0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Краткий пересказ романа Ф

Преступление и наказание

60-е годы XIX в. Бедный район Петербурга, примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешёвых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну, на жестокий поступок — послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель.

На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесённых его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених — расчётливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу — никчёмную злую «вошь». Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушек и юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.

И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.

Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень. Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.

Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной «теории»: «людей можно резать. »

Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчуждённости с миром и уже готов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, вдруг осознает себя «мёртвым» для их любви и грубо прогоняет их. Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с «переступившей», как и он, абсолютную заповедь Соней.

Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорблённый Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.

Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле — рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснить свою «теорию» о «двух разрядах людей». Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди» («высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего» большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступники» затем становятся «новыми законодателями». Таким образом, не признавая библейских заповедей («не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» — «кровь по совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона — и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведёт его к признанию в содеянном.

Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: «настоящий властелин громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе», а он, Раскольников, мучается из-за «пошлости» и «подлости» единичного убийства. Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не переступил» через нравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на «высший разряд», и акт «справедливости», согласно революционно-социалистическим учениям передающий достояние «хищников» их жертвам.

Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.

Во время обеда в дешёвых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учёбу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.

Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне. У неё, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестёр), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удаётся увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».

Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своём закладе. Вроде бы отвлечённый разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдаёт себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.

В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублёвой ассигнации. «Вина» девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлён, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты.

Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрёк, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностью в человеческой любви. «Я ещё поборюсь», — не соглашается он с Соней.

Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У неё начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берётся оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.

У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной: «теория», отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источника жизни — Бога, творца единого по природе человечества, — и тем самым обрекает своего пленника на смерть. «Вам теперь воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не верит в виновность Миколки, «принявшего страдание» по исконной народной потребности: искупить грех несоответствия идеалу — Христу.

Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность. Перед ним — пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого «ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.

Взаимность Дуни — единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.

Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убеждён в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил». В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.

Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчуждённости продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника». Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убеждённость в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в бессмысленной злобе», пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему открывается наконец, что гордость ума ведёт к розни и гибели, а смирение сердца — к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новую жизнь» Раскольников берет в руки Евангелие.

Преступление и наказание первая глава. Краткий пересказ романа Ф

Бедный район Петербурга 60-х гг. XIX в., примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешевых распивочных, где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну, на жестокий поступок — послать его дочь от первого брака Соню для заработка на панель.

На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описанием бед, перенесенных его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова. Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимся замужеством Дуни. Жених — расчетливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви, а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сыну кончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соня и Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу — никчемную злую «вошь». Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушек и юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя после увиденного им сна-воспоминания о детстве: сердце мальчика разрывается от жалости к забиваемой до смерти клячонке.

И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и её добрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.

Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение. Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботы товарища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает, что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень. Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызывает подозрение у окружающих.
Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя; их разговор перерастает в ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практических выводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной «теории»: «людей можно резать. »
Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчужденности с миром и уже готов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. Это Мармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги: того переносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней, прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу герой ненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших мать и сестру, вдруг осознает себя «мертвым» для их любви и грубо прогоняет их. Он снова одинок, но у него появляется надежда сблизиться с «переступившей», как и он, абсолютную заповедь Соней.

Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взгляда влюбившийся в красавицу Дуню. Тем временем оскорбленный Лужин ставит невесту перед выбором: либо он, либо брат.
Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле — рассеять подозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавно опубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснить свою «теорию» о «двух разрядах людей». Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинство всего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгом моральном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди»(«высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имя лучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего» большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь. Эти «преступники» затем становятся «новыми законодателями». Таким образом, не признавая библейских заповедей(«не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» — «кровь по совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу, претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона — и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения ума и сама приведет его к признанию в содеянном.
Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе: «настоящий властелин [. ] громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе», а он, Раскольников, мучается из-за «пошлости» и «подлости» единичного убийства. Ясно, он «тварь дрожащая»: даже убив, «не переступил» через нравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя: это и проверка себя на «высший разряд», и акт»справедливости», согласно революционно-социалистическим учениям передающий достояние «хищников» их жертвам.

Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавней смерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотя последний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестры Родиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотря на совершенные преступления.
Во время обеда в дешевых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью, происходит решительное объяснение. Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню, которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерью на его учебу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сониной судьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазах сестры и матери.
Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне.У нее, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимого одиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодных братьев и сестер), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и сострадание к близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её. Она читает Родиону евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Герою не удается увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».

Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходит к Порфирию, будто бы беспокоясь о своем закладе. Вроде бы отвлеченный разговор о психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почти выдает себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицы маляра Миколки.

В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которых Катерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велит ей с детьми немедленно съехать. Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме, и обвиняет Соню в краже сторублевой ассигнации. «Вина» девушки доказана: деньги обнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка. Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку. Клеветник посрамлен, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка: унизив в глазах Дуни брата и Соню,он рассчитывал вернуть расположение невесты.

Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийстве старухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрек, и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников же сокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностью в человеческой любви. «Я ещё поборюсь», — не соглашается он с Соней.

Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У нее начинается горловое кровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесь Свидригайлов берется оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.

У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной: «теория», отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источника жизни — Бога, творца единого по природе человечества, — и тем самым обрекает своего пленника на смерть. «Вам теперь [. ] воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не верит в виновность Миколки, «принявшего страдание» по исконной народной потребности: искупить грех несоответствия идеалу — Христу.

Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность. Перед ним — пример Свидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину: жизнь этого «ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.

Взаимность Дуни — единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия. Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на его квартире, он через несколько часов застреливается.

Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Соней перед признанием. Он все ещё убежден в верности «теории» и полон презрения к себе. Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил». В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делает официальное признание.

Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге. Мать умерла от горя, Дуня вышла замуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо снося его мрачность и равнодушие. Кошмар отчужденности продолжается и здесь: каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника». Напротив, к Соне относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картины из Апокалипсиса: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убежденность в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в [. ] бессмысленной злобе», пока не истребился весь род человеческий, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему открывается наконец, что гордость ума ведет к розни и гибели, а смирение сердца — к единству в любви и к полноте жизни. В нем пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новую жизнь» Раскольников берет в руки Евангелие.

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»

  • Своеобразие гуманизма Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
  • Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Изображение внутреннего мира человека в произведении XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Анализ романа «Преступление и наказание» Достоевского Ф.М.
  • Система «двойников» Раскольникова как художественное выражение критики индивидуалистического бунта (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Другие материалы по творчеству Достоевскоий Ф.М.

  • Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным (Анализ эпизода из главы 10 части четвертой романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Сцена чтения пушкинского стихотворении (Анализ эпизода из главы 7 части второй романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»

Краткое содержание романа «Дубровский» Пушкина по главам

О романе. Одним из великих произведений Пушкина стал роман «Дубровский», в котором он много рассказал о проблемах современной ему действительности. Поэт исследовал причины и возможности русского дворянина возглавить протест народных масс.

Краткое содержание «Дубровский» по главам, поможет познакомиться с тем, как автор изображал жизнь и быт русского поместного дворянства, его психологию и разнообразие характеров.

Том I

Глава 1

С первых страниц романа автор знакомит читателя с двумя героями. Первый — это Кирилл Петрович Троекуров, богатый и заносчивый человек, владеющий обширным имением. Он не отличается культурой и тактом, считая, что все вокруг обязаны ему угождать. Троекуров богат, пользуется высоким авторитетом, поскольку у него связи в Петербурге, и поэтому позволяет себе быть самодуром, несмотря на врожденное добродушие.

Второй – Андрей Гаврилович Дубровский предстает как личность, высоко несущая понятие дворянской чести. Он – сосед Троекурова, их связывают давние приятельские отношения, но однажды их привязанности приходит конец. Во время прогулки по псарне Кириллы Петровича один из псарей оскорбляет Дубровского, намекнув ему на его нищету. Он говорит о том, что собакам на псарне живется лучше, чем некоторым дворянам. Андрей Гаврилович уезжает домой, чем задевает гордость хозяина поместья. Рассердившись на старого друга, Троекуров нанимает заседателя Шабашкина, чтобы отсудить Кистеневку, имение Дубровских. Они ведут нечестную игру, зная, что документы на владение утеряны хозяином во время пожара.

Глава 2

Решением заседания суда Кистеневка возвращается «законному владельцу» Троекурову. Дубровский впадает в приступ сумасшествия, услышав это решение. Он очень сильно заболевает и отправляется в имение, которого уже почти лишился.

Глава 3

Узнав о болезни родителя, молодой Владимир Дубровский принимает решение ехать домой. Он очень привязан к отцу, хоть толком и не видел его за всю свою жизнь. С восьмилетнего возраста он жил в Петербурге. По пути в деревню молодой человек расспрашивает кучера Антона о ситуации с Троекуровым. Дома его встречает совершенно ослабший отец.

Глава 4

Владимир пытается разобраться в делах своего отца, но не находит нужных бумаг. Они не подают апелляцию, и имение окончательно отходит к новому хозяину. Троекуров испытывает муки совести из-за того, что месть хорошему другу завела его так далеко. Он решает поехать к Дубровскому и вернуть ему все права на Кистеневку. Но Андрей Гаврилович, увидев Кириллу Петровича, впадает в очередной приступ и умирает. Владимир выгоняет Троекурова.

Глава 5

Сразу после погребения Андрея Гавриловича в Кистеневку приезжают чиновники во главе с Шабашкиным, чтобы объявить всем о том, что новый владелец земли Троекуров. Народ начинает бунтовать, люди нападают на исполнителей судебного решения, те прячутся в хозяйском доме.

Глава 6

Владимир находится в смятении, его тяготит мысль, что его имение достанется невольному убийце отца. Он принимает решение сжечь дом. Крестьяне помогают ему обложить строение соломой. Кузнец Архип запирает чиновников в доме. Они погибают во время пожара.

Глава 7

Дубровский и несколько его людей исчезают без следа. Троекуров дает начало делу об умышленном убийстве чиновников. В окрестностях появляется шайка бандитов, она обворовывает помещиков и сжигает их дома. Подозрение падает на молодого Дубровского и его крестьян.

Глава 8

Троекуров нанимает для своего сына учителя французского языка, по фамилии Дефорж. Но Владимир перехватывает репетитора на пути в дом Кириллы Петровича и, отобрав у того документы, сам отправляется в имение своего врага под видом преподавателя. Он поселяется в Покровском и начинает занятия с Сашей. Дочь Троекурова, Маша, влюбляется в ненастоящего Дефоржа.

Том II

Глава 9

На богатом застолье в доме Троекуровых присутствует 80 гостей, все они обсуждают банду под предводительством Дубровского. А Троекуров веселит всех историей о том, как Дефорж справился с его медведем.

Глава 10

Один из гостей по фамилии Спицын очень боялся потерять свои деньги, и носил все сбережения с собой. Он попросился ночевать в комнате вместе с французским учителем. Ночью он проснулся и почувствовал, что некто тянет его сумку с деньгами. Спицын собрался закричать, но Дефорж сказал ему, что он и есть Дубровский, и посоветовал не поднимать шум.

Глава 11

Читатель знакомится с историей появления Дубровского в доме Троекурова. Он случайно встретил Марию Кирилловну, дочь хозяина Покровского, и полюбил ее. Это послужило причиной того, что он подкупил француза — учителя и занял его место в доме.

Глава 12

В душе Марии Кирилловны пробуждаются чувства к Дефоржу. Тот передает ей записку с просьбой о встрече. Там он раскрывает девушке свое настоящее имя. И берет с нее обещание обратиться к нему, если понадобится помощь. Он убегает из дома Троекурова. В это время туда приезжает исправник, чтобы арестовать Дубровского. Кирилла Петрович не верит, что француз оказался не тем, за кого себя выдавал. Но в его душе зарождаются сомнения, когда он узнает о побеге.

Глава 13

Через некоторое время к Троекуровым приезжает с визитом сосед, вернувшийся из долгого заграничного путешествия. Это богатый и довольно пожилой князь Верейский. Он сражен красотой Маши. Кирилла Петрович с дочерью через несколько дней совершают ответный визит и прекрасно общаются с князем.

Глава 14

Отец сообщает Маше, что князь Верейский станет ее мужем. Девушка начинает рыдать при всех присутствующих. Родитель прогоняет ее прочь и обсуждает вопросы приданого с женихом. Мария Кирилловна получает записку от разбойника Дубровского с просьбой о встрече.

Глава 15

На свидании Дубровский предлагает освободить Машу от предстоящего брака, убив Верейского. Но та отказывается, не желая становиться причиной чьей-то смерти. Он умоляет ее уговорить отца не отдавать ее замуж. Маша соглашается попробовать, они уговариваются о том, что, если у нее не выйдет, она бросит кольцо Владимира в дупло дерева в саду. Тогда тот явится за ней, и они поженятся.

Глава 16

Соседи готовятся к свадьбе. Мария Кирилловна в письме умоляет князя отменить свадьбу, признается, что не любит его. Но Верейский с Троекуровым решают ускорить это дело. Венчание должно произойти через два дня. Отец закрывает Машу в ее покоях, желая предотвратить их связь с Дубровским и возможный побег из-под венца.

Глава 17

Младший брат Марии относит перстень в дупло дерева, но вступает в драку с другим мальчишкой. Их отводят к Троекурову. Он выведывает, что мальчик служит Дубровскому и отпускает, чтобы проследить за ним.

Глава 18

Маша и Верейский вступают в брак. По пути во владения князя их окружают разбойники, завязывается перестрелка, Верейский попадает в плечо Владимиру. Маша отказывается бежать, так как уже связана с князем узами брака. Она просит оставить ее в покое, и разбойники уходят.

Глава 19

Разбойники отдыхают в своем укреплении среди лесной чащи. На них нападают солдаты. Но шайка под руководством Владимира отбивается от атаки. После становится известно, что Дубровский покинул своих людей и скрылся в неизвестном направлении. По некоторым догадкам он уехал за границу.

На этом и заканчивается краткий пересказ романа «Дубровский», включающий в себя только самые важные события из полной версии произведения!

III. Краткий пересказ содержания романов Ф. М. Достоевского.

Униженные и оскорбленные» (1861)

Рассказ об Иване Петровиче, о том, как он написал повесть о бедном чиновнике. Это личная исповедь Достоевского, его воспоминания о начале своего творческого пути, неутихающая боль за униженного и поруганного человека.

В. Г. Белинский об авторе романа: «…так еще никто не писал».

Записки из Мертвого дома» (1859–1861)

Произведение написано после каторги, откуда писатель вернулся примиренным с жизнью. Впервые в литературе Достоевский показал миру жизнь заключенных. Воры, насильники, убийцы, фальшивомонетчики… «Черт трое лаптей сносил, прежде чем нас собрал в одну кучу», – мрачно говорили каторжники. Но даже в закоренелых преступниках Достоевский сумел найти что-то человеческое. По мнению А. И. Герцена, «Записки…» – «страшная книга».

Преступление и наказание» (1866)

Герой романа мучается при виде преступлений, безнаказанно совершающихся у него на глазах. Остаться пассивным, безучастным Раскольников не может. И вот у него появляется мысль, осуществление которой требует переступить через закон.

Писатель в мельчайших подробностях описывает сцену убийства, а также исследует психологию убийцы.

Идиот» (1868)

Это книга о прекрасном человеке князе Мышкине, оказавшемся в мире, где царит беспредел, культ денег, где люди не знают жалости, не понимают добро. Князь готов помочь страждущим. Но, к сожалению, ничего не может сделать; он бессилен перед окружающим злом.

В романе поставлен «вопрос о спасении мира верой, красотой, любовью, но ответ на него звучит утопично, неубедительно».

Братья Карамазовы» (1879–1880)

задумывались как серия романов, но Достоевским был написан только первый. Роман «Братья Карамазовы» – это, по словам литературоведа С. В. Белова [2], духовная биография писателя, его идейный и жизненный путь от атеизма в кружке Петрашевского (Иван Карамазов) до верующего человека (Алеша Карамазов). Но творческая и жизненная биография Достоевского становится историей человеческой личности вообще, вселенской и всечеловеческой судьбой.

В центре романа – семья Карамазовых, в которой царят ненависть и вражда между Федором Карамазовым и его сыновьями. В убийстве главы семьи повинны и Дмитрий, и Иван, и Алеша, хотя непосредственный исполнитель – Смердяков. Иван проповедовал атеизм; Смердяков решил, что все ему позволено; Дмитрий тоже виноват, он в порыве ненависти к отцу был на грани преступления. Алеша же знал о готовящемся преступлении, но ничего не предпринял. Преступление Карамазовых-детей влечет за собой общее наказание…

В итоге – три брата «через страдание возрождаются к новой жизни».

6. Романы Ф. М. Достоевского «Бесы» (1871–1872),
«Подросток» (1875)

Произведения Достоевского отличает острая злободневность, они наполнены болью и состраданием к человеку, к его истерзанной, искалеченной судьбе.

Домашнее задание.

1. Чтение романа «Преступление и наказание», часть 1.

2. Устно ответить на вопросы:

1) Какими вы видите улицы Петербурга?

2) Расскажите о людях, которых встречал Раскольников.

3) Где живут герои Достоевского? (Раскольников, Мармеладовы.)

4) Зачитайте описание природы. Какова роль пейзажа?

5) Каково значение цвета в произведении Достоевского? (При ответе использовать цитаты.)

Урок 107
История создания социально-психологического
романа «Преступление и наказание».
Петербург в изображении Ф. М. Достоевского

Цели : познакомить учащихся с историей создания «Преступления и наказания» и отзывами о нем критиков; сформировать представление о жанре произведения, особенностях композиции, сюжета, главного конфликта; путем анализа глав из части I романа показать необычность изображения Достоевским города Петербурга; определить, какое влияние оказывал город на героев романа, на их мысли, чувства, поступки.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Не помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех… Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти…

Ф. М. Достоевский (из письма брату Михаилу
9 октября 1859 г.)

I. Вступительное слово учителя (или подготовленного заранее ученика).

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 70 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector