0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Литургия в древнем монастыре турции

Литургия в древнем монастыре Турции

Впервые с 1922 года состоялась православная литургия на праздник Успения Пресвятой Богородицы (15 августа по новому стилю) в древнем монастыре Панагия Сумела близ Трабзона (историческое название – Трапезунд) на территории Турецкой республики. Богослужение возглавил Вселенский Патриарх Варфоломей I, которому сослужили иерархи из Русской и Элладской Церквей. На литургии присутствовали тысячи паломников – в том числе потомки понтийских греков, выселенных из этих мест 87 лет назад.

Турецкие власти предприняли в связи с историческим богослужением повышенные меры безопасности. Примечательно, что оно стало первой за 1600-летнюю историю Сумелы патриаршей литургией.

Группу паломников из России возглавил епископ Подольский Тихон, председатель финансово-хозяйственного управления Московского патриархата, Отдел внешних церковных связей Московского патриархата представлял секретарь по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук. Паломников Элладской Церкви возглавлял митрополит Драмский Павел.

По окончании богослужения Патриарх Варфоломей, митрополит Павел и епископ Тихон обменялись приветствиями.

Богослужение в монастыре Панагия Сумела стало возможным в результате договоренностей, заключенных с министерством культуры и туризма Турецкой республики и руководством провинции Трабзон. Важнейшую роль в переговорах сыграл видный российский политик, предприниматель и общественный деятель Иван Саввиди, глава Международной конфедерации понтийских греков.

Монастырь Панагия Сумела был основан в конце IV – начале V века на высоте 1300 метров над уровнем моря на меловой скале близ Трапезунда. Его основателем принято считать преп. Варнаву. С конца IV века в монастыре хранилась чудотворная икона Богородицы Панагия Сумела, написанная, по преданию, св. апостолом Лукой. В византийскую эпоху монастырь пользовался благосклонностью нескольких поколений императоров и стал самым влиятельным и богатым на территории Понта в эпоху Трапезундской империи (1204-1461 годы). После падения империи все привилегии монастыря были подтверждены султаном Селимом и всеми последующими османскими правителями, пишет Википедия.

Наибольшего расцвета монастырь достиг в XVIII-XIX веках. Однако после греко-турецкой войны 1919-1922 и последовавшим за ней обменом населения монашеская жизнь в Сумеле оборвалась. Святыни монастыря, в том числе чудотворная икона Панагия Сумела были сначала спасены понтийскими греками, а позже перевезены в Грецию в 1931 году, где и хранились в Афинском музее Бенаки. Икона Панагия Сумела стала храмовой в поселке Кастания, основанном переселенными в Грецию понтийцами.

После длительного перерыва организованное православное паломничество в Панагию Сумелу стало возможно только в 2007 году. 22 ноября 2009 года в Москве состоялась встреча председателя Великого национального собрания Турции Мехмета Али Шахина и Ивана Саввиди, депутата Государственной думы РФ, координатора межпарламентской депутатской группы по связям с парламентом Греции, в ходе которой также обсуждался вопрос паломничества.

8 июня 2010 года министерство культуры Турции по просьбе Вселенского Патриарха дало согласие на проведение в монастыре Панагия Сумела первой с 1922 года Божественной литургии.

2 августа в Константинопольской патриархии в Стамбуле состоялась встреча Ивана Саввиди с Патриархом Варфоломеем, в ходе которой были обсуждены детали предстоящего богослужения.

Литургия в древнем монастыре Турции

Впервые с 1922 года православная литургия состоялась сегодня с древнем монастыре Панагия Сумела близ Трабзона (историческое название – Трапезунд) на территории Турецкой республики. Богослужение возглавил Вселенский Патриарх Варфоломей I, которому сослужили иерархи из Русской и Элладской Церквей. На литургии присутствовали тысячи паломников – в том числе потомки понтийских греков, выселенных из этих мест 87 лет назад.

Турецкие власти предприняли в связи с историческим богослужением повышенные меры безопасности. Примечательно, что оно стало первой за 1600-летнюю историю Сумелы патриаршей литургией.

Группу паломников из России возглавил епископ Подольский Тихон, председатель финансово-хозяйственного управления Московского патриархата, Отдел внешних церковных связей Московского патриархата представлял секретарь по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук. Паломников Элладской Церкви возглавлял митрополит Драмский Павел.

По окончании богослужения Патриарх Варфоломей, митрополит Павел и епископ Тихон обменялись приветствиями.

Богослужение в монастыре Панагия Сумела стало возможным в результате договоренностей, заключенных с министерством культуры и туризма Турецкой республики и руководством провинции Трабзон. Важнейшую роль в переговорах сыграл видный российский политик, предприниматель и общественный деятель Иван Саввиди, глава Международной конфедерации понтийских греков.

Монастырь Панагия Сумела был основан в конце IV – начале V века на высоте 1300 метров над уровнем моря на меловой скале близ Трапезунда. Его основателем принято считать преп. Варнаву. С конца IV века в монастыре хранилась чудотворная икона Богородицы Панагия Сумела, написанная, по преданию, св. апостолом Лукой. В византийскую эпоху монастырь пользовался благосклонностью нескольких поколений императоров и стал самым влиятельным и богатым на территории Понта в эпоху Трапезундской империи (1204-1461 годы). После падения империи все привилегии монастыря были подтверждены султаном Селимом и всеми последующими османскими правителями, пишет Википедия.

Наибольшего расцвета монастырь достиг в XVIII-XIX веках. Однако после греко-турецкой войны 1919-1922 и последовавшим за ней обменом населения монашеская жизнь в Сумеле оборвалась. Святыни монастыря, в том числе чудотворная икона Панагия Сумела были сначала спасены понтийскими греками, а позже перевезены в Грецию в 1931 году, где и хранились в Афинском музее Бенаки. Икона Панагия Сумела стала храмовой в поселке Кастания, основанном переселенными в Грецию понтийцами.

После длительного перерыва организованное православное паломничество в Панагию Сумелу стало возможно только в 2007 году. 22 ноября 2009 года в Москве состоялась встреча председателя Великого национального собрания Турции Мехмета Али Шахина и Ивана Саввиди, депутата Государственной думы РФ, координатора межпарламентской депутатской группы по связям с парламентом Греции, в ходе которой также обсуждался вопрос паломничества.

8 июня 2010 года министерство культуры Турции по просьбе Вселенского Патриарха дало согласие на проведение в монастыре Панагия Сумела первой с 1922 года Божественной литургии.

2 августа в Константинопольской патриархии в Стамбуле состоялась встреча Ивана Саввиди с Патриархом Варфоломеем, в ходе которой были обсуждены детали предстоящего богослужения.

Турция

Ту́рция (тур. Türkiye ), официально Туре́цкая Респу́блика (тур. Türkiye Cumhuriyeti ) — государство, расположенное главным образом в Юго-Западной Азии, а частично (около 3 % территории, 20 % населения) — в Юго-Восточной Европе (Восточная Фракия). Образовалось в 1923 году в результате раздела Османской империи после её поражения в Первой мировой войне и последовавшей национально-освободительной войны турецкого народа, упразднения монархии и превращения территории с преобладанием турецкого этноса в турецкое национальное государство. Государственный язык — турецкий.

Крупнейшие города

  • Стамбул
  • Анкара
  • Измир
  • Бурса
  • Адана
  • Анталья
  • Конья

Православие в Турции

Христианство (а после церковного 1054 года и собственно православие) — основная религия на территории современной Турции в III-ХV веках. Бывшее до XX века значительным православное меньшинство (греки, а также арабы) с 1920-х годов претерпело резкое сокращение и ныне сохраняется в Стамбуле и островах. Вся территория Турции находится в пределах церковной юрисдикции Константинопольского патриархата (Хатай прежде входил в Антиохийский патриархат).

История

В регионе, ставшем впоследствии территорией Турции, в I и II веках проповедовал ряд апостолов и мужей апостольских, в частности Андрей Первозванный, который почитается как основатель Константинопольской церкви; здесь проходили заседания всех церковных соборов, признаваемых в православии вселенскими. Согласно новозаветной книге Деяния (11:26), впервые именование христиан в отношении последователей Христа было применено в Антиохии (ныне Турция, близ города Антакья).

К началу ХХ века в Малой Азии, равно как и в Восточной Фракии уже преобладали мусульмане, хотя православное большинство (71 %) сохранилось в районе Айдына (г. Смирна/современный Измир) и Трапезунда (Трабзона); православные также составляли значительное меньшинство населения Константинополя (столицы Османской империи).

По условиям греко-турецкого обмена населением 1923 года православные греки обязаны были покинуть Турцию, а мусульмане — Грецию; исключения составляли мусульмане Западной Фракии в Греции, с одной стороны, и православные греки в Константинополе — с другой. Бо́льшая часть последних покинула страну после погрома 1955 года.

Современное положение

На 2011 год по оценкам некоторых исследователей число православных в Турции составляет 0,008 % от численности населения страны (т. е около 5897 человек).

На территории Турецкой Республики в настоящее время имеется 5 епархий Константинопольской Православной Церкви:

  1. Константинопольская архиепископия, возглавляемая Патриархом: Стамбул и окрестности;
  2. Халкидонская митрополия: азиатская часть Турции
  3. Имврская и Тенедская митрополия: острова Имврос и Тенедос
  4. Принкипонисская митрополия: Принцевы острова
  5. Деркская митрополия.

Святые

  • св. ап. Павел
  • св. ап. и ев. Иоанн Богослов
  • св. ап. Филипп
  • св. свт. Николай Мирликийский
  • св. прав. Иоанн Русский
  • св. прп. Феодор Студит

Святыни

  • мц. Соломония (мать братьев Маккавеев),
  • мц. Евфимия Всехвальная (IV в.),
  • св. императорица Феофания (IX в.),
  • свт. Иоанн Златоуст (?),
  • свт. Григорий Богослов (?),
  • икона Божией Матери «Всеблаженная».

Монастырь Богоматери Балыклы Константинопольской Православной Церкви:

  • икона Божией Матери «Живоносный Источник»,
  • икона Божией Матери «Благовещение Пресвятой Богородицы».

РУИНЫ ЕФЕСА. Разрушенный храм Св. Иоанна Богослова:

  • могила ап. Иоанна Богослова.

ДРЕВНИЙ ИЕРАПОЛИС (Памуккале):

Святые места и храмы

  • Влахернская церковь
  • Собор святой Софии (Стамбул)
  • Храм святой Ирины (Стамбул)
  • Студийский монастырь (Стамбул)
  • Церковь святых Сергия и Вакха (Стамбул)
  • Церковь Божией Матери Паммакаристос (Стамбул)
  • Пещерные поселения исторической области Каппадокия
  • Дом, где жил святой Иоанн Русский (город Югрюп)
  • Храм святых Константина и Елены (Мустафапаша)
  • Миры Ликийские
  • Древний Иераполис / Памуккале (место проповеди и кончины ап. Филиппа)
  • Могила ап. Иоанна Богослова (Эфес)
  • Грот семи эфесских отроков
  • Древний театр — место бичевания ап. Павла
  • Храм святой Софии, где проходил Первый Вселенский собор (Никея)
  • Церковь монастыря Спасителя в Хоре
  • Церковь Пресвятой Богородицы во Влахерне
  • Живоносный Источник Пресвятой Богородицы и храм в Балыклы
  • Болгарская церковь Архидиакона Стефана
  • Мидикийский монастырь в Зейтинбагы
  • Монастырь Панагия Сумела на скале Трабзона
  • Бывший храм на месте первоначального погребения свт. Николая (Демре)

Монастыри

  • Монастырь Святой Троицы на острове Хейбелиада (действующий)

Видео

Ссылки

Эта категория в данный момент пуста.

vartumashvili

Интересный журнал

Панагия Сумела — показательный пример того, как созданное человеком и природа могут украшать друг друга. Основатели некогда сильнейшей обители выбрали действительно правильное и сильное место: среди живописных гор в недоступном районе (да, лет пятьсот назад поездка сюда могла бы быть длиною в жизнь) в ущелье небольшой горной реки у подножия отвесной скалы. Окруженные неприступными стенами постройки легко вписались в ландшафт и дополнили его. К сожалению, монастырь давно покинули монахи, здесь не проходят службы и потрясающая роспись до неузнаваемости покрыта автографами вандалов. Но даже то, что сохранилось до наших дней навсегда остается в памяти.

Нам не повезло с погодой. То лето вообще выдалось на редкость дождливым, а юго-восточный берег Черного моря, где дожди и без того идут чуть ли не через день, солнце вообще обходило стороной. В результате, фотографии получились пасмурными, но, как мне показалось, мрачная облачность только усилила впечатление.

Мы направились из прибрежного Трабзона вглубь материка. Дорога ведет вдоль реки Мачка, которая километров через 30 раздваивается у одноименного городка. Свернув, мы продолжили движение вдоль левого притока в небольшом живописном ущелье. Через 15 км показался туристический центр с рестораном и сувенирными лавками.

2. Городок Мачка с рекламным щитом «Sumela»; нам — налево:

3. В Мачке установлен памятник турецко-испанской дружбе. 26 мая 2003 года на горе Пилав разбился самолет Як-42 с 62 испанскими солдатами и украинско-белорусским экипажем, возвращавшимися из Афганистана.

4. В ущелье реки:

Отсюда дорога круто уносится вверх по склону горы, петляя серпантином в зеленом тоннеле, и несколько раз пересекает горную речушку, из которой монахи наверняка брали воду.

В какой-то момент расступившиеся деревья открыли вид на неприступные стены монастыря Панагия Сумела, смотрящего в долину Алтындере. Монастырь расположен на крутой скале на высоте около 1300 метров над уровнем моря.

Дорога заканчивается парковкой, заставленной несколькими десятками машин и микроавтобусов. Судя по номерам, мы были единственными иностранцами из посетителей монастыря в этот момент. Дальше пришлось идти пешком, что, впрочем, не снижает впечатления от места. Даже если бы здесь не было никакого монастыря, я бы с удовольствием погулял среди переплетенных корней и уходящих в небо деревьев, наслаждаясь запахом леса и чистейшим воздухом.

Монастырь был основан монахом Варнавой между 375 и 395 гг, но столетие спустя его разрушили арабы. Новую жизнь обитель получила благодаря иерусалимскому патриарху Софронию (560-638) еще через сотню лет. В византийскую эпоху Сумеле благоволили императоры, что позволило ему достичь серьезного влияния и богатства. Наибольший расцвет монастыря пришелся на XVIII—XIX века. В 1923 году, после поражения Греции во Второй греко-турецкой войне, произошел так называемый Греко-турецкий обмен — самый крупный в истории официально закреплённый принудительный обмен населением, затронувший около двух миллионов человек по обе стороны границы. Греки, традиционно населявшие южный берег Черного моря, были насильно выпровождены с турецкой территории. Обмен проходил больше по религиозному признаку, нежели по национальному, поэтому естественно, что братья христианского греческого монастыря не избежали печальной участи. С тех пор монашеская жизнь в Сумеле не возраждалась. В 1930-ом году, в период продвижения греко-турецкой дружбы, турецкая сторона дала согласие на то, чтобы место посетила греческая делегация. К тому моменту живыми оставались лишь два монаха из братии монастыря. Один из них Иэрэмиас был слишком стар и болен, чтобы выдержать столь долгую дорогу, но он поведал второму, Амвросию, о склепе, где были схоронены реликвии. Амвросию удалось достичь Сумелы и вывести главное богатство монастыря — чудотворную икону Богородицы Панагия Сумела, давшую название монастырю . Согласно легендам, её написал сам апостол Лука. Позже близ города Верия в Македонии (не стране, а области в Греции) был основан новый монастырь со старым названием Панагия Сумела, в котором икона представлена и сейчас.

В монастырь ведет узкая каменная лестница, возле которой стоит будка с турникетом — вход платный. На небольшом пятачке шумели посетители-турки, их поведение не соответствовало месту, что, впрочем, понятно — они же не паломники здесь.

Можно сколько угодно ругать турецкие власти за события столетней давности, состояние монастыря и религиозную нетерпимость, но важно, что ситуация меняется. Раньше и думать было нельзя не то что о службах в стенах монастыря, но даже об обычном посещении. Несколько лет назад, в результате переговоров (не без участия российской стороны) было получено разрешение на официальное паломничество, правда имел место один неприятный инцидент: 15 августа 2009 года в аэропорту Трабзона православных священников заставили снять священническую одежду и кресты, якобы по указанию властей. В 2010 году Министерство культуры Турции дало согласие на проведение в монастыре Панагия Сумела первого с 1922 года богослужения. С тех пор раз в год в монастыре проходит служба.

На подъеме нас встретила подвешенная к металлическому тросу тележка. Интересно было бы узнать: она здесь еще с тех самых пор или ее обустроили недавно, чтобы поднимать стройматериалы для выполнения реабилитационных работ. Мероприятия по реставрации — часть проекта, который позволит включить святыню в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

На настоящий момент большая половина монастыря остается закрытой для посещения под предлогом того, что там продолжаются восстановительные работы. Хотя восстановленное на примере библиотеки выглядит как скучный новодел, но все же. Еще несколько лет назад стены стояли без крыш и медленно разрушались. Впрочем, о том, как порой турки могут восстанавливать христианские святыни говорит пример одного армянского храма, в котором хачкары были установлены вверх тормашками.

Вид снаружи. Фото отсюда http://mk-turkey.ru/culture/2013/09/17/ministerstvo-kultury-i-turizma-turcii-otrestavriruet-monastyr-sumela.html

За неприступными стенами, возведенными лишь в 13-м веке, прячутся хозяйственные помещения, кельи и небольшая скальная церковь, украшенная потрясающе богатой росписью. К сожалению, многие изображения не сохранились, лица святых, до которых не составляло труда дотянуться — сбиты.

16. Вид от основных построек монастыря в сторону входа:

17. Каменная церковь, утопленная в скалу:

Монастырь Панагия Сумела — святое место для православных христиан

Адрес: Турция
Построен: конец IV — начало V века н.э.
Координаты: 40°41’24.1″N 39°39’30.1″E

Краткое описание

Монастырь Панагия Сумела (Сумельский монастырь), расположенный на территории современного турецкого города Трабзона, раскинувшегося на берегу Черного моря, считается не только одним из самых древних православных храмов в мире, но и самым труднодоступным.

К этому монастырю ежегодно приезжают сотни тысяч паломников из Греции, России, Молдавии, Украины, Белоруссии. Кроме этого, добраться до священного места, построенного в меловой скале, мечтают и туристы из других стран мира, исповедующих католицизм, ислам и буддизм. Удивительного в этом ничего нет, дело все в том, что с момента основания и до 1923 года, святое место для каждого православного христианина постоянно привлекало к себе внимание, ведь именно в его стенах хранилась одна из самых значимых и самых ценных святынь — икона Богородицы Панагия Сумела.

Существует древнейшее предание, что написана чудотворная икона, на которой изображена мать Спасителя всего человечества, была самим Святым Лукой. Для тех, кто не знаком с православной верой, следует уточнить, что Святой Лука является автором одного из существующих на сегодняшний день Евангелий, а также считается первым человеком, написавшим икону. Кроме этого, Святой Лука признан в православной вере покровителем живописцев и врачей. Интересен тот факт, что Святой Лука, написавший икону Панагия Сумела, хранившуюся до 1923-го года в одноименном монастыре, был очевидцем чудес, которые являл Иисус Христос грешным людям. Более того, этот Святой, подаривший нашему миру несколько чудотворных икон с изображенной на них Богородицей, почитается не только среди православных верующих, но и среди католиков. Все вышеперечисленное лишь в очередной раз объясняет, почему монастырь Панагия Сумела в Турции пользуется такой огромной популярностью.

К огромному сожалению, в наше время монастырь уже не может поразить паломника богатейшим внутренним убранством, потрясающими росписями и орнаментами: многие из них пострадали из-за неумолимого хода времени, а некоторые были целенаправленно разрушены и стерты вандалами и фанатичными исламистами. Кстати, такое отношение к монастырю Панагия Сумела началось лишь с конца 19-го века. До этого времени православный храм, в котором монахи возносили свои молитвы к Богу, Деве Марии и Святым, пользовался не только огромным влиянием, но даже не был тронут воинами Османской империи, когда тем удалось захватить территорию современного Трабзона. Однако история возведения и процветания монастыря, равно, как и его значение для современного мира, заслуживают того, чтобы остановиться на них более подробно. Еще бы, ведь строительство монастырь Панагия Сумела в Турции началось уже через 386 (!) лет после прихода в наш мир Спасителя.

Строительство монастыря Панагия Сумела

По сохранившимся до наших дней летописям можно сделать определенный вывод, что монастырь Панагия Сумела был основан двумя монахами: Варнавием и Сафронием. Именно этим двум православным было явление Божьей Матери, которая сказала, что им надлежит забрать икону с ее ликом, написанную Святым Лукой, и привезти ее в труднодоступное место на горе Мела, и там положить начало строительству монастыря. Забегая немного вперед, хотелось бы отметить, что монастырь Панагия Сумела расположен на высоте, чуть более 300-т (!) метров над уровнем моря и высечен в меловой скале.

Икона Панагия Сумела, написанная Святым Лукой, в те далекие времена хранилась в Фивах. После рассказа монахов о явлении им Богородицы, священники из храма, находившегося на территории Великой Панагии, отдали святыню Варнавию и Сафронию. В 386-м году нашей эры два православных христианина с огромными трудностями взобрались на меловую гору с отвесными скалами и основали там монастырь.

В то время Трапезундом (ныне Трабзоном) правил Августалий Кортикий. Естественно, два человека, даже, несмотря на их безграничную любовь к Богу, не смогли бы высечь собственными силами в скале огромный монастырь. Согласно преданиям, неоценимую помощь им оказали монахи из монастыря, построенного на горе Завулон, в честь Иоанна Предтечи. К тому моменту священный храм, построенный в честь Святого, крестившего самого Иисуса Христа и принявшего страшную смерть, имел влияние на окрестности и, что неудивительно, располагал огромными средствами. Благодаря его помощи и началось возведение храмов в скале горы Мела. Кстати, подтверждением тому, что в строительстве монастыря Сумела были задействованы средства и рабочая сила из храма Иоанна Предтечи, служат документы, согласно которым до 1800-го (!) года из православной святыни, где хранилась икона, написанная Святым Лукой, на гору Завулон в знак благодарности каждые семь лет отправляли мула, достигшего семилетнего возраста, и каждый год по 50 огромных сосудов, наполненных елеем и воском.

В настоящий момент существуют неоспоримые факты, говорящие о том, что изначально на горе Мела Варнавий и Сафроний построили храм Архистрага Михаила. Всего храмов на территории Сумельского монастыря три, вторым был построен храм в честь Божьей Матери, а третьим – храм равноапостольных Великого Константина и Елены. Естественно, все эти Святые относятся к наиболее почитаемым в православии, однако до сих пор остается загадкой, почему монахи не построили первым храм в честь Богородицы, ведь именно она явилась Варнавию и Сафронию и наказала им основать монастырь в ее честь. Многие ученые неоднократно проводили различные исследования документов, а также самого монастыря Панагия Сумела, все они единогласно утверждают: первым был построен храм в честь Архистрага Михаила. Ответ на вопрос: «Что именно повлияло на решение монахов высечь храм Богородицы не в первую очередь?», — скорее всего, так и не будет найден.

Молва о новом Сумельском монастыре, в котором хранится бесценная христианская святыня, быстро разнеслась практически по всей Европе. Тысячи паломников устремились к святому месту, чтобы поклониться иконе под названием Панагия Сумела. Такой наплыв православных христиан заставил монахов еще во время строительства последнего храма начать возведение гостиницы, в которой могли бы разместиться верующие. Эта было только первое здание для паломников, впоследствии служители Сумельского монастыря давали распоряжения о постройке новых гостиных домов. При этом следует помнить, что все без исключения помещения вырубались прямо в скале и, несмотря на то, что она состояла преимущественно из мела, строителям приходилось прилагать поистине титанические усилия для расширения монастыря.

История Сумельского монастыря

Как уже говорилось выше, монастырь на горе Мела еще до окончания своего строительства стал местом поклонения православных христиан. Однако история показывает, что монахам, все же, приходилось переживать набеги варваров и вандалов. Благодаря тому, что три церкви, служебные помещения и гостиницы для паломников располагались в труднодоступном месте, грабежи, хоть и нечасто, но случались. До наших дней дошло свидетельство о разбойном нападении на Сумельльский монастырь в конце VI века. Тогда практически все ценности из монастыря были вывезены вандалами, чудом уцелела только икона, написанная Святым Лукой, и некоторые другие священные предметы. Чудом…, а как же может быть иначе, если речь идет о чудотворной иконе? Впрочем, для разбойников всегда представлял интерес благородный металл, все остальное они считали не заслуживающим внимания. Уже в 644-м году в Монастырь Панагия Сумела пришли новые монахи, которые за рекордно короткие сроки возродили его и сделали пригодным для посещения паломниками.

Наибольшего расцвета монастырь, высеченный в скале горы Мела, достиг во времена правления великой династии Комнинов. Они имели безграничную власть не только над Трапезундом, но и в определенные промежутки времени над всей огромной византийской империей. Каждый правитель из этой династии считал своим долгом покровительствовать монастырю, в котором хранилась священная реликвия, написанная свидетелем земной жизни Иисуса Христа, и который ежедневно посещали многочисленные паломники из дальних земель.

Огромный вклад в развитие и процветание Сумельского монастыря внес Иоанн II, его сын, внук и правнук. По указанию царя, монастырю были дарованы 24 деревни и около 40 небольших поселений, доходы от которых направлялись монахами на возведение крепостных стен, монашеских келий и других построек. Кроме этого, монастырь получил от правнука Ионна II, правившего с 1349 по 1390 год, почти 1370 (!) привилегий. Монахи не забыли эту щедрость и прямо над входом в главный храм поместили стихотворение, в котором прославлялись деяния Алексея III и его бесценный вклад в распространение по миру православной веры. Кстати, это стихотворение можно было различить до XVII века, потом время навсегда стерло его с меловой скалы.

Удивительно, но даже после того, как Трапезунд и, прилегающие к нему земли, перешли в состав Османской империи, православный храм продолжал процветать и пользоваться огромной властью. Один из султанов подписал указ, в котором говорилось, что монахи и Сумельского монастыря, в котором хранится святыня православного мира Панагия Сумела, имеют право на полную свободу и на привилегии, предоставленные им еще во времена династии Комнинов. Более того, султан Селим I и все его потомки, которые, естественно, исповедовали ислам, постоянно одаривали монастырь и даже покрыли купол главного храма медью. Внук Селима I решил, что медь – недостаточно благородный материал для такого святого места и распорядился поменять ее на чистейшее серебро.

Просто не поддается объяснению, чем руководствовались правители Османской империи, когда проявляли такую заботу о храме, который не имел никакого отношения к их вере. Правда, монахи упросили султана отказаться от покрытия крыши серебром: они попросту боялись, что такое несметное богатство рано или поздно искусит разбойников на нападение.

Процветание Сумельского монастыря, который находится на территории современной Турции, продолжалось до 19-го века! Вселенский патриархат в 1863-м году полностью лишает монастырь Панагия Сумела всех его владений и привилегий. Паломники, которые поклонялись иконе, написанной Святым Лукой, встретили с неодобрением этот указ и патриархат, опасаясь бурных протестов, в спешке отменяет свое решение. Однако через 39 лет выходит новый указ, который в итоге стал окончательным. Для Сумельского монастыря наступили трудные времена: во время кровопролитных сражений Первой мировой войны все монахи покинули стены некогда могущественного и влиятельного православного храма. Обезумевшие от ярости турки ворвались в храм: они, забыв о том, что даже во времена Османской империи монастырь пользовался уважением, стали разбивать все, что только было возможно. Практически полностью были уничтожены настенные росписи, а на тех изображениях, которые не удавалось стереть, святым выбивали глаза.

Монастырь Панагия Сумела — священное место для паломников

Несмотря на то, что турки практически полностью разграбили и уничтожили внутреннее убранство монастыря, им не удалось завладеть иконой Панагия Сумела. Монахи, уже во время того, как турки штурмовали крепостные стены, закопали священную реликвию. Только в 1923-м году монах решился на подвиг: он раскопал икону и перевез ее в Афины. К слову, чудотворная икона Панагия Сумела существует и в наши дни, как и монастырь, расположенный в 300-х метрах над уровнем моря. Хранится икона Божьей Матери, написанная святым Лукой, в Греции, в специально построенном в городе Науса святилище. Монастырь, высеченный в скале еще в IV веке по указанию Варнавия и Сафрония, стоит на своем месте. Правда, современные паломники и туристы уже не смогут насладиться уникальным и красивейшим внутренним убранством и великолепной росписью стен и потолков. Многое, как уже говорилось выше, было уничтожено турками во время Первой Мировой войны. Однако три церкви, гостиницы и монашеские кельи по-прежнему можно осмотреть: их не смогли уничтожить вандалы только потому, что они не построены из камня или кирпича, а высечены непосредственно в скале.

«Как посетить монастырь Панагия Сумела в Турции?», — этот вопрос беспокоит многих современных православных христиан. Сложного в этом ничего нет, достаточно приобрести тур в Турцию и записаться на экскурсию к месту, где на протяжении почти 15-ти столетий хранилась икона, написанная Святым Лукой. Однако следует помнить о том, что путь к монастырю будет не легким: никаких фуникулеров и других современных технологических новшеств там не встретишь.

Добираться до священного места придется по крутым склонам. Однако такой сложный маршрут преодолеть, все же, стоит. Ведь, по словам людей, которым посчастливилось побывать в Сумельском монастыре, там на любого человека снисходит благодать Божия и какое-то, необъяснимое словами, чувство озарения. К слову, начиная с 15 августа 2010 года, по просьбе Вселенского патриархата, который в свое время лишил православный монастырь в Трапезунде (современном Трабзоне) всех привилегий, проводится литургия в день Успения Святой Богородицы. Кстати, 18 августа принято почитать память Варнавия и Сафрония, усилиями которых и был основан в древние времена монастырь Панагия Сумела.

Паломничество и христианские святыни в Турции

Современная Турция – это светское государство, более 90% которого исповедуют религию Ислам. Несмотря на то, что сегодня число христиан в стране менее 1%, турецкая земля некогда была «колыбелью» христианства, где родились и проповедовали такие важные личности как апостол Павел, Николай Чудотворец, Тимофей Эфесский, Поликарп Смирнский. Апостол Павел проповедовал и основывал храмы в 1 веке. В откровении Иоанна Богослова упоминаются 7 церквей, которые расположены на современных землях Турции: Эфес, Пергам, Смирна (Измир), Фиатира, Сарды, Лаодикия, Филадельфия (Алашехир). На территории Турции находилось государство Византия, откуда распространилось христианство на Русь. Сегодня в этой стране находятся многочисленные христианские святыни, посетить которые приезжают туристы из разных точек земного шара.

Топ-5 самых посещаемых христианских мест в Турции.

1. Стамбул

Бывший Константинополь и столица Византийской империи. Сегодня в этом городе сохранилось большое количество христианских церквей, монастырей и чудодейственных источников, некоторые из которых выполняют свои функции по сей день. Самая известная христианская достопримечательность Стамбула – это, безусловно, собор Святой Софии, которой был построен всего за 5 лет и долгие годы оставался одним из главных христианских храмов. На территории дворца Топкапы сохранилась самая древняя церковь Святой Ирины, построенная в 4 веке. В Стамбуле находится действующий женский монастырь с чудодейственным источником, на который по преданию указала сама Богородица.

2. Эфес.

Был известным городом уже во времена Древней Греции и являлся важным религиозным центром поклонения богине Артемиде, где в ее честь был воздвигнут храм, который считался одним из семи чудес света. Позже Эфес стал важным христианским центром, где на протяжении нескольких лет проповедовал апостол Павел, Иоанн писал повествование о Сыне Божьем и, по преданию, в конце жизни проживала Дева Мария. Сегодня Дом Девы Марии является важным паломническим центром. С пещерой около города Эфес также связано предание о «Семи спящих отроков», которые проспали в ней несколько веков.

3. Кападокия.

Этот регион имеет много названий, одно из которых «жемчужина христианства». Кападокия – это уникальное по природным ландшафтам место с причудливыми горами и целыми подземными городами, где проживали ранние христиане, начиная с первого века, проповеди вели апостол Павел и Петр. В 3-4 веках земля Кападокии становится важным христианским центром, который своим уединением привлекал многочисленных монахов и отшельников. Более 50 имен праведных, святителей и мучеников связаны с Кападокией, среди них Григорий Богослов и Василий Великий. Кападокия – это родина Георгия Победоносца. Сегодня Кападокия сохранила великое христианское наследие: множество пещерных церквей и монастырей с уникальными фресками эпохи раннего христианства, уединенные кельи отшельников и удивительные подземные города. Музей под открытым небом Гереме является всемирным наследием и охраняется Юнеско.

4. Монастырь Панагея Сумела.

Каждый год этот труднодоступный храм, высеченный в скале на высоте более 300 метров над уровнем моря, посещают многочисленные паломники из разных стран мира. Начало строительства монастыря было положено еще в 4 веке и до 1923 года там хранилась ценная христианская святыня – икона Богородицы Панагия Сумела, которая была написана Святым Лукой. Святой Лука является составителем одного из существующих Евангелий, а также считается первым человеком, написавшим икону и подарившим христианам несколько чудотворных образов Богородицы. По преданию монахам Варнавию и Сафронию явился образ Божей Матери, которая указала, что ее образ, написанный Святым Лукой, надлежит хранить в труднодоступном месте на горе Мела. Повинуясь данному повелению, монахи в 386 году основали монастырь на горе Мела, где со временем были высечены в скале 3 церкви и дома, рассчитанные для приема многочисленных паломников. На протяжении многих веков монастырь оставался очень почитаемым и пользовался покровительством монархов и даже султанов Османской Империи, однако во время первой мировой войны получил существенный ущерб, разграблен, были уничтожены настенные росписи. Монахи покинули монастырь, предварительно спрятав икону Богоматери Панагии Сумелы, которую в 1923 году нашел один из монахов и передал в Афины. Сегодня икона также находится в Греции. Монастырь Панагея Сумела сегодня не может похвастаться былой красотой росписи и убранства, однако церкви, монастырские кельи и гостиницы доступны для посещения. Дорога до монастыря и сегодня остается труднодоступной – подниматься предстоит по многочисленным ступеням на крутой склон, однако, побывавшие там паломники, описывают ощущения озарения и благодати от посещения этого места.

5. Город Демре, Миры Ликийские .

Это место связывают со служением почитаемого во всем христианском мире Святого Николая или Николая Чудотворца. Сегодня город Демре – это один из самых легкодоступных и посещаемых христианских мест в Турции. Здесь сохранилась церковь Николая Чудотворца, а также его саркофаг, несколько раз в году в храме проходит священнослужение. Впервые церковь была построена в 4 веке, однако позже подвергалась набегам и разрушениям. До наших дней сохранились настенные росписи, которые датируются 11-12 веками. Мощи Святого Николая были вывезены в 11 веке и хранятся сейчас на территории Италии. Святой Николай является покровителем мореплавателей, ему приписывается чудо воскрешения моряка. По Католической традиции образ Николая Чудотворца является прообразом Санта Клауса, благодаря преданию о еще помощи бедным и тайному дарению подарков. В настоящее время храм не является действующим и имеет статус музея.

Эти места — только неполный список христианского наследия на территории Турции, во многих городах сохранились значимые места проповедей, отмеченные посещением апостолов и связанные с их деятельностью. Число паломников, посещающих Турцию, растет с каждым годом, возрастает интерес к богатой истории этой страны. В прошлом году на территории Алании совершилось значимое событие — был построен и открыт новый христианский храм, который на данный момент является действующим и ярко отражает толерантность и прекрасное отношение турецких граждан к другой культуре и религии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector