3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Консультация для педагогов Игрыдраматизации и ее виды

Консультация для педагогов. Тема: «Виды театрализованных игр и их место в воспитательно-образовательном процессе»

Светлана Бережная
Консультация для педагогов. Тема: «Виды театрализованных игр и их место в воспитательно-образовательном процессе»

Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослых создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Классифицируют театрализованные игры на:

• игры драматизации и режиссерские игры.

В играх драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью интонации, мимики, пантомимы.

Видами драматизации являются

• игры имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

• ролевые диалоги на основе текста;

• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

• игры импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:

• плоскостной и объемный,

• кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.

• кулачковый и т. д.

В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Для развития и воспитания детей через театрализованную игру, необходима правильная организация игр. Основными её требованиями являются:

1. Разнообразие тематики содержания

2. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованных игр.

Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских, других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т. д.).

В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои.

«Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ». Консультация для педагогов Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать.

Использование народных игр в образовательном процессе ДОУ Дошкольное детство — возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнано, что это период рождения.

Консультация для педагогов «Формирование приемов самоконтроля у детей шестилетнего возраста в процессе ООД» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает.

Консультация для педагогов «Использование речевых игр и художественного слова в режимных моментах дошкольников» Уже ни кому не секрет, что речь ребенка формируется по образцу окружающих его взрослых людей. Поэтому очень важно, чтобы ребенок слышал.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы» Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно – оздоровительной работы» Прежде чем начать говорить о взаимодействии.

Консультация для воспитателей: «ИКТ-технологии в образовательном процессе ДОУ». Консультация для воспитателей: «ИКТ-технологии в образовательном процессе ДОУ». Качество дошкольного образования, с учётом специфики дошкольного.

Роль дидактических игр в образовательном процессе с дошкольниками. Образовательная деятельность с дошкольниками осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении. Однако.

Роль развивающих игр В. Воскобовича в образовательном процессе. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом.

Вязаные шапочки-игрушки для театрализованных игр Для развития индивидуальных творческих наклонностей каждого ребенка, помогают постановки театральных спектаклей, инсценировки знакомых сказок,.

«Игры — драматизации» Консультация для воспитателей.
консультация на тему

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх – драматизациях.

Сюжет и игровые действия в этих играх могут быть определены содержанием, какого – либо произведения, но способов реализации ролей нет, их следует создавать и воплощать в каких – либо движениях, мимике, интонации. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на воплощение взятой на себя роли. Для того, чтобы дети смогли передавать образ, у них надо развивать воображение. Ставить их на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

МБДОУ детского сада 58

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх – драматизациях.

Сюжет и игровые действия в этих играх могут быть определены содержанием, какого – либо произведения, но способов реализации ролей нет, их следует создавать и воплощать в каких – либо движениях, мимике, интонации. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на воплощение взятой на себя роли. Для того, чтобы дети смогли передавать образ, у них надо развивать воображение. Ставить их на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями.

Творчество дошкольника имеет свои, связанные с возрастом, особенности, которые носят игровой характер, который сохраняется даже в том случае, если дети разыгрывают спектакль.

Драматизировать – значит представить, разыграть в лицах какое – либо литературное произведение, сохраняя последовательность эпизодов.

Игра – драматизация – вид игровой деятельности, которая отличается от сюжетно – ролевой игры тем, что создается по готовому сюжету, взятому из книги. Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни; требуется представить образы героев, их поведение, ход действий. Данный вид игры приобретает развернутый характер только в старшем дошкольном возрасте, когда у детей уже имеется определенный запас знаний, умений и навыков, которые дети могут применять в играх.

Игры – драматизации обогащают детей впечатлениями, воспитывают интерес и любовь к литературе, родному слову. Участие в инсценировании предоставляет ребенку широкий простор для проявления инициативы и творчества, т.к. при создании игровых действий необходимо использовать движения, мимику, интонацию, поведение, характер. Обсуждение событий, поступков, характеров героев в сочетании с поисками приемов передачи образа вызывает чувство сопереживания, побуждает детей всматриваться в окружающий мир, различать добро и зло в человеческих отношениях, активно способствует становлению личности, формированию у ребенка высоких нравственных критериев и оценок. При отборе литературных произведений необходимо учитывать то, что детей дошкольного возраста в играх – драматизациях привлекают прежде всего динамичный и занимательный сюжет, наличие диалогов, монологов, яркий язык. Произведения должны быть близки детям по содержанию, легки для воплощения.

Народные сказки любят дети любого дошкольного возраста. Для сказок характерны драматический конфликт, острота ситуаций, выразительные диалоги, эмоции, простота языка. Дети старшего дошкольного возраста драматизируют такие сказки: «Лиса, заяц и петух», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок». Привлекают детей веселые сюжеты, где главными героями являются животные – детеныши, это стихи и сказки С.Я.Маршака, К.Чуковского, В. Сутеева.

На первых порах для игр – драматизаций можно отбирать народные потешки, стихи советских поэтов. Чувства, переживания, несложные действия близки жизненному опыту детей, это облегчает проведение игры.

Вся работа по подведению детей к драматизации должна вестись поэтапно. На первом этапе в процессе чтения и рассказывания произведения дети знакомятся с текстом. Воспитатель помогает детям понять содержание, дать оценку героям. В дальнейшем они упражняются в пересказе, импровизации диалогов. Задача воспитателя заключается в формировании у детей желания принять участие в игре, интереса к тому, что надо делать, какие слова говорить. Постепенно для детей становится существенным не только то, что надо выполнять, но и как выполнять. Этому помогает рассматривание иллюстраций, просмотр сказок на экране. Интерес к качеству выполнения роли содействует тому, что дети начинают критически относиться к участникам игры, видеть свои недочеты и достижения.

При наблюдении за детьми в процессе игры выявляется разрыв между интересными замыслами и их реализацией. Это происходит из – за того, что ребенок не может передать тех качеств литературного героя, о которых может с увлечением говорить. Неуверенность и скованность детских проявлений сглаживается по мере того, как дети приобретают необходимые умения и навыки (отчетливо говорить, регулировать силу голоса, изменять темп речи, ловко и уверенно действовать). Речевыми и двигательными умениями дети овладевают на разных занятиях, в процессе самостоятельной деятельности они углубляют и совершенствуют свои знания. Уровень способностей детей не может быть одинаковым, поэтому здесь важна индивидуальная работа воспитателя с каждым ребенком при подготовке к исполнительской деятельности. Формирование выразительных средств для воплощения замысла предполагает выработку навыка выразительного чтения и рассказывания, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, формирование чувства партнера. Воспитатель обучает детей говорить громко, тихо, грубо передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Детям предлагаются упражнения, где можно дать задания: передать голосом игривость или веселость героев сказки С. Михалкова «Три поросенка», исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят». Необходимо проводит работу, направленную на развитие двигательной активности детей.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы дошкольники проявляли инициативу, оригинальную выдумку. Творческие задания, которые воспитатель ставит перед детьми, должны приобретать более сложный и многоплановый характер, например, самостоятельно выбрать и представить животное или птицу в определенном состоянии движении. Окружающие должны угадать, кого ребенок представляет.

При использовании игр – драматизаций в работе можно заметить , что совмещая в игре речь и движения, речь и жесты, нарушается согласованность действий у дошкольников. Для преодоления этих затруднений можно использовать задания: представить себя кем – нибудь, показать и рассказать о себе. Например, «Я зайчонок, умею быстро бегать и прыгать (показать), люблю есть капусту и очень люблю морковку», представить и рассказать, как бабушка печет колобок, как дед растил репку и т.д. Эти задания помогают детям передавать настроение, характер образа, найти связь между словами и действиями, придать индивидуальные черты образу. Учитывая, что дети очень любят импровизировать, воспитателю следует поощрять детей, но следить за тем, чтобы дети не искажали главную мысль и суть произведения. Игра – драматизация требует обдуманной организации детей. Дети делятся на группы, выбирают эпизод из знакомой сказки или рассказа, распределяют роли. Подготовка к драматизации идет постепенно. На первых этапах воспитатель сам с детьми выполняет все необходимые операции, подбирает атрибуты, рисует декорации, распределяет роли и упражняет детей в диалогах. Позже, старшие дошкольники под руководством воспитателя сами могут выполнять эти операции. В процессе этой работы у детей появляется уверенность в себя, в свои силы, они начинают творчески применять полученные знания, умения и навыки. Воспитателю необходимо поддерживать у детей интерес к будущему представлению, умело регулировать деятельностью детей.

В заключении можно сказать, что игра – драматизация может стать эффективным средством эстетического воспитания детей, только при правильном руководстве педагога.

Консультация для педагогов «Игры-драматизации и ее виды».

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский «Салгал» с. Усть-Элегест МР «Кызылский кожуун» Республики Тыва Консультация для педагогов «Игры-драматизации и ее виды» Подготовила учитель русского языка МБДОУ д/с «Салгал» Шойлаа О.К. с. Усть-Элегест 2017 г.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка — не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальны, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.»,- писала Н. К. Крупская. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке — игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. И поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) — это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Игры-драматизации являются одним из видов театрализованных игр. Однако и те и другие имеют определенные отличия. Театрализованные игры, в отличие от игр-драматизаций имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах.

В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Имеются различия и в уровне самостоятельности ребенка. Самостоятельно в игры-драматизации даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают театрализованные игры по предложению воспитателя и под его руководством. Но, если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте игра-драматизация возможна как самостоятельная деятельность. Этому предположению существует несколько подтверждений. Было установлено, что дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное.

Игры-драматизации — это особенный вид деятельности детей дошкольного возраста, в котором ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Ребенок в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития.

В старшем возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр. Было также установлено, что эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, поразмыслить, вспомнить и пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов . В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

В дошкольном образовательном учреждении, где количество двуязычных детей преобладает, возникают трудности в усвоении русского языка, так как речевое общение на русском языке не сформировано. Приоритетной задачей в моей работе является развитие устной речи у детей нерусской национальности. Формирование и совершенствование навыков устной речи идет посредством использования устного народного творчества: потешки, пословицы, поговорки, считалки, частушки, сказки. Применение игровых технологий играет важную роль в обучении русскому языку с детьми-билингвами. Игры-драматизации развивают не только устную речь, но и активизируют познавательную деятельность, обогащают словарный запас детей. После чтения сказок, маленьких рассказов о детях, о животных, они инсценируются. Перед инсценировками происходит большая предварительная работа: режиссерская постановка, изготовление масок, подготовка костюмов. словарная работа, совершенствование дикции. Использование игр-драматизаций оказывают позитивное влияние на обучение и усвоение русского языка в условиях двуязычия.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями. Выделяют несколько уровней игр-драматизаций: -Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей. -Ролевые диалоги на основе текста. -Инсценировки произведений. -Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям. -Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. На каждом из перечисленных уровней могут использоваться несколько видов игр-драматизаций Л.П. Бочкарева: 1.Драматизация художественных произведений, когда ребенок берет на себя роль персонажа. При этом он входит в образ, чувствует себя раскованно свободно. Как правило, при этом у него исчезает страх, речь приобретает яркую интонационную окраску, развивается жесто-мимическая сторона речи, способность к подражанию.

2.Настольный театр с плоскостными и объемными фигурами — это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются скольжением по столу. Фанерный аналог более долговечен, и расширяет период использования театра. Это особенно актуально в условиях ДОУ.

3.Настольный конусный театр. Все детали, из которых состоят игрушки-артисты — геометрические фигуры. Голова — круг, туловище и конечности — конусы, ушки — треугольники, а усы — прямоугольные полоски. Готовый корпус фигурки можно раскрасить, дополнить аппликацией и т.п. Куклы получаются объемными и занимают на столе достаточно много места, поэтому в спектакле используются не более трех куколок. Полуподвижная фигурка «скользит» по столу. Так как поле деятельности с конусными игрушками-артистами в этом виде театра ограничено, поскольку каждый набор предназначен только для одного сюжета, а конусные фигурки имеют маленькую степень подвижности, то все творчество и фантазия ребенка воплощается в озвучивании ролей.

4. Игры-драматизации с пальчиками. Они особенно полезны для развития мелкой моторики рук, а в возрасте 5 — 6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. В таком театре все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках. Для этого есть специальные пальчиковые куклы. Они изготовлены из ткани, дерева. Достоверность образа можно считать одним из важных признаков качественной игрушки. У кукол — мягко прорисованные выразительные лица без оттенка сатиры в образе, у зверей — характерные черты того или иного животного. Деревянные игрушки могут выглядеть как крошечные головки персонажей, а могут быть целой фигуркой с головой, туловищем, руками, ногами или лапками (если это животное). Можно встретить даже деревянного Змея-Горыныча с тремя головами. Детали тканевых или комбинированных кукол должны быть выполнены из качественных материалов и хорошо крепиться между собой. Деревянные куколки имеют углубление для пальца, поэтому, при выборе игрушки, важно обратить внимание на размер этого углубления. Куколка должна плотно облегать палец, не выскакивая из него и наоборот, не сдавливая слишком туго. Тонкая и нежная кожа ребенка уязвима, поэтому дерево должно быть хорошо отшлифовано. В ходе игры хорошо использовать настольную ширму, за которой будут меняться актеры и декорации.

Консультация для родителей «Значение игр-драматизаций в развитии детей дошкольного возраста и применение различных видов материалов для игр»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Как часто в погоне за новым и оригинальным мы забываем о том, что уже выдержало испытание временем! В нашем детстве не было компьютерных и электронных игр, игровых приставок, игрушек роботов и пр. не потому ли мы так стремимся обеспечить этими игрушками своих детей? Но нужны ли им эти забавы? Единого мнения о вреде новомодных игрушек пока не существует, зато польза многих известных традиционных игр известна давно. К таким играм относится и игра-драмматизация [1].

Игры-драмматизации – это особые игры, в которых ребёнок разыгрывает знакомый сюжет или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребёнок создаёт свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий . Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается и в актёра, и в режиссёра, и в сценариста . Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развиваются воображение, творческие способности ребёнка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Всё это очень важно для познавательного и эмоционального развития.

Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребёнку. Но для таких игр необходимы особые игрушки – игрушки-артисты. Такими артистами, как правило, бывают куклы .

ТЕАТР МИШКИ И КУКЛЫ

Самый простой вариант игры-драматизации в домашних условиях – спектакль игрушек. Если вашему малышу уже исполнилось 6–7 месяцев, вы можете устраивать для него такие представления. Например, любимый утёнок , будет приходить и петь песенки. Кроха не останется равнодушным. Он будет улыбаться, пытаться достать утёнка и выразит желание участвовать в этом представлении. Для годовалого ребёнка можно разыгрывать маленькие сценки уже с двумя игрушками, например, с мишкой и куклой . Игрушечные артисты могут танцевать, прыгать, играть в прятки и догонять друг друга. Для такого театра также ничего особенного не потребуется: всего лишь две игрушки. А чудо, которое возникает у ребёнка на глазах, стоит ваших усилий! Детям в возрасте около 2,5 лет уже доступны классические сказочные сюжеты – например, «колобок» или «теремок». Достаточно лишь подобрать необходимые для спектакля игрушки из тех, которые у вас есть. Они должны быть средних размеров и с выразительной внешностью .

Сначала ребёнок увидит маленький спектакль в ваших руках, а затем ему захочется взять персонажей в свои руки и заговорить от их имени. Чтобы игрушка стала артистом, нужно самому быть немножко артистом. Если такие спектакли в ваших руках достаточно выразительны и «заразительны», то с 3–4 лет дети сами активно играют с игрушками-артистами.

ТЕАТР МАЛЕНЬКИХ ПАЛЬЧИКОВ

Большой популярностью пользуется у детей и взрослых пальчиковый театр . Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук, а с 5–6 лет постепенно готовит руку к письму. С самого раннего возраста можно показывать ребёнку спектакли на пальчиках. В нём все герои, сцена и сюжет расположен на одной или двух руках . В продаже есть специальные пальчиковые куклы из ткани, дерева. Также такие игрушки можно изготовить самостоятельно, используя связанный крючком напальчник и пришив к нему маленькую мягкую игрушку .

Такие игрушки могут выглядеть как крошечные головки персонажей, а могут быть целыми фигурками с головой, туловищем, руками, ногами или лапками . Эти простые и недорогие игрушки позволят вам вместе с ребёнком устроить настоящий театр. Наденьте сначала на свой палец одну куколку и разыграйте с ней простой сюжет, любимую сказку. Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с вами и малышом, создавая ощущение того, что он живой актёр.

С 3–4 лет можно разыгрывать сказки с более сложным сюжетом: «Коза-дереза», «Бычок смоляной бочок» и др. Дети с удовольствием показывают спектакли на пальчиках, используя в качестве сценария как хорошо знакомые сказки, так и самостоятельно придуманные истории .

В ходе игры хорошо использовать настольную ширму, за которой будут меняться актёры и декорации . Сделать такой театр совсем не трудно. Здесь может пригодиться всё – начиная от пробок от шампуня и заканчивая шляпками от желудей. Кукол можно связать, сшить, или вообще скомбинировать из различных материалов. На картонное туловище, например, можно надеть сшитый из ткани костюм, а затем приклеить ручки и ножки. Ваш ребёнок с удовольствием будет вам помогать, да и любить «своих» кукол он будет гораздо сильнее.

ТЕАТР НА СТОЛЕ

Дети очень любят настольно-плоскостной или объёмный театр – как правило, начиная с 4 лет. Сейчас в продаже можно найти большое количество вариантов такого театра. Это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках . Все персонажи окрашены с двух сторон и отлично скользят по столу. Фанерный вариант более долговечен, что особенно актуально, если в семье двое и более детей .

Вначале этот театр привлекает ребёнка не только сюжетными возможностями, но и декорациями. В ходе игры дети увлекаются деталями: например, Алёнушка, убегая от Бабы Яги, будет долго-долго бежать по лесу, плыть через реку, прятаться под деревом и, наконец, попадёт домой. Поэтому в комплекте набора такого театра всегда есть дополнительные предметы: деревья, домики, ручейки и т.д.

Играя, ребёнок с удовольствием озвучивает всех персонажей сказки. Ему приходится придумывать к каждому герою (а это не только звери и люди) свой неповторимый голос. Придумать голос бывает необходимо и ветру, и дереву, и даже волшебным феям . Такая игра развивает и воображение, и речь, и голосовой диапазон ребёнка.

ДОМАШНИЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Наиболее богатые возможности для игры-драматизации даёт настоящий кукольный театр, который вполне можно устроить дома с помощью кукол «БИ-БА-БО». Это куклы с твёрдой головой, к которой приклеено туловище-перчатка из ткани. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками .

Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, ныть и смотреть «букой» . Всё, что может испытывать ваш ребёнок, может испытывать такая кукла. Играть можно как с одной куклой, так и с целым театром. Вы надеваете куклу на руку – и в жизнь входит сказка .

Возможности этих кукол безграничны. Для самых маленьких театралов подойдут простые спектакли с одним действующим персонажем. Это может быть, например, котёнок, с которым что-то происходит, и он, от избытка чувств, поёт и танцует, грустит и ликует. От такого представления не откажется ни один ребёнок! Дети поменьше воспринимают куклу как человека, делятся с ней своими переживаниями, воспитывают её. Она может быть капризулькой, и малыш будет обучать её хорошим манерам и кормить кашей. Дети постарше сами надевают куклу на руку и от её имени могут сказать то, что в обычной ситуации сказать не решились бы. Внимательно наблюдая за играми детей с игрушками-артистами, вы можете безошибочно определить, что тревожит ребёнка, чем он огорчён, что его очень впечатлило . Если в доме две куклы «би-ба-бо», можно разыгрывать с ребёнком разные придуманные сценки или истории из жизни.

Такие куклы продаются как по одной, так и целыми наборам. Бывают в виде животных и в виде людей разного возраста – от стариков до младенцев. При покупке обратите внимание на размер головы: она должна быть не большой, не маленькой, не тяжёлой. Голова должна плотно сидеть на указательном пальце, и ребёнок должен легко её удерживать. Это очень важно помнить, так как куклы «би-ба-бо» изготавливаются как для взрослых, так и для детей. Очень важно, чтобы кукла ребёнку понравилась. Поэтому лучше, если вы будете выбирать её вместе с малышом.

Таких кукол можно также смастерить самостоятельно в домашн6их условиях, вместе с ребёнком. Связанные или сшитые своими руками, они будут для малыша более ценны , .

Играя, ребёнок забывает обо всём. Он забывает о реальном мире, в котором живёт. Всё его сознание устремляется в мир фантазии и сказки, и ребёнок раскрывается. Застенчивый малыш во время спектакля может взять на себя роль забияки и задиры. Резкий и агрессивный – станет тихоней и почувствует агрессию на себе. Куклы помогают ребёнку перевоплотиться, встать на место другого человека.

Перчаточным куклам присуще ещё одно очень важное качество: ребёнок легко отождествляет себя с куклой и воспринимает «говорящую куклу» как живое, одушевлённое существо. Известно, что такие куклы могут оказать более эффективное педагогическое воздействие, чем родители и педагоги. Поэтому психологи, логопеды и воспитатели часто используют кукол на занятиях. Терапевтическое воздействие, оказываемое куклами на внутренний мир ребёнка неоспоримо и уникально. Кукла может лечить! В разыгрываемых сюжетах есть и напряжение, и хороший конец. Куклотерапия может проводиться как с группой детей, так и с одним ребёнком. Подобные занятия благотворно влияют на детей, страдающих неврозами, речевыми и эмоциональными нарушениями.

ПОТОМКИ ПУЛЬЧИНЕЛЛО

Среди игрушек-актёров есть и ещё одни замечательные куклы – марионетки. Марионетка – это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе (к ваге), которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть куклы-животные (сейчас очень популярны собачки-марионетки) или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая кукла может быть изготовлена из платка и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребёнок её и водит.

Сначала ребёнку очень сложно научиться управлять этой куклой, он просто дёргает её за ниточки и заставляет подпрыгивать. Постепенно он учится координировать движения и управлять куклой. Детям любого возраста очень нравится общаться с окружающими людьми от имени этой куклы, они с радостью преодолевают эмоциональные и коммуникативные барьеры. Застенчивым и заторможенным малышам такие куклы помогут общаться с другими людьми: потявкать или заговорить от имени собачки гораздо проще, чем сделать это самому. Особенно эти куклы необходимы гиперактивным детям, поскольку управляя куклой, ребёнок, сам не замечая того, учится контролировать свои движения, действовать осторожно и произвольно.

Сейчас появилось много игрушек, которые при нажатии на кнопочку «сами» произносят те или иные слова, выполняют запрограммированные движения. Но зачастую ребёнок быстро теряет к ним интерес, ведь такая игрушка не может стать в его руках артистом – она не может выразить его переживания, говорить его голосом, выполнять нужные ему действия. Детям для полноценного развития необходимо фантазировать, придумывать различные сюжеты, вживаться в разные образы, которые далеко не всегда соответствуют «готовым» фразам или механическим жестам.

В игре ребёнок развивается. При этом игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить игру, либо стимулировать и совершенствовать её.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. З. Колесникова Игрушечный театр // Игра и дети. – 2007. — №6. – С. 13–15.

Использование игр — драматизаций в дошкольном возраста

— Воспитанники умеют импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию голоса).
— Дети выразительно исполняют монологи, диалоги, реплики.
— У дошкольников развиты творческие способности в различных видах деятельности (изобразительной, художественной, речевой, музыкальной и игровой).
— Пополнение атрибутами центра театрализованной деятельности, персонажами кукольного театра.
— Дети становятся дружнее, сплоченнее, зарождается чувство партнерства, взаимовыручки. Дошкольники овладевают навыками публичных выступлений.
Учёт возрастных и индивидуально – личностных особенностей воспитанников при организации игры-драматизации «Под грибом».
Для среднего дошкольного возраста характерно возникновение и совершенствование умения планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра и игра-драматизация. В свою очередь, эмоционально окрашенная двигательная деятельность детей становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Это ещё раз напоминает о возможности создания условий для такой разгрузки через игру и особенно игру-драматизацию. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения. Так, ознакомившись со сказкой и распределив роли, дети думают над тем, как изобразить с помощью мимики, пластики, голоса характер героя, его настроение и т.д. До начала игры дети могут определить тему, сюжет, распределить роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); по ходу игры учатся согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью. Педагог активно помогает в этом детям, не имеющим достаточного опыта в разыгрывании. Сказка В. Г. Сутеева «Под грибом» вполне соответствует этим требованиям. Во – первых, сюжет сказки доступен для понимания и осмысления, во-вторых, героев сказки не много и их образы хорошо знакомы детям, фразы немногословны и логичны. Между тем, в содержании сказки поднимается сразу две главных проблемы, нередко имеющих место в жизни: возможность договориться, принять другого, «потеснить своё пространство и интересы», иногда вопреки собственным удобствам и возможность заступиться, защитить кого-то, осознавая некоторые преимущества соперника.
Дети умеют использовать различные предметы-заместители, осуществлять игровые воображаемые действия и принимать воображаемые действия других играющих, заменять некоторые из действий словом В обстановке совместных игр своим примером воспитатель показывает детям, как лучше договориться, распределить роли, как с помощью развития сюжета удовлетворить запросы всех желающих принять участие в игре. Используя ролевые возможности участника игры, он побуждает детей к творчеству, к самостоятельному созданию игровой обстановки. Учитывая это, необходимо стимулировать проявление доброжелательности в отношениях между детьми, изучать общение детей со сверстниками, создавать условия для совместных игр, что наиболее целесообразно осуществить в небольших подгруппах (от 2 до 3–5 человек). Работа над сказкой «Под грибом» соответствует этим задачам. Взрослый знакомит детей с новыми играми, которые помогают сделать детскую деятельность насыщенной новыми образами, впечатлениями, эмоциями, действиями. В ходе таких игр осваивается умение действовать по правилам и по очереди, по простому алгоритму, схеме, модели. Игры, связанные с исходной инициативой взрослого, способствуют формированию элементарной организованности, действию в едином ритме и темпе, Дети учатся действовать соответственно сюжету и правилам (до трёх правил); сдерживать себя: начинать движение после определённых слов, останавливаться в указанном месте и пр.
Педагогическая позиция в отношении к ребёнку основана на уважении его права быть таким, какой он есть, признании его человеческих проблем, решить которые возможно в процессе межличностного взаимодействия.
Основной стиль общения педагога с детьми – личностно ориентированный (учёт интересов и потребностей детей, предоставление ребёнку права выбора деятельности, партнёров по совместной деятельности, безоценочное принятие каждого ребёнка, создание условий эмоционального комфорта и психологической защищённости).
Исследователями А. Г. Гогоберидзе и С. Г. Машевской была предложена классификация игровых позиций, исходя из индивидуальных способностей и возможностей дошкольников. Действительно, внимательно понаблюдав а воспитанниками в процессе работы, несложно заметить, что ребёнок охотнее выбирает ту позицию, в которой чувствует себя наиболее комфортно, что следует учитывать взрослому при организации игры драматизации:
— Ребенок — “режиссер” — имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет “сцену” и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца).
— Ребенок -“актер” — наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля (следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).
— Ребенок -“зритель” — обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче “участвовать в игре” со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре-драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).
— Ребенок — “декоратор” — наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.
Это условное разделение не даёт право педагогу ограничить действия ребёнка наиболее комфортной для него ролью, необходимо предоставить возможность представить себя в различных ролях и ситуациях, не используя предложенную классификацию как некий штамп. Напротив, желательно показать ребёнку то многообразие, которое позволяет ощутить смена ролей и позиций участников.
Примерный план работы с воспитанниками средней группы над содержанием сказки «Под грибом».

№ п/п Содержание Цель Пояснения, оборудование
1 Беседа «Волшебство театра». Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности. Раскрыть основные понятия, связанные с театром.
2 Игра «Волшебные превращения» в героев сказки «Под грибом» Развивать внимание, зрительную память, координацию движений, умение с помощью мимики и жестов передавать образ сказочных героев. Мультфильм, ободки с изображением персонажей
3 Д/игра «Узнай по силуэту». Отгадывание загадок про персонажей сказки. Закрепить знания о героях сказки. Учить по силуэту, характерной форме узнавать сказочных героев, описывать их внешний вид, характерные признаки по которым их определили. Учить угадывать персонажей по описанию. Силуэты персонажей.
4 Рассматривание иллюстраций Учить рассказывать о сюжетах сказки по иллюстрациям. Слайды или иллюстрации эпизодов сказки
5 Музыкальная минутка.
Игра «Прячем зайчика».
Игра «Животные весёлые и грустные». Учить воспринимать музыку веселого и грустного характера, слышать её выразительные средства, соотносить музыку со сценками и эпизодами сказки, определять при помощи музыки настроение персонажей.. Развивать творческую самостоятельность в передаче сказочного образа, используя песенную и танцевальную импровизацию. Музыкальное сопровождение
6 Игра-драматизация сказки «Под грибом» Побуждать детей принимать участие в театрализованной игре-драматизации по мотивам хорошо знакомой сказки, использовать костюмы, маски и атрибуты. костюмы, маски и атрибуты
7 Лепка «Одну простую сказку» Учить создавать настольный пластилиновый театр сказки, проявляя творческую самостоятельность в создании пластилиновых героев сказки обыгрывании их. пластилин
8 Речевая игра «Слова-родственники» на основе сказки Учить подбирать родственные слова. Иллюстрации или театральные фигурки персонажей
9 Театрализованная игра «Под грибом» Поддерживать желание активно участвовать в театрализованной игре. Развивать творческие способности в передаче художественного образа. Кукольный театр «Под грибом»
10 Игровое занятие «Мы веселые ребята», игра «Доскажи словечко» Побуждать использовать жесты в игровой импровизации для создания художественного образа. Формировать умение оценивать характер персонажа, его настроение, передавать их с помощью мимики, жестов, выразительной интонации. Обогащать словарь детей.
11 Разыгрывание сказки (стендовый и пальчиковый театр) Учить разыгрывать отрывки сказки используя пальчиковый и стендовый театр. Фигурки для театра
12 Речевая игра «Слова наоборот». Игра: «Если да — похлопайте». Упражнять в подборе антонимов, развивать внимание, скорость мышления.
13 Двигательное упражнение «Лесные жители», «Покажи и угадай» Развивать общую моторику, снижать телесные напряжения, развивать наблюдательность, мышление.
14 Сказка по кругу Учить рассказывать сказку, передавая мяч друг другу. мяч
15 Игровое задание «Представьте себе» Развивать творческое мышление детей. Иллюстрации, сказочная мелодия
16 Игровое занятие «Мы любим сказку» Продолжать работу над эпизодами сказки «Под грибом». Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа. Объединить в единое целое картины третью и четвертую часть театрализованной игры с использованием декораций костюмов. Костюмы, маски, ободки
17 Занятие по изодеятельности «Рисуем сказку» Учить выражать своё отношение к героям, отображать свои эмоции в рисунках, формировать и развивать творческий замысел и фантазию. Цветные карандаши, краски, листы бумаги
18. Изготовление коллективной работы «Создаём сказку» Учить последовательно рассказывать и изображать эпизоды сказки, располагать персонажей на пространстве листа, дополнять необходимыми деталями и декорациями Листы бумаги формата А3, рисунки детей или подготовленные изображения персонажей сказки «Под грибом», клей-карандаш, краски, кисти

Взаимодействие с родителями
№ п/п Форма работы Тема
1 Консультация – рекомендация на информационном стенде «Чудо по имени Театр»
«Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»
4 Информация в уголке для родителей «В помощь родителям» «Играем в сказку». Сборник игр, заданий, вопросов, игровых ситуаций по сюжетам сказок.
5 Выставка детских рисунков «Любимый персонаж сказки»

Заключение.
Развитие творчества дошкольников через игру-драматизацию – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное, творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трех основных направлениях:
1. Как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета).
2. Исполнительское (речевое, двигательное).
3. Оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др).
Ожидаемые результаты.
В процессе осуществления работы предполагаются следующие результаты:
— У дошкольников развит устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в игре по сюжету сказки.
— Воспитанники умеют импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).
— Дети выразительно исполняют ролевые действия, реплики, песни.
— У дошкольников развиты творческие способности в различных видах деятельности (изобразительной, художественной, речевой, музыкальной и игровой).
— В группе пополнена предметно–развивающая среда костюмами, декорациями, атрибутами к спектаклю, видами театра, персонажами кукольного театра.
— Дети становятся дружнее, сплочение, зарождается чувство партнерства, взаимовыручки. Дошкольники овладевают навыками публичных выступлений.
Перспективы распространения методической разработки.
Все мероприятия данной разработки направлены на развитие творческой личности ребёнка, обогащение эмоционального опыта ребёнка, социально-коммуникативных навыков, развитие психических функций, раскрепощение, но в то же время развитие навыков саморегуляции, внимательного отношения к окружающим.
Разработку можно использовать как в дошкольном учреждении, при организации кружковой работы, а так же семейном воспитании. Указанные игры и упражнения можно использовать также при работе с любым другим литературным материалом при соответствующей корректировке содержания. Помимо этого, разработка может быть полезна при организации работы с детьми различных возрастных категорий и уровня развития как базовая схема построения ряда занятий. Рекомендуется при этом соблюдать последовательность этапов работы над произведением, тогда как игры и упражнения, входящие в содержание, можно менять местами, дополнять, усложнять или упрощать в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей воспитанников.

Сайт для воспитателей детских садов

Рубрики

Документы

Педагогический проект

«Игры–драматизации с использованием масок и игрушек оригами»

Пояснительная записка: Театрализованная деятельность основывается на театральном искусстве, являющемся синтетическим (объединяющим все виды искусства: художественное слово, музыку, пластику, декорационно-художественное оформление.

Одной из форм театрализованной деятельности являются игры-драматизации. Игры — драматизации включают в себя инсценирование песен, инсценирование сказок, инсценирование литературных текстов, инсценирование потешек, игровое творчество детей.

Игры-драматизации — форма деятельности ребенка в дошкольном детстве. Поэтому театральное искусство близко и понятно детям. Литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др)

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносимые реплики ставят его перед необходимостью грамотно изъясняться. Улучшаются диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления., воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).

Дети очень любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени, в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей. Детям очень интересно использовать оригамские игрушки и маски. Используя оригамские игрушки можно разыграть не только эти сказки, но и многие другие, а также придумать сюжеты своих сказок и рассказов. Маски и игрушки оригами просты в изготовлении. Их можно хранить в коробочке, в небольшом мешочке, из которых в любой момент можно извлечь фигурки, чтобы разыграть сценку из сказки, прочитать стишок, загадку, спеть песенку, придумать веселую историю. Оригами рассматривается как средство для подготовки игр-драматизаций, которые строятся на основе литературного произведения. Я знакомлю детей с оригамскими масками и игрушками. Как формировать у детей навыки драматизации литературных произведений, интерес к имитационным движениям? Я рекомендую привлекать дошкольников всех возрастов к участию в изготовлении элементов масок, сказочных атрибутов, распределяя работу по степени сложности. В подгруппе пятого года жизни ребенок обводит по контуру основную форму. Ведь маска важный атрибут игры, она делает образы героев яркими и впечатляющими. Успеху драматизаций, освоению выразительных имитационных движений способствуют наблюдения за живыми объектами. В процессе этого я стараюсь акцентировать внимание детей не только на способах передвижения, защиты и питания, но и на повадках животного. Кроме этого читаю детям стихи, рассказы о животных, рассматривает картинки, иллюстрации. Все это помогает детям приобрести способность выполнять самые разные задания: показать: как слетает бабочка, как куры клюют корм, пьют воду, как кошка играет с клубком ниток, как ведет себя собака со своими и чужими. Драматизация литературных произведений, обыгрывание различных событий, изображение повадок животных приучают ребенка к самостоятельному поиску средств выразительности. К этой работе мы привлекаем родителей, они помогают детям, участвуя в мини – спектаклях, в качестве рассказчика одного или даже нескольких персонажей, при этом используя оригамские маски, игрушки совместного изготовления с детьми.

Актуальность темы: мы знаем, что театрализованная игра привлекает всех ребят, но некоторые из них в силу своих психологических особенностей бояться групповой деятельности. Как привлечь таких малышей к театрализованным играм? Как помочь им преодолеть неуверенность в себе, научить общаться со сверстниками и взрослыми? Я считаю, что эту проблему можно решить с помощью игр – драматизаций с использованием масок и игрушек оригами. Главное – создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви.

Цель проекта: использование масок и игрушек оригами для устранения психологических проблем. Это боязнь общения, замкнутость в своих переживаниях, опасение быть осмеянным сверстниками или получить негативную оценку своих поступков взрослыми – все это обрушивается на маленького человека, загоняя его в мир страхов и сомнений.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

1. Воспитывать доброжелательное общение друг с другом.

2. Побуждать интерес к играм-драматизациям, создавать необходимые условия для ее проведения, используя маски и игрушки оригами.

3. Развивать речь детей: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения в играх-драматизациях с использованием масок и игрушек оригами

Гипотеза: если систематически проводить игры-драматизации с использованием масок и игрушек оригами и обеспечить целенаправленное руководство ими, то дети научатся общаться со сверстниками и взрослыми.

Место реализации проекта: в детском саду: в групповой комнате, в музыкальном зале.

Адресат проекта: дети 3-4 лет, родители

Игры-драматизации пользуются у детей неизменной любовью. Игры — драматизации включают в себя инсценирование песен, инсценирование сказок, инсценирование литературных текстов, инсценирование потешек, игровое творчество детей. Дети с удовольствием включаются в игру. Им нравится надевать маски. Малыши радуются, когда радуются персонажи, грустят вместе с ними, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы придти к нему на помощь. Тематика и содержание игр-драматизаций с использованием красочных оригамских масок и игрушек имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, стихотворении, потешки. Эта дружба, доброта, отзывчивость. Сказочные герои становятся для детей любимыми и подражая им дети присваивают положительные качества. Используя оригамские игрушки можно разыграть не только сказки, но и стихи, потешки, а также придумать сюжеты своих сказок и рассказов. Маски и игрушки оригами просты в изготовлении. Их можно хранить в коробочке, в небольшом мешочке, из которых в любой момент можно извлечь фигурки, чтобы разыграть сценку из сказки, прочитать стишок, загадку, спеть песенку, придумать веселую историю.

Этапы реализации проекта:

1. Организационный этап:

  • Выбор темы и разработка проекта;
  • Изучение методической литературы;
  • Составление перспективного плана по реализации проекта;
  • Изготовление масок и игрушек оригами
  • Проведение консультаций и бесед с родителями


2. Диагностический этап:

  • Исследование развития игровой деятельности детей
  • Мониторинг заинтересованности и активности воспитанников
  • Проведение игр-драматизаций с использованием масок и игрушек оригами
  • Разучивание ролей, песен, потешек
  • Чтение художественной литературы
  • Использование устного народного творчества
  • Вовлечение родителей в составление рассказов и сказок для детей
  • Конкурс с родителями на лучшую оригамскую маску или игрушку
  • Презентация проекта на педагогическом совете
  • Показ игр-драматизаций на родительском собрании с демонстрацией масок игрушек оригами
  • Выставка масок и игрушек оригами

— контроль старшего воспитателя

Результаты внедрения проекта:

— обогащение предметно-пространственной среды, укрепление дружеских отношений, расширение и обогащения словарного запаса, обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

Перспективный план работы с детьми 2 младшей группы в рамках проекта « игры драматизации с использованием масок и игрушек оригами».

1. Тема: Оригамские маски и игрушки

Задачи: Познакомить детей с оригамскими масками и игрушками, игрушками пальчикового театра

Необходимое оборудование: маски, игрушки оригами из разных сказок

2. Тема: Основы актерского мастерства

Задачи: Развивать способность детей понимать состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое мнение.

Необходимое оборудование: имитационные упражнения с использованием оригамских масок.

1. Тема: Культура и техника речи

Задачи: Развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Учить строить диалог, используя маски оригами.

Содержание деятельности: Ответы по содержанию сказки, звуковые упражнения, русская народная прибаутка

Необходимое оборудование: маски оригами

2. Тема: Основы театральной культуры

Задачи: Развивать сценическому искусству, знакомить детей с видами театрального искусства (театр масок)

Содержание деятельности: Словесная игра (зайка беленький сидит)

3. Тема: Игра «Зайки»

Задачи: Формировать правильную артикуляцию, обучать прыжкам на двух ногах

Необходимое оборудование: маски оригами

1. Тема: Игра «Зайчик и белочка»

Задачи: Развивать у детей внимание

Необходимое оборудование: маски оригами , картинки с изображением орехов, грибов, моркови, капусты, шишек и др., которые употребляют в пищу зайчик и белочка, корзинки.

2. Тема: Культура и техника речи

Задачи: Развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Учить строить диалог. Пополнять словарный запас детей

Содержание деятельности: Игры, упражнения и загадки

Необходимое оборудование: маски оригами

Репертуар: «Гуси-гуси», «Разговор с котом», «Курочка-рябушечка»

3. Тема: Игра – драматизация «Мы в лесу построим дом»

Задачи: Развивать творческое воображение детей, учить подражать звуком и движению персонажей ( медведя, лисы, зайца, ежа, белочки)

Необходимое оборудование: маски оригами, использование цветных модулей для строительства

1. Тема: Рассказ с подражанием « Бабушка и внучка»

Задачи: Учить детей имитировать движения животных, имитировать звуки, издаваемые героями рассказа

Необходимое оборудование: игрушки оригами , в предметном окружении с декорациями

2. Тема: Диалог: « Разговор зайчика и белочки по телефону»

Задачи: Развивать диалогическую речь. Учить детей общаться друг с другом.

Необходимое оборудование: маски оригами и трубки телефонов

3. Тема: Проведение праздников

Задачи: Обогащать детей яркими впечатлениями, создавая радостное настроение.

Вызывать желание принимать активное участие в празднике.

Необходимое оборудование: маски оригами, декорации необходимые для обстановки праздника

Репертуар: «Новый год»

1. Тема: «Зимняя сказка»

Задачи: Обогащать детей яркими впечатлениями, создавая радостное настроение

Необходимое оборудование: маски оригами

2. Тема: Игра-инсценировка: Стихотворение «Маша обедает»

Задачи: Побуждать к образному воплощению в роли. Учит выразительно двигаться. Учить выразительной мимике и движениям.

Необходимое оборудование: маски оригами, предметное окружение

1. Тема: Игра-драматизация «Они не умеют читать. »

Задачи: Развивать интерес к играм-драматизациям. Поддерживать бодрое веселое настроение. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Необходимое оборудование: игрушки оригами, кукла Юля и предметное окружение

2. Тема: Основы актерского мастерства

Задачи: Воспитывать внимание. Развивать фантазию и воображение

Содержание деятельности: Работа у зеркала, имитационные упражнения

Репертуар: «Лиса», «Медведь», «Петушок», «Курочка», «Лягушка», «Собачка», «Котик».

3. Тема: Игра: «Веселые гуси»

Задачи: Побуждать детей эмоционально реагировать на происходящее.

Развивать умение сосредотачивать свое внимание на игрушках оригами.

Вызывать у детей радостные чувства.

Необходимое оборудование: игрушки оригами, декорации (домик с вырезанным окошком, плоскостной куст).

1. Тема: Игра-драматизация «Сорока»

Задачи: Развивать речевые способности каждого ребенка

Необходимое оборудование: маска оригами сороки, предметы: иголки, очки, мыло, звонок, утюг, кисть

2. Тема: Сказка «Колобок»

Задачи: Содействовать пониманию сюжета сказки. Эмоционально реагировать на происходящее, воспитывать доброту, смекалку

Необходимое оборудование: игрушки оригами, домик, декорации леса

3. Тема: Сказка «Котик Петрик и мышка»

Задачи: Разыгрывание сказки. Учить произносить реплики с нужной интонацией с помощью мимики и жестов.

Необходимое оборудование: маски оригами

1. Тема: Сказка «Теремок»

Задачи: Развивать воображение, фантазию детей, эмоционально раскрепощать, прививая устойчивый интерес к происходящему на сцене.

Необходимое оборудование: маска оригами, теремок.

2. Тема: Прибаутка «Тень-тень»

Задачи: Учить детей диалогу. Побуждать детей играть с игрушками оригами.

Вызвать желание слушать прибаутку

Необходимое оборудование: игрушки оригами, предметное окружение, ширма.

3. Тема: Самостоятельная игровая деятельность

Задачи: Привлечь детей к рассказыванию сказок, чтению потешек, стихов, прибауток.

Необходимое оборудование: маски оригами

Репертуар: Русские народные сказки, потешки

1. Тема: Сказка «Как лягушонок искал папу»

Задачи: Воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, подводить к выразительному исполнению, используя маски оригами

Необходимое оборудование: маска оригами.

2. Тема: Проведение развлечений

Задачи: Прививать любовь к театральному искусству, умение сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.

Необходимое оборудование: предметно игровая среда, маски оригами, декорации.

К работе прилагается презентация .

  1. Гончарова О.В. Театральная палитра.- М.: «Творческий центр», 2010 г.
  2. Использование проектной деятельности в детском саду: Методическое пособие/ Под ред. Бабыниной Т.Ф., Яруллиной Е.Х.- Казань: РИЦ, 2011г.
  3. Микляева Н.В.Программа развития и образовательная программа ДОУ.-М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2007г.
  4. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка.- Ярославль: «Академия развития», 1998 г.
  5. Соколова С. Театр оригами.- М.: «Академия умелые руки», 2006 г.
  6. Сорокина Н., Миланович Л. Кукольный театр для самых маленьких.- М.: «Творческий центр»,2009 г.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×