3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Малоизвестное письмо преподобного силуана

Малоизвестное письмо преподобного Силуана

Начинает старец Силуан пасхальным приветствием и молитвой к Богу о Вере Алексеевне и Вере Васильевне:

«Христос воскресе! Вера и Вера!

Дай Бог вам Духом Святым познать, что душа человеческая – невеста Христова, а Христос ей Жених. Если вы все это познали Духом Святым, то души ваши [2] возлюбят Христа, что день и ночь будете думать о любви и сладости Духа Христова и никогда не будете мыслить мирское, хотя и нужное: купить или продать, но душа так пленена Женихом, что день и ночь думает о Нем».

Прервем пока чтение письма. Простой и безыскусный слог старца Силуана, такой узнаваемый. Чудесное сочетание простоты и мудрости.

Весеннее письмо с Афона от старца Силуана начинается победной новозаветной вестью: Христос воскресе! Пасха в 1937-м году приходилась на 2 мая по новому стилю. Какая радость была для Веры Алексеевны получить письмо от старца в светлые пасхальные дни.

Старец обращается к Вере Алексеевне и Вере Васильевне, называя их по имени, и сразу же молитвенно взывает к Богу: «Дай Бог вам познать, что душа человеческая – невеста Христова». Вера Алексеевна просила у старца молитв, и он охотно откликается – молится в келье и храме, даже письмо начинает молитвенным ходатайством к Богу.

Еще одна особенность слов отца Силуана – монашеская. Письмо отправил монах будущим монахиням – невестам Христовым. Вера Алексеевна примет постриг с именем Геновефа (Женевьева) в Сент-Женевьев-де-Буа от архимандрита Софрония – ученика старца Силуана. Вера Васильевна примет постриг с именем Анна, вероятно, от рук архимандрита Сергия (Шевича), которого на монашество благословил старец Силуан. Такие вот нити связывали их со старцем…

Уже в 1938-м году преподобный Силуан видит, что Вере Алексеевне и Вере Васильевне открывается монашеский путь, в стороне от нескончаемых мирских помышлений: «Не будете мыслить мирское, хотя и нужное – что-то купить или продать, но душа будет пленена Женихом день и ночь». Множество русских людей после революции 1917 года оказались в вынужденной эмиграции, их обеспеченная жизнь на Родине кончилась, они погрузились в хлопоты, днем и ночью думали, что можно еще продать из уцелевших фамильных ценностей, дабы купить продукты, где найти работу в чужой стране. Эти заботы о бытовых нуждах вполне понятны, но они не вправе заслонять Христа, отрывать нас от Христа.

Кажется, что такая картина духовной жизни выглядит несколько идеализированно, с избытком романтизма? Нет, старец Силуан хорошо представляет себе реальную жизнь христиан. Описанный им опыт личного знакомства с Христом, благодатной помощи от Него, непрестанной духовной жизни, любви – человек получает на первом этапе своего духовного пути. За ним следует второй этап – время духовных испытаний, про него тоже не забывает отец Силуан.

Продолжим читать письмо:

«Вот Какой наш Господь, и Он хочет в наших душах жить, но Его можно и потерять по неопытности, но душа будет по Нем скучать день и ночь: ‟Где Ты, Господь мой, скрылся от души моей! Ты видишь, Господи, душа моя скучает по Тебе. Как мне Тебя не искать! Твой тихий и кроткий взор привлек душу мою, и мое сердце и душа возлюбила Тебя. И я потерял благодать и ищу ее 44 года и не обретаю. Но душа, ища день и ночь, и хочет найти”.

Я мню, вы помните слова Господни: ‟Я с вами до скончания века”. Кто любит Господа, тот молится охотно день и ночь ненасытно, ибо помнит душа Господа, с Ним хочет жить. Господь не помянет нам грехов, но по милосердию и любви Своей простит. Ах! Как бы люди знали, Какой наш Господь, то все бы люди на земле обратились бы к Нему.

Святая Гора Афон».

По духовной неопытности христианская душа может потерять общение с Ним

Господь нас любит и хочет в наших душах жить, хочет общаться с нами постоянно. Но по духовной неопытности христианская душа может потерять общение с Ним, потерять Божию благодать. Как это бывает? Душа получает благодать от Бога, но не прилагает всех усилий, чтобы хранить благодать. Иногда это происходит, если душа с духовного делания переключается на мирские помышления, о которых упоминает старец. Либо душа пленяется тщеславными помыслами и теряет благодать. Иногда это происходит и без вины со стороны человека, по особому смотрению Божию. Господь давал душе благодать, укреплял ее, и пришло время духовных испытаний. Господь попускает душе вступить на второй этап духовного пути.

На этом этапе сладость постоянного общения с Господом сменяется горечью продолжительной разлуки. Эти наблюдения старца Силуана описывают «негативный опыт», знакомый многим православным христианам: душа томится, ища Господа днем и ночью, хочет Его найти и не может. И вдруг святой Силуан начинает говорить о своем личном опыте жизни во Христе. Он приоткрывает сокровенную свою жизнь, очень лаконично, деликатно и скромно. После всего, что мы за последние 70 лет узнали о преподобном Силуане, мы можем видеть, как в его безыскусном письме проступает уникальный подвижнический опыт и данное ему от Христа откровение.

Для старца Силуана искание благодатного общения с Богом продолжается 44 года. Какой точной величиной обозначено время ожидания, время испытания! Отец Силуан 44 года не поддается унынию, не теряет веры, не помышляет о «профессиональном выгорании» афонских монахов. Не помышляет о том, что «после этапа воцерковления наступил этап расцерковления». Старец помнит, что Христос любит его, явился ему, облагодатствовал, пребывал с ним в общении. Схимонах Силуан десятилетиями сражается, подвизается в надежде, что благодать вернется, что наступит третий этап духовного пути.

Если мы потеряли благодать, это не значит, что Христос о нас забыл и ушел навсегда

И снова старец Силуан переходит от описания собственного опыта к тому, что касается всех православных. Он напоминает обещание Христово, данное Его ученикам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Если мы потеряли благодать, это не значит, что Христос о нас забыл и от нас ушел навсегда. Он с нами каждый день, до конца. Даже если Его присутствие мы не чувствуем рядом.

Мы хотим с Ним жить и помним о том, что Он дал нам благодать, когда мы были новообращенные христиане, только начинали ходить в храм. Хотим быть с Христом? Не надо ослаблять молитву. Полюбившая Христа душа ищет Его, пока не обретет, молится ненасытно, без такого чувства, что «хватит, я этой церковной жизни уже наелась, бессмысленно всё это ‟молись-постись-кайся-смиряйся” дальше продолжать».

Старей Силуан пишет: «Господь не помянет нам грехов, но по любви Своей простит», – речь его снова меняется, усиливается. Старец говорит «нам», а не «мне и вам». Отец Силуан не желает отделять свою судьбу от судеб Веры Алексеевны и Веры Васильевны. Сердце преподобного Силуана расширяется (ср. 2 Кор. 6, 11), он одновременно ходатайствует о прощении грехов для трех человек: себя, Веры Алексеевны и Веры Васильевны. Старец не отстраняется от своих собеседниц. Он не надеется, что давно «искупил грехи» своими афонскими подвигами. Он надеется на Христа, на Его милосердие.

Та душа, которая в беспросветный час обратится к кроткому, негневливому Спасителю, ищет спасения у Господа покаянием и молитвой. Такой душе Господь благословит познать Его Духом Святым. Тем самым душа окажется у цели человеческой жизни, Господь явственно даст видеть душе эту цель. И душа будет двигаться по пути к заветной цели, несмотря на испытания, несмотря на то, что по временам цель может исчезать из виду. Душа уже сориентирована в духовном пространстве, уже набралась решимости, получила нужный опыт и способна двигаться к цели – годами. Бог на этом пути будет укреплять душу и поправлять, когда нужно.

Последняя строка в письме старца Силуана – самая сильная. Сердце преподобного снова расширяется, оно каким-то непостижимым образом вмещает судьбы всех людей, всего Адама. Старец молитвенно воздыхает ко Господу: если бы люди знали, Какой наш Господь, то все люди на земле обратились бы к Нему и упорно продвигались ко Господу, и Господь с любовью принял бы их.

26 сентября 2018 г.

[1] Архимандрит Сергий (в миру Кирилл Шевич, 1903–1987) обращался к старцу Силуану за духовной поддержкой. Архимандрит Сергий общался и с учеником старца Силуана – архимандритом Софронием (Сахаровым), от которого получил святыню – частицу мощей старца Силуана. Недавно опубликовано письмо преподобного Силуана к К. Шевичу, его написал старец Силуан перед своей кончиной в 1938-м г. (Ларше Ж.-К. Преподобный Силуан Афонский. М., 2016. С. 309.) Неудивительно, что архимандрит Сергий (Шевич) хранил у себя копию письма от старца Силуана к Вере Алексеевне Лавровой. Копия этого письма находится в храме Живоначальной Троицы и новомучеников и исповедников Российских в Ванве (Франция). Электронная версия письма и краткие сведения о нем размещены на сайте Троицкого храма: http://eglise-orthodoxe-vanves.org/archives/silouane-correspondance-1/?p=history

[2] В угловых скобках добавлены слова, отсутствующие в копии письма. Орфография и пунктуация приведена в соответствие с современными нормами русского языка.

Письма старца Силуана к Надежде Соболевой (будущей монахине Силуане)

Христолюбивая Госпожа Надежда!

Получил от Вас доллар и молюсь Господу о Вас и о сыне Вашем Борисе. Ждет нас Господь на небе. Будем молиться и благодарить Господа. Он милостив. Много нас грешных любит и ждет нас со святыми к Себе. Надо себя смирить ради Господа, и будем врагов любить, как заповедал нам Господь. Потерпим скорби ради Бога, а там когда душа увидит Господа и от любви Его все скорби забудет, там и о сыне мы вспомнить не можем – такой Приятный и Кроткий наш Господь. Слезно пишу сии строки боголюбию Вашему.

Схимонах Силуан грешный. Да поможет Вам Господь и Божья Матерь со Святыми.

Радуйся, Госпожа Надежда Христова!

Милостивый Господь любит Своих рабов и дает им скорби на земле, чтобы в скорбях душа научилась смирению и преданности воли Божией и обрела душа в боли покой, за который сказал Господь: «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Я ходил в лавку, чтобы послать Вам икону Божией Матери, но нету такой иконы. Молитесь Божией Матери и мученику Мине, и она найдется. Но обличать не надо, но предаваться воле Божией. Это еще лучше. Хозяину иконы скажите: Великую милость Божия Матерь воздаст ему. Только пусть Бога благодарит за все, Господа и Божию Матерь. Мужа не бросайте, но молитесь, чтобы он с покаянием помер. Уговаривайте его, что Господь любит грешников кающихся и умер за нас в страданиях на кресте и место уготовал на небесах «идеже Аз, там и слуга Мой будет, да видит славу Мою». Ах, как бы мы знали, как нас Господь любит грешных, дает нам Духа Святого. Им познается Господь и Его любовь, но мы теряем благодать Святого Духа за горделивость, и мучают нас страсти, дурные пороки, но надо с ними бороться, просить день и ночь помощь Божию и Божией Матери, и Господь поможет. А если икона найдется, то предаваться Воли Божией. Милостивый Господь, смотря на нас, и все нужды наши знает. Мы Господа не видим, а он нас видит, и мы должны учиться жить по воле Божией. Я хотя Вам и пишу за скорби много, любя Вас, но своих у меня много скорбей. Я в них виноват сам, потому что не научился Христову смирению, а без него теряется благодать Святого Духа и душа скорбит по благодати. Благодатию Христовою душа покойна в боли, а ваши большие скорби. Но они временны. После смерти, если кого Господь сподобит видеть Господа, то он от любви Его не может вспомнить про родных. Такой наш Господь. Пишу, и дух мой радуется милосердию Божию, Славе Его. О сподоби нас, Господи, видеть Тебя во славе красоты Твоей неописанной. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, что так нас много Господь грешных любит. Умер за нас на кресте и дал Духа Святаго Апостолам, но мы теряем Его. Но Господь дал покаяние, и радуется Господь кающемуся грешнику, говорит Святое Писание.

Мужа можно пугать: «Если ты не будешь исправляться, то я брошу тебя», но на самом деле бросить его Богу неугодно.

Отец Мефодий кланяется вам и благодарит за деньги, и я получил. Спаси Вас, Господи.

Гора Св.Афон, много мы видим в тебе чудес за молитвы Божией Матери. Описать их ум короток.

Христос Воскрес, Госпожа Надежда!

Дай Вам Господи и сыну Вашему Борису любить Господа всей душой. Господь сказал: «Любящий Меня заповеди Мои соблюдает». А если Вы заповеди соблюдаете, то Вы этим помогаете Церкви. Преподобный Серафим Саровский жил в лесу и помогал Церкви молитвою и сохранял заповеди Господни. И так святые из пустыни помогали Церкви молитвою. Ваша обязанность воспитать сына и представить его чистым Христу, а когда он будет чист, Дух Святой в нем будет жить, и он будет молитвенник за весь мир, а если потеряет благодать, то будет рыдать подобно Адаму, выгнанному из рая. Адамовы скорби описать трудно, но кто познал Господа и потерял эту любовь, тот разумеет скорби Адама. Он взывал: «Душа моя, Господи, скорбит по Тебе, что я не вижу Тебя. Как мне не скорбеть. Твой тихий и кроткий, Господи, взор привлек мою душу. Мое сердце возлюбило Тебя». И так, советую: сидите дома и безмолвствуйте по силе своей. Я понимаю Вас пред Богом и желаю Вам на земле пребывать с Господом и Его Пречистою Матерею. И все святые молятся за нас. Они Духом Святым любят Господа и нас грешных. И так милостивый Господь святым дал Духа Святаго. Они любят Господа Духом Святым, и Господь любит их. Если сын Ваш любит пастырей, святых архиереев и священников, и монахов, то велика с ним милость Божия. А если не любит, то он будет мирской. Но заповеди Божии – одним монахам удобнее их соблюдать. Прошу смиренно помолиться за меня, дабы я научился Христову смирению, славить Творца и благодарить Его за великие милости, что Он меня грешнаго миловал.

Сх[имонах] Силуан, Гора Св.Афон.

О.Мефодий сказал, когда деньги пришлет, икона есть, 5 долларов с пересылкой.

Радуйся, госпожа Надежда, что любит нас грешных Господь. Получил от Вас доллар и его дал молиться за Вас и ваши имена записаны поминать. Четки освящены от древа Животворящаго Креста. Я по ним сам молился. Я хотел бы новые Вам послать, но Вы пожелали старые. Скажите Евфимии, рабе Божией, пусть она усердно молится за мужа и несет немощи его. Думаю, что он поправится. Душа моя его много возлюбила. Напишите мне за него. Как он мои советы принял. А Вас во всем Господь вразумит, и молитесь за меня, чтобы я стяжал Христово смирение и любовь, и тогда будет смерть мила.

Сх[имонах] Силуан, Гора Св.Афон

Много мы видим в тебе чудес, милости Божией за молитвы Божией Матери.

Христос Воскрес! Госпожа Надежда, да утешат Господь и Божья Матерь Вашу душу и сына Бориса. Дай, Господи, ему поправиться, но предаваться надо Воле Божией и жить по воле Божией. У меня болит голова 40 лет, и я терплю, знаю, болезнь, она дана мне: да не превозношусь. И понял я: день и ночь надо учиться Христову смирению – и обрящем покой. Если бы люди знали, что такое Христово смирение и кротость и покой, то все бы люди побросали все науки и научились бы кротости и смирению. Кого Дух Святой научил, он желает учиться день и ночь Христову смирению, и того другим желаю я. И меня помяните в молитве, да научусь Христовой кротости, смирению, их желает душа моя. Желаю я сего дара. Кто познал Господа Духом Святым, тот скучает по Нем день и ночь: «Почто Ты оставил Меня, Господи? Душа моя скучает по Тебе день и ночь. Как мне по Тебе не скучать. Твой тихий и кроткий взор привлек душу мою. Я сердцем возлюбил Тебя». И так, потеряв благодать, и будет скучать, подобно Адаму, выгнанному из Рая. Адам взывал: Господи, скучает душа моя по Тебе, и слезно ищу Тебя. Так и я прошу у всех св. молитв, да научусь Христову смирению, не терять Благодать Св. Духа. Духом Святым познается Господь. Получил от Вас 2 доллара, за что Господь Вам воздаст. Обитель молится за Вас, и я грешный молюсь. В монастырь идти нельзя, пока сына не определишь, чтобы он был покоен. Молитвы Господь принимает на всяком месте и во всякое время.

Госпожа Надежда, будь мыслью в Боге и на Него надейся. Он нас грешных много любит и не велит колебаться мыслью, переезжать с места на место без нужды. Будьте покойны в Боге, и все земное забывайте от любви Божией. Он Сам велел Его так любить всей душой и мыслью, чтобы мы забывали земное. Сидите дома и благодарите Господа от всей души. Который за скорби благодарит Бога, у того они малы бывают, потому что душа предалась воле Божией и Дух Божий веселит душу упованием на Бога. Все люди, которые возложили упование на Бога, они покойны в Боге на всяком месте, потому что внутри души веселит их Благодать. Но если кто потерял Ее, то опять ее ищет покаянием, и Господь опять дает. Он нас много любит. Он говорит в Евангелии: «Иду к Отцу Моему и Отцу вашему, иду к Богу Моему и Богу вашему». Видите, как Он нас много любит. Милости эти слова исполнены, любви и милосердия. Будем помышлять день и ночь, что любит нас грешных Господь и зовет к Себе. «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы». А покой в Боге есть забыть все земное, чтобы ум не забыл Любовь, хотя руки и работают, но душа забыть Бога не может, потому что душа возлюбила, и Дух Божий веселит душу. Скорбей земных душа не боится, но боится как бы не потерять любовь Божию, и тогда после потери в душе будет уныние и скорби. Возблагодарим Господа и Его Пречистую Матерь, нашу молитвенницу пред Богом, и будем и святых просить, они в Духе Святом любят нас так, как и Господь, им Господь дал Духа Святаго молиться за Нас остальным людям. Кто порченый, подобно мне, пусть читает больше Евангелие и кается, и милостивый Господь дарит ему прощения и мир душевный.

Слава Богу за все.

Схимонах Силуан, июль 1938 года

Источник: Христианос. Вып. 1. — Рига, 1991. С. 70-76.

Неизвестное письмо преподобного Силуана Афонского

От публикатора

Публикуемое ниже письмо 1 , автором которого является преподобный Силуан Афонский, посвящено важной для монаха, живущего в миру, проблеме — приглашения в гости к мирским людям (“вас просят в гости”). Такие приглашения обыкновенно затрудняют духовную жизнь монаха, особенно его молитвенную практику. Автор письма демонстрирует адресату, как с любовью отказываться от таких визитов.

Копия данного письма была передана нам архимандритом Виктором (Мамонтовым). Перед этим письмо, обнаруженное в архиве известного парижского богослова отца Евграфа Ковалевского, прошло сложный путь — его переслал в Шевтонь большой почитатель духовного наследия преподобного Силуана Афонского отец Силуан, настоятель одного из монастырей во Франции.

Анализ почерка позволяет сделать вывод, что переданная нам копия письма не была написана ни самим преподобным Силуаном 2 , ни его духовным сыном, сотаинником и жизнеописателем архимандритом Софронием (Сахаровым) 3 . Скорее всего, письмо было переписано перед отправкой в Свято-Пантелеимоновом монастыре одним из почитателей преподобного Силуана Афонского (на это указывают некоторые слова в письме, уточняющие его смысл и помещенные в скобках со знаком вопроса). Сам же оригинал данного письма, который до нас не дошел, был, по всей вероятности, написан под диктовку преподобного Силуана кем-нибудь из монахов или работников монастыря.

Письмо датируется маем 1938 г., за несколько месяцев до кончины преподобного Силуана. Отец Софроний пишет, что перед кончиной преподобный Силуан заведовал монастырским продовольственным магазином 4 . Во время этой работы он сильно простудился “и много страдал от ревматизма. Болезнь вынудила его последние годы жизни зимою оставаться в келлии” 5 . Можно с большой достоверностью предположить, что письмо написано в период работы преподобного Силуана в магазине и его болезни.

Адресатом письма, по всей вероятности, является иеромонах Димитрий 6 (Бальфур; в миру — Дэвид) 7 . В 1932 г., будучи католическим монахом восточного обряда, он приехал на Афон для изучения манускриптов и встретил там преподобного Силуана 8 . Эта встреча в корне изменила жизнь Д. Бальфура. Он переходит в Православие и принимает монашество с именем Димитрий. Впоследствии он подвизался в различных местах (на Афоне, в Литве у митрополита Елевферия, в Греции, Франции, Великобритании и т. д.), сохраняя постоянную связь с преподобным Силуаном и с отцом Софронием. В мае 1938 г., когда было написано публикуемое письмо, он подвизался в Греции, в городском афинском монастыре Пентели, изучал богословие в Афинском университете и, по благословению правящего архиерея, был даже духовником греческой королевской семьи 9 .

Это был решающий период в жизни отца Димитрия. С одной стороны, душа его стремилась к монашеской жизни, к уединению, а с другой, — он все более вовлекался в круг “высшего общества”, из которого происходил и который оставался весьма притягательным для него. К сожалению, отец Димитрий не смог выдержать этого искушения. Позднее он отдалился от Церкви, многие годы был дипломатом и лишь за несколько лет до своей кончины снова вернулся в лоно Церкви. В последние годы своей жизни он регулярно принимал Святое Причастие как мирянин в Свято-Иоанно-Предтеченском монастыре в Эссексе, основанном архимандритом Софронием. Как говорил впоследствии епископу Каллисту Диоклийскому сам отец Димитрий, если бы он послушал в те годы совета Старца, вся его жизнь могла бы стать совсем иной 10 . Скончался отец Димитрий в 1989 г. в Великобритании в возрасте 86 лет.

В настоящее время Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь в Эссексе готовит к изданию переписку архимандрита Софрония (Сахаро ­ âà) ñ îòöîì Äèìèòðèåì (Áàëüôóðîì) 11 .

Возникает еще один вопрос: как это письмо могло попасть в архив отца Евграфа Ковалевского? Маловероятно, что отец Евграф находился в переписке с отцом Димитрием (Бальфуром). Однако поскольку речь идет о копии письма, а не о его оригинале, то, скорее всего, отец Евграф мог получить текст письма или от отца Софрония, с которым он был знаком и сотрудничал во время служения отца Софрония в Париже (в это время отец Евграф весьма интересовался учением преподобного Силуана), или от кого-либо из почитателей преподобного Силуана из афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, с которым отец Евграф мог находиться в переписке.

Перейдем теперь к текстологическому и содержательному анализу подлинности письма.

Для учения преподобного Силуана характерна обращенность на внутреннюю духовную брань с собственными грехами и помыслами, а не на критику других. Он призывает отца Димитрия не обвинять тех людей, которые своими приглашениями мешают духовной жизни монаха, но отказывать им с любовью (можно сказать, даже вежливо), ссылаясь на свое недостоинство: “люблю вас и пойду в келию молиться за вас, это лучше, и благодарю вас за то, что вы меня приглашаете”. Эта важная часть учения преподобного Силуана выражена им с особой ясностью в его беседе с архимандритом-миссионером 12 . Другой важной особенностью учения старца Силуана (см. ту же беседу с архимандритом-миссионером) является его стремление опереться в первую очередь на хорошее в человеке, а не на критику его плохих сторон: “люблю вас и пойду в келию молиться за вас, это лучше”; «Какой покой в Боге! Если бы люди знали сей покой, то бы все ушли работать Богу, но мiр, не зная сего покоя, нас манит: “приидите в гости”». Автор письма пишет и о том, что монах — это “пастырь — молитвенник за весь мiр”. Молитве за весь мир преподобный Силуан уделял особое внимание в своих писаниях.

Как пишет отец Софроний, непосредственно перед кончиной преподобный Силуан много думал о том, что он “еще не смирился” 13 . И в публикуемом письме, написанном незадолго до смерти старца, автор пишет: “Дал мне Господь познать Христово смирение, душа моя потеряла его и ищу [его] 14 день и ночь, [но] еще не нашел…”.

Даже при первом прочтении письма бросается в глаза использование многочисленных выражений, характерных для писаний преподобного Силуана. Рассмотрим лишь некоторые из них:

1) Познать Господа Духом Святым . В письме оно в различных сочетаниях встречается трижды, и в писаниях преподобного Силуана используется очень часто. Вот лишь некоторые из многочисленных примеров:

“ На первом году моей жизни в Монастыре душа моя познала Господа Духом Святым” (Старец Силуан. С. 117).

«Дивные дела Господни: из земли создал человека, и перстному дал познать Себя Духом Святым, так что человек говорит: “Господь мой, и Бог мой”; и говорит это от полноты веры и любви» (Там же. С. 118).

“ Душа, познавшая Бога Духом Святым, рвется к Нему” (Там же. С. 139).

“ Господь так много нас любит, что объяснить этого невозможно, и только Духом Святым познается эта любовь, и душа неизъяснимо чувствует сию любовь. Господь по естеству благ и милостив, кроток и любезен, и описать доброту Его нельзя, но душа без слов чувствует эту любовь, и всегда желает пребывать в таком тихом состоянии” (Там же. С. 150).

2) День и ночь. Это выражение в значении ‘постоянно, непрестанно, непрерывно’ используется в письме три раза и более 60 раз встречается в писаниях преподобного Силуана. Например, в письме мы читаем: “поучаться в законе Господнем день и ночь”, и в писаниях преподобного Силуана говорится:

“ Не может душа иметь мира, если она не будет поучаться в законе Божием день и ночь…” (Там же. С. 150).

“ Мы должны не только прибегать к Нему, но и постоянно быть в Нем; как Ангелы всегда служат Богу умом, так и монах всегда умом должен пребывать в Боге, и поучаться в законе Его день и ночь” (Там же. С. 172).

“ Хорошо поучаться в законе Господнем день и ночь. Чрез это душа обретает покой в Боге, и Господь объемлет всю душу, и тогда для нее нет ничего, кроме Бога” (Там же. С. 200).

3) Благодать учит душу. Это выражение также многократно встречается в писаниях преподобного Силуана (см.: Там же. С. 121, 167, 174, 190).

Широко использует преподобный Силуан и другие выражения, имеющиеся в письме (номера страниц указаны по изданию: Старец Силуан):

услаждаться мiром — С. 118, 154, 198, 204;

[обрести] покой в Боге — С. 120, 127, 138, 141, 148, 166 и др.;

работать Богу — С. 191, 199;

Господь любит Свои дары давать [тем], кто просит — С. 127, 135, 174, 175, 194, 202;

если бы люди знали, как нас Господь любит — С. 139, 146, 158, 159, 161 и др.;

любовь и милость Господа — С. 117, 188;

смирять душу свою — С. 118, 152, 177;

дал мне Господь познать Христово смирение — С. 120, 128, 179;

сладостно и приятно для души — С. 118, 136, 138, 179, 195;

Дух Святой учит… душу — С. 119, 133, 146, 152, 158;

много милостей изливает на ны Господь — С. 136, 158, 190;

когда смиряюсь, то исцелит меня Господь — С. 183 (ср. также С. 140).

Все указанные выше соответствия в совокупности позволяют с уверенностью свидетельствовать, что публикуемое письмо действительно принадлежит преподобному Силуану Афонскому и может быть с полным правом включено в сокровищницу духовного наследия Православной Церкви.

Христос Воскресе! Дорогой о Господе батюшка отец Димитрий, благословите.

Пишу вашему преподобию, что я испытал, и вы тоже — добро сидеть в келии и поучаться в законе Господнем день и ночь, ибо благодать учит душу, как жить, и ум услаждается Господом. Но люди, [что] вас просят (в гости?), не познали Духом Святым. Они услаждаются мiром, но мы, духовные, должны пред Богом в келии учиться день и ночь. Кто вас зовет, скажите ему: люблю вас и пойду в келию молиться за вас, это лучше, и благодарю вас за то, что вы меня приглашаете.

Пастырь — молитвенник за весь мiр, его на то избрал Господь. Если придется иногда говорить с мiрскими, говорите о Боге сами им сильно, говорите, что любит нас Господь и зовет нас к Себе день и ночь: “приидите ко Мне все труждающиеся, и Аз упокою вы” (см. Мф 11:28).

Какой покой в Боге! Если бы люди знали сей покой, то бы все ушли работать Богу, но мiр, не зная сего покоя, нас манит: “приидите в гости”. Но мы будем говорить: “нам некогда, много у меня дел, и потому благодарю вас”. Когда вы не будете оставаться в гостях, то народ вас будет любить, и великую будут получать от вас пользу.

Молю Господа, чтобы Он даровал вам дар слова — писать и говорить, — ибо Господь любит Свои дары давать, кто просит, ради себя и народа Господня. Если бы люди знали, как нас Господь любит, то бы день и ночь об этом думали. Какие слова Господни: “Иду к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему…” (см. Ин 20:17) ! Какие это слова, полные любви и милости.

День и ночь надо готовиться, смирять душу свою, чтобы любил ее Господь за смирение. Беден я смирением, но дал мне Господь познать Христово смирение, душа моя потеряла его и ищу день и ночь, еще не нашел и прошу вас и всю вселенную, которые знают Христово смирение, помолиться за меня. Оно (смирение?) есть сладостно и приятно для души, оно неописуемо, но Дух Святой учит каждую душу, кто ищет Господа.

Много милостей изливает на ны Господь. Я душевно и телесно больной, но когда смиряюсь, то исцелит меня Господь за ваши святые молитвы.

Сх. Силуан. Май 1938

Публикация А. Гуревича

1 Письмо недавно было опубликовано во французском переводе архимандрита Симеона (Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь в Эссексе) в книге известного французского богослова Жана-Клода Ларше: Larchet J.-C. Saint Silouane de l’Athos. Paris, 2001. P. 383–387.

2 См. Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. Эссекс. Монастырь св. Иоанна Предтечи, 1990. С. 24, 116 (вклейки). Далее мы будем ссылаться на данное издание, считающееся каноническим, и будем обозначать его для краткости “Старец Силуан”.

3 См.: Buisson Ardent: Cahiers Saint-Silouane l’Athonite. Pully, 1999. № 5. P. 9.

4 Старец Силуан. С. 80, 106.

6 Подробнее об иеромонахе Димитрии (Бальфуре) см. Bishop Kallistos (Ware). David Balfour (1903–1989) // Sobornost. Vol. 12. 1990. № 1. P. 52–61; Три встречи. М., 1997. С. 80–83 (в последней книге в сведениях об отце Димитрии (Баль ­ ôóðå) èìåþòñÿ íåêîòîðûå íåòî÷íîñòè, ñâÿçàííûå ñ òåì, ÷òî ðàññêàçûâàвшая о нем монахиня Силуана (Соболева) не всегда имела полную и достоверную информацию о некоторых периодах его жизни).

7 Конечно не исключено, что адресатом письма является иной отец Димитрий. Это имя весьма распространено в православном мире, но все же такая идентификация отца Димитрия (Бальфура) наиболее вероятна. В настоящее время мы не знаем иного отца Димитрия, пребывавшего вне Пантелеимонова монастыря и свободно владевшего русским языком, с которым преподобный Силуан (тогда, в связи с его посвящением в великую схиму и с болезнью, еще более сокративший свои весьма ограниченные внешние контакты) мог бы вести переписку и в духовной жизни которого он мог бы принимать участие.

8 Bishop Kallistos (Ware). Указ. соч. P. 54.

11 Избранные письма отца Софрония к отцу Димитрию (Бальфуру) опубликованы в журнале “Церковь и время”. 2000. № 3(12). С. 226–252.

12 См.: Старец Силуан. С. 29–30.

13 См.: Там же. С. 108.

14 Здесь и далее публикатор восстановил в тексте письма (в квадратных скобках) слова, которые показались необходимыми для уточнения смысла, а также привел адреса библейских цитат (даны курсивом). — Ред .

Малоизвестное письмо преподобного силуана

Христолюбивая Госпожа Надежда!

Получил от Вас доллар и молюсь Господу о Вас и о сыне Вашем Борисе. Ждет нас Господь ни небе. Будем молиться и благодарить Господа. Он милостив. Много нас грешных любит и ждет нас со святыми к Себе. Надо себя смирить ради Господа, и будем врагов любить, как заповедал нам Господь. Потерпим скорби ради Бога, а там когда душа увидит Господа и от любви Его все скорби забудет, там и о сыне мы вспомнить не можем — такой Приятный и Кроткий наш Господь. Слезно пишу сии строки боголюбию Вашему.

Схимонах Силуан грешный. Да поможет Вам Господь и Божья Матерь со Святыми.
1937 г.

Радуйся, Госпожа Надежда Христова!

Милостивый Господь любит Своих рабов и дает им скорби на земле, чтобы в скорбях душа научилась смирению и преданности воли Божией и обрела душа в боли покой, за который сказал Господь: «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Я ходил в лавку, чтобы послать Вам икону Божией Матери, но нету такой иконы. Молитесь Божией Матери и мученику Мине, и она найдется. Но обличать не надо, но предаваться воле Божией. Это еще лучше. Хозяину иконы скажите: Великую милость Божия Матерь воздаст ему. Только пусть Бога благодарит за все, Господа и Божию Матерь. Мужа не бросайте, но молитесь, чтобы он с покаянием помер. Уговаривайте его, что Господь любит грешников кающихся и умер за нас в страданиях на кресте и место уготовал на небесах «идеже Аз, там и слуга Мой будет, да видит славу Мою». Ах, как бы мы знали, как нас Господь любит грешных, дает нам Духа Святого. Им познается Господь и Его любовь, но мы теряем благодать Святого Духа за горделивость, и мучают нас страсти, дурные пороки, но надо с ними бороться, просить день и ночь помощь Божию и Божией Матери, и Господь поможет. А если икона найдется, то предаваться Воли Божией. Милостивый Господь, смотря на нас, и все нужды наши знает. Мы Господа не видим, а он нас видит, и мы должны учиться жить по воле Божией. Я хотя Вам и пишу за скорби много, любя Вас, но своих у меня много скорбей. Я в них виноват сам, потому что не научился Христову смирению, а без него теряется благодать Святого Духа и душа скорбит по благодати. Благодатию Христовою душа покойна в боли, а ваши большие скорби. Но они временны. После смерти, если кого Господь сподобит видеть Господа, то он от любви Его не может вспомнить про родных. Такой наш Господь. Пишу, и дух мой радуется милосердию Божию, Славе Его. О сподоби нас, Господи, видеть Тебя во славе красоты Твоей неописанной. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, что так нас много Господь грешных любит. Умер за нас на кресте и дал Духа Святаго Апостолам, но мы теряем Его. Но Господь дал покаяние, и радуется Господь кающемуся грешнику, говорит Святое Писание.

Мужа можно пугать: «Если ты не будешь исправляться, то я брошу тебя», но на самом деле бросить его Богу неугодно.

Отец Мефодий кланяется вам и благодарит за деньги, и я получил. Спаси Вас, Господи.

Гора Св.Афон, много мы видим в. тебе чудес за молитвы Божией Матери. Описать их ум короток.

Христос Воскрес, Госпожа Надежда!

Дай Вам Господи и сыну Вашему Борису любить Господа всей душой. Господь сказал: «Любящий Меня заповеди Мои соблюдает». А если Вы заповеди соблюдаете, то Вы этим помогаете Церкви. Преподобный Серафим Саровский жил в лесу и помогал Церкви молитвою и сохранял заповеди Господни. И так святые из пустыни помогали Церкви молитвою. Ваша обязанность воспитать сына и представить его чистым Христу, а когда он будет чист, Дух Святой в нем будет жить, и он будет молитвенник за весь мир, а если потеряет благодать, то будет рыдать подобно Адаму, выгнанному из рая. Адамовы скорби описать трудно, но кто познал Господа и потерял эту любовь, тот разумеет скорби Адама. Он взывал: «Душа моя, Господи, скорбит по Тебе, что я не вижу Тебя. Как мне не скорбеть. Твой тихий и кроткий, Господи, взор привлек мою душу. Мое сердце возлюбило Тебя». И так, советую: сидите дома и безмолвствуйте по силе своей. Я понимаю Вас пред Богом и желаю Вам на земле пребывать с Господом и Его Пречистою Матерею. И все святые молятся за нас. Они Духом Святым любят Господа и нас грешных. И так милостивый Господь святым дал Духа Святаго. Они любят Господа Духом Святым, и Господь любит их. Если сын Ваш любит пастырей, святых архиереев и священников, и монахов, то велика с ним милость Божия. А если не любит, то он будет мирской. Но заповеди Божии — одним монахам удобнее их соблюдать. Прошу смиренно помолиться за меня, дабы я научился Христову смирению, славить Творца и благодарить Его за великие милости, что Он меня грешнаго миловал.

Сх[имонах] Силуан, Гора Св.Афон.

О.Мефодий сказал, когда деньги пришлет, икона есть, 5 долларов с пересылкой.

Радуйся, госпожа Надежда, что любит нас грешных Господь. Получил от Вас доллар и его дал молиться за Вас и ваши имена записаны поминать. Четки освящены от древа Животворящаго Креста. Я по ним сам молился. Я хотел бы новые Вам послать, но Вы пожелали старые. Скажите Евфимии, рабе Божией, пусть она усердно молится за мужа и несет немощи его. Думаю, что он поправится. Душа моя его много возлюбила. Напишите мне за него. Как он мои советы принял. А Вас во всем Господь вразумит, и молитесь за меня, чтобы я стяжал Христово смирение и любовь, и тогда будет смерть мила.

Сх[имонах] Силуан, Гора Св.Афон

Много мы видим в тебе чудес, милости Божией за молитвы Божией Матери.

Христос Воскрес! Госпожа Надежда, да утешат Господь и Божья Матерь Вашу душу и сына Бориса. Дай, Господи, ему поправиться, но предаваться надо Воле Божией и жить по воле Божией. У меня болит голова 40 лет, и я терплю, знаю, болезнь, она дана мне: да не превозношусь. И понял я: день и ночь надо учиться Христову смирению — и обрящем покой. Если бы люди знали, что такое Христово смирение и кротость и покой, то все бы люди побросали все науки и научились бы кротости и смирению. Кого Дух Святой научил, он желает учиться день и ночь Христову смирению, и того другим желаю я. И меня помяните в молитве, да научусь Христовой кротости, смирению, их желает душа моя. Желаю я сего дара. Кто познал Господа Духом Святым, тот скучает по Нем день и ночь: «Почто Ты оставил Меня, Господи? Душа моя скучает по Тебе день и ночь. Как мне по Тебе не скучать. Твой тихий и кроткий взор привлек душу мою. Я сердцем возлюбил Тебя». И так, потеряв благодать, и будет скучать, подобно Адаму, выгнанному из Рая. Адам взывал: Господи, скучает душа моя по Тебе, и слезно ищу Тебя. Так и я прошу у всех св. молитв, да научусь Христову смирению, не терять Благодать Св. Духа. Духом Святым познается Господь. Получил от Вас 2 доллара, за что Господь Вам воздаст. Обитель молится за Вас, и я грешный молюсь. В монастырь идти нельзя, пока сына не определишь, чтобы он был покоен. Молитвы Господь принимает на всяком месте и во всякое время.

Госпожа Надежда, будь мыслью в Боге и на Него надейся. Он нас грешных много любит и не велит колебаться мыслью, переезжать с места на место без нужды. Будьте покойны в Боге, и все земное забывайте от любви Божией. Он Сам велел Его так любить всей душой и мыслью, чтобы мы забывали земное. Сидите дома и благодарите Господа от всей души. Который за скорби благодарит Бога, у того они малы бывают, потому что душа предалась воле Божией и Дух Божий веселит душу упованием на Бога. Все люди, которые возложили упование на Бога, они покойны в Боге на всяком месте, потому что внутри души веселит их Благодать. Но если кто потерял Ее, то опять ее ищет покаянием, и Господь опять дает. Он нас много любит. Он говорит в Евангелии: «Иду к Отцу Моему и Отцу вашему, иду к Богу Моему и Богу вашему». Видите, как Он нас много любит. Милости эти слова исполнены, любви и милосердия. Будем помышлять день и ночь, что любит нас грешных Господь и зовет к Себе. «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы». А покой в Боге есть забыть все земное, чтобы ум не забыл Любовь, хотя руки и работают, но душа забыть Бога не может, потому что душа возлюбила, и Дух Божий веселит душу. Скорбей земных душа не боится, но боится как бы не потерять любовь Божию, и тогда после потери в душе будет уныние и скорби. Возблагодарим Господа и Его Пречистую Матерь, нашу молитвенницу пред Богом, и будем и святых просить, они в Духе Святом любят нас так, как и Господь, им Господь дал Духа Святаго молиться за Нас остальным людям. Кто порченый, подобно мне, пусть читает больше Евангелие и кается, и милостивый Господь дарит ему прощения и мир душевный.

Малоизвестное письмо преподобного силуана

Христолюбивая Госпожа Надежда!

Получил от Вас доллар и молюсь Господу о Вас и о сыне Вашем Борисе. Ждет нас Господь ни небе. Будем молиться и благодарить Господа. Он милостив. Много нас грешных любит и ждет нас со святыми к Себе. Надо себя смирить ради Господа, и будем врагов любить, как заповедал нам Господь. Потерпим скорби ради Бога, а там когда душа увидит Господа и от любви Его все скорби забудет, там и о сыне мы вспомнить не можем — такой Приятный и Кроткий наш Господь. Слезно пишу сии строки боголюбию Вашему.

Схимонах Силуан грешный. Да поможет Вам Господь и Божья Матерь со Святыми.
1937 г.

Радуйся, Госпожа Надежда Христова!

Милостивый Господь любит Своих рабов и дает им скорби на земле, чтобы в скорбях душа научилась смирению и преданности воли Божией и обрела душа в боли покой, за который сказал Господь: «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Я ходил в лавку, чтобы послать Вам икону Божией Матери, но нету такой иконы. Молитесь Божией Матери и мученику Мине, и она найдется. Но обличать не надо, но предаваться воле Божией. Это еще лучше. Хозяину иконы скажите: Великую милость Божия Матерь воздаст ему. Только пусть Бога благодарит за все, Господа и Божию Матерь. Мужа не бросайте, но молитесь, чтобы он с покаянием помер. Уговаривайте его, что Господь любит грешников кающихся и умер за нас в страданиях на кресте и место уготовал на небесах «идеже Аз, там и слуга Мой будет, да видит славу Мою». Ах, как бы мы знали, как нас Господь любит грешных, дает нам Духа Святого. Им познается Господь и Его любовь, но мы теряем благодать Святого Духа за горделивость, и мучают нас страсти, дурные пороки, но надо с ними бороться, просить день и ночь помощь Божию и Божией Матери, и Господь поможет. А если икона найдется, то предаваться Воли Божией. Милостивый Господь, смотря на нас, и все нужды наши знает. Мы Господа не видим, а он нас видит, и мы должны учиться жить по воле Божией. Я хотя Вам и пишу за скорби много, любя Вас, но своих у меня много скорбей. Я в них виноват сам, потому что не научился Христову смирению, а без него теряется благодать Святого Духа и душа скорбит по благодати. Благодатию Христовою душа покойна в боли, а ваши большие скорби. Но они временны. После смерти, если кого Господь сподобит видеть Господа, то он от любви Его не может вспомнить про родных. Такой наш Господь. Пишу, и дух мой радуется милосердию Божию, Славе Его. О сподоби нас, Господи, видеть Тебя во славе красоты Твоей неописанной. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, что так нас много Господь грешных любит. Умер за нас на кресте и дал Духа Святаго Апостолам, но мы теряем Его. Но Господь дал покаяние, и радуется Господь кающемуся грешнику, говорит Святое Писание.

Мужа можно пугать: «Если ты не будешь исправляться, то я брошу тебя», но на самом деле бросить его Богу неугодно.

Отец Мефодий кланяется вам и благодарит за деньги, и я получил. Спаси Вас, Господи.

Гора Св.Афон, много мы видим в. тебе чудес за молитвы Божией Матери. Описать их ум короток.

Христос Воскрес, Госпожа Надежда!

Дай Вам Господи и сыну Вашему Борису любить Господа всей душой. Господь сказал: «Любящий Меня заповеди Мои соблюдает». А если Вы заповеди соблюдаете, то Вы этим помогаете Церкви. Преподобный Серафим Саровский жил в лесу и помогал Церкви молитвою и сохранял заповеди Господни. И так святые из пустыни помогали Церкви молитвою. Ваша обязанность воспитать сына и представить его чистым Христу, а когда он будет чист, Дух Святой в нем будет жить, и он будет молитвенник за весь мир, а если потеряет благодать, то будет рыдать подобно Адаму, выгнанному из рая. Адамовы скорби описать трудно, но кто познал Господа и потерял эту любовь, тот разумеет скорби Адама. Он взывал: «Душа моя, Господи, скорбит по Тебе, что я не вижу Тебя. Как мне не скорбеть. Твой тихий и кроткий, Господи, взор привлек мою душу. Мое сердце возлюбило Тебя». И так, советую: сидите дома и безмолвствуйте по силе своей. Я понимаю Вас пред Богом и желаю Вам на земле пребывать с Господом и Его Пречистою Матерею. И все святые молятся за нас. Они Духом Святым любят Господа и нас грешных. И так милостивый Господь святым дал Духа Святаго. Они любят Господа Духом Святым, и Господь любит их. Если сын Ваш любит пастырей, святых архиереев и священников, и монахов, то велика с ним милость Божия. А если не любит, то он будет мирской. Но заповеди Божии — одним монахам удобнее их соблюдать. Прошу смиренно помолиться за меня, дабы я научился Христову смирению, славить Творца и благодарить Его за великие милости, что Он меня грешнаго миловал.

Сх[имонах] Силуан, Гора Св.Афон.

О.Мефодий сказал, когда деньги пришлет, икона есть, 5 долларов с пересылкой.

Радуйся, госпожа Надежда, что любит нас грешных Господь. Получил от Вас доллар и его дал молиться за Вас и ваши имена записаны поминать. Четки освящены от древа Животворящаго Креста. Я по ним сам молился. Я хотел бы новые Вам послать, но Вы пожелали старые. Скажите Евфимии, рабе Божией, пусть она усердно молится за мужа и несет немощи его. Думаю, что он поправится. Душа моя его много возлюбила. Напишите мне за него. Как он мои советы принял. А Вас во всем Господь вразумит, и молитесь за меня, чтобы я стяжал Христово смирение и любовь, и тогда будет смерть мила.

Сх[имонах] Силуан, Гора Св.Афон

Много мы видим в тебе чудес, милости Божией за молитвы Божией Матери.

Христос Воскрес! Госпожа Надежда, да утешат Господь и Божья Матерь Вашу душу и сына Бориса. Дай, Господи, ему поправиться, но предаваться надо Воле Божией и жить по воле Божией. У меня болит голова 40 лет, и я терплю, знаю, болезнь, она дана мне: да не превозношусь. И понял я: день и ночь надо учиться Христову смирению — и обрящем покой. Если бы люди знали, что такое Христово смирение и кротость и покой, то все бы люди побросали все науки и научились бы кротости и смирению. Кого Дух Святой научил, он желает учиться день и ночь Христову смирению, и того другим желаю я. И меня помяните в молитве, да научусь Христовой кротости, смирению, их желает душа моя. Желаю я сего дара. Кто познал Господа Духом Святым, тот скучает по Нем день и ночь: «Почто Ты оставил Меня, Господи? Душа моя скучает по Тебе день и ночь. Как мне по Тебе не скучать. Твой тихий и кроткий взор привлек душу мою. Я сердцем возлюбил Тебя». И так, потеряв благодать, и будет скучать, подобно Адаму, выгнанному из Рая. Адам взывал: Господи, скучает душа моя по Тебе, и слезно ищу Тебя. Так и я прошу у всех св. молитв, да научусь Христову смирению, не терять Благодать Св. Духа. Духом Святым познается Господь. Получил от Вас 2 доллара, за что Господь Вам воздаст. Обитель молится за Вас, и я грешный молюсь. В монастырь идти нельзя, пока сына не определишь, чтобы он был покоен. Молитвы Господь принимает на всяком месте и во всякое время.

Госпожа Надежда, будь мыслью в Боге и на Него надейся. Он нас грешных много любит и не велит колебаться мыслью, переезжать с места на место без нужды. Будьте покойны в Боге, и все земное забывайте от любви Божией. Он Сам велел Его так любить всей душой и мыслью, чтобы мы забывали земное. Сидите дома и благодарите Господа от всей души. Который за скорби благодарит Бога, у того они малы бывают, потому что душа предалась воле Божией и Дух Божий веселит душу упованием на Бога. Все люди, которые возложили упование на Бога, они покойны в Боге на всяком месте, потому что внутри души веселит их Благодать. Но если кто потерял Ее, то опять ее ищет покаянием, и Господь опять дает. Он нас много любит. Он говорит в Евангелии: «Иду к Отцу Моему и Отцу вашему, иду к Богу Моему и Богу вашему». Видите, как Он нас много любит. Милости эти слова исполнены, любви и милосердия. Будем помышлять день и ночь, что любит нас грешных Господь и зовет к Себе. «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы». А покой в Боге есть забыть все земное, чтобы ум не забыл Любовь, хотя руки и работают, но душа забыть Бога не может, потому что душа возлюбила, и Дух Божий веселит душу. Скорбей земных душа не боится, но боится как бы не потерять любовь Божию, и тогда после потери в душе будет уныние и скорби. Возблагодарим Господа и Его Пречистую Матерь, нашу молитвенницу пред Богом, и будем и святых просить, они в Духе Святом любят нас так, как и Господь, им Господь дал Духа Святаго молиться за Нас остальным людям. Кто порченый, подобно мне, пусть читает больше Евангелие и кается, и милостивый Господь дарит ему прощения и мир душевный.

СИЛУАН АФОНСКИЙ

В миру Семен Иванович Антонов, родился в 1866 году в селе Шовском Шовской волости Лебедянского уезда [1] Тамбовской губернии в крестьянской семье. Большая и дружная семья жила бедно, однако отец, подобно многим русским крестьянам, любил оказывать гостеприимство странникам и беседовал с ними о Боге и христианской жизни. С детства Симеон трудился вместе со старшими, в меру сил помогая отцу в поле и братьям на строительных работах в помещичьем имении.

О родителях своих он всегда говорил с особым благоговением, а об отце часто любил повторять: «. Хотел бы я иметь такого старца, он никогда не раздражался, всегда был кроткий и ровный. Когда случится в доме беда, он остается покоен. После пожара ему говорили: «Ты, Иван Петрович, погорел», а он отвечает: «Бог даст, поправлюсь». Однажды мы шли мимо нашего поля, и я сказал ему: «Смотри, у нас воруют снопы», а он: «Э, сынок, Господь нам уродил хлеба, нам хватит, а кто ворует, — стало быть, у него нужда есть».

Со временем юноша стал просить родителей отпустить его в монастырь, он хотел принять постриг в Киево-Печерской Лавре. Отец настоял на том, чтобы сын сначала поступил на воинскую службу и лишь после ее прохождения решил, кем ему быть. Воинскую службу Симеон проходил в Санкт-Петербурге.

По окончании военной службы Семен пробыл дома лишь одну неделю и уехал на Афон.

Осенью 1892 года он прибыл русский монастырь святого великомученика Пантелеимона. Первым послушанием стала работа на мельнице.

В 1896 г. пострижен в монашество с именем Силуан.

В самом начале молитвенного подвига он пережил такого рода искушения, о которых можно прочесть в древних патериках и наблюдать их массовый характер в наши дни: искушение подмены, прельщение чудесными явлениями, дающими ложную духовность. Однажды ночью келия брата Симеона наполнилась страшным светом, пронизавшим даже тело его, так что он увидел свои внутренности. Помысел нашептывал ему: «Прими — это благодать», душа смутилась, и дух покаяния отступил от нее. Потом старец сокрушенно скажет, что «всю жизнь надо плакати о грехах своих — таков путь Господень», — и это есть подлинная православная духовность, в отличие от всех других «возводящих на небо» учений, питающих гордость человеческую.

Своих учеников он не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не находился. «Трудно жить без старца, — говорил он впоследствии. — Неопытная душа не разумеет воли Божией, и много скорбей перенесет она прежде, чем научится смирению». Сам он, подобно большинству монахов, воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции, проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, длительных богослужениях в храме, постах и бдениях, частой исповеди и Причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде.

Спал он сидя, один-два часа в сутки урывками по 15-20 минут, ночь отдавая Иисусовой молитве. В непрестанной борьбе прошло пятнадцать лет. И однажды ночью, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не давалось, монаха Силуана охватило болезненное томление: столько лет предельных для человека усилий, и еще скрывается желанный Господь! Отец Силуан произнес в сердце своем: “Господи. что я должен делать, чтобы молиться Тебе чистым умом. чтобы смирилась моя душа?”. И был ему ответ в сердце от Бога: держи ум твой во аде, и не отчаивайся.

Прожив сорок шесть лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустынь, считая, что без благоволения Божия они сами по себе являются лишь вспомогательными средствами, а не целью христианской жизни. Находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь ко спасению.

Он писал записки, опубликованные в 1952 г. его учеником архимандритом Софронием (Сахаровым).

Скончался 24 сентября 1938 г. во втором часу ночи, поболев перед смертью чуть больше недели. Был погребен в тот же день вечером в 4 часа.

Афонское монашество в своем трезвом недоверии к человеку держится правила: «Никого прежде конца не ублажай». Уже после кончины старца отцы афонские говорили: «Теперь видим, что старец Силуан достиг меры святых отцов. Кончина его в этом убедила». Незадолго до смерти в ответ на вопрос: «Старец, Вы хотите умереть?» он сказал: «Я еще не смирился», но все его поведение в монастырской больнице было исполнено сокровенного смирения и тишины.

В 1992 г. его имя внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Молитвословия

Серафи́мския любве́ ко Го́споду пла́менный ревни́телю/ и Иереми́и, о наро́де пла́чущему, усе́рдный подража́телю,/ всеблаже́нне о́тче Силуа́не,/ ты́ бо, зо́ву Ма́тере Го́спода Си́л вне́мляй,/ зми́я грехо́внаго мужему́дренно изрыгну́л еси́/ и в Го́ру Афон’скую от суеты́ ми́ра удали́лся еси́,/ иде́же в труде́х и моли́твах со слеза́ми/ благода́ть Свята́го Ду́ха оби́льно стяжа́в,/ е́юже сердца́ на́ша воспламени́/ и с тобо́ю уми́льно взыва́ти укрепи́:/ Го́споди мо́й, Жи́зне моя́ и Ра́досте Свята́я,// спаси́ ми́р и на́с от вся́ких лю́тых.

Кондак, глас тот же

Смиренному́дрия испове́дниче преди́вный/ и человеколю́бия Ду́хом Святы́м согрева́емая добро́то,/ Бо́гу возлю́бленне Силуа́не,/ о по́двизе твое́м Це́рковь Ру́сская ра́дуется,/ и́ноцы же Горы́ Афо́нския и вси́ христиа́нстии лю́дие,/ веселящ’еся, сыно́внею любо́вию к Бо́гу устремля́ются./ Его́же моли́ о на́с, равноа́нгельне богове́дче,// во е́же спасти́ся на́м, в горе́нии любве́ тебе́ подража́ющим.

Записки прп. Силуана

Как отмечает архимандрит Софроний, преподобный Силуан был человеком “малограмотным, в детстве ходил в сельскую школу только “две зимы”, но от постоянного чтения и слышания в церкви Священного Писания и великих творений Святых Отцов, он очень развился и производил впечатление начитанного в монашеском отношении человека. От природы у него был живой, сообразительный ум, а долгий опыт духовной борьбы, внутренней умной молитвы, опыт исключительных страданий и исключительных Божественных посещений — сделал его нечеловечески мудрым и проницательным” [2]. Поэтому писания преподобного Силуана не всегда соответствовали правилам правописания и требовали существенного редактирования. Уже сама способность преподобного Силуана письменно изложить столь великие мысли можно по праву считать чудом Божиим (Достаточно сравнить вторую часть книги “Старец Силуан” (“Писания старца Силуана”) с письмами преподобного Силуана к монахине Силуане (Соболевой) [3]).

В издании книги “Старец Силуан”, подготовленном Иоанно-Предтеченским монастырем в Эссексе, приведены фотографии нескольких станиц этих оригинальных записей преподобного Силуана [4].

Литература

  • Софроний (Сахаров), архим., Старец Силуан, Эссекс: Монастырь св. Иоанна Предтечи, 1990.

Использованные материалы

[1] Важнейшие селения европейской России. Тамбовская губерния. Список важнейших селений. Лебедянский уезд, частный генеалогический сайт Вячеслава Довбешко, http://поиск-липецк.рф/2014/01/

[2] Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. -Эссекс: Монастырь св.Иоанна Предтечи, 1990. С. 24-25

[3] Преподобный Силуан Афонский. Письма к духовной дочери // Христианос. -Рига, 1991. -№ 1. -С.70-76

[4] Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. -Эссекс: Монастырь св.Иоанна Предтечи, 1990. C. 24-25, 116-117

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector