4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы и формы организации урока

Формы и методы обучения по ФГОС

ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. Какие же формы и методы предлагают методисты для построения уроков в контексте ФГОС?

Многие путают термины «методы» и «приемы», употребляя их как синонимы. Между тем, метод — это способ совместной деятельности учителя и ученика. Прием — лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода.

Форма урока — это формат, в котором построен весь урок. В структуре ФГОС предложена новая классификация типов уроков, а формы проведения выбираются свободно.

Типы уроков по ФГОС

  • Тип «урок усвоения новых знаний».
  • Тип «урок комплексного применения ЗУН (урок-закрепление)».
  • Тип «урок актуализации знания и умений (урок-повторение).
  • Тип «урок обобщения и систематизации».
  • Тип «урок контрольного учета и оценки ЗУН».
  • Тип «урок коррекции ЗУН».
  • Тип «комбинированный урок» — может сочетать в себе несколько типов уроков, соответственно — и форм проведения.

Классификация форм уроков

  • Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.
  • Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет.
  • Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.
  • Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет, суд.
  • Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.
  • Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.
  • Интегрированные уроки.

Каждую форму урока можно интерпретировать для любого типа урока по ФГОС. Четких правил нет, и все зависит от фантазии учителя и от поставленных целей для конкретного урока.

Классификация методов

В методике приводится следующая классификация методов обучения:

  • Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.
  • Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
  • Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.
  • Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
  • Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
  • Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
  • Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
  • Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
  • Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
  • Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.

Выбор метода зависит от многих условий:

  • цели обучения;
  • уровня подготовленности учащихся;
  • возраста учащихся;
  • времени, отведенного на изучение материала;
  • оснащенности школы;
  • теоретической и практической подготовленности учителя.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы.

Формы организации урока

В последнее время начали получать широкое применение уроки проблемного и развивающего обучения, различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы, которые развивают познавательную активность, инициативу, творчество.

Просмотр содержимого документа
«Формы организации урока»

Формы организации урока

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Урок — это форма организации обучения, живая и гармоничная часть педагогического процесса. Любой урок должен органически вписываться в систему работы учителя и осуществлять какую-то конкретную часть общих задач обучения. В то же время он должен отличаться целостностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты. Как традиционный, классический, так и нетрадиционный уроки должны являться конкретным воплощением и выражением той или иной методической концепции. И одновременно урок — это показатель производительности труда учителя и учащихся. Конечно же, степень активности на уроке во многом зависит от самого ученика.

Рассмотрение целей и задач учебных занятий, типологии и структуры урока и педагогических требований к нему, особенностей состава учащихся помогает осознать важность, необходимость и сложность выбора путей совершенствования организации обучения.

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать.

В последнее время начали получать широкое применение уроки проблемного и развивающего обучения, различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы, которые развивают познавательную активность, инициативу, творчество.

Форма урока — это формат, в котором построен весь урок.

Новые стандарты предполагают проведение нестандартных уроков.

Такие уроки это одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий.

Различают уроки по форме организации:

Беседа, лекция, опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, дискуссия, теоретическое и практическое занятие.

Нетрадиционные формы организации урока:

2. Уроки в форме соревнования и игр: путешествие, конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

3. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

4. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение

5. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

6. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз

7. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, цирк,

8. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

9. Интегрированные уроки.

В форме беседы полезно проводить и опрос, и объяснение нового материала на первой ступени обучения. Характерная особенность этой формы урока состоит в том, что учащиеся принимают в нем активное участие — отвечают на вопросы, делают самостоятельные выводы из демонстрационных опытов, объясняют явления. В начале урока целесообразно в форме беседы провести повторение с целью проверить знания учащихся и восстановить картину пройденного материала, чтобы перейти к последующим вопросам. Нужно тщательно подбирать вопросы и предвидеть возможные варианты ответов на них. Беседа должна проходить живо и непринужденно.

Задача урока-лекции познакомить учащихся с новым материалом, дать им наиболее полное и структурное понятие о рассматриваемом вопросе. Лекцию, как вид организации учебной деятельности, тоже принято делить на типы. Так, различают вводную лекцию, лекцию-дискуссию, строящуюся по принципу вопрос-ответ или визуальную лекцию с применением наглядных пособий или видеоматериалов.
Практическое занятие

Практическое занятие – одна из современных форм обучения в школе, направленная на закрепление теоретических знаний и выражается в применении, приобретенных умений и навыков на практике. Ценность таких занятий, прежде всего, в выявлении правильного понимания, полученной ранее информации и внесения, если это необходимо, нужных поправок и исправлений.

Исследование рассматривается как средство активизации процесса обучения. Дети вовлечены в интересную поисково-исследовательскую деятельность. В результате происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности, повышается уровень самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний.

Урок – игра занимает важное место в учебно — воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра — один из приёмов преодоления пассивности учеников;

4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Игру можно использовать при изучении любой темы, стоит только внести в урок элемент соревновательности или предложить участникам войти в какую-то роль. Ребята могут выступать в роли журналистов, актеров, писателей, исследователей и даже продавцов.

Урок-зачет — одна из форм организации контроля знаний, умений, навыков учащихся. Основная цель такого урока – диагностика уровня усвоения материала. Проводится на завершающем этапе изучения темы. Зачет выполняет не только контролирующую функцию, но и основное его назначение – систематизировать и обобщать материал по теме или разделу, уточнить знания по основным вопросам. Для зачета можно использовать итоговые уроки, уроки обобщающего повторения или уроки контроля и проверки знаний, умений и навыков

Если изучаемый материал основывается на хорошо усвоенном ранее, нетруден и хорошо изложен в учебнике, учебных пособиях, преподаватель может провести по соответствующей теме конференцию, организовать дискуссию учеников. Дискуссия должна быть подготовлена заранее, для чего учитель определяет учащимся темы докладов, основные направления самостоятельной работы. Роль педагога заключается в комментировании полемики школьников, подведении итогов обсуждения. Эта форма организации обучения рассчитана на учащихся, имеющих сформированные умения и навыки работы с литературой. Дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение.

Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.

Закрепление и совершенствование знаний можно помимо урока соответствующего типа проводить на семинаре, заключительной конференции, экскурсии. Семинар как форма организации обучения сочетает беседу и дискуссию учащихся. Урок-семинар характеризуется следующими признаками: самостоятельным изучением учащимися материала по заданной теме и обсуждением на спаренном уроке результатов их познавательной деятельности. При подготовке к таким урокам ребята учатся самостоятельно работать с литературой, подбирать материал, готовить сообщения, на самих уроках — выступать, дискутировать, отстаивать свои суждения.

Использование различных форм организации урока, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке, современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творчески думающего ученика.

Нетрадиционные формы и методы проведения уроков

Рекомендовано методическим советом ГУО “Субочский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа”

Нетрадиционные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся

Учитель живёт до тех пор, пока он учится; как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель.

Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными. Один урок сменяется другим, незавершенность повторяется, а неудовлетворенность результатами работы учителя и учащихся накапливается. Все это вызывает негативное отношение учеников к уроку в частности и к школе в целом, а у учителя – к педагогической деятельности.

Но бывает и по-другому. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это?

Урок — гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения

Традиционные уроки: уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела.

Нетрадиционный урок — это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру».

Нетрадиционные формы обучения предполагают:

• использование коллективных форм работы;

• привитие интереса к предмету;

• развитие умений и навыков самостоятельной работы;

• активизацию деятельности учащихся;

• при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;

• становление новых отношений между учителем и учениками.

Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.

Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного: общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности

Признаки нетрадиционного урока

Несет элементы нового, места проведения.

Используется внепрограммный материал.

Организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.

Привлекаются для организации урока люди разных профессий.

Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования ИКТ.

Выполняются творческие задания.

Проводится самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.

Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.

Планируется урок заранее.

Наиболее распространенные типы нестандартных уроков

Уроки — деловые игры

Уроки — пресс- конференции

Уроки с групповыми формами работы

Уроки взаимообучения учащихся

Уроки, которые ведут учащиеся

Уроки — творческие отсчеты

Уроки поиска истины

Уроки- лекции «Парадоксы»

Уроки «Следствие ведут знатоки»

Уроки — ролевые игры

Уроки – «круговая тренировка»

Уроки – игры «Поле чудес»

Классификация уроков нетрадиционной формы

Типы уроков и формы

Уроки формирования новых знаний

Уроки обучения умениям и навыкам

Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений

Уроки проверки и учёта знаний и умений

–лекции, уроки-экспедиции, уроки-путешествия, уроки-исследования, уроки-инсценировки, учебные конференции, интегрированные уроки-практикумы, сочинения, уроки-диалоги, уроки с ролевой, деловой игрой семинары внеклассного чтения, повторительно- обобщающие диспуты, игровые: КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», театрализованные (урок-суд), уроки-консультации, уроки-конкурсы, уроки-соревнования зачётные викторины, конкурсы, уроки-аукционы, урок- общественный смотр знаний, защита творческих работ, проектов, творческие отчёты

Советы педагогу, готовящему урок в нетрадиционной форме

Используйте как можно больше мотивационных факторов как на подготовительном этапе, так и во время проведения урока.

Не допускайте никаких излишеств.

Урок должен быть цельным.

Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в урок.

Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание с классом.

Залог успеха вашего нетрадиционного урока – заблаговременная, четко спланированная подготовка, продумывание форм и методов его проведения.

Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения – эмоциональный тон урока: общение педагога и учащихся, учащихся друг с другом.

Способствует развитию инициативы и коммуникативных навыков

Предполагает самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями

Искореняет негативные явления традиционного обучения и самое главное – приносят радость.

Нетрадиционные форма урока используются, в первую очередь, для повышения эффективности образовательного процесса за счет активизации деятельности учеников на уроке.

Для учащихся — переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве значит новые обязанности и ответственность.

Для педагога — это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нетрадиционные формы урока — это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.

Немаловажное значение при использовании нетрадиционных форм обучения имеет участие родителей в учебном процессе. Опыт убеждает в том, что познавательная активность и заинтересованность детей существенно возрастают, если к организации учебной деятельности учащихся привлекаются родители. Педагогу важно организовать совместную деятельность родителей и детей. Детям могут предлагаться домашние задания, связанные с получением информации от своих родителей, бабушек и дедушек.

Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые. Для успешной подготовки урока учитель должен хорошо знать предмет и методику, творчески подойти к работе. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Нетрадиционные формы урока — это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук. .

Но в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определятся самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.

Успех нетрадиционных уроков зависит от отдельных педагогических условий:

-взаимосвязь содержания нетрадиционных уроков с учебным материалом урока;

-направленность игры на развитие у учащихся интереса к изучаемому материалу;

-формирование у учащихся нравственных качеств

Нестандартные формы уроков повышают эффективность урока и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.

Наиболее важные особенности современного урока:

— создаётся доброжелательная атмосфера;

— формируется высокий уровень мотивации;

— придаётся большое значение способам учебной работы;

— уделяется специальное внимание развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ

Учёт особенностей учащихся класса: уровень класса; отношение учащихся к предмету; темп работы класса; отношение к разным видам учебной деятельности; отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным; общая дисциплина учащихся.

Общие правила, обеспечивающие успешное проведение урока:

1. Определить место урока в теме, а темы – в годовом курсе, выделить общую задачу урока.

2. Просмотреть учебную программу, прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить, что требуется от учителя к данному уроку.

3. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные ЗУН.

4. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу.

5. Сформулировать и записать её в плане таким образом, чтобы она была доступна, понятна учащимся, осознана ими.

6. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока.

7. Определить, какой учебный материал сообщить учащимся, в каком объёме, какие интересные факты, сообщить ученикам.

8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, наиболее эффективные способы формирования новых ЗУН.

9. Продумать, что и как должно быть записано на доске и в тетрадях учащихся.

10. Записать предусматриваемый ход урока в план урока, представив себе урок как целостное явление.

Анкета «Стиль деятельности учителя»

1. Если класс не приведен в порядок

1) моя реакция зависит от ситуации

2) я не обращаю на это внимание

3) не могу начать урок

2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте

1) в зависимости от ситуации

3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который

1) предлагает простор для творчеств

2)Не вмешивается в мою работу

3)Дает четкие указания

4. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана.

1) в зависимости от ситуации

2) предпочитаю импровизацию

5. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне

1)предпочитаю выяснить отношения

2) игнорирую этот факт

3) плачу ему той же монетой

6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять я

1) пытаюсь принять его точку зрения

2) перевожу разговор на другую тему

3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку

7.По- моему, в школьном коллективе важнее всего

1) работать творчески

2) отсутствие конфликтов

3) трудовая дисциплина

8. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика

1) нет, это недопустимо

2) затрудняюсь ответить

3) если ученик этого заслуживает

9. Непредвиденные ситуации на уроках

1) можно эффективно использовать

2) лучше игнорировать

3) только мешают учебному процессу

10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией

Если у Вас больше 1, то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения

Преобладание 2 варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.

Преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия-приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно. Значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

Проанализируйте свои достижения и ошибки. Откройте свои потенциальные возможности. Откажитесь от надежды на рецептурную методику, на чужие конспекты, на воспроизведение готовых уроков. Отнеситесь к процессу подготовки к урокам не как к наказанию, а как к источнику своего профессионального роста, интеллектуальных, духовных и творческих сил. Творческих Вам успехов!

Активные формы и методы проведения уроков

Ребенок — не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь.
Средневековые гуманисты.

Известно, что образование — один из главных институтов социализации личности. Главная цель образования — формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Современная российская школа находится в сложном периоде поиска и обретения нового смысла своего существования, без постижения которого невозможно исполнения её функций как ведущего института образования. Пожалуй, впервые в её истории отмечается такой пристальный интерес многих учителей к различным педагогическим концепциям, потребность в теоретическом осмыслении, обосновании своей педагогической деятельности и осуществляемых преобразований.

Так сложилось, что информатизация общества в нашей стране происходила на фоне неблагоприятных социальных факторов. Сегодня подавляющая часть учителей единодушны в том, что современные школьники существенно отличаются от тех, что обучались 10 — 15 лет назад. У значительной части нынешних учащихся снижен познавательный интерес, слабо развиты высшие психические функции — память, логика, мышление, анализ, а также самоконтроль. Такой ребёнок часто просто не понимает, что говорит ему учитель, не может уловить смысл прочитанного, ему не уразуметь кучу предметов, которые пытаются впихнуть в его голову. Постперестроечные дети в своём подавляющем большинстве правополушарные, которое развито в ущерб левому полушарию. Предполагается, что замедление темпов развития левого полушария произошло как следствия стресса «шокотерапии» постперестроечного периода, экономических реформ.

Очевидно, что неблагоприятным фактором социальной среды образовательное учреждение должно что-то противопоставить, поэтому перед системой образования остро стоит проблема внедрения современных достижений психологической науки в образовательный процесс. Решение этой проблемы позволит создать ученику комфортные условия в среднем образовательном учреждении, повысить качество образования и гарантировать успешность его обучения в ВУЗе. Очевидно, что сегодня использование только традиционных методов обучения не может привести к ожидаемому результату, более того, применение учителем авторитарного стиля управления по отношению к правополушарным детям может существенно ухудшить психологическую обстановку в классе, загнать ситуацию в тупик.

Психологи утверждают, что познавательная активность школьника — качество неврожденное и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием семьи, школы, труда и других социальных факторов. Действия учителя, которые побуждают школьников к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения к учебе. Единственной формой обучения в школе является урок.

Урок — это форма организации обучения, живая и гармоничная часть педагогического процесса. Любой урок должен органически вписываться в систему работы учителя. Каждый урок должен осуществлять какую-то конкретную часть общих задач обучения. В то же время урок должен отличаться целостностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты. Как традиционный, классический, так и нетрадиционный уроки должны являться конкретным воплощением и выражением той или иной методической концепции, практической пробой, определяющей ее правомерность и эффективность. И одновременно урок — это показатель производительности труда учителя и учащихся. Конечно же, степень активности на уроке во многом зависит от самого ученика.

Рассмотрение целей и задач учебных занятий, типологии и структуры урока и педагогических требований к нему, особенностей состава учащихся помогает осознать важность, необходимость и сложность выбора путей совершенствования организации обучения. Уровень общественного развития обусловливает усвоение больших объемов знаний, усложнение самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, пересмотра содержания, обогащения форм и методов обучения.

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать.

Взаимодействие структурных компонентов урока, характер их связей вытекает из законов, закономерностей и принципов обучения.

Этим и обеспечивается возникновение адекватных форм обучения. В последнее десятилетие начали получать широкое применение уроки проблемного и развивающего обучения, различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы, которые развивают познавательную активность, инициативу, творчество. Например, уроки деловых игр, уроки с использованием различных учебных дисциплин, уроки эвристического и проблемного обучения и другие. Развитие формы урока вызвано и стремлением обеспечить обучение и развитие отстающим, неуспевающим, а также — одаренным детям. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает — никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. Немалая роль в этом отводится так называемым нестандартным или нетрадиционным урокам.

Творческие принципы нетрадиционных уроков.

  • В организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении от рутины и формализма.
  • Максимально вовлечь учащихся класса в активную деятельность на уроке.
  • Основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность.
  • Поддерживать множественность мнений, альтернативность.
  • Развивать отношения взаимопонимания с учениками.
  • Уважительно относится не только к детскому знанию, но и к незнанию.
  • Использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.

Эти принципы задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на конкретную деятельность обучения.

Классификация нетрадиционных уроков.

  1. Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок-диспут, урок-общественный смотр знаний, урок с применением компьютеров.
  2. Уроки с использованием игровых ситуаций: урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция, урок-КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, урок-театрализованное представление и т.д.
  3. Уроки творчества: урок-выпуск «живой газеты», урок изобретательства, комплексно-творческий урок.
  4. Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция, урок-семинар, урок-экскурсия, урок-конференция, урок-консультация, зачетно-тематический урок или жe урок — научное заседание по определенной теме.

Активные формы и методы обучения преобладающие при проведении нетрадиционных уроков позволят учителю развивать у учащихся творческие способности, формировать самостоятельность в подготовке и отборе материала, составлении сценария, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. Конечно, формы нетрадиционных уроков весьма разнообразны. Выбор формы зависит от многих обстоятельств: возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки, информированности, каких-то психологических особенностей, контакта учителя с учениками и т.д.

Кроме того, активными методами обучения можно назвать те, которые направлены на мыслительную и познавательную деятельность ученика, это словесные методы (рассказ, беседа, чтение); наглядные (демонстрация учебных пособий, опытов), методы проблемно-поисковые и репродуктивные.

Эти методы можно применять на многих уроках. Новые формы уроков позволяют использовать эти методы оптимально сочетая их, учитывая содержание материала, дидактические цели урока и возрастные особенности учащихся. В подготовке к таким урокам учитель сам выбирает форму и методы проведения, это позволяет не только совершенствоваться в области методики проведения, но и откроет в себе творческие идеи и замыслы.

Конечно же, такие уроки требуют большой подготовки не только учителя, но и учащихся.

Любому уроку, как авторскому произведению, должны быть присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности учителя и учеников, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности и поведение школьников становятся развивающими.

Периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков.

В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность выполняет только учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи и т.д.). Получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, презентаций, изготовление необходимого дидактического материала, и т.д.

2. Собственно урок (выделяется три основных этапа)

Первый этап

Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся; ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности, возрастные и психологические особенности.

Второй этап

Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.

Третий этап

Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.

Советы учителю, готовящему урок в нетрадиционной форме

  • Ничего не демонстрируйте на уроке специально (например, ТСО ради ТСО)
  • Не жалейте мотивационных моментов как на подготовительном этапе так и во время проведения урока. Не допускайте никаких излишеств. Урок должен быть цельным гармоничным, ведь гармония — высшая цель в нашем творении.
  • Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в урок.
  • Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание, общий язык с классом, взаимное доверие и уважение.
  • Залог успеха вашего нетрадиционного урока — заблаговременная, тщательная, чётко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения.
  • Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения — эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя и учащихся, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

Очевидно, что рассмотренные вопросы — это только ориентиры, намётки для педагогического творчества. Но они помогут начать, устанавливая некоторые точки опоры.

Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во всё более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности.

Формы организации обучения. Современный урок. Требования к уроку. Классификация уроков. Комбинированный урок.

Формы организации обучения — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в определенном порядке. Классифицируются по:

1. Количеству учащихся — массовые, групповые и индивидуальные.

2. Месту учебы — школьные и внешкольные.

3. Продолжительности — классический урок 45 минут, пара 90 минут.

История развития школы знает разные формы организации обучения:

  • индивидуально-групповые (репетиторство, гувернерство);
  • дифференцированного обучения по способностям — Мангеймская система Зиккенгера;
  • Белл-ланкастерская (Англия, Индия), где разновозрастные группы и старшие учат младших;
  • Бригадное обучение (советская школа в 20-е годы);
  • американский «план Трампа» — 40% времени в больших группах, 20% в малых, 40% самостоятельная работа.

Школе понадобились тысячелетия, чтобы великий Ян Амос Коменский сделал открытие: детей лучше учить в классе, когда они работают сообща. Появилась классно-урочная система (17 век). Ее особенности:

  • постоянный состав учащихся одного уровня подготовки и возраста — класс;
  • каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;
  • учебный процесс осуществляется в виде уроков, каждый из которых посвящен одному предмету;
  • постоянное чередование уроков;
  • руководящая роль учителя.

Преимущества классно-урочной системы: строгая оргструктура, экономична, создает предпосылки для взаимообучения, коллективная деятельность, соревновательность, возможности для воспитания и развития. Недостатки: ориентация на среднего ученика, отсутствие индивидуальной учебно-воспитательной работы (второгодники), навязывает жесткий ритм и искусственную организацию работы (по Н.К. Куписевичу).

Культурологический феномен, созданный педагогической мыслью — урок — это законченный в смысловом, организационном и временном отношении этап учебного процесса. Именно уроки составляют в школе основу целостного педагогического процесса. Дадим характеристику уроку. Современный урок — это:

1. Открытие истины, поиск истины и ее осмысление. Это организованное духовное общение, содержанием которого является научное знание, а результатом — интеллект каждого субъекта, духовное обогащение. Истина не вкладывается в ученика как в мешок, истина постигается, наполняется личностным смыслом. Приемы: недописанный тезис, трансляция «я» учителя, мотивация.

2. Часть жизни ребенка и проживание ее должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Формирование поведенческих привычек — приветствие, взаимное внимание, доброжелательность, этикет. Воспитание — это вхождение ребенка в современную культуру совместно с учителем и с его помощью.

3. Свободный урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить свободу для индивидуального развития. Ученик всегда выступает в роли цели и никогда — в роли средства. Личностный подход.

4. Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений. Приемы: авансирование, оценка детали, снятие страха, доброжелательность, не сравнивать с другим.

5. Полоролевое воспитание.

6. Организация групповой деятельности.

7. Гармоничный урок, соответствие содержательной стороны урока и его внешней формы, чувство меры. Благоприятная психологическая атмосфера урока. Приемы: корректировка педагогических ситуаций, игры, приемы саморегуляции, привнесение ценностей — утвердить истину, проявить добро, обозначить красоту.

Общие требования к уроку в соответствие с функциями обучения конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях к уроку.

Дидактические требования к уроку:

  • четкое определение образовательных целей и задач;
  • учет принципов обучения;
  • оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
  • опора на достигнутый уровень;
  • сочетание видов, методов и форм обучения;
  • сочетание коллективной и индивидуальной самостоятельной деятельности;
  • установление межпредметных связей;
  • тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.

Воспитательные требования к уроку:

  • постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала;
  • формирование жизненно необходимых качеств — внимательности, честности, коммуникативности, самостоятельности, усидчивости, ответственности, воспитание на общечеловеческих ценностях;
  • внимание к личности ученика.

Развивающие требования к уроку:

  • формирование и развитие положительных мотивов, интересов, творческой инициативы и активности учащихся;
  • занятия на «опережающем» уровне;
  • проектирование «зоны ближайшего развития»;
  • прогнозирование «скачков» в развитии;
  • оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в развитии.
  • по содержанию;
  • способу проведения;
  • дидактическим целям.

Главные типы уроков:

  • урок изучения новых знаний;
  • урок формирования новых умений;
  • урок обобщения и систематизации;
  • урок контроля и коррекции;
  • урок практического применения знаний и умений;
  • комбинированный урок.

Структура комбинированного урока берет начало от Я.А. Коменского и Г. Гербарта — 4-х звенная. Ее этапы: организационный момент и повторение изученного, изучение нового, закрепление и систематизация, задание на дом. Комбинированный урок гибкий, решает широкий круг задач, составляет 80% от общего числа уроков. Однако имеет недостаток, такой как нехватка времени на все этапы.

Подготовка урока — разработка комплекса мер организации учебного процесса, которые в данных условиях обеспечивают наивысший конечный результат. Содержит 3 этапа:

Составляется план-конспект урока:

1. Дата проведения и номер по тематическому плану.

2. Название темы и класса, где он проводится.

3. Цели и задачи образования, воспитания и развития.

4. Тип и структура урока с этапами и временем на каждый этап.

5. Содержание учебного материала. Уровень его раскрытия.

6. Реализация принципов обучения на уроке.

7. Методы и приемы работы на каждом этапе, их эффективность и целесообразность.

8. Способы взаимодействия учителя и учащихся, сотрудничество.

9. Учебное оборудование, реквизит.

10. Задание на дом.

11. Результаты урока: достижение целей и задач, выводы.

Вышеперечисленное (пункты 2-11 плана-конспекта урока) является также схемой анализа урока по М.К. Кирилловой, Е.Г. Федорцу.

Формы организационной работы на уроке по В.В. Дьяченко: индивидуальная, парная (учитель-ученик), коллективная (пары сменного состава), групповая, которая может быть фронтальной и бригадной. Вспомогательные, внеурочные формы обучения — экскурсии, факультативы, домашняя самостоятельная работа, консультации. Применяются в совокупности все формы обучения — и урочные, и внеурочные для достижения результата обучения.

Совершенствование урока проходит по следующим направлениям:

  • целеполагание и мотивация, увязывание целей с актуальными потребностями и возможностями;
  • содержание обучения;
  • структура;
  • методы и приемы обучения;
  • отношения учитель-ученик, их гуманизация, позиция ученика;
  • работа на результат — педагогические технологии.

Задача оптимизации состоит в выборе целесообразных и эффективных форм обучения, направленных на реализацию цели обучения.

Литература:

1. Харламов И.П. Педагогика. — М., 1998.

2. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. — М., 1998.

3. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. — М.: Проспект, 2005.

4. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Педагогика. Экзаменационные ответы для студентов. Серия: сдаем экзамены. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

5. Сластенин В.А. и др. Педагогика. — М., 2001.

6. Гин А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 1999.

7. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. — М., 1989.

8. Дьяченко В.К. Еще раз о коллективных учебных занятиях (технология педагогического труда) // Народное образование, N1, 1992. — с. 42-47.

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Теоретические основы организации урока.

В теории урока, необходимо рассмотреть соотношение следующих значимых понятий: часть урока, элемент урока, шаг урока, компонент, этап и звено урока. Максимальный набор элементов урока или этапов урока, образующих его макроструктуру:

– организационный этап;
– этап проверки домашнего задания;
– этап актуализации субъективного опыта учащихся;
– этап изучения новых знаний и способов деятельности;
– этап первичной проверки понимания изученного;
– этап закрепления изученного;
– этап применения изученного;
– этап обобщения и систематизации;
– этап контроля и самоконтроля;
– этап коррекции;
– этап информации о домашнем задании;
– этап подведения итогов учебного занятия;
– рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних актов и состояний.

В процессе обучения, находящегося в прямой зависимости от системы образования, реализуются идеи личностно-ориентированного подхода в образовании с использованием различных личностно-ориентированных технологий обучения. Например, такие технологии, как:

· адаптивная система обучения,

· технология дифференцированного обучения,

· технология модульного обучения,

· информационные технологии обучения (компьютерные технологии),

· технология полного усвоения знаний,

· технология коллективного способа обучения,

· технология интегрированного урока.

Каждый урок направлен на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого конкретизируем всевозможные требования к уроку в три группы: образовательные требования, воспитательные и развивающие требования.

Образовательные требования

1. Целенаправленность урока.

2. Рационализация и дифференциация информационного наполнения урока.

3. Обоснованный выбор средств, методов и приемов.

4. Разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся.

5. Вариативный подход к формированию структуры урока:
– использование современных технологий обучения;
– рациональное использование уроков традиционных и нетрадиционных форм;
– творческая основа.

6. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

Воспитательные требования

1. Выявление и использование на уроке воспитательных возможностей.

2. 2. Четкая постановка воспитательных целей и реализация этих целей через систему воспитательных задач.

3. Организация сотрудничества в процессе урока.

Развивающие требования

1. Развитие умений творческого характера (формирование опыта творческой деятельности).
2. Развитие речи, развитие мышления, развитие памяти, развитие сенсорной сферы, развитие двигательной сферы, развитие познавательного интереса и любознательности.

3. Формирование и развитие у учащихся системы не только специальных предметных, но и общеучебных умений и навыков, которые служат основой для реализации любой деятельности.

4. Изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития».
5. Проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии.
6. Развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной сфер личности.

Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряжен­ным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.

Современный урок — это взаимодействие учителей и учащихся с комплексом учебного оборудования, наглядных пособий, технических средств обучения, методических материалов, составляющих единую дидактическую систему. Наилучшие условия для этого предоставляются предметным учебным документам.

Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, вос­питания и развития учащихся.

Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достиже­ние которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе.

Урок — целостная, логически законченная часть образовательно­го пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитатель­ного процесса: содержание, средства, методы, организационные мо­менты.

Как известно, система уроков по любому предмету имеет цикли­ческий характер, обладая периодичностью в дидактическом смысле. Обычно цикл связан с крупной смысловой единицей учебного мате­риала — темой курса — и имеет следующие дидактические части:

изучение нового материала;

повторение изученного ранее;

контроль (диагностика) знаний;

применение знаний к решению задач;

формирование практических умений и навыков.

В соответствии с этим тематический цикл уроков содержит раз­личные их виды:

уроки изучения нового материала;

уроки применения знаний, формирования практических уме­ний и навыков;

В системе уроков по предмету могут быть некоторые специфичес­кие занятия в силу особенностей данного предмета как области на­уки или практики.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Беседа — метод обучения, предполагающий диалог между учителем и учащимися преимущественно по вопросам учителя. Представ­ляет собой цельное, логически связанное рассуждение, начинающее­ся постановкой цели и завершающееся выводами. Учитель, опираясь на имеющиеся у школьников знания, с помощью вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала, к последующим выводам и обобщениям. Беседа активизирует умственную работу учащихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос — задача, которую решают учащиеся. Виды бесед: подготовительная, сообщающая, эвристическая, воспроизводящая, обобщающая, по­вторительная. Беседы различных видов могут совмещаться, пересе­каться, перемежаться в зависимости от микроцели на определенном этапе урока.

Диалог — вид устной речи (реже письменной), характеризующей­ся сменой высказываний двух или нескольких говорящих лиц. Реплики (высказыва­ния) говорящих связаны между собой по смыслу и составляют вмес­те единое целое, поэтому диалог — вид связной речи или текста. В диалоге важную роль играют ситуация, жест, мимика, интонация. Для диалога характерны некоторые стилистические особенности: воп­росы, восклицания, эллиптические конструкции, междометия и час­тицы, обращения и пр. Развитие диалогической речи в школе проис­ходит в процессе бесед, в старших классах — обсуждений, реже — диспутов. Методика диалога пока мало разработана, поэтому диалог формируется в основном в быту. Чаще всего диалог используется на уроках иностранного языка как способ развития речевого общения.

Демонстрация на уроках — методический прием, показ на уроке всем учащимся одновременно таблиц, схем, моделей, картин, диа­позитивов, кино- и диафильмов, телепередач, изображений, про­ецируемых на экран с помощью графопроектора (кодоскопа).

Динамические таблицы, в отличие от готовых, статичных, — таб­лицы, составляемые самим учителем на небольшом стенде, имею­щем горизонтальные рейки-подставки. Удобство динамических таб­лиц в том, что они быстро обновляются, позволяют изменять ситуа­цию в процессе урока. Используются динамические таблицы не толь­ко при сообщении нового материала, но и при закреплении, при проверке знаний и умений. Подвижные элементы динамических таб­лиц, которые могут сниматься и заменяться другими, называются демонстрационными карточками. Такие карточки могут накапливать­ся в предметном кабинете по всем темам курса.

Дифференцированный подход в обучении — форма организации учебного труда учащихся (по мнению некоторых авторов, метод) на основе объединения их в рамках классного коллектива в небольшие группы по интересам, по уровню готовности, а в смешанных по национальному составу классах — по степени владения русским язы­ком.

Дозировка материала на урок. При поурочном планировании очень важно измерять насыщенность каждого урока.

Доказательство при изучении предметов — методический прием, развивающий мышление и речь и состоящий в обосновании какого-либо утверждения с помощью других мыслей, утверждений, уже до­казанных или принимаемых без доказательства (очевидных или недо­казуемых). Задания с предложением «докажи» широко используются как на уроках, так и в домашних заданиях учащимся.

Доклад — публичное сообщение на определенную тему.

Закрепление знаний, умений и навыков — вид учебной деятельнос­ти учащихся, организуемой и проверяемой учителем, направленной на осуществление принципа прочности усвоения материала.

Зачет — форма проверки и учета знаний, умений и навыков уча­щихся, используемая в средней школе.

Пересказ — вид работы учащегося, средство развития речи на основе образца.

Перфокарта — устройство для ускоренной проверки выполнен­ных заданий, а также для самопроверки.

Компьютер — современное техническое средство обучения.

Повторение материала на уроке — возвращение в процессе учеб­ной работы к изученному ранее с целью его закрепления, связыва­ния с новым материалом, с целью обобщения и систематизации изученного, установления внутрипредметных и межпредметных свя­зей.

Индивидуальное обучение — форма организации учебных занятий с отдельным учеником, вне классного коллектива.

Индивидуальный подход в условиях коллективной работы класса — один из принципов обучения. Предполагает знание и учет интересов, склонностей, уровня развития, пробелов в знаниях и умениях каждо­го ученика.

Консультация — форма учебных занятий, на которых преподава­тель разъясняет учащимся отдельные вопросы курса.

Конференция — собрание, на котором обсуждается какой-либо актуальный вопрос. Используется как прием развития познаватель­ных интересов и устной речи учащихся.

Лекционный метод в обучении — один из методов сообщения но­вого материала. Состоит в устном связном, последовательном, пол­ном и относительно законченном изложении целой темы или раздела курса.

Оборудование урока — комплекс (комплект) учебных пособий, используемых на данном уроке: учебник, дополнительные учебные пособия, дидактические материалы.

Открытый урок — форма обмена опытом работы.

Методическая работа с учителями предусматривает оказание им помощи, повышение их квалификации.

Методическая библиотека учителя — необходимое условие педа­гогического творчества и формирования мастерства учителя.

Практическая методика — новый, недавно появившийся тип ме­тодического пособия для учителей различных предметов.

Обобщение знаний по предмету — методический прием работы, опирающийся на мыслительную операцию обобщения и позволяю­щий добиваться понимания изученного материала учащимися.

Критерии оценки — средство измерения знаний, умений, навыков учащихся.

Работа над ошибками — одно из важнейших направлений обуче­ния, неотъемлемая часть системы обучения.

Развитие речи учащихся — процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стиля­ми) и механизмами речи — ее восприятием и выражением своих мыс­лей.

Разноуровневое образование — тип организации дифференцирован­ного подхода, обусловленный такими факторами, как интересы самих школьников, пожелания их родителей, уровень развития ребенка, позволяющий ему выйти на высокий уровень, его здоровье и способнос­ти.

Ролевая игра — методический прием обучения речи по коммуни­кативной методике.

Самоконтроль в учебной деятельности учащихся — необходимый этап учебного действия, который формируется с первых дней обуче­ния в школе, опирается на осознание школьниками своих познава­тельных действий.

Самостоятельная работа учащихся — познавательная, учебная де­ятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия.

Учебные таблицы по предмету — традиционный, распространен­ный вид печатных пособий, реализующий зрительную наглядность.

Теория речевой деятельности — относительно новая отрасль науки. Изучает речь как деятельность, ее функции, мотивы, связь с мышле­нием, процесс порождения речевого высказывания, механизмы речи, виды речи и особенности каждого вида.

Технические средства обучения — современное оборудование учеб­ного процесса, позволяющее воздействовать на слух, зрение учащих­ся, реализовать принципы наглядности и интереса в обучении.

Тестирование учащихся. В последние годы в школах активно ис­пользуется тестирование учащихся по учебным предметам. Созданы центры тестирования при различных учреждениях высшего профес­сионального образования.

Факультативные курсы по предметам — форма углубленного изу­чения одного из предметов по выбору самих учащихся, средство раз­вития познавательных интересов школьников, их способностей, а также профессиональной ориентации учащихся. В отличие от внеклассных занятий факультативные курсы проводятся по утвержденным Мини­стерством образования программам, по расписанию, в рамках отве­денного времени, с постоянным составом учащихся.

Воспитание внимания на уроках — одно из важнейших условий успешного обучения. Внимание — направленность сознания на опре­деленные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуаци­онную значимость.

Восприятие учебного материала — процесс отражения совокупно­сти свойств изучаемого явления, их узнавание и отнесение к опреде­ленной категории уже известных свойств и явлений, их осмысление.

Мотивация в учении школьников — побуждения, вызывающие их активность.

Развитие логического мышления на уроках. Основой развития логического мышления является усвоение системы языковых понятий, понимание структуры языка, закономерностей его функционирования..

Развитие памяти в обучении. Память состоит в запоминании, со­хранении и последующем воспроизведении человеком его знаний, опыта.

Развитие познавательного интереса к предмету — один из элемен­тов мотивации учения, активное отношение учащихся к материалу и к самому познанию, соответствующий настрой учащихся.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×