0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Контрастные и гармоничные пары

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • wed (48)
  • куклы (33)
  • МК цветы из шелка (30)
  • коробочки (21)
  • блокноты, обложки (20)
  • стиль (12)
  • колористика (9)
  • роспись (2)
  • аюрведа (2)
  • путешествия (1)
  • костюмы (1)
  • баночки, вазы (39)
  • Винтаж (254)
  • вязанные идеи крючком (39)
  • декоративная бумага (288)
  • монохромные (27)
  • фоны (17)
  • этикетки (13)
  • шаблоны штампы (10)
  • винтажные надписи (2)
  • декоративные детали (57)
  • Идеи (27)
  • идеи с пуговицами (5)
  • интерьеры (187)
  • люстры (24)
  • мастер класс (75)
  • материалы (4)
  • мебель (14)
  • организация рабочего места (36)
  • открытки своими руками (21)
  • Оформление (50)
  • пасха (17)
  • подушки, текстиль (102)
  • ракушки (14)
  • рождество (166)
  • сад (1)
  • Св. Валентин (13)
  • свечи (23)
  • скрап идеи (12)
  • сумки (13)
  • техники (40)
  • украшения (15)
  • упаковка (59)
  • Цветы (26)
  • цветы из ткани и бумаги (67)
  • шитье переделки (25)
  • эко-стиль (16)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Сочетание цветов в дизайне интерьера. Контрастные и гармоничные пары

Добрый день, уважаемые читатели блога Home-ideas.ru. Сегодня я хочу продолжить тему о применении знаний о цвете в дизайне интерьера и на этот раз мы поговорим о контрастных и гармоничных парах. Как мы уже знаем из предыдущего материала, ахроматические белый, черный и серый фактически не считаются цветами, а натуральные коричневые и бежевые оттенки стен, пола и предметов мебели в дизайне помещений принято считать нейтральными. Белый часто ложится в основу интерьера, так как он является прекрасным фоном и связующим для любых цветов и при этом зрительно увеличивает пространство комнаты, наполняя ее чистотой и свежестью.

Цветовой круг Иттена В природе нет несочетаемых цветов, во всем разнообразии оттенков, которые улавливает человеческий глаз, есть множество подходящих пар, главное уметь их распознать и затем скомбинировать в правильных пропорциях.

Понять цветовую схему и принципы гармоничных сочетаний проще всего при помощи круга Иттена, которым пользуются художники и дизайнеры всего мира. В его основе лежит треугольник классической триады: синего, желтого и красного, от смешивания которых рождается вся известная колористическая палитра. Так, от соединения равных долей синего и желтого образуется зеленый цвет, желтого с красным – оранжевый, красного с синим – фиолетовый. Эта триада называется вторичной. От слияния соседних вторичных и первичных цветов образуются шесть третичных и так далее. Для понимания основ нам будет достаточно двенадцатицветного круга.

Противоположные контрастные пары

У каждого цвета на круге есть свой антипод, расположенный ровно напротив. У красного это зеленый, у желтого – фиолетовый, у синего – оранжевый. Такие пары называют дополнительными или комплиментарными. Они образуют наибольший контраст, возбуждают глаз своей выразительностью. Подобные цвета очень интересно смотрятся в интерьере, хотя пользоваться ими нужно с большой аккуратностью. Не рекомендуется брать оба цвета в равных долях или смешивать в чистом виде без нейтральных разбавителей (белого или серого). Наилучшего эффекта можно добиться, если использовать их не для стен, а в текстиле и обивке мебели. На фотографии ниже хороший пример того, как с помощью пары «желтый и фиолетовый» создать яркий дизайн гостиной комнаты.
2.

Круг Иттена помогает определить, какие цвета относятся к холодному спектру, а какие к теплому. Поделите его на равные части, проложив вертикальную линию через желтый. Все что окажется в сегменте с красным – теплое, с синим – холодное. Как вы видите, цвета в комплиментарных парах прямо противоположны по своему воздействию. Чтобы сделать интерьер теплее или прохладнее необходимо усилить долю цвета c соответствующими характеристиками.3.

Зеленый цвет отличается от остальных тем, что его нельзя назвать ни теплым, ни холодным, все зависит от того, в паре с каким цветом он выступает. Его противоположность – красный, самый сильный в круге по своей эмоциональности. На фоне зеленого красный выдвигается на передний план, а его интенсивность усиливается. Эта очень выразительная пара способна преобразить самый скучный интерьер, главное правильно соблюдать пропорции, чтобы не сделать его излишне ярким и раздражающим.6.

Предельно удаленные контрастные пары цветов
7.

Интерьеры, созданные на основе комплиментарных цветов, многим кажутся слишком яркими и даже раздражающими, особенно когда в них используются наиболее насыщенные оттенки. Есть способ немного смягчить их взаимодействие, не нарушив удачной связи. Для этого к основному цвету на круге дополнительным берется не противоположный цвет, а его сосед справа или слева. Такие пары называются предельно удаленными.

Предельно удаленная пара

От подобных союзов получаются такие сочетания, как красный и салатовый, синий и желтый, бирюзовый и оранжевый, желтый и сиреневый. Вот несколько фотографий с примерами интерьеров, созданных на основе предельно удаленных пар.
8.

Для подбора комбинаций комплиментарных и предельно удаленных контрастных пар можно воспользоваться вот таким кругом из шести секторов. Любые противоположные цвета на нем должны хорошо сочетаться друг с другом.
11.

Контрастные пары цветов являются наиболее яркими и выразительными в дизайне интерьера. Помимо них существуют родственные или гармоничные пары, среди которых можно найти не менее удачные сочетания.

Родственные цвета находятся на соседних сегментах круга. Это такие пары, как желтый и лаймовый, фиолетовый и розовый, зеленый и голубой. На первый взгляд не все сочетания покажутся удачными, но вы быстро убедитесь в обратном, если внимательно просмотрите всю палитру оттенков каждого сектора от бледно-пастельного, до предельно-насыщенного.
12.

14.

ФСегодня мы продолжили изучение удачных сочетаний цветов в интерьере и рассмотрели контрастные и гармоничные пары. Чаще всего для создания красивого дизайна их бывает вполне достаточно, но в некоторых случаях триады позволяют добиться лучшего результата. О них мы поговорим в следующий раз. Надеюсь, этот материал был интересным и полезным для вас!

Урок №6. Колористика. Контраст и нюансы

Учет колористической системы для создания гармоничной композиции. Контраст и нюанс.

Цветовая гармония – это согласованность между собой цветов в результате найденной пропорциональности их площадей и форм, равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Эта гармония должна вызывать в человеке определенные положительные чувства и ощущения.

Гармонические сочетания, по характеру психофизиологического восприятия принято подразделять на пять цветовых групп: однотональные гармонические сочетания цветов, гармонические сочетания родственных цветов, гармонические сочетания контрастных цветов, гармонические сочетания родственно-контрастных цветов и гармонические сочетания «Триада».

Первое с чем нам предстоит познакомиться, это классификация цветов. Какие цвета мы можем назвать слету? В основном это базовые цвета те, что дети рисуют в радуге, и что бы нам было не так сложно пока проработаем эти правила именно на них. КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН – знакомо? Конечно! Это правило, какой цвет за каким следует в цветовом круге. И выглядит он так:

Есть более сложные цветовые круги, например:

Первая группа гармоничных цветов это:

Монохромные (одноцветное) гармонические сочетания построены на основе одного цвета. На более сложном круге шкала одного цвета и будет монохромным гармоничным сочетанием. Они создаются путем комбинирования выбранного цвета с его светлыми и темными оттенками, полученными путем добавления белого и черного цветов. В результате можно добиться, с одной стороны, сильного тонального контраста, а с другой – тонких цветовых отношений. Общий цветовой тон придает однотональным сочетаниям спокойный уравновешенный характер.

К примеру, палитры цветов, которыми пользуются дизайнеры:

Второе гармоничное сочетание это родственные (аналогичные) гармонические цвета, в названии уже понятно, что цвета «родственники», это те цвета, что располагаются радом друг с другом в цветовом круге, например:

В палитрах дизайнеров это выглядит так:

Благодаря близости расположения, такие цвета легко сочетаются. У этой гармонии может быть много глубины, ей присуще богатое своеобразие и элегантный вид. Гармония родственных цветов основывается на подобии цветовых тонов и вызывает ощущение уравновешенности и спокойствия. Даже при небольшом тональном контрасте цветовое единство красок всегда сохраняет внутреннюю стабильность и благородство.

Третья группа: гармония контрастных (дополнительных, противоположных) цветов создаются посредством использования двух цветов, которые расположены друг напротив друга в цветовом круге.

Этот прием обычно применяется для создания акцентов, так сочетания этих пар цветов обладают наибольшей цветовой контрастностью, вызывающей активное звучание, напряженность и динамичность композиции. Это позволяет одному цвету дополнять другой таким образом, что один из них привлекает внимание, а другой является фоном. Используя такое сочетание очень важно соблюсти пропорции, когда фонового цвета значительно больше и его звучание менее значительно, чем цветовой доминирующий на его фоне акцент.

Посмотрим примеры такого сочетания

Один цвет ведущий, остальные цвета его окружают и их количество по массе значительно больше.

Существует и более сложная комбинация гармоничных контрастных цветов по принципу «Триада». Это разновидность гармонических сочетаний контрастных цветов из четырёх цветов, в которой по две пары цветов, расположенных напротив друг друга. Также существуют и различные гармоничные сочетания цветов на основе прямоугольника (четырёх гармоничных цветов) и пятиугольника (пять гармоничных цветов), однако такие сочетание позволительны только опытным дизайнерам.

В работе с таким сочетанием нужно понимать, что это самое сильное звучание практически всех цветов, и уравновесить такую гамму можно погружая их в среду, где они не мешали бы друг другую, а оставались полноценными (равнозвучными), такие сочетания удачно смотрятся на очень светлом фоне или в тёмной среде.

Часто используют и понятие «Триада». Это гармоничное сочетание основывается на трёх равноудалённых друг от друга цветах цветового круга. Эти цвета демонстрируют очень отчетливые и сильные цветовые комбинации, являясь, однако, самой сложной с точки зрения правильного создания. Чтобы добиться гармоничности в триаде один цвет берут за главный, а два других используют для акцентов.

Данная схема популярна среди художников, потому что она предполагает сильный визуальный контраст, сохраняя при этом баланс и цветовую насыщенность. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов. Но на самом деле эти принципы весьма сложны, к ним нужно подходить осторожно, чтобы не получилось «психоделического винегрета», в котором некомфортно будет человеку.

Четвертая группа — это гармоническое сочетание родственно-контрастных цветов. Наиболее распространенный вид цветовых гармоний, образующий равнобедренный треугольник в цветовом круге. Здесь гармония достигается через использование какого-либо цвета и цветов, смежных с его дополнительным. Такие цвета более мягкие нежели сочетание просто двух дополнительных цветов. Характерной особенностью составления гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов является приоритет родственных цветов, где дополнительный (противоположный в круге) цвет присутствует в композиции не более чем на 10-20%. Это сочетание одно из самых выразительных, сложных и глубоких. Им можно любоваться бесконечно.

Все цвета делятся на две категории теплые и холодные. Холодные в основе имеют сине-голубые оттенки, а теплые в свою очередь желто-красные.

Их можно назвать в целом родственными цветами, и составлять гармоничные сочетания по четырем выше перечисленным принципа.

Холодные цвета так же можно обозначить как родственные.

И еще один момент: цвета, вернее их оттенки, могут быть отнесены к группе совершенно противоположных цветов. Так, розовый, который изначально можно причислить к разряду теплых цветов, может быть в определенном оттенке быть холодным цветом, например:

холодный розовый
( присутствие сиреневых оттенков)

теплый розовый
(присутствие кремово-желтых оттенков)

И таких примеров очень много, даже самый теплый цвет желтый может в определенном оттенке быть холодным, вот такие чудеса встречаются в мире цвета!

Главное знать, что любая гармоничная композиция строится либо на принципах контраста (противопоставление цветов, тонов), либо на принципах нюанса (монохромность или однотонность цветовых комбинаций).

Контраст — это сильно выраженное различие свойств, как цвета материала, так и пространственных форм, данное в их сопоставлении. Например, светлый — темный, высокий — низкий, большой — маленький. Нюанс означает тонкий переход и характеризует незначительные различия в свойствах цвета имеющих сходство. В ландшафтном искусстве особенно интересно использование цветовых нюансов растений, подбираемых для летнего, осеннего эффектов или для заданной цветовой гаммы.

В ландшафте при работе с цветом важно учитывать:

— что для визуального увеличения небольшого участка надо отказаться от большого разнообразия цветовых сочетаний и ярких контрастов;

— что голубые тона растений, размещенные на дальнем плане, визуально будут увеличивать размеры участка;

— что большая доля зеленого цвета в саду позволяет использовать разнообразные тона и цвета при создании композиций;

— что яркие, контрастные композиции должны уравновешиваться спокойным фоном и составлять 10-15% от общего выбранного цветового тона.

Приступая к созданию любой композиции, будь то композиция из древесно-кустарниковых растений или из травянистых (многолетников, однолетников), надо определиться с цветом, еще раз посмотреть цветовой круг и не забывать про форму растительного материала, его текстуру. Как советует знаток по созданию цветников Татьяна Койсман — повторяем «… как заклинание: цвет, форма, текстура; цвет, форма, текстура…»

Родственные цвета — гармоничный цветник

Родственные цвета — цветник на нюансах

Родственные цвета — яркий цветник

Противоположные цвета — контрастная композиция

Монохромная композиция из одного цвета

Монохромная композиция на основе одного тона.

Как достичь гармонии в цвете? О закономерностях цветового круга.

Цветовая гармония — это созвучие цветов, их сочетаемость, красивое соотношение. Часто художники достигают гармонии в своих произведениях, опираясь на интуицию и внутреннее чувство цвета. Это чувство равивается в процессе постоянной работы. Однако, гармония в цвете основывается на определённых законах. Для того, чтобы понять эти закономерности нужно воспользоваться спектральным кругом или цветовым кругом.

Три основных цвета.

Цветовой круг представляет собой шкалу из оттенков цвета, расположенных по окружности. Эти цвета располагаются в определённой последовательности — также как и в радуге. Поэтому цветовой круг для художника — почти то же самое, что таблица Менделеева для химика. Среди всех цветов этого круга есть три, которые называются основными: жёлтый, красный и синий. Всё огромное множество других цветов образуется путём смешения этих трёх (это применимо для отражённого от предметов света цветовой модели CMYK; если же свет излучается как на мониторе, то это цветовая модель RGB и здесь смешение происходит по другим законам, между зелёным, красным и синим). Но на практике, не всегда получается достичь нужного звучания цвета т. к. пигменты красок имеют определённые ограничения. Например, если смешать красный (алый) и синий (лазурь), то получится грязно-лиловый цвет. Если красный (краплак) и синий (ультрамарин), то образуется уже чистый фиолетовый цвет. Но этого не всегда достаточно, поэтому ещё производят кобальт фиолетовый или краплак фиолетовый. Его цвет очень интенсивный и чистый. Таким образом, несмотря на то, что в теории можно получить все цвета всего из трёх основных, на практике художники пользуются большим количеством красок. Тем не менее, основные — это синий, красный и жёлтый. На цветовом круге их позиции образуют равносторонний треугольник. Эти цвета получить путём смешивания других невозможно.

Насыщенность и яркость цвета.

Любой цвет имеет ряд характеристик. Главными для художника можно назвать насыщенность и яркость. Это разные понятия. Яркость подразумевает насколько выбранный цвет освещён. Т. е. любой цвет может быть светлее или темнее при одинаковой насыщенности (приближаться к белому или чёрному). Под насыщенностью подразумевается сила цвета, так сказать, его «сочность». Она может быть разной при одинаковой яркости цвета (или освещённости). Чем меньше насыщенность цвета, тем больше он приближается к серым оттенкам. В приведённой таблице цветов это можно наглядно увидеть.

Гармония контрастных цветов.

В цветовом круге есть цвета, которые располагаются друг напротив друга. Это контрастные цвета. Они образуют самые контрастные сочетания. Например, если красный цвет расположить рядом с оранжевым, то он не сильно будет выделяться. Но если тот же красный цвет будет соседствовать с зелёным, то он будет словно «гореть». Т. е. зелёный и красный усиливают друг друга, создают контраст. Если приглядеться, то красный и зелёный расположены в цветовом круге именно друг напротив друга. Есть три пары контрастных цветов: красный-зелёный, жёлтый-фиолетовый, оранжевый-синий. Это противоположные цвета, образующие самые контрастные сочетания.

Гармония родственных цветов.

Цвета, расположенные в пределах одной четверти цветового круга и имеющие в себе один общий оттенок называются родственными. Их словно «роднит» общий цвет, содержащийся в них. Родственных цветов много. Например, красный, красно-оранжевый, оранжево- жёлтый. В них всех присутствует красный цвет. Это их объединяет. Поэтому они называются родственными. Существуют следующие четыре группы родственных цветов: жёлто-красные, красно-синие, сине-зелёные, зелёно-жёлтые.

Гармония родственно-контрастных цветов.

Родственно-контрастными называются контрастные цвета, содержащие в себе один общий цвет, который их объединяет. Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга. Существуют четыре группы родственно-контрастных цветов: жёлто-красные и красно-синие, красно-синие и сине-зелёные, сине-зелёные и зелёно-жёлтые, зелёно-жёлтые и жёлто-красные.

Хроматические и ахроматические цвета.

Хроматическими называются все цвета, кроме чёрного, белого и серых оттенков. Соответственно ахроматические цвета — это серые оттенки, белый и чёрный.

Тёплые и холодные цвета.

Тёплые цвета — это жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, бежевый и множество подобных им оттенков. Эти цвета ассоциируются с теплом огня. Холодные цвета: синий, голубой, фиолетовый, зелёный, а также большое количество производных от них цветов. Холодные цвета ассоциируются с холодом, свежестью, простором…

Цветовые гармонии родственных цветов;

Теории о цвете. Теория гармонических сочетаний по системе В.Н. Козлова

Лекция 5. Теории гармонических цветовых сочетаний

Цветовой круг как замкнутый спектр.Первым систематизировал цвета И. Ньютон, когда, пропуская солнечный луч через трехгранную призму, наблюдал образование спектральной полоски, состоящей из гаммы различных цветов. Замкнув ее, он получил круг из 7 цветов. На стыке красного с фиолетовым получается восьмой – пурпурный цвет (неспектральный).

В основе теории о цвете В.Н. Козлова лежит цветовой круг из 24 цветовых секторов, 4 основных цвета: желтый, красный, синий, зеленый. Между ними существуют промежуточные цвета, которые мы воспринимаем как результат смешения основных цветов спектра. (рис. 1)

Рис. 1. 24-х частный цветовой круг, предложенный В.Н. Козловым.

К родственным в цветовом круге относятся все промежуточные цвета, расположенные между двумя основными, включая только один из их образующих. Они подразделяются на четыре группы: желто-красные, желто-зеленые, сине-красные, сине-зеленые. (рис. 2)

Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов, получается сравнительно сдержанная спокойная гамма, особенно когда нет активных светлотных противопоставлений.

Рассмотрим пример грамотного создания гармонии родственных цветов: допустим нужно сгармонировать три родственных цвета:

Количество желтого и оранжевого в каждом цвете различно и чтобы достичь гармонии указанных цветов, необходимо их уравновесить следующим образом:

1. разбелить чистый желтый, уменьшая в нем количество желтого;

2. оранжевый разбелить в меньшей степени, уменьшая количество желтого и красного одновременно;

3. оранжево-красный оставить неизменным.

Рис. 2. Расположение родственных групп цветов в цветовом круге В.Н. Козлова.

Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов.Это самый обширный вид цветовых сочетаний, дающих значительное количество оттенков. В системе цветовых кругов родственно-контрастные цвета располагаются в двух смежных четвертях, это:

1. теплые: желто-красные и желто-зеленые;

2. холодные: сине-зеленые и сине-красные;

3. теплые: желто-зеленые и холодные: сине-зеленые (смешанная гармония);

4. теплые: желто-красные и холодные: сине-красные (смешанная гармония). (рис. 3)

Рис. 3. Расположение родственно-контрастных групп цветов в цветовом круге В.Н. Козлова.

Проанализируем суть гармонии родственно-контрастных цветов. Рассмотрим первую из них – желто-красную и желто-зеленую: с одной стороны, они несут признак родственности, поскольку имеется общий желтый цвет, одновременно в желто-красных цветах присутствует чистый красный, а в желто-зеленых – чистый зеленый, контрастный и дополнительный к красному, т.е. они несут признак контрастности (за счет желтого цвета роднятся, а благодаря наличию красного и зеленого контрастируют).

Не все сочетания родственно-контрастных цветов одинаково гармоничны, более гармоничны цвета, которые располагаются в цветовом круге на концах вертикальных и горизонтальных хорд. Между такими парами существует двойная связь, они состоят из одинакового количества объединяющего главного цвета и одинаковых количеств контрастирующих цветов. Это желто-зеленый и оранжево-желтый, оранжево-красный и пурпурно-красный.

Рассмотрим сочетание желто-зеленого цвета из главного третьего круга и оранжевого из первого затемненного круга: оранжевый затемненный содержит меньше чистого желтого цвета по сравнению с желто-зеленым из главного круга. Чтобы создать гармоничное равновесие в сочетаемых цветах, нужно желто-зеленый разбелить, тогда уменьшится количество и желтого, и зеленого тона, одновременно. При этом светлотность цвета увеличится, если же это не желательно, то к высветленному необходимо добавить такое же количество черного.

Возможные варианты получения гармоний родственно-контрастных цветов, при которых два таких цвета можно обогатить добавлением ахроматического цвета или цветом теневого ряда:

1. два чистых родственно-контрастных цвета дополняются цветами теневого ряда одного из сочетаемых цветов;

2. два чистых родственно-контрастных цвета дополняются цветами из обоих теневых рядов;

3. один цвет – чистый, остальные – из теневых рядов родственно-контрастных цветов, при этом чистый окружается цветами теневого ряда данного цвета, а остальные берутся из теневого ряда другого круга и располагаются в некотором отдалении друг от друга;

4. все родственно-контрастные цвета или затемненные или разбеленные.

В случае, когда из множества оттенков гармонии родственно-контрастных цветов нужно взять лишь ограниченное количество, при их выборе можно пользоваться моделями геометрических фигур.

Создание цветовых гармоний родственно-контрастных цветов с помощью моделей геометрических фигур.Можно получать цветовые гармонии, вписывая в цветовой круг геометрические фигуры: различные треугольники и прямоугольники. Например, равносторонний треугольник, у которого одна из сторон параллельна горизонтальному или вертикальному диаметру. В вершине, противостоящей этой стороне, находится цвет, взаимодополнительный тому главному, который входит в состав пары родственно-контрастных цветов. В цветовом круге четыре таких равносторонних треугольника. (рис. 4)

Рис. 4. Гармонические сочетания спектральных цветов на основе равностороннего треугольника в цветовом круге В.Н. Козлова.

Можно вписать прямоугольный треугольник: его стороны, дающие прямой угол, параллельны диаметрам: вертикальному и горизонтальному. Тогда гипотенуза соединяет пару взаимодополнительных цветов, а цвет в прямом углу будет родственно-контрастным по отношению к этой паре. В круге также четыре таких треугольника. Например, гармония желто-зеленого, оранжево-желтого и сине-фиолетового. В ней гипотенуза соединяет пару контрастных цветов: желто-оранжевый и сине-фиолетовый, — а цвет желто-зеленый, находящийся в прямом углу треугольника, будет родственно-контрастным паре этих цветов. (рис. 5)

Рис. 5. Гармонические сочетания спектральных цветов на основе прямоугольного треугольника в цветовом круге В.Н. Козлова.

Можно вписать четырехугольник, стороны которого параллельны диаметрам круга. Это могут быть прямоугольник и квадрат. Стороны прямоугольников в этом случае связывают двумя родственно-контрастными цветами, а по диагонали располагаются взаимодополнительные цвета. рассмотрим гармонию желто-зеленого, сине-фиолетового, пурпурного и оранжевого цветов. В данной гармонии каждая из сторон прямоугольника связывает по четыре пары родственно-контрастных цветов. Это желто-зеленый и желто-оранжевый, желто-оранжевый и пурпурный, пурпурный и сине-фиолетовый, сине-фиолетовый и желто-зеленый. По диагоналям прямоугольника располагаются взаимодополнительные цвета: желто-оранжевый и сине-фиолетовый, желто-зеленый и пурпурный. (рис. 6)

Рис. 6. Гармонические сочетания спектральных цветов на основе прямоугольника в цветовом круге В.Н. Козлова.

Гармонические сочетания взаимодополнительных цветов.Для построения этого вида сочетаний необходимо, взяв исходный цвет, по цветовому кругу определить соответствующий ему взаимодополнительный. Третий цвет может быть определен из теневого ряда любого из этих цветов. Например, желтый и фиолетовый плюс третий цвет, может быть, затемненный желтый или фиолетовый.

Цветовой круг Рудольфа Адамса

В 1865 году художник Рудольф Адамс изобрел устройство для определения гармоничных цветовых сочетаний — «хроматический аккордеон» (рис.9.1), имевший 24 сектора. Каждый из секторов был разделен на 6 степеней по светлоте. К кругу были изготовлены пять шаблонов, в которых были симметрично вырезаны 2, 3, 4, 6 и 8 отверстий по размерам секторов. Передвигая шаблоны с отверстиями, можно было получать различные цветовые комбинации, которые Адамс назвал “симметричными аккордами”.

Адамс сформулировал основные принципы цветовой гармонии следующим образом:

1. В гармонии должны быть по крайней мере первоначальные элементы многообразия цветовой области: красный, желтый и синий. Будь они неразличимы, как это было бы в черном, сером или белом цвете, то было бы единство без многообразия.

2. Многообразие тонов достигается также через разнообразие светлого и темного.

3. Тона должны находиться в равновесии таким образом, чтобы ни один из них не выделялся. 4. В больших комбинациях цвета должны по порядку следовать друг за другом так, чтобы естественная связь по степени их родства имела место, как в спектре или радуге.

5. Чистые краски следует применять экономно из-за их яркости и лишь в тех частях, на которые глаз в первую очередь должен быть направлен.

Теория гармоничных цветовых сочетаний Адамса имела ценность для практики живописи и в некоторых своих элементах органично влилась в последующие учения о цветовой гармонии. В настоящее время цветовой аккордеон Адамса, как техническое приспособление, не используется.

Цветовой круг и гармонические сочетания цветов по Шугаеву

Собственно говоря, В.М. Шугаев придумал 16-тоновый цветовой круг. Позже за основу был взят более подробный (24 тона) цветовой круг.

Цветовой круг (24 тона) по Шугаеву строится на четырех основных цветах: желтый, синий, красный и зеленый, взятых в их максимальной насыщенности. Первые два цвета помещают напротив друг друга по концам вертикального диаметра; вторые — по концам горизонтального диаметра. Между каждой парой соседних основных цветов помещают пять промежуточных (рис.9.2) цветов. Так получаются четыре группы промежуточных цветов: желто-красные, сине-красные, сине-зеленые и желто-зеленые. Трудно говорить о каком-то процентном составе промежуточных цветов, потому что пропорциональное изменение цветового тона внутри каждой четверти приводит к зрительной неравномерности изменения цветового тона. Для этого есть несколько причин, из которых очевидная — это разное количество порогов цветоразличения в пределах каждого диапазона цветовых тонов. Ориентировочно внутри любого сектора для получения пяти промежуточных цветов количество одного из двух главных цветов последовательно составляет 17, 34, 50, 66 и 83 %. Тогда содержание второго главного цвета убывает в обратном порядке: 83, 66, 50, 34, 17 %.

Так строится главный цветовой круг (III), в нем цвета представлены в их максимальной насыщенности. Снаружи от главного круга располагают еще два круга, где эти же цвета представлены в двух градациях затемнения. Внутри от главного круга помещаются еще два аналогичных круга, где цвета разбелены, также в двух градациях. Таким образом, в системе из 5 кругов каждый цветовой тон существует в 5-ти светлотно-теневых градациях. Полученная система из 5 цветовых кругов аналогична проекции цветового двойного конуса Оствальда на плоскость, перпендикулярную черно-белой оси (рис. 9.2). При практическом исполнении этого своеобразного атласа цветов (красками вручную) могут возникнуть некоторые трудности, связанные с тем, что при добавлении белого цвета насыщение хроматического света уменьшается в значительно большей степени, чем при добавлении черного. Кроме того, оранжевые и красные от добавления белого желтеют, а сине-зеленые — голубеют. Окончательное решение принимается посредством визуальной оценки.

Принято отмечать в этом цветовом круге следующие закономерности.

1. Цвета, расположенные на одном диаметре являются контрастными и дополнительными.

2. Цвета верхнего полукруга являются теплыми, а цвета нижнего полукруга (8-18) — холодными.

По Шугаеву, цветовые гармонии, можно разделить на следующие группы:

однотоновые гармонические сочетания цветов;

-гармонические сочетания родственных цветов;

-гармонические сочетания родственно-контрастных цветов;

-гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов.

Рассмотрим каждую группу подробнее.

Однотоновые гармонические сочетания цветов строятся на каком-либо одном цветовом тоне. Цвета различаются только по светлоте и насыщенности. Если выбранные цвета одинаково отстоят друг от друга по светлоте, такое сочетание представляет собой гармонию равноступенного контраста и вызывает ощущение покоя и стабильности, что многим художникам кажется несколько скучным. Если из трех выбранных цветов два близки по светлоте, а третий сильно отличается, то композиция выглядит более динамичной и напряженной. Если это орнаментальная композиция, то третий цвет лучше подчеркивает светлый или темный рисунок орнамента, способствует распознаванию соотношения рисунок-фон. Кстати, таким способом достигаются и эффекты свечения или горения: нужно, чтобы самый светлый цвет был одновременно и максимально насыщенным. Кроме того, этот цвет следует располагать на небольшой площади в окружении фона, цвета которого сильно затемнены и сближены по светлоте. Впрочем, замечание об эффекте свечения верно и для полихромной композиции.

Для однотоновых гармоний очень важно соотношение площадей, занимаемых каждым тоном. Если эти площади близки, утверждается идея статики. Впечатление большей напряженности композиции получится, если, цвет, резко отличающийся по занимаемой площади, выбрать заметно отличающимся по светлоте и насыщенности.

Гармонические сочетания родственных цветов. Имеется 4 группы родственных цветов: желто-красные (1-6) и (2-7); желто-зеленые (20-1) и (19-24); сине-красные (7-12) и (8-13); сине-зеленые (14-19) и (13-18). Родственными являются только цвета из одной круглой скобки (любой). Их гармония основана на наличии в них примеси одного из главных цветов. Обратите внимание! В каждой скобке может быть только один главный цвет. Два соседних главных цвета родственными не являются. Гармония родственных цветов основана на их похожести. Сочетания родственных цветов, особенно если некоторых из них содержат примесь белого или черного, создают богатую и спокойную колористическую гамму.

Например, необходимо гармонизовать три родственных цвета: желтый (1), оранжевый (3) и оранжево-красный (4). По Шугаеву, гармония в этом случае может быть основана на уравновешивании содержания общего для всех основного цвета (в данном случае желтого). Значит, уравновесить можно так: разбелить чистый желтый, уменьшив тем содержание желтого в нем, оранжевый (3) разбелить в меньшей степени (уменьшая в нем одновременно и долю желтого и долю красного), а цвет (4) оставим без изменения. Таким образом, количество желтого в трех цветах становится примерно одинаковым. Если вместо белого взять черный — то можно эту же задачу решить по-другому.

Внимательно рассматривая всю систему из 5-кругов, можно заметить, что родственные цвета лучше сочетаются между собой, если они взяты из разбеленных и/или затемненных кругов (I, II, и IV,V), чем в случае максимальной их насыщенности (III). Поэтому в искусстве текстильного орнамента сочетание родственных цветов максимальной насыщенности — редкость. Такие сочетания встречаются в народном творчестве многих народов, но часто выглядят грубовато в колористическом отношении. С другой стороны грубый колорит может привлечь внимание на короткое время, что указывает на возможность использования его в рекламе, упаковке, надписях в транспорте.

Отсюда следует использование активного светлотного контраста при гармонизации сочетаний родственных цветов, так как равно насыщенные цветовые тона одинаковой светлоты не могут образовывать тонких цветовых сочетаний. Но достаточно к двум из трех сочетаемых цветов добавить некоторое количество черного или белого, и сочетание сразу становится убедительным, цвета гармонично сочетаются друг с другом и акцентируют внимание на третьем, наиболее насыщенном цвете.

Художественная практика показывает, что гармонии родственных цветов возникают и при других соотношениях главного цвета (1:2; 2:3).

Более точная гармонизация осуществляется путем добавления или уменьшения примесей белого и черного в выбранных цветах с одновременным изменением их количества по площади.

Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов. Это обширный вид цветовых гармоний, отличающийся сложностью и повышенной цветовой активностью. Не все сочетания родственно-контрастных цветов одинаково гармоничны. Родственно — контрастные цвета располагаются в смежных четвертях и их также 4 группы: желто-красные и желто-зеленые; желто-красные и сине-красные; желто-зеленые и сине-зеленые; сине-зеленые и сине-красные. Примесь одного главного цвета делает их родственными, а примесь второго цвета — контрастными, так как второй цвет — один из противолежащих главных цветов, т.е. дополнительных.

Особенно гармоничными считаются цвета, располагающиеся в цветовом круге на концах вертикальных и горизонтальных хорд. Между такими парами существует двойная связь: они состоят из одинакового количества объединяющего их главного цвета и одинакового количества контрастирующих цветов. Такие сочетания гармоничны даже без разбеления и затемнения.

Для гармонизации родственно-контрастных цветов можно из выбирать из разных цветовых кругов. Например, рассмотрим сочетание цветов 22 из главного круга и цвета 4 из круга I. Последний содержит меньше чисто желтого цвета, чем первый. Поэтому цвет 22 нужно несколько разбелить, что уменьшит количества желтого и зеленого в нем, уменьшит его насыщенность. Однако при этом повысится светлота цвета 22. Если это не желательно, то к высветленному желто-зеленому цвету 22 следует добавить немного черного, так, чтобы визуально цвета были гармонично уравновешены.

Композиции, содержащие всего два цвета, сравнительно редко встречаются в художественной практике. Сочетание двух родственно-контрастных цветов значительно обогащается при добавлении к ним цветов из теневых рядов этих цветов, или одного ахроматического цвета. В последнем случае возможны следующие решения:

— два чистых (из основного круга III) родственно-контрастных цвета дополняются цветами теневого ряда одного из них;

— два чистых родственно-контрастных цвета дополняются цветами из обоих теневых рядов;

один чистый и остальные из теневых рядов родственно-контрастных цветов. При этом целесообразно чистый цвет окружать цветами его теневого ряда, а остальные цвета брать из теневого ряда другого цвета и располагать их на некотором отдалении;

— все родственно-контрастные цвета выбираются только затемненными, или разбеленными, что приводит к более сдержанному колориту, поскольку полярные свойства цветов приглушены.

Гармонические сочетания трех-четырех цветов. Достаточно богатую композицию могут создать как минимум три цвета. В этом случае возможны следующие варианты. Гармоничны три цвета, расположенные в вершинах вписанного в цветовой круг равно-стороннего треугольника, у которого в одной из вершин — главный цвет. Противолежащая сторона треугольника будет параллельна горизонтальному или вертикальному диаметру и соединяет два цвета, в которые входит другой главный цвет, дополнительный первому. Всего таких треугольника четыре (рис. 9.3). Первый главный цвет лучше разбелить или затемнить (на рисунке справа главный цвет в триаде затемнен).

Другой вид трехцветных гармонических сочетаний: один главный цвет в вершине равнобедренного треугольника, а два другие — родственно- контрастные цвета, лежащие напротив друг друга (рис.8.3). Главный цвет из вершины также следует разбелить, или затемнить. Показаны некоторые из возможных сочетаний.

Еще один вид гармонических триад образуют цвета, расположенные в вершинах прямоугольных треугольников, если оба катета соединяют пары родственно-контрастных цветов (рис.9.5). Тогда катеты будут параллельны вертикальному и горизонтальному диаметрам. Цвет, расположенный в вершине прямого угла, является родственно-контрастным двум другим цветам. Эти же два цвета связаны между собой контрастным соотношением. В главном цветовом круге таких треугольников можно построить 4.

Сочетания четырех родственно-контрастных цветов образуют на базе прямоугольника, каждая из сторон которого связывает два родственно-контрастных цвета.

Наиболее активные связи возникают, когда прямоугольник является квадратом (рис.8.4).

Цвета, соединенные диагоналями являются контрастно-дополнительными, другая пара цветов является родственно-контрастной.

Гармонические связи родственно-контрастных цветов из трех или четырех компонентов главного цветового круга на практике применяются сравнительно редко. Художники отдают предпочтение сочетаниям родственно-контрастных цветов из системы затемненных или разбеленных кругов. Это заставляет нас уделить теперь больше внимания светлотным соотношениям в процессе поиска гармонических сочетаний цветов, хотя именно согласованность по цветовому тону — основа цветовой гармонии.

Практика показывает, что при разных светлотных соотношениях одни и те же по тону цвета могут образовывать гармоничные или не гармоничные сочетания. Во-первых, все рассмотренные выше виды гармонических сочетаний остаются в силе для любого затемненного или высветленного цветового круга. Во-вторых, любые три гармонически связанных родственно-контрастных цвета могут сочетаться с теневыми рядами любого из этих цветов.

Как правильно сочетать цвета?

Прежде чем начать говорить о цвете и его роли в дизайне, давайте поймём, почему он так важен. Вы наверняка помните, как ещё несколько лет назад можно было найти сайты с вырвиглазной гаммой цветов. Единственное желание, которое вызывала такая странциа, бежать. Бежать подальше от экрана и выпить чего-то крепкого. Это, конечно, встречалось не на каждом углу, но увидеть подобное явление было вполне реально.

Цвет должен работать так, чтобы не только не спугнуть потенциального клиента, но и удержать его внимание максимально выгодным для вас образом. К примеру, при помощи контраста, обратить его внимание на ключевые элементы, формирующие ваше предложение: заголовки, изображения продукции, CTA-кнопки. И для того, чтобы делать это правильно, нужно изучить теорию цвета, ведь цвет здесь играет важную, если не решающую, роль. С помощью цвета можно также задавать настроение, которое в будущем будет ассоциироваться с вашим продуктом. Грамотная и гармоничная цветовая схема подскажет пользователю, что этот ресурс способен соответствовать его потребностям.

Цветовой круг. История развития

Цветовой круг — первое, с чем нужно ознакомится, ведь это главный инструмент для подбора цветовых схем.

Первым, кто пришел к идее создание цветового круга, был Ньютон. Разложив белый свет на все цвета спектра, он решил соединить их в том же порядке, в каком они предстали перед ним при разложении. Усложненный круг Ньютона отличается тем, что в нем добавлены переходные цвета, которые были получены через смешивание соседних.

Вторым стал цветовой круг Гёте. За основу были взяты три цвета — красный, желтый и синий, из которых получалось огромное количество новых цветов, плавно переходящие один в другой.

Иттен же составил круг из 12 частей. Как и у Гёте, за основу Иттен взял три цвета, при смешивание которые, он получается три дополнительных (составных) — зеленый, оранжевый и фиолетовый. А далее составные цвета смешиваются с основными, таким образом, получаются третичные цвета.

Цветовой круг Иттена дополняют ахроматическими цветами — черным и белым, с помощью растяжек получая множество оттенков основных цветов круга — в качестве дополнительных секторов.

Наиболее современный цветовой круг — спектральный, история которого восходит к Вильгельму Освальду. В его основе лежат красный, зеленый и синий, но отсутствуют ахроматические цвета.

Сочетание цветов. Цветовые схемы.

Для изучения основ нам идеально подходит круг Иттена, он прост в понимании, а, следовательно, в освоении и последующем применении.

Всего существует 7 стандартных цветовых схем, которые были описаны самим Иттеном Иоханнесом в его книге «Искусство цвета» ещё несколько веков тому назад. Давайте перейдем к самим схемам.

Монохромная — вероятно, самая простая схема, с которой можно начать, потому что здесь задействован только один цвет. С её помощью вы можете создать очень особенную атмосферу, которая может быть как расслабляющей, так и гнетущей.

Аналогичная (аналоговая триада) — используются три соседних по кругу цвета. В результате получается мягкая и приятная цветовая схема, такое сочетание часто встречается в природе.

Дополнительная (комплементарное) — два противоположных цвета. Комплементарные цвета — контрастные. Данная цветовая схема весьма распространена в веб-дизайне, т.к. очень эффектно и удачно можно выделить основные элементы интерфейса. Главное, не применять рядом два противоположных по цветовому кругу шрифта =) А то глаза у пользователя очень быстро устанут от такой анархии.

Контрастная триада — к одному из цветов добавляют два соседних. В итоге мы имеем более спокойную альтернативу комплементарной цветовой схеме.

Классическая триада — три цвета равноудаленные на круге. Для веб-дизайна, рекомендуется использовать только один цвет в качестве основного, а с помощью других двух -расставлять акценты / смысловые нагрузки.

Прямоугольная схема — используются две пары контрастных цветов. Для веб дизайна такую схему следует использовать крайне осторожно, выбирая только один цвет в качестве основного, а остальные — как вспомогательные. Тогда и дизайн будет выглядеть гармонично, и потенциальный покупатель на сайте будет чувствовать себя комфортно.

Квадратная схема — еще один вариант прямоугольной схемы. Цвета располагаются на равном расстоянии друг от друга.

Если хотите разобрать подробнее и закрепить материал — посмотрите это видео:

Подписывайтесь на нас в других социальных сетях:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector