0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крестный путь иисуса христа на голгофу

Крестный путь Иисуса Христа (Виа Долороза)

Крестный путь Сына Божия в Иерусалиме — не просто достопримечательность или туристический объект. Это возможность лично и без всяких посредников прикоснуться к величайшим христианским святыням, увидеть своими глазами все то, о чем читал сотни раз в Евангелии, пережить все то, что переживали самые первые христиане Иерусалима.

Историки утверждают, что дорога Иисуса Христа от резиденции прокуратора Пилата до Голгофы — очень условное обозначение пути, который совершил Сын Божий перед смертью на кресте. За две тысячи лет Иерусалим был несколько раз практически полностью разрушен, а культурный слой навсегда скрыл от глаз людей те улицы, на которые ступала нога Спасителя.

Ученые считают, что самая известная улица священного города христиан Виа Долороза — это не что иное, как попытка средневековых монахов-пилигримов воскресить далекое прошлое. А главная задача этой улицы — укрепление веры, визуальное воплощение главной христианской догмы о Великой жертве, призванной искупить людские грехи.

Но люди едут сюда совсем не за исторической правдой. Сюда едут, чтобы услышать самого себя, чтобы забыть на время о хлопотах, проблемах, задачах и жизненных неурядицах. Потому что все людские проблемы и неурядицы здесь становятся мелкими, не стоящими внимания. Если попробовать сравнить их с той трагедией, с теми чудесами, что происходили здесь две тысячи лет назад.

Крестный путь Иисуса Христа — от дворца прокуратора Пилата до места распятия и Воскресения — Голгофы — занимает менее полутора километров. На этом пути отмечено 14 мест, связанных с самыми трагическими и триумфальными событиями, как описанными в Евангелии, так и бережно сохраненными сотнями поколений христиан в легендах и преданиях.

Сегодня на пути паломников, желающих пройти путем скорби и духовного триумфа, расположены церкви, монастыри, часовни, памятные знаки, арки. Все священные места (остановки Крестного пути) теперь принадлежат разным христианским Церквям, разным конфессиям. Но доступ ко всем святыням открыт для всякого, кто хочет лично прикоснуться к величайшему событию, дающему надежду всякому христианину в самые трудные минуты жизни вот уже более двух тысячелетий.

Не заметить эти «остановки» нельзя, они обозначены специальными знаками, табличками с надписями и указателями.

Читайте в этой статье

Начало: суд и приговор

Началом крестного пути считаются Ворота Девы Марии или, как их называют в арабском квартале Иерусалима, «Львиные». Через эти ворота Иисус въехал в город в Вербное воскресение. Здесь и начался тот самый путь к Божьей Славе через великое страдание.

Дворец иудейского прокуратора, где происходил допрос, где Спаситель пережил издевательства охраны и выслушал приговор, канул в лету. На этом месте стоит женский монастырь францисканского ордена (Сестры Сиона). Здесь можно осмотреть:

  • Темница — камера, где пребывал Иисус во время скорого и неправедного следствия;
  • Часовня Осуждения — стоит на месте, где Спасителю был зачитан смертный приговор, в подвале часовни сохранились плиты «лобного места» прокураторского двора, на котором стоял Христос;
  • Часовня Бичевания — установлена в том месте, где начался крестный путь на Голгофу, где Иисус претерпел издевательства солдат, принял терновый венец и свой Крест;
  • Монастырский музей — небольшое, но ценное собрание археологических находок I века нашей эры (открыт для осмотра только в утренние часы);
  • Ecce Homo — арка, у которой Пилат представил толпе Спасителя, где вопила толпа: «Распни его!».

Монастырь включает в себя первые две остановки Крестного пути.

Скорбный путь

Название улицы Виа Долороза переводится, как «Скорбный путь». На этом пути отмечено еще семь знаковых мест Крестного пути Иисуса Христа:

  • Польская часовня — установлена на месте Первого падения Христа под тяжестью Креста, вход в часовню украшает барельеф, изображающий падение, а само здание построено на пожертвования, собранные польскими солдатами;
  • Армянская церковь Богородицы Великомученицы — стоит на месте встречи Иисуса и Его Матери, в церковной крипте можно осмотреть византийское мозаичное панно, отмечающее место, где стояла Богородица, лицезревшая страдания и унижения Сына;
  • Францисканская часовня Симона Киринеянина — установлена в конце позапрошлого века на месте, где Симон перенял Крест у Иисуса, особым вниманием паломников пользуется место на старой стене, на которую оперся обессиленный Спаситель;
  • Греко-католическая часовня Младших сестер Иисуса — стоит на месте, где Блаженная Вероника утерла лицо Христа платком (сам платок с отпечатком лица Сына Божия хранится в Ватикане). Часовня закрыта для посещений, но ее стену вмурована колонна, обозначающая место, где стоял дом Блаженной;
  • Александровское подворье Русской Православной Церкви — расположено у порога Судных Врат, места, где осужденным на казнь еще раз зачитывали приговор или помилование. Здесь Иисус упал под тяжестью Креста во второй раз. Для осмотра доступны плиты мостовой и ступени Порога Судных Врат;
  • Харлампиев монастырь — стоит на месте, где Спаситель обратился к женщинам, оплакивавшим Его. Место обозначено небольшой каменной плитой с надписью на греческом языке: «Иисус Христос Победитель»;
  • Коптская церковь и эфиопский монастырь — место третьего и последнего падения Спасителя на Крестном пути, отсюда Иисус увидел Голгофу — место своего распятия. Место падения обозначено вмурованной в стену колонной;

Голгофа

Оставшиеся пять остановок пути расположены непосредственно под крышей Храма Гроба Господня:

  • Часовня разоблачения — стоит на месте, где с Христа сорвали одежды перед казнью;
  • Место прибития к Кресту — обозначено алтарем;
  • Место распятия — обозначено отверстие, в которое был вставлен Крест Спасителя, здесь же можно прикоснуться к самой Голгофе;
  • Снятие с креста и помазание благовониями — каменная плита, на которой тело Христа было подготовлено для погребения после смерти на Кресте;
  • Гроб господень — самое святое и почитаемое место всех христиан, часовня-кувуклия, которая стоит над местом погребения и Воскресения Сына Божия.

В храме Гроба Господня заканчивается Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу.

Полезно знать

Лучшее время для посещения

Нет города более противоречивого и сложного, чем современный Иерусалим. Виа Долороза — сейчас очень оживленная торговая улица. Сотни торговых лавок, лотков, магазинчиков встретят вас на всем пути от Львиных ворот до храма Гроба Господня.

Если принять во внимание, что первая половина «пути» находится в арабском квартале, то станет понятно, что для торговцев всякий паломник, турист, а то и просто прохожий, это потенциальный покупатель.

Ближневосточный темперамент и умение «работать» с вялым европейским клиентом для многих приезжих становится пыткой. Поэтому, если для вас Крестный путь не просто очередная достопримечательность и увеселительная прогулка, а вереница величайших христианских святынь, приходите к Львиным воротам к 8 часам утра.

К этому времени торговцы еще не успели развернуть свои лотки и открытые витрины, а массовый турист только просыпается. Посещение Виа Долороза в эти утренние часы будет тихим, осмысленным и неторопливым.

С гидом или самостоятельно?

Есть преимущества и недостатки как в первом, так и во втором случае. Если вы предпочитаете путешествовать самостоятельно:

  • Вам не придется успевать за своей группой в ущерб своим интересам (гиды всегда спешат);
  • Вы избавитесь от необходимости выслушивать массу информации, которая вас не особо интересует;
  • Никто не будет отвлекать вас разговорами, больше напоминающими пустую болтовню;
  • Вы сэкономите на экскурсионных расходах.

Если без гида вы свое пребывание в Иерусалиме просто не представляете:

  • Вам не придется тратится на путеводитель и туристическую карту;
  • Вы сэкономите массу времени, потому что все маршруты разработаны гидами максимально удобно и целесообразно;
  • Вы сможете побывать там, куда пускают не всех;
  • Вы будете чувствовать себя уверенно, языковой барьер волновать не будет, а группа соотечественников делает ваше пребывание комфортным и беззаботным.

Выбирать, разумеется, вам. Все зависит от того, как вы привыкли проводить свободное время и насколько вы коммуникабельны.

В храме Гроба Господня

Самый главный христианский храм принадлежит сразу шести конфессиям. Несмотря на то, что время служб строго распределено не только по дням, но и по часам и минутам, то и дело вспыхивают конфликтные ситуации: люди есть люди. Увы, но здесь постоянно кто-то на кого-то кричит — католики на православных, православные на коптов, копты на сирийцев, сирийцы на армян, армяне на эфиопов и т.д.

Уходите от конфликтных мест. Отводите взгляд от разгоряченных служителей. Ваше внимание может быть расценено, как сочувствие одной из сторон.

Если, несмотря на вашу осторожность и полную толерантность, кто-то из служителей сделал вам замечание, извинитесь, даже если вы не поняли в чем ваша вина. Ваше смирение будет оценено, возможно сам строгий служитель, проникнувшись вашей покорностью, сопроводит вас во время осмотра храма и перед вами откроются те святыни, доступ к которым ограничен.

Самое главное, помните о том, что в это место приходит тот, кто хочет побыть несколько минут один на один с Господом. Все остальное — суета.

Виа Долороса — Крестный Путь Иисуса Христа на Голгофу

Виа Долороса — Крестный Путь Иисуса Христа на Голгофу

Каждую пятницу после 15.00 в Старом Городе Иерусалима можно увидеть шествие монахов. От мусульманской медресе (начальной школы для мальчиков) Умария по улице, носящей красивое и печальное название: Виа Долороса (с латыни — Дорога Скорби). Изначально название «виа долороса» носил паломнический ритуал. Пилигримы с пением псалмов шли по улицам Иерусалима, вспоминая о пути Христа на Голгофу. Лишь к концу XIX в. в одном из руководств для паломников Via Dolorosa, появляется уже как четкий маршрут по одноименной улице, воспроизводящий дорогу к месту казни.

Видео

На Карте

Виа Долороса: и обряд, и улица.

Разумеется, это чисто символический маршрут. Потому что Иисус, сгибающийся под весом своего пыточного столба и жестоко подгоняемый римскими легионерами, шел по улицам Иерусалима, существовавшего до первой Иудейской войны. Виа Долороса же — улочка совсем иного города, названного в честь его римского строителя — Элия. И в честь главного римского божества — Капитолийская. Элий — родовое имя императора Адриана, построившего на месте иерусалимских руин город для римских солдат. Где недолго, но все же можно было проживать и иудеям.

Однако христианская традиция прочно связала названные в Евангелиях и преданиях остановки Иисуса Христа на крестном пути с 14 пунктами. 9 из которых находятся на самой улице, 5 — на земле Храма Гроба Господня. Число этих остановок (или «стояний») менялось, пока не определилось окончательно как 14. И пусть Иисус шел на самом деле вовсе и не этой дорогой. Какая разница, где остановятся верующие, чтоб помянуть в молитвах и о дикой жестокости к иноверцам. И о милосердии женщины, вытершей приговоренному лицо. И о скорби Его матери, увидевшей издевательство над Ним, и о финале пути.

И поныне идут и идут по этой улице не только молящиеся монахи, но и многочисленные и разноплеменные паломники.

Кто эти монахи?

Эти коротко остриженные святые отцы в подпоясанных веревками рясах с капюшонами — из францисканской Кустодии Святой Земли. Одного из старейших христианских учреждений на земле Палестины. В 2017 г. Кустодия отмечает юбилей 800-летнего присутствия ордена св. Франциска на Святой Земле. Братья Кустодии — хранители христианских традиций и памятников. Их еженедельное шествие с молитвами напоминает верующим о крестном пути Христа. А также о том, что именно францисканцы еще в XIV веке стали организовывать подобные шествия.

Паломникам.

Некоторые христианские церкви, находящиеся на Via Dolorosa, обычно бывают закрыты, и посетить их можно только присоединившись к процессии францисканцев.

Если вы хотите пройти Дорогу Скорби самостоятельно — обращайте внимание на стены. Места всех «стояний» обозначены темными бронзовыми дисками с цифрами на них.

14 остановок И. Христа и числа круга

Принято считать, что Библия порицает астрологию. И отцы церкви стараются вовсю. Я нисколько не снимаю вины с астрологов. За то, что они сделали и делают некоторых надо бы наказывать. Но делают они на пару с учеными, которые осуждая других, давно запутались сами. И тому масса примеров. Когда гадают, то запрашивают духов. Это действительно плохо. Но когда мы читаем книги, то узнаем все, что там написано, и, по возможности, с пользой. Чтение карты это чтение книги. Если там прописан несчастный случай на такие-то дни, а мы его игнорируем, то кто здесь виноват? Отец церкви или гонитель астрологии, всезнайка ученый? Кто виноват в гибели В.Цоя, актеров М.Евдокимова, А.Дедюшко, Ю.Степанова, в травме Н.Караченцова? А ведь там все было прописано и надо было только прочитать. Но, когда люди надевают мундир, то окончательно перестают что-либо понимать. Особенно забавен тандем служителей культа и ученых. Отцы церкви великолепные начетчики. Но полный смысл Библии им не откроется никогда. Для этого надо снять шоры. Библия полна чисел и каждое число имеет свой смысл. Я немного останавливался на значениях чисел (подробнее в статье “Числа”). Священные числа ведут свое происхождение от свойств круга, получившего точку отсчета и являются составной частью подлинной астрологии. Многие главы книг Священного Писания имеют числа, смысл которых полностью совпадает с содержанием главы. В подтверждение сказанному я приведу небольшую зарисовку.

14 ОСТАНОВОК И.ХРИСТА И ЧИСЛА КРУГА.
Паломничество родилось уже в первые века от Рождества Христова, но устойчивый, массовый характер оно обрело, когда крестоносцы создали для этого базу. К XIII-XIV в.в. родился маршрут Скорбного (Крестного) пути Иисуса, получивший название Виа Долороза. Вначале он включал в себя только те места, которые были упомянуты в Евангелиях. Затем, обрастая легендами, он стал тем, каким есть на сегодняшний день: маршрутом, знаменующим 14 остановок (станций) на пути Иисуса Христа от места Суда до места Его Распятия на Голгофе.
В наши дни даже церковь не настаивает на подлинности Крестного пути – древние улицы эпохи второго Храма проходили на два метра ниже и чуть в стороне от того пути, по которому идут паломники. Однако, кто бы ни был автор этих остановок, он хорошо владел знанием чисел круга.
Просто потому, что все 14 остановок идут в полном соответствии с числами зодиакального круга.
ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ – Преториум.
Здесь располагалась одна из резиденций римского префекта, где он проводил суд над обвиняемыми. Здесь Пилат допрашивал Иисуса, здесь он был осужден и приговорен, отсюда отправился на смертную казнь на Голгофу. Отсюда каждую пятницу в три часа дня отцы-францисканцы начинают свою процессию. Собственно отсюда и берет начало известная на весь мир Виа Долороза. Отсюда Пилат показал толпе осужденного Христа. “Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: “Экце хомо” (Вот человек). (Иоанн, 19:5).
Первый Знак – начало — «Я» .
ВТОРАЯ СТАНЦИЯ – Бичевания и Возложения Креста.
“Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетя венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся Царь Иудейский! и били Его по ланитам.” (Иоанн, 19:1).
Здесь начало страстей Христовых. Здесь его подвергли бичеванию, здесь римские солдаты грубо издевались над ним, называя лжепророком.
2 – Число симметрии. «Я» и «-Я». Минус царь иудейский. Все признаки царя и положенных почестей в противоположных качествах.
ТРЕТЬЯ СТАНЦИЯ – Первое падение Иисуса.
На этом месте Иисус первый раз упал, изнемогая под тяжестью креста.
С куспида третьего Знака начинается спуск в самый низ круга, что и отмечено падением. Крест в палеолите – один из знаков бога земли.
ЧЕТВЁРТАЯ СТАНЦИЯ – Место встречи Иисуса со своей Матерью.
Богородица молила Пилата о помиловании. Но безуспешно. Успела обогнать процессию и стояла здесь в немой скорби.
Четвертый Знак это Дом Матери. Ведет происхождение от Великой богини в ее земной (минус) ипостаси – богиня домашнего очага. Линия квадрата (срединная линия круга) объединяет знак Рака и Козерога и принадлежит богине Неба и богу земли – низ (бог земли и минус богиня Неба) и верх (богиня Неба и минус бог земли) круга. Поэтому это знаки Матери и Отца.
ПЯТАЯ СТАНЦИЯ – Помощь Симона Киренеянина в несении креста.
“И заставили проходящего некоего Киренеянина, Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его”. От Марка, (15:21).
Пятый Знак это Дом Солнца, УтуШамаша. В Шумере имя Уту стало ассоциироваться в основном с законом и справедливостью. В рамках этой истории так выразили справедливость.
ШЕСТАЯ СТАНЦИЯ – Встреча с Вероникой.
Произошла возле дома святой Вероники, которая вытерла пот и кровь с лица Иисуса платком, вследствие чего он стал обладать целительными качествами. История приобрела невероятную популярность. По этому случаю её причислили к лику святых. Сейчас на месте дома монастырь Младших Сестер Иисуса.
Шестая Линия аспекта объединяет два женских Знака – Деву (6-й) и Скорпион (8-й). Традиция закрепила за ними приоритетные Знаки Великой богини. Шестая остановка знаменует шестой Знак.
СЕДЬМАЯ СТАНЦИЯ – Второе падение Иисуса.
Место отмечено церковью, находящейся в пользовании коптов-католиков. Традиция определяет, что она находится над порогом Судных врат, о который споткнулся Иисус.
Линия оппозиции – 7-й знак Весы. Шумерское название обычно переводится как “небесная судьба” или “небесные весы жизни”. Культовая точка неолита 180 гр., число Суда. Опасность прихода к Линии оппозиции – падение.
ВОСЬМАЯ СТАНЦИЯ – Обращение Иисуса к дщерям Иерусалима.
“И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нём.
Иисус же обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших;
Ибо приходят дни, в которые скажут: “блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!”.
Повторение ситуации с 6-м Знаком. 8-й женский Знак ИнанныИштар.
ДЕВЯТАЯ СТАНЦИЯ – Третье падение Иисуса.
Девятый декан имеет значение третьего Знака (тридевять земель) – спуск вниз круга, падение.
ДЕСЯТАЯ СТАНЦИЯ – придел деления риз.
ОДИННАДЦАТАЯ СТАНЦИЯ – Прибитие к Кресту.
В католической капелле находятся две остановки (10 и 11). В этом месте Христос был оголен и пригвожден к кресту, это место обозначено алтарем.
Десятый Знак достраивает крест – 10-й — 4-й и 1-й — 7-й Знаки. И достраивает срединную линию круга – место божества. По представлениям шумеров только отсюда божество может проявлять свою функцию, осуществлять влияние на земной мир. А начало 11-го Знака является адресом аспекта зеркальный секстиль, 300°, геометрическая фигура которого прямоугольник, который заключает срединную линию. Это является прообразом «обители божества». Отсюда происхождение алтаря. Более подробно об этом в статье «Почему мировое дерево, алтарь, трон и т.д.»
ДВЕНАДЦАТАЯ СТАНЦИЯ – Смерть Иисуса на Кресте.
В греческой капелле 12-я остановка: мертвый Иисус на кресте.
12-й Знак – завершение круга.
ТРИНАДЦАТАЯ СТАНЦИЯ – Снятие тела Иисуса с Креста.
Место, на котором лежало тело Христа после снятия с креста, обозначено алтарем и является 13 остановкой.
13-й рубежный куспид Знака полностью замыкает круг.
ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ СТАНЦИЯ – Положение во Гроб.
В центре большой Ротонды (диаметр — 32 м.), называемой по-гречески “Анастазис” – “Воскресение”, находится древнейшая святыня христианства – Гробница Иисуса Христа. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: “не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого – Его нет здесь: Он воскрес”.
14-й Знак (куспид второго Знака второго круга) – поскольку куспид 13-го Знака сохраняет связь с первым кругом, то здесь полный разрыв с ним и переход в новое качество, новый разряд. Например, родословная Иисуса, в Евангелии от Матфея сказано: “Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов”.

Виа Долороза – легендарная улица Иерусалима, известная как «путь скорби» Иисуса Христа

Фото 2.

Фото 3. Первая станция — это место, где Иисус был приговорен к казни Понтием Пилатом.
Когда-то здесь, на территории башни Антония, находилась резиденция римского прокуратора (преториум), где проводились суды над обвиняемыми. В настоящее время от башни Антония ничего не осталось и на ее месте находится женский католический монастырь Сестер Сиона. В его дворе находятся две часовни: Осуждения и Бичевания. Часовня Осуждения воздвигнута над местом осуждения Христа. Плиты пола сохранились с тех времен.

Фото 4. Второй станцией Виа Долороса считается церковь Бичевания. Здесь Иисус подвергся бичеванию, здесь его одели в багряную плащаницу, возложили терновый венец и здесь он принял крест. Купол часовни Бичевания украшает мозаичный терновый венец.
От монастыря через улицу Виа Долороса перекинута арка Ecce homo. Сюда Понтий Пилат вывел осужденного Иисуса и показал толпе со словами «Се человек!»

Фото 5. Третья остановка Крестного пути — место первого падения Иисуса.
Это место отмечено небольшой католической часовней, построенной на деньги польских солдат после Второй мировой войны. Рельеф над дверью часовни изображает Христа, изнемогающего под тяжестью своей ноши.

Фото 6. Если пройти чуть дальше по улице Виа Долороса, то мы подходим к четвертой остановке — встреча с Матерью. Это событие, как и предыдущее, не описано ни в одном Евангелие, но увековечено традицией. Отсюда Дева Мария, обогнав процессию, наблюдала за страданиями своего сына. Место отмечено армянской католической церковью Богоматери Великомученницы. Над входом барельеф, изображающий встречу.

Фото 7. На углу улицы Виа Долороса и Эль-Вад — пятая остановка Крестного пути.
В этом месте солдаты римской охраны, раздраженные медленным продвижением своего пленника, заставили Симона Киринеянина нести крест вместо Иисуса. Это место отмечено францисканской часовней, а справа в стене виден камень с углублением, который считается следом от руки Иисуса, опершегося о стену, освободившись от креста.

Фото 8. Шестая станция Скорбного пути — встреча с Вероникой.
Когда Иисус проходил здесь, она вышла ему навстречу и отерла его лицо своим платком, смоченным в холодной воде. В связи с этим церковь причислила ее к лику святых. На платке отпечатался лик Христа, Спас Нерукотворный, который впоследствии творил чудеса и сейчас находится в Соборе Святого Петра в Риме. Шестая остановка отмечена часовней святой Вероники, а кусок колонны, вмурованный в стену, обозначает место, где предположительно находился дом Вероники.

Фото 9. Седьмая остановка — второе падение Иисуса.
Дальше улица Виа Долороса пересекается с шумной базарной улицей Сукхан эз Зайн. Место, где Иисус упал во второй раз, отмечено остатком колонны, а рядом распологается францисканская часовня.
Традиция определяет, что выходя из города, Иисус споткнулся о порог Судных врат. Через эти ворота выводили из города осужденных на казнь. Судными они назывались потому, что перед ними приговоренному в последний раз зачитывался приговор, после чего он уже не подлежал обжалованию. В результате раскопок были обнаружены плиты Порога Судных Врат, которые вы сможете увидеть недалеко отсюда в Александровском подворье. Это место принадлежит России

Фото 10. По очень узкой улочке подходим к восьмой станции Виа Долороса — обращение Иисуса Христа к дщерям Иерусалимским.
За Иисусом шло множество народа и он обратился к женщинам, оплакивающим его : «Не по мне плачьте, дщери Иерусалимские, а по себе и своим детям», тем самым предсказывая скорое разрушение Иерусалима. Здесь находится часовня святого Харлампия, а на стене камень с латинским крестом и надписью NIKA, который и символизирует восьмую остановку.

Фото 11. Девятая станция — место третьего падения Христа.
Здесь придется немного отклониться от маршрута, т.к. дорога застроена зданиями. У входа в эфиопский монастырь находится колонна, обозначающая девятую остановку и третье падение Христа, отсюда он увидел Голгофу.

Фото 12. Остальные пять станций Виа Долороса находятся в Храме Гроба Господня.

Десятая станция — снятие одежд.
На входе в Храм находится часовня Разоблачения (Предел Деления Риз), где с Иисуса сорвали одежду перед распятием.

Фото 13. Одиннадцатая станция — прибитие к кресту.
Это место обозначено алтарем. Над алтарем изображен Иисус, пригвожденный к кресту.

Фото 14. Двенадцатая станция — смерть на кресте.
Место, где стоял крест, отмечено серебряным диском под алтарем. Здесь же, через отверстие, можно прикоснуться к вершине Голгофы.

Фото 15. Тринадцатая станция — снятие с креста.
Место, где лежало тело Христа, обозначено латинским алтарем. Под стеклом деревянная статуя Скорбящей Девы с дарами паломников. Здесь написаны слова «Stabat Mater dolorosa» — «Мать скорбящая стояла». Тело Христа было уложено Иосифом и Никодимом на камень миропомазания для умащивания благовониями перед захоронением.

Фото 16. Четырнадцатая остановка — положение во гроб.
Над Гробом Господним установлена кувуклия (более подробно вы можете почитать здесь). Тут Иосиф Аримафейский кладет тело Иисуса в склеп, а римляне закрывают вход огромным камнем. Здесь же и произошло воскрешение.

Фото 17.

http://www.erusalim.ru/viadolorosa.html источник

Крестный путь

  • Рождество
  • Сретение
  • Крещение
  • Искушение Христа
  • Призвание двенадцати апостолов
  • Первое чудо Иисуса Христа
  • Нагорная проповедь
  • Чудеса
  • Преображение
  • Дарование молитвы ученикам
  • Пророчество о Втором пришествии
  • Вход в Иерусалим
  • Изгнание торгующих из храма
  • Страсти Христовы
    • Помазание Иисуса миром
    • Тайная вечеря
    • Моление о чаше
    • Суд Пилата
    • Крестный путь
    • Распятие
    • Погребение Христа
    • Сошествие во ад
  • Воскресение
  • Явления Христа ученикам
  • Вознесение

Крестный путь (лат. Via Crucis ) — составная часть Страстей Христовых, включающая в себя Несение креста, с кульминацией — Распятием. В католицизме — богослужение, воссоздающее в памяти верующих основные моменты страданий Иисуса Христа.

В переносном смысле «крестный путь» — дорога страданий, жизнь, полная стойко переносимых бедствий.

Содержание

Евангельское повествование

О крестном пути повествуют все четыре евангелиста, причем Матфей и Марк совершенно одинаково: «встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его». Иоанн описывает этот эпизод очень кратко, ничего не сообщая о Симоне Киринейском, но говоря про Иисуса что он «неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа» (Ин.19:17). Наиболее подробно о крестном пути рассказывает Лука:

Традиционные 14 стояний

Мф.27:37-42: и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него

От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.

Описание богослужения

Богослужение состоит из 14 стояний, представляющих собой различные моменты Страстей Христа, а также вступления и заключения.

Традиционно на стенах католических храмов помещаются по периметру четырнадцать картин или скульптурных композиций, соответствующих четырнадцати стояниям крестного пути. Таким образом, молящиеся во время богослужения обходят весь храм.

Стояния крестного пути:

  • I: Господа Иисуса осуждают на смерть
  • II: Иисус берёт крест на свои плечи
  • III: Иисус падает в первый раз
  • IV: Иисус встречает свою Мать по пути на Голгофу
  • V: Симон Кириниянин помогает Христу нести крест
  • VI: Св. Вероника отирает лицо Господу Иисусу
  • VII: Иисус падает второй раз
  • VIII: Иисус Христос утешает плачущих женщин.
  • IX: Иисус падает третий раз.
  • X: Иисуса Христа обнажают.
  • XI: Иисуса прибивают ко кресту.
  • XII: Иисус умирает на кресте.
  • XIII: Иисуса снимают с креста.
  • XIV: Погребение Иисуса Христа.

Каждое стояние состоит из следующих элементов:

  • Возглашение названия стояния.
  • Молитва крестного пути. В качестве молитвы крестного пути могут использоваться различные тексты схожего содержания: «Поклоняемся Тебе Христе, и благословляем Тебя. Ибо Ты Святым Крестом Своим искупил мир». «Поклоняемся Тебе, Христос, и благословляем Тебя. Ибо Ты Святым Крестом Твоим мир искупил» «Поклоняемся Тебе, Господи Иисусе Христе, здесь и во всех церквях Твоих, какие есть во всём мире, и благословляем Тебя, ибо Ты Святым Крестом Своим искупил мир» и др.
  • Чтение размышления. Размышление представляет собой текст произвольной формы, побуждающий участников богослужения глубже задуматься над тем или иным моментом Страстей Господних.
  • Молитва (Отче наш, Аве Мария или другая).
  • Процессия к следующему стоянию.

Традиции

Обычно богослужения крестного пути проводятся во время Великого поста, особенно по пятницам. Обязательно проводится крестный путь в Великую пятницу — день распятия и смерти Христа.

Во многих католических странах, где есть монастыри или почитаемые храмы, расположенные в горах или удалённых местах, вдоль дороги ведущей к святилищу устанавливаются скульптурные или живописные изображения стояний крестного пути. Богослужение крестного пути, таким образом, может быть совмещено с паломничеством.

В Иерусалиме в Страстную Пятницу проводится богослужение крестного пути на улицах города вдоль предполагаемой дороги, которой вели Христа на Голгофу, так называемой Виа Долороза.

Крестный путь

≡ Христианство / Иисус Христос ≈ Восхождение (Шествие) на Голгофу / Иисус, несущий крест / Несение Креста → Распятие Христа / Остановки Креста → → Симон Криненянин / Дева Мария ,/ e Spasuno — Обморок / Вероника / Плат Вероники / Месса Св. Григория Великого / Жертвоприношение Авраама / Илия и вдова из Сарепты / Иаков, благословляющий Ефрема и Манассию (в статье Иосиф) / Иудейская Пасха и смерть первенцев (в статье Моисей)

Места на улицах Иерусалима где Иисус делал остановки по пути на Голгофу.

В позднем средневековье под влиянием францисканцев распространилось поклонение Крестному Пути в виде обустройства в церковном нефе или на обочине дороги череды мест, отмеченных сообразно эпизод Крестного Пути, перед которым произносились молитвы.

Первоначально их число семь, впоследствии увеличилось до четырнадцати.

Остановки посвящены в первую очередь сценам, описанным в Пути на Голгофу, из которых главные следующие: Христос, падающий под тяжестью креста (три раза);

/ Мф 27:32; Мк 15:21; Лк 23:26-32; Ин 19:17 /.

Последнее путешествие Христа из дома Пилата на гору Голгофу, где он был распят.

Рассказ в кратких Евангелиях в одном важном моменте отличается от версии Иоанна, хотя комментаторы не считают два этих варианта несогласуемыми. Иоанн говорит просто: «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа». Краткие же Евангелия свидетельствуют, что крест заставили нести Симона (мужчину из города Киринея в Африке). Лука ещё добавляет, что за Христом следовало «великое множество народа», со множеством плакавших о нём женщин, а также двое злодеев.

Художники изображают обе версии. Восточная Церковь традиционно изображала Симона; византийское руководство для живописцев утверждало: «Христос, обессиленный падает на землю… Симона Киринеянина можно изображать седовласым, с округлой головой, одетым в короткое платье. На плечах он несёт крест». Эта версия иногда принималась художниками итальянского раннего Возрождения, но со временем отмерла на Западе — в последующие времена Симон изображался только лишь как помощник Спасителя. Западная традиция, безусловно, предпочитала другой образ Христа — самостоятельно несущего свой собственный крест, как символ того бремени, которое христианин несёт всю свою жизнь. В XIV—XV веках Христос держится прямо и шествует без видимого напряжения, но в более позднем искусстве крест становится массивнее и тяжелее, и характер темы меняется: на смену триумфу приходит пафос с подчеркиванием страдания, легшего на Христа. Он падает под тяжестью креста, римские воины гонят его вперед. Этот распространенный образ упавшего Христа, хотя он и не основан на Священном Писании, естественно выводится из той роли, которую играл Симон.

Известно, что при римском владычестве осужденный нес к месту казни лишь поперечину креста, а вертикальный столб был уже врыт в землю.

Для шествия на Голгофу Христос уже больше не одет в те одежды, которые были надеты на него в сцене его поругания; теперь ему возвращена его собственная одежда — обычно голубой плащ и красного цвета то, что под ним. На его голове по-прежнему терновый венец. Спасителя может на веревке тащить воин. Изображения процессии включают: — других воинов, которые могут нести штандарты с римским девизом «S.P.Q.R.» — «Senatus Populusque Romanus» [лат. — «Сенат и народ Рима»] — иногда главных учеников — Петра, Иакова Старшего и Иоанна Евангелиста, — двух разбойников (не несущих крестов) — женщин, упомянутых Лукой, которых по традиции отождествляют с Девой Марией и тремя Мариями.

Согласно апокрифическому Евангелию от Никодима (в значительно расширенном изложении сюжета, датированном XV веком), Иоанн принес новость Деве Марии, которая затем пришла с Марией Магдалиной, Марфой и Саломией (матерью Иакова и Иоанна) к месту казни, где при виде происходящего Дева Мария упала в обморок. Этот эпизод часто трансформируется в сцену, произошедшую по дороге на Голгофу, и обычно обморок случается в тот момент, когда Христос падает под тяжестью креста. Мы видим Деву Марию, без сил опускающуюся на руки других женщин или Иоанна. Итальянское название этого сюжета — «Lo Spasuno» [«Обморок»].

Другая фигура, появившаяся в начале XV века, вероятно, благодаря влиянию современной религиозной драмы, — Вероника. Легенда повествует о том, что она вышла из своего дома, когда Спаситель проходил мимо, и подала ему полотенце, чтобы вытереть пот с его лица. Лик Спасителя чудесным образом запечатлелся на нем. Она изображается коленопреклоненной у обочины дороги, держащей sudarium, или плат, на котором запечатлен образ Христа. Она может изображаться вытирающей его лицо.

По мнению средневековых теологов, ветхозаветными прообразами несения креста являются следующие сюжеты: Жертвоприношение Авраама;

Образ Христа с крестом, являющийся в видении святому, стоящему коленопреклоненным у алтаря, — популярная тема живописи Контрреформации: см. Григорий Великий (5): Месса Св. Григория.

Евангелисты Матфей, Марк и Лука рассказывают, что когда Христа уводили на распятие, то «выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» (Мф. 27:32). Однако евангел-ист Иоанн утверждает, что Христу пришлось Самому нести Свой крест. «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-Еврейски Голгофа» (Ин. 19:17). Путь на Голгофу чаще всего изображали согласно версии Иоанна, где Иисус Сам на Себе несет Свой крест. Остановки Христа на крестном пути. В религиозном искусстве путь Христа на Голгофу обычно подразделяется на четырнадцать сцен или остановок: 1. Иисус приговорен к смерти. 2. Иисус получает Свой крест. 3. Иисус первый раз падает под тяжестью креста. 4. Иисус встречает Свою сокрушающуюся Мать. 5. Симон Киринеянин помогает Иисусу нести крест. 6. Вероника утирает лицо Иисусу. 7. Иисус падает во второй раз. 8. Иисус говорит с женщинами из Иерусалима. 9. Иисус падает в третий раз. 10. С Иисуса срывают одежды. 11. Иисуса пригвождают к кресту. 12. Иисус умирает на кресте. 13. Иисуса снимают с креста. 14. Иисуса кладут в гроб.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector