2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Курды кто они такие на самом деле

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

Подкасты

Мультимедиа

Кто такие курды и чего они хотят?

Все слышали об этой «нации без государства». Тем не менее, мало кто действительно понимает этот народ, который оказался на территории сразу четырех стран (Турции, Ирана, Ирака и Сирии).

Курды – это крупнейший народ без государства, который разбросан по территории по меньшей мере четырех ближневосточных стран (Ирак, Иран, Турция, Сирия) и обладает большой европейской диаспорой.

У них, безусловно, найдется, что сказать о масштабном переустройстве региона, которое могут повлечь за собой арабские мятежи.

Все это – прекрасный повод, чтобы поразмышлять о том, что сегодня представляют собой курды, и чего они хотят, вместе с Сандрин Алекси (Sandrine Alexie) из Курдского института в Париже. Эта переводчица и писатель ведет блог о курдском мире с 2000 года.

Нам неизвестно, сколько всего насчитывается курдов

Верно. Оценки варьируются в пределах от 20 до 40 миллионов. Ни одна из тех стран, где проживают курды, никогда не проводила этнической переписи. Туманность в этом вопросе полностью устраивает все правительства.

Наиболее правдоподобные оценки говорят о 15 миллионах в Турции и 7-8 миллионах в Иране. Власти этих государств избегают переписи, чтобы избежать усиления этнической обособленности. В Сирии их насчитывается порядка 1-2 миллионов, причем 800 000 из них не имеют гражданства и обречены на нелегальное существование.

В Ираке региональное правительство Курдистана приводит официальные цифры в 5,3 миллиона человек, тогда как иранские власти говорят о 4,3 миллиона, так как это позволяет им сократить объемы выделяемых курдским провинциям средств.

Если принять во внимание, другие курдские регионы помимо Курдистана, то общее число курдов в Ираке можно оценить примерно в 6-6,5 миллионов человек.

Наконец, давайте рассмотрим данные Совета Европы насчет курдской диаспоры: 800 000 в Германии (по большей части это выходцы из Сирии и Турции), 100 000 в Швеции (из Ирана и Ирака), 90 000 в Великобритании (из Ирака) и 120 000 — 150 000 во Франции (преимущественно из Турции). Тем не менее, эти оценки вряд ли можно назвать точными из-за большого числа нелегалов в диаспоре. Невозможно также посчитать количество курдов на территории бывшего СССР. В Израиле их порядка 130 000.

Таким образом, цифра в 35 миллионов курдов в мире не выглядит столь уж нереалистичной.

Никакого «курдского народа» на самом деле не существует

Неверно. Члены племен и семей могут проживать на территории сразу нескольких государств, тогда как некоторые политические партии пользуются влияниями за пределами национальных границ.

Так, у Рабочей партии Курдистана (РПК), которая внесена в список террористических организаций США и Европейского Союза, есть ответвление в каждой стране: в Сирии (Демократический союз), Иране (Партия свободной жизни Курдистана) и Ираке. Кроме того, курдские партии в Сирии часто симпатизировали одной из двух основных иракских партий: Демократической партии Курдистана Барзани и Патриотическому союзу Курдистана Талабани.

У курдов есть два отличных друг от друга основных диалекта, носители которых, тем не менее, понимают друг друга: на курманджи говорят в Сирии, Турции, на севере Иракского Курдистана и во всех странах бывшего СССР, тогда как сорани в ходу в Иране и Ираке. В турецком Курдистане распространен еще один родственный язык, зазаки, на котором в первую очередь говорят в провинции Тунджели.

Объяснение Сандрин Алекси:

«С учетом всего того, что им пришлось пережить с конца Первой мировой войны (политика ассимиляции или даже геноцида в Ираке, запрет на изучение языка и т.д.), если бы курды не были народом, они бы уже давно исчезли, и никакого «курдского вопроса» не было бы и в помине. Притеснения лишь усилили национальные чувства курдов».

Среди курдов есть мусульмане, христиане и иудеи

Верно. Подавляющее большинство курдов (70%) исповедуют ислам суннитского толка.

Проживавшая на территории Ирака небольшая группа курдов-шиитов была уничтожена или депортирована Саддамом Хусейном в 1987-1988 годах. Некоторые из сбежавших из Ирака курдов-шиитов сейчас живут в лагерях беженцев в Иране. После свержения партии Баас они постепенно начинают возвращаться в страну, но их насчитывается максимум 20 000 человек.

Кроме того, сообщество курдов-шиитов проживает на юге Ирана. Нужно отметить и то, что заметным влиянием среди курдов пользуется суфитско-шиитский синкретизм (алевиты в Турции, езиды в северном Ираке, шабаки у Мосула и ахл-е акк в Иране).

Христиане Курдистана делятся на католиков и представителей автокефальных церквей: халдеев, ассирийцев, сиро-яковитов. Все они говорят на арамейских языках.

С 1967 года многие из этих христиан принимали участие в курдских восстаниях, так как им грозило выселение, уничтожение их деревень и насильственная арабизация, которая сегодня трансформировалась в исламизацию.

В Иракском Курдистане в настоящий момент насчитывается более 100 000 курдов-христиан. К тому же они не признаются религиозным или этническим меньшинством в Турции, где во время войны в 1990-х годах им пришлось покинуть курдские регионы (они не раз оказывались между молотом и наковальней в боях между курдами и правительством).

В Сирии их отношения с курдами-мусульманами складываются скорее в позитивном ключе, и христиане в курдских городах поддерживают курдские движения и не подвергаются гонениям в отличие от того, что происходит в остальной части страны.

С 1949-1950 годов все курды-иудеи перебрались в Израиль, Австралию или США.

Ирак не поддерживает дипломатические связи с Израилем, однако в 2006 году лидер Демократической партии Курдистана Барзани выступил в поддержку открытия израильского консульства в Эрбиле. Теперь курды-иудеи могут вновь увидеть свою родную деревню только уже с другими паспортами. Никакой враждебности к ним со стороны курдов-мусульман не наблюдается.

Мустафа Барзани (отец нынешнего лидера партии) поддерживал прекрасные отношения с Израилем еще в 1960-х годах, и курды никогда этого не скрывали. У племени Барзани были тесные связи с евреями из Акко, к которым относится и бывший министр обороны Израиля Ицхак Мордехай. Среди израильских граждан также насчитывается немало людей по фамилии Барзани.


Курдистан никогда не существовал


Верно и неверно.
Курдистан (запрещенное в Турции слово) никогда не имел статуса национального государства в ХХ веке, однако в Средние века существовали независимые или полунезависимые курдские княжества.

В 1150 году персидский султан Санджар, турок-сельджук по происхождению, создал провинцию под названием Курдистан. Параллельно с этим возник и османский Курдистан, очертания которого менялись вместе с турецко-персидской границей.

«Как свидетельствуют государственные османские архивы, среди титулов османских султанов числился и «падишах Курдистана». Тем не менее, турецкие власти не желают об этом вспоминать», — говорит Сандрин Алекси.

С тех провинция Курдистан неизменно существовала на территории Персии, а затем современного Ирана.

По окончанию Первой мировой войны новые границы разбросали курдов по четырем государствам. Первые карты Курдистана были составлены в 1919 году представителем курдов по предложению Лиги наций (в статьях 62 и 64 подписанного в 1920 году Севрского мирного договора предусматривалось создание автономного или даже независимого Курдистана и независимой Армении). На этих документах территория Курдистана напоминала по форме касавшегося головой моря огромного верблюда и была равна по площади Франции.

Курды хотят собственное государство

Верно. Большинство курдов стремятся к независимости. Они подчеркивают, что отвечают всем необходимым для этого критериям (территориальная преемственность, язык, культура, история), и что у них есть на это полное право.

Но они понимают, что подобное требование равнозначно политическому самоубийству. Это может подтолкнуть американцев к тому, чтобы бросить на произвол судьбы курдов в Ираке. Первое время после своего формирования, то есть в конце 1980-х — начале 1990-х годов, Рабочая партия Курдистана добивалась независимости, однако впоследствии отказалась от этого требования.

Кроме того, с 1960 годов наметилось и другое решение, из которого следует, что каждая из четырех частей Курдистана должна добиться для себя автономии, чтобы впоследствии сформировать нечто вроде Бенилюкса, то есть образования с более тонкими границами.

Впервые об этой идее рассказал в 1963 году журналист The New York Times Дана Адамс Шмидт (Dana Adams Schmidt), который провел 46 дней в горах с Мустафой Барзани и написал рассказ «Путешествие среди смелых людей» (Journey Among Brave Men).

Сегодня этот проект союза вновь выходит на первый план и даже может похвастаться определенным консенсусом. То, что происходит в Иракском Курдистане с 2003 года, придало уверенности в себе курдам из других стран.

Особенно это заметно в Турции, где с 2009 года Союз общин Курдистана, взяв за основу модель Иранского Курдистана, регулярно проводит политические инициативы на пути к автономии и самоопределению, что в частности объясняет усиление репрессивных мер со стороны турецкого государства (аресты, процессы, запреты и т.д.).

Курды не могут договориться между собой

Верно. Они очень независимы и никогда не жили при централизованной курдской власти.

Курды — горный и исторически кочевой народ, что никак не предрасполагает его к объединению. Кроме того, его нынешняя организация до сих пор в значительной мере носит племенной характер, а между вождями племен возникают конфликты.

«У курдов нет культа великого диктатора, и они скорее напоминают гасконцев. Каждый курд — король на своей горе. Поэтому они ссорятся друг с другом, конфликты возникают часто и легко», — поясняет Сандрин Алекси.

С 1992 по 1996 года курды вели гражданскую войну на севере Ирака. Крупнейшие региональные державы по очереди оказывали поддержку то одной, то другой стороне. В 2003 году враждовавшие братья вновь объединились. Тем не менее, эта война едва не похоронила мечты о независимости и до сих пор остается болезненным воспоминанием для курдов.

Тяжелее всего курдам приходится в Турции

Неверно. Несмотря на судебное преследование, аресты и тюремные сроки, курдам в Турции сейчас все равно живется легче, чем это было в 1980-1990-х годах (депортации, сожженные деревни, массовые пытки, исчезновения военных, операции турецкой «Хезболлы») до прихода к власти консервативно-исламистской Партии справедливости и развития.

В Иране положение курдов ощутимо хуже: запрет всех языков меньшинств (в том числе и арабского), газет на курдском языке, культурных и правозащитных организаций, женских ассоциаций и курдских профсоюзов, преследования, репрессии и подавление всех ростков гражданского общества.

Активистов Партии свободной жизни Курдистана, которые, как предполагается, получают поддержку от ЦРУ, задерживают, пытают, отправляют в тюрьмы. Нередки также и приговоры к высшей мере, так как курды из этой партии иногда называют себя атеистами или даже марксистами (политическую линию этого движения и РПК отследить довольно сложно, однако она носит антиисламский характер).

Есть в стране и курды-сунниты, которых тоже недолюбливают в Тегеране. Иранские революционные суды могут (и нередко пользуются этой возможностью) признать их «врагами Аллаха», что равнозначно смертной казни.

Война в Сирии открывает возможности перед курдами

Верно. Либо в стране установится демократия, и курды по крайней мере смогут добиться большей автономии, а также конституционного признания их народа и языка. Либо там воцарится хаос с формированием различных зон влияния, и они также смогут извлечь выгоду для себя, попытавшись воспроизвести то, что было в Ираке в 1992 году (автономия), когда Саддам Хусейн отступил из северной части станы.

В таком случае они будут стремиться не допустить возвращения арабских солдат в зоны, которые оставил им Башар Асад. Как впрочем, не пустят туда и Сирийскую свободную армию, так как опасаются влияния сражающихся вместе с ней исламистов (столкновения отрядов ССА с курдскими ополчениями уже начались).

Стратегия Демократического союза, вероятно, выглядит следующим образом: пусть сирийские сунниты сражаются с шиитами, а мы тем временем будем защищать наши меньшинства, население и территорию.

«Тем не менее, нельзя исключать и возможность гражданской войны между курдами из Демократического союза и новой революционной коалиции», — отмечает Сандрин Алекси. То, что сирийские пешмерга (дезертировавшие из сирийской армии добровольцы, которые нашли прибежище в Иракском Курдистане) не набрали силу на севере Сирии, вероятно, объясняется стремлением избежать внутрикурдских столкновений.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Курды, чьи вы будете?

В последнее время в прессе часто можно встретить упоминания курдов и их РПК — Рабочей партии курдов. В хорошем контексте. Возможные если не союзники, то те, с кем можно дружить против Турции.

А кто на самом деле курды?

Вообще, мы их знаем давно. Те, кто учился еще в СССР, «проходили» их как мидийцев. И первые упоминания о мидийцах или мидянах относятся году так к 2500 до нашей эры. В целом — коренные обитатели Средней Азии и Ближнего Востока исторически.

То есть курды фактически имеют больше прав на те территории, которые турки считают «своими». И много лет ведут войну. Войну своеобразную, и толком нигде не освещавшуюся. Вообще Курды — крупнейший в мире (40 миллионов) народ, лишенный своей государственности.

Курды должны были получить государственность по Севрскому мирному договору 1920 г., решавшему судьбу Османской империи, проигравшей в Первой мировой войне. Но мировые державы в лице Великобритании, Франции и США попросту обманули курдов. Независимости не случилось.

Дважды в XX веке курды обретали государственность — и оба раза это было связано. с СССР. Сначала в 20-е годы в Закавказье был создан Красный Курдистан (Курдский национальный уезд с центром в г. Лачин), но в 30-е годы Красный Курдистан был ликвидирован, а значительная часть его населения позже была депортирована в Среднюю Азию и Казахстан. В 1946 г. в Иранском Курдистане, в зоне контроля советских войск была создана курдская Мехабадская республика, но в 1947-м, после вывода советских войск из Ирана, шахский режим потопил Мехабадскую республику в крови. В Ираке курды в результате упорной борьбы с конца 50-х гг. то добивались автономии, то вновь теряли ее.

И вот уже много лет курды ведут войну за образование своего государства. В основном с Турцией.

Рабочая партия курдов (РПК) — партия, голос курдов. Но существует еще множество других, более мелких партий, объединенных под знаменем АОНК — Армии освобождения народа Курдистана. А дипломатическим инструментом является Фронт национального освобождения Курдистана (ФНОК), созданный именно с целью проведения политической и дипломатической работы за пределами Курдистана.

Турецкое правительство и турецкие СМИ, а с их подачи и СМИ стран НАТО, вообще не говорят никогда об АОНК, пытаясь выставить дело таким образом, что в Турецком Курдистане воюют не регулярные партизанские части, а «банды террористов РПК». Однако АОНК — это именно регулярное военное формирование, со своим командованием, штабом, званиями, формой, уставом и документами. Следовательно, по международным законам, это — комбатанты (то есть международно признанная вооруженная сила).

Международное законодательство четко дифференцирует понятия «комбатант» и «террорист». В ряде европейских столиц открыты официальные представительства Фронта национального освобождения Курдистана — по сути дела политического крыла АОНК.

Говоря иначе, многие государства Европы признали ФНОК (и, следовательно, АОНК) воюющей стороной. По международному законодательству, это придает национально-освободительному движению официальный статус и является первым шагом на пути к дипломатическому признанию.

Так что говорить о курдах, как о каких-то партизанских отрядах в горах несерьезно.

Турецкая пропаганда тщательно замалчивает тот факт, что РПК, ФНОК и АОНК вовсе не пытаются «отторгнуть часть турецкой территории». В 1993 г. РПК приняла официальную доктрину, которая направлена на превращение Турции в федеративное государство с равными правами для всех наций. То есть РПК — вовсе не сепаратисты, они борются за создание новой, демократической, федеративной Турции.

В Турции, замечу, живет около 30 миллионов турков. И около 20 миллионов курдов. Говорить о некоем «курдском национальном меньшинстве» тоже получается неудобно. А если учесть, что в Турции обитает еще около 20 миллионов этнических греков, то вообще сложно сказать, кто там меньшинство.

РПК считает правящий в Турции режим фашистским, указывая на то, что геноцид по национальному (расовому) принципу — это как раз один из признаков фашизма, и на то, что в составе правящей в Турции коалиции находится Партия националистического движения — ультраправая организация, чьи боевые отряды именуются «серыми волками».

Символ «серых волков» — сложенные в морду пальцы. Именно этот знак демонстрировали убийцы нашего летчика.

Надо заметить, что турецкие власти отказываются признавать сам факт существования в Турции коренных национальных меньшинств (существование некоренных, то есть переселенцев — албанцев, болгар-мусульман, лезгин, абхазов, чеченцев — признается). Курды, по официальной версии турецких властей — это вовсе не курды, а «горные турки», «одичавшие и забывшие свой язык», хотя курды живут на этих землях свыше 5 тысяч лет, а турки пришли в Переднюю Азию лишь в XI в. Точно так же и ассирийцы, по официальной турецкой версии — это не ассирийцы, а «обращенные в христианство турки». Довольно удобная позиция, и вот почему.

Турция отказывается признавать факт геноцида армян, ассирийцев, греков и курдов в Османской империи во время Первой мировой войны (суммарно жертвами террора стали тогда свыше 3 миллионов человек). А начиная с 20-х годов в Турецкой Республике жертвами геноцида стало не менее 4 миллионов курдов (что Турция, разумеется, также отрицает — поскольку «никаких курдов в Турции нет»).

Понятно, почему курды не питают сердечной привязанности к туркам. Но с далекого 1999 года между курдами и турками было некое перемирие. Оно соблюдалось из-за того, что лидер РПК Абдулла Оджалан был схвачен турецкими спецслужбами (при поддержке коллег из США) и приговорен к смертной казни. Которая была заменена пожизненным заключением.

Перемирие соблюдалось с 1999 по 2004 и с 2004 по 2015 гг.

Причиной прекращения перемирия стали действия вооруженных сил Турции, которые нанесли несколько авиационных ударов якобы по позициям боевиков «Исламского государства» на сирийско-турецкой границе.

Однако вместо атаки позиций ИГИЛ, турецкая авиация подвергла ударам позиции курдов, которые как раз сражаются против «Исламского государства». Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что турецкой армией были атакованы позиции вооруженных сил «Исламского государства» на территории Сирии, а также позиции Рабочей партии Курдистана на севере Ирака — в районах Зап, Метина, Гара, Авашин, Синат, Хафтанин, Хакурк, Кандиль. Атаки турецких вооруженных сил осуществлялись с воздуха и посредством артиллерийских обстрелов. При этом на территории Северного Ирака были уничтожены склады с оружием и лагерь курдских беженцев, спасающихся в Иракском Курдистане от боевиков ИГ.

Таким образом, турецкое руководство продемонстрировало, что для него курдское национально-освободительное движение являются равнозначным противником, причем курды представляют едва ли не большую опасность для турецкой государственности.

Официально турецкое руководство заявило, что атаки по курдским позициям ставили своей целью защиту национальной безопасности турецкого государства. Поэтому руководство Рабочей партии Курдистана и сообщило о том, что соглашение о прекращении огня потеряло в современной политической ситуации всякий смысл. Это заявление РПК стало сигналом к действию для многочисленной курдской оппозиции в том числе и на территории Турции.

Сегодня РПК сражается на два фронта: с одной стороны ИГИЛ, с другой — турецкая армия. Что не мешает вооруженным только легким оружием курдам успешно противостоять туркам и фанатикам ИГ. Более того, курды даже одерживают победы на своих фронтах.

Примечателен тот факт, что РПК выступает с позиций социализма, не разделяя борьбу за национальное освобождение курдского народа с борьбой за социальное освобождение всех народов Турецкого Курдистана.

Оджалан неоднократно подчеркивал, что является интернационалистом и проблемы национального освобождения армян, ассирийцев, арабов, греков интересуют его не меньше, чем проблемы его собственного курдского народа. Это принесло вполне ожидаемые результаты.

В рядах Армии освобождения народов Курдистана воюют армяне, арабы, ассирийцы, греки, а также многочисленные иностранные добровольцы, как правило, представители леворадикальных организаций Европы, Латинской Америки и Азии.

Большую роль в АОНК играют женщины, составляющие весомую часть курдских вооруженных формирований. Оджалан всегда подчеркивал значимость равноправия женщин и призывал к отказу от традиций принижения роли женщины, характерных для курдского и турецкого общества. По некоторым данным, в вооруженных формированиях сирийского курдского ополчения «пешмерга» женщины составляют до 40% военнослужащих. А существуют и отдельные женские батальоны АОНК.

Курдский вопрос стал тем камнем преткновения, который не дал турецкой арбе вкатиться в Евросоюз. Фактически отказавшись от ЕС и от решения курдских вопросов, Эрдоган избрал путь шантажа Европы с помощью беженцев. Но курды остались.

Упрямый народ, если так взглянуть. Сотни лет войн, причем войн за реальную мечту. И мечта, судя по всему, сбудется. Есть же уже в Ираке Северный Курдистан. Вполне себе автономия в составе Ирака. Кстати, именно курды, точнее, применение Саддамом Хусейном против них химического оружия и стало той соломинкой, которая сломала Хусейну спину.

Замечу, правда, что в 1999 году турки при президенте Демиреле тоже отработали по курдам химоружием. Но Демирель — не Саддам, с рук сошло.

Некоторый итог. Курды — это не кучка партизан в горах, как хотят это представить турецкие СМИ. Это 40 миллионов людей, четко представляющих, чего они хотят. Это не религиозные фанатики ИГИЛ, абсолютно наоборот. Это и сунниты, и шииты, и алавиты. Есть езиды и христиане. То есть налицо полная веротерпимость внутри народа, что не может не радовать, и является на Востоке скорее исключением из правил.

Восток — дело очень сложное, но раз уж Россия ввязалась в решение ближневосточных проблем, есть смысл вспомнить, что дважды мы уже были сотворцами Курдистана. А на Руси есть пословица, что Бог любит троицу.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

ЛАБУДА

Последние комментарии

Курды: кто они такие на самом деле

Курды – крупнейшая в мире нация без государства. Вместе с тем, рядовому обывателю, практически ничего не известно об этом гордом и загадочном народе.

Кто такие курды?

Курды – древний народ, объединяющий множество племён и населяющий преимущественно горную область Передней Азии, называемую Курдистаном.

Точное происхождение курдов учеными не установлено. Предками курдов называют и скифов, и древних мидийцев. Ученые доказывают близость курдского народа к азербайджанскому, армянскому, грузинскому и еврейскому народам.

Большинство курдов исповедует ислам. Есть среди них также христиане, иудеи и езиды.

Точная численность курдов неизвестна

Всего в мире проживает от 20 до 40 миллионов курдов:13–18 миллионов — в Турции, 3,5–8 миллионов — в Иране, в Ираке — более 6 миллионов, в Сирии — почти 2 миллиона, ещё около 2,5 миллионов кудров живут общинами в странах Европы, Азии и Америки. Точная численность этого народа неизвестна, поскольку в областях, населенных курдами, перепись населения никогда не проводилась.

След в истории

Курдистан, благодаря центральному геополитическому расположению на Ближнем востоке, со времен Месопотамии был театром завоевательных войн, междоусобиц и грабительских набегов. Во времена арабского завоевания большинство курдов приняли ислам.

При династии арабских халифов Аббасидов, пришедшей к власти в 750 году, все мусульмане других народов были уравнены в правах с арабами. Это привело к миру в Халифате, а у представителей неарабских народов появилось больше возможностей сделать политическую карьеру. По всей видимости, курды неплохо ладили с арабами, ведь их соотечественник Джабан Сахаби был сподвижником пророка Мухаммеда.

После распада Халифата и вторжения турок национальное государство курдов так и не было создано. При этом выходцы из этого народы нередко становились правителями других народов. Ими были основаны династии Айюбидов, правившая на Ближнем востоке в 1169—1525, и Шеддадидов, правившая в Закавказье в XI-XII веках.

В XVI веке Курдистан был поделен между турками, захватившими практически весь Ближний восток, и персами. На протяжении веков курды играли значительную роль в пограничных войнах Турции и Ирана, а правители обеих стран не слишком вмешивались во внутренние дела Курдистана, где местными делами управляли вожди племён.

А вот основанная курдами династия Сефевидов правила с начала XIV века в иранской провинции Азербайджан, а в 1501-1722 и 1729-1736 годах — всей Персией.

Знаменитый восточный правитель и полководец Саладин был курдом.

Немногие знают, что султан Салах ад-Дин, основатель династии Айюбидов, правитель практически всего Ближнего востока и Северной Африки XII века, был курдом. Он известен в Европе под именем Саладин, прежде всего, как талантливый полководец и предводитель сарацин в противостоянии с крестоносцами.

Например, в битве при Хаттине Саладин наголову разгромил крестоносцев, весь цвет рыцарства либо погиб, либо оказался у него в плену, включая короля Иерусалимского. После победы он захватил Иерусалим, поступив крайне благородно по тем временам по отношению к побежденным: всем желающим было разрешено покинуть город и сохранить имущество (которое могли увезти с собой) за небольшой выкуп.

В последствии, несмотря на переменный успех войны с одиозным предводителем третьего крестового похода, Ричардом Львиное сердце, мирный договор был подписан всё же на условиях Салах ад-Дина.

Образ благородного и мудрого Саладина часто используется в фильмах о крестовых походах и литературе.

Национальное государство курдов никогда не существовало?

Это гипотеза не соответствует истине.

Истории известны несколько национальных курдских государств. Самым долговечным из них оказалось Ардаланское ханство, которое находилось в приграничных районах Османской империи и Персии и прекратило своё существование только в XIX веке. В разное время, начиная с XVI века, ханство становилось вассальным государством по отношению к Османской империи или Персии, а временами было полностью независимым.

Более поздние, созданные курдами, государственные образования не были признаны мировым сообществом и просуществовали очень недолго.

Араратская Курдская Республика — самопровозглашённое государство курдов, находилось на территории современной Турции, существовало в 1927-1930 годах.

Королевство Курдистан — самопровозглашённое государство, созданное на территории современного Иракского Курдистана, существовало в 1921-1924 годах

Мехабадская республика — самопровозглашённое курдское государство в иранском Курдистане, просуществовало всего 11 месяцев в 1946 году.

Курдский вопрос

Организованное сопротивление курдов с целью самоопределения и создания независимого Курдистана явно начинает проявляться только в XIX веке и усиливается в XX веке. Это было связано с притеснениями и репрессиями курдского народа правящими режимами, иногда с целью насильственной ассимиляции. Наиболее серьезные столкновения произошли в Турции во времена правления Мустафы Кемаля Ататюрка.

Данные курдам обещания расширенных свобод и автономии в обмен на поддержку в Войне за независимость не были выполнены после победы. Последовавшие восстания были жестоко подавлены, курдам было официально запрещено говорить на родном языке, табуировались слова «Курдистан» и «курды» – с тех пор их полагалось именовать горными турками.

Наибольшей автономией в настоящее время обладает Иракский Курдистан, которую он получил после свержения Саддама Хусейна, а курд Джаляль Хусамаддин Талабани с 2005 по 2014 гг являлся президентом Ирака.

Война в Сирии, вернее её окончание и последующая возможная демократизация открывает уже перед сирийскими курдами возможности получения автономии. Самым ярым противником курдского самоопределения по-прежнему остается Турция, опасаясь курдского сепаратизма в самой Турции.

Кто такие Пешмерга?

Часто в новостных лентах о военных событиях на Ближнем востоке мелькает информация о пешмерга – курдских отрядах самообороны.

Жизнь в условиях постоянной опасности приучила курдов всегда быть готовыми к войне, а в последние десятилетия многократно выросла угроза со стороны радикальных исламистов.

Отряды самообороны были созданы в конце XIX века и с тех пор проявили себя во всех конфликтах, которые так или иначе затрагивали территорию Курдистана. Буквально пешмерга означает «стоящие перед смертью».

Образ современного воина пешмерга как бородатого мужика с АКМ не соответствует действительности. На сегодняшний день это хорошо экипированные бойцы, а сами отряды представляют практически регулярную армию с тяжелой артиллерией и бронетехникой. Формирования пешмерга признаются одной из наиболее боеспособных сил на Ближнем востоке и насчитывают 150 000 — 200 000 бойцов.

ЛАБУДА

Последние комментарии

Курды: кто они такие на самом деле

Курды – крупнейшая в мире нация без государства. Вместе с тем, рядовому обывателю, практически ничего не известно об этом гордом и загадочном народе.

Кто такие курды?

Курды – древний народ, объединяющий множество племён и населяющий преимущественно горную область Передней Азии, называемую Курдистаном.

Точное происхождение курдов учеными не установлено. Предками курдов называют и скифов, и древних мидийцев. Ученые доказывают близость курдского народа к азербайджанскому, армянскому, грузинскому и еврейскому народам.

Большинство курдов исповедует ислам. Есть среди них также христиане, иудеи и езиды.

Точная численность курдов неизвестна

Всего в мире проживает от 20 до 40 миллионов курдов:13–18 миллионов — в Турции, 3,5–8 миллионов — в Иране, в Ираке — более 6 миллионов, в Сирии — почти 2 миллиона, ещё около 2,5 миллионов кудров живут общинами в странах Европы, Азии и Америки. Точная численность этого народа неизвестна, поскольку в областях, населенных курдами, перепись населения никогда не проводилась.

След в истории

Курдистан, благодаря центральному геополитическому расположению на Ближнем востоке, со времен Месопотамии был театром завоевательных войн, междоусобиц и грабительских набегов. Во времена арабского завоевания большинство курдов приняли ислам.

При династии арабских халифов Аббасидов, пришедшей к власти в 750 году, все мусульмане других народов были уравнены в правах с арабами. Это привело к миру в Халифате, а у представителей неарабских народов появилось больше возможностей сделать политическую карьеру. По всей видимости, курды неплохо ладили с арабами, ведь их соотечественник Джабан Сахаби был сподвижником пророка Мухаммеда.

После распада Халифата и вторжения турок национальное государство курдов так и не было создано. При этом выходцы из этого народы нередко становились правителями других народов. Ими были основаны династии Айюбидов, правившая на Ближнем востоке в 1169—1525, и Шеддадидов, правившая в Закавказье в XI-XII веках.

В XVI веке Курдистан был поделен между турками, захватившими практически весь Ближний восток, и персами. На протяжении веков курды играли значительную роль в пограничных войнах Турции и Ирана, а правители обеих стран не слишком вмешивались во внутренние дела Курдистана, где местными делами управляли вожди племён.

А вот основанная курдами династия Сефевидов правила с начала XIV века в иранской провинции Азербайджан, а в 1501-1722 и 1729-1736 годах — всей Персией.

Знаменитый восточный правитель и полководец Саладин был курдом.

Немногие знают, что султан Салах ад-Дин, основатель династии Айюбидов, правитель практически всего Ближнего востока и Северной Африки XII века, был курдом. Он известен в Европе под именем Саладин, прежде всего, как талантливый полководец и предводитель сарацин в противостоянии с крестоносцами.

Например, в битве при Хаттине Саладин наголову разгромил крестоносцев, весь цвет рыцарства либо погиб, либо оказался у него в плену, включая короля Иерусалимского. После победы он захватил Иерусалим, поступив крайне благородно по тем временам по отношению к побежденным: всем желающим было разрешено покинуть город и сохранить имущество (которое могли увезти с собой) за небольшой выкуп.

В последствии, несмотря на переменный успех войны с одиозным предводителем третьего крестового похода, Ричардом Львиное сердце, мирный договор был подписан всё же на условиях Салах ад-Дина.

Образ благородного и мудрого Саладина часто используется в фильмах о крестовых походах и литературе.

Национальное государство курдов никогда не существовало?

Это гипотеза не соответствует истине.

Истории известны несколько национальных курдских государств. Самым долговечным из них оказалось Ардаланское ханство, которое находилось в приграничных районах Османской империи и Персии и прекратило своё существование только в XIX веке. В разное время, начиная с XVI века, ханство становилось вассальным государством по отношению к Османской империи или Персии, а временами было полностью независимым.

Более поздние, созданные курдами, государственные образования не были признаны мировым сообществом и просуществовали очень недолго.

Араратская Курдская Республика — самопровозглашённое государство курдов, находилось на территории современной Турции, существовало в 1927-1930 годах.

Королевство Курдистан — самопровозглашённое государство, созданное на территории современного Иракского Курдистана, существовало в 1921-1924 годах

Мехабадская республика — самопровозглашённое курдское государство в иранском Курдистане, просуществовало всего 11 месяцев в 1946 году.

Курдский вопрос

Организованное сопротивление курдов с целью самоопределения и создания независимого Курдистана явно начинает проявляться только в XIX веке и усиливается в XX веке. Это было связано с притеснениями и репрессиями курдского народа правящими режимами, иногда с целью насильственной ассимиляции. Наиболее серьезные столкновения произошли в Турции во времена правления Мустафы Кемаля Ататюрка.

Данные курдам обещания расширенных свобод и автономии в обмен на поддержку в Войне за независимость не были выполнены после победы. Последовавшие восстания были жестоко подавлены, курдам было официально запрещено говорить на родном языке, табуировались слова «Курдистан» и «курды» – с тех пор их полагалось именовать горными турками.

Наибольшей автономией в настоящее время обладает Иракский Курдистан, которую он получил после свержения Саддама Хусейна, а курд Джаляль Хусамаддин Талабани с 2005 по 2014 гг являлся президентом Ирака.

Война в Сирии, вернее её окончание и последующая возможная демократизация открывает уже перед сирийскими курдами возможности получения автономии. Самым ярым противником курдского самоопределения по-прежнему остается Турция, опасаясь курдского сепаратизма в самой Турции.

Кто такие Пешмерга?

Часто в новостных лентах о военных событиях на Ближнем востоке мелькает информация о пешмерга – курдских отрядах самообороны.

Жизнь в условиях постоянной опасности приучила курдов всегда быть готовыми к войне, а в последние десятилетия многократно выросла угроза со стороны радикальных исламистов.

Отряды самообороны были созданы в конце XIX века и с тех пор проявили себя во всех конфликтах, которые так или иначе затрагивали территорию Курдистана. Буквально пешмерга означает «стоящие перед смертью».

Образ современного воина пешмерга как бородатого мужика с АКМ не соответствует действительности. На сегодняшний день это хорошо экипированные бойцы, а сами отряды представляют практически регулярную армию с тяжелой артиллерией и бронетехникой. Формирования пешмерга признаются одной из наиболее боеспособных сил на Ближнем востоке и насчитывают 150 000 — 200 000 бойцов.

Жертвы усатых тиранов

Курдов ненавидели Сталин, Саддам и Турция. Что дальше?

Курдский военачальник Хусейн Язданпан

Фото: страница Kurdistan Freedom Party в Facebook

Почему после войны Сталин предал иранских курдов, а сын их лидера при поддержке США стал президентом Иракского Курдистана? Кто такие езиды и чем они отличаются от других курдов? Когда советские курды считались неблагонадежным народом и как они живут в России сейчас? «Лента.ру» рассказывает о драматической судьбе самого древнего из разделенных народов мира.

Курдская народная республика

Курды — это единственный крупный народ, до сих пор не имеющий собственной государственности. Во многом потому, что этому древнему этносу постоянно не везло с союзниками. Иран и Османская империя разделили курдские земли по Амасийскому договору 1555 года и по Зохабскому миру 1639 года. Как пишет современный исследователь Теймураз Авдоев, «такое деление положило начало формированию двух крупных курдских диалектных групп: курманджи (север) и сорани (юг)». Вопрос о независимости Курдистана впервые встал всерьез сто лет назад, после Первой мировой войны, когда распалась Османская империя. Однако Севрский мирный договор 1920 года, предусматривающий создание курдского государства, так и не вступил в силу, а европейские державы-победители не стали на этом настаивать. Так что курды по сей день разделены между Персией (Ираном), кемалистской Турцией и другими обломками Оттоманской Порты — Месопотамией (Ираком) и Сирией, созданными по соглашению Сайкса-Пико.

В результате курды надолго стали заложниками ближневосточной политики великих держав. После Первой мировой войны их предали Британия и Франция, а после Второй мировой они опрометчиво доверились Сталину. Как известно, во время Великой Отечественной войны СССР и Великобритания совместно оккупировали Иран, чтобы обеспечить поставки по ленд-лизу и не допустить усиления немецкого влияния в стране. В январе 1946 года при непосредственной поддержке советской оккупационной администрации в местах компактного проживания курдов на северо-западе Ирана была провозглашена Курдская народная республика (Мехабадская республика) во главе с Кази Мухаммедом и Мустафой Барзани.

Провозглашение Мехабадской республики, 1946 год

До сих пор непонятно, чего тогда добивался Сталин: то ли присутствия советских войск в Иране сверх оговоренного с западными союзниками срока, то ли присоединения к Азербайджанской ССР северо-западных провинций Ирана, то ли построения на их территории марионеточного просоветского государства. За месяц до провозглашения Мехабадской республики в Тебризе было объявлено о создании Демократической Республики Азербайджан. В итоге авантюрная политика Москвы привела к первому полномасштабному конфликту бывших союзников по антигитлеровской коалиции — иранскому кризису 1946 года, ставшему одним из спусковых крючков начала холодной войны.

Народ без родины

Весной 1946 года под давлением США и Великобритании Сталин приказал вывести советские войска из Ирана, и державшаяся на их штыках Мехабадская республика была обречена. В декабре 1946 года тегеранское правительство восстановило контроль над регионом. В марте 1947 года почти все руководство самопровозглашенной курдской республики публично повесили на центральной площади Мехабада. Единственным спасшимся был Мустафа Барзани, который вместе с верным ему отрядом укрылся на территории советского Азербайджана.

Советский разведчик-диверсант Павел Судоплатов позже вспоминал, что «прорвавшиеся через границу боевые отряды Барзани насчитывали до двух тысяч бойцов, с ними находилось столько же членов их семей. Советские власти сначала интернировали курдов и поместили в лагерь, а в 1947 году Абакумов приказал мне провести переговоры с Барзани и предложить ему и прибывшим с ним людям политическое убежище с последующим временным расселением в сельских районах Узбекистана, поблизости от Ташкента». Во время встречи с Судоплатовым Барзани заявил, что «за последние сто лет курды поднимали восемьдесят восстаний против персов, иракцев, турок и англичан, более чем в шестидесяти случаях обращались за помощью к России и, как правило, ее получали. Поэтому, по его словам, с их стороны вполне естественно обратиться к нам за помощью в тяжелое для них время, когда иранские власти ликвидировали Курдскую республику».

Масуд Барзани и Джордж Буш-младший

Фото: J. Scott Applewhite / AP

Его сын Масуд Барзани, спустя 10 лет вернувшийся вместе с отцом в Ирак, впоследствии стал одним из главных врагов Саддама Хусейна. После разгрома иракской армии в операции «Буря в пустыне» он повторил ошибку своего отца, поверив обещаниям Соединенных Штатов поддержать восстание иракских курдов в марте 1991 года. Лишь месяц спустя, когда власти Ирака утопили курдский бунт в крови и более миллиона человек сбежали в Иран и Турцию, американцы спохватились и приступили к операции Provide Comfort, призванной остановить гуманитарную катастрофу в регионе. С 2005 по 2017 год Барзани-младший был президентом автономного Иракского Курдистана — единственного на сегодня официального курдского государственного образования на Ближнем Востоке.

После «арабской весны» 2011 года вопрос о курдской государственности вновь стал актуальным. Сирия, где сейчас живет около двух миллионов курдов, в результате продолжающейся гражданской войны фактически перестала существовать как единое государство. Сирийские и иракские курды оказались самыми надежными союзниками коалиции, противостоящей так называемому «Исламскому государству» (запрещено в России). Однако сейчас провозглашение независимого Курдистана даже на территории превратившихся в failed state («несостоявшиеся государства») Ирака и Сирии вряд ли возможно — по крайней мере до тех пор, пока против этого категорически выступают Иран и Турция. Обе эти страны небезосновательно опасаются роста курдского сепаратизма на своих территориях.

Так завещал Заратустра

Отсутствие единой курдской государственности привело к тому, что этот древний этнос разобщен не только по племенному, но и по религиозному признаку. Как большинство ираноязычных народов, курды подверглись исламизации, однако некоторая их часть сохранила веру предков. Это езиды, наследники зороастризма — исконной религии Древнего Ирана.

История так сложилась, что одной из главных мировых религий стало христианство, хотя еще в начале нашей эры его серьезными конкурентами были зародившиеся в Персии митраизм и зороастризм. После арабского завоевания Персии в середине VII века их вытеснил ислам, и езиды остались одним из немногих народов Ближнего Востока, по-прежнему поклонявшихся Солнцу. Это им дорого стоило: в Средние века мусульманские фанатики неоднократно устраивали резню езидов. Главная их святыня — храм Лалеш, расположенный в Иракском Курдистане, в 60 километрах к северо-западу от города Мосула. Каждый езид обязан хотя бы раз в жизни приехать сюда во время Джамаи — ежегодной недели паломничества, проходящей в начале октября.

В 1915 году вместе с армянами, понтийскими греками и ассирийцами езиды стали жертвами геноцида в Османской империи. Достоверное число его жертв неизвестно до сих пор (современная Турция, как известно, официально геноцид не признает), но речь идет о сотнях тысяч. Одним из последствий этой резни стало массовое бегство езидов на территорию независимой Армении, а потом — в советское Закавказье, где отдельные группы их соплеменников проживали с начала XIX века.

М. Микешин. Два курда-чертопоклонника (езиды), кабардинец, чеченец и курд-магометанин из окрестностей Вана. Рисунок 1876 года

Курды и езиды в СССР и России

Поначалу никаких проблем с советской властью у курдов не возникало. В июле 1923 года в составе Азербайджанской ССР на территории Нагорного Карабаха был создан Курдистанский уезд (Красный Курдистан) с административным центром в городе Лачин. Однако в 1930 году национальная политика большевиков резко изменилась, и курдскую автономию упразднили, национальные газеты закрыли, преподавание в школах на курдском языке прекратили. В 1937 году, в разгар Большого террора, постановлениями Совета Народных Комиссаров СССР множество курдских семей насильственно переселили из Армении и Азербайджана в Киргизию. Сотрудники НКВД арестовали национального героя курдов-езидов Джангир-агу, во время Первой мировой войны перешедшего вместе со своим полком на сторону России. В заключении он пробыл пять лет и, по официальной версии, умер в 1943 году в Саратовской тюрьме.

В августе 1944 года депортации в Казахстан и Среднюю Азию подверглись курды, проживающие в пограничных районах Грузии. Они разделили печальную судьбу других «неблагонадежных» народов: крымских татар, греков, амшенцев, турок-месхетинцев, чеченцев, балкарцев и калмыков. После 1956 года, во время хрущевской оттепели, курдов реабилитировали и позволили им жить свободно. В годы перестройки курдская общественность попыталась добиться от советского руководства восстановления курдской национальной автономии в Закавказье. И хотя в октябре 1990 года постановлением Верховного Совета СССР была создана комиссия для решения проблемы советских курдов, ни к каким результатам ее деятельность так и не привела. Спустя год распался Советский Союз, что окончательно похоронило эту идею.

Сейчас в России живет, по официальным данным, более 60 тысяч курдов (возможно, на самом деле намного больше). Что касается езидов, считающих себя отдельным от остальных курдов народом, их в нашей стране тоже немало — не менее 40 тысяч. В Ярославле существует единственная в мире официально зарегистрированная религиозная организация езидов, которая сейчас планирует строительство собственного культурно-просветительского центра и храма. Недалеко от Ярославля, в Гаврилов-Ямском районе области, на территории бывшего пионерского лагеря «Солнечный» с 1996 года находится курдское поселение Gunde Kurda, основанное сторонниками Рабочей партии Курдистана (РПК), воюющей с турецкими властями. Здесь находятся могилы Ахмета Йылдырыма и Рамзи Аккуша — активистов РПК, убивших себя 17 ноября 1998 года возле здания Госдумы России в знак протеста против высылки из нашей страны лидера турецких курдов Абдуллы Оджалана.

Новости 24

Причем Поднебесная, по версии американского Минобороны, представляет больше опасности

Глава грузинского Минобороны отметил, что в Альянсе нет общего мнения по поводу членства республики

Она уже пообещала «как можно скорее провести выборы» главы государства

Питерца обвиняют в мошенничестве, сговоре, краже личных данных и отмывании денег

По данным следствия, «Слуга народа» вымогала $300 тысяч за должность в «Нафтогазе», половину успела получить

Женщины, живущие в сельской местности, теперь могут работать 36 часов в неделю без потери зарплаты

По словам представителя госдепа, Москва «продемонстрировала определенную заинтересованность в их возвращении»

Шестерым раненым понадобилась госпитализация

Британский певец признался, что пользуется только компьютером, а мобильники не любит

Никакой фильм крымчан не переубедит, они свой выбор между Россией и Украиной уже сделали

Если Пекин не примет условия Вашингтона по торговому соглашению

Ранее в МИД РФ заявили, что такой шаг идет вразрез с партнерскими отношениями двух стран

В середине ноября курды освободили город Синджар, который больше года удерживал ИГИЛ. Фото: REUTERS

В эфире Радио «Комсомольская Правда» состоялась премьера передачи «Восток – дело тонкое». В ней наш радиоведущий Аббас Джума обсуждает с экспертами сложные явления на Ближнем Востоке [аудио]

Гостем первого эфира стал эксперт по Ближнему Востоку Таймур Двидар. С ним Аббас Джума поговорил о курдах. Это древнейший народ, с богатейшей историей и традициями, но без собственной страны. Кто они и чего хотят?

«Курдистан – это когда ты смотришь на облака сверху вниз»

— Все, кому не лень, в мире говорят о свободах, о демократии, о правах человека и прочих прелестях жизни, однако, древнейший этнос – курды – до сих пор не имеет права на самоопределение и государственный суверенитет. А их, между прочим, ни много ни мало от 35 до 45 миллионов человек (по разным оценкам). То есть, в пять раз больше, чем евреев в Израиле . Но если о евреях всех понятно и в Библии все написано, то кто же такие курды, откуда они взялись, чего хотят и почему с ними так несправедливо обходятся? – задал вопрос эксперту Аббас Джума.

Таймур Двидар ответил, что упоминание об этом народе впервые прозвучало от 4 до 6 тысяч лет назад и сейчас представители этого этноса встречаются повсеместно.

— Хочу рассказать о своих впечатлениях о Курдистане и курдах именно в Ираке . Люди, которые там живут, мне запомнились своей теплотой, добротой, отзывчивостью. Люди очень чистые. Курдистан – это когда ты смотришь на облака сверху вниз.

По словам, эксперта курды на протяжении своей истории «незаслуженно кочевали»:

— Потому что они вынужденно кочевали. Их выгоняли то из персидской стороны в иракскую, из иракской — в Сирию , в Турцию . Самая большая по территории часть Курдистана находится на территории Турции. А по численности населения — в Ираке. Курды составляют 12% от населения Ирака. Кстати, автономия в Ираке у них была еще в 1970-м году.

— Де-юро. Де-факто — с 2006-го, — поправил наш радиоведущий.

— Де-факто ничего не получилось и переросло это все в войну, довольно-таки кровопролитную, где помогала и Персия , и Россия еще помогала курдам в противостоянии с Ираком, — ответил на это Двидар.

«У курдов была возможность обзавестись государством»

Эксперт напомнил, что гражданская война в Ираке между курдами и арабами «все-таки произошла из-за того, что была обещана в 1970 году автономия иракским государством, но, к сожалению, не случилось и кончилось это все массовым уничтожением людей, после которого лидеры восстания или противостояния курдские разъехались по соседним странам, а кто-то и в США ».

— Была возможность, кстати, у курдов обзавестись Родиной и государством. Это было в 1920 году, по сербскому договору у них была эта возможность. Они как бы получили эту территорию, которая включала в себя четыре государства, современных четыре государства, там делилась их территория – Ирак, Сирия, Турция и Персия, Иран , простите. Но господин Ататюрк, великий турецкий вождь, сделал военный маневр и, в общем-то, переписал этот договор. В результате курды остались без Курдистана. Но что характерно. В Ираке, вот я помню, в начале 80-х, табличку Курдистан. И слово «Курдистан». И это было нормально, — вспомнил эксперт.

Таймур Двидар отметил также, что к курдам относятся на протяжении истории как к цыганам. Но это, на его взгляд, абсолютно несправедливо:

— Незаслуженное отношение к ним, как к цыганам. И вся эта боль курдского народа, я ее чувствую именно в том, что к ним относятся как к цыганам. Почему?

Иракский Синджар перешел под контроль курдов. Фото: REUTERS

— В общем, жаль, конечно, что не получилось у них обзавестись государством, но поскольку мы сейчас стоим на пороге передела границ, я хочу напомнить, что границы Турции, Ирака, Сирии образовались в 1916 году в результате договора Сайкс-Пико. И сейчас эксперты, политологи заговорили почти в один голос о некоем возрождении договора Сайкс-Пико, — напомнил Аббас Джума.

— Очень остро курдский вопрос стоит в Турции. Вы были в Ираке, вы видели, какие курды, что опасности они не представляют. Вот этот прецедент – Иракский Курдистан – доказал, что курды могут сосуществовать нормально с теми, внутри кого они и находятся. Почему же Турция? – задается вопросом эксперт.

«Они хоть с чертом лысым объединяться, лишь бы освободить Ракку»

Наш радиоведущий напомнил также в эфире, что на сегодняшний день курды эффективнее всех борются с ИГИЛ (запрещенная в России организация – прим.ред.). Они освободили Кобани и Синджар.

— И сейчас вот такой тревожный звоночек – они объединяются в походе на Ракку с Сирийской свободной армией. Как мне говорят ребята из ЕПГ, у нас просто нет выбора. Нам потому что более никто не помогает. Почему бы России не взять инициативу? – спросил Аббас Джума.

— Ну, им помогают американцы, давайте не будем забывать – и это их главный союзник, — напомнил Таймур Двидар. – Но они хоть с чертом лысым объединятся, лишь бы освободить Ракку, потому что Ракка — это все-таки главный город курдов в Сирии. Сирийская свободная армия, я не знаю, чего вы так на нее остро реагируете. Не надо забывать, что в Сирийской армии регулярной 70 тысяч человек дезертировали не от страха чего-либо, а мстя за своих родственников… В Сирии я тоже был.

— Понимаете, я просто видел, что эти люди – ССА – творят то же самое, что ИГИЛ, — ответил Аббас Джума.

— Но это не объединенная какая-то группа, это разрозненное ополчение. Небольшие группы такие, партизанские отряды, называют они себя Свободная сирийская армия. Так себя они назвали, дабы как-то отличиться. Это малочисленные очень подразделения, по влиянию на земле они не особо значительны. Они начали объединяться три недели назад, после того, как Россия долбанула так, что мало не показалось никому. И мы увидели на севере, в Алеппо, в частности, из Свободной сирийской армии три подразделения объединились…

Синджар находился под контролем запрещенной в России группировки ИГИЛ больше года. Фото: REUTERS

Специалист по Ближнему Востоку уверен: «Эти подразделения, хоть они и небольшие, успешно противостоят ИГИЛ. Поэтому нет лучшего союзника противостоять этому злу на Ближнем Востоке, антиисламу, назовем это так, кроме как самих сирийцев».

«Курды – воины от Бога»

По мнению нашего радиоведущего, «если бы Россия предприняла какие-то шаги в сторону курдов, то курды были бы не против». Но почему Россия этого не делает?

— Я полностью с вами согласен. Вы абсолютно правы. Вы знаете, мне вспомнилось значение слова «курд». Это же означает всадник-герой. И это шесть тысяч лет назад, когда в общем-то лошадей особо не знали. Курды пользовались уже тогда лошадьми… Это люди-воины. Они воины от Бога. Когда они были в союзе в Османской империи с султаном, даже на южных границах России, мы их по истории помним, что это за воины. Они иногда оказывали услуги и России, в том числе. Люди очень договороспособные, им, хоть с чертом лысым, но освободить свою землю и защитить свои семьи… Вы знаете, я не сотрудник разведслужбы, у меня сейчас мало информации, я не знаю, кто взаимодействует с кем, но для меня тоже, как и для вас, удивительно, почему мы не видим некоего союза России и курдов? Именно в противостоянии. Вполне возможно, что американцы закрывают тему эту сами.

Между тем, Таймур Двидар напомнил, что «среди ИГИЛ довольно-таки немалое число курдов, которые воюют с собственным народом».

— Их можно называть как угодно, но по эффективности ведения войны они довольно-таки, к сожалению, эффективны. Посмотрим сегодня-завтра, во что выльется эта война. К сожалению, сейчас у нее рисунок такой, что она превращается в глобальную. С учетом терактов, которые мы видели, против граждан России, против французов. Мы не знаем, как у нас сегодня день закончится и что нас ожидает всех вместе взятых. К сожалению, мы подошли очень вплотную к трагедии и, думаю, если мы всегда говорили о начале третьей мировой войны, которая уже в общем-то идет, то вот она по спирали сейчас вспыхивает с каждым днем все сильнее и сильнее.

Полную запись программы вы можете прослушать онлайн или скачать в плеере в начале статьи.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Спецкор «КП»: В Ираке все хотят пригласить Россию, но без разрешения Америки не могут

Курды освободили город Синджар, который больше года удерживал ИГИЛ. О значении этой операции в эфире Радио « КП » рассказала Дарья Асламова , которая сейчас находится в столице Иракского Курдистана (подробности)

МЕЖДУ ТЕМ

Курды — живой щит на пути исламистов в Россию

Специальный корреспондент «КП» Дарья Асламова побывала в одном из курдских отрядов и поняла, почему, борясь за свою свободу, его бойцы защищают и нашу страну (подробности)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector