1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конфликтная ситуация пример из жизни подростков

Психологический час для подростков «Общаемся без конфликтов»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель занятия: развитие коммуникативной компетенции подростков.

Задачи:

  • Обучение основам психологии конфликта.
  • Формирование и развитие навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
  • Развитие критического мышления, позволяющего адекватно оценивать остроту сложившейся конфликтной ситуации и избегать опасных для жизни и здоровья случаев.
  • Развитие коммуникативных способностей подростков.
  • Профилактика конфликтного поведения подростков.

Адресат: учащиеся 5-6 классов.

Длительность занятия: 1 академический час.

Оборудование:

  1. Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации.
  2. Раздаточный материал:
    • бланки с примерами конфликтных ситуаций (Приложение 1 и Приложение 2);
    • пустые бланки для практической работы (Приложение 3).
  3. Простые карандаши, стирательные резинки.

Ход работы

Ведущий: Добрый день, сегодня мы с вами проведем необычное занятие – психологический час. Его тема: «Общаемся без конфликтов». Скажите, ребята, что такое «конфликт» в вашем понимании?

Ребята: Ссора, когда люди не могут поделить что-то и т.д.

Ведущий: Вы все правильно сказали. Конфликт – это противодействие или противоборство двух сторон при принятии какого-нибудь решения, когда их взгляды, интересы, желания не совпадают.

Если есть конфликт, то обязательно должен быть выход из конфликтной ситуации. Вспомните, пожалуйста, и опишите, как вы обычно выходите из конфликтных ситуаций.

Ребята: Деремся, просим прощения, не обращаем внимания, уступаем и др.

Ведущий: Действительно, существует множество выходов из конфликтных ситуаций. В психологии выделяют пять основных стиля поведения в конфликтной ситуации. Причем, нельзя с уверенностью сказать, какой из них является наиболее правильным. Все зависит от особенностей сложившейся конфликтной ситуации.

Давайте поподробнее рассмотрим каждый вариант и обсудим его.

Вот перед вами классический пример конфликтной ситуации – два мальчика не могут поделить заинтересовавший их предмет, например, кораблик. Если кораблик можно было бы разделить на две равнозначные половинки, то конфликт был бы разрешен. Но мы понимаем, что каждый хочет заполучить предмет целиком. Как же можно выйти из сложившейся ситуации?

Первый вариант: «Избегание».

Избегание – это когда одна из сторон уходит от конфликта, не заявляя о своих интересах. Один из друзей играет корабликом, а другой уходит в сторону. Конфликт разрешен?

Ребята: Да.

Ведущий: А как чувствует себя человек, постоянно избегающий конфликтов и не отстаивающий свои собственные интересы?

Ребята: Плохо.

Ведущий: Но существует ряд ситуаций, когда лучше всего постараться избежать их. Например, вы задержались в гостях и возвращаетесь поздно домой в одиночестве. Вдруг вы видите подозрительную компанию недалеко от вашего дома. Что лучше всего сделать в этой ситуации?

Ребята: Обойти этих людей стороной.

Ведущий: Правильно, можно еще подождать прохожих, чтобы пройти вместе с ними мимо этой компании. А правильнее всего будет заранее позаботиться о своей безопасности: не задерживаться допоздна, попросить, чтобы вас проводили или встретили. Старайтесь всегда избегать потенциально опасных для жизни и здоровья ситуаций!

Второй вариант: «Приспособление».

Приспособление – это когда одна из сторон уступает требованиям оппонента.

Например, в случае с корабликом, один из ребят отдает предмет другому, лишь бы не усугублять конфликт. Конфликт разрешен?

Ребята: Да.

Ведущий: А как чувствует себя уступивший человек?

Ребята: Плохо.

Ведущий: В жизни существуют ситуации, в которых лучше всего уступить. Например, если ваш оппонент гораздо сильнее вас или значительно выше по статусу. Не смогли вы избежать встречи с неприятной компанией, о которой говорилось раньше. Эти люди потребовали отдать им телефон, сумку или деньги. Лучше уступить им в данной ситуации, потому что, каким бы дорогим не был ваш любимый телефон, жизнь и здоровье стоят гораздо дороже. Ваши родители или друзья ни в коем случае не будут осуждать вас, потому что, в сложившихся обстоятельствах, вы проявили не трусость, а мудрость.

Третий вариант: «Соревнование».

Соревнование – это когда оппоненты начинают отстаивать свои интересы при помощи кулаков, угроз или грубых выражений.

Наверное, существуют ситуации, в которых нужно постоять за себя или вступиться за слабого. Но сложно увидеть плюсы данного варианта. Даже если вы победите в драке, вы можете испытывать чувство вины.

Итак, мы рассмотрели несколько стилей выхода из конфликтных ситуаций и сделали для себя вывод, что они являются эффективными, когда речь идет о нашей жизни и здоровье. К счастью, чаще всего мы конфликтуем с близкими нам людьми, с которыми необходимо сохранить добрые отношения. Давайте рассмотрим оставшиеся варианты.

Четвертый вариант: «Компромисс».

Компромисс – это когда обе стороны идут на взаимные уступки. Например, в случае с корабликом, один из мальчиков предлагает уступить ему кораблик в обмен на что-то или они договариваются по очереди играть в кораблик. Конфликт исчерпан?

Ребята: Да.

Ведущий: Существует еще один вариант выхода: «Сотрудничество».

Сотрудничество – это когда оппоненты находят альтернативный вариант, полностью удовлетворяющий обе стороны. В случае с корабликом, ребята договариваются вместе играть с ним или находят другое занятие, соответствующее их взаимным интересам (идут играть в футбол). Отличный вариант?

Ребята: Да.

Ведущий: Действительно, сотрудничество в сложных ситуациях является наилучшим выходом, хотя уметь договориться с оппонентом – тоже большое искусство, которому мы сейчас и будем учиться.

Ребятам выдаются бланки с готовыми конфликтными ситуациями и примерами конструктивного выхода.

Ведущий просит двух ребят прочитать вслух Конфликтную ситуацию №1 (см. Рисунок 1).

Эй, Серый, ну-ка быстро дал мне ручку, а то как двину, мало не покажется.

– Только попробуй, я сам тебе двину так, что …

Ведущий: Назовите, пожалуйста, ошибки, которые допустили ребята, приведшие невинную просьбу одолжить ручку к драке.

Ребята называют замеченные ими ошибки.

Ведущий: Да, действительно. Во-первых, отсутствуют вежливые формулировки, просьба выглядит как приказ. Во-вторых, используется угроза. А ведь когда нам угрожают, мы начинаем защищаться. Может мне и не жалко одолжить ручку, но тогда будет выглядеть, будто я испугался. В-третьих, вместо обращения по имени, используется фраза «Эй» и кличка. К кому так обращаются?

Ребята: К животным.

Ведущий: Да, конечно, друг обидится, если вы будете к нему так обращаться. Каждому приятно, когда к нему обращаются по имени.

Ведущий обращается к одному из учеников: «Тебя как зовут?».

Ученик: «Миша».

Ведущий: Представь, я встречаю тебя на улице и говорю «Здравствуй» или «Здравствуй, Миша». Что тебе приятнее было бы услышать?

Ученик: Второй вариант.

Ведущий: Любому человеку приятно, когда называют его по имени. Давайте прочитаем, как правильнее вести себя в подобных ситуациях.

Ведущий просит ту же пару ребят прочитать Выход из конфликтной ситуации №1 (см. Рисунок 2).

Сережа, ты не мог бы одолжить мне ручку, пожалуйста?

– Да, Саша, конечно, не забудь только вернуть.

Извини, мне она самому нужна. Но как только смогу, я сразу же тебе ее отдам.

Ведущий: Отказывать тоже надо правильно. Вместо того, чтобы сказать «Нет, отстань», правильнее будет ответить «Я бы с удовольствием тебе помог, но, к сожалению, не могу». Обидится друг на такой отказ?

Ребята: Нет.

Ведущий просит двух других учеников зачитать вслух Конфликтную ситуацию №2 (см. Рисунок 3).

Ну и дурак же ты. Вечно подводишь меня. Ничего тебе нельзя доверить. Не буду с тобой больше дружить!

– Сам дурак! И катись ты со своей дружбой…

Ведущий: Подобная ситуация знакома каждому. Одолжили у вас вещь и потеряли или вернули испорченную. Обещали что-то сделать и забыли. Ребята, скажите пожалуйста, что нужно в первую очередь сделать в подобной ситуации?

Ребята: Извиниться.

Ведущий: Правильно. Я хочу такой пример привести.

Обращается к ученику (в нашем случае к Мише): «Представь, я подхожу к тебе и говорю «Я поцарапала твой диск, вот я тебе новый купила» или «Извини, я поцарапала твой диск, вот я тебе новый купила». Что тебе было бы приятнее услышать?

Ученик: Второй вариант.

Ведущий: Да, очень важно услышать от другого человека, что он осознает свою вину.

Ведущий просит ту же пару ребят прочитать Выход из конфликтной ситуации №2 (см. Рисунок 4).

Дима, извини. Я не хотел тебя расстраивать. Что мне сделать для того, чтобы ты меня простил? Я так дорожу нашей дружбой.

– Костя, я тоже не хочу, чтобы мы с тобой сорились. Но мне очень нравилась эта вещь, поэтому…

Ведущий: Дальше ребята могут искать вариант разрешения сложившейся ситуации. Но главное, они смогли сохранить дружбу несмотря ни на что.

А теперь мы переходим к практической части нашего занятия, в которой вы сможете применить полученные знания на практике.

Ведущий раздает каждой паре учеников пустые бланки (см. Рисунок 5) и объясняет задание:

Каждая пара должна придумать или вспомнить одну конфликтную ситуацию и записать ее на пустом бланке. Затем нужно предложить позитивный выход из этого же конфликта, используя полученные знания и навыки конструктивного общения. На работу в парах отводится 5-6 минут.

Далее ведущий приглашает каждую пару разыграть предложенные ими конфликты и варианты выхода. При необходимости, ведущие вносят корректировки.

Ведущий: Наше занятие подходит к концу. Скажите, пожалуйста, какие выводы вы сделали для себя?

Ребята: Не нужно ссориться и ругаться, а нужно учиться договариваться и пр.

Ведущий: Конфликты были, есть и будут в нашей жизни. Очень важно знать, что из любой конфликтной ситуации всегда есть конструктивный выход. Мы желаем вам находить такие способы, которые позволят вам сохранять доброжелательные отношения и хорошее настроение! Спасибо за внимание.

Школьные конфликты: виды, пути решения, приемы и примеры
методическая разработка по психологии (5, 6, 7, 8 класс)

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Школьные конфликты: виды, пути решения, приемы и примеры 12

В процессе трудовой и общественной деятельности учитель взаимодействует с другими участниками школьной жизни. При этом конфликты — явление неизбежное. А вот что останется после конфликтной ситуации во многом зависит от учителя. Универсальный рецепт конструктивного решения конфликта, послевкусием которого будет удовлетворенность всех сторон и приобретение ценных навыков жизни в обществе, рассмотрен в данной статье.

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные . Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем , оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом .

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику . Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия . Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие .
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности .
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели , способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы , которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное . И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Школьные конфликты: виды, пути решения, приемы и примеры

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

13. Пути решения конфликтов

13. Пути решения конфликтов

Задача занятия : изучить и закрепить на конкретных примерах стили конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Упражнение – разминка «Гвалт»

Описание упражнения. Вариант 1. Участники разбиваются на пары. Члены каждой пары размещаются в пространстве на максимально большом расстоянии друг от друга (лучше всего – по разным углам комнаты), после чего все одновременно начинают разговаривать. Задача – на фоне общего шума вести беседу именно со своим партнером, выделяя его голос на фоне остальных.

Вариант 2. Участники выстраиваются в две шеренги, расположенные лицом друг к другу на расстоянии 1,5–2 м. Поочередно каждый из участников проходит между этими шеренгами туда и обратно. Из одной шеренги ему кричат только хорошее (положительно эмоционально окрашенное), из другой – только плохое. Задача участника – по дороге в одну сторону слушать только плохое, а в другую – только хорошее.

Психологический смысл упражнения. Демонстрация эффекта избирательности восприятия в процессе общения, что всегда имеет место и в конфликтах. Развитие умения выделять необходимую информацию на фоне общего шума.

Обсуждение. «Приведите примеры из жизни, показывающие, что человек склонен слышать только то, что он желает услышать».

Далее проводится приведенный ниже психодиагностический тест. Ведущий зачитывает варианты ответов, участники отмечают свой выбор на листочках, после чего ведущий объясняет правила обработки результатов и зачитывает ключ, участники самостоятельно подсчитывают результаты тестирования. После этого ведущий рассказывает о стилях поведения в конфликтных ситуациях.

Стратегии поведения в конфликте [6] В табл. 7 приведены описания возможных вариантов поведения в конфликтных ситуациях, сгруппированные в 30 пар. Выберите из каждой пары то суждение, которое более типично для характеристики вашего поведения (одно суждение из каждой пары). Некоторые формулировки, как вы заметите, повторяются по несколько раз, но они все время находятся в разных сочетаниях друг с другом, так что выбор нужно делать заново в каждой паре.

Таблица 7

Ключ

Подсчет баллов выполняется с помощью приведенной ниже таблицы. Столбики таблицы, пронумерованные от «1» до «5» – это пять стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Каждый из вариантов ответа оценивается в 1 балл в пользу той стратегии, к которой он относится (т. е. баллы нужно подсчитывать по каждому из столбиков в отдельности).

Максимально возможное значение по каждому из показателей теста – 12 баллов, среднее – 6. Если по какому-то параметру набрано больше 8 баллов – это предпочитаемая стратегия поведения в конфликтных ситуациях, меньше 4 – избегаемая стратегия. Интерпретация результатов

Вот стратегии поведения в конфликтных ситуациях, склонность к которым позволяет определить эта методика:

? Соперничество – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

? Сотрудничество – выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.

? Компромисс – выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.

? Избегание – уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.

? Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого.

Эти стратегии можно графически отразить в системе координат «свои интересы – интересы другого участника конфликта» таким образом (рис. 6):

Рис. 6

Давайте поразмышляем о «плюсах» и «минусах» разных стратегий разрешения конфликтов. Как и в обсуждении любых характеристик личности, попробуем избежать категорий «хорошо» или «плохо», потому что одна и та же стратегия поведения может быть и плохой, и хорошей: смотря для кого, смотря для чего, смотря в какой ситуации.

Вот некоторые рекомендации о том, когда и к какой стратегии поведения лучше прибегать. Сотрудничество может состояться, когда у тех, кто вступил в конфликт, есть возможность найти некие общие точки интересов, позволяющие удовлетворить потребности и одного, и другого. Примерно как в притче о двух людях, которые поссорились из-за того, что не могли поделить лимон. А на самом деле одному из них нужна была мякоть, чтобы испечь пирожок, а другому – шкурка, чтобы сварить компот. Определись они сразу, что кому нужно, – и никакого конфликта бы не было. Сотрудничество – лучший способ разрешения конфликтов, но оно, к сожалению, возможно не всегда; в жизни довольно много ситуаций, когда достижение целей одним означает поражение другого (классические примеры – два парня «делят» девушку, или две спортивные команды играют матч на выбывание).

Соперничество — это стратегия, к которой имеет смысл прибегать при совпадении двух условий:

? Повод конфликта для тебя важнее, чем дружеские отношения с тем, с кем ты конфликтуешь.

? Ты уверен в превосходстве своих сил. Ведь если ты затеял соперничество – тебе, скорее всего, ответят тем же.

Приспособление, напротив, более оправданно тогда, когда для вас сохранение хороших отношений важнее, чем повод конфликта. Или когда вы столкнулись с давлением грубой превосходящей силы. С тремя злобными грабителями, вооруженными ножами и пистолетами, одинокому безоружному прохожему лучше не соперничать.

Компромисс уместен в том случае, когда то, что стало поводом конфликта, можно поделить таким образом, чтобы хотя бы частично удовлетворить потребности всех втянутых в противоречие. Избегание же наиболее оправданно, если собственное спокойствие дороже повода конфликта, а еще тогда, когда конфликт навязывают, пытаясь удовлетворить какие-то свои потребности. Глупо конфликтовать с торговым агентом, пытающимся «втюхать» очередную дрянь; куда проще просто захлопнуть перед его носом дверь квартиры (а еще лучше – вообще не открывать!) или молча удалиться от него на улице.

А теперь разберем такой пример: в темном переулке на вас напал грабитель, который требует отдать ему все деньги. Возможны следующие сценарии действия:

1. Соперничество – оказать физическое сопротивление.

2. Сотрудничество – попытаться «навести» этого грабителя на более богатого знакомого, поставив условие: вырученные таким путем деньги поделить.

3. Компромисс – договориться с грабителем, что он берет только часть имеющихся денег в обмен на обещание жертвы не обращаться с заявлением в милицию.

4. Избегание – попытаться убежать.

5. Приспособление – безропотно отдать всю имеющуюся наличность.

Когда предпочтителен первый способ? Когда есть гарантия, что грабитель слабее и трусливее соперника. А если грабитель вооружен, а вступающий в соперничество дрожит, как осиновый лист? Разрешение такого конфликта может стать трагическим. Второй способ для описанной ситуации приемлем только в том случае, если и жертва окажется грабителем (есть все основания надеяться, что они оба когда-нибудь плохо кончат). Третий способ (дипломатический) в общении с грабителем, пожалуй, не вполне уместен, хотя чудаки бывают всякие. Попытаться убежать в описанной выше ситуации – стратегия очень хорошая для умеющих быстро бегать и знающих куда бежать. А вот безропотно отдать всю имеющуюся наличность очень обидно, но иногда именно это абсолютно оправданно. Думается, в этом примере самая выгодная стратегия все-таки четвертая – избегание, но не в смысле «делать ноги», а в смысле по максимуму избегать возможности в такую ситуацию попасть. Как, впрочем, и в другие подобные ситуации.

Ролевая игра «Конфликты»

Описание игры. Участникам предлагается несколько конфликтных ситуаций, развитие которых они разыгрывают в парах. Еще несколько ситуаций могут придумать сами подростки. Получившиеся сценки обсуждаются в кругу.

Примеры конфликтных ситуаций:

1. Ты договорился(-лась) идти на дискотеку с друзьями (подругами) по случаю дня рождения. А мама говорит: «Никуда ты у меня не пойдешь на ночь глядя, маленький(ая) еще!»

2. Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть ее через неделю. С тех пор прошел месяц, а книгу он так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал ее принести. А сегодня говорит: «Извини, я забыл, куда ее положил, и теперь не могу ее найти».

3. Ты купил в магазине полкило колбасы, принес ее домой и тут обнаружил, что она несвежая. Ты возвращаешься в магазин, отдаешь продавцу колбасу и чек и просишь вернуть деньги за некачественный товар. А он отвечает: «Ничего не знаю, у нас все продукты свежие. Вы приобрели это в другом месте».

Психологический смысл игры. Актуализация знаний о различных стилях поведения в ситуациях межличностного конфликта, их демонстрация на жизненных примерах.

Обсуждение. При обсуждении этой ролевой игры следует обратить внимание на то, что целесообразность использования разных стилей поведения в зависимости от типа конфликтной ситуации может сильно меняться. В частности, жесткость применяемых стилей зависит от степени близости участников конфликта (в нашем примере: мать, друг, посторонний человек), обоснованности их требований (беспокойство матери за сына или дочь вполне понятно, продавец же просто хамит), взаимной зависимости конфликтующих сторон (с родителями предстоит еще долго вместе жить, с другом тоже вряд ли целесообразно расставаться из-за книги, а с нерадивым продавцом можно больше не встречаться).

Описание упражнения. «Представьте себя в роли иностранца, который не очень хорошо знает русский язык, и поэтому не в состоянии понять иносказательный смысл высказываний. Все слова он понимает буквально: например, услышав «Не вешай нос», представляет себе повешенного за нос человека и думает, что это средневековый способ казни. Предложите как можно больше вариантов, что он может подумать, услышав такие фразы:

? комар носа не подточит;

? метать бисер перед свиньями;

? сам черт не брат;

? прошел огонь, воду и медные трубы;

? не подмажешь – не поедешь;

? у семерых нянек дитя без глазу;

? яйца курицу не учат;

? зимой прошлогоднего снега не выпросишь;

? дом был полной чашей;

? на воре и шапка горит.»

Упражнение выполняется в подгруппах по 3–4 человека, каждая подгруппа выбирает себе по 3 фразы и придумывает как можно больше возможных вариантов их буквальной трактовки.

Психологический смысл упражнения. Упражнение учит рассматривать в новых, необычных ракурсах то, что кажется понятным, привычным и банальным, вставая на позицию наивного слушателя, не имеющего сформированного представления о том, что он воспринимает. Умение принимать такую позицию – одно из важных предпосылок способности конструктивно разрешать конфликты.

Обсуждение. «Вот видите, как своеобразно можно воспринять понятные и привычные фразы, всего лишь мысленно встав на позицию человека, не знающего заранее их смысла! Поделитесь, пожалуйста, примерами ситуаций из вашей жизни, когда отказ от заранее известного понимания какой-либо ситуации помог увидеть ее в новом ракурсе, решить связанные с ней конфликты».

Конфликты в школе

Один из важных аспектов школьной жизни – это отношения между учителями. Отношения являются важной частью школьной среды, и создают некое психологическое поле, определенную атмосферу, способствующую или не способствующую здоровому развитию детей. Эти отношения также являются моделью, которую дети перенимают и в дальнейшем используют. Они являются и средой для самих учителей, в которой они проводят значительную часть своей жизни. Здоровая среда создает условия для профилактики эмоционального выгорания, для эффективной работы с учениками, для решения профессиональных задач удовлетворяющим способом.

Под учителями в данном случае понимаются все сотрудники школы, непосредственно участвующие в образовательном и воспитательном процессе – и директор школы, и завучи, и воспитатели групп продленного и т.п., так как они тоже участвуют в воспитании детей непосредственно, даже если они не ведут дополнительно какие-либо учебные предметы.

Одним из основных факторов, создающих условия для эмоционального выгорания являются конфликты, стрессы, связанные с отношениями на работе. Уровень стресса, который человек переживает в ситуации конфликта, в значительной степени зависит от того, какие стратегии поведения и эмоционального реагирования он использует в ситуации конфликта. По данным психологии существует 5 основных стратегий поведения, которые человек использует в ситуации конфликта . Это следующие стратегии – 1.сотрудничество, 2.компромисс, 3.избегание 4.приспособление 5.борьба, соперничество.

Сотрудничество. Наиболее эффективной стратегией решения проблемной ситуации является стратегия сотрудничества. Сотрудничество оказывается возможным в том случае, если участники возникшей ситуации взаимно уважают друг друга и считают, что потребности каждого участника важны. Сотрудничество строится на том предположении, что возможно достичь удовлетворения потребностей каждого участника ситуации.

Компромисс. Стратегия компромисса стоит на втором месте по эффективности после сотрудничества. Компромисс строится на предположении, что все участники ситуации и соответственно их потребности являются одинаково важными, ценными. Однако ситуация (как думают её участники) не содержит в себе условий для того, чтобы можно было бы удовлетворить полноценно потребности всех участников ситуации одновременно. Поэтому как решение рассматривается тот способ, в котором каждый участник частично поступился бы своими потребностями, ради того, чтобы каждый из участников был частично удовлетворен. Компромисс приводит к некоторому «накоплению» неудволетворенных потребностей, но может иногда использоваться.

Приспособление. Стратегия приспособления состоит в том, что по крайней мере один из участников ситуации считает, что потребности второго участника являются более важными, чем его потребности. В соответствии с этой концепцией (осознаваемой или не осознаваемой) на поведенческом уровне он жертвует своими потребностями, приспосабливается, подстраивается под партнера. Приспособление, поскольку оно влечет за собой жертвование своими потребностями, влечет за собой накопление внутреннего эмоционального напряжения и способствует процессу эмоционального выгорания через хроническое напряжение потребностей и отрицательные эмоции.

Избегание. Стратегия избегания состоит в том, что один или оба участника возникшей проблемной ситуации избегают обсуждения и прояснения проблемы, так как ожидают в своих фантазиях, что партнер не пойдет им на встречу в решении проблемы, что он будет враждебен, или что он будет эмоционально ранящим, или что решение ситуации вообще невозможно по независящим от партнеров причинам. Если партнеры или один из них используют (использует) стратегию избегания, то ситуация оказывается нерешенной ни для одного из них, потребности обоих оказываются неудволетворены. Эта стратегия неконструктивна, приводит к накоплению отрицательных эмоций и в значительной степени способствует эмоциональному выгоранию.

Соперничество, борьба. В пятый блок входит группа близких друг другу по психологическим основаниям стратегий. Это соперничество, соревнование, борьба, вытеснение, выживание, сверхконтроль. Все эти стратегии построены на предположении, что кто-то из участников ситуации является более важным, более ценным, и соответственно его потребности более важны. Второе предположение, на котором строится данная стратегия, состоит в том, что ситуация такова, что лишь один из участников может получить необходимое, а второй в этом случае вынужден будет поступиться. Эта стратегия, особенно если используется постоянно, также ведет к накоплению хронической усталости и эмоциональному выгоранию. Усталость связана с перерасходом и физических, и эмоциональных, и интеллектуальных сил, так как соревнование, борьба и сверхконтроль являются очень энергозатратными стратегиями, в связи с тем, что партнер по взаимодействуют обычно сопротивляется, так как зачастую не хочет быть вытесненным, побежденным, контролируемым.

Эта энергозатратность сверхконтроля и тенденции подчинять других своей воле не всегда бывает прямо очевидна. Часто люди, использующие данные стратегии, выглядят внешне уверенными, сильными, компетентными. Зачастую они несут в школе большую учебную и/или административную нагрузку действительно выполняют много дел. Однако необходимый для такой высокой активности ресурс они обычно берут из другой области – из семейной или из своих физических ресурсов. То есть возникают проблемы либо в семейной жизни, либо в физическом здоровье, так как на все энергии не хватает. В области здоровья это наиболее часто повышенное артериальное давление, проблемы с сердцем.

Итак, при решении конфликтных ситуаций ценным является понимание того, какие именно стратегии мы используем в проблемной ситуации и практика выбирать сознательно ту или иную стратегию.

Другим ценным моментом является умение анализировать потребности свои собственные и других участников, затрагиваемые в данном конфликте. В частности, важно понимать, что есть действительные потребности участников конфликта, непосредственно связанные с ситуацией. Однако часто в конфликте актуализируется и оказывается задетой потребность в уважении и самоуважении, так как зачастую тот или иной участник конфликта выражает свои претензии в форме, унижающей или принижающей партнера. В этом случае проблема не решается, а перерастает в следующую проблему, начинается силовая борьба, кто кого больше унизит и т.п. .

Психологические исследования по использованию стратегий для решения конфликтных ситуаций обнаруживают, что для педагогов государственных образовательных учреждений характерно использовать для решения конфликтов стратегии избегания и приспособления, что влечет за собой накопление неудволетворенности и эмоциональное выгорания. Избегание и приспособление, как основные стратегии, ведут также к тому, что образовательная среда не развивается, остается неизменной. Между тем мир, окружающая нас культура, историческая и политическая среда изменяются, становятся другими. Все это влечет нарастание некоторого конфликта, напряжения между образовательными структурами и окружающим их миром, предъявляющим уже другие требования к ученикам.

Пример анализа конфликтных ситуаций.

Учительница А. По поручению администрации готовит вместе со своими ученицами выступление для школьного концерта перед родителями. После выступления детей учительница Б. Подходит к учительнице А., и в присутствии только что выступивших детей заявляет, что та «опозорила своим выступлением всю школу перед родителями», что выступление было очень плохое, что дети плохо двигались по сцене и т.п. Учительница А эмоционально потрясена. Она не находит слов для возражений или оправданий. Через несколько дней она пишет заявление об увольнении и увольняется.

В данной ситуации учительницей А была использована стратегия № 5 – вытеснение и сверхконтроль. Вытеснение как цель реально проявилось в уходе из школы второго учителя.

Сверхконтроль проявлялся в том, что учительница Б решала не свою задачу, так как на самом деле она не несла ответственности за всю школу целиком, и администрация не поручала ей анализировать или критиковать работу других. Это взятие ею на себя дополнительных функций, «расширение обязанностей и ответственности», характерное для неё и в других ситуациях, ведет её к эмоциональным перегрузкам. Кроме того, ситуацию она решает исходя из представлений о том, что учительница А работает некачественно и профессионально недобросовестно. Эти представление проявились в критике коллеги. Одновременно с этим были игнорированы её эмоциональная ранимость, её отношения с детьми, в присутствии которых была высказана критика, и её потребность в самоуважении и уважении. Потребности в самоуважении и уважении блокировались формой выражении и тем, что её критиковали в присутствии детей. Кроме того, она оказалась в незащищенной позиции – она получила «Эмоциональный удар» в ситуации, где она была ослаблена. Её дети только что выступали и она вложила свою энергию в помощь им в выступлении.

Рекомендации

1.Для профилактики подобных ситуаций в коллективе учителей рекомендуется на одном из педагогических советов обсуждение всеми учителями нормативов поведения, касающихся конструктивных форм критики и взаимной профессиональной помощи. Необходимо, чтобы учителя высказались по этому поводу, чтобы они услышали друг от друга, как эмоционально они воспринимают критику коллег, в какой форме они готовы её принимать.

Таким образом могут быть сформированы новые групповые нормы поведения внутри коллектива. Эти нормы могут быть записаны в решениях педагогического совета. Вариантами таких решений могут быть, например, такие решения –

  • не высказывать критику в присутствии детей, родителей,
  • спрашивать коллегу, готов ли он именно сейчас выслушать критические замечания, и если не готов, какое время он предлагает,
  • находить для профессиональных конфронтаций время после работы, а не высказывать критику в начале рабочего дня, когда учитель должен быть настроен на работу с детьми,
  • высказывать несогласие в доброжелательной форме, и т.п.

В дальнейшем, после того, как подобные правила внутри коллектива созданы, необходима дальнейшая конфронтация ситуациям, в которых правила, принятые всеми учителями, были нарушены.

Важно учиться выполнять только свои функции. Оценка выполняемой учителем работы является функцией администрации, а не коллег. Если коллега не просил об обратной связи на его работу, лучше не брать на себя ответственность оценивать его труд.

В ситуации возникшей проблемы важно как можно больше спрашивать партнера по взаимодействию, что он думает, чувствует в связи с происходящим, каковы его мнения, суждения, представления и т.п. В противном случае легко впасть в фантазии, так как за отсутствием информации мы начинаем опираться на собственный опыт и судить по себе, а опыт у всех людей разный.

Например, в ситуации учительниц А и Б можно было сначала поинтересоваться у родителей, узнать, понравилось ли им выступление детей, вместо того, чтобы оставаться в фантазии, что выступление им не понравилось.

Ситуация 2

Часть проблем, возникающих между учителями, связаны с проблемой границ. Такого рода проблемы возникают, когда границы не ясны, не обозначены, либо они игнорируются и один из участников «вторгается» на территорию другого.

Например, бывает так, что классный руководитель В приходит на урок к другому учителю Д , чтобы дать какую-либо информацию о внеклассной работе своему классу. Он может войти неожиданно в начале или даже в середине урока и «взять» часть времени и внимания детей. В этой ситуации учебный процесс оказывается разорван, часть энергии, которую другой учитель Д потратил, чтобы настроить детей на интеллектуальную работу на уроке, истрачено впустую и. п. Между тем учитель Д, понимая, что времени для работы с детьми и так очень мало, не склонен вступать в полемику, да и испортить отношения с коллегой он боится. В результате он жертвует временем урока и эффективностью обучения, а также собственным эмоциональным комфортом.

В данном случае учитель В использует стратегию № 5 , так как «Вытесняет» своего коллегу с части времени его урока (не предлагая взамен часть времени на своем уроке), не учитывает его нужды, потребности, а свои считает более важными. В то же время его партнер по ситуации, коллега Д, использует стратегии №4 и №5 – избегания и приспособления.

Аналогично как и в предыдущей ситуации, ситуация была неожиданной для учителя Д. Действие коллеги застало его врасплох и заставляло принимать решение в условиях дефицита времени и в присутствии учеников, наблюдающих происходящее. Решения и реакции в условиях дефицита времени часто бывают неконструктивны.

Рекомендации

Для профилактики подобных ситуаций также рекомендуется выработка учителями общих правил о том, как и когда можно появляться на уроках коллег, как и когда об этом договариваться, и далее – конфронтировать ситуациям невыполнения этих правил, если они будут происходить. Групповые нормы будут поддержкой для тех учителей, кто испытывает трудности выражать несогласие в силу мягкости своего характера.

Школьные конфликты зачастую носят неявный, скрытый характер. Значительная часть учителей имеет тенденцию приспосабливаться к другим или избегать решения проблемы. В этих случаях скрытое напряжение накапливается, избегание контакта начинает распространяться и на другие профессиональные взаимодействия, что в свою очередь не способствует творческой, эффективной профессиональной работе.

Задачи психолога могут быть в этом случае следующие

  • помощь администрации в проведении педсоветов по выработке групповых норм взаимодействия в коллективе
  • разработка проектов оптимизации школьной среды
  • посредничество в конфликтах
  • индивидуальное консультирование сотрудников школы по решению текущей конфликтной ситуации
  • проведение тренингов для сотрудников школы по эффективному решению конфликтных ситуаций

педагог-психолог Соковнина Марина Соломоновна

Конфликты в классе: виды, решениия, профилактика

В данной статье речь пойдет о конфликтах в школе. Рассмотрим распространенные мифы про конфликты и поговорим об эффективных стратегиях, которые педагог сможет использовать в своей работе.

Мифы про конфликтные ситуации

В хорошей группе конфликтов не будет. В каких ситуациях конфликтов действительно может не быть? Например, в ситуации знакомства, когда дети только присматриваются, сближение происходит постепенно, все достаточно осторожны и корректны, и даже если какая-то ситуация задевает участника, то многие делают выбор пока «проглотить». В ситуации, когда участники сильно дистанцированы друг от друга, когда сближения не произошло и никому из участников оно не интересно. По сути, это не совсем группа. Такое чаще встречается в группах, когда участники взрослые люди и группа временная (например, кратковременное обучение). В школьном коллективе, состоящем из разных активных участников с небольшим количеством социального опыта, коллективе, который существует несколько лет, конфликтов не быть просто не может. Другое дело, что педагог может не заметить конфликт, если ученики его скрывают. Но это речь уже о старших классах. Во всех остальных ситуациях конфликт – это ситуация нормы для группы. Другой вопрос, как этот конфликт выглядит и проживается участниками.

Конфликт – это столкновение интересов участников, борьба за любые возможные ресурсы (внимание кого-либо, статус в группе), отстаивание себя, своих интересов. Могут быть открытые и скрытые конфликты. Бывает, что приходишь в класс, а ощущение, что все внутри «звенит» от напряжения, хотя никто не ругается.

В младшей школе серьезных конфликтов быть не может. Есть распространенное убеждение, что дети по своей природе неагрессивны, добры, потому не могут хотеть кому-либо зла. Обычно это действительно так, и в младшей школе часто идет речь о непреднамеренных обидах и проч. То есть дети изначально не планировали, просто так получилось. А потом закрепилось. И усилилось. На эту тему есть несколько популярных антиутопий, например «Повелитель мух». К ситуациям школьного конфликта обычно сейчас активно подключаются родители. К сожалению, это не всегда приводит к его разрешению. Любой конфликт, даже в детском саду, не должен оставаться без внимания педагога. Во многих ситуациях на начальном этапе достаточно просто внимательного отношения, чтобы дети могли справиться с ситуацией.

Дети должны сами разобраться с конфликтом. Это спорная идея. С одной стороны, да, дети могут получить ценный опыт самостоятельности, опыт разрешения сложной ситуации. Но ситуация может быть им «не по зубам», тогда они получат опыт капитана на неуправляемом судне: ответственность как будто на них, а ресурсов для изменения ситуации недостаточно.

Дети не имеют богатого социального опыта, поэтому они не могут корректно и безопасно справиться со сложными и/или затяжными конфликтами. Помощь взрослых необходима. Другой вопрос, что помощь может быть различной.

Причиной конфликта может быть какое-либо значимое отличие от других в группе. Нет, это не так. Как мы уже говорили, конфликт возникает в момент столкновения интересов участников. Полный, худой, в очках, «ботаник», «двоечник», ребенок с ОВЗ и т. д. – не имеет значения.

Один и тот же ребенок с какими-либо отличиями в одной группе получит поддержку и заботу ее участников, его примут, а в другой группе его ждет осуждение и травля. Причиной конфликта всегда являются внутренние процессы, которые происходят в группе. Если в группе назревает конфликт, поводом для него могут быть различные ситуации и поведение участников.

Если в группе конфликт принимает форму издевок, постоянных ядовитых шуток над кем-нибудь, порчи имущества и т. д., для таких ситуаций подходят термины «школьная травля», «буллинг», «моббинг». Эти ситуации заслуживают отдельного тщательного рассмотрения.

Пример «из жизни». Проще всего вспомнить пару примеров из вашего школьного детства, обратить внимание на ваши ощущения в той ситуации и вспомнить про те выводы, которые вы сделали тогда (будучи ребенком). У меня самой в пятом классе были напряженные отношения с девочкой из параллельного класса. Однажды оба наших класса ждали учителей в темном коридоре (уроки были в соседних кабинетах). Слово за слово, оскорбления и драка. Мне чудом удалось нанести больше ударов, и я услышала угрозы в свой адрес. Дальше я сбежала с урока и окольными тропами возвращалась домой. Девочка гналась за мной, было страшно, но в какой-то момент отстала. Продолжения у истории не было, мы обе старались не встречаться. Было невероятно страшно ходить в школу следующие несколько месяцев, а также я понимала, что никто из взрослых мне помочь не сможет и не собирается этого делать.

Пример из опыта работы. А вот другая ситуация, с которой я столкнулась как специалист. Двое ребят из младшей школы исследовали друг друга. Их исследования зашли достаточно далеко, но сами они не придавали ситуации какого-либо значения. И вот об этом узнает педагог, который сообщает о ситуации директору, тот, в свою очередь, просит прийти родителей, а также приглашенных психологов. Родители были шокированы, но в то же время благодарны за персональное приглашение и индивидуальную беседу по поводу ситуации. Было предложено сделать собрание с родителями детей, педагогами и администрацией школы, которое провели бы приглашенные специалисты. На такой встрече удалось договориться о важных для родителей и педагогов решениях, связанных в том числе с безопасностью детей в школе. Альтернативным сценарием, в случае пассивности администрации школы, могло бы быть обращение в полицию, а также жалобы в соответствующие инстанции.

Какие действия педагога могут помочь в ситуации конфликта?

1. Внимание к себе и своим чувствам. Чтобы заметить сложную ситуацию на начальном этапе, стоит прислушаться к себе. На этом этапе ситуацию практически невозможно отследить другими способами. Как вы можете заметить, что в группе что-то пошло не так:

вы ловите себя на мысли, что не хотите проводить урок именно в этом классе;

в группе иногда стала повисать неловкая пауза;

может быть ощущение, что ученики что-то от вас скрывают, и это не связано с подарком ко Дню учителя;

ученики как будто отвлекают сами себя и вас от какой-либо темы, человека. Начинают переводить тему, «засмеивать» и проч.

Это один из самых сложных пунктов. Когда большая нагрузка, много разноплановых задач, много классов, очень легко немного «заморозиться», перестать чувствовать усталость и в целом свои настроения и состояния. О том, как заботиться о себе в ситуации постоянных цейтнотов, мы еще будем говорить. Здесь пока речь о том, что если у вас получается быть живым и чувствительным в группе, – вы на шаг впереди и можете застать проблемы на этапе формирования. Своим подозрением вы можете поделиться с другими учителями или со школьным психологом, тогда у вас будет команда «наблюдающих».

2. Открыто говорите ученикам о своем отношении. Этот совет может помочь разрешить ситуацию, которая в самом начале своего становления. Вы можете говорить о том, что вам не нравится, когда ребята ругаются или оскорбляют друг друга, вам жаль, что у них не получается договориться, или вам некомфортно в данный момент находиться в классе, потому что вы видите несправедливость, и др. Очень важно, чтобы ваши слова были искренними. Почему это работает? Во-первых, для многих учеников важны отношения с преподавателями, личное отношение преподавателя. Часто бывает, что в классе что-то происходит, а ребята сами пока не знают, как им к этому относиться: это хорошо или плохо? весело или страшно? Когда вы говорите о своей позиции и еще, например, спрашиваете мнения ребят, это дает им возможность самим найти, нащупать свое отношение к данной ситуации. Очень часто сложные ситуации нарастают как снежный ком, и у ребят, участвующих в конфликте, может не быть необходимой паузы, в которой они могут понять, как им самим то, что сейчас происходит.

3. Предлагайте другие варианты решения. Если у вас хорошие отношения с учениками, они вам доверяют, вы можете им предложить вариант решения ситуации. Или несколько вариантов. Или предложите обсуждение конкретной ситуации или, наоборот, общей темы на классном часе. Это может быть в форме дискуссии со спорными утверждениями. Но возможно, вы просто предложите ребятам какой-либо вариант решения ситуации и спросите их мнения: как им такая идея? Почему бы не попробовать? Хорошо работает формат эксперимента, когда вы предлагаете что-либо ребятам на короткое время. Например, в течение следующего дня обращаться друг к другу «уважаемый» и по имени и отчеству и потом коротко обсудить результат.

4. Если ситуация не проходит и ваши действия не приносят результата. В нашей культуре принято со всеми ситуациями справляться самостоятельно. Но бывают ситуации, когда даже очень эффективных действий одного человека недостаточно для разрешения конфликта. В этом случае нужно обращаться к другим педагогам, к школьному психологу, к руководству школы. Совместно с коллегами можно принять решение о том, что нужна помощь внешних специалистов. Например, можно позвать психологов для работы с классом и родителями.

5. «Круг сообщества». В сложных ситуациях точечные действия, а также усилия только одного человека могут не привести к желаемым изменениям. В более сложных ситуациях бывает недостаточно и слаженной работы сотрудников школы. Есть различные методики работы с конфликтами в рамках школы. Одна из эффективных технологий – проведение «Круга сообщества». Эта технология подходит для того, чтобы создать поворотный момент в сложных конфликтных ситуациях, когда недостаточно работы только с одним классом и ситуация требует системного вмешательства. В этом случае необходима работа психологов не только с конкретным классом, но и с педагогами, и с родителями учеников данного класса. Используя данную технологию, приглашенные специалисты создают условия для бережной и эффективной работы коллектива, для выбора необходимых решений с опорой на ценности участников группы. Это глубокая и сложная работа, поэтому наиболее эффективно, когда ее проводят приглашенные специалисты, не заинтересованные в каких-либо конкретных решениях. Конечно, для осуществления такой работы требуется много ресурсов школы, как минимум временных. И иногда руководство школы принимает решение «не замечать» конфликта. К сожалению, время в этих ситуациях может работать против школы, что в конечном итоге приведет к более затратным решениям или тяжелым последствиям.

Надеемся, что данные советы помогут вам найти ориентир в ситуации возникающих и длительно существующих конфликтов и выбрать наилучшую стратегию для разрешения подобных ситуаций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector