага поражения и проведением полной специальной обработки. В заключение ру­ководитель проводит разбор учения.

Командно-штабное учение гражданской обороны является одной из основных форм совместной подго­товки начальников штабов, начальни­ков служб ГО, другого руководящего и командно-начальствующего состава объектов к выполнению своих функци­ональных обязанностей. На нем отра­батываются все основные вопросы организации и ведения ГО, а также проверяется реальность разработан­ных планов ГО.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×