0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лекция Становление и развитие российской государственности

Становление и развитие государственности в России

Становление и развитие российской государственности насчитывают много веков. Начало этому процессу было положено в Древнерусском государстве и продолжается до сих пор.

Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация.

  • 1. Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX века и существовало до середины XV века. Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного ее центров, возрастанием военно-политического и международного влияния государства, наступлением закономерного для раннефеодальных монархий этапа его раздробления и утраты централизованного управления.
  • 2. Московское государство существовало с середины XV до конца XVII века. В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости Золотой Орды, завершился процесс «собирания земель» вокруг Москвы, произошло оформление основных государственно-политических, социально-экономических и культурных начал российского самодержавия. Ярким проявлением повышения авторитета государя Московского явилось торжественное венчание Ивана IV на царство в 1547 году. За этим событием последовали важнейшие реформы органов государственного управления, судебной системы, армии, церкви. Становление российского самодержавия в XVI веке сопровождалось его успехами в области централизации государства и активизацией внешней политики. Обеспечению роста международного авторитета Московского государства способствовало также значительное расширение его территории за счет успешных завоевательных походов и колонизации новых земель на востоке.

Все это привело к образованию великорусской нации.

3. Государство Российская империя охватывает эпоху с конца XVII до начала XX века. За это время произошли становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии.Эпоха Петра I явилась переломным периодом в истории России. Его реформы охватили все сферы государственной и общественной жизни, определив на длительную историческую перспективу развитие нашей страны. После смерти Петра I Российская империя вступила в эпоху дворцовых переворотов. Правление Екатерины II (1762 -1796 гг.) ознаменовалось декларированной политикой «просвещенного абсолютизма», небывалым ростом привилегий дворянства как благородного сословия Российской империи и одновременно невиданным размахом крепостнического произвола.

Политика Николая I (1825 -1855 гг.), привела страну к глубокому социально-экономическому, политическому и военному кризису середины XIX века. Александр II (1855 — 1881 гг осуществил «великую реформу», декларировав отмену крепостной зависимости крестьянства (1861 г.). За этим последовали городская и судебная реформы, реорганизация армии и флота, а также демократизация системы образования.

Попытки Александра III (1881 -1894 гг.) стабилизировать государственно-политический строй самодержавной России путем проведения ряда контрреформ только увеличили разрыв между монархом и его подданными. Вступление на престол последнего российского самодержца Николая II (1895 -1917 гг.) ознаменовалось невиданным размахом революционного движения в России и неизбежным крахом монархического строя.

4. Советское государство существовало с февраля 1917 года до конца 1991 года и связано с оформлением основ советской государственности в эпоху революционного преобразования императорской России в Российскую республику Временным правительством пришли большевики во главе с В.И. Ульяновым (Лениным). В ходе Гражданской войны большевизм, ставший идеологическим стержнем нового строя, сформировал Союз Советских Социалистических Республик (СССР), который восстанавливал политическое и территориальное единство большей части бывшей Российской империи. Во главе партийно-номенклатурной верхушки авторитарно-тоталитарного государства в течение 30 лет (с начала 1920 годов до 1953 года) бессменно находился «великий вождь и отец народов» И.В. Сталин.

Одновременно победа в войне стала началом широкомасштабного соперничества двух государственно-политических и экономических систем на международной арене — СССР и Соединенных Штатов Америки (США). В послевоенный период в условиях «холодной войны» развернулась беспрецедентная гонка вооружений, в основе которой лежало советско-американское соперничество.

5. Эпоха Российской Федерации началась в декабре 1991 года и продолжается по настоящее время. За прошедшее время в стране произошли принципиальные перемены. Была принята новая Конституция РФ 1993 года, Стала реальностью многопартийность. Россияне избрали Президента РФ, депутатов Государственной Думы, губернаторов, мэров, органы местного самоуправления.

Правительство РФ состоит из Премьер-министра, двух Первых заместителей, трех Вице-премьеров, федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Причем в структуре федеральных органов исполнительной власти существуют федеральные министерства, службы и агентства, руководство деятельностью которых осуществляет лично Президент Российской Федерации (схема).

Становление и развитие российской государственности

Каждому государству свойственно развитие, как и любому живому организму. Если то или иное общество стоит на одном месте, то вскоре его уничтожат более сильные соседи. Наше государство, как и все, проходило целые этапы в развитии именно государственности. Разные ученые оп разному формулируют понятие «государственность». Чаще всего ее понимают как политическую систему управления страной. Сегодня подробно поговорим об этапах государственности и их содержании, а так же основных событиях, произошедших в это время.

1 Этап. Древнерусское государство.

Основы государственности нашей страны были заложены именно в этот период. В 9 веке, а точнее 862 году были призваны заморские князья во главе с Рюриком. Ровно через 20 лет его воевода и наставник малолетнего Игоря Олег объединил Новгород и Киев. Этим поступком он создал наше государство, то есть Русь. Чуть позже наша страна зарабатывает все больший международный авторитет. Этому способствуют удачные военные походы ив выгодные торговые оглашения. Система управления стремиться к монархии. Этот этап длился вплоть до 15 века, пройдя раздробленность, а потом и зависимость от Золотой Орды.

2 Этап. Московское государство.

Этот период длился с 15 по 17 век. Так полностью были сброшены оковы зависимости от ордынцев. Российское государство стало полностью централизованным, ведь собраны воедино все земли с центром в Москве. Крепчает и международный авторитет, что немало важно. Здесь же сложились и основы российского самодержавия, как в политическом, так и в культурном плане.
На этом этапе развития произошло и одно из самых темных событий в истории России — Смутное время. Оно характеризуется глубоким экономическим, политическим, культурным кризисом. Происходит смена династий. Интересны элементы, присущие только нашей истории. Это иностранные интервенты и, появление самозванцев. Благодаря народному духу кризис удалось пережить и восстановить былое величие и могущество страны. С приходом новой династии медленно формируются или закладываются основы российского абсолютизма. В конце 17 века начинается новый этап развития.

3 Этап. Российская империя.

Этот период начинается в конце 17 века и заканчивается в начале 20. За это время расцвела и пала самодержавная российская монархия. Петр 1 стал первым российским императором. Он полностью изменил систему управления посредствам знаменитых реформ. Так был достигнут новый этап в развитии российской государственности. Со временем она оставалась практически неизменной, хотя и вносились некоторые корректировки. На престол взошел последний российский император Николай 2. В это же время расцвета достигло революционное движение. Оно имело наибольший размах. Тогда же в 1917 году была свергнут монархический строй. Началась революция, которая и привела к новому этапу развития российской государственности.

4 этап. Советское государство.

Этот период длился с 1917 года по 1991. За это время серьёзно изменился весь мир. Накануне революции каждый человек понимал, что страна нуждается в переменах. Так был изменён весь политический строй, что привело к Гражданской войне. На этом же этапе произошла Великая Отечественная война. Стоит сказать, что на то время российское государство было источником такого способа организации.
Вплоть до 1991 года советская власть оставалась незыблемой. Не происходило каких-то серьёзных изменений или перепадов. Старая система управления и государственности продолжала использоваться. Все же изменилось в 90-ые годы.

5. Этап. Российская Федерация.

Эта эпоха началась с декабря 1991 года и продолжается по сегодняшний день. В российском государстве сформировалась абсолютно новая для страны политическая система. Была принята новая Конституция в 1993 году, как символ нового этапа развития государственности. Благодаря этому стала возможна многопартийная демократическая система. Теперь правитель страны, а именно Президент избирается посредством голосования всего народа. На данный момент это наивысший уровень развития государственности в нашей стране.

Каковы будут следующие этапы, да и будут ли они вообще? На этот вопрос нам ответит будущее.

За всю многолетнюю историю нашей страны произошло много событий, связанных непосредственно с управлением. Все этапы развития государственности, периоды ее становления происходили взаимосвязано и достаточно сложно. Иногда это заканчивалось жестокими войнами или даже вмешательством других стран в дела российского государства. Стоит сказать, что развитие государственности просто необходимо. Иначе существование нашей страны будет просто невозможным. Как уже говорилось ранее, побеждает тот, кто стремится к высшему и лучшему, а значит развивается.

Становление современной российской государственности;

План

С 1991 г. до наших дней.

Основные тенденции в развитии российского государства и права

Лекция 16.

1. Становление современной российской государственности

2. Основные тенденции развития российского права

Литература

1. Булатов, Р.Б. Российская государственность: становление и развитие / Р.Б. Булатов // История государства и права. – 2006. – № 8.

2. Дмитриев, Ю.А. Судебная власть в механизме разделения властей и защита прав и свобод человека / Ю.А. Дмитриев, Г.Г. Черемных // Государство и право. – 1997 – № 8.

3. Егоров, B.С. История уголовного наказания в период становления российского права / В.С. Егоров // Государство и право. – 2006. – №5.

4. Полякова, Т.М. К вопросу о политико-правовой доктрине России / Т.М. Полякова // История государства и права. – 2006. – №1.

5. Рябинин, Н.А. Преемственность российской государственности / Н.А. Рябинин. – Красноярск, 2003.

6. Тепляшин, И.В. Вопросы эффективности российской судебной системы в выступлениях президента Российской Федерации в 2008-2010 г.г. / И.В. Тепляшин, Г.Г. Фастович // История государства и права. – 2011. – № 8.

7. Скуратов, Ю. И. Развитие Конституции Российской Федерации 1993 года: поправки в Конституцию или конституционная реформа? / Ю.И. Скуратов // Российский юридический журнал. – 2009. — № 3.

Современное состояние государства и права Российской Федерации представляет собой совокупный итог поэтапного, по преимуществу мирного, демонтажа советского строи и органов советского государства на территории России и процесс становления нового российского государства.

В этом процессе можно выделить три этапа:

— первый охватывает период от 12 июня 1990 г. (принятие Декларации независимости РСФСР) до официального признания распада СССР и сложения полномочий Президентом СССР, т.е. до 25 декабря 1991 г.;

— второй этап – от 26 декабря 1991 г. до принятия новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г.;

-третий современный период, начатый вступлением Конституции РФ в действие, сводится к приведению всех сфер политико-правовой жизни РФ в соответствие с новым конституционным законодательством.

Разберем эти этапы подробнее.

Первый шаг на пути приобретения суверенитета Российской Федерацией был сделан на I съезде народных депутатов РСФСР, принявшем Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Съезд не призывал к развалу Союза ССР, ему просто хотелось укрепить собственный суверенитет как «естественное и необходимое условие существования государственности России».

В связи с этим съезд в одностороннем порядке, в нарушение действующей Конституции СССР и общесоюзного законодательства признал верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории Российской Федерации.

Реализуя положения Декларации о суверенитете, Съезд народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР в спешном порядке стали принимать собственные законы, которые принципиально отличались от действующих общесоюзных законов и парализовывали их действие на территории РСФСР.

В форме республиканского законодательства РСФСР закрепляла и проводила в жизнь более решительные меры по проведению экономической реформы и созданию рыночных отношений.

В октябре 1990 г. в РСФСР имелась «Программа 500 дней», предусматривающая проведение всех необходимых мер по переводу социалистической экономики на рельсы рыночных отношений.

Высшие органы государственной власти РСФСР и возглавляющие их лица заняли непримиримую по отношению к СССР позицию, показали пример другим союзным республикам, инспирировали их на подобные действия.

Б. Ельцин, будучи Председателем Верховного Совета РСФСР, вел бескомпромиссную борьбу с попытками общесоюзных органов сохранить Советский Союз как федеративное государство с достаточно широкими полномочиями.

Подписанный 24 июля 1991 г. Договор о союзе суверенных государств отражал по преимуществу взгляды высших должностных лиц союзных республик, в том числе и Ельцина на проблему взаимоотношения Союза ССР и республик, на превращение федерации в конфедерацию.

Весьма значительным был вклад высших должностных лиц РСФСР в преодолении кризиса в общесоюзных органах государственной власти и управления, создавшегося с образованием ГКЧП в августе 1991 г., взявшего всю полноту власти в свои руки и приостановившего действие конституционных органов власти СССР.

Именно активные оперативные действия Б.Ельцина и других лиц по защите демократических преобразований обеспечили поражение заговорщиков и восстановили деятельность конституционных органов государственной власти.

Важным шагом на пути дальнейшей демократизации российского государства явилось создание Конституционного Суда РСФСР. Данный орган в числе своих основных целей ставил охраны суверенитета народов РСФСР, защиты конституционного строя РСФСР, основных прав и свобод человека, признанных Конституцией РСФСР, прав и законных интересов граждан и юридических лиц, поддержания верховенства и непосредственного действия Конституции РСФСР.

Поскольку осенью 1991 г. общесоюзные органы государственной власти и управления окончательно утратили свою способность управлять страной и не обеспечили оперативного подписания Союзного договора, Президенты России, Украины и Белоруссци проявили новую инициативу.

8 декабря 1991 г. в Минске они признали, что Договор об образовании СССР 1922 г. на территории этих республик прекращает свое действие. Вместо него образуется Содружество Независимых Государств.

Верховный Совет РСФСР 12 декабря 1991 г. денонсировал Договор об образовании СССР 1922 г. и ратифицировал Соглашение о создании СНГ. При этом Верховный Совет РСФСР обратился ко всем государствам — бывшим союзным республикам СССР с призывом «присоединиться к Содружеству Независимых Государств для взаимовыгодного сотрудничества в интересах всех народов».

С принятием этих решений РСФСР стала суверенным государством не только фактически, но и юридически, ускорив агонию СССР.

С 25 декабря 1991 г. РСФСР перестает существовать как социалистическая республика. В этот день Верховный Совет РСФСР принял закон, согласно которому РСФСР впредь именуется как Российская Федерация – Россия.

Новый этап экономической реформы, начатый в 1992 г., ознаменовался либерализацией цен на все промышленные и продовольственные товары, установлением высоких налогов на предпринимателей и предприятия, резким сокращением расходов на образование, науку, медицину и иные сферы социальной жизни.

Подобные меры должны были стабилизировать финансовое положение, сократить дефицит государственного бюджета, вывести предприятия России на прочные связи с зарубежными предприятиями и организациями.

В этот период большие надежды связывались с развитием частной инициативы, уменьшением роли государства в регулировании экономической деятельности, передачей государственных предприятий в руки отдельных трудовых коллективов, предпринимателей и иностранных организаций.

Однако поспешность в проведении экономических реформ, значительные просчеты и ошибки в экономической политике привели к дальнейшему углублению экономического кризиса.

Значительно ухудшилось и материальное положение населения. В этих условиях среди высших органов государственной власти и управления РСФСР возникает острый конфликт относительно путей вывода страны и ее экономики из кризиса.

Приверженец экономических реформ Президент России Б. Ельцин встретил сильную оппозицию в лице Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.

Для того чтобы успешнее проводить экономические реформы, Президенту России нужны были дополнительные полномочия, позволяющие ему вносить необходимые изменения в законы РСФСР и принимать иные оперативные меры по управлению экономикой. Он активно занимался правотворческой деятельностью и принимал указы по вопросам, отнесением к ведению Верховного Совета РСФСР. Против таких полномочий и действий активно выступали и Верховный Совет РСФСР, и Съезд народных депутатов РСФСР.

Конфликт между представительными органами и Президентом достиг апогея на VIII съезде народных депутатов РФ.

13 марта 1993 г. Съезд отказал Президенту в предоставлении дополнительных полномочий, признав, что «Россия должна отказаться от чрезвычайных мер и чрезвычайных полномочий».

20 марта 1993 г. Президент РФ Б.Ельцин по телевидению обратился к населению и заявил, что он берет на себя дополнительные полномочия, которых ему не хватает для завершения экономических реформ и повышения материального благополучия населения.

В числе новых полномочий Б.Ельцин назвал придание его указам высшей юридической силы. Любые решения органов и должностных лиц, отменяющие указы Президента РФ или противоречащие им, не действуют.

IX съезд народных депутатов РФ, собравшийся 26 марта 1993 г., резко осудил попытку Президента РФ Б. Ельцина неконституционным путем наделить себя дополнительными полномочиями.

Съезд также принял решение провести общероссийский референдум по четырем вопросам:

1. Доверяете ли Вы Президенту РФ Б. Ельцину?

2. Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом РФ и Правительством РФ?

3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента РФ?

4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ?

Состоявшийся 25 апреля 1993 г. референдум показал, что население доверяет Б. Ельцину, его реформам. В то же время, оно не желает досрочно переизбрать народных депутатов, которые стояли в оппозиции к реформам и Президенту РФ Б. Ельцину.

Получив поддержку населения, Б. Ельцин активизирует подготовку проекта новой Конституции РФ. В этих целях летом 1993 г. организуется работа Конституционного Совещания, в которое вошли представители субъектов Федерации, а также ученые-юристы и политологи, большая часть из которых была активными сторонниками реформ.

Проект предусматривал устранение в стране последнего атавизма советского государства – системы Советов народных депутатов. На уровне Российской Федерации предлагалось образовать Федеральное Собрание в составе двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Президент надеялся новыми дополнительными полномочиями, в том числе правом распускать Государственную Думу.

Было понятно, что Съезд народных депутатов в этом виде проект Конституции не примет. Поэтому Президент пошел на новый весьма решительный шаг – разгон Совета народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.

21 сентября 1993 г. Президент РФ обнародовал по телевидению свой Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», которым признал необходимым:

1) прервать осуществление функций Съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ;

2) назначить выборы в новый представительный орган Российской Федерации – Государственную Думу Федерального Собрания 11—12 декабря 1993 г.;

3) до начала работы Федерального Собрания надлежит руководствоваться указами Президента или постановлениями Правительства. Конституция и законодательство действуют в части, не противоречащей настоящему указу.

Действовавшая Конституция не предусматривала возможности приостановления действий высших органов государственной власти РФ и тем более не наделяла Президента РФ такими полномочиями.

По заключению Конституционного Суда РФ от 21 сентября 1993 г., Указ Президента и его Обращение к населению не соответствуют Конституции и являются основанием для отрешения Президента РФ от должности.

Был настроен решительно и Верховный Совет РФ. Он объявил о созыве Съезда народных депутатов, прекратил полномочия Президента РФ, назначил исполняющим обязанности Президента РФ А. Руцкого, а также новых министров безопасности, обороны и внутренних дел.

Ответные меры принял и Президент РФ, отключив в здании Верховного Совета РФ водоснабжение, канализацию, телефонную и иную связь, освещение.

Противостояние Верховного Совета РФ и Президента продолжалось до 4 октября 1993 г. и завершилось вооруженным захватом здания Верховного Совета РФ и арестом парламента.

По словам очевидцев, были жертвы среди населения, однако точное число погибших и раненых в этом столкновении до сих пор официально не названо. Было только сообщено, что от действий милиции пострадали около 20 иностранных корреспондентов и журналистов.

12 декабря 1993 г. прошли выборы депутатов Государственной Думы. Одновременно проводился и референдум по Конституции РФ. Для ее принятия требовалось набрать более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В ходе голосования были выбраны депутаты Государственной Думы и принята новая Конституция РФ. Россия вступила в новый этап своего развития, начав с приведения органов государственной власти и местного самоуправления соответствие с новой Конституцией.

Становление Российской государственности

Кризис власти

После распада Союза ССР началась ликвидация прежних структур власти и управления. Некоторые бывшие союзные учреждения и ведомства передавались в распоряжение российских управленческих структур. Резиденцией президента страны стал Московский Кремль.

21 апреля 1992 г. было изменено официальное название российского государства. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию — Россию (при равнозначности обоих названий).

С прекращением существования СССР не изменился характер взаимоотношений между президентом, с одной стороны, Верховным Советом и Съездом народных депутатов — с другой. Отсутствие четкого разграничения полномочий между ними вызывало острое противостояние двух ветвей государственной власти — законодательной и исполнительной. Взаимоотношения между ними особенно обострились в период разработки конституционного проекта Российского государства. Среди парламентариев усилились антипрезидентские настроения. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б. Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в «реакционную силу».

Оппозиционные настроения парламентариев находили поддержку у значительной части населения. У многих россиян вызывало недовольство продолжение курса на развитие рыночной экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е. Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров стал В. С. Черномырдин, ранее находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б. Н. Ельцина и парламента.

В апреле 1993 г. по инициативе Съезда народных депутатов был проведен референдум о доверии президенту, о досрочных выборах президента и народных депутатов. Из 69 млн. человек, участвовавших в выборах, свыше половины поддержали президента и проводимую им социально-экономическую политику (соответственно 58,7% и 53%). За досрочные выборы депутатов проголосовали 67,6% избирателей. Итоги референдума, означавшие победу президентских сил, углубили политический кризис.

Противостояние ветвей власти усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако парламентарии, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее принятие. 21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти — Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказалась признать законность действий президента и заявила об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент — А. В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ.

В ответ на антиконституционный президентский акт силами оппозиции в Москве были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2—3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телевизионного центра. Стремление изменить курс социально-экономических реформ объединило несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска. В ходе событий несколько сот его участников погибли либо получили ранения.

С установлением единовластия президента начался слом действовавшей до тех пор системы Советов. В октябре 1993 г. были приняты несколько указов о реформе представительных органов власти и местного самоуправления. В соответствии с ними прекращалась деятельность Советов всех ступеней. Их обязанности передавались в руки местной администрации и выборных дум.

Российская Конституция 1993 г. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания — постоянно действующего законодательного органа РФ (схема 3). Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной.

Конституцией разграничивались полномочия между органами власти РФ и ее субъектами.

К компетенции высших органов власти России были отнесены важнейшие общегосударственные вопросы: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, финансовая система, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявления войны и заключения мира, руководство внешнеэкономическими связями. Федеральная государственная служба также находилась в подчинении федеральной власти. В совместном ведении органов власти Федерации и ее субъектов находились вопросы природопользования, охрана историко-культурных памятников, образование, наука.

Законодательно закреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости.

Межнациональные отношения

После распада СССР отношения федеральных властей с отдельными субъектами Российской Федерации складывались непросто.

Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи Российской армии удалось прекратить возникшие из-за территориальных споров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В 1992 г. состоялось разделение Чечено-Ингушетии на две самостоятельные республики.

31 марта 1992 г. между автономными республиками России был подписан Федеративный договор. Он предусматривал разделение полномочий между федеральными и республиканскими органами власти. Договор зафиксировал отказ федеральной власти от стремления к диктату. Документ стал основой государственного единства страны, развития последующих взаимоотношений между центром и национально-государственными образованиями РФ. Татарстан присоединился к договору в 1994 г., оговорив особые условия, которые не противоречат тому, что он остается полноценным субъектом Федерации. Специфические отношения сложились с руководством республики Ичкерия (Чечня), которое не только не подписало Федеративный договор, но настойчиво стремилось к выходу из состава России.

Принятие Конституции 1993 г. явилось важным шагом в укреплении единства Российского государства. Вместе с тем сохранилась напряженность в отношениях с отдельными субъектами Федерации. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены Вооруженные силы России. Это положило начало чеченской войне, завершившейся лишь в конце 1996 г. Подписанное в ноябре 1996 г. между российским и чеченским руководством Соглашение о мире предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов. Соглашение и прекращение военных действий не сняли сепаратистских стремлений чеченского руководства. Ситуация в республике оставалась крайне напряженной и взрывоопасной.

Политические партии в Государственной Думе. В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной власти — Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В канун выборов возникли несколько политических блоков и коалиций. Широкую известность приобрели блоки «Выбор России» и «Явлинский, Болдырев, Лукин» («ЯБЛоко»), Российское движение демократических реформ, предвыборное объединение «Отечество». Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм собственности, усиление социальной защиты населения, за единство и целостность России. Однако в вопросах национально-государственного строительства их позиции основательно расходились. Блок «ЯБЛоко» отстаивал идею конституционной федерации, КПРФ — восстановление на новой основе союзного государства, ЛДПР — возрождение Российского государства в рамках до 1977 г.

В результате проведенных на многопартийной основе выборов в парламент вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест получили «Выбор России», ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ.

Первым председателем Совета Федерации стал В. Ф. Шумейко, в прошлом директор одного из крупных промышленных предприятий страны. Государственную Думу возглавил И. П. Рыбкин. С первых дней работы Госдумы в ее составе возникли несколько партийных фракций. Наиболее многочисленной среди них являлась фракция «Выбор России», возглавляемая Е. Т. Гайдаром.

Центральное место в работе Госдумы I созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В течение 1993—1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов, подавляющая часть которых была подписана президентом. В их числе — законы о правительстве и конституционной системе, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических зонах.

На выборы в Государственную Думу 1995 г. общественные объединения и партии шли с четкими требованиями в экономической, политической областях. Центральное место в предвыборной платформе КПРФ (председатель ЦК КПРФ — Г. А. Зюганов) занимали требования восстановления в России Мирным путем советского строя, прекращения процесса разгосударствления и национализации средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических договоров, которые «ущемляли» интересы страны.

Сформировавшееся накануне выборов всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом — Россия» объединило представителей исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринимательских слоев. Главную экономическую задачу участники движения видели в формировании смешанной экономической системы на принципах, присущих рыночной экономике. Роль государства должна была заключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего предпринимательства, деловой активности населения.

В состав Госдумы II созыва было избрано 450 депутатов. Подавляющую их часть составляли работники законодательных и исполнительных органов власти, многие из них являлись членами предыдущего депутатского корпуса. 36% общего числа мест в Думе получила КПРФ, 12% — «Наш дом — Россия», 11% — ЛДПР, 10% — блок Г. А. Явлинского («Яблоко»), 17% — независимые и 14% — другие избирательные объединения.

Состав Госдумы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней внутриполитическим вопросам. Основная борьба развернулась между сторонниками избранного пути экономического и политического реформирования и оппозицией, в рядах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г. А. Явлинского. В жестком противоборстве обсуждались и принимались решения но вопросам, связанным с регулированием новых социально-экономических отношений. Неприятие значительной части депутатов вызывали правительственная политика в Чечне, внешнеполитические акции, направленные на сближение с НАТО. Позицию парламентариев поддерживали некоторые слои российского населения.

Оппозиционные правительству силы попытались выступить единым фронтом на выборах президента летом 1996 г. На пост президента претендовали 11 человек, в том числе Б. Н. Ельцин, Г. А. Зюганов, В. В. Жириновский, М. С. Горбачев, Г. А. Явлинский. В результате двух туров выборов президентом России вновь стал Б. Н. Ельцин. За него проголосовали 55% общего числа избирателей. Г. А. Зюганов — главный конкурент Б. Н. Ельцина — получил 40,7% голосов. Итоги президентских выборов показали, что преобладающая часть граждан поддерживала курс президента на создание рыночной экономики и демократического государства.

Лекция 2. Становление и эволюция древнерусской государственности (IX-XIV вв.)

Цель данной лекции – показать становление и начальную эволюцию русского государства.

1. Киевская Русь: становление государственности.

2. Принятие христианства и его историческое значение.

3. Феодальная раздробленность и ее последствия.

На территории нашей страны в древние времена проживали различные этносы: киммерийцы, греки, скифы, сарматы, готы, гунны, авары, хазары. В ходе Великого переселения народов Восточно-Европейская равнина была заселена славянами. Необходимо раскрыть языковую принадлежность и теории происхождения славянского этноса, назвать основные источники по ранней славянской истории, описать занятия, культуру и быт славян, назвать племенные союзы славян.

В VII-IХ вв. у восточных славян шел процесс разложения родоплеменного строя. Форму общественных отношений славян в
VII-VIII вв. можно определить как военную демократию. Славяне исповедовали язычество, которое возникло еще во времена палеолита. Наши предки были частью мира европейских народов, активно взаимодействовали с ними, но в то же время отличались как от европейцев, так и от азиатов.

Важным шагом на пути общественного развития восточных славян было образование в IX в. государства под названием «Киевская Русь». Его возникновение совпадает с процессом государствообразования, протекавшим в IХ-Х вв. на территории Северной, Центральной и Восточной Европы. Излагая фактологию образования древнерусского государства, необходимо сосредоточиться на теориях его происхождения (норманнской, антинорманнской и др.), а также на происхождении слова «Русь». Нужно дать характеристику социально – экономического развития страны, системы его управления, социальной структуры, законодательства, внешней политики, подчеркнуть роль первых князей в русской истории.

Параллельно формированию Древнерусского государства в IX-XI вв. шел процесс образования древнерусского этноса, который включил в себя славян, руссов, степняков (печенегов, половцев), скандинавов и финноугров.

Освещая вопрос принятия христианства в 988 г., необходимо обратить внимание на религиозные реформы князя Владимира, а также на те обстоятельства, которые побудили к принятию новой веры; остановиться на крещении Руси. Раскрыть значение принятия христианства, влияния его на русскую жизнь, особенности христианизации Руси.

В начале XII в. Древнерусское государство вступило в новый этап своего развития – период феодальной раздробленности (XII-XIV вв.). Русь распалась на ряд самостоятельных городов и областей: в середине XII в. их было 15, а в начале XIII в. – около 50. Это не было чисто русским явлением. Необходимо назвать причины феодальной раздробленности, отрицательные и положительные стороны явления.

Среди множествасуверенных городов и княжеств к XII- началу
XIII в. на Руси сформировались политических три центра, которые оказывали решающее влияние на жизнь соседних земель. Для Южной и Юго-Западной Руси это было Галицко-Волынское княжество, для северо-восточных земель – Владимиро-Суздальское княжество, для северо-запада – Новгородская земля. Необходимо дать характеристику каждого центра, акцентируя внимание на особенностях развития земель.

Политическая раздробленность имела противоречивые последствия для русских земель. С одной стороны, это был период экономического и культурного расцвета отдельных территорий Руси, формирования и роста городов. Городская культура того времени отличалась не только развитием каменного строительства, расцветом ремесел, но и высоким уровнем образованности жителей, распространением письменности, которая стала уделом простых горожан (наглядно свидетельствуют об этом берестяные грамоты из Новгорода). Однако, с другой стороны, накануне монголо-татарского нашествия политическая раздробленность русских земель, отсутствие единого военно-политического руководства, усобицы способствовали быстрому порабощению Руси. Противостоять ордынскому нашествию 1237-1242 гг. можно было только сообща, поэтому возникает необходимость объединяться.

Лекция 3. Формирование единого русского государства (XIV-XVI вв.).
Специфика российской государственности.

Цель данной лекции – показать, в каких обстоятельствах и как формировалось новое, Московское государство, в чем его особенности.

1. Предпосылки формирования Московского государства.

2. Возвышение Москвы и ее роль в собирании русских земель.

3. Этапы формирования единого русского государства.

В XIV-XVI вв. в центре Восточно-Европейской равнины формируется и крепнет новое государство. В исторической литературе его называют по-разному: Московским царством, Московским государством, Московией, единым государством, централизованным государством. Необходимо пояснить, что имеют в виду историки. Однако все они едины в том, что в рамках северо-восточной Руси начинается собирание русских земель и образование нового государства. Это рассматривается как очередной этап развития русской государственности.

Политическое объединение русских земель началось в северо-восточных княжествах и имело ряд предпосылок.Это – необходимость объединить усилия русских земель для свержения ордынского господства и противодействия усилившимся угрозам со стороны Литвы и Ливонии. Преобладание политических факторов над экономическими было главной особенностью процесса формирования единого русского государства. Однако экономические причины были также весьма существенными. Большое значение имело и укрепление городов, растущее значение которых было связано главным образом не с экономической мощью, а с превращением их в стратегически важные оборонные пункты, вокруг которых собирались силы для свержения господства ханов. Относительная синхронность развития русских земель также делала возможным безболезненное объединение. Кроме того, правовые нормы большинства русских княжеств имели единый первоисточник – «Русскую правду». Едиными были и основы культуры различных русских земель, опиравшиеся на общерусское национальное самосознание. Важной предпосылкой была и роль Русской православной церкви, всегда выступавшей с позиций сохранения общегосударственного единства.

Общепризнано, что центром собирания земель стало Московское княжество, которое выделилось как самостоятельное при сыне Александра Невского Данииле в 1276 г. В то время более реальными лидерами казались Тверь и Великое княжество Литовское. Шансы последнего были очень велики при Гедимине и Ольгерде. Однако сын Ольгерда, Ягайло, заключив в 1385 г. Кревскую унию, навсегда потерял этот исторический шанс. Необходимо детально осветить причины возвышения Москвы: географическое положение; личные качества московских князей, обусловившие их дальновидную политику; поддержку служилых людей и земщины; московскую дипломатию. Москва со временем становится центром сопротивления ордынскому нашествию. Привлечение на свою сторону церкви также сыграло положительную роль в укреплении ее позиций. Таким образом, Москва становится политическим, экономическим, военным центром.

СУВЕРЕННАЯ РОССИЯ

Становление новой российской государственности и внутриполитическое развитие в 1990-е гг. Экономические реформы. Внешняя политика России в 1990-е гг. Российская Федерация в первое десятилетие XXI в.

Становление новой российской государственности и внутриполитическое развитие в 1990-е гг.

Ликвидация СССР выдвинула задачу формирования основ новой государственности. Прежде всего, стали создаваться президентские структуры. При президенте России были созданы — Совет Безопасности и Президентский Совет, введена должность государственного секретаря. На местах вводился институт представителей президента, которые осуществляли властные полномочия в обход местных Советов. Непосредственно президентом формировалось и Правительство России, все назначения проводились по прямому указанию Ельцина, управление осуществлялось на основании указов. Все эти изменения пришли в противоречие с положениями Конституции РСФСР 1977 г. Она не предусматривала должности президента и президентских структур власти. В ней отвергалась сама идея разделения властей, говорилось, что вся власть в центре и на местах принадлежит Советам народных депутатов.

Обострение экономической ситуации в стране, недовольство результатами реформ, отсутствие четкого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной властью, властные амбиции — все это привело к нарастанию конфликта двух ветвей власти. Центром оппозиции становится Верховный Совет РФ. В 1993 г. началось открытое противостояние. В марте 1993 г. Ельцин в обращении к гражданам России объявил о введении в стране президентского правления вплоть до принятия новой Конституции. Однако это заявление вызвало сплочение всех оппозиционных сил. В апреле 1993 г. был проведен референдум, на который были вынесены вопросы о доверии президенту и поддержке его курса. Большинство участников референдума выразили доверие президенту.

Осенью 1993 г. разразился политический кризис. 21 сентября Ельцин объявил о начале поэтапной конституционной реформы.

Указ президента за № 1400 объявлял о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, о ликвидации всей системы Советов снизу доверху, провозглашалось проведение выборов в новый законодательный орган власти — Федеральное собрание. Верховный Совет признал указ президента не соответствующим Конституции и, в свою очередь, принял решение о смещении президента как нарушившего Конституцию. Президентом был избран вице-президент А. Руцкой. Антиконституционными признал действия Б. Ельцина и Конституционный суд. Политический кризис привел к вооруженному столкновению (3—4 октября 1993 г.) сторонников Верховного Совета и президента. Он завершился расстрелом Белого дома и роспуском парламента.

Одержав военную победу, президент издал Указ о проведении выборов в новый законодательный орган — Федеральное Собрание, состоящий их двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Согласно указу, половина депутатов избиралась по территориальным округам, половина — по спискам политических партий и объединений. Одновременно проводился референдум по новой Конституции.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание и референдум по принятию новой Конституции. За Конституцию проголосовало 58,4% участвовавших в голосовании (около 30% списочного состава).

Вслед за выборами в Федеральное собрание были проведены выборы в местные законодательные собрания, созданные вместо советов. Согласно Конституции, Россия стала федеративной демократической республикой с президентской формой правления. Президент являлся гарантом Конституции, главой государства, Верховным главнокомандующим. Он назначал правительство страны, которое несло ответственность только перед президентом. Президент обладал правом издавать указы, имеющие силу закона. Президент имел право роспуска Думы в случае троекратного отклонения кандидатуры премьер-министра, предложенной президентом.

Права Государственной Думы были меньше по сравнению с полномочиями распущенного Верховного Совета и ограничены функцией принятия законов. Дума наделялась рядом исключительных прав: утверждать бюджет государства, объявлять амнистию и импичмент президенту, утверждать кандидата на пост премьера.

В январе 1994 г. новое Федеральное Собрание начало свою работу. Понимая, что в условиях конфронтации невозможна нормальная деятельность, депутаты и президентские структуры вынуждены были пойти на компромисс. В феврале 1994 г. Дума объявила амнистию участникам августовских (1991) и октябрьских (1993) событий. Амнистировались все, кто совершил противоправные действия, как с одной, так и с другой стороны. В апреле—июне 1994 г. принят меморандум о гражданском мире и общественном согласии, подписанный всеми думскими фракциями, большинством политических партий и движений России. Подписание этих документов способствовало прекращению гражданского противостояния в обществе.

17 декабря 1995 г. на выборах в Государственную Думу из 43 избирательных блоков и объединений пятипроцентный барьер преодолели четыре — КПРФ, ЛДПР, «Яблоко», «Наш дом — Россия». Относительное большинство в Госдуме получили коммунисты. Представитель фракции Компартии РФ — Г. Селезнев стал Председателем Госдумы. 16 июня 1996 г. состоялись выборы Президента России. Из 10 кандидатов во второй тур выборов прошли Б. Ельцин и Г. Зюганов. 3 июля состоялся второй тур президентских выборов, в ходе которого победу одержал Ельцин (40% голосов), заручившись предварительно поддержкой электората генерала А.И. Лебедя.

В марте 1998 г. правительство Черномырдина было отправлено в отставку. Формируется кабинет под руководством С. Кириенко. В сентябре 1998 г. правительство возглавил Е. Примаков, которого в мае 1999 г. сменил С. Степашин. В августе 1999 г. во главе правительства встал В. Путин. На выборах в Государственную думу третьего созыва 19 декабря 1999 г. наибольшее количество голосов получили Коммунистическая партия РФ и проправительственный блок «Единство» («Медведь»). 31 декабря 1999 г. Ельцин объявил о своей отставке и передаче полномочий Путину, который 26 марта 2000 г. избирается Президентом РФ.

Обострение обстановки на Северном Кавказе. После распада СССР самой горячей точкой России стал Северный Кавказ. Ухудшение социально-экономической обстановки, полиэтничность и поликонфессиональность, стремление к власти и обогащению различных клановых группировок — все это создавало социальную напряженность. Особенно сложная ситуация сложилась в Чечне.

В августе 1991 г. в Чечено-Ингушской республике начались массовые митинги и демонстрации с требованием отставки Верховного Совета Чечено-Ингушетии. Правительство России первоначально расценило эти выступления как борьбу демократических сил против тогдашнего руководства, поддержавшего ГКЧП. Верховный Совет был распущен, новое руководство Чечни заявило о независимости ее от России. Президентом стал генерал Д. Дудаев, который провозгласил создание независимой чеченской республики Ичкерия. Ингушетия выделилась в самостоятельную республику. Чеченцы захватили имущество и вооружение Советской Армии на территории республики, блокировали железные дороги и автомагистрали. Оказался перерезанным нефтепровод из Баку в Новороссийск, началось массовое выселение русского населения с территории.

В 1994 г. федеральные власти попытались использовать внутреннюю борьбу между различными политическими силами в Чечне, заняв позицию поддержки группировки, ориентированной на союз с Россией. С этой целью в декабре 1994 г. для наведения конституционного порядка были введены войска. Их ввод привел к полномасштабной войне, продолжавшейся до августа 1996 г. Чеченские боевики практиковали такие варварские методы ведения войны, как захват заложников (в июне 1995 г. в г. Буденновске, Ставропольский край; январе 1996 г. в г. Кизляре, Дагестан).

Летом 1996 г. секретарь Совета безопасности А. Лебедь начал переговоры с начальником штаба вооруженных формирований Чечни А. Масхадовым, возглавившим чеченское сопротивление после гибели Д. Дудаева. 31 августа 1996 г. в г. Хасавюрте (Дагестан) было подписано совместное Заявление о прекращении военных действий в Чечне. Согласно ему вопрос о статусе Чечни должен быть решен до 31 декабря 2001 г. Война закончилась, в ней погибло около 4,5 тыс. российских военнослужащих и 703 пропали без вести.

В марте 1997 г. президентом Чеченской Республики стал А. Масхадов. В августе 1999 г. отряды чеченских боевиков осуществили вторжение в Дагестан. Началась вторая чеченская война.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector