5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Краткий анализ стихотворения к чаадаеву

Краткий анализ стихотворения «К Чаадаеву» по плану

1. История создания

Стихотворение «К Чаадаеву» своим вольнолюбивым настроем, красноречием, пылкостью чувств явно говорит, что принадлежит раннему Пушкину.

Действительно, оно написано в 1818 году, практически сразу после окончания Лицея.

Посвящая эти строки старшему другу – Петру Чаадаеву, молодой поэт искренне верил в торжество справедливости, смелость и свободу взглядов, творчества.

Впоследствии Пушкин и Чаадаев разошлись в мировоззрениях. Однако оба были гонимы правительством за свои взгляды. Петра Чаадаева вообще признали сумасшедшим. Пушкина неоднократно ссылали.

Однако все это еще впереди, а пока гениальный юноша пишет вот такое стихотворение и адресует его старшему товарищу.

Широкая публика увидит текст гораздо позже: в 1829 году, да и то напечатанный с серьезными правками. Причем, Пушкин не даст официального согласия на искаженную публикацию, однако все равно «К Чаадаеву» будет представлено в «Северной звезде».

2. Литературное направление

Без сомнения, произведение относится к романтизму.

3. Род

По роду литературы это лирика.

4. Жанр

Жанр тоже определяется очень просто, это дружеское послание.

5. Проблематика

Автор завуалировано поднимает проблему свободы и несвободы. Прежде всего, творческой, но так же и человеческой – свободы слова, выражения мыслей, действий.

Пока еще поэт не боится говорить об этом открыто, яростно, вдохновенно. Поздний Пушкин, устав от постоянных гонений, был более сдержан в высказываниях и проявлении чувств.

Такая эмоциональность характерна именно для раннего периоды творчества великого русского гения.

6. Тематика

Формально стихотворение написано на тему дружбы, что и определяется самим жанром. Однако это только внешняя сторона.

Автора явно волнуют совсем иные темы: гласность, свобода выражения мыслей.

Если посмотреть глубже, то гений намекает на свержение существующего строя, иначе откуда появляются эти красноречивые строчки?

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Учитывая тонкости содержания, можно говорить уже и о гражданской лирике, в которой четко отображена позиция автора.

7. Идея

Прежде всего, Пушкин написал стихотворение, чтобы поддержать друга.

Но так же в тексте он выразил собственные политические взгляды, весьма прогрессивные для того времени.

8. Пафос

Рассматриваемое стихотворение буквально бурлит эмоциями.

Читатель улавливает и нотки гнева, возмущения, и искреннюю преданность автора не только дружбе, но и своим идеалам.

В тексте сквозит уверенность в лучшем будущем, в том, что когда-нибудь существующий строй изменится, и все будет совсем по-другому!

9. Система образов

Стихотворение является посланием к Чаадаеву, но образ друга Пушкин практически не прописал. Он только обращается к нему, призывая отчизне посвятить «души прекрасные порывы». Александр Сергеевич словно поддерживает, вдохновляет Петра Яковлевича.

Автор рисует образ родины, олицетворяя ее:

Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.

Здесь чувствуется любовь к Отчизне, страстное желание помочь ей освободиться от «гнета власти роковой».

Писатель в красивых сравнениях описывает молодость, юность, когда еще сердца горят сильными чувствами. Не зря он сравнивает ожидание прихода нового режима, более вольного и свободного, с томлением любовника, торопящего миг назначенного свидания.

10. Центральные персонажи

Центральных персонажей тут несколько, и образ Чаадаева не является главным.

Скорее, поэт строит свое произведение на противопоставлении свободной Отчизны и угнетающей, несправедливой власти.

В этом смысле фигура Петра Яковлевича, к которому Пушкин обращается, служит как бы формальным прикрытием истинного посыла стихотворения. Получается гораздо более глубокий, сложный текст.

Мы наблюдает яркую художественную антитезу: с одной стороны, любимая родина, с другой – ненавистное самодержавие, не дающее ей развиваться правильно и гармонично. С одной стороны, страстное желание свободы, с другой – царский режим, при котором ни шагу нельзя сделать в сторону, будешь крепко наказан.

11. Лирический герой

Лирическим героем является творческая проекция личности самого автора. Это говорит Пушкин, это его мысли слышит читатель, его эмоции воспринимает.

12. Сюжет

Как такового, сюжета нет.

Как и в любой гражданской лирике, поэт высказывает собственные взгляды, идеи, открывает личное видение сложившейся ситуации.

В конце он выражает искреннюю надежду, что неправедный строй будет свержен, и наконец-то, люди освободятся от царского гнета. И, конечно, учтут заслуги тех, кто привел их к этой победе – певцов, провозглашающих либеральные взгляды.

13. Композиция

В произведении можно выделить три части.

В первой повествуется о молодом, вдохновенном лирическом герое и его друге, которые жили в своем собственном, красивом мире:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман

Однако все это развеялось очень быстро. Условно назовем первую часть прошлым.

Вторая часть – суровое настоящее. Открываются глаза не только у персонажей произведения, но и самого читателя: отчизна стонет, зовет на помощь.

Третья часть – это попытка заглянуть в будущее. Пушкин рисует совсем другой порядок, когда уже «самовластье» пало.

Учитывая, что мотивы призывов повторяются и в начале, и в конце стихотворения, можно назвать композицию кольцевой.

14. Художественное своеобразие произведения

Язык стихотворения точный, меткий и выразительный. Используется много слов, относящихся к свободе, существующему политическому строю, что опять же подтверждает гражданскую направленность лирики: «власть», «отчизна», «вольность», «свобода».

Автор использует слова возвышенного стиля, чтобы подчеркнуть значимость, торжественность послания.

Кроме того, очень много глаголов, прилагательных и словосочетаний, характеризующих внутреннее состояние Пушкина: «свободою горим», «горит желанье», «души прекрасные порывы» и т.д.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

  • перекрестная по типу АБАБ (первые четыре стиха, например),
  • опоясывающая ВГГВ (следующие четыре стиха).
  • Последние пять строчек зарифмованы особенно интересно: ДЕДЕД.

На строфы разделения нет.

16. Средства художественной выразительности

Для создания необходимых художественных образов Пушкин использует множество эпитетов: «юные забавы», «роковая власть», «нетерпеливая душа».

А также сравнения « как сон, как утренний туман», «как ждет любовник молодой».

Кроме того, автор олицетворяет отчизну: «Отчизны внемлем призыванье». А вот метафора только одна: «горит еще желанье».

17. Значение произведения

Произведение воспевает любовь к своему отечеству, что всегда значимо для любого человека. Кроме того, оно помогает понять настроения молодого Пушкина.

18. Актуальность

Именно из-за своего патриотического содержания, бессмертное творение великого гения будет актуально всегда.

19. Моё отношение

Мне нравится это стихотворение именно своим эмоциональным фоном. С помощью него я могу узнать, каким был молодой Пушкин: что его волновало, какие настроения владели им.

20. Чему учит

Оно учит любить родину и всегда, несмотря ни на какие обстоятельство, верить и стремиться к лучшему будущему для Отчизны и народа.

Краткий анализ стихотворения «К Чаадаеву» А. С. Пушкина — описание и характеристика

Имя Александра Сергеевича Пушкина очень много значит для любого человека, кто любит русский язык и русскую литературу. В данной статье дается краткая биография великого поэта, а также проводится анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву».

Детские годы поэта

Александр Сергеевич родился в 1799 году, 6 июня, в Москве. С самого раннего детства будущего поэта окружали книги и люди, которые знали в них толк. Например, отец Пушкина имел очень большую по тем временам библиотеку, а также собирал старинные книги. Дядя же был поэтом, довольно известным в свое время среди литераторов России конца восемнадцатого века. Именно в такой атмосфере и родился будущий великий российский поэт.

После того как в жизнь маленького Саши вошла няня — Арина Родионовна, можно сказать, что все воспитание Пушкина полностью легло на её плечи. Мальчик очень полюбил няню, что позже отразится в его творчестве. Недаром значительная часть стихотворений посвящена именно ей.

В 1811 году Александр поступает на учебу в Царскосельский Лицей. Именно там Пушкин сформируется как свободолюбивая личность, здесь он и воспитает в себе большого поэта.

Творчество как призвание

Окончив Лицей в 1817 году, Пушкин идет на службу в Коллегию иностранных дел, которая находилась в Петербурге. Александр Сергеевич уже активно пишет, имеет некоторую известность в литературных кругах Москвы и Петербурга.

Спустя несколько лет публикуется поэма «Руслан и Людмила». Находясь в ссылке, в 1820 году, Пушкин начинает «Евгения Онегина». Также в этот период пишется множество лирических стихотворений, южные поэмы.

В 1828 году Пушкин едет на Кавказ, где множество его друзей служат в действующей армии. Там поэт продолжает писать, чем вызывает крайне негативную реакцию со стороны царя. Ниже, проводя анализ стихотворения «К Чаадаеву», мы увидим, что тема свободы — одна из самых ярких в творчестве Пушкина.

Деятельность Пушкина в тридцатые годы

В начале тридцатых годов девятнадцатого века Пушкин женится на Наталье Гончаровой. Незадолго до женитьбы, когда поэт гостил в своем имении в Болдино, из-за карантина Пушкин вынужден был задержаться и прожить там намного дольше, чем рассчитывал. Этот период жизни поэта нынче известен как «болдинская осень», когда за небольшой отрезок времени Пушкин написал большое количество своих произведений, отличающихся качеством и на сегодняшний день считающихся одними из самых известных.

В 1837 году, в феврале, Александр Сергеевич Пушкин, выйдя на дуэль, получил смертельное ранение. Русский поэт скончался в своем доме на Мойке, десятого февраля.

Значение творчества Пушкина

Однажды Александр Сергеевич сказал: «Россия слишком мало известна русским». Прошло много лет после его смерти, а эта фраза очень актуальна и поныне — нам и сейчас очень мало известно о своей стране. Пушкин, безусловно, был из тех, кто старался понять Россию и научить понимать её всех остальных.

Поэт рядом с нами с самого детства. Когда мы маленькие — это его сказки на ночь от бабушки, когда мы школьники — это «Капитанская дочка» и заучивание наизусть «Письма Татьяны» или «Письма Евгения». А еще — это целый пласт выражений, фраз, слов, которые вошли в нашу жизнь вместе с великим русским поэтом. Это если глядеть на Пушкина исключительно как на человека творческого. Но есть и другие его стороны.

Александр Сергеевич вывел русский язык на мировую арену — в прямом смысле. Теперь выражение «русский язык» — это синоним выражению «пушкинский язык». Именно он сделал наш язык таким, каким мы его знаем и используем сейчас. Знаменитое сочинение Ивана Тургенева именно об этом языке. Помните, из школьной программы? «О, великий и могучий русский язык. «.

Александр Сергеевич положил начало новой русской литературе. Федор Михайлович Достоевский на открытии памятника поэту, спустя почти полвека после его гибели, сказал: «Пушкина читайте, ибо он лучше всех нас». А другой русский классик, Николай Гоголь, еще при жизни Александра Сергеевича сказал, что Пушкин — это русский человек такого развития, что мы его будем встречать только через двести лет, да и то может быть.

Но, пожалуй, лучше всех о Пушкине сказал Тютчев: «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет».

«К Чаадаеву»: написание, публикация

Данное произведение было написано в 1818 году. Почти сразу же стихотворение стало очень известно и в рукописи разошлось среди офицеров, литераторов. Адресат — Петр Чаадаев, был личностью очень сильной и имел огромное влияние на интеллигенцию той эпохи. С Пушкиным же их связывала очень близкая дружба.

Напечатано стихотворение впервые в 1829 году и совершенно без ведома самого автора, в альманахе под названием «Северная звезда».

Петр Чаадаев

Прежде чем начнем анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву», поближе познакомимся с адресатом.

Петр Яковлевич Чаадаев — один из ближайших друзей Пушкина, отношения с которым продолжались до самой смерти. Оказал большое влияние на маленького Сашу, когда уже студентом, Чаадаев вел долгие беседы с лицеистом Пушкиным о России, народе и положении дел в стране.

Чаадаев был одним из членов «Союза благоденствия». Чуть позже, после публикации «Философического письма», царские угодники объявили его едва ли не сумасшедшим. Чаадаев всегда очень открыто выступал против цензуры, подавления личной свободы в России.

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» по плану

Приступим к разбору произведения. Вообще, если проводить анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» по плану, необходимо выделить такие пункты:

  • Год написания, название и автор.
  • Жанр.
  • Композиция.
  • Тема и идея.
  • Художественные средства.

Сейчас, следуя плану, проведем разбор стихотворения:

  • 1818 год, «К Чаадаеву», Александр Пушкин.
  • Можно определить это произведение, как «гражданское послание». Стилистика близка к политическим произведениям, но также присутствует и обращение к адресату.
  • Поэтическая мысль развивается так: от элегии, где много грусти и печали, к гражданской лирике, где четкость позиции и ясность взгляда.
  • Главная идея — это, конечно же, призыв к свободе. Но в то же время проблематика политическая сплетается с романтической линией, и призывы к свободе соседствуют с явными лирическими образами.
  • Пушкин, как и положено большому поэту, использует множество метафор и сравнительных оборотов. Причем он не перегружает ими стихотворение, а сохраняет ясность и легкость текста.

Вольный анализ стихотворения «К Чаадаеву» кратко

Начинается произведение с воспоминаний автора о спокойной и беззаботной юности своей и своего товарища. Хотя «недолго тешил обман» — значит, не так и долго эта юность длилась.

Очень тонко и очень чувственно Пушкин передает нам все ощущения своей юности — времени своего становления, развития. Дальше автор переходит к периоду, когда с юностью приходится расставаться. Здесь Пушкин вводит нотки гражданственности, немного политизируя стихотворение словами о том, что ждут «минуты вольности».

Автор, развивая дальше тему гражданственности, охватывает взглядом уже не просто отношения свои и товарища, но и всю Россию. Выражается надежда о России как о свободной стране. Но, для того чтобы все сбылось, о чем мечтает автор, необходимо самому идти вперед и добиваться вольности, независимости личностной, ведь «пока свободою горим. отчизне посвятим. души порывы».

Безусловно, помимо того что автор — вольнодумец, он еще и очень любит родину. А поэтому стихотворение не только о Чаадаеве и к нему, но и о России.

Вообще, проводя анализ стихотворения «К Чаадаеву», стих «напишут наши имена» необходимо выделить особо. Именно в этом стихе (а как мы помним из курса литературы, стих — это строчка) Пушкин акцентирует внимание на себе, на Чаадаеве и на их товарищах-декабристах. Думается, это не просто так — автор отлично понимает, какую роль придется выполнять его товарищам в становлении нового государства, и какая роль будет отводиться ему (Пушкину). Александр Сергеевич отлично понимает уже, что становится не просто большим литератором, но главным литератором России.

Проводя анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву», кратко или с полным разбором, можно найти множество деталей, которые помогут «по-своему» взглянуть на столь известное произведение. Это вполне объяснимо: Александр Сергеевич очень большой поэт, чтобы понимать его сочинения только с одной точки зрения.

Заключение

Тема свободы, вольности, независимости одна из главных в литературе, причем не только в России, но и в любой другой стране. И ничего удивительного в этом нет: люди пишущие — это всегда люди образованные, которые четче всех замечают неполадки в своем государстве и яснее всех выражают свое недовольство. Проведя кратко анализ стихотворения «К Чаадаеву», мы видим, что Александр Сергеевич как раз из тех людей, кого и принято называть «певцами свободы».

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» (А.С.Пушкин)

А.С.Пушкин не раз затрагивал в своих стихотворениях тему судьбы России. «К Чаадаеву» — одно из них. Однако данное произведение выходит далеко за рамки одной темы. Подробный разбор от Многомудрого Литрекона поможет Вам рассмотреть его с разных сторон, увидеть новаторство А.С.Пушкина.

История создания

Поэт написал стихотворение в 1818 году. Как и у многих общественных деятелей начала XIX века, у Пушкина сложились свои ожидания от правящего императора Александра I. После войны 1812 года общество ожидало перемен, страну охватил патриотический экстаз, ведь война была выиграна. Многие люди, потерпевшие притеснения и потери во время борьбы, ожидали от царя милости. Народ сплотили бои, и многие дворяне осознали необходимость новой внутренней политики. Но никто ничего не сделал: после изгнания Наполеона и его войска все пошло по-старому, и простой крестьянин, еще не отдохнувший от войны, должен был нести на своем горбу бремя подневольного труда. Поэт, как и многие его современники, негодовал из-за крепостного права, защищал свободу слова (после 1812 года резко ужесточилась цензура). Он хотел, чтобы все проблемы разрешились «по манию царя». В стихотворении «К Чаадаеву» поэт выразил свою готовность служить на благо Родины, отразил свои душевные порывы, которые не позволяют ему оставаться равнодушным к судьбе страны.

Стихотворение посвящено либеральному публицисту и мыслителю П. Я. Чаадаеву, другу Пушкина и его соратнику. Они оба критиковали власть за деспотизм и отсутствие позитивных результатов правления. Нетрудно догадаться, какая участь ждала этих господ: ссылки, безжалостная цензура, а иногда и невозможность публиковаться. Чаадаев, как и Пушкин, тоже страдал от травли, и эти жизненные впечатления легли в основу «Философических писем», одно из которых было опубликовано в 1836 году. После этого автора заклеймили позором и объявили сумасшедшим, ведь общество было не готово к таким передовым мыслям. Пушкин тонким чутьем художника слова угадал мученическую участь друга и посвятил ему одно из лучших своих творений.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «К Чаадаеву» — дружеское послание. Поэт писал своему товарищу Чаадаеву, однако одновременно обращался ко всему обществу, призывая не только верить в счастливое будущее, но и способствовать ему. Стихотворение можно отнести к нескольким разновидностям лирики:

  • гражданская лирика (поэт переживает за судьбу своей страны, призывает общество способствовать её процветанию);
  • любовная (томление влюблённого перед грядущим свиданием сравнивается с ожиданием наступления свободомыслия, отменой ожесточенной цензуры);
  • философская (размышления о прошлом).

Размер произведения «К Чаадаеву» — четырехстопный ямб. Направление — реализм, ведь в стихотворении поднимаются насущные социальные проблемы и выражаются политические требования.

Композиция

Стихотворение А.С.Пушкина состоит из одной строфы, но можно условно разделить его на три части, причём первая и вторая противопоставлены друг другу.

  1. Так, в начале поэт говорит о юношеской разочарованности («Недолго нежил нас обман»), он проникнут тоской и печалью.
  2. Однако во второй строфе присутствуют воодушевлённые речи, он обрушивается с негодованием на власть, но говорит о своём горящем желании помогать стране подниматься с колен. Пламенный порыв сердца противопоставлен унылому состоянию.
  3. В конце стихотворения звучит обращение не только к конкретному товарищу, но и ко всему русскому народу. Поэт призывает людей верить в счастливое будущее, в разрушение самодержавия.

Образы и символы

  • Образ лирического героя в данном стихотворении почти полностью сливается с автором – А.С.Пушкиным (на что указывает сам жанр, дружеское послание). В произведении выражено свободолюбие героя, его стремление к демократии, к устранению самодержавия, к избавлению от крепостного права. Но также читателю открывается внутренний мир автора, его переживания, душевные тревоги. Конечно, мы не можем ассоциировать лирического героя с автором в полной мере, но данное произведение явно носит автобиографический характер: речь идет о реально существующем друге Пушкина и о том, что волновало общество того времени, в том числе и самого автора. Поэтому он говорит не «я», а «мы», то есть перед нами нетрадиционный герой с набором индивидуальных черт, а некая сила, некая общность людей, которых сплотили идеи свободы и справедливости. Пушкин всячески подчеркивает, что его политические требования — не его частная инициатива, а необходимость, которую ощущают сотни граждан.
  • Образ царизма носит негативный характер в этом стихотворении. Поэт резко критикует самодержавный строй России, обличает «самовластье» («под гнётом власти роковой»). При царе страна спит, все ее силы дремлют, и лишь свобода сможет разбудить их.
  • Образ Чаадаева читатель скорее воображает, чем видит в строках поэта. Это единомышленник лирического героя, который имеет такие же жизненные ценности, как и он. Но, видимо, он пал духом, поэтому герой стремился его поддержать.

Темы, настроение, проблемы

  1. В центре произведения «К Чаадаеву» находится основная тема свободы и вольности. А.С.Пушкин не может мириться с самодержавием – он разделяет идеи своего товарища П.Я.Чаадаева, который состоял в одном из тайных обществ и ратовал за демократизацию России.
  2. Еще одна важная тема — патриотизм. «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы» — призывает поэт современников. Свобода нужна не сама по себе, речь идет не о независимости конкретной личности, а о процветании России, невозможном без обеспечения политических прав и свобод. Не дворяне нуждаются в изменениях, а та страна, которая их выпестовала. Ради нее звучат все эти возвышенные речи.
  3. Также звучит тема преемственности поколений, Пушкин верит, что их имена не забудут потомки, они будут им благодарны. Он осознает, что работа, за которую взялись Чаадаев и ему подобные не послужит их поколению, зато даст свои всходы в других, что и произошло в реальной жизни.
  4. Кроме того, автор поднимает тему дружбы: Пушкин был знаком с Чаадаевым еще с отрочества: когда литератор учился в лицее, он уже общался со студентом МГУ Чаадаевым. Эту крепкую дружбу он воспел в лирике, ведь данное стихотворение является мотивацией для товарища, попыткой поддержать его. Об этом говорит и тот факт, что первоначально автор не публиковал данное произведение, оно просто переписывалось от руки в альбомы тех людей, которые были в кругу друзей Чаадаева и Пушкина.
  5. В начале стихотворения лирический герой чувствует разочарованность, опустошенность. Однако потом его настроение меняется: внутри него горит желание помогать отчизне, он верит в грядущие изменения, которые приведут к свержению самодержавия: «Россия вспрянет ото сна».

В стихотворении «К Чаадаеву» звучат важные политические проблемы того времени.

  • Автор критикует самодержавие. Если в юности и после патриотического подъема 1812 года дворяне верили в то, что царь сможет освободить народ, то после нескольких лет ожиданий они разуверились в его способности и желании заниматься проблемами простых людей.
  • Другая проблема — иллюзии, которые мешали дворянам объективно оценивать ситуацию. Пока они ждали и нежились в обмане, ситуация только усугублялась от бездействия, и теперь отчизна зовет их сбросить с себя сонную одурь и пойти против диктата.
  • И, наконец, основная дилемма произведения — это проблема русского пути. Автор видит его в пробуждении ото сна, в котором пребывает сильная и перспективная страна под гнетом самодержавия. Пушкин видел в правлении Александра Первого застой вместо не раз обещанных реформ. Из этого легко сделать вывод: пока власть не будет ответственна перед обществом, она не будет эффективно решать его проблемы. Этой ответственности должно потребовать само общество, а пока и оно не вспряло ото сна, перемен ждать не приходится. Значит, прекрасное будущее — не иллюзия, которая нежит дворян предвкушениями и ожиданиями, а следствие реальных действий людей, на плечах которых лежит нравственный долг перед страной. Именно они, сознательные и образованные члены общества, должны повести Россию к свободе и справедливости.

Основная идея

Главная мысль стихотворения заключена в последней его части. Поэт призывает посвящать своей родине все свои силы, все прекрасные порывы. Он видит недостатки правящей системы, но, несмотря на это, испытывает самые нежные чувства по отношению к России. Ее спасение он видит в таких бесстрашных и принципиальных борцах за свободу, как Чаадаев. Этим примером он хочет вдохновить и других современников.

Смысл авторской позиции понятен: поэт вербует в ряды оппозиционеров новых адептов, разделяющих его веру в необходимость кардинальных перемен. Поэтому стихотворение «К Чаадаеву» содержит призывы к действиям, направленным на улучшение жизни.

Особенности

Об этом произведении сохранились интересные факты и наблюдения:

  1. Стихотворение использовали в качестве политической агитации перед восстанием декабристов. Поэт и сам хотел участвовать в подготовке переворота, но друзья, осознавая, какому риску подвергается гений, намеренно оградили пылкого литератора от участия в политической акции.
  2. Именно это произведение породило долгоиграющий конфликт между царем Александром Первым и Пушкиным, который обернулся для поэта двумя ссылками.

Средства художественной выразительности

А.С.Пушкин в дружеском послании «К Чаадаеву» использовал различные тропы. Среди них:

  1. Эпитеты, с помощью которых автор создает контраст между первой и второй частью произведения: «тихой славы», «утренний туман» — в первой , и «власть роковая», «нетерпеливая душа», «души прекрасные порывы».
  2. Сравнения: исчезновение юных забав автор сравнивает с рассеянием утреннего тумана, ожидание любовником свидания уподобляется томительному предвкушению «минут вольности святой» .
  3. Метафора «звезда пленительного счастья» обозначает резкие изменения в стране (можно считать как намёк на революцию), которые приведут к решению всех сущих проблем.

Анализ стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина

Стихотворение “К Чаадаеву” Александра Пушкина проникнуто вольнолюбивым духом и явно выражает политические и гражданские взгляды поэта. Чтобы лучше понять его и увидеть детали, стоит прочесть краткий анализ “К Чаадаеву” по плану. Представленный разбор произведения можно использовать для объяснения материала на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением К Чаадаеву.

История создания – написано стихотворение в ранний период творчества поэта, в 1818 году. Оно адресовано другу молодого Пушкина, Петру Чаадаеву. Опубликовано альманахе “Северная звезда” в 1829 году, с искажениями и без согласия автора.

Тема стихотворения – свобода и борьба с самодержавным правлением, надежда на то, что Россия “пробудится ото сна”.

Композиция – произведение построено по принципу “теза – антитеза”, основанном на контрасте. Первая часть говорит о прошлом, которое автор считает наивной юностью. Вторая посвящена настоящему, а третья – будущему. Мотив пробуждения ото сна открывает и закрывает произведение, закольцовывая композицию.

Жанр – послание другу, которое становится посланием всему обществу, жанровое новаторство Пушкина.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.

Метафоры – “горит еще желанье“.

Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“.

Оксюморон – “тихой славы“.

Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждет любовник молодой минуты первого свиданья“.

Обращение – “мой друг”.

Инверсия – “власти роковой“.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Средства выразительности

Бонус

  • Тест по стихотворению

История создания

Написан стих в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока еще видел в нем умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за свое “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.

Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зеленая лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.

Главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. Но это только формально – на самом деле Пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении России ради лучшего будущего. Это действительно политическое произведение, поэтому оно использовалось как средство агитации. До опубликования (версия в журнале “Северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. В нем рассмотрены все проблемы, волнующие как Чаадаева, так и самого Пушкина.

Несмотря на доверительный дружеский тон, в стихотворении чувствуется твердая гражданская позиция. Поэт сам готов отойти от частных интересов ради дела восстановления России и призывает к тому же других. Он абсолютно убежден, что в будущем страна станет свободной.

Композиция

Композиционно это произведение подразделяется на три части.

В первой автор, еще юный и наивный, ждет любви и славы, но постепенно “утренний туман” его жизни рассеивается. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждет и надеется на лучшее будущее. Наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “Россия вспрянет ото сна“.

Мотив пробуждения присутствует и в первой части – таким образом композиция закольцовывается.

Эмоциональный настрой стихотворения также изменяется – если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. Но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию.

Лирический герой воплощает собой идеи самого Пушкина, так что его образ можно считать автобиографическим. Поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.

Средства выразительности

В своем послании Пушкин использует многочисленные средства выразительности. Метафора в нем всего одна – “горит еще желанье“, но также есть и другие:

  • Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“, “святая вольность”, “нетерпеливою душой”.
  • Оксюморон – “тихой славы“.
  • Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждет любовник молодой минуты первого свиданья“.
  • Обращение – “мой друг”.
  • Инверсия – “власти роковой“.
  • Метонимия – “звезда пленительного счастья”.

Любимый Пушкиным четырехстопный ямб делает стихотворение максимально простым и одновременно убедительным. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк.

Краткий анализ стихотворения «К Чаадаеву»

А. С. Пушкин создал немало достойных произведений и стал великим поэтом потому, что смог решить две исторически важные задачи: сделал литературу зеркалом действительности и поднял ее искусством слова на подлинно художественную высоту. На практике показал, что творчество не «невинная игрушка», не приятное времяпрепровождение «в часы досужны», а «ремесло», которое должно выполнять важную функцию – «глаголом жечь сердца людей».

Новый виток в творчестве поэта наступил после переезда его в Петербург. Это неразрывно связано с новыми знакомствами в кругах свободолюбивой молодежи. Стихотворения и поэмы, написанные в этот период, привлекают внимание необыкновенной легкостью, острой оценкой действительности и совершенным владением словом. Наибольшее внимание вызвали вольнолюбивые сочинения: «Вольность», «Сказки. Noel», «К Чаадаеву». О последнем и пойдет речь в этой статье.

О Чаадаеве и Пушкине

Анализ стихотворения по плану принято начинать с даты и истории создания. Чтобы понять глубину пушкинских строк, необходимо рассказать немного о дружбе великих людей: Чаадаева и Пушкина. П. Я. Чаадаев – русский философ и публицист. В 1836 году в «Телескопе» опубликовали его письмо, в котором Чаадаев резко раскритиковал российское прошлое и настоящее. Власти объявили его сумасшедшим и запретили писать. Но письмо свое дело сделало, как писал Герцен, оно «потрясло всю мыслящую Россию». Знакомство Пушкина и Чаадаева состоялось в 1816 году, задолго до этой публикации.

Познакомились они в доме Карамзина в Царском Селе. Серьезный, исключительно умный и прекрасно образованный Петр Яковлевич оказал огромное влияние на нравственное развитие Пушкина. Этому человеку и посвящены знаменитые строки «надежды» и «тихой славы». Когда Пушкину грозила ссылка на Соловки, Чаадаев убедил Карамзина вступиться за поэта. В Михайловской ссылке поэт переписывался с Чаадаевым и посвящал ему свои сочинения. К нему обращены еще два стихотворения Пушкина. Несомненно, личность Чаадаева повлияла и на создание Онегина.

История написания

Продолжая анализ стихотворения «К Чаадаеву», кратко рассмотрим историю его создания. У стихотворения около семидесяти вариантов и разночтений. Рукопись великого поэта не сохранилась, но авторство Пушкина никто и не думал оспаривать. Зачастую это посвящение относят к 1818 году и связывают с речью Александра I. Пушкин не поверил царским либеральным обещаниям, о чем и написал. Впервые стих был опубликован в 1829 году в «Северной звезде» без согласия автора и в сильно искаженном виде. Пушкин выразил по этому поводу свое недовольство.

Тема произведения

Стихотворение относится к вольнолюбивой лирике, в нем говорится о возвышенном стремлении к освобождению «отчизны» от «гнета» роковой власти. Это послание — призыв, в котором воплощены идеалы. В стихотворении сочетаются интонации, присущие близкой дружбе, и формулировка гражданской позиции автора. Такое сочетание довольно необычно для лирической поэзии, и оно вызывает доверие читателя, который воспринимает произведение как обращение лично к нему.

Продолжая анализ стихотворения «К Чаадаеву», необходимо отметить, что автор развивает традиции гражданского романтизма. Критика строя и программа лирического героя неконкретны, но это можно считать нормой в рамках романтизма. «Ждем с восторгом», «прекрасные порывы», «звезда пленительного счастья» — это романтические образы, которые создают атмосферу служения идеалам справедливости. Автор обеспечил ясность, чистоту интонации и легкость восприятия. А искренность и гражданская позиция юного поэта не могут не привлекать читателя.

Основная мысль

Центральная темой произведения Пушкина является ожидание «минуты вольности святой». В стихотворении 21 строка, и это 10-я строка, которая занимает центральное место. Даже поверхностный анализ стихотворения «К Чаадаеву» показывает, что свое послание поэт адресует единомышленнику, поэтому излагать подробно свою позицию не требуется. Гражданская позиция раскрывается в виде дружеского послания. Герой стихотворения делится своими переживаниями. За психологической конкретикой кроется общая одушевленность, отражающая мироощущение целого поколения.

Тем самым преодолевается характерная для сентиментализма и классицизма антитеза личного и общественного блага. И жажда свободы в стихотворении предстает не как долг, а как трепетное чувство. Стремление к свободе таится в самом сердце героя и составляет смысл его существования, потому что свободный человек счастлив только в свободном обществе. Поэтому гражданское чувство здесь уподобляется любовному, что придает ему волнующе-личный характер. Сравнение молодого свободолюбивого человека с нетерпеливым любовником сплетает общественное и личное в один узел и отображает основную мысль стихотворения.

Герой стихотворения

Продолжим анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» и рассмотрим образ лирического героя. В послании он не одинок – «нежил нас обман», он надеется, что его поймут – «горит еще желанье», поддержат – «мы ждем», и отзовутся на «прекрасные порывы». Его задача состоит в том, чтобы укрепить веру друга, к которому он обращается – «товарищ, верь», что наступит время «пленительного счастья»; не сомневаться в своем выборе, ведь они еще «горят желаньем» и ждут свободу, и это не пустые слова, они и сами готовы выполнить свой гражданский долг «пока сердца» «живы», их борьбу с «самовластьем» не забудут и «напишут имена».

В этом послании воплощен взгляд на чувства человека как на нечто изменчивое и непостоянное. Даже гражданская позиция предстает как преходящее состояние – «пока горим» свободой. Следовательно, упоение свободой проходит так же, как любовь, и нельзя упустить «души прекрасные порывы». Все это определяет настроение этого послания: нетерпение, страстное стремление к лучшему будущему, призыв к немедленному действию на благо отечества. Так в лирике Пушкина определяются черты, присущие романтическому мироощущению: нетерпеливое стремление к идеалу свободы, интерес к противоречиям человеческой души.

Можно ли в контексте вольнолюбивой лирики Пушкина, заменить понятие «герой» словом «автор»? Конечно. Обрисованное в послании мироощущение было характерно для представителей того поколения, потому как цель их жизни заключалась в борьбе с неприемлемыми для них общественными тенденциями, в поддержке угнетенных. Автобиографичность послания очевидна и потому, что стихотворение обращено к конкретному человеку — близкому другу Пушкина П. Я. Чаадаеву.

Композиция стихотворения

По содержанию стихотворение «К Чаадаеву», анализ которого нас интересует, можно разделить на две части. В одной первое четверостишие с перекрестной рифмовкой, воспоминания о счастье «любви, надежды». Они наполняли душу, «нежили» воображение, как «сон», но развеялись с приходом зрелого возраста. Иллюзии юности обманчивы, но благодаря им душа стала «гореть» идеалами и жить непреходящими ценностями. Слово «внемлем» от «внимать» — прислушиваться, впитывать услышанное, внимательно слушать.

Во второй части автор утверждает свое отношение к несчастьям отчизны, говорит о необходимости вмешаться в ход истории и исправить ошибки, воздействуя на течение событий. Напряженность и накал чувств передается при помощи гипербол и сравнения. Герой томится – «ждет с томленьем», как «любовник молодой» в ожидании «минуты вольности». Он не сомневается, что это будет «верное свиданья», то есть оно обязательно наступит, поэтому он призывает надеться и не оставлять попыток воплотить это в жизнь. Порывы души не пройдут незамеченными, так как они подобны костру.

Ритм послания

Продолжаем анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву». Кратко остановимся на ритме и стихотворном размере послания. Написано оно четырехстопным ямбом, и в нем нет разделения на строфы. Вот это единство текста создает впечатление, что монолог героя движется к подтверждению вневременной значимости «упованья», «горенья», «порывов», которые вызваны желанием освободиться «от гнета власти». Жажда свободы здесь выражается не как рациональное требование, а становится содержанием духовной жизни. На смену юношеским увлечениям пришла любовь к отчизне, которой герой жаждет себя посвятить: «отчизны внемлем призыванье».

Противительный союз «но» не только сообщает о двух периодах жизни, но и разделяет две части послания: «но в нас горит еще…». Это пятая строчка стихотворения, она очень важна, и звуковое соответствие с ней не только в этом четверостишии, в 8-й строчке, но и в 9-й строке («мы ждем…упованья»), и в 12-й («минуты… свиданья»), являясь как бы напоминанием об основной мысли.

Художественные средства

Продолжаем анализ стихотворения «К Чаадаеву» по плану, предложенному ниже. Гипербола (преувеличение) возникает в стихотворении в связи с тем, что автор заостряет внимание на гражданских чувствах, которые требуют самопожертвования: нетерпение должно стать «горением», а высокая цель превратить жизнь в жизнь «для чести». Призыв посвятить «прекрасные порывы» отчизне является продолжением любви к ней зрелого человека, который отказался от юношеских «забав». Наряду с гиперболами в стихотворении встречаются метафоры и стилистические обороты.

В метафоре «свободою горим» видны два плана: предметный в виде пламени и переносный, как одушевление. Они сопоставляются в одном образе. И это сравнение вносит новые оттенки в смысл. Передает не только ощутимое впечатление о духовном мире героя и его ровесников, но и эстетическую ценность, важную для них, их идеалы. Отблески костра прекрасны, и автор уподобляет им порывы души, и, напротив, высокие чувства напоминают стремящиеся к небу языки пламени.

Близость этих двух явлений подмечена давно, что известно многим по метафоре «пламенные чувства». Но в послании Пушкина она конкретизирована и характеризует политические устремления. Здесь привносится мотив жертвенности. Трагический отблеск пламени падает на современность, и поэтому единомышленники и друзья воспринимаются как люди, сознательно выбравшие свой путь и предвидевшие, что для борцов с «самовластьем» только память станет наградой. Ободрить их должно осознание того, что они пробуждают отчизну от векового сна. Что их действия приближают восход «звезды», луч которой разрушит самовластье, и их особый дар – это способность воспринимать свою трагическую судьбу как истинное счастье.

Поэтические средства

Последнее утверждение «на обломках самовластья… наши имена» выделено двумя особенностями: восходящей интонацией и сквозной рифмой, созвучной с рифмой предыдущего четверостишия: «взойдет она… вспрянет ото сна». Пятая строчка здесь как бы продолжение, отчего возникает эффект переноса. Внимание привлекается к значимости противоборствующей стороны, противником которой является самовластье, ненавистное лирическому герою. Проводя анализ стихотворения «К Чаадаеву», следует еще раз отметить, насколько большое значение придавал Пушкин своей дружбе с Чаадаевым, говоря о ней в своих личных дневниках как о «счастье».

В связи с этим неслучайно обращение к нему в послании как к человеку, чье имя встанет в один ряд с представителями поколения, «горящего» свободой. Их связывают эмоциональные факторы, главными из которых являются восторг от осознания того, что их ожидает участь героев, их деятельность на дороге «чести» принесет им славу. Все, что усвоено ими в юности, меркнет перед борьбой с самой судьбой, борьбой за свободу. В них «горит» желание доказать любовь к отечеству жертвенным служением ему. Надежда становится «томленьем упованья», что их имена не забудут потомки. И все это не обман юности, а реальность, опасная, жестокая, но принимаемая ими, их «нетерпеливою душой» в ожидании «верного свиданья».

Ранняя лирика Пушкина

Продолжим анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву». В 9 классе общеобразовательной школы изучают более подробно лирику Пушкина. Послание «К Чаадаеву» — прекрасный пример ранней лирики. Поэтические средства, использованные автором в стихотворении, позволили выделить доминирующую идею. Она важна и для характеристики самого послания, его образного строя, и для характеристики героя. Свобода для поэта – незаменимое условие для жизни, несмотря на то, что до нее, как до звезды, сложно дотянуться. И как ни далеки эти идеальные стремления от повседневности, человек оценивается способностью посвятить свою жизнь возвышенным целям, принести себя во имя общего дела.

Для пушкинского лирического героя важен человек со всей неповторимостью своих чувств, который прилагает усилия для преодоления несовершенства, ощущаемого им как господство тьмы. Он стремится принести людям счастье, открывая путь к звезде, которая «взойдет» над ними, подобно солнцу. И пушкинский герой готов доказать неизбежность этого тем, кто неуверен. Он находит способы показать то, что выпало на их долю: это не только потери, страдания, жертвы, но и смысл жизни — «пленительное счастье».

План стихотворения

В образовательных учреждениях начиная с 5 класса учащимся предлагают провести анализ стихотворения. Это необходимо для того, чтобы:

  • Познакомить их с основными этапами творчества автора.
  • Выявить важнейшие цели и принципы художника.
  • Применить полученные знания и определить ведущую тему и жанр произведения, сюжет, проблематику, композиционное построение, ритм, преобладающее настроение автора.
  • Самостоятельно дать характеристику героя и определить соотнесенность его с автором.

Универсального плана нет, но, в 7 классе анализ стихотворения «К Чаадаеву» будет примерно таким:

  • название и автор стихотворения;
  • тема, идея (о чем стих?);
  • основная мысль (что автор хотел сказать?);
  • какую поэт рисует картину в своем стихотворении? (детали прорисовки, их цветовая гамма; слова, которые подсказали особенности изображения);
  • чувства и настроение поэта (меняются ли они от начала к финалу);
  • главные образы (как соотносится с автором; сам автор или от лица героя повествования);
  • выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения);
  • собственное отношение (какие чувства у вас вызывает стихотворение?).

В 9 классе в анализе стихотворения «К Чаадаеву» дополнительно требуется определить:

  • относится ли автор к какой-либо литературной группировке (акмеист, символист, футурист);
  • ритм, стихотворный размер (анапест, дактиль, хорей, ямб и т. д.);
  • рифму (кольцевая, парная, перекрестная);
  • стилистические фигуры (анафора, антитеза, эпифора и др.);
  • лексику автора (бытовая, литературная, публицистическая; архаизмы, неологизмы);
  • автобиографичность стихотворения или прототипы и адресаты;
  • характеристика лирического героя;
  • эволюция образов в творчестве автора.

Анализ стихотворения «К Чаадаеву»

«Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!». Анализ стихотворения «к Чаадаеву».

Тема свободы продолжается и в других стихотворениях поэта, но самое яркое и значительное из юношеских вольнолюбивых произведений — «К Чаадаеву» (1818).

Пётр Яковлевич Чаадаев — одна из ярких и недюжинных натур пушкинской эпохи.
Пушкин и Чаадаев познакомились в 1816 году в доме Карамзиных. Чаадаеву 22 года, он корнет лейб-гвардии гусарского полка, овеянный славой сражений войны 1812 года, дошедший с русской армией до самого Парижа. Пушкин — лицеист, ему 17 лет. Они быстро сблизились и, несмотря на разницу в возрасте, стали приятелями, а потом и друзьями. Пушкин восхищался Чаадаевым, впитал, как губка, его свободолюбивые речи, рисовал друга на полях своих рукописей.

Вот к какому человеку обращено одно из лучших стихотворений Пушкина.
Прочитаем его.

Каково его звучание? Какие интонации в нём преобладают?

Стихотворение звучит приподнято, торжественно, оно воодушевляет на борьбу за счастье Отчизны, призывает служить ей. Именно этот высокий призыв является ведущей интонацией произведения.

В чём стихотворение «К Чаадаеву» созвучно оде «Вольность»? Какие его образы перекликаются с ней?

И «К Чаадаеву», и «Вольность» посвящены одной теме, и в том и в другом произведении звучит страстный призыв к борьбе за свободу:
«Тираны мира! Трепещите! / А вы мужайтесь и внемлите, / Восстаньте, падшие рабы»

«Пока свободою горим, / Пока сердца для чести живы, / Мой друг, Отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!».

Многие образы в них перекликаются: «самовластительный злодей» — «обломки самовластья», «Вольность святая», -неправедная власть» — «под гнётом власти роковой».

Какой из этих образов, на ваш взгляд, является ведущим в стихотворении «к Чаадаеву»? Это «Вольность святая», которой жаждут Отчизна и лирический герой стихотворения, её он ждёт «с томленьем упованья».

Какой вам видится эта «Вольность»? Нарисуйте словесный её портрет.

Девятиклассники чаще рисуют образ молодой девушки в белом платье, стоящей на вершине какого-то утёса или скалы. Ветер треплет её распущенные волосы, развевает платье. Над головой девушки мчатся тучи, подсвеченные лучами солнца, а у подножия скалы бушует море …

Как вы думаете, что же в стихотворении Пушкина подсказало вам образ девушки?

Да само чувство поэта, который нетерпеливо ждёт встречи с «Вольностью святой», «как ждёт любовник молодой / Минуты верного свиданья». Вольность ассоциируется у него с возлюбленной.

О чём заставляет задуматься это сравнение поэта?

Вольность для него желанна так же, как любимая: она вызывает в его сердце томление, трепет, надежду …
Как связаны в стихотворении образы Вольности и Отчизны?

Отчизна взывает к помощи («Отчизны внемлем призыванье»), потому что страдает «под гнётом власти роковой», она ждёт освобождения от него, ждёт «Вольности святой».

Вольность — это то, что необходимо ей, как воздух, как хлеб, как вода … Вдумайтесь в полные юношеской силы призывные слова поэта:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

В каком смысле употреблено здесь слово «честь»?

Честь здесь является синонимом совести — внутреннего призыва к добру, отрицания зла, благородства. Если «сердца для чести живы», значит, не останешься равнодушным к судьбе Отчизны, значит, вступишь в бой за её свободу.

И благодаря общим усилиям верных сынов Отчизны над Россией обязательно взойдёт «звезда пленительного счастья», то есть она станет свободной, от самодержавия останутся только «обломки», на которых напишут имена тех, кто
посвятил «души прекрасные порывы» Отчизне.

Обратите внимание на то, что это стихотворение будто обрамлено мотивом сна:
«исчезли юные забавы, как сон … » и «Россия вспрянет ото сна … »,
Какой смысл имеет этот мотив в начале стихотворения и какой в конце?

В начале сон — это иллюзия, связанная с надеждой на перемены, которых «с томленьем упованья» ждут горячие молодые сердца. В конце сон ассоциируется с вековым оцепенением России в оковах рабства — крепостного права, именно от этого оцепенения должна воспрянуть страна. Иллюзия «тихой славы», мирного обращения к справедливости рассеивается, «как сон, как утренний туман», слышнее становится «Отчизны призыванье».

Именно те, кто слышат это «призыванье», способны разрушить вековой сон России и вернуть её к свободной, полноценной жизни.

Рассмотрите иллюстрацию Г Клодта к стихотворению Пушкина «К Чаадаеву». Что напоминает она? (Эмблему, герб.)

ФОТО
Расшифруйте символы этой эмблемы: факел — символ свободы, горящей в груди лирического героя, цепи — символ рабства, свитки символизируют поэтическое слово, призыв к действию и одновременно своими очертаниями напоминают лиру.

Как вы думаете, почему художник избрал такой стиль?

Само стихотворение во многом сродни эмблеме борцов за свободу, об этом говорят образы-символы, образы-эмблемы, которые мы встречаем в произведении.

В гербе и эмблеме все символы имеют своё значение, несут определённую идею, они сами разворачиваются только при взгляде на них; так и в стихотворении Пушкина образы — символы не требуют разъяснения, они сами ведут за собой и зрительный, и смысловой ряд, подсказывая мысли, действия, поступки.

Вот почему это стихотворение так было любимо будущими декабристами, вот почему практически у всех арестованных по делу восстания были найдены его списки.

ЕЩЁ ОДИН АНАЛИЗ

Это стихотворение — одно из самых известных
политических произведений Александра Сергеевича
Пушкина. Оно написано в жанре дружеского посла-
ния. В XIX веке это был распространенный литера-
турный жанр, к которому Пушкин обращался неред-
ко. Дружеское послание подразумевает предельную
искренность, но это вовсе не означает, что стихо-
творение создано только для названного лица — оно
обращено к широкому кругу читателей.
Известно, что Пушкин не планировал публиковать
послание «К Чаадаеву». Однако стихотворение,
записанное со слов поэта во время чтения в узком
кругу друзей, стало передаваться из рук в руки
и вскоре сделалось широко известным, хотя опу-
бликовано оно было лишь в 1829 году. Благодаря
ему за автором закрепилась слава вольнодумца, а
стихотворение до сих пор называют литературным
гимном декабристов.
Стихотворение адресовано одному из замечатель-
нейшик людей своего времени и близкому другу
Пушкина — Петру Яковлевичу Чаадаеву. В 16 лет
Чаадаев вступил в гвардейский Семеновский полк, с
которым прошёл путь от Бородина до Парижа. В 1818
году, когда было написано стихотворение, он служил
в лейб-гвардии гусарском полку, позже стал извест-
ным философом и публицистом. Он был для Пушкина
образцом приверженности освободительным идеям
(в 1821 году Чаадаев стал членом тайного декабрист-
ского общества «Союз благоденствия » ).
в первых строчках послания «К Чаадаеву » содер-
жится намек на беззаботную юность двух молодых
людей. Мирные наслаждения и забавы, надежды
на счастье, мечты о литературной славе связывали друзей:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман …
Эпитет тихая (слава) свидетельствует о том, что
друзья мечтали о тихом, мирном счастье. Говоря о
том, что «юные забавы» исчезли, Пушкин приводит
емкое и яркое сравнение: «как сон, как утренний
туман». И в самом деле, ни от сна, ни от утреннего
тумана не остается ничего.
В этих строках сквозит явное разочарование
правлением Александра 1. Известно, что первые
шаги молодого императора вселили в подданных
надежду, что его царствование будет либеральным
(Александр 1 даже обсуждал с ближайшими друзья-
ми планы превращения России в конституционную
монархию), однако надежда эта не оправдалась.
В условиях политического гнёта и бесправия «тихая
слава» была просто невозможна.
Дальше поэт говорит: «Мы ждём … минуты воль-
ности святой » , Эпитет святая свидетельствует
о высоком понимании «вольности ». Сравнение:
«Как ждёт любовник молодой / Минуты верного
свиданья », — подчеркивает страстное желание поэта
дождаться «вольности святой» И даже уверенность в
осуществлении этого (верное свиданье).
В стихотворении противопоставляются два образа:
«власть роковая» и «отчизна»:
Под гнётом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Большую силу приобретает эпитет роковая
(власть) — жестокая, бесчеловечная. А родину поэт
называет отчиеной ; выбирая из ряда синонимов
самое интимное и душевное значение.
Важно отметить, что поэт говорит не только о своих
чувствах — он выражает мысли и желания многих
своих единомышленников: «Но в нас горит ещё же-
ланье»; «Мы ждём С томленьем упованья»,
Что же означает «звезда пленительного счастья»,
которая должна взойти? В политической лексике
той эпохи слово «звезда» часто символизировало
революцию, а восход звезды — победу в освободи-
тельной борьбе. Недаром декабристы Кондратий
Рылеев и Александр Бестужев назвали свой аль-
манах «Полярная звезда». Разумеется, Пушкин не
случайно выбрал это слово в послании, обращённом
к своим друзьям.
Обращаясь к читателю с пламенным призывом:
«Мой друг, отчизне посвятим / Души прекрасные
порывы», — поэт выражает уверенность в том, что
«Россия вспрянет ото сна, / И на обломках самовла-
стья / / Напишут наши имена!», Слова «обломки са-
мовластья» означают грядущее падение самодержа-
вия. Поэт призывает к самоотверженному служению
родине, к борьбе за свободу. Для него понятия «па-
триотизм» И «свобода» неотделимы друг от друга. Но
Пушкин понимает, что добровольно пойти на уступки
царь не согласится. Именно поэтому в последних

строчках стихотворения содержится открытый при-
зыв к борьбе с самодержавием. Так открыто и смело
подобная идея была высказана впервые.
Послание «К Чаадаеву» участники общества « Союз
благоденствия» восприняли как призыв к действию.
Впоследствии, когда восстание декабристов потерпе-
ло поражение, многие представители знатных дво-
рянских фамилий были сосланы в Сибирь. Пушкин
понимал, что и он мог бы разделить их участь, ведь
именно его стихотворение, его страстный призыв
вдохновляли будущих декабристов. Вот почему в
истории имя Пушкина неразрывно связано с дека-
бристами.
Послание « К Чаадаеву » включает в себя целый
ряд слов, характерных для политической лексики
пушкинской эпохиг «отчизна», «свобода», «честь»,
« власть », « самовластье » , Поэт употребляет слова
высокого литературного ряда: «внемлем», «упо-
ванье », « вспрянет », И это соответствует высокому
пафосу, которым проникнуто всё произведение .
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector